Тюмень (9.08.2005 г.) «Бхагавад-гита», 15.15

Диск 69, л. 10

Аннотация:

 С помощью ритуалов можно забыть о Боге. Способность видеть единство в многообразии. Есть некий духовный субстрат всего сущего. Закон кармы. Цель Вед — найти Кришну.

***

Я прочитаю 15 стих из 15 главы «Бхагавад-гиты», которая называется «Пурушоттама-йога» или «Йога Высшей Личности».

сарвасйа  чахам хрди саннивишто

маттах смртир джнанам апоханам ча

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо

веданта-крд веда-вид эва чахам

«Я пребываю в сердце каждого живого существа,  и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — постичь Меня. Я — истинный составитель «Веданты» и знаток всех Вед»

(Комментарий)

Пятнадцатая глава называется «йогой Высшей Личности». Как все остальные главы «Бхагавад-гиты» она называется йогой. Йога значит «связь» и различные формы этой связи, иначе говоря различные пути, различные методы, с помощью которых мы можем связаться с Богом, описывает «Бхагавад-гита» в разных частях. И 15 глава важна тем, что она позволяет нам понять, каким образом мы можем связаться ни с чем то еще, но с Пурушоттамой — с Верховной Личностью, с Самим Господом. И 15 глава начинается с описания материального мира как места, в котором живое существо запутывается, увязая в последствиях своей кармы. Там описана метафора баньянового дерева, по которому живое существо ползает, толком не понимая, что с ним происходит. И поистине этот мир огромное дерево, а мы маленький червяк на этом дереве, маленькая гусеница. Мы толком не знаем ни откуда растет это дерево, ни куда оно растет. Мы довольны, что у нас есть своя норка в этом дереве, трехкомнатная норка или 4-хкомнатная. Мир очень большой и никакой человек не в состоянии охватить своим взглядом, даже мысленным взором весь этот мир. И с самого начала Кришна объясняет, что это дерево — иллюзорное дерево, дерево, которое на самом деле нереально. Ашваттхам буквально значит «баньян». Но в переводе с санскрита, этимологически или разбивая на слоги,  можно перевести так: «то, что есть сегодня и чего не будет завтра». Весь этот мир имеет такую природу — сегодня он есть, завтра нет, сегодня мы видим его таким, завтра он совершенно другой. И Кришна объясняет, что живое существо может без конца ползать с одной ветки на другую. Будучи вечным. оно никогда не умирает, приобретая различные формы, переходя с одной ветки на другую, с одного листа на другой, оно бесцельно, бессмысленно ползает по этому дереву. Как червяк. Если посмотреть на червяка, то на первый взгляд кажется, что у него есть какая-то цель. Он куда-то ползет. После дождя червяки почему-то хотят пересекать асфальтовые дороги. Зачем? Почему? Чего они все выползают на асфальт? И почему нужно с целеустремленностью ползти через этот асфальт? Не понятно. Точно также и мы, души, ползающие по этому огромному миру, хотя на первый взгляд кажется, что у нас есть какая-то цель и мы ползем, но если посмотреть со стороны, то это цель такая же как у червяка — переползти через дорогу. Никакого особенного смысла в этом нет. И Кришна делает еще одно очень важное замечание в самом начале этой главы, то что к нашей запутанности или в нашу запутанность вносят свою лепту Священные Писания. На самом деле это парадоксально и в каком-то смысле шокирующее утверждение. В самом начале Кришна говорит, что листья на этом дереве — гимны Вед. Веды значит Священные Писания, Веды значит книга мудрости, которая, по идее, должна научить нас каким образом обрести цель жизни и таким образом прийти к Богу.  Но Кришна говорит, что на самом  деле они, как листья на  любом дереве только питают  дерево иллюзии этого мира. Я полагаю, что стоит нам с вами подумать над тем, каким образом Веды или Священные Писания вместо того, чтобы раскрывать нам глаза, закрывают их. Мы можем видеть, что религия, также как и все остальное в этом мире, может играть двоякую роль. Религия может учить человека истинной цели жизни. Но та же самая религия может превращаться, как говорил Карл Маркс, в опиум для народа, заставляя человека забыть об истинной цели жизни. На самом деле Кришна в этой главе, если мы будем внимательно читать стих за стихом, объясняет парадоксальную вещь. Этот парадокс заключается в том, что, в общем то, все в этом мире может либо помогать нам найти Бога, либо наоборот помогать нам забыть о Боге, включая Священные Писания. Мы можем видеть как люди злоупотребляют Священными Писаниями. Очень часто Библия или Коран являются для них поводом не для того, чтобы помнить о Боге, а для того, чтобы о Нем забыть.

О Боге можно забыть с помощью ритуалов. Регулярно исполняя механически ритуал и полагая, что таким образом я могу найти Бога,  человек на самом деле забывает о Боге, потому что он думает что: «Все, что нужно мне, я уже нашел. Вот я делаю свой ритуал, вот  я молюсь пять раз в день» (или десять раз в день, или двадцать. Не важно сколько, не важно что я делаю) Но очень часто Священные Писания будут для на ширмой, которая будет заслонять от нас Бога. Об этой главе можно много говорить. Но Кришна объясняет здесь, например, что Солнце и Луна, Он говорит, что: «Я есть Солнце и Луна, — Он описывает тут, что, —  в общем то, этот мир освещается Мной, что в этом мире люди видят что-то только благодаря Мне. Ночью они видят благодаря свету Луны,  днем они видят благодаря свету Солнца». Но мы знаем, что свет Солнца и Луны, с одной стороны, может раскрывать нам глаза, а с другой — закрывать. Потому что ночью свет Луны напоминает нам о Боге? Очень мало кому он напоминает о Боге. Большей частью он напоминает не о Боге, а о своей возлюбленной. Луна это очень романтическое светило и обычно влюбленные смотрят на Луну. Все остальные не смотрят на нее. Когда человек влюбляется, он говорит: «Луна, луна, луна». И таким образом он забывает о Боге.

И точно также Солнце. Если вдуматься, то любой свет может действовать двояко.  В том числе и свет разума, а свет разума очень сильно зависит от Солнца — Веды утверждают, что если не будет Солнца, то человек не сможет ни помнить, ни как следует соображать. Я думаю у всех вас есть этот опыт. Зимой, когда Солнца нет, ум покрывается если не паутиной, то очень толстой пленкой какого-то невежества, что-то там отключается внутри. И разум дан человеку для того, чтобы он помнил о Боге, ни для какой другой цели. Но человек использует тот же самый разум, чтобы забыть о Боге. Сейчас  люди научились использовать свой разум удивительным образом для того, чтобы забывать о Боге. Они изобрели потрясающий искусственный мир, где придумано огромное количество глупостей. У меня были споры с моим отцом в течение какого-то времени. Он был большим сторонником научно-технического прогресса и заядлым атеистом. Он все время мне говорил: «Вот, шариковые ручки видишь? Раньше люди о Боге думали и шариковых ручек не было, а сейчас перестали и шариковые ручки появились». Потом он с торжеством вынимал откуда-то транзисторный приемник и говорил: «Посмотри, приемник транзисторный. Тоже торжество человеческой мысли». И это в каком то смысле заставило меня задуматься и  понял, что действительно, раньше, когда люди думали о Боге, не было времени на то, чтобы изобретать транзисторные приемники. Как только они перестали о Нем думать, у них освободилось огромное количество времени для того, чтобы изобретать огромное количество ерунды. И с тех пор, как научный прогресс восторжествовал, список этой ерунды становится все длиннее, длиннее и длиннее. Каждый год изобретается что-то совершенно потрясающее. И у человека появляется все больше и больше возможности о Боге забыть с помощью транзисторных приемников, компьютера, интернета и т.п. Все это погружает человека в какое-то искусственное существование. Сегодня нам рассказывали про роботов-собак, которых изобрели японцы, которые идут на твой зов, смотрят тебе преданно в глаза и т.д.  Люди, давайте задумаемся над этим, тратят свою бесценную человеческую жизнь на то, чтобы изобрести новый вид собаки-робота. Единственное достижение их человеческой жизни будет заключаться в том, что они изобрели какого-то дурацкого робота  Это хорошо еще, это благородное занятие. Есть люди, которые изобретают новые виды унитаза, чтобы формы его были особенно округлыми, чтобы его можно было «вытолкнуть» на рынок и чтобы люди покупали новый, особенный, удивительный вид унитаза. Кришна говорит: «Я есть свет Солнца и Луны. Я дал вам этот свет», — в конечном счете свет знания. Но человек может пользоваться этим светом разума для того, чтобы помнить о Боге, но может пользоваться тем же самым разумом для того, чтобы забыть о Нем. Кришна объясняет, Сам Бог говорит нам: «Поймите, до какой степени вы зависите от Меня». Мы зависим от Него в том, чтобы соображать, в том, чтобы думать. Если вдруг Солнца не будет, мы перестанем даже мыслить. В предыдущем стихе Он говорит и Шрила Прабхупада упоминает это в комментарии к этому стиху: «Я огонь пищеварения в вашем желудке». Бог, Сам Бог становится огнем пищеварения. Он входит в желудок каждого живого существа и каждый день Он совершает чудо. На самом деле это чудо. Мы едим что-то, не понятно что, получаем от этого удовольствие и потом в результате мистического процесса, абсолютно мистического процесса пища преображается в наше тело, преображается в энергию, которую мы получаем. Кто это сделал? Кто это изобрел? Почему иногда пищеварение расстраивается? Сейчас у большей части людей желудок не варит. Почему? Потому что они в Бога не верят в том числе (смех). Но Кришна говорит: «Я огонь пищеварения. Я делаю это чудо, Я помогаю». Потому что кто это сделал? Кто может совершить это чудо — взять пищу и превратить ее в нас, в нашу энергию? Никто на самом деле, никакие ученые. Я сам биохимик по образованию. Никакие ученые до конца не знают каким образом пищеварение происходит. Это чудо. Нечто совершенно чуждое преобразуется в тело и энергию  жизнедеятельности. Причем иногда люди очень экзотические вещи начинают есть. Китайцы утверждают, что можно есть все, что ползает, летает и т.д. Современные люди гвозди едят, чтобы в книгу «рекордов Гиннеса» попасть. Даже гвозди перевариваются. Один человек автомобиль съел. Взял и съел автомобиль, чтобы его как самого большого идиота занесли в книгу «рекордов Гиннеса» (смех). Иначе что означает этот рекорд? Кому придет в голову есть автомобиль? На автомобиле нужно ездить. Но, тем не мене, даже автомобиль у него переварился. Кто кроме Бога может это сделать — переварить автомобиль? Кришна говорит: «Потихоньку, потихоньку он жевал его, пока Я не переварил его весь» (смех).   Но, опять же, все, что нам дано от Бога, человек либо злоупотребляет этим, не понимая от кого это идет, либо он может пользоваться этим для того, чтобы Богу служить. И в самом начале здесь, в этом стихе, Кришна говорит о двух очень важных аспектах Бога. Мы знаем, что есть три основных аспекта Бога — это безличное сияние или Брахман, дух, духовная подоснова всего сущего, Параматма и Верховная Личность Бога. На самом деле люди, обладающие разумом, и это определение разума, которое Кришна дает в «Бхагавад-гите», Он  говорит, что настоящий разум, первоклассный разум это наша способность видеть единство в многообразии. Когда разум у человека более низкого качества, то он сосредотачивается на частностях. Он постоянно анализирует что-то, постоянно пытается расщепить что-то. Но настоящий разум это способность к синтезу или способность увидеть единую природу всего. Кришна объясняет это в 18 главе «Бхагавад-гиты», где Он говорит, что буддхи это интуитивная способность узреть, что все сущее имеет единую природу, несмотря на поверхностное разнообразие видов, форм и всего остального. Человек менее разумный будет привлекаться этой пестротой мира  Человек более разумный поймет — есть некая единая основа, матрица, на которой все это находится, на которой все это держится. Как физики, которые изучают природу мира, они говорят, что есть некая волновая основа. Вчера я проделал один любопытный опыт Я разговаривал с одним атеистом. У нас был очень долгий разговор. Умный атеист, разумный. У нас был с ним яростный спор. И суть этого спора сводилась к тому — есть душа или нет? Он говорит: «Души нет, есть информация. То, что мы называем душой, то, что мы называем человеком это всего лишь некий сгусток информации. И у нас есть тут компьютер и в нем заложена информация».  Я говорю: «Постойте, постойте, господин хороший. Информация информацией, но есть что-то большее, чем информация.  Информация это компьютер, это собачка-робот, которая подбегает и в соответствии с программой виляет хвостом. И мы знаем, что она хвостом виляет, но на самом деле никто там хвостом не виляет, это сплошной обман. Когда настоящая собака подбегает и виляет хвостом мы понимаем, что она виляет хвостом не просто так. Что там есть душа и эта душа пришла, чтобы выразить нам свою радость или подольститься к нам как-то. Она по другому не может, может только хвостом выразить свои чувства, свои эмоции. Люди имитируют это. Они создают некую куклу, которая начинает вилять хвостом. Но само по себе это виляние хвостом ничего ровным счетом не означает. Потому что за этим нет духовной частицы, которая несет заряд эмоций, которая хочет передать эмоцию любви с помощью виляния хвостом. Если просто механическое виляние хвостом оставить, оно не радует. Подбежал робот и ты знаешь что это робот. В него заложили программу, в которой написано: «нужно вилять хвостом» и он виляет. Но ни горячо ни холодно. Но когда ребенок подходит и  даже не знает что делать, но он начинает прижиматься к тебе, он смотрит на тебя, ты видишь, что это не просто программа, не просто информация. Это личность. Через эти телескопы глаз, через этот механизм, через эту оболочку смотрит личность, которая хочет тебе что-то сказать, которая хочет до тебя донести свою эмоцию, свое отношение». Ну, мы начали обсуждать чем компьютер отличается от этого, а он все время говорил: «Нет, душа  это информация. Рано или поздно люди изобретут таких роботов, которые будут сами роботов производить из себя, будут появляться маленькие роботенки,  роботенки будут вырастать в больших роботов и все будет хорошо». А я говорю: «Нет, ничего не получится, потому что робот останется роботом. У робота нет цели. Какую бы программу в робота не заложили, никакая программа не поможет ему ставить перед собой конкретную цель. Есть нечто принципиально иное, чем просто информация. И это иное, частица называется душой». Долго-долго говорили об этом. Потом я начал говорит: «Если по вашему эта информация есть в самой материи, если источником этой информации является материя и материя, в конце концов, породила нас — роботов, то тогда нужно признать, что изначально вся эта информация заложена в самих атомах». Он говорит: «Правильно». «Иначе говоря, — я сказал, — Вы хотите сказать, что в атомах есть сознание?». Он подумал и сказал: «Да, в атомах есть сознание. Если покопаться, если, в конце концов, этот атом расщепить до самого конца, то можно найти там эту самую информацию, которая порождает жизнь». Я говорю: «Все правильно, хорошо, прекрасно. Что мы с Вами получили в результате, мы с Вами получили то, что и требовалось доказать. То, что на самом деле все эти атомы, все эти сгустки материи, которые получаются и все остальное то, что мы видим появляются на некой матрице сознания. Что все они, в конце концов, вышли из сознания и что сознание является основой всего этого».

Он стал думать: «Не, не, не, что-то не то». Но потом говорит: «Ну, в общем, может быть. Да, то, что ты называешь сознанием, я называю информацией. Это не просто информация: «да, нет», это что-то такое». В конце концов мы пришли к тому, что есть некая основа. И основа всего сущего, всего того, что мы видим  это сознание. И когда Кришна говорит до этого: «Что все то, что ты видишь здесь, имеет эту основу» и когда Он говорит, что: «Разум, который дан тебе, обладает способностью это увидеть», Он говорит именно об этом. И мы, в конце концов, должны почувствовать, что все то, что есть находится на некоей матрице сознания, что за всем этим стоит единый принцип. Этот принцип — первый аспект Бога, то, что сознание пронизывает все.  На самом деле более развитые люди, которые не изобретали транзисторов, потому что им жалко было тратить на это свою человеческую жизнь, понимали и чувствовали, что сознание находится везде, что внутри дерева находится сознание, что сознание находится в реке. Мы сейчас в силу нашего механического взгляда на мир, в силу доведенного до крайности, до абсурда материализма в нашем сознании видим все как некую машину — все, в конечно счете, мертвое и мы мертвые  И чем больше мы удаляемся в этот так называемый научно-технический прогресс, тем больше мы омертвляем самих себя, тем больше мы лишаем себя способности проявлять по настоящему признаки жизни, то есть признаки сознания — любовь, другие возвышенные эмоции. Но люди разумные, которые развивали внутренний интуитивный разум,  они видели — вот оно сознание, вот оно проявление сознания. До сих пор в Индии я видел каким образом музыканты относятся к музыкальным инструментам. Они не относятся к нему просто как к мертвому механизму. Они сначала подходят к нему и дотрагиваются до него, потом дотрагиваются до своего лба прежде чем начать играть. Можно воспринимать это как некий механический процесс: до, ре, ми, фа, соль, ля, си или са, ре, га, ма, па, дха, ни, са одна нота за другой. Но жизни в этом не будет. Если понять, что я хочу сейчас сделать, я хочу заставить этот инструмент петь, я хочу заставить этот инструмент выражать мои эмоции, сделать его продолжением моей души и заставить его жить, то тогда произойдет чудо, которое называется музыкой. В противном случае ничего не будет, не будет музыки, не будет чувств, будет мертвый звук, мертвая материя. И Кришна говорит об этом когда произносит: «Я есть свет Солнца и Луны». Он разъясняет первый аспект,  который человек должен понять, что есть некий духовный субстрат всего сущего, духовный свет, на котором все остальное находится.  И дальше, здесь, в этом стихе Он говорит:

сарвасйа чахам хрди саннивишто

маттах смртир джнанам апоханам ча

о другом, еще более важном аспекте Бога, с которым каждый из нас может столкнуться в своей жизни и понять его, понять каким образом Бог играет непосредственную, реальную роль в моей жизни. Потому что Бог, как Он говорит здесь, находится в сердце каждого живого существа. И Он говорит, что таинственные процессы памяти, знания и забвения  в конце концов определяются Им. Шрила Прабхупада объясняет в высшей степени важный момент — каким образом работает карма, как работает закон кармы. Очень часто люди не понимают этого. Очень часто люди не понимают того, что мы жили раньше. Самым главным и самым глупым аргументом против реинкарнации, против перевоплощения души является то: «Почему я не помню своей предыдущей жизни?».»Почему я не помню своей прошлой жизни? Если я жил до этого, почему я не помню?». Можно спросить: «Господин дорогой, а что ты вообще помнишь? Ты помнишь что ты вчера делал в это же самое время?». С трудом, помолившись Богу, мы можем вспомнить (смех), если Он даст нам разум, чтобы вспомнили. Мы помним что мы делали год назад в это же время? Немного времени прошло, 365 дней всего прошло. Что мы делали год назад в это время? Да никто не вспомнит, какая бы память ни была. В 10 песне «Шримад-Бхагаватам» очень интересно объясняется механизм перевоплощения души. Почему, собственно, человек не помнит свою прошлую жизнь.  Васудева объясняет это Камсе. Когда Камса хотел было отрубить голову Деваки, Васудев попытался его остановить объяснив что: «Что ты делаешь, глупец? Ты же будешь страдать. Ты сейчас совершишь этот страшный грех , преступление. Потом этот грех настигнет тебя  рано или поздно. Он придет в виде твоих собственных страданий. Остановись». И он начал рассказывать ему эту философию перевоплощения души. И он объяснил, он дал абсолютно непререкаемый аргумент, объясняющий почему я не помню свою прошлую жизнь. Он сказал, что даже в этой жизни бывают такие ситуации, когда мы целиком сосредотачиваясь на чем-то, забываем о своем нынешнем существовании. Он не привел пример кино, потому что кино тогда еще не изобрели к счастью для Васудевы и несчастью для Камсы (смех). Но мы сами можем очень хорошо этот пример понять. Мы идем в кино, зал погружают в темноту, это одно из условий того, чтобы чудо кино состоялось — нужно отключить все наши чувства, сосредоточить наше сознание на экране. На экране будут просто мелькать какие-то пятна  и эти пятна настолько увлекут нас, их мелькание, мельтешение, будет идти какой-то звук, музыка, что на эти полтора-два часа мы забываем о себе, мы забываем о том, кто я . Правильно? Забываем? Полностью, абсолютно. Забываем кто я, зачем… Вы там, если это, конечно, хороший фильм. Если фильм плохой, то мы помним, но если хороший фильм!… Если сознание наше целиком сосредоточено на всем этом, то мы живем там, мы не в этой жизни живем. Точно также наша эта жизнь это просто очередная серия  кино. У нас была прошлая серия, сейчас у нас новая серия. Эта новая серия такая увлекательная, что мы забыли прошлую серию, потому что мы живем сейчас здесь. Я не помню то, что было до этого, потому что я сейчас воспринимаю этот мир, этот мир захлестывает меня ощущениями: я ем постоянно что-то (малину со сливками или арбуз, или еще что-то) (смех), я вижу что-то, я слышу что-то, я вдыхаю запах. Мне не до того, чтобы помнить о чем-то прошлом, потому что я слишком увлечен переживанием того, что происходит со мной сейчас. Но Кришна объясняет, тем не менее, в этом стихе каким образом работает закон кармы. Да, я забыл все то, что я делал полностью, напрочь. Не помню, мне не до этого. Я слишком возбужден ожиданием новых удовольствий, испытыванием удовольствий, которые будут сейчас. Мыслями я на Канарских островах, на которые я полечу вскоре, когда заработаю свой первый миллион, и еще где-то. Мне не до своей прошлой жизни. Но, тем не менее, Кришна  —  гарант кармы. Как Владимир Путин называется гарантом Конституции (Конституция это основной закон нашей страны) Основной закон нашего мира называется  как? Закон Кармы. И у нее тоже есть свой гарант — тот, кто гарантирует исполнение этого основного закона, гарантирует исполнение закона причин и следствий, закона, который гласит в самых общих чертах «Что посеешь, то пожнешь». Он заботится об этом. Мы сами забыли, нам не до закона, нам ни до чего. Мы сами увлечены тем, что происходит с нами сейчас. Но Он внутри напоминает нам, из сердца толкает нас. Он говорит: : «Дорогой мой друг, в прошлой жизни ты хотел этого. Иди туда. Ты хотел исполнить это, сейчас Я помогу тебе это исполнить. Ты хотел исполнить это свое желание и сейчас программа включается». Каким-то образом программа кармы, где-то с 15 лет, полностью начинает работать в человеке. И у человека появляется непреодолимое желание построить свою жизнь так или иначе, определенным образом. Кто включил эту программу? Кто эту программу заложил? На самом деле все это не случайно. Эта программа изначально есть у нас, мы родились с этой программой. Но, чтобы она заработала, все равно кто-то должен нажать кнопочку. И Кришна изнутри подсказывает.

Я вчера рассказывал этот пример. У меня есть знакомые. Они преданные. У них две дочки. Две дочки выглядят почти как близнецы. У них год разница. Но при этом они две абсолютно разные души. Одна дочка тихая, спокойная, смирная, смиренная. Она уже, наверно,  раз пять прошла курс бхакти-шастр. Сидит, что-то конспектирует, читает «Бхагавад-гиту», ей интересно все. Другая дочка, когда ей исполнилось 14 лет, сказала: «Я буду суперзвездой, сверхмоделью» и еще что-то. Она бегает на эти кастинги, ее там «кастингуют» по-разному  Она сказала: «Я буду ездить на линкольнах». Откуда? Почему? Две абсолютно одинаковые по виду девочки, воспитанные в абсолютно одинаковых условиях, но в одной включилась непреодолимо сильная программа кармы. Изнутри Кришна ей сказал: «Ты хотела в прошлой жизни ездить на линкольнах. Когда ты умирала, ты говорила: «В этой жизни мне не удалось поездить на линкольнах. В этой жизни я тебе дам возможность поездить на линкольнах». И Кришна изнутри ей говорит: «Эй, ты хочешь ездить на линкольнах». Она говорит: «Да, я хочу ездить на линкольнах, я хочу быть суперзвездой, я хочу кастинги проходить». Ко мне родители пришли и стали говорить: «Что с ней делать? Она кастинги проходит». Я говорю: «Оставьте ее в покое, вы ничего с ней не сделаете. Эта сила, которая сильнее вас и сильнее ее, потому что Кришна изнутри напоминает, что есть программа кармы, которую ты должен в этой жизни осуществить». И Кришна здесь говорит: маттах смртир джнанам апоханам ча «От Меня исходит память, от Меня исходит знание, от Меня исходит забвение». Когда нужно тебе что-то вспомнить, вдруг я что-то вспоминаю. Причем речь не идет о какой-то бытовой памяти Не то, что когда я кроссворд решаю вспомнить какая певица из шести букв, на «п» начинается (смех). Не про эту память Кришна говорит. Он говорит:

маттах смртир джнанам апоханам ча. Он говорит, что это более глубокая память, которая является в каком-то смысле развертыванием нашей кармической программы. Когда вдруг у человека появляется склонность к какой-то деятельности, вдруг он понимает, что: «Я хочу именно этим заниматься, а ни чем-то другим». Кришна напоминает ему из сердца: «Ты хотел этим заниматься, пожалуйста, вот тебе шанс». Но, в конце концов, для чего нам нужна память? Для чего Бог дал нам память? Для того, чтобы мы вспомнили о Нем. И, если мы хотим вспомнить о Нем, Он даст нам возможность вспомнить о Нем. Он Сам говорит: «Память исходит от Меня». И, если у человека есть желание вспомнить о Нем, то Кришна его направляет  Как Шрила Прабхупада говорит здесь в комментарии, что, в сущности, каждый человек ищет Бога. Каждому человеку чего-то не достает, каждый человек как котенок слепой тыкается то туда, то сюда. И вроде он исполнил это свое желание — опять исполнилась мечта идиота, и опять он не стал счастливее. И он думает: «Может быть мне это нужно?». И Кришна говорит: «Да, да, тебе это нужно». До тех пор, пока человек не поймет: «Мне нужен Бог. Пока у меня не будет Бога все остальные мои желания будут всего лишь навсего игрушками». Я куплю себе собаку робота, она подойдет ко мне, повертит хвостом, я поиграюсь немножко и подумаю: «Боже мой, опять обманули в очередной раз. Мне этого не нужно. Меня опять «надули»». Потому что мне нужен кто? Мне нужен Кришна. До тех пор, пока у меня не будет вечно живого Бога, который есть источник всей жизни, который есть непредсказуемый источник любви, до тех пор я не буду счастлив. Я могу быть счастлив только тогда, когда рядом со мной Бог. Я могу быть счастлив до какой-то степени когда рядом со мной другие люди. Почему? Потому что другие люди обладают, будучи частицами Бога, искорками Бога, той же самой способностью. Они обладают способностью любить и способностью удивлять. Почему мы так любим людей? Потому что они не роботы, потому что они могут удивить нас. Робот нас не удивит. Робот, мы знаем, все время делает одно и то же. В конце концов он нам надоест и мы возьмем и грохнем его об пол  Но живое существо может удивлять нас. Это одно из основных качеств. Почему в этом комментарии Шрила Прабхупада подчеркивает, что, в конце концов, человек должен найти Личность, Верховную Личность Бога. Личность значит непредсказуемый, Личность значит вечно удивительный, Личность значит тот, кто исполнен самых невероятных вещей. В этом заключается суть Личности. И человек должен понять для себя одну очень простую вещь — я никогда не буду счастлив до тех пор, пока я не найду Бога, до тех пор, пока я не найду источник любви непредсказуемый, вечный. До тех пор, пока рядом со мной не будет Его и Он не будет смотреть мне в глаза, и не будет улыбаться мне, я не буду счастлив до конца, я не буду счастлив по-настоящему. В этом суть. И Кришна здесь объясняет, что личность… Где мы можем найти Личность Бога? Откуда мы можем понять ее? Присутствие Параматмы, Сверхдуши, мы можем понять, потому что у нас есть память, знание и забвение. Как мы можем найти Личность? Как мы можем найти самого дорогого и самого драгоценного в нашей жизни? Через что?

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо

веданта-крд веда-вид эва чахам

Он говорит, что, в конце концов, я могу найти эту вечно непредсказуемую Личность в Ведах, в Священных Писаниях.  Точно также как Священные Писания могут стать для меня ширмой, которая закроет от меня Бога,  как Он говорит в начале, точно также Веды, если мы соприкоснемся с ними так как нужно, если мы с благоговением раскроем Веды, «Бхагавад-гиту» или «Шримад-Бхагаватам», мы сможем на страницах «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам» встретить Бога как Личность. И не просто встретить, увидеть Его, Он с нами заговорит, мы сможем услышать Его речь. Он сейчас с нами говорит и Он говорит нам очень важные вещи. К сожалению мы не слышим Его, потому что мы низвели Его до уровня какой-то механической схемы. Наше сознание неправильное и это неправильное сознание, опять же, превращает религию в какой-то ритуал. Кришна говорит для чего нужны Веды, для чего нужна религия? Только для одной цели, чтобы найти Личность там, непредсказуемую, неисчерпаемую. Тут можно много чего говорить, но суть именно в этом, что, когда люди забывают о том, что Бог — Личность, они начинают относиться к Нему просто как к какому-то механическому судье или еще к кому-то. Но Кришна здесь говорит, что Веды нужны для того, чтобы человек почувствовал именно это — то, что «Я непредсказуемый и Я могу делать все, что угодно. Я могу предстать в любом облике. В этом любом облике Я буду неисчерпаемым и бесконечным. Я буду находиться рядом с вами и в этой неисчерпаемой бесконечности буду присутствовать в вас».

Когда человек чувствует это? Когда человек читаем Веды с благоговением  И тут очень важный момент — чудо, которое должно произойти с нами. В какой-то момент, когда мы действительно читаем Священные Писания как нужно, мы начинаем слышать этот голос изнутри. Хотя этот голос как бы записан во мне, но в сущности это тот голос, которым Бог уже говорит с нами внутри из нашего сердца. Что такое «Бхагавад-гита»? «Бхагавад-гита» это песнь Бога. Эту песнь Он не спел 5000 лет тому назад, Он ее поет каждый день в нашем сердце. Если мы правильно прочитаем «Бхагавад-гиту» где мы услышим эту песнь? Внутри. Я уверен, что у многих из вас было такое ощущение, когда мы первый раз прочитали «Бхагавад-гиту», вдруг услышали: «Я уже все это знал». У меня было в точности это ощущение. Когда я прочитал «Бхагавад-гиту» первый раз без комментариев, без всего остального у меня было внутри отчетливое ощущение: «Я все это знаю. Так оно и есть. Иначе быть не может». Все это у меня уже в сердце есть. Это знание у меня уже в сердце есть. Почему? Потому что Кришна говорит: «Знание исходит от Меня».Эти слова уже сесть. Когда мы читаем Веды, мы должны услышать, еще раз, голос Бога изнутри. И услышать этот голос внутри, в своем разуме, понять что: «Вот оно». И этот момент услышания Бога называется обретением веры. Когда мы обретаем веру  вдруг мир меняется, мир становится совершенно другим. И Господь Чайтанья сделал этот процесс обретения веры очень радостным. Человек вдруг приобретает веру и все преображается. Бог начинает жить, Бог перестает быть какой-то схемой, какой-то концепцией.  Бог становится живым, мы начинаем чувствовать Его.

Рассказывали одну поразительную историю про одного человека, который ничего не знал, но он чуть-чуть почитал «Бхагавад-гиту» и ему кто-то сказал: «Повторяй мантру». И он стал повторять мантру. Но он не просто стал повторять мантру, он поверил в это. Он поверил, что это не просто какой-то очередной дурацкий механический ритуал. Ему сказали, что имя Бога не отлично от Самого Бога. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И если ты будешь звать имя Бога, призывать имя Бога, то Он придет точно так же, как если ты будешь звать какого-то  своего друга, и Он услышит твой зов. Бог повсюду, уши Его всюду находятся. Он слышит это. И если мы будем звать Его, то Он придет, почувствует это и ты почувствуешь Его присутствие. И с этим человеком произошло чудо, которого мы все так жаждем. Мы все жаждем чудес каких-то от религии. Но чудо это, в конце концов, чудо ощущения Бога, живого Бога, то, что Бог живой, то, что Он все время играет в нашем сердце и то, что Он все время играет в жизни вокруг нас. И это чудо произошло с человеком. Человек стал повторять мантру с верой. С верой в то, что в этих звуках есть Бог.  Не просто как какой-то дурацкий ритуал, а с верой в то, что мантра живая. Давайте попробуем это сделать закрыв глаза и, все таки, сосредоточившись на том, что Кришна есть в звуке мантры.

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Человек, когда повторял мантру, вдруг почувствовал: «Бог стоит у меня за спиной». Появилось это ясное ощущение. Иногда мы знаем когда кто-то заходит и из-за спины смотрит на нас и мы чувствуем его взгляд у себя на затылке. Мы физически ощущаем энергию этого взгляда. Он почувствовал: «Кто-то на меня смотрит». Никого в комнате не было, он был один, но он почувствовал это и даже услышал дыхание. Ему стало так страшно, что даже пот прошиб. От самой макушки до кончиков пальцев его прошиб пот. И он обернулся. Никого не было. Но тем не менее Бог был. Бог был в этом ощущении. В этот момент Он не проявил Себя видимо для его механического взгляда, но Он тем не менее был. Иногда то же самое ощущение приходит к нам. Бог приходит к нам на самом деле в виде веры. Но, в конце концов, когда человек идет по пути преданного служения, он должен встретиться с Богом лицом к лицу. Но на первом этапе, на самом первом шаге, когда мы встречаемся с человеком, у которого есть сильная вера, Бог приходит к нам в виде веры. Эта вера обладает достаточной силой, чтобы полностью перевернуть всю нашу жизнь. Кто еще может это сделать кроме как Сам Бог?. Когда человек обретает веру, то жизнь его полностью меняется. И это проявление, опять же, снова, могущества Самого Бога. И мы должны понимать, что в нашей с вами жизни  Личность Бога пришла из этих книг, из «Бхагавад-гиты как она есть». Мы прочитали «Бхагавад-гиту» и у нас появилось это ощущение — Бог реальность, так оно и есть, иначе быть не может. И это ощущение, эта вера, которая является предверием или предчувствием неминуемой встречи с Богом в конце концов уже само по себе является доказательством существования Бога, прихода Бога в нашу жизнь. Он пришел и сказал: «Вот он Я, Я тут». Он пришел отсюда, из этой книги. И Он с нами стал говорить. Когда мы прочитали ее, мы почувствовали  эту веру. Когда-то я прочитал письмо, которое меня поразило. Женщина из Сибири писала: «Я читаю «Бхагавад-гиту» десятый раз. И каждый раз, когда я ее читаю, я плачу». Я подумал: «Ну надо же, потрясающая женщина». Я читаю «Бхагавад-гиту» тоже часто, но я никогда не плачу. «Почему я плачу? Потому что я знаю (она употребила именно это слово «знаю»), что каждое слово здесь это истина. Откуда я знаю мне не известно, но изнутри я знаю, что это так. И в этот момент у меня на глазах проступают слезы. Потому что я знаю — это Сам Бог, Он говорит со мной, Он пришел ко мне, Он живой. И Он хотел мне сказать что-то очень важное. Он говорит со мной сейчас. Он говорит: «Вот он Я»». И цель всех Вед, всех Священных Писаний найти Личность Бога. Найти живого, непредсказуемого Бога, который в конце концов будет играть с нами, который в конце концов будет удивлять нас, смеяться. И в этом суть того, что мы делаем. И еще раз, вера, которая приходит к нам из книг — это Сам Кришна. И если мы будем углублять эту веру, идти по этому пути, не останавливаться, продолжать общаться с людьми, которые обладают верой, то в конце концов мы встретим живого Бога в конце этого пути. Но Он уже итак сейчас есть, Он пришел сюда, Он говорит с нами. Нам нужно только не останавливаться и дойти по этому пути до конца. Он говорит: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо — «Меня нужно постичь как Личность, изучая Священные Писания, изучая «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам». Я буду там находиться. Я — бесконечный Бог там».

В «Шримад-Бхагаватам рассказывается история про то, как маленький Кришна, на поверхности обычный мальчик, играл во Вриндаване. И как однажды Он, как это свойственно детям, стал есть глину. И Баларама и другие Его друзья, так как Кришна их победил в какой-то другой игре, решили нажаловаться на Него, наябедничать.  Они побежали к Его маме и стали дергать ее за полу сари, крича: Кришна ел глину, Кришна ел землю, Кришна ел землю». И мама позвала Кришну и спросила:

— Кришна, Ты ел землю?

— Ты что, нет Я не ел землю.

— Честно.

— Честное пионерское. Я самый честный разве ты не знаешь? Все то, что Я говорю становится истиной. Я не ел

Яшода сказала Ему:  «Открой рот». Он открыл рот. Когда Он открыл рот она стала смотреть в рот. Она увидела там всю вселенную, она увидела там планеты, она увидела там очень много земли. Вся земля, которая есть была там. У нее закружилась голова. Она увидела в этом маленьком мальчике, в Личности, непредсказуемом, который хотел ее удивить, все миры, планеты, звезды, вихри какие-то. Потом, приглядевшись, она увидела саму себя, она увидела Кришну и увидела как она смотрит в рот Кришне и видит там всю вселенную.

Была такая конфета. Как она называлась? В общем картинка в картинке, картинка в картинке. Точно так же Яшода увидела у Него во рту саму себя и Кришну с открытым ртом. И она подумала: «Что случилось с моим сыном?». В этот момент она испугалась. Она испугалась этого видения, потому что она увидела бесконечное в конечном. Бог бесконечен  хотя и принимает формы конечного.

На первый взгляд «Бхагавад-гита» конечна. В ней всего 700 стихов. Ее можно прочитать от начала до конца. Но это весь бесконечный Кришна.  И в этом на самом деле чудо «Бхагавад-гиты». Человек читает «Бхагавад-гиту» снова и снова, и снова и каждый раз находит в ней новое что-то, потому что весь бесконечный Бог находится там. Точно так же как в этом маленьком на первый взгляд конечном мальчике Яшода увидела бесконечность. Бесконечность, которую невозможно постичь умом. На самом деле Веды или Священные Писания не возможно постичь умом, потому что они бесконечны и неисчерпаемы. Но если мы будем, как говорит Кришна, поклоняться им своим разумом (способ изучения Священных Писаний — это преклонение перед ними своим разумом, мы раскрываем их и преклоняемся перед ними своим разумом), то тогда в какой-то момент перед нами может открыться эта бездна бесконечности — Бог. Что потом сделал Кришна после этого, когда Ему стало не по себе оттого что мать Его испугалась, оттого что она чуть не упала в обморок? То в этот момент Кришна из сердца кошки, которая находилась рядом, стал мяукать. Замяукала кошка. Яшода смотрит в бесконечность, она видит эту бесконечность, которую невозможно понять умом, можно только понять разумом и вдруг какая-то кошка мяукает. Кришна закрыл рот, зажмурился от испуга и спрятался в подол сари и кричал: «Мама, Я боюсь этой кошки». И она сказала: «Все в порядке. Он опять мой сын. Он тот же маленький мальчик, которого я люблю». Потому что, в конце концов, чего хочет от нас Бог? Бог от нас хочет любви. Это самое главное. И когда мы поймем что мы личности, что Он хочет от нас любви, что Он говорит с нами движимый любовью, то мы сможем эту любовь начать Ему давать. И сначала мы раскрываем «Гиту» для того, чтобы преклониться перед Богом и перед ее неисчерпаемостью, перед бесконечностью, перед бесконечностью Бога, перед той симфонией Бога, которую Он изложил на страницах «Гиты».  И это называется верой. Это всего лишь первый шаг, когда мы вдруг понимаем: — Бог повсюду, Бог говорит с нами, Бог общается с нами. Но в конце концов это преклонение перед Богом, эта вера  в Бога должна превратиться в любовь, в горячую, чистую любовь к Нему. И когда эта вера превратится в любовь, тогда мы сможем увидеть Бога лицом к лицу, тогда Он придет к нам как маленький мальчик. И тогда Он скажет: «Пошли поиграем». И мы скажем: «Хорошо, я этого ждал давно». Как Шрила Прабхупада пишет: «Когда же настанет тот день, когда я смогу бегать с Тобой в бесконечных полях Вриндавана? Когда я смогу находиться в этой атмосфере, где все пронизано любовью к Богу и когда я смогу вступить в эту игру, которая состоит из одной любви? Когда в сердце у меня ничего другого не останется кроме любви к Тебе в тот же миг я перенесусь в это царство, где Бог играет со своими частицами, с душами в Свои вечные игры». Это случится но только тогда, когда наш ум станет Вриндаваном, когда наш очистится, когда в нашем уме не останется никаких других желаний, кроме желания испытать эту бесконечную любовь и бесконечное блаженство этой любви.

Об этом этот стих, где Кришна говорит: «Ты можешь найти Меня как Личность на страницах Священных Писаний, если ты поймешь, что Священные Писания нужны только для этого. Не для того, чтобы экзамен сдать, не для того, чтобы узнать про Аюрведу, про астрологию или еще про что-то. Если ты поймешь, что Священные Писания нужны для того, чтобы найти там Личность Бога, Бога Самого как такового и будешь поклоняться им своим разумом, изучая их, ты найдешь Меня» В этом смысл этого стиха.

Спасибо большое. Шрила Прабхупада — ки джая.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.