Семинар «Как сжечь карму», лекция 3

Семинар «Как сжечь карму», Алматы, 2008 г. (Диск 109, л. 3)

Аннотация:

Очищение через ягью – благодарность, освобождение от привязанностей. Две составляющих аханкары – правильная и ядовитая. Подробное объяснение того как ядовитая составляющая формируется и действует. История о лягушке-путешественнице. Разговор ГМ с должником, которому грозит тюрьма. Как действовать, чтобы не создавать карму – без привязанности к плодам. Разум должен переваривать все, что с нами случается. История про китайца, у которого был скакун. Болезни – те же препятствия, которые нужно правильно преодолеть. Астрология и параллель с чакрами, макро- и микро-космос. Все ведические науки (в частности Аюрведа и Астрология) учат, что мы должны слиться с гармонией вселенны. История про человека, который кормил муравьев. Вопросы: про девять планет; ведическая концепция музыки (ритм, с которого человек постоянно пытается сбиться, параллель между чакрами ии нотами; раги); ГМ показывает несколько раг. Звук – самый сильный элемент воздействия на сознание. Мантра и волновая природа ума. Чистота звука. Санскритский алфавит. Кришна о мантре. Повторение звука ОМ.

***

Я постараюсь сегодня подвести итог всему тому, о чем мы говорили в течении двух дней предыдущих и в частности мне напомнили вчера вечером о том, что я обещал объяснить алгоритм того, каким образом действовать, не создавая кармы, я расскажу об этом. Я скажу о теме, которая многих заинтересовала, я сделаю небольшой обзор астрологии и расскажу немного о том, каким образом астрологические методы помогают скорректировать карму или сжечь часть ее. Я поговорю о музыке как про способ работы со своей кармой, как способ работы очищения сознания и в конце я закончу свадхйайа-ягьей или ягьей достижения самого себя, которая согласно Ведам является самой могущественной ягьей.

Основной смысл того, что я хотел рассказать в течении этих трех дней – разумеется, можно останавливаться во всех деталях и подробностях на каждом из этих методов, у нас нет для этого ни времени, ни возможности – но мне хотелось подчеркнуть одну очень важную вещь: то, что мы с вами отвечаем за свою собственное будущее и в руках каждого из нас есть инструменты, с помощью которых мы можем это будущее улучшить. Это относится ко всем трем аспектам нашего бытия, к чисто материальному, физическому аспекту нашего бытия, мы можем очистить свое тело и избавить его от каких-то страданий, которые приходят неизбежно в результате неправильных поступков или ошибок, неправильного образа жизни. Я немного поговорю об этом также сегодня. Мы можем улучшить свое бытие на уровне своего ума, на тонкоэнергетическом уровне, то есть по сути дела стать счастливей, в этом тоже нет никаких сомнений. Человек может стать внутренне счастливым и очень счастливо жить свою жизнь и мы можем возвысить свое сознание до нового, качественно иного уровня, что собственно является целью человеческого существования.

Институт, который устроил этот семинар, называется Институтом Прикладных Духовных Технологий. Так вот, само по себе слово ягья или жертвоприношение является ключевым или той самой духовной технологией, которую, прилагая в своей жизни, мы сможем так или иначе улучшить качество жизни. Под этим понятием … этот институт оснвал Джон Фейворс, замечательный человек, которого мне довелось лично знать и он был человеком в высшей степенью сострадательным. Сердце его обливалось кровью, когда он видел, как люди страдают. В конце концов страдают из-за своих же собственных ошибок. Создавая этот Институт Прикладных Духовных Технологий, он хотел сказать нам, что помимо той технологии, которой мы знаем, которой мы пользуемся и которая создала очень много проблем для нас, хотя создала также и удобства какие-то для нашей жизни, есть еще и духовная технология. В отличие от любых технологий, которые производят пластмассу, машины и много всего другого, есть духовные технологии, прикладные духовные методы, которые решают проблемы, но на качественно ином уровне. Обычные технологии возникли именно потому что у человека появилась потребность какие-то свои проблемы решить. Но он пытается решить их способом, который заранее обречен на неудачу, потому что он не понимает, что большая часть его проблем порождена его же собственным умом. И что он делает – он пытается решить проблему, порожденную своим умом с помощью того же самого ума. Альберт Эйнштейн, величайший ученый прошлого столетия говорил, что это самое большое заблуждение человечества: надежда на то, что он сможет решить проблему, созданную его умом с помощью того же ума, не попытавшись ум поменять качественно. Так вот, когда мы говорим о прикладных духовных технологиях, речь идет о технологиях или практиках, с помощью которых человек может поменять свой ум и таким образом решить проблему в корне. Не последствия проблем, а найти самый корень, породивший эти проблемы и таким образом избавиться от них.

Собственно об этом шла речь в нашем семинаре и я приступаю к основной части нашего семинара, потому что я пообещал вам всем.

Я закончил вчера, объяснив сам этот принцип: разумный человек понимает, что он должен очиститься, что течение его жизни так или иначе загрязняет его и накопившиеся ошибки, токсины, как их ни назови, проблемы в уме, становятся в какой-то момент слишком тяжким бременем. Я объяснял, что универсальный метод очищения называется ягьей или жертвоприношением, когда человек отказывается. Если вы помните, последнее, что я сказал – что человек может достичь всех этих результатов жертвоприношения, если он знает зачем он это делает. Мы все идем на какие-то жертвы, нет ни одного человека, который никогда бы чем-то ни пожертвовал. Люди очень хорошо понимают, что чтобы добиться чего бы то ни было в этом мире, я должен от чего-то отказаться, иначе не работает. Мать знает, что для того, чтобы воспитать дите, ей нужно от чего-то отказаться, пожертвовать какими-то своими интересами. Муж и жена знают, что чтобы оставаться вместе и быть счастливыми вместе, они должны от чего-то отказываться – от каких-то своих интересов, уступать – ради самих же себя, чтобы быть счастливым. Иначе говоря, все совершают жертвы, но далеко не все по-настоящему получают плоды, о которых я говорил вчера, плоды на всех трех уровнях – на физическом, на тонкоэнергетическом, на уровне нашего ума в виде ощущения счастья и на более высоком, духовном уровне. Так вот, сегодня мне хотелось начать небольшой рассказ того, чтобы обозначить правильную цель жертвоприношения или ягьи.

Есть две цели, зная которые и сознательно совершая жертвоприношение ради достижения этих целей, человек может получить гораздо больше от своих жертв, потому что по сути дела, любая наша деятельность может стать жертвой, может служить очищению и может в конце концов возвысить наше сознание. Для примера я могу предложить отказаться один раз в неделю от смотрения телевизора. Это будет жертва не маленькая, но вы посмотрите каким образом она скажется на вас и вашем сознании. Но сейчас мне хотелось сначала сказать о двух основных целях жертвы, о которых нужно помнить. Когда мы что-то делаем, от чего-то отказываемся, нужно в конце концов помнить, что человек отказывается от чего-то, совершает жертвоприношение, отдает для того, чтобы выразить благодарность. Уровень культуры или сознания человека выражается одним простым качеством – способностью благодарить. Если я что-то получил, взял, я должен обязательно отблагодарить. Когда мы воспитываем своих детей, мы начинаем  с того, что говорим им: „Скажи спасибо.” По сути дела тот же самый букварь духовной науки, который изложен в «Бхагавад-гите» говорит о том же самом: первый урок, который человек должен извлечь для себя – он должен научиться говорить спасибо – спасибо тому, кто дал нам все это, спасибо Богу в конце концов. Мы дышим … Кто-то с нас берет деньги за воздух? Никто еще не догадался воздух облагать налогом, слава Богу. Воздух абсолютно бесплатный, вода бесплатная, пища бесплатная, свет солнца бесплатный. Люди берут с нас деньги за электричество – самая большая электрическая лампочка висит испокон веков и светит. Более того, все остальное электричество исходит из этого источника. Человек должен в своей жизни научиться говорить „спасибо”. Он должен понимать, что когда он что-то делает, отдавая часть того, что ему дано, в конце концов он должен развивать в своем сердце чувство благодарности. Это возвышенное чувство, с которого начинается еще более возвышенные чувства. С благодарности начинается любовь. Неблагодарность – наоборот, это самое плохое, черное чувство, которое может быть. Поэтому в „Гите” говорится, что если человек хочет избавиться от осложнений, он должен научиться говорить спасибо. Ягья, жертвоприношение, это способ спасибо сказать, выразить как-то свою благодарность, вспомнить того, от кого мы все получили. Иначе говоря, это одна цель.

Вторая цель не менее важная, которая может показаться немного странной на первый взгляд, но я прошу вас потерпеть и не очень сразу отвергать ее. Вторая очень важная цель ягьи – очистить свое сердце от привязанностей. В русском языке слово привязанность – слово достаточно хорошее. Человек может быть привязан к своей собаке, дому, жене, семье, стране в конце концов. Поэтому я предупредил сразу, что не очень понятно чем же плоха привязанность. Свойство души – прилепляться к чему-то, привязываться. На самом деле это хорошее свойство в каком-то смысле. Но когда мы говорим тут о привязанностях, мы говорим о негативных привязанностях и буквально через несколько минут я постараюсь объяснить что имеется ввиду. Потому что это очень фундаментальная проблема человека, с которой нам нужно расправиться.

Сейчас я приступлю к одному очень важному моменту. Я объяснял на первом занятии, если вы помните, сам механизм возникновения кармы. Каким образом карма формируется в нашем уме и формирует наш ум. Как наши собственные поступки формируют нас. Итак, как они формируют нас такими как мы есть сейчас, они формируют наше будущее, потому что в свою очередь я буду действовать и этот круг кармы крутится и крутится… Справедливый вопрос, который был задан очень разумными людьми на первом же занятии: а что же делать? Могу я перестать действовать? Не могу. В этом мире все действуют. Более того, даже в «Бхагавад-гите» Кришна признает этот факт – никто ни на мгновение не может перестать действовать. Люди, которые пытаются покончить с кармой механическим способом, перестать действовать, совершают трагическую ошибку, потому что это в принципе невозможно. Они все равно дышат, все равно вынуждены что-то делать и попытка просто убежать от деятельности не решает проблему. А с другой стороны мы знаем: деятельность запутывает и я объяснил это очень подробно с помощью разных хитрых моделей психологических, но в общем-то даже и без них понятно, что есть проблемы. Иногда, живя в этом мире, мы вынуждены делать что-то, что мы даже не хотим и иногда мы причиняем боль невольно. Мы не хотим причинять боль, но причиняем. По законы кармы, эта боль должна будет вернуться к нам. Причем не просто вернуться в том объеме, в каком мы ее причинили, а еще и умножиться, потому что это некая амплифицирующая система, что-то вроде усилителя звука. Человек совершает немножко, это возвращается к нему сторицей. Добро приходит к нам увеличенных масштабах, зло тоже приходит к нам часто увеличенным, потому что, причинив боль кому-то, мы причиняем боль не только ему. Он, испытывая боль, причинит ее еще кому-то, а тот еще кому-то и все это в конце концов вернется к нам.  Это проблема. Мы не можем, абсолютно не можем, даже при всех самых лучших намерениях, мы не можем действовать так, чтобы никому не было больно в этом мире, чтобы не причинять горя, страданий другим людям. Мир так устроен. Так что нужно делать? Очень важный рецепт, слушайте внимательно, потому что он действительно очень важный и очень интересный тоже.

Давайте вернемся с вами к началу, когда я объяснял каким образом функционирует наше сознание. Я сказал, что проблемной частью нашего сознания является наше эго или аханкара на санскрите. Я был не прав. Вернее, не вполне прав. Потому что аханкара или эго имеет две части – одна плохая, а другая хорошая. Когда я говорил, что аханкара целиком является проблемой, я в большей или меньшей степени я сознательно делал эту ошибку. Часто, если вы будете слушать других людей, они будут говорить, что аханкара, самость, как ее переводил Смирнов, переводчик Ведических писаний из Киргизии еще в Советские времена – это плохо во всех отношениях, всегда. Это не так, это неправильно. У аханкары есть две части – одна хорошая, одна плохая. Чтобы понять как человек должен действовать, нужно очень хорошо понимать этот механизм аханкары или  механизм удовольствия, которое я получаю. Первая часть, позитивная часть аханкары – это понимание того, что я есть, потому что без этого понимания я не смогу действовать вообще. Чтобы действовать в этом мире, я должен знать кто такой я. Если вдруг, в какой-то момент из вашего сознания стереть кто вы, вы в тот же момент лишитесь возможности действовать, правильно? Потому что деятельность очень сильно связана с пониманием того, кто я есть. Это две неразрывно связанные части. Например, сейчас я учу вас, если вы позволите это. Для того, чтобы делать это, у меня должно быть эго учителя, у меня должна быть наглость выйти сюда перед полным залом, не испугаться этого, начать говорить что-то. Я должен понимать, что то, что я вам сейчас в данный момент даю, может принести вам какое-то благо, я надеюсь… Так или иначе у меня должно быть это понимание. Если вдруг я лишусь этого эго, того, что я могу кого-то чему-то учить, я не смогу этого делать.

Иначе говоря, есть здоровая часть эго, когда человек действует просто потому что он должен действовать, потому что таково его положение в этом мире. Мое положение в этом мире, мои представления о том, что я могу, в конце концов вызывают деятельность. И это нормально. Никто не смог бы действовать, если у них совершенно нет аханкары. Люди, которые говорят, что нужно полностью избавиться от аханкары, хотят сказать, что мы должны полностью перестать действовать. Это равносильно именно этому утверждению. Но есть другая часть эго, одна – это преставление о том, кто я есть, здравое, разумное представление: я мужчина, я должен действовать определенным образом в соответствие с этим и так далее. То есть есть некое „я”, которое помогает мне нормально действовать в этом мире. Но есть другая часть моего “я” или моих представлений о себе, когда я действую в соответствии с тем, кто я есть и при этом пытаюсь наслаждаться этим. Я могу действовать просто потому что я не могу не действовать, просто потому что я должен играть свою роль здесь, в этом мире, где бы то ни было, у меня есть какая-то функция, какая-то роль. Но как человек обычно действует? Он действует ради того, чтобы получить что-то в результате этой деятельности и сделать этот результат или плод этой деятельность частью своего „я”.  У меня есть один знакомый, когда заходишь к нему в офис, у него все стенки обвешаны дипломами и он сам не знает что это за дипломы, какие дипломы, но у него есть страсть эти дипломы получать и вешать туда. Это очень важный психологический момент – люди действуют ради того, чтобы наслаждаться результатами своего труда. Каким образом они наслаждаются ими? Делая эти результаты частью самого себя. Легче всего это можно увидеть на кладбище. Там можно увидеть кто помер: заслуженный учитель, персональный пенсионер. Меня в свое время больше всего именно это утверждение поразило: персональный пенсионер помер. Он уже никакой не пенсионер персональный. Но что происходит с нами со всеми – мы чего-то достигаем. Мы настроены на то, чтобы достичь чего-то и когда мы достигаем чег-то, мы начинаем этим гордиться, расширяем свое эго. Это называется гордостью. Гордость имеет свойство раздуваться. Человек может действовать и получать радость от самой деятельности. Собственно, в этом наше предназначение. Мы можем вполне счастливо жить, просто действуя и используя ту энергию, те способности, таланты, которые нам даны на то, чтобы помочь другим, чтобы сделать что-то. Но нам мало этого, нам обязательно нужно сделать это частью своего я и сказать: „Посмотрите на меня, вот он, я. У меня есть то, это и …” В результате складывается ложное я. Это (показывает на доске) так сказать, условно говоря, правильное я, но есть еще мое ложное, раздутое я, мои представления о себе, мои концепции, то что думаю какой я есть. Моя проекция меня в мир – то, что люди обо мне подумают… Нам все время хочется, чтобы люди что-то думали о нас …. На самом деле по большей части они ничего не думают, а если думают, то думают плохо. Человек, который достигает чего-то, он думает: „Я достиг цели своей жизни!”  Он  занял какое-то центральное, высокое положение, но чего он достиг? Только то, что люди о нем плохо говорят. В свое время Белла Ахмадулина очень хорошую вещь сказала: „А слава что? Она молва худая. Но это тем, кто славен не в упрек.” Слава – это молва худая, ничто иное. Но у человека есть это представление о том, какой я, каким образом я должен выглядеть, как люди обо мне должны думать… Все эти концепции, представления о том, какой я должен быть, как раз и являются источником моего удовольствия или наслаждения плодами. Это мое ложное я. Все достижения, которые мы себе приписываем, даже если мы их действительно достигли, на самом деле, если разобраться, все эти результаты нашего труда, в них очень большой вклад других и прежде всего того, кто нам дал это тело и ум, столько всего… Но нам нужно все это назвать своим я – вот это я вредное, ядовитое. Это гордость человека. Ложное я или гордыня человека, гордыня своими плодами, достижениями и всем остальным именно является источником кармы. Если я просто действую потому что я должен действовать, потому что я не могу не действовать, потому что у меня есть способности, силы, энергия и я действую, исполняя свой долг, все это карму не порождает. Почему? Давайте с вами разберемся. Мы с вами в конце концов ученые, психологи, почти что уже закончили институт наш замечательный.

Почему? Я объяснял каким образом создается карма. Она у нас есть и мы давали определение кармы. Это не просто деятельность, а деятельность, которую я совершаю, чтобы наслаждаться плодами ее, даже не ей самой как таковой, а тем, что она приносит. Наслаждается именно ложное я, потому что оно становится больше. Я получаю какие-то плоды и оно становится больше. Именно в момент наслаждения откладывается самскара. Я делаю что-то, чтобы наслаждаться этим, чтобы получить это удовольствие, чтобы радоваться этому всему, не делаю это, потому что сам процесс доставляет мне удовольствия, а я делаю, потому что я хочу получить что-то. Тем самым я откладываю самскару и в каком-то смысле умертвляю самого себя. Об этом, как это ни странно, говорил даже Карл Маркс. Он говорил, что когда человек в его ранних трудах, до тех пор пока он еще на наше горе свой „Капитал” не написал, он говорил очень интересный момент – что происходит отчуждение человека от самого себя. Именно за счет того, что он действует неправильно, за счет того, что он привязан к плодам своего труда.

Это я понимаю, не совсем простая концепция, но я сейчас объясню очень просто как это все происходит. Когда я действую, я достиг успеха, какого-нибудь результата и у меня появляется это я. Кто достиг этого результата? „Я достиг.” Помните, как была замечательная сказка про лягушку-путешественницу? Как ее несли утки и лягушка увидела, что люди снизу показывают: „Смотрите, смотрите!” Она попросила уток немножечко пониже спуститься, потому что ей хотелось услышать что о ней люди говорят. Она услышала к своему ужасу, что  люди говорят: „Интересно кто это придумал? Как это так лягушку несут утки?!” В этот момент что она закричала? „Яяяяя. Это я придумала!” Потому что ей мало было просто лететь, это само по себе достаточно большое удовольствие, ей еще нужно было, чтобы люди говорили о том, какая она умная. В тот же миг она шмякнулась, слава Богу в болото, а не просто об асфальт, как … То же самое происходит с нами. В тот самый момент, когда мы достигаем успеха, нам что хочется крикнуть? „Я!” Хочется всем продемонстрировать, всем показать: „Смотрите! Это Я! Меня стало больше!” Мы приписали засчет этого механизма аханкары себе все это, это стало частью меня и удовольствие, которое мы получаем, мы получаем именно оттого, что нам кажется, что я стал более значимым. У нас возникает эта иллюзия, что я приобрел большую значимость, что я стою больше, чем сейчас, я достиг. В этот момент я получаю удовольствие. То самое ложное удовольствие и оно плавит мое сознание. Когда мы чувствуем удовольствие, внутри нам тепло становится, хорошо на душе, на сердце, читта плавится и в ней отпечатывается очень сильный след: „Я испытал это! Да, это круто! Это хорошо!” Это удовольствие порождает в уме самскару, которая в какой-то момент запросит от нас, чтобы мы ее повторили. В какой-то момент она проснется и заставит нас действовать снова каким-то аналогичным образом.

Естественно, я не объясняю все, я объясняю какую-то часть этого, но очень существенную часть этого всего механизма и что я хочу сказать, что наше сознание может оставаться спокойным и холодным в хорошем смысле этого слова, когда я действую правильно. И наоборот, если я слишком много вкладываю в процесс достижения результатов своего труда, то тогда оно расплавится и на этом мягком сознании произойдет очень сильный отпечаток, будет частью моей будущей кармы. Люди очень сильно радуются или очень сильно переживают. Они радуются, когда их эго растет, а переживают от потерь, когда мы что-то теряем, терпим какую-то неудачу, что-то такое с нами случается, что на наш взгляд уменьшает то представление о себе, которое все должны иметь. Именно это происходит в нас.

Недавно я разговаривал с одним человеком. Он в полном горе. Я спрашиваю: „Что такое?” На нем лица нет. Он говорит: „Я взял в долг 3 миллиона рублей.” Это где-то 120 тысяч долларов, даже больше сейчас. „И теперь не знаю как отдавать.” Я говорю: „Ну и что?” Он говорит: „Ну как?! Я же взял в долг 3 миллиона рублей, не знаю как отдавать?” Я говорю: „Ну и что? Что для тебя поменялось?” „Ну как? От меня жена уйдет?” Я говорю: „Ну и что? Если она уйдет из-за этого, значит она тебя никогда не любила. Что особенного?” Он говорит: „Ну как? Меня в тюрьму посадят!” Я говорю: „Ну посадят, ну и что? Люди сидят в тюрьме, люди нормально живут в тюрьме. Я знаю людей, которые очень сильно духовно прогрессируют, оказавшись в тюрьме. Что особенного с ТОБОЙ случилось?” Он говорит: „Ну как?” Я понимаю, что мне легко говорить, еще неизвестно как бы я сам реагировал (смех), но с точки зрения теории как должен человек на все это посмотреть? Очень просто. Для меня ничего не поменялось, я как был душой, так и есть душа. На самом деле у человека будут эти испытания. Мы будем терять и не просто на грубом физическом уровне. Мы будем терять в глазах людей, иногда репутация наша будет страдать. Ну и что? По сути-то дела, ничего не меняется! Я как был вечным я, так и остался вечным. Все это всего-навсего удар по моим ложным представлениям о самом себе и периодически все эти удары переносят. Просто нам кажется, что чего-то убыло, какой-то почвы из-под нас вырвали. Я работал на себя, на свой образ, я пытался его создать, что я успешный, что я преуспевающий, я крутой, я то, я се, я богатый … Вдруг оказалось, что меня в тюрьму посадили. Когда мы стали с ним анализировать эту ситуацию, оказалось, что в общем-то зачем он брал эти кредиты – только для того, чтобы пыль в глаза пускать, только для того, чтобы большую машину купить. Он работал на свое ложное эго и в результате этого я же в конце концов получаю по заслугам, что-то со мной случается, я работал на свое ложное представление и оно начинает страдать.

Поэтому алгоритм, если речь идет о том, как действовать, чтобы не создавать карму здесь и сейчас, в «Бхагавад-гите» формулируется очень просто: действуй без привязанности к плодам своего труда, понимая, что плоды могут прийти, а могут не прийти. Иногда люди действуют очень тяжело и плоды не приходят, а иногда тот же самый человек или другой человек не делает практически ничего и плоды приходят, потому что есть еще другие силы. Плоды зависят не только от меня. Вся система гораздо сложнее, чем она может показаться и если мы посмотрим, Кришна дает очень интересное определение йоги. Потому что еще раз, йога – это определенное отношение к миру или состояние сознания, в котором человек не создает карму. Он говорит саматвам йогам-учйатэ — йога есть равное отношение. Саматвам значит равновесие, уравновешенность. Очень часто одна и та же мысль повторяется на протяжении небольшого произведения, каким является «Бхагавад-гита», где говорится: одинаково относись к почету и к бесчестию, к богатству и к  бедности. Все это приходит и уходит, все это тебя не затрагивает, потому что когда я слишком радуюсь или слишком горюю, то я забываю самое главное, что я должен помнить – кто я и каково мое вечное предназначение. Поэтому Кришна говорит йога саматвам – не придавай этому слишком большого значения, оно все равно тебе не принадлежит в конечном счете. Он формулирует этот очень важный принцип: ты можешь и ты должен действовать, обязательно действуй, не будь привязан к бездеятельности, не думай, что ты можешь избежать деятельности. Сама «Бхагавад-гита» из этого собственно и состоит. Арджуна – воин, пытался убежать. Он сказал: „Я уйду в Гималаи, я не могу, у меня сил нету, я не могу убивать, это слишком.” Кришна говорит: „Ты убежишь в Гималаи? Что ты там будешь делать? Ты там будешь сражаться, ты там найдешь кого-нибудь и устроишь там войну, потому что ты не можешь не сражаться, это твоя природа. Но при этом не привязывайся к плодам своего труда, не делай плоды своего труда своим я. Тогда все будет хорошо.” Это простой совет, которому можно учиться и нужно учиться в течении долгого времени. Нужно отчетливо понимать, что это легко сказать, но не просто реализовать в своей жизни, потому что мы зависим от этого. Но жизнь учит нас именно такому отношению. Если мы посмотрим и проанализируем свою жизнь, мы поймем, что уроки, которые нам даются постоянно, сводятся именно к этому.

На первом нашем занятии я говорил, что если у человека сильный разум, то он, с помощью этого разума, сможет переварить все то, что с ним случается. И что значит переварить все то, что с ним случается? Значит не сохранить каких-то шрамов в сердце, обид. Люди часто под конец жизни бывают обижены вообще на весь мир, не знаю на кого, они сидят и … Жалко их! Почему? Они не смогли переварить уроки, которые им дали. Переварить очень просто – все то, что должно произойти, происходит и нужно принимать. У святого Франциска есть удивительная молитва. Он говорит: „Господи, дай мне сил принять то, что я не могу поменять. Дай мне сил изменить то, что я могу изменить. И дай мне разума отличить одно от другого.” Что-то в этой жизни я просто должен принять и не обижаться, просто с благодарностью принять, так или иначе это нужно мне. Если я могу что-то поменять к лучшему, я должен это сделать. И главное, что у меня должен быть ясный разум, чтобы я одно отличал от другого, чтобы там, где я не могу что-то поменять,  я не расстраивался, а там, что я могу поменять, я не бездействую. Часто люди именно эту ошибку делают: они начинают сокрушаться по поводу чего-то, где мы бессильны. Пожалуйста, честно поднимите руки, сокрушались вы по поводу ситуации, в которой вы не можете ничего сделать? И людей полностью съедает эта ситуация. Они попадают полностью под влияние этой ситуации и не могут выйти из нее, они напрасно растрачивают свою энергию, а ее нужно просто принять. Какие-то вещи обязательно бывают. И наоборот, иногда мы можем поменять что-то к лучшему, но мы бездействуем в этот момент. Это тоже неправильно. Поэтому это очень хороший рецепт, который нам Кришна советует: не слишком радуйся, когда что-то хорошее происходит и не слишком горюй, когда что-то плохое происходит. Старайся смотреть на это чуть-чуть со стороны, тогда ты сможешь получить самую главную награду. Тогда все это не помешает тебе увидеть и понять самого себя вне всего этого, помимо всего этого.

Есть хорошая история, которую я люблю рассказывать. Можно, да, историю рассказать? Хорошая притча про одного китайца. У китайца был скакун, драгоценный скакун. К нему присылали императора и цари и какие-то важные чиновники, людей просили у него, чтобы он продал скакуна. Он был бедный дровосек, и он всем отвечал отказом. Говорил: „Как я  могу продать его, он мой друг, он личность!” Люди, в деревне, в которой он жил, крутили пальцем у виска и говорили: „Вот идиот! Идиот! Надо продать! Почему не продает!! Как же так, он копейки считает, у него ничего нет, а при этом у него драгоценность стоит и он ею даже толком не пользуется.”

Что случилось дальше — в какой-то момент скакун убежал. Люди пришли радостные, окружили его, с тали говорить: „Мы говорили: дурак, дурак! Какая беда с тобой случилась! Смотри, мы говорили, мы говорили! Не продал, теперь он убежал! Беда!” Он говорит: „Никакой беды со мной не случилось. Просто раньше у меня был конь, теперь у меня нет коня. Все, больше со мной ничего не случилось. Я как был, так и был. Что плохого произошло, объясните мне, пожалуйста!” „Мы знали, что ты идиот, но не знали, что до такой степени!” Через несколько дней скакун вернулся из леса и привел с собой 10 кобылиц диких. Люди сбежались, сказали: „Счастье, счастье настало! Потрясающе!” Человек говорит: „Какое счастье? Ничего не поменялось, я как был, так и остался, просто был скакун, потом он ушел, потом он пришел и 10 кобылиц пришло. Что произошло?” „Ну мы вообще не понимаем! Чего ты не радуешься?!” Он говорит: „А чего радоваться?!” Они разошлись, не понимая вообще его. Дальше случилось то, что его сын объезжал одну из необъезженных кобылиц, упал с нее, сломал ногу и остался калекой. Люди сбежались и говорят: „Ааа! Несчастье пришло, несчастье пришло!” Он говорит: „Ничего не случилось. Просто у меня был сын и раньше он был нормальным, сейчас у него нога … ничего особенного не случилось. Никакого несчастья не произошло, я как был, так и остался.” Дальше случилась война и всех юношей забрали в армию, а этого сына оставили. Люди сбежались и говорят: „Счастье, счастье, тебе повезло!” Он говорит: „Я вас не понимаю, потому что вы смотрите со своей ограниченной точки зрения, вы не можете увидеть шире картину.”

Если посмотреть чуть-чуть шире, с точки зрения вечности, и то, и другое может быть благом, и в том, и в другом случае я могу получить что-то хорошее. Именно такое отношение означает разум. Я принимаю все то, что происходит, действую там, где я могу действовать и при этом я не привязан  ни к тому, ни к другому. Потому что я понимаю, что есть некая более важная цель и именно это алгоритм, который позволяет человеку не совершать карму, совершать деятельность, но при этом не запутываться в плодах своей деятельности. Вот такая примерно у нас ситуация. Потому что и хорошее, и плохое может быть плохим и может быть хорошим в зависимости от того, как я воспринимаю это. Понятно? Я ответил на вопрос? Где эта девушка, которая меня спрашивала? Хорошо.

Это у нас было общее объяснение. Сейчас еще одна очень важная вещь. Веды объясняют, что любое событие нашей жизни может быть ягьей. Более того, если я действую таким образом, если я внутренне не привязываюсь к плодам своего труда, действую из чувства долга, делаю как можно лучше то, что я делаю, это уже ягья сама по себе. Но Веды объясняют в том числе, что иногда люди совершают аскезу суровую, даже в наше время. Люди голодают, чтобы избавиться от каких-то проблем. Люди в чем-то ограничивают себя, если они понимают… Обычно, если что-то плохое случилось, по принципу „пока гром не грянет, мужик не перекреститься”, если рак произошел или еще что-то такое, люди кидаются в крайности, начинают суровые методы очищения применять к себе, поститься по 40 дней. Веды говорят, что даже обычная болезнь … Кто-то из вас болеет иногда? Бывает такое? (смех) … может стать очищающей. Даже она может очистить нас и стать так называемой тапа-ягьей. Тапа на санскрите значит огонь. В Ведах говорится, что Творец 3 вещи создал чистыми: огонь, солнце и корову. Все то, что связано с этими тремя вещами, всегда чисто. В Ведах говорится, что даже коровий навоз обладает антисептическими свойствами. Все то, что из коровы исходит, чистое. Огонь всегда очищает и солнце всегда очищает. Веды объясняют как, в каком состоянии я должен болеть, чтобы это становилось инструментом моего духовного процветания или элементом сжигания моей кармы. Люди обычно болеют, очень сильно погружаюсь в болезнь, им не нравится это все. Но если я болею с благодарностью, если я говорю, что в общем-то это все я заслужил, оно пришло ко мне, если у меня не появляется неприязненного чувства, а наоборот, я болею и при этом пытаюсь понять что же я неправильно делал. Я пользуюсь этим как поводом для того, чтобы глубже понять природу самого себя, то болезнь становится тапа-ягьей, она очищает. В норме болезнь не очищает человека именно потому что человек пытается отвергнуть болезнь, пытается доказать, что это недоразумение. Я читал одну книгу, там женщина рассказывает как ей объявили, что она заболела раком. Она пишет — потом она излечилась так или иначе, но в течении полугода она находилась в критическом состоянии и говорила, что это было самое лучшее время в моей жизни, потому что в это время я смогла понять, что не поняла на протяжении всей предыдущей жизни. Я смогла сделать мои отношения с мужем такими глубокими, какими они никогда не были. Я смогла так любить своего сына, как я его никогда не любила. Иначе говоря, она приняла эту болезнь правильно, и приняв ее правильно, мало того, что она избавилась от болезни, излечилась, она еще извлекла огромные, очень глубокие жизненные уроки из нее и сожгла огромный кусок своей кармы. Она стала лучше, стала чище, стала глубже в своем понимании. И это как бы еще один небольшой урок: если мы, опять же с помощью нашего разума, воспринимаем правильно все то, что с нами происходит, без обиды, без зла, без мести, а с благодарностью, то все это становится ягьей и очищает нас, избавляет нас от кармы, делает нас легче. И наоборот, если мы обижаемся, то значит мы так или иначе не переварили этот урок и это породит еще новые, еще большие проблемы.

Перехожу к самому интересному, к астрологии. Вы готовы? (воодушевление в зале) Почему-то людей это очень привлекает. Там есть много важных вещей. Есть религии, которые запрещают астрологию, в частности православие, христианство достаточно негативно относятся к этому. Можно понять почему, не зря. Потому что вся эта мистика, оккультизм и все остальное очень легко отвлекают человека от высшего. Человек очень легко разменивается на все это. Более того, столько всякой муры вокруг этого накручено в современном мире, что в общем и правильно делают, что отвергают. Но в Ведической культуре астрология является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И сама по себе она, как инструмент, помогает человеку очень многое понять и может дать нам очень важные советы, которые улучшают качество нашей жизни и нашу карму. Разумеется, что за оставшиеся несколько минут, а мне нужно еще много других вещей рассказать, я вам сейчас тут не открою глаза на истину, не объясню все, но какие-то вещи мне хотелось рассказать.

В том разделе «Бхагавад-гиты», в 4 главе, на основе которой я дал этот семинар, упоминается в том числе дева-ягья. Я вчера объяснил кто такие девы – это существа более высокого уровня, которые управляют процессами вселенной. В Ведах говорится, что люди могут приносить им какие-то жертвы, и я сейчас объясню в каком виде это происходит, и почему и при каких условиях это не плохо. Хотя в Ведах говорится, что это делать необязательно, но тем не менее Кришна говорит, что если человек правильно делает ягью эту, то это тоже приносит ему благо на всех трех уровнях, в том числе и на духовном. Принцип, который лежит в основе этого, заключается в том, что вселенная или макрокосмос и микрокосмос  построены по одному лекалу, по одному образцу. И собственно, когда мы рассматриваем свой гороскоп, мы рассматриваем в том числе свою собственную карму и структуру своего собственного тела.

Наверняка  вы все знаете, что в соответствие с представлениями йоги у человека есть 7 чакр, начиная с муладхары, корневой чакрой, в самом низу в основании копчика. Они расположены вдоль позвоночника. Это 7 нервных центров и тут наверху сахасрара, 1000-лепестковый лотос. Они все изображены и имеют свою графическую структуру. Это нервные или энергетические центры, расположенные вдоль позвоночника, которые управляют всем нашим телом, всеми функциями, которые в нем есть, они управляют. На физическом уровне их тоже можно обнаружить в каком-то виде, но в основном они на тонкоэнергетическом уровне люди их могут увидеть, как они там выглядят. В сущности, в них тоже заложена наша карма, потому что каждый человек, в зависимости от того, какое у него тело, у него какой-то центр более сильно развит, другой менее сильно развит. Например, люди чувствительные у них сильно развита аннахата-чакра, сердечная чакра, они эмоциональны, у них есть способность любить. Люди, которые занимаются математикой или философией, у них развита вот эта чакра или много говорят, ораторы, у них сильна вишуддха-чакра. Агья-чакра, я рассказывал вчера, это чакра, в которой находится наш разум, а также эмоции, Луна и Солнце. Забегаю вперед немножко.

Так вот, все эти чакры – это наш внутренний гороскоп. Есть 7 чакр и есть 7 планет в Ведическом гороскопе или в нашей солнечной системе. Мы не считаем Уран, Плутон, в каких-то там системах они принимаются, но для нас это не так важно. 7 основных центров и сейчас я объясню связь одного с другим. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто знает немножко основы астрологии. Не так много. Хорошо, тогда я не буду слишком в подробности входит, я просто скажу, что каждая планета в нашем гороскопе соответствует этим чакрам. Это агья-чакра, она соответствует Солнцу и Луне, двум основным планетам. Солнце олицетворяет эго, да, но также силу воли человека, активное начало в человеке, активное начало в нашем разуме, волевое начало в нашем  разуме. Луна олицетворяет чувственное и эмоциональное начало. То есть, это больше манасу соответствует. Так или иначе Солнце и Луна находятся тут, в этой чакре. Сахасрара-чакра выше. Когда человек достигает ее, он выходит за пределы вселенной. Дальше, в соответствие с астрологией, это два символа или два глаза вселенской формы Бога или того, каким образом силы творческие вселенной влияют на нас. Это два глаза. Дальше планеты находятся в зависимости от их близости к Солнцу. Следующая планета – Меркурий. Меркурий управляет этой чакрой и по сути дела это символ в нашем внутреннем гороскопе, в нашей внутренней планетной системе или вселенной Меркурий – это вишуддха-чакра. Дальше находится Венера. Она, естественно, находится в аннахате, в сердце. Венера – символ любви, символ желаний каких-то. Марс находится у манипураки-чакры, у солнечного сплетения в районе пупка. Юпитер – планета, которая отвечает за размножение, расширение. Где бы ни оказался Юпитер в нашем гороскопе,

… лекция обрывается ….

… корректировки свой кармы, с пониманием того, что в каком состоянии она находится. Таким образом происходит сжигание части своей кармы. У меня есть один хороший друг, он аюрведический врач в Индии. Он при этом очень хороший астролог. Он иногда излечивает удивительным образом болезни, от которых все остальные отказались. Потому что как правило, в сложных случаях люди не могут как следует поставить диагноз. Что он делает? Он смотрит на человека, он щупает его пульс, расспрашивает его как следует, потом он смотрит его гороскоп и, сопоставляя эти данные, смотря какие проблемы или какие планеты поражены, в этот момент к нему приходит некое озарение и он понимает как нужно лечить эту болезнь, каким образом можно к этому подойти, потому что в сущности все наши болезни в этой простой карте уже изображены. Соответственно, что он делает? Очень важная вещь. У каждой из этих 7 тонких звездных влияний … Все это тонкие влияния, которые есть извне и которые есть у нас изнутри. Внутри все это есть. Если какая-то часть ослаблена, соответственно можно усилить это, сгармонизировать. Он прописывает определенные лекарства, которые несут на себе недостающую энергию. Предположим, он понял, что проблема заключается в том, что ослаблен Марс, или что ослаблен Меркурий, Меркурий в принципе отвечает за здоровье, то соответственно, чтобы сгармонизировать все это, можно в мире, который является единой целостной системой, есть вещи, несущие на себе энергию Меркурия. Например, Меркурий зеленый в соответствие с представлениями Ведической астрологии и камень, который несет ту же самую энергию – изумруд. Это нечто сродное. Чтобы усилить Меркурий и соответственно скорректировать возникшие проблемы, человек должен носить кольцо с изумрудом на определенном пальце, если у него денег хватит, есть зеленые вещи, зеленую траву какую-нибудь или салат. Человек должен находиться какое-то время находиться в лесу. И все это может показаться немножечко странным, но на самом деле это вещь, которая очень сильно работает. Это называется дева-ягья, когда человек через это как бы поклоняется этим полубогам. Астролог советует ему взять вещи, соответствующие этой энергии и каким-то образом так или иначе служить этому или отдавать это. Например, если у нас проблема с Сатурном, — а с Сатурном у всех проблемы, он специально в нашем гороскопе есть, чтобы проблемы создавать, это проблемная планета, которая создает проблемы человеку – то ему говорят, что есть представители Сатурна в этом мире, вороны, и человеку говорится: „Покорми ворон, лучше будет”.

Какой реально смысл этого, каково объяснение этому? Я делал какие-то оскорбления, преступления, ошибки в своей жизни, в прошлой жизни. В результате этого в этой жизни в зависимости какие вещи я делал, ко мне будут приходить проблемы из определенной категории или ряда вещей, несущих на себе эту энергию. Они будут приносить мне беды. Как я могу от этого избавиться, — если я наоборот сделаю что-то хорошее для этого всего. Астрологи очень часто советуют, если хорошие астрологи, они знают корректирующие меры, они говорят: „покормите того-то, того-то, белых лебедей или черных ворон или обезьян, или коров, хуже не будет, лучше может быть. Покормите рыб…” Но что в результате получается? Это может показаться где-то примитивным, на самом деле это работает, это очень эффективные методы, я видел удивительные вещи, которые случаются. Но что в результате получается? Человека настраивают на другое отношение к миру. Вся Ведическая культура должна настроить нас на уважительное и благоговейное отношение к миру, объясняя, что проблемы наши возникают в конце концов из-за того, что мы нарушаем какую-то вселенскую гармонию. Когда человек живет в гармонии с природой, с Богом, с миром, созданным Богом, с благодарностью осознавая себя частью этой единой системы и соответственно пытаясь как-то вносить свой вклад, то это достойный человек и он в конце концов становится счастливым. Если человек топчет все, если он пытается как-то доказать, что он самый лучший, самый умный и самый хороший, в конце концов он обижает всех, то в конце концов такой человек будет страдать. Веды разными способами объясняют нам в чем наша ошибка. В Аюрведе говорится, что самая главная проблема, из которой возникают все болезни, я сказал, что это ама, но это на физическом уровне. Аюрведа говорит, что этимология наших болезней или происхождение их называется прагья-апарадха, или искажение разума, неправильное его употребление. Нам дан сильный разум для того, чтобы в конце концов понять Его, себя понять, что-то высшее. Как мы используем этот разум обычно в жизни? Для самого себя, для того, чтобы приобрести что-то, для того, чтобы жадничать, чтобы утвердить как-то свою власть. В результате этого мы совершаем оскорбление данного нам Богом разума. Мы неправильно им пользуемся и в конце концов страдаем сами.

Вся эта система просто направлена на то, чтобы объяснить нам, что мы живем в целостном мире, что мы часть целого и что этот мир — удивительный мир, где все так удивительно создано, Он дал нам его для того, чтобы мы Ему служили, делали какое-то добро, жили в гармонии с ним и таким образом стали сами счастливыми и на фоне этого счастья поняли нечто высшее. Когда человек совершает эти ягьи, начинает кормить … Как я рассказывал, что я обнаружил сцену во время моей последней поездки в Индию, которая меня полностью умилило: шел человек и кормил муравьев. Он любовно, с улыбкой насыпал муку около норок муравьев, которых он видел. Такого, извините меня, на западе не увидишь. Почему? Потому что людей в конце концов настраивают на более правильное отношение к миру, на благодарность. Мы должны правильно относиться к миру, к людям и в конце концов через это научиться правильно относиться к Богу. Вся культура учит этому. В этом смысле астрология неплохая. Еще раз, об астрологии можно много чего говорить, я мог бы ее связать сейчас с пранайамой, которую мы вчера проходили, объяснить каким образом пранайама связана с этими чакрами … Не буду этого делать назло всем (смех), потому что суть не в этом. Суть в том, что все эти методы существуют в Ведической культуры для одной цели – объяснить человеку какие-то очень фундаментальные простые истины о том, что он должен жить в гармонии со всем и не пренебрегать ничем.

Я могу заниматься астрологией, потому что она помогает мне понять себя. Это еще одна важная часть астрологии – она дает мне возможность понять что я должен делать, каким образом я могу по максимуму использовать энергию, мне данную. Например, если у меня идет сейчас период Меркурия, каким образом эту позитивную энергию Меркурия использовать во благо. Я могу яснее понять свои обязанности, для чего я создан, какие мои особенности, что я должен делать, чтобы быть здесь счастливым. Поэтому это важная наука и ее нельзя просто так отвергать. Неправильно ее просто так отвергать, ее не зря нам открыли, но к сожаленью, ею очень часто злоупотребляют, потому что думают, что она все дает. Она не все дает. Она учит нас в конце концов понять Бога. Первый стих или самое начало „Парашара-Хора” шастры, Библии Ведических астрологов, самого фундаментального труда, отца астрологии, Парашара, начинается с того, что я поклоняюсь всем планетам или вселенским силам, потому что все они исполняют волю Бога, все это разные ипостаси или проявления Бога. Это то каким образом Бог приходит в мою жизнь. Это то, каким образом  я могу понять Его или Его волю в своей жизни. Ради этого можно заниматься астрологией, ради этого можно носить все эти побрякушки, изумрудные кольца или жемчужные ожерелья. Это нормально все, плохого нет в этом, людям это нравится. Потому что люди любят полу-меры. Потому что им нравятся именно такие способы. Но в конце концов все это настраивает нас на кардинальное решение всех наших проблем, на то, чтобы поменять свое отношение к миру, сделать его более правильным. Понятно, что надеть кольцо на палец легче, но это первый шаг. Это каким образом человек постепенно действительно человек корректирует свою карму.

Если кому-то нужна отдельная астрологическая консультация, в следующий раз, когда я приеду, могу проводить, но сейчас не буду, у меня нет времени, я уезжаю завтра. Но все это не для этого нужно в конце концов, все это для более высокой цели нужно.

Про астрологию рассказал? (вопрос из зала: а про Раху и Кету?) Раху и Кету – это имена Иды и Пингалы, которые тут…  То есть все 12 созвездий тоже тут есть на самом деле, начиная от Водолея, муладхары-чакры, это Водолей и Козерог и пошли дальше. Водолей, Козерог, потом дальше у Юпитера будет Стрелец и Рыбы, потому что Юпитер владеет, у Матсьи будет Овен и Скорпион, у Венеры будет Телец и Весы, у Меркурия будет Дева и Близнецы, тут соответственно будет Лев и Рак. Весь гороскоп тут есть, все это в нашем теле есть и когда мы смотрим на это, у меня есть целое слайд-шоу, которое показывает соответствие между телом человека и различными ватой, питтой и всеми планетами, как они влияют, но это тема отдельного семинара. Когда мы дышим, соответственно проходит энергия по всему позвоночнику, все там действует, происходит, и день, и ночь, мы активируем всю систему. Но в конце концов все эти знания открыты нам только для того, чтобы мы поняли, что мы неотъемлемые частицы большой системы и мы не можем вести как хотим себя. Мы должны вести себя, подчиняясь общим законам и гармонии, в которой дышит вся система. Все, про астрологию рассказал, не буду больше.

Вопрос: …наваграха, там девять планет …

Ответ: Девять планет, я сказал, вот семь этих и Раху и Кету, Ида и Пингала, все девять, не обманул, все есть. К музыке переходим. Интересно вам?

В соответствие опят же со структурой нашего тела … Главное у нас — это сердце или читта, сердце значит наше сознание, все то, где я храню все свои впечатления и все остальное. На физическом уровне есть наше сердце, которое тоже очень существенный и важный орган, от него исходит система кровообращения, капилляры, все остальное. И в соответствие с Ведами эти капилляры или энергетические каналы —  не только капилляры, не только система кровообращения, но каналы, по которым циркулирует в теле прана. Их у нас семьдесят две тысячи. К сердцу подходит 100 основных каналов и они потом разветвляются на другие каналы так, что в конце концов получаются 72 000 мельчайших каналов, по которым прана или жизненная  энергия распространяется, помогая моему телу функционировать нормально. Все эти каналы, так же как и все остальное наше тело, я объяснил, что все это часть вселенной и живет интегральной, неотъемлемой частью вселенной, все это живет в союзе со всем и все это подчиняется звуку. Веды утверждают, что звук – это первый творческий элемент, из которого все возникло. Не только Веды – Евангелие от Иоанна начинается со слов: в начале было слово. В Библии, в Пятикнижии говорится, что сказал Бог: да будет свет и стал свет. Как стал свет, как появился? От звука – Бог сказал, Бог произнес это. Звук – это первый творческий элемент. Вся вселенная в гармонии с которой мы должны жить и гармонию с которой мы должны искать, потому что она отделена от Бога, она — дар Бога, мы часть этой вселенной и не должны противопоставлять себя ей, это злоупотребление своим разумам. Вся вселенная живет и движется в определенном ритме, правильно? Планеты движутся с определенной цикличностью, внутри планет, сами планеты, помимо того, что они движутся по своим орбитам, они движутся вокруг своей оси. Земля движется вокруг своей оси, каждая клетка в нашем теле движется, пульсирует, живет в каком-то своем ритме. Каждый атом, входящий в состав этой клетки, движется и пульсирует. Внутри атомов електроны движутся по орбитам.

Иначе говоря, весь этот мир на санскрите называется джагат. Кто знает что такое джагат? Движущееся, то, что движется все время, постоянно, от корня гам, что значит двигаться. Джагат значит тот, кто находится в движении. У всего есть ритм, порядок, закономерность. Слово ритм происходит тоже от санскритского слова рита, что значит закон, гармония. Вся вселенная – это нечто целостное, живущее по своему закону, как в „Гите” говорится: сарвам этад ритам манйе – все то, что Ты скаал, что считаю законом или истиной. Рита также значит истина — гармония, закон, истина. Это нечто, отражающее … Есть вселенский ритм или закон, положенный в основу всего этого и звук, вместе с ритмом, составляет музыку. Звук, наложенный на ритм и в соответствие с Ведической культурой помогает человеку прийти в гармонию с окружающим миром, через посредство звука.

Наши проблемы очень часто заключаются в том, что мы не поспеваем за этими изменениями, что мы живем в каком-то своем ритме, особенно сейчас – стресс, бизнес, дела, занятость… У меня в офисе есть свой ритм – все знают что …. Всех лихорадит, весь мир сейчас лихорадит. Из-за того, что мы все время выбиваемся из этого ритма, мы выбиваемся из общей гармонии, это все беспокоит наш ум, вызывает волнение в нашем уме и в конце концов не может не вызывать волнения или беспокойства в нашем теле. Сейчас вся жизнь человечества – это очень аритмическая, в которой пытаются установить какие-то свои законы и нарушить вселенский ритм. Из-за этого мы страдаем в конце концов, из-за того, что мы не можем пристроиться к этому ритму. Люди пытаются постоянно поправлять Бога. Клубнику нужно почему-то есть целый год, хотя Бог сказал, что ее нужно есть весной. Зимняя клубника пластмассовая, но у человека есть ощущение: я победил. В свое время Мичурин сказал, что „Мы не можем ждать милости от природы, взять ее у нее – наша задача.” Это очень многозначительное утверждение. Вот мы берем, скоро  мало не покажется.

Человек постоянно хочет выбиться из ритма. Почему? Если мы вспомним с вами нашу Ведическую психологию, которую мы благополучно усвоили, глубоко в нашем сознании заложены две вещи: рага и двеша – люблю-не люблю, хочу-не хочу, нравится-не нравится. Человек все время хочется поправить этот мир в соответствие с тем как ему нужно. Это революционное настроение. Он думает, что Бог немножко недоделал чего-то, нужно Его подкорректировать слегка. В результате получается, по словам бывшего Премьер-министра России, Черномырдина, хотели как лучше, а получилось как всегда. Это очень мудрое утверждение. Люди все время хотят поправить Бога, исправить мир, подкорректировать его, в результате получается как всегда. Они пытаются постоянно нарушать ритм, закон, естественный порядок, гармонию вместо того, чтобы понять ее и попытаться жить в этом законе, в гармонии. Почему? Потому что, опять же, у меня есть это детское, капризное начало: я хочу настоять, сделать как я хочу.

Музыка, в соответствие с Ведами, должна помочь человеку войти в этот ритм и почувствовать гармонию, почувствовать себя частью. Музыка – это самый могущественный инструмент, который, если им правильно пользоваться, позволяет человеку настроиться, почувствовать свою гармонию и стать частью всего. В Ведах есть „Гандхарва-веда” (эта Веда описывает музыку), там говорится, что главная музыкальная форма Ведической музыки называется рага. Рага значит мелодический ряд или по-моему так это называется в западной музыке. Там говорится, что есть всего 72 000 раг. Каждая из этих раг настроена на определенное время суток, на определенное время года, на определенные части в нашем теле в соответствие с каналами, по которым функционирует или по которым циркулирует прана в нашем теле. Раньше и даже сейчас с помощью музыки лечили людей. Потому что когда звучит действительно правильная рага, которую музыкант должен услышать внутри в конце концов … Я сейчас буквально два слова скажу об этом. У меня опять же нету возможности глубоко в это погружаться, но суть в том, что когда человек эту мелодическую вещь вживается в нее, то она может, проникнув в наше тело, с помощью вибрации звука, очистить определенные каналы.

Есть 7 чакр, мы уже говорили об этом, и есть 7 нот. Для каждой чакры своя нота, начиная с са. Са — ре — га — ма — па — да — ни — са – это названия нот на санскрите. Соответственно, каждая нота, когда она звучит в раге, она воздействует непосредственно на этот центр нервов. Есть даже йога, которая называется нада-йога, йога звука, когда опять же через звук или гармонический ряд я соприкасаюсь сначала с той вселенной или миром, который меня окружает, я начинаю чувствовать себя бьющимся в том же самом ритме или частью этого всего и в конце концов перехожу выше. Иначе говоря, каждая из раг должна настроить определенным образом наш ум. Я уже говорил, что по сути дела механизм сжигания кармы – это работа с нашим умом или успокоение ума. Мы говорили о читта-вритти, волнах на поверхности ума и когда человек слушает музыку – разумеется, речь не идет о тяжелом роке – то эти волны становятся умиротворяющими, они лечат его, помогают ему гармонию внутреннюю почувствовать, если это правильная рага. Механизм какой? Я вам сейчас сыграю рагу, хотя я в этом ничего не понимаю..

(92:30 – лекция обрывается)

Я уже сказал, 72 000 различных раг есть. Обычно по-настоящему хорошие музыканты гордятся, если знают как следует 10-12 раг. Под знанием не подразумевается знание просто скажем нот, которые в нее входят, потому что ноты любой дурак может выучить, любой самоучка. Под знанием подразумевается способность эту рагу услышать внутри и раскрыть силу звука. Ладно, чуть-чуть попозже про силу звука, пока просто покажу какие-нибудь раги. Слышно, да? Те же самые 7 нот, есть пять промежуточных  нот. Веды говорят еще о 22-х микро-тонах, они называются шрути, то есть Ведическая система не ограничивается семью основными нотами, там говорится еще о 22 микротонах, которые имеют особую энергию. Каждый из этих звуков, если произнести их чисто, обладают особой творческой силой. Первое, что человек должен делать, если он изучает или пытается понять Ведическую музыку, он просто пытается чисто освоить каждую свару или ноту. На санскрите ноты называются сварами. Я сейчас сначала просто все эти ноты пропою. Можем вместе пропеть.

Это просто названия нот. Рагу или мелодический ряд, который я сыграл, это так называемый вайраха (?). Это рага, которая настраивает человека на раннее утро. Если вы хотите проснуться, то можете будильник настроить на эту рагу свой. Это самый лучший способ проснуться, когда из сна наше сознание переходит в бодрствующее состояние. Эта мелодия или звуки как раз соответствуют тому состоянию, в котором природа находится в момент пробуждения. Разумеется, если вы пробуждаетесь в нормальное время, а не в 12 часов дня. Человек должен пробуждаться рано утром, это время, когда больше всего праны в воздухе, до восхода солнца, за час, за полтора, часа и эта ранняя утренняя рага настраивает на это. Вместо того, чтобы слышать звук будильника, надо слышать эту рагу. (снова играет) Я плохо в этом понимаю.

Я начал говорить о том, что значит знать рагу. Это значит действительно знать каждую ноту мелодического ряда в ее полной чистоте. В начале я просто пытаюсь по крайней мере чисто войти в вибрацию или гармонию с этими нотами. Это уже очень сильно очищает, очень сильно успокаивает. Заметили как успокоила, да? Если еще чуть-чуть дольше, вместо того, чтобы проснуться, заснете. В сущности каждая рага должна, если я ее хорошо знаю, — а люди, которые знают рагу, они могут мертвых поднять, не то, что излечить живых, такие случаи тоже были реально. Потому что огромная энергия, которая в этих звуках заключена, если человек хорошо и чисто их знает – и ключевое слово тут  — чистота звука – то он понимает очень глубокие тайны природы. Я хотел показать вам две простых раги, пентатоники, из пяти нот состоящие, в которых только одна нота отличается. Простая вещь. В западной музыке тоже есть какие-то лады, но там есть достаточно мало нот, мажор, минор, я не знаю что еще … Каждая рага – это лад определенный. Ведическая музыка построена на 72 000 ладах. Буквально покажу вам две раги, которые отличаются одной нотой, из пяти нот состоящие. Послушайте и сами посмотрите настроение, как из-за одной ноты, из-за половины тона меняется все. (играет) Это бхупали рага. А эта  … Тут поменялась только „га”, одна нота, половина тона, и совершенно разное настроение, почувствовали. Одна ночная, а другая дневная, одну нужно играть ночью, другую днем. Одна дает энергию, а другая наоборот, настраивает на какой-то такой лад… Зачем я все это говорю? Еще раз, музыка, как очень важная часть нашей культуры – это в конце концов работа с умом. Может быть после этого – у нас тут целое музыкальное представление заготовлено, если вам интересно будет, мы сможем продолжить это.

Сейчас моя цель – только в этом обзоре — и разные звуки Ведических инструментов, фисгармонь, на которой я играю – это не ведический инструмент, это французский инструмент, хотя в Индии он сейчас популярен, они также очень четко воздействуют на сознание человека, на чакры человека, низкие звуки, барабаны. У нас есть барабаны? А, вон там есть … Ну ладно, это потом. Просто я хочу сказать еще раз, что если правильно этим пользоваться, то ум человека может очень сильно очиститься. Музыка, если это хорошая, правильная музыка, она очищает. И наоборот, если это музыка нехорошая, какафоническая, то она загрязняет, она возбуждает, затрагивает в человеке низшие энергии, агрессию, еще какие-то силы нехорошие. Это к сожаленью то, что делает современная музыка. Можно видеть, каким образом эта музыка воздействует на самих музыкантов. Современные музыканты, которые играют так сказать эту „музыку”, сами живут страшной жизнью достаточно. Я видел классических музыкантов – недавно я с одним познакомился, они индийские классические музыканты, более счастливого человека я в жизни своей не видел. Просто находится рядом с ним, уже начинаешься заражаться его счастьем. Когда он начинает говорить о рагах, играть, когда она из него выходит, он такое счастье испытывает и ты думаешь: чего он такой счастливый, может мне тоже таким счастливым стать? Потому что музыка или звук – это один из самых могущественных элементов воздействия на сознание и в том числе элемент разрушения нашего ложного эго, потому что когда мы очищаем свое сознание с помощью звука, эго становится меньше.

Я рассказывал на первой лекции о том, что есть читта и это некий вселенский разум, что-то вроде вселенского интернета большого, где есть наши персональные сайты, домены, отделенные нашим эго. Тут написано: „Я” и тут много их. Когда человек успокаивает или очищает свою читту с помощью звука правильного, хорошего, в соответствие с местом, временем, природой, то он, через посредство этого звука – это один из механизмов очищения тоже, может получить доступ к этой информации или разуму, информационной системе, которая всю вселенную покрывает. Люди достигали совершенства с помощью музыки. Естественно, для этого нужно сильно потрудиться, это не просто так. Но музыка позволяла им действительно настолько очищать и возвышать свое сознание, что они выходили за пределы своей собственной ограниченности, они начинали чувствовать и познавать нечто большее и в конце концов они познавали Бога, потому что слово исходит от Него. Мы знаем, что Бог – это тоже слово, в каком-то смысле звук.

Я продолжу эту тему… Не устали вы? Уже как-то с меньшим энтузиазмом (смех). Устали, конечно, ясное дело устали. Я могу на этом остановиться (из зала: нет…) Просто я самого главного не сказал, а так можно … (смех) (из зала: мы ждем этого главного). Сейчас постараюсь сделать это так, чтобы быстро было. Я хотел сказать немного о мантрах. Мы заговорили о звуке и наверняка многие из вас слышали это слово, мантра. Мантра буквально значит то, что очищает ум. Ман – это корень в слове манас, о котором мы говорили вначале, тра – то, что защищает ум от грязи. Иначе говоря, мантра – это могущественный звук, звук, который обладает способностью очень сильно воздействовать на наше сознание. Любые звуки воздействуют на наше сознание, в этом нет никаких сомнений. Когда мы слушаем кого-то, когда мы слушаем любую музыку, любой звук воздействует. Звук – это одно из самых сильных средств воздействия на наше сознание, но есть особые звуки, которые помогают человеку особым образом настроить свое сознание.

Другое определение мантры, которое мне хотелось дать вам сегодня, это что звук – точно также как музыка, но по-своему – настраивающий наше сознание на восприятие иной реальности. Сейчас объясню что это значит. Кто-то видел телевизор. Все видели. Он нам показывает и дает звук. Откуда он берет этот звук и это изображение? Из эфира. Есть волны. Что делает телевизор – он ловит из всех волн, которые тут есть, а мы живем в огромном пространстве, где через нас проходят эти волны. В данный момент мы находимся в этом волновом поле информационном. Телевизор выбирает определенную волну. Если он настроен правильно на определенный канал, он выбирает эту волну и это волна, имеющий структуру и природу, на его экране превращается в изображение и звук. Наш с вами мозг, наш разум, сознание, – это тоже большой приемник различных вибраций. Возьмем другой пример, может быть более даже подходящий – это радио. Все настраивали радио и что между волнами слышно? И вдруг: говорит и показывает Москва (смех) или как там. Когда мы попадаем на точную волну, вдруг эта какафония или непонятно что приобретает ясно различимые формы. То же самое с нашим сознанием, если оно настроено на определенную волну, мы сможем воспринимать ее из пространства, из эфира и мы сможем получать либо какую-то информацию, как этот телевизор, который получает информацию, либо еще что-то делать.

В Ведах было сделано очень важное предсказание. 1000 лет тому назад там говорилось, что век, в котором Веды были записаны, назывался мантра-йугой. Мантра-йуга значит, век или время, где человек все то, что ему нужно, получал с помощью звука, с помощью мантр. И также было сделано предсказание, что пройдет время и по мере того, как люди буду деградировать, мантра-йуга превратится в янтра-йугу. Янтра значит машина, механизм. Сейчас все то, что нам нужно, мы получаем с помощью машин, на все есть машина своя, я не знаю, чего только не придумали. И в конце концов мы все превращаемся сами в машину большую. Мы механизируемся, вся наша жизнь механизируется и от избытка этих машин… каждый день изобретают какие-то новые машины, которые должны улучшить нашу жизнь. В Махабхарате рассказывается масса удивительных историй. Там говорится о могущественных видах оружия, которыми пользовались люди 5 000 лет тому назад, о чудесах, о воздушных кораблях, о том, что они могли перемещаться по воздуху и все это делалось с помощью мантры, могущественного звука. Потому что каждый звук несет в себе очень мощную энергию, и суть в том, чтобы научиться этот звук чисто воспроизводить. Когда звук становится чистым, то результаты воздействия этого звука становятся совершенно глубочайшими.

В санскрите, а санскрит – это единственный алфавит, который научно организован. Есть пять рядов согласных по пять букв в зависимости от места их произнесений, то есть 25 букв, есть 4 полугласных – я, ра, ла, ва, 3 шипящих звука, которые есть и в русском языке, с, ш и щ, они почти полностью или почти полностью соответствуют санскриту и 2 последних звука, ха и ммм, даже не совсем ммм, а вибрация, которая там есть, плюс гласные звуки. Каждые из этих пяти пар по пять имеет опять-таки отношение к пяти стихиям: эфир, воздух, огонь, вода и земля. Пять состояний вещества: пространство, в котором распространяется звук или волны, газообразное состояние, плазмообразное состояние, жидкое и твердое состояния, 5 состояний, в которых находится материя, они соответствуют 5 элементам. На 5 элементов есть 5 воспринимающих чувств, есть 5 изначальных элементов, есть 5 рабочих чувств у нас: руки, ноги, анус, гениталии, язык, 5 воспринимающих чувств: уши, глаза, кожа, нос, язык. Все эти звуки в санскритском алфавите имеют отношение к этим пяти парам по пять. Я не буду сейчас в эти подробности вдаваться, потому что моя задача не в этом, не в том, чтобы объяснить, а просто саму структуру. 4 полугласных — я, ра, ла,  ва – это читта, аханкара, манас и буддхи, они воздействуют непосредственно на них и из них я воздействует на аханкару. Не зря мы говорим „я”. Я – это я. Три шипящих звука воздействуют на три энергии, которые есть у человека: крийа-шакти, гьяна-шакти и иччха-шакти (энергию воли, энергию деятельности и энергию познания).

Иначе говоря, весь алфавит, если научиться произносить его правильно, а самое главное, что придавалось в ведической культуре, воспитании — научить человека ясно и четко произносить звуки. И этим, кстати говоря, культурный человек во всех культурах отличается от некультурного. Именно способностью четко и ясно артикулированно говорить. Помните пьесу Бернарда Шоу, „Моя прекрасная лэди”, „Пигмалион”. Да „Моя прекрасная леди” – это мюзикл на основе „Пигмалиона”. Он ее преобразил, научив ее правильно говорить на королевском английском. Когда она научилась правильно говорить, она сказала: „Не, я больше не могу торговать, все, я уже леди.” Ее сознание поменялось. Ведическая культура изначально знала этот факт, что уровень моего сознания, культуры сильно зависит от моей способности правильно артикулировать звуки. Там есть научно организованный алфавит, который начинается с первого звука а и кончается, я сказал, два последних звука ха и м. Что получается? Ахам. На санскрите это значит я. Весь человек в этих звуках. В отличие от нашего языка, где я – это  ложное эго только, в санскрите вот он весь я, все то, что я есть, оно в этих звуках заложено в этих звуках и когда человек владеет этими звуками хорошо, он начинает быть собой.

Я сейчас объясняю тонкую науку – опять же в двух словах за те несколько минут, которые у меня остались, которая стоит за произнесением мантр. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что из всех ягьей, из всех жертвоприношений, из всех методов духовного самоосознания, из всех методов очищения, сжигания кармы, самый могущественный – джапа или повторение мантры в уме. Джапа-ягья значит повторение мантры в уме или вибрация этого звука. В уме или вслух, там по-разному может быть. Сам Кришна говорит, что да, начинать нужно свою духовную или человеческую жизнь с того, чтобы научиться отдавать, жертвовать, дарить, служить, улыбаться в конце концов, быть благодарным. Это хорошее начало, не ходить все время угрюмым и погруженным в свои беды, а просто принимать то, что нам посылает Бог. Но самой высшей формой ягьи является ягья знания, когда я познаю кто я и как я уже сказал, самым простым и самым эффективным способом себя в соответствие с Ведами, является повторение мантры.

Повторение мантры входит, если опираться на йогическую практику в то, что в йоге Патанджали Муни называет свадхйаей. Сва значит себя, а дхйайа значит познание себя. Свадйайа состоит из двух очень важных вещей – изучение шастр или священных писаний, таких как, в частности, «Бхагавад-гита» или Веды, с которых мы начали. Они состоят из этих самых звуков. Я должен понимать их на уровне своего ума, из них я должен понять кто я такой, каково мое предназначение, в чем моя роль в жизни, и повторение мантры или могущественного звука. Самая знаменитая мантра, которую наверняка все слышали, и она отразилась в разных других культурах и религиях – это мантра ОМ. Она состоит из трех звуков и специально предназначена для развития нашего разума, агья-чакры. У каждой чакры есть своя вибрация и звук ОМ развивает наш разум. Человек должен изучать шастры на уровне логики, ума и одновременно с этим реализовывать это знание с помощью могущественных звуков, потому что каждый из этих звуков по сути дела является вместилищем всей этой информации на тонком уровне. Каждый из этих мантр – это что-то вроде пароля, который позволяет мне получить доступ к определенному уровню информации или источнику информации. Она раскрывает какие-то каналы во мне и поэтому такое значение придается всему этому. Человек, через повторение мантры или этой вибрации постигает вещи, которые он иначе не может постигнуть.

Я в самом начале начинал свой маленький семинар с того, что я давал определение из шастры или ведического священного писания. Кто-то помнит какое это определение было? Агьята-гийапака-шастра (?) – шастра – это то, с помощью чего я могу постичь непостижимое, то, что я не могу понять никакими другими способами. Я могу развить в себе другую форму восприятия. То же самое приходит ко мне через повторение мантры. Давайте просто повторим эту мантру ОМ. Она есть в слове Амин, которое мы все знаем, она от того же самого. Перевод этой мантры очень простой, она значит ДА на санскрите. Кому я говорю да? Богу. Да, счастье есть, Бог есть, все то, чего я ищу, есть в этом мире. Просто я так или иначе по недоразумению разорвал свой контакт с этим. Давайте просто попробуем повторить эту мантру, закрыв глаза. Прислушаемся и посмотрим что произойдет с нашим сознанием, это небольшой эксперимент. Давайте буквально три вдоха сделаем, наблюдая за собой.

ОООООООООММММММММ…………

Чувствуете как атмосфера поменялась? Этот звук ОМ, который на уровне разума означает ДА и мое согласие принять то, что я частица или слуга Бога, часть всего, позволяет сразу же успокоить ум. Это, кстати говоря, одна из пранйам, совершенно безопасная форма пранайама, ОМ-пранайама, когда человек делает глубокий вдох и на выдохе произносить звук ОМ, который проходит через три фазы: А-У-М и дальше… Это маленькая демонстрация, которую я вам сейчас дал, чтобы показать, что это значит. Человек через мантру может глубже понять самого себя. Мантра радикальнее всего очищает наше сознание. Мантра помогает стереть пыль …

… лекция обрывается

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.