Диск 98, л. 4
Аннотация:
— о том, как Господь Чайтанья уполномочил Господа Нитьянанду раздавать Свою милость.
— сон Шачи-маты
— объяснение Вишванатхой Чакраварти Тхакуром стиха ШБ 1.2.7
— как только связь с Господом становится реальной, в сердце человека сразу же появляются гьяна и вайрагья.
— самый лучший способ для нас соприкоснуться трансцендентной истиной, или трансцендентной реальностью — прасад
— три Брахмана Джаганнатха-пури.
— маха-прасад – поцелуй Господа Джаганнатхи
— три вещи во Вриндаване, дающие прему (Говардхан, Ямуна, пыль). В Навадвипе према приходит, когда человек поет киртан. В Джаганнатха-пури прему дает прасад.
— о влиянии пищи на сознание («Чхандогья-упанишад»)
— четыре регулирующих принципа, это предварительные принципы, с помощью которых человек может очистить свое сознание, чтобы подготовить его к восприятию трансцендентной реальности (Живя как животное, не следуя регулирующим принципам, человек лишает себя возможности ощутить Бога по-настоящему).
— маха-прасад это прививка от майи (истории о том, каким образом маха-прасад стал маха-прасадом и о том, как было положено начало раздаче маха-прасада от Господа Джаганнатхи во времена Махараджи Яяти)
— мантра, произносимая при омовении в океане (сагарам снанам критйа ахам павитрам бхавати ???)
***
Продолжу сегодня свой рассказ. Сегодня буду в основном говорить о маха-прасаде.
— Джая.
БВГ: Я знал, что эта тема получит ваше одобрение. Но я сначала вернусь немного к тому, о чем мы говорили вчера. Потому что, в сущности, эти две темы очень тесно связаны друг с другом во многих аспектах. Я говорил вчера о том, как Чайтанья Махапрабху уполномочил Нитьянанду Прабху раздавать Свою милость. Здесь, в Пури, Чайтанья Махапрабху отозвал Нитьянанду Прабху. Нитьянанда Прабху хотел остаться в Пури навек, до конца Своих дней, чтобы делить Свое время, общаясь с Гаурангой Махапрабху. Но Чайтанья Махапрабху отозвал Его в уединенное место, и когда никто не слышал, сказал: «Отправляйся отсюда и больше никогда не приходи. Иди в Бенгалию и в Бенгалии проповедуй Святое Имя». Почему? «Потому что никто, кроме Тебя не сможет этого сделать». В Бенгалии люди очень гордые. Не только в Бенгалии, но в Бенгалии в частности. И люди гордятся чем обычно? Что является предметом их гордости?
— Богатство.
БВГ: Богатство. Еще что? Красота, знание, сила. Много причин. Иногда в некоторых редких случаях. Слава. Все это предметы гордости человека. Происхождение знатное, богатство, красота, знание. Чайтанья Махапрабху сказал Нитьянанде Прабху: «В Бенгалии люди думают, что они все знают. Люди занимаются Тантрой, люди занимаются различными мистическими, магическими практиками и они думают, что таким образом они спасутся. Никто, кроме Тебя, не сможет переубедить их. Только Ты Своим смирением сможешь растопить их сердца, которые стали железными, каменными от гордости». Гордость делает наше сердце каменным. Гордость мешает нашему сердцу расплавиться от сострадания, от любви, от жалости, от других чувств, которые испытывает бхакта. И Чайтанья Махапрабху сказал: «отправляйся туда и растопи эти каменные сердца». Нитьянанда Прабху Он сказал: «Хорошо, Я буду делать, как Ты скажешь». Чайтанья Махапрабху сказал Ему: «Проповедуй Святое Имя. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Нитьянанда Прабху сказал: «Хорошо» и что начал делать?
бхаджа гауранга каха гауранга
лаха гаурангера нама ре
йе джана гауранга бхаджа
се хайа амар прана ре
Стал ходить от двери к двери и говорить: «Повторяйте имя Гауранги». Ни слова о Кришне. Ни слова о Кришне! «Думайте о Гауранге, говорите о Гауранге, слушайте о Гауранге, повторяйте Его имя». Почему? За этим стоит очень серьезная причина. Он думал: «Если люди будут думать о Кришне, Кришна что делает? Кришна наслаждается, факт; Кришна ворует. Ворует? Ворует. Кришна обманывает. Обманывает? Обманывает. Кришна танцует с кем? С чужими женами. Кришна делает все, что угодно. А сейчас Кали-юга. Если я буду говорить им: «Поклоняйтесь Кришне, что они будут делать?». То же самое. Он подумал, что если люди хотят получить доступ к духовному миру, если людям нужен доступ в духовный мир, они должны думать о Господе Гауранге. Господь Гауранга сможет вселить в их сердце то, что не сможет никто другой. Только Господь Гауранга может растопить их сердце». И поэтому Он пошел в Бенгалию и завоевал всю Бенгалию любовью к Господу Гауранге, Гауранга-према. На самом деле, Нитьянанда Прабху неравнодушен к Господу Гауранге.
Однажды Шачи-мата увидела сон. И во сне она увидела своих Божеств Кришну и Балараму. И она увидела Нитая.и Нимая. И Нитай зашел в комнату, ворвался в алтарную комнату, где Джаганнатх Мишра и Шачи-мата поклонялись Кришне и Балараме, и сказал: «Эй, слезайте оттуда. Слезайте оттуда». Полез и стал стягивать Кришну. Баларама, старший брат, решил заступиться за Своего младшего брата. Он стал говорить: «Ты что делаешь? Ты чего Его стягиваешь?!». Он говорит: «Нечего, постояли уже тут. Ваше время кончилось. Пришло время Гауранги». Баларам какое-то время посопротивлялся, но Нитьянанда оказался сильнее. Он сказал: «Кали-юга на дворе. В Кали-югу даже Кришна не может спасти». Да, в Кали-югу память о Кришне, в любое время память о Кришне может избавить человека, освободить человека. Но мы сможем помнить о Кришне правильно только тогда, когда наше сознание очистится. А сознание наше может очиститься только тогда, когда мы соприкоснемся с Господом Гаурангой.
Он подумал, что если люди будут думать о Кришне, то, что они поймут? Жизнь Кришны кажется очень обыкновенной, правильно? Кто такой Кришна? Пастух. Ну да, танцует с гопи. Ну да, ворует. А кто такой Господь Гауранга? В конце концов, нам всем хочется чего-то достичь в этой жизни. Хочется достичь чего-то? Будет воровство нашим достижением? Нет, не будет. Но то, что принес Господь Гауранга – принес нам самое высшее достижение, которого может достичь человек. Он доказал на Своем примере, что нет ничего выше этого. Поэтому Нитьянанда Прабху стал прославлять Господа Гаурангу и распространять славу Господа Гауранги. На самом деле, это наша главная обязанность с вами – распространять удивительную, ни с чем несравнимую славу Господа Гауранги. Мы пришли сюда, на берег этого великого океана для того, чтобы немножечко соприкоснуться с этой славой, для того, чтоб понять, кто такой Господь Гауранга и почувствовать Его красоту.
Я вчера говорил о том, каким образом Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет один из самых важных стихов «Шримад-Бхагаватам»: васудеве бхагавати бхакти-йогах прайоджитах джанайатй ашу ваирагйам джнанам ча йад ахаитукам. Он говорит, что когда у человека появляется реальная связь, бхакти-йогах, с Васудевой, Васудевой, которого можно увидеть, когда наше сознание очистилось, потому что Васудева это символ чистоты, это Бог, присутствующий повсюду, Он здесь, но мы Его не видим, когда бхакти-йогах прайоджитах делает эту связь реальной (васудеве бхагавати бхакти-йогах прайоджитах), как можно узнать такого человека? джанайатй ашу ваирагйам джнанам ча йад ахаитукам. Сразу же, в тот же момент, как только эта связь стала реальной, как из теории она превратилась в практику, в реальность нашей жизни, в тот же момент у человека появляется знание и отречение. Потому что он все время помнит о Господе и знает, что Он настолько прекрасен, что ничто другое не может его соблазнить. В этом мире много соблазнов, правильно? Не просто много соблазнов, в этом мире много агрессивных соблазнов. Эти агрессивные соблазны агрессивно пытаются нас соблазнить. И если человек влюбился в Кришну, который есть воплощение сладости и красоты, если он реально увидел Его, если связь эта возникла, то все эти соблазны разбегаются как призраки. Потому что ничто не может сдвинуть сердце такого человека, ничто не может разорвать эту связь. И поэтому у него появляется две вещи – гьяна, или полное присутствие сознания. Он знает кто он каждое мгновение нашей жизни. Мы, по большей части, в каком состоянии находимся?
— Сон.
БВГ Да, сон. В английском языке есть хорошее выражение «space down ???». «Space down ???» значит «человек, которого в космос запустили». И наше сознание, обычно, еще до Гагарина научилось летать в космос. Где-то оно размазано, не понятно где, не понятно как. Сута Госвами говорит, что тот час же, как только человек обретает эту связь, он обретает сознание. На самом деле мы пришли сюда для того, чтобы обрести высшую силу сознания. И Чайтанья Махапрабху учит нас этому.
У Джаганнатха большие глаза, Он смотрит на нас большими глазами. Что это значит? Значит, Он не спит никогда. У Него большие, широко раскрытые глаза. Это значит, что сознание Его всегда присутствует в Нем. И Он учит нас тому же – каким образом обрести это высшее сознание. Само слово «чайтанья» значит «высшее присутствие сознания». И Чайтанья Махапрабху учит нас этому. Он учит, что происходит с сердцем человека, как только связь с Господом становится реальной. И вайрагья. Вайрагья значит, что все остальное становится пресным, все остальное становится безвкусным. Мы сейчас так привязаны к этому миру, потому что мы ищем в этом мире что? Все люди трех вещей ищут. Каких трех вещей люди ищут?
— Вечность, знание и блаженство.
БВГ: Вечность, знание и блаженство. Все ищут только трех вещей. Всем людям нужно только три вещи : вечность, знание и блаженство. Где мы их ищем? В материи. Где нет вечности, нет знания, нет блаженства. Мы ищем их в груде мертвой материи. Можем мы там их найти? Нет. Но если у человека появилась эта связь с вечностью, знанием и блаженством, материя становится совершенно безразличной.
На самом деле все люди ищут только любви. Почему мы так много едим? Я постепенно перехожу к главной теме (смех) нашей сегодняшней лекции. Кто-нибудь задумывался, почему мы так много едим? Сколько раз мы едим? Мы едим один раз как следует и много-много раз в промежутках. Нужно нам это? Физически для тела нужно это? Не нужно. Телу нужно вот столько. Йоги в Гималаях живут на девяти горошинках перца и одной ложечке меда. Самый лучший тоник – 9 горошинок черного перца и одна ложечка меда. Есть люди, которые вообще ничего не едят. В Краснодаре есть женщина, которая солнцем питается, у нее там реакции фотосинтеза включились каким-то образом. Нам не нужна пища. Что нам нужно? Любовь нам нужна. И в нашем сознании пища связана с любовью. Мы едим так много, потому что нам любовь нужна. В каком виде мы в первый раз получаем любовь? В виде молока нашей матери. На самом деле это любовь. И всю свою жизнь мы потом ищем эту любовь и думаем: «Вот тут вот? В этом фрукте или в другом фрукте? Это съесть или то съесть?». Вы заметили? Когда человек голодает, он становится очень слабым, он становится уставшим, он не может делать ничего, все его тело расслаблено. Правильно? Что нужно сделать, чтоб от этого избавиться? Покушать. Когда сила приходит? Мгновенно. Может она с точки зрения физиологии мгновенно прийти?
— Нет.
БВГ: Для того, чтобы энергия пришла, пища должна перевариться, должно пройти какое-то время, должны пройти множество реакций. Она должна превратиться в сахара, сахара должны превратиться в АТФ, в аденозинтрифосфорную кислоту, аденозинтрифосфорная кислота должна расщепиться и дать нам энергию. Мы получаем энергию сразу. От пищи? Нет, не от пищи. От того, что в нашем сознании пища связана с любовью. Когда у нас нет пищи, мы думаем: «У нас нет любви. Нас никто не любит». Стоит нам немножко поесть, мы сразу же наполняемся счастьем. И здесь Джаганнатх как Господь вселенной щедро раздает Свою любовь. В виде чего?
— Прасада.
БВГ: Шри Шри Джаганнатх маха-прасадам – ки.
— Джая.
БВГ: На самом деле это Его любовь. И на самом деле Он дает нам возможность соприкоснуться с Самим Собой. Как я уже говорил, у человека появляется отречение, когда его опыт соприкосновения с Кришной становится реальным, когда у него появляется реальный живой опыт трансцендентной реальности, истинно реальностью. И самый лучший способ для нас соприкоснуться с этой трансцендентной истиной, или трансцендентной реальностью, какой? Прасад. Реальный этот опыт? Еще какой реальный. Это реальный опыт. И здесь говорится, что тут три Брахмана. Вообще, Брахман один (эка майвадмети ???). «Упанишады» говорят, что Брахман один по определению. В Джаганнатха-пури Брахманов три. Поняли, в каком мы месте находимся? Все Священные Писания говорят: «Брахманов не может быть два», тут их три.
Даже не два, а три. Какие? Один называется Дану-Брахман. «Дану-Брахман». значит «деревянный Брахман». Где этот деревянный Брахман находится? Неподалеку, в храме Господа Джаганнатхи. Другой называется Нама-Брахман. Что это за Брахман? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Третий называется Анна-Брахман. «Анна» значит что? «Анна» значит «рис», «анна» значит» «пища». Анна-Брахман. Только в Джаганнатха-пури есть три Брахмана. И с каким бы из этих Брахманов мы ни соприкасались, мы получаем благо. На самом деле говорится, что когда мы едим маха-прасад, мы соприкасаемся с чем?
— С Кришной.
БВГ: Как? С Кришной то с Кришной. Мы соприкасаемся с губами Господа Джаганнатхи. Он же отведал его. Как называется соприкосновение губ с губами?
— Поцелуй.
БВГ: В следующий раз, когда вы будете есть прасад, проникнитесь трансцендентным смыслом происходящего. В этот момент вы целуете Господа Джаганнатху. Харе Кришна. На самом деле, говорится, что во Вриндаване можно обрести прему, во Вриндаване прему дают три вещи: Говардхан дает прему, Ямуна дает прему. Еще что дает прему?
— Пыль Вриндавана.
БВГ: Пыль. Если обходить Говардхан, если купаться в Ямуне и если кататься в пыли Вриндавана, можно обрести прему по милости этих трех вещей.
В Навадвипе, в Маяпуре прему можно обрести с помощью чего? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. В Навадвипе према приходит, когда человек поет киртан. Бесспорно, вы окажетесь в Навадвипе и услышите эти сладкие бенгальские киртаны, которые невозможно остановиться слушать. Их поют, поют, поют, поют, поют и према незаметно входит в наше сердце. В Джаганнатха-пури есть только один способ обрести прему. Какой?
— Прасад
БВГ Маха-прасаде говинде нама-брахмани вайшнаве св-алпа-пунйа ватам раджан вишвасо наива джайате. Человек получает сначала веру, потом ништху, потом бхаву, и потом – прему. Сначала он просто верит в маха-прасад, но вера его еще не очень твердая. Он слышал о том, какой маха-прасад где-то там у себя, в городе Глухове, он подумал: «Надо приехать сюда, чтоб попробовать». Приезжает сюда, у него появляется ништха – твердая, непоколебимая вера в то, что: «Маха-прасад может меня спасти». И потом, когда эта вера разрушает все анартхи в его сердце, у него появляется что? Бхава. Ест маха-прасад и что начинает течь у него из глаз? Слезы любви. Волосы становятся дыбом у него на голове, дрожь охватывает его и ком застревает в горле. Это ком маха-прасада (смех). Так незаметно для себя он оказывается в духовном мире в лилах Господа Джаганнатхи.
На самом деле, как я уже сказал, и это очень важно в философии, это очень важный философский момент, стоящий за сегодняшней лекцией, — чтобы человек обрел опыт общения с Богом…. Не зря в этом стихе, который мы прочитали вначале: васудеве бхагавати бхакти-йогах прайоджитах… Давайте, прочитаем его вместе: васудеве бхагавати бхакти-йогах прайоджитах джанайатй ашу ваирагйам джнанам ча йад ахаитукам. Эта ахаитука-гьяна, беспричинная, естественная, самопроизвольная гьяна, или знание, виденье Бога, и естественная беспричинная вайрагья, или отречение от этого мира, приходят в тот самый момент, когда связь (васудеве бхагавати бхакти-йогах прайоджитах) становится реальной. Связь с кем? Как Кришна назван в этом стихе? Васудев. Кто такой Васудев? васудеве бхагавати бхакти-йогах прайоджитах. Кто такой Васудев? Васудев это сын Васудевы. А кто такой Васудев? Что дает нам Кришна? Васудева — отец Васудев. Что может в нашем сердце дать нам Васудеву? Васудева. Кто такой Васудева? Шуддха-саттва. В 4 песне «Шримад-Бхагаватам» дается это определение: саттвам вишуддхам васудева-шабдитам. Васудева это вишуддха-саттвам. Это вишуддха-саттвам или чистая саттва в нашем сердце. Эта связь может стать реальной только тогда, когда сердце наше полностью очистится от чего? От тамаса, от раджаса. Еще от чего? И даже от саттвы. От материальных гунн природы – от тамаса, от раджаса и даже от материальной саттвы очистится наше тело. И все это можно сделать только тогда, когда мы соприкоснемся с ниргуной, с чистой саттвой, когда наше сознание полностью очистится. «Упанишады», в частности «Чандогья-упанишада», объясняет, какую роль играет пища в очищении нашего сознания.. ахара-шуддхау саттва-шуддхих. «Ахара» значит «пища». Когда ахара, пища становится чистой, что становится чистым? Саттва-шуддхих – сознание становится чистым. Саттва-шуддхау дхрува смртих. Когда сознание становится чистым, что появляется? Да, твердая память. Человек приходит в себя. Сейчас мы находимся в состоянии беспамятства, в состоянии опьянения, в состоянии забвения – забвения кто я такой, кто такой Бог, что я тут делаю, зачем я сюда появился. Человек ничего не знает. И даже когда он пытается помнить о Боге, что с ним случается? Он забывает о Нем сразу же. Кто-то пытался из вас помнить о Боге? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе; Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Раааа…. Сознание отворачивается от Бога. Мы его туда, а оно оттуда, мы его пинками, а оно бежит, мы его тянем, а оно не тянется. Поэтому там говорится: саттва-шуддхау. Причина в чем? Причина в том, что наше сознание грязное. Саттва-шуддхау дхрува смртих . «Дхрува смртих», что значит? Какая память появляется?
— Твердая.
БВГ: Твердая, да. Есть такая формула: «В здравом уме и твердой памяти». Когда у человека здравый ум, у него твердая память. Дхрува смртих – значит память, которая может не отклоняться и помнить о том, о чем мы хотим помнить. Сейчас у нас здравый разум?
— Нет.
БВГ: Твердая память?
— Нет.
БВГ: Потому что сознание нечистое. Все начинается с ахары. Ахара-шуддхау саттва-шуддхих саттва-шуддхау дхрува смртих. Смрти-лабхе. Когда человек обретает память, или способность помнить о Боге, что случается? Сарва грантхинам випрамокшах. Шрила Прабхупада цитирует этот стих из «Чхандогья-упанишад» в 3 главе «Бхагавад- гиты». Что происходит когда у человека появляется смрти-лабха, когда он обретает память? Сарва-грантхинам випрамокшах. Что разрывается? Все узлы и связи. Какие узлы? Что нас держит с этим миром?
Материальные желания, привязанности, карма, самскары, которые находятся в нашем сознании. Твердые, жесткие самскары, которые привязывают нас, приковывают нас цепями к этому миру. Мы хотим в духовный мир? Или как есть хорошая русская поговорка: «Хотел бы в рай, да грехи не пускают». Что такое те грехи, которые тянут нас вниз? Самскары, греховные желания, греховные привычки, отпечатки в нашем сознании. Что может избавить нас от этих отпечатков? (Сарва-грантхинам випрамокшах). Чистая пища. Через эту цепь последовательностей, в конце концов, человек может избавиться от всех своих греховных привычек просто с помощью одного – если пища его будет чистой.
На самом деле, в ведическом обществе придавалось огромное значение чистоте, особенно приготовлению пищи. Раньше не было никаких мест публичного поедания пищи. Там человек лишался своей касты. Брахманы ни в коем случае не ели у людей с более низким сознанием, чтобы, не дай Бог, сознание не осквернилось. Путешественники пишут, один путешественник китайский, который приехал сюда, он увидел сцену такую, что пришло время есть и несколько брахманов сели поодиночке, накрылись чадарами и стали несть под чадарами, чтобы, не дай Бог, чья-то зависть, чей-то завистливый взгляд не осквернил их пищу. Там было очень четкое понимание того, что с пищей мы принимаем внутрь энергию. На пище отпечатываются всевозможные энергии, и прежде всего, тонкие энергии – зависть чужая, чувства чужие, эмоции чужие, все это отпечатывается в пище. И когда мы едим, мы едим все это. Нам, собственно, все равно, нам терять нечего. Но в ведические времена, когда люди ценили чистоту, они с очень большим пиитетом относились ко всему. Сейчас, если б люди из тех времен увидели, вообще, что происходит, они бы в обморок упали. И Шрила Прабхупада в этом смысле был тоже очень внимателен. Однажды его слуга во второй раз поставил ему соль. В прошлый раз (что соль выбрасывать?) он попользовался этой солью и он еще раз поставил соль. Шрила Прабхупада отчитал его и сказал: «Ты как был млеччхой, так и остался. Как был грязным, необразованным, невоспитанным млеччхой, так и остался. Я не могу есть свои собственные объедки. Потому что я уже ел эту соль. Человек не может есть свои собственные объедки». На самом деле, самым оскверняющим для нашего сознания являются наши собственные объедки, когда мы их поели один раз и потом еще раз едим. У нас – ничего страшного. Пожевали жвачку, отложили, еще раз пожевали (смех), никаких проблем нет. Но в ведические времена были сотни, тысячи правил того, каким образом нужно готовить пищу, как нужно ее есть, чтоб она была безукоризненно чистой.
Мы недавно с Враджарену ходили на урок санскрита. Учитель санскрита открыл энциклопедию, словарь энциклопедический и решил нам объяснить какую-то статью. Он долго искал подходящую статью и нашел. Статья называлась «Бходжанам». «Бходжанам» значит «пища». И он стал с огромным аппетитом читать. Часа за два с половиной он прочитал полтора столбца из этой статьи. Статья была – пять страниц убористым шрифтом и вся состояла из цитат из различным «Смрти-шастр», как нужно есть пищу, как нужно готовить пищу, когда можно есть, когда нельзя есть, как ее нужно есть, какие мантры нужно читать, до, место, после и так далее. Мы были очень рады, что он прочитал только полтора столбца. Потому что, если б он прочитал все, не понятно, чтобы нам нужно было делать. Но суть в том, что, еще раз, это нечто, через что, в конце концов, очищается наше сознание, и через что греховные реакции тоже входят в нас. Считается, что когда человек есть нечистую пищу, то склонность его к грехам становится более сильной. Самый простой способ. Если хотите попробовать.. Хотите попробовать? Поешьте какую-нибудь гадость, и сразу же вам захочется грешить. И вы подумаете: «Чего я время зря теряю? Зачем я столько времени провел зря?». Греховные склонности будут усиливаться мгновенно за счет пищи. Почему мы не едим лук? Иногда люди спрашивают: «Что лук, не овощ что ли?». Овощ, то же овощ, но греховный овощ, овощ, который несет в себе энергию тама-гуны. Лук, чеснок это то, что делает человека склонным совершать греховные поступки. И в «Ведах» говорится, что ни в коем случае, в любых ситуациях человек должен быть очень осторожным, потому что незаметно для него эта склонность может войти в него.
В «Упанишадах» приводится любопытная история. Там делается одно-единственное исключение, когда можно поесть пищу не очень чистую. Как по-вашему, когда? Когда умираешь от голода. Когда умираешь от голода, тогда можешь поесть пищу не очень чистую и не загрязниться этим. Если ты не съешь эту пищу и умрешь о голода иначе, тогда можно поесть. «Чхандогья-упанишад» приводит любопытную историю про одного бедного брахмана, который жил в какой-то деревне, и в деревне весь урожай был уничтожен. Выпал град, уничтожил весь урожай. Этот брахман день и ночь голодал, глодал, голодал, его жена голодала. В конце концов, жена ему сказала: «Иди, принеси что-нибудь». И брахман пошел к богатому человеку, постучался к нему в дверь. Богатый человек обедал. Богатый человек ел фасоль. Брахман подошел, сказал: «Прабху, дай мне что-нибудь поесть». И богатый человек знал что это брахман. И брахман, значит – человек, который очень внимательно относится к своей пище. Он сказал: «У меня ничего нет, только вот то, что тут на тарелке. Хочешь! Поешь». Тот взял и стал есть у него на глазах. Богатый человек говорит: «Вот водичка, запей». «Нет, водичку я пить не буду, потому что ты ее выпил уже». Он говорит: «Постой, постой, дорогой мой! Фасоль я ж тоже ел». «Фасоль, ничего. Если б я фасоль не поел, то я бы умер. А водичку я и в другом месте выпью. От водички твоей я осквернюсь, а о фасоли не осквернюсь». Иначе говоря, и это очень важный момент.
Шрила Прабхупада не зря дал нам эти четыре регулирующих принципа. Четыре регулирующих принципа, это предварительные принципы, с помощью которых человек может очистить свое сознание, чтобы подготовить его к восприятию трансцендентной реальности. На самом деле, если человек не следует этим четырем регулирующим принципам, он не лучше, чем животное. Чем плохо быть животным? Ничем не плохо, наоборот, даже лучше. Лучше быть животным? Животные больше наслаждаются? Большая часть людей, если им сказать: «Вы живете как животные», он скажут: «Ну и что? Что в этом плохого?». Плохое в этом только одно, только одна вещь – то, что такой человек лишает себя возможности ощутить Бога по-настоящему. И здесь, в Джаганнатха-пури, мы имеем возможность соприкоснуться с Богом в виде Его прасада.
Теперь начинается наша главная тема. Это все было введение к тому, чтобы подвести нас к тому, что такое прасад. Прасад, на самом деле, милость Кришны. И в 11 песне «Шримад-Бхагаватам» Уддхава раскрывает секретный способ, каким образом преданный может победить майю. Мы сейчас находимся в царстве майи и майа влияет на нас. Как майа влияет на нас? Как майа влияет на нас? Разными способами. В частности, ум из чего состоит? Из майи. Ум это творение чего? Ум – творение майи, тело наше – творение майи, чувства наши — творение майи. Все это ложные вещи. Влияет на нас наш ум? Можно у вас спросить нескромный вопрос? Кто здесь свободен от влияния ума, громко крикните «Хари бол».
— (тишина).
БВГ: Кто свободен от влияния тела? Кто полностью независим от этого? Кто-то хочет избавиться от влияния майи?
— Да. Хари бол.
БВГ: Громче крикните «Хари бол».
— Хари боооол.
БВГ: Уддхава говорит, есть один-единственный способ избавиться от влияния майи, один-единственный способ полностью победить майю. Какой?
— Маха-прасад.
БВГ: Маха-прасаде говинде нама-брахмани вайшнаве св-алпа-пунйа- ватам раджан вишвасо наива джайате. Уддхава говорит: «Так как я ношу Твой прасад: гирлянды, которые Ты носил, одежду, которую Ты одевал, и, прежде всего, пищу, которую Ты отведал, духи, которые Ты когда-то… , ароматические масла, которыми Ты смазывал. Свое тело. Только благодаря этому я могу полностью победить влияние майи. Майа не распространяет на меня свое влияние, потому что прасад это прививка от майи». Для того, чтобы не заразиться, иногда люди, когда едут сюда, в Индию, чтобы не заболеть какой-то инфекционной болезнью, они делаю прививку. И есть такая же точно прививка от майи. Эта прививка называется маха-прасад. В этом смысл. На самом деле это трансцендентная вещь, с помощью которой человек может непосредственно, еще раз, соприкоснуться с духовной реальностью.
За этим маха-прасадом, я не знаю, рассказывал вам эту историю кто-то или нет, но даже если вы слышали эту историю, еще раз стоит ее послушать о том, каким образом маха-прасад стал маха-прасадом, какая история стоит за тем, что в этом храме каждый день тысячи людей получаю маха-прасад. На самом деле, это храм – самая большая кухня в мире. Нет нигде такой большой кухни. На кухне в этом храме находится 750 плит и на каждой из 750 плит можно приготовить 45 горшков прасада одновременно. Я потом, чуть попозже, расскажу, как они готовятся. Там есть своя тантрическая, мистическая система как все готовится. 750 плит! Вокруг них, вокруг этих 750 плит бегают 500 поваров и полторы тысячи их помощников. Каждый день они готовят это прасад. Каждый день! На самом деле, говорится, что сама Богиня Лакшми, Богиня Процветания готовит здесь этот прасад для того, чтобы обеспечивать паломников. Во время Ратха-ятры сюда приходят миллионы людей. И каждый день это храм может накормить больше сотни тысяч человек. Запросто, вообще без всяких проблем. Сотни тысяч человек, две сотни тысяч человек, три сотни тысяч человек, четыреста тысяч человек, пожалуйста. Все могут быть полностью обеспечены этим прасадом. За этим стоит одна сокровенная история.
Некогда Нарада Муни стал думать: «Какой я несчастный! У меня есть все: на устах моих имя Господа, — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — Я могу даже отправиться на Вайкунтху, я могу увидеть Самого Нараяну, иногда служить Ему, петь Ему, и все равно я самый несчастный человек на свете. Почему? Потому что я ни разу не пробовал Его маха-прасада». Нарада Муни стал думать, как получить маха-прасад от Кришны. И он знал, что это непростая вещь. В конце концов, он отправился на Вайкунтху и стал служить Лакшми. Он подумал: «От Нараяны я не дождусь, но у Лакшми мягкое сердце, может быть, мне что-нибудь перепадет. Она Его жена. Она по праву имеет доступ к Его маха-прасаду, более того, только им и питается». И Нарада Муни стал служить Ей. Год, два, три. Лакшми иногда спрашивала: «Может, тебе что-нибудь надо?». Он говорит: «Нет, нет, ничего не надо, ничего не надо». Бескорыстное и непрерывное преданное служение. Ахаитуки апратихата, ничего не надо. Четыре, пять, шесть. «Может, тебе что-нибудь надо?». «Ничего не надо, ничего не надо». Он ждал, когда Она не сможет ему отказать. Двенадцать лет прошло. Двенадцать лет на Вайкунтхе. Я не знаю, сколько лет прошло здесь, сколько калп протекло здесь. 12 лет он служил Лакшми. В конце концов, Она спросила: «Может, ты чего-нибудь хочешь? Может, исполнить какое-то твое желание?». Он сказал: «Вообще, у меня нет никаких желаний.. кршна бхакта нишкамата эвашам ???. У Кришна-бхакты нет никаких желаний. Одно желание у меня есть. Только одно исполни. Только обещай, что исполнишь». «Конечно. Я ж Богиня Процветания, я могу исполнить любые желания». «Мне ничего не надо. Мне нужно немножечко маха-прасада от Господа Нараяны». «Только не это».Лакшми огорчилась, Она сказала: «Что Я наделала?! Как Я могла пообещать ему исполнить его желание! Нараяна Мне приказал никому не давать Свой прасад. Никто не должен его пробовать». Лакшми сказала: «Нарададжи, может, попросишь что-нибудь еще?». Он говорит: «Нет, нет, мне ничего не надо. Хочешь, буду служить еще? Но только одно это – немножко маха-прасада». «Нельзя. Нараяна Мне не разрешил никому давать». «Ну, Ты как-нибудь сообрази там, вы договоритесь, муж с женой». Лакшми сказала: «Хорошо, подожди Меня. Я что-нибудь придумаю». Однажды Она накормила Нараяну и стала плакать: «Ооооо». Нараяна посмотрел и сказал: «Что с Тобой? Что с Тобой?». Она говорит: «Ничего, просто так плачу (смех) Ооооооо». «Что с Тобой? Почему Ты такая несчастная. Я никогда не видел Тебя такой несчастной». «Ооооооо. Ничего, ничего, ничего, ничего. Просто так, просто так, просто так». Нараяна посмотрел на Сударшану. Сударшана это Его телохранитель. Сударшана хранит Нараяну и он должен устранить все препятствия, все проблемы. На Вайкунтхе нет никаких проблем, потому что есть Сударшана. Нараяна посмотрел на Сударшану и говорит: «В чем дело, почему Она плачет?». Сударшана задрожал. Сударшана затрясся от страха и сказал: «Прабху, я не знаю что с Ней. Я не знаю почему. Вы сами выясните, что с Ней». Нараяна стал умолять: «Пожалуйста, скажи, в чем дело?». «Ты знаешь, у Меня проблема. Я пообещала исполнить желание Нарады и не могу его исполнить». «Какое желание, какое? Какое, дурацкое, желание нужно исполнить?». «Я пообещала дать ему Твой маха-прасад». «Мой маха-прасад? Я ж запретил его давать». «Я и говорю, что Я ооооооо» (смех). Нараяна сказал: «Ну ладно, хорошо. Дай ему маха-прасад. Но Я ничего об этом не знаю» (смех). «Прабху, Ты же все знаешь». «Я знаю все, кроме того, что делаешь Ты». Лакшми побежала веселая: «Нарада! Нарада! Нарада! Харибол» и принесла ему целую тарелку маха-прасада. Нарада съел весь этот маха-прасад, зажал в ладони, завернул себе в дхоти остатки. Сияние его стал в 10 тысяч раз сильнее. От одного этого маха-прасада от него исходило такое сияние, что Нарада стал громко петь, так как был очень большая усилительная система.
Стал петь. Вся вселенная затряслась. И он на радостях приехал на Кайлаш, прилетел. И там Шива. Стал петь, петь, плясать. Шива вышел к нему навстречу: «Нарада, что с тобой? Я никогда не видел тебя таким. Я видел тебя всяким, таким никогда не видел. Я слышал твое пение, но я никогда такого киртана не слышал. Я видел сияние, которое исходило от тебя, но никогда я не видел такого сияния. Что с тобой случилось? Нарада, ты должен мне сказать». Нарада говорит: «Ааа, я отведал немного маха-прасада от Самого Нараяны». «Нарада, я думал, что ты чистый преданный. Я думал, что ты исполнен сострадания ко всем живым существам. Ты съел маха-прасад и мне ничего не оставил?! Нарада, как ты мог!». Нараде стало стыдно страшно. Тут он вспомнил, что он в дхоти завязал немножко маха-прасада. Он вынул из дхоти: «Шива, на». Шива схватил этот маха-прасад, съел все, что только можно, и стал плясать. Стал плясать как сумасшедший. Он так плясал на Кайлаше, что все планеты затряслись, что Земля упала на Паталу, что планеты, над которыми он плясал, а планеты держи Ананта-шеша, Ананта-шеша он пригнулся вниз и стал чесать панцирь Курмы. Курма от неожиданности высунул голову и стал интересоваться, что происходит (смех). Бхуми затряслась от ужаса. Она побежала к Парвати и говорит: «Успокой своего мужа. Что с ним? Еще немного и ничего не останется от всей вселенной, ничего не останется больше. Спаси меня!». Парвати побежала к Шиве и увидела своего мужа, в экстазе танцует. Парвати стала его ругать: «Ты что!…». Шива вышел из экстаза сразу. (смех). Посмотрел на свою жену: «Что ты со мной сделала?! Что ты со мной сделала?! У меня был экстаз, а ты его прервала». Напоминает это вам счастливую семейную жизнь? (смех) «Я занимался бхаджаном, а ты его прервала». Парвати стала сразу очень смиренной. Сказала: «Прабху! Прабху! Прабху! Прабху! Я не ради себя это сделала. Бхуми прибежала ко мне, Бхуми сказала: «Что сделается со всеми живыми существами!». Что с тобой случилось? Ты каждый день танцуешь, но я никогда не видела, чтобы ты так танцевал. Что случилось с тобой? Я никогда не видела тебя таким. От тебя исходит какой-то свет. Что? Объясни мне, пожалуйста». Шива сказал: «Сюда пришел Нарада и дал мне горсть маха-прасада от Нараяны. И я съел его и…». «Съел его весь?! Ты съел его весь и не поделился даже кусочком со мной, со своей женой!». Шива сразу же сделал официальный вид и сказал: «Ты — материальная энергия, ты недостойна, чтобы есть маха-прасад (смех). Тебе нельзя. Кто ты такая, чтобы есть маха-прасад!» (смех) «Кто я такая?! Кто ты такой?! Мое имя Вайшнави, я преданная Вишну, и ты не дал мне маха-прасад!. Я пойду к самому Господу Нараяне, я получу маха-прасад от Него». Сказала это с необычайной силой. Так только женщина может говорить. И Нараяна тот час же предстал перед ней и сказал: «Будь по-твоему». Дурга, Парвати перед Шивой сказала, что: « Если я получу маха-прасад, я буду думать обо всех – о собаках, о шакалах, о самых падших, о самых низких живых существах. Если мне достанется маха-прасад от Вишну, то тогда все получат его от меня, в отличие от тебя, который думает только о себе». Тот час же Нараяна предстал перед ней и сказал: «Будь по-твоему. Если ты хочешь этого, отныне маха-прасад будет доступен всем и каждому». Вишну–нама-прасадам – ки
— Джая.
БВГ: По милости Дурги-деви мы получили это благословение. История не кончилась на этом. Есть у вас время?
— Да.
БВГ: История долгая. Еще несколько минут осталось до арати. История на этом не кончилась. Джаганнатх сказал: «Я приду сюда и Я буду находиться здесь, в Нилачала-пурушоттаме. И здесь Мне будут готовить много прасада, приносить и потом предлагать его тебе». На самом деле, прасад называется маха-прасадом, потому что его от Кришны…. Есть особая процедура приготовления. У меня нет, к сожалению, времени, чтобы подробно вам объяснять. На самом деле, это удивительная вещь. Каждый день на этой кухне происходит чудо. 500 поваров, потомков от Видьяпати и его жены Лалиты, дочери Вишвавасу, вождя племени шабаров, эти потомки являются поварами здесь, на кухне, и каждый день они приходят туда, на эту кухню. Сначала они идут в Лакшми-бандар. «Лакшми-бандар» значит «магазин Богини Лакшми». И там они на свои деньги покупают прасад, покупают бхогу и идут в кухню готовить. Я объяснял уже, что там 750 плит, у каждого из поваров есть своя плита или несколько плит. Они расставляют эти горшки в мистическую диаграмму. Есть шестиугольная звезда, звезда Давида, как она известна сейчас, два треугольника друг с другом. По шести концам этого треугольника и внутри еще один треугольник. И по трем углам этого треугольника расставляются горшки. На самом деле это мистическая диаграмма с числом 9. Число 9 символизирует полноту, тантрический метод приготовления пищи. До этого, прежде чем начать готовить пищу, там проводят особую бхому ???, особую ягью – огненное жертвоприношение, вайшнава-агни-бхом, ??? поклоняются огню, очищают всю атмосферу в кухне. Каждый день, каждое утро это делается. Потом заходят эти повара. К ним предъявляются особые требования: они должны быть безукоризненно здоровыми, на теле их не должно быть никаких изъянов, они заходят туда в чистой одежде. Они выставляют эти горшки один на другой. Один на другой ставятся пять горшков. На эти 9 концов огня, 9 концов очага или 9 отделений, где огонь вырывается из плиты, и закладывают все компоненты, все ингредиенты в каждый из этих горшков, закрывают сверху крышкой и уходят. И, когда они приходят через нужное время, идеальный прасад готов. Говорится, на самом деле, что главным поваром является Сама Лакшми. И Она все готовит – Она мешает, Она следит за тем, чтобы ничего не подгорело, Она добавляет все, что нужно, Она заботится обо всем остальном. Прасад, в противном случае, готовится сам, без какого-то еще вмешательства. Им нужно поставить их на эти самые. Потом, когда прасад готов, они стройными рядами идут в храм Джаганнатхи из кухни. В кухне находится, если вы стоите лицом к храму, перед тересимха-дварам ???, перед главным входом, то кухня находится, соответственно на юго-востоке. По васту кухня должна находиться там, то есть слева от вас, огромное помещение кухни, где все это готовится. И когда весь прасад готов одновременно, все эти повара ставят горшки себе на голову, одевают повязки, сначала, естественно, одевают повязки себе на рот, чтоб, не дай Бог, дыхание их не коснулось прасада, закрывают все это, и специальные охранники охраняют эту процессию, чтобы какой-нибудь паломник не осквернил случайно прасад, или не приблизился даже близко.
И несут весь этот прасад в бхога-мандап, или в отдельную, особую часть на Ратнаведе ???, где находится Сам Джаганнатх, и ставят его, предлагают. Сначала очищают прасад Нрисимха-мантрой, читают специальную Нрисимха-мантру, чтоб прасад полностью очистился. Потом предлагают его Говинде. А потом берут поднос этого прасада и несут в храм к Парвати. Предлагают его Парвати. И когда прасад предложен Парвати, только тогда он становится маха-прасадом и его можно употреблять в пищу. Поэтому так все это долго бывает. Поэтому прасад, пока он дойдет до нас, проходит много-много времени. Там много еще других каких-то вещей. Я тороплюсь, чтобы рассказать еще одну историю, связанную с маха-прасадом, какая драматическая история связана с этим.
И Джаганнатх дал это благословение и был построен большой храм Джаганнатха, было установлено поклонение, был построен храм богини Бхимулы ???, установилась эта система, но ни один брахман не приходил сюда, чтобы есть этот прасад. Потому что они думали: «Как мы будем там есть? Не понятно кто там готовит, не понятно, что они там делают. Не понятно какие они, кто они там Что они там делают, вообще. Никто не приходил есть. Джаганнатх пришел во сне к царю. Было в незапамятные времена, очень давно. Царя звали Яяти, Махараджа Яяти. И Он сказал: «Почему никто не ест прасад? Завтра приготовь огромный пир и пригласи всех-всех: брахманов, санньяси, всех, чтобы все отведали этот прасад». Царь отдал приказание. Приготовили огромное количество прасада, разослали гонцов во все концы страны, во все концы Пури и сказали: «Приходите сюда, угощайтесь бесплатно». Ни один человек не пришел. Ни один человек не пришел! Царь стал поститься. Царь объявил голодовку. Он сказал: «Все, отныне, все, никто не есть прасад, я не могу исполнить даже маленькую волю моего Господа Джаганнатха!». И он стал молиться Джаганнатху: «Научи меня как вразумить». Джаганнатх опять пришел к нему во сне. Джаганнатх сказал: «Что такое? В чем дело? Может быть, прасад не вкусный?». «Тебе виднее, Ты ж его пробовал». Джаганнатх ему сказал: «Завтра снова приготовь прасад, еще больше. Я сделаю так, что они весь его съедят. Я помогу тебе». Тот приготовил роскошный прасад, опять разослал гонцов во все концы страны, отовсюду и велел, чтобы брахманы, приказал, чтобы все сходились сюда. И брахманы сошлись. Царь вышел на платформу и обратился к ним с речь. Он сказал: «Мой Господь хочет, чтоб вы попробовали Его прасад. Я приготовил огромное количество. Пожалуйста, попробуйте Его прасад». Они стали смеяться: «Ха-ха, кто тебе поверит! Во сне ты увидел! Мало ли, что ты во сне увидел. Если б Господь хотел, чтобы мы все попробовали прасад, Он бы к нам всем во сне пришел и сказал бы то же самое. Он не пришел. Пусть Он придет. Ха-ха-ха-ха. В конце концов, когда Махарадж Индрадьюмна был тут, Господь Сам пришел к нему и Господь заявил об этом. То, что Ему нужно было, все слышали, все знали. Все слышали, как Он сказал через Свой акашвани, что нужно 12 раз проводить фестивали здесь, в этом городе. И с тех пор мы проводим. Если Господь хочет, чтоб мы кушали прасад, пусть Он скажет». Тут в это момент среди них был немой брахман, брахман от рождения ничего не мог говорить. Какому-то умному брахману пришла в голову эта идея, он сказал: «Если сейчас этот немой заговорит, и если немой скажет нам, что мы должны отведать этого прасада, то тогда мы поймем, что это Сам Господь говорит через него». Царь подозвал этого немого брахмана, он посадил его на специальное место, положил перед ним весь роскошный прасад, который приготовили для Господа Джаганнатхи, на банановый лист и сказал брахману: «Пожалуйста, прославь этот прасад». Брахман открыл рот, и у него изо рта полились стихи на санскрите, прославляющие прасад. В этих стихах говорилось: «Как Ганга чиста, несмотря на то, что даже по ней плывет труп. Труп может плыть по Ганге, го вода ее чиста. Вы будете пить эту воду, которой только что коснулся труп, и с вами ничего не будет. Точно также этот прасад всегда чист. И тот, кто презирает прасад, пренебрегает прасадом, считает, что прасад нечистый, тот самый худший грешник». И один за другим стихи выходили у него из уст, и брахманы сидели и слушали. А когда он закончил свою речь, и стал есть прасад с огромным наслаждением, брахманы сказали: «Можно нам тоже немного попробовать?». Маха-прасадам – ки.
— Джая.
БВГ: Гоура-премананде.
— Хари бол.
БВГ: Так с того момента, когда царь Яяти завоевал сердца местных брахманов этим прасадом, с тех пор эта традиция утвердилась здесь. И каждый год прасада становилось все больше, больше и больше. Раньше кухня была маленькой в другом месте. Потом сделали большую кухню в том месте, где она находится сейчас. Количество этого прасада все время увеличивалось. Сейчас Господу Джаганнатхе в обычные дни предлагают 56 блюд, а в праздничные дни 84 блюда. Самый большой праздник здесь Маха-шакханти. Это 13 или 14 января, в зависимости от года, когда солнце входит в созвездие Козерога, когда солнце начинает северный путь С дакшинаяны оно переходит в утараяну. Вы слышали эти названия в «Бхагавад-гите» в 8 главе, где говорится о северном пути солнца и южном пути. Южный путь неблагоприятный, северный – благоприятный. Солнце начинает этот путь в этот момент, или готовится. И в этот момент Джаганнатху предлагают огромное количество разного прасада и Он здесь наслаждается этим прасадом. Тут множество разных сладостей, всего остального. Вы пробовали прасад, да? Каждый день, пока вы в Пури, вы должны есть как можно больше этого прасада. Самый лучший. Потому что когда мы едим прасад, еще раз, то очищается что?
— Сознание.
БВГ: Сознание. Когда очищается сознание, то что получается?
— Твердая память.
БВГ: Твердая память. Когда память становится твердой, мы можем помнить о ком?
— О Кришне.
БВГ: О Кришне. И что появляется в результате этого? Сарва грантхинам випрамокшах – разрубаются узлы кармы, уходят все греховные реакции. В нашем сердце становится легко и чисто и мы выходим за пределы этого материального мира.
Та я немножко прославил маха-прасад. Маха-прасаде говинде нама-брахмани-вайшнаве св-алпа-пунйа-ватам-раджан вишвасо наива джайате Нужно всегда помнить, что именно прасад может оградить нас от майи.
Шрила Прабхупада однажды сказал замечательную вещь. Он говорит: «Любой разумный человек рано или поздно в процессе практики сознания Кришны думает: «А не уйти ли мне из сознания Кришны?». Каждому приходят такие мысли в голову, сознание, так или иначе, пытается его отвлечь, ум пытается отвлечь. Но если человек по-настоящему разумный, он думает: «А как же я буду без прасада?» и остается». В следующий раз, когда ваш ум будет подсказывать все эти мысли, подумайте о том: «Как же я буду без прасада? Как я смогу по-настоящему жить без прасада?». Шрила Прабхупада говорил, что мы, на самом деле, не вегетарианцы. Иногда люди говорят, что мы вегетарианцы. Вегетарианцы мы? Нет, мы не вегетарианцы, мы прасадорианцы. (смех), мы строгие прасадорианцы. И это нужно очень хорошо знать. И здесь мы проходим хорошую школу прасадорианства, большая школа прасадорианства. Здесь, в Джаганнатха-пури, две вещи очищает. Я сказал, что полностью очищает прасад, но омовение в океане тоже очищает. И когда человек омывается в океане заходя в океан нужно произносить мантру: сагарам снанам критйа ахам павитрам бхавати ??? Пожалуйста, давайте вместе. сагарам снанам критйа ахам павитрам бхавати ??? В следующий раз, когда вы будете заходить в океан, не думайте: «Как тут хорошо! Как мне приятно на волнах кататься!», делайте это как очищение.
— Повторите еще раз.
БВГ: сагарам снанам критйа ахам павитрам бхавати ??? «Ахам» значит «я», «павитрам» значит «чистый», «бхавати» значит «становлюсь». Сагарам снанам критйа – сделав омовение в океане, я становлюсь чистым, сознание мое становится чистым, ум мой становится чистым. В конце концов, можете по-русски сказать. (смех), Кришна поймет. Но помните, что мы здесь для того, чтобы стать чище, для того, чтобы сознание наше очистилось и для того, чтобы память о Кришне стала постоянной в нашем сердце, для того, чтобы, в конце концов, любовь пробудилась в нем.
Okay. Спасибо большое.
— Хари бол.
БВГ: Шрила Прабхупада – ки.
— Джая.
БВГ: Гоура-премананде.
— Хари бол.