Диск 98, л. 9
Аннотация:
ВОПРОСЫ:
— почему испугалась Драупади, если преданный Господа никогда ничего не боится?
— про Нароттаму даса Тхакура
— о фестивале в Кетури. (О кризисе в Движении Господа Чайтаньи после Его ухода; о решении Вселенского Собора в Кетури)
***
Харе Кришна. Может, есть какие-то вопросы или как мы построим свое общение?
ВОПРОС: Говорится, что преданный он Нараяна-параяна сарве на гуташу удибити ??? – он ничего не боится. А в то же время жена Пандавов, Драупади, она была великой преданной, и когда пришел Дурваса Муни, она уже ничем не могла их угостить его вместе с учениками, она так испугалась, стала плакать, звать Кришну. Почему она испугалась, если преданный Господа он никогда, ничего не боится?
БВГ: Почему испугалась Драупади, если преданный Господа никогда ничего не боится?
Преданный Господа ничего не боится не в том смысле, что эмоция страха не приходит к нему. Он никогда ничего не боится, потому что он, в конечном счете, знает, что Кришна его спасет. И когда Дурваса Муни пришел, Драупади сразу же вспомнила о Кришне и сразу же перестала бояться. И Кришна сразу же прибежал к ней на помощь
Не слышно? Громче надо говорить? Сейчас слышно?
— Да.
БВГ: Нужно хорошо понимать, что это значит, когда говорится, что у преданного нет страха. Нужно хорошо понимать, что это значит, когда говорится, что преданный не горюет никогда. Кришна говорит: «Мой преданный никогда не скорбит». Так, теперь, Арджуна скорбел. И не только скорбел до того, как он услышал «Бхагавад-гиту», он скорбел после того, как он услышал «Бхагавад-гиту». Кришна ему в конце «Бхагавад-гиты» сказал: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах (БГ 18.66) – «Ни о чем не беспокойся. У тебя не должно быть никакого страха, никакого беспокойства». И тем не менее Арджуна беспокоился. Когда убили его сына Арджуна не беспокоился? «А, та, ну. Убили, ну, с кем не бывает» (смех). Не только Арджуна беспокоился. Когда убили его сына, Арджуна был в это время в другом месте на поле битва Курукшетра. Его специально отвлекли, потому что Дроначарья, который в то время возглавлял войско Кауравов, он сказал, что: «Если Арджуна будет тут, мы ничего сделать не сможем. Но если вы отвлечете, я убью Абхиманью. Я сделаю так, что Абхиманью мы убьем». Потому что Дурьйодхана требовал от него жертв и крови. И Арджуну отвлекли, увезли его на другое место, на другое положение и Дроначарья тем временем выстроил войско Кауравов в непобедимую чакра-вьюху, которую могли разрушить только три человека на свете. И Юдхиштхира обратился к Абхиманью. Абхиманья был рядом, поблизости. Юдхиштхира, обращаясь к Абхиманье, сказал: «Ты достойный сын своего отца. Только ты сможешь разобраться с этим со всем. Поэтому, пожалуйста, докажи и увенчай себя славой и весь наш род славой. И отец твой, когда он вернется, он будет очень счастлив, что ты смог это сделать». И Абхиманья сказал: «Да, хорошо, конечно. Одна беда в том, что я знаю как входить в эту вьюху, но не знаю как оттуда выходить. Ну, может, и не понадобится оттуда выходить, мы их изнутри всех разобьем». И Юдхиштхира его побуждал. Когда, в конце концов, Абхиманью убили внутри этой вьюхи. Когда он зашел туда, тот же Джаядрадха стал у входа, который проделал Абхиманью. И у Джаядрадхи было особое благословение, в соответствии с которым он мог победить каждого из Пандавов, кроме Арджуны, один раз. Господь Шива в результате аскезы, которую совершал Джаядрадха, дал ему это благословение. И поэтому, как бы другие Пандавы ни пытались туда войти, включая Юдхиштхиру и Бхиму, он всех отбивал. Он стоял и закрыл, по сути дела, вход. А внутри семеро, или сколько их там?, военачальников окружили бедного Абхиманью и убили его немилосердно. Арджуна был в это время на другом конце поля битвы. И он подъехал туда. И когда он подъехал туда, Юдхиштхира узнал, что Абхиманью убили, и представьте себе состояние Юдхиштхиры. Он этого мальчика 16-тилетнего заставил туда войти. Он чувствует себя виноватым. Он очень совестливый человек был Он потом не смог войти туда, потому что он сказал ему: «Не бойся, если ты войдешь туда, мы будем рядом с тобой, мы тебя защитим». Он вошел туда, никого из них не было. Юдхиштхиру не пустили туда. Приезжает веселый Арджуна из другого конца поля битвы вместе с Кришной. Он там расправился со всеми врагами, победил воинов, которые его отвлекали отвлекающим маневром, и стоит Юдхиштхира. И Юдхиштхире нужно будет сказать Арджуне, что его сына убили. У Юдхиштхиры не поворачивается язык, он говорит: «А. А. А». Это я к тому, что не только Арджуна скорбел. Юдхиштхира тоже скорбел в этот момент. То, что они испытывали в этот момент очень трудно передать словами. Арджуна, когда узнал об этом, для него весь мир перевернулся. Значит ли это, что он не был преданным? Преданный не скорбит никогда. Мог он просто взять и с каменным лицом сказать: «Ну, ладно, значит так суждено, ничего, жизнь продолжается»? Нет, он скорбел, Драупади боялась, Юдхиштхира скорбел. Но разница заключается в Ом, что когда мы приходим в возбуждение, когда сильный страх охватывает нас, когда сильное беспокойство охватывает нас или боль, то мы что делаем? Мы забываем о Кришне, правильно? Нам становится не до Него. И мы в этот момент, когда страх нас охватывает, мы забываем о Нем и о служении Ему. Для преданного все эти эмоции это стимул, или импульс, для того, чтобы еще сильнее предаться Кришне. В этом разница заключается. И в тот же самый момент, когда Кришна откликается на эти эмоции, они чувствуют Его присутствие, Его помощь и сердце их преисполняется благодарностью. В случае с Драупаи, она обратилась к Кришне, и Кришна тот час же появился перед ней. И она сразу же перестала бояться. Правильно? В случае с Арджуной, Арджуна это классический пример того, что значит, что преданное служение апратихата, что ему ничто не может помешать. Скорбь пришла к нему в сердце, но эта скорбь не была препятствием для того, чтобы Арджуна продолжал свое служение Кришне. Скорбь нисколько не сказалась на его внешнем поведении. Когда нас охватывает скорбь, сильная скорбь, то что с нами случается? Кто-то скорбел сильно? Руки опускаются, человек ничего не может делать, он места себе найти не может. Он оказывается в аду, его ум превращается в ад. И в этом адском состоянии он не может пошевелиться. Он может только скорбеть, сидит и скорбит. Очень «продуктивное» состояние. Когда Кришна видит это, Он говорит: «Дурак». Но если человек испытывает, эмоционально он испытывает скорбь, но при этом у него та же самая энергия или даже еще более сильная, для него это импульс еще сильнее служить Кришне, то это не скорбь или скорбь становится трансцендентной. Если страх становится импульсом еще сильнее служить Кришне, то это не страх. Обычно наш страх либо действительно парализует нас, либо полностью сводит с ума. Но если человек в этом состоянии предается Кришне, то это уже не страх, это эмоциональное богатство преданного служения, становится вьябхичари-бхавой в этом состоянии.
— Сегодня день явления Нароттамы даса Тхакура, если Вы желаете что-то сказать.
БВГ: Луна. Нароттам дас Тхакур. Ну да, это большая тема. Рассказать про Нароттама даса Тхакура? Где у нас……. давно был. И однажды Господь Чайтанья, находясь в восточной Бенгалии, как саам не свой, начал произносить одно слово.; «Нароттам. Нароттам. Нароттам. Нароттам. Нароттам», это была мантра, которую Он повторял. У Него спросили: «Что такое? Кто такой Нароттам?». Он ничего не сказал, продолжал произносить это слово: «Нароттам. Нароттам. Нароттам. Нароттам. Нароттам». И преданные поняли, что речь идет о каком-то великом преданном, но никто не знал такого преданного, никто не знал кто это такой, о ком Он говорит. Но Господь Чайтанья за много лет до прихода Нароттамы даса Тхакура говорил о нем. И они находились в восточной Бенгалии на берегу реки Падма. Падма это один из притоков Ганги, в общем-то, Ганга сама. И Господь Чайтанья, зная о том, что Нароттам должен прийти, подошел к этой реке и вложил в эту реку Свою прему, и велел реке Падме отдать эту прему Нароттаму в нужный срок. Он сказал, что: «В какой-то момент великий бхакта придет на твой берег, великий бхакта войдет в твои воды. И ты почувствуешь это, потому что в тот самый момент, когда он войдет в тебя, ты испытаешь экстаз, такой же экстаз, который ты чувствуешь сейчас, когда Я омываюсь в тебе. В этот момент все то, что Я вложил в тебя, ты должна будешь отдать ему». Как люди вкладывают деньги в банк, также Шри Чайтанья Махапрабху вложил Свою прему в реку Падму. И много-много лет спустя по Кетури-граме у царя из касты каяст, правителя Кетури-грамы родился сын и сына этого назвали Нароттам. Мальчик рос, как все дети. Но в то же самое время он был другим, не как все дети. Он вел себя по-другому, жил по-другому. Единственная его радость была – слушать рассказы о Господе Чайтанье.
Я рассказывал в своей первой лекции о том, как Господь Нитьянанда обещает, что сознание наше поднимется вверх при одной памяти о Господе Чайтанье. А в то время из Бенгалии люди тысячами шли сюда, в Джаганнатха-пури, каждый год, после того, как начинался сезон дождей. И, в общем-то, в сезон дождей в Индии делать ничего нельзя. В сезон дождей можно только Богу молиться. Это специальное устройство материальной природы, чтобы благочестивые люди могли четыре месяца в году молиться Богу. Когда идут дожди, даже на улицу выйти нельзя, можно сидеть в одном месте и думать о Кришне. И преданные, когда начинался сезон дождей, все дела заканчивались, сельским хозяйством заниматься нельзя было, поэтому преданные собирались и шли сюда, в Джаганнатха-пури. Как раз Ратха-ятра проходит в самом начале сезона дождей. Когда дожди только-только начинаются, проходит Ратха-ятра. И весь сезон дождей преданные обычно оставались здесь, находились здесь, в святой дхаме, в обществе Господа Чайтаньи. И потом, когда сезон дождей кончался, где-то в Картику, они возвращались обратно в Бенгалию по своим домам, к своим очагам. И преданные проходили через Кетури-грам, паломники, возвращавшиеся из Пури или идущие в Пури, И обычно царь гостеприимный устраивал программу для этих паломников. Они рассаживались вокруг, он слушал их, а они рассказывали. Все, что они ему рассказывали, они рассказывали ему о то, что делает Махапрабху, рассказывали о том, как Он живет тут, они рассказывали о то, как Он танцует во время Ратха-ятры, о том, как когда Он подпрыгивает вверх и потом обрушивается на землю, земля трясется, как будто бы землетрясение. Когда Он подпрыгивает, люди думают, что если сейчас Он рухнет на землю, то ничего не останется ни о земли, ни от Него. Потому что тело Его нежное как масло. И, когда Он ходит по Пури, слезы у Него текут и слезы брызгают в разные стороны. Когда Чайтанья Махапрабху плакал, у нас слезы текут, если текут вообще, а у Него слезы били фонтаном из глаз. Люди иногда пытались подойти рядом, чтобы слезинка Чайтаньи Махапрабху упала на них. И в течение дороги туда и дороги назад все эти паломники останавливались в доме отца Нароттамы даса Тхакура и рассказывали все эти рассказы. А все остальное время мальчик думал о Господе Чайтанье. Он слушал о Нем, слушал о том, как Господь Чайтанья ведет Свои киртаны, о том как преданные поют вместе, о том как Господь Чайтанья с волосами на всем теле, вставшими дыбом, повторяет Святое Имя. И Нароттам думал только о Нем. Все его детство прошло в этой медитации. И постоянно он думал о том, каким образом ему соединиться с Господом Чайтаньей. И однажды, в один из таких моментов, когда преданные возвращались отсюда, из Пури, они остановились дома опять у Махараджа Кетуи, и опять рассказывали. И боль в сердце маленького Нароттама, юного Нароттама в то время уже, была такой сильной, что он не знал куда деваться, он не мог спать. Мысли постоянно бурлили в нем. Он думал: «Что я делаю тут? Я должен увидеть Его во что бы то ни стало, любой ценой». И так как он не мог уснуть, ночью он вылез из окна своей комнаты. Была, также как сейчас, полная луна. Он побежал куда глаза глядят. И прибежал на берег реки Падмы, которая протекала рядом. В полнолуние, как я уже сказал, все воды поднимаются на поверхность, река была особенно полной. А Падма очень большая река, больше даже, чем Ганга. Реки в Бангладеш очень бурные и очень большие. Как сам не свой юноша бросился в эту реку. Когда он бросился в эту реку, Падма забурлила еще больше. Вдруг, откуда ни возьмись, волны огромные стали подниматься на ней, и уровень ее поднялся. И Падма подумала: «Что-то не то! Какой-то странный человек оказался в моих водах». И она вспомнила наказ Шри Чайтаньи Махапрабху,. когда Шри Чайтанья Махапрабху сказал ей: «Любовь, которую Я вкладываю в тебя, ты должна будешь отдать тому, кто, войдя в тебя, приведет тебя в экстаз». И всю ту любовь, которая была в ней в это время, она ему, Нароттаму. Нароттам сам не свой, одержимый, выскочил на берег реки Падмы. Он сел на берегу и стал повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна. Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Чайтанья, Чайтанья, Гауранга, Гауранга, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна. И тело его стало золотистого цвета.
Тело его стало другого цвета. Он сам был очень смуглый. Когда он родился, он был смуглокожим. Но в этот момент тело его от любви к Господу Гауранге, которую Тот вложил, на самом деле, Нароттам дас Тхакур это воплощение любви Господа Гауранги, которую Он в него конкретно вложил, тело его стало золотистого цвета. Родители его проснулись утром, не нашли мальчика. Они стали искать повсюду, разослали гонцов во все стороны. В конце концов, кто-то нашел на берегу Падмы кого-то, кто повторял: «Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Чайтанья, Гауранга, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Чайтанья, Гауранга, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна». Никто не мог понять, кто это. Сначала те, кто отправились на поиски, подумали, что это какое-то привидение. Но потом они прислушались и подумали: «Приведение не может повторять «Кришна» так сильно». И они, на всякий случай, схватили его, посадили в корзину, привезли. И мать по голосу поняла, что это ее сын. Никто не мог внешне разобраться, кто это такой, потому что он изменился полностью. И в течение нескольких дней мальчик находился в таком состоянии. Постепенно он пришел в себя, хотя цвет его тела так и не изменился. Вот. И Родители спрашивали: «Что с тобой, что случилось? Ты сошел с ума или в тебя вошло привидение какое-то? Дух какой-то вселился в него?». Это факт, в этот момент в него вселился дух, мальчик стал одержим. Единственное, что он мог делать, это повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе э Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе; Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе э Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Капиладев говорит, что когда саттва-гуна или вишуддха-саттва входит в сердце человека и сердце человека полностью очищается, то его мысли устремляются к Кришне, как Ганга. Точно так же, как Ганга стремится к океану и ничто не может перекрыть ее течение, никакая плотина не может помешать ее течению, точно также мысли преданного могут стремиться только в этом направлении, никуда в другое место они не стремятся. Нароттам дас Тхакур в этом состоянии мог думать только о Кришне. И какое-то время родители пытались его вернуть на землю, пытались что-то сделать. В конце концов, они смирились. Они подумали: «Ну ладно, хорошо, пусть будет таким, лишь бы был». Но скоро его не стало. Нароттам дас Тхакур в один прекрасный момент убежал из дома и начал свое путешествие сюда, в Джаганнатха-пури. К сожалению, когда он пришел сюда, то Господь Чайтанья уже ушел. И Нароттам дас Тхакур так никогда и не видел Господа Чайтанью. В конце концов, в результате долгих поисков он пришел во Вриндаван. Ему сказали, что: Во Вриндаване ты встретишься с Рупой и Санатаной. По крайней мере, Рупа и Санатана живут там еще». Да, когда он начал путешествие, он уже знал, что Чайтаньи Махапрабху нет там. Но он, по крайней мере, встретился в Гададхаром Пандитом. Гададхар Пандит хотел объяснить ему «Шримад-Бхагаватам», но «Шримад-Бхагаватам», который у него был, оказалось, что там не осталось ни одного стиха, потому что все стихи были размыты его слезами. И пока он ходил, доставал другую копию «Шримад-Бхагаватам», Гададхар Пандит ушел. Один за другим все преданные уходили. Когда Нароттам подошел к Вриндавану, он узнал, что Рупа и Санатана ушли из этого мира. И он решил покончить собой, подумал: «Какой смысл жить?!». Чайтаньи Махапрабху нет, Рупы нет, Санатаны нет. Все спутники ушли Но в этот момент Чайтанья Махапрабху явился к нему во сне, сказал: «Иди. И во Вриндаване живет Мой преданный и Мой друг Локанатх Госвами. И ты должен стать его учеником». Нароттам узнал об этом и очень обрадовался, воодушевился.
А Локанатх Госвами, на самом деле, был современником Господа Чайтаньи, Его младшим другом. И когда Господь Чайтанья в первый раз отправился в восточную Бенгалию, Он встретился с ним, с Локанатхой Госвами, в одной из деревень. Локанатх Госвами, увидев Его, решил, что посвятит всю свою жизнь Господу Чайтанье. Он забросил все свои дела, как-то развязался со всем и пришел в Навадвипу, сел на крыльце дома Господа Чайтаньи и сказал: «Я пришел, чтобы остаться навек с Тобой и провести всю свою жизнь с Тобой». Влюбился в Него с первого взгляда и не мог представить себе жизни без Него. И Господь Чайтанья сказал: «Хорошо, завтра мы разберемся с тобой, завтра мы решим, что тебе делать». Тот провел спокойно ночь в Навадвипе, утром проснулся и подумал, что: «Сегодня мы решим, что мы будем делать с Господом Чайтаньей». Господь Чайтанья сказал: «Хорошо, еще не пора. Давай, еще несколько дней поживем тут. Не беспокойся, все будет хорошо. У Меня есть для тебя дело важное». И некоторое время они пожили вместе. В конце концов, Господь Чайтанья вызвал его и сказал: «Иди во Вриндаван и оставайся во Вриндаване». Локанатх Госвами полностью был разрушен этим утверждением. Он думал, что он будет жить в Навадвипе вместе с Господом Чайтаньей, но Тот сказал: «Иди во Вриндаван и во Вриндаване твоя миссия будет заключаться в том, чтоб искать утраченные места игр Кришны». Потом, он пришел во Вриндаван и долго ждал, ждал, ждал, ждал. Господь Чайтанья сказал: «Я приду во Вриндаван к тебе, мы будем ждать вместе». Потом он узнал что Господь Чайтанья отправился в путешествие по южной Индии, он направился за Ним вдогонку, не выдержал. Он шел. Куда бы он ни приходил, ему говорили: «О, санньяси высокий, Харе Кришна поет. Был такой. Только что ушел». Тот прошел за Ним по пятам всю южную Индию и не встретился нигде. Ему только говорили: «Вот там был, вот туда Он пошел, Тут Он». Только следы Его были видны. И когда он, в конце концов, закончил свое путешествие, он узнал, что Господь Чайтанья пришел во Вриндаван. Подумал: «О, какой я дурак! Он уже во Вриндаване». Он помчался во Вриндаван. Когда он пришел во Вриндаван, он узнал, что Господь Чайтанья ушел из Вриндавана. Хотел было помчаться за Ним вдогонку, Господь Чайтанья пришел к нему во сне и сказал: «Оставайся здесь. Я тебе сказал, что ты должен оставаться здесь и служить Мне здесь». Весь остаток своей жизни Локанатх дас Госвами служил Господу там. Жил очень скромно.
Нароттам дас Тхакур пришел туда, встретился с Дживой и Джива его поприветствовал. Нароттам сказал, что: «Где тут Локанатх Госвами?». Джива представил его всем, потому что Джива знал, что Нароттам идет сюда, представил его Локанатхе Госвами. И Нароттам сказал: «Я хочу стать твоим учеником». Когда Локанатх Госвами услышал это, он сказал: «Ты – вор. Убирайся отсюда». Узнал, что тот царевич, царевича ему в ученики только не хватало. Но тот сказал: «Мне Махапрабху сказал, что ты должен стать моим учителем». Он сказал: «Кто бы тебе ни сказал, пусть он сначала мне скажет. Там разберемся». И началась эта лила, которую вы все, наверняка, знаете, когда Нароттам настаивал, а Локанатх дас Госвами отказывался. И как, в конце концов, Нароттам дас Тхакур своим смирением, своим терпением доказал свою искренность и стал единственным учеником Локанатхи даса Госвами.
Потом дальше была бурная жизнь Нароттамы даса Тхакура. Дальше была эта первая партия санкиртаны, когда Шринивас Ачарья, Нароттам дас Тхакур и Шьямананд вместе, втроем, отправились в Бенгалию. Потом была его бурная проповедь в Кетури, когда он стал обращать в вайшнавизм местных брахманов. И местные брахманы возмутились: «Кто он такой?!. Негодяй! Каястха! Человек из низшей касты! Дает посвящение брахманам. Что он себе возомнил!».
Брахманы хотели даже убить его. Много других разных лил было. В какой-то момент Нароттам дас Тхакур взошел на погребальный костер и стал плакать. И брахманы собрались и стали смеяться над ним: «Все это случилось с ним из-за грехов, которые он совершил. Он давал посвящение брахманам, а теперь на него нашла эта болезнь и он не может избавиться от нее». И в этот момент Нароттам дас Тхакур написал, как раз, эту песню: ионила премодана ??? и Шри-Кришна- Чайтанья прабху дойа коро море. Все эти молитвы, которые он писал, он писал, чтобы проявить свою любовь к Господу Чайтанье. Он написал две основные книги – «Прартхана» и «Према-бхакти-чандрика». И Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад говорил, что бхакти очень легко купить, бхакти стоит всего одну рупию. Для этого нужно пойти на рынок и купить две этих книги: «Прартхану» Нароттамы даса Тхакура и «Према-бхакти-чандрику» и постоянно читать их. И если вы будете читать, через это чтение вы будете постоянно соприкасаться с самим Нароттамой дасом Тхакуром и, в конце концов, бхакти войдет в ваше сердце.
Не знаю, нужно ли рассказывать какие-то еще другие истории. Там их очень много. Наверняка, вы слышали все.
— ()
БВГ: Фестиваль в Кетури. Я несколько раз пытался рассказывать о фестивале в Кетури. Это очень сложная тема, потому что там ничего не происходило, как в любом другом фестивале. Люди собрались и стали петь киртан, потом они стали есть прасад, потом они опять стали петь киртан. Потом они установили Божества. Потом, когда они стали петь киртан, и Нароттам дас Тхакур стал вести этот киртан, все сошли с ума. И это очень сложно писывать, как они все сошли с ума. Потом, когда все сошли с ума, вдруг, все увидели, что Чайтанья Махапрабху Сам танцует посреди этого киртана. И все сошли с ума еще больше. Всю ночь они были совершенно сумасшедшие, потому что шел сумасшедший киртан и вся Панча-таттва танцевала там вместе. А потом фестиваль закончился. Вот и все, что там произошло. Все приехали вместе, сошли с ума, поели прасадам, потом разъехались (смех). Кто-то из вас был в таких ситуациях? (смех). Когда спрашиваешь: «Что там было?», «А, такое! Что? Не знаю». Фестиваль в Кетури был типичный кришнаитский фестиваль. (смех). За одним исключением – это было первое официальное празднование Гаура-пурнимы. Джахнава-мата председательствовала там. И что случилось в этом фестивале из того, что реально имеет отношение к нам с вами, кроме того, что там все сошли с ума? И это тоже, безусловно, имеет непосредственное отношение к нам с вами. Это то, что в тот самый момент, когда произошел этот фестиваль, он неслучайно произошел. Движение Господа Чайтаньи претерпевало кризис. Что произошло? Ушел Господь Чайтанья, вслед за Ним ушли ближайшие спутники Господа Чайтаньи, которые не могли вытерпеть разлуки с Ним. Вслед на ними ушли ближайшие спутники ближайших спутников и осталось второе поколение людей. В этом втором поколении, как всегда в любом втором поколении, началось брожение. Одни стали говорить: «Господь Чайтанья главный». Другие стали говорить: «Нет, Нитьянанда главный». Третьи говорили: «Нет, Адвайта главнее». Четвертые говорили: «Гададхара самый главный». Пятые говорили: «Они все главные. И поэтому нужно повторять «Нитай-Гаура Радхе-Шьям»». Не совсем, но… Шестые еще что-то говорили и никто не знал, что надо делать. Никто не знал у кого надо принимать посвящение, что нужно делать, каким образом получить бхакти, но все говорили только о бхакти. Все знали, что единственный смысл в жизни в том, чтоб у человека была бхакти, но никто не знал, как ее получить. Напоминает вам что-то эта ситуация? Все знают, что главное получить бхакти, но у всех очень туманное представление о том, что ж такое бхакти и каким образом ее можно получить. И когда все преданные собрались в Кетури, то это был главный вопрос, который нужно было решить. На самом деле, в то время главой Гаудия-сампрадаи была Джахнава-мата, супруга Господа Нитьянанды. Она была ачарьей в то время признанной. И Вайшнавы второго поколения, Нароттам дас Тхакур и Шринивас Ачарья они также пользовались большим авторитетом. Их задача заключалась в том, чтобы определить, что значит быть преданным, каким образом человек может быть уверен в том, что он связан с Господом Чайтаньей и что, собственно, является основной доктриной. Потому что в то время, особенно в Бенгалии, в каждой деревне Гаудия-вайшнавизм имел свои оттенки. Как сейчас у нас в каждом храме есть свои какие-то заморочки. Может не так ярко выражены, но «это главное», «Это главное», так, сяк, «Бхакти можно только так получить, никак по-другому нельзя получить». В Бенгалии еще хуже было. Так что ничего особенного с нами не происходит, все идет по плану. И когда они собрались в Кетури, задача заключалась в том, чтобы договориться, в конце концов, о том, каким образом может осуществляться связь с Господом Чайтаньей, что представляет собой эта связь, и что, собственно, является доктриной, или философией, которую принес Господь Чайтанья. Сам Господь Чайтанья ничего не написал, ничего не оставил после Себя. «Шикшаштаку» Он оставил, но «Шикшаштаку» можно интерпретировать как угодно. Основные решения, которые были приняты в Кетури заключались в том, что учение Рупы и Санатаны было положено в основу нашей сампрадаи. В то время это была далеко не такая очевидная вещь, как вам кажется сейчас. Сейчас мы можем подумать: «Ну как? Ясное дело, Рупа, Санатана. Хари бол». В то время Рупа, Санатана, не все были уверены, что это Хари бол. Рупа, Санатана, где-то там, не понятно где во Вриндаване, они написали свои произведения на санскрите, большая часть простых людей в Бенгалии не знали санскрита. И не понятно было, что там они такое написали, брахманы какие-то там, к тому же в мусульманском правительстве работали. Не было такого общего мнения, что они изложили то, что Махапрабху принес, то, что нужно. И более того, в то время появились люди с эмоциональностью, присущей бенгальцам, которые говорили: «Вообще, Кришна не нужен. Махапрабху пришел. Теперь нужно поклоняться только Махапрабху». Кто-то говорил, что, вообще, Махапрабху не нужен, Нитьянанда, только Нитьянанде нужно поклоняться. Кто-то говорил, что вообще никому не надо поклоняться. Кто-то говорил, что: «У нас гуру есть. Нужно нашему гуру поклоняться. И достаточно гуру поклоняться и все остальное придет само собой через гуру». В Кетури-граме было принято это фундаментальное решение, что закон для всей нашей сампрадаи это писания, оставленные шестью Госвами Вриндавана. Гопал Бхатта Госвами написал «Хари-бхакти-виласу», которая определяла, каким образом вайшнав должен жить, какие ритуалы он должен совершать. Санатана в систематическом последовательном виде обхъяснил «Шримад-Бхагаватам» в «Брихад-Бхагаватамрите» и написал комментарий на 10 песню «Шримад-Бхагаватам»
И Рупа Госвами обюъяснил практику бхакти с точки зрения расы. Он объяснил, что бхакти это раса. Это то, чего никогда и никто до этого не произносил. И это было первое решение Вселенского Собора в Кетури.
Кто знаком с историей религий знает, что христианская церковь, прежде чем доктрина ее сформировалась, там было множество Соборов Вселенских, когда они собирались: Никейский Собор, Антиохийский Собор, еще какие-то Соборы. Наш первый Собор был в Кетури-граме, тогда. И второе, принципиально важное решение, которое было принято тогда, это то, что любой человек, который, так или иначе, связан через цепь ученической преемственности, через своего гуру, с каким-либо из непосредственных спутников Господа Чайтаньи, связан с Самим Махапрабху. И эта связь непрерывна и вечна. Любой человек, кто, так или иначе, подсоединился к любой веточке сампрадаи, не важно от кого она идет или куда она идет, как она пришла к нему, он получает доступ к милости Господа Чайтаньи, если он будет следовать учению Господа Чайтаньи, изложенному Рупой и Санатаной. И это второе принципиальное решение Собора в Кетури, которое было принято тогда. И, в общем-то, эти вещи, эти истины остаются незыблемыми для нас с вами. Доктрина, или философия, которую принес нам Шрила Прабхупада, она основана Санатаной Госвами и Рупой Госвами. Он принес нам это. И мы можем быть уверены в том, что, независимо от того, это очень важно, потому что тогда появились те же самые заморочки – а вдруг гуру не тот? Вдруг он меня не связывает? Вдруг милость не придет? Вдруг гуру не такой, может быть другого поискать? Может быть, на рынке другой появился? Собор в Кетури … сказал: «Не важно. Если, так или иначе, связь есть, человек может получить милость Господа Чайтаньи», потому что милость Господа Чайтаньи распространяется на всех. И если у человека есть вера в сам путь, то Господь Чайтанья, так или иначе, придет и даст ему то, что заслуживает человек в соответствие с его искренностью. В зависимости оттого, насколько искренне наше желание обрести любовь к Богу, он получит эту любовь. Это, собственно, фестиваль в Кетури.
Мне надо идти уже. Спасибо большое. Я не ожидал, что у нас будет такая философская беседа. Шрила Прабхупада – ки.
— Джая.
БВГ: Гаура премананде. Джаганнатха-пури дхама – ки джая..