Диск 72, л. 3
Аннотация:
— ШБ 10.3.22
— до тех пор, пока у нас будет чистота, необходимая для того, чтобы давать людям Святое Имя, это Движение сознания Кришны будет в полной неприкосновенности.
— зависимость от Бога – это свобода. Зависимость от материальных вещей — рабство.
— преданные бросили вызов демоническим принципам цивилизации, поэтому естественным образом будут возникать препятствия. (О войне, которую объявили индусы проекту Шрилы Прабхупады храма сознания Кришны в Бомбее – Харе Кришна-ленд)..
— о бескомпромиссности Движения сознания Кришны и книг Шрилы Прабхупады и так называемых религиях в материальном мире.
— если человек хочет жить духовной жизнью, то есть законы. Эти законы очень простые – человек должен помнить о Боге постоянно и человек должен придерживаться определенных принципов в своей жизни: милосердия, чистоты, правдивости и аскетизма. Если этого нет и все то, что ниже этого идеала, оно является безбожием. Все то, что ниже этого идеала, порождает, усиливает, укрепляет демонические тенденции в нашем сердце.
— для того, чтоб мы действительно победили, у нас должно быть это ощущение беспокойства и тревоги. Уверенность в победе означает то, что мы делаем все, что от нас зависит для того, чтобы эта победа произошла, тем самым выражая свою уверенность, и действуем доступными нам методами (молитва, принятие обетов…).
— если человек хочет быть полностью уверен, быть полностью свободен от страха, ему достаточно только одного – уверенности в том, что он делает все правильно и в том, что сердце у него чистое
— любое испытание, если человек проходит его с честью, не идя ни на какие компромиссы, не пытаясь так или иначе снизить свой уровень преданности Богу, в конце концов, это испытание сделает его сильнее, сделает его чище и приведет его к окончательной победе
— чистота — это сила. Источником любой силы является чистота нашего сердца
ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ:
— зачем нам нужен храм?
— привязаны ли мы к этой земле?
***
Сегодня будет первая объединенная лекция по телефону и в зале. Это немножечко разные расы, но я постараюсь из соединить.
Сегодня утром на лекции я говорил о том, каким образом преданные и непреданные воспринимают несчастья. В комментарии, который мы прочитали сегодня утром, Шрила Прабхупада пишет, что Бали Махарадж обладал всем знанием, потому что он понимал источник всего сущего. Шрила Прабхупада очень часто подчеркивал этот момент, что знание означает понимание причины, или источника. Все то, что, так или иначе, мешает этому знанию или этому пониманию, является невежеством. И понимание источника, или причины, также означает понимание причины наших страданий. В конце концов, именно Кришна посылает нам какие-то испытания и страдания. Хотя, в сущности, как мы знаем, никаких страданий в этом мире нет. Все это своего рода иллюзия, или результат нашего ложного отождествления с материей. Но, тем не менее, чтобы мы могли избавиться от этого ложного отождествления, чтобы мы могли избавиться от этой иллюзии, или от этого недоразумения, нам посылаются какие-то страдания и испытания, которые, в конце концов, должны дать нам ощущение того, что я здесь не на своем месте. Это понимание того, что материальный мир не является моим домом, не является местом, где я могу находиться вечно, очень важное понимание, основанное, в конце концов, на духовном понимании о природе своей собственной души. Сегодня я хотел прочитать другой стих, сейчас, который в каком-то смысле будет продолжением этой темы и, собственно, это будет не столько лекция, сколько какая-то попытка ответить на вопросы, или попытка дать мое понимание того, что происходит здесь. Но для начала я хотел прочитать стих из 10 песни «Шримад-Бхагаватам». Этот стих из 3 главы 10 песни «Шримад-Бхагаватам». Третья глава называется «Рождение Господа Кришны». Я сейчас редактирую последний, написанный Шрилой Прабхупадой, том. И как раз, когда пришло это известие о том, что власти города Москвы отбирают у нас землю, в этот самый день утром, каждый день утром я редактирую несколько страниц здесь, 10-15 страниц «Шримад-Бхагаватам», я остановился на этом стихе. Сейчас я прочитаю вам его. Много раз в своей жизни я убеждался в том, что «Шримад-Бхагаватам» — живой, что он отвечает на наши желания, просьбы, дает ответы на вопросы, которые мучат нас, живо реагирует на ситуацию, в которой мы находимся. И это еще одно подтверждение этого положения. Этот стих – последняя молитва Васудевы, которую Васудева возносит младенцу Кришне, родившемуся в тюрьме Камсы. И в своих молитвах Васудев, обращаясь к Кришне, говорил: «Ты – Верховный Господь». Трудно было Его называть как-то иначе, потому что, мы знаем, что Кришна явился сначала в Своей четырехрукой форме Нараяны, во всем Своем величии, великолепии, с символами Своей вечной власти. Прежде всего с чакрой – символом времени, которое управляет всем в материальном мире, и шанкхой – раковиной, которая провозглашает Его победу. И Васудев, не имевший никаких сомнений в том, что перед ним Сам Господь, обращавшийся к Нему с молитвами, завершает свои молитвы этим стихом: (ШБ 10.3.22)
«О мой Господь, повелитель полубогов, когда Камса услышал предсказание о том, что Ты родишься в нашем доме и убьешь его, этот варвар убил всех Твоих старших братьев Как только Камса узнает от своих подручных, что Ты явился, он примчится с оружием в руках, чтоб уничтожить и Тебя».
Комментарий Шрилы Прабхупады:.
Камса назван в этом стихе асабхйа, что означает «нецивилиованный» «гнусный». (Буквально слово «асабхйа» значит…, «сабхах» значит «собрание благородных людей», собрание людей цивилизованных на то место, где люди собираются, чтобы обсуждать какие-то возвышенные предметы. «Асабхйа» значит человек, который не допущен туда), потому что он убил нескольких детей своей сестры. Услышав предсказание о том, что его убьет восьмой сын Деваки, этот варвар готов был тут же убить свою невинную сестру, которая только что вышла замуж. Нецивилизованный человек ради удовлетворения своих чувств способен на любое злодеяние. Такой человек может убить ребенка, корову, брахмана или старика – он не знает пощады. Согласно законам ведической цивилизации, если коровы, женщины, дети, старики или брахманы делают что-то не так, то их нужно простить. Но асурам, нецивилизованным людям, нет дела до этих законов. Поскольку в нашем обществе беспрепятственно убивают коров и детей, современная цивилизация не является человеческой, а лидеры этой обреченной цивилизации – варвары, асуры.
Этим варварам не нравится Движение сознания Кришны. Занимая посты государственных чиновников, они без колебаний объявляют пение мантры Харе Кришна нарушением общественного порядка, хотя в «Бхагавад-гите» ясно сказано: сататам киртайанто мам йатанташ ча дрдха-вратах. Согласно этому стиху, петь мантру ХареКришна это обязанность махатм. К сожалению, общество находится в таком варварском состоянии, что некоторые так называемые махатмы
готовы убивать коров и детей и мешать Движению Харе Кришна. — Иначе говоря, попытки помешать Движению Харе Кришна Шрила Прабхупада сравнивает по тяжести с убийством коров и детей, примерно на одном и том же уровне находится. – Варварская природа современного общества была продемонстрирована в войне против «Харе Кришна-ленда» — бомбейского центра Движения сознания Кришны. Но как Камсе не было дано убить прекрасного ребенка Деваки и Васудевы, так и нынешним варварам, хотя их и огорчает развитие Движения сознания Кришны, не дано остановить его. И все же нам приходится сталкиваться с самыми разными трудностями. Хотя Кришну не возможно убить, Авсудева, будучи отцом Кришны, дрожал от страха за Него при мысли о том, что Камса придет и убьет его любимого сына. Подобно этому, хотя Движение сознания Кришны неотлично от Самого Кришны и никакие асуры не способны его остановить, мы тоже боимся, что асуры могут в любой момент остановить это Движение в любой части мира.
Шрила Прабхупада – ки джая.
Естественным образом, когда я пришел сюда и узнал об этой новости, эта новость первое, о чем мне сообщили здесь, я сразу же вспомнил этот стих. И в этом стихе Шрила Прабхупада очень точно описывает наше отношение к подобным явлениям. С одной стороны у нас должна быть твердая непоколебимая вера в то, что за всем этим стоит Кришна и что, в конце концов, Движение сознания Кришны неотлично от Самого Кришны. Говорится, что в век Кали Кришна приходит в образе Своего Святого Имени и в век Кали Движение сознания Кришны олицетворяет Самого Кришну. Иначе говоря, Движение сознания Кришны не возможно уничтожить. Движение сознания Кришны приходит для того, чтобы распространять Святое Имя до тех пор, пока у нас будет чистота, чистота необходимая для того, чтобы давать людям Святое Имя, это Движение сознания Кришны будет в полной неприкосновенности. Однажды Шрилу Прабхупаду спросили, что же будет с этим Движением если, не дай Бог, мы получим власть? Мы знаем, что власть очень сильно развращает людей, что власть, деньги это все те вещи, через которые осквернение проникает в сердца людей. Шрила Прабхупада задумался на некоторое время, но потом сказал, что если они будут следовать регулирующим принципам и повторять Харе Кришна, то все будет хорошо. Это изначальная предпосылка, на которой Шрила Прабхупада основывал свое Движение, несмотря на все трудности. И мы можем видеть каким образом это происходит в нашей жизни. Трудности возникают. И, собственно, трудности возникают, потому что мы приносим эти трудности вместе со своими оскверненными сердцами. Мы приносим сюда свои собственные проблемы и эти собственные проблемы, в каком-то смысле, портят жизнь. Иногда люди говорят: «ИСККОН такой, ИСККОН сякой, ИСККОН то, ИСККОН се». Но кто такой ИСККОН? ИСККОН это мы с вами. И, когда мы ругаем кого-то, мы должны ругать прежде всего самих себя. Сам по себе ИСККОН изначально чист, потому что ИСККОН это Движение, которое должно дать людям Бога в форме Святого Имени. Кто может ругать ИСККОН в чистом виде? Все недостатки происходят от наших собственных проблем. Но при этом Шрила Прабхупада, зная какие проблемы неминуемо возникнут, зная, что неминуемо будут возникать какие-то отклонения от чистоты просто потому, что люди, которые участвуют в этом Движении, не являются чистыми, тем не менее он отчаянно бросился в эту затею и был полностью уверен в конечном успехе, в том, что, в конце концов, несмотря на все временные трудности успех будет сопутствовать, потому что придет чистота. Сам он дал этот знаменитый афоризм о том, что чистота является силой, что единственным источником силы, нашей силы и силы духовной, является чистота. Все остальные попытки так или иначе обрести силы обречены на провал. Поэтому он был полностью уверен в том, что если лидеры будут повторять Харе Кришна, следовать принципам, если мы будем делать это, то мы, в конце концов, очистимся, и, очистившись, разрешим все искусственные проблемы, которые созданы нашей собственной грязью. О при этом, несмотря на то, что Движение сознания Кришны не отлично от Самого Кришны, как он пишет здесь, в комментарии, у нас неминуемо будут возникать трудности. И трудности эти вызваны тем, что мы существуем в демоническом мире. Мир этот по природе своей имеет демонические качества. Сюда приходят люди с демоническими качествами. Интересно, что слово «асура» на санскрите происходит от слова «асу». И «асу» значит «жить», «асу» значит « жизненный воздух», «асу» значит «дышать». Иначе говоря, любой, кто дышит, является асуром. И смысл в этом очень глубокий, потому что любой человек приходит сюда с демоническими тенденциями, и приходя сюда с демоническими тенденциями, он пытается эти демонические тенденции, демонические склонности реализовать. Изначальным, первородным грехом, с которым мы родились, является зависть по отношению к Богу. И эта зависть порождает массу других качеств. Поэтому не нужно строить иллюзий относительно природы этого мира и относительно нашей с вами природы. Мы все, понятно кто – возвышенные преданные, но немножечко асуры. Все мы немного демоны. И этот мир не может не строить препятствий по отношению к чему-то, чуждому ему по природе. Если мы задумаемся над даже четырьмя регулирующими принципами. Человеку естественно есть мясо. И сколько бы последователи вегетарианства ни говорили, что это противоестественно, но на самом деле это естественно. «Шримад-Бхагаватам» говорит, что у каждого человека есть склонность к этому. Человеку естественно заниматься незаконным сексом, естественно.
Я понимаю, что я рискую очень многим, говоря эти вещи, но это факт. Материально обусловленному человеку свойственно это. Эти свойства, эти тенденции заложены в его природе. «Шримад-Бхагаватам» говорит: вайавйа вайа мадйа сева ??? Третье и естественное качество любого человека это употреблять интоксикации, различные наркотики, одурманивающие вещи. Это тоже естественно (мадйа сева). Мадйа сева значит, у него есть изначально. Если у него нет под руками водки, он найдет ее или что-нибудь он сделает, он изобретет какое-то средство для одурманивания. Во все века, во всех цивилизациях, начиная от австралийских аборигенов и кончая самыми цивилизованными европейцами, люди употребляли всевозможные наркотики. Потому что, еще раз, такова природа жизни в материальном мире. Все эти вещи позволяют человеку почувствовать себя богом, позволяют человеку реально удовлетворить свою глубинную потребность быть богом, быть независимым от Бога, быть самим по себе здесь, в этом мире. И, в общем-то, весь этот мир он изначально настроен на это. Когда в начале 80-х годов прошлого века в России стали гнать преданных, я, будучи наивным человеком, стал думать: «А что ж такого плохого в них?»Я недавно познакомился с преданными к тому времени, в 80 году я начал читать мантру. Я никак не мог понять – безобидные вегетарианцы, безобиднейшие люди, которые капустой питаются. Надо сказать, что в то время ничего кроме капусты не было, поэтому это буквально было единственной пищей для вегетарианцев. И, казалось бы, Советский Союз в то время решал одну важную задачу — обеспечить всех мясом. Мяса не хватало, мясо выдавали по карточкам, по талонам, рыбные дни утраивали, чтоб сэкономить мясо. Я думал: «Ну, как же так? Мы ж государственную задачу решаем, задачу государственной важности – мясо не едим. Другим больше будет». Но, тем не менее, вся страна, вернее, вес аппарат власти восстал против горстки преданных, которые, в общем-то, собой ничего особенного не представляли, не говоря уже о том, чтоб представлять какую-то угрозу. Целый отдел в КГБ был создан для того, чтобы работать против преданных. Во главе его стоял полковник Белопотапов – ярко выраженный асур, жизнелюбивый. И в какой-то момент я очень хорошо понял, что война, которая была объявлена, очень естественна. Потому что эти люди они в действительности объявили войну всей этой цивилизации. Горстка людей осмелилась отчаянно бросить вызов всей цивилизации, основанной на убийстве, основанной на насилии, основанной на опьянении или отравлении самого себя, что сам факт существования преданных подрывает основы государственного строя. Это несомненный факт. Сам факт существования преданных подрывает основы власти. Это относится не только к советской власти, это относится к любой другой власти. Потому что преданные становятся свободными. Зависимость от Бога — это свобода. Когда я завишу от каких-то материальных вещей, я становлюсь рабом.
Очень любопытно проследить историю того, каким образом большевики пытались уничтожить свободу в людях. Первое, что они сделали, они уничтожили сельское хозяйство. До сих пор сельское хозяйство не пришло в себя. Потому что человек, который живет на земле, который зависит от земли и от простого сельскохозяйственного труда, этот человек гораздо более свободен. Потому что он зависит, в конце концов, от Бога, он не зависит ни от чего другого. Тогда как людей, которые попались на эту приманку чувственных удовольствий и сошлись в города большие, очень легко контролировать. Ими очень легко управлять. И очень скоро введут номера, все будет в компьютере. Я сейчас говорю это не для того, чтобы создать очередную параною или очередной заговор какой-то там масонской ложи против всего мира, но это факт, что заговор есть. Это заговор демонических сил, которые всегда преобладают в этом мире и задача которых так или иначе лишить людей свободы. А свобода, еще раз, я не побоюсь дать это определение, единственная свобода человека – это зависимость от Бога. Когда человек зависит от Бога, он перестает зависеть от этого мира. И так как он перестает зависеть от этого мира, он обретает полную, абсолютную, ни чем не связанную свободу. И когда эти гонения начались на преданных, я в какой-то момент очень отчетливо понял, что: «Правильно нас гонят. Так нам и надо». Что, несмотря на нашу кажущуюся слабость, на самом деле у нас есть сила, потому что мы пытаемся в действительности пойти поперек всему генеральному направлению. Тогда была генеральная линия, а мы шли поперек этой генеральной линии. И по-прежнему есть генеральная линия, генеральная линия развития этого мира или генеральная тенденция в этом мире, которой подчиняются все. Преданные настолько отчаянные люди, что они пытаются этому всему бросить вызов в своей собственной жизни. И как организация мы тоже пытаемся до какой-то степени бросить вызов ценностям этого мира, мы пытаемся бросить вызов демоническим принципам, по которым построена жизнь этого мира. Естественно, речь не идет о каком-то бунте внешнего характера, но Шрила Прабхупада очень интересно переводит в первой песне «Шримад-Бхагаватам» слово «виплаво» как «революция». Мы с вами революционеры, декабристы, (смеется) потому что мы действительно бросили вызов этим демоническим принципам цивилизации. Поэтому естественным образом будут возникать препятствия. Эти препятствия будут возникать везде. Шрила Прабхупада упоминает в комментарии войну, которую объявили индусы проекту Шрилы Прабхупады храма сознания Кришны в Бомбее – Харе Кришна-ленд. Это одна из самых увлекательных глав в истории развития сознания Кришны, когда один Шрила Прабхупада, не имевший никакой поддержки, впрочем, это достаточно ясно повторяющийся мотив. Кришна хотел прославить Шрилу Прабхупаду, поэтому его никто не поддерживал, хотел доказать всем, что достаточно одному человеку иметь твердую веру в том, чтобы в конце концов одержать окончательную победу. И Шрила Прабхупада в Бомбее приобрел участок земли. Причем, этот участок земли он присмотрел давным-давно, еще даже до того, как он отправился на Запад. Он ходил тогда в дом Сумати Мурарджи. Когда первая группа русских преданных паломников приехала в Индию в 1989 году, то мы ходили в гости к этой Сумати Мурарджи, она нас принимала. И она гордо говорила: «Я послала Свамиджи на Запад. Я дала ему билет». Шрила Прабхупада регулярно проходил мимо этого большого пустыря. И в то время Джуху-бич был заброшенной окраиной. Даже сейчас, чтобы добраться туда из центра Бомбея нужно ехать два часа по ужасно загазованному Бомбею. Но сейчас это один из самых фешенебельных районов Бомбея. А тогда это была глухомань. Но, тем не менее, Шрила Прабхупада, у него было удивительное чутье, он понял – это та земля, которая нам нужна. Еще в то время, когда у него вообще ничего не было, он загадал: «Хорошо бы, чтоб на этой земле был храм». Потом, когда он уже вернулся со своими учениками с Запада в Бомбей, он снова вернулся к этой земле и нашел человека, который ее продавал. А человек этот до того уже несколько раз успешно эту землю продал и вернул ее снова. Он продавал ее людям, получал задаток, потом так или иначе протестовал эту сделку и оставлял себе задаток. И он решил, что: «Еще одна рыбка поймалась ко мне на крючок». Но, к сожалению, или к счастью для нас, к сожалению для него, рыбка эта оказалась слишком большой, чтобы он ее мог вытянуть.
Преданные купили участок земли и он провернул свой трюк с ними. И он был в высшей степени влиятельным человеком. Несмотря на то, что он был индусом традиционным, он, в сущности, был демоном. Шрила Прабхупада, когда он вспоминал о мистере Наере, он его иначе как демоном не называл. У него была своя газета, свой журнал, средства массовой информации. И когда развернулась эта война, он практически натравил на преданных всю власть. Вся власть Бомьея была против преданных, муниципальные власти, соседи, он в своих газетах и журналах печатал какие преданные ужасные, распускал слухи, что они все агенты ЦРУ, что они все подкупленные, еще что-то такое, говорил о том, что они разрушают ведическую культуру, потому что каким-то млеччхам дают шнуры брахманские, и так как они носят брахманские шнуры, то вся ведическая культура пойдет в тартарары. Была объявлена форменная война, так, что в конце концов по наущению мистера Наера приехала полиция. Полиция приехала с экскаваторами. Эта полиция с экскаваторами стала разрушать временное здание храма, чтобы выгнать оттуда преданных. И преданные, горстка преданных, какая-то девушка-американка пуджари, она бросилась под этот экскаватор и сказала: «Не дадим, не позволим». При этом ближайшие соратники Шрилы Прабхупады, сотрудники, секретари несколько раз говорили: «Зачем мы боремся за эту землю. Нужно отказаться от этого. Слишком тяжело, слишком плохо все. Нет никаких шансов». Мистер Наер подкупил наших адвокатов. Адвокаты, которых нанял ИСККОН, они стали советовать: «Да, что вы, откажитесь. Или подпишите эту бумагу, вам будет хорошо» И преданные подписывали эти бумаги. А Адвокаты работали на мистера Наера для того, чтобы все это завершить. Шрила Прабхупада вспоминает об этом. Он говорит, что: «Подобно тому, как Камса пытался убить Кришну, то же самое происходит сейчас. Люди пытаются так или иначе остановить Движение сознания Кришны». Потому что для некоторых людей оно как кость в горле. Я это тоже очень хорошо иногда замечаю в реакции некоторых людей.
Я надеюсь, что вы заметили, что у нас очень бескомпромиссное Движение, мы не готовы ни на какие компромиссы. И так как само по себе Движение и книги Шрилы Прабхупады написаны особым образом, они написаны так, что они очень ясно расставляют все по своим местам. Если человек честен и если он читает книги Шрилы Прабхупады, то ему сразу становится ясно – это черное, это белое, это хорошо, это плохо, это демоны, это преданные, все становится предельно ясно. И многих людей это раздражает. Потому что, даже так называемые религии в материальном мире, как правило, представляют собой набор компромиссов. Компромисс тут, компромисс тут, немножечко тут, немножечко тут. Материальный мир устроен таким образом, что он приручает любую религию. Любая религия в конце концов становится институтом этого мира. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад он однажды сказал, что любая организованная религия это оплот атеизма. Что, в сущности, самым ярым оплотом атеизма являются религии когда они принимают организованные формы. Потому что они объясняют: «Все хорошо, все хорошо. Нормально, нормально, нормально. Делайте эти обряды и все у вас будет хорошо». Что у вас будет хорошо? Не понятно. «Подчиняйтесь законам этого мира». Компромисс на компромиссе. И когда мы очень ясно говорим, что, в общем-то, есть чистота и есть грязь, что есть истина и есть ложь и что эта ложь может принимать самые различные формы и виды, то людям это не нравится, люди начинают раздражаться и начинают кричать разные вещи: «Нам можно, мы к другой религии принадлежим». Закон. Если человек хочет жить духовной жизнью, то есть законы. Эти законы очень простые – человек должен помнить о Боге постоянно и человек должен придерживаться определенных принципов в своей жизни: милосердия, чистоты, правдивости и аскетизма. Если этого нет и все то, что ниже этого идеала, оно является безбожием. Все то, что ниже этого идеала, порождает, усиливает, укрепляет демонические тенденции в нашем сердце. И многим людям не нравится это, многие люди восстают. И точно также в Индии. В Индии традиционный индуизм, скажем так, это не в меньшей степени деградировавший институт, чем любой другой традиционный религиозный институт. Может быть, даже в еще большей степени, потому что изначальная привычка к казуистике, к интерпретации шастр и ко всему остальному позволило индуистам еще больше деградировать всю систему религии. И Шрила Прабхупада он тут очень отчетливо пишет, что, в сущности, как власть даже в Индии восстала против этого храма и пыталась его уничтожить, это всего лишь навсего повторение некой вечной цепи событий. Когда Кришна приходит, когда преданные приходят, их будут гнать. Иисус Христос, прощаясь, говорил об этом своим ученикам. Он говорил: «Будут вас гнать в этом мире. Не расстраивайтесь, потому что вы не от мира сего. Это неизбежная ситуация». Но при этом одновременно с этим у нас должна быть уверенность, полная уверенность в окончательной победе. Мы можем очень хорошо видеть, что, в конце концов, побеждают духовные принципы. Если человек твердо придерживается духовных принципов и если у человека есть внутренняя чистота, то никакие компромиссы, никакая скверна не прилипнут к нему. И один такой человек может победить весь мир. Еще раз, пример жизни Шрилы Прабхупады самое яркое доказательство этого всего.
Но одновременно с этим, как отмечает Шрила Прабхупада в комментарии к этой молитве Васудевы, одновременно с уверенностью в нашей окончательной победе у нас должен быть страх. И кто-то может подумать: «Как это так? Как можно совместить одно и другое?». Каким образом у нас должна быть уверенность, что это Бог и что мы победим, и что все хорошо и в о же время, что значит, что мы должны переживать за все это? И Шрила Прабхупада объясняет — так проявляется любовь. Что, хотя Васудев понимал, что Кришна – Бог, он при этом говорил: «Ты – Бог. Но Камса придет и может Тебя убить. Поэтому спрячься скорее. Я знаю – Ты – Бог. Но если Касса узнает, что Ты родился, он Тебя уничтожит». Шрила Прабхупада объясняет, что любовь проявляется именно таким образом – то, что у человека появляется беспокойство и он начинает сражаться за Бога. Сражаясь за духовные принципы, сражаясь за принципы религии, пытаясь защитить Бога, хотя, строго говоря, Бог ни в какой защите не нуждается, но пытаясь защитить это Движение человек таким образом проявляет свою любовь по отношению к Богу, и таким образом служит, и таким образом, в конце концов, очищается сам. Поэтому вся эта ситуация она дана нам для того, чтобы мы еще раз смогли убедиться в том, что сознание Кришны работает. Я нисколько не сомневаюсь в том, что мы победим. Собственно, мы уже победили. Я не знаю как, но это факт.
Как Шрила Прабхупада, когда он приехал в Америку, он сказал: «У меня храмы там». Сидел на скамеечке с каким-то дворником, разговаривал и говорил: «У меня храмы, преданные». А тот видел, что человек нищий, ничего у него нет, чтоб даже платить аренду. Потом он говорит: «Только время меня от этого отделяет».
Но время это тоже Сам Кришна. И я уверен, что, в конце концов, мы победим. Но для того, чтоб мы действительно победили, у нас должно быть это ощущение беспокойства и тревоги. Уверенность в победе не означает, что мы можем просто сидеть сложа руки и ничего не делать. Уверенность в победе означает одновременно с этим то, что мы делаем все, что от нас зависит для того, чтобы эта победа произошла, тем самым выражая свою уверенность. И действуем при этом доступными нам методами. Какие методы нам доступны? Не так уж много. Мы можем молиться. Но что может быть могущественнее, чем молитва? Завтра начинается месяц Картика и сегодня самый подходящий день. День перед какой-то праздничной датой называется адхивасатитхи. Адхивасатитхи это особый день, в который нужно давать обеты. Сегодня около часу дня самое подходящее время для того, чтобы такие обеты дать перед Божествами. И это древняя традиция, которая также может сделать человека очень сильным. Когда человек приходит к Божествам, делает ачаман и с молитвой говорит: «Я обещаю Тебе в течение, скажем, месяца делать то-то, то-то и то-то», делать что-то дополнительное. Можно читать какие-то дополнительные круги, читать какие-то молитвы, читать «Шримад-Бхагаватам» больше, распространять больше книг. Картика это месяц обетов. Картика-врата это время когда люди принимают обеты для того, чтобы углубить свои отношения с Кришной. И это то, что мы можем делать реально. Но при этом одновременно с этим у нас должна быть очень твердая уверенность. Как Кришна говорит в «Бхагавад-гите», это очень важные слова,: на хи калйана-крт кашчид дургатим тата гаччхати (БГ 6.40). Он говорит, что если человек творит добро, если человек уверен в том, что он идет правильным путем, (на хи калйана-крт), калйана-крт значит, делает что-то хорошее, с ним не может случиться зла. Если человек хочет быть полностью уверен, быть полностью свободен от страха, ему достаточно только одного – уверенности в том, что он делает все правильно и в том, что сердце у него чистое, в том, что у него нет никаких корыстных мотивов, в том, что он делает это не ради себя, а ради того, чтоб служить, служить своему духовному учителю, служить Богу. Кришна заверяет об этом Арджуну. Потому что у Арджуны было это сомнение, которое иногда также посещает нас: «А что будет с нами? А будет ли хорошо нам в результате наших действий?». Кришна говорит: на хи калйана-крт кашчид дургатим тата гаччхати. «Тата» значит «дитя мое, ребенок мой, любимый мой». Он говорит: «Ребенок, что ты, вообще, дрожишь? Почему ты испугался? Если ты делаешь хорошо, как что-то плохое может с тобой случиться? Если ты знаешь, что идешь за правдой, то ничего плохого с тобой не может произойти. Ты уже победил». Если у тебя есть уверенность в том, что дело твое правое, то победа не замедлит прийти И эти две вещи они должны быть с нами. С одной стороны, мы должны что-то пытаться делать для того, чтобы поменять эту ситуацию, каждый на своем месте – молиться как-то, помогать, а с другой стороны, быть абсолютно, полностью уверенными в том, что никаких сомнений в нашей окончательной победе нет, что все это всего лишь увлекательный сценарий, в котором мы участвуем, что все это пьеса и режиссер, которого мы не видим, он все это устраивает. Он устраивает эту ситуацию для нашего же блага, для того, чтобы мы могли таким образом очиститься и стать сильнее. Из каждого такого испытания, как я рассказывал сегодня утром, человек выйдет только сильнее, если он вынесет это испытание в правильном сознании, если он будет правильно понимать, что с ним происходит. Как я рассказывал про Пандавов. Пандавы из каждой своей ссылки…. Сколько раз Дурьйодхана торжествовал победу? Множество раз Дурьйодхана думал: «Я победил, я победил, я победил. Мы их сослали в лес, мы их сожгли. Мы сделает с ними то, мы сделаем это». Каждый раз они возвращались и каждый раз они возвращались с новыми союзниками и только сильнее. На самом деле, когда они только что в первый раз пришли из леса, когда Панду умер, они родились в лесу, Пандаввы им не привыкать в лесу жить, потому что они родились в лесу, и из первой своей ссылки они вернулись когда их отец, Панду, умер. Когда Дхритараштра услышал, что его старший брат, которому он всегда завидовал, произвел на свет детей от полубогов, он испугался сразу, с самого начала. Он подумал: «Надо их сослать». Каждый раз он их ссылал. Они пришли первый раз из леса, он их сослал снова в лес, в дом смоляной, который подожгли. Они вернулись оттуда вместе с союзником могущественным – Друпадой вместе с Драупади. Потом второй раз они ушли в лес, когда они 13 лет там жили. Арджуна в лесу еще отправился в ссылкуИз этой ссылки он пришел с Субхадрой, своей новой женой, и вместе с Субхадрой он привел союзников Ядавов — самый могущественный род. Но когда ссылка закончилась, они целый год должны были прожить во дворце царя Вирата, они сами выбрали царя Вирату, в результате этого царь Вирата стал их союзником. Каждый раз, когда новое испытание приходило к ним, выдержав это испытание, они становились сильнее. И нам ни в коем случае нельзя ни на минуту сомневаться в том, что этот принцип работает. Это вечный закон. Любое испытание, если человек проходит его с честью, не идя ни на какие компромиссы, не пытаясь так или иначе снизить свой уровень преданности Богу, в конце концов, это испытание сделает его сильнее, сделает его чище и приведет его к окончательной победе. Так что мы должны с радостью воспринять это известие. «Джая! Харибол! У нас отобрали землю!. Теперь у нас есть возможность сражаться за нее, сражаться за нее и победить». И, еще раз, каждый может вложить, каждый должен вложить, каждый должен понимать, что это испытание мне лично. Это не испытание Госвами Махараджам. Госвами Махараджам достаточно испытаний и без этого. На этот раз это испытание для каждого из нас. И каждый из нас, в зависимости от того, как он будет реагировать на него, либо станет сильнее, либо, наоборот, станет слабее и не выдержит испытания. Поэтому у нас начинается очень интересное время.
Я говорил, обращаясь к преданным санкиртаны, пару дней тому назад о том, что от них зависит то, как разрешится эта ситуация, сколько книг они распространят. Шрила Прабхупада говорил, что распространение книг может очень сильно поменять всю атмосферу в обществе. Но на самом деле это зависит не только от них, это зависит от каждого из нас, каждый их нас может что-то сделать. Скоро марафон и каждый может как-то выкупить книги или помочь преданным санкиртаны распространять, сделав цену на их книги дешевле. Это одна из вещей, которую мы можем и должны сделать для того, чтобы поменять эту ситуацию. И кто-то, да, кто-то будет общаться с адвокатами, кто-то будет сидеть на собраниях, и я даже знаю кто, но кто-то может помочь в той же самой ситуации гораздо более эффективным и могущественным способом – просто усилив свое служение Кришне, сделав его более чистым и прилагая какие-то дополнительные усилия для того, чтобы у нас была победа. И это, еще раз, испытание для каждого из нас, потому что каждый из нас может принять участие в этом и каждый из нас может, в конце концов, почувствовать: «Это моя победа. Мы победили только потому, что я распространил одно «Путешествие легкое на другие планеты» (смеется), только потому, что я стал немножко чище». Еще раз, чистота — это сила. Источником любой силы является чистота нашего сердца.
И так как нам нужна сейчас сила, мое послание сегодня ко всем вам – старайтесь стать чище.
И как говорит Кришна Арджуне в «Бхагавад-гите», сражайтесь. мам анусмара йудхйа ча майй арпита-мано-буддхир (БГ 8.7) – «Думайте обо Мне. Предложите Мне свой ум и свой разум, свою способность мыслить и свою способность достигать цели, стремиться к цели (майй арпита-мано-буддхир) и при этом (йудхйа ча) сражайтесь. Сражайтесь и в конце концов одержите победу.
Наше время подходит к концу. Это было мое предисловие. У нас осталось еще пять минут на главную часть. Может быть, есть какие-то вопросы по всей этой ситуации? Нас сейчас слушают не только здесь, в Москве, на Сахалине, с Германии, в Англии, в Тбилиси. То есть у нас сейчас виртуальная лекция с огромным количеством слушателей на всей Земле. Может быть какие-то вопросы есть?
ВОПРОС: Зачем нам храм?
БВГ: Прежде всего храм нужен не нам, храм нужен Кришне, правильно? Храм, там кто живет? Брахмачари, да? И другие дармоеды (смех). Нет, там живет Кришна. И храм – это Его дом. Храм это то место, которое нужно Ему. И храм нужен для того, собственно, чтобы все мы могли приходить туда и очищатьсяВ 10 песне «Шримад-Бхагаватам» есть интересный эпизод, с которого начинается вся 10 песнь «Шримад-Бхагаватам», где полубоги приходят к Брахме и жалуются ему на проблемы, на беды, которые у них случились. И Брахма при этом говорит: «Идемте на берег Молочного океана и будем звать Кришну». Так, теперь, Кришну зовут Васудев. Васудев или Вишну, слово Вишну происходит от санскритского корня «виш». «Виш» значит «входить». Васудев, Вишну значит «Тот, кто живет всюду». Это слово означает «вездесущий». Он не живет только на Шветадвипе, на берегу Молочного океана, в храме, еще где-то. И Брахма вполне мог бы погрузиться в медитацию и обратиться к Кришне в медитации. Правильно? Полубоги могли бы это сделать. Нет, он взял их и привел их на берег Молочного океана и сказал: «Здесь медитируйте. Здесь зовите Кришну. Здесь произносите Пуруша-сукту». Молитвы Кришне можно произносить везде, но храм это особое место, где Сам Бог живет и куда мы должны прийти, таким образом сделав определенные усилия и с помощью самих этих усилий очистившись. Почему молитвы в храме гораздо более могущественны, чем молитвы дома? Можно молиться дома, можно дома сидеть. Там у нас Божества есть где-то и когда не нужно, мы занавеску закроем, когда нужно – откроем. Очень удобно. Но храм это специальное место, куда человек должен приходить, чтобы очиститься. Во всех религиях есть храмы, мечети, церкви – места, куда человек приходит специально для того, чтоб поклоняться Богу. Поэтому, прежде всего, храм нужен не нам, храм нужен сначала Кришне, чтоб Он мог где-то быть. А мы собираемся заказать Божества и привести Божества сюда, чтобы Они уже сражались вместе с нами за прописку в Москве постоянную. А то сейчас Они у нас без определенного места жительства. Мы Их должны позвать. Но, во-вторых, храм нужен каждому человеку. Не только нам, но каждому человеку, куда человек специально приходит для того, чтобы очищаться, про которое все люди знают: «Если я приду сюда, я прихожу сюда для того, чтоб очищаться, для того, чтоб становиться чище». Это место, в котором я должен медитировать, это место, в котором я должен возносить молитвы, это место, в котором я должен служить Кришне. Сама по себе атмосфера храма она настраивает человека на определенный лад. Поэтому храм нужен всем, храм нужен каждому человеку. И даже люди другой религии, приходя в место, где поклоняются Богу, пусть другой религии, они тоже очищаются. Я помню, когда мы были в Чечне, мы пришли в мечеть. И в мечети чувствовалось – место намоленное. Помню, когда к нам на Беговую пришел один епископ из православной церкви, постоял-постоял, походил-походил, повертел головой и сказал: «намоленное место, намоленное. Хорошее». Это место, где любой человек, если он придет туда и если у него сердце не закрыто полностью, он почувствует, что он стал чище и из сердца его сама собой польется молитва, та молитва, которой он привык обращаться к Богу. Так что храм нужен всем. Храм нужен каждому жителю Москвы, храм нужен нам с вами, храм нужен всему этому миру, потому что это то место, которое помогает миру стать чище.
ВОПРОС: Привязаны ли мы к этой земле?
БВГ: Мы ни к чему не привязаны в этом мире, кроме этой земли (смех). Мы привязаны к этой земле, во-первых, потому что мы уже приходим, потому что нас знают тут, потому что, ну, сколько ж можно нас водить за нос? Нам могут сейчас пообещать какую-то другую землю, два года спустя пообещать еще третью землю, четвертую землю, пока у нас, в конце концов, руки не опустятся. Мы ни к чему не привязаны, но в данном случае бороться за эту землю это дело принципа. Нам эту землю дали, и, причем, не просто дали, а у нас была земля, у нас был храм. Этот храм разрушили. Нас из того храма попросили, как мы не сопротивлялись, нам пришлось оттуда уйти. И, в общем-то, нам нужно какое-то место. Если не эту землю, пусть нам отдадут старый храм, пусть закопают котлован и построят снова розовое здание двухэтажное. Мы не против, мы в тот же момент переселимся туда. Пожалуйста, это наша позиция. Мы можем туда переехать обратно. У нас было здание, где мы поклонялись Богу, и мы хотим поклоняться. Главное, что нет никаких серьезных легальных оснований для того, чтобы отменять это распоряжение. Мы выполнили все условия, на основании которых это распоряжение было дано. Никаких серьезных причин для того, чтобы менять распоряжение, нет. Нам дали это распоряжение и мы все делали. Мы вложили не маленькие деньги сюда, само наше пребывание здесь стоит очень дорого, и на какое-то обустройство мы вложили деньги. Мы вложили большие деньги уже в само строительство, потому что проведены были геолого-разведочные работы здесь, геодезические работы. Одна эта работа стоила нам где-то около 15 тысяч долларов. Просто так мы провели эти работы здесь. Почему? По какой причине? Нам никто не удосужился даже объяснить почему вдруг это место у нас отбирают. Никто нам пока еще ничего другого не пообещал тоже. Посмотрим, что будет. Но в какой-то момент, я думаю, если все это будет продолжаться, где-то сейчас ориентировочно на конец ноября мы наметили эту дату, а если все будет продолжаться таким образом, то нам придется выйти на улицу с какой-то демонстрацией и сказать, что мы думаем по этому поводу. И это будет очень важным шагом. Нам нужно будет собрать людей как можно больше и хорошо подготовиться к этому, тем более, что в конце ноября. Нужно будет точнее узнать эту дату, приезжает в Россию премьер-министр Индии. Мы знаем, что в значительной степени благодаря просьбам премьер-министра Индии, правда, другого, прошлого, эту землю нам дали. И мы собираемся сейчас тоже обращаться к премьер-министру Индии с этой просьбой. Есть огромное количество индийцев, которые считают сейчас Россию своей родиной и которым тоже нужен храм, место для поклонения. Так что, мы здесь отпразднуем Джанмаштами и наши Божества тоже тут стоят. Чего ради Им нужно куда-то переезжать? Никаких причин для этого нет.
Спасибо большое. Шрила Прабхупада – ки джая
— Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж – ки джая.