Пури (20.02.2008 г.) Даршан

Диск 98, л. 8

Аннотация:

ВОПРОСЫ:

   — когда был построен храм Джаганнатхи?

   — о Шанкарачарье (отвечая, Махарадж упоминает Рамануджачарью)

   — с каких пор пошла традиция не пускать в храм Джаганнатхи?

   — какое отношение у Пандов к Гаудиа-вайшнавам?

   — мантры, которые поют 9 камхея и…) они обе не авторитетны?

***

     Может, у кого-нибудь есть какие-то вопросы?

ВОПРОС: Про храм Джаганнатхи интересно знать. Когда он, все-таки, был построен?

БВГ: Нынешний храм Джаганнатхи в том виде, в каком мы его видим,  началось его строительство, где-то, в Х веке и закончилось, где-то, в Х11 веке. Несколько царей участвовало в его строительстве, окончилось оно во времена царя по имени Чхода Гангадева из династии Гангов. Династия предшествовала другой династии, Солнечной династии, к которой принадлежал Махараджа Пратапарудра.

— А до этого что было?

БВГ: До этого тут всегда был храм.(смех). Ну, просто нынешний храм в том виде, в каком мы видим, он был построен в Х веке.

ВОПРОС:   А как Шанкарачарья, его история?

БВГ: Шанкарачарья пришел сюда, на самом деле, никто точно не знает даты Шанкарачарьи, хотя обычно говорится, что он был в VII веке, но есть мнение, что он, на самом деле, жил гораздо раньше – во II-III веке нашей эры.  То есть нет точной даты. Люди, которые больше склонны к традиции, они относят его в более раннее время. Шанкарачарья установил 4 матха основных, он охватил весь индийский субконтинент своей проповедью – один в Бадарик-ашраме, один в Шрингере, на юге, один здесь, на востоке, в Пури, и один в Двараке.  То есть четыре ключевых позиции он занял для того, чтобы охранить индийский субконтинент от влияния различных атеистических философий, сражался с буддистами, с другими врагами своими. И когда он пришел, в сущности,  в храме поклонялись Джаганнатхе по каким-то очень древним традициям. Что он сделал? Он установил ту форму поклонения, которая до сих пор сохранилась.  И официальным главой храма Джаганнатхи по-прежнему является Шанкарачарья Говардхан-матха, который находится против вас.  Все философские вопросы, вопросы касающиеся поклонения, вопросы, касающиеся каких-то порядков,  конечное слово остается за ним. Он возглавляет, так называемый,  мукти-мандап. В самом храме находится мукти-мандапа. Мукти-мандапа это,  «мандап», собственно, «павильон». И там собираются брахманы из 10 деревень. Подобно тому, как Мадхвачарья в Удупи установил систему ашта-матхов, Шанкарачарья здесь, вокруг Пури, основал или утвердил, или авторизовал, 10 брахманических деревень, из которых, представители которых приходят сюда, в мукти-мандап, и когда возникает какой-то философский вопрос или вопрос, касающийся поклонения, или еще чего-то, то они разбираются. Возглавляет эту ассамблею возвышенных брахманов и пандитов Шанкарачарья. Я не знаю до какой степени эта система работает сейчас, но до какой-то степени, видимо, работает, хотя, конечно же,  деградация идет очень сильно. Мне сегодня только рассказывали историю, что Панды во главе с главным Пандой обсуждали в очередной раз вопрос – пускать или не пускать? У них это «быть или не быть?». И они очень быстро пришли к выводу, что не пускать. Они все кричали: «Не пускать, не пускать, не пускать ни за что, никогда не позволим, не позволим!». В конце концов, в числе всех остальных, там был один очень уважаемый Свамиджи, его матх находится недалеко от Пури, он занимается крийа-йогой, и он на нашу удачу и на их беду ездил в Америку. Ну, его попросили сказать, как человека уважаемого. Он был профессором экономики в свое время. оставил свой пост, стал заниматься этой крийа-йогой, основал большой ашрам, и он сказал: «Вот, был я недавно в Америке. Меня пригласили в один дом. В этом доме у американца белого стоит Туласи и он все то, что он есть, он предлагает Джаганнатху. А теперь, пожалуйста, поднимите руки у кого из вас дома находится Туласи и кто все то, что вы видите, предлагает Джаганнатху?». (смех) В ответ раздалось смущенное молчание. И он сказал: «Ну, что ж вы, тут кричите!». Но Шанкарачарья сказал: «Хорошо, мы еще подумаем над этим вопросом». Так что вопрос сейчас находится в стадии обсуждения.  Но я думаю, что он еще долго будет обсуждаться.

— ()

БВГ: Я не знаю, я спросил, если мне устроят встречу с ним, может быть, мы с ним встретимся, я как-то замолвлю слово. И, собственно, Шанкарачарья по-прежнему является главным авторитетом тут, глава этого матха.  Шанкарачарья, у него было 4 ученика главных, основных: Астамалака, Падападма, Шурешачарья и четвертый, я забыл как его звали. И здесь самый близкий ученик, который, собственно, записал его «Шанкара-бхашью», его звали Падападма, и он поставил его во главе этого матха. здесь, в Джаганнатха-пури. То есть, он придавал очень большое значение этому месту. И знаменитый бхаджан, который мы все знаем, — «джаганнатха свами найана патагами» ??? написал Шанкарачарья. И в этом бхаджане, Джаганнатха-аштаке, он прославляет Джаганнатха. Он говорит, что Господь Джаганнатх стоит на берегу Ямуны и тело Его изогнуто в трех местах, и Он играет на флейте. И когда Он играет, умы всех людей во вселенной стремятся к Нему. Подобно тому, как гопи бегут к Кришне, точно также  на звук Его флейты сбегаются все люди сюда. Так что, в конечном счете, мы все знаем, что он был крипта-вайшнавом, или секретным вайшнавом, потайным вайшнавом.  Когда Рамануджачарья пришел много столетий спустя, в XII веке сюда, а задаче Рамануджачарьи, одно из его миссий заключалась в том, чтобы установить строго поклонение во всех храмах в соответствии с панчаратрикой-виддхи. Есть несколько виддхи, или несколько принципов, по которым поклоняются Божествам.  Одно – вайканаса-виддхи или вайдхика-виддхи, другая – панчаратрика-виддхи. Вайканаса-виддхи это очень строгая система ведического поклонения. Панчаратрика позволяет поклонение всем, практически, каждый человек имеет доступ к такому поклонению. Вайдика охначает, что должна быть определенная готра, принадлежность к этому. А есть  тантрика-виддхи. Когда Шанкарачарья пришел сюда, он установил смешанный стиль поклонения – панчаратра, вайканаса и тантрика. Здесь уникальная кичри, уникальная система, нигде такой системы нет. Рамануджачарья, его задача заключалась в том, что, так как он был убежден, что для Кали-юги работает только панчаратра и что Кали-юга должна позволить людям иметь доступ к Божествам всем, он задался целью установить панчаратрика-виддхи во всех основных храмах. Он пришел сюда с этой целью. И когда он пришел, он сказал, что: «Все, отныне мы будем поклоняться, как я скажу». Ему сказали: «Ты кто такой?!». В то время не так просто было с людьми спорить. Он сказал: «Давайте спорить». И они сели в мукти-мандапе. Шанкарачарья со своими брахманами и пандитами с одной стороны и Рамануджачарья с другой стороны. И Рамануджачарья разбил их наголову.

Камня на камне не оставил от их аргументов. И, в конце концов, они сказали: «Как скажешь, так и будем делать. Ты победил». Потому что тогда у людей была честность, философская честность, и если их опровергали в споре…. Сейчас даже если опровергнуть в споре, человек скажет: «Сам дурак» (смех), пойдет и будет делать то, что  он до этого делал. Но тогда люди, во-первых, всерьез принимали шастры и все то, что нужно было доказать, доказывалось с помощью шастра-праманы, и, во вторых, у них была эта честность – сели их побеждали в споре, то они принимали мнение того, кто их победил.  И Рамануджачарья сказал: «С завтрашнего дня я буду вас учить, как поклоняться Джаганнатху по-новому.  Отныне тут будет другая система». Он пошел и лег спать. Но никто в Пури не спал, кроме Рамануджачарьи. Все Панды, которые поклонялись Джаганнатхе, молились и говорили: «Мы не хотим нового ничего. Мы Тебя любим. Калия, защити нас от этого пришельца, иноземца, который пришел откуда-то с юга, не понятно откуда, из Тамелнаду, и который хочет нас учить Тебе поклоняться. Мы Тебе любим поклоняться, как мы любим». И Калия пришел к ним во сне, или, там, явился и сказал: «Не волнуйтесь. Все будет хорошо. Я позабочусь». Они его уговорили, они сказали, что…..   Когда Рамануджачарья проснулся в нужный срок, тем временем уже ждали его люди, чтобы учиться у него, с напряжением, Время шло, шло, шло, Рамануджачарьи все нет, нет. В конце концов. За ним послали, где он остановился. Там никого не нашли. А Рамануджачарья проснулся за 200 километров отсюда на юг. (смех). Долго озирался, не мог понять, где он находится.  И Джаганнатх ему сказал: «Оставь в покое Меня. Они Меня любят и Я их люблю. Они Мне поклоняются, как могут. Ну и что, что это ваидхика, панчаратра, Тантра, Мне все равно, лишь бы Меня любили». Но Рамануджачарья не потерял присутствия духа и поэтому установил храм Курмы в Курма-кшетре, куда его Джаганнатх услал.  Джаганнатх сказал: «Ну, и ладно, пусть там все будет, как ты хочешь, а тут все будет, как есть». Но, когда Рамануджачарья пришел сюда, он установил один из главных матхов, помимо Шанкарачарья-матха, а Шанкарачарья-матх это, так сказать, один из основных, самых древних матхов, Рамануджачарья утвердил свой матх здесь. Называется Эмар-Рамануджа-матх, Эмар-матх. И поэтому тут  можно видеть Шри-вайшнавов. Практически, ачарьи всех сампрадай приходили сюда, в Джаганнатха-пури, ачарьи всех сампрадай поклонялись Господу Джаганнатхе. Сюда пришли, практически, все матхи есть здесь. Более того, даже Гура Нанак, один из основателей религии сикхов, приходил сюда, чтоб поклоняться Джаганнатхе здесь. И тут есть его гуру-двара. То есть это место, которое традиционно принимает всех, но делает все по-своему.

     Может, еще какие-то вопросы есть?

ВОПРОС: С каких пор пошла эта традиция, что не пускать в храм?

БВГ: На самом деле, изначально в храм пускали всех. Но было несколько случаев, когда в храм заходили люди под предлогом паломничества и занимали этот храм, как крепость. Было как минимум два случая. Один раз это сделали мусульмане. Другой раз это сделала какая-то радикально настроенная группа, каких-то, там, разбойников, практически. Они пришли, пронесли оружие  с собой, зашли в храм, выгнали всех, ограбили храм. То есть, несколько раз несколько было трагических случаев таких. И в какой-то момент, относительно недавно, это было, на самом деле, уже после Господа Чайтаньи. Хотя, при Господе Чайтанье не пускали уже, но нападения, о которых я говорю, уже были после, они только добавили к этому. Утвердилась эта традиция относительно недавно, насколько я понимаю. Но до Господа Чайтаньи, да, она уже была, потому что Харидас Тхакур и Санатана Госвами не входили в этот храм.  То есть, там были причины свои, потому что история у этого храма очень бурная.  Один раз  Калапахат даже сжег Божества Джаганнатхи. И когда он сжигал, они вывезли Божества Джаганнатхи отсюда в другое место, далеко отсюда, в Бенгалию, когда он сжигал, там стояли вокруг мусульмане, какой-то человек прыгнул в огонь. Ну, и все подумали, какой-то фанатик, который решил сжечь себя. Этот человек, на самом деле, хотел спасти брахмана. Наверняка, вам рассказывали, что в теле у Джаганнатха находится нечто, никто не знает что. Но это нечто живет, живое. И оно называется брахманом или духом. И когда меняется Божество Джаганнатха, или тело Джаганнатха, то самая последняя церемония, когда самый старший из жрецов подходит в темноте, с завязанными глазами и вынимает это нечто пульсирующее из отверстия в теле Джаганнатха старого и вкладывает в новое. И тогда считается, что Джаганнатх перешел в новое Божество. И известно, что этот человек, пуджари, который это сделает, он в течение непродолжительного времени умрет. Он знает это. Это его последний акт преданности или служения Господу Джаганнатху. И этот человек, который, собственно, прыгнул в огонь, он хотел спасти брахмана. Он прыгнул в огонь, и огонь был жуткий, все, в общем, махнули рукой на него, в какой-то момент толпа разошлась, а с ним ничего не случилось. Джаганнатх его спас. Он держался за этот брахман и, в общем-то, из этого огня, или как-то он выбежал. Ну, короче говоря, в любом случае с ним ничего не случилось. И он сохранил этот брахман и поэтому, когда Божества устанавливали снова, он вложил, или его потомки вложили туда этот брахман.

     Надо скоро идти уже.

ВОПРОС:  Какое отношение у Пандов к Гаудиа-вайшнавам?

БВГ: Все признают Господа Чайтанью. Хотя, собственно, все началось с Махараджи Пратапарудры, который принял Господа Чайтанью, как Верховную Личность Бога. И в самом храме, в одном из помещений храма,  установлена золотая статуя Господа Чайтаньи.  Шадбудж, шестирукая  форма Господа Чайтаньи стоит там и ей поклоняются в самом главном храме. То есть, они принимают Гаурангу Махапрабху, но они не принимают Его философии. Вернее, кто как, но, в общем, в основном,  у них остается, как бы, своя философия, официальная доктрина, которая у Панд есть эта доктрина Шанкарачарьи. Разумеется, тут у каждого могут быть свои какие-то представления или какая-то смесь. Но они признают Чайтанью Махапрабху, в частности, потому что Махараджа Пратапарудра, в общем-то, стал  Его последователем. А его влияние в то время было огромным на все дела. Но философски они могут не разделять наших взглядов.

     Шрила Прабхупада, когда приехал сюда, он с детства проводил Ратха-ятру, отец помогал ему делать маленькие Ратха-ятры, и он очень долго стремился сюда приехать, все время думал, медитировал. В конце концов,  когда он приехал, он был страшно разочарован, когда увидел Панд, играющих в карты на верандах своих домов. Если вы пройдете по этим улочкам, которые называются Гали, где живут Панды, вы увидите эту обычную картину – они сидят там и режутся в «дурака» (смех). Я, уж, не знаю, какие у них там игры есть.

На самом деле, очень трудно сохранить чистоту какой-то религии или какой-то философии.  Я не думаю, что они очень сильно задумываются над этим вопросом, как они относятся к Господу Чайтанье. Для них Он одна из фигур каких-то. Но при этом мы ни в коем случае не должны все равно с пренебрежением и с неуважением относиться к ним, нужно почитать их  за их служение Господу Джаганнатхе.

ВОПРОС: По поводу мантр, которые поют. Это обе мантры – камхея и…. Они обе  не авторитетны?

Бвг: Нет, ту мантру, которую поют в Гамбири, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад принимал.  Он говорил, что…  Как она там звучит?  Харе Кришна Харе Рама Шри Радха Говинда. Эту мантру он принимал. Он говорил, что эту мантру можно петь. Но Нитай Гаура Радхе Шьям Харе Кришна Харе Рам он не принимал. На самом деле, основатель этой ветки дерева Господа Чайтаньи он пользуется очень большим влиянием здесь. Его матх… Его называют бара баба, что значит «большой баба». Он пришел сюда, совершил множество чудес тут. И в частности, по дороге сюда, якобы, Господь Нитьянанда пришел к нему во сне и сказал, что петь нужно эту мантру. Для джапы нужно повторять…  Они поэтому поют: боло Нитай-Гаура Радхе Шьям джай Харе Кришна Харе Рам. То есть для киртана нужно петь вот эту вот мантру, которую ему, якобы, Господь Нитьянанда дал во сне, а соответственно на джапе нужно повторять Харе Кришна.  И они пытаются как-то доказать это с помощью каких-то цитат из «Чайтанья-бхагаваты». Основное их утверждение заключается в том,  Чайтанья Махапрабху сказал, что повторяя мантру, нужно ее считать. Более того, они говорят: «Если вы хотите петь Харе Кришна – мантру, пойте, но считайте сколько раз вы ее спели. (смех) Тогда можно».  Потому что это одно из виддхи, санкхья-пурвакам, когда мы повторяем Харе Кришна –мантру, человек должен учет вести. Ну, чтобы как-то серьезно к этому подходить. Это их основная претензия, почему в киртане лучше петь Нитай Гаура Радхе.

— Но они признают, что там расабхаса советуется.

БВГ: Нет, они не признают.  Для них это откровение от Господа Нитьянанды. На самом деле, этот основатель, он действительно Радха-Раман Чаран Бабаджи, он совершил множество чудес.  Странных немножечко чудес. Однажды он всех собак в Пури накормил. Он подозвал одну собаку и сказал этой собаке: «Позови всех остальных, завтра я буду всех угощать». На следующий день потянулись. У собак свои есть каналы, коммуникации,  почта. И собаки пошли сотнями в одно и то же место. Тем временем прасад уже был приготовлен, уже были люди, которые раздавали. Собаки расселись чинно (смех). Их стали угощать. Собаки подходили новые, новые, новые. В конце концов, всех накормили, все уже, вроде, кончилось, прасад кончился, и тут пришла та самая собака, которая всем сообщила. Она была самая последняя, потому что она всем сообщала, она бегала. Она пришла и она увидела, что ей прасада не осталось. Ну, этот Свамиджи он чудо совершил, ее тоже накормил (смех)  Это, чисто, на ночь вам рассказ. (смех) Мне уходить надо уже.

     Спасибо большое. Я желаю вам очень хорошего паломничества. Постарайтесь не тратить ни минуты даром здесь. Это место обладает особой силой, особой энергией. И все то хорошее, что мы делаем тут, оно имеет очень большое могущество. Поэтому постарайтесь все свое время делать что-то в служении, думать о Кришне, помнить о Чайтанье Махапрабху, служить преданным, раздавать прасад. В крайнем случае, если ничего другого не можете делать, просто ешьте прасад, как можно больше. Это одно из самых возвышенных служений в Джаганнатха-пури, если не самое возвышенное. Но тогда нужно есть все время, 24 часа в сутки. (смех) Суть в том, чтобы вы не теряли времени даром.

     Спасибо большое. Шрила Прабхупада – ки. Джая.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.