Вриндаван (22.02.2007 г.) Кали-гхат

Диск 87, л. 3

Аннотация:

Когда преданные обходят Вриндаван или Враджа-мандалу — это самый простой способ медитации. Каждое место заставляет нас вспомнить о какой-то лиле Кришны и погрузиться в настроение, которое царит в этом месте.  Каждое место позволяет человеку вспомнить об уроках этой лилы. И мы находимся здесь с вами — в первом месте нашей сегодняшней парикрамы. Как я сказал, мы не будем слишком торопиться, бежать куда-то, осматривать достопримечательности, мы будем находиться в каждом месте какое-то время, чтобы понять, что произошло здесь. И мы сейчас находимся с вами под одним из деревьев желаний — Теликадамбы. Это один из вечных обитателей Вриндавана, спутников Кришны. Говорится, что этому дереву многие-многие тысячи лет.

Некогда Гаруда летел с горшком нектара и он присел на это красивое дерево, чтобы отдохнуть.  Он нес этот нектар для того, чтобы дать его полубогам. Устав он на какое-то время присел здесь. И испарения от этого нектара сделали это дерево бессмертным,  настолько, насколько объекты в материальном мире могут быть бессмертны.  Можем видеть как это дерево вырастает и в то же время старый ствол склоняется. Один за другим множество таких старых стволов склонились в последнем дандавате перед Кришной. Но само по себе дерево — вечно и жизненная сила, которая его порождает, тоже вечная и оно снова вырастает наверх. Придет время когда эти стволы склоняться и вырастут новые. Это дерево, пропитавшись амритой, или нектаром бессмертия, послужило Кришне в Его лилах. Потому, что в свое время здесь была огромная заводь и эта заводь простиралась на 8 километров, огромное озеро, которое называется Калия-хада, или Калия-даха. «Хада» значит «озеро». И в этом озере некогда поселился ядовитый змей. В километре отсюда в том направлении, откуда мы пришли с вами, находится деревня Псона-пури, где совершал аскезу Соубари Муни. Соубари Муни был великим аскетом и он стоял в воде по горло. Иногда на несколько дней он погружался в воду, иногда он на какое-то мгновение или на какое-то время вылезал из воды. И цель его заключалась в том, чтобы обуздать свои чувства и прежде всего сексуальное желание. В течение многих, многих, многих лет он совершал суровую аскезу. И до совершался. Когда человек совершает суровую аскезу, сердце его становится жестким. И Соубари Муни, несмотря на то, что он был великим мудрецом и цель его была, в общем-то, благородная, он не понял каким образом можно достичь реально этой цели. И он возомнил себя покровителем всех живых существ, по крайней мере в сфере своего владения. И когда однажды Гаруда прилетел и, пролетая над этим озером, увидел большую рыбу, не просто рыбу, а огромную рыбу. Рыба эта была местным царем, махараджем рыб. Гаруда совершенно невинно, по своей птичьей привычке, достал ее оттуда и съел. Все остальные рыбы возроптали. Они сказали: «Что такое? Нашего царя съели». И они обратились к Соубари Муни за защитой.  Сказали: «Ты кто такой? Мудрец ты или не мудрец? Если ты мудрец, ты должен нас защищать. Что толку, что ты тут стоишь днями и ночами и при этом не защищаешь нас?» Соубари Муни подумал: «Мудрец я или не мудрец? В конце концов, зря я что ли совершал аскезу?» И вдогонку Гаруде он проклял его. Он сказал: «Если ты еще раз приблизишься к этому месту, у тебя голова слетит с плеч». Гаруда сказал: «Не  очень то и хотелось»  и улетел дальше по своим делам. А Соубари Муни получил суровую расплату за свое оскорбление.

Один из уроков этого места заключается в том, что мы ни в коем случае не должны оскорблять преданных.  Вчера я говорил об этом. Это относится не только к святому месту, это относится ко всем остальным местам в том числе. Потому, что любое оскорбление преданных это оскорбление Кришны. На самом деле, когда мы оскорбляем преданных, мы обижаем Кришну больше, чем если мы оскорбляем Его. Говорится, что если  мы оскорбили Кришну, можно получить прощение от Его Святого Имени, но если  мы оскорбили преданного, нельзя получить прощение ни от кого, кроме самого преданного, которого мы оскорбили.  Рупа Госвами описывает в «Бхакти-расамрита-синдху», что когда человек оскорбляет преданных, то результат этого заключается в том, что все материальное сознание, которое в результате суровой практики ушло от него, возвращается к нему с новой силой. И в тот же момент, когда Соубари Муни произнес это проклятье, он вдруг почувствовал, что желания, которые на какое-то время ослабли, вернулись к нему. И однажды он находился под водой и медитировал и увидел две рыбки. Рыбки играли друг с другом и в конце концов они слились в «объятьях». Соубари Муни подумал: «Что я делаю тут, под водой? Какой смысл во всем этом? — Он выскочил и подумал, — Я зря потратил свое время занимаясь этой аскезой». Он выскочил и помчался в Матхуру. В Матхуре был большой дворец Махараджи Мандаты и у Махараджи Мандаты было 50 дочерей. Соубари Муни ворвался к нему в дворцовую залу. Махараджа Мандата сидел на троне. Он сошел с трона, чтобы приветствовать мудреца. Мудрец был весь в водорослях, заросший, грязный. Соубари Муни забыл обо всяком этикете, он не стал спрашивать у него как у него дела, как он поживает. Он сразу сказал: «Я хочу жениться на твоей дочери». Махараджа Мандата был несколько обескуражен перспективой иметь такого зятя. Он сказал: «Во-первых, у меня 50 дочерей, а, во-вторых, они царевны и поэтому у них есть право самим выбирать себе мужа. Если они выберут тебя, пожалуйста, женись хоть на всех  них, если не выберут, то это твои проблемы». Соубари Муни понял, что тут заключается ловушка и подумал, что: «Мы не зря занимались аскезой». Он преобразился в прекрасного юношу и зашел на женскую половину дворца Махараджи Мандаты. Все 50 дочерей бросились на него, закричали: «Мы хотим тебя своим мужем», что и требовалось доказать. Итак, Соубари Муни в течение нескольких мгновений из аскета превратился в мужа 50 молодых женщин. И в течение долгого времени он наслаждался материальной жизнью, пока, наконец, раскаяние не пришло к нему и он вместе со своими женами ушел в лес. Но история с оскорблением вайшнава на этом не закончилась. Шастры снова и снова предупреждают, что если человек оскорбляет вайшнава, то ничем хорошим это не окончится.

Что случилось дальше. Калия, сын Кадру, жил на острове Рамантака. На этом острове Рамантака змеи для того, чтобы умилостивить Гаруду каждый год приносили ему жертвы. Они выбирали кого-то и укладывали у дерева хорошие различные продукты питания, змею для того, чтобы ему было приятнее. И Гаруда был очень доволен.

Но Калия возгордился. Он подумал: «Чего это Гаруда ест все эти подношения?». И он стал сам съедать. Когда Гаруда в следующий раз подлетел к дереву, он ничего не увидел, он увидел сытого Калию. Калия закричал ему: «Ты кто такой? Ты думаешь я боюсь тебя?». Гаруда сказал: «Хорошо, давай выясним кто из нас сильнее». Они стали сражаться. Калия был ядовитый змей, который из прошлой юги, в начале Сатья-юги появился здесь, у него было множество голов, множество клобуков, и стал кусать Гаруду. Гаруда стал налетать на него. В конце концов Калия понял, что ничего не сможет сделать. Он в ужасе стал убегать. И он слышал о том, что Соубари Муни проклял Гаруду и что здесь, в этом месте на Ямуне, он сможет чувствовать себя в безопасности. И он скрылся здесь, поселился, сделал здесь свою гриху. Гаруда махнул на него своим крылом и сказал: «Ладно, живи». В Ямуне, здесь, в этом озере, это была заводь, вода не текла и вода стала ядовитой. Яд это олицетворение зависти.  Почему змеи ядовиты? Потому что они завистливы. На самом деле люди бывают более ядовиты, чем змеи. Чанакья Пандит говорит, что есть два страшных животных в этом мире — змея и человек. Но от укуса змеи можно спастись с помощью различных трав или мантр, от зависти человека не возможно спастись. Злой, завистливый человек ужасней, чем змея. Калия в течение многих лет копила зависть, копила злобу внутри и яд, который накопился у нее, отравлял все вокруг. Все вокруг умерло на расстоянии многих-многих километров. И только это дерево выжило, потому что амрита коснулась его. И мы знаем эту историю, в книге о Кришне она описана, когда Кришна пришел сюда с мальчиками-пастушками.  И мальчики-пастушки, наклонившись к водам Ямуны и выпив несколько глотков воды, упали замертво. А Калия в это время находился где-то в глубине. Кришна решил его проучить. Он забрался на это дерево, при этом Он был в полном восторге, Он почувствовал прилив сил и Он стал хлопать Себя по плечам, как делают борцы, предвкушая, что сейчас случится замечательная лила. Он забрался на вершину этого дерева, Он еще раз похлопал Себя и прыгнул в озеро. Говорится, что когда Он прыгнул, волны поднялись на много метров в высоту. Это Кришна прыгнул, а не кто-то еще. Некоторое время Он порезвился: Он плавал здесь, плескался. Калия в это время спал.  У него был обеденный перерыв, он находился где-то глубоко-глубоко в водах. До него донесся шум. Он подумал: «Кто такой? Кто плавает в этом озере?». И, в конце концов, он выплыл и увидел маленького мальчика, который создает все это беспокойство. Калия ринулся на него и заключил Его в свои объятья.  В этот самый миг Кришны застыл. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что Кришна в этот момент подумал: Пусть он Меня искусает, пусть он Меня как следует обнимет, а потом мы посмотри кто из нас сильнее». Кришна застыл, а обитатели Вриндавана почувствовали, что земля затряслась, что в небе стали падать звезды, метеориты и, что левый глаз у них задергался. Они подумали: «Что-то дурное случилось с Кришной». С Кришной может случиться что-то дурное? Нет, с Кришной не может ничего случиться дурное. Но полубоги, которые отвечают за дерганье левого глаза, за землетрясения, за метеориты (за всем этим стоят определенные силы, которые показывают нам что что-то дурное случилось), говорится, что они вошли в настроение Вриндавана и решили подыграть Кришне. Они подумали: «Надо сделать так, чтобы все еще больше обеспокоились за Него». И левый глаз у всех задергался, земля затряслась, звезды стали падать с неба. И, как сумасшедшие, пастухи стали искать Кришну. Все закричали: «Что-то случилось с Кришной! Что-то случилось!».  В конце концов они прибежали к озеру и увидели страшную картину: Калия, черная ядовитая змея, сжимает маленького Кришну.  А Кришна находится в самадхи, Кришна неподвижен в этих объятиях Калии. Пастухи решили покончить собой. Нанда Махарадж решил броситься туда, Яшода, ее удерживали несколько пастушек, хотела броситься в это озеро. Многие другие хотели сделать это. И в этот момент все посмотрели на Балараму. Баларам сидел на берегу и думал: «Что делать?» С одной стороны он знал, что с Кришной ничего не случится. В конце концов, кто такая эта змея? Баларам прибежал вместе со всеми. И в этот момент Он подумал: «Ну, надо же, Я — Ананта-шеша, Я — изначальная, трансцендентная змея, а Мой брат играет с какой-то дурной материальной змеей (смех) Он отказался от того, чтобы играть со мной и решил поиграть с каой-о маленькой змеюкой здесь». И Он стал думать: «Что делать? Нужно спасать пастухов, а с другой стороны, Я не могу сказать, что: «Кришна — всемогущий. Что вы боитесь?» Я не могу нарушить их бхаву». Поэтому Он сделал одно — при мысли о том, что Кришна играет с какой-то обычной змеей, Он просто улыбнулся. Все посмотрели на Него и тоже стали улыбаться. В момент они поняли — с Кришной ничего не случится, но при этом бхава у них осталась. Они стали ждать, что произойдет. А Кришна, который выждал достаточно долгое время, как в театре на сцене актеры выдерживают паузу, ровно такую паузу, которая необходима для того, чтобы у людей замерло сердце, но с другой стороны — чтобы им скучно не стало, Кришна ровно столько времени находился в объятиях Калии, чтобы преданные прониклись этой бхавой. На самом деле все не так смешно, как может показаться. Представьте себе, что вы находитесь на берегу этого озера и Калия сжимает Кришну. Что случилось дальше? В какой-то момент Кришна стал расширяться и Калия почувствовал, что он больше не в силах сжимать Его. Он ослабел и выпустил Кришну из объятья. А Кришна вырвался, к радости всех зрителей, и стал носиться вокруг него. Калия ничего не понял. не успел он оглянуться, как увидел, что Кришна  метеором носится вокруг него. Он решил Его догнать. Кришна кругами носился, Калия носился за Ним, но он не знал куда оглядываться. У него было много голов, но даже с огромным количеством голов он не мог увидеть где находится Кришна. Кришна носился, носился, носился вокруг него, вдруг Он начал носиться в другом направлении. Калия начал вращать своими головами в другом направлении. Кришна опять сменил направление. В конце концов у Калии закружилась голова  и не одно, а все сразу.  Он стал мотать своими головами в разные стороны и в этот момент, когда с Калией случилось полное замешательство, Кришна улучил момент и вскочил ему на голову. Когда Он вскочил ему на голову, Он стал плясать. Когда Он запоясал, Господь Шива прилетел, чтоб посмотреть. Шиву называют Натараджем. «Тарадж» значит «царь танца».

 Когда он танцует, он выделывает такие ритмы, что никто не может уследить за ним. Шива пришел, чтобы поучиться ритму у Кришны, потому что то, что выделывал тут Кришна, никто никогда не видел. У преданных, которые собрались на берегах озера, глаза округлились и они стали смотреть. А Кришне только этого и нужно было. Ему нужна аудитория. (смех) Он увидел как все смотрят на Него и еще больше  воодушевленный стал танцевать еще красивее, перепрыгивал с одной головы на другую. Его мягкие-мягкие стопы топтали головы Калии как удары молнии. Говорится, что стопы Его были розовыми, на них клали отблеск драгоценные камни. Калия пытался исхитриться и укусить Его. Одной головой, другой головой он пытался так или иначе укусить Его, но не успевал он ринуться на Него, как Кришна перескакивал на другую голову и танцевал там. Есть  в Индии искусство — танцоры, которые достигли совершенства в искусстве танца, они иногда танцуют на тарелке. Они ставят шест, на шест ставят тарелку и на тарелке танцуют. Говорится, что когда Кришна танцевал на головах Калии,  это превзошло искусство любого танцора. Потому что, по крайней мере, тарелка как-то стоит, а головы Калии все время пытались исхитриться и укусить Его. Кришна перепрыгивал с одного места на другое. И когда, в конце концов, все гопи, собравшиеся здесь, сказали что: «Мы никого другого не любим кроме Кришны», потому что никто другой не может так танцевать. Что случилось дальше? В это время жены Калии собрались вокруг. Тут недалеко есть храм Калии-Кришны и можно видеть Кришну танцующего на головах Калии и жен Калии, которые выглядывают из озера. И вначале, когда Кришна вскочил на головы Калии, жены Калии молились Кришне: «Сделай нас вдовами. Сделай так, чтобы мы стали вдовами и могли полностью предаться Тебе, уйти во Вриндаван и ни о чем другом не думать». Но в какой-то момент Калия призадумался.  Когда Кришна танцевал, он пытался укусить Его, яд исходил из него литрами, потоки яда вышли из него и в конце концов, когда весь яд вышел из него, он стал харкать кровью. И Калия в этот миг подумал: «Кришна, который танцует у меня на голове, в 10 тысяч раз сильнее Гаруды. Я сражался с Гарудой, это было тяжело, но мы были почти одинаковы. Кришна, маленький мальчик, в 10 тысяч раз сильнее. По Своей милости Он пришел сюда для того, чтобы доказать мне, что я не Бог.  Говорится, что жены Калии, которые были преданными, посадили в его сердце семя бхакти, но это семя не могло прорасти. Как, если семя попадает на очень жесткую, сухую землю, оно не может прорасти. Но когда Калия измучился, когда он, получив наказание от Кришны, понял что-то внутри, в этот момент семя, посаженное его женами, проросло в его сердце. И Калия стал думать: «Кто я такой? Я жалкая, глупая, ничтожная змея. Я возомнил о себе, что я — Бог, я думал, что я все могу, я думал, что я самый сильный. И в результате этого Кришна пришел ко мне и по Своей беспричинной милости стал моим гуру».

Это очень важный момент. Послушайте внимательно, что произошло в этот миг. Иногда человек получает в результате соприкосновения с преданными семя бхакти. Но семя не может прорасти в его сердце из-за оскорблений, которые он совершил. Но потом, когда с ним случается какая-то беда, какое-то несчастье, какое-то горе, если в этот момент он измучившись начинает с благодарностью думать о Кришне, что Кришна стал моим учителем, что Кришна учит меня, что Кришна дает мне возможность понять что-то, то семя начинает прорастать.  И Калия подумал именно это. Калия подумал: «Кришна стал моим гуру потому, что Он поставил Свои стопы мне на голову. И пусть эти стопы жесткие, невыносимые как удары молнии, все равно я благодарен Ему». Все это отразилось на его лицах. У него было много лиц. И на одном лице отразилось отчаяние, на другом лице отразилось смирение, на третьем лице отразилось счастье. И жены его, которые были хорошими психологами, как все женщины,  поняли: «Наш муж стал преданным». И в этот момент они стали молить Кришну: «Кришна, не убивай его. Он стал преданным». Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что в этот момент санчари-бхавы всевозможные настроения, которые сопутствую преданности, отразились на лице Калии. Когда человек раскаивается, когда человек думает о том, какие грехи он совершил в прошлом и начинает плакать, то все это санчари-бхава, все это эмоциональные украшения его преданности. И когда жены Калии увидели это, они стали молить Кришну: «Кришна, спаси нашего мужа. Он предался Тебе». И Кришна смилостивился. Кришна сказал: «Конечно, — Он дал благословения Калии и сказал, что, — Отныне можешь ничего не бояться».

И это место, где есть два главных урока. Один урок это то, что мы не должны оскорблять преданных. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что мало того, что Соубари Муни получил очень суровый урок оставив свою аскезу и женившись сразу на 50 молодых женщинах. Что может быть ужаснее, чем такое? Все рыбы, которые также совершили оскорбление Гаруды, возмутившись, вместо того, чтобы обрадоваться, что их царя Гаруда съел, тоже погибли от яда Калии. Это первый урок, который несет в себе это место. И второй урок — это урок смирения. Калия стал преданным здесь, в этом месте. Калия, который гордился собой, считал себя самым умным, самым красивым, самым ядовитым (смех), самым могущественным, раскаялся здесь. И в этот момент семя бхакти, которое было посажено в его сердце, наконец-то проросло. И Кришна дал ему благословение. Он сказал ему, что: «Отныне ты станешь бесстрашным.- Раньше он боялся Гаруду. Но Кришна сказал, что, — Теперь на твоем лбу красуются отпечатки Моих стоп. Поэтому тебе нечего больше бояться. И Гаруда, увидев тебя с отпечатками Моих стоп, вместо того, чтобы драться с тобой, подойдет к тебе и упадет тебе в ноги» (Если у него были ноги) Он велел Калии, чтобы он больше не отравлял своим видом окрестности Вриндавана.

Когда Шрила Прабхупада приехал на Фиджи, ему рассказали, что на Фиджи есть озеро и по преданию местные жители говорят, что там в глубине, в водах этого озера живет многоголовый змей. И Шрила Прабхупада сказал: «Я так и знал. Это Калия. Кришна выгнал его отсюда и он поселился на Фиджи».

И Шрила Прабхупада открыл храм на Фиджи, который называется «Калия и Кришна» в честь Калии. Говорится, что Фиджи это остров Рамантака, где изначально, Кадру, жена Кашьяпы Муни, родила всех змей, в том числе Калию.

И здесь, около этого дерева, которое было свидетелем этой лилы, представьте себе, что это самое дерево видело все это, это самое дерево видело как Кришна танцевал на головах Калии, это самое дерево видело как Кришна прыгал,  дрожало от восторга когда Кришна коснулся его. Здесь, у этого дерева, мы можем попросить у него о благословении, чтобы оно сделало нас смиренными. Потому что бхакти прорастает только в смиренном сердце, в жестоком сердце бхакти не может прорасти. Здесь мы можем попросить о смирении, которое является пропуском в духовный мир, здесь мы можем попросить о том, чтобы оно дало нам эти благословения и научило нас бхакти.

Гоура премананде. Хари бол.  Шри Шри Калия-Кришна — ки джая.

Можно сейчас обойти это дерево, особенно тот ствол, который склонился в дандавате перед Кришной, и попросить его о самом замечательном благословении.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.