Диск 70, л. 12
Как я уже обещал, я расскажу в основном о событиях, которые произошли в течение последнего года Однако, чтобы понять их по-настоящему, нужно всегда иметь некий фон истории. Чтобы понять настоящее, нужно хорошо помнить и знать прошлое. Символом моего рассказа является чакра — оружие Бога. Эта чакра символизирует время, бесконечно вращающееся, завораживающее всех своей красотой и, тем не менее, управляющее всем. Это скрытая сила, которая стоит за причинами всех причин, всего, что происходит в этом мире. Поэтому я также немного коснусь прошлого. Буквально пунктиром я пробегу по истории Движения сознания Кришны, чтобы мы яснее поняли, что происходит сейчас.
Больше ста лет тому назад Достоевский сказал, что красота спасет мир. На самом деле мир этот корчится под палящим зноем раджо-гуны и только луна Кришны может его спасти. В этом мире почти не осталось покоя и красоты, все заменяется их суррогатами. Люди забыли что значит жить простой и возвышенной жизнью. Но в одном месте на земле, о том кто может спасти мир, будут помнить всегда. Это место называется Вриндаван. Во Вриндаване все знают какая красота может спасти мир. На самом деле Достоевский был прав, когда он говорил, что мир спасет только красота, но он не знал как зовут эту красоту. Красота это самое важное качество Бога. Его называют Кришна, что значит Всепривлекающий. Он играет на Своей флейте, Он привлекает сердце каждого Своей непостижимой, таинственной красотой. И открывает Его красоту Его вечная подруга, Его внутренняя энергия, энергия блаженства — Шримати Радхарани. Именно Она своей милостью спасает мир. Они вместе и есть та самая красота, которая мир может спасти и которая может охладить жар в наших сердцах. Только этой красотой мы можем спастись. И открыл нам это Сам Господь. В Своей ачарья-лиле, когда Он пришел как ачарья, чтобы учить весь мир — Шри Чайтанья Махапрабху объяснил нам, какая красота может по-настоящему спасти нас от бесконечных тревог и беспокойств этого мира. Он вложил всю Свою шакти в Рупу Госвами, который явился одним из основателей Вриндавана. Именно Вриндаван то место, где Красота являет Свои вечные лилы. И Рупа Госвами написал книги, которые объясняют, каким образом эта красота может войти в наше сердце и произвести там переворот. Он жил в храме Радхи-Дамодары и там в храме Радхи-Дамодары по прежнему покоится его блаженное тело. Это его мурти в самадхи Рупы Госвами во Вриндаване. А это сама самадхи. Там же, в его бхаджан-кутире, находятся четки, на которых он читал Святое Имя. И 450 лет спустя после всего этого Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада поселился там же в храме Радхи-Дамодары. Именно там он готовился к тому, чтобы открыть людям этого мира, что может их спасти и что значит красота. Потому что красота и любовь это абстрактные вещи, которые потеряли конкретность в нашем мире или приобрели какие-то грубые ассоциации с материей. Шрила Прабхупада объяснил где истинный корень красоты, где истинный корень любви. И он пришел для того, чтобы эту любовь распространить по всему миру. Здесь мы видим как широко он улыбается. Эта улыбка заставляет всех остальных смеяться. Потому что не смеяться невозможно. Когда Шрила Прабхупада смеется, то все подхватывают то же самое настроение. И он на протяжении своих путешествий приехал в Москву на пять дней. Несколько лет спустя после этого, в 1977 году перед своим уходом, он предрек о том, что храм в Москве откроется. И то, что русские люди — хорошие люди, что только правительство делает их атеистами, в душе они верят в Бога. Так началась эта история, символом которой является серп и тилака. (смех) Тилака отменила молот. Шрила Прабхупада приехал в Москву и Москва, испокон веков, с момента своего основания, была очень могущественным городом. Так или иначе какая-то карма скопилась именно в этом месте, которая сделала этот город необычайно могущественным. Многие-многие великие завоеватели пытались взять этот город понимая, что в этом городе находятся ключи от целого мира. Наполеон, мы знаем, сидел на Поклонной горе и ждал когда к нему с поклоном придут, чтобы принести ключи. Гитлер рвался для того, чтобы завоевать Москву. Но Москва не сдавалась. Сил у нее оказывалось больше, чем сил у всех остальных завоевателей. Здесь мы видим как в 1971 году одинокий санньяси приехал в Москву. С ним было всего двое слуг. Шрила Прабхупада сфотографирован здесь на фоне колокольни Ивана Великого. И выражение у него такое, будто он только что завоевал Москву и всю Россию. (смех) Стоит здесь полностью уверенный в своей окончательной победе. Несмотря на то, что за ним не было танков, за ним не было никакого оружия, единственное что у него было — пара каратал и «Бхагавад-гита» в его багаже. Москва действительно легла у его стоп. Хотя никто тогда не мог даже помыслить об этом. 1971 год, самый разгар холодной войны, разгар торжества развитого социализма, который вот-вот все никак не мог превратиться в коммунизм. Шрила Прабхупада приехал туда, ему не дали ни с кем поговорить.
Ему ничего не оставалось, как по утрам гулять по пустынной Красной площади. Это она, Красная площадь, самое сердце нашей с вами столицы. И в самом сердце этой столицы находится мавзолей Ленина. Здесь Шрила Прабхупада сфотографирован на фоне мавзолея Ленина, когда он осматривается вокруг и приближается к этому могучему зданию. Здание это было главным храмом новой религии, религии марксизма-ленинизма. Главный бог этой религии лежал там мертвый. Люди, чтобы получить даршан этого мертвого бога, часами выстаивали в очередях. Я помню, я тоже получил его даршан. (смех) Я простоял несколько часов в очереди, чтобы на мгновение пройти мимо хрустального гроба, где лежит этот труп. Это была религия. И Сталин специально делал ее как религию, он специально сделал культ. И здесь Шрила Прабхупада со своим слугой Аравиндой подошел ближе к этому мавзолею. Он смотрит с удивлением и думает: «Господи, люди мои дорогие, чему ж вы поклоняетесь? Не тому богу вы поклоняетесь. Потому что этот бог вас не спасет, этот бог не даст вам ничего, это будет обман». Есть еще несколько фотографий Шрилы Прабхупады на Красной площади: здесь он на фоне дворца колонного зала Союзов с Аравиндой, а это он же, смотрящий на собор Василия Блаженного. Собор Василия Блаженного — символ Москвы, символ духовной Москвы. Рядом с мавзолеем Ленина был символ изначальной духовной культуры, культуры, которая сосредоточена на Боге, которая прославляет Бога. Автор этого удивительного произведения славит Бога: «Посмотрите, как прекрасен Бог, посмотрите, как Он весел, удивителен!» Это на самом деле киртан, запечатленный в камне. И Шрила Прабхупада явно гораздо больше оценил собор Василия Блаженного, чем мавзолей. Тут видно, что он очень счастлив, потому что он понимает, что корни любой культуры — духовные и, что именно в любви к Богу спасение человека.
Еще одно место рядом с которым побывал Шрила Прабхупада во время своих странствий в Москве — московский Университет. Есть фотография, которая запечатлела Шрилу Прабхупаду глядящего вниз со смотровой площадки с Воробьевых Гор. Он смотрит на Москву, которая расстилается перед ним, и никто из нас не может понять что он видит, потому что нашим глазам открыта только материальная картина. Но чистый преданный видит прошлое, настоящее и будущее. Стоя там, на этой смотровой площадке в 1971 году, когда никому не могло в голову ничего подобное прийти, Шрила Прабхупада предсказал, что в этом городе будут тысячи людей, которые будут вместе, взявшись за руки, петь Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которые забудут о своих распрях, о своих мелочных интересах и будут славить Бога. Он сделал это предсказание там, глядя на Москву и можно быть уверенным в том, что он не просто предсказал, а он увидел то, что должно случиться. Он смотрит туда вдаль, я уверен, что он видит силуэт храма в Москве.
Профессор Котовский, с которым Шрила Прабхупада встретился. Он выглядит точно тек, как профессор Котовский должен выглядеть.(смех). Иначе он выглядеть просто не мог. Профессор Котовский был атеист. Он не поверил Шриле Прабхупаде. Он сказал, что нет души, нет Бога, нет жизни после смерти. Все оканчивается нашей одной глупой, бессмысленной жизнью. Много лет спустя, уже после ухода Шрилы Прабхупады, профессор Котовский пришел к нам в храм. Это фотография его же у нас в храме. Он с удивлением осматривался вокруг, он видел снующих брахмачари со стопками книг, он кушал прасад, в конце концов он заплакал. Он сказал: «Я никогда не мог поверить, что Движение Свамиджи найдет такой отклик в моей стране». Но материалист не может понять как происходят вещи в этом мире, однако духовный человек понимает глубинные законы. Материалист всегда оказывается близоруким, духовный человек видит вглубь. Еще одна фотография из московского путешествия Шрилы Прабхупады, когда Шрила Прабхупада поднимается откуда-то из глубин наверх, из перехода на Тверской улице, тогда улицы Горького. Там, в этом переходе или около него, Шьямасундара, бывший тогда секретарем Шрилы Прабхупады, который получил визу для него и привез его в Москву, который сделал эти фотографии, там он встретил Ананташанти — первого, практически единственного ученика Шрилы Прабхупады в России. Ананташанти, встретившись с ним, (Шьямасундара был в дхоти и очевидно было, что он был иностранец, потому что никто кроме иностранцев в таком наряде не мог ходить по Москве) «набросился» на него и спросил: «Нет ли у вас джинс?», потому что американские джинсы тогда очень ценились, в России их не было. Шьямасундара прабху ответил: «Джинсов у меня нет, но у меня есть духовный учитель. Если хочешь, я тебя с ним познакомлю». И с этого вопроса, и с этого ответа началась удивительная история развития сознания Кришны в Москве.
Это удивительный кадр. Сейчас нам нужно будет увеличить громкость. Это один из первых киртанов. И я немножко расскажу историю этого киртана потом. Но сначала я прошу вас смотреть очень внимательно, потому что вы увидите одного знакомого всем вам человека в очень необычном виде. Один из первых киртанов на улицах Москвы после перестройки. Кто это такой? Я сейчас расскажу историю этого небольшого видеофрагмента и покажу его еще раз. Когда только лед тронулся и перестройка началась, еще было не ясно чем все кончится. Иногда преданных забирали в тюрьму, но они все равно, не смотри ни на что, как только появилась первая возможность, выбегали на улицы. Чтобы петь Святое Имя, рискуя всем, чем угодно, своей карьерой, своей жизнью даже. Индрадьюмна Свами приехал в Москву как турист по туристической визе и он вынужден был носить парик, чтобы его ни в коем случае не разгадали. Это редкие кадры его в парике. И история этого киртана тоже удивительна. За день до этого преданных, которые пели на улицах, жестоко избили. Милиция схватила их, избила дубинками, ногами их пинала. Индрадьюмна Свами приехал специально с особой миссией, чтобы сообщить всему миру о том, как обращаются с преданными в России. Ему сообщили: «Нас вчера избили». Он сказал: «Но, я должен это сфотографировать, мне нужны документы, доказательства». Сказали: «Хорошо, мы завтра снова выйдем». И он пришел туда, на это место, чтобы сфотографировать избиение. Но, видимо, влияние чистого преданного оказалось слишком сильным. На этот раз никто никого не избивал. Он выглядит как профессиональный шпион (смех).
Мы все знаем, что он очень любит приключения. Это он же тогда же, в тот приезд в Москву уже без парика. Потом он долго рассказывал, что в Москве был самый удивительный киртан, когда люди, собравшись на квартире, чтобы, не дай Бог, соседи не услышали, беззвучно, шепотом пели киртан и при этом прихлопывали в ладоши не касаясь ладонями друг друга, чтобы звука не производили.
Небольшой фрагмент из того, чтобы вспомнили о том, чем рисковали люди распространяя сознание Кришны. Еще несколько исторических кадров. В 1989 году после огромных трудностей, после голодовки в аэропорту, после забастовок группу из 60 русских преданных впервые выпустили в Индию. И тогда их принял премьер-министр Индии Раджив Ганди. Это первые 60 паломников и Раджив Ганди в центре. Он был в полном восторге, он не мог поверить своим глазам в то, что Кришна-бхакти распространяется в России.
Это один из исторических кадров. Это Гопал Кришна Махарадж, а это Киртирадж, который возглавлял тогда российскую миссию GBC по России, это Санньяса, это Кришна Кумар, а это ваш покорный слуга. Это Раджив Ганди с Киртираджем и Гопал Кришной Махараджем. Он тогда очень воодушевил нас всех. Он держит в руках «Гиту» на русском языке, которую мы издали. Он сказал нам тогда: «Пожалуйста, распространяйте сознание Кришны в России». Что мы и сделали.(смех). Немножко резкий переход к нынешнему дню. Я решил немножко перескочить, чтобы побыстрее приблизиться к дню сегодняшнему.
Это фотография двухлетней давности, когда нас решили выгнать из нашего храма. Все вы знаете, что у нас был замечательный храм на Беговой. Но, так или иначе, правительству Москвы это здание понадобилось. И мэр Москвы вызвал нас к себе на общественный совет и сказал, что: «Уезжайте из этого старого храма. Мы дадим вам место лучше». Мы тогда были на Беговой где-то вот тут, и нам сказали: «Уезжайте из этого старого храма. Вместо этого мы дадим вам землю в трех километрах от Кремля, на главной улице Москвы, Ленинградском проспекте, который переходит в узкую улицу — 1 гектар». Мы сказали: «Обманывают нас, бедных кришнаитов». Но они настаивали. Они говорили: «Ну. что вы? Давайте, берите эту землю, переезжайте отсюда, чтобы вы смогли построить настоящий храм. Вы же все время хотели». Потому, что 14 лет мы ходили в правительство Москвы и просили землю, говорили: «Дайте нам какую-нибудь землю, мы построим настоящий ведический храм». В конце концов, так или иначе это свершилось. Позже у Лужкова спросили: «Каким образом вы дали такой удивительный участок земли кришнаитам?». Он сказал: «Сам не знаю, бес попутал».(смех) Это то, каким образом будет застроен этот участок. Это Ходынское поле и планы правительства Москвы превратить его в самый лучший район Москвы. Тут будет парк. Тендор на застройку этого парка выиграла французская фирма. Тут будет музей космонавтики, еще какой-то музей, еще какие-то большие торговые центры. Это сам план, который нарисовало правительство Москвы, а это по их планам храм сознания Кришны в центре Москвы. Это опубликовано на официальном сайте. И это несколько рисунков. Так как они пока еще не знают как будет выглядеть наш храм, они нарисовали все остальное. Там будут какие-то футуристические издания, напоминающие о том, что Кали-юга на дворе, странные вещи и большой парк, дома, которые уже сейчас строятся во всю. А это то, что уже там происходит, то, как идет застройка. Строятся элитные дома Одно из них строится с наклоном, как Пизанская башня, чтобы туристов приглашать. А на фоне — Триумф-палас — самое большое здание во всей Европе, самое высокое, самое грандиозное, которому не будет равных. Короче говоря, это самый престижный район во всей Москве. И перед тем, как начать строить, .мы встретились с вице-мэром. Это Шансов. Тогда он был вице-мэром, первым заместителем Лужкова. Он встретился с Амбаришей прабху. На нем гирлянда. Он ее очень гордо несет Это они все вместе сфотографировались вчетвером6 это Амбариша, это Шансов, это Садхуприя, а это Петр 1 (смех). -групповой портрет. И он нам тогда сказал: «Если хотите строить что-то в Москве, мы дали вам такую землю, сделайте что-нибудь действительно удивительное. Мы хотим, чтобы вы построили Тадж-Махал». Нас долго упрашивать не приходилось. Мы сказали: «Тадж-Махал, так Тадж-Махал».Это Тадж-Махал, который мы решили тогда построить. Мы показали ему храмы, которые уже построены в ИСККОН.