Варшана (24.02.2007 г.) Ман-гарх

Диск 87, л. 14

Аннотация:

Мы находимся с вами в Ман-гархе, Ман-мандире. «Ман» значит «гнев», «ман» значит «обида», «ман».значит «когда человек сердится». Ман. Это место куда Шримати Радхарани уходит когда она сердится на Кришну. И есть множество поводов, чтоб рассердиться на Него. Он постоянно Ей подбрасывает эти поводы, а Она постоянно пользуется ими. Потому что, согласно Рупе Госвами, «ман» это одна из высших проявлений любви. Все знают «милые ругаются только тешатся». Иногда, чтоб проявить свою любовь или, чтобы подтвердить любовь, нужно рассердиться.  И Шримати Радхарани, чтобы снова услышать подтверждение любви от Кришны, иногда сердится на Него. Когда Она сердится на Него, Она приходит сюда.  Поэтому этот храм называется Ман-мандир, или храм гнева. Но не того гнева, который уничтожает все в этом мире, из-за которого рушатся города и страны, а притворного гнева, гнева любви. Есть много историй связанных с этим местом.  Одна история заключается в том, что однажды Кришна подошел к Шримати Радхарани и сказал: «Твое лицо как луна». Она рассердилась. «Он сравнил Мое лицо с луной». Теперь, у луны, и всем известно, есть 10 дефектов: луна то прибывает, то убывает; на луне есть пятна;  луну иногда закрывают облака. Шримати Радхарани подумала: «Как Он смел сравнить Мое лицо с луной? На Моем лице нет пятен, Мое лицо не прибывает и не убывает и его никогда не могут закрыть облака.  Но в тот момент, когда Она услышала это сравнение, лицо Ее омрачилось …..(2:25) гнева. И Она ушла сюда, и в гневе заперлась тут. И Кришне, когда Она сердится на Него, приходится идти на разные ухищрения.

Однажды Шримати Радхика назначила свидание Кришне и все было условлено. Они должны были встретиться недалеко отсюда и Она ждала Его в Своей кундже. Кришна уже шел к Ней. По дороге Его остановила Падма. Падма это одна из подруг Шримати Чандравали. Она стала говорить: «Чандравали так любит Тебя! Может быть зайдешь к ней на минутку». И Кришна подумал: «А чего не зайти? Время еще есть» (смех). И Он зашел в кунджу к Шримати Чандравали. И она стала говорить Ему как она любит, и Кришна стал говорить: «Я тоже тебя люблю, Я тоже тебя люблю». Они смотрели друг на друга. Тем временем, на ветвях сидели невинные зеленые попугайчики. Эти зеленые попугайчики были специально обучены Шримати Радхарани. И Сари, маленькая попугаиха, увидела все это и опрометью понеслась к Шримати Радхарани и сказала: «Знаешь, что Он делает? Знаешь где Он? Знаешь, что Он говорит?» Все рассказала, все дословно. Она все запомнила и все дословно рассказала: «Он сказал, что Он ее любит больше всего на свете». Когда Шримати Радхарани услышала это, сердце Ее пронзила боль. Она ушла сюда, в этот ман-гарх, место, где Она сердится. И Она не хотела никого видеть, никого слышать. С Ней остались только Лолита и Вишакха.  Кришна тем временем опомнился. Он прибежал, но не тут то было. Она не хотела Его видеть, Она не подпускала Его близко. И, в конце концов,  Вишакха подошла к Нему и шепнула Ему на ухо: «Я знаю, что мы сделаем». Уже рассказывал особую славу этого места — здесь Кришна все время превращается в гопи. Вишакха отвела Его, нарядила Кришну в нарядное сари и, чтобы выглядело это более натурально, положила Ему большие манго. И Кришна пришел сюда с виной. Вишакха-деви была рядом с Ним. И она сказала: «Это новая гопи, она удивительная музыкантша. Она так играет на вине, что Ты забудешь обо всех Своих огорчениях стоит Тебе услышать как она играет и поет. Дай ей возможность поиграть».  И Кришна стал играть на Своей вине и стал петь. Стал петь о любви, о любви, которая связывает Кришну и Радху. Как Он пел! Ох как Он пел! Шримати Радхарани стала плакать: плакала, плакала, плакала, плакала. В конце концов от избытка чувств Она бросилась в объятья этой гопи, которая пела. Ух, что тут произошло! Во-первых она поняла, что никакая это не гопи (смех). Во-вторых манго выпали. Шримати Радхарани стала смеяться и гнев Ее прошел. То, что иногда Кришна делает, чтобы развеселить Радхику. На самом деле это удивительное место, где любовь принимает самые противоречивые формы.

Шрила Рупа Госвами говорит в «Бхакти-расамрита-синдху», что движения любви похожи на движения змеи. Кто-то видел как змея ползает? Змея никогда прямо не ползает, никогда. Точно также и любовь. Настоящая любовь в сердце никогда не бывает прямой, она все время — то гнев, то счастье, то опять гнев. Но гнев тоже приносит счастье особое. И это удивительное место. Здесь в одной из комнат, здесь боковые комнаты и в одной из этих комнат есть подземный ход. И этот подземный ход уходит глубоко под землю. Многие Госвами и многие садху, которые приходят сюда, занимаются бхаджаном под землей, чтобы ничто не отвлекало их от этого бхаджана.   Они закрываются там, глубоко внизу. И здесь находится такая пещера, где многие-многие сотни лет люди занимаются бхаджаном думая о Радхе и Кришне. Но пещера эта особенная, потому что там находится камень, большой камень как скамейка. И те, у кого есть глаза, чтобы видеть, даже в темноте видят, что одна часть этого камня излучает синее сияние как сапфир, а другая часть — золотистое. На этом камне сидели вместе Радха и Кришна и Кришна утешал Ее, Кришна пытался Ее развеселить, Кришна выводил Ее из этого состояния гнева. Обычно в такой пещере живут змеи, скорпионы. Еще не так давно это место было очень уединенным. И с этим местом связана одна удивительная история, которую я, если не возражаете, расскажу.

Лет 150 тому назад недалеко отсюда в Раджастане был царь небольшого государства. И царь этот был страшным грешником: он был скупым, он был атеистом. И он все делал ради своей семьи.  Он был богатым человеком, у него были большие богатства. И он воспитывал своих сыновей. Он никогда ничего не жертвовал никому, копил каждую копейку. Когда он уже состарился, он вдруг случайно узнал, что его любимый сын, которого он хотел сделать своим наследником, вступил в заговор и хочет его убить, что любимому его сыну не терпится когда он умрет. Теперь, представьте себе, чтобы случилось с вами. Вы прожили всю свою жизнь ради кого-то, в самый последний миг вы узнаете, что этот кто-то хочет вас убить. Царь в тот же самый миг прозрел. Он подумал: «Я напрасно потратил свою жизнь. Всю сою жизнь я жил ради них, но оказалось только, что они хотят меня убить и только ждут моей смерти».

И поздно ночью он ушел из дома отказавшись от всего и пришел сюда. И в течение многих-многих лет он совершал бхаджан так, что в конце концов стал святым. Это одна из тех историй, которая доказывает, что у человека может быть любое прошлое, но ему никогда не поздно начать заниматься бхакти, преданным служением. И в каком бы возрасте он ни был. Он может достичь в нем совершенства. Совершал свой бхаджан, повторял много-много раз на четках Харе Кришна. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. По много-много кругов в день, по несколько лакхов в день он повторял Святые Имена здесь на своих четках. И однажды когда он находился в этой пещере в темноте у него выпали четки. И он, думая, что он берет четки, так как ничего не было видно, подобрал вместо этого змею и змея укусила его. И страшная боль пронзила все его тело. Он выскочил как ужаленный, не как ужаленный, а ужаленный, наружу. И тут, во дворе, есть раса-стали, место, где Кришна танцует со Шримати  Радхарани. И он воздел руки к небу, обращаясь к Шримати Радхарани, попросил у Нее о милости. И в этот миг он увидел как из ужаленного пальца выходит яд и капает. И яда как не бывало. Он обрадовался такой милости. На самом деле его больше обрадовало не то, что он выжил, а то, что он увидел у себя на глазах это, он воспринял это как милость Шримати Радхарани. В восторге он снова спустился. Но рана, которая осталась от укуса змеи, хотя яд оттуда вышел,  она загнила. Она стала потихоньку гнить. Сначала он не обращал на это внимания, она болела, но палец гнил все больше и больше, и больше. В конце концов у него началась гангрена. Гангрена поразила всю руку. Он не мог уже читать на четках. Пытался читать, но ничего не мог, потому что рука отнялась. Пытался повторять Харе Кришна. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И иногда корчась от боли, в агонии он кричал: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.  И однажды, когда он это делал, на этот звук спустилась маленькая девочка. Она спустилась к нему и сказала: «Бабаджи, ты чего кричишь? Тебе больно?». Он сказал: «Лали, как мне не больно?! Посмотри на мою руку». Там было темно, но у них была свечка, она спустилась со свечкой. Он показал ей свою распухшую руку, по которой пошло гниение. Она сказала: «Ну почему  ты не пойдешь к доктору? Тут рядом в деревне есть доктор, можно сходить. Доктор тебе даст лекарство». «Лали, я живу в том месте, где главная Шримати Радхарани. Если я пойду к доктору, то это значит, что я не верю Ей. Излечить меня может только Она. В конце концов Она сделал так, что из моей руки вытек яд. Она меня может излечить». Лали посмотрела на него и сказала: «Бабаджи, как ты веришь в Нее! Как ты сильно в Нее веришь! Раз ты так сильно веришь в Нее, она тебе наверняка поможет». И она дотронулась ему до головы. В тот же самый миг он почувствовал, что рука его прошла. Он вышел, чтоб посмотреть и он понял, что рука его полностью здорова. И он понял, что девочка, которая спустилась к нему, никто иная как Хозяйка этого места.  И в этот момент еще больше боль пронзила его. Потому что он подумал: «Она Сама пришла ко мне, а я Ее не узнал» И от этой боли он умер. Боль от гангрены он мог терпеть, но боль оттого, что он не узнал Ту, кому он поклонялся, была слишком нестерпимой. Это один из тех самых, который жил в этом месте, оставивший свое тело от разлуки, от раскаяния. Так или иначе с этим местом связано еще много других лил. И здесь живет удивительный святой Рамеш Баба.  Не знаю стоит о нем рассказывать или нет? Мы можем посмотреть на него. Это сиддха пуруш, один из величайших святых Враджа и находится здесь уже 60 лет. Он пришел сюда ношей когда ему было лет 20. Долгая история, не знаю, может не стоит так подробно ее рассказывать? Ушел из дома совсем молодым. Потому, что когда он был студентом, он получил посвящение, дикшу, у одного гуру. И гуру ему сказал: «Не стоит связываться с материальной жизнью ты все равно не сможешь ничего сделать в материальной жизни». Он вернулся домой и дома родители уже готовили его свадьбу, уже все было договорено, невеста уже была готова. И он подумал: Гуру мне сказал не делать этого, родители мои хотят делать это. Что мне делать?», И недолго думая ночью он ушел из дома. Он несколько лет скитался в Читракути в диком лесу далеко отсюда. И Кришна постоянно спасал его. В конце концов он подумал: «Что-то я не хорошо делаю, я заставляю Кришну спасать меня».  И он пришел сюда. Когда он пришел сюда, он упал в изнеможении и в этот момент потерял сознание. Он не знает сколько он пролежал тут, здесь на этой горе, на Ман-гархе. Иногда он на какое-то короткое время приходил в себя, потом опять терял сознание. Шли дни. Он хотел пить… В конце концов он понял, что: «Я просто умираю». Он не мог пошевельнуться, не мог сойти. И вдруг он увидел какого-то мальчика рядом. Мальчик этот подошел, дотронулся до него. Он пришел в себя. Мальчик сказал: «Что с тобой?», «Я хочу пить, пить». Единственное, что он произнес: «Я хочу пить». И мальчик этот сказал: «Сейчас я напою тебя».  Он напоил его и потом положил руку ему на лоб и сказал: «Бабаджи, тебе станет лучше, тебе обязательно станет лучше». Когда он это сказал, Рамеш Баба почувствовал, что ему стало хорошо. Он встал, почувствовал силы. Он огляделся, мальчика нигде не было. И потом он стал искать этого мальчика. Он спустился в деревню, стал спрашивать мальчика, искал его, но так и не нашел этого мальчика. И мы знаем кто был этот мальчик. Сам Кришна пришел к нему, чтобы откликнуться на его молитву. И он здесь по-прежнему. Сегодня и завтра он пойдет в большой храм. Он самый уважаемый садху здесь, во всей Варшане. Каждый вечер в обычные дни он спускается вниз в Кришна-кунду и там рассказывает о «Шримад-Бхагаватам».  Он свободно знает английский, хтнди, вриджбаси, санскрит и, кроме того, он удивительно поет. Несколько раз я приводил к нему преданных. Иногда он пел. Раньше даже в самую холодную погоду ничего не одевал, у него была только одна простая рубашка на нем. Сейчас у него появилось одеяло и мне он сказал, что: «Меня развратили. Я живу в роскоши сейчас», — сказал он. Я не знаю удастся ли нам такой большой толпой посмотреть его. Но в любом случае мы должны поклониться.

Его Святейшество Радханатх Махарадж прожил здесь, в этом храме, несколько месяцев на Варшане. И здесь живет его дорогой друг Мадана Мохан Вриджабаси. Он замечательный киртания. И Мадана Мохан Вриджбаси был одним из последних людей, кто видел Бхакти Тиртху Махараджа. В позапрошлом году, когда Бхакти Тиртха Махарадж уходил, то за несколько дней до его ухода преданные с этого храма приехали в Америку во главе с Мадана Моханом Вриджбаси и их пригласили для того, чтобы они пели целый день у постели Бхакти Тиртхи Махараджа. И Бхакти Тиртха Махарадж сказал, что: «Это был самый счастливый день в моей жизни». Так что это особый храм, особое место и особые лилы происходили здесь.

Джая джая Шри Радхе-Шьям.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.