Диск 72, л. 13
Аннотация:
— о войне, которую ведут живые существа в материальном мире;
— ложное эго, ложные представления о жизни – корень всех наших бед
— два смысла данного стиха
— единственное качество, требуемое для победы – безоговорочная решимость. (притча про лису и зайца)
— Махарадж рассказывает о своем пребывании во Вриндаване и удивительным образом произошедших там событиях.( встреча в премьер-министром Индии; неожиданное интервью)
***
Харе Кришна.
Спасибо большое за то, что вы пришли сюда. Здесь тесно, душно, но в тесноте, да не в обиде. Я прочитаю 10 стих из первой главы «Бхагавад-гиты». Так как у нас идет война, то вполне оправдано читать стих из главы, которая называется «Обзор армий на поле битвы Курукшетра». Итак, текст 10.
апарйаптам тад асмакам балам бхишмабхиракшитам
парйаптам тв идам этешам балам бхимабхиракшитам
Кто говорит этот стих?
— Дурьодхана
БВГ: Дурьйодхана. Шри Дурьодхана увача: «Наши силы неизмеримы, а наша армия надежно защищена дедом Бхишмой, тогда как силы Пандавов, которые тщательно обороняет Бхима, ограниченны».
Комментарий Шрилы Прабхупады:
Здесь Дурьйодхана дает сравнительную оценку военных сил враждующих сторон. . Он считает силу своей армии неизмеримой, в особенности потому, что ее надежно защищает самый опытный военачальник, старейшина рода Бхишма. С другой стороны, силы Пандавов ограничены и защищены куда менее опытным полководцем Бхимой, которого никак нельзя сравнить с Бхишмой. Дурьйодхана всегда ненавидел Бхиму, так как знал, что если ему суждено погибнуть, то убить его может только Бхима. Однако присутствие Бхишмы, который был несравненно более опытным военачальником, вселяло в него уверенность в победе. Иначе говоря, у Дурьйодханы были все основания для того, чтобы рассчитывать на победу в предстоящем сражении.
Буду рассказывать про войну на Курукшетре. Кришна не случайно выбрал эту сцену для того, чтобы рассказать «Бхагавад-гиту». Разумеется, вообще в этом мире нет ничего случайного. Но когда речь идет о Кришне, то за всем тем, что Он делает, стоит высший разум, Его замысел. Кришна рассказал «Бхагавад-гиту» на Курукшетре, на поле битвы. Для этого есть очень много причин. Более того, одна из них – внутренняя. Может быть, даже не одна. Именно в этот момент Кришна находился в подобающем настроении, чтобы рассказать «Бхагавад-гиту». Некоторое время спустя, после того, как битва на Курукшетре закончилась, и Арджуна находился рядом с Кришной, Арджуна спросил у Кришны: «Кришна, я не все помню из того, что Ты мне рассказал. Не мог бы Ты повторить мне «Бхагавад-гиту»?». История достаточно знакомая, потому что мы тоже много раз слышали «Бхагавад-гиту» и нам много разе повторяли, но мы все равно не все помним. Арджуна много тысяч лет тому назад обратился к Кришне с аналогичной просьбой. Но самое удивительное не это. Самое удивительное – ответ, который дал Кришна. Кришна сказал: «Я не могу. У Меня не то настроение. Вся атмосфера и все состояние, в котором я рассказал «Бхагавад-гиту»», не может быть повторена сейчас». Именно в этой атмосфере, в атмосфере напряженной войны Кришна сказал то, что Он должен был сказать. И слова Его, Он это знал, будут повторять каждый день тысячи лет спустя. Вся «Бхагавад-гита» и суть «Бхагавад-гиты», а мы сегодня здесь для того, чтобы размышлять над этой сутью, заключается в том, что жизнь каждого из нас – война. Каждый человек здесь борется, как говорит Сам Кришна, тяжело сражается (манах-шаштханиндрийани пракрти-стхани каршати (БГ.15.7)), погруженный в эту материю. Наше бытие, наша жизнь души, а каждый из нас – душа, погружена в атмосферу небытия. И эта холодная атмосфера материального мира давит в нас жизнь души. Мы забыли и не понимаем как нам действовать как душа. Мы забыли как нам жить как душа. Мы забыли, что значит быть душой, забыли, что значит общаться как душа. Забыли, что вечная дхарма души – светить, что вечная дхарма души – дарить себя, что вечная дхарма души – любить. В этой холодной, темной атмосфере материального мира, достаточно посмотреть в окно, чтобы убедиться в том, что слова эти справедливы, когда холодно и темно, душа забывает свою вечную природу. И, тем не менее, попытка души эту природу восстановить всегда будет войной. Когда душа осмеливается бросить вызов всему этому миру, который погрузился во тьму и думает, что так и нужно, и думает, что ничего другого в этом мире нет и быть не может, когда кто-то, редкие отчаянные души, их совсем немного, они собрались здесь, в этой темной комнатке, осмеливаются бросить вызов всему этому и назло всем пытаться жить как душа, несмотря на то, что вс6е направление этого мира, все течение этого мира заставляет человека жить по-другому, такой человек не может не сражаться.
Поэтому жизнь в материальном мире, даже обычная жизнь, это сражение. Как Кришна говорит, здесь все сражаются со своими чувствами, с умом, с материальными желаниями, но жизнь человека, который осмеливается вступить на духовный путь, становится сражением в квадрате. Мало того, что ему нужно продолжать вести обычную войну, которую ведут все остальные, ему нужно вести еще духовную войну, ему нужно стать духовным воином, как говорил Бхакти Тиртха Свами. И война эта, как объясняет с самого начала Кришна, с самого начала, слушайте очень внимательно, потому что это очень важно для нас понять, война эта необычная. Если мы посмотрим на самое начало «Бхагавад-гиты», можем увидеть, как Арджуна не понимает Кришну, а Кришна не понимает Арджуну. Вернее, Кришна понимает Арджуну, но Арджуна не может понять Кришну. Арджуна приходит к Кришне со своей болью, Арджуна приходит к Кришне со слезами на глазах, дрожащий и говорит: «Я не могу сражаться, Я не буду сражаться. Я не буду убивать». И что отвечает ему Кришна? На эту боль, на эти слова Он говорит: «Ты не тело, ты – душа»Арджуна говорит: «Какая душа? При чем тут тело, душа? О философии мы потом поговорим». Но Кришна говорит: «Нет, твоя проблема именно в этом. Все твои проблемы начинаются этим и кончаются на этом. Проблема твоя заключается в том, что ты не понимаешь кто ты есть. Проблема твоя заключается в том, что ты ложно привязался к своему телу и, что, в конце концов, битва, в которой тебе нужно участвовать, это битва против собственного ложного эго. Что люди, которых ты не хочешь убивать, которых ты под предлогом сострадания хочешь пощадить, на самом деле не люди и никакого сострадания у тебя нет. То, что ты с ними хочешь сделать, это жестокость по отношению к ним. Потому что ты не хочешь их убивать по одной простой причине – они являются частью твоего «Я», частью твоего ложного представления о мире». И Кришна побуждает Арджуну, подстегивает, говорит: «Восстань, сражайся, убивай». Что убивать?
— Ложное эго.
БВГ: Ложное эго, ложные представления о жизни – корень всех наших бед здесь, в материальном мире. И именно об этом вся «Бхагавад-гита». «Бхагавад-гита» о том, каким образом привязанности ослепляют человека, каким образом привязанности делают человека слабым, каким образом привязанности погружают человека в депрессию, каким образом привязанности являются корнем всех бед и как человек, если у него есть понимание, должен встать и сражаться с этими привязанностями, с ложными материальными представлениями о жизни, который заставляют его занимать ложную позицию, ложное положение в этом мире. И вся завязка «Бхагавад-гиты» основана на этом. С одной стороны мы видим Дурьйодхану, который ни мало сумняшаси считает, что его способ существования здесь, в этом мире, единственно правильный, который ослеплен своими материальными привязанностями и гордится своей слепотой. Вся «Бхагавад-гита» началась из одной ремарки, брошенной Драупади. Все проблемы в этом мире из-за женщин, это ясно. (улыбается). Самая большая война в этом мире, самая большая братоубийственная война случилась, потому что женщина не совладала со своим желанием язвительно отозваться. На самом деле это всего лишь поверхностная причина. Началась она с того, что Дурьйодхана был ослеплен своими привязанностями – сначала своей любовью к Драупади, материальной любовью, своим вожделением, которое он чувствовал к ней. И мы знаем, что от материальной любви до материальной ненависти сколько шагов? Один, может быть, даже меньше. Дурьйодхана был влюблен к Драупади. И когда он пришел во дворец к Пандавам в Индрапрастх, я только что вернулся из Индрапрастха, который сейчас является современным Дели, когда он пришел туда, его привязанность ослепила его. Из-за привязанности своей он не мог понять, где вода, где земля. На самом деле эта история имеет аллегорический смысл. Что хочет сказать Вьясадева, объясняя все это? Он хочет сказать, что Дурьйодхана был слеп, слеп из-за своих материальных привязанностей. И когда он оступился, приняв воду за твердую землю, и упал, свалился в воду, в бассейн, первое, что он услышал, был хрустальный смех кого? Ее, Драупади. Он услышал ее нежный, хрустальный голос. И в этом смехе он услышал слова: «Каков отец, таков и сын. Яблоко от яблони не далеко падает». Он услышал, как она засмеялась над ним. Старый слепец, который в слепоте своей попытался покуситься на землю других людей, который в слепоте своей попытался отобрать чужую землю, он был ослеплен своими материальными привязанностями. Его сын не далеко ушел от него. Его сын из-за своих материальных привязанностей оказался таким же слепым, несмотря на то, что глаза его, материальные глаза, видели, но глаза души были слепы. И из-за этой ремарки, оброненной Драупади, началась вся эта большая война. Дурьйодхана, оглядывая свои силы, пытался оценить свои шансы на победу. И сейчас, так как мы тоже с вами находимся на войне, каждый из нас находится на войне, я уже сказал об этом, как есть эта французская поговорка: «Алягар комалягар» ??? – «На войне как на войне», сейчас Дурьйодхана пытается оценить свои силы. И нам с вами тоже нужно пытаться оценить свои силы. Нам нужно тоже с вами понять кто победит. Именно поэтому я выбрал этот стих, потому что в этом стихе Дурьйодхана, будучи очень умным с материальной точки зрения человеком, дает блестящий анализ того, кто победит. И хотя Шрила Прабхупада объясняет этот стих одним способом, у этого стиха есть два значения. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет двойной смысл этого стиха, потому что одновременно Дурьйодхану слушают двое. Дурьйодхана обращается к Дроначарье, и он краем глаза видит, что Бхишма, один из главных военачальников армии, подошел поближе, чтобы услышать, что он говорит, обращаясь к Дроначарье. И Дурьйодхана обращает свою речь одновременно к двум людям. Он одновременно говорит, обращаясь к Дроне, и одновременно говорит, обращаясь к Бхишме. И говоря тому и другому, он произносит одни и те же слова, но смысл совершенно разный. Бхишме он хочет сказать: «Армия наша неизмерима (апарйаптам тад асмакам). Наша армия не имеет пределов (бхишмабхиракшитам). Бхишма ее надежно защищает». И он делает вид, что он не видит Бхишму, но при этом краем глаза смотрит как – услышал он то, что он сказал?. Он хочет воодушевить его и сказать: «У нас самый лучший военачальник. Самый лучший военачальник защищает нашу армию, нам нечего бояться». И в то же время (парйаптам тв идам этешам) — но армия Пандавов, она ограничена (парйаптам), у нее есть начало, есть конец. Кто такой Бхима по сравнению с Бхишмой? И он знает, что сердце Бхишмы должно возрадоваться от этих слов. Но одновременно он смотри на Дрону и одновременно он говорит нечто прямо противоположное. И нас с вами интересует прямо противоположный смысл этого стиха. Потому что слово «парйаптам» и «апарйаптам» имеет два смысла. Одно «безграничное» и «ограниченное», а другое – «недостаточное» и «достаточное».
Когда он говорит апарйаптам тад асмакам, он говорит, что «наша армия недостаточна». Почему? Потому что ее защищает кто? Бхишма. В то же самое время армия Пандавов и силы Пандавов, несмотря на то, что они маленькие, «наша армия безгранична, но она не достаточна, у нас нет сил. Армия Бхимы ограничена, но она вполне достойна для того, чтоб одержать победу». Почему? Потому что ее защищает кто? Бхима. Одновременно он смотрит в глаза Дроны и пытается внушить ему: «Пойми, в каком опасном положении мы находимся. Наша армия, хоть и большая, но она ни на что не способна». Почему? Потому что ее защищает Бхишма. Не потому, что он старый. Старый Бхишма лучше многих молодых (смех). Какой бы он старый ни был, его хватит на многих-многих молодых. Но почему его силы недостаточно? Почему? Потому что сердце его раздвоено, сердце его и тут и там. Обратите внимание, он говорит: «Нашу армию защищает Бхишма, их армию защищает Бхима». Кто такой Бхима? Бхима был военачальником? Нет. Бхима не стоял во главе армии. До этого он сказал, кто стоял во главе армии Пандавов? Кто стоял во главе армии Пандавов? Дриштадьюмна. Дриштадьюмна – ученик Дроны. Подходя к Дроне, он сказал: «Твой ученик стоит во главе этой армии. Он хорошо построил». И тут, вдруг, он вспоминает Бхиму. Кто такой Бхима? Почему он вспоминает Бхиму? Бхима всего лишь один из воинов, рядовой воин. Да, сильный, но все равно рядовой. Он не военачальник. Почему? Не потому, что он боится, потом что он знает, что у Бхимы только одна цель, только одна мысль в голове, а у Бхишмы их много. Он знает, что если армия побежит, не Дриштадьюмна будет возвращать бегущих с поля битвы воинов. Кто будет их возвращать? Бхима будет их возвращать. Когда армия Пандавов бежала, они бежали, иногда становилось страшно. Иногда казалось: «Господи, Боже мой, какой смысл вообще. Лучше убежать и забыть обо всем этом., как о кошмарном сне. Лучше куда-нибудь скрыться, забиться в нору, чтоб не помнить об этом», так тяжело. Но он знал, что в этот момент Бхима закричит. И когда Бхима закричит, все забудут о своем страхе и все снова ринутся в бой. Не Дриштадьюмна будет кричать, нет. Бхима будет кричать, потому что у Бхимы есть только одна мысль, только одна цель, только одно желание и ни чего другого. И поэтому он говорит: «Наша армия большая, но какая-то дурацкая (смех). Их армия маленькая, но эта армия нас победит. Дрона, посмотри, кто находится во главе их. Во главе находится Бхима, у которого ни чего другого, никаких мыслей других в голове нет. Он, может быть не такой изощренный воин, он, может быть, не такой интеллигент большой, просто у него сильные руки, но у него есть одно качество, которое делает их армию достаточной, чтобы победить. Одно качество безоговорочное – решимость». И этого одного качества достаточно для того, чтобы победить самые безграничные силы. Шрила Прабхупада говорил, что: «Если бы у меня было хотя бы несколько человек, которые были бы безоговорочно мне преданы, я бы за 18 дней весь мир…». Если бы было всего лишь несколько человек, у которых было это качество – желание так или иначе одержать победу, тогда бы ни чего не было страшно. Именно это качество определяет нашу готовность к войне. Именно это качество определяет победим мы или не победим. Позже в «Бхагавад-гите» Кришна скажет о том же самом Арджуне. Когда Он будет говорить ему, Он будет говорить: «вйавасайатмика буддхир экеха куру-нандана баху-шакха хй ананташ ча буддхайо ‘вйавасайинам (БГ 2.41) бхогаишварйа-прасактанам тайапахрта-четасам» (БГ 2.44) Четасам, разум людей, крадут бесконечные желания. Но когда человек так или иначе обретает силы отложить их в сторону и ставит перед собой одну цель, то все меняется, весь мир меняется, все направление меняется. Кришна неспроста подстегивает нас и говорит, что: «Если вы хотите победить в этой войне…..». Кто хочет победить в этой войне? Кто хочет потерпеть поражение бесславное? «….то нужно одно качество; вйавасайатмика буддхир экеха куру-нандана баху-шакха хй. И даже Дурьйодхана соглашается с Ним, даже Дурьйодхана говорит, что единственное качество, которое нужно, это безоговорочная решимость. Есть хорошая английская притча про зайца и лису.
Однажды некая лиса погналась за зайцем. Она гналась, гналась, гналась и заяц от нее убегал, убега, убегал. В конце концов заяц убежал, а лиса осталась ни с чем. И лиса, как это водится у лис, вернулась к своим лисам-родственникам и все лисы-родственники стали над ней потешаться. И стали говорить: «Ну, что ж, ты лис, старый, глупый, какого-то зайца не мог догнать. Заяц от тебя убежал». Лис оглянулся, оглядел из по сторонам и сказал «Есть разница между мной и зайцем. Я гналась за обедом, а заяц убегал за своей жизнью. Поэтому он убежал. Ничего удивительного нет в том, что я его не догнал»
Если человек внутри понимает эту вещь простую, если человек понимает , что цель, которую он поставил, это очень важная вещь для нас с вами, если человек вдруг понимает, что цель, которую он поставил это вопрос жизни и смерти, а, в сущности, то, что мы с вами делаем, это вопрос духовной жизни или духовной смерти, если человек понимает, что стоит на кону и что для него сейчас на кону в этой войне ставки очень высокие, что он, в конце концов, сражается за свою духовную жизнь, то не будет такой силы в этом мире, которая сможет его победить, потому что Сам Кришна станет на его защиту. Когда эта решимость приходит к человеку, то тогда Сам Кришна начинает защищать его.
Мы сейчас с вами сражаемся сразу на многих фронтах. Сейчас идет марафон Шрилы Прабхупады, который является обычно большой битвой. И тоже, если в этой битве есть непоколебимая решимость и целеустремленность, то победа гарантирована. Все меняется, весь мир меняется, Гете об этом говорил. Гете говорил, что когда человек обретает решимость, то на тонком плане меняется все расположение сил в этом мире. Весь мир меняется, все силы меняются, включаются другие механизмы. Единственное, что нам нужно, это обрести решимость. Все остальное сделает Кришна. Выключатель находится у нас в сердце, нам нужно только правильно его включить. Мы этой простой вещи не понимаем, если это ощущение придет: «Я здесь, сейчас, и то, что я делаю это, в высшей степени важно и у меня нет другого выхода, у меня нет способа отступать», все поменяется. Кришна станет на нашу сторону.
Я сейчас приехал из Индии и я был живым свидетелем иллюстраций всех этих событий. Я приехал туда и ничего не знал, не знал, что мне делать, не знал в какую дверь мне стучаться, не знал к кому мне идти, не знал кому мне рассказывать о нашей беде. Индия большая, в Индии миллиард человек живет. И даже Дели большой. В Дели 20 миллионов человек живет. И я приехал в Дели: «Вот он я. Здравствуйте, я ваша тетя (смех)». Единственное, что у меня было внутри, это понимание того, что мы должны что-то сделать. И когда мы начала что-то делать, вдруг все начало меняться. Столько чудес, которым мы были свидетелями за несколько минувших дней.
Я никогда свидетелем такого количества чудес не был. Я просто иногда ощущал себя каким-то ненужным бревном, которое плывет по течению и кто-то его направляет в нужные двери, куда-то я шел, с кем-то я говорил. Это удивительное совершенно ощущение, когда вдруг ты начинаешь понимать – Кришна действует, Кришна есть и мы все с вами всего лишь марионетки в Его руках. Просто, к сожалению, мы плохие марионетки. Марионетки они деревянные, все время что-то не то делают, невпопад. Но если у нас появится в сердце это желание: «Я хочу быть марионеткой в руках Кришны»… Как Шрила Прабхупада пишет в своей «Маркине Бхагавата-дхарме». «Маркине» значит «Америка». «Маркине Бхагавата-дхарма» — «Проповедь Бхагавата-дхармы в Америке». «Маркине» так Америка на бенгали называется. Когда он подъезжал к Америке, он просил Кришну об одной простой вещи: «Кришна, заставь меня танцевать, заставь меня танцевать, заставь меня танцевать, как Ты хочешь. Я сам ничего не хочу. Я откладываю свое желание, откладываю свое понимание, свой разум. Я хочу только одного, чтобы Ты заставил меня действовать, чтоб я стал марионеткой в Твоих руках». Было много любопытных всяких историй и событий, связанных с этим. Мы встретились со всеми, с кем только можно было. Двери открывались сами. Мы заставали людей в самых неожиданных положениях и люди делали самые неожиданные для себя вещи. Потому что Кришна действовал изнутри. Я встречался сейчас с премьер-министром Индии. Причем, когда я должен был встретиться с премьер-министром Индии, мне сообщили об этом примерно за полчаса до назначенной встречи. Я не знал, мне сказали: «Едем сейчас с премьер-министром встречаться». Премьер-министр это глава государства Индии. Потом, когда мы приехали встречаться с ним, оказалось, что он с нами встречаться не собирается, а собирается встречаться с Махьямой Малини ??? Я подумал: «Ну ладно, не надо, пожалуйста, пусть встречается с Махьямой Малини». Махьяма Малини сказал: «Нет, я с ним встречаться не буду. Чего мне с ним встречаться? Я с ним и так каждый день вижусь» (смех). И Аристарх говорит: «Ну, Вы ему про Москву расскажете». Он говорит: «Что я ему расскажу, я не знаю ничего про Москву. Что я буду ему рассказывать?». В результате каким-то чудом… Там стояла какая-то охрана против террористов, еще что-то, а у меня не было ни паспорта, ничего. Меня взяли и провели в кабинет к самому премьер-министру. (смех). Я неожиданно для себя оказался лицом к лицу с главой государства, которому я стал рассказывать о нашей с вами проблеме. Но самый интересное случилось в самом конце, когда я уже встретился со всеми, с кем только можно, написал какие только можно письма, собрал какие только можно письма со всех, с кого только можно было. И чувствовал чувство заслуженного удовлетворения, желание уйти на покой поскорее. И так как все наши желания уйти на покой обычно связаны со святой дхамой, куда люди из России обычно ездят отдыхать и есть мороженое, я подумал: «Ну, сколько можно находиться в этом ужасном задымленному, зачумленном Дели, сколько можно встречаться с политиками! Нужно хотя бы в последний день отдохнуть, помолиться, ясное дело, еще что-то сделать». И когда я уже подъезжал, когда я въехал в святую дхаму, вдруг раздался звонок нашего телефона. Я понял – это звонит Кришна. (смех), потому что я уже находился в зоне Его досягаемости. И незнакомый голос стал говорить: «Свамиджи, Свамиджи, как у вас там в Москве?». Я думаю: «Кришна это или кто? (смех) Кришна должен знать как у нас в Москве». И незнакомый голос стал спрашивать: «Свамиджи, Свамиджи, я хочу у Вас интервью взять». А я до этого думал: «Какое интервью там! Зачем какое-то интервью? Уже я со всеми встретился с кем нужно, уже все на моей стороне, уже все наши силы…. И лучше, вообще, все эти интервью! Не понятно, что они там скажут». И я ему очень холодно сказал: «Спасибо большое за Ваше беспокойство, господин хороший. Но я уже во Вриндаване, в духовном мире, вы там у себя в материальном». Человек на другом конце провода настаивал и говорил: «Ну, ничего, я могу приехать во Вриндаван». Я говорю: «Дорогой, господин хороший, уже 8 часов ночи, уже все нормальные люди спят в это время». Ехать от Дели до Вриндавана как минимум 2,5-3 часа. Он говорит: «Ничего, ничего, у нас хорошая машина. Мы быстро приедем». И тут, в этот момент, я точно понял – это Кришна. Под псевдонимом, другой специальности, под другим предлогом, но это Он, никто другой не может быть. Этот человек послан самим Кришной, у меня до сих пор нет никаких сомнений в этом. Этот человек приехал в 11 часов ночи во Вринлаван с двумя большими микроавтобусами, битком набитыми оборудованием, чтобы посылать сигналы в живой эфир. И в 11 часов ночи в пустом, темном Вриндаване, где мы еле-еле осветили как-то самадхи Шрилы Прабхупады каким-то прожектором, на фоне этого самадхи, когда вообще никого нет, Сам Кришна брад у меня интервью (смех) в живом эфире. Он пришел туда.. Мало того, что он брал интервью, он сказал: «У нас всего 15 минут Свамиджи, не беспокойтесь, — Я дрожал, потому что было очень холодно, ночь, — 15 минут, Свамиджи, потерпите». Нам дали всего 15 минут. Когда мы начали говорить, посыпался шквал звонков в студию. Люди начали требовать, чтобы продолжали дальше. 400 людей одновременно на линии спрашивают: «Как у вас там, в Москве?». Мы проговорили с ним в холоде, в пустом Вриндаване, темном, ночью целый час в живом эфире. Целый час мы с ним говорили, и целый час все спрашивали только о Кришне, все говорили о Кришне. В конце концов, он стал меня ругать. Там периодически были какие-то перерывы, там показывали рекламу или еще что-то, и в этот момент он стал говорить: «Ты что говоришь, вообще?! Свамиджи, Вы понимаете, Вас миллионы людей слушают, Вы их ни о чем не просите. Просите их о чем-то. Вы что молчите? Вы должны их о чем-то попросить». Я говорю: «Я спать хочу (смех), мне холодно». Как в свое время Арджуне Кришна говорил: «Вставай и сражайся, нечего спать, спать потом будешь». Этот человек мне говорит: «Вы что?! Вас миллионы людей слушают. Ты должен им говорить про Москву, ты должен их попросить о чем-нибудь». Я стал чесать в затылке и говорю: «Ну, ладно, я их попрошу». «Проси!». «Я их попрошу, чтобы они письма…». «Письма. Правильно. И чтоб молились». «Да, молились». «Ты должен объяснить им как они должны молиться. Теперь, ты должен, — это он мне говорит (смех). Я стою и мямлю что-то, Нет, ты должен им сказать, как молиться, чтобы они правильно молились». В конце концов, завершающим итогом этого всего приключения, где-то за минут семь до 12 часов нас снова выпустили в эфир и я думаю: «Сейчас я им скажу, как нужно молиться, сейчас я им скажу, что они должны делать, сейчас мы их всех привлечем на свою сторону». Я уже немножко воодушевился, уже воспрянул, я уже сказал: «Кришна, я буду все делать, как Ты хочешь. Все, я предаюсь Тебе».
И тут он пускает тираду какую-то на хинди. Я ничего не понимаю, что он говорит. Но он что-то такое призывает и говорит в эфир. Я говорю: «Мне нужно сказать (смех), времени не останется». Потому что в 12 часов программа кончается. В конце концов у меня выдается возможность сказать. Я говорю: «Пишите, друзья, родные, братья, пишите письма, письма пишите президенту. И главное – молитесь все за нас. Молиться нужно так: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». И в тот самый миг, когда я произношу последнее «Харе», Чокидар полусонный бъет колокол. Значит — 12 часов произошло, отключается эфир. На этой ноте закончилось мое обращение к нации (смех). Я все им сказал. Это была «Индия TV», это была одна из самых популярных программ, которая называется «Breaking news», что значит «Новости часа». Она идет с 9 часов до 12. Из них почти час с перерывами на рекламу и на все остальное говорили мы. Но этого было мало. Я думал: «Все, теперь я уже исполнил свой долг». На следующее утро с самого утра стали люди звонить, говорить: «Что такое?! Что произошло?! Как они смели?! Что они делают?!». И этот журналист он позвонил снова и сказал: «Все требуют, чтобы было продолжение (смех). Завтра Вы должны быть в студии и должны в студии им все сказать, что нужно. На этот раз подумайте хорошо о том, что Вы хотите им сказать». И мы приехали с Враджареном, с Радхика-Раманом в студию. И в этой студии это было одной из самых главных новостей. Все остальные новости поблекли по сравнению с этим. В студии в основном показывали как бульдозер едет и под музыку из фильма «Перл-Харбор», которую туда вставил Ананда Говинда, разрушает храм на Беговой. Снова и снова, десятки раз они показывают – едет бульдозер, музыка играет, у людей на улице берут интервью: «Что Вы думаете по этому поводу?». «Мы возмущены! Как они могут?! Какое они имеют право?!». Журналисты берут интервью у министра иностранных дел: «Что Вы думаете по этому поводу?». Министр иностранных дел говорит: «Мы все сделаем». И я сижу в студии и смотрю на все это, и рассказываю и говорю: «Все хорошо. Все идет по плану». До самой последней минуты, до тех пор, как нам уже нужно было ехать в аэропорт, я сидел там. Они все нагнетали, нагнетали обстановку. В конце концов сказали: «Мы с вами. Звоните нам. Будем держать руку на пульсе. Мы все, что можем, сделаем». Я ехал и думал: «Видит Бог, я не хотел этого. (смех) Видит Бог, я хоте тихо, мирно. Я ничего не хотел этого. Я просто отел тихо заниматься бхаджаном и повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Но Кришна хочет, чтоб мы сражались. Кришна говорит: «Встань и сражайся, нечего спать, нечего откидывать лук, нечего пытаться сделать что-то еще, нечего пытаться увильнуть под какими-то псевдо-духовными предлогами. Единственное, что ты должен делать, это просто сражаться, служить, делать что-то». Если ты будешь делать это с непоколебимой решимостью, с пониманием того, что победа гарантирована, Сам Кришна станет твоим колесничим, Сам Кришна будет сражаться вместе с тобой.
Спасибо большое.
Так что итог «Бхагавад-гиты» обращен ко всем нам – встаньте и сражайтесь, не поддавайтесь унынию, не поддавайтесь депрессии, не поддавайтесь никаким другим свойствам материальной энергии. Сражайтесь, и победа будет за вами.
Спасибо.