Маяпур (16.02.2007 г.) Храм Джаганнатха

Диск 86. л. 20

Позвал вас сегодня сюда по нескольким причинам. Одна причина — многие из вас только что приехали из Джаганнатха-пури и чувствуют разлуку с Господом Джаганнатхой. Чтобы как-то утешить боль этой разлуки, мы пришли сюда и сегодня можем молиться здесь Господу Джаганнатхе, чтоб Он помог нам понять аударья-лилу Господа Чайтаньи. На самом деле Навадвипа-дхама это самая сокровенная из всех дхам Господа. И понять Господа в образе Господа Чайтаньи очень сложно. Но здесь в этом месте, которое не отлично от Джаганнатха-пури, мы можем,  имеем полное право просить Господа Джаганнатха исполнить это желание и помочь нам  погрузиться в настроение великодушия, щедрости, сострадания, которое царит здесь, в Навадвипе. 

Еще одна причина, по которой я привел вас сюда, заключается в том, что я подозреваю, что у некоторых из вас есть какие-то материальные желания (смех). Мы не будем делать опрос общественного мнения. Господь Джаганнатх здесь, в этом храме славится тем, что Он исполняет все желания Своих преданных. Есть одно маленькое условие, о котором я расскажу чуть-чуть позже. Но здесь Господь очень милостив. Он милостив в Джаганнатха-пури, но здесь к Его настроению Господа  Вселенной в Джаганнатха-пури, который милостиво исполняет все желания людей, которые приходят к Нему, добавляется еще сострадание Господа Чайтаньи.  У нас было собюрание GBC и вел нас через это собрание замечательный преданный, ученик Шрилы Прабхупады, Гопал Бхатта прабху. Он, по сути дела, сейчас взялся за то, чтобы как-то реформировать в значительной степени ИСККОН. И он рассказал историю, связанную с Господом Джаганнатхой и с Джаяпатакой Махараджем.

Несколько лет тому назад он приехал в Маяпур с очень сложной миссией. В Америке были большие сложности, проблемы. Американские преданные сказали: «Никто кроме тебя ИСККОН в Америке спасти не сможет, ты должен взяться». Джаяпатака Махарадж вызвал его к себе на обед и сказал: «Тебе никто не поможет. Задача, которая перед тобой стоит, не по плечу ни одному человеку. Но я знаю одного, кто тебе может помочь. И это не Мадхава в Маяпуре, Он желания не исполняет. Он слишком поглощен, Он играет на флейте, вокруг Него Его преданные. Недалеко есть храм Джаганнатхи. Иди туда и молись и Он исполнить все твои желания». Он говорит: «Я пришел. Стал молиться, молиться, молиться. Целый день провел. И все свершилось, все как нужно».

Я вас достаточно заинтриговал? (смех) Господь Джаганнатх здесь появился и с самого начала стал совершать чудеса, даже еще до того, как Он появился здесь. В «Навадвипа-дхама-махатмье» Бхактивинода Тхакур описывает, что это место в Навадвипе не отлично от Джаганнатха-пури. Все святые места находятся здесь, в Навадвипа-дхаме. Но это место Джаганнатха-пури и многие тысячи лет тому назад Джаганнатх появился здесь. Демон Рактабаху, «рактабаху» значит «кроваворукий», стал преследовать брахманов, убивать их и есть. Это было его любимое блюдо. И одновременно с этим он разрушал храмы, осквернял Божества и в конце концов он стал приближаться к Джаганнатха-пури. И брахманы обратились к Господу Джаганнатхе и стали умолять Его, чтобы Он спас храм и самого Себя от  разрушения. Они стали говорить Ему: «Не важно если он съест нас, пусть ест, пусть подавится (смех). Но чего мы никогда себе не простим ни в этой жизни, ни в следующей, ни в миллиарде предыдущих это если он осквернит Тебя и Твой храм. Спаси Себя». Господь Джаганнатха явился к ним во сне и сказал: «Я знаю как Меня можно спасти». Он появился перед шабарами. Вы все в Джаганнатха-пури знаете эту историю, как шабары служат ему и исполняют самое сокровенное служение во время Навасары или во время других церемоний. И Он сказал шабарам: «Возьмите Меня и ночью увезите Меня отсюда. И мы будем ехать с вами по ночам, а днем мы будем прятаться». И шабары забрали Господа Джаганнатха из храма в Джаганнатха-пури, погрузили Его на повозку и тайком повезли через леса. В течение 12 дней они ехали останавливаясь на ночлег в джунглях. Они кормили в этот момент Господа Джаганнатху лесными ягодами и плодами, как Он привык. Он чувствовал, что вернулись Его молодые годы, когда Он как Нила-Мадхава принимал поклонение от шабары. В конце концов они приехали сюда и шабары стали ухаживать за Ним. И до сих пор соседние деревья шагара-бханда в честь шабаров, которые когда-то жили здесь.  И до сих пор потомки этих шабаров живут здесь, в этой местности. И долгое время Он оставался здесь пока опасность не миновала, пока демон Рактабаху не был убит. Потом Он вернулся обратно в Нилачалу, но только внешне. На самом деле Он остался здесь и всегда остается здесь. Тот Джаганнатх, который в пури, не настоящий. (смех)  Настоящий Джаганнатх находится здесь. К тому Джаганнатху не пускают, к этому пускают всех. И 400 лет тому назад Джаганнатх снова проявил Себя здесь. Когда Джаганнатх хочет появиться, Он всегда пользуется помощью или служением Своего преданного. И тут, в этой деревне, жил потомок шабаров, может не потомок шабаров. Его звали Джагадиш  Гангули или Гангападъяи. На самом деле правильно Гангападъяи. И этот Джагадиш Гангападъяи был преданным Господа Чайтаньи. Каждый год он ездил на Ратха-ятру вместе с другими спутниками Господа Чайтаньи, чтобы увидеться с Ним.

Но он состарился и преданные, которые ездили в Джаганнатха-пури или ходили в какой-то момент отказались брать его с собой. Они сказали: «Ты слишком старый». И кроме того он ослеп от старости и от болезни. Катаракта поразила его зрение. Он остался здесь, преданные ушли на Ратха-ятру в Джаганнатха-пури. Он стал плакать своими слепыми глазами здесь, в этой деревне,  и стал говорить: «Что ж такое? Неужели я настолько греховен, что я не смогу увидеть ни Господа Джаганнатху, ни Господа Чайтанью и я навеки останусь здесь». И Джаганнатх пришел к нему во сне. И он стал смеяться. У Него большая улыбка. Стал хохотать: ха-ха-ха-ха. Джагадиш Гангападъяи стал говорить: «Ты чего смеешься? Что смешного? Я плачу, а Ты смеешься». «Не плачь, все к лучшему. Ты прозреешь». С самого начала Джаганнатх пообещал ему: «Если хочешь Меня увидеть, Меня увидишь. Завтра утром, когда ты пойдешь омываться в Ганге, Я ударюсь об тебя в виде большого бревна. Ты должен будешь вытащить это бревно и найти скульптора прокаженного и попросить его, чтобы он сделал мурти из этого бревна».  В следующее утро он пошел в Гангу. Ганга в то время протекала не так далеко отсюда, и стал омываться. И его ударило большое бревно. Он позвал деревенских жителей. Они с трудом вытащили это бревно на берег и стали искать скульптора. И в конце концов нашли в соседней деревне скульптора, который был прокаженный. Скульптор сказал: «Вы смеетесь на до мной». У него пальцы стали гнить. Во сне Джагадишу Гангури Джаганнатх пообещал, что: «Скульптор тоже излечится от своей болезни если он сделает Мое изображение». Джагадиш стал просить его, умолять. Скульптор стал ему говорить: «как я смогу сделать Джаганнатха? Во-первых, это оскорбление. Из моего тела течет гной, из моих пальцев течет кровь. Кроме того, я не могу держать даже стамеску, чтобы вытачивать Его. Ты смеешься на до мной» Тогда Джагадиш Гангури ответил: «не я смеюсь над тобой, Джаганнатх смеется над всеми нами. Он хочет, чтобы ты сделал Его изображение. Он хочет излечить тебя. Если ты хочешь излечиться, то ты должен сделать это».  тот, превозмогая боль, взял в руки стамеску. Каждый удар отзывался страшной болью в его теле. Кровь текла. Но тем не менее, несмотря ни на что, он продолжал вытачивать Господа Джаганнатху таким, как мы видим Его. Когда Джаганнатх в Своей законченной форме, во всем великолепии предстал перед ними в этот момент… Постепенно его раны затягивались и в конце концов даже пальцы, по преданию, отросли , те, которые отпали. И в тот же самый миг Джагадиш Гангули прозрел. С самого начала Своего пребывания здесь Джаганнатх исполнил на первый взгляд два материальных желания — Он излечил слепого от его слепоты и дал человеку, у которого отсыхали руки, возможность снова трудиться.

Потом история продолжается. Потомки Джагадиша Гангули стали поклоняться Ему, но постепенно, постепенно, по той или иной причине,  поклонение стало сходить на нет. Джаганнатху предлагали пищу сначала каждый день по много раз, потом по два раза, потом по одному разу, потом один раз в неделю, потом два раза в месяц в полнолуние и новолуние, потом один раз в месяц в полнолуние. Потом один раз в год. И в конце концов забыли о нем. Много-много лет прошло. Храм, в котором Он находился, остатки этого храма находятся  сзади, пришел в беспорядок и вокруг Джаганнатха вырос большой муравейник, термитник. Термиты питаются деревом. И 70 или 80 лет тому назад преданный, живший в этой деревне, проходил здесь мимо, тогда тут был лес и особенно не было никаких людей, услышал голос: «Я хочу пить. Я хочу пить. Я хочу пить». Сначала он пытался отогнать, потому что он оглянулся, но никого вокруг не было. Но голос продолжал настойчиво звать: «Я хочу пить. Я хочу пить». Он стал искать откуда идет голос и понял, что голос идет из муравейника. И он увидел, что на муравейнике растет необыкновенной красоты синий цветок. Он позвал соседей своих из деревни. Они стали раскапывать этот муравейник и обнаружили там Джаганнатха, Баладеву и Субхадру.

Шри Шри Джаганнатх-Баладев-Субхардра — ки джая.

Они стали Его поить, кормить и Джаганнатх очень обрадовался поначалу (смех), восстановили Его небольшой храм, который был там. На самом деле место это особенное. Тут есть еще один обитатель. Сзади, вот там вот, находится кальпа-врикша, дерево, которое исполняет все желания. И под этим деревом стоит Господь Шива, которому в этом месте поклонялись испокон веков, многие тысячелетия тому назад. Я расскажу чуть-чуть позже историю, связанную с этим.  И пуджари поклонялся Ему, но потом он понял, что если он не передаст Джаганнатха в более надежные руки, то Его постигнет та же судьба, которая постигла Его 200 лет тому назад. И он, в конце концов, чувствуя слабость и чувствуя, что ему осталось не долго жить, перед самой своей смертью позвал ИСККОН и сказал: «Джаганнатх пришел ко мне во сне и Он хочет, чтоб ИСККОН поклонялся Ему здесь.  Хари бол.  Позвали Джаяпатаку Свами. Джаяпатака Свами сказал: «Хорошо, ладно, мы будем Ему поклоняться». И пуджари сам, по своей инициативе ста поклоняться Ему. Пуджари с храма Маяпур-Чандродая-мандира  стал приходить сюда, поклоняться Ему. Некоторое время спустя он спросил у Джаяпатаки Махараджа: «А можно мне поклоняться?». Джаяпатака Махарадж сказал: «Нет, нельзя. До тех пор, пока это все не переведут на наше имя, до тех пор пока не будет это нашей собственностью, мы поклоняться не имеем права». Пуджари испугался в этот момент сказать, что он уже начал поклоняться, что он уже кормит Джаганнатха, что уже делает Ему пуджу. И он ничего не сказал. Но сказал: «Раз мой гуру не разрешает мне, значит я не буду поклоняться» и он закрыл этот храм на замок и ушел. Прошло 2-3 дня и ночью он увидел сон. Он увидел сон как будто бы он приходит сюда, в храм Джаганнатха, открывает дверь, которую сам закрыл на замок, открывает алтарь и видит, что алтарь пустой — ни Джаганнатха, ни Баладевы, ни Субхадры. Ночью он думает: «О, что случилось? Что произошло? Я оскорбитель. Они убежали куда-то». Он выбегает и видит как Они изо всех сил бегут куда-то через поле. И он кричит: «Вы куда, Вы куда». Они говорят: «Мы в ИСККОН. Мы бежим в ИСККОН. (смех). Нам сказали, что там Мадхаву как следует кормят, (смех) а здесь нас не кормят». Пуджари проснулся в холодном поту, побежал к Джаяпатаке Махараджу, признался ему во всем и сказал, что: «Они убегут». Джаяпатаки Махарадж говорит: «Иди  и сразу же начинай поклоняться»

И была другая история такого же плана. Когда в окрестностях начались бунты — мусульманско-индусские столкновения. Пуджари, который ухаживал за ними, испугался за себя, за свою дочку, за свою семью. И он подумал, что: «Тут небезопасно находиться, я далеко нахожусь от основного храма». Он закрыл храм, закрыл алтарь и уехал к себе, в какую-то безопасную деревню. Через два дня отсюда прибежали мусульмане. Мусульмане упали ему в ноги и стали просить: «Возвращайся скорее».

Он говорит: «Как я вернусь? Тут моя дочь в безопасности». Мусульмане сказали: «Мы будем охранять сами тебя и твою дочь, только возвращайся». «Что случилось то?». «Не знаем что, но там какие-то вопли и крики голодные раздаются из вашего храма (смех) и мы не знаем чем это все закончится. Ты возвращайся пока что-нибудь плохое не случилось». На самом деле Джаганнатх здесь исполняет множество желаний. Есть огромное количество историй. Если попросить Джананиваса прабху или Панкаджанги прабху, они могут часами рассказывать все истории, связанные с Джаганнатхом.  Одна знаменитая история:

В самом начале, когда только начали поклоняться, еще не было этого храма, (а этот храм, кстати говоря, тоже возник особым образом. Потом расскажу как он возник)  пуджари ездил на велосипеде поклоняться  и оттуда, из большого храма привозил еду, для того, чтобы Им предлагать. Он приехал однажды и к своему удивлению и ужасу обнаружил, что он забыл туласи положить на подношение.. Тут туласи не росло нигде в округе. Возвращаться назад значило потратить полчаса туда, полчаса обратно, бхога бы  остыла. И он стал перед Господом Джаганнатхой и стал умолять Его: «Пожалуйста, прости меня за мои оскорбления. Я знаю, что Ты не принимаешь никакой бхоги, если листик Туласи не лежит на ней. Но сделай исключение на сегодня и покушай без листика Туласи, я Тебя очень прошу». И он положил все, закрыл алтарь. Через 15 минут пришел, открыл алтарь. Когда он открыл алтарь, то к своему удивлению увидел красивые, ароматные цветки Туласи, лежащие на каждом блюде. Джаганнатх Сам о Себе позаботился.

Есть множество других историй, связанных с этим. В частности, этот храм возник тоже в результате желания одного преданного — Харишаури прабху. Харишаури прабху в то время был в GBC в Австралии и они поставили перед собой задачу распространить за марафон сто тысяч книг и собрать какое-то количество денег. Харишаури прабху пришел сюда к Господу Джаганнатху, тогда Он бы в маленьком мандире, и стал молить Его. И стал говорит: «Мой дорогой Джаганнатх, Ты Господь Вселенной. Если Ты поможешь нам распространить сто тысяч книг, мы Тебе, так и быть, храм построим».  Подписали контракт (смех). Джаганнатх исполнил их желание. Харишаури пришел сюда и построил этот храм.

Хари бол.

И я знаю, что, наверняка, в умах многих из вас возникает сомнение. И у меня тоже возникают сомнения, когда я слышу такого рода истории — имеет это какое-то отношение к чистой бхакти? И мне хотелось рассказать еще несколько вещей, связанных с этим местом, чтобы подтвердить, что это имеет непосредственное отношение к чистой бхакти. Я уже сказал, что сзади есть кальпа-врикша — дерево желаний. Но там есть особый Шива-лингам. Говорится, что в этом месте Шива и Парвати совершают аскезу. И можно видеть там этого Шиву. Он не похож на другие Шива-лингамы, видно, что он аскезу совершает. Когда только ИСККОН взял на себя поклонение в этом месте, они не знали всех тонкостей местных и пуджари однажды, делая какое-то служение для Господа Джаганнатха, ногой задел этот камень. Он думал, что это обычный камень, который лежит под деревом. Тот час же его пронзила страшная боль. Он не знал, что с ним случилось. У него онемело все тело. Каким-то образом он взгромоздился на велосипед, чтоб поехать обратно. Во время своей обратной поездки он несколько раз падал с велосипеда. Боль сотрясала его тело. Он вернулся, он почти приполз обратно в Маяпур  У него стали распрашивать что случилось, он говорит, что вот так и так: «Я задел какой-то камень». И кто-то, кто знал, сказал ему, что это не просто камень, это Шива-лингам. Его привезли обратно сюда и он сделал пуджу этому Шива-лингаму и боль прошла.

Другая история, связанная с этим местом, тоже недавно случилась. Когда пуджари отдыхал в тени этого дерева. Было жарко. К нему пришел какой-то человек во сне со спутанными волосами и стал говорить: «Я умираю от жажды, я умираю от жажды». Пуджари проснулся, стал оглядываться вокруг и увидел этот Шива-лингам пересохший. И с тех пор он всегда поливается молоком и водой, чтобы Шива чувствовал себя счастливым здесь.

Еще раз, вопрос, который стоит перед нами, — имеет ли это какое-нибудь отношение к чистому бхакти? Интересно вам знать ответ на этот вопрос?

— Да.

БВГ: Энтузиазма нет.

— Да, Хари бол.

БВГ: Господь Чайтанья в Своих лилах дал один очень важный урок. И мне хотелось сейчас рассказать об этом. В частности, урок или ключ ко всем этим лилам Господа Чайтаньи тоже находится здесь, в этом месте. За забором этого храма есть хижина Калавече Шридхара. И сюда, в эту хижину, Господь Чайтанья приходил для того, чтобы не просто просить, а требовать, чтобы Ему сделали скидку. Мы все знаем как Он приходил сюда к этому нищему — продавцу бананов («Калавече» значит «продавец бананов»). Он нищий во-первых потому, что его не интересовало материальное богатство. Он делал маленькую, маленькую наценку на все то, что он продавал. У него было несколько банановых деревьев, он торговал банановой кожурой, банановыми листьями и чашечками, сделанными из банановых листьев, бананами, банановыми стволами, цветами бананов. У него ничего другого не было. Его хижину с соломенной крышей обвивала тыква и иногда там вырастали тыквы и он продавал эти тыквы. Господь Чайтанья любил приходить к нему и говорить: «Наверняка у тебя в твоей хижине зарыто сокровище. И ночью ты закрываешься в хижине и ешь роскошную пищу, Я знаю, Шридхар». Шридхар не мог понять о чем Он говорит. Шридхар ходил весь в заплатах, он зарабатывал гроши и половину этого тратил на поклонение Ганге. И тут приходил к нему брахман и требовал: «Давай, давай, давай». Шридхар думал, что делать? Дать? Не дать? Дать? Не дать?». И в уме своем он проклинал Господа Чайтанью. Он говорил: «Откуда Ты взялся такой гордый? Откуда Ты такой взялся на мою голову? У меня и так ничего нет, Ты еще приходишь и требуешь». Эта лила повторялась много-много раз, не только со Шридхаром. В Свои ранние годы, когда Господь Чайтанья был здесь, в Навадвипе, еще никто не знал о Его истинной природе, Господь Чайтанья вел Себя странным образом. Мы знаем, что Он был пандитом. Но мало того, что Он был пандитом, Он был еще немного даже …. Ну да, вы произнесли, я не произносил (смех). У Него была одна особая привычка. В «Чайтанья-бхавуэтик» Вриндаван Дас Тхакур говорит, что Господь Чайтанья заходил в дома невинных жителей — торговцев чего-нибудь и начинал требовать для Себя чего-то. Однажды Он пришел к ткачу. И Он увидел у него роскошные ткани, которые лежали. Он сказал: «Покажи Мне самую лучшую ткань». Торговец обрадовался. Он прибежал, стал давать Ему самые лучшие ткани. Господь Чайтанья посмотрел: «Мне нравится эта ткань». Торговец еще больше обрадовался. Но Нимай Пандит сказал: «Но денег у Меня нет». (смех)

Торговец посмотрел на Него, посмотрел на свой товар, на самую лучшую ткань, которую Ему дал: «Бери.  Может потом будет, отдашь». (смех). Господь Чайтанья сказал: «Если будет, отдам». (смех) Вслед за этим Он пошел в дом к простым пастухам, которые держали коров. И Он сел у них на пороге и закричал: «Эй, тащите Мне самые лучшие блюда, которые у вас есть».  Они стали тащить Ему йогурт, творог, все, что у них было, сладости какие-то. Он стал есть и говорить: «О, хорошие сладости, хорошие сладости. Что-то Мне это напоминает. А, вообще-то,  Я Сам немножко пастух». Они обрадовались. «А деньги где?». «Денег нет». «Ну ладно, хорошо. Ты брахман. Бери». В следующий раз Он пошел к торговцу духами. И Он стал смотреть, нюхать разные ароматические масла, которые у него были. «Это мне нравится. Хорошие». Торговец духами стал умолять Его: «Возьми что-нибудь». «У Меня денег нет». Торговец духами стал говорить Ему: «Возьми, намажься этими ароматическими маслами и я даю тебе гарантию: если целый день, 24 часа, от Тебя будет исходить этот аромат, несмотря на то, что Ты будешь совершать три раза в день омовение в Ганге,  то тогда придешь и дашь мне деньги, если будут». Господь Чайтанья сказал: «Если будут, дам» и забрал у него самые лучшие масла. В следующий раз Он пришел к торговцу бетелем. Теперь, это уже слишком. Бетель это наркотик. Торговец бетелем нищий, у него маленькая хижина. Там повторилась точно та же самая сцена. Торговец бетелем стал давать Ему бетелевые орехи, заворачивать специи. Господь Чайтанья пожевал и сказал: «Денег у Меня нет». Торговец бетелем сказал: «Ну, если будут, дашь». «Если будут, дам».  В следующий раз Он пришел к торговцу раковинами и стал спрашивать у него самые лучшие раковины. Тот вынес Ему самые лучшие раковины, Тот потрубил и сказал: «Мне нравятся эти раковины, но денег у Меня нет». Тот сказал: «Ну нет, забирай так». Снова и снова одно и то же повторялось. Никто не знал, что Он — Верховная Личность Бога. Люди давали Ему потому, что таков был обычай. В конце концов Он пришел к Шридхару и стал требовать у него, нищего, бананы. И не просто так. Пришел к нему сначала и стал смеяться над ним. Стал говорить: «Эй ты, Шридхар. Чего ты поклоняешься этому Кришне? Все от тебя только слышат: «Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна». Никто ничего другого от тебя не слышит. Но ты посмотри на себя в зеркало». Шридхар говорит: «У меня нет зеркала». «Даже зеркала у тебя нет!  (смех)  Ты нищий. У тебя вообще ничего нет. Какой смысл? Ты повторяешь: «Кришна, Кришна, Кришна, Кришна». Кришна тебе ничего не дал. Какой смысл в твоем поклонении? Посмотри на тех, кто поклоняется богине Чанди. Видел ли ты кого-нибудь, кто поклоняется богине Чанди и кто бы ходил в дырявом дхоти? Нет. А у тебя на дхоти ничего кроме дырок нет. Его даже заштопать невозможно. Шридхар, какой смысл поклоняться Кришне?». Шридхар дал очень важный ответ Господу Чайтанье. Он сказал: «На самом деле между мной и людьми, которые живут во дворцах, нет никакой разницы. Ровным счетом никакой разницы нет». Чайтанья Махапрабху сказал: «Как нет никакой разницы? Ты спишь на глиняном полу, а они спят на пуховых перинах». Шридхар сказал: Нет, нет. На самом деле мы равны полностью, потому что время и к ним и ко мне относится одинаково. Все остальное — у них есть что-то поесть, у меня есть что-то поесть, у них есть где поспать и у меня есть где поспать. Никакой качественной разницы нет. Время старит их и меня, время приносит им неприятности и мне неприятности. И время иногда доставляет им какое-то радости изредка и иногда я получаю какие-то радости — тыква вырастит или Ты придешь ко мне в магазин. На самом деле мы полностью равны». Чайтанья Махапрабху был очень доволен когда Он услышал этот ответ от Калавече Шридхара. Он сказал: «Как ты думаешь, кто Я?». Шридхар посмотрел на Него и сказал: «Ты — брахман, неотъемлемая частица Вишну. И поэтому, так и быть, забирай бананы бесплатно». Чайтанья Махапрабху посмотрел на него и сказал: «Нет, Я не брахман, Я — вайшья, Я — пастух». Шридхар сказал: «Какой Ты вайшья? Какой Ты пастух? Ты можешь только силой забирать вещи, а вайшьи торгуются (смех). Ты меня заставляешь делать. Никакой Ты не вайшья».  Чайтанья Махапрабху пришел в необычайный экстаз. В экстазе этом стал говорить: «Шридхар, зачем ты поклоняешься Ганге? Я — Сам Вишну, который делает Гангу святой. Поклоняйся Мне».  Шридхар закричал: «Побойся Бога,  что Ты говоришь!». (смех) И все это имеет, на самом деле, непосредственное отношение к нашей теме.  Недаром хижина Калавече Шридхара и его маленький магазинчик тут, недаром Господь Чайтанья приходил сюда. И недаром здесь через Шридхара Он объяснил все остальные лилы. На самом деле все остальные лилы, которые я рассказал,  все они имеют один и тот же ключ. И Калавече Шридхар дал ключ ко всем этим лилам. Кто-то знает в чем разгадка? Слушайте внимательно. Кто-то хочет узнать?

— Да.

БВГ: Можно трансцендентному Господу дать что-то материальное? Нет, нельзя? Можно? Можно или нельзя? Кто за то, что можно? Кто за то, что нельзя? Кто воздержался? (смех) Есть секрет один очень важный, который мы должны знать. Трансцендентному Господу нельзя дать ничего материального. Если мы думаем, что Господу можно предложить что-то материальное, то мы автоматически низводим Его до уровня материальных существ этого мира. Господь трансцендентен. Ему не нужны материальные вещи этого мира. Ему не нужен пища, которую мы Ему предлагаем, Ему не нужны какие-то одеяния и гирлянды. Он духовен полностью. Но при этом Господь ради нас с вами…. Нам нужны материальные вещи? Нужны. Кому нужны материальные вещи? Господь здесь, в Навадвипе, в Своей лиле учит нас как материальное превратить в духовное. На самом деле нужны нам материальные вещи? Нет, не нужны. Кто я на самом деле? Душа. Вы кто? Тоже души. Душе нужно что-то материальное? Нет, не нужно. Не нужно ничего материального. Но тем не менее сейчас наше сознание работает определенным образом. Слушайте внимательно, это очень важно, чтобы мы поняли все. Наше сознание работает только через материю, только сквозь материю. И для того, чтобы вернуть наше сознание в изначальное состояние, для того, чтобы мы снова смогли почувствовать себя душой и могли увидеть Господа в Его изначальной, духовной форме, чтоб мы могли узнать себя и узнать Господа, мы должны поменять работу своего сознания.

Сейчас наше сознание сосредоточено на материальном  пытаясь наслаждаться материей. И до тех пор пока мы смотрим на объекты этого мира как на материю и пытаемся наслаждаться этой материей, мы остаемся в материальном мире и сознание наше будет оставаться в материальном мире. Господь учит нас, что единственный способ одухотворить свою жизнь и свое сознание, единственный способ понять свою природу и природу Господа — это поменять свое отношение к миру. Потому что мы обрекаем себя на то, чтобы воспроизводить свое смертное материальное существование именно благодаря тому, что мы определенным образом относимся к миру, мы пытаемся эксплуатировать его, мы пытаемся наслаждаться этим миром. До тех пор пока мы не поменяем это отношение, мы все время будем находиться в материальном мире и сознание наше будет материальным. Господь объясняет как можно произвести эту перемену. Он говорит, что нужно перестать относиться к объектам этого мира как к материи. Нужно что делать с объектами этого мира? Занимать их в служении. Мы должны видеть материю как что-то, чем мы можем служить Господу. Именно это отношение либо оскверняет нас, либо очищает. В зависимости от того, как я отношусь к этому миру,  либо я грязный и противный карми, либо я чистый и благоухающий преданный. Есть только два выбора и переключение находится тут. И Господь Сам объясняет каким образом человек может постепенно переключить свое сознание. Он говорит, что: «Я посылаю сюда, в этот мир, брахманов и чистых людей». И служение Богу начинается через служение им. И, еще раз, в этих лилах есть очень непростой, но очень важный глубокий смысл, над которым мы, может быть, никогда не думали.  Господь посылает брахманов в этот мир, Господь посылает святых и чистых людей в этот мир, чтобы мы служа им служили кому? Служили Кришне. Чтобы служа брахманам, служа чистым людям, служа святым людям мы, в конце концов,  понимали, что все в этом мире предназначено для служения. Одухотворение нашей жизни и нашего сердца начинается со служения людям этого мира, которые специально посланы Кришной для того, чтобы мы могли им служить и таким образом очиститься. Брахманы специально посланы сюда, святые люди специально посланы сюда, в этот мир, для того, чтобы человек мог служить им и, служа им, человек мог почувствовать как он меняет свое отношение к этому миру. И Господь Чайтанья в этих лилах, когда Он приходил к людям и когда Он не просто играл роль брахмана, когда Он играл роль противного брахмана, испытывал их веру. Все эти люди, как Шридхар, он говорил: «Ты кто такой гордый, вообще? Откуда Ты такой гордый взялся на мою голову? Зачем Ты вообще пришел сюда? Забудь дорогу к моему дому». Господь Чайтанья говорил ему: «Я не забуду дорогу к твоему дому потому, что Мне нравится твоя стабильность. Ты очень стабильно бананы на рынок посылаешь». «Найди какого-нибудь другого продавца, тут много бананами торгуют». Господь говорил: Я хочу брать бананы только у тебя, но за полцены» (смех). И Шридхар в сердце своем в этот момент начинал думать: «Он увидел в моем сердце жадность и Он спасает меня от этой жадности, — и в тот момент, когда он понимал это, он говорил, — Возьми все, что у меня есть.  Возьми все, что у меня есть и приходи завтра, завтра я Тебе тоже все отдам». Шридхар в этот момент вспоминал: «Зачем брахманы приходят к нам домой? Чтобы дать нам возможность служить». Когда мы служим Божеству, мы служим Божеству. Но далеко не всегда мы служим искренне. Есть даже такая хорошая русская поговорка: «Возьми Боже, что мне не гоже». Но Кришна хочет испытать нашу искренность. Кришна хочет, чтобы мы непритворно внутри доказали, что «Я хочу служить».И когда у человека появляется внутри это желание, когда он доказывает Кришне, что «Я хочу служить, я хочу все, что есть, занимать в служении Господу», все то, что он делает, перестает быть материальным. Когда такой человек подходит к Господу Джаганнатхе и говорит: «Господь, дай мне глаза, — для чего?, — для того, чтобы видеть Тебя, не для того, чтобы наслаждаться красотами этого мира». Господь говорит: «Бери глаза». Материальный это обмен? Материальное это желание? Когда человек приходит к Господу Джаганнатхе и говорит: «Мои руки кровоточат и источают гной, — и просит у Господа Джаганнатха, — исполни мое желание, потому что я хочу служить Тебе». Господь Джаганнатх говорит: «Конечно. Делай это». На самом деле здесь, в этом месте — в Симанта-двипе, а Симанта-двипа остров в Навадвипе, который олицетворяет шраванам, Господь Чайтанья учит нас каким образом мы можем поменять внутри свое отношение к этому миру через шраванам. Только благодаря шраванам мы можем поменять внутри полностью свое отношение к этому миру, несмотря на то, что у нас есть материальные желания. У кого есть материальные желания? Поднимите руку. Господь здесь учит нас, что на самом деле, если у вас есть материальные желания, то сделайте их духовными, попытайтесь даже свои желания употребить на служение Господу. Все то, что у вас есть, включая ваши желания,  попытайтесь отдать господу, положить к Его лотосным стопам и тогда ничего материального не будет ни в ваших отношениях с Господом, ни в этом мире. Тогда только вы сможете понять, что весь этот мир духовен. На самом деле мы сейчас видим не мир, мы сейчас видим бледное отражение мира, тень этого мира. Реальную духовную природу этого мира мы сможем увидеть тогда, когда мы будем видеть все как — мой способ служить Господу. Здесь, Шриманта-двипе, Господь Джаганнатх учит нас этому. Он может исполнить любое ваше желание, если это желание в конечном счете заключается в том, чтоб служить Ему. И тогда это желание не будет материальным. Он с легкостью исполняет эти желания, которые внешне могут показаться материальными. И здесь, перед Ним, мы можем просить Его об этом: «О мой Господь, пожалуйста, помоги мне сделать так, чтобы все мои желания заключались в том, чтобы служить Тебе. Пожалуйста, помоги мне непритворно делать это». И как Господь Чайтанья учил через эти Свои лилы, когда я буду, служа другим святым людям, вайшнавам, преданным, развивать в своем сердце настоящую чистоту желаний. Бхактисиддханта Сарасвати, комментируя эти лилы, а я пытаюсь рассказать его комментарий, очень непростой, ко всем этим лилам, он задает вопрос: «Почему Господь Чайтанья Себя так вел? Почему Он приходил и требовал, чтоб Ему служили? Почему Он не приходил как смиренный святой?».  Более того, у людей странные возникали представления обо всем этом. И он отвечает на эти вопросы: «Для того, чтобы проверить искренность людей, которые хотят служить». Легко служить какому-нибудь святому человеку, который источает сияние. Иногда преданные не источают сияния. Вы заметили, да? (смех) Иногда они что-то другое источают, бывает тоже. Иногда преданные далеко не такие чистые, как нам хотелось бы или как мы думаем, что они должны быть, или как мы считаем, что они обязаны быть. И мы думаем: «А чего им служить?». Нужно служить таким преданным? Господь Чайтанья здесь говорит: «Если вы не хотите быть притворщиками, вы должны бежать за каждым преданным и служить ему». Только так вы сможете доказать Кришне свою искренность, что вы хотите служить Кришне. И тогда Кришна будет принимать все то, что вы делаете, исполнять все ваши желания. Потому что через служение вайшнавам вы сможете доказать Ему, что вы действительно хотите служить Ему, а не пытаетесь, с помощью служения Ему, наслаждаться здесь, в материальном мире.

И в этом заключается очень важный урок этого места. Здесь Господь Чайтанья Сам учит нас каким образом мы сможем все задействовать в служении Кришне. И эта наша способность все задействовать в служении Кришне и одухотворить всю нашу жизнь начинается с простых вещей — с того, что мы пытаемся служить всем преданным, не пытаясь судить достойны они нашего служения или нет. Что нравилось Господу Чайтанье в поведении этих лавочников, к которым Он приходил, или пастухов, у которых Он требовал молока, это то, что они были простодушны и простосердечны. Они видели брахмана и говорили: «Раз брахман, ему надо служить». Они видели вайшнава и говорили: «Раз вайшнав, ему надо служить». Не нашего ума дело — судить чистый он или не чистый, великий он или не великий, хороший он или не хороший, достоин служения или нет. Я должен ему служить потому, что, в конце концов, только таким образом я смогу очистить свое сердце. И, как в этой лиле с Калавече Шридхарой, Господь Чайтанья показывает это все. Он говорит, что если человек начинает служить так, то очень скоро Господь Чайтанья Сам изнутри, из сердца раскрывает ему все то, что нужно, Он дает ему все знание, которое нужно.  Сам Господь Чайтанья во время Своей Махапракаш-лилы вызвал Калавече. Калавече день и ночь повторял Харе Кришна — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе\ Харе  Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе громко кричал так, что соседи его говорили: «Опять этот Шридхар не ел ничего днем и поэтому от голода воет ночью». Он все равно продолжал «выть»: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе\ Харе  Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Однажды Господь Чайтанья послал преданных, чтобы его привести ночью. Преданные стучали долго в его дверь, он не слышал, потому что он слишком громко повторял Святые Имена. В конце концов они как-то вытащили его и сказали: «Сам Господь зовет тебя к Себе». И когда он пришел туда, Господь проявил ему его вечную лилу. Сам Калавече Шридхар — мальчик пастушок в играх Кришны. И он увидел себя вместе с Кришной, он увидел Кришну. И Кришна сказал: «Слушай, Шридхар, Я ем твои бананы всю вечность. А ты не хотел Мне их давать. Шридхар, ты Мой вечный друг и там, в Моей вечной лиле, ты носишь мне бананы. И здесь Я хотел получить от тебя бананы». Господь Чайтанья показывает каким образом, что если человек доказывает свою искренность, как Шридхар, когда он думал, когда Господь Чайтанья требовал у него все это, «Я жадный, жадный. Не хочу ему отдавать. Возьми все и приходи завтра». Господь раскрывает из сердца все. И как Господь сказал Шридхару, что: «Ты хитрый. Ты не только жадный, ты еще и хитрый. Ты хранишь сокровище. Когда-нибудь Я выведу тебя на чистую воду. Я разоблачу тебя и всем покажу какое сокровище зарыто у тебя где-то в твоей хижине».

И после лилы, которая тоже проходила здесь с Чан Кази, когда Господь Чайтанья пришел с огромным киртаном ко дворцу Чан Кази, после того, как закончилась эта лила, Он пришел сюда. Он сказал: «Я хочу пить». И Он увидел у Шридхара железную ржавую плошку, из которой он иногда омывался, которой он мыл иногда свои ноги, и Он зачерпнул этой плошкой воды и стал пить. И Шридхар закричал: «Что Ты делаешь?! Господь. Что Ты делаешь?!». Он упал в обморок. Господь подошел к нему и стал брызгать его этой водой. Сказал: «Эй, очнись, Шридхар. Я никогда не пил ничего более сладкого, чем вода из этой ржавой плошки. Я всему миру показал какое сокровище есть у тебя — у тебя есть эта ржавая плошка и любая вода, которая попадает туда, становится чистой Кришна-премой».

Гоура премананде. Хари бол.

Преданные, которые присутствовали при этом, они воздели руки и громко закричали: «Хари бол». И Господь Чайтанья сказал: «Я всем говорил, Я всегда говорил — когда-нибудь Я тебя разоблачу. Теперь Я разоблачил тебя. Вот оно твое сокровище. Все то, к чему ты прикасаешься, все то, чем ты пользуешься, становится не просто ржавой плошкой». Есть в духовном мире ржавые плошки? Там все из чинтамани, все из самых драгоценных камней. И, если человек пользуется чем-то, в служении Кришне, все это становится самым большим сокровищем. И доказать это можно только одним  непритворным способом —  если мы будем  служить преданным. И здесь, перед Господом Джаганнатхой, мы можем, Он милостиво не спит даже, Он уже давно должен спать, Он ждет когда каждый из вас обратится к Нему со своей самой сокровенной молитвой — чтобы мы попросили Его очистить наше сердце, чтобы мы попросили Его дать нам возможность все то, что есть у нас, занять в служении Ему; все то, что Он нам дал, чтоб мы могли занять в служении Ему. Тогда все это перестанет быть материальным, станет духовным. Это особое место. Не пренебрегайте открывающимися для вас здесь возможностями. Господь Джаганнатх исполнит любые ваши желания если эти желания направлены на служение Ему.

Шрила Прабхупада — ки джая. Джаганнатх-Баладев-Субхадрамайи — ки джая. Гоура премананде. Хари бол.

Все. Спасибо большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.