Москва (25.08.2005 г.) Школа лидеров

Диск 70, л. 11

Аннотация:

О проекте школы лидеров

***

Прежде всего я хотел бы поблагодарить Его Святейшество Бхакти Викаша Свами за его добрые слова. Если кого-то Господь Чайтанья послал в Россию, так это его  (аплодисменты)

Бхакти Викаша Свами: Я согласен (смех). Господь Чайтанья очень милостив и проявил ко мне свою милость видя, что я нуждаюсь в общении таких возвышенных преданных.

Бхакти Вигьяна Госвами: Но так или иначе Он послал Вас сюда.

Что касается моего видения развития сознания Кришны в России, то я, наблюдая за этим в течение последних 25 лет, и будучи ученым по образованию я пытаюсь анализировать и делать какие-то выводы. Бхакти Викаша Махарадж сказал, что в свое время мы пытались сделать что-то для того, чтобы улучшить образование преданных. Это, в каком-то смысле, был мой ответ или моя реакция на ощущение того, что у преданных вначале было очень много энтузиазма, но зачастую этот энтузиазм не подтверждался глубоким знанием шастр. Рупа Госвами в «Нектаре преданности» объясняет, что уровень преданного и сила его шраддхи, веры, очень сильно зависит от того, насколько он знает шастры, потому что в конце концов шраддха, вера, настоящая вера, не просто сентиментальная вера, это вера в слова Священных Писаний, это глубокое понимание того, что Священные Писания, если человек живет в соответствии с ними, могут привести нас к Кришне. И поэтому после 1998 года, который в каком-то смысле выявил очень большие проблемы, накопившиеся за первый период развития, я увидел парадоксальную вещь, что внешне у преданных как бы была вера, большой энтузиазм, большая вера, но небольшое испытание этой веры выявило то, что в конце концов люди не понимают шастр. Люди, которые распространяли множество книг, когда речь зашла о философии, оказались абсолютно беспомощными. И в то время мы начали программу по обучению преданных  — «бхакти-шастры». Сейчас мы идем дальше Но время меняется и я пытаюсь следить за ходом этих изменений. Недавно, когда я думал о Господе Балараме и читал Его лилы в связи с днем Его явления, я натолкнулся на стих, который поразил меня. В 10 песне «Шримад-Бхагаватам» Господь Баларама Сам говорит в связи с историей Ромахаршаны Суты.  Ромахаршана Сута, как мы знаем, был учеником Вьясадевы и он знал шастры идеальным образом. Сам Вьясадева был его духовным учителем. И Вьясадева поручил ему передавать дальше, следующим поколениям, знание «Пуран». Баларама говорит, что этот негодяй, который сидит на вьясасане, знает в совершенстве «Пураны», знает все «Дхарма-шастры», шастры, которые описывают законы человеческого общества, знает различные истории. Но при этом у него нет качеств. И Баларама в связи с этим говорит, что человек, который знает шастры, но при этом не обрел качеств соответствующих шастрам, похож на актера, который готовится к роли. Актер может выучить роль наизусть лучше, чем любой студент бхакти-шастры. У них особая память, они могут роль выучить. Можно все выучить, отрепетировать, продекламировать, но если все это не подкреплено качествами, то человек как был негодяем, так и остается. Мы знаем, что Господь Баларама в этой сцене думает. Господь Баларама в этот момент был в паломничестве, Он обходил святые места. И причина, по которой Он пошел по святым местам, была та, что Он не хотел участвовать в битве на Курукшетре. Он про себя сказал: «Моя миссия исполнена. Мне надоело убивать этих демонов. Я достаточно убил демонов. Хватит. Ухожу на пенсию (смех), буду ходить по местам паломничества». Собственно, причина, по которой Он стал ходить по местам паломничества, потому что Он должен был замаливать какие-то грехи — брахманы Ему посоветовали. Но когда Он увидел Ромахаршану Суту, который не проявил должных качеств, Он подумал: «Ну и что, что Я на пенсии? Еще одного нужно убить» (смех). Он не смог удержаться от того, чтобы не исполнить еще одну вещь, потому что Он сказал, что притворщик, который, так сказать, занимается религиозной деятельностью, но при этом не проявляет должных качеств, хуже чем кто бы то ни было еще. До этого у Него был аналогичный случай с Дурьйодханой. Дурьйодхана, когда Господь Баларама пришел в Хастинапур, ругал Его последними словами. Ну, Господь Баларама рассердился на него, но стоило Дурьйодхане попросить прощения и Он сразу же простил его. Но с Рамахаршаной Сутой ??? Он даже не стал ждать, когда он прощения попросит. Он подошел к нему и травой куша дотронулся до его лба и тот сразу же упал замертво. И Господь Баларама говорит, что, если человек занимается духовной деятельностью, то он ни в коем случае не должен быть лицемером. Если человек изучает шастры и проповедует шастры, он должен жить в соответствии с шастрами. И, на мой взгляд, сейчас пора подумать о том,  чтобы знание шастр становилось глубже среди русских преданных. И один из самых важных проектов, который мне видится, сейчас принципиально важных, это проект нашего ашрама под Москвой. В связи с теми переменами, которые произошли в Москве — мы лишились здания храма и лишились многого вместе с этим зданием и храмом. Но в каком-то смысле это тоже план Кришны, замысел Кришны. И сейчас перед нами задача построить гораздо более красивый и впечатляющий храм. Но, чтобы этот храм был настоящим храмом, нужны люди, потому что храм без людей это всего лишь кирпич, цемент, бетон, дерево, линолеум и ничего больше. Чтобы храм исполнял свою функцию должны быть люди, которые будут наполнять его жизнью и духовной энергией. И, на мой взгляд, одним из самых важных, принципиально важных проектов сейчас является проект такой школы, школы духовных лидеров, которая не просто помогала людям изучать шастры и учить наизусть шлоки, а которая воспитывала глубокие духовные качества. Иногда мы проповедуем возвышенные вещи об отречении, но когда дело доходит до реальности, обнаруживается, что наше отречение кончается в тот самый момент, когда реальность наступает. Тогда как подлинная духовная реализация подразумевает глубокое, подлинное, настоящее отречение. И идея, которой я сейчас горю, это создать ашрам, в котором не просто шастры будут изучаться,  в котором шастры будут тем мерилом, которым будет измеряться жизнь людей.

Одно из значений слова «шастра» это «оружие» и некая дисциплина. И мне очень хочется создать школу, которую каждый человек мог бы пройти и пройдя ее мог бы закалить свой характер, выработать качества. Идея именно в том, чтобы люди приезжали туда, проводили какое-то время, изучали шастры, получали бы вкус к духовной практике и потом бы ехали обратно в свои ятры и там поднимали людей давая им  вкус проповедуя. На мой взгляд это будет ключевым моментом, который помимо того, что она создаст определенное поколение духовных лидеров, имеющих глубокую веру и глубокое понимание Священных Писаний и процесса бхакти,  помимо этого она могла бы создать единство, которого нам так не хватает. Это другая проблема и как я вижу стратегию развития, такая школа могла бы дать единство на уровне духовных лидеров — единство видения, единство понимания, единство ценностей, единство знания, единство подхода. Мы все знаем, что Шрила Прабхупада сказал, что: «Ваша любовь ко мне будет доказана тем, насколько вы сможете сотрудничать друг с другом». Подлинное сотрудничество не мыслимо без единого видения, единого понимания, единых ценностей. Это еще одна задача, которая может быть решена с помощью этой школы. Тут присутствуют люди, которые мне очень сильно помогают в этом, в частности Баларама Ачарья прабху, Смита Кришна прабху ??? Баларама Ачарья прабху один из центральных, основных фигур в этом ашраме лидеров. И мы прямо сейчас, пока теоретически, разрабатываем правила, такие правила, от которых у людей выступают слезы. У одних слезы экстаза,  у других (смех) не совсем. Потому что там все будет, должно быть по крайней мере, чисто и серьезно. Поэтому я хотел бы попросить прежде всего Бхакти Викашу Махараджа, который славится своей строгостью в следовании принципам,  и также всех вас, чтобы вы благословили нас на удачное исполнение этого проекта.

— Хари бол. (аплодисменты)

— Махарадж попросил меня немного более подробно рассказать о правилах, которые будут в этой школе, о том, что это такое. Когда мы думали об этом, мы выделили определенные фундаментальные ценности, или качества, которые, собственно, составляют преданного. Что такое преданный? Преданный это не тилака, не дхоти, не высунутый палец, не бормотание. Преданный — это качества. Господь Чайтанья Махапрабху говорит:

трнад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

что человек сможет войти в царство духовного мира и понять, что Святое Имя не отлично от Самого Кришны, человек может утвердиться в своей вере и сделать свою веру крепкой только тогда, когда у него будут качество терпения, качество смирения, почтения ко всем и когда человек не будет ожидать никакого почета к себе. Это очевидные фундаментальные качества, которые должны воспитываться и они воспитуемы. Есть процесс садханы, который воспитывает эти качества, садху-санга, которая эти качества воспитывает и есть простые вещи, которые точно так же помогают эти качества воспитать. Поэтому одна, например,  очевидная ценность, самая главная ценность, которую мы должны развивать в себе, это смирение  И мы сидели со старшими брахмачари и обсуждали каким образом эти правила должны развивать эти качества. Потом я собрал лидеров со всей страны на национальный совет. В Волгограде мы собрались и тот же самый вопрос я задал им, чтобы они исходя из своего духовного опыта дали какие-то советы каким образом, с помощью чего эти качества могут воспитываться. Если взять как пример одно из этих качеств — смирение, то мы подумали, что одно из этих правил, которое будет в этой школе, будет заключаться в том, что во-первых каждый человек независимо от своих регалий, своего положения будет заниматься каким-то смиренным служением. Все будут чистить туалеты, все будут работать на кухне по очереди, все будут мыть независимо от того какое положение он занимает. Но одновременно с этим смирение означает послушание, смирение означает то,  что я принимаю авторитет старших и, что я соответствующим образом отношусь к слову старших. Поэтому эта ценность — послушание, которое является одним из аспектов смирения как более высокого качества тоже должна быть там. И там будут соответственно старшие брахмачарии и их слово будет законом для всех остальных. Другой аспект очень важный и, пожалуй, самый болезненный это отношение к материальной собственности. Мы можем видеть что очень часто люди, которые как бы внешне приняли отреченный уклад жизни, при этом забывают о том, что отречение означает. Они увлекаются машинами, плеерами, еще чем-то. Кто-то даже пошутил, что в Кали-югу, чтобы стать богатым, нужно принять санньясу.(смех) Потому что в Кали-югу все вверх ногами, все становится наоборот. Но если человек не исполняет законов своего статуса, своего ашрама, то рано или поздно он испытывает проблемы. Отречение значит отречение. И отречение значит, что человек должен быть очень осторожен когда речь заходит о материальной собственности. Очень часто, мне рассказывали недавно даже некоторые брахмачари, что старшие брахмачари, когда они поносили свою одежду и она стала более ценной, махапрасадной, (смех) и они соответственно продавали ее младшим брахмачарьям, чтобы купить себе другую новую (смех). Это все вещи, которые полностью противоречат дхарме. Чтобы мы достигли успеха, мы должны исполнять дхарму, свои обязанности. И, соответственно, в нашей будущей школе в этом смысле все должно быть строго. Первое от чего мы хотим отречься — это от интернета, от компьютеров, мобильных телефонов — последних достижений Кали-юги. По крайней мере наложить какие-то определенные ограничения на это все  Естественно, мы последователи Рупы Госвами и Рупа Госвами утвердил принцип юкта-вайрагйи — мы все используем в служении Кришне, но очень часто, увлекаясь этим принципом юкта-вайрагйи, мы забывает о том, что там есть также слово «вайрагйа» и остается одна «юкта», «вайрагйи» не остается. Иначе говоря, брахмачари будут брахмачарьями. Это значит, что все пожертвования, которые им будут давать, они не будут воспринимать своими, они будут отдавать их в кассу ашрама, не будет своих денег и даже если кто-то захочет пожертвовать лично ему,  то он должен будет предупредить этого человека и сказать что: «Я не могу сам, лично себе принимать эти пожертвования. Я должен отдать их». Ну, и так далее. Иначе говоря, мы пытались выстроить эту систему в соответствии с дхармой брахмачарьи.  И каждый человек может такую школу пройти. Даже если он не останется брахмачари на всю жизнь, каждый человек будет благодарен если он научится всем этим вещам в ашраме и почувствует вкус этого всего. Я уверен, что многие люди будут проходить через это как через школу и в течение трех лет будут жить в такой школе. Потом они могут стать грихастхами, но эта школа поможет им даже быть хорошими грихастхами. Так что не просто ашрам для тех фанатиков, которые готовы все оставить, но это школа, которая поможет человеку закалиться, воспитать свой характер в соответствии с принципами ведической культуры.

Бхакти Викаша Свами: Шрила Прабхупада говорил, что если его книги будут распространяться в Советском Союзе, то это предотвратить третью мировую войну, ядерную войну между СССР и Америкой. И Шрила Прабхупада постоянно подчеркивал важность распространения книг. Есть много примеров того как в России люди, прочитав книги Шрилы Прабхупады, меняли коренным образом свою жизнь. Здесь присутствуют преданные, которые несколько лет своей жизни посвятили распространению книг Шрилы Прабхупады. Не могла бы Вы рассказать о том, какая роль отводится распространению книг, расширению распространения сознания Кришны в России?

Бхакти Вигьяна Госвами:  Это еще один очень важный аспект данной школы. Сейчас эта школа возникает на основе брахмачари-ашрама, московского храма. И практически все брахмачари в этом ашраме так или иначе связаны с распространением книг. Некоторые из них сейчас может распространяют не так много, но  у них огромный опыт распространения книг за плечами, другие по-прежнему распространяют очень много. И это один из очень существенных аспектов этой школы привить помимо качеств еще и вкус к проповеди. Потому что проповедь, в частности распространение книг Шрилы Прабхупады, является основой всего нашего движения, основой духовного развития. Когда мы реально проповедуем, распространяем книги, даем лекции, то наша вера становится гораздо более крепкой, потому что люди на практике видят каким образом Движение сознания Кришны является реальной движущей силой, как оно может менять жизни людей. Распространение книг в свое время было очень большим в России, потом  был некоторый спад. Сейчас оно стабильно держится на одном уровне. Но, на мой взгляд, если у нас будет школа очень крепких лидеров, брахмачарий, в которой все пройдут через эту школу  распространение книг, то мы сможем увеличить распространение книг, сможем сделать так, чтобы они достигли максимально большего числа людей. Это несомненный факт, что книги Шрилы Прабхупады меняют по-прежнему во все века жизнь огромного количества людей. И мы никогда не знаем как это все произойдет.

Мне недавно рассказали в связи со строительством нового храма одну историю. В Москве, вдруг, не понятно откуда появился человек, который каждый месяц жертвует 1000 долларов на проект нового храма. Естественным образом я им заинтересовался. Одна и та же фамилия появляется во всех ведомостях каждый месяц. Мы его разыскали и он мне рассказал свою историю. Он работает заведующим отделом одного очень крупного банка в Москве. И как у любого человека, связанного с деньгами,  связанного с гуной страсти, со всем остальным, у него в конце концов развилась бессонница.  И он не мог заснуть. Каждый день он приходил домой и не мог заснуть, мучался. И во время одной из таких бессонных ночей, после жуткого дня, проведенного под огромным стрессом, он ходил из угла в угол. И случайно подойдя к  книжной полке, чтобы что-то почитать, он увидел книгу, которую купил лет 15 тому назад. Это была «Наука самоосознания». Купив ее он поставил ее на полку и забыл о ней. Он подумал: «Все равно не спится. Почему бы не почитать эту книгу». Он открыл эту книгу. Всю ночь он не спал. К утру он прочитал ее и его жизнь полностью поменялась. За одну эту ночь! (аплодисменты). Вплоть до того, что жена его не узнала на следующее утро (смех). Он стал повторять 16 кругов мантры, он стал следовать всем принципам просто прочитав одну книгу. И стал говорить: «Какой же я бессмысленный. Моя жизнь прожита зря, столько времени я потратил зря,  столько лет эта книга лежала у меня на полке». И, чтобы как-то восполнить, он стал жертвовать по 1000 долларов в месяц на проект нового храма. Таких людей очень много. Иногда я показывал свою презентацию проекта нового храма, в этом году в Литве, я рассказывал о новых событиях, о том, что произошло за год. Бхакти Викаша Махарадж на следующее утро подошел ко мне и сказал: «Во-первых, ты меня лишил спокойного сна  (смех). Я целую ночь не спал и думал о московском храме. Во-вторых, ты испортил мне всю лекцию по «Шримад-Бхагаватам», потому что я всю лекцию по «Шримад-Бхагаватам» говорил только о московском храме». И в результате этой бессонной ночи, — кстати, у этого человека сон восстановился, — он сказал мне: «Я понял, что с материальной точки зрения этот храм не возможно построить, материальными способами этот храм построить не возможно». И это несомненный факт. Когда я, вдруг, периодически опускаюсь на материальный уровень и думаю: «Где мы найдем 10 миллионов долларов?», я понимаю что это не возможно. Откуда 10 миллионов долларов? Не реально. Хотя, конечно, у нас сотни тысяч преданных, но почему то, когда дело доходит до дела их гораздо меньше становится.(смех). И Бхакти Викаша Махарадж подошел ко мне и сказал что: «Материальными способами этот храм построить не возможно. Единственный способ, с помощью которого вы сможете построить этот храм,  это распространяя книги Шрилы Прабхупады или увеличивая проповедь». Это несомненный факт. Чем больше я думаю над этим, тем больше я уверен в этом. Что, в конце концов, весь этот проект и вся эта лила, которая разворачивается у нас на глазах, она нужна только для того, чтобы мы снова вспомнили о том, что мы должны всегда делать: мы должны распространять книги Шрилы Прабхупады, мы должны стучаться в каждую дверь и, стучась в каждую дверь, говорить им: «Люди, вы страдаете. Люди, вы не можете быть счастливыми без Кришны». И он сказал: «Единственный способ, с помощью которого вы сможете построить этот храм — сделать наценку на книги, которая пойдет на храм и потом проповедовать распространение книг. Чтобы все распространяли книги как можно больше и чтобы все таким образом участвовали в строительстве храма». То, что мы в том числе собираемся сделать в какой-то момент. В каждой книге мы поместим рекламу этого нового храма . Но, еще раз, по-настоящему это можно будет делать только тогда, когда у людей будет глубокий вкус к распространению книг.

Я был недавно в Перми. И там есть замечательный преданный Ачарья Ратна прабху. Он пожилой уже человек. Ему далеко за 50, по-моему, под 60 лет. Он целиком всю свою семью содержит только распространяя книги. Каждый день он выходит, и каждый день он стучится в каждую дверь, независимо ни от чего. И с ним происходят чудеса. У него сотни историй, мистических историй. Одна из них — человек в течение 15 лет искал Бога. Читал разные книги. Бог  спас его на войне. Он участвовал в чеченской войне. Я не буду рассказывать всех подробностей. В конце концов он измучился и стал просить: «Открой мне кто Ты, как Тебя зовут и как Ты выглядишь». И в течение недели он молился Богу. По истечение недели во сне он услышал голос: «Сегодня к тебе придет кто-то, он расскажет как Меня зовут и как Я выгляжу». На следующий день утром раздался звонок в дверь и в двери был Ачарья Ратна. Он сказал: «Я принес книги, Веды». «Веды? О чем они?». «О Боге». «О Боге? Значит тут написано как Его зовут и как Он выглядит». Он сказал: «Да». «Я Вас жду. Именно Вы то мне и нужны» Как только у человека есть такая вера, у него есть глубокая вера в том, что эти книги нужны людям, и то, что,  если у нас будет эта вера, то Кришна будет совершать чудеса прямо у нас на глазах то тогда мы будем распространять книги так, как должны это делать. То есть мы должны вырастить поколение людей у которых есть сильная вера в это и сильный вкус.

Бхакти Викаша Свами: Бог собирается прийти в Россию.

Бхакти Вигьяна Госвами: И мы должны Его как следует принять. Сейчас у Него пока нет дома. Он, если придет,  Он будет бомжом (смех). Причем Он собирается прийти не один, а со всей своей семьей. Ему нужен хороший дом.

Бхакти Викаша Свами: Уже пришел Его представитель (аплодисменты). Однажды, не помню где это произошло в Америке или в Австралии, Шрилу Прабхупаду встречали преданные в аэропорту и они взяли в аренду шикарный роллс-ройс, чтобы отвезти его из аэропорта в храм. Вы знаете что такое роллс-ройс? Это очень дорогой автомобиль, который стоит минимум 200 тысяч долларов. Этот автомобиль предназначен для сливок общества. И один из корреспондентов спросил Прабхупаду: «Как Вы, вообще, к этому относитесь? Вы ведь садху. Разве садху может ездить на таких шикарных автомобилях?». Прабхупада сказал: «Ну, что такое роллс-ройс? Это консервная банка. Бог перемещается на золотой колеснице. Представителя Бога следует почитать и принимать как Самого Бога. Поэтому роллс-ройс, на самом деле, даже не достоин того, чтобы я на нем ездил, но, по крайней мере,  постарались, приложили усилия». (смех). Репортер не ожидал конечно такого ответа. Эта история иллюстрирует то, как мы должны принимать Господа  В европейских странах  практически в каждой деревне есть красивая, замечательная церковь. И в современной архитектуре наиболее выдающимися произведениями архитектуры являются соборы и церкви. В Италии  много, например, таких храмов, где все прекрасно: архитектура, скульптуры, которые украшают эти храмы и т.д. И редко можно встретить обычные здания, которым сотни лет,  но часто можно увидеть церкви или соборы которым сотни лет. Это означает, что люди для самих себя не стремились создавать какие-то замечательные жилища. Но они использовали свои финансовые возможности и свои художественные способности для того, чтобы творить такие замечательные места, где можно поклоняться Богу. Несмотря на то даже, что у них не было этого возвышенного знания, но культура какая-то присутствовала. Но сейчас церкви опустели. Не знаю как дела обстоят в России, в разных странах по-разному, но в Англии в церквях можно встретить редких посетителей. Один из моих учеников  в Лондоне, индиец по происхождению, был задействован в какой-то общественной деятельности и познакомился в результате этого с местным священником. Этот священник пригласил его прийти в церковь на Рождество — главный христианский праздник. В католических американских церквях Рождество это самый главный праздник и в этот день все верующие, по крайней мере в этот день, все верующие собираются в соборе или в церкви. И этот преданный в Рождество отправился в церковь, которая расположена в Лондоне. И Лондон, как вы знаете, большой город, но в церкви кроме священника,  одной пожилой женщины  и этого преданного больше никого не оказалось. Такое печальное положение дел.

Госвами Махарадж говорил, что для того, чтобы построить храм не достаточно цемента и кирпичей. Вдохнуть жизнь в этот храм смогут преданные, которые посвятили свою жизнь служению Кришне. Давайте же построим прекрасный храм для прекрасной Верховной Личности Бога! И давайте пройдем процесс обучения, который позволит нам развить качества, развить характер необходимый для того, чтобы служить Верховной личности Бога. Преданные своим поведением устанавливают принципы религии в этом мире. Я помню первую книгу Шрилы Прабхупады, которую прочитал, это был «Источник вечного наслаждения» второй том. И я понял, что это очень ценная книга. При этом я понимал, что навряд ли есть кто-то, кто живет в соответствии с этими высокими идеалами, описанными в этой книге, поскольку я  уже видел многих, которые проповедовали какие-то возвышенные истины, но их поведение не соответствовало их словам.  Но так или иначе я счел своим долгом отправиться туда и убедиться самому. Я был счастлив увидеть, что преданные действительно живут с теми принципами, которые изложены в этих книгах. И перед российскими преданными стоит серьезная задача  построить этот храм в Москве. Это первый, по-настоящему, храм Кришны в Москве. Москва большой город, поэтому, я думаю, со временем нам потребуется много 15 или 20 храмов Кришны в Москве. Например, Прабхупада говорил, что в Дели у нас должно быть 12 крупных храмов Кришны  Это первостепенная задача. Эта задача стоит не только перед Госвами Махараджем и московскими преданными. Каждый преданный должен стремиться принять участие в этой миссии, внести свою посильную лепту. Благодаря небольшой надбавке на книги можно помочь построить этот храм и в целом помочь расширению сознания Кришны в России. Чем больше книг будет распространяться, тем больше людей смогут понять какой замечательный  образ жизни описан в этих книгах. И тогда у этих людей появится желание прийти в храм. Тогда они увидят: «О, так это же духовный мир!».

И, придя в храм, они увидят замечательных преданных, которые подобны обитателям духовного мира поскольку обладают теми же добродетелями. Таким образом тысячи, сотни тысяч, миллионы людей автоматически захотят принять сознание Кришны. Люди по всему миру страдают, испытывают бесчисленные беспокойства. В результате террористических актов люди начинают бояться, что в любой день они могут погибнуть. Они уже не доверяют никому. И в результате подобных беспокойств все больше и больше люди начинают понимать, что материальная жизнь не сулит ничего хорошего. Сознание Кришны это настоящий выход, подлинное решение этой проблемы. Это задача, которая стоит перед всеми преданными и с другой стороны это удивительная возможность проповедовать сознание Кришны и возможность прогрессировать в сознании Кришны в своей собственной жизни. Эти две вещи неразрывно связаны друг с другом.

Госвами Махарадж говорил, что в прошлом очень много книг было распространено и сознание Кришны было очень широко распространено. И преданные, которые внесли свой вклад в это, которые были задействованы в этом, безусловно достойны всяческих похвал  Но во многих случаях, как бы очевидно, наблюдался недостаток в их внутреннем развитии. По этой причине многие из великих распространителей книг в прошлом уже более не занимаются этой деятельностью. Это многоцелевой подход: распространение книг, строительство храма, изучение книг. Не просто чтение, а изучение и сознательное развитие под руководством старших преданных необходимых качеств. И очевидно, что когда этот храм появится в Москве, то мэры других городов захотят построить нечто подобное в своем городе. По всему миру есть много прекрасных соборов и храмов и точно так же должна наступить повторно эпоха ренессанса духовного возрождения, когда по всему миру появится множество храмов Кришны. Практически Прабхупада начал это движение в Америке. Но так или иначе с ходом времени была утеряна активность, но этот дух до сих пор силен здесь, в России. Может быть Россия должна вести за собой вайшнавский мир и показать чего можно достичь? Что вполне возможно иметь прекрасный храм Кришны в каждом городе и иметь в этом храме прекрасных преданных, также сельскохозяйственные общины. Прабхупада завещал нам сделать очень многое. Поэтому давайте все больше и больше погружаться в миссию Шрилы Прабхупады. У всех у нас есть место. У Прабхупады огромное желание служить Кришне. Прабхупада очень жаден до служения,  у него такая огромная трансцендентная жадность служить Кришне больше и больше. И он призывает все больше и больше людей: «Приходите, помогайте мне служить Кришне». И, если кто-то что-либо делает в служении Кришне, то это доставляет огромное удовольствие Шриле Прабхупаде. Здесь каждому из нас отводится определенная роль. Я время от времени приезжаю сюда, я всего лишь гость здесь, в этом регионе, а вы живете здесь. Пожалуйста, подумайте над тем, что каждый из вас может сделать в своей жизни для того, чтобы помочь распространить сознание Кришны. Пожалуйста, сотрудничайте друг с другом для того, чтобы прославить Шрилу Прабхупаду и его возлюбленных Шри Шри Радху-Кришну.

Сейчас мы говорим об этом удивительном проекте московского храма.  И строительство этого храма должно стать началом духовного ренессанса  распространения сознания Кришны по всей России, по всему миру. Пожалуйста, отвечайте всем, кто спрашивает вас: «Вы кришнаит?».»Да, я кришнаит. И Кришна скоро будет в Москве». Как свидетели Иеговы постоянно говорят: «Приближается конец света.  Бог готовится отправить всех вас в ад» И, практически, каждые два года предсказывается конец света, мы тоже говорим, что Бог придет и можем назвать приблизительную дату когда это случится  Это будет началом мира. Как этот человек, который сокрушался о том, что 15 лет эта книга простояла у него на полке и, когда он прочитал эту книгу, он почувствовал что жизнь только сейчас по-настоящему началась. Например, через два дня мы будем праздновать Джанмаштами. Джанмаштами это день рождения Кришны. Это и мой день рождения, мне будет 30 лет.(аплодисменты). 30 лет назад на Джанмаштами в 1975 году я получил духовное посвящение. Господь приходит в Россию и, когда Он придет, величие России возрастет и величие Бога возрастет. И, если в ближайшее время американские преданные не пробудятся от сна, я думаю, что гонка между Россией и Америкой будет выиграна Россией. Россия займет первое место, потому что Кришна наделит ее духовной силой.

Однажды в Лондоне Прабхупада встретился с одним лордом. Вы слышали о английских лордах? Это обычные мясоеды, но их считают каким-то привилегированным сословием, поскольку они едят мясо очень высокого качества  (смех). Прабхупада сказал: «Раньше у вас была великая империя, но вы ее потеряли. Но вы можете вновь править миром. Просто последуйте моему совету». Все страдают в материальном мире. Не возможно решить материальные проблемы никаким способом. Ни ООН не поможет их решить и никто другой. И в «Науке самоосознания» говорится, что существует духовное решение материальных проблем. Если мы объединим свои усилия в сознании Кришны, то сознание Кришны будет расти и расширяться все больше и больше. Поэтому, пожалуйста, сотрудничайте друг с другом в этом трансцендентном приключении, которое заключается в том, чтобы делиться духовной энергией с жителями России и всего мира.

Вопрос: У меня вопрос к Бхакти Вигьяне Госвами Махараджу. Какую позицию занимает президент в отношении строительства храма, наше правительство? То есть строят ли они козни или помогают?

Ответ: Я расскажу об этом во время моей презентации, у меня будут слайды и фотографии  Но если в общих чертах сказать, то президент знает о нашем храме, знает об этом проекте и он несколько раз обещал, что он будет нам помогать. Пока эти обещания остаются обещаниями, но уже приятно, что он обещал. В целом, в конечном счете, мы должны очень хорошо понять что, в конце концов, нам поможет Кришна. Рассчитывать на то, что нам поможет кто-то другой можно и нужно, но  нужно понимать, что наш главный помощник, наш главный защитник это Сам Бог. Все остальные, в силу природы этого мира, в основном могут только козни строить.

Вопрос:  А, вообще, глубина понимания у президента  какова, понимает ли он о чем идет речь в сознании Кришны? С Вашей точки зрения скажите, пожалуйста. Ответ: :Мне очень трудно оценить глубину его понимания, потому что я сам лично с ним не встречался. Но я не думаю, что он очень хорошо знает философию сознания Кришны. Могу одно точно сказать, что бхакти-шастры он не сдавал (смех). Правда однажды, по слухам, сказал, когда у него спросили почему он не пьет, он сказал, что не пьет потому, что он кришнаит.  Кто знает. В каждой шутке есть доля шутки. (смех)

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.