Дварака (25.01.2007 г.) Официальная доктрина в храме Дваракадхиша

Диск 86. л. 13

В Джаннатха-пури, в Двараке, в Бадарик-ашраме, в Шрингери и во многих других храмах, таких как, например, храм Гуруваюр стандарт поклонения установил Шанкарачарья во время своего дик-виджая ???. Когда он путешествовал, он  во всех четырех направлениях Индии в стратегических местах свои матхи построил, четыре основных своих матха. На юге это Шрингери, на севере Бадарик-ашрам, на востоке это Джаганнатха-пури Говардхан-матх и в Двараке на западе. И что он делал? К тому времени он был реформатором. К тому времени пришло в упадок поклонение в храмах, еще что-то. Он приходил в храм и реформировал все. Его могущество было так велико, что люди просто следовали тому, что он говорит. Он устанавливал систему поклонения. И во всех этих храмах практически, это все храмы Вишну, В Джаганнатха-пури это храм Вишну, Дварака:  Адишета — храм Вишну, Бадарик-ашрам Бхадри-Нарайан это храм Вишну ???. И он установил систему, утвердил свои матхи. И так как он является самым уважаемым ачарьей по-прежнему, из всех ачариев все равно Шанкарачарья универсальным уважением пользуется. Его приемники, в общем-то, считаются официально главами индуизма. У них тысячи, тысячи, тысячи последователей.  Сами брахманы могут быть вайшнавами, могут быть шиваитами, но как правило они  вайшнавы, которые поклоняются тут. Они вайшнавы сами, но официальная доктрина при этом адвайта-веданта у них может быть. То есть они стремятся не к любви к Кришне, не к бхакти, а к освобождению. В сущности, даже в четырех вайшнавских сампрадайах цель — мукти, освобождение. Официально, когда у них спросишь чего они хотят, они говорят: «Мы хотим освобождения», вайшнавского освобождения — салокйа-мукти, сварупйа-мукти и т.д. Одна только единственная сампрадайа, которая говорит о том, что према — пумарта-мохан ???, высшей целью человека является любовь к Богу, это Гаудиа-сампрадайа.

— Еще раз расскажите, пожалуйста, за всем стоит план Кришны, в чем в данном случае план заключался? Почему Он именно так устроил, что через Шанкарачарью установил поклонение и причем таким главным, основным?

БВГ: Шанкарачарья пришел по просьбе Кришны сюда. «Падма-пурана» описывает как Кришна дал приказ Шиве, чтоб он пришел сюда, чтоб он, собственно, начал Кали-югу. Кали-юга началась с Шанкарачарьи по-настоящему, когда он начал проповедовать это. И, если объяснять это другим, философским языком, то что, собственно, получилось? Ведическая система дает некое полное целое. Это полное целое в результате влияния времени (са каленеха махата його наштах парантапа  (БГ 4.2)) подвергается эрозии и разрушается. Кульминацией этой эрозии является буддизм, который объявляет, в конечном счете, что цель — ничто, пустота, что Бога нет, души нет. Это некая полная антитеза полной ведической религии.  Есть некая полная религия, она начинает деградировать и постепенно она доходит до состояния шунйавады. Теперь, дальше, что происходит? Происходит прямо противоположный процесс. Когда все дошло до нижней точки, до шунйавады, начинается постепенное восстановление утраченной полноты целого. И первым шагом по восстановлению этой полноты является майавада Шанкарачарьи, которая, в сущности, крипта-буддизм, то есть замаскированный буддизм, но мало чем отличается от буддизма. Однако она восстанавливает авторитет Вед. Дальше приходит Рамануджачарья с его вишишта-адвайтой. Он говорит «адвайта, да», он соглашается с Шанкарачарьей, что адвайта, но говорит: «Особая адвайта». Потом приходит Мадхвачарья со своей шуддха-двайтой и Нимбарка и Вишну Свами и они постепенно, кирпичик за кирпичиком, разрушенную полностью  концепцию Вед начинают восстанавливать. Пока не приходит Господь Чайтанья и не кладет последний кирпичик и говорит: «вот оно, восстановление бытия». Бытие становится полным только тогда, когда у человека появляется любовь в сердце, у души появляется любовь в сердце. Причем не просто любовь, а любовь в самом высшем ее проявлении. То есть это некая синусоида, где нижней точкой синусоиды является буддизм, высшей точкой является Гаудиа-вайшнавизм.

— В течение жизни это происходит периодически?

БВГ: Конечно. Это и на протяжении исторических каких-то эпох и на протяжении одной человеческой жизни есть некая синусоида религиозности, скажем так. И из всех религиозных систем низшей точкой является буддизм, сама идея буддизма, пустоты, когда в конце концов все объявляется ничем. Есть бытие во всей его полноте, нужно его объяснить. Как объяснить это бытие? «Ничего за этим нет. Его нет. Это все иллюзия». Потом крипта-буддизм чуть-чуть больше. Они говорят: «Вйавахарика. На условной платформе, на платформе обыденного сознания есть некая реальность, но на самом деле в конечном счете это иллюзия». Дальше происходит постепенное восстановление всей полноты реальности в концептуальной форме. И вся полнота реальности в концептуальной форме включает понимание того, что Бог реален, джива реальна, этот мир реален и главное, что связи, которые превращают его в единое целое,  и которые, в сущности, являются любовью, потому что именно любовь скрепляет этот мир, тоже является высшей реальностью.

— Но говорится, что Господь Чайтанья, опять же, во всей полноте эту концепцию ачинтья-бхеда-абхеда-таттву не проповедовал. Или это неправильно? Тогда получается никогда не было этой полной полноты?

БВГ: Бхеда-абхеда была до этого Баскарачарья, один из комментаторов «Веданта-сутры», предшественник Шанкарачарьи, по его концепции была бхеда-абхеда. Другая бхеда-абхеда, не наша бхеда-абхеда, не ачинтья-бхеда-абхеда, бхеда-абхеда, которую мы не признаем. Но бхеда-абхеда всегда была. И, в сущности, бхеда-абхеда это объяснение Вед или Упанишад. Только Веды, «Упанишады» или «Бхагавад-гита» может быть объяснена, если мы концепцию бхеда-абхеды принимаем. Бхеда-абхеда заложена в самих изначальных Ведах, «Веданта-сутре», «Упанишадах». На концептуальном уровне Господь Чайтанья ее дал во всей полноте. Но в принципе она была для людей, которые писали те же самые Веды и «Упанишады», они исходили или отталкивались от понимания бхеды-абхеды.

— Раньше это открывалось в ходе медитации….

БВГ: Господь Чайтанья сделал это более доступным.  Кришна говорит о бхеда-абхеде.  Как можно сказать, что не было бхеда-абхеды, если Кришна говорит в «Бхагавад-гите» об этом.  Просто, когда люди пытаются осмысливать то, что они делают, они берут какую-то часть этой реальности, кусочек реальности.

— Вы сказали, что Шанкарачарья символизирует начало Кали-юги?

БВГ: Шанкарачарья символизирует начало Кали-юги в том смысле, что Кришна сказал ему: «Отправляйся на Землю, проповедуй майаваду для того, чтобы люди расплодились». Потому что косвенно майавада, или проповедь пустоты, бессмысленности жизни, стимулирует человека плодиться и размножаться. В конечном счете именно это. Поэтому его мантра:   нирвишеша шунйавади. Весь запад поражен нирвишешей и шунйавадой.

ВОПРОС: Он сам себе написал эту мантру?

БВГ: Бхактисиддханта Сарасвати говорил о том же самом, что весь мир поражен. Это философия Кали-юги. В конечном счете эта философия всегда будет преобладающей философией Кали-юги. Но Господь Чайтанья по милости Своей тоже дает нам альтернативу.

— Именно этот момент, что альтернатива, но она не предназначена для всеобщего…, то есть никогда не надо ожидать, что это будет всеобщем взглядом.

БВГ: Преобладающей философией в этот век всегда будет майавада.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.