Москва (16.03.2008 г.) Семинар «Психологические аспекты «Бхагавад-гиты»»

Диск 98, л. 13

Аннотация:

— введение в тему семинара

— причина наших страданий – невежество (анади-авидья)

— пять категорий, раскрываемых в «Бхагавад-гите» (нет смысла пытаться понять, как мы здесь оказались,  нужно узнать, как выбраться отсюда)

— аксиома, которую постулирует Шрила Прабхупада — понимание Абсолютной Истины начинается с понимания того, что я являюсь индивидуальной личностью и, что Бог является индивидуальной личностью, у меня есть эго и у Бога есть эго.

— понимание Бога начинается с понимания себя (главное понять правоту Кришны. Если мы увидим, как этот мир видит Кришна, как Он смотрит на этот мир, если мы увидим Его абсолютную точку зрения и если мы поймем все то, что стоит за этим и все то, что связано с этим, в тот же самый момент мы станем счастливыми. «Бхагавад-гита» это самая важная книга, которая может сделать человека счастливым).

— «Гита» делает человека сильным, «Гита» дает человеку силу в сердце, «Гита» дает человеку возможность преодолеть все проблемы, какие бы  мы ни встретили на своем пути

— о том, каким  методом пользуется Шрила Прабхупада в своих объяснениях в «Бхагавад-гите»

ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ:

   —  Махарадж, а Вы себя как позиционируете,  Вы божественной природы или демонической?

 ***

      Харе Кришна.

Я хотел прочитать несколько абзацев из предисловия к «Бхагавад-гите» Шрилы Прабхупады. Я начну сегодня новый курс. В Индии я долго думал о том, что же  мне сделать для того, чтобы служить вам,  для того, чтобы мы могли яснее понять, в чем заключается смысл нашей деятельности. И у меня давно уже созрела идея обзорного курса по «Бхагавад-гите», который будет называться «Психологические аспекты «Бхагавад-гиты»». Смысл этого курса в том, чтобы прочитать вместе с вами «Бхагавад-гиту», как книгу по скорой психологической помощи. В сущности, именно таковой она и является. Кришна пришел на помощь Арджуне, потому что Он увидел, что Арджуна в этой помощи нуждается. Эта помощь была мгновенно эффективной. Все проблемы, которые были в уме у Арджуны, ушли. Нашто мохах смртир лабдха  Сам Арджуна признается в конце «Бхагавад-гиты», что: «(нашто мохах) вся иллюзия моя рассеялась, (смртир лабдха) и память вернулась ко мне». Память или знание, понимание того, кто я, что я делаю здесь, зачем я пришел сюда, что мне нужно делать. И, по сути дела, Кришна спел «Бхагавад-гиту», а «Бхагавад-гита» это песнь, для того, чтобы излечить нас от недуга отчаяния, от горя, от тоски, от депрессии, от стресса. Но, тем не менее,  мы видим, что иногда все эти болезни продолжают присутствовать в нашем сознании.  И мне хотелось, как бы, пройти сквозь всю «Бхагавад-гиту» с этой точки зрения, под этим углом, чтобы посмотреть, каким образом Кришна обращается к нам для того, чтобы помочь нам решить все свои проблемы. Это некая затравка. И сегодня у меня будет всего лишь навсего вводная  лекция, настоящие лекции пойдут дальше по воскресеньям, когда я буду в Москве, я буду продолжать этот курс. У нас много времени впереди, торопиться нам некуда, можно даже сказать, вечность. Так что от воскресения к воскресению мы будем потихоньку читать «Гиту» по порядку, пытаясь понять, каким образом Кришна лечит нас, каким образом Он врачует наши раны и наши беды. А пока я прочту несколько абзацев из предисловия «Бхагавад-гиты» Шрилы Прабхупады и попытаюсь буквально в двух словах сформулировать самую суть предисловия, каким образом предисловие вводит нас в смысл  философских проблем, разбираемых в «Бхагавад-гите» и каким образом эти философские проблемы имеют отношение к нашей ежедневной жизни.  Собственно, некоторым таким спусковым крючком  к тому, чтобы прочитать эту лекцию,  послужила фраза, которую я прочел вчера в одной книге, подаренной мне человеком, присутствующим здесь.  И там, в частности, было сказано,  что Шрила Прабхупада так извратил смысл «Бхагавад-гиты», что даже тупым западным людям все стало понятно. Ну так вот, мне хотелось доказать, что Шрила Прабхупада не извратил смысл «Бхагавад-гиты». И, хотя он действительно сделал так, что нам все стало понятно, но он сделал это не ценой извращения смысла, а ценой выявления глубинной сути слов Кришны, которые были продиктованы бесконечно глубоким состраданием, живущим в его сердце.  Итак, несколько абзацев из предисловия к «Бхагавад-гите».

     «В чем же суть «Бхагавад-гиты»? Ее цель — вызволить человечество из плена невежественного материального существования. Каждый из нас в своей жизни постоянно сталкивается с многочисленными трудностями, подобно Арджуне, которому предстояло сражаться в битве на Курукшетре. Оказавшись в трудном положении, Арджуна предался Кришне и в результате ему была рассказана «Бхагавад-гита». Но трудности испытывал не только Арджуна,. тревоги и беспокойства преследуют каждого из нас, и причиной тому — наше материальное существование. Само наше бытие протекает в атмосфере небытия. На самом деле нам не грозит небытие, ибо душа вечна, однако, по той или иной причине мы оказались в атмосфере асат. Асат значит «то, чего не существует»

     Из миллионов страдающих людей лишь немногие по-настоящему задумываются о том кто они, почему попали в такое тяжелое положение и т.д. До тех пор пока человек не пробудился от летаргии и не задумался над причиной своих страданий, пока не понял, что он больше не хочет страдать, что должен положить конец всем своим страданиям, его нельзя считать человеком в полном смысле этого слова. Человек становится человеком только тогда, когда в его уме начинают возникать подобные вопросы.  В «Брахма-сутре» такие вопросы названы  брахма-джигьясой. Атхато Брахма-джиджнаса. Любая деятельность, которой занимается человек, будет бессмысленной, если он не задается вопросом о природе Абсолютной Истины. Таким образом, по-настоящему понять «Бхагавад-гиту» может лишь тот,  кто начал задумываться над причиной своих страданий, над тем, откуда он пришел и куда попадет после смерти.

Искренний и серьезный ученик должен, кроме того, с глубоким почтением относиться к Верховной Личности Бога, Бхагавану. Именно таким учеником и был Арджуна.

     Господь Кришна приходит на землю в первую очередь для того, чтобы напомнить забывчивым людям об истинной цели жизни. Но даже из многих миллионов пробудившихся людей едва ли один может по-настоящему осознать свое истинное положение; именно для таких людей Господь рассказал «Бхагавад-гиту». По сути дела, все мы находимся в пасти у тигрицы неведения, однако Господь необыкновенно милостив к живым существам, особенно к людям. Ради них Он поведал «Бхагавад-гиту», сделав Своего друга Арджуну Своим первым учеником.

     Как личный друг Господа Кришны, Арджуна был надежно защищен от скверны невежества, однако на поле битвы Курукшетра Господь поверг его в невежество, чтобы он мог задать Господу Кришне вопросы о проблемах бытия и дать Господу возможность ответить на них ради блага всех поколений, которые придут за ним. Благодаря этому Кришна объяснил ему, как мы должны прожить свою жизнь, чтобы достичь совершенства и исполнить миссию человеческой жизни.

   — Шрила Прабхупада – ки.

— Джая.

БВГ: Еще раз, сегодня будет всего лишь навсего несколько вводных слов к этому курсу и в этих нескольких абзацах, которые я прочел, Шрила Прабхупада объясняет самый смысл и самую суть «Бхагавад-гиты». Он говорит, что «Бхагавад-гита» рассказана Кришной только для того, чтобы избавить нас от страданий, никакой другой цели нет. И в чем суть наших страданий? В чем причина наших страданий? Ответ на этот вопрос в высшей степени прост – в невежестве. Только потому, что у нас есть безначальное невежество и потому что мы не знаем ни кто мы, ни кто такой Бог, ни что мы делаем здесь, потому что мы до конца не понимаем этого, мы страдаем. В тот самый момент, когда пелена невежества спадет с наших глаз, в тот самый момент, когда все станет ясно, мы станем счастливыми.  В этом нет и не может быть никаких сомнений. Ведическая философия, «Веды» с очень большой определенностью подчеркивают момент – причина всех наших страданий – анади-авидья, безначальное, не имеющее начала, невежество,  которое держит нас в своем плену. Шрила Прабхупада сравнивает это невежество с тигрицей. Мы находимся в пасти у этой тигрицы.  Каким-то образом мы ухитряемся наслаждаться даже в этом положении. Смешно, но это факт.   Люди исхитряются наслаждаться в любом состоянии, несмотря на то, что страдания обступили нас со всех сторон, несмотря на то, что мы горим в этом пламени. Но человек так устроен, что он даже во время лесного пожара найдет себе прохладное место, и будет наслаждаться.  Пусть одну секунду, но он будет это делать.

     Как я разговаривал с одним преданным, учеником Шрилы Прабхупады, у которого недавно был рак, ему вырезали раковую опухоль, и он говорит: «Три месяца, три месяца был жуткий ад. Я был в аду, я не мог ни есть, ни спать, ни лежать, ни ходить,  ни стоять, я испытывал страшную боль. Но теперь у меня все хорошо, я снова могу наслаждаться». Снова, опять. И Шрила Прабхупада говорит об этом. Он говорит, что все наше бытие протекает в атмосфере небытия. Проблема в этом. В том, что мы находимся в атмосфере  небытия, хотя по природе своей мы вечны. И решать нужно эту проблему —  каким образом несовместимость вечной души с временной материальной жизнью можно разрешить, каким образом можно положить этому конец. И для этого надо избавиться от невежества, для этого нужно, так или иначе, раз и навсегда избавиться от невежества. И Шрила Прабхупада объясняет в предисловии к «Бхагавад-гите» в чем заключается знание.  Разумеется, чтобы в нескольких словах описать весь смысл «Бхагавад-гиты», нужно очень сильно постараться. Но, в конце концов, «Гита» нужна для того, чтобы избавить нас от невежества. Невежество означает непонимание Абсолютной Истины.

     Я очень рад Вас видеть здесь. Спасибо, что Вы пришли хотя бы на минутку. Спасибо. Это Марина Таргакова. Она, в каком-то смысле, тоже повинна в том, что я решил провести этот курс. В свое время я поделился с ней идеей этого курса «Психологические аспекты «Бхагавад-гиты»» и она с очень большим энтузиазмом восприняла его.  И теперь я вынесу его ей на суд, она оценит насколько я разобрался в психологических аспектах «Бхагавад-гиты».   Она недавно получила посвящение у Чайтанья Чандры Чарана прабху и теперь ее зовут Малика-мала. Спасибо.

     Еще раз, возвращаясь к нашей теме,  источник всех наших страданий – в уме. Источник всех наших страданий, так или иначе, в том, что ум наш не гармоничен, что мы ожидаем чего-то от этого мира, чего мы в принципе не можем получить,  что наше сознание настроено неправильно. В этом суть невежества. Суть невежества в том, что мы не понимаем, кто мы такой.  По сути дела мы все здесь шизофреники.  Проблема шизофреников в  том, что они не верят в то, что они шизофреники.  Если сумасшедшему сказать, что он сумасшедший, он скажет: «Нет. Нет». И сколько бы ни доказывать ему, он никогда не поймет этого.  Поэтому Кришна очень тактично начинает лечить наше сумасшествие, Кришна очень тактично пытается объяснить нам, в чем суть нашего невежества. И суть нашего невежества в том, что я не понимаю, в конце концов, кто я такой.  И все это возникает в уме.  Наши страдания, наше горе, наши беды все они находятся в нашем уме.

     У меня недавно был замечательный опыт этого.  Я был во Вриндаване и я страдал, как и положено, как и нужно обусловленной душе в материально мире.  Совершенно без всякой причины, что-то там такое варилось, кипело, кипело.  Вдруг в какой-то момент, я уж не знаю почему, Кришна на мгновение приподнял завесу невежества  с моего сознания.  И мне вдруг стало необычайно хорошо, так хорошо, что мне хотелось обнять всех, даже  свиней, которые там, рядом,  в грязи купались, мне хотелось поделиться этим счастьем со всеми.  Я ехал и думал: «Что ж случилось со мной? Еще несколько минут назад, пару часов назад я страдал. Ничего не изменилось, обстоятельства не изменились, я не изменился. И вдруг сейчас я самый счастливый человек на свете: мне хочется обнять всех, мне хочется поделиться этим счастьем».  Что изменилось? Изменилось состояние моего ума. Все. На мгновение Кришна приподнял эту завесу невежества, которая задавила сознание, которая вводит человека в заблуждение и сразу же все проблемы ушли.  И в этом, собственно, суть «Бхагавад-гиты».

В «Бхагавад-гите» Кришна объясняет, как человек может из любого состояния, как бы мы низко ни пали, а Он не обращает внимания на наше падение. Он обращается к Арджуне, называя его «анакха», «анакха» значит «безгрешный»,  и Он имеет в виду всех нас.  Это значит, что независимо от того, сколько б грехов мы ни совершили….   Есть из вас тут кто-то, кто считает себя безгрешным, поднимите, пожалуйста, руку.  Джая. Единственный человек правду понял.  (смех). Но сколько бы грехов мы ни совершили, мы все равно анакха, мы все равно безгрешные, мы чистые. И никогда не поздно начать все с самого начала, с чистой страницы.  И Шрила Прабхупада объясняет в предисловии к «Бхагавад-гите», что понимание истины, или свобода от невежества, значит понимание того кто мы и в каком мире мы находимся. Он говорит, что «Бхагавад-гита» имеет дело с пятью темами, что «Бхагавад-гита» разбирает природу дживы, или живого существа,  природу Ишвары, или Бога,  природу пракрити,  материальной природы, или материального мира,  калы – времени и кармы. И он очень, в нескольких словах буквально, все расставляет на свои места. Он говорит, что из этих пяти категорий, которые описываю все, эти пять категорий составляют Абсолютную Истину. В конце, если вы заметили, в конце этих трех абзацев, которые я прочитал,  Шрила Прабхупада говорит, что человек должен понять Абсолютную Истину. Абсолютная Истина значит полное понимание всего.  Ни просто Бог. В конце концов, все это включается в Бога. Абсолютная Истина значит понимание дживы, Абсолютная Истина значит понимание Бога, Абсолютная Истина значит понимание материальной природы, времени и кармы. Когда человек понимает все, он становится счастливым.  И, в сущности, все очень просто. Есть Бог и Бог это вибху-самвит, это огромное сознание, бесконечное сознание, это сознание, породившее нас, сознание, искорками которого мы являемся. Есть ану-самвит – маленькое, крошечное сознание, к которому мы относимся.  И вибху-самвит, ану-самвит они имеют природу самвита, они имеют природу сознания, но тем не менее они вечно отличны друг от друга.  Есть вибху-самвит, или Бог, породивший все это, и у Бога есть «Я», у Бога есть эго. Иначе бы Бог не смог создать этот мир. Люди, которые утверждают, что есть только единая субстанция, что нет ничего двойственного, даже они приходят в замешательство, потому что отсутствие двойственности означает отсутствие импульса к деятельности. Но Шрила Прабхупада объясняет, что Бог означает высшее сознание, у которого есть «Я», или осознание Своего существования, или Своей отдельности. Бог является личностью в том смысле, что у Него есть это «Я». И мы с вами являемся  маленькими личностями.  И есть материальная природа, которая не имеет сознания, которая не обладает сознанием. Есть время, которое тоже не обладает сознанием, но оно, в отличие от материальной природы, не имеет гун. В этом отличие. Во времени нет гун. Время это некая загадочная субстанция, в котором нет качеств, которое несет нас в своем потоке.  И этим оно отличается от материальной природы.  Материальная природа вся состоит из этих трех качеств: раджаса (страсти), саттвы (благости) и невежества, или тамаса. Есть время, которое не имеет этих качеств. И, в конце концов, есть карма. И про карму Шрила Прабхупада сообщает нам радостное известие, что карма не имеет начала, что мы с вами находимся в этом состоянии безначальной запутанности в материальном мире. Никогда не было начала у нашей кармы.  Иногда люди пытаются понять свою прошлую жизнь. Но какой смысл пытаться понять свою прошлую жизнь? Потому что за прошлой жизнью была позапрошлая жизнь, а за позапрошлой жизнью была позапозапрошлая жизнь. И Шрила Прабхупада утверждает, что карма по природе своей анади, невежество наше не имеет начала, но невежество наше может иметь конец. Все эти пять категорий….. Четыре из пяти категорий вечны: Бог вечен, джива вечна, время вечно, материальная природа  вечна.  Глупо задавать себе вопрос: «Каков мой источник?», глупо задавать вопрос: «каков источник Бога?». Точно так же глупо задавать вопрос: «Каков источник материальной природы? Каков источник времени?». Это вечные категории.  Но есть одна категория очень существенная, которая привязывает живое существо сюда, это категория кармы.  И карма не имеет начала, но имеет конец. Может такое быть, чтобы у чего-то не было начала, но был конец? Может такое быть? Кто-то может аналогичный пример привести? Да. Есть только один пример в индийской логике аналогичной категории. Потому что обычно если что-то не имеет начала, значит оно не должно иметь конца.  Но карма не имеет начала, но имеет конец. Иначе говоря, наша карма, которая держит нас здесь, наше рабство, наше невежество, которое заключает нас здесь, не имеет начала, но у нее может быть конец. И, соответственно, Баладева Видьябхушана приводит хороший пример из индийской логики. Он говорит, что есть одна очень очевидная категория, которая не имеет начала, но имеет конец.  Это, так называемая, праг-абхава – несуществование какой-то вещи. Например, этот компьютер. До какого-то момента он не существовал, правильно? Было ли начало у его несуществования? Нет. Можно ли сказать когда он начал несуществовать? Нет, он всегда несуществовал. Но в какой-то момент он перестал несуществовать. Иначе говоря, он несуществовал, несуществовал, несуществовал, несуществовал бесконечно, но в какой-то  момент перестал несуществовать и появился на свет.  Точно к такой же категории прагабхавы относится наша карма. Карма не имеет начала.  И поэтому все разговоры о том, когда мы попали сюда,  что с нами случилось, они в достаточной степени бессмысленны. Шрила Прабхупада очень часто подчеркивал этот момент – нет никакой необходимости пытаться найти или  понять, откуда началась моя карма.  Потому что карма не имеет начала. Главное понять, что я действительно оказался здесь и что это существование плачевно, что здесь я страдаю, что мое существование здесь неправильное, что что-то неверно здесь и попытаться, отталкиваясь от этого момента,  найти способ каким образом положить конец этим страданиям.  Шрила Прабхупада пишет здесь, что человеческая жизнь начинается с того момента, когда я понимаю, что мне нужно и я могу, я имею все возможности, все необходимое в моих руках для того, чтобы положить конец своим страданиям.

     Я недавно разговаривал с Шьямасундарой прабху, астрологом, Он знаменитый астролог, в ИСККОНе самый знаменитый астролог.  И он может вам сказать про прошлую жизнь, про позапрошлую жизнь, про попозапрошлую жизнь. Проблема в том, что он недавно попал в автомобильную катастрофу. Я у него спросил: «Как же так? Вы же астролог. Вы же должны были знать, что Вы попадете в автомобильную катастрофу».  Он сказал: «Я спал». (смех) Астрологи тоже иногда спят, они тоже иногда оказываются в невежестве.  Он говорит, что: «Когда я очнулся после этой автомобильной катастрофы….». Что характерно? Что эта автомобильная катастрофа случилась с ним на пути из Дели во Вриндаван. Он ехал в духовный мир. Даже на этом пути иногда случаются аварии и катастрофы. Он говорит, что: «Когда я проснулся, вернее, очнулся, я заснул в машине , и, когда я очнулся, я очнулся в страшной, жуткой боли, безумной совершенно, невероятной боли, боли, которую невозможно описать словами, и первое, что я тогда вспомнил,   я вспомнил слова Шрилы Прпабхупады, где он говорит: «Не важно как вы оказались в этом положении, главное от него избавиться» (смех)Он говорит, что: «В этот момент я не пытался понять каким образом, что случилось с моей машиной? Куда девался шофер? Каким образом я оказался здесь? В этот момент единственное, что я понял, что мне нужно как-то из этого состояния избавиться». И, еще раз, чтобы избавиться, нужно очень хорошо понять природу Абсолютной Истины. Понять природу Абсолютной Истины значит понять природу всего того, что нас окружает, и прежде всего природу самого себя и природу Бога.

И Шрила Прабхупада в предисловии к «Бхагавад-гите» постулирует очень важную аксиому. В сущности, это аксиома. Ее, наверно, не возможно доказать, потому что это фундаментальное положение, хотя, с другой стороны, как любая аксиома  она очень понятна и близка нам. Он говорит, что понимание Абсолютной Истины начинается с понимания того, что я являюсь индивидуальной личностью и что Бог является индивидуальной личностью, у меня есть эго и у Бога есть эго. И эго всегда имеет два аспекта,  два основных аспекта:  это – «я действую» (картритва) и «я наслаждаюсь», «я знаю, я наслаждаюсь,  я ощущаю, я испытываю что-то и я действую».  И эти два аспекта есть как у Бога, так и у живого существа.  «Упанишады», бесконечное количество цитат можно привести, и Шрила Прабхупада цитирует «Упанишады» в этом смысле, или шрути, изначальные «Веды», которые утверждают, что у Бога есть это «Я» и это «Я» говорит Ему: эко бахунам  йо веда тати каманам ??? Один человек, одно живое существо питает все живые существа, исполняет желания всех живых существ.  Один единственный Бог захотел сотворить этот мир. И сам факт того, что он захотел сотворить означает, что у Него есть эго. И это очень важно понять – эго живого существа – вечное.  Большая часть философий, которые пытаются объяснить, каким образом человек может избавиться или достичь состояния освобождения, утверждают,  что эго это всего лишь ошибка живого существа, что, в конце концов, живое существо должно стать богом, должно осознать себя богом. Но нет, мы никогда не станем Богом, мы всегда останемся самими собой, маленькими, крошечными живыми существами. И это, в сущности, суть «Бхагавад-гиты». Шрила Прабхупада не извратил суть «Бхагавад-гиты», а объяснил суть «Бхагавад-гиты», потому что суть «Бхагавад-гиты» — бхакти, а бхакти означает служение, а служение означает два, означает два эго. Есть огромное эго, или Бог, Ишвара, и есть маленькое, крошечное эго. И мое предназначение, миссия человеческой жизни в том, чтобы служить или исполнять желания большого Бога. Я крошечный по своей природе, Бог – бесконечно велик. И природа крошечного живого существа в том, чтобы исполнять желания Бога и, исполняя желания Бога, так или иначе, обрести сознание Бога. «Бхагавад-гита» учит человека сознанию Бога, или пониманию того, каким образом Бог проявляется здесь и сейчас.

     Баладева Видьябхушана и Шрила Прабхупада, за которым следует  Шрила Прабхупада,  объясняя «Бхагавад-гиту», утверждают, что, в сущности,  понимание Бога начинается с понимания себя.  И это очень важный момент, о котором мне хотелось чуть более подробно сказать сегодня: что человек не может понять Бога, не  поняв себя,  и человек никогда не сможет понять себя, не поняв кого? Бога; что человек создан по образу и подобию Бога. И наше понимание Бога, наш путь к пониманию Бога, наш путь к пониманию Абсолютной Истины лежит через понимание самого себя. Но для того, чтобы понять самого себя, кого мы должны понять? Бога, Кришну. Мы никогда не сможем до конца понять самого себя до тех пор, пока мы не поймем Бога. Эти две вещи, два этих «Я», понимание этих двух категорий,  двух истин абсолютно неразрывно связаны друг с другом.  Именно поэтому психология человека, понимание психологии человека означает до какой-то степени понимание психологии Бога. И наоборот, когда мы приближаемся к Богу через поклонение Ему, мы яснее начинаем понимать свою собственную психологию. В сущности, Кришна пытается научить нас стать счастливыми по какой причине? Потому что Он Сам счастлив. Он знает, что значит быть счастливым, Он понимает, как быть счастливым и Он хочет поделиться этим секретом с нами. Он видит, каким образом мы, маленькие, крошечные подобия Бога, страдаем и мучимся здесь, в материальном мире. И Он говорит: «Стань таким же как Я, в каком-то смысле. Попытайся понять, каким образом мыслю Я и каким образом  вижу этот мир Я». В тот самый миг, когда мы увидим этот мир таким, как его видит Кришна, когда мы увидим самих себя таким, как нас видит Кришна, в этот самый миг мы станем такими же, как Кришна. А Кришна какой? Счастливый.  «Бхагавад-гита» объясняет именно это. «Бхагавад-гита» объясняет, как видит мир Кришна.  Много разных описаний мира. И, в общем-то, Сам Кришна говорит, что мир можно видеть по-разному, что разные мудрецы смотрят на мир по-разному, что кто-то видит мир так, кто-то видит мир так. И, в общем-то, строго говоря. Нельзя сказать, что одно виденье отличается, или лучше, чем другое виденье. Кто-то может сказать, что мое виденье более правильное, кто-то будет говорить, что мое относительное виденье более правильное. Кришна говорит: «Все правильные». Кришна щедрый. Кришна говорит….     В 11 песне «Шримад-Бхагаватам» Кришна говорит Уддхаве, что одни говорят, что этот мир состоит из одиннадцати элементов, другие говорят, что из 25, третьи говорят, что из 32, четвертые, что из 48. Так. Кришна не дошел до современного состояния, потому что современные химики говорят, что из 107 элементов.  Но что самое интересное, Кришна в конце говорит: «Они все правы, — Кришна говорит, — А, все правы». Не жалко. И тот прав, и другой прав, и третий прав. Но главное понять не то, как я прав, главное понять правоту Кришны. Если мы увидим, как этот мир видит Кришна, как Он смотрит на этот мир, если мы увидим Его абсолютную точку зрения и если мы поймем все то, что стоит за этим и все то, что связано с этим, в тот же самый момент мы станем счастливыми. И в этом суть. Суть не в том, чтобы мучиться в этом мире. «Бхагавад-гита» это самая важная книга, которая может сделать человека счастливым.

     Обычно сейчас есть целый жанр книг, которые дают рецепты счастья. Кто-то читал такие книги? Они обычно психологические книги, различные психологические тренинги – позитивное мышление. Кто-то читал книги про позитивное мышление? Как можно решить все свои проблемы? Главное позитивно на них посмотреть. Множество книг, полных очень важных и существенных рецептов, которые должны сделать вас счастливыми. Но «Бхагавад-гита» в отличие от всех этих книг, в отличие от всех остальных книг, которые пытаются дать поверхностные рецепты, дает самый глубокий рецепт вечного счастья.   Суть в том, что если мы будем пользоваться другими рецептами, мы сможем до какой-то степени стать счастливыми, мы сможем решить в каких-то пределах свои проблемы. В этом нет никаких сомнений.  Рецепты, которые там даются, очень полезные, очень мудрые: нужно позитивно смотреть на мир. Нужно? Нужно позитивно смотреть на мир  И нужно много всего делать еще. Беда в том, что очень сложно позитивно смотреть на мир, когда ты сам негативно смотришь на мир. Иначе говоря, далеко не всегда и не во всех ситуациях эти рецепты работают. Но Кришна дает нам рецепт, который работает во всех ситуациях.  Это не дешевый рецепт. И когда мы будем проходить с вами, или читать по страницам «Бхагавад-гиты»….   Иногда, на самом деле, меня самого охватывает дрожь – Кришна хочет слишком многого.  Кришна хочет от нас действительно очень серьезных вещей. Кришна говорит: «Не привязывайся к плодам своего труда». Кто-нибудь слышал этот совет Кришны? Кто-нибудь следует этому совету в своей жизни? Кришна дает массу замечательных советов. И смысл того, о чем мы будем с вами говорить, это в том,  чтобы понять действительно, как применять это в своей жизни. Это не дешевые советы. Эти советы безусловно действуют, они безусловно смогут сделать нас счастливыми. Но это труд, большой, глубокий труд, внутренний труд души.

     Однако это благодарный труд, потому что, в конце концов, человек, проходя через этот труд, проходя через эти проблемы, которые будут раскрываться перед ним, он сможет исполнить миссию человеческой жизни – избавиться от всех своих страданий. И «Бхагавад-гита» безусловно сопряжена с болью. Если человек читает «Бхагавад-гиту», если человек пытается понять «Бхагавад-гиту» или применять ее в своей жизни, он испытывает боль. Почему он испытывает боль? Потому что он часто чувствует, что он не способен применять эти советы. Что приятно? То, что мы не одиноки, то, что Арджуна тоже не был способен применять советы. И Кришна, давая один совет за другим,  видит, каким образом Арджуна реагирует на них, Он видит страх в его глазах, Он видит как глаза его начинают бегать, Он видит как Арджуна  пытается убежать от этого,  как Арджуна пытается обмануть. И Он проходит через все это с Арджуной. Несмотря ни на что, несмотря на все попытки Арджуны убежать, Его сострадание сильнее, чем робость Арджуны.  И именно через это мы должны с вами пройти, потому что, в конце концов,  «Бхагавад-гита» делает слабого человека сильным.   Далеко не каждый из нас силен, далеко не каждый из нас способен преодолеть все эти проблемы с самого начала, потому что для этого нужно обладать необычайной силой.  Но кто из нас обладает этой силой? Никто.  Кришна дает нам эту силу. С самого начала Он называет Арджуну как? Да, Он называет его трусом и малодушным.  Арджуну, самого великого героя, самого великого лучника, того, кто еще недавно готов был собственноручно уничтожить целую армию, которая стоит перед ним, Он называет его трусом. Он говорит: «Ты трус, трус, трус, малодушный человек. У тебя слабое сердце». Но «Гита» делает человека сильным, «Гита» дает человеку силу в сердце, «Гита» дает человеку возможность преодолеть все проблемы, какие бы  мы ни встретили на своем пути. И, собственно, об этом и будет весь этот курс, о том, какие проблемы встают на нашем пути и каким образом человек должен преодолевать эти проблемы, как он должен проходить через все эти проблемы.

     И еще буквально пару слов, прежде чем я закончу, о том, каким образом или каким методом пользуется Шрила Прабхупада в своих объяснениях в «Бхагавад-гите».  Я очень часто слышал претензии к его истолкованию «Бхагавад-гиты». Обычно люди, зараженные некой псевдонаучной объективностью, пытаются читать «Бхагавад-гиту» и говорят, это не научный перевод, это не научное толкование. На самом деле эти люди ничего не понимают в том, что значит научное.  То, что сделал Шрила Прабхупада с  «Бхагавад-гитой», и это тоже будет одна из тем, сквозных тем, нашего курса – объяснение объяснений Шрилы Прабхупады, каким образом и почему он объясняет именно так, соответствует классическому определению бхашьи. «Бхашья» значит «комментарий». И комментарий означает привязывание каждого слова текста к смыслу этого текста. Почему «Бхагавад-гита» иногда кажется противоречивой? И люди, которые с,  так сказать, с объективной научной точки зрения пытаются  изучать «Бхагавад-гиту», в конечном счете, полностью запутываются.  Был знаменитый немецкий ученый Отто. Он изучал «Бхагавад-гиту», изучал, изучал, изучал, и он пытался понять разные слои. И понял, что в «Бхагавад-гите» 16 разных слоев. Иначе говоря, что 16 человек приложило свою руку к написанию «Бхагавад-гиты» — кто-то сел, написал несколько стихов, потом пришел другой, сел, переписал что-то, потом третий, написал еще что-то. В конце концов, 16 человек написали «Бхагавад-гиту».  Это великий немецкий ученый и только немецкий ученый мог такое придумать.  Отто сказал. Так. Но в «Бхагавад-гите» есть фразы, которые повторяются снова и снова: «Шри Бхагаван увача» и Он только один Шри Бхагаван, и Он говорит.  И в классических ведических произведениях дается определение бхашьи, или комментария, и там говорится, что комментарий значит, когда мы привязываем каждое слово текста к смыслу текста, когда мы сначала выщепляем смысл этого текста, а потом объясняем каждое слово этого текста через призму этого смысла. Мы не пытаемся объективно посмотреть на этот текст, потому что объективного текста не существует. Сначала мы понимаем самую суть или самый смысл «Гиты». И это именно то, что сделал Шрила Прабхупада – он взял самый смысл, квинтэссенцию «Бхагавад-гиты», «Бхагавад-гиту как она есть» и потом он взял каждое слово этого текста и объяснил каждое слово этого текста сквозь призму. И смысл «Бхагавад-гиты» в чем? В чем основной смысл «Бхагавад-гиты», основная суть «Бхагавад-гиты»? Что, в конце концов, хочет сказать Кришна в «Бхагавад-гите»? Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа;  манн-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру. Смысл «Бхагавад-гиты», суть «Бхагавад-гиты» — бхакти.  Смысл «Бхагавад-гиты» в том, что, в конце концов,  живое существо должно любить Бога, потому что Бог уже любит живое существо. И любить значит служить, любить значит отдавать. И Шрила Прабхупада взял этот смысл «Гиты», простой смысл «Гиты», не попытался просто сначала отстраненно посмотреть, как немецкий ученый Отто, где тут есть противоречия всего остального и не запутался во всем этом,  он взял этот смысл и нанизал на нитку этого смысла все остальное. И именно поэтому «Бхагавад-гита», написанная Шрилой Прабхупадой, обладает такой невероятной силой. Любой человек, который читает эту «Бхагавад-гиту» становится преданным, становится бхактой. Сколько людей, и Шрила Прабхупада с гордостью говорит об этом в предисловии, сколько людей до этого переводило «Бхагавад-гиту», читало «Бхагавад-гиту», появился ли хоть один преданный Кришны? Нет.  Но когда он прочитали «Гиту», написанную Шрилой Прабхупадой,  где каждое слово пронизано изначальным смыслом «Гиты», изначальным посланием «Гиты», до нас, тупых людей Запада, вдруг дошло, что я должен делать? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Дошло. Дошло, да? Дошло.  Но не до конца дошло. И так как я сам часто сталкиваюсь с этой проблемой в своей собственной жизни, что дошло, но не до конца, я попытаюсь на протяжении нескольких последующих воскресений, их будет много,  вместе с вами глубже стараться понять этот смысл и смысл этого окончательного безоговорочного совета Кришны – что мы должны предаться, стать Его преданными и каким образом именно это может решить все наши проблемы и исполнить миссию нашей человеческой жизни.

     Спасибо большое.

     Хорошо. Может быть, какие-то вопросы есть, один или два по поводу того, что нам предстоит с вами?

ВОПРОС: Махарадж, а Вы себя как позиционируете, это не совсем мой вопрос, просто некоторые преданные задают Вам такой вопрос, Вы что божественной природы или демонической? (смех)

БВГ: Вопрос, что называется, ребром.  Кем я себя считаю существом божественной природы или демонической? В Кали-югу нет людей божественной природы.  В Кали-югу преобладают гуны страсти и невежества. И, в сущности, Кришна объясняет, что что такое демоническая природа? Демоническая природа означает подверженность влиянию гун страсти и невежества.

Иначе говоря, сейчас Вы у меня спросили, влияют ли на меня гуны страсти и невежества. Я задам этот вопрос вам. Пожалуйста, поднимите руку, на кого влияют гуны страсти и невежества. Кто воздержался? За исключением одного воздержавшегося. Если на нас влияют гуны страсти и невежества, то у значит у нас есть вожделение, если на нас влияют гуны страсти и невежества, это значит у нас будет гнев. Если на нас влияют гуны страсти и невежества, это значит у нас будет жадность. Кришна говорит, что именно к этому сводится демоническая природа, когда у человека есть гнев, жадность или вожделение. В этом суть демонической природы. И Он начинает объяснять дальше божественную природу и говорит, что божественная природа  начинается абхайам саттва-самшуддхих, что божественная природа начинается с бесстрашия, с того, что человек предается Кришне и человек пытается очистить свое существование. Несмотря на то, что гуны материальной природы, страсть и невежество,  влияют на него, если человек пытается очистить свое существование (саттва-самшуддхих), то он относится к божественной природе. В этом, в сущности, глубинное отличие (абхайам саттва-самшуддхих) людей, принадлежащих к божественной природе, от людей к демонической природе принадлежащих. Страсть, невежество влияют на всех. Но люди, принадлежащие к божественной природе, несмотря на все препятствия, тем не менее пытаются очистить свое существование (саттва-самшуддхих). Абхайам саттва-самшуддхих это два первых качества божественной природы. Если человек стал на путь очищения, если человек хочет очиститься, независимо от того, какие проблемы у него есть, то он относится к божественной природе.  Если человек не очищается, то тогда, если человек настаивает на том, чтобы сохранять свою демоническую природу, то тогда он остается демоном. Но если человек пытается очиститься….. Иначе говоря, люди божественной природы это демоны, которые пытаются очиститься. (смех). Вот и все.

— ()

БВГ. Я понимаю, да. Именно об этом я и сказал.   Есть суры и асуры. Асуры это те, кто не признают существование Вишну. Вишну-бхакта смртир, как там? смрто-дайва, да. Дайва, или человек божественной природы, это Вишну-бхакта  Асура тадви парйайах. Асура, иди демон, это тот, кто не хочет служить Вишну.

     Okay. Шри Чайтанья Махапрабху – ки джая. Шри Гаура-пурнима –ки джая. Шачинандана Махараджа – ки джая. Шрила Прабхупада – ки джая.  Гаура-премананде.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.