Диск 86. л. 8
Аннотация:
История строительства Храма в Бомбее. О преодолении препятствий.
***
Я в двух словах расскажу. Наверняка все читали в «Прабхупада-лиламрита» историю эту, но все равно стоит, наверно, рассказать. Это был последний проект Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада уезжал отсюда на Запад. Напротив находится дом Сумати Морарджи и Шрила Прабхупада приходил в этот дом, чтобы давать лекции. Она его приглашала, она его очень уважала. Хотя она сама была и Валлабха-сампрадаи, но ей очень нравился Шрила Прабхупада. У нее была компания «Синдия Стимшип» грузовых кораблей, которые ходили по всему миру. И Шрила Прабхупада стал настаивать: «Пошлите меня в Америку». Она говорит: «Свамиджи, если Вы поедете в Америку, Вы там умрете». «Лучше умереть там, чем не понятно чем заниматься здесь». Она отказывалась.
Шрила Прабхупада сел у нее на ступеньках и сказал, что: «Я не уйду до тех пор, пока у меня не будет билета. Я умру у вас на ступеньках и Вы будете виноваты в моей гибели». Она принесла ему в конце концов бесплатный билет на свой корабль, там были каюты пассажирские. И отсюда она его провожала и когда она провожала его, то сказала: «Вы не вернетесь. Я знаю — ничего хорошего из этого не выйдет». И у Шрилы Прабхупады так и остался неиспользованным этот обратный билет на ее корабль. В течение года он заходил в офис и спрашивал: «Когда следующий корабль, который отправляется обратно», но ему так и не пришлось этим воспользоваться. И потом, когда они приехали в Бомбей, мистер Наер, бывший владелец этой земли, несколько раз ее уже продал до этого. Он получал задаток за эту землю, потом вставлял в договор условие, которое не возможно было выполнить, расторгал договор и получал обратно деньги. Шрила Прабхупада, когда он приходил к Сумати Морарджи на ее программы, он проходил мимо этой земли и еще тогда, в 60-е годы, до того, как он отправился в Америку, он подумал: «Хорошо бы, чтобы здесь был храм». Потом, когда он вернулся, уже с какими-то ресурсами, с учениками, он узнал, что земля продается, он не знал о том, что за всем этим стоит мошенничество, он купил землю, заплатил задаток. И в то время тут были джунгли практически. Тут было несколько домов. Сейчас это очень развитый район, но тогда тут почти ничего не было. Вся земля была заросшая, жили крысы такого размера. И он выписал американских учеников, чтобы они жили здесь. Через пару месяцев они полностью готовы были убежать, потому что тут не было ничего: ни воды, вообще ничего практически, только крысы, тараканы. И сам Шрила Прабхупада, когда он приехал сюда, он жил вместе с преданными в такой же соломенной хижине. Тут было просто несколько соломенных хижин. К тому времени Радхарас-Бихари, главные Божества, здесь уже были сделаны. Преданные в начале в Бомбее останавливались в центре Бомбея в здании, которое называлось Сакаш-Ганга и там поклонялись Божествам. Шрила Прабхупада установил очень высокий стандарт поклонения Божествам. Преданные здесь жили в совершенно жутких условиях. И, вдруг, в какой-то момент Шрила Прабхупада сказал: «Божества должны приехать сюда». Ему сказали: «Прабхупада, это нереально. Мы сами еле выживаем, а нужно готовить шесть предложений в день для Божеств». Шрила Прабхупада сказал: «Божества должны приехать сюда, потому что, если они будут тут, никто не сможет нас этой земли лишить». И он сам приехал, чтоб показать пример, сам жил здесь месяцами в соломенной хижине, пользуясь наравне со всеми преданными теми же самыми удобствами, хотя это были, практически, последние годы его жизни, пока какой-то из жителей… Тут раньше было несколько зданий, чтоб построить вторую фазу им всем купили квартиры и выселили в другие места. Шрила Прабхупада переселился к одному из благоприятно настроенных жителей. Помимо крыс все жители, которые жили на этой земле, были в высшей степени враждебно настроены к преданным. В Индии существует закон, что если на земле кто-то живет, его не возможно выселить. Они арендовали эти здания, но выселить их не возможно было. Для того, чтобы их выселить, им нужно было купить квартиры. Что было сделано много-много лет позже. Но когда только Шрила Прабхупада открывал это место, то тут было, наверно, десятка два враждебно настроенных людей (три четырех- или пятиэтажных здания), которых надо было выселить и плюс очень скоро обнаружилась эта афера, что, несмотря на то, что они заплатили задаток и все остальное, мистер Наер решил провернуть свой фокус. Причем он был очень влиятельным человеком, мало того, что богатым — ему принадлежали какие-то местные средства массовой информации в Бомбее. Шрила Прабхупада сказал: «Мы никуда не уезжаем. Быть этого не может. Тут уже стоит Кришна, Кришна не переезжает». Божества называются Ачала. «Ачала» значит «Их не возможно сдвинуть с места». Он сказал: «Все, Он тут стоит и Он отсюда никуда не уйдет». И началась битва, которая продолжалась 4-5 последних лет жизни Шрилы Прабхупады, за эту землю. С одной стороны, с законной точки зрения, у Наера были все права, хотя в основе этого был обман. С другой стороны у него было гигантское влияние, он был очень влиятельным человеком, богатым человеком. Он начал травлю преданных в средствах массовой информации. Начала распускаться слухи, что все это из ЦРУ. В какой-то момент он натравил полицию. Сюда приехала полиция и полиция стала сносить временные дома, которые тут были построены у преданных. Преданные стали живой цепочкой вокруг хижины, в которой Радхарас-Бихари и практически грудью защищали. Каких-то преданных за это посадили даже в тюрьму. Он настроил всех людей, всех соседей, которые жили, против преданных. Более того, он подкупил адвокатов, которые работали на нас, на ИСККОН и адвокаты стали давать дурные советы, обманывая преданных. Преданные не знали ничего, а они стали им говорить: «Нужно делать так, так, так», чтобы в конце концов мистер Наер выиграл. Шрила Прабхупада путешествовал, ему нужно было руководить всем обществом. Изредка он приезжал сюда. В какой-то момент он приехал, он был в другом месте в Индии и Тамал Кришна Махарадж ему позвонил и сказал, что: «Я подписал отступную, мы уходим с этой земли. У нас нет никаких шансов. Адвокаты нам советуют это сделать. Мы уходим». Шрила Прабхупада ничего не ответил, он положил трубку. И потом в течение года каждый раз, когда к нему приходили гости, он вызывал Тамал Кришну Махараджа и говорил: «Это Тамал Кришна Госвами, он из Америки и он самый большой глупец, которого я знаю». (смех) Практически даже преданные были против этого, потому что до такой степени вся ситуация накалилась, что у них у всех никаких надежд не было. Им единственное, чего хотелось, это покончить с этим и уйти отсюда, чтоб не помнить об этом. Жить в жутких условиях, сражаться с этим враждебным окружением и еще готовить шесть подношений в день Радхарас-Бихари, поддерживать высокий стандарт поклонения…
— Они жили в хижинах?
БВГ: Все жили в хижинах в любую погоду, в сезон дождей. А в сезон дождей здесь все заливает, тут потопы случаются. Шрила Прабхупада месяцами жил здесь. Он говорил: «Это мой самый главный проект» и перед Божествами он дал обет. Он встал перед Радхарас-Бихари, и многое говорят, что это самые любимые его Божества, потому что он для них сделал больше всего, он сказал: «Я для Вас сделаю храм и Вы будете здесь главными Божествами Бомбея». Все кончено было удивительным образом. В какой-то момент Шрила Прабхупада приехал к мистеру Наеру. Мистер Наер пригласил своего гуру — мистика, был йог со спутанными волосами. Шрила Прабхупада сразу раскусил. Он их пригласил. Там была решительная встреча. Их пригласили вместе, они сидели. Шрила Прабхупада их угостил хорошим прасадом. Потом говорит: «Идите поспите, отдохните». Они легли спать. Шрила Прабхупада специально это сделал, чтобы йог-мистик заснул.
Потом, когда йог заснул, он подошел и разбудил одного мистера Наера и говорит: «Идем, у меня дело есть». Он стал ему проповедовать, стал говорить: «Как ты можешь обманывать? Ты не имеешь права обманывать. Это не твоя земля, она принадлежит Кришне. Мы заплатили все, мы заплатим всю сумму, которую мы обещали по контракту. Как ты можешь такое делать?», Тому стыдно стало в какой-то момент, несмотря на годы войны, и он взял и подписал контракт в пользу Шрилы Прабхупады. Иначе говоря, это была битва. Но Шрила Прабхупада видел это. Сам Шрила Прабхупада, мы позже поднимемся в комнаты, которые преданные сделали для Шрилы Прабхупады, прожил в них всего 2-3 дня. На самом верху роскошные апартаменты. И кто-то, я знаю, завидует иногда, думает: «Вот, он в роскоши жил». Шрила Прабхупада даже насладиться этим не мог.
Помню пару лет тому назад я стоял здесь, я видел поток людей, который идет сюда, поток самых разных людей, просто толпы людей, которые в течение дня приходят сюда к Божествам и молятся, и у меня слезы на глазах выступили. Шрила Прабхупада видел это, он видел, если тут сделать все как нужно, то люди будут приходить и этот храм будет очищать людей. Тысячи людей приходит. На Джанмаштами сюда приходит 150 тысяч человек, за один день проходит через это здание, чтобы как-то поклониться Кришне и что-то сделать. И именно благодаря этому храму, за который Шрила Прабхупада боролся, отношение к преданным изменилось полностью. И его виденье какое было? Он хотел сделать штаб-квартиру здесь, в Бомбее, для всего ИСККОН в Индии. Он хотел, чтобы здесь сосредоточились какие-то ресурсы и отсюда потом строились другие храмы в Индии, чтобы Миссия развивалась именно из этого центра. Сейчас они делают это. Сейчас, благодаря каким-то их планам, строятся храмы в Аллахабаде, в других местах. Это видение тоже реализуется. Здесь рядом Джуху-бич, на котором Шрила Прабхупада провел много прогулок и все эти прогулки с Бхакти Сварупой Дамодарой Госвами тоже проходили здесь. И он здесь установил Бхативеданта институт, то есть институт Бхактиведенты, который должен проповедовать ученым. Кантарадж прабху сейчас один из тех, кто возглавляет институт Бхактиведанты здесь. Он нам, может быть, потом покажет, что они сделали. Сергей аспирант в этом институте Бхактиведанты, он работает над своей докторской диссертацией. Здесь они изучают вопросы интеллекта, соотношения ума, познания и так далее. И у нас тут свой человек есть в этом заведении тоже. Еще раз, это одна из тех историй, которая показывает удивительную силу виденья Шрилы Прабхупады. У него было виденье, он видел насквозь, на много-много лет вперед и удивительная решимость, совершенно непоколебимая. Вся его миссия начиналась здесь и вся его миссия, в каком-то смысле, закончилась здесь, то есть такая драматическая интрига. Он уехал отсюда, это был последний проект. Отсюда он уезжал в 1977 году во Вриндаван, чтобы уже там оставить свое тело. Шринаджи прабху, которого мы видели вчера, увозил его из Бомбея, отсюда, из храма на Джуху. Он даже не успел открыть этот храм. Храм открылся уже после ухода Шрилы Прабхупады, но он был практически завершен о построен.
— Сколько лет уже?
БВГ: В 1977 году он открылся.
— А, вроде бы, в книге Сатсварупы Махараджа это описывается чуть по-другому? Что Наер умер, а его жена уже после этого передала все права. А вот эта история где-то в Америке, по-моему, произошла.
БВГ: В конце концов подписала жена, он умер, да. Но с гуру-мистиком тоже там был какой-то прорыв, он его уговорил на что-то.
— Может на счет отступной как раз?
БВГ: Может быть, потому что мы подписали отступную. У нас, практически, с юридической точки зрения вообще никаких прав не осталось. Но тем не менее.
— Почему он подписал?
БВГ: Адвокаты посоветовали. Они сказали: «Вот так нужно сделать. Все равно шансов никаких нет. Так вам лучше будет». Адвокаты же могут, они знают как.
— Сказали, что отдадут задаток, если подпишут, и есть шанс получить обратно деньги.
— Я когда эту историю впервые услышал, как Вы сказали, был сильно поражен способностью Прабхупады видеть. Кришна, к примеру, говорит о чрезмерных материальных усилиях и иногда действительно нужно понять, что мы не в том направлении движемся. Но в данном случае только благодаря тому, что Прабхупада просто видел, да?
БВГ: У него виденье было, он просто видел это.
— Ну и как же, Бхактивинода Тхакур сказал: «Если так слишком много препятствий, что-то из этого хорошее выйдет». Это абсолютное руководство к деятельности для преданных? Если мы сталкиваемся с трудностями надо упираться во что бы то ни стало или нет?
БВГ: Я думаю смотря какие трудности. Разум должен быть. Но в любом случае нужно понимать, что духовные вещи просто так не даются, они все равно даются трудом. И когда человек вкладывает труд, он вкладывает в это сердце свое и, вкладывая в это сердце свое, он одухотворяет все. На самом деле тут все это развивается до сих пор благодаря энергии, которую Шрила Прабхупада вложил сюда на тонком уровне. И когда человек сталкивается с препятствиями, это для него определенный повод, чтобы еще больше этой энергии вложить. Здесь можно не сомневаться в ом, что у этого проекта все равно сеть будущее так или иначе. Хотя мы видим, что он, может быть, немножечко больше ориентирован на какие-то коммерческие цели сейчас, к сожалению, в силу каких-то тех или иных причин, но все равно я не думаю что нужно как-то пренебрежительно к этому относиться, потому что, если мы посмотрим реально, что делает этот храм, сколько людей может действительно соприкоснуться с Движением Господа Чайтаньи здесь. До Шрилы Прабхупады в Индии Господа Чайтанью знали единицы практически. Шьямасундара прабху говорил: «Когда мы приехали в первый раз, про Кришну мало кто знал даже». Не то, что не знали. Все знали — Кришна, «Бхагавад-гита», но чтобы «Харе Кришна» называли рестораны, магазины или, я не знаю, что еще, то этого не было. Шрила Прабхупада сделал это благодаря своему виденью, своей решимости, своему пониманию того, что это нужно в конце концов людям.
— Также это место занесено в туристическую книгу. То есть тут очень много туристов со всего мира приезжает.
БВГ: В свое время Индрадьюмна Махарадж, у него были сложности в Польше очень большие, потому что римская католическая церковь в Польше возмущалась против его проекта. Что он сделал? Он приехал сюда, в храм на Джуху, пригласил польского консула, потому что практически все посольства имеют консульство в Бомбее, это первый по значению город, даже более значительный чем Дели, показал ему весь этот проект, рассказал обо всем этом. Консул до такой степени вдохновился тем, что он увидел, потому что до этого пропаганда, которая была в Польше, — это секта, какая-то нехорошая секта. Консул лично связался с президентом, рассказал все и президент со своего уровня остановил травлю преданных в Польше, благодаря тому, что он один раз пришел сюда и посмотрел что тут происходит и как, увидел какие люди сюда приходят и т.д. Опять же, это виденье Шрилы Прабхупады, потому что он хотел, чтобы люди уважали Господа Чайтанью. Как Господь Чайтанья специально для того, чтобы люди уважали Его, Он принял санньясу, чтобы люди не совершали оскорблений. Точно то же самое Шрила Прабхупада делает.
Потому что когда люди совершают оскорбления, а иногда, что греха таить, преданные сами провоцируют их на оскорбления будучи незрелыми в каком-то отношении людьми, Шрила Прабхупада хотел чтобы люди по крайней мере уважали движение Господа Чайтаньи. Как это делать? Это можно делать с помощью каких-то символов, айшварьи, и в каком-то смысле этот храм является символом и символом того, чего Шрила Прабхупада хотел
— Сейчас это фешенебельный район. Сколько людей здесь живет? Как они приходят?
БВГ: Один из самых фешенебельных районов. Самые богатые люди в Индии это Хиндуджи. Их резиденция прямо напротив, в двух минутах ходьбы. Они каждое утро приходят сюда на даршан. Это семья, клан. У них в Лондоне есть своя резиденция и здесь своя резиденция. Когда они в Лондоне, они приходят в храм на Сохо-стрит. Каждое утро. Всегда, когда я там, они всегда на гуру-пудже Шрилы Прабхупады и на приветствии Божеств. Ни одного раза не были, если они там, то один брат или два брата, или три брата, но они все тут. Когда они здесь, они приходят сюда на гуру-пуджу Шрилы Прабхупады и на приветствие Божеств.
— Сегодня были?
БВГ: Я не видел сегодня.
— Они тоже участвовали в этом проекте?
БВГ: Они участвовали в этом проекте, они участвовали в делийском проекте. Самый большой вклад в делийский храм, который Гопал Кришна Махарадж построил. Они собираются участвовать в московском проекте. У нас есть dеvelopment board, комитет индийских бизнесменов, и Хиндуджи там тоже есть. Это район, где все боливудские звезды живут: Мита Бачан, Хема Малини тоже тут рядом живет (я не знаю боливудских звезд). Они все приходят сюда. Сур дас знает всех этих звезд, он самой первой величины и благодаря ему мы приглашали Пандита Джас Раджа, у которого академия своей музыки в Америке и здесь. Он приходит сюда все время в этот храм. Хема Малини ездит. Практически это ее театр, она здесь. Гопал Кришна Махарадж ей сказал, что она должна делать балеты про Кришну. Она сделала балеты про Кришну начиная с детства, всю жизнь Кришны.
— Она сама ….?
БВГ: Ну, она уважает очень Гопал Кришну Махараджа. Я не знаю ученица она или нет.
— Мне кто-то говорил про Локанатху Свами.
БВГ: По-моему нет.
— Делийский храм тоже…?
БВГ: Делийский храм стоил больше, около 12 миллионов долларов. Это, по-моему, даже без музея. А все эти выставки, экспозиции еще сколько-то.
— Я слышал, если я не путаю, кто-то рассказывал на лекции, что Радхарас-Бихари сначала явились на каком-то фестивале.
БВГ: Да, на самом деле Их установили когда был фестиваль на Кросс-майдане. Кросс-майдан это площадь в центре Бомбея. Шрила Прабхупада, когда приехал в Бомбей, он устроил там фестиваль и туда каждый вечер приходило по 10 тысяч человек на его программы. Там Радханатха Махарадж с ним впервые встретился и там же впервые установили Радхарас-Бихари. Кросс-майдан недалеко от Чаупати. И потом, когда Радхарас-Бихари привозили, Их везли по пляжу, и из Чаупати их привезли сюда. То есть эти два места каким-то образом связаны в любом случае, хотя тогда о храме на Чаупати еще никто не знал, тогда даже в проекте его не было. Проповедь начиналась там и пришла сюда.
— Говорили, что сначала Их звали Радха-Гопинатх. Один индус отсюда послал Божества в Австралию преданным. А преданные там переехали с одной квартиры на другую, не оставив адресов и Они прождали около месяца на почте, после чего Их вернули назад. И этот человек подумал: «Ну, что делать?». И он отдал Божества на фестивале Шриле Прабхупаде. Шрила Прабхупада Их там установил, а потом привез для себя.