Вриндаван (21.02.2007 г.) «Шри Брихад-бхагаватамрита», 1.1.4

Диск 87, л. 2

Аннотация:

Истории о том, как Святое Имя и садху-санга дают человеку бхаву. История связанная с  Божеством Гопишвары-Махадева.

— Подготовка к паломничеству (три существа Вриндавана, дарующие любовь к Богу)

— Разбор 4 стиха

— Объяснение смысла данного прославления (величие Матхуры)

— 5 благословений, которые человек может получить в Матхуре

— Четыре способа, с помощью которых Матхура дает освобождение

— Пять могущественных форм преданного служения

— Истории о том, как общение со святым сразу человеку дает бхаву

-Оскорбления (болезнь души)  — препятствие для бхакти

— История Божества Гопишвары-Махадева

— История про то, как у Шивы появился бык Нанди.

— История про Бхакти Рашар Шридхара Махараджа

 ***

Харе Кришна.

Я буду читать по вечерам «Шри Брихад-Бхагаватамриту» Санатаны Госвами. Мы прочтем несколько стихов из самого начала этого произведения  и одновременно рассказывать что-то о Вриндаване. В этой молитве Нароттама дас Тхакур просит, чтобы он мог получить доступ во Вриндаван. Вриндаван это не такое простое место. Чтобы по-настоящему понять Вриндаван, нужно правильным образом настроить свое сознание, подготовить его. Обычно преданные, которые совершают паломничество во Вриндаван,… Есть правила, каким образом человек должен готовить себя к паломничеству. Первым делом нужно прийти на Ямуну и молить Ямуну. Ямуна очень могущественна. Говорится, что во Вриндаване три вещи могут даровать любовь к Богу, даже не вещи, три существа — это Ямуна, которая протекает по Вриндавану, Говардхан и пыль Вриндавана. Сначала человек должен отправиться на Ямуну, омыться и дать обет (санкалпу). Чтобы  подготовить свое сознание к вхождению в духовный мир, человек должен следовать определенным правилам. Санкалпа, или обеты, которые дают паломники приезжая сюда, не такая простая. Человек должен пообещать, что он будет повторять Святое Имя. Мы это делаем? Что он должен петь киртан. Делаем? Должен есть только Кришна-прасад. Просто? Есть еще несколько правил, чтобы разочаровать вас. Он не должен плохо говорить о других. Мы это делаем? Делаем, говорим. Он не должен даже плохо думать о других, он не должен обижаться и должен прощать оскорбления, которые ему вольно или невольно наносят другие, он должен стараться не причинять страдания другим живым существам. Он не должен даже муравьев в дхаме обижать.   Но если его обидели, он должен прощать. Это некоторые обеты, которые дают преданные прежде, чем войти во Вриндаван. И сегодня мы будем больше говорить об этом. Я прочитаю сегодня 4 стих из «Брихад-Бхагаватамриты» Санатаны Госвами, который прославляет Матхуру.  И за этим тоже стоит определенная наука. Шрила Санатана Госвами в своих комментариях объясняет, что когда мы приходим в святое место, мы должны прославить это святое место для того, чтобы заслужить милость. Идея заключается в том, что святое место это не просто земля, не просто неодушевленное место каких много на земле. Это место, которое слышит, чувствует и может милость дать. Я расскажу небольшую историю, связанную с этим. Наверняка, все из вас смотрели «Клуб кинопутешествий».  Кто смотрел «Клуб кинопутешествий»? Бессменный ведущий в течение многих лет Сенкевич приехал во Вриндаван по нашей просьбе. Мы его уговорили, пришли к нему и сказали: «Пожалуйста, самое лучшее место». Он приехал во Вриндаван в сопровождении своего друга, который был председателем общества советско-индийской дружбы с незапамятных времен, и много раз приезжал в Индию до этого. Они ехали в поезде сюда по дороге во Вриндаван откуда-то. И первое, что Сенкевич стал делать, перед тем как приезжать во Вриндаван, он стал ругать все, что он был везде, во всех странах мира, повсюду и он стал ругать, ругать: «Все плохо, все грязно. Что такое?». Его спутник, его тоже звали Сенкевич, они были однофамильцами, он мне потом сам рассказывал, сделал большие круглые глаза: «Ты что такое делаешь? Прекрати это сейчас же. Ты не в России.  Это в России можно ругать сколько угодно, здесь этого делать нельзя, — и говорит, — Только я произнес это, поезд остановился и стоял 6 часов» (смех). Я говорил ему: «Я ж тебе говорил, не ругай». Мы находимся в особом месте и это особое место — живое. Оно слышит, оно чувствует, оно откликается на наше сознание. И Шрила Санатана Госвами объясняет науку. Он говорит, что, когда мы приходим в какое-то святое место, мы должны прославить это святое место, должны выйти из себя, но прославить это святое место изо всех сил и надежды получить милость этого святого места. Собственно, этим мы и будем заниматься, мы будем прославлять святые места в надежде на то, что они дадут нам милость, откликнутся.  И Санатана Госвами поэтому, перед тем как написать книгу, в мангалачаране к «Брихад-Бхагаватамрите» прославляет святые места. Сначала прославляет Матхуру, потом Вриндаван, потом Ямуну, потом Говардхан. Это 4 стиха, которые мы с вами прочтем, и будем размышлять об их смысле. 4 стих:

джайати матхура-деви шрештха пуришу манорама

парама-дайита камсаратер джани-стхити-ранджита

дурита-харанан муктер бхактер апи пратипадана

джагати махита тат-тат-крида-катхас ту видуратах ???

джайати матхура-деви  — «Да славится Матхура деви, богиня Матхуры». шрештха пуришу манорама — «она самая лучшая из всех святых городов в Индии и она досталяет огромное удовольствие нашему уму». парама-дайита — «она очень дорога Кришне». камсаратер — Как называют Кришну в этом стихе? камсаратер — значит «убийца Камсы», «Она очень дорога Кришне, который убил Камсу». джани-стхити-ранджита — и «Она украшена местом, в котором Кришна появился здесь, в этом мире». дурита-харанан — «Дурита» что значит? «Дурита» значит «грех». «Дурита» значит «дурита». Человек почему совершает грехи? Потому, что он кто? Дурак, правильно. муктер бхактер апи пратипадана — «так как она дает мукти и бхакти».

А также  дурита-харанан — «так как она забирает все грехи, она очень дорога Кришне, убийце Камсы». джагати махита тат-тат-крида-катхас ту видуратах — «и она славится по всему миру хотя бы за это, хотя бы за то, что она дает мукти, бхакти, уничтожает все грехи, хотя бы за то, что на ней рождается Кришна, не говоря уже о том, что Кришна совершает здесь Свои игры. Об этом Санатана Госвами даже не говорит, потому что об этом знают немногие. Это стих, в котором он прославляет Матхуру-деви.  И мы сейчас с вами попытаемся понять смысл этого прославления.

Он начинает с Матхуры. И Матхура в данном случае означает всю землю Враджа, Вриндавана, особую, самую святую землю на Земле. И он говорит, что особенное качество этой земли заключается в том, что Бог приходит сюда поиграть. В других местах Он занимается важными делами — где-то Он освобождает людей, где-то Он очищает грехи, где-то Он дает благословения. Мы с небольшой группой преданных ездили в Тирупати. В Тирупати Он так занят, что Он дает благословения практически 24 часа в сутки. Он спит 20 минут в Тирупати по праздничным дням. По будним дням Он спит час. Все остальное время Он раздает благословения, раздает, раздает, раздает и люди выстраиваются в очередь. Каждый день как минимум 50 тысяч людей приходит туда, чтобы получить благословение и Кришна изо всех сил, в поте лица Своего, благословляет их. В других местах у Него много важных дел. В Пури, где тоже многие из вас были, Он кушает. Тоже важное дело. 56 раз в день кушать не так-то просто. Если вы сомневаетесь, то попробуйте. (смех) Есть много, как следует. В разных святых местах Он проявляет Себя по-разному. Но сюда Он приходит для того, чтобы играть. И Санатана Госвами говорит, что: «Об этом я даже не говорю. Я начну с того, чтобы объяснить вещи, доступные другим людям». Он начинает прославлять Матхуру с вещей, которые более доступны обычным людям. Кто может с самого начала оценить бесконечную красоту игр Кришны? Никто. Даже мы не можем. Если только очень будем стараться. И то вряд ли получится. Но здесь Санатана Госвами начинает с того, что каждому доступно, что каждый человек может понять и к чему он может соотнести. Он говорит, что джайати матхура-деви шрештха пуришу манорама  — он говорит, что она лучшая из всех святых городов. В Индии есть 7 святых городов, которые дают освобождение. Они так и называются — мокша-даика. Считается, что, если человек посетил эти семь городов или даже если он посетил хотя бы один город, освобождение ему гарантировано.  Он избавится там от своих грехов и в конце концов обретет освобождение, мокшу. Это  Харидвар, Каши, Канчи на юге Индии , Айодхйа, Дварака, Матхура и Винджаи  (Аванти) ??? Это семь самых святых городов. Благочестивые индусы обычно посещают эти города. Но здесь он говорит: шрештха пуришу — из всех этих городов Матхура самый лучший. Почему Матхура самый лучший? Манорам. «манорам» значит «она доставляет радость уму». Вы заметили, что тут ум радуется? Особенно если приехать сюда из Москвы, то ум начинает радоваться непонятно почему. Но Санатана Госвами объясняет, что значит «манорам». Чему радуется наш ум обычно?

— Чувству наслаждения.

БВГ: Не совсем, не самим наслаждением. Чему радуется наш ум?

— Предвкушением.

БВГ: Ближе уже. Ум радуется, когда исполняются желания. Когда у нас есть желание и желание исполняется, что с умом делается? Он начинает танцевать, он начинает плясать. Манорама. И Санатана Госвами начинает прославление этого места с того, что оно радует ум, потому что оно исполняет все желания, независимо от того, какие желания у вас есть. Мы приехали сюда, в это место, которое может исполнить любые желания человека. Оно может исполнить материальные желания, может даровать мокшу и может даровать бхакти. И Санатана Госвами говорит, что это место, в отличие от всех остальных… Почему это «пуришу» — самое лучшее из всех святых мест? Потому что во всех остальных святых местах человек может получить максимум мокшу или мукти. Здесь он может получить что? Бхакти. Бхакти выше, чем мукти, потому что мукти включается в бхакти. Он будет рассказывать, что здесь, в Матхуре, мукти приходит и говорит: «Я всех освобождаю, а кто освободит меня?». Она приходит и падает на колени перед Матхурой деви и говорит: «Освободи меня». И Матхура говорит: «На, получи бхакти». Санатана Госвами объясняет, что бхакти включает в себя все. Если у человека есть бхакти, ему ничего другого не нужно. Кто-то заметил, что когда у нас появляется даже капелька бхакти, все остальное становится скучным, неинтересным, ненужным. И поэтому он говорит: манорама — это место, где все желания исполняются. И он цитирует стих из «Сканда-пураны» в доказательство этому:  триваргадат каминамйат мумукшунам ча мокшада бхакти чоур бхакти давах кастам матхурам на шрайе дудха ??? Он говорит: «Какой умный человек не приедет сюда, в Матхуру?». Иначе говоря, он прославляет вас всех. Умные люди приезжают куда? В Матхуру. Глупые люди едут в Париж. Умные люди приезжают сюда. Почему? Триваргадат  каминавйат. ??? Все желания, которые связаны с триваргадой: с дхармой, с артхой и с камой исполняются здесь.  Если вы хотите стать религиозным, приезжайте в Матхуру, станьте религиозным. Если вы хотите артху ( материальное благополучие), получите материальное благополучие. Есть люди, которые приезжали сюда и потом богатели. Есть, конечно, и другие люди, которые приезжали сюда и не богатели. Но, видимо, они не очень этого хотели. Кама. Если человек хочет получить чувственные наслаждения, он может получить чувственные наслаждения здесь.

Мумукшана ча мокшада ??? Если человек мумукшу, если он хочет освобождения, если он измучился здесь, в материальном мире, (мокшада) Матхура легко даст эту мокшу, легко даст освобождение. И более того, она дает то, что ни в каком другом месте никто не дает. Ни про одно другое место не говорится, что оно дает бхакти. Кто-то был в Бенаресе? Каши (Бенарес) замечательное место. Там сидят голые  бабаджи на гхатах, вокруг них сидят их западные последователи, курят ганджу. В Каши Вишванатх, Господь Шива, щедро дает освобождение каждому. Но бхакти нигде в другом месте не получишь. Бхакти человек получает здесь, в Матхуре. И поэтому он говорит, что: «Какой умный человек не приедет сюда?».  Все умные люди едут сюда.  И дальше он начинает объяснять пять аспектов славы Матхуры, чем славится Матхура, чем она удивительна. Когда мы говорим о Матхуре, еще раз, мы говорим о всей земле Враджа, о Маихура-мандале, где Матхура находится в центре. Он говорит, что есть пять вещей, которые человек получает в Матхуре. Первая – дурита-харанан ??? Что значит «дурита-харанан»? ??? Избавляется от грехов.  Вторая — мокшада, получает мокшу. Третья – бхакти-да, он получает бхакти. Четвертая — Кришна рождается здесь. И, наконец, пятая, самая главная, — Кришна  проводит Свои игры. И он начинает подробно объяснять все эти пять вещей, или пять благословений, которые человек может получить здесь  И мы с вами тоже попытаемся немножко глубже проникнуть в это все.

Первое – дурита-харанан ??? или избавление от всех грехов. Санатана Госвами цитирует стих из «Вараха-пураны». В «Вараха-пуране» Варахадев обращаясь к Земле прославляет Матхуру. Он говорит, что на всей Земле нет такого святого места как Матхура. И он доказывает это. Он говорит:  анйа кратат критам пахам  тед крамасарйа нашйати   тетхе ту йат критам пахам  ваджралет папавишйати ??? Он говорит, что в других местах святых человек избавляется от грехов. Но если он совершает грехи в святом месте,  может он избавиться от них или нет? Очень важный момент. Обычные люди приходят в святое место, чтобы сбросить бремя грехов. Но Варахадев говорит, что если человек совершает грехи в святом месте, то сердце его (ваджралет папавишйати ???) становится каменным, не каменным а алмазным. «Ваджра» значит «молния». И ваджралет это особый процесс в аюр-веде когда нужно расплавить или сжечь металл. Металл очень твердый. Но если нужно достичь очень высокой температуры, чтобы сжечь какой-то металл,  то на ступку напыляют алмаз. И это алмазное покрытие называется «ваджралет». ??? И Варахадев в «Вараха-пуране» говорит: «Когда человек совершает грехи в святом месте, то его сердце покрывается алмазной коркой». Сердце его становится не просто каменным, сердце его становится непробиваемым. Алмаз не возможно расплавить, при невозможно высоких температурах тот алмаз сгорает. При низких температурах алмаз остается таким же. Говорит, что если человек совершает грехи в святом месте, то сердце его становится таким каменным, что его ничем не пробьешь. Когда сердце становится каменным, оно не плавится. Мягкое сердце как проявляется в человеке? Человек с мягким сердцем что делает? Плачет, его легко расчувствовать, у него сострадание есть, сердце его плавится от любви. Варахадев говорит: «Если человек совершает грехи в святом месте, то сердце его ничем не пробьешь». Ни бхакти, ничто не может проникнуть в это каменное сердце, оно становится жестоким и злым. Дальше он говорит: матхурайам критам папам матхурайам винашйати ??? — но если человек совершает грехи в Матхуре, то что с ними случается? Матхурайам винашйати. Они уничтожаются где? В самой Матхуре.  Почему я не слышу радостного крика «Хари бол»? Он говорит, что Матхура обладает особым качеством. Здесь человек не сможет унести с собой грех. Даже если он грех совершил здесь, здесь же этот грех уничтожится. И более того, он объясняет другую вещь: эша пури маха пунйах йатра папам натишйати ??? Он говорит, что: «Здесь ни один грех не может остаться. В этом великом городе, в этом великом святом месте грех не может остаться». Разумеется, это не значит, что мы должны совершать грехи. Беда в том, что в другом месте, если человек случайно совершает грех, если он делает какую-то оплошность, допускает какой-то проступок, то это приводит к прямо противоположному результату. Здесь он может не бояться этого, если он случайно совершает грех.  Я на всякий случай подчеркну, что речь идет о грехах, совершенных случайно. Потому что, когда грех совершается сознательно, то грех перестает быть грехом, грех становится апарадхой. И Матхура не уничтожает апарадхи. И об этом я буду говорит чуть-чуть позже. И дальше он говорит: джнанато джнанато вапи йат папам самупаджатам сукритам душкритам вапи матхурайам пранашйати.???  Дальше он говорит особую вещь, что если человек сознательно или несознательно совершал какие-то грехи, он избавится от этих грехов здесь, в святом месте. Более того, он избавится не только от грехов. Сукритам душкритам вапи матхурайам пранашйати ??? Матхура уничтожает душкрити, или грехи, и еще что Матхура уничтожает? Сукрити Матхура тоже уничтожает. Матхура уничтожает нашу благочестивую деятельность. Я поздравляю вас. (смех) Обычно люди не очень хотят избавляться от запаса благочестивой деятельности, правильно?. Почему? Потому что благочестивая деятельность что нам приносит? Наслаждение. Но наслаждение становится причиной нашего рабства в материальном мире. Матхура уничтожает даже благочестивую деятельность. Пока не поздно можете уехать. (смех) В Матхуре ни грех, ни благочестие не остаются. Потому что, в конце концов, Матхура должна дать нам полное освобождение, освобождение от любой дхармы.  Передо мной сидят два астролога, которые приехали сюда, они вдохновляют меня  на описание всех этих вещей. Астрологи могут сказать: «Это ваши грехи, которые вы совершили, за них вы будете страдать. Это благочестивые поступки, которые вы совершили, за них вы получите какие-то хорошие последствия в этой жизни». Вся ваша астрология в Матхуре не работает. (смех) От астрологии тут не остается даже пепла, потому что Матхура уничтожает все — и грехи, и благочестивую деятельность, и дает мокшу. И дальше Санатана Госвами говорит, цитируя «Сканда-пурану», каким образом Матхура дает мокшу. Он говорит, что Матхура дает мокшу четырьмя путями.

Если человек рождается здесь, то ему гарантирована мокша. Если человек получает посвящение здесь, инициацию, то ему гарантирована мокша. В следующий раз, если будете получать у кого-то посвящение, получайте его здесь.  Если человек умирает здесь, он получает мокшу, получает освобождение. Более того, даже если он умер в другом месте, но тело его привезли сюда и сожгли здесь, он тоже получает освобождение. Четыре способа, с помощью которых Матхура дает освобождение.  Даже если он умер в другом месте и прах его привезли сюда, такой человек получит освобождение. Таково величие Матхуры. Но дальше он говорит: «Что Мокша? Если Матхура может дать бхакти». И он цитирует замечательный стих из «Падма-пураны»: анеша пунйа кшетрешу муктир эвам аха пхалам ??? В других пунйа-кшетрешу, в святых местах самым большим плодом, который человек может получить, является мукти. Муктаих практйа харер бхактир матхурайам хилабхйате ??? Но здесь, в Матхуре, что происходит — богиня освобождения Мукти, которая сама не может получить освобождения,  она освобождает других, сюда приходит сама Мукти и начинает просить: «Дай мне бхакти».  И Матхура дает ей это благословение. И Мукти становится Муктой в Матхуре. «Сканда-пурана» прославляет Матхуру, говоря, что здесь даже Мукти становится освобожденной, даже Мукти получает освобождение, получая Хари-бхакти или бхакти Верховной Личности Бога. И в «Падма-пуране» есть еще один очень важный стих: ахо мадху пури дханйа вайкунтха ча дхайеси ??? «Падма-пурана» говорит, что Матхура лучше, чем Вайкунтха. Дханйа — настолько она благочестива. Динам экам нивасена харава-бхакти праджайате  ???- если человек проведет в Матхуре динам экам (один день), что с ним случится? Харава-бхакти праджайате, ???  что с ним случится? В сердце его родится бхакти.  Хари бол.

Теперь пришел черед критического анализа. (смех). И это самая важная часть нашей лекции. Потому что прославляя Матхуру мы хотим получить милость Матхуры. И мы должны верить в это. Но в то же время мы должны проанализировать самих себя и задать вопрос себе. Кто прожил в Матхуре больше, чем один день поднимите руку. У кого в сердце появилась Хари-бхакти? Вы сами себе ответьте на этот вопрос, может быть нескромный вопрос. Мы чувствуем какие-то результаты этого. Просто приезжая сюда, в святую землю, мы чувствуем освобождение от грехов, чувствуем, что греховных мыслей становится меньше, греховных желаний становится меньше, сердце становится чище. Но, с другой стороны, иногда мы не чувствуем полностью всех результатов, которые обещают Священные Писания. Санатана Госвами не оговаривается в своем комментарии, что нужно с определенным скептицизмом относиться к этим обещаниям. Он цитирует их и говорит, что именно так все должно и произойти. И объяснение этому мы все должны очень хорошо знать. Шрила Джива Госвами объясняет это в своем комментарии на «Бхакти-расамрта-синдху». Рупа Госвами в «Бхакти-расамрта-синдху» объясняет, или описывает, пять могущественных форм преданного служения. И говорит, что эти пять могущественных форм преданного служения…. Какие пять могущественных форм преданного служения? Жить в святом месте, (матхура-вас) в Матхуре,  нама-киртанам — воспевание Святого Имени, садху-санга — общение со святыми, Бхагавата-шраванам и шри-мурти расвада йасен ??? — служение Божеству с верой. Эти пять вещей. Рупа Госвами говорит: дурат-бхута бхерйеа асмин ??? Он говорит, что у этих форм преданного служения есть невероятная сила (дурат-бхута), удивительная, поразительная (бхерйеа); шраддху дуресту панча ке ???. Он говорит, что для того, чтобы они действовали, человеку не нужна даже шраддха. Иначе говоря, объясняя обычный путь развития бхакти в сердце, он говорит, что сначала человек должен обрести шраддху, потом  — общаться со святыми, потом — получить посвящение, заниматься бхаджана-крийей и потом постепенно очистить свое сердце от всех анартх (анартха-нивтритти), достичь ништхи, потом — получить вкус (ручи). В конце концов после долгого, долгого, долгого, долгого пути он должен получить бхаву. Здесь он говорит: «Даже шраддху не нужно». Если человек приезжает в Матхуру, он сразу может получить бхаву. Если человек слушает «Шримад-Бхагаватам», он сразу может получить бхаву. Если человек общается со святым, он сразу может получить бхаву. Есть множество примеров этому, множество примеров. Это на самом деле не преувеличение.

Я хотел рассказать один замечательный пример того, как общение со святым сразу человеку дает бхаву. Сначала расскажу пример из Священных Писаний. Нама-киртанам, мы знаем, когда Аджамила произнес Святое Имя, даже не подозревая, что это Святое Имя. Сразу получил бхаву, сразу освободился. Когда Шукадева Госвами услышал стихи «Шримад-Бхагаватам», он не понимал о чем эти стихи, он просто услышал звук стихов «Шримад-Бхагаватам», почувствовал бхаву. Он отбросил свою мокшу. Он был упертым имперсоналистом, он был целиком посвящен имперсональному сиянию Брахмана. Услышав стихи «Шримад-Бхагаватам» он бросил все и пытался понять, о чем идет речь.

Хотел рассказать одну историю о том, как садху-санга приводит человека к бхаве. Мне недавно рассказали эту историю, она меня поразила. Эта история связана с одним учеником Шрилы Прабхупады, как мгновение общения с преданным даже без веры дает человеку бхаву. Это история Гуру Гауранги, ученика Шрилы Прабхупады. Он закончил ельский ??? университет. Те, кто немного знает систему образования в Америке, знают, что ельский ??? университет это самый лучший университет в Америке. Он закончил не просто ельский ??? университет, он закончил юридический факультет ельского ??? университета. И ему дали стипендию, чтобы он делал докторскую диссертацию в Сорбонне. Он поехал в Сорбонну, перед ним открылась блестящая карьера, блестящая карьера, которая только может быть, которую можно только представить. Адвокаты самые высокооплачиваемые люди в Америке. Он окончил самый лучший университет, занимался докторской диссертацией по «Праву» в Сорбонне. И он увидел одного преданного Шрилы Прабхупады на улице, который распространял книги где-то во Франции. Теперь, Франция многими вещами славится, она славится вином, женщинами, духами и своим атеизмом. Люди там самые атеистичные в мире именно из-за этих вещей — из-за вина, духов и женщин. Этот бхакта стоял на улице, и вокруг него стояла толпа разъяренных французов. Со всех сторон его пытались как-то «заклевать», они его ругали, и он стоял смиренный, в его руках были книги, и он дрожал, не зная, что с ним будет дальше. Французы его ругали, кричали на него, еще что-то такое. Но при этом, несмотря на то, что ему было немножко страшно, он был спокоен. Этот юноша, молодой студент, посмотрел на него, и его заинтересовало что-то. Он спросил: «Ты кто такой?». Он сказал: «Я кто? Я — никто, но у меня есть духовный учитель. Хочешь познакомиться?».

 Он говорит: «Конечно».  Гуру Гауранга видел Шрилу Прабхупаду в течение одного дня. Он его увидел, на следующий день Шрила Прабхупада ему сказал: «Ты умный молодой человек. Может ты поедешь в Австрию и откроешь там наш центр?». Через три дня он был уже в Австрии. Он спал в подвале котельной, потому что у него не было денег, и он открывал там центр. Тот человек, который испытал бхаву, может такое делать. (смех) Никто другой на такое не способен. Шрила Прабхупада дал ему сразу все.  Шрила Прабхупада дал ему миссию, он дал ему любовь к Богу. Он все получил. И поэтому Рупа Госвами говорит: дурат бхута вирйе асмин шраддху дуесту панча ке ???, что не нужно даже шраддхи, даже веры не нужно. Человек может миновать все эти ступени и сразу возвыситься до уровня чистой экстатической любви к Богу, если он просто соприкоснется  йатха су алпо апи самбандах ???, если он просто слегка соприкоснется с этими пятью вещами. Но он делает одну маленькую оговорку: садбхийам бхава джанмане ??? Он говорит, что все это происходит только с теми людьми,  которые садбхйам. «Садбхйам» значит «люди с чистым разумом».  И комментируя, или объясняя все это, Шрила Джива Госвами говорит: «садбхйам» значит «ниро парада чинтаним» ??? Это значит «разум, свободный от апарадх, разум, свободный от оскорблений». Если у меня разум чист и свободен от оскорблений, то любое соприкосновение с Матхурой, со святым человеком, со «Шримад-Бхагаватам», со Святым Именем или с формой Господа в виде мурти может сразу же дать мне бхаву.

Мадана Мохан мне рассказал еще историю про свою сестру. Его сестра телеведущая и он ей привез изображение Радхи-Шьямасундары отсюда, из Вриндавана. Когда она увидела, она стала смотреть на эти Божества. У нее слезу потекли из глаз. Она говорит: «Это кто такие? Они живые или неживые? Я не могу поверить. Они живые, Они на меня смотрят». Если у человека в сердце нет оскорблений, сразу же слезы могут выступить у него на глазах. Если у него есть оскорбления, он приходит к Божествам и смотрит как баран на новые ворота (смех), ничего не чувствует. Весь фокус, или весь секрет, находится в этом. Матхура устраняет грехи, но Матхура не устраняет оскорбления.  И поэтому, когда мы находимся здесь, самое важное, что мы должны помнить….. У нас сегодня вводная лекция, где мы думаем над тем как проникнуть в секрет Вриндавана, или Враджа-бхаджаны. Мы должны быть больше всего внимательными, чтобы избегать всех возможных оскорблений. Иначе говоря,  мы должны приехать сюда и, приехав сюда,  мы должны попытаться изменить свое сердце. Это одно очень важное условие для бхакти. Бхакти, и мы очень часто говорим об этом, не требует никаких внешних условий. Все люди могут заниматься бхакти. Человек не должен рождаться в какой-то знатной семье, в чистой семье, в семье брахманов. Все, что имеет отношение к уму и к телу не помеха для бхакти. Но есть одна вещь, которая является помехой для бхакти. Это что? Оскорбления. И оскорбления  это болезнь сердца, или души. Болезни тела не помеха для бхакти. Болезни ума, а грехи, которые накопились у нас, самскары, которые скопились, васаны, материальные желания — это болезнь ума, это не помеха. Болезнь ума это не помеха. Болезнь тела — не помеха. Болезнь души — помеха.  И здесь, когда Шрила Джива Госвами, Шрила Рупа Госвами и другие ачарии предостерегают нас от этого, говорят нам о том, что мы должны, приезжая сюда, молить всех, кого только можно, чтобы нас избавили от этой болезни души здесь, чтобы мы перестали совершать оскорбления.  И я сейчас попытаюсь рассказать самое важное из всего того, что я хотел рассказать сегодня, — как должна произойти эта перемена в сердце, или в душе, каким образом человек может это обрести.  Чтобы мы получили все те результаты, которые обещают Священные Писания, по пребывании в святом месте, нам нужно поменять сердце, нам нужно раскрыть его навстречу всему этому. И для этого нужно избавиться от оскорблений. И есть одно Божество здесь, во Вриндаване, которое на своем примере учит нас этому.

По традиции паломничество во Вриндаван нужно начинать с посещения храма Гопишвары-Махадева. Я постараюсь минут через 20 закончить эту лекцию и те, кто захочет, смогут отправиться туда, к Гопишваре-Махадеву.  Это Божество Гопишвары-Махадева учит нас очень важному уроку — как можно поменять свое сердце. Кто-то хочет узнать, как можно поменять свое сердце? Все, кто хочет, пожалуйста, закричите «Хари бол». Очень важная вещь. Сначала расскажу историю, связанную с Гопишварой-Махадевом.

Шива находился в самадхи у себя на Кайлаше. Когда Шива погружается в самадхи, ничто его из самадхи не может вывести. Иногда Парвати подходит к нему и начинает прославлять его или ласкать его. Шива сидит в самадхи. Ничто не может вывести его из этой глубокой внутренней сосредоточенности. Парвати и так и сяк пыталась его вывести. И вдруг Шива встрепенулся и не просто вышел из самадхи, выбежал из самадхи, он выскочил из самадхи. Потому, что он услышал звук флейты Кришны. Кришна заиграл на Своей флейте. Когда Он стал играть, звук этой флейты донесся до Кайлаша. Кришна, заиграв на флейте, стал созывать всех. И Шива услышал это. Шива не смог удержаться. Он понесся со скоростью света на звук флейты. Очень быстро он оказался здесь, во Вриндаване. Кришна играл на флейте. И он знал, что сейчас начнется танец раса. Он оказался на берегу Ямуны. В тот же миг, когда он оказался тут, Вринда деви появилась перед ним и сказала: «Ты кто такой?». «Я кто? Я — Шива, Махадев, Махешвара. Я| великий бог, Я великий бхакта, я великий преданный Кришны». Она говорит: «Ты, может, и великий преданный». И в этом нет никаких сомнений — Шива великий преданный (вайшнава найамбхаша бху ???). «Шримад-Бхагаватам» говорит, что из всех вайшнавов самым великим является Шива. Шива стал кричать: «Пустите меня в танец раса. Я самый великий преданный, я должен участвовать в самой великой лиле моего Господа». Вринда деви сказала: «Ты, может, и великий преданный, но мужчинам сюда вход запрещен. Мужчины не имеют права сюда пройти». Кому она это сказала? Шиве. Шива не просто мужчина. Шива — изначальный … Ему поклоняются в виде Шива-лингам.

 Суть Шивы в его мужском достоинстве, Шива олицетворяет мужское эго, пуруша-абхиман. «Брахма-самхита» описывает каким образом Шива превращается в Шамбу. «Шамбу» значит «мужской принцип, мужской принцип творения».  Вринда деви ему сказала: «Если ты хочешь быть тут, можешь. Но сначала ты должен стать женщиной». Шива не возмутился. Шива сказал: «Если нужно стать женщиной, объясните мне как стать женщиной. Я готов поменять свой пол. Объясните мне как стать женщиной». Она сказала: «Мне не до тебя. Мне нужно быстро тут все устроить для танца раса». Вринда деви занимается тем, что она организует все. Она главный организатор здесь, во Вриндаване, она главный менеджер. Она говорит: «Паурнамаси тебя научит как стать женщиной. Она знает как поменять пол». И Паурнамаси сжалилась над Шивой, потому что Шива стоял и чуть ни плакал. С трезубцем, Махадев, обсыпанный пеплом, со спутанными волосами он просил: «Сделайте меня, пожалуйста, женщиной. Я хочу почувствовать любовь к Кришне». Паурнамаси сказала: «Хорошо, если ты так хочешь, пойдем». И она отвела его в Мансароо ???. На другой стороне Ямуны, не так далеко отсюда, есть озеро, которое называется Мансароо, ??? что значит «Озеро ума». И она говорит: «Окунись в это озеро, выйдешь маленькой девочкой». Шива прыгнул туда, окунулся с головой и вышел маленькой девочкой, маленькой гопи. Паурнамаси сказала: «Вот теперь все хорошо». Маленькая невинная девочка! Шива в этом образе! Трезубец оставил (смех). Паурнамаси обратно повела его и показала ему кунджу на берегу Ямуны и сказала: Спрячься тут и потихонечку смотри, что будет происходить. Кришна созвал всех гопи, гопи стали танцевать. Начался танец. Начался вихрь особый — пение, танец. И гопи сказали: «С чего это мы не чувствуем экстаза? Сюда пробрался кто-то, кому здесь не должно быть». Шримати Радхарани сказала: «Идите и обыщите все вокруг. Тут находится какой-то чужак». Они искали и в конце концов нашли маленькую девочку, которая пряталась в кустах. Они вытащили ее и начали спрашивать: «Ты кто такая? Кто твой муж? В какой деревне ты живешь? Как тебя зовут?». Паурнамаси забыла это Шиве сказать. (смех) Обычно когда дают все …….???(53:25) объясняют как тебя зовут, как зовут твоего мужа. Чтоб легенда была (смех), чтоб человек все знал — в какой деревне он живет, в какой деревне он родился. Паурнамаси Шиве ничего не сказала. Гопи окружили ее со всех сторон и стали спрашивать: «Ты кто такая? Мы тебя никогда не видели. Кто ты такая? Как тебя зовут?». Шива стал плакать: «А-а-а-а» (смех) Гопи стали ее шлепать по щекам, у нее аж распухли щеки. «Я просто хотела посмотреть танец раса». Паурнамаси увидела это. Она подбежала и сказала: «Не трогайте ее, это Шива. (смех) Он согласился расстаться со своим мужским достоинством, со своими привилегиями мужчины». Раз мужчина — мужчина главный, понятно. Хотя женщины понимают кто главный, особенно во Вриндаване. Но, чтобы глупые мужчины могли себя хорошо чувствовать, они им этого не объясняют. Паурнамаси стала защищать Шиву, стала говорить: «Проявите милость, будьте милостивы». И Кришна подошел к ним. И, так как Паурнамаси проявила милость к Шиве, то милость Кришны была готова пролиться на него. Он говорит: «О, Махадев. Ты согласился стать маленькой девочкой, невинной здесь во Вриндаване. Мне очень нравится твое смирение. Отныне Я даю тебе благословение: все люди, которые приезжают сюда, во Вриндаван, первым делом они будут приходить к тебе, и у тебя будет право даровать им благословение, чтобы они смогли изменить свое сердце точно так же, как ты поменял свое сердце сегодня. Ты превратился в маленькую гопи здесь и то же самое право здесь, во Вриндаване, будет дано только тебе, только ты будешь обладать этой привилегией —  даровать другим людям возможность получить любовь к Кришне и избавиться от ложного эго». И Кришна дал это благословение. На самом деле за этим благословением стоит очень большая, глубокая философия. Кришна хочет, чтобы люди, которые приезжают во Вриндаван, сначала поклонялись не Ему. Сначала человек должен прийти и поклониться Шиве. Рагхунатх дас Госвами пишет, что даже гопи во Вриндаване приходят к Махадеву без Твоего благословения. И, в сущности, за всем этим стоит очень большой секрет. Слушайте внимательно, потому что если мы поймем этот секрет, мы поймем все остальное. Кришна хочет, чтоб Ему поклонялись Его преданные, чтобы наше сердце избавилось от апарадх, чтобы наше сердце избавилось от оскорблений, от ложного эго. Сначала я должен поклоняться и служить преданным Кришны. На самом деле преданным Кришны служить труднее, чем Самому Кришне. Кришна,  очевидно, — Бог. Его великолепие, Его сила, слава, красота настолько очевидны, что не возможно не служить Ему. Но Кришна говорит: «Я больше доволен, когда служат Моему преданному, чем когда служат Мне». Если вы хотите избавиться от оскорблений, докажите, что ваше сердце свободно от оскорблений, благодаря тому, что вы будете служить преданным. Сам Кришна особым образом показывает это. Сам Кришна для того, чтобы подчеркнуть это, поклоняется Шиве.

В «Махабхарате» описано, что Кришна в Двараке поклонялся Шиве. Рамачандра, Врамешвара, поклонялся Господу Шиве. Иногда люди спрашивают: «Если Кришна главный, зачем человеку поклоняться Шиве?». Правильно? Если Кришна главный, зачем поклоняться Шиве? Если Рамачандра — главный, зачем человеку поклоняться Шиве? Кришна поклоняется Шиве, чтоб заставить нас поклоняться Шиве, чтобы заставить нас поклоняться преданным.  В Пуранах есть замечательная история, потрясающая история. Последняя история, которую я сегодня расскажу — про то как у Шивы появился бык Нанди. Кто-то знает кто такой бык Нанди? Бык Нанди это Сам Кришна. В Пуранах есть поразительная история. Однажды Шива сражался с Трипурасурой. Трипурасура могущественный асура и Шива, перед тем как сражаться с ним, подумал: «Кто такой этот асура? Жалкий демон. Я с этим асуром расправлюсь, как нечего делать. Мотылек по сравнению со мной. Я его раздавлю, мокрого места от него не останется». Гордый Шива отправился туда и стал сражаться с этим Трипурасурой. Он сражался с ним целый год. Целый год день и ночь сражался и в какой-то момент стал понимать, что: «Не так уж он и слаб, как мне казалось вначале». В какой-то момент Трипурасура взлетел в небо. Шива взлетел в небо. И они стали продолжать сражаться в небе. Целый месяц они сражались в небе. В конце концов, Шива бросил в него каким-то камнем. Трипурасура рухнул на землю и Шива закричал от счастья. Когда этот Трипурасура очнулся, встал и бросился на Шиву и могучим ударом кулака сразил его и Шива свалился на землю. И он лежал полностью разбитый. Полубоги стали плакать, Трипурасура торжествовал. А Шива, смиренный, понял: «Я упал, почему? — потому что возгордился. Он стал просить Кришну: «Кришна, Кришна, Кришна, я больше никогда не буду гордиться. Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, спаси меня». И в этот момент Кришна подошел к нему, дал ему трезубец, дал ему панцирь, шлем. И Кришна превратился в быка и сказал: «Садись на Меня». Шива оседлал Кришну. И вместе с Кришной они напали на этого Трипурасуру и убили его. С тех пор Кришна сидит как бык перед Господом Шивой, Сам Кришна! Для того, чтобы научить нас этому принципу, что на самом деле мы должны служить преданным.

Я недавно прочитал удивительную историю про Бхакти Рашар Шридхара Махараджа. У него есть ученик — Говинда Махарадж, его преемник.  Бхакти Рашар Шридхара Махарадж хотел всем остальным преданным объяснить, что они должны служить Говинде Махараджу. Чтобы объяснить это, Бхакти Рашар Шридхара Махарадж сделал его сначала ачарьей матха. А потом, когда его не было, когда Говинда Махарадж уезжал из матха, он, его духовный учитель, становился ритвиком или жрецом и от имени Говинды Махараджа давал посвящение. Люди приходили, и он от имени своего ученика давал посвящение. Зачем он это делал? Чтобы показать, кому надо служить. Кришне легко служить, духовному учителю легко служить. «Джая гурудев». Гораздо труднее служить преданным. Кришна Сам начинает служить Своим преданным и поклоняться Своим преданным, чтобы нам, глупым и тупым, показать чего Он от нас хочет. И если я здесь, во Вриндаване, хочу избавиться от оскорблений, то вот он секрет. Здесь, во Вриндаване, я должен постоянно делать одну вещь — я должен служить преданным, искать преданных. И чем меньше будет этот преданный, тем ценнее будет служение. Если я служу великому преданному или великому Кришне это что-то. Но когда Кришна видит, как я со смиренным сердцем служу самому последнему преданному, как я со смиренным сердцем пытаюсь что-то сделать для каждого преданного, Кришна становится таким довольным, что Он говорит: «О, пусть вся милость  снизойдет на такого преданного». И это на самом деле секрет как человек может проникнуть сюда, в духовную природу Враджа, как он может избавиться от оскорблений, которые сидят в сердце. Он должен искать преданных. И, слава Богу, искать не трудно, они всюду ходят, противные такие (смех), мешаются, на ноги наступают. Но, чтобы получить все благо от пребывания здесь, на святой земле Матхуры, человек должен каждую минуту в смиренном состоянии ума стараться служить преданным.  И Чайтанья Махапрабху объяснил, что значит это состояние ума, свободное от оскорблений: трнад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих. Когда человек свободен от оскорблений, он может постоянно повторять Святое Имя, потому что он чувствует сладость Святого Имени. И для этого он должен стать смиреннее травинки, терпеливее дерева, он должен желать оказать почтение каждому и не ожидать никакого почтения по отношению к себе. И в этом, собственно, урок Гопишвары Махадева — он в смиренном состоянии пришел и стал плакать. И таким образом он избавился от своего пуруша-абхимана,  от своего мужского эго и превратился в маленькую гопи. И здесь, в храме Гопишвары Махадева, вечером ему поклоняются как гопи. Если вы придете туда утром, у него будут большие усы, корона. Он будет Махадевом. А если вы придете вечером, вы увидите того же самого Шиву, но без усов, будет наряжен как маленькая гопи. И, подойдя к нему, мы можем попросить: «Пожалуйста, Махадев, дай мне благословения и сделай так, чтобы мое ложное эго, болезнь моей души ушла, чтобы сердце мое очистилось и чтоб я смог почувствовать Вриндаван во всей его силе. Поэтому обычно паломничество во Вриндаван начинается с посещения этого храма. Если кто-то хочет, он может сегодня пойти туда. Время еще есть.

Гоура премананде. Хари бол. Шри Шри Вриндавана-дхама — ки джая. Шри Шри Радха-Шьямасундара — ки джая. Шри Кришна-Баларама — ки джая. Гопишвара Махадева — ки джая. Гоура премананде. Хари бол.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.