Пури (24.02.2008 г.) Форма Господа Джаганнатхи

Диск 98, л. 7

Аннотация:

— каким образом «Шримад-Бхагаватам» и рассказы о Кришне очищают наше сердце.

— о двух путях (один ведет на Вайкунтху (ваидхи-садхана-бхакти), второй – во Вриндаван (рагануга-садхана-бхакти))

— разбор стиха (тава катхамртам тапта-дживанам…) (три вида амрит: материальная; амрита освобождения и амрита рассказов о Кришне)

— форма Джаганнатхи исходит от слов Кришны, сказанных Уддхаве

— о том, почему Господь Чайтанья остановился в Джаганнатха-пури (молитва Шримати Радхарани, обращенная к Кришне по приходе Уддхавы;  вкус незаконности все время присутствует во Вриндаване; о Ратха-ятре)

— еще одна история, третья, история о том, как появились эти Божества

 ***

     Давайте повторим эти три стиха из «Шримад-Бхагаватам», о которых мы, в сущности,  говорим все это время.

            шрнватам сва-катхах кршнах  пунйа-шравана-киртанах

            хрдй антах стхо хй абхадрани  видхуноти сухрт сатам

               нашта-прайешв абхадрешу  нитйам бхагавата-севайа

               бхагаватй уттама-шлоке  бхактир бхавати наиштхики

            тада раджас-тамо-бхавах  кама-лобхадайаш ча йе

            чета этаир анавиддхам  стхитам саттве прасидати

     Я сегодня буду рассказывать немного о фестивале Ратха-ятры  и расскажу еще одну историю, которая является объяснением Гаудия-вайшнавов этой формы Господа Джаганнатхи. На самом деле, она восходит к словам Кришны, которые Кришна сказал Уддхаве. Об этом немного позже. Вначале мне хотелось вернуться к тому, о чем мы говорили вчера, к тому, каким образом «Шримад-Бхагаватам» и рассказы о Кришне очищают наше сердце. Я уже говорил вчера, что любая ступень бхакти это дар Кришны, что, в сущности, шраддха, садху-санга, бхаджана-крийа, анартха-нивритти, ништха, ручи, асакти, бхава и према это разные названия одного и того же – милости Кришны.  На первом этапе Кришна дает нам милость Свою в виде шраддхи. На втором этапе Он посылает нам садху, с которыми мы общаемся.  Это тоже Его милость. На третьем этапе Он позволяет нам заниматься бхаджана-крийей, делая нас квалифицированными для этого. Это тоже Его милость. На четвертом этапе Он постепенно очищает наше сердце от анартх. Потом Он дает нам устойчивость или непоколебимость в преданном служении. Потом Он посылает нам Свою милость в форме вкуса, в форме привязанности, страсти к Кришне. И в конце концов, страсть эта перерастает в бхаву, или в первый проблеск духовной любви. И все это различные награды, которыми Кришна вознаграждает наше терпение.  Вот, собственно, и все, человеку не нужно обладать никакими экстраординарными способностями, не нужно иметь способность концентрироваться, не нужно быть очень отреченным, более того, это даже помешает нам рано или поздно, ему не нужно уметь делать йогу. Единственное, что ему нужно, это терпение, терпение и вера, которая поможет ему это терпение питать. Но даже веру дает нам Кришна.  То есть, в принципе, нам ничего не нужно. Единственное, что нам нужно, это отдаться на милость Кришны.  И постепенно все само собою будет происходить.  И в первом стихе Сута Госвами говорит:  шрнватам сва-катхах кршнах  пунйа-шравана-киртанах   хрдй антах стхо хй абхадрани  видхуноти сухрт сатам, что Сам Кришна начинает чистить наше сердце изнутри.  И нашта-прайешв абхадрешу  нитйам бхагавата-севайа. В начале очень важно, чтобы человек слушал о Кришне постоянно. нитйам бхагавата-севайа. Шрила Рупа Госвами сравнивает этот процесс постоянного слушанья с аюрведической процедурой.  В аюрведе есть процедура переведения ртути в лекарственное состояние. Ртуть, как известно, ни с чем не смешивается.  Все закашлялись при упоминании об аюрведе, вспомнили о своих болезнях.  И ртуть – яд. Но есть особый аюрведический процесс, в результате которого ртуть становится лекарством.  Этот процесс носит какое-то ученое санскритское название. А вначале ртуть смешивают с серой. И ртуть, с чем бы ее ни смешивали, если попытаться ртуть с водой смешать, представьте себе, что будет? Ничего не будет. Но если добавить туда серу и начать это растирать, то постепенно-постепенно, в результате большого труда, когда мы растираем снова, снова, снова, снова, снова, снова, снова, ртуть будет переходить, выражаясь по научному, в сульфид ртути.  Потому что у ртути есть небольшое сродство с серой. И происходит процесс взаимодействия.  И там нужно читать мантры, нужно еще что-то делать, всякие алхимические церемонии проводить, но смысл в том, что именно это человек должен делать сначала, когда наша душа, подобно ртути, никак не хочет ни с чем смешиваться, кроме чувственных удовольствий. Она как ртуть ускользает от нас. Мы ее хотим к Кришне привести, брррррррррруух, она уже убежала  куда-нибудь. Но Шрила Рупа Госвами говорит, что человек должен терпеливо слушать о Кришне, терпеливо повторять Его имя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе; Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе; Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.  И Сута Госвами объясняет:  нашта-прайешв абхадрешу  нитйам бхагавата-севайа, если человек делает это нитйам. Нитйам значит постоянно, каждый день нитйам бхагавата-севайа, если он каждый день слушает о Кришне, служит «Шримад-Бхагаватам», или рассказам о Кришне, то постепенно-постепенно удивительные процессы начинают происходить в его сердце и (нашта-прайешв абхадрешу) почти все нежелательное уходит из сердца.  Что это реально значит?

И, наверняка, многие из вас убеждались в этом.  Что такое бхадра, или грязь в нашем сердце? Абхадра или грязь в нашем сердце это грязь посторонних материальных желаний.  Самскары тянут нас. У нас есть ощущения или впечатления, память о прошлых наслаждениях, которые отложились в нашем сознании. Когда мы наслаждались раньше, сознание наше таяло: «Ааа, ааааааааааа». Это наслаждение оставило отпечаток в нашем сознании. Эта самскара будет тянуть нас назад. И вначале эти самскары очень сильные.  Человек курил или человек пил алкоголь, или человек делал еще что-то, у него остались очень сильные самскары.  Он слушает о Кришне, а самскары тянут его.  Я уже цитировал хорошую русскую поговорку: «Рад бы в рай, да самскары не пускают» (смех). Самскары тянут нас назад.  Потому что память осталась об этих чувственных удовольствиях. Но что происходит, когда человек слушает о Кришне? На самом деле, этим  процессом активизации самскар занимается Сам Кришна.  Кришна что говорит в «Бхагавад-гите»?  Сарвасйа чахам хрди саннивишто   маттах смртир джнанам апоханам ча  (БГ 15.15).  Когда человек вспоминает что-то….    Смрити от кого исходит? Память от кого исходит? От Кришны. Кришна напоминает нам: «Ты помнишь, как ты наслаждался?». Мы такие глупые, что мы даже помнить об этом не можем.  Единственное, на что мы способны: «Хочу наслаждаться». Теперь, Кришна нам объясняет, как нужно наслаждаться.  Он говорит: «Помнишь, как ты наслаждался раньше? Сейчас Я тебе напомню об этом». И Он оживляет какую-то самскару и эта самскара расцветает в нашем сознании пышным цветом, мы думаем: «Ааааааааааа, хочу еще раз».  И Кришна это делает постоянно. Кришна в виде Параматмы в нашем сердце напоминает нам об этом, Кришна толкает нас туда. Почему? Потому что мы хотим этого. Он знает, чего мы хотим. И Он выполняет нашу волю, оживляя ту или иную самскару, делая нашу жизнь исполненной необычайного разнообразия.  Но что происходит, когда человек слушает о Кришне?  видхуноти сухрт сатам. Что Кришна делает, находясь в нашем сердце, когда мы слушаем о Нем? Он тоже слушает.  И Он слушает гораздо внимательнее, чем мы.  Мы слушаем в пол-уха, Он слушает ушами, глазами, ртом, кожей  анганейа сйа сакавендрийа вртти мати ???, все Его чувства в этот момент слушают.  И что с Ним происходит? Он забывает напоминать нам о чувственных наслаждениях. (смех). Он слишком сосредоточен на этом, Он слишком поглощен.  И поэтому видхуноти сухрт сатам, постепенно абхадра, или грязь в нашем сердце слабеет.  Если мы постоянно слушаем, если мы серьезно посвящаем  свои чувства служению Кришне, и прежде всего слушанью, слушанью, слушанью о Нем,  то мы начинаем чувствовать, как постепенно желания теряют над нами власть.  Они остаются в сердце, но они перестают быть такими сильными, чтобы столкнуть нас.  И Сута Госвами говорит, что это ступень ништхи, что ступень ништхи это когда желания есть. Есть у вас желания материальных наслаждений? Значит это ступень ништхи (смех). Потому что, если у вас есть желания, но вы все равно не уходите с пути преданного служения, вы не идете на поводу у своих желаний, это значит, что желания не такие сильные, что желания больше не могут вас стянуть вниз.  Но чтобы действительно достичь этого уровня, человек должен нитйам бхагавата-севайа – каждый день слушать о Кришне, каждый день слушать о Кришне, каждый день делать это. И что происходит дальше? Но говорится, что на этом этапе еще остаются разные слабые анартхи (нашта-прайешв абхадрешу), не все уходит. Нашта-прайешва. «Прайешва» значит «почти все», но не совсем все. Что остается? Лайа, викшепа, апратипати, кашайа, расасват. Сон остается? «Аааа, Кришна». Мы слушаем о Кришне, нам хочется спать. Я вижу ясные, отчетливые признаки ништхи на многих лицах сейчас. (смех). Ну, хочется спать, что тут поделаешь! Тамас воздействует на нас.  И тамас с раджасом, лайа или сонливость, которая охватывает нас, когда мы слушаем о Кришне,  это проявление тамаса. Или викшепа. Викшепа это – мы повторяем Святое Имя и вдруг, вдруг мы вспоминаем о том, что мы можем войти в Интернет. (смех)  Фью: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Да, мы повторяем с очень большой ништхой, с очень большой стабильностью, но при этом мирские темы отвлекают нас.  Или телевизор – самое гениальное изобретение человека со времен яблока, которое он отведал в Раю.   На самом деле, если честно, то змей не яблоко Адаму дал, а телевизор. (смех). «Вот оно тебе, отведаешь этого плода, будешь как Бог». Это все влияние раджо-гуны или гуны страсти. И на уровне ништхи они по-прежнему  воздействуют на человека, отвлекают его. Но, тем не менее, они не могут отвлечь его полностью, однако они теребят его сердце, они мучат нас.  Пусть уже не так сильно, как на предыдущем этапе, но, тем не менее, сердце наше иногда  сотрясается от этого влияния страсти и невежества.  И хотя мы идем упорно путем преданного служения, но память о каких-то упущенных наслаждениях все равно мешает нам отчасти. И поэтому следом за этим, следующий дар, который дает Кришна изнутри —   тада раджас-тамо-бхавах  кама-лобхадайаш ча йе  чета этаир анавиддхам. «Анавиддхам» значит (чета этаир анавиддхам  стхитам саттве прасидати). Это описание ступени ручи или вкуса, когда  тада раджас-тамо-бхавах  кама-лобхадайаш ча йе  чета этаир анавиддхам. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что кама, лобха, кродха, моха, мада, матсарйа подобны стрелам, которые пронзают наше сердце. Что тамас и раджас, с которыми мы так срослись и сжились,  которые нам так нравятся, они пронзают наше сердце и торчат в нашем сердце.  Кто-то заметил, что наше сердце испещерено этими стрелами бога любви? Только не трансцендентного Бога Любви.  Что происходит дальше? Что Кришна делает изнутри? Он делает наше сердце полностью защищенным от этого.  И Шрила Сута Госвами говорит: анавиддхам. Анавиддхам значит – они больше не могут пронзить наше сердце. Они бьются, по-прежнему тамас и раджас, в которых мы находимся, выпускают в нас стрелы, стрела летит и ударяется об наше сердце. А в нашем сердце Кришна находится. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.  И стрела отлетает, стрела не может больше его пронзить.  И все, и человеку уже не страшно больше. Ручи, у него появился вкус (стхитам саттве прасидати). У него появился вкус. И все. С этого момента его дорога будет гладкой. До этого его дорога, как индийская дорога, — с колдобинами, с рытвинами, с ухабами – бум, бум, бум, бум, бум. Он идет по пути преданного служения, но дорога его совершенно не гладкая. Но на каком-то этапе дорога становится гладкой. И, в конце концов, все это, все это дает нам Кришна. Всем этим вознаграждает нас Кришна изнутри, если мы утруждаем себя тем, чтобы слушать о Нем как бы сложно поначалу ни было, как бы мы ни пытались отойти куда-то, в какие-то другие сферы.

И, в конце концов, что происходит, опять же, по милости Кришны? Человек, который достигает еще более высоких ступеней преданного служения, он теряет всякий вкус к чему бы то ни было еще.  Друзья становятся, Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет, что друзья становятся для него как сухой колодец, что семейная жизнь, даже говорить не буду, чем она для него становится, чтобы не пугать женскую половину слушающей аудитории. Но это не скоро произойдет, это чтоб утешить вас.  Это не так быстро происходит с человеком. (смеется). Человек начинает гореть в этом пламени любви к Кришне.  Чайтанья Махапрабху здесь, в Джаганнатха-пури, беседуя с Рамананда Роем и со Сварупой Дамодарой, Он говорил, что: «Любовь к Кришне, рассказы о Кришне, как яд — они жгут изнутри Мое сердце, сжигают изнутри Мое сердце».  Человек на каком-то этапе теряет покой. Он говорит, что это как яд, но этот яд такой сладкий,  что Я не могу перестать его пить.  Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что любовь к Кришне, как горячий сироп сахарного тростника. Горячий, горячий. Он такой горячий, что он все выжигает, но остановиться пить не возможно.  Это то, что, в конце концов, испытывает человек, который достиг высот любви к Кришне, когда стхитам саттве прасидати — саттва полностью утвердилась в его сердце. И Шрила Джива Госвами объясняет, если возвратиться к стиху из «Упанишад», который мы с вами изучали,  что дхруван смртих – в этот момент память человека становится непрерывной.  Дхруван смртих – он постоянно помнит о Господе, как Ганга, которая несет воды свои к океану, и ничто не может помешать ее течению, он все время устремляется туда.   И тогда он может только помнить о Кришне и ни о чем другом.  Кто бы ни пытался его столкнуть с этого, он будет все время возвращать на Кришну.

     Однажды Бхактивайбхава Махарадж мне жаловался. Он говорит: «Я пришел к Радханатхе Махараджу и сказал: «Твои ученики нашли у меня в желчном пузыре камень». Махарадж посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: «Махарадж, это, должно быть, шилаграмма-шила»». (смех) Он говорит, что в этот момент я понял, что его не возможно на телесный уровень свести.  Ему говоришь о камне в желчном пузыре, а он тебе о шилаграм- шиле.  В какой-то момент память постоянно устремляется к Кришне и человек не может думать ни о чем другом.

     И вчера вечером, я говорил о том, мне хотелось небольшую ясность внести в то, что я сказал, потому что могло возникнуть некое недоразумение. Я говорил о том, что есть два отчетливо различных пути. И мы должны очень хорошо знать разницу между одним и другим. Потому что один ведет на Вайкунтху. И не нужно думать, что я могу идти по пути на Вайкунтху, а попасть во Вриндаван.  Путь на Вайкунтху ведет только на Вайкунтху.  И на Вайкунтхе я буду с почтением и благоговением поклоняться Господу Нараяне, омахивать Его чамарой. Я буду абсолютно счастлив, у меня будет четыре руки, я этими четырьмя руками буду всем показывать, какой я хороший.  Второй ведет во Вриндаван.  Это два разных пути.  Оба пути основаны на шастрах. Я сейчас вам рассказываю шастры, потому что и тот и другой путь основан на шастрах.  Ваидхи-садхана-бхакти, рагануга-садхана-бхакти – оба основаны на шастрах.  Но один с самого начала основан на понимании того, что Кришна  — Бог, и человек всегда помнит о том, что Кришна – Бог, он не хочет забыть о том, что Кришна – Бог, ему неинтересно знать ничего другого. В шастрах говорится: «Кришна – Бог», ахам сарвасйа прабхаво  маттах сарвам правартате  (БГ 10.8)  — «Все исходит из Меня. Я начало всего».  И человек, твердо убежденный в этом, идет по этому пути, потому что он хочет прийти к Богу.  Идем мы этим путем или нет? Кто-то говорит, что пытается.  Второй путь с самого начала основан на том, что не важно Бог Кришна или не Бог.  Что важно для человека, который идет вторым путем, это то, что Кришна очень красивый. С самого начала человек думает о том, насколько привлекателен Кришна, и ничего другого его не интересует.  И два этих пути они не смешиваются друг с другом.  Потому что человек, который убежден в привлекательности Кришны, хочет забыть о том, что Он – Бог.  Более того, он забывает о том, что Он – Бог. Но человек, который идет путем ваидхи-садханы-бхакти, он не может забыть о том, что Кришна – Бог.  Кришна появился как маленький младенец перед Деваки и Васудевой. Сразу же, в ответ на их настроение,  Он  принял Свою величественную форму четырехрукую. Что они стали делать? Молитвы Ему возносить.  Когда Кришна появился перед Арджуной в Своей вселенской форме, Арджуна испугался: «Кришна, Кришна, Кришна, прости меня, пожалуйста. Что я  наделал! Какой я дурак! Я спал с Тобой на одной кровати. Я говорил Тебе: «О друг мой, о брательник (смех), я стучал Тебя по спине, и мы с Тобой сидели вместе. Я все понял, я раскаиваюсь».  Когда Кришна показал вселенскую форму Яшоде, и вселенская форма, которую Он показал, была более могущественна, чем вселенская форма, показанная Арджуне, потому что Арджуна увидел только одну вселенную, Яшода увидела множество вселенных –  одну вселенную в другой вселенной, в третьей вселенной и в каждой вселенной был Кришна, и в каждой вселенной Кришна открывал рот, и в каждой вселенной она видела, что Яшода смотрит в рот и видит там другую вселенную, и следующую вселенную, и следующую вселенную. И все это она увидела у Него. Стала она Кришне молиться? Она сказала: «Нет, это полубоги со мной какие-то шутки делают. Это какая-то майа, майа какая-то» и сразу же забыла об этой майе.  Кришна ее пытался сбить с пантылыку. Кришна хотел сказать: «Посмотри, посмотри. Ты хотела знать есть ли у Меня земля во рту? Не только земля, солнце тоже, луна тоже, Марс, вселенная. Все вселенные там, много земли там. Посмотри, посмотри, посмотри».  «Ах Ты, негодяй такой, Ты зачем земли наелся!». Это единственное, о чем она думала.  Она не стала раскаиваться: «О Кришна, прости меня, пожалуйста, что я Тебя связывала. Я больше так никогда не буду». Нет, ей даже в голову этого не пришло.  Потому что для нее главное – любовь к Кришне, все остальное не так важно, все остальное от лукавого. И человек, который идет путем рагануги, для него интересно только это.  Для него не интересно, что Кришна может исполнить все его желания, потому что у него нет никаких желаний.  Человек, который идет к Кришне, как к Богу, для чего он  к Кришне, как к Богу, идет? Он же – Бог. Бог, что значит? Бог значит – спасет меня. От чего спасет? Да от всего, чего только можно, спасет. Пойду к Нему, айда к Богу. Он меня будет защищать, спасать, карму мою переделывать, все у меня будет хорошо, шравана-мангалам шримад-ататам.  Но эти люди идут к Кришне, потому что их привлекает Кришна как таковой.

     Теперь, вчера у меня спросили: «А каким путем мы идем?». Это вы должны ответить на этот вопрос, каким путем вы идете.  Господь Чайтанья пришел сюда, чтобы дать нам второй путь.  Первый путь и без Него был. Первый путь многие люди проповедовали, многие люди говорили о том, что нужно следовать ваидхи, что нужно следовать правилам. Господь Чайтанья пришел и сказал: «Харе Кришна», Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе,  сказал, что все остальное, все эти правила – не важно.  Я обещал вам вчера, что я расскажу немножко, есть еще время,  об этом стихе, который мы спели.

               тава катхамртам тапта-дживанам

                   кавибхир идитам калмашапахам

               шравана-мангалам  шримад-ататам

                  бхуви грнанти йе  бхури-да джанах  (ЧЧ, Мадхья-лили, 14.13)

Гопи говорят Кришне, что: «Мы давно уже умерли. На самом деле, если по-хорошему, то мы давно уже должны быть мертвыми, потому что Ты ушел от нас. Почему мы живы? Потому что мы выпили амриты».

Амрита это напиток, который делает человека бессмертным, эликсир бессмертия.  тава катхамртам тапта-дживанам. Когда человек пьет эту амриту, то тогда  он оживает, страдания уходят от него (тапта-дживанам). Тапта-дживанам  значит – мучающиеся живые существа,  что это как бальзам на раны измучившихся живых существ в этом мире.   Они объясняют что есть разные амриты. В этом мире много есть разных амрит. На самом деле, есть три вида амриты.  Один вид – это материальная амрита.  И когда человек пьет материальную амриту, чувства его становятся очень сильными. Он пьет сок сомы, чувства его становятся сильными и молодыми.  Кто-то хочет этой амриты? Да ладно. (смех). Чувства становятся сильными, как в молодости, язык становится… К старости язык становится никчемным, он становится как промокашка, ешь, невкусно ничего, все как бумага, потому что язык сам, как бумага становится. Глаза – ничего не видно, нос – ничего не нюхается, уши ничего не слышат. Если человек амриты выпьет, сразу же он становится бодрым, молодым, свежим. Кто хочет эту амриту?

— (одинокий голос) Хари бол. (смех)

БВГ: Есть другая амрита. Амрита или нектар бессмертия освобождения, когда человек освобождается от всех материальных страданий. Это второй вид амриты. И есть тава катхамртам тапта-дживанам  Но гопи говорят, в чем разница между тем и другим? Они говорят, что если человек кавибир идитам калмашапахам  – великие мудрецы оставили нам амриту рассказов о Тебе, потому что она  может избавить человека от чего? От чего она может избавить человека? Слушайте внимательно, от чего она может избавить, потому что мы должны знать от чего мы избавляемся на пути бхакти. Гопи говорят, что когда человек пьет обычную амриту, избавляется он от грехов? Нет, не избавляется. Наоборот, у него появляется больше возможностей совершать грехи.  Она дает огромную силу чувствам, чувства его толкают куда-то.  Когда человек пьет амриту освобождения, избавляется он от грехов? Да, избавляется. Он избавляется от грехов, но не от всех.  Гопи говоря, что когда человек пьет нектар рассказов о Кришне, он избавляется даже от прарабда-кармы, даже от кармы, которая уже дала свои плоды.  Никакой другой путь, никакой другой метод не может  человека от этого избавить.  Освобождение может развязать узлы нашей кармы до какой-то степени или почти все узлы развязать.  Карма еще туже завязывает узлы. Но бхакти развязывает даже те узлы, с которыми мы уже родились, бхакти может поменять нас полностью. Бхакти может всю карму нашу изменить.

     У нас был разговор об этом с Вишаной прабху.  Он все спрашивает: «Спасет меня бхакти или не спасет?».  Гопи говорят: «Спасет, Вишана прабху,  не расстраивайся» (смех). тава катхамртам тапта-дживанам  кавибхир идитам калмашапахам.   Вся калма, «калма» значит «грязь», вся грязь, включая грязь, которая есть у нас в этом теле, все уйдет.  Даже ту грязь, которую мы приобрели на пути бхакти.  На пути бхакти тоже можно приобрести грязь. Заметили, да? На пути бхакти к нам приходит почет, к нам приходит поклонение. На пути бхакти нам говорят: «Оооо, Харе Кришна. Махарадж!» и глаза женщин блестят от слез.  Даже от этой грязи можно избавиться. (смех). Если человек рассказывает о Кришне, даже от этого человек может избавиться.  Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что даже эта грязь, которую человек приобретает, практикуя бхакти,  даже она отчищается от сердца человека.  Поэтому гопи прославляют ее. тава катхамртам тапта-дживанам  кавибхир идитам калмашапахам. Великие мудрецы, такие как Брахма, Шукадева Госвами, Сута Госвами оставили нам этот нектар. шравана-мангалам  шримад-ататам. И когда человек слушает это, удача приходит к нему. «Шримад» значит что? «Шримад-Бхагаватам». Что значит «шримад»? «Шримад» значит «прекрасный».»Шримад-ататам» значит, что вся красота приходит в его жизнь, вся красота. Вся красота духовного мира приходит в его жизнь.  Это я специально для этой половины аудитории говорю.  Хотите красивыми стать?

               тава катхамртам тапта-дживанам

                   кавибхир идитам калмашапахам

Гопи говорят: шримад-ататам. – вся красота постоянно приходит к человеку, красота сияния. Все то, что нужно. Богатство тоже приходит. Все приходит, что нужно, все, что хочет человек, все благословения вплоть до любви к Богу.   Благодаря этому, благодаря одной этой вещи, тому, что человек слушает о Кришне

(тава катхамртам тапта-дживанам) он все может получить и ничего другого ему не нужно. кавибхир идитам калмашапахам  шравана-мангалам  шримад-ататам               бхуви грнанти йе  бхури-да джанах   Поэтому любой человек, который ходит по земле и рассказывает людям о Кришне, упрашивает их, умоляет: «Сядьте, пожалуйста,  послушайте о Кришне. Сейчас я вам расскажу, что Кришна говорит в «Бхагавад-гите». Не торопитесь, пожалуйста,  посидите немножечко».  Шрила Прабхупада, который поехал на другой конец света, для чего он поехал на другой конец света?

               тава катхамртам тапта-дживанам

                   кавибхир идитам калмашапахам

Когда преданный санкиртаны останавливает людей на улице, бегущих людей с выпученными глазами, которые бегут, куда они бегут? В парк бегут, правильно, наперегонки, когда они останавливают их и говорят: «Пожалуйста,  подождите немножко», гопи говорят – такой человек самый великодушный, самый милостивый, самый щедрый,  нету более щедрого человека, чем он.   И в этом, собственно, смысл этого стиха.   И когда Чайтанья Махапрабху услышал этот стих из уст Махараджа Пратапарудры, Он лежал, отдыхал, Махараджа Пратапарудра массировал Ему тело и пел эти стихи, когда Он слышал этот стих, Чайтанья Махапрабху сел и стал спрашивать его: «Ты кто? Кто ты? Кто ты? Кто ты? Я тебя никогда раньше не видел. Кто ты?» Что ответил Ему Махараджа Пратапарудра? Он сказал: «Я слуга слуги слуги слуги слуги Твоих слуг». Когда человек рассказывает о Кришне, то Чайтанья Махапрабху в какой-то момент посмотрит на вас и спросит: «Ты кто? Я тебя раньше никогда не видел».  И когда Пратапарудра дал Ему этот ответ: «Я слуга слуги слуги слуги», Он сказал: «Я нищий. У Меня ничего нет. Я б тебе дал что-нибудь, раз ты слуга слуги слуги слуги. У Меня единственное, что есть, это Мои объятья».  Он заключил его в объятья. Кто-то хочет, чтоб его обнял Шри Чайтанья Махапрабху?

— Хари бол.

БВГ: Он сказал: «Единственное, что у Меня есть,  — любовь, которая есть в Моем сердце» и обнял Махараджу Пратапарудру.  Все преданные они именно это сделали. Они подняли руки вверх и закричали…

— Хари бол  Хари бол. Хари бол.

БВГ: Они обрадовались за Махараджу Пратапарудру. Это один из очень важных уроков, который происходил здесь. Это место совсем недалеко отсюда находится.  Оно называется Аидота, ??? или сады Джаганнатха-Валабхи. После этой лекции можно туда сходить, чтобы посмотреть, где Чайтанья Махапрабху обнял Махараджу Пратапарудру.

     И дальше я хочу перейти к самому главному, самое главное я еще не сказал, чтобы мы с вами до конца поняли ответ на очень важный вопрос,  почему Чайтанья Махапрабху поселился в Пури, почему Он не поселился где-то в другом месте,  почему именно здесь, в Пури? На самом деле, Чайтанья Махапрабху пришел сюда для того, чтобы учиться любви к Кришне в каком состоянии?  В разлуке с Ним.  Он сам Кришна, который принял настроение Радхи в разлуке с Кришной.  А Кришна здесь в каком состоянии находится? Да, Кришна там, в большом храме, находится в состоянии разлуки с Радхой.  Во Вриндаване Они встречаются друг с другом и во Вриндаване Они все время празднуют этот праздник встречи. У Анны Ахматовой есть замечательные стихи, где она говорит о празднике не встречи.  Этот праздник не встречи Шри Чайтанья Махапрабху праздновал здесь, в Джаганнатха-пури.  Он Кришна-вираха-видула.  Он испытывает эту Кришна-вираху, разлуку с Кришной.  А Джаганнатх это кто? Радха-вираха-видула. Джаганнатх это тот, кто все время в сердце Своем испытывает разлуку с  Радхой.  Я сказал вам уже, что этот образ Джаганнатха, который мы видим в храме, он исходит из слов Кришны.

     Как-то Кришна вызвал Уддхаву после того, как Уддхава уже вернулся из Вриндавана. Кришна послал Уддхаву, чтобы Уддхава учился любви во Вриндаване. И Уддхава пришел и сказал: «Я все понял. Я понял, что, на самом деле, я Тебя не люблю. Потому что я увидел своими глазами, этими самыми глазами, что значит настоящая любовь». И Кришна стал объяснять, рассказывая про гопи. У Кришны слезы навернулись на глаза. И Он стал говорить, что в жару плоды высыхают. В самый жаркий месяц, в мае или в июне,  солнце палит немилосердно. Никакой нормальный человек в это время в Индии не сможет оставаться, только миллиард индусов может это терпеть. Солнце палит абсолютно невыносимо и пруды высыхают полностью.    И черепахи, которые живут в этих прудах, иногда, где-то на самом дне, остается маленькая лужица, вернее, грязь.  И что делает черепаха, чтоб спастись? Она зарывается в эту грязь, глубоко-глубоко в эту грязь, чем глубже, тем лучше. И она едва-едва дышит, и все члены свои она втягивает в свое тело. И жизнь еле-еле теплится в ней. И Кришна сказал, что: «Точно также солнце разлуки со Мной спалило воду жизни в сердце гопи. Там осталась маленькая лужица на самом дне. Эта лужица, которая хранит их жизнь, Мое обещание.  Когда Я уходил из Вриндавана, Я им сказал: «Я скоро вернусь». И гопи хватаются за эту соломинку надежды. Эта маленькая соломинка надежды, что Он вернется, Он обязательно вернется, хранит их жизнь. Но живут они по-настоящему? Может черепаха жить в этой грязи? Нет. Черепаха должна плавать, должна радоваться жизни. Я не знаю, как она радуется жизни, но она тоже живое существо.  Поэтому гопи, вся их жизнь уходит внутрь. И когда Кришна сказал об этом Уддхаве, Уддхава услышал это описание и Уддхава посмотрел на Кришну. И он увидел, что с Кришной произошло то же самое.  На самом деле, вся жизнь Кришны – внутри, и Кришна живет только одним, тем, что рано или поздно Он вернется во Вриндаван.   И в этом смысл этой формы, или этой лилы.

     Когда Уддхава пришел во Вриндаван, Шримати Радхарани произнесла молитву, обращенную к Кришне, молитва разлуки с Ним.  Давайте вместе повторим ее: хе натха хе рама натха  враджа натха тхенашана тмагнаму дхара говинда    гокулам вриджа нарнават ??? Она говорит: хе натха – о господин моей жизни, хе рама натха – о Повелитель Богини Процветания, Лакшми, враджа натха тхенашана – тот, кто всегда уничтожал все страдания обитателей Враджа, тмагнаму дхара говинда гокулам вриджа нарнават  — пожалуйста, подними Гокулу из океана горя. Мы здесь находимся на берегу океана. Океан на санскрите как называется?  Арнават. Вся Гокула потонула в океане горя (вриджа нарнават), подними оттуда (тмагнаму дхара говинда). О Натха, пожалуйста, спаси Меня, пожалуйста, спаси всю Гокулу, которая тонет.

     Это очень важный момент, почему Чайтанья Махапрабху пришел сюда. Потому что Он хотел учить нас только рагануге, Он хотел дать нам только путь спонтанной любви. А спонтанная любовь основана, на чем она основана? Почему спонтанная любовь только во Вриндаване?. Напарати. Спонтанная любовь всегда незаконная.  Харе Кришна. (смех). Я ж говорю, что самое главное еще не сказал, что я самое главное должен буду сказать сейчас.  На самом деле, этот вкус незаконности все время присутствует во Вриндаване.  Во всех расах Вриндавана всегда есть оттенок незаконности. Друзья Кришны они все время слушают слухи. Какие-то люди говорят: «Вы знаете, что Кришна, на самом деле, из Матхуры, что Он ни отсюда, что Он не местный, что Он рано или поздно уйдет туда?». И друзья думают: «Неужели Он уйдет? Неужели Он бросит меня? Нет, не может этого быть. Не может этого быть». Они начинают думать, тут же есть коровы,: «Как: мы без Него будем пасти коров? Нет, Он никогда не бросит. Какие коровы в Матхуре?! В Матхуре нет коров, там только женщины». Харе Кришна. (смех). Яшода иногда вспоминает, иногда Сам Кришна ей говорит: «Мама, Мне говорили, что Я не твой сын». И эти слова, как стрела, которая пронзает сердце Яшоды. «Как не мой?! Как не мой?! Как не мой?!». Иногда какая-то вещь приходит из Матхуры и кто-то говорит: «Ты знаешь, Кришна родился у Деваки. Там они ждут Его, ждут Деваки и Васудев».  И Яшода бежит к Кришне, прижимает Его и говорит: «Сынок,  Ты же мой сын».

Что говорить о Боге!. Если мы посмотрим на эти три расы, которые преобладают во Вриндаване, то степень незаконности что делает? Усиливается, возрастает. Друзья думают: «Ну ладно, в конце концов, может, Он из Матхуры, но Он все равно вернется к нам». Яшода думает: «Хорошо, ладно, но если я Его прижму как следует к своей груди, Он никуда не убежит от меня.  Если я буду кормить Его молоком и буду сама взбивать Ему самое лучшее масло, Он никуда от меня не убежит». Гопи даже этого не думают.  Они говорят: «Мы чужие жены. Мы не Его. Мы не принадлежим Ему. Мы не можем близко подойти к Нему. Мы можем только издалека краешком глаза смотреть на Него».  И эта паракия делает любовь обитателей Вриндавана такой сладкой. Весь Вриндаван целиком основан на незаконной любви.  Так что у нас движение незаконной любви.

— Джая.

БВГ. (смех) Ну, наконец-то. Теперь, Господь Чайтанья пришел для того, чтобы дать это.  Когда Он пришел?

— 500 лет назад.

БВГ: 500 лет тому назад Он пришел.  500 лет назад Он пришел сюда. Теперь, Джаганнатха-пури это один из самых консервативных районов Индии.  В Джаганнатха-пури благочестивые женщины, чтобы как-то нейтрализовать свою проповедь незаконной любви, я должен сказать об этом, благочестивые женщины в Джаганнатха-пури ни разу не видели Ратха-ятры.  Потому что они из дома не выходят, потому что они не хотят, чтобы никто другой не оскорблял их своим похотливым взглядом. Общество 500 лет назад в Индии было до такой степени праведным, до такой степени благочестивым, до такой степени  консервативным – мужчины не смотрели в глаза другим женщинам. Потому что в священных писаниях говорится, что если я посмотрю в глаза  другой женщине, я совершу грех. Просто посмотреть в глаза чужой жене считалось грехом, люди смотрели вниз. Когда Чайтанья Махапрабху, извиняюсь, не Чайтанья Махапрабху, когда Рамачандра стал показывать какие-то браслеты Ситы, Хануман принес эти браслеты, они показали Лакшману, Лакшман сказал: «Я не знаю, что это такое. Единственное, что я видел, это Ее стопы. Ножные браслеты я могу отличить. Кольца? Я не знаю какие кольца она носила. Я смотрел только на Ее стопы.  Если я Ее сейчас встречу, я не узнаю Ее. Только по Ее стопам». И В этом консервативном обществе Чайтанья Махапрабху пришел и Чайтанья Махапрабху что стал проповедовать? Харе Кришна.  Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.  На самом деле, столетия спустя после Чайтаньи Махапрабху, люди не могли понять, что Он принес.  Для нас с вами, мы с вами очень хорошо понимаем, что Он принес. Для нас с вами паракия: «Да, конечно, ради Бога, сколько угодно». Один муж, два мужа, три мужа, четыре мужа, пять мужей. Одна жена, две жены, три жены,  пять жен, ни одной жены, много любовниц. Никаких проблем нет. Тогда людям было немыслимо об этом подумать. Шрила Джива Госвами сразу после Чайтаньи Махапрабху написал специальную книгу. Книга называется «Гопал-чампл»  Некоторые люди думают, что «Гопад-чампл» написана в честь Гопала, Кришны во Вриндаване. «Гопал-чампл», сам Джива Госвами пишет, написана для его студента, для его ученика, которого звали Гопал.  И он говорит: «Нужно ему помочь, потому что он ничего не понимает». И в «Гопал-чампл» Шрила Джива Госвами законно женит Шримати Радхарани, вернее, выдает замуж Шримати Радхарани за Кришну.  Потому что люди сидели и думали: «Что такое, вообще? Что происходит?». Бог такое может делать? Может такое делать Бог? Как может Бог такое делать? Бог, Он же должен заботиться о праведности!. Когда Вишванатха Чакраварти Тхакур, придя после Дживы Госвами, написал целую книгу в доказательство того, что только паракия и ничего другого, брахманы наняли наемных убийц, чтобы его убить.  Потому что это разрушение всех основ моральных. Так, теперь, они у нас уже давно разрушились и нам легче гораздо. Но до Господа Чайтаньи во всей Индии не было ни одного храма Радхи и Кришны, ни одного храма Радхи и Кришны не было во всей Индии.  Были храмы Рукмини и Кришны, храмов Радхи и Кришны не было.  И посреди всего этого Чайтанья Махапрабху пришел и сказал: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, стал объяснять, что, на самом деле, основной смысл «Шримад-Бхагаватам» и основной смысл всех этих рассказов о Кришне в том, чтобы почувствовать этот вкус незаконной любви. На самом деле, это лила. Мы, конечно, понимаем, что для Кришны не может быть ничего незаконного, что все принадлежит Кришне изначально. Но этот вкус незаконности очень существенный привкус того, что принес Чайтанья Махапрабху, чтобы мы могли действительно проникнуться этим.

     И перед самым началом Ратха-ятры, у меня есть еще несколько минут рассказать об этом,  послушайте, очень  важную вещь я сейчас буду говорить,  Шри Чайтанья Махапрабху подходил к Господу Джаганнатхе и Он возносил одну молитву из «Шримад-Бхагаватам», это самый последний стих 10 песни «Шримад-Бхагаватам», как бы черта, которая подводит итог всем лилам Кришны, рассказанным в 10 песне.

               Джайаки джайани васо…… камадев ???

Кто-то знает перевод этого стиха? Это знаменитый стих, на самом деле, мы все должны знать. Господь Чайтанья подходил к Господу Джаганнатху, и если вы подходите к Патита-паване Джаганнатхе и молитесь Ему, нужно молиться таким образом Ему: джайаки джайани васо деваки джану вадо ???  И в этом стихе, на самом деле, сокровенный стих, с этого стиха началась разгадка тайны Ратха-ятры. До Господа Чайтаньи никто не знал, зачем каждый год Джаганнатх выезжает из этого храма, никто не знал смысл этого обряда. Было много разных представлений об этом, но никто по-настоящему не знал. Таких Ратха-ятр, которые устроил Господь Чайтанья, никогда не было до Него и никогда не будет.  Только мы сейчас по милости Кришнадаса Кавираджа Госвами, который объяснил все это в «Чайтанья-чаритамрите», можем до какой-то степени понять, что происходило в тот момент.  Господь Чайтанья подходил к Джаганнатху в этот момент и Он начинал Ему говорить: джайаки джайани васо деваки джану вадо ??? У этого стиха два смысла. На самом деле, много смыслов. Один смысл – внешний. Ты джанани вас. Что значит «джанани вас»?  «Джанани вас» значит «Параматма», Кришна, который находится в сердце каждого.  джайаки джайани васо деваки джану вадо ??? – и Ты сын Деваки. Может Чайтанья Махапрабху такое Кришне сказать:  «Ты сын Деваки и Ты Параматма в сердце каждого»?. Харе Кришна.  Нет. Он говорит; джанани вас. Джана ниджаджан – Ты живешь в сердце тех, кто Тебя любит, Ты живешь только в сердце тех, кто Тебя любит. И,  на самом деле,  Деваки это другое имя Яшоды.  Ядувара париша…..джарман – Ты убил всех демонов, которых только можно убить для того, чтобы очистить сердце от всех грехов. Истиро чаро….шри рукхена – Он говорит, что: «Ты поднял эту Гокулу из океана горя». То же самое слово «вриджинарнават», которое Шримати Радхарани произнесла, обращаясь к Уддхаве, когда Она молилась Кришне и говорила: «Пожалуйста, спаси из океана горя всю Гокулу», Господь Чайтанья подходил и говорил: «Слава Богу, наконец-то!». Что Он хотел этим сказать? «Кришна, Ты возвращаешься во Вриндаван. Ты, наконец, возвращаешься во Вриндаван»  стхиро чала….инкхена – все движущиеся и неподвижные существа во Вриндаване погибают от горя, умирают от горя, они высохли, у них нету жизни больше. Но все, конец этому пришел. Своим улыбающимся лицом (сушритам шри мукхена), с улыбкой на Своем лице Ты (враджапура ванитанам… камадев), что Ты делаешь? Ты расширяешь любовь в сердцах всех женщин Враджа, всех обитателей Враджа и Ты спасаешь всех остальных

Что происходит во время Ратха-ятры? На самом деле, в течение целого года Джаганнатху кто служит? Панды, брахманы они делают разные обряды, мудры, пудры, они совершают все по всем правилам. Во время Ратха-ятры кто Ему служит? Дайны, потомки шабор, необразованные люди. Что они делают с Кришной? Обряды они совершают? Первое, что они делают,  они связывают Его веревками.  Они подходят к Нему и связывают Его изо всех сил веревками.  И по правилам, которые они должны делать, в этот момент они начинают Его ругать, они называют Его самыми последними именами. Шала. Знаете, что  значит «шала» на санскрите? Почти то же самое, что и русское слово. «Шала» это очень неприличное слово на хинди, я не могу даже передать этого, очень неприличное слово. Они подходят к Джаганнатху и начинают Его ругать, ругать, ругать, тянут Его веревками. Они связывают Его полностью и толкают Его на колеснице, и сажают изо всех сил. И Он шатается от счастья. В течение целого года с благоговением и почтением Ему совершают все обряды, перед Ним танцуют, Ему поют песни. Кришна ждет этого дня, когда Его свяжут веревками и будут осыпать ругательствами.  Почему Его ругательствами осыпают? Знаете, почему Его ругают? За дело Его ругают, правильно Его ругают.   Не просто обещал. Если б просто обещал, ладно, Господь с ним, кто не обещает.  Все обещают. Но что произошло в этот момент? Мне сложно об этом говорить. На самом деле, Чайтанья Махапрабху разгадал внутренний смысл этого обряда.  Когда Он подошел перед первой Ратха-ятрой здесь, в Пури,  к Господу Джаганнатху и стал возносить эту молитву,  говоря, что наконец то Ты возвращаешься во Вриндаван,  то в голове Его, в уме Его была картина встречи гопи на Курукшетре. 60 или 70 лет прошло с тех пор, как Кришна, уезжая из Вриндавана, сказал: «Я скоро вернусь».  И так и не вернулся.  И все это время Гопи жили только надеждой.  В конце концов, 70 лет спустя, они нисколько не изменились, Кришна нисколько не изменился, 70 лет спустя они встретились, 70 лет спустя они увидели Его. Все ушли. Яшода и та не могла присутствовать при этом. Сначала Яшода подошла  к Кришне, обняла Его, но потом, когда они увидели, что гопи стоят где-то вдалеке, Яшода сказала Нанде: «Пойдем отсюда, оставим их друг перед другом». И гопи стали перед Кришной, Кришна стал перед гопи. У гопи реками текли слезы, они никогда так не плакали. За все 70 лет они столько не плакали. Все 70 лет их сердце было сухим от разлуки, жар вырывался из их горла, они высохли.   Но тут, откуда ни возьмись, слезы текли, текли, текли. Они пытались что-то сказать, но не могли ничего сказать, слова застревали у них в горле. Они хотели что-то сказать, но: «Что тут скажешь!. 70 лет они  Тебя не видели. 70 лет разлуки с Тобой, каждый день, каждое мгновение мы думали только о Тебе и, наконец, мы  увидели Тебя.. Что тут скажешь!».  Тогда Кришна заговорил.  Что Он им сказал?   Кришна сказал: «Вы думаете, что Я жестокий. Да? Я знаю, что вы чувствуете, Я знаю, что вы испытываете. Простите Меня, пожалуйста. Но, на самом деле, Я не жестокий». Кришна произнес стих: ахам хисарво бхутанам  адир антом тарар бахих  боддхи канам йатха кхарвайе бхур вайур джьотир антаганх ???  Что Он сказал? Он сказал: «Гопи, вы слышали, что Я – Бог?». Они Его 70 лет не видели, они пришли перед Ним, они плачут, рыдают, у них слова застряли комком в горле, Он им говорит: «Вы знаете, Я – Бог. Слышали об этом? Я сейчас хочу вам об этом подтвердить, — Он говорит, — Так и есть, Я – Бог. Вас не обманули. Я – Бог. И Я везде нахожусь, Я в сердце каждого нахожусь. И, вообще, как эфир, он там везде, и Я  так везде, и вы как эфир,  и мы как эфир, и вы части Меня, Я часть вас. Думайте обо Мне. Все будет хорошо. Я – в начале, Я – в конце.  Чего вы, вообще, паритесь? (смех). Йоги вон сидят себе в Гималаях, думают обо Мне, и им хорошо, им не надо ничего, все в порядке, все хорошо. Я – Бог». Что Ему гопи на это ответили? Тут они начали говорить: «Шала» (смех). Внешне, в «Шримад-Бхагаватам», они сказали Ему в ответ знаменитый стих:  аху ставенда ……падаравинда… самсара купа патито…. садхана ???  Внешне они сказали: «Спасибо Кришна за замечательный совет. Где Ты раньше был? Чего Ты нам раньше не посоветовал, чтобы мы на Тебя  медитировали. Слушай, что ж Ты нам раньше, уходя из Вриндавана, это не сказал? Ты нам говоришь, чтоб мы как йоги медитировали о Тебе?! Что Ты в сердце каждого живого существа и у нас в том числе? Но мы то помним где Ты. В свое время во Вриндаване, что Ты делал? Куда Ты свои ноги клал?  К нам на грудь. В этом смысле Ты в нашем сердце. Что Ты нам говоришь?! Что Ты хочешь нам сказать?! Опять началось это все – йоги, то, се, Я – Бог,  у Меня  нет ни начала, ни конца. Знаем мы, есть у Тебя начало. Вон Яшода, спросите у нее, Есть у Него начало или нет. Бог, нашелся.   Мы знаем где Тебя….(1:07:20). Ты Сам Себя измучил. Ты Сам мучишь Себя и не понятно зачем. Мы свяжем Тебя, — что с Тобой сделаем? – увезем Тебя., как бы Ты ни сопротивлялся.   Почему? Ради нас самих? Нет, только ради Тебя. Потому что мы знаем, что Ты никогда, нигде в другом месте не можешь быть счастлив.  Как бы Ты ни окружал Себя этой роскошью, сколько бы у Тебя ни было придворных льстецов,  как бы Тебя тут ни кормили всем этим, Ты, на самом деле, хочешь только в одно место на свете – во Вриндаван. По какому-то недоразумению Ты туда не едешь. И мы не ради себя Тебя тащим туда, а ради Тебя, только ради Тебя, только ради Тебя».  И гопи, осыпая Кришну проклятьями и руганью,  везут Его, сажая на колесницу, везут Его во Вриндаван.  И Господь Чайтанья Махапрабху был первым, кто сказал людям этот сокровенный смысл Ратха-ятры. На самом деле, вся Ратха-ятра об одном, вся Ратха-ятра о любви в разлуке и о том, как эта любовь в разлуке в какой-то момент кончается  удивительной встречей. И в связи с этим есть третья, последняя история о том, каким образом появились эти Божества  и Джаганнатха.  Рассказать?

— Да.

БВГ: Был в Двараке и однажды Кришна проснулся поздно-поздно, не в Брахма-мухурту. Целую ночь Он проплакал. А тем временем жены Его, обсуждая Его состояние, говорили с Рохини и с Баларамой.  И Рохини стала ругать Кришну.  Рохини стала говорить: «Посмотрите, что Он сделал с ними. Он пообещал, что: «Я вернусь». Я жила там. Я знаю их, я знаю их сердце. У них в сердце нет ничего кроме любви к Кришне. Они демонов не боялись, они пожара лесного не боялись, они ничего не боялись, они только о Нем думали.

Каждое их дыхание только ради Него. Он взял и уехал.  Рукмини пыталась защитить Его, вступиться, говоря, что у Него хорошее, мягкое сердце, Рохини стала говорить – у Него жесткое сердце, у Него сердце жесткое, как камень.  Тогда Баларам встал и Он стал подтверждать слова Рохини. Он стал говорить: «Кришна Меня во Вриндаван послал. Я два месяца там был. Я Сам видел, что с ними происходит. Я Сам видел, что они ни живые, ни мертвые, что они живут только маленькой надеждой. Я, уезжая, сказал: «Я вам обещаю, Я привезу Его, Я заставлю Его. Я Его старший брат». Я вернулся, Я стал умолять Его, поехал Он? Не поехал. Я снова и снова Ему говорил: «Пойдем туда. Они не смогут жить. Единственное, о чем они молят, чтобы смерть пришла к ним. Единственное, что они проклинают, это тот день, кода Ты убил змея Калию. Потому что в тот день, когда Ты убил змея Калию, воды Ямуны опять стали пригодными для питья. В противном случае, они бы пошли на берег этого озера и выпили эту воду, и расстались с жизнью. Они живут только ради Тебя. Поехали!». Он не поехал.  Год шел за годом. Он послал Меня, чтобы Я их успокоил. Я в их глазах полный обманщик».  И Кришна, который проснулся после этого, Он стал слушать все это. Слезы покатились у Него из глаз. Рохини стала говорить: «Эти люди, для них каждое мгновение разлуки с Кришной, каждое мгновение разлуки с Кришной как юга. Когда Он просто уходил пасти коров, они каждое мгновение выбегали и смотрели на солнце, высоко солнце или нет. Яшода забегала, делала что-то, несколько секунд она делала, выбегала на балкон и смотрела где солнце. Солнце было еще высоко. Она опять забегала внутрь, опять смотрела, опять выбегала, опять смотрела, опять забегала. Нанда Махарадж забегал на самый верх и смотрел не видно ли где-то пыли, которую поднимают коровы, когда Кришна возвращается.  Гопи, сидя у себя в домах, пытались услышать не играет ли Он на флейте где-то, не слышно ли это или нет. Рохини стала говорить: «Они каждую минуту ждут Его. Каждую минуту, каждое мгновение они считают секунды когда Он вернется.  Он сидит себе в Двараке со Своими 16108 женами и в ус не дует». Когда Кришна услышал это, Он упал в обморок.  И все услышали как Он – бум.

     Но, на самом деле, там был еще один эпизод. Когда шло это обсуждение, зашла мать Камсы, Падмавати, жена Махараджа Уграсены.  И Рохини стала говорить: «Смотрите, смотрите, что Он сделал! Он всем задолжал. Он всем обязан бриджабаси. Бриджабаси любили Его, бриджабаси отдали ему все свое сердце. И что Он им отдал за это взамен?!. Ничего не отдал». Падмавати услышала это и испугалась: «Сейчас Кришна возьмет и отдаст все наше царство бриджабаси». И она стала говорить: «Да что вы такое говорите, ерунду какую. Да эти бриджабаси, им молока даже для Него жалко было. Ему приходилось воровать молоко.  Яшода молока Ему жалела. А чуть что, по всякой мелочи, привязывала Его к ступе и бедный, несчастный, вообще, стоял там привязанный. Потом выгоняла Его. Он работал, как раб ходил на пастбище, и без зонтика ходил и без туфель ходил (смех).  А если Он чем-то задолжал, мы Гаргамуни попросим подсчитать, что Он им должен, и Уграсена, я уверена,  им заплатит все, что нужно».

     Уддхава стал говорить:  Когда Кришна ушел из Вриндавана вместе с Нандой Махараджем, Он отправил Нанду Махараджа обратно во Вриндаван. И Он дал Нанде Махараджу драгоценности и сказал: «Раздай всем. Я скоро вернусь». Нанда Махарадж вернулся во Вриндаван и он стал раздавать эти драгоценности. Он собрал всех и сказал: «Кришна передал мне драгоценности». Во Вриндаване поднялся плач: «Он думает, что нам нужны драгоценности! Он хочет откупиться от нас! Он хочет заплатить нам! Он хочет, чтоб мы забыли Его! Что Он делает?!».  Они стали ругать Нанду Махараджа: «Как ты смел привезти  эти драгоценности и оскорбить нас в наших лучших чувствах!». Нанда Махарадж ушел к себе и стал плакать. Через три дня он пришел в себя. он сказал: «Кришна вам послал это просто как напоминание о Себе. Он скоро вернется. Возьмите, пожалуйста». И тогда простодушные жители Вриндавана они сказали: «Ах, это напоминание о Нем. Ну, тогда, конечно, тогда мы наденем на себя эти драгоценности». Они надели на себя эти побрякушки и думали: «Кришна скоро приедет сюда и Он увидит, что мы в Его драгоценностях. И Он обрадуется, что мы ходим и носим Его драгоценности. Кришна будет такой счастливый!». Они для этого драгоценности носят, в отличие от нас с вами.  Они стали говорить об этом, Кришна упал в обморок.  И они услышали этот шум падающего тела. Они сбежались и стали думать, что делать.  Нарада в это время был там. Они стали говорить Нараде: «Нарада,  спой Кришне о Вриндаване». Нарада сказал: «Я могу спеть Кришне о Вриндаване, но, — что Он сделает, когда Он придет в Себя? – Он захочет туда поехать. Он вскочит на колесницу и сразу же помчится туда. И Он приедет туда, во Вриндаван. Дорога домчит Его со скоростью света до Вриндавана, Он через мгновение окажется там. Что Он увидит во Вриндаване? Он увидит во Вриндаване заплаканные лица, исхудавшие. Он увидит во Вриндаване коров,  которые стоят как статуи, Он увидит во Вриндаване людей, которые погружены в горе.  Кто-то должен поехать перед этим и сообщить им, что Кришна едет, чтобы они все обрадовались». И Нарада посмотрел на Уддхаву и сказал: «Уддхава, ты езжай, ты езжай. Ты уже туда ездил. Ты им сообщи. Поезжай быстрее, скорей туда и сообщишь им, что Кришна едет». Уддхава сказал: «Я, конечно, могу поехать туда. Все, что мне скажешь, я сделаю. Но я уже один раз ездил и сказал, что Кришна скоро приедет.  Я приеду туда, что они мне скажут? «Обманщик, знаем мы такого. Он уже нам обещал. Не приедет Кришна». Нужно Балараму послать». Баларама сказал: «Ну, конечно Я поеду. Ясное дело, Я поеду. Но Я тоже ездил туда уже. Я тоже туда ходил. Я тоже сказал: «Кришна скоро приедет». Если Я приду туда, никто Мне не поверит».  И тут Субхадра прибежала. Субхадра сказала: «Я по-женски так подойду к ним, что они мне поверят. Пошлите меня туда. Я туда поеду, я им все расскажу. Я им скажу: «Тю-тю-тю-тю, все хорошо, Кришна сейчас приедет. Мне они поверят. Я поеду туда». Все обрадовались – это замечательное решение. Баларама сказал: «Я поеду вперед, ты езжай за Мной. Мы их утешим. Мы поедем вперед». Так и решили. Баларама поехал вперед, за ним Субхадра. Со скоростью света они понеслись во Вриндаван. Тем временем Нарада стал играть. Кришна проснулся и Кришна стал кричать: «Гопи! Где вы, где вы, где вы?». И тут Он увидел Уддхаву и сказал: «Уддхава, ты что делаешь в Вриндаване? Что ты тут делаешь, Уддхава?». Уддхава говорит: «Это не Вриндаван, Кришна, это Дварака». «Дварака? Какая Дварака? Что Я тут делаю?». Он вылетел стремглав, вернее, Его вынесли. Опьяненный этим, Он залез на колесницу, Он отправился  за Сумати. Субхадра со своей миссией приехала во Вриндаван, она пересекла Коши, границу Вриндавана. Когда она увидела, что там происходит, когда она почувствовала настроение бриджабаси, она упала в обморок и забыла обо всех своих обещаниях.  Она скукожилась и упала в обморок.  Баларама увидел, приехав туда, упал в обморок. И Кришна приехал туда, тоже упал в обморок.  Шримати Радхарани в это время тоже находилась в обмороке. Она находилась без ….. (01:19:01). Все трое оказались в обмороке, Шримати Радхарани тоже в обмороке. И когда Лалита стала шептать Шримати Радхарани: «Кришна вернулся, Кришна вернулся, Кришна вернулся», Радхарани сразу ожила.  И Она увидела перед Собой Кришну. Кришна лежал в этом состоянии обморока, или экстаза. И Радхарани подошла к Нему и стала шептать Ему на ухо, нет, не Шримати Радхарани, Вишакха стала шептать Ему на ухо секретную мантру. Какую секретную мантру? Радхе, Радхе, Радхе, Радхе, Радхе. Кришна очнулся и увидел Шримати Радхарани.  Шримати Радхарани увидела Его. Гоур Говинда Махарадж, рассказывая эту историю, ушел из этого мира на этих словах,. когда он стал говорить о том, как взгляд Кришны, Его больших, широко раскрытых глаз Джаганнатха упал после долгой разлуки на Шримати Радхарани и как Шримати Радхарани впервые после долгой разлуки увидела Кришну, сердце его не выдержало и разорвалось.  Он ушел их этого мира, чтоб вернуться к Кришне. Он рассказал эту историю нам всем, чтобы объяснить, в третий раз по-другому, почему Кришна  находится здесь в образе Джаганнатха.  Это Сам Кришна, который все время думает о любви Вриндавана и испытывает эту разлуку с Вриндаваном.  И один раз в год Его выводят сюда из большого храма, чтобы отвезти во Вриндаван   Но потом посланцы, или слуги, Лакшмидеви забирают Его обратно. Он опять воцаряется там на целый год, чтобы через год снова отправиться во Вриндаван.

     Ну вот, это все, что я мог рассказать сегодня, немного о том, что происходит с сердцем человека по мере того, как он слушает о Кришне, как постепенно-постепенно сердце его может и должно очиститься, пока оно не достигнет самого высокого совершенства – совершенства любви к Богу. И в этом самый сокровенный смысл того, что принес Чайтанья Махапрабху. Во всем этом сокровенный смысл Харе Кришна – мантры.  Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. На самом деле, мантра разлуки с Кришной, когда в разлуке с Кришной мы зовем Его и хотим стать ближе с Ним. Поэтому, чтобы закончить нашу небольшую серию лекций о Господе Джаганнатхе, мы споем с вами киртан завершающий в разлуке с Кришной.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.