Вриндаван (23.02.2007 г.) «Шри Брихад-бхагаватамрита», 1.1.6-7

Диск 87, л. 9

Аннотация:

 ***

Я прочитаю сегодня два стиха из мангалачарана, или вступления  «Шри Брихад-Бхагаватамриты», 6 и 7 стихи, прославляющие Ямуну и Говардхан.  Хочу напомнить то, о чем мы читали вчера:

джайати джайати врндаранйам  этан  мурарех

прийатамам ати-садху-сванта-вайкунтха-васат

рамайати са сада  гах палайан йатра гопих

сварита-мадхура-венур вардхайан према расе. ???

Санатана Госвами в прошлом стихе, во вчерашнем стихе, прославлял Вриндаван: джайати джайати вриндаранйам этан мурарех ??? — лес Вриндавана, принадлежащий Мурари;  прийатамам ати-садху-сванта-вайкунтха-васат ??? — он так дорого Ему, что он дороже, чем сердце святого человека, или вайкунтха; рамайати са сада гах ??? — и в этом месте Кришна всегда (сада)  гах  палайан йатра гопих сварита-мадхура-венур вардхайан према расе ??? — Он всегда делает две вещи здесь, во Вриндаване, Он пасет коров (гах палайан) и гопих сварита-мадхура-венур вардхайан према расе ??? — пробуждает любовь в сердце гопи с помощью Своей флейты. И вчера я неуклюже пытался описать славу этого места в надежде получить какую-то милость. Смысл всего того, о чем я говорил вчера, сводился к простым вещам. Я цитировал вчера «Санат Кумар-самхиту», где Кришна говорит: «О, Шива, человек, который предается Мне, но не предается Моим преданным, тем, кого Я люблю, никогда не достигнет Меня». И Кришна любит эту землю, это место, потому что здесь все любят Его и все любят друг друга.  Потому что здесь все в других видят частички Кришны, отражение Кришны, друзей Кришны, преданных Кришны. И поэтому Кришна с гордостью говорит:  вриндаванам паритйаджйа экам падан нагачхати ??? — «Я не покидаю Вриндаван ни на шаг».  Мы начали в этом году свое паломничество в Индию с Двараки. Рядом с Дваракой есть гопи-кунд. Гопи-кунд это место куда , по одному преданию,  гопи пришли. Они в Двараку не хотели идти ни в какую. Вступить в Двараку им было нестерпимо, потому что в Двараке не понятно, что происходит. Но они дошли до этого кунда, озеро недалеко от Двараки, и там встретились с Кришной. И там они в самый жаркий месяц обмазали Кришну сандаловой пастой. И с тех пор глина в этой кунде стала желтой. Тилака, которую мы наносим, она оттуда, желтая, из этого гопи-кунда, из этого озера.  И люди, которые живут там, очень гордятся. Они говорят: «Кришна в этом месте, в этот день в году, во вшайа тритийю, ??? всегда здесь находится. Один день в году Кришна здесь. Но мы знаем, что Кришна 366 дней в году находится во Вриндаване, или 367 (на всякий случай). Другие святые места гордятся, или хотят заполучить Кришну хотя бы на один день. Но Кришна говорит: «Если вы хотите получить Меня, то вот вам секрет» и Он Сам показывает или рассказывает об этом секрете на Своем примере. Здесь Кришна — Бог, Верховная Личность Бога, Пурана Пуруша. Как говорят женщины Матхуры: нрилинга бхутам ??? — Он скрывается в образе обычного человека. И что самое удивительное, что Кришна здесь не правит. Что здесь Кришна делает? Кришна здесь служит. Кришна пасет коров, Кришна доит коров, Кришна занимается обычными делами. Верховный Пуруша здесь перестает быть Пурушей, перестает контролировать, перестает наслаждаться Своей властью. И тем самым Он, в каком-то смысле, учит нас как нам решить все свои проблемы. Все наши проблемы возникают по одной причине — из-за зависти, из-за желания наслаждаться, из-за желания властвовать  над другими. И Кришна приходит во Вриндаван и приводит нас сюда, во Вриндаван, и говорит: «Хотите понять как стать счастливым? Всегда живите во Вриндаване, даже если вы живете на Калыме, все равно живите во Вриндаване. Сделайте так, чтобы сердце ваше стало Вриндаваном, чтобы в сердце вашем не осталось ни следа желания властвовать, желания наслаждаться, желания стать в центре». Сам Кришна, хотя он находится в центре, Он все время из центра убегает. Иногда для того, чтобы доказать всем, Он сажает Себе на плечи какого-нибудь пастуха и начинает возить этого пастуха у Себя на плечах. Хануман, однажды ему предложили прийти во Вриндаван, он сказал: «Ни за что. Никогда. Потому что я приду во Вриндаван и что я увижу? Я увижу как какой-то пастух ездит на шее моего господина. Я увижу как какая-то пастушка связывает Его веревкой, гоняется за Ним с палкой и наказывает Его. Что я сделаю? Порву пасть».(смех) За Хануманом не задержится. Хануман говорит: «Я этого не могу понять. Когда я вижу, как с моим Господом обращаются как с обычным мальчиком, я не могу этого терпеть. Поэтому лучше я сюда не приду, а то я насовершаю тут оскорблений и не понятно, что со мной случится». И в этом удивительный секрет этого места. Кришна учит нас здесь как быть самими собой.  Чарудешну прабху на нашей парикраме очень хорошо сказал об этом, что мы очень часто играем, очень часто пытаемся показаться кем-то, забыв о том как быть самим собой.  И Кришна здесь нас учит быть самим собой.

Я хотел рассказать маленькую историю про Акинчана Кришна даса Бабаджи Махараджа. Это духовный брат Шрилы Прабхупады, ученик Бхактисиддханты Сарасвати, которого все без исключения любили. Более смиренного, более чистого и более неполитичного человека не было во всем Гаудиа-матхе. В Гаудиа-матхе много было сложностей внутренних, но все без исключения любили Акинчана Кришна даса Бабаджи. Радханатх Махарадж рассказал мне удивительную историю. Он жил с ним два месяца в ашраме недалеко от Мадана-Мохана. Если от храма Мадана-Мохана возвращаться сюда на главную дорогу, то справа от нас останется храм, …. Махараджа, в котором Радханатх Махарадж жил какое-то время до того, как стал учеником Шрилы Прабхупады здесь, во Вриндаване. И там же жил Акинчана Кришна дас Бабаджи. Они жили с ним 2 месяца в одной комнате и Радханатх Махарадж ни разу не слышал от него ничего кроме Харе Кришна.  Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.  Акинчана Кришна дас Бабаджи славился тем, что он все время повторял Харе Кришна-мантру, причем не просто повторял, а хохотал при этом. Радханатх Махарадж говорил: «Я его слышал постоянно и, честно признаться, я думал, что он не говорит ни слова по-английски». В 1971 году, это сейчас каждый рикша с вами по-английски может поговорить. В 71 году тут очень редко кто по-английски говорил. Они прожили 2 месяца в одной комнате и он ни разу ни слова не сказал на английском. И однажды Радханатха Махарадж во время полнолуния ночью обходил Вриндаван и вернулся очень поздно, и поэтому проспал  мангала-арати. Где-то часов в 7 утра он вышел к колодцу, который там был, и стал омываться. Он омывался из колодца и вдруг он услышал на чистом английском языке: «Ты почему не пришел на мангала-арати?». Он стал оглядываться вокруг и увидел только Акинчана Кришну даса Бабаджи, который по-английски не говорит. Он подумал: «Ну, наверно, послышалось» Наверно Параматма из сердца (смех) спросила меня: «Ты чего не пришел на мангала-арати?»». Он продолжал омываться. Вопрос повторился с еще большей ясностью: «Ты почему не был на мангала-арати?». Он опять стал оглядываться — опять никого нет, только Акинчана Кришна дас Бабаджи  стоит. Он опять стал омываться. Опять повторился вопрос. Он обернулся в этот момент  и  увидел, что это говорит Акинчана Кришна дас Бабаджи. Говорит: «Махарадж, я не знал, что Вы говорите по-английски!». Он говорит: «Это не отвечает на мой вопрос. (смех) Ты почему не был на мангала-арати?». «Ничего более удивительного в своей жизни я не видел». Потому что люди, когда они говорят на другом языке, на иностранном языке, им нравится поговорить, правильно? Им нравится сказать что-то по-английски.. Русские люди тоже…   Сегодня один преданный рассказывал мне свое знание хинди  Как там? «Баху тача алибаба» ??? (смех). Если человек знает два слова, ему хочется их ввернуть куда-нибудь, чтобы блеснуть тем, как он знает. Если он свободно говорит, ему хочется говорить, чтобы показать, что он знает другой язык. Акинчана Кришна дас Бабаджи два месяца жил с садху из Америки, который ни слова не говорил на хинди и ни разу до тех пор, пока не пришла пора,  пока не нужно было спросить, почему он не пришел на мангала-арати, он ни разу не воспользовался своим знанием языка. Это еще раз иллюстрирует простую и сложную вещь, что во Вриндаване Кришна учит нас тому, как жить очень просто, как жить без какого-то притворства и как все время хранить перед глазами ясно цель. И Акинчана Кришна дас Бабаджи очень хорошо эту ясную цель показывал, когда он со смехом повторял: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. В этой земле сейчас находимся, где каждая песчинка повторяет Харе Кришна.

Прочитаю два стиха. Один сначала, шестой стих, прославляющий Ямуну. Я хотел извиниться. У меня до сих пор температура, поэтому, если я что-то не то скажу,  вы меня простите сегодня.

джайати тарани-путри дхарма-раджа-сваса йа

калайати матхурайах сакхйам атйети гангам

мурахара-дайита тат-пада-падма-прасутам

вахати са макарандам нира-пура-чхалена ???

Но здесь, в этом стихе, Санатана Госвами дает нам одно исключение из этого правила. Как правило, человек должен жить очень просто и он не должен пытаться как-то хитрить или лукавить. Но здесь он говорит, что Ямуна во Вриндаване лукавит. И мы знаем, «лукавство» от какого слова? От слова «лук». Лук он не прямой, он кривой. И Ямуна изгибается здесь как лук. Это одно проявление ее лукавства. Но есть другое проявление ее лукавства, о котором говорит здесь Санатана Госвами. Он говорит: джайати тарани-путри ??? — «Да славится Ямуна дочь Солнца», дхарма-раджа сваса йа ???, которая к тому же является сестрой Дхармараджи, или Ямараджи. Калайати матхурайах ??? — «Она обтекает Матхуру»; сакхайм атйети гангам ??? — и она стала подругой Матхуры, она стала ее лучшей подругой и потому она превосходит Гангу (атйети гангам); мурахара- дайита ??? — «Она очень дорога сердцу Кришны, убийцы демона Муры»; тат-пада-падма-прасутам ??? — «И она несет нектар, который исходит из Его стоп (вахати); тат-пада-падма-прасутам вахати СА макарандам нира-пура-чхалена ??? «Чхалена» значит «лукавство». Под предлогом того, чтобы нести воду, Ямуна здесь как бы несет воду. Кто-то купался в Ямуне? Вода там течет? Как будто вода.  Санатана Госвами, прославляя Ямуну, здесь говорит, что на самом деле это просто предлог. Это как бы вода. На самом деле это не вода, а нектар, который исходит с лотосных стоп Кришны. И под предлогом того, чтобы нести воду, она переносит этот нектар повсюду. На самом деле Ямуна это особая река. Сейчас мы немножко поговорим о ее славе. Кришна родился на другой стороне Ямуны. Он не сразу пришел сюда, во Вриндаван. Он пришел в Матхуру. Матхура находится на другой стороне. Васудеве, чтобы прийти сюда, во Вриндаван, нужно было перейти через Ямуну. Когда Он родился, Он родился, мы знаем, с четырьмя руками. У Него была раковина, лотос, чакра, палица. И родители, как только увидели Его, что стали делать? Молиться стали. Молиться, молиться, молиться, молиться. Кришна посмотрел на них о подумал: «Все испортили. Я для этого что ли родился? Я родился для того, чтобы Мне молились? — И поэтому Он сразу сказал, — Несите Меня во Вриндаван, где Мне никто молиться не будет». Это место где Кришне никто не молится. И когда Васудева переносил Кришну через Ямуну, это очень важный символический акт, то последние частицы великолепия, которые еще оставались на ногах Кришны, были смыты водами Ямуны. Он сгрузил Кришну сюда, на другом берегу Ямуны, и здесь Кришна почувствовал облегчение.

Он стал обычным ребенком. И Санатана Госвами, прославляя здесь Ямуну, говорит, что она дочь Солнца. «Пураны» рассказывают, как родилась Ямуна. Однажды Бог Солнца во всем своем великолепии, во всем своем величии зашел к своей жене. Та же самая тема звучит в этой истории. И жена, которая, в общем-то, не ожидала от мужа такого,  которая привыкла его видеть в домашних тапочках, в пижаме, зажмурилась от ужаса.  Сказала: «Ты кто такой?» от испуга. Сурья очень разгневался на нее, Сурья очень рассердился.  Сказал: «Ах, так! Ты испугалась меня, поэтому сын, который у тебя родится, будет наводить ужас на всех». И в результате этого союза у Сурьи родился сын, который наводит ужас на всех. Как его зовут? Ямарадж. Ямарадж — повелитель ямы, тот, кто устанавливает правила для этого мира, тот, кто судит, тот, кто наводит справедливость здесь. Но когда жена услышала это… Представьте себе, что вы приходите к своей жене и говорите ей: «Сын, который у тебя родится, будет наводить ужас на весь мир». Пусть женщины скажут, понравится им такое благословение или нет. Жена стала умолять своего мужа: «Прости меня, пожалуйста. Прости меня за то, что я допустила эту оплошность». Тогда Сурья смилостивился и сказал, что: «Да, сын твой будет всех судить за грехи, кроме тех, кто искупается в водах твоей дочери». И поэтому ее дочерью стала Ямуна, которая прощает все грехи.

И Санатана Госвами, прославляя Ямуну, говорит, что Ямуна несет на себе, с одной стороны, качества своего отца — Бога Солнца — она освещает этот мир, она просветляет этот мир. Что затемняет наше сердце? Что делает наше сердце, или наше сознание, темным, грязным? Грехи. «Грехи» от какого слова происходят? У меня сегодня этимологическое настроение.  От того же слова, что «грязь». Грязь, грех все имеет одну и  ту же самую природу — когда человек просто хочет наслаждаться эгоистически, наслаждать самого себя. Но Ямуна пришла в этот мир для того, чтобы все грехи смыть, для того, чтобы, смыв все грехи с людей, очистить людей, очистить этот мир, просветлить его. И Санатана Госвами говорит, что помимо этого она еще сестра Дхармараджа (дхарма-раджа сваса йа). Она его родная сестра и это значит, что она также имеет какое-то отношение к дхарме — к справедливости, к закону, что она, так или иначе, устанавливает высшую дхарму в этом мире — према-дхарму. И дальше он говорит: калайати матхурайах сакхйам атйети гангам ??? — «Она обтекает Матхуру, с трех сторон она обтекает Вриндаван, и становится ее подругой. И потому она превосходит Гангу». И Санатана Госвами, объясняя этот стих, говорит, что…. Дружить можно как? Кто может дружить? Только равные. Дружба возможна только на равных. И Санатана Госвами говорит, что подобно тому, как Матхура  может исполнить любые желания человека ( может исполнить материальные желания, духовные желания, в конце концов дать освобождение и дать бхакти), а Ямуна обладает той же самой способностью.  Потому что она подруга Матхуры. Но она наделена той же самой способностью в гораздо большей степени. И дальше он говорит: мурахара-дайита ??? — «Она очень дорога Кришне». Потому что она переносит нектар с Его лотосных стоп, потому что она под предлогом того, чтобы переносить воду, переносит нектар с Его лотосных стоп.

В «Пуранах» рассказывается другая история о том, как произошла духовная Ямуна, Ямуна в духовном мире. Ямуна в материальном мире пришла от Сурьи — Бога Солнца через его жену. Но изначальный источник Ямуны — духовный мир. Говорится, что однажды Нарада Муни пришел на Голоку Вриндавану. Попал туда и он увидел Кришну. И Нарада Муни стал играть на своей вине и петь. Когда Нарада Муни поет, он забывает обо всем остальном, забывает о том, слушают его, не слушают. Он весь погружается в это пение. Кришна слушал его. Слушал, слушал, слушал, слушал и сердце Его стало таять. Нарада Муни закрыл глаза, пел, пел, пел, пел, пел, пел, а Кришна тем временем растаял. Нарада Муни открыл глаза, Кришны нет. От Кришны осталась лужа. Он превратился в лужу. Говорится, что эта лужа — расплавленное сердце Кришны и является изначальным духовным источником Ямуны. И поэтому Санатана Госвами, когда он цитирует и объясняет этот стих, он говорит, что Ямуна является жидким Брахманом, что жидкий Брахман течет здесь, по поверхности Вриндавана, для того, чтобы смывать с людей грехи, для того, чтобы давать людям освобождение и, в конце концов, самую высшую форму освобождения — бхакти.

Говорится, что когда человек получает смерть от трех вещей во Вриндаване, то это означает особую милость Кришны. Ямуна все-таки какие-то качества от своего брата унаследовала. Ее брат — бог смерти. Но во Вриндаване, говорится, что если человек тонет в Ямуне…. В Ямуне очень трудно утонуть, потому что она обычно по щиколотку. Но, тем не менее, есть люди, счастливчики, которые тонут в Ямуне. Говорится, что если человек тонет в Ямуне, если его убивает молния здесь, во Вриндаване, если он умирает от укуса змеи во Вриндаване, это значит, что Кришна Сам забирает его душу к Себе.  В этом нет никаких сомнений.

Какое-то время тому назад один из учителей гурукулы, я как раз был в это время тут, это был самый конец Картики, и этот учитель гурукулы вечером пошел к Ямуне и утонул. Никто не знает как, почему. И все прославляли его, говорили, какой замечательный он был человек. И потом кто-то вспомнил о том, что это три вида смерти, которые здесь, во Вриндаване, означают особую милость Кришны, когда Кришна Сам забирает человека к Себе.

И здесь, во Вриндаване, Ямуна дарует человеку самое высшее благо — благо любви.

Дальше основная тема нашего сегодняшнего рассказа будет следующая молитва, или следующий стих, когда Санатана Госвами прославляет Говардхан.

говардхано джайати шаила-куладхираджо

йо гопикабхирудито хари-даса-варйах

кршнена шакра-макха-бханга-кртарчито йах

саптахам асйа кара-падма-тале ‘пи аватсит ???

 Санатана Госвами прославляет в следующем стихе Говардхан: говардхано джайати шаила-куладхираджо ??? Он говорит: «Да прославится Говардхан». Теперь, поднимите, пожалуйста, руку кто был около Говардхана, кто видел Говардхан. Большой Говардхан? Санатана Госвами говрит: шаила-куладхираджо ??? «Шаила» значит «гора», «кула» значит «семья». Он говорит, что из всех гор в семействе гор самым главным является Говардхан. Говардхан, мы знаем, чуть-чуть выше земли. Есть великие горы Гималаи, джамалунгмы, эвересты, кайлаши в конце концов, но Санатана Госвами говорит: «Нет никого выше и нет никого главнее, он раджа, царь среди всех гор». йо гопикабхирудито хари-даса-варйах ??? — потому, что сами гопи прославили его, сказав, что он хари-даса-варйах — самый лучший из слуг Кришны. И дальше он говорит об особой славе Говардхана: кршнена шакра-макха-бханга-кртарчито йах ??? Он употребляет здесь страдательный залог кршнена шакра-макха-бханга-кртарчито йах ??? Он говорит: «Кришной Говардхан уничтожил, или запретил ягью (шакри) — царю небес». саптахам асйа кара-падма-тале ‘пи аватсит ??? — «и в результате этого в течение семи дней он покоился на лотосной руке Кришны».  И сейчас я попытаюсь объяснить эту молитву, каким образом Санатана Госвами прославляет Говардхан. И, может быть, в один из ближайших дней мы поедем туда, чтобы яснее понять значение этой горы.

Сначала он объясняет это выражение шаила-куладхираджо 7?? Он говорит, что есть много великих гор. Есть Гималаи и Гималаи являются тестем Господа Шивы. Иногда преданные едут в Гималаи, преданные любят Гималаи почему-то. Кто-то был в Гималаях? Поднимите руки, не стесняйтесь. Гималаи производят сильное впечатление. Там сидят йоги в пещерах, они высокие, большие. Санатана Госвами говорит, что:  «Что Гималаи?!  Говардхан превосходит даже Меру». Гору Меру. Кто знает, что такое гора Меру? Это ось вселенной, ось вокруг которой вертится вселенная. У нас в теле тоже есть Меру, Меру-данда. Что такое в нашем теле меру-данда? Позвоночник.  Говорится, что микрокосмос и макрокосмос построены по одному и тому же принципу. И точно так же, как во вселенной есть ось, точно так же в нашем теле есть позвоночник, или меру-данда. Она называется Меру. На вершине горы Меру живут боги, живут повелители этой вселенной, которые управляют различными силами, точно так же как у нас они тоже живут на вершине позвоночника. Они живут у нас тут в виде разных центров в нашем мозгу, управляя различными силами нашего тела. Оно проявляется репликой вселенной. Но Санатана Госвами говорит, что «Какие там Гималаи? Какой смысл, вообще, в Гималаи ездить? Не нужно ездить в Гималаи. Нужно приехать к холму Говардхан и обойти его». И почему? Он объясняет почему. Почему Говардхан самый великий? Что является критерием величия? Нужно очень четко понять это. Способность служить. Санатана Госвами говорит:  йо гопикабхирудито хари-даса-варйах ??? — сами гопи, которым можно верить… Если мы кого-то прославляем, часто далеко не всегда стоит принимать эти прославления всерьез. Люди часто льстят другим или часто преувеличивают славу другого человека. В этом мире очень много разных хари-даса-варйах или богов даже в этом мире. Я помню, был как-то в Пури и там триумфальная арка  рядом с одной из улиц. Какая-то маленькая улица и там большая триумфальная арка стоит и написано: «Триумфальная арка посвящена какому-то Йугачарье и т.д.», ачарье этой юги. Никто никогда  имени этого ачарьи не слышал. Не понятно, в какой улице в Пури она стоит. Йуга-ачарья, ачарья для всей Кали-юги. Здесь Санатана Госвами говорит: йо гопикабхирудито  ??? — сами гопи прославляют его и говорят, что он хари-даса-варйах. И хари-даса-варйах в данном случае означает, что он самый лучший из слуг Кришны. И в этом заключается величие Говардхана. Еще раз, это очень важный момент из всего того, что мне хочется сегодня сказать, что величие человека определяется его способностью служить. Он самый лучший из слуг и гопи завидуют ему. Не завидуют, извиняюсь, гопи никому не завидуют. Но они радуются, говоря: «Посмотрите, как он служит. Он служит и так и так, и так, и так. Мы боимся служить Кришне. Мы Кришне служим только по ночам, днем мы делаем вид, что мы Ему не служим, днем мы делаем вид, что мы служим своим мужьям, ухаживаем за телятами, за детьми и только искоса смотрим на Него». Почему говорится, что у гопи все время глаза скошены? (смех) Потому что они украдкой смотрят на Кришну. Они кончиками глаз своих смотрят на Него, боясь явно признаться в своих чувствах. И, когда Шримати Радхарани показывает на холм Говардхан, она говорит: «посмотрите на него, он не стесняется служить Кришне, он служит Ему изо всех сил». И он хари-даса-варйах. Сами гопи прославляют его. И в этом величие служения. Обычно в этом мире люди хотят стать великими, все хотят стать великими. Кто из вас хочет стать великим? Все хотят стать великими. Но обычные люди думают, как стать великими? Как можно стать великими? Какие самые стандартные способы обретения величия в этом мире?

— Унизить других.

БВГ: Это хороший способ (смех) сделать других меньше. Есть много разных способов стать великим, но самый главный способ — обрести власть. Что понимается под величием в этом мире? Власть. И люди стремятся к власти. Это один из самых сильных импульсов человека: «Я хочу власти, власти, власти; величие, величие, величие». Но в результате этого люди только проклинают их. На самом деле истинное величие заключается в том, чтоб служить.  И гопи говорят: «Вот оно истинное величие». Хари-даса-варйах — он самый лучший из всех слуг Кришны, потому что он служит. И Санатана Госвами цитирует этот замечательный стих из 10 песни «Шримад-Бхагаватам», когда Сама Шримати Радхарани прославляет Говардхан: хантайе мадри рабала хари-даса-варйах  йатрама кршна чарана спараша прамуда манам тамоти сахаго ганайос тайорйа панийа суйа васахан  мера кандамула ??? Здесь Шримати Радхарани говорит: «Посмотрите на него. Мало того, что он служит Кришне, он радуется, когда он служит Кришне». Когда Кришна и Баларам наступают на него, Говардхан приходит в экстаз. Его называют Говардхан. «Вардхан» что значит? «Вардхан» значит «расширяться». Говардхан обладает одним очень важным свойством — он может расширяться и сужаться. Когда Кришна наступает на него, что с ним становится? Он раздувается. Но не от гордости, а от желания служить. Он становится больше, больше, больше, больше. Когда Кришна уходит, что с ним становится? Становится меньше, меньше, меньше, меньше.

 Когда мы поедем с вами в Говардхан, мы увидим, что он очень маленький. Почему он маленький? Глупые люди говорят: «Потому что Агастья Муни его проклял». Может Говардхан, вечный спутник Кришны становится меньше оттого, что его проклял какой-то Агастья Муни? Нет. Он становится меньше в разлуке с Кришной. Каждый день он думает: «Кришны нет, Кришна ушел». Но когда Кришна наступает на него, он становится огромным.  йатрава кршна чаранам спараша прамода ??? Шримати Радхарани говорит, что как только его касаются стопы Кришны и Баларамы, он начинает радоваться, он приходит в экстаз. Есть три вида камней в Говардхане. Люди, которые поклоняются Говардхана-шилам, знают, что есть три вида камней. Один вид камней серебристо-белый, молочный, другой вид камней — золотистый и третий вид камней — темный. И можно увидеть, очень хорошо отличить. Говорится, что на серебристо-белые камни кто наступал? Баларама. Баларама наступал на эти камни, они стали серебристо-белыми. На золотистые камни кто наступал? Шримати Радхарани и гопи. А на темные камни кто наступал? Кришна. Шримати Радхарани говорит: «Посмотрите на него. Он радуется, когда Рама и Кришна наступают на него». И манам таноти саха го найо стайойа ??? он служит не только Кришне, он служит коровам, он служит пастухам. Он служит всем.  Он служит слугам Кришны, он служит тем, кто служит Кришне.   Он не считает это ниже своего достоинства. Он считает за честь служить слугам Кришны. И поэтому Санатана Госвами прославляет его, поэтому Шримати Радхарани прославляет его. Но главное достоинство Говардхана, как правильно сказали все, заключается в том, что Кришна семь дней держал его на своей руке. И Санатана Госвами говорит об этом, что семь дней Кришна держал его на Своей левой руке подпирая его одним мизинчиком. И об этом мне хотелось поговорить чуть-чуть подробней — чего ради Кришна держал Говардхан. Как по-вашему, чего ради он его держал?

Один преданный подошел ко мне и говорит: «Я был рядом с Говардханом, долго на него смотрел. Все никак не мог понять, как же Кришна его поднял?». Потому что это очень трудно понять, как Кришна подошел и поднял Говардхан. Но у всей этой лилы есть очень важная причина, которую нам нужно  с вами понять для того, чтоб понять славу Говардхана.  Мы несколько минут потратим на это и когда мы окажемся рядом с Говардханом, мы сможем лучше понять, что же произошло там. Лила эта началась недалеко отсюда. Она началась где-то, может быть, в километрах двух отсюда, от Вриндавана, недалеко от Говардхана. Кришна жил здесь, во Вриндаване и в деревне брахманов, которая находится около Акрура-гхата, на северо-восточной оконечности Вриндавана, Кришна увидел, как пастухи готовятся к большой ягье. Они должны были произвести большую, большую ягью. Свозят свои разные принадлежности. Ягья это всегда праздник, ягья всегда значит, что нужно самые изысканные вещи таскать, ананасы какие-то. Кришна до этого никогда ананасов не видел. Тут Он увидел ананасы, бананы Он видел, они свозят, свозят снедь какую-то, еще что-то такое. Кришна подумал: «Что за глупость какая-то? Чем они собираются заниматься?». И он стал отговаривать, мы все знаем эту лилу, своего отца: «Какой смысл приносить жертвоприношение Индре?». И какой у Него был аргумент? Кто помнит? Кришна на время стал атеистом. Он стал говорить: «Какой смысл поклоняться какому-то богу, какому-то царю небес. Какой смысл? Какой смысл поклоняться не понятно чему? Давайте поклоняться тому, что прямо рядом с нами есть». Хорошая философия? Хорошая. Какой смысл поклоняться какому-то Богу, который не понятно то ли есть Он, то ли нет Его, когда бог есть те, кому можно поклоняться. И Кришна сказал: «Давайте поклоняться…». Кому пастухи должны поклоняться? Коровам надо поклоняться. Зачем Богу поклоняться? Надо коровам поклоняться,  нужно поклоняться Говардхану, нужно поклоняться брахманам. Это вещь, которая является самым главным аргументом Кришны. И смысл этого очень важного для нас аргумента…. Хотя на первый взгляд он очень материалистичный. Кришна говорит: «Видел кто-нибудь Индру? Кто-нибудь видел, как Индра принимает наши жертвоприношения?». Нанда Махарадж стал говорить: «О, Индра посылает дожди». Кришна говорит: «дожди он посылает. Знаем мы, как он дожди посылает. Над морем идут дожди? Идут. Кто над морем ему жертвоприношения приносит?». Простые аргументы Кришна стал приводить. «Какой, — говорит, — смысл ему поклоняться? Индра все равно дожди посылает. Дожди все равно будут идти, будете вы богу поклоняться, не будете поклоняться. Давайте поклоняться тем, кто рядом с нами». И хотя, еще раз, на первый взгляд этот аргумент может показаться очень материалистичным, Кришна этим аргументом хотел сказать, что иногда мы в своем желании поклоняться не понятно кому забываем о тех, кто находится рядом с нами, мы забываем о тех, кто реально приносит нам духовное благо. Иногда мы в погоне за не понятно чем, за какими-то благами, не понятно какими благами, забываем о самых близких и самых дорогих. И Кришна говорит: «Нужно поклоняться брахманам». И Он объяснил, как поклоняться брахманам. Кто-то хочет узнать, как нужно поклоняться брахманам? Брахманам поклоняются одним образом. Некоторые люди думают, что поклоняться — это нужно какую-то пуджу производить, мантры читать. Брахманы могут притвориться, что им ваши мантры нравятся, но при этом они будут ждать, когда вы их накормите. И Кришна сказал еще один очень важный критерий как понять, что брахманы довольны — нужно кормить брахманов до тех пор, пока они не начнут хохотать. (смех) Слушайте внимательно, это очень важная информация. Он объясняет, как нужно поклоняться брахманам. Кришна хочет, чтоб мы поклонялись брахманам.  Нужно поклоняться брахманам, приглашая их к себе, кормя их до тех пор, пока они не начнут хохотать. Пока они не начнут хохотать, не отпускать их. (смех), пока они не начнут изо всех сил смеяться. Кришна сказал: «Приносите пищу, усаживайте брахманов, приносите цветы, осыпайте их цветами, кормите их. Приносите все Говардхану. — И Он сказал, — посмотрите, никто никогда не видел, как Индра принимает жертвоприношение. Сейчас вы все увидите, как Говардхан ест». И Кришна Сам стал Говардханом и Сам стал пожирать все то, что пастухи принесли ему. Они сделали гору пищи, они увидели, к своему восторгу, как Говардхан начал это пожирать. У него раскрылся огромный рот в виде пещеры и в эту пещеру пища пошла потоками. Говардхан стал есть это, есть, есть, есть и скоро ничего не осталось.

Когда ничего не осталось, Говардхан закричал. Что закричал? Айор, айор, айор. Это значит «Еще, еще, еще, еще». «Give me more, give me more, give me more»  это на английском языке. (смех)  Говардхан закричал: «Мне мало, мне мало, мне мало». Все перепугались. Все подумали: «Он уже все съел, ему еще мало! Он сейчас нас всех съест на закуску». Тогда Кришна, чтобы объяснить, что нужно Говардхану, дал ему маленький листик Туласи. «Возьми листик Туласи». Говардхан съел листик Туласи и сказал: «Теперь хватит, теперь мне достаточно». На самом деле Кришна Сам стал Говардханом, чтобы в этой лиле показать нам, что с одной стороны мы должны делать простые вещи, что преданное служение ни какая-то абстрактная философская категория. Иногда люди в своем желании философствовать превращают преданное служение не понятно во что. Кришна говорит: «Да нет, преданное служение это очень просто». Нужно пригласить брахманов и развеселить их, нужно накормить всех, кого только можно, нужно надеть цветы, нужно надеть гирлянды, а потом устроить большой киртан и обойти вокруг Говардхана. На самом деле Кришна во всем Врадже не совершает парикрам. Мы ходим в парикраму. Парикрама значит обхождение, это ритуал. Нужно по часовой стрелке обойти вокруг чего-то в смиренном состоянии духа. Но есть одно место во Врадже, чью парикраму делает Сам Кришна. Это какое место? Говардхан. Кришна сначала накормил Говардхан  досыта, а потом сказал: «А теперь мы пойдем вокруг него». И все пошли вокруг него с огромным киртаном. Киртан был такой громкий, что у Индры заболела голова. Индра сидел и думал: «Негодяи, чему они веселятся? Чему они радуются? Почему они радуются здесь?». Иногда преданные поют, особенно рано утром есть такая привычка у преданных. Четыре часа утра, как затянут что-нибудь. А соседи начинают возмущаться: «Какие дураки поют в 4 часа утра?» (смех) Кришна говорит: «В этом суть религии». Суть религии в том, чтоб делать простые вещи, но чтобы делать простые вещи очень искренне. И Кришна сделал эту первую парикраму и мы знаем, что случилось потом. Что случилось потом? Ничего хорошего потом не случилось. Это тоже очень важный урок этой лилы. Преданные начинают заниматься преданным служением и им говорят: «Давайте, давайте, все хорошо. В праздник будем пировать». И они…. Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа и преданный верит Ему.  Кришна говорит: «Не нужно ничего, оставьте все свои обязанности. Не нужно никаким индрам поклоняться, никаким сильным мира сего поклоняться. Не нужно ничего. Поклоняйтесь одному Мне. Как Мне поклоняться? Очень просто — кормите коров свежей травой и все будет хорошо; надевайте гирлянды на брахманов, кормите брахманов и все у вас будет хорошо. Ничего сложного в том, чтоб Мне поклоняться, нет. Просто повторяйте Мое Святое Имя». Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Шрила Прабхупада был мастером такого рода проповеди. Он говорил: «Преданное служение очень легко. Есть только две вещи, которые нужно делать в преданном служении — пировать и петь, и иногда танцевать». Если вы не слишком сильно попировали и можете танцевать, то можно танцевать. Потом опять пировать, потом опять петь, потом опять танцевать, потом опять пировать. Шрила Прабхупада, я помню одну лекцию, где он говорит: «Таким образом мы дотанцуем до Кришны». (смех) Всю дорогу дотанцуем до Него. И преданные верят в это. Верят? Верите вы в это? Что случается потом? (смех) Потом начинается самое интересное. И Индра говорит: «А-а-а-а. Чему они радуются? Они перестали исполнять свои обязанности. Чему они радуются? Не понятно чему они радуются». И Индра и есть много разных экспансий Индры в этом мире, которые пытаются поставить преданных на место. Кто-нибудь сталкивался с гневом Индры после того, как он оставил исполнение своих материальных обязанностей и предался Кришне? Это повторение той же самой лилы. Это вечная лила, нитья-лила. Она повторяется каждый день. Преданные верят сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа и всегда находится какой-нибудь индра, какой-нибудь царь небес, которому это не нравится. И Индра обрушивает свой гнев на обитателей Вриндавана. И Индра обрушивает дожди. Говорится, что когда Индра обрушил свой гнев, сюда спустилась такая тьма, что не видно было не то, что протянутой руки, не видно было даже руки, которая приближена тут. Стало так темно! Анга-тамишра. Кави Карнапур говорит, что анга-тамишра, эта  изначальная тьма, которая покрывает всю вселенную, спустилась на Вриндаван. Кави Карнапур говорит, что облака, которые спустились на Вриндаван, были такими твердыми, что их можно было рубить топором. Прилетели ужасные облака, тьма настала, холод, коровы замычали. Мало того, что холод — град, жуткий, страшный град. Градины были величиной (смех), наверное очень большие. Огромный град стал падать с небес, коровы замычали. Обитатели Вриндавана схватились за голову. Они не знали, что делать — то ли себя защищать, то ли коров защищать, то ли еще кого-то. В конце концов, они поняли, что никто их не спасет кроме Кришны. И они заричали: «Кришна, Кришна маха бахо». Это молитва обитателей Вриндавана. Я говорил, что во Вриндаване никто Кришне не молится, но, тем не менее, есть одна молитва у обитателей Вриндавана. Они не называют Кришну Богом. Они говорят: «О Кришна, счастливчик ( маха бахо значит «счастливчик»), о счастливчик, Тебе всегда везло, может Тебе повезет и в этот раз (смех). О счастливчик, спаси нас от этой беды. Кришна, Кришна маха бахо, спаси нас сейчас». И Кришна поправил Свой пояс и сказал: «Сейчас спасу». Он подбежал к этой горе, схватил эту гору и поднял ее. Говардхан обрадовался: «Наконец-то нашлось мне применение. Наконец-то я послужу зонтиком, или защитой, для всех обитателей Вриндавана». Это была самая счастливая минута в жизни Говардхана.

В одной из Пуран рассказывается ,как Хануман в свое время пытался донести Говардхан, Гарамешвару, до того места, где Рамачандра строил свой мост. И пока он нес его, он услышал голос с небес ( акашвани), что Рамачандра уже построил мост и больше Ему не нежны никакие камни. И он взял его и поставил, и сказал: «Все, ты не нужен больше никому». Говардхан возмутился и сказал: «Как это так? Ты хочешь сказать, что я не нужен? Что мой Господь не будет наступать на меня? Я прокляну тебя». Хануман страшно испугался. Он сказал: «Не проклинай меня, пожалуйста. Я благословляю тебя. Господь будет наступать на тебя, но не сейчас, чуть-чуть позже, когда Он придет как Кришна и Баларама».

И когда Говардхану дали эту возможность служить, когда Кришна поднял его и в течение семи дней держал его над обитателями Вриндавана, обитатели Вриндавана забыли обо всем. И, в сущности, у этой лилы есть очень глубинный, потайной смысл важный для всех нас. Вначале, когда мы начинаем преданное служение, мы начинаем его с веры. Начинается все со шраддхи. Мы слышим Святое Имя или мы слушаем преданного. И главное даже не столько, что мы слушаем преданного, сколько  мы видим его или слышим звук его голоса и мы верим ему.

Как люди, которые просто видели Шрилу Прабхупаду, у них появлялась вера.  И что им Шрила Прабхупада говорил? Он говорил им: «Повторяйте Харе Кришна».  Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И что он еще говорил? Он говорил: «Повторяйте и будьте счастливы». Кто поверил в это? Мы все поверили в это. Преданное служение начинается со шраддхи, веры в то, что путь бхакти самый высший из путей. На самом деле началом, корнем всего преданного служения является понимание того, что нет никакого другого пути, что это самый лучший из путей, что никакая мистическая йога не сравнится с этим, никакая пранаяма, никакие «аюр-веды» и другие «васту-шастры» (смех) с этим не сравняться.   Мы слышим, что есть одна единственная религия, есть  одна единственная вещь в этом мире  это бхакти — любовь и преданность. И, естественно, проповедники, которые говорят нам об этом, они воодушевляют нас, они говорят — это способ обрести счастье. Но что потом случается с нами, когда мы начинаем повторять Харе Кришна мантру? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Что мы начинаем видеть в своем сердце? Мы начинаем видеть анартхи. И анартхи эти кажутся непреодолимыми. Мы начинаем видеть грязь, мы начинаем видеть то, что раньше мы не видели. Часто я снова и снова слышу от преданных, как они говорят: «Я до того, как стал практиковать сознание Кришны, был лучше. Я был лучше». Мне приходится им отвечать на это: «Не верю». Мы не были лучше, просто мы думали, что мы лучше. А когда мы начинаем практиковать процесс бхакти, мы начинаем видеть яснее свое сердце. Что у нас всплывает из сердца сразу же? Шесть вещей. Какие? Начиная с великой русской реки.

— Кама.

БВГ: Правильно. Волга (смех). Кродха, лобха, мада, моха, матсарья. Мы все это видим в себе, видим вожделение, видим гнев, видим жадность, видим иллюзию или обман, видим гордыню, видим зависть. Все эти шесть вещей мы видим в себе, в своем сердце. И эти шесть вещей на самом деле проявление наших материалистических тенденций. И они такие же ужасные, такие же непреодолимые как гнев Индры. Интерпретация, которую я сейчас даю, дает Кави Карнапур в своей «Ананда-Вриндаване-чампе». Он говорит, что обитатели Вриндавана, когда они почувствовали на себе гнев Индры, они закричали: «Этот гнев такой же ужасный как анартхи в нашем сердце». Кришна подбежал к холму Говардхан, подхватил его левой рукой, поднял его и сказал: «Не бойтесь, — чего?, — не бойтесь никаких анартх. Все свои анартхи вы сможете преодолеть с помощью, — чего?, — с помощью преданного служения, с помощью решимости». Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

Кришна на самом деле использует Говардхан для того, чтобы защитить Своих преданных. И для нас с вами в этом заключается очень важное понимание того, что если мы предаемся Кришне, то у нас будут трудности. Будут у нас трудности? У кого есть трудности на духовном пути? У кого есть волга (смех), кама и другие вещи в сердце? У нас у всех есть все эти вещи, у всех. Нет никаких исключений. До тех пор, пока у нас есть материальное тело, все эти сложности есть у нас. Но если человек, тем не менее, продолжает идти путем преданного служения (я должен буду рассказать еще одну очень важную лилу, не уходите, она у нас впереди, которая имеет непосредственное отношение к этой теме), то он сможет преодолеть все эти препятствия и в конце концов победить Индру.

И здесь Санатана Госвами говорит, что Говардхан доказал всем, что он выше даже, чем царь небес, что покровительство Кришны, а Говардхан символизирует покровительство, или защиту, Кришны, выше чем гнев любых других материальных вещей, чем проявление любых других материальных тенденций в нашем сердце. И я хотел сегодня вас пригласить на празднование холи. Завтра официально во Врадже начинается холи. Не бойтесь, во Вриндаване оно еще не начнется, но для смелых оно начнется завтра на Варшане. Я сейчас расскажу, что такое холи и те, кто захочет, смогут поехать на Варшану, чтобы отметить там холи. Холи имеет непосредственное отношение к тому, что мы сказали только что.  Кто знает, что такое холи? Кто знает, что такое смысл холи? На юге Индии, где этот праздник не пользуется такой известностью, этот праздник в основном здесь, во Врадже. Мы с вами в самое удачное время оказались здесь (смеется). Можем считать себя очень счастливыми. Мы сможем оказаться прямо здесь в самом центре, в самом эпицентре, в самом жерле празднования холи. Но на юге этот праздник называется кама-дахана. И «кама-дахана» значит «то, что сжигает каму в сердце человека, то, что сжигает в сердце человека вожделение, или эгоистические материальные желания». И идея холи, мы все знаем эту историю о том, как Холика, у нее было особое сари… В свое время Холика — сестра Хираньикашипу, любимая тетя Прахлады Махараджа. (смех), совершала суровую аскезу. В конце концов Агни пришел к ней и она сказала: «Дай мне сари, которое защитит меня от огня». И Агни дал ей это благословение, у нее было это особое сари, которое должно защищать ее от огня. И, когда Хираньякащипу хотел избавиться от своего маленького наглого сына, он вспомнил о своей любимой сестре. И он сказал: «Дорогая Холика, мне нужно сжечь моего маленького сопляка, сына, который не хочет меня слушаться. Я знаю, что если ты наденешь свое особое сари, ты не сможешь нигде сгореть, поэтому возьми его и заведи его в костер». И Холика подумала: «Конечно, чего не сделаешь для любимого брата. Ради этого можно даже племянника в костре сжечь». Она взяла маленького Прахладу, надела свое сари. Знаете, что произошло в этот день? Это половина, в основном, женская. Сколько у вас сари обычно? Очень много. Холика перепутала сари. (смех) У нее было очень много сари, она одела не то, похожее на него. Она вошла в костер вместе с Прахладой Махараджем и она сгорела. А Прахлада Махарадж повторял Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе и вышел невредим. И в честь этого праздника  холи зажигают костры и сжигают эту Холику. Но смысл этого праздника в том, что если у нас есть преданность, то преданность может преодолеть все, любые препятствия.

Точно также как смысл Говардхана-лилы именно в этом заключается. Если у нас есть в сердце преданность, если у нас в сердце есть решимость, если мы просто настроены решительно так или иначе дойти до конца, мы сможем преодолеть все препятствия. И в этом нет никаких сомнений. И завтра начнется празднование холи на Варшане. Я сейчас расскажу вам как это будет происходить, а потом вы решите хотите вы туда ехать или нет. Еще раз, это не для слабонервных. Это официальное торжественное открытие холи здесь, во Врадже. Мы завтра собираемся поехать где-то в 11:00-11:30 отсюда, сделать парикраму по Варшане и где-то к 4 часам начинается главной действо. Главное действо происходит в большом главном храме на Варшане. На Варшану приходят Госвами из Нандаграма и садятся в одной стороне, а рядом  брахманы, одетые в самые лучшие одежды. Между прочим, это тоже относится к нам. Завтра вы должны одеться в свои самые лучшие одежды. Великий праздник. (смех) Они садятся с одной стороны, с другой стороны садятся Госвами с Варшаны и посередине садится самый лучший мридангист. Обычно это Рамеш Баба. Рамеш Баба это замечательный садху, который живет в Ман-мандире на Варшане. И он начинает сначала медленно играть на мриданге. Госвами Варшаны начинают первыми, они начинаю петь в унисон. И начинают петь на брадже куплеты, где они на чем свет ругают Кришну. «Он черный. Что хорошего от этого черного можно ожидать? Он начал Свою жизнь с того, что убил несчастную женщину, взял и убил ее». И так далее. Есть очень много недостатков у Кришны. Им в ответ Госвами с Нандаграма, когда те замолкают, начинают на чем свет ругать всех обитателей Варшаны. Они говорят, что те, кто живет на Варшане, просто вообще ! Так ругают, что, слава Богу, что мы брадж не понимаем. (смех) Мы можем только представить себе. Потом, когда они замолкают, Госвами с Варшаны с новой силой начинают ругать Кришну. Но при этом есть одно табу — никогда не ругают Шримати Радхарани. Они ругаю и темп становится быстрее, быстрее, быстрее, начинают ругаться еще быстрее, быстрее, быстрее. В конце концов кто-то первый не выдерживает и он  запускает краской в других. И тут начинается самое интересное. (смех). Все начинают кидаться красками, бомбами с краской, которые разрываются, они начинают из шприца поливать друг друга цветной водой. И в конце концов побеждают Госвами с Варшаны. На этом все заканчивается.  И Госвами из Нандаграма побитые, разбитые наголову, уходят оттуда. И завтра мы с вами туда поедем, Все те, кто готов проникнуться этой бхавой могут поехать. Те, кто не хочет, пожалуйста, оставайтесь здесь, никаких проблем нет.

Подождите еще одну минуту. Я хотел еще подвести небольшой итог всему тому, что мы сказали. Я говорил сегодня о том, что с одной стороны преданное служение очень простая вещь как прост сам Вриндаван. Во Вриндаване все просто, тут нет сложностей, нету ненужной, глупой усложненности. Сам путь преданного служения тоже очень прост — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.  Но есть сложности, которые подстерегают нас на этом пути, сложности нашего сердца.

Есть еще одна очень важная интерпретация Говардхана-лилы и самого названия Говардхана, которое дал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада.  Мне хотелось завершить сегодняшнее прославление холма Говардхана этими словами. Он сказал одну очень важную вещь. Вся эта лила о том, как Кришна защищает нас на пути нашей преданности, на пути нашей духовной практики, как Кришна дает нам возможность преодолеть все препятствия, несмотря на то, что они будут возникать, в этом нет никаких сомнений. Но Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад дал удивительную интерпретацию этой лиле.  Говардхан. «Го» значит что? Корова или чувства, или вера. «Вардхан» что значит? Расширяться. Он сказал, что путь преданного служения заключается в том,  чтобы расширять, вардхана. Путь преданного служения заключается в том, чтобы расширять прежде всего бхакти в своем сердце, но он также заключается в том, чтобы расширять число людей, которые занимаются бхакти, чтобы так или иначе приводить людей к Кришне. Потому что жизнь человеческая имеет смысл только тогда, когда наша энергия соединяется с Кришной. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад говорит… Коровы они как плодятся? Знаете как плодятся коровы? Он говорит: «Они плодятся не обращая внимания ни на какие социальные условности». Знай себе — плодятся. Плодятся и плодятся, по коровьему. Он сказал, что «говардхана» значит, что мы, не обращая внимания ни на какие социальные условности или условия, должны пытаться, получив хотя бы какую-то крупицу бхакти в своем сердце, дать эту бхакти другим. И таким образом расширять движение бхакти. Смысл бхакти в том, чтобы расширить бхакти и в том, чтобы привести других людей на путь бхакти. Потому что без бхакти жизнь человека бессмысленна. Без преданного служения Верховной Личности Бога жизнь человека не имеет никакого смысла. И он говорит, что если человек делает это, если человек занимается процессом проповеди проповедуя бхакти, «говардхан» —   он расширяет бхакти, то тогда, несмотря на то, что неминуемо возникнут внешние сопротивления, препятствия на нашем пути, которые суть проявление наших материалистических тенденций, несмотря на все это Кришна защитит нас, даст нам высшую конечную защиту и прольет на нас Свою милость. И когда все преданные Вриндавана сгрудились под холмом Говардхан, семь дней Кришна держал этот холм, семь дней лил дождь, семь дней бил град. Теперь, семь дней большой срок или нет? За семь дней можно проголодаться? Представьте себе — семь дней без перерыва льет дождь. Большой это срок или маленький? Большой. Семь дней без перерыва беспросветный дождь! Семь дней никакого просвета — дождь, дождь, дождь, дождь, дождь и вы сидите и дрожите, дрожите, дрожите. Но иногда препятствия, которые случаются с нами, они похожи на этот бесконечный, беспросветный дождь, никакого просвета нет. Но преданные, хотя Кришна позаботился о них, мы нигде не увидим в описаниях этой лилы, что преданные кушали под Говардханом, Кришна стоит, держит Говардхан, а преданные кушают, спят. Что они семь дней делали? Семь дней они питались чем? Красотой Кришны. Семь дней они неотрывно смотрели на Кришну. Потому что Кришна показал Себя в самой привлекательной форме. Говорится, что Говардхана-лила это лила, в которой Кришна показал Себя во всем Своем великолепии.

Семь дней преданные смотрели неотрывно на Кришну и, несмотря на голод, на холод они были абсолютно счастливы. И в этом суть преданного служения. Если мы начнем заниматься преданным служением и проповедовать, придут трудности, начнется дождь, голод, холод, неприятности, демонстрации. Что там еще бывает? Дворкин будет выступать против нас, препятствия будут непреодолимые, но преданные будут стоять и радоваться. Преданные будут повторять Харе Кришна:  Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И кричать Кришне: «Кришна, Кришна, маха бахо — Ты счастливчик, Тебе всегда везет. Если мы будем с Тобой, то нам в конце концов тоже повезет». Вот. В этом смысл Говардхана-лилы. Кришна защищает нас от всех препятствий, которые суть проявление наших анартх и Кришна хочет, чтобы мы расширяли бхакти. И если мы сделаем это, поклоняясь таким образом холму Говардхану, то Он придет к нам на защиту. И этот же самый холм Говардхан и наши усилия проповедовать его славу, в конце концов, станут нашей самой лучшей защитой.

Спасибо большое. Шрила Прабхупада — ки джая. Шри Шри Кришна-Баларама — ки джая, Шри Говардхана — ки джая, Йамуна деви- ки джая. Гоура-премананде. Хари бол.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.