Волгоград (4.06.2006 г.) Фестиваль наставников — 2

Диск 78, л. 2

Аннотация:

Выполнение 4-х упражнений во время практикума для избавления от механистичности. ОМ. Искренность помогает вырваться из колеса самсары. Молитва за преданных. Растопить сердце Кришны.

***

Прежде, чем мы начнем, я хотел бы еще раз спросить у вас есть ли у вас у всех четки с собой? Если у кого-то нет, пожалуйста, сходите и возьмите, пока еще не поздно. Ето очень важно.

У нас будет сегодня небольшой тренинг, я надеюсь, что нам хватит времени для него. Сначала я хотел бы повторить то, о чем мы говорили вчера в общих словах. Мы начали с одной очень важной вещи, с того, что человек отождествляет себя с умом и это отождествление себя с умом является одной из основных проблем. Потому что ум – машина, пусть тонкая, но машина, это компютер, и в результате этого, из-за того, что мы перепоручаем все делать уму, как некой тонкой электронной машине, в конце концов, мы теряем сами себя, теряем свою душу. И все то, что мы делаем, мы делаем машинально, по крайней мере есть такая склонность или такая тэндэнция. И этот ум, рассеянный по своей природе, постоянно неудовлетворен – это другое качество ума. Так как ум неудовлетворен, он все  время ищет что-то во вне и с помощью этого он пытается стать счастливым и поэтому его так легко сбить с толку, так легко в этот ум вселить какие-то материальные желания и в этом заключается рефлекторность жизни человека, когда он отождествляет себя с умом и когда он живет, покорный каким-то импульсам или волнам, появляющимся в уме, волнам желаний. А эти волны появляются очень легко: стоит нам увидеть чего-то – дайато вишайан пумсах сангасте шупа джаяте и сразу же появляется привязанность к этому. У ума есть удивительное свойство – что бы он ни наблюдал в течении долгого времени, ему это нравится. Это может быть самая отвратительная вещь, но если он присмотрится к этому как следует, он найдет в этом какой-то вкус. И поэтому, соответственно, все эти визуальные образы так легко сбивают человека с толку. Еще несколько минут тому назад я не знал, что я этого хочу, но стоит мне увидеть что-то, и это что-то было придумано две недели тому назад каким-то досужим бизнесмэном и теперь главное ему объяснить нам, что мы без этого жить не можем и, что самое удивительное, что ему удается это объяснить нам, потому что такова природа ума и в результате этого мы превращаемся в этакую машину рефлекторную, механическую, и, к сожалению, чаще всего жертвами этой нашей машинальности становятся люди, которые находятся ниже нас.

Это тоже интересный феномен. Мы знаем, что если нам чего-то нужно, (а как правило от человека, который выше нас, если мы вступаем в какие-то отношения, нам нужно от него что-то получить), мы знаем, что чтобы что-то получить, нужно хотя бы до какой-то степени вложить в эти отношения что-то, свое сердце. Ну, а от тех, кто ниже нас, ничего не нужно, правильно? Поэтому соответственно, чаще всего наше механическое отношение к людям, механическое отношение к миру и к тем, кто нас окружает, оно отражается на людях, которые ниже нас, которым мы должны давать защиту. И механичность, или машинальностъ, особенно в отношениях к людям, равноценно чему? Если я механически или машинально отношусь к людям, что это такое? Имперсонализм… а еще что? Только ли имперсонализм? Эксплоатация? Да, для того, чтобы эксплоатировать кого-то, мне нужно превратить его в машину или в механизма. Равнодушие … факт – равнодушие. Но как воспринимает человек эту механичность по отношению к нему? Что он чувствует, что испытывает он, такой человек, к которому мы отнеслись? – обиду. Иначе говоря, механическое отношение к человеку это что такое? – это оскорбление. Это в высшей степени важная вещь, которую нужно понять: как только мы начинаем проявлять себя механически по отношению к людям, то мы обижаем этого человека и мы сами обижаемся, когда кто-то к нам относится механически. Сами мы очень легко обижаемся, при этом мы сами забываем про то, сколько раз мы относились к другим точно таким же образом. Сколько раз мы других … что, в сущности, это закон кармы, который к нам приходит. Что если кто-то нами пренебрег, в этот самый момент нужно вспомнить, сколько раз я пренебрегал другими людьми, сколько раз я механически относился к другим людям, сколько раз я пользовался другими людьми как винтиками,  шурупчиками, колесиками. И это, на самом деле, это самая большая обида, когда мы к кому-то приходим, а этот человек не видит в нас человека, это самая большая обида, которую можно нанести человеку. Представьте себе, что вы позвали кого-то в гости, в сказали: “Приходи ко мне в гости, дорогой, родной…”, и он пришел к тебе в гости. А когда он пришел, вы посмотрели на него как баран на новые ворота, отвернулись и пошли по своим делам. Что будет чувствовать такой человек? Придет он к вам еще раз?

Теперь давайте посмотрим, что мы делаем с Кришной, когда мы его зовем. Мы зовем Его: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама Харе Харе, и Он приходит в первый раз, но когда мы в тот же миг отворачиваемся от Него и начинаем заниматься своими делами – у нас есть там важные мысли какие-то, которые нужно обдумать в этот момент – Кришна уходит и больше никогда не приходит, потому что это обида, это оскорбление. Это оскорбление Святого Имени. Говорится, что невнимательное повторение мантры или механическое повторение мантры – это корень всех оскорблений, все остальное вытекает из этого, это корень моей оскорбительной жизни. Когда человек приходит, если мы позвали его, а мы отворачиваемся от него, то что человек думает? Он думает: “Зачем он меня звал? Зачем он меня звал?” И Кришна точно так же думает: “Зачем же он Меня звал? Я пришел, зачем он Меня звал?”

У меня была такая история, у меня был один знакомый, в Швеции мы были довольно близки с ним, преданный, мы много служили вместе, а потом он уехал в Америку и в какой-то момент он меня позвал, сказал: “Приезжай в Америку, у меня тут дом, то-се…” Я поехал в Америку с самыми лучшими чувствами, так… “Ооо, друг мой, родной, любимый!” Или как в Махабхарате есть эта история знаменитая про Дроначарию и про Махараджа Драупаду, когда они были друзьями и Махараджа Драупада сказал ему: “Если чего-нибудь тебе нужно будет, приходи ко мне, я тебе все сделаю, я царь, я буду царем, я все сделаю.” А когда тот пришел, тот посмотрел, сказал: “Ты кто такой, вообще, иди отсюда!” И я когда приехал в Америку по наивности своей, мы приехали туда в место, где он жил, он даже не вышел, он даже не пришел, даже не посмотрел на меня. Потом, как-то он так встретился, еще что-то такое… такая обида была, жуткая совершенно, я думал: “Господи боже мой, я туда ехал специально, чтобы его увидеть и вот тебе пожалуйста!”

Это то, что мы делаем, когда мы отождествляем себя с умом, это самая большая опасность на духовном пути, потому что не отождествлять себя с телом легко, не отождествлять себя с умом гораздо труднее. И сегодня во время этого небольшого практикума мы попытаемся сделать с вами несколько упражнений, четыре упражнения, которые помогут нам по-другому посмотреть на свой ум и немножечко отойти в сторону от ума.

Мы начнем с самого простого, а потом перейдем к самому сложному. Но если мы будем очень сосредоточено эти упражнения делать, я вам гарантирую, что в конце вы испытаете что-то, что не испытывали до этого.

Вчера я приводил этот стих из “Бхакти-расамриты-синдху”, где Рупа Госвами говорит о том, что садхана, если она совершается без очень сильной привязанности к садхане, если мы не понимаем суть того, что мы делаем, мы делам это привычке, пытаясь перепоручить это механическим программам в нашем уме, она не приводит к бхакти, даже если заниматься ею в течении очень долгого времени. Но, тем не менее, есть одна возможность, и вчера я закончил, собственно, этим, что наставничество – это та самая возможность для нас редкая, заниматься садханой с огромной интенсивностью и привязанностью. И сегодня мне захотелось, проведя вас через эти четыре упражнения, доказать вам и дать возможность почувствовать, что будет происходить с вами, и со мной тоже, я буду принимать активное участие в этих упражнениях, мне тоже хочется почувствовать это.

Первое упражнение очень простое, я его много раз проводил, но оно, при этом, абсолютно безошибочное. Чтобы разотождествить себя с умом, чтобы выйти из этого отдждествления, из этого заколдованного круга, разамкнуть его, нужно стать на позицию какую? По отношению к уму? – наблюдателем, созерцателем. Когда я отождествляю себя я не созерцаю, когда я начинаю созерцать, я сразу же занимаю положение со стороны. Поэтому первое упражнение очень простое, это наша обычная с вами практика, только мы попытаемся сделать ее как следует. Нужно сесть как следует, выпрямиться, попытаться расслабиться максимально, насколько это возможно, чтобы было удобно и мы три раза прочитаем с вами мантру ОМ. Для того нужно будет сделать глубокий вдох и произнести О, У и М – Оооууууууммммммм на одном выдохе, очень глубоко, синхронно, вместе со всеми, но главное при этом наблюдать, наблюдать со стороны, занять как-бы эту позицию созерцателя со стороны, что происходит. Давайте сделаем это. Вдох, закрыли глаза…

Повторяем ОМ три раза.

Харе Кришна! Сразу в уме спокойнее стало. Сразу же эти волны материальных желаний, которые постоянно рассеивают наш ум, которые выводят его из равновесия, они улеглись, и сразу же легче стало. Кто-то почувствовал легкость? Кришна называет… на санскрите есть очень хорошее слово, которое описывает это состояние ума, мы все его знаем, оно назвается прасадам, потому что прасадам, помимо того, что оно означает милость, также означает просветленность или легкость. Когда ум отяжелен всеми этими образами и всем этим остальным, он становится очень неповоротливым, тяжелым, и соответственно из него вытекают все остальные проблемы и другие тяжести. В конце концов это переходит на физический план в виде болезни. Но если ум легкий, если ум расслабленный, и если ум просветленный, прасадам значит просветленный, легкий, счастливый, брахма-бхута прасаннатма: прасаннатма от того же самого слова – прасанна атма – то одновременно  с этим на человека нисходит милость, прасадам абигаччхати, как Кришна говорит.

Это было легкое задание, некий опыт, некий опыт, и этот опыт перевода человека, сознания человека из полного отождествления себя с умом, когда там что-то такое, какафония этих желаний происходит, в какое-то другое состояние, в шанту. То, что мы испытали, это до какой-то степени шанта-раса: я со стороны, я наблюдаю, я созерцаю, и мне хорошо, мне не нужно ничего другого сейчас мы сделаем еще один шаг дальше, но это будет очень сложное задание. Нам нужно будет сейчас произвести некую перестановку, нужно будет разбиться на группы примерно по семь, десять, одиннадцать человек, где-то так, при чем желательно, чтобы люди, которые в этой группе, знали более-менее друг друга, и отдельно матаджи, отдельно прабху. Просто попытайтесь сейчас походить, встаньте, все равно это упражнение мы будем в стоячем состоянии делать. Но это очень важно, чтобы вы хотя бы кого-то знали там. Мне нужно будет несколько помощников, я попросил Вивасвана прабху и Говардхана-Гопала в качестве помощников ко мне сюда, мне нужно будет задание… Да, встаньте сюда, мне нужны будут помощники. Нужно встать, все равно вставайте и нужно в группах, если у вас сформировалась группа, возьмитесь за руки, встаньте в хоровод, чтобы было видно, как у вас сформированны группы. Семь – десять человек, даже двенадцать человек не проблема, возмитесь за руки, и теперь мне нужно кто-то еще, … Парвати тут есть или Анубхава матаджи тут есть? Мне нужно еще помощницу с этой стороны, с женской стороны.  Вы можете пока делать свое дело, Говардхан-Гопал прабху, Вивасван прабху… Сейчас мои помощники будут выводить одного из этой группы в круг, пожалуйста не сопротивляйтесь этому. Я скажу кого. В середину. Все готовы? Клара, вы выйдите в круг, да, вы выйдите внутрь в круг, вы зайдите в хоровод.

ОК, сейчас будет задание, слушайте внимательно, очень внимательно, потому что оттого, насколько внимательно вы поймете это задание успех всех остальных упражнений очень будет сильно зависеть. Что нужно будет делать в круге? Вивасван, вы тоже можете занять место какое-то свое в круге, очень важно, чтобы люди … Тот, кто вышел в центр: круг символизирует самсару, это круг материального мира, и единственный способ выйти из этого круга материального мира – это растопить сердце Вайшнава, получить его милость. И задача заключается в том, что человек, который находится в круге, он должен подойти к кому-то, к любому, к кому он хочет, и сделать что-то, чтобы у того сердце расстаяло, сказать что-нибудь, положить ему руки на плечи, посмотреть ему в глаза прямо – прямо в глаза это очень страшно, потому что нужно будет посмотреть душой в душу. А человек, с которым это делают, и все остальные тоже, они должны слушать не что он говорит, а как он говорит, и наблюдать: тает у меня сердце или нет, верю я ему или нет? (Вопрос из зала: Без нашего разрешения может кто-то впустить) Может, да, но если у него сердце расстаяло, вы же не можете ему сказать: “У тебя не расстаило сердце”. Вот, и если сердце расстаяло по-настоящему, то выпускайте, если нет, просто стойте спокойно и слушайте, что он вам говорит. Если не получилось, он может к другому перейти, попробовать еще раз. Внимательно, это очень важное упражнение, очень важное, так.. И если удалось ему разорвать круг и выйти, получить милость, то соответственно, кто-то другой может войти в круг и попытать свои силы на этом. Чем больше людей пройдет через этот опыт, тем лучше. Да, потом другой кто-то входит, если удалось, если получилось. Но главное – нужно сказать что-то, а вы слушайте внимательно, не что он говорит, а как он говорит. И пытайтесь понять – врет он или не врет (смех). (Вопрос из зала…) А-а-а, нет, никакой дружбы, ничего, если сердце не тает, не выпускайте, ничего страшного, пусть помается еще в самсаре, ничего страшного. Давайте, все, начали! … Да, вы войдите, войдите тоже в круг, встаньте с кем-то.

Практикум.

(Запись прервана)

Преданная:  …Что я не хочу этого, я видела равнодушные лица, но в какой-то момент, когда я почувствовала, что мне не хватает воздуха, я хочу пить, я хочу вырваться, и это чувство стало настолько сильно преобладать, что я думала: если я сейчас не вырвусь, я потеряю сознание. И я получила свободу…

Махарадж: То есть, что матаджи сказала, что когда, действительно, у человека появляется сильное желание, то это один способ найти себя или почувствовать искренность, это очень важный момент. Да?

Преданная: Когда началось упражнение, ну когда одна матаджи к другой обращалась, мы все слушали и когда Вы еще объясняли задание, я так про себя стала думать: “А чего же сказать такого, ну как вообще растопить сердце, непонятно, чего надо делать,  чего говорить и слов нету. Но когда ко мне начали обращаться, то я почувствовала просто человека … от его отношения что ли к себе, от его чувствах к тебе и я почувствовала, насколько это важно для меня, как-бы до этого мы может очень долго были знакомы, но я не знала его отношения ко мне, ну хорошие – хорошие отношения, а тут когда человек этот сказал, действительно как-то сердце растаяло по-настоящему. Я хочу выразить Вам огромную благодарность за то, что упражнение замечательное в жизни надо применять почаще.

Преданный: Сегодня при повторении Святого Имени утром такое было ощущение, эмоция, что просто глубоко достаточно почувствовал, что ничто материальное меня не удовлетворяет в этой жизни, т.е. ну даже какие-то тонкие удовольствия материальные не удовлетворяют, они не носят удовлетворения. Было такое ощущение, что я нахожусь в тюрьме и очень как-бы сильное разочарование пришло от этого и более искреннее было отношение к воспеванию Святого Имени. И я эту эмоцию попытался воспроизвести сейчас, когда мы стояли в круге, т.е. я помнил эти ощущения и я чувствовал, что мою возможность вырваться из этого круга, она зависит от Вайшнава, который стоит передо мной за милостью которого я обращаюсь. И Вайшнав, так сказать, поначалу не хотел проявлять эту милость (смех), но я понял, что все зависит от него, мне оставалось только проявить свою настойчивость и через некоторое время мой напарник сдался.

Преданная: Меня совершенно… меня поставили в круг и я не знала, что делать сначала, но это было мгновение. Потом я посмотрела на все лица и сразу внутренне поняла, что у майи есть очень много лиц, и надо найди тот путь, который на самом деле олицетворяет разум, какую-то реализацию, т.е., это мать. И в кругу стояла женшина, в которой я увидела сразу олицетворение матери и я просто подошла и попыталась ей искренне сказать, что я не хочу здесь быть больше, я просто не хочу здесь: “Одна боль, выпусти меня отсюда!” и все. И смотрела ей в глаза, у нас у обоих были слезы в конечном итоге, она мне сказала: “Сделай то-то и я выпущу тебя”. Я глубоко проработала этот момент насколько могла и она выпустила меня и реально люди, которые стояли рядом, они почувствовали это, да? Было ощущение, и тут она меня выпустила и тут я подошла к другой матаджи, которую я знаю и я смотрела и я говорила и у меня не было вообще слов, что ей сказать, я просто стояла и терялась и я уговаривала ее, что я служу искренне, от всего сердце: “Хочу, пожалуйста, отпусти меня! Я делаю все, ну пожалуйста, Бог любит тебя и нас …” и все преданные и все, чтобы я ни говорила, это был абсолютно вообще… ну пусто, ну вот стоит она и вообще не понимает о чем я и мне ничего не хочется, даже сил тратить… то есть, я поняла, что у майи должны бть какие-то коридорчики (смех).

Преданный: Харе Кришна. Я был первым в кругу, который шел на этот новый эксперимент и я постарался изо всех сил растопить сердце Калавечечха Дхары, вспоминая лучшие его воспоминание из Майапура, его тоску и я понял, что мое сердце не сразу поддается на эти вот штуки, но я понял, что если я сейчас изо всех сил сыграю эту роль, то я смогу скрыть то, что приведет к дискомфорту, если вдруг выйдет из моего сердца и все вдруг поймут, что я не до конца чист сам. И в тот момент, когда  Калавечечха Дхара начал вдруг плавиться, я вдруг этого испугался. Я понял, что если сейчас его сердце по-настоящему растопится, то тогда на фоне этого, я уже не смогу ничего скрывать, т.е. будет очевидно, что мое сердце на самом деле притворяется и вот я в этот момент даже испугался успешного результата этой поставленной цели. Я понял, что если сейчас его сердце обязательно растопится, то тогда мое если не растопится, это станет очевидным. Но если его сердце не растопится до конца, то тогда я буду играть какую-то роль, он будет играть какую-то роль, мы всех обманем и останемся при своем. То есть, я вот испугался на самом деле, если человек с чистым сердцем, если его сердце тает, то тогда я и другие сразу увидят мои анартхи, мое это нежелание открываться. Но мне стало стдыно внутри. Конечно, все подумали, наверное, что у нас все получилось, но мне стало стдыно за то, что его сердце растопилось, а мое не до конца.

Махарадж: Стыд – это тоже форма расплавленности сердца.

Преданный: А я почувствовал, что я на самом деле жаловался, я пытался умилостивить Кеши Дхаману прабху. Я его выбрал, потому что я подумал, что его будет легче всех как-то облопошить (смех), не знаю почему я так подумал, и я стал жаловаться, как мне плохо живется в этом мире и в один момент я даже стал сам себе верить, что в общем, наверное, так оно и есть, вот, но потом, когда настал момент попросить его о милости, вот здесь я понял, что я просто на самом деле не могу это сделать искренне, хоть убей. Но я все равно попросил, как смог и он меня выпустил, так или иначе.

Нитйананда Чаран: Дорогой Госвами Махарадж, большое Вам спасибо за этот практикум, это я очень реально ощутил, это была правдоподобная игра. Когда я оказался в круге, я почувствовал, что что-то неладное будет, ну что-то такое, какая-то ответственность… я стал Святому Имени молиться очень сильно. Несколько мантр я прочитал и Вы дали уже задание, и я действительно оказался в кругу самсары и очень реально это я воспринял и как-будто действительно я оказался … ощутил вот это свое падшее положение, что мне надо отсюда выбраться. И единственная мысль была припасть к стопам милостивого Вайшнава и мое сердце подсказало, что такое вот, как пахтаное масло, битое масло сердце Шйямы прабху, мягкое, и я стал его молить, и молить не об освобождении, а молить о том, чтобы он меня благословил на служение как он служит Вайшнавам. Его служение Вайшнавам для меня очень яркий пример, очень желаемое, чтобы я тоже мог так же служить, как он служит Вайшнавам и я об этом его молил, я не знаю … только таким образом я … я не думал об освобождении, я думал о том, чтобы научиться служить и тогда… Спасибо.

Преданный: Я попал в круг самсары по милости Госвами Махараджа (смех), ну, в наш круг самсары, я имею ввиду, и первая эмоция, которую я очень ясно ощутил, это страх, потому что я задумался над масштабом задачи, которую нужно сделать и я почувствовал, что это очень серьезно, т.е. то, что я нахожусь в самсаре, это очень серьезно, для меня это было очень таким большим откровением и я почувствовал некий страх. И вторая эмоция тоже в каком-то смысле для меня была неожиданная – это чтобы выйти из этого круга, нужно стать маленьким, беспомощным, самим собой, таким вот, а не сильным, каким-то таким, подготовленным, обученным, вооруженным до зубов, все это я посмотрел круг самсары держат крепко все, не сработает. Нужно стать маленьким, все это отбросить нужно и нужно стать маленьким и незначительным, смиренным, и это единственная эмоция, которая как-бы может решить эту очень сложную узадачу.

Преданная: Я в этом круге два раза оказалась и первый раз у меня было такое искреннее желание, вот передо мной матаджи была и я поняла: чтобы растопить ей сердце нужно искренне, почему-то я так поняла, желать ей счастья и тогда растоплю. И поскольку, не знаю почему, у меня почему-то очень большое желание, очень горячее желание появилось, чтобы она была счастлива и я просто ей рассказала, что мне, примерно, в последнее время, приносят счастье какие-то реализации с этого же фестиваля, вот и в принципе, она по моему по-честному сказала, что ее сердце растаяло, и она меня выпустила. Но второй раз я подумала, что, в принципе, это просто – просто надо пожелать человеку счастья от всей души и как-то о чем Вы как раз говорили, я подумала: ну легко, в принципе, механически, вот это …

Махарадж:: (смеется) Один раз получилось и сразу же програмка образовалась.

Преданная: Да, да, да. Вот, но второй раз я поняла, что почему-то оно у меня так не возникает, это чувство. Действительно, видимо, в первый раз это была какая-то ситуация, которая не повторялась еще, вот как Вы говорили, в первый раз может быть Кришна и явится, но второй раз ты уже думаешь: вот я щелкну пальцами, как в тот раз и все получится, и это оказалось не так уж просто, как в первый. Спасибо.

Кришнадас: Здесь так много было сказано таких приятных вещей и я подумал, что я так никогда бы не поступил, т.е я понимаю природу и удивительно, ну для меня не удивительно, я был уверен, что я очень быстро вырвусь из этого круга и действительно, это произошло очень быстро и это произошло путем шантажа такого, (смех). Я не знаю, правильно ли я поступил, потому что у меня есть сомнения такое, что это сердце расстаяло, но я сказал, что если ты меня не выпустишь, то ты меня больше в этой жизни не увидишь (смех). И короче, человек он открыл сразу же. Потом я сказал, что ты мое слово знаешь (смех) …  и он сразу же открыл …

Махарадж:: Свои методы у каждого.

Преданная: Так интересно, все главное каким-то этими личными хотят напугать, уговорить, устрашить, вообще …

Преданная: Наш круг, наша самсара состояла из таких душ юных, удачливых в основном достаточно. И среди нас была одна душа, которая ей пришлось очень много выстрадать в жизни, очень много трудностей…ну знаем из личного контакта. Вот я обратилась именно к ней. И она сначала говорила: “У меня просто нет никаких чувств, я ничего не испытываю, сердце мое молчит, оно каменное”. И тогда мы пытались…. все на нее так смотрели, смотрели с такой любовью, когда я говорила ей то, что я думаю, то, что я чувствую все, она стала таить и потом, самое ценное, что она говорит, что “Я почувствовала, я все время молилась, чтобы меня окружали искренние люди”. Она получила очень горький опыт разочарования от отношений и “Чтобы я оказалась среди искренних людей”. Она говорит: “Я впервые такое почувствовала, искренность людей”, и действительно, все были очень заинтересованы и второе наблюдение: когда говорили словами “Прабхупада нас всех собрал, т.е. ну такие привычные, проповеднические, философские термины, я не чувствовала этого отклика, но когда например Лера, Юга, просто говорила, обращалась к ней очень личностно, говорила: “Ты вчера так плакала после танца, ты была так … такой танец, гопи и дживы  на тебя произвело такое впечатление и ты так плакала искренне, я просто не знала, что для тебя сделать, когда обращение было именно личностным, соответствующее какому-то поведению человека или его возрасту, это производило  совсем другое впечатление.

ОК. Я думаю, что сейчас у нас еще будет возможность высказаться, сейчас у нас будет следующее задание. Я хотел прежде, чем скажу это задание, два стиха из “Вишну-дармотары пураны” прочитать, стихи, которые относятся к тому, что мы делаем. Их цитирует Джива Госвами в “Бхакти-сандхарбе”. Он говорит, что лебедь не любит плавать в мутной воде, лебедь, когда выбирает какой-то пруд, он находит чистый пруд. Точно так же Кришна не остается в сердце, в котором много материальных желаний, Он как лебедь – когда он видит это грязное сердце, Кришна там не живет. И дальше следующий стих оттуда же гласит, что тонкий полумесяц, если он закрыт облаками, то он не может рассеять тьму. И точно так же, если голос наш осквернен ложью, то таким голосом невозможно молиться Кришне, если в голосе есть ложь, то Кришна не слышит этой молитвы.

У нас следующее задание оно очень простое, но очень важное. Пожауйста, сядьте в круг, как вы сидели и как следует посмотрите на каждого из людей в этом круге. Посмотрите на каждого из них, подумайте о каждом из них. А теперь возмите четки в руки и прочитайте один круг, молясь Кришне за каждого из людей этого круга, молясь за каждого Вайшнава, посылая ему добро, желание счастья, посылая ему все, что только вы можете, отдавая ему все самое хорошее, что у вас есть через эту мантру, но лично за каждого, чтобы вы были личностью и вы смотрели на них и вы делали это по отношению к ним. Один круг. Как пойдет, не обязатеьно… Нет, один круг, один за всех, один круг. Все, пошли. Пожалуйста, еще раз, осмотрите всех Вайшнавов и повторяйте мантру с той концентрацией на каждом, посылая каждому добро.

Практикум.

Харе Кришна. Не теряйте своих кругов, но можете пока развернуться сюда, чтобы мы немножко поделились своими ощущениями и впечатлениями. Это вам микрофон, возьмите, кто хочет.

Преданный: Харе Кришна. Ну, мне показалось, что эти три упражнения связаны друг с другом очень тесно, так как практика йоги заключается в том, чтобы привести ум в спокойное состояние и таким умом попытаться сосредоточиться на Боге и для того, чтобы иметь этот спокойный ум, нужно иметь в обществе Вайшнавов хорошие взаимоотношения, которые позволяют как раз избавиться от беспокойств, которые приходят от плохих взаимоотношений или какого-то недопонимания. Это один момент. И второй момент заключается в том, что если есть эти прекрасные взаимоотношения и еще к этому плюс прибавить лллпопытаться думать о благе другого человека и молиться за него, то таким образом Святое Имя оно начинает проявлять личностную природу, т.е. Святое Имя уже не является уже чем-то таким абстрактным, Оно начинает раскрываться и между тем, кто повторяет Святое Имя и самим Святым Именем уже какие-то личностные взаимоотношения появляются, т.е. Святое Имя начинает раскрываться. Вот такое небольшое понимание.

Преданная: В первом упражнении там как-то я почувствовала, как мы все связаны, что без милости правда не вырваться из этой майи. А вот сейчас, когда Вы сказали, что мы должны молиться и смотреть как-бы на круг этот, то я заметила, как ум отвлекается от личности, вот эта связь теряется, хотя ты как-то смотришь, молишься, но ум, он тут же куда-то летит и чтение ну как-то было такое механическое, хотя делаешь эти усилия, чтобы так личностно молиться, но это сложно очень.

Преданный: Очень трудно было молиться за других и я как-то очень ясно ошутил, что в целом я очень мало делаю для преданных и в души, скорее стремлюсь получать от преданных и сейчас я тоже думал, что раз такие преданные искренние молятся за меня, то что-то мне лучше, наверное, станет в  духовной жизни.

Преданная: Я хотела поблагодарить Бхакти Вигьяну Госвами Махараджа за этот удивительнй опыт, который я получила и думаю так же другие преданные получили и у меня просто сердце разрывается как-бы поделиться своим опытом.  Я хотела рассказать сначала свой первый опыт, когда я  оказалась в круге самсары, мне было очень сначала сложно представить, что эти люди, которые меня окружают, что это самсара, т.е. я видела лица Вайшнав, но так или иначе, задание было получено и я подумала, как я могу вырваться из этого круга и я увидела Вайшнави и я подумала, что только любовь спасет меня. Я увидела в этой Вайшнави любовь, я подошла к ней и положила руки на плечи и сказала: “Я вижу у тебя любовь, пожалуйста, дай мне свою любовь, я потому что знаю, что только любовь способна спасти нас из этого мира и твое сердце и твои глаза они излучаются любовью и поэтому я хочу также обрести эту любовь, пожалуйста, поделись со мной этой любовью”. И она дала свое согласие и я стала ее благодарить и я поняла, что эта любовь она на самом деле спасет не только меня, а весь мир и когда второе упражнение было, мне тоже показалось, что это созвучно с предыдущем, и удивительный момент – я испытала то, что когда ты не думаешь о себе, ты выходишь за пределы своего ума, ты думаешь о других и желаешь им блага, т.е. посылаешь им свою любовь и удивительно, что Святое Имя оно просто приходит и  … и понимаешь … у нас в круге почти все плакали, потому что Святое Имя в какой-то момент очевидно взошло на наш язык и просто стало себя проявлять таким образом, что мы испытали такие эмоции. Спасибо большое, Госвами Махарадж!

Преданная: Харе Кришна. Я хотел сказать, что у меня немного попроще были, слишком приземленные молитвы. Вы знаете, я не знаю почему, … просто я знала потребности почти каждого человека нашего круга и я скажем, то квартиру кому-то желала, кому детей, кому чтобы муж денег начал зарабатывать, кому-то мужа хорошего. И вы знаете, вдруг поняла: “Действительно, когда знаешь потребности людей легко молиться. Кришна, прости, материальные желания, но этим людям просто этого надо, прости – квартиру четрех-комнатную надо (смех), нам это надо, вот и самое главное мантра была очень внимательной, в первый раз в жизни такое. (смех)  Вот матаджи не знала – “Ну дай им счастья какого-нибудь, Кришна. Ну я же не знаю, чего им надо (смех)”. И вы знаете, я поняла, мы действительно вчера с мужем как раз говорили и я поняла, что я молиться за себя не могу, потому что мне Кришна все мои желания почти исполнил Он говорит: “Ну странно, ну что, тебе дом не надо?” Я говорю: “Знаешь, я вот как-то знаю, что он будет, я не молюсь, а когда я знаю, что другим людям это надо, я поняла, что я могу молиться за других проще. Кришна прости такие желания материальные, ну я молюсь за это, уж ради Бога простите меня.

Преданная: А можно я тоже скажу? Вот я когда молилась, микрофоном тут пользуюсь тут справа … я когда молилась мантрой у меня такой момент был, меня потом перебили, позвали, как всегда, куда-то и таком важном моменте пришло такое чувство, что я смотрю, сначала я как-бы пыталась настроиться, но я потом стала ловить ее и стала говорить: “Кришна, дай мне пожалуйста, я возьму боль, вот ее боль возьму, в сердце положу, очищу, и любовь выпущу, боль возьму, очищу и выпущу”. И пошло просто необыкновенное … вот просто сердце стало гореть и меня перебили на самом интресном месте (смех).

Преданный: На самом деле утром, когда я читал джапу, голова болела и я очень тяжело читал ее утром, я признаюсь в этом. Но когда я сейчас читал, сосредоточился на том, что я читаю это для преданных, мой ум никуда не бегал, мой ум не уставал, наоборот, мне казалось, что мне легче здесь оказалось, чем утром было. Вот такой эффект, мне просто больше хотелось его понять, как это работает.

ОК. Дайте Андрею, я хочу его услышать.

Андрей: Спасибо большое. Для меня, в принципе, это получилось ярким продолжением второго упражнения, потому что во время упражнения я понял, что я просто какой-то вредный караул. Ко мне подошел самый первый Нимай, ко мне первому. Просит человек, я вот уперся, ну как баран просто, ну думаю, чего мне стоить его выпустить? – Не плавится сердце и все, хотя вот так ко мне приходит обнимает – мне хорошо, а тут не могу понять. Вот когда просто обнимает, нет проблем, плавится, а когда просит выпустить даже не осознал… т.е. я понял, что я человек нехороший однозначно, конечно, вот думаю, и во время второго упражнения просто я не вышел в круг, но, тем ни менее, когда я пытался представить себя внутри этого круга и таки понял, что вопрос выхода за этого кольца самсары это просто вопрос моего желания, а ключом является искренность, моя искренность, т.е чувствуется, когда человек говорит искренне, играет или не играет. Я вот помню говорил с одним человеком с чего начинается любовь и он мне сказал, что с искренности и я тогда не понял – вот как это с искренность и любовь? И вот действительно, вопрос просто моего желания – либо нахожу искреннего желания, либо я просто играю, потому что понятно, что сейчас это игра, но в любом случае смерть – это не игра и реально выходить-то придется. И во время второго упражнения, когда мы читали мантру я тоже читал – где-то две трети я отдолдонил ее так, ну просто глядя на преданных и даже трудно просто в глаза посмотреть, не говоря уже о чем-то другом, и потом опять-таки, я понял, что насколько эгоистичен я, тут просто меня просили там не то что там денег дать или еще что-нибудь – просто круг прочитать – я не могу молиться вообще за людей и вот где-то одна четвертая я просто действительно от безысходности какой-то от своей эгоистичной натуры просто начал… вот думаю: “Это же живые люди со мной и ни Говардхана Гопал и ни Девананда Пандит … это живые, реальные люди там, у них много названий: преданные, мужья, но они живые люди, у них судбы какие-то, свои желания, практически вселенная, а я не могу просто сидеть и за них и молиться и так стало просто. За то второй круг когда начал, я никогда с таким удовольствием не начинал второй круг, когда понимаешь, что просто это живые люди, у них свои желания, свои какие-то потребности, т.е. у них много названий, но это реально … может это и упражнение, но они живые … Имя настоящее, четки настоящие и есть шанс 100% что за них делалось, когда понимаешь, удивительное чувство такое. Спасибо.

Преданная: Я во время второго упражнения оказалась тем самым бессердечным человеком, который не захотел впустить Львину из круга. И когда мы выполняли третье упражнение, то я перед началом чтения мантры огляделась на наш круг, закрыла глаза и весь этот круг попыталась поместить в свое сердце и читая каждую бусину я вспоминала этого человека и читала именно для него. И в какой-то момент я просто, это было очень реальное ощущение, когда я почувствовала внутри меня начинает гореть огонь. И этот огонь, он разгорался, становился все больше и больше, начинал захватвать все тело, но в этот момент Львина подскочила и ушла и этот огонь он как-бы ну импульс прекратился и я опять на это место на пустующее место я поставила образ Львины и продолжала читать мантру дальше и в конце концов огонь он просто стал распространяться на все тело и я почувствовала эту сильную горящую боль внутри, как-будто я была пронзена горящей огненой  стрелой и когда я закончила весь круг мантры, в голове как набат стучали какие-то слова, давно в школе мы учили: “Что я сделаю людей, сильнее грома крикнул Данко” и он разорвал руками свою грудь вынул из нее сердце … вобщем вот эти строки. Спасибо.

Пусть скажет Савья Сачи прабху, Пробал и тогда мы закончим.

Савья Сачи: Ну первое, я даже сам не ожидал, знаете, такое есть в сердце, на секунду длилось всего, но меня удивило, когда на меня вдруг посмотрел преданный из моего круга и начал за меня молиться, у меня голос внутри “А чего это он за меня молится-то?” (смех) Я прямо как обиделся, мне показалось, что я сам лучше знаю, что мне надо и нечего мне (смех) за меня молиться. Вот, потом я конечно это все отогнал через секунду и что я заметил, что мне нужна была какая-то мотивация, почему это я за них молюсь-то? Т.е. я без всякой идеи, я не мог предложить искренне свои чувства и дал возможность своему сознанию сгенерировать несколько разных вариантов. Первое, что он сообразил, это “Я сейчас за них помолюсь, им станет лучше в Сознании Кришны, потом они мне помогут и так далее, и получилось, что я за себя молюсь. И я так раз – отогнал эту идею. Потом я начал чего-то еще, желать им добра и всего остального, но каждый раз ум возвращался к тому, что это как-то мне потом скажется, т.е. корысть какая-то получалась, что я за них молюсь, потому что это мне надо. Если они потом забудут обо мне, то я как-бы в менее … Потом я начал думать, какие, вообще были варианты раньше и мне пришла идея такая, что если я хочу наслаждаться, если я хочу радоваться, то почему бы мне не радоваться за их успех. И я начал молиться уже за преданных, чтобы увидеть, как они стали счастливее и чтобы со-переживать с ними их счастье, не свое счастье, а их счастье и отчетливо видя их счастье, увеличивающееся в сознании Кришны я был бы счастлив, а потом подумал: “Давай-ка за весь круг сразу молиться буду, не по одному”, я сначала по одному выбирал и мне показалось еффективнее, что они все, мне больше счастья я буду наблюдать и больше сопереживания. И потом я начал молиться за несколько кругов сразу и потом я подумал: “Пусть, вообще, всем будет хорошо в этой вселенной и даже, если Господь Он будет так занят, давая им всем благословления и забудет про меня, про последнего, то если вокруг счастливы, и я просто буду наблюдать за всем этим и мне будет хорошо (смех)”. Я начал молиться за Вас также, чтоб у Вас врагов не было и завистников, Вы там вон, я видел, как вы молились за свой круг и я подумал: “За меня Вы, навеное, не помолитесь, потому что я не в том кругу” (смех), но я подумал: “А я все равно за Вас помолюсь там” и потом я почувствовал, что Шйям прабху рядом сидит и я начал молиться и за него, чтобы и у него врагов не было и завистников и даже как-то я почувствовал, что мне легче стало, т.е. по крайней мере мой враг во мне умер, вот к Вам и к нему и я почувствовал, что на самом деле что-то во мне очистилось и наверное это здорово – молиться за других, чтобы им было лучше, а не мне. Тогда, на самом деле, легче становится. Спасибо Вам! Харе Кришна.

Пробал прабху: Спасибо Вам, Госвами Махарадж, что Вы поставили такую прекрасную возможность испытать эти ощущения и когда я начал повторять мантру, я сразу стал пытаться медитировать на то, чтобы Кришна убрал препьятсвия с пути все преданных нашего круга. Поначалу я стал тех преданных, которых я знаю, я пытался медитировать на те преграды, какие может быть у них есть. Потом вдруг мне пришла мысль, что я ощущаю себя участником команды какой-то, у которых есть одна цель и потом мне вдруг пришло в голову, что я нахожусь в каком-то взводе, который попал в плотное окружение врага и у которых нет никакого вообще шанса выбраться, но мы все как один молимся, помогая друг другу и таким образом мы бросились в прорыв вместе, помогая друг другу и таким образом мне так легко мантра читалась, вообще, и уже вот конец круга, а я думаю: “Вот, как жалко, что круг кончается”. Спасибо большое.

Спасибо большое, Пробал. Мало времени, у нас просто…

Преданный: Госвами Махарадж, я просто очень хочу Вас попросить, пожалуйста, я по-другому не смогу, наверное, я понял сегодня, что я по-другому не смогу, поэтому не послушаюсь Вас в этот момент. Я очень прошу Вас помолиться за меня, потому что я сегодня сделал такое ну как бы открытие, и оно для меня, я уже второй раз его делаю. На самом деле для меня это печально, я начал молиться в кругу, я сразу за всех стал молиться и того, чего мне не доставало в принципе, это вот внимательности при повторении Святого Имени для всех и я молился так, что “Если я сам не имею, по крайней мере этого, то пожалуйста, Господь, сделай так, чтобы у этих у всех людей было то, что у меня нет. По крайней мере я буду смотреть на них и как-бы наслаждаться тем, как они это делают, явись, пожалуйста перед ними”. Эта молитва пробудила во мне очень глубокие эмоции, которые я никогда не переживал и у меня даже, не дадут мне преданные соврать,  появилась слеза … (смех) … и она покатилась по щеке. Но то, что было дальше, было на самом деле не очень приятно и, главное, я ничего не смог с этим сделать. Я дальше стал молиться и говорить о том, что “Господь, пожалйста, дай возможность этим людям всегда видеть Тебя, пускай они будут счастливы видеть Тебя всегда!”… И я услышал, что “Они уже видят!” а я говорю: “А как они Его видят-то?” А он говорит: “Ну вот, пожалуйста, ты сидишь здесь и они тебя видят!” и у меня слеза прекратилась и вобщем, т.е. это было не … И я не смог ничего сделать, понимаете? Я прошу, пожалуйста, сделайте маленькое одолжение… Я многих преданных просил и я знаю, что меня не воспринимают всерьез, но я очень хочу, чтобы Вы приняли как-бы это всерьез и просто хотя бы словечко замолвили, чтобы из этого тупика я вышел. Пожалуйста.

Махарадж: Хорошо.

Сейчас у нас самое главное задание: опять сядьте в круг. У нас было два опыта: один опыт – это опыт личностной молитвы, когда у нас есть конкретное желание отдать нашу молитву другому – не за себя, не ради себя, чтобы им было лучше, понимая что если им будет лучше, то мне тоже будет хорошо.

Второй опыт, или первый, перед этим – опыт того, каким образом обращаться искренне, каким образом говорить искренне, какая интонация должна быть, какой тон должен быть.

Теперь, наше следующее задание – в центр круга мы сажаем Кришну и один круг мы читаем так, чтобы у Кришны сердце расплавилось. Читаем так, чтобы …Он там сидит, Он там. Я прочитаю один стих из “Шримад-Бхагаватам”, который является описанием сварупы Кришны:

 

барха пидам нато бара ва пух карнайох карникарам

вибратвасах канака капишам вайджаянтим чамалам

рандрам винора дхара су дайа пурайам гопа-вриндаир

вриндаранйам сва падаранам правишад гита киртих

Это стих, который описывает, как Кришна входит в лес Вринавана, Шукадева Госвами описвает эту сцену: Кришна в золотистом дхоти, с пером павлина слегка набок, с лотосом желтого цвета за ухом, карнайох карникарам вибратвасах канака капишам – и золотые одежды на Нем, вайджаянтим чамалам – гирлянда из лесных цветов, рандрам винора дхара су дайа пурайам – Он придвинул флейту к губам и Он вложил в нее нектар, который исходит с Его уст. И гопа-вриндаир – все Его друзья, они стоят и смотрят и они наслаждаются этой сценой и они видят, как вриндаранйам сва падаранам – как Кришна входит в этот лес Вриндавана, где земля украшена Его следами и земля радуется от этого счастья, что Кришна ходит по ней. Правишад гита киртих – и Его друзья воспевают славу Кришны.

Так или иначе, пожалуйста, посадите в центр Кришну и лично к Нему обращаясь, ради Него, в качестве служения Ему, молясь, прочитайте один круг так, чтобы сердце у Кришны расплавилось.Все, Харе Кришна.

Практикум

Ну как, удалось вам расплавить сердце Кришны? Удалось? Поднимите, пожалуйста руки, у кого были слезы на глазах? Я вам обещал, что вы достигнете бхавы? Достигли. Кто-то хочет поделиться своими ощущениями?

Преданный: Было много разных эмоций и переживаний. Но в последствие это было, во второй части круга, во второй  половине. Я понял, что что-то не хватает мне, я не могу … Были переживания, да, но это не то, Кришна Он есть еще дальше, нужно дальше действовать пытаться и пришло какое-то видение, я так обратил внимание на то, что сидит тот же круг преданных, который был во всех этих упражнениях предыдущих и я подумал: “А причем ту они? Можно было просто рядом поместить или в кругу других преданных и я так представлял Кришну, как Он сидит и Он потихоньку перекручивается, смотрит на каждого и на меня в том числе и я не мог растопить Его сердце, но когда я вспомнил этих преданных, я подумал: “А зачем они здесь?” и я вспомнил и сказал Кришне, ну как-бы так спонтанно получилось, что “Это те души, благодаря которым я могу так к Тебе обратиться, они на самом деле так дороги в этом, они так дороги Тебе, я хочу о них заботиться и это очень дорогая вещь и для меня так же и я знаю, для Тебя”. Он обратил на меня внимание и сказал: “Да, ты угадал.” Вот такое у меня было.

Махарадж: То ест растопилось у Него сердце.

Преданный: Да, так я просто подумал.

Говардхан Гопал прабху: На самом деле мне очень хотелось поделиться, спасибо, что дали мне возможность. Я как-то стал повторять мантру, помня Ваше задание растопить сердце Кришны, я понял, что для меня это совершенно неопределенное задание, что я не вижу Его, я не знаю кто Он такой, но я просто стал слушать звуки мантры и в какой-то момент пришло оень четкое понимание, что эта цель  растопить Его сердце она какая-то неправильная для меня. И вслед за этим раскрылось понимание, что я хочу проповедовать, вот какая-то энергия проповеди и я повторял мантру, просто думая об этой силе и в конце концов, какой-то ясный, твердый остаток в сердце, что это самый лучший способ Его удовлетворить. Спасибо большое.

Преданная: Когда я начала читать круг, джапу, я пыталась представить тоже Господа и как я ни пыталась – и так и так – уже там и внешне, какой Он там с синим лицом и с черными кудрями и как все описываете как, ну просто как картинка какая-то, как, знаете, в детсткой раскрашке раскрашивают карандашиком, просто все было какое-то, ну такая картинка ума, ничего вообще не было. Я читала круг, круг продолжался и продолжался, а меня уже просто настолько отчаяние охватило, что я даже ну вообще не могу представить Его, я даже не чувствовала Его. В этот момент отчаяния просто я начала молиться Господу о том, что по милости Гурудева, чтобы он помог мне. И в этот момент это отчаяние оно такого пика достигло, что вдруг я почувствовала что-то. Это было очень недолго, но как буд-то Он просто взял за руки и с такой любовью Он проявил то, как Он нас любит. Харе Кришна.

Девананда: Спасибо. Я впервые себя почувствовал не роботом и не мобильным телефоном. В какой-то момент я понял, что мне мешает растопить свое сердце Кришны и увидеть Его, почувствовать Его, мои  оскорбления по отношению к преданным. Я лихорадочно стал перебирать в уме всех, кого я обидел, кого оскорбил … к счастью, как мне показалось, не так много.

Махарадж:: Вам показалось (смех).

Преданный: Я думаю в следующий раз список пополнится. Потом я стал молиться за всех, кого майа сразила на нашем пути, по которому мы идем. Стал просить у Кришны благословений и в какой-то момент я почувствовал, что Он стоит рядом, это маленький мальчик, трех или четрех лет, сияет, улбается и все внутри задрожало, Он подошел ко мне и флейтой постучал по голове. Большое Вам спасибо. Харе Кришна.

Преданная: Харе Кришна! Сначала я, конечно, подумала: “Ну как можно расплавить сердце Кришны? Конечно, Он самый милостивый, у Него сердце самое мягкое, оно как масло”. Ну так или иначе, квалификации нет, и я стала молиться духовному учителю, стала представлять его рядом и мне пришло такое понимание, что из лекции духовного учителя я вспомнила, что он говорил, что преданные очень часто повторяют Харе Кришна и они Кришна особенно повторяют, а вот о Харе забывают, а на самом деле Харе – это Шримати Радхарани и Кришна очень любит, когда мы именно к Шримати Радхарани, молимся Ей и Харе очень так повторяем с усилием. Вот, и я стала, по наставлению духовного учителя пытаться медитировать на лотосные стопы Шримати Радхарани, молиться Ей во время повторения. Ну я не знаю, расплавилось ли сердце Кришны, я в этом сомневаюсь, но по крайней мере я очень пыталась. Харе Кришна.

Шравана деви даси: Мы с матушками тут делились впечатлениями о том, как к этому упражнению, ко всем упражнениям, подходим мы, в женском теле и там в мужском теле. Мы просто были поражены разницей как бы природ, потому что то, что для нас очень легко, там надо через какие-то там философию какую-то, что-то там. Я проиллюстрирую о чем я говорю, т.е., то упражнение, когда нужно было вырваться из круга, я поняла, что тут Махарадж он не зря сказал, чтобы мы подобрали по возможности людей, которые были нам знакомы. Т.е. там играли роль отношения какие-то между людьми и второе упражнение, когда мы медитировали и молились за других, то у меня была такая реализация, что практически просто думая о человеке, молясь за него, можно ощутить его, почувствовать его как личность. И почему я поняла, что это так, потому что я поняла, что в нашем кругу есть личности, за которых не надо молиться, а надо молиться, чтобы побыть с ними как можно дольше рядом и в то же время даже есть матушки, которых я почти не знаю и я ощутила их именно как личности, ощутила, ну в общих чертах их пролемы какие-то, ну вот не могу сказать какие, но знаю, что у них что-то есть и было над чем молиться, т.е. это все равно дает ощущение как личности и я так поняла, на основе этого опыта, что и третье упражнение может получиться, потому что если мы будем медитировать на Кришну, мы сможем Его увидеть. Ну, правда, у меня не получилось Его сразу увидеть, я почему-то оказалась в своей медитации вот в том месте, в котором говорил Махарадж, это был Вриндаван, но там уже Кришны не было, там только следы Его остались и там уже без него все замерло и я пыталась Его найти и от этого начали слезы литься и в конце концов, вобщем, мне удалось Его увидеть. И это действительно был образ маленького мальчика, которого я бы не смогла даже представить себе и это удивительнй опыт очень был.

Преданный: Я очень благодарен Вам за это упражнение. Когда я пытался понять, как же мне растопить сердце Кришны, я почувствовал, что со мной рядом находится мой духовный учитель и, к сожалению, я не смогу его больше увидеть лично и вот это его присутсвие, которое было, сейчас оно надолго, наверное, мне запомнилось и просто для меня, что значит растопить сердце Кришны, Он дал мне миссию служить преданным, заботиться о них и просто мне нужно это делать и я вот сейчас я это понял больше, чем когда бы то ни было. Спасибо Вам большое.

      Махарадж: У кого-то было ощущение раскаяния?

Преданный: Ощущение раскаяния было и было за что раскаиваться, но то, что я хотел сказать, что я все эти минуты после этого опыта лихорадочно думаю “А как бы это сохранить мне, как-бы это использовать, что-ли, этот опыт, в будущем”. И сначала я думал: ну все просто, нужно чтобы просто Вы, Махарадж, собирали нас всех утром и перед джапой так вот отрывали от механистичности и я потом подумал, что со временем эти упражнения они тоже станут механистичными (Махарадж смеется) и Вам придется придумывать новые упражнения, чтобы они так встряхивали, чтобы эта механистичность слетала и на самом деле у меня есть вопрос, чтобы так погрузиться в нужное настроение при повторении мантры нужно ли, означает ли, что опыт и правильная настройка, которая пришла из предыдущих упражнений, они должны быть, а именно вот такое взывание к Вайшнавам, ощущение беспомощности без их милости, доброе отношение к ним и внутреняя молитва об их благе с тем, чтобы, в конце концов, пришло ощущение чувства как Кришна отвечает?

Ответ: Да, обязательно, без этого ничего не полуилось бы, только с этим могло получиться.

Преданный: Последнее упражнение далось мне намного намного сложнее, чем предыдущее, предыдущее, касающееся Ваишнавов, которое мне очень легко далось. Сложность заключалась в том, что удовлетворить Кришну и я думал в начале об этом и первая мысль, которая пришла, это то, что “А я выбросил Кришну из своей жизни, Его нету, я Его убил”. И потом я посмотрел в сердце свое, там Его тоже не было, я убил Его и там, вычеркнул, вытер как-бы, Его нету совершенно. И после этого какие-то лихорадочные такие мысли стали появляться что нужно делать? И я понял, что для того, чтобы растопить сердце Кришны мне тоже милость Кришны, я очень сильно в ней нуждаюсь, очень сильное такое ощущение, что я нуждаюсь в Кришне прямо сейчас … как преданные говорят, эта эмоция достигает аппогея, тогда ком в горле появляется, слезы выступают, что может быть впервые в жизни я почувствовал, что Кришна мне очень нужен, Он реально мне очень нужен и даже для того, чтобы растопить Его сердце, мне тоже нужна Его помощь, чтобы Он мне помог, подсказал, как это сделать и так далее.

Преданная: Матаджи вот здесь очень просятся.

Парвати: Я не знаю, насколько получилось у меня растопить сердце Кришны, но мое сердце Он растопил и буквально слезы они полились с самого начала, как только было получено задание, потому что я посадила в круг маленького мальчика, ему примерно шесть лет и он не то, что не хотел сначала растапливать сердце свое, он не хотел даже сидеть, он постоянно рвался куда-то, у него были более интересные занятия и он вертелся и никак не хотел оставаться. И этот мальчик, я вспомнила, когда мы в этом году обходили Говардхан, там в ашраме санньяси в садочке там был удивительный такой Гири-радж и я почему-то увидела, что это маленький мальчик, ему как раз ну не больше шести лет, он был с пухлыми щечками и вот именно этот мальчик он сидел в этом кругу и пытался убежать от меня. И тогда я ну просто не знала, что делать и попыталась взять его на колени и посадила его к себе на колени и потом уже мантру ему пела как колбельную, я не знаю, насколько мне удалось растопить его сердце или нет, но мое он точно украл.

Махарадж: Уже много времени слишком. Савьясачи скажи еще ты и закончим.

Савья Сачи: Я представлял себе Кришну в начале передо мной, закрыл глаза, чтобы не мешал ковер, без Кришны который, и как-то я так подумал, вот Он там, во Вриндаване и сама Его же энергия, энергия наслаждения, Шримати Радхарани доставляет Ему массу удовольствия и наверное, как бы я сам лично не смог бы доставить Ему удовольствия и я начал представлять, что я помогаю Ей, потом я понял, что я не вписываюсь в эту ситуацию (смех), что я не совсем Ей помощник и я как-то сразу в своем уме переставил себя на следующее звено, чуть подальше, туда к Лалите и Вишакхе и подумал, что тоже не вписываюсь, даже по запаху своей одежды уже туда не вписываюсь никак (смех) и дальше, дальше, дальше, очень быстро попал в самый конец цепочки, оказался тут же, где мое место

Махарадж: На ковре (смех)

Савья Сачи: Да. И как-то я подумал о последнем звене, через которое я бы смог Ему как-то доставить Ему удовольствие, чтобы Ему было приятно принимать мое служение и все очень быстро перешло в молитву о тех же преданных, как и в предыдущем задании. И когда я заметил, что я молюсь за преданных уже, а не за Кришну, я же хотел с Ним общаться, я сразу переправил, опять начал о Кришне думать и потом незаметно для меня я съехал туда же, вот, и потом я подумал, что, наверное, это и есть тот метод, как я растоплю Его сердце, т.е. Его сердце, оно в Его преданных, Он его вложил туда и там Его сердце и мне не за чем идти туда, куда мне не положено и пока рано и начал просто молиться об этих преданных во второй раз, как я и в первый раз делал и мне как-то сразу легче стало и я даже забыл об упражнении, дочитал свой круг последний. Наверное, я думаю, что это то, как Кришна только и примет мое служение Ему.

Спасибо большое, уже много времени, вы потом можете друг с другом поделиться какими-то своими ощущениями, переживаниями. Я хотел самое последнее упражнение вам дать. Так как мы многих людей обижали, проявляя свою механистичность, машинальность, даже не замечая этого, как правило не замечая … давайте просто, чтобы поставить какую-то точку на этом упражнении попросим прощения у всех всех, кого мы когда-то обидели искренне, потому что, понятно, что милость Кришны приходит к нам через Вайшнавов только, если только они проявляют к нам милость, поэтому давайте все попросим прощения у всех.

Практикум — просим прощения.

Апплодисменты.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.