Диск 72, л. 8
Аннотация:
— сокровенный смысл лилы Говардхана-пуджи.
— смысл истинной религии – счастье
— история о том, как похудели Божества на немецкой ферме
— смысл духовного пути заключается в том, чтоб мы перестали смотреть сверху вниз на материю
— самая главная мантра в «Рг-веде»
— у любой лилы Кришны есть три причины (1- уничтожить дурные тенденции (злоба, зависть, жадность); 2 – утвердить истинную религию; 3 – защитить Своих преданных, доставить им радость)
— Говардхана-лила это единственная лила, в которой Кришна наслаждается всеми расами сразу
— сокровенный, эзотерический, смысл того, что Кришна играет на флейте, а не на другом инструменте
***
Сегодня день Говардхана-пуджи. И я прочитаю 37 стих из 24 главы «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Поклонение холму Говардхан».
эшавах джанато мартйан камарупи ванно-кашах
анти хи асма асмаи намасйамах шарамане атманах гаван ???
Шри Шри Доял-Нитай Шачи-сута – ки джая.
«Этот холм Говардхан, принимая любую форму по своему желанию, будет убивать обитателей леса, которые пренебрегают им. Поэтому давайте же поклонимся ему для того, чтобы сохранить нас самих и наших коров».
КОММЕНТАРИЙ: Камарупи означает, что Говардхан может принимать любую форму, которую он пожелает, например, форму ядовитых змей, диких животных, или с него могут падать камни, Все это способно убить человека. В соответствии со Шрилой Шридхарой Свами Господь представил в этой главе семь теоретических положений. Положение первое – карма достаточна для того, чтобы определить судьбу человека. Положение второе – обусловленная натура человека, обусловленная природа человека является высшим повелителем. Положение третье – гунны материальной природы повелевают всем в этом мире. Положение четвертое – Верховный Господь всего лишь навсего является частью механизма кармы. Положение пятое – Он Сам находится под властью кармы. И, наконец, положение шестое – поклоняться нужно нашим обязанностям, нашему долгу, нашей дхарме. Господь представил все эти аргументы не потому, что Он верил в эти аргументы, но потому что Он хотел прекратить неминуемое жертвоприношение Индре и заставить пастухов поклоняться Себе в форме холма Говардхана. Таким образом Господь решил разозлить возгордившегося полубога».
Я вас поздравляю всех с праздником. Это особый праздник, которого нет ни в какой другой традиции. И сегодня мы поклоняемся холму. Через несколько дней мы сделаем этот холм в виде большого торта и потом радостно его съедим. Это будет наш способ поклоняться ему. На первый взгляд весь этот обычай, вся эта традиция кажется абсолютно, полностью архаичной. Вся эта лила от начала до конца в высшей степени странная, так же как этот стих. Сам Кришна говорит нам, вернее, пастухам, которые собрались и слушают Его: «Давайте поклоняться этому холму, иначе он, приняв страшные формы диких животных, змей или булыжников, которые вдруг ни с того ни с сего падают с него, убьет нас». И смысл нашего сегодняшнего праздника, как объясняет Кришна в самом начале этой главы, прежде всего мы должны понять, что мы делаем.
Вначале, когда пастухи собрались, чтобы проводить большое жертвоприношение Индре. Для того, чтобы проводить этот большой обряд, разводить костер, собирали брахманов, они бегали во всех направлениях, вспотели, у них были взъерошенные волосы. И Кришна, которому было тогда семь лет, подозвал Своего отца и спросил: «Что вы делаете? Знаете ли вы, что вы делаете или нет?» Дальше Он сказал очень важную вещь, которая имеет абсолютно универсальное значение. Он сказал, что если человек не понимает цели, ради которой он что-то делает, то он ничего не достигнет, даже если он идеальным образом, совершенно все сделает. И вся эта лила началась с этого утверждения, что прежде всего Кришна сказал: «Сначала человек должен очень хорошо и очень четко отдавать себе отчет в том ради чего все это делается». Сегодня мы с вами, на первый взгляд, собрались для того, чтобы отметить обычай, которому насчитывается уже 5000 лет и который в наш век ракет, самолетов, пароходов, сникерсов и других достижений современной цивилизации кажется полностью устаревшим, старомодным. Какой-то холм, с какими-то камнями, с какими-то змеями. В Москве нет змей и камни ни откуда не падают и коров мы с вами не пасем. И поэтому мы должны по совету Кришны задать себе вопрос: «Зачем мы это делаем? Почему мы это делаем? Есть в этом какой-то смысл или нет?». И я сижу здесь сегодня для того, чтобы попытаться этот смысл объяснить. Как объясняется здесь, в этом коротком комментарии, Кришна для того, чтобы отвратить пастухов от совершения Индра-ягьи, привел шесть различных философских теорий, шесть аргументов. И с помощью этих аргументов Его задача заключалась в том, чтобы отвратить пастухов от делания того, что они делают. Но я, забегая вперед, попытаюсь объяснить смысл этой лилы, сокровенный смысл этой лилы, который мы должны понимать, и потом вернусь снова к самой лиле, чтобы мы насладились ей в полной мере.
Когда мы прославляем Кришну, называя Его Гири-вара-дхари, Тот, кто держит лучшую из гор, или Гиридхари, когда мы говорим, что Кришна поднял холм Говардхан, то мы прежде всего прославляем аспект Бога, который защищает нас. И защищает от чего? От чего прежде всего должен защитить нас Бог? Прежде всего защита, которую должен дать нам Бог и которую обеспечивает, в сущности, любая истинная религия, если человек правильно, искренне идет по пути этой религии, это защита от дурных тенденций, от дурных качеств, от дурных импульсов, дурных привычек, которые есть в нас. И Индра в этой ситуации играет роль этой дурной привычки. И защиту эту Кришна обеспечивает каким образом? Каким образом любая религия может эту защиту обеспечить? Каким образом человек может чувствовать себя в полной, абсолютной безопасности от всех наших дурных привычек или от кармы, от судьбы, которая давит нас, которая заставляет нас действовать иногда даже вопреки собственной воле? Какое одно-единственное условие должно быть соблюдено для того, чтоб человек, занимаясь какой-то духовной практикой, чувствовал себя в полной безопасности от своей греховной природы?
— Мы должны обратить свой взгляд к Господу и смотреть всегда на Него.
БВГ: Близко, очень близко. Цель, цель, цель, цель. Смысл этой лилы в двух словах заключается в том, что Кришна говорит нам, и Он говорит об этом в самом конце «Бхагавад-гиты», это вывод «Бхагавад-гиты», финальный аккорд «Бхагавад-гиты», когда Кришна завершает «Бхагавад-гиту» говоря: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах – «Я защищу тебя от всех твоих грехов, можешь ни о чем не беспокоиться». Но для этого, для того, чтобы мы могли чувствовать себя в полной безопасности, для того, чтобы мы могли полностью, абсолютно чувствовать себя защищенными в этом мире, мы должны помнить о чем? О своей высшей цели. сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Даже если мы не достигли этого состояния, даже если у нас нет состояния полной, абсолютной чистоты, но у нас есть эта устремленность. Кришна говорит именно об этом. Вызвать на себя милость Кришны, призвать к себе милость Кришны человек может если просто у него есть очень ясное понимание цели, очень ясное понимание вектора, направление, по которому он движется в этой жизни. Если он понимает: «Мне нужен Бог. Я хочу прийти к Богу. Я хочу очистить полностью свою природу», этого одного понимания достаточно для того, чтобы Бог дал нам любую защиту. Он прибежит к нам, Он поднимет этот холм, Он прибежит к нам на помощь и Он даст нам все необходимое для того, чтобы мы чувствовали себя в полной защищенности. Но от нас требуется это понимание. От нас нужно понимание того, что я хочу прийти к Богу и мне ничего, кроме Бога, не нужно. В этом смысл этой удивительной лилы, о которой говорит Кришна. И Кришна говорит, Он объясняет очень любопытным способом, возвращаясь обратно к Лиле, которая произошла, Он объясняет, каким образом мы снова должны найти цель. На самом деле, жизнь человека складывается так, что иногда в суете, не иногда, всегда в суете человек забывает о своей цели. Вначале человек становится на какой-то путь, он выбирает какой-то путь в своей жизни, но потом столько суеты когда он идет по этому пути, столько всего вокруг и столько разных каких-то вещей, которые нужно сделать, и текучка засасывает и еще что-то и человек неизбежно, неизменно по глупости своей, по недоразумению, по неразумию своему забывает о своей высшей цели. И отклоняясь, забывая о своей высшей цели, он начинает отклоняться в разные стороны. И иногда в изначальных попытках прийти к цели он упирается в какой-то тупик. В сущности, что говорит Кришна здесь, когда Он пытается отвлечь пастухов от того, что они собираются сделать, Он говорит им: «Давайте вернемся к началу. В своих поисках цели вы заблудились». В своей суете, которая окружает неизбежно наши поиски цели, мы заблудились. И сегодня именно такой день, как, собственно, и каждый день. Чуть позже я буду цитировать Мадху-мангала, который после того как целиком попраздновал как следует, отпраздновал этот день, он начнет проклинать Творца и говорить: «Творец глуп. Ему нужно каждый день было сделать таким, как этот день». Чтобы каждый день мы отмечали этот праздник. Но суть этого праздника, еще раз, в том, что Кришна заставляет нас вернуться к истокам. Кришна говорит нам: «Подумайте, что вы делаете. Подумайте, чем вы занимаетесь. Подумайте, есть смысл какой-то в том, что вы делаете. И, поняв что вы делаете, а понять, что мы делаем, можно только вернувшись к началу, к истокам, пересмотрев основные положения, — снова идите вперед». Как я уже сказал, лила эта началась с того, что Кришна увидел, что пастухи суетятся. Он увидел, что они бегают в разных направлениях, что они не видят ничего вокруг, что у них взъерошенные волосы, что они вспотели, что они тащат что-то. Весь Вриндаван напоминал большой муравейник. Иногда мы можем видеть, если мы посмотрим, на самом деле не только Вриндаван напоминает большой муравейник. Москва, в которой мы живем, тоже напоминает большой муравейник. Люди суетятся. Бегают в разных направлениях с взъерошенными волосами, ничего не видят вокруг себя, вспотели.
Как Шрила Прабхупада, когда он приехал в Нью-Йорк, он однажды стоял на улице. Человек из Индии. В Индии еще лет 20 тому назад, даже еще лет 15 тому назад, когда мы впервые приехали в Индию, там машин-то не было, были только эти амбасадоры, которые можно с очень большой натяжкой машиной назвать, индийского производства такие кареты, что-то среднее между рикшей и машиной. И Шрила Прабхупада в Нью-Йорк приехал, в центр современной цивилизации. Он видел – машины несутся, одна в одном направлении, другая в другом., брр, брр, брр. Шрила Прабхупада смотрел на это и думал: «А зачем те, которые здесь, едут туда, а те, которые там, едут сюда? (смех). Почему бы тем, которые тут, не оставаться тут, а тем, которые там, не оставаться там?»И примерно в таком же положении находился Кришна, когда Он увидел вокруг Себя всю эту суету. Маленький мальчик. Ему семь лет. Но «Падма-пурана» объясняет, что люди выдающиеся растут примерно в полтора раза быстрее, чем люди обычные. Поэтому, хотя Кришне было семь лет, на самом деле по своему возрасту и по интеллекту Он был уже одиннадцатилетним мальчиком. Он подошел к Своему отцу, стал дергать его за край дхоти и говорить: «Папа, папа, объясни Мне, что происходит». И папа сначала подумал: «Что такое? Мешается под ногами. Мы важным делом занимаемся». Но Кришна для того, чтобы Его приняли всерьез, Он начал говорить: «Я твой друг, Я твой благожелатель. И мудрые люди они не держат секретов от благожелателей. Если ты думаешь, что от Меня можно так легко отмахнуться, не надейся. Ты должен Мне объяснить, что вы делаете и зачем. Потому что, если вы сами не поймете, что вы делаете, то никакого смысла в этой суете не будет». И Нанда Махарадж улыбнулся добрым взглядом и стал говорить: «Друг мой, сын мой, мой благожелатель, ты, может, не понимаешь этого, но это древний обряд. Отцы наши делали, деды наши делали, прадеды наши делали, все наши родственники и все наши предки делали этот обряд, мы проводили жертвоприношение. Потому что тогда Индра будет доволен нами, и тогда дожди прольются на нас. Дожди прольются, и тогда трава будет пышная. И трава будет пышная, и коровы будут довольны, и мы будем довольны и все будут довольны. Поэтому мы поклоняемся Индре. И тот, кто хочет покоя в сердце, — это сказал Нанда Махарадж, — тот, кто хочет умиротворения в сердце, должен проводить, — что? — Индра-ягью». Кришна меньше всего ожидал от Своего отца этих слов. Эти слова Ему очень сильно не понравились. Но Он нашел в Себе силы, так или иначе, скрыть Свои истинные чувства. Поэтому Он улыбнулся и стал опровергать философию Нанды Махараджа. Он стал говорить: «Индра? Причем здесь Индра? Причем здесь Индра. Папа, ну, нельзя же быть таким суеверным. Ну, причем здесь Индра? Скажи Мне, пожалуйста. Индра посылает дожди, но он посылает дожди не сам по себе, он посылает дожди по нашей карме. И, если мы будем совершать благочестивые поступки то дожди будут проливаться. Если мы будем как следует трудиться, если мы будем праведными людьми, если мы будем соблюдать свою дхарму, то все будет в порядке». Он стал ему очень хорошо, очень основательно объяснять философию карма-мимамсы, которая есть ничто иное, как материализм, ведический материализм с верой в перевоплощение души. Вот и все. Что есть карма, от кармы все зависит. И кто такой Индра? Даже если Индра есть, то Индра все равно не может давать нам то, что он хочет. Зачем нужно заботиться о каком-то Индре, который не понятно кто, не понятно что, все равно он всего лишь механизм кармы. В «Брахма-самхите» Брахма говорит: ястведра гопатхавенда госвадхарма ???, что все в этой вселенной, начиная от Индры – великого повелителя, царя, Бога, который не понятно где там находится, и кончая маленьким микробом они все зависят от кармы. И Кришна стал говорить, какой смысл? Зачем поклоняться Индре? Не нужно поклоняться Индре. В России Индре не поклоняются. Дожди там идут? Идут. Даже снег идет, не только дожди. (смех) Еще сколько идет!. Он сказал: «В океане кто-нибудь поклоняется Индре? Более того, зачем поклоняться Индре, там и так воды много». Океану нужны дожди? Не нужны. Дожди выпадают над океаном. Дальше Он стал приводить аргументы с философией санкхьи. Кришна, между прочим, в Своем семилетнем возрасте показал, что Он все шесть даршанов очень хорошо знает. Он знает ньяя-логику, Он знает карма-мимамсу, Он знает санкхью. Он стал говорить, что все обусловлено свабхавой. Есть природа и у природы есть определенные импульсы. И точно также есть природа, есть механизмы природы, и облака в какой-то момент они чувствуют этот импульс, они летят куда нужно и проливают дожди. Они приходят куда нужно. Заметили, как действуют облака? Облако плывет-плывет и где-то нет дождя, где-то, вдруг, идет из того же облака. Что есть свабхава и в результате этой свабхавы все действует. Иначе говоря, есть механизм и в соответствии с этим механизмом все тут крутится, и нет ничего. И, что гунны материальной природы, в конце концов, управляют всем. И, что всем управляет какая гунна? В результате чего все держится? Самая «лучшая» гунна, гунна страсти. Кришна говорит. Все философии, которые нам нужны, в этой речи Кришны есть. И, в конце концов, Кришна привел самый важный аргумент, самый лучший аргумент, самый полезный аргумент. Он сказал: « А какой смысл поклоняться каким-то там отдаленным причинам. Вот, коровы нам молоко дают, — правильно?. Дают нам молоко коровы? У матаджи корова есть, она может подтвердить, — мы от них зависим. Мы вайшьи. Наше дело поклоняться тому, что дает нам деньги». Последний аргумент, который Кришна сказал, очень важный в современном российском обществе – зачем поклоняться какому-то Богу, нужно поклоняться тому, что нам деньги приносит. Правильно? Какой смысл в этом? Правильно? Хороший аргумент?
— Да, хороший.
БВГ: (смеется) Кришна сказал: «Зачем поклоняться какой-то отдаленной причине? Давайте поклоняться непосредственной причине. Если что-то питает нас, если что-то дает нам молоко, если что-то приносит нам деньги, помогает нам жить, давайте поклоняться этому. Не нужно поклоняться ничему другому». И сказав все эти аргументы, прочитав эту длинную лекцию… Нанда Махарадж остался абсолютно сбитым с толку. Но потом он посмотрел на своего сына и подумал: «Он знает, что Он говорит. Нужно делать то, что Он хочет». Но на самом деле, когда Кришна приводил все эти аргументы, за всеми этими, на первый взгляд, ложными аргументами, стоит истинный аргумент. И нам для того, чтобы, опять же таки, понять смысл этой лилы и понять смысл того, что мы делаем, смысл этого праздника, нужно понять, как Его слова истинны. Может Кришна говорить неправду? Может или не может?
— Может, только правдой становится.
БВГ: Вот, Саша дал правильный ответ. Я всегда люблю, когда он на моих лекциях присутствует (смеется), он всегда дает безукоризненные ответы. Даже если Кришна говорит неправду, это становится правдой. И наша обязанность, как последователей Кришны, мы понимаем, конечно, что Кришна, доверять Ему особенно нельзя, но мы, как последователи Кришны, должны понимать, что все, что Он говорит – правда. Даже если на первый взгляд то, что Он проповедует, =- материализм. На первый взгляд, Кришна прочитал длинную лекцию по научному материализму. Он сказал, что, в конце концов, нужно поклоняться труду и не нужно поклоняться ни чему еще и нужно быть просто праведным, хорошим человеком и к этому все сводится. Но первая задача, ради которой Он это сделал, первая цель, ради которой Он это сделал, Он сказал: «Вернись к истокам. Не верь ни чему слепо». Сейчас вы совершаете какую-то ягью. Вы видели когда-нибудь Индру? Видели вы как этот Индра, какой-то там, посылает какие-то облака, дожди, это дождь-бог. Есть он или нет? Видели вы его когда-нибудь? Не видели. Первое, что Он нам говорит: « Не делайте ничего слепо». Еще раз, чтобы снова понять к какой цели мы должны прийти, какова наша высшая цель, всегда бывает хорошо вернуться в самое начало и отбросить все то, что мы приняли на веру, принять только то, что мы знаем, в чем мы уверены полностью, абсолютно. И Кришна говорит: «Есть очевидные вещи». Давайте с вами плясать от очевидного. Пусть нашей отправной точкой будет нечто в высшей степени очевидное.
И только потом мы сможем понять, если мы посмотрим с этой точки зрения, потом мы сможем действительно определить, что же нам нужно. И дальше Кришна говорит, когда Он приводит Свой последний аргумент, Он говорит: «Зачем нужно поклоняться чему-то? Давайте поклоняться своей дхарме, давайте просто исполнять дхарму. Мы с вами вайшьи», бизнесмены. В принципе, слова Кришны очень актуальные в наше время, в эпоху развивающегося капитализма в России. Он, обращаясь к Своим друзьям – пастухам, говорит: «Мы все вайшьи», бизнесмены. И, что у вайшьев есть четыре занятия. Какие четыре занятия есть у бизнесменов? Есть четыре всего вида деятельности, которые вайшьи должны делать. Первое – это торговать, естественно, купи-продай. Второе – это давать деньги в рост, то есть быть банкирами. Третье – это выращивать коров. И четвертое – это заниматься сельским хозяйством, то есть производить какую-то пищу. Кришна говорит: «Мы пастухи, поэтому давайте поклоняться своей дхарме. Давайте поклоняться тому, что нас питает». Но если мы посмотрим глубже в эту философию, которая на первый взгляд кажется очень поверхностной и очень примитивной – «Давайте поклоняться тому, что нас питает», то мы сможем понять, что Кришна таки прав. Когда Он говорит «давайте поклоняться нашей дхарме или нашей природе», другой перевод слова «дхарма» — «наша глубинная природа», которая, в сущности, нас питает, «давайте исполнять свою дхарму и поклоняться этой дхарме», то если мы поймем и посмотрим на нашу глубинную природу, в чем заключается наша глубинная природа и что, в конце концов, нас питает, что, в конце концов, поддерживает наше существование в этом мире, что дает нам возможность жить…. Что?
— Вера.
БВГ: Вера. А еще что? Даже еще глубже, чем вера. Что является реальным фундаментом нашего бытия?
— Любовь.
БВГ: Любовь, любовь. В конце концов, что Кришна говорит нам? Он говорит: «Поклоняйтесь Говардхану». Что такое Говардхан? «Го» это кто такие?
— Коровы.
БВГ: «Вардхан» что такое? Расширять, умножать, увеличивать, укреплять. «Го» что такое еще?
— Чувства.
БВГ: Чувства. «Го» также «чувства». Когда Кришна говорит, что: «Давайте сейчас, так как нас питают коровы, — на поверхности Он говорит: «нас питают коровы», — поэтому давайте поклоняться Говардхану, потому что Говардхан питает коров». Но внутри, что Он говорит? Что Он говорит сейчас? Нас питают коровы или что нас питает? Что нас держит в этом мире? Чувства наши. Ради чего человек живет в этом мире? Ради чего мы живем все в этом мире? Для чего мы появились на свет? Человек рожден на свет для чего?
— Для счастья.
БВГ: Для счастья, для наслаждений. Правильно? Мы живем для наслаждений, правильно? Саша, громче, пожалуйста, скажи (смех). Мы живем, чтоб наслаждаться. В конце концов, мы живем, чтоб наслаждаться. Конечно, мы все понимаем, что чувственные наслаждения плохо, но Кришна говорит, что: «Сейчас наши чувства, как коровы, разбрелись по этому миру и они пытаются щипать траву чувственных наслаждений в этом мире. Но давайте вернемся к тому источнику, который действительно наслаждает наши чувства и давайте поклоняться ему». Кто по-настоящему наслаждает наши чувства? Говинда, Кришна. В конце конов, наши чувства питает Кришна, Бог. Бог дает нам силу, Бог дает нам жизнь. В отношениях с Богом человек становится счастливым. Если человек хочет быть счастливым, он должен поклоняться кому? Он должен поклоняться Говардхану, который насыщает силой наши чувства. Богу. Потому что Говардхан это форма Бога. В сущности, Кришна говорит: «Вы поклоняетесь не тому. Вы находитесь в тупике». Чтобы действительно понять цель, нужно понять что? Целью всех наших поисков является что? Целью всех поисков любого человека является что?
— Счастье, вечность.
БВГ: А если абстрактно сформулировать, что является целью наших поисков? Когда человек ищет что-то, он обычно ищет что? Когда человек ищет что-то в любых поисках?
— Выгоду,
— Счастье.
БВГ: Выгоду, счастье. Он ищет причину, правильно? Причину. Мы все ищем причину. Причину нашего счастья, то, что нам может дать счастье, то, что может сделать нас счастливыми, то, что может нам что-то дать. Поэтому высшей целью является что в любых поисках? Высшей целью любых поисков является что? Да, причина всех причин. Сарва-карана-каранам. Как называют эту причину всех причин (сарва-карана-каранам)?
— Кришна
БВГ: Вместе.
— Кришна.
БВГ: Как первый стих в «Брахма-самхите» звучит?
ишварах парамах кршнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам.
Есть эта высшая причина всех причин, (анадир адир) тот, кто является изначальным импульсом всего, тот, кто стоит за всем этим, тот, от кого все произошло, все исходит. Он изначальное анадир адир, у которого нет иной причины, начало, у которого нет начала,. изначальный импульс, у которого нет другого импульса. И Он есть Говинда, Он есть тот, кто удовлетворяет наши чувства, тот, кто может сделать человека счастливым. Он есть сарва-карана-каранам. И Он есть кто? Какова Его высшая изначальная природа? Он есть сат-чид-ананда-виграха, Он есть бытие полное. И вместе с бытием Он есть знание, или сознание, существования. И вместе с существованием Он есть блаженство. И в конечном счете высший аспект Бога есть что? Высшим аспектом Бога является что? Блаженство, счастье, радость. Это единственная независимая вещь. Даже бытие и знание зависимы. Бытие, сознание зависимы. Но над бытием и сознанием висит блаженство, счастье, радость, безграничное счастье. Кришна сказал: «Что вы делаете?! Зачем вы всем этим занимаетесь? Просто радуйтесь. Просто радуйтесь. Давайте сейчас…». Как Кришна сказал, с чего нужно начинать, когда мы хотим восстановить истинную религию? Нам нужно начинать с того, что мы будем радоваться. Он говорит: «Давайте, сейчас устроим большой фестиваль». Когда Нанда Махарадж согласился: Хорошо, я буду делать как Ты мне говоришь, Ты знаешь, что Ты делаешь, — и он сказал, — Что нам делать?». Он говорит: «Тащите сюда, бегите, готовьте самосы, пакоры, дал, ри, готовьте ладу, бурфи, санндеши».
— Пиццу
БВГ Пиццу, да, пиццу (смех). Ачарьи забыли этот момент. Но я уверен, что Кришна, наверняка, сказал пастухам: «Готовьте большие пиццы, пельмени (смех), все остальное. Тащите все сюда. Радуйтесь». Смысл религии, смысл истинной религии – счастье. Душа изначально исполнена счастья. Источником этого счастья является сам Бог. И смыслом религии, смыслом взаимоотношений индивидуальной души, нашей с вами души, нашей с вами маленькой частичкой духа с изначальным духом является счастье. И не нужно пытаться приходить в какое-то другое состояние, не нужно плакать, не нужно ничего делать. Нужно просто радоваться. И радость заключается в изобилии. Бог безгранично богат. «Тащите все, — закричал Кришна, Тащите сюда все. Я буду смотреть и радоваться». Пастухи они… Некоторые, правда, не были уверены в том, что они правильно делают. Некоторые думали: «Что-то мы не то делаем. Кого мы слушаем, вообще. Наши деды, наши прадеды делали эту ягью Индре, а мы какому-то там холму». Но настроение было слишком заразительным. Все побежали в разные концы и все и стали сливать. Вместо Манаси Ганги они наливали молоко, йогурт, сладкий рис. Озера риса, озера дала! Целая гора огромная риса, которая была полита маслом топленым и она напоминала золотую гору Сумеру. Гора Сумеру подумала: «Что такое? Какой-то двойник мой появился, конкурент». И она смутилась всем этим. И они сделали все эти приготовления, и цветы положили, и овощи, и фрукты и сами стали счастливы.
Они все делали одно. И это дело, которое все люди вместе должны делать, чтобы стать счастливыми, называется ягьей. Они делали эту ягью, они приносили что-то и чувствовали, что: «Вот он, результат уже пришел. Счастье уже пришло, ничего другого не нужно». И появились огромные горя съестные. Они положили это все перед Говардханом и посмотрели на Кришну. Кришна выступал в роли Верховного жреца этого жертвоприношения, маленький посередине всего этого, но Он – босс. (смех). И когда все было готово, когда все эти приготовления были сделаны, когда люди все чувствовали бесконечное счастье, Кришна сказал: «Сначала нужно накормить брахманов». Причем, критерием того, что брахманы накормлены, что ягья совершилась удачно, какой должен быть? Брахманы должны начать смеяться, они должны начать хохотать. Кормите брахманов до тех пор, пока те не начнут хохотать. Брахманы, у них хороший аппетит (смех). Они не сразу начинают хохотать, когда все то, что нужно, все 20 блюд, которые они должны получить они получают… Накормите их Потом накормите всех остальных. Накормите всех вплоть до последней собаки, чтобы все были счастливы. Даже последний бродячий пес должен получить столько, чтобы он был счастлив и чтобы он катался от счастья. И когда все будут счастливы и все будут смеяться, все будут рады. Тогда все, тогда религия снова восстановится в своей изначальной чистоте. Потому что в этом суть религии. Кришна составил эту программу, все стали делать это. Он сказал: «Самые простодушные из вас должны разносить прасад и должны кормить брахманов». Самые лучшие, самые чистосердечные, которые есть, должны начать кормить. И вы будете чувствовать еще больше счастья от них, чем даже брахманы, которые едят весь этот прасад. Они устроили большой праздник. И Сам Говардхан, и в этот момент Кришна, чтобы укрепить их веру…. А некоторые, что греха таить, даже среди вриндаванских людей были маловеры. Иногда бывает так. Иисус Христос говорил иногда: «Маловеры, не верите в меня». И Кришна видел, что некоторые делают, но как-то они не верят: «неужели все так просто?». И иногда мы тоже занимаемся своей религией: пляшем, танцуем, пируем, радуемся. И иногда вдруг сомнения нас охватывают и мы думаем: «Ну, неужели ж все так просто? Неужели ж этого достаточно для того, чтобы реализовать свою глубинную духовную природу?». И Кришна видел. Что такие маловеры есть. Их сразу по лицу можно видеть. У них, вдруг, в момент наивысшего веселья, их охватывает какая-то чрезвычайная задумчивость. Все пляшут в киртане, все танцуют, все радуются и вдруг можно видеть, какой-то человек в уголок забился и смотрит исподлобья на всех и думает: «И что, таким образом я приду к Богу?». И среди обитателей Вриндавана были такие люди, которые исподлобья на все это смотрели. И Кришна, чтобы увеличить их веру, чтобы вера их утвердилась, Он вдруг запрыгнул Сам на Говардхан. Он принял огромную форму. Говардхан ожил. Вдруг Говардхан, который был всего лишь холмом, который всего лишь был на первый взгляд грудой камней, грудой материи, вдруг он ожил. Он задвигался, он зашевелился, и тысячи и миллионы рук появились от него. И эти руки стали брать всю приготовленную пищу и засовывать в пещеры, которые превратились в его пасти и рты. И при этом у него появились глаза, нос и все это очень красивое было, и огромную форму Говардхан принял. И Кришна, который при этом, находился рядом со всеми этими пастухами, в их среде, закричал: «Вы видели, видели, видели?! Чудо, чудо произошло! Чудо! Он все съел, все съел. Он живой. Вы думали, что он мертвый? Он живой». Иногда мы приходим к Божествам и думаем: «Аааа», начинаем исподлобья смотреть на Них. Но Кришна говорит: «Если вы сделаете это с чистым сердцем». Они живые, Они съедят все. Иногда божества едят.
Мне Шачинандана Махарадж рассказывал, что у них однажды на немецкой ферме тяжелое экономическое положение возникло. Они решили, естественно, на ком экономить, ясное дело на Кришне (смех), первый, на ком можно так бюджет свой подбить, чтобы он был хорошим – надо сократить Ему рацион. Ведь чего Ему, Ему все равно сколько. В конце концов, Он любовь принимает. Он сам в «Бхагавад-гите» говорит: «Один листок, один цветок, один плод» (смех), много не нужно. И стали Ему, бедному Мадана-Мохану, который там на немецкой ферме, в Нью-Вриндаване предлагать один сандеш в динь и сказали: «Все, у Тебя молочный пост». Один сандеш в день. Что случилось? Через несколько дней все костюмы, которые на Мадана-Мохане были, они висеть стали. Пуджари удивлялись, он похудел страшно Потом они испугались, худеть Божество стало. Они восстановили рацион. Он стразу пополнел и костюмы не стали сходиться на Нем, наоборот малы стали. Кришна ест, Кришна принимает нашу любовь. Все зависит от нас. Кто-нибудь замечал по себе, что иногда в тот самый момент, когда сомнения начинают одолевать нас, когда мы идем по духовному пути, когда мы делаем что-то для Кришны, когда приносим жертвы, и в какой-то момент нас начинает одолевать сомнение: «А нужно это кому-то или нет? Нужно это Богу или нет? Кому я делаю? Принимает Он мои жертвы или нет?». Вдруг в какой-то момент, в этот самый миг, Кришна дает какой-то знак, Кришна делает что-то. И вдруг мы понимаем: «Он принимает. Он есть, Он живой. Он безграничный». Наше ограниченное виденье, наше материальное виденье, с которым мы привыкли смотреть на эту материю, заставляет нас смотреть на Бога как на материю. Но на самом деле, смысл духовного пути заключается в том, чтоб мы перестали смотреть сверху вниз на материю. Наша позиция здесь, в материальном мире, заключается в том, что мы своим материальным взглядом смотрим на материю сверху вниз для того, чтоб эксплуатировать ее. Что нам нужно сделать? В чем заключается суть духовной жизни любой? В том, чтобы что сделать? Куда начать смотреть?
— Наверх.
БВГ: И как нужно наверх смотреть.
— С любовью (безразличным тоном)
БВГ (передразнивая) С любовью. Знаем, слышали (смех) Самая главная мантра, сейчас мы об этом поговорим, потому что это очень важно, самая главная мантра в «Рг-веде»?. Понятно: трнад апи суничена. Какая самая главная мантра в «Рг-веде»?. Вишнурата прабху, какая самая главная мантра в «Рг-веде»? ом тад вишнох парамам падам пашйанти йах сурайах… раша там ??? И говорится – самая главная мантра в «Рг-веде», в изначальном писании, которое учит людей снова стать духом. Мы стали с вами материей, потому что мы привыкли смотреть на материю, привыкли эксплуатировать материю. Самая главная мантра в «Рг-веде», которую предписывают все брахманам, прежде чем они любое дело начнут. Это, так как мы все с вами брахманы и даже выше чем брахманы, это полезный практический совет. Тут у нас есть доктор Аударья Дхама, он тоже практические советы дает всем, как нужно жизнь свою вести. Прежде, чем начать любое дело, говорится в «Рг-веде», говорится в «Брахманах», которые объясняют жизнь человека, чтоб жизнь человека была успешной, перед любым делом, перед началом любого дела нужно произнести эту мантру. ом тад вишнох парамам падам пашйанти йах сурайах ??? Что суры, полубоги, или люди, которые признают существование Бога, куда они должны смотреть все время? ом тад вишнох парамам падам – они должны смотреть на лотосные стопы Вишну, которые подобны чему? Которые сияют (парамам падам – высшая обитель или эти высшие стопы) подобно солнцу. Они должны понимать, что мы видим, мы смотрим. Но благодаря чему мы смотрим? Благодаря чему у наших глаз есть способность видеть? Благодаря Солнцу. Мы смотрим на Солнце или Солнце смотрит на нас? Солнце смотрит на нас. И именно благодаря Солнцу мы можем видеть Солнце. Бог смотрит на нас, Бог пронизывает нас. Самая главная мантра в «Рг-веде», которая помогает обрести человеку сознание Кришны, сознание Бога, напоминает об этом. Ом тад вишнох парамам падам –смотри на лотосные стопы Господа, которые излучают сияние, свет сознания. И именно этот свет сознания дает возможность тебе сознавать что-то.
Этот свет сознания, который исходит от Бога, от изначального сознания, от сверхсознания, позволяет тебе видеть Его, позволяет тебе смотреть на Него. И Он заглядывает в твое сердце. Помни о том, что Он есть. Если ты будешь смотреть на Него, весь мир предстанет перед тобой другим. Кришна сказал: «Вы смотрели на этот холм Говардхан, как на материю, потому что ваше сознание было материальным». Для чего нужен этот фестиваль? Для чего нужна эта ягья, которую Кришна примет? Для чего она нужна в конце концов? Ля того, чтобы наше сознание изменилось, для того, чтобы наше виденье изменилось, виденье этого мира. Для этого мы проводим свою ягью, для этого мы повторяем: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, чтобы помнить о том, что Бог смотрит на нас. И только благодаря тому, что Он смотрит на нас, мы можем видеть что-то. Чтобы перестать смотреть вниз, или перестать эксплуатировать эту материю, чтобы возвести наши очи вверх, к сознанию Бога и понимать, что мы находимся в лучах этого сознания. Когда мы возведем наши очи вверх, то Кришна примет наше подношение и сердце наше станет чистым. Чистое сердце значит понимание того, что за всем стоит сверхсознание. Я есть крошечная искра сознания, лучик сознания, за всем этим стоит огромное солнце сознания, эти лотосные стопы Вишну, которые сияют как солнце, от которых мы с вами, в конце концов, все исходим. И когда все это произошло, обитатели Вриндавана пришли в полный экстаз. В полный. Коровы, собаки, все остальные пришли в экстаз. Брахманы, вайшнавы, все. И они отправились вокруг холма Говардхан. Первая санкиртана, первый большой…. Когда они приходят в экстаз, как мы тут поем целую неделю и когда мы, в конце концов, приходим в экстаз, мы переливаемся через край, выходим отсюда, идем куда-нибудь на Арбат и на Арбате делаем то же самое. И люди смотрят на нас и думают…. (смех): «Кто это такие?». Но на самом деле, в этом заключается, еще раз, изначальная религия. Изначальная религия заключается в том, чтобы с чистым сердцем прославлять Бога, чтобы стать абсолютно счастливыми. И в этом чистом сердце, когда не останется ничего, ни зависти, ни злости, ни жадности, ничего другого, из наших уст сама будет рваться мантра, имя Бога, сама будет литься из наших уст. Потому что мы будем понимать: «Мы целиком зависим от Него». И они пошли плясать и танцевать. Целый день они ходили вокруг Говардхана пьяные. Впереди коровы шли, потом матаджи в лучших сари шелковых, нарядившиеся.
Иногда у нас спрашивают, что нужно ль быть суровым, аскетичным? В нашей религии нужно быть суровым, аскетичным, но наша суровость и аскеза проявляется в том, что мы одеваемся в самые лучшие одежды, особенно матаджи. Брахмачари должны одеваться в самые худшие одежды, чтобы они не представляли никакого интереса для противоположного пола. Кришна Сам велел это. Кришна сказал: «Вот она эта ягья. Просто идите вокруг, просто пойте Мои имена». И в этом, снова, еще раз, ищите смысл, ищите цель, понимайте, что вот она цель всего того, что вы делаете. Когда они закончили, они уснули там же, рядом с Говардханом, проснулись на следующее утро, это завтра уже, и завтра продолжение праздника было, потому что они слегка пьяные были от экстаза и у них от похмелья голова болела. Завтра следующий праздник. Завтра очень хороший день. Завтра сестры должны дарить подарки своим братьям. Если у вас есть братья или если у вас есть сестры, то можно напомнить своим сестрам о том, что они должны дарить. Потому что старшие братья их защищают. Если у вас есть, в любом случае, братья тоже должны дарить подарки сестрам. Они пришли все на берег Ямуны, сели там, Ямуна недалеко текла от Говардхана, и стали праздновать. И К Кришне подошла Его двоюродная сестра Сунанда. И она стала Его кормить и всех Его друзей кормить. И Мадху Мандал там сидел рядом с Ним. И Мадху Мандал он наелся так, что просто давно он так не наедался. Мадху Мандал в этот момент стал говорить: «У, этот Брахма! Я не понимаю, почему он каждый день не сделал таким? Зачем нужны какие-то другие дни? Кришна, Этот фестиваль мы должны каждый день проводить. Ты скажи Своей сестре, чтоб она каждый день нам этот обед приносила. У нее хорошо получается». Но Индра при этом, Индра при этом, у Индры при этом заболела голова. Кави Карнапур говорит, что на райских планетах, когда все тут праздновали, Индра от зависти не находил себе места. Индра сидел в своем дворце.
Теперь я скажу самый большой секрет за всей этой Говардхана-пуджей, почему, собственно, Индра начал проливать потоки своего дождя, почему он так разгневался. Он сидел в своем дворце и на глазах у всех, на глазах у апсар, которые танцевали, на глазах у всех его придворных его оскорбили. Ему, если бы он сам, один там где-то был, если бы он был бабаджи где-нибудь там, на райских планетах, он, может, и не обратил бы внимания на все это. Но его публично оскорбили. Он стал ругаться. Он стал говорить: «Эти пастухи от долгого общения с коровами они стали такими же тупыми, как коровы. Оттого, что они слишком долго пасли коров, у них мякина в голове. Вместо того, чтоб поклоняться мне, они камням каким-то поклоняются! Вместо того, чтобы приносить эту жертву мне, которую мне веками приносили их предки, они начали поклоняться камням и все съели сами то, что мне было предназначено! (смех). На глазах у всех!». У Индры болела голова, и не было рядом никого, кто мог бы посоветовать ему парацетамол (смех) в этот момент съесть. Потому что от этой головной боли Индра совершил самую непростительную ошибку в своей жизни – он решил убить Кришну и всех обитателей Вриндавана. Он решил: «Сейчас я вам докажу, кто тут главный, кто в доме хозяин! Сейчас я вам покажу!». Я не знаю, сколько я еще могу говорить, я должен скоро кончать, но тут очень важный момент есть в этой Лиле. Очень важный момент. Когда мы начинаем поклоняться Кришне и мы начинаем радоваться…. Когда человек поклоняется Кришне, когда человек повторяет Святое Имя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, когда он пирует, когда он приходит в этот вечный фестиваль сознания Кришны, в этот вечный духовный праздник, то что с ним иногда происходит? Вы заметили, что иногда внутри у нас что-то такое происходит? У нас головная боль иногда начинается. Правильно? Как у Индры. От зависти. Бывает, да?
— Бывает.
БВГ:. Как мне один преданный жаловался: «Вот, читаю мантру, 8 кругов почитаю, потом головная боль начинается. Больше читать не могу, не больше восьми кругов. Все, на этом конец». У Индры тоже головная боль началась. От зависти. Но на самом деле, это наше внутреннее чувство. Когда мы читаем об этих лилах, мы должны понимать, что в равной степени это относится к тому, что происходит в нашем сердце. Индра позавидовал. И в данном случае это наша низшая природа. Низшая природа иногда восстает внутри. И низшая природа говорит: «Чего это Кришна? Почему это Кришна? Чего это вы радуетесь, вообще? Чего радуетесь, чего радуетесь? Чего ты радуешься (смех)? Какая причина у тебя радоваться? Чего? Чему радуетесь?». Человек радуется просто потому, что он Богу служит, потому что в этом природа служения Богу. И Индра он позавидовал. Он сказал: «Что такое, чего они радуются? Чего они радуются? Я не радуюсь. Я им покажу! Я их накажу!». И он обрушил, он позвал эти облака и сказал: «Эй, летите туда. Вы можете уничтожить всю вселенную. Сейчас ваша задача ограничена. Вам нужно, уничтожить только одну деревню. Больше ничего не уничтожайте. Пролейте все то, что только у вас есть». Он сам полетел на Айравате, чтоб посмотреть на все это. И потоки дождя обрушились.
Град, холод. Коровы стали дрожать. Бедные обитатели Вриндавана стали трястись. Они закричали: «Кришна, Кришна, мы Тебе служили, чтоб все хорошо было, верой и правдой служили. У нас теперь землю отнимают последнюю. (смех) Скоро у нас крова над головой не будет. Кришна, что происходит?! Кришна, спаси! Гаргамуни сказал, когда что-то не так, мы должны у Тебя… Благословение на Тебе есть какое-то какого-то великого мистика, поэтому Ты можешь нас защитить. Кришна, спаси нас, спаси!». Кришна посмотрел вокруг. Над Ним дождь не падал, между прочим, (смех). Везде вокруг падал, над Ним не падал. Кришна почесал у Себя в затылке: «Что такое?»..Ему не до этого было, но тут Он понял: «Наверное, Индра рассердился. Что-то не то». И Он говорит: «Ну, ничего. Сейчас Говардхан нас защитит. Вы ж видели – он живой. Вы же видели, когда мы поклоняемся Богу и понимаем, что Он живой, то Он нас защитит. В этом нет никаких сомнений». Если у нас есть эта вера, то как бы землю не пытались у нас отобрать, нас Кришна защитит, Он нас защитит. Кришна подбежал к самому Говардхану. Он подбежал к нему, присмотрелся к нему. Большая такая гора была, 16 километров в высоту, между прочим, ну, чуть меньше, потому что к тому времени он уже чуть опустилась. И в свое время Хануман ее не мог поднять. Хануман, когда он искал строительный материал для моста на Ланку, он искал подходящие горы, и он увидел отдельно стоящую гору. Удобную. Потому что там, где большие массивы, трудно там отталкивать что-то, отрывать. А тут отдельно стоящая гора. Он прилетел туда и хотел поднять – эээ, эээ. Хануман очень сильный. Ничего не получилось. Иногда мы думаем: «Сейчас своими силами поднимем сознание Кришны». Ничего не получилось у Ханумана. Тогда Хануман отошел на почтительное расстояние, поклонился издалека и сказал: «Ты кто такой?». «Я Говардхан». «Я тебя это, хочу туда, на Ланку, чтобы ты там мост делал, чтобы служить моему Господу. Рама пришел. Хочешь Его посмотреть?», Говардхан сказал: «Да» и он сам подпрыгнул в воздух. В этот момент голос с неба раздался: «Хануман, не торопись. Там все уже кончилось. Уже мост построен. Оставь его». И Говардхан стал плакать и говорить: «Как же так? Я хотел послужить как-то». И тогда то же самый голос сказал: «Не волнуйся, тебе еще придется послужить. Хануман не смог тебя поднять, тебя поднимет Кришна». Поэтому Говардхан до сих пор весь разбит на камни. Когда Кришна его поднял, то в этот момент, когда Кришна поднял Говардхан, раздался такой шум, такой треск, такой грохот, такие звуки раздались! Кави Карнапур пишет, что шум этот напоминал как будто бы в огромных пещерах собрались тысячи диких, сумасшедших детей и стали все кричать. Примерно такой шум, с эхом. Знаете, как дети кричат, когда они бегают как сумасшедшие? Но еще в пещерах с эхом. И вот этот шум раздался. И когда раздался этот шум, это шум разнесся по всему миру. И брахманы, услышав этот шум, стали заключать пари. Брахманы друг с другом стали заключать пари – очнется Брахма от своей медитации от этого шума или не очнется. И те, кто говорили, что очнется, выиграли, потому что Брахма в этот момент встрепенулся. И Кави Карнапур пишет, что когда шум этот раздался, он разнесся до самого верха, где Брахма сидел в своей медитации, и пошел вниз. И внизу, на адских планетах, старухи пили вино (смех).
— Там вино дают?
БВГ: Да. Те, кто думают, что на адских планетах люди только страдают, они ошибаются. Там люди наслаждаются. Как вот тут вот люди наслаждаются,. вино пьют. Там веселая жизнь на адских планетах. И Кави Карнапур говорит, что наверху Брахма очнулся от своей медитации, а внизу старухи, которые пили вино, они очнулись и думают: «Что происходит?» и на минуту прекратили свое вино пить. Так что вся вселенная сотряслась, потому что случилось это явление вселенского масштаба – Кришна поднял Говардхан для того, чтобы защитить Своих преданных, для того, чтобы оградить Своих преданных от всех бед, для того, чтобы оградить Своих преданных от материалистического сознания, которое глубоко въелось в наше сердце и которое мешает нам полюбить Бога. И преданные ринулись туда, под это прибежище холма Говардхана. А Говардхан он стал на глазах раздуваться от экстаза, потому что подумал: «Я служу Кришне. Сам Кришна использовал меня для того, чтобы служить Ему». Иногда преданные они тоже начинают раздуваться (смех) оттого, что они служат Богу. Так проходила эта замечательная лила. У нас нет слишком много времени, потому что ее долго можно рассказывать, но основную суть я сказал.
И как Кришна Сам объясняет в начале «Бхагавад-гиты»: паритранайа садхунам винашайа ча душкртам дхарма-самстхапанартхайа самбхавами йуге йуге (БГ, 4.8) «Каждый раз прихожу в этот век для трех причин». На самом деле у любой лилы Кришны есть три причины. Одна причина – это так или иначе уничтожить дурные тенденции, уничтожить злобу, зависть, жадность. И в этой Лиле Он хотел уничтожить эту злобу кого? Индры. Другая причина – дхарма- самстхапанартхайа. Это значит утвердить истинную религию. Как я сказал, в чем суть истинной религии? Счастье. Суть истинной религии – ананда. Суть истинной религии – устроить фестиваль. И Кришна утвердил истинную религию. Он сказал: «Не нужно поклоняться ничему. Поклоняйтесь, пусть даже, камням холма Говардхана, потому что за ними стоит безграничный Господь, всепронизывающий, всепроникающий Господь. Поклоняйтесь своей глубинной сокровенной природе тем, что держит вас в этом мире, тем, что питает вас, тем, что дает возможность жить – любви, ананде, счастью». И в этом суть всей Говардхана-пуджи, всего фестиваля. Есть третья причина, какая?
— Развлечься.
БВГ: Нет, развлечься мы уже сказали
— Защитить….
БВГ: Да, защитить Своих преданных, доставить радость Своим преданным. Преданные они собрались под этим холмом. Сначала Он устраивает, сначала Кришна Сам все это устроил, ясное дело, а потом стал защищать. Так бывает. Как иногда мафия тоже так поступает (смех). Иногда они устраивают человеку неприятности, а потом говорят: «Хочешь, мы тебя защитим от этих неприятностей?», Так что эти тенденции они тоже изначально в Боге находятся, потому что в этом мире нет ничего, что не имело бы источника в Нем. Кришна устроил все это и сказал: «Идите ко Мне, Я защищу вас. Идите ко Мне». Но смысл этого последнего, может быть, — самое важное. Шрила Прабхупада часто объясняет, что все остальное происходит само собой. Но когда Кришна доставляет счастье Своим преданным, это не может сделать никто другой. Сам Кришна должен прийти для этого. И когда Кришна 7 дней…. Почему 7 дней Он находился? Семь дней! В общем-то, если бы Индра был в своем уме, он бы раньше прекратил это все. Семь дней Индра все еще надеялся. Семь дней Сударшана-чакра Кришны вертелась над Вриндаваном, и вода, которая падала туда, сразу же высыхала, сразу же испарялась. Никакой воды там не было. Дождь даже не успевал упасть туда. И преданные там стояли. Но семь дней Кришна это делал для чего?
— Символ вечности.
БВГ: Символ вечности, может быть. Просто Ему нужно было семь дней, чтобы Он мог испытывать все расы. Это единственная лила, в которой Кришна наслаждается всеми расами сразу. Яшода-мата прибегает к Нему и говорит: «Ты, сыночек мой, у Тебя рука начала дрожать. Ты, наверное, устал, покушай немножечко масла». Мы все знаем, что рука у Него дрожать не поэтому стала. Рука у Него дрожать стала, потому что Он увидел кого-то.
Пастушки, которые собрались, раньше по правилам этикета они не могли прямо на Него смотреть. Тут все правила этикета были забыты. Дождь идет, чрезвычайная ситуация. В чрезвычайных ситуациях апаткала. Апаткала – ни какие правила этикета не действуют. Все гопи молодые собрались и стали смотреть и трогать Его. Кришна радовался. Друзья прибегали и говорили: «Эй, Кришна, мы сейчас Тебе поможем. Подожди, мы подержим тоже, чтобы Тебе не так страшно было». Баларама подбегал, говорил: «Покушай, Кришна. Кришна, покушай, — потому что у Баларамы одновременно дружеская и родительская расы, — Я пока подержу этот холм над Тобой». Кришна садился и Баларама держал его. Слуги бегали, суетились. Все там было. Это был фестиваль в конечном счете, расы, фестиваль полной, абсолютной любви, когда Кришна дарит Свою любовь, а преданные дают Ему любовь. И в этом заключается истинная защита. И в этом суть всей Говардхана-лилы. И когда Кришна стоял там, Он был один, Он был в самом центре, все смотрели на Него, но при этом каждый думал и видел, что Кришна смотрит только на него. Как Джива Госвами объясняет это.
Джива Госвами объясняет, почему Кришна больше всего любит играть на флейте, почему Он другими музыкальными инструментами не пользуется, почему Он на фортепиано не играет (смех). Он мог бы вод Вамши-ватом поставить фортепиано. Или почему Он аккордеон с Собой не носит. (смех), или почему Он на гитаре не играет, почему Он играет на флейте. Кто знает почему Он на флейте играет?
— На флейте Он для каждого играет.
БВГ: Но Он и на фортепиано может для каждого играть. Нет. Есть очень сокровенный, эзотерический, смысл в этом.
— Устами касается.
БВГ: Устами касается, точно. Гопи говорят, что «Нектар Своих уст Ты положил туда и когда мы слышим эти звуки, это все равно, что мы целуем Тебя». Это тоже. Но Джива Госвами объясняет, что флейта она… Какой у нее звук? Он говорит, что флейта она поет : «Ту, ту, ту, ту, ту». Кто знает, что такое «ту» на санскрите?
— Однако.
БВГ: Нет. «Ты, ты». Кришна, когда играет на флейте, Он говорит: «Ты, ты, ты, ты, ты». И каждый думает: «Он меня зовет. Он зовет меня. Только я Ему нужен. Больше Ему никто другой не нужен». Кришна стоит и Он играет свою вечную лилу – Он зовет нас, каждого из нас по имени и говорит: «Иди ко Мне, иди ко Мне. Мы вместе будем счастливы вечно».
Спасибо большое.