Москва (25.12.2005 г.) «Бхагавад-гита», 11.54

Диск 73, л. 11

Аннотация:

— объяснение смысла 11 главы БГ

— глазами любви не возможно видеть Вселенскую форму

— обычные религии не идут дальше концепции Бога-судьи, которого нужно бояться

— Бог имеет бесконечное количество видов и форм, из которых форма Кришны – наивысшая

— краткое изложение истории похищения пастушков Брахмой

— Кришну можно увидеть только с помощью бхакти.

— история о том, как Арджуна и Дурьйодхана пришли к Кришне с просьбой принять участие в сражении на их стороне.

— мы должны доказать, что у нас есть бхакти, подтверждая это ежедневным выбором

— о том, как началось Движение санкиртаны (экстаз Господа Чайтаньи, вернувшегося из Гайи;  Есть только одна ценность, одна цель, один смысл – любовь к Богу)

— Вопросы и Ответы:

   — Вы сказали, что бхакти не зависит ни от чего, для его обретения надо только вера. Как появляется вера и почему  пропадает?

   —  Вы сказали, что Кришна не обещал помогать, но, по-моему, в стихах 18.65-66 Кришна говорит о помощи?

— поздравление с Новым Годом.

 ***

Я прочитаю 54 стих из 11 главы «Бхагавад-гиты», из «Сварупа-даршана-йога» или «Лицезрение вселенской формы».

бхактйа тв ананйайа шакйа  ахам эвам-видхо ‘рджуна

джнатум драштум ча таттвена  правештум ча парантапа

«Дорогой Арджуна, по-настоящему постичь и воочию увидеть Меня в том образе, который видишь ты, можно, лишь занимаясь безраздельным преданным служение. Только так можно проникнуть в тайну Моего бытия».

Комментарий очень длинный, я прочту часть его.

КОММЕНТАРИЙ:  Постичь Кришну можно только в процессе  безраздельного преданного служения.  Он очень ясно говорит об этом в данном стихе, чтобы самозваные комментаторы, которые пытаются понять «Бхагавад-гиту», просто размышляя над ней, знали, что они напрасно теряют время. Никто не может постичь Кришну или понять, каким образом  Он сначала предстал перед Своими родителями в образе четырехрукого Нараяны, а затем принял образ младенца с двумя руками. Те, кто изучает Веды или идет путем философского познания истины, чрезвычайно трудно понять все это. Поэтому здесь сказано однозначно: никто не в силах увидеть Господа или проникнуть в тайну, скрывающую Его. Однако те, кто тщательно изучил Веды, могут почерпнуть оттуда  разнообразные сведения о Господе. В Ведах собрано множество правил и предписаний, и тот, кто действительно хочет постичь Кришну, должен следовать принципам, приведенным в авторитетных священных писаниях. Он должен совершать аскезу в соответствии с этими принципами. Например, можно дать обет держать полный пост на Джанмаштами, день явления Кришны, и дважды в месяц в дни экадаши (на одиннадцатый день после полнолуния и новолуния). Что касается пожертвований, то в писаниях ясно сказано: пожертвования следует давать преданным Кришны, которые занимаются преданным служением и распространяют философию Кришны, то есть сознание Кришны по всему миру. Сознание Кришны – это благословение всему человечеству. Рупа Госвами назвал Господа Чайтанью воплощением великодушия, ибо Он щедро дарил людям любовь к Кришне, обрести которую чрезвычайно трудно. Поэтому тот, кто помогает людям, занимающимся проповедью сознания Кришны, совершает величайшее благодеяние. А тот, кто поклоняется Богу в храме в соответствии  с правилами священных писаний (во всех храмах Индии установлены изваяния Бога, чаще всего Вишну или Кришны), получает возможность духовно совершенствоваться, поклоняясь Верховному Господу и выражая Ему свое почтение.

Пока остановлюсь на этом. На самом деле Шрила Прабхупада  объясняет предыдущий стих  в первой части этого комментария. Я прочту предыдущий стих, его перевод. 53 стих:

нахам ведаир на тапаса  на данена на ченджйайа

шакйа эвам-видхо драштум  дрштаван аси мам йатха

«Образ, который ты видишь сейчас своими трансцендентными глазами, нельзя постичь, изучая Веды, совершая тапасью, раздавая пожертвования или проводя обряды поклонения. Эти методы не подходят для того, чтобы постичь Мою истинную природу».

И, соответственно, в этом стихе Кришна говорит

бхактйа тв ананйайа шакйа  ахам эвам-видхо ‘рджуна

джнатум драштум ча таттвена  правештум ча парантапа

«Дорогой Арджуна, по-настоящему постичь и воочию увидеть Меня в том образе, который видишь ты, можно, лишь занимаясь безраздельным преданным служение. Только так можно проникнуть в тайну Моего бытия».

11 глава одна из самых замечательных глав «Гиты». И многие люди не понимают этой главы. Более того,  даже сам Арджуна не понял этой главы. Поначалу, когда Арджуна увидел этот дивный образ Кришны,  который Тот явил ему в ответ на его просьбу, образ с тысячью голов, с тысячью рук – Вселенскую форму, с тысячью зевов разверстых, в которые уходят все воины, собравшиеся на поле битвы Курукшетра, Арджуна перепугался. Арджуна, описывая это, говорит: «Я вижу всю вселенную в одной точке. Я вижу не просто, что-то явленное передо мной, я вижу весь мир», (вишвам) вся вселенная находится здесь, в одной точке.

И Кришна стал говорить ему: «Это Я. Я есть образ времени, Я есть тот, кто пришел для того, чтобы уничтожить все миры». И до сих пор люди не понимают этого, до сих пор наши оппоненты цитируют эти слова Кришны из 11 главы «Бхагавад-гиты» и говорят: «Смотрите, какой Кришна! Он пришел, чтобы уничтожить все миры». Но, на самом деле, если мы поймем эту 11 главу, мы поймем всю «Бхагавад-гиту». Смысл 11 главы в том, что сначала Арджуна, воодушевленный обещанием Кришны, которое Тот дал ему в предыдущей главе то, что ты сможешь увидеть все и познать все ради всех остальных, Арджуна, который все понял ради других, которые, может быть, еще не поняли всего, он говорит: «Докажи мне, что Ты – Бог. Я хочу увидеть своими глазами (пратьякша). Сделай так, чтобы я мог видеть своими глазами, не просто так верить во что-то. Покажи мне что-то»   И в этот момент Кришна производит некую небольшую «хирургическую операцию». Кришна говорит: «Я сейчас поменяю тебе глаза. Потому что своими глазами, которые у тебя есть сейчас, ты этого не можешь видеть». И кто-то, многие люди, слегка сбитые с толку всем этим описанием, говорят: «О, Кришна дал Арджуне особые глаза, глаза лучшие, чем те, что были у него». До этого он видел всего лишь двурукий образ Кришны в виде человека, который стоял перед ним обычный, как мы с вами. И вдруг он увидел это чудо – бездна разверзлась перед его глазами. И он в этой разверзшейся бездне увидел необычайную форму. Но наши ачарьи говорят, что на самом деле Кришна лишил Арджуну его настоящих глаз, глаз любви и дал ему вместо этого дивьячакши. Дивьячакши значит глаза, которыми Бога видят полубоги, глаза, которыми можно увидеть богатства Бога.

И Кришна сказал, что: «Сейчас ты не видишь богатство Мое, не видишь Мое могущество, потому что любишь Меня». Как человек, который любит своего  отца. Если человек очень могущественный человек – президент, царь или еще кто-нибудь, для того,  чтобы он увидел его могущество, нужно что-то сделать с этим человеком, нужно этого маленького мальчика привезти в офис к этому президенту. Тогда он начнет видеть могущество. Но само по себе это виденье имеет более низкий характер, более низкую природу. И Кришна заменил эти глаза и говорит: «На смотри». Когда Арджуна увидел это, сказал: «Спасибо, не хочу, не могу. Хватит, довольно, достаточно. Не нужно мне этого.  Не нужно мне видеть Тебя в этом облике смерти». Да, для атеистов, для людей, которые подчиняются вечному времени здесь, в этом мире, Бог предстает в образе смерти. И говорится, что те, кто не хочет кланяться Богу, в конце концов, с последним дыханием, когда они упадут бездыханные, это будет их последний дандават. Но уже поздно будет. Все равно они предложат свой последний поклон Богу. Люди, которые пытаются глупо, неразумно, нелогично отрицать существование Бога , оспаривать существование Бога, в конце концов вынуждены признаться или предаться Ему в самый последний миг. И поэтому Кришна говорит здесь: «В форме времени, в форме этого многоликого времени, которое жестоко отбирает у человека все, Я предстаю перед теми, кто не любит Меня. Только для тех, кто не любит Меня, я даю возможность видеть Меня в этом облике. Для тех, кто любит Меня, я предстаю в том облике, в котором они могут Меня любить». Потому что Вселенскую форму не возможно любить, ее не возможно обнять, не возможно поцеловать. Можно войти в ее рот (смех), но это не совсем то же самое. Отношения с ней совсем другие, перед ней люди могут трепетать, перед ней  могут склоняться в страхе, ее могут люди бояться. И обычные религии, в общем-то, не идут дальше этой концепции Бога, Бога, перед которым нужно дрожать, судьи, который судит всех и который осуждает их на вечные муки. Но Арджуна говорит: «Не нужно мне этого. Я не хочу видеть этого, дай мне другие глаза. Верни мне мои глаза, — он требует у Кришны, — У меня были нормальные глаза, зачем Ты мне дал эти. Сделай так, чтоб я смог снова видеть ту форму, тот облик, в котором Ты только любишь и Тебя можно только любить. То единственное, самое главное, ради чего существуешь Ты и ради чего существуем все мы». И Кришна говорит: «Да, конечно, ради Бога, Я же тебе не навязывал ничего. Ты сам попросил, ты сам захотел это увидеть. Я тут ни при чем». Потому что, как мы знаем из нашей философии, Бог исполняет все желания, даже когда уже поздно и начинаешь думать: «Зачем я этого желал?».  Он уже все это исполнил. Если человек очень хочет чего-то и если человек очень просит Его о чем-то, Кришна говорит: «Пеняй на себя, ради Бога, ты сам этого хотел». И точно также в этой 11 главе «Бхагавад-гиты», у которой есть счастливый конец, у 11 главы счастливый конец, как и у всей «Бхагавад-гиты», Кришна говорит: Хорошо, ладно. Если ты хочешь увидеть Меня этими глазами, глазами любви, получай эти глаза». И в самом конце Он начинает объяснять Арджуне иерархию форм, иерархию образов Бога. Бог имеет бесконечное количество видов и форм, Он может предстать в любом из них. Бог ничем не связан, ни какими ограничениями, которые накладываются на нас. У нас есть одна эта форма, ну, иногда мы можем на Новый год нос надеть, дедом морозом нарядиться или снегурочкой, как иногда люди это делают. Это будет другая форма. Обычно никто не бывает очень впечатлен нашими формами, которые мы принимаем здесь.(смех) Но, когда Кришна приходит в виде необычайных образов, то полубоги поражаются. Когда Он пришел в образе Нрисимхи, Лакшми не знала куда деваться, она думала: «Я чувствую, что это мой муж, но я никогда прежде Его таким не видела», она не могла понять кто это такой, что это такое. Он может принять любой облик, для Него нет никаких проблем. Но здесь, в конце 11 главы, Он объясняет, чего мы должны хотеть. И Он объясняет Арджуне в этих стихах, в 53 и 54,  как можно увидеть самый высший облик. Он говорит:  су-дурдаршам идам рупам (БГ 11.52), «Это форма, которую очень трудно увидеть. То, что ты видишь сейчас, — воплощение чистой любви»: Кришна с гирляндой из полевых цветов. Там даже роз не было.  Там были только ромашки, пижма или еще какие-нибудь простые цветы.

— Васильки.

БВГ: Васильки, да (смех). Кришна в гирлянде из васильков.  Кришна, который, на первый взгляд, кажется таким обыкновенным. Но, только кажется таким обыкновенным, по одной простой причине, чтобы стать ближе к нам. Кришна становится доступным нам. И поэтому Он приходит в этом облике, в котором каждый может к Нему приблизиться, в котором каждый может увидеть необычайное очарование простоты. И Господь Брахма восхищается этим после того, как Кришна проявил ему Свое могущество.

Мы знаем, Брахма решил показать свое могущество Кришне. Когда Кришна убил Агхасуру, а в прошлый раз мы с вами рассказывали, как Он его убил, полубоги разразились аплодисментами, стали бить в литавры, на мридангах стали играть, устроили киртан на разных планетах. Киртан был такой громкий, что он долетел до Сатья-локи, самой высшей планеты вселенной. Наш с вами киртан, я не знаю, как вы думаете, долетает? Если до ЦСКА доходит (смех) это хорошо. Но киртан, который устроили тогда, вся вселенная слышала его.  Брахма подумал: «Что происходит? Что за шум такой? Что за праздник случился? Новый год, что ли празднуем? (смех)». И он прилетел пониже, чтоб посмотреть. И он увидел маленького мальчика, Кришну. Кришна не закончил завтракать. И что больше всего Брахму поразило, это то, что Он ел левой рукой. Потому что культурные люди левой рукой не едят, культурные люди правой рукой едят. А все в литавры бьют, цветами осыпают: «Джая Кришна. Ки джая», а тут какой-то Кришна с едой в левой руке. Брахме это не понравилось. «Что-то тут не то! Чего это они Его прославляют? Он даже есть толком не может». И какая-то у него обида появилась в сердце. Он подумал: «Дай-ка, я покажу Ему на что я способен». Когда он это подумал, Кришна, который в «Гите» обещает:  йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджами ахам  (БГ 4.11) — «Кто как ко Мне относится, я отношусь к нему также», и у Кришны тот час же появилась мысль: «Дай-ка, Я ему покажу, на что Я способен». И они показали друг другу кто на что способен. И когда Брахма вернулся полностью разбитый, полностью сбитый с толку, когда он увидел вдруг, я не буду рассказывать всю эту историю, но когда Брахма был полностью побежден, сражен, когда он понял, что его мистическое могущество, которым он так гордился, ничто, не стоит даже крупицы того, чем обладает Кришна, то он стал раскаиваться. И он заплакал. И он стал возносить молитвы. И первая из этих молитв прославляет простоту Кришны. Он до сих пор не может понять, как за этим обликом кроется могущество Бога. Он говорит: ноибидйам тебраво бхуше тавидам бхарайе гунджаватам шапарипичха ласам мукхайа манйе срадже ветано ветра вишана дена  лакшма шрийе вридупаде пашупанга джайа ??? Он говорит: пашупанга джайа. «Пашу» значит «животное», «пашу» значит «корова». Пашупанга джайа – «Ты родился среди пастухов». И пастухи это самые, что ни на есть, непритязательные люди. Пастухи, никогда у них нет каких-то амбиций, еще чего-то, они пасут и играют на дудочке на своей, мычат вместе с коровами. Он говорит : пашупанга джайа – «Ты родился среди пастухов. Ты носишь простые желтые одежды, у Тебя простое павлинье перо, не какие-то там драгоценности, у Тебя гирлянда из лесных цветов и в руке у Тебя немножко еды. И Ты играешь на Своей флейте и все. А Ты — Бог».

Он до сих пор не может понять как это может быть. Но здесь Кришна объясняет что, чтобы увидеть этот образ, этот образ, который позволяет максимальную близость, который позволяет максимальную любовь, а это то, что нам нужно, нам не нужно ничего другого, нам нужно только любить, нам нужно только забыть себя от любви, Кришна здесь объясняет, что не возможно его увидеть. Он говорит  нахам ведаир на тапаса  на данена на ченджйайа – не возможно понять это ни с помощью Вед, ни с помощью изучения Священных Писаний. Если я буду изучать, изучать, изучать, изучать, изучать, изучать, изучать,  то я ничего не добьюсь. И дальше Он говорит: на тапаса. Если я  буду совершать аскезу, аскезу, аскезу, аскезу, аскезу, аскезу, аскезу, я все равно не увижу Его.  На данена. Если я буду давать пожертвования, пожертвования, пожертвования, все отдам, останусь нищим, все равно ничего не получится.  На иджйа. Если я буду поклоняться  Богу в храме, все равно ничего не получу. Кришна говорит: «НЕ увидите вы ничего». На ведаир на тапаса на джанена на чеджйайа – не те это способы. Потому что Бога не возможно увидеть с помощью чего-то, что имеет природу, отличную от самого Бога . А все это, так или иначе,  костыли. Все это нужно, и Шрила Прабхупада объясняет в начале комментария, что все это нужно. Нужно изучать «Веды». Не радуйтесь, нужно изучать Священные Писания, нужно изучать «Бхагавад-гиту». Нужно совершать аскезу. Не радуйтесь, нужно делать. Шрила Прабхупада говорит, нужно поститься на экадаши, нужно поститься  на Джанмаштами, нужно поститься на Бхишма-панчаку, нужно поститься на всякие другие вещи, нужно сражаться за что-то там, не знаю, еще какую-то аскезу совершать.  Нужно. Что там еще? Данена. Пожертвования тоже нужно давать. Шрила Прабхупада говорит, нужно давать. Нужно давать тем, кто распространяет сознание Кришны. Нужно давать. Богу в храме поклоняться нужно, но не нужно думать, что с помощью этого вы Его поймете. Вы поймете Его с помощью этого, если вы приложите к этому еще одну вещь – бхакти. Если вы только будете полагаться на эти костыли, только на эти вещи, которые обычные религии и прославляют….  Все обычные религии дают эти вещи. Аскеза в любой религии есть, в любой религии есть пост, в любой религии нужно совершать какие-то предписания свои, в любой религии говорится: нужно изучать «Коран», «Библию», еще что-то, в любой религии говорится, что нужно поклоняться каким-то образом. В любой религии говорится – нужно милостыню давать. Все религии говорят об этом. Но Кришна говорит: «Все это нужно делать. Плюс к этому еще должна быть безраздельная бхакти, безраздельная преданность в сердце. И это самое сложное. Тогда ты сможешь увидеть Меня». И Он не просто говорит: «Ты сможешь увидеть Меня, — во втором стихе Он говорит, — (джнатум) ты сможешь понять Меня, драштум) ты сможешь увидеть Меня, (правештум ча) ты сможешь войти в Меня, проникнуть в Мою тайну. Ты сможешь постичь все, что касается Бога, если у тебя будет бхакти». И бхакти это такая сложная вещь, которую очень трудно найти в этом мире.   На самом деле, бхакти имеет природу самого Бога, именно поэтому бхакти дает возможность человеку Бога увидеть. Чтобы увидеть солнце… Можно увидеть солнце с помощью свечки? Нужна свечка для того, чтобы увидеть солнце? Как человек, который родился в подземелье и который никогда не видел света солнца,  Бхактисиддханта Сарасвати приводил этот пример. Если вы придете к этому человеку и скажете ему, он всю жизнь прожил в этом темном подземелье и всю жизнь он пользовался какими-то огарками, которые у него были,  и вы ему будете рассказывать: «Есть солнце. Солнце бесконечно прекрасно, солнце дает жизнь всему, солнце дает свет, тепло». Он скажет: «Пойдем смотреть это солнце» и он возьмет свою свечку. Вы скажете: «Оставь эту свечку». Он скажет: «Нет, нельзя. Без свечки ничего не возможно увидеть». «Без моей аскезы я ничего не смогу понять. Без моей милостыни я ничего не смогу понять». Ему очень трудно будет объяснить, что солнце можно увидеть только с помощью солнца. Но если взять его за руку и насильно вытащить его, даже если он держит в руке эту свечку, вытащить его на свет и сказать: «Вот оно – солнце». «Ааа. Вот оно солнце». И Кришна говорит то же самое здесь: бхактйа.  «Только если в сердце твоей взойдет солнце бхакти – преданности и любви к Богу, ты все сможешь увидеть. Без этого все твои потуги увидеть будут подобны потугам увидеть ночью солнце, когда его нет, с помощью свечки». Не возможно увидеть Его с помощью свечки. Его можно увидеть только с помощью бхакти. И Кришна говорит здесь об этом. И бхакти, еще раз,  не простая вещь. Бхакти это нечто, что требует от человека предельной искренности. Все остальные методы просты. Совершать аскезу легко: все могут попоститься, кто-то по Бреггу постится, а кто-то на экадаши постится.  Все постятся.  Все знают – надо поститься. Пожертвования давать тоже легко. Кто-то дает 10 рублей, кто-то 100 и все думают: «Дай-ка, на всякий случай дам, чтоб хуже не было (смех)».  Священные Писания изучать тоже легко. Сидишь себе, изучаешь и думаешь: «Ну, надо же, Бог то оказывается есть». Но, еще раз,  всего этого мало.  Потому что бхакти единственное, что требует перемены в сердце.

Я хотел рассказать одну историю, чтобы мы поняли, чего требует бхакти, или что такое бхакти. И вся «Бхагавад-гита» об этом.  Вся «Бхагавад-гита» от первого до последнего стиха объясняет природу бхакти. И она объясняет, что бхакти   обрести очень трудно. Через что прошел Арджуна для того, чтобы обрести бхакти? Арджуне очень трудно. Представьте себе на мгновение Арджуну, очутитесь в шкуре Арджуны. Арджуне нужно было убить самых любимых людей. И Кришна говорит: «Это цена бхакти. Тебе нужно просто убить Бхишму, Дрону». Самых любимых. Он специально устроил эту жуткую, страшную ситуацию для того, чтобы показать, что бхакти означает коренную перемену в сердце. Я хотел рассказать другую историю, которая произошла до сражения на Курукшетре, когда оба, Арджуна и Дурьйодхана, объезжали различных царей в надежде привлечь их на свою сторону. И обоим им одновременно пришла в голову блестящая мысль: «А не привлечь ли на свою сторону Кришну?». И оба они с разных концов, один из Виратапура, другой из Хастинапура,  помчались в Двараку для того, чтобы поговорить с Кришной. Кришна в это время находился у себя в спальне. И Дурьйодхана обогнал. Арджуну. Дурьйодхана прибежал первый и стал у изголовья. Его не хотели пускать. Он прорвался туда и сказал: «Мне нужно к Кришне. Мне нужно с Ним поговорить. Он мой двоюродный брат. У меня к Нему срочное дело». И Арджуна пришел. И Арджуна опоздал немножко. Арджуна стал у изножья Его кровати. И Кришна проснулся вскоре, Он почувствовал, что кто-то там стоит. Он открыл глаза и говорит: «А, Арджуна, Харибол, как дела?». Тут Дурьйодхана, который стоит рядом,  говорит: «Какой Арджуна?! Я ж тут рядом. Ты меня не видишь? Арджуна далеко, там. Я тут». «О, Дурьйодхана, ты тоже тут? Приятно тебя увидеть тоже. Чего вы хотите?». И они оба сказали в один голос: «Мы хотим Тебя на своей стороне». Они пришли к Богу и сказали: «Мы хотим, чтобы Ты сражался с нами. Мы хотим Тебя».  Кришна задумался и сказал: Сложно. Вы Мои родственники, и ты Мой родственник, и ты мой родственник. Поэтому Я даю выбор. С одним из вас будет сражаться Моя армия, огромная армия нараянов, пастухов, которые все по силе равны Мне. У одних будет Моя военная сила. А к другим пойду Я и при этом Я сражаться не буду.  Выбирайте».

Арджуна выбирает первый. Дурьйодхана говорит: «Нечестно, несправедливо, я первый пришел, я старший, мне нужно выбирать». Кришна говорит: «Ты первый пришел, Я Арджуну первым увидел. Ты  старше, он младше. Младшему нужно первому (смех)». У Кришны своя логика. Для Арджуны в уме его выбора не было, он говорит: «Кришна, Ты со мной». Кришна спрашивает у него: «Ты хорошо подумал?». Он говорит: «А чего думать то!. Кришна, я хочу, чтобы Ты был со мной». У Дурьйодханы от сердца отлегло, потому что он думал: «Ну, надо же, иметь Кришну, который не будет сражаться, это же одни беспокойства. (смех)  Если б Кришна был со мной и просто ворчал бы там и говорил: «Ты  дурак», Он бы испортил мне все удовольствие от битвы. Армия Его мне нужна». И он сказал: «Да, да, молодец Арджуна! Я всегда знал, что у тебя не все дома. (смех) Я беру армию, ты бери Его, Он все равно сражаться не будет». Но в этом тест преданности. И Кришна спросил потом у Арджуны, когда они остались вдвоем,  «Арджуна, ты хорошо подумал? Ты почему Меня выбрал? Я же сказал, что я сражаться не буду, Я в руки оружия не возьму». Арджуна сказал: «Да и не бури. Оружие я и сам могу в руках держать. Я сам могу биться.  Главное, чтоб Ты был со мной». Этот выбор, очень важный, собственно, и означает бхакти.

Я рассказал эту историю, которую многие из вас наверняка знают, чтобы еще раз объяснить природу бхакти. Потому что бхакти означает выбор, причем очень непростой выбор. Бхакти означает выбор между материальным могуществом, между материальной силой, между нашей привычкой полагаться на  что-то материальное и между Богом, которого мы выбираем, но при этом Бог говорит: «Я не буду сражаться».  В нашей борьбе, в нашей войне, которую мы с вами ведем,  мы очень часто оказываемся перед этим выбором. И нужно очень хорошо знать из чего этот выбор состоит. С одной стороны, если мы выберем другую сторону, если мы пойдем по пути Дурьйодханы (махаджано инагато сампато ???), если мы пойдем по стопам великого ачарьи всех негодяев и демонов, Дурьйодханы, то мы безоговорочно, не думая, не раздумывая, выберем что-то, что на первый взгляд очень ощутимо. И выбор этот очень страшен. Потому что на первый взгляд,  с одной стороны нам говорят: «Вот оно, все у тебя будет: у тебя будет богатство, у тебя будет сила, у тебя будет красота, за тобой будут стоять важные родственники какие-то и ты будешь со всем этим сражаться».  Другая альтернатива, которую мы выбираем, мы выбираем Бога без всего и Бог при этом говорит: «Я не буду за тебя сражаться». Кришна очень ясно, открыто сказал: «Я не возьму в руки оружия. Сами сражайтесь». Это выбор, перед которым мы поставлены. С одной стороны – я сам. И Кришна даже не обещает, что Он помогать будет, не обещает Он этого. Не обещает. Он просто будет рядом, Он просто будет сидеть и просто будет иногда подсказывать: «Езжай туда. Там посмотрим, что будет» или «Подойди туда», или «Постучи в эту дверь». Кришна говорит одно: «Я буду везти твою колесницу и Я буду тебя направлять.  Я буду тебе изредка, — даже не всегда, иногда – из сердца давать советы. И ничего больше. Больше Я никаких обещаний не беру». А с другой стороны — все остальное, все могущество, вся сила. Какой дурак, нужно быть полным идиотом, чтобы выбрать одно по сравнению с другим. Или нужно быть преданным, что, в общем-то, практически (смех)  одно и то же с точки зрения обычных людей. Кришна говорит нам на этом примере, что для того, чтобы выбрать бхакти, у человека должна быть  очень большая смелость в сердце. И бхакти  значит – я верю в Бога. И я верю, что несмотря ни на что, какая бы сложная ситуация ни была, как бы плохо ни было, какие бы неравные силы ни оказались, если  со мной Бог, то в конце концов все будет хорошо.  У меня есть эта вера и эта вера бесконечна, эта вера не знает предела. Эта вера есть со мной и все. И Кришна говорит: «Если у тебя есть эта (экантата бхакти) безраздельная вера, тогда только ты сможешь увидеть все, тогда только ты сможешь проникнуть в эту тайну.  Но эта вера очень не простая вещь. Потому что, еще раз, все остальное не обязывает человека к столь многому. Все остальное это та же самая наша приличная жизнь, немножко распространенная на сферу духовности. Но здесь Кришна говорит: «Если хочешь бхакти, изволь жить совсем по-другому, изволь жить в соответствии с другими принципами  и изволь полностью полагаться на Меня. И сражайся при этом сам».

Я на самом деле думал. Сегодня сказали: «Я рассердился на Кришну. Чего это Он не помогает?» и я когда услышал это, я сразу вспомнил: «Кришна, между прочим, не обещал помогать (смех)».  Для тех, кто думал, что Он обещал, я их должен разочаровать. Не обещал Он. Кришна сказал: «Сами сражаться будете». Потому что в этом суть бхакти (маману смарайуджйа ча). Суть бхакти в том, чтоб мы сражались и, чтоб в этом сражении сердце наше поменялось, чтобы мы сражались за правое дело, чтобы у нас было четкое, ясное и чистое сердце, в котором есть одна эта бхакти. И тогда в результате не просто какой-то теории, в результате нашей жизни, мы докажем, что у нас есть бхакти.  Это то, чего ждет Кришна.  В конце концов Кришна даст нам Свой даршан.  Он говорит об этом: «Ты поймешь Меня, ты увидишь Меня, ты окажешься в духовном царстве, войдешь в это духовное царство непосредственно сам. Но только, если у тебя будет бхакти, которое будет проверяться  каждый день твоей жизни». Каждый день в нашей жизни мы делаем этот выбор, выбираем либо одно, либо другое. И тогда, если мы выбираем бхакти, то мы делаем правильный выбор, если мы выбираем не бхакти, а что-то еще – мы делаем неправильный выбор. Потому что что-то еще, мы выбираем, что мы выбираем? Рождение и смерть, старость и болезни, и снова,  рождение и смерть, старость и болезни, бессмысленное круговращение в этой самсаре. Я сегодня понял, что Александр Блок описал ее: «Умри, начни опять сначала и повторится все как встарь:  ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь». Реинкарнация в русской поэзии. (смех). Умри, начни опять сначала» и все опять то же самое будет, опять в аптеку ходить будешь. (смех) Если мы делаем этот выбор. Но бхакти, еще раз, это не просто теория, бхакти это истина жизни, которая будет проверяться каждый день нашей жизни. И мы должны быть готовы к этому выбору, должны быть готовы к тому, чтобы этот выбор правильный сделать. И здесь Шрила Прабхупада объясняет, что когда люди идут другими способами, они все нужны, потому что они все очищают наше сердце, но мы не должны ограничиваться ими. Мало просто изучать писания, мало просто раздавать пожертвования, хотя это надо делать, мало просто соблюдать аскезы или поклоняться Божеству в храме. Все это еще само по себе не является бхакти. Бхакти это нечто большее, нечто добавленное к этому ко всему. И Шрила Прабхупада объясняет вначале этого комментария, что Шри Чайтанья Махапрабху принес эту бхакти сюда и не просто принес, а стал раздавать ее бесплатно, так, что каждый дурак может бхакти обрести. На самом деле – удивительная милость. Потому что, если б Он не пришел, то мы с вами ее никогда б не обрели. Только потому что Он сказал: «У дураков очередь первая. Подходите сюда, берите бесплатно, — только потому, что Он сказал, — никаких ограничений нет».  Как Прабодхананда Сарасвати в «Шри Чайтанья-чандрамрите» он удивляется и говорит: «Ну надо же, люди, которые никогда не занимались йогой,…..».  Пожалуйста, поднимите руки, которые никогда не занимались йогой.  «…люди, которые никогда не изучали Вед,..…». Поднимите руки, которые никогда не изучали Вед. «…люди, которые никогда не совершали аскезы, люди, которые никогда не давали пожертвований…». Поднимите, пожалуйста, руки.  «….даже эти люди. Более того, люди,  у которых есть все грехи и все греховные привычки, даже эти люди, увидев россыпи бхакти, россыпи любви к Богу, бегут и начинают грабить эти россыпи».

Прабодхананда Сарасвати говорит, что это не укладывается у него в голове. Господь Чайтанья пришел и сказал: «Все, хватит. Никакой надежды на этих людей нет. Если мы будем ставить какие-то условия, ничего хорошего из этого не выйдет. Поэтому все, отныне никаких условий нет   Юрьев день (смех), полная, абсолютная свобода для всех. Берите, все, вот она. Любой, кто хочет протянуть руку, если у вас есть немножко хотя бы жизни в сердце, если  у вас есть понимание, что «Мне нужна любовь», вот, пожалуйста, вот она, протяните руку и повторяйте Святое Имя». Сам, когда Он начинал Движение санкиртаны, а мы с вами празднуем вечный праздник Движения санкиртаны, Шри Чайтанья пришел для того, чтобы этот вечный праздник нам дать. И когда Он стал праздновать этот вечный праздник на берегу Ганги, когда Он вернулся из Гайи, Его студенты встретили своего учителя, который учил их до этого грамматике панини,  они учили санскрит. Санскрит это что-то совершенно невероятное – правила за правилами, за правилами. Мы все учили грамматику русского языка в школе. Я до сих пор помню эти ужасные страницы учебника русского языка с какими-то параграфами. Все эти правила грамматики были написаны, от которых сердце сжималось до отвращения. Санскрит еще ужаснее. И Он учил их до этого грамматике. И когда Он вернулся из Гайи, они сказали: «Учи нас грамматике раскасана ???». Он  говорит: «Какой грамматике? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Они говорят: «Расскажи нам , что такое дхату, расскажи нам, что такое корень». Потому что все санскритские слова происходят от дхату, от глагольных корней. Говорит: «Дхату? Сейчас Я вам расскажу, что такое дхату. Дхату это энергия Кришны, потому что корень всего это энергия Кришны. Когда энергия Кришны уходит, то тело, которое было только что красивым, на которое все одевали гирлянды и которому все поклонялись лежит мертвым. И поэтому дхату это энергия Кришны, потому что энергия Кришны ушла и ничего хорошего не осталось. И это тело сжигают. Поняли, что такое дхату?». Они говорят: «Поняли. (смех)  Но мы думали, что это что-то другое. Расскажи нам про приставки». «Приставки? Приставки это Кришна, потому что, если Кришну не приставить, все остальное потеряет смысл» (смех). Они сидели: «Спасибо большое за Твои объяснения. Мы их никогда раньше не слышали. Мы, вообще-то, хотели услышать что-то. Десять дней Ты нам это рассказываешь, но мы так ничего и не поняли. Может, Ты нам начнешь снова про параграфы рассказывать?». И, когда Он услышал это, Он пришел в Себя. Он понял, что 10 дней пребывал в полном экстазе. Он сказал: «Извините Меня, пожалуйста, Я не хотел. Просто, я когда думаю о Кришне, а Я о Нем всегда думаю,  то Я теряю себя. Когда Я вижу этого маленького мальчика, красивее кого нет никого не свете,  в желтом дхоти, темно-синего цвета, когда Я вижу Его, Я забываю Себя, Я становлюсь сумасшедшим. Поэтому вы Меня простите. Вы найдите какого-нибудь другого учителя, он вас будет учить дхату и приставкам». И Он взял книгу,  завязал ее веревочкой и сказал: «Я пошел». И ученики Его, студенты, которые 10 дней до этого были свидетелями этого полного безумия, когда их учитель не понятно что делал, вместо того, чтоб учить их, они сказали: «В общем-то, на самом деле, мы поняли, что нам никакие дхату не нужны».  И они тоже связали свои книги веревочкой и сказали: «Мы с Тобой пойдем. Лучше мы за Тобой будем идти, чем с кем-то другим будем изучать корни и приставки» и пошли загипнотизированные за ним. Он сказал: «Вы хорошо подумали?». «Да, мы решили. Все, нам ничего другое не нужно. Ничего нам другого не нужно. Единственное, что нам нужно в этой жизни это любовь к Кришне. Все остальное мы уже знаем. И дхату мы знаем, и приставки мы знаем и дважды два мы знаем, и трижды три знаем, и Н2О знаем  и все остальное тоже знаем, и счастливей мы от этого не стали. Единственное, что может сделать человека счастливым, это когда в сердце его становится так чисто и так ясно, что там ничего кроме любви не остается». Чайтанья Махапрабху сказал: «А, правда? Ну, тогда давайте петь: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Они сказали: «А как петь? Петь то как? Научи». «А вот так нужно петь: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Они все запели и так громко запели, что не только в ЦСКА было слышно, во всей Навадвипе стало слышно. Вся Навадвипа сбежалась, чтоб послушать, что такое происходит.  И они увидели эту несчастную группу студентов из школы Его учителя Гангадаса Ачарьи, которую он поручил Нимай Пандиту. И они сидели на берегу Ганги и, подняв руки, пели: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И учитель их катался по полу, волосы у Него на голове стояли дыбом, слезы, как потоки Ганги, текли у Него из глаз. Когда люди увидели это, они подумали: «Вот оно, вот оно то, ради чего стоит жить. Все остальное ерунда. Все остальное не стоит того, чтобы жить ради этого».

Есть только одна цель в жизни, только одна пурушадха, только один смысл, только одна ценность. И эта цель,  и этот смысл – любовь к Богу. С помощью нее, с помощью этой бхакти можно понять все остальное – весь мир, все, что есть в этом мире. Так началось Движение санкиртаны и оно продолжается до сих пор  Несмотря на все ужасные материальные условия, несмотря на всю неравную борьбу, в которой мы находимся, несмотря на все остальное оно идет. Шри Чайтанья Махапрабху открыл этот источник бхакти в сердце каждого человека и теперь только от нас зависит, примем мы это или не примем, захотим мы это понять, оценим мы это или нет, поймем мы , что нет ничего более ценного, чем чистая любовь к Богу или променяем ее на материальные богатства, «улицу, фонарь, аптеку и ледяную рябь канала» и Новый год с салатом оливье (смех).

Харе Кришна.

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе; Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе; Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

Спасибо большое. С Новым годом вас наступающим, с новым счастьем (смех)

Может есть какие-то вопросы?

ВОПРОС:  Вы сказали, что бхакти не зависит ни от чего, для его обретения надо только вера. Как появляется вера и почему  пропадает?

БВГ: Вера пропадает от оскорблений, а появляется по милости Самого Бога или Его преданных.  Когда человек видит живое  воплощение веры, то вера появляется сама или  когда он читает слова преданного, которые пронизаны энергией его веры, то вера переходит в его сердце. А пропадает она, как Сам Кришна говорит: ашраддадханах пуруша дхармасйасйа парантапа апрапйа мам нивартанте мртйу-самсара-вартмани (БГ 9.3),   что человек, который лишился веры, снова возвращается на этот путь круговорота самсары, круговорота рождения и смерти, пропадает она по одной простой причине, если мы не сберегли ее, если мы не ценили ее, если мы пренебрегли ей.  На самом деле вера это преддверие любви, это маленькая искорка, которая уже является чем-то вроде любви. Эти два понятия «любовь» и «вера» они очень тесно связаны даже в русском языке. Есть эта триада: вера, надежда, любовь. С веры начинается все. И вера зарождает в сердце надежду или проблеск понимания Бога. И когда эта вера, эволюционируя через надежду, созревает полностью, она превращается в любовь. Это путь, который, собственно, описан и у нас, Рупа Госвами объясняет то же самое.  Если мы будем анализировать, как отцы церкви или великие аскеты объясняли это понятие в христианской теологии, то мы увидим, что, практически, вера, надежда и любовь соответствуют шраванам, бхаве и преме. Надежда это бхава, когда у человека появляется преддверие понимания Бога или преддверие любви. И, наконец, према это чистая любовь к Богу, когда ничего нет. Но оно начинается все с веры. И если мы эту веру не сохранили…  Пришла она к нам по милости, только по милости, никаких заслуг для этого нет. Хотя, разумеется, некоторые из нас занимались бхакти уже в прошлой жизни, это тоже очевидно. Некоторые из нас сталкиваясь с бхакти, вдруг чувствуют, что они знают все, что они домой пришли, что это что-то родное, близкое.  Это может быть какая-то заслуга из прошлой жизни. Но очень часто это просто проявление беспричинной милости, когда кто-то очень захотел, чтоб у нас вера появилась и, в результате его желания, Кришна дал нам эту веру. Но если мы ее не сберегли и подумали, что это что-то обычное, что это что-то тривиальное, что это вообще даже не понятно что и разменяли ее на оскорбления, на цинизм, на пренебрежение, у нас есть эта другая сторона нашей природы, которая полностью противоречит бхакти, бхакти делает человека очень возвышенным и утонченным, но в то же самое время у нас есть эта грубая сторона нашей природы, циничная, животная сторона, если мы дали этой животной стороне в нашем сердце растоптать бхакти или начало бхакти – веру, шраванам,  то мы ее лишимся.  Если мы позволили самим себе посмеяться над проявлением бхакти в самом себе или в других людях, посмотреть на это свысока или как-то не оценить это все, то вера уйдет. Как она пришла сама по себе без особого приглашения неожиданного, вдруг и поменяла нашу жизнь, наш взгляд на мир, точно также она может уйти. Поэтому самое главное, что мы должны, обретя хотя бы маленькую крупицу веры, мы ее должны оберегать. И общество вайшнавов, если оно правильно построено, если правильные принципы действуют в нем, является защитой нашей веры. Поэтому так важно приходить сюда хотя бы изредка, хотя бы каждый день (смех)

ВОПРОС:  Вы сказали, что Кришна не обещал помогать.

БВГ: Кришна не обещал помогать.

— Но, по-моему, в стихах 18.65-66 Кришна говорит о помощи.

БВГ: Кришна говорит: ма шучах – «Я тебя защищу. Не бойся ничего». Он говорит, да, защищу тебя от чего? От  твоих грехов. Защищу тебя. Сделаю так, что, когда ты будешь сражаться, когда ты будешь биться, Я сделаю так, что ты грехи не совершишь. Но смысл этого,  того, что Кришна не обещает нам помогать в том, что Он хочет проверить нас, нашу силу, хочет проверить насколько у нас есть эта решимость и вера. В конце концов, Он рядом, Он страхует нас, но при этом Он хочет, чтобы мы сражались сами и чтобы мы в сражении своем доказали что-то.  Как мать Тереза очень хорошо сказала. Она сказала в одной из своих молитв: «Господи, я знаю, что ты никогда не посылаешь Своим преданным испытаний, которые они не смогут вынести.  Но иногда так хотелось бы. Чтоб Ты мне меньше доверял». Когда Кришна  посылает какое-нибудь испытание, то думаешь: «Ну, надо же, как Он мне доверяет» (смех) ни с того, ни с сего. И в этом смысл этого утверждения – то, что испытания будут. Хотя Кришна будет рядом, Он будет рядом и Он будет направлять нас, но при этом будет сложно. И иногда будет казаться, что что-то не так и что-то не правильно, что-то не помогает?! Должен помогать, обязан, в 18.64-18.65 обещал (смех). Но Он обещает одно, Он обещает, как Он говорит? Каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати (БГ  9.31) — «О сын Кунти, смело заявляй всем, что Мой преданный никогда не погибнет, что Я всегда его спасу (в самый последний момент (смех)), что Я, в конце концов, защищу его, защищу от самой большой опасности, самой большой опасности  — забвения Бога». Потому что смерть это забвение Бога, когда человек забывает Бога, в этом заключается смерть.

Спасибо большое, еще раз. Спасибо вам большое за то, что вы пришли. Спасибо за все ваши жертвы, за всю вашу преданность, за всю вашу любовь, за все то, что вы делаете для Кришны. Это величайшее благо для каждого из нас. Я желаю вам всего самого хорошего в новом году. Новый год обязательно будет очень хороший., нет никаких сомнений.  Потому что, если Кришна с нами, то можно ничего не бояться. Поэтому я искренне желаю, чтоб Кришна был с вами 365 дней в году, все время вы чувствовали Его. Если за эти последние оставшиеся несколько дней года вы сможете хотя бы еще нескольким людям дать еще несколько книг, поздравив их таким образом с Новым Годом и принеся им удачу, если вы поможете им, чтобы Кришна был вместе с ними в форме этих книг в течение следующего года, это будет тоже великое благо. И наша хорошая традиция перед Новым Годом всех поздравлять, потому что все люди желают друг другу счастья, удачи, здоровья, но никто не знает, как обрести их. Мы тоже желаем людям счастья. удачи, здоровья, но при этом  мы еще и даем им лекарство в виде этих книг. Если кто-то хочет сейчас получить книги, подходите, я напишу вам новогоднюю роспись, новогодний автограф.

Спасибо большое. Шрила Прабхупада – ки джая.  Шри Шри Доял-Гоура-Нитай – Сачи-сута —  ки джая.  Гоура премананде. Харибол.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.