Даршан, Анапа, 01.10.2005 г.

Диск 72, л. 1

Аннотация:

— о цели

— обязанности ученика до получения инициации

— что значит выполнять свои обязанности совершенным образом? И как понять выполняю ли я свои обязанности совершенным образом?

— имеет ли смысл на нашем уровне проводить дни экадаши по более жесткой схеме?

— что такое сознание Кришны:?

— беда тонких принципов в том, что они могут вытеснить из нашего сознания Самого Бога.

 ***

У нас не так много времени, потому что скоро Девамрита Махарадж придет сюда и мне нужно идти на даршан учеников Бхакти Тиртхи Махараджа. Поэтому я хотел бы, чтобы вы задали насущные, жгучие вопросы, на которые я попытаюсь ответить.

ВОПРОС: ()

БВГ: Можно. Началу санскрита можно научить, но кто-то должен записать, чтобы я его попросил. Потому что действительно лучше осознанно все делать, а не какую-то абракадабру произносить. Что касается нашей цели, то на начальном периоде, и я в основном говорил об этом, то, что я сказал в конце, относится к очень высокому уровню преданного служения. В начале нашей целью должно быть очищение сердца. Господь Чайтанья начинает с этих слов Свою шикшаштаку: чето дарпана марджанам  бхава-маха-давагни нирвапанам ???. Бхактивинода Тхакур говорит, что до тех пор, пока человек не видит ясно  другой цели, целью, которая не оскверняет его преданное служение, не является препятствием на его пути, является цель очищения сердца. И в основном я говорил об этом. Сатйа, дойа, тапах, шучам. Это четыре принципа, четыре основы, которые делают человека религиозным, которые очищают сердце, которые позволяют человеку стать человеком. Сначала мы должны стать людьми. Прежде, чем стать обитателями духовного мира, нужно хотя бы стать достойными обитателями материального мира. И Господь Чайтанья  безусловно является нашим маяком  Кришна приходит в образе Господа Чайтаньи – это Его ачарья-лила. Он приходит как ачарья, как тот, кто на своем примере показывает. Он воплощает все. Хотя Санатана Госвами является нашим самбандха-гьяна-ачарьей, хотя Рупа Госвами является абхидея-ачарьей и Рагхунатх дас Госвами является прайоджана-ачарьей, но ачарьей, который воплощает в себе все это – и самбандху, и абхидею и прайоджану, является Сам Господь Чайтанья. Он научил их. Он дал наставления Санатане Госвами, Рупе Госвами и через Сварупу Дамодару Рагхунатхе дасу Госвами.  Поэтому Он является для нас тем образом, к которому мы стремимся.  И, да, мы должны бежать, но под бегом я имел в виду очень ясный вектор, когда у человека должно быть устремление, решимость идти куда-то. Ни в коем случае не стоять на месте.  Если канатоходец захочет потоптаться на месте, то что с ним случится?  Он будет топтаться на месте, но уже там где-то внизу. Мы не должны топтаться на месте, мы должны идти по этому пути и видеть цель. Если мы не видим какой-то другой цели, то, как Шрила Прабхупада учил,  то, по крайней мере, наша цель – кончик его дхоти, за который мы можем уцепиться. По крайней мере это мы можем увидеть, мы не должны останавливаться.

ВОПРОС: ()

БВГ: Обязанности ученика до получения инициации? Если человек уже выбрал духовного учителя, то его главная обязанность утвердиться в этом выборе. Его главная обязанность так или иначе развить отношения и понять, что эти отношения работают, что эти отношения приводят к тому, что я двигаюсь по духовному пути, что я не топчусь на месте. Принцип гуру-таттвы. Гуру, хотя он воплощается в определенной личности, на самом деле это принцип, это таттва и эта таттва принадлежит Самому Кришне.  Как Шрила Прабхупада пишет в своем знаменитом подношении своему духовному учителю – «Гуру – один». Гуру это милосердный аспект Господа, так как неотъемлемым качеством совершенного Абсолюта должно быть желание поднять несовершенные частички, души, до уровня совершенства, о этот принцип гуру, который помогает человеку подняться, вырасти, он присутствует в Самом Боге. Но обязанность ученика, если он остановился на какой-то конкретной личности, в которой этот принцип до какой-то степени отразился…  Джива Госвами объясняет как это происходит. Джива Госвами говорит, что  крипа-шакти Господа, энергия Его милости, она имеет своих вахан. «Вахан» значит «носитель». Кришна вкладывает эту крипа-шакти в определенных людей, когда Он дает милость, и эти люди обретают способность так или иначе проливать эту милость дальше и давать прибежище другим людям. Обязанность ученика прежде всего убедиться в том, что его выбор правильный.  После инициации уже поздно. Потому что шастры очень строго говорят, что человек не должен отвергать гуру если он не является майавади и если он не является вайшнава-двешти, «вайшнава-двешти» значит «ненавистником вайшнавов». Если у него в его сердце не начинает в силу тех или иных ошибок, которые он совершил, не начинает жить такая сильная зависть к другим вайшнавам, что он начинает их ненавидеть, ругать, говорить, что: «Все негодяи, один я – хороший». Это два случая, в которых, если гуру сам полностью ушел в пути бхакти. И первым признаком того, что гуру уходит с пути бхакти является примесь майавады, это опять же объясняет Рупа Госвами,  когда его привязанность к Кришне начинает носить отраженный характер и целью его становится освобождение, а не любовь к Богу. И в этом случае его нужно отвергнуть, нужно не задумываясь отвергнуть.  Второй случай, если он стал действительно вайшнава-двешти, если он ненавидит вайшнавов, если не любит вайшнавов. Так что после инициации уже поздно. Даже если он принципы начинает нарушать все равно его нельзя отвергать.  Его можно жалеть в уединенном месте, даже не на публике, но его нельзя отвергать. Потому что он помог нам. Он так или иначе связал нас и все равно эта связь записана где-то в небесной бухгалтерии. Но до принятия инициации человек обязан проверить. Человек должен убедиться, человек должен понять насколько слова этого вайшнава, насколько его поступки, его личный пример помогают мне быть сильным в сознании Кришны. Это самая главная обязанность. Помимо всех остальных обязанностей, которые у нас есть:  повторять 16 кругов, следовать принципам, развивать в себе четность по отношению к самому себе и по отношению ко всем остальным. Во всех отношениях стараться быть максимально честным.  Но конкретная, специфическая обязанность это именно эта – проверять своего духовного учителя, давать ему испытания и смотреть выдержит он эти испытания или нет.

ВОПРОС: Что значит выполнять свои обязанности совершенным образом? И как понять выполняю ли я свои обязанности совершенным образом?

БВГ: Самый простой способ понять выполняю ли я свои обязанности совершенным образом – это спросить у других. Они всегда скажут. Потому что наши обязанности так или иначе затрагивают других.  И сами мы можем не понимать этого, но другие всегда хорошо понимают это. Что это значит? Обычно, когда человек выполняет свои обязанности, все им довольны. Само слово «обязанность», само понятие «обязанность» имеет природу отношений. Она подразумевает какие-то отношения – отношение к этому миру,  отношение к другим людям. Потому что обязанность это обязанность по отношению к кому-то. Или обязанности по отношению к Богу.

Другой, внутренний, признак того, что я выполняю свои обязанности, это мое внутреннее удовлетворение. Он не является самым окончательным, потому что иногда человек может находиться в иллюзии и эта иллюзия может создавать некое подобие удовлетворения. Но в целом, если у человека наступает внутри глубокое умиротворение, удовлетворение. Кришна говорит об этом в 12 главе «Бхагавад-гиты». 12 глава называется «Бхакти-йога». И Он начинает последнюю часть этой 12 главы, где Он, собственно, описывает качества преданных, где Он объясняет кто такие преданные, с обещания того, что если человек преданно служит Ему и поклоняется Ему, такой человек обретает шанти, или мир. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что под шанти подразумевается бхакти. Но это шанти, в сущности, состояние перманентного удовлетворения.  Если удовлетворение происходит только на уровне ума, то это удовлетворение наверняка обречено быть нестойким. Ум все время колеблется. Сегодня ему хорошо, завтра – плохо, сегодня он в восторге, завтра он в депрессии.  Такого рода удовлетворение или депрессия они не имеют большой ценности. Но, если Кришна доволен нами, а в конце концов, как говорится в первой песне «Шримад-Бхагаватам», что совершенством удовлетворения всех обязанностей (дхармах свануштхитах пумсах вишваксена катха суйах нот падайет йати ратим шрама эвати кевалам ???). Он объясняет, что совершенством всех обязанностей является удовлетворение Харитошанам, является удовлетворение Господа Хари. Это совершенство. Если я выполняю свои обязанности и Господь Хари мною доволен, то это совершенство. Как я узнаю, что Он доволен? Очень просто. Если Он доволен то что? Все довольны и я в том числе. То есть это внутренний критерий. Сутью является Харитошанам – удовлетворение Господа Хари. В этом заключается идеальное совершенство. Если у меня есть ясная цель удовлетворить Кришну и я стараюсь это делать, несмотря на все свои несовершенства, то Кришна будет мной доволен.

И другой признак. Результатом, как говорится в этом стихе, который я процитировал до этого, является наша привязанность (вишваксена катха-суйах нот падайат йати ратим ???), если рати, привязанность к Кришна-катхе развивается, если мне хочется слушать о Кришне, то значит я правильно выполняю свои обязанности. Если, наоборот, у меня появляется апатия какая-то, я думаю: «Господи, Боже мой, я уже слышал это сто раз. И эти истории слышал и эти, все истории, какие только можно, слышал. Уже надоели все истории. Все, не могу больше», то что-то мы не так делаем. Значит привязанность к слушанью Святого Имени и рассказов о Кришне должна возрастать и человек должен слушать каждую историю заново, как будто бы он слышит ее в первый раз.

ВОПРОС:  Имеет ли смысл на нашем уровне проводить дни экадаши по более жесткой схеме так, как об этом говорит Ачала прабху – трехдневный сухой пост, ночные бдения? Имеет ли смысл это для нас.

БВГ: Каждый должен определять для себя сам. И критерий дал Шрила Прабхупада: если я провожу пост и это мешает, это меня возбуждает, это сбивает всю мою медитацию и я думаю только о посте, то лучше поесть. Кришна говорит о таких людях, которые пытаются внешне обуздывать себя, а внутри все время думают об объектах чувств (митйа чарам саучйа те ???), такой человек — лицемер. И трехдневный пост может развивать качество лицемерия в человеке. Он будет гордиться тем, что он следует этому всему. Нет необходимости в этом. Лучше быть смиренным вегетарианцем, чем гордым постником. Шрила Прабхупада не устанавливал жестких правил в этом отношении. У Шрилы Прабхупады было свое отношение к аскезе. Как-то в минуты интимной близости со своими учениками он сказал, что: «Я всегда ненавидел аскезу, никогда ее не любил» (смех). Нужно понимать особым образом естественно. Вся наша жизнь – аскеза и жизнь Шрилы Прабхупады исполнена аскез. Но аскеза ради аскезы она пустая, она только ожесточает сердце человека. Об этом Рупа Госвами пишет. Человек только начинает гордиться, это всего лишь повод.  Хираньякашипу  был аскетом, но он не является ачарьей в Гаудия-вайшнава-сампрадайе. Поэтому, если человек может это делать и может это делать со спокойным умом посвящая это Кришне. Мантра, которую человек читает на двадаши… На самом деле «Хари-бхакти-виласа» объясняет как нужно поститься и как нужно выходить из поста. И там говорится, что если человек неправильно выходит из поста, то в посте нет смысла. И одним из правил правильного выхода из поста является произнесение мантры. Человек должен рано утром на мангала-арати прийти к Божествам и Божествам сказать (есть особые мантры или можно просто на русском языке сказать, на украинском языке сказать, не важно, Бог поймет) сказать: «Я делал это для Тебя. Прими, пожалуйста, это подношение и сделай так, чтобы в результате этого у меня возникло знание, -или чтобы, — у меня в сердце появилось бхакти». Харивасара, день Господа Хари, экадаши, он является мадхава-титхи бхакати-джанани. Бхактивинода Тхакур говорит, что это бакати-джанани, что это мать бхакти, то, что рождает бхакти. Но это нужно делать, чтобы бхакти порождалось в результате поста,  нужно делать в правильном настроении: «Я приношу это Тебе». И конкретно в этой мантре говорится: «Сделай так, чтобы духовное знание появилось в моем сердце». Мы можем просить: «Пожалуйста, сделай так, чтобы бхакти появилась в моем сердце», потому что духовное знание и бхакти это синонимы.

ВОПРОС: ()

БВГ: Это своевременный вопрос. Артур спрашивает, что такое сознание Кришны. Кто-то хочет ответить на этот вопрос. Сознание Кришны значит то, что я всегда сознаю Кришну, то, что я хожу под Кришной, то, что я ощущаю Кришну и то, что я стараюсь смотреть на вещи сквозь призму Его сознания, а не своего.  Потому что мы смотрим на этот мир сквозь определенную призму. И если я сам хочу быть богом, то этот мир для меня что? Как вон там у детей есть площадка. Дети на этой площадке что делают? Играют. Весь этот мир это большая песочница, которую Кришна для нас с вами сделал и сказал: «Вы хотите в песочек поиграть?». Чтобы мы там Ему не докучали, чтобы дети родителям не мешали, они их в песочницу посылают и говорят: «Там в песочек поиграйте, замки постройте из песка». И мы тут тоже из песка замки строим изо всех сил – одни мечты, другие мечты. Но в результате этого отношения к миру мы смотрим на мир определенным образом, мы хотим наслаждаться им. Как мы, будучи маленькими частицами духовной энергии… Как Кришна говорит: апарайам этаствайам  пракртим видйам там парам ??? – есть более высокая энергия. Пракрити на первый взгляд более низшая энергия, она имеет женскую природу, а мы — пуруша – наслаждающиеся.   И сама по себе эта пракрити…. Женщина в мужчине какие чувства вызывает? Соответствующие, как сказал бы Радха Дамодар прабху. Примерно такие же чувства вызывает в нас пракрити – мы хотим наслаждаться ей, мы хотим ее изнасиловать, мы хотим выжать ее, эксплуатировать, получить от нее что-то для нашего наслаждения. Но это не сознание Кришны. Сознание Кришны это когда я вижу все вокруг себя как то, с помощью чего я могу служить Кришне и когда я вижу в этом мире объекты, которые для меня находятся на одном уровне с Кришной. В этом мире есть вещи, которые для меня всегда являются объектами поклонения. Сознание Кришны это определенная форма сознания, когда я  использую все в сознании Кришны кроме самого Кришны и других объектов моего поклонения. И такими объектами моего поклонения являются прежде всего вайшнавы. Они всегда относятся к категории упасьи, к категории того, чему я поклоняюсь – вайшнавы, гуру, туласи, «Шримад-Бхагаватам». Сознание Кришны это определенная форма отношения к миру, людям и к Богу.

БВГ: Саша. Приехал из Лондона сюда на этот фестиваль. Он служит в храме на Сохо-стрит. И третье это то, что если мы зациклимся на них, то мы рано или поздно падем. Если они заслонят от нас Бога и станут нашей самоцелью. То есть первое – это наша зависимость. Вторая – когда мы привязываемся к ним как к объекту нашей гордыни и когда мы начинаем смотреть сверху вниз на всех остальных, кто не следует этим принципам. Бхактивинода Тхакур говорит, что у любого человека, который следует принципам определенного уровня, появляется презрение. Это признак гордыни. Это презрение относится как к людям, которые следуют принципам более низшей ступени, так и к людям, которые следуют принципам более высокой ступени. Как это ни парадоксально. Человек настолько бывает ослеплен своей праведностью и своим чувством собственного достоинства, что он следует всем этим принципам, что он считает, что выше этого ничего нет и быть не может. Они становятся объектом гордыни для него или причиной для гордыни для него. И третья вещь – это когда они становятся самоцелью для нас. А в этом беда, беда этих тонких принципов, что они могут вытеснить из нашего сознания Самого Бога.

     О, Девамрита Махарадж. Харе Кришна. Его Святейшество Девамрита Махарадж – ки джая.   Пожалуйста, поклонитесь Махараджу.  Все. Спасибо большое. Мы кончили на этом. Девамрита Махарадж должен начинать свой семинар.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.