Диск 98, л. 15
Аннотация:
— о важной исторической роли Сарвабхаумы Бхаттачарьи
— по каким признакам человек может понять: обладает он милостью Кришны или нет
— бхакти может прийти только от бхакты. (Бхакти — это милость преданного, это желание преданного)
— разбор бхаджана «Шри Шачи-сута-аштакам», первый куплет (о любви, которую принес Господь Чайтанья; о поэзии, как способе передачи любви; о танце Господа Чайтаньи, о новом юморе)
***
Я очень коротко расскажу о нескольких моментах этого бхаджана, написанного Сарвабхаумой Бхаттачарьей. На самом деле, говорить об этом бхаджане можно несколько недель. У нас с вами нет столько времени в распоряжении, поэтому я чуть-чуть коснусь нескольких аспектов того, о чем говорит здесь Сарвабхаума Бхаттачарья.
Прежде, чем говорить о том, что он пишет здесь, прославляя Шри Чайтанью Махапрабху, нужно вспомнить о том, кто пишет. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад объясняет, что Шри Чайтанья Махапрабху не случайно пришел в одно и то же время вместе с Сарвабхаумой Бхаттачарьей. У Сарвабхаумы Бхаттачарьи была очень важная историческая роль. Его историческая роль заключалась в том, чтобы из атеиста превратиться в бхакту, полного фанатика без всякого разума, и чтобы таким образом показать, что будет происходить на протяжении многих тысячелетий после прихода Господа Чайтаньи с разными атеистами. Сарвабхаума Бхаттачарья был не просто атеист, он был самым лучшим из атеистов. Он был атеистом, который знал Веды. Шрила Рупа Госвами говорит, что атеисты, которые знают Веды, лучше, чем обычные атеисты (смех). И он знал Веды в совершенстве. Полностью, абсолютно, в полном совершенстве он знал логику. Он был ученым. Позже, когда он стал бхактой, он будет бить себя в грудь кулаком и говорить: «Всю свою жизнь я потратил зря, будучи сухарем. Всю свою жизнь я потратил зря на то, чтобы просто сухо рассуждать об Абсолютной Истине, не веря в нее. Но никого лучше его, если речь заходила о рассуждении об Абсолютной Истине, не было во всем свете. На самом деле Навадвипа славилась своей ученостью, там было много разных школ. Но до Сарвабхаумы Бхаттачарьи там не было ньяи. Там учили всему: там учили Веда-патхе, там учили как правильно произносить мантры, там люди хорошо знали Веды, но никто не знал логику. Поэтому Сарвабхаума Бхаттачарья решил, что, вместо того, чтобы соревноваться с разными пандитами, которые живут в Навадвипе, что было достаточно сложным занятием, ему нужно пойти, изучить логику и стать монополистом логики в Навадвипе. В то время монополию на логику держала Митхила, Бихар. Там разработали особую школу логики нава-ньяю, новую логику, которую невозможно было опровергнуть. И профессора этой логики не давали своим студентам в руки книг. Они их учили чему-то, но они очень боялись, чтобы они запомнили все и составили им конкуренцию. В конце концов, это был их способ существования. Сарвабхаума Бхаттачарья пошел туда, он претворился смиренным студентом нава-ньяи, и через два месяца он наизусть знал все книги по нава-ньяе. Он ушел и открыл свою школу в Навадвипе, которая затмила и навеки отодвинула в небытие школу логики Митхилы. На самом деле, школа логики, которую открыл он, до сих пор знаменита. Его учеником был Рагхунатха. И Рагхунатх написал трактат по логике на основании того, чему учил Сарвабхаума Бхаттачарья, который до сих пор считается непревзойденным. Его книга называется «Бибхети». И нам с вами, людям, продуктам Кали-юги, лучше даже не открывать эту книгу, чтоб не расстраиваться. Просто потому, что мы ничего, в принципе, там не поймем. Можно только верить, что это хорошая логика. (смех). Софистика или логика, которой занимались там, непостижима нашему уму. Они брали логическую проблему, которая для нас никакая не проблема, потому что мы не поймем, в чем она заключается, потом разрешали ее самым изощренным способом. И Рагхунатха был учеником Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Другой его ученик знаменитый Рагхунандан. Рагхунандан написал «Дхарма-шатру» или законы Рагхунанданы, по которым до сих пор, или до последнего времени, жила Бенгалия. Несмотря на то, что в Индии ест свои законы, федеральные законы, Штат Бенгалия жил по «Дхарма-шастре», написанной Рагхунанданой, учеником Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Иначе говоря, он был величайшим ученым, так что махараджа Ориссы специально послал к нему посольство и умолял его прийти и украсить собой его двор. Он знал, что если Сарвабхаума Бхаттачарья будет блистать при его дворе, то его двору не будет равных. И Сарвабхаума Бхаттачарья по воле провидения переселился в Джаганнатха-пури для того, чтобы основать там свой университет. И тысячи, тысячи студентов учились у него, преклонялись перед ним, пытаясь поймать пылинку с его стоп. Когда он открывал рот, люди замирали, потому что его объяснения были настолько высоки, что почти никто ничего понять не мог (смех). И этот человек стал бхактой, не просто бхактой, фанатиком. Не просто фанатиком, человеком, который стал извращать Священные Писания в угоду бхакти. (смех). Все знают знаменитую историю в «Чайтанья-чаритамрите», когда, после его обращения, Чайтанья Махапрабху пришел к нему с прасадом утром рано, чтоб проверить, что он будет делать. Потому что, уважающие себя брахманы, по утрам должны сначала почистить зубы. Поесть, не почистив зубы, нечто немыслимое. Сарвабхаума Бхаттачарья вылез из постели и стал руками есть этот прасад. Чайтанья Махапрабху его спросил: «Что с тобой, дорогой? Ты же не почистил зубы. Ты не прочитал мантры, не говоря уже обо всем остальном». Он говорит: «Какие зубы? Какие мантры? Прасад. (смех) О чем может идти речь, прасад передо мной. Я не должен ждать ничего». И в этот момент он процитировал стих из «Шримад-Бхагаватам». Как этот стих? Дживета йо мукти-паде.. тат те ‘нукампам су-самикшамано бхунджана.. Вместо «мукти-паде», как там сказано, он сказал «бхакти-паде» Он взял и извратил стих из «Шримад-Бхагаватам». Он стал говорить, что: Человек, который живет постоянно веря в Тебя, у которого нет ничего, кроме веры в Тебя, и который во всех обстоятельствах своей жизни, какими бы тяжелыми они ни были, все время поклоняется Тебе своим телом, своим умом и своей речью, такой человек заслуживает бхакти».
Чайтанья Махапрабху рассердился на него и сказал: «Это что такое? Ты кто такой? Ты из ИСККОНа что ли, что ты писания извращаешь? (смех). Ты же ученый, ты знаток Вед. Почему ты неправильно цитируешь Священные Писания?». Он говорит: «Не, не, какие мукти? Бхакти. «Мукти» у меня язык не поворачивается произносить, потому что всю свою жизнь я произносил «мукти, мукти, мукти, мукти». Теперь языку противно, когда он произносит «мукти». Я могу произносить только «бхакти»». Чайтанья Махапрабху внутри был очень доволен. Снаружи Он сказал: Никогда этого больше не делай». Потому что мукти, бхакти все одно и то же. Но смысл в том, что Сарвабхаума Бхаттачарья пришел в лилы Господа Чайтаньи для того, чтобы доказать, что бхакти Господа Чайтаньи может быть проверено с помощью высочайшей логики. И, выдержав этот тест высочайшей логики, бхакти победит все остальное. Смысл того, о чем говорит здесь Сарвабхаума Бхаттачарья, это то, что любая логика отступает перед красотой Господа Чайтаньи, перед бхакти Господа Чайтаньи. Что, в конце концов, любая логика не выдерживает напора преданного служения. Мы с вами иногда знаем это на своем опыте, потому что мы часто делаем нелогичные поступки. На самом деле, все, что мы делаем, не вписывается ни в какую логику. Одеваться в Москве ХХ1 века в такие одежды в высшей степени нелогично, тем более когда холодно. Эти одежды не приспособлены для того, чтоб их носить зимой русской. Но тем не менее, бхакты одевают дхоти, предназначенное для тропической Индии (смех) и ходят по снегу России, не мало сумняшеся, что это единственный правильный способ существования.
Андриана попросила меня для четвертого номера журнала «108» объяснить внешние признаки вайшнавов, почему вайшнавы выглядят именно так, а не как иначе. Я все пытался как-то это объяснить, но понял, в конце концов, что никак я этого объяснить не могу, кроме того, что так им нравится (смех), что никакого другого логического объяснения для этого нет.
И Сарвабхаума Бхаттачарья, будучи самым большим знатоком логики, в конце концов признается здесь, что логика отступает, когда она соприкасается с бхакти, что никакой логике не остается места в жизни преданного, потому что бхакти вытесняет из его сердца всю логику. На самом деле, в «Шри Чайтанье-чаритамрите» описана интересная история обращения Сарвабхаумы Бхаттачарьи, в которой есть очень много важных уроков для нас с вами. Гопинатх Ачарья, его шурин, который был женат на сестре Сарвабхаумы Бхаттачарьи, первый уверовал в Господа Чайтанью. Он просто уверовал. Посмотрев на Него он понял, что это Сам Бог. Для некоторых людей это было обычным и очень простым делом: просто взглянуть на Господа Чайтанью, просто увидеть слезы, которые текут у Него по щекам, просто услышать Святое Имя, которое слетает с Его уст. Все. Им становилось ясно, что никто кроме Бога не может произвести такой переворот в их сердце. Но другие люди с очень большим сомнением относились к этим сентиментальным выдумкам. В конце концов, на самом деле очень сложно понять, что пандит, родившийся в бедной брахманской семье, у которого было восемь старших сестер, умерших до Него, старший брат, который принял санньясу, отец, который умер от лихорадки при Нем, оставив Его и свою жену вдовой, что этот юноша, родившийся 500 с лишним лет тому назад в Нади, был самим Богом. Очень сложно понять это. Большая часть людей, даже в Бенгалии, до сих пор не понимает этого. Они пытаются описывать жизнь Господа Чайтаньи с точки зрения материальной логики. И с точки зрения материальной логики это не была очень счастливая жизнь. Как-то Равинда Сварупа прабху изложил жизнь Господа Чайтаньи в трех словах с точки зрения материалиста: религиозное помешательство, два неудачных брака, отречение от мира, полное безумие и смерть в 48 лет. (смех). Именно таким Господь Чайтанья может предстать, если посмотреть на Него с точки зрения обычного материалиста. Но некоторым особенно удачливым душам соприкосновение с Господом Чайтаньей давало удивительное чувство того, что они соприкасаются с самим Богом. И против этого чувства никакая логика не могла противопоставить какие-то аргументы. Они чувствовали, что это сам Бог, они слышали имя Кришны и начинали дрожать и плакать, и кататься по полу. И Гопинатха Ачарья был такой удачливой душой. Он был одним из тех, кто уверовал в Господа Чайтанью. И знал – Он – Бог, сам Бог. Был пандитом, знатоком писаний. И он пришел к Сарвабхауме Бхаттачарье и сказал: «Юноша, который лежит у тебя дома, и которого ты высокомерно хочешь учить Веданте, про которого ты сказал, что Он не владеет своими чувствами, но я научу Его владеть своими чувствами, этот юноша никто иной как Бог». Сарвабхаума Бхаттачарья стал смеяться. «Вам, сентиментальным бхактам, вас хлебом не корми, дай кого-нибудь назвать богом. Кто-нибудь что-нибудь такое немножечко сделает и уже сразу он бог. Докажи, что он Бог! В конце концов, праманой или доказательством истинности любого утверждения должны быть Священные Писания. Докажи, что он Бог!». Гопинатх Ачарья улыбнулся и процитировал стих из 10 песни «Шримад-Бхагаватам» из 14 главы: атхапи те дева падамбуджа-двайа- прасада лешанугрхита эва хи. Там говорится, что Господь Брахма говорит, Господь Брахма на своем опыте, соприкоснувшись с Кришной, самим Богом и поняв, что он не может понять, что Он Бог, говорит: «Как я пойму, что Ты – Бог? Никак. Только если Ты прольешь на меня свою милость». Гопинатхачарья сказал: Как ты поймешь, что Он – Бог. Ты никогда не поймешь, что Он – Бог до тех пор, пока Он Сам не прольет на тебя Свою милость». И Гопинатх Ачарья стал цитировать стихи их «Катха-упанишад». В «Катха-упанишад» говорится, что до тех пор, пока Абсолютная Истина сама не раскроет Себя нам, мы не сможем понять Абсолютную Истину. Сарвабхауму Бхаттачарью не так легко было уесть. Он знал все эти стихи из «Упанишад», он знал этот стих из «Шримад-Бхагаватам», он знал, что Абсолютную Истину можно постичь только с помощью откровения, но он сказал: «А как ты можешь доказать, что на тебе есть милость Кришны? Я согласен, что Бога можно познать только с помощью милости, но ты пришел передо мной, встал передо мной, бьешь себя кулаком в грудь и говоришь: «На мне есть милость Кришны, а на тебе нет. (смех) Ты лишен милости Кришны, а у меня милость Кришны есть. Докажи». Он был логиком. И тут Гопинатх Ачарья сказал очень важный стих, который нам нужно хорошо знать, чтобы понимать, кто же действительно обладает милостью Кришны. Хотите знать по каким признакам человек может понять: обладает он милостью Кришны или нет?
— Да, хотим.
БВГ: Потому что есть много разных теорий на этот счет и каждому человеку хочется считать себя избранным. Хочется нам считать себя избранными? Что на мне милость Кришны есть, а на всех остальных нет (смех), что милость моя.
Произнес очень важный стих, который Шрила Прабхупада подробно объясняет в «Шри Чайтанья-чаритамрите». И если вы будете внимательно читать «Шри Чайтанья-чаритамриту», то вы тоже будете знать ответ на этот вопрос. Он говорит, что милость Кришны на том, кто может понять Абсолютную Истину по признакам Абсолютной Истины, проявленным в этом мире. Подумаем немножко над тем, над этим утверждением Гопинатхи Ачарьи. Он говорит, что милость Кришны заключается в Ом, что человек понимает Абсолютную Истину по ее признакам, доступным нашему восприятию. Мы с вами смотрим на этот мир, и что мы видим в этом мире?
— Кришну.
БВГ: Кришну, да (смех) .
— Может, милость есть.
БВГ: Харе Кришна. Как правило, люди смотрят на этот мир и видят в этом мире объект для наслаждения, они видят что-то, чем я могу наслаждаться, они видят нечто, что они хотят оторвать от Кришны. Гопинатх Ачарья говорит: «Есть единственный признак, по которому человек может понять, снизошла на него милость Кришны или нет. Это то, каким образом он относится к этому миру». Если он видит этот мир и в этом мире все напоминает ему о Кришне, все в этом мире говорит о том, что есть источник всего того, что мы видим, этот источник является средоточием всей той красоты, великолепия, всего остального, по которому мы сходим с ума, если есть Абсолютная Истина и этот мир ничто иное, как проявление Абсолютной Истины, если мы научились видеть мир таким, то тогда милость Кришны на нас. И наоборот, если мы берем этот мир и пытаемся оторвать этот мир от его источника и если этот мир для нас – способ забыть о Кришне, то тогда милости Кришны нет. Он говорит: «Ты увидел этого юношу. Кого ты в нем увидел? Ты увидел в нем объект для собственных чувственных наслаждений». На самом деле, Гопинатх Ачарья раскрывает самому Сарвабхауме Бхаттачарье коварный план, который возник у него невольно. Это очень важный момент для нас самих, чтоб понять каким образом работает наша с вами извращенная логика. Вначале, когда Сарвабхаума Бхаттачарья увидел Господа Чайтанью, прекрасного юношу, лежащего перед ним, двадцати четырех лет, необычайной красоты, покрытого пупырышками экстаза, у которого с уст слетало Святое Имя, с закрытыми глазами, упасшего в обморок от любви, он подумал: «Кто это? Может, это Сам Джаганнатх пришел?». Но потом он вернулся на свою обычную, привычную платформу, на уровень своего ума. И стал думать: «Ну, какой там Джаганнатх?!» Он узнал, что, во-первых, они из одной деревни (смех, и что Его отец – бедный брахман, который жил рядом, там, в Навадвипе, что он, оказывается, даже знал Его отца. И он стал вспоминать обо всем этом. И он подумал: «Интересный человек пришел ко мне. Если я сделаю Его своим учеником! У меня много учеников, но если я Его своим учеником сделаю, то меня будут уважать еще больше. Если Он станет слушаться меня, если Он будет поклоняться мне, то тогда мя слава еще больше возрастет». И Гопинатх Ачарья, поняв этот коварный план, который сам Сарвабхаума не понимал, который сам Сарвабхаума до конца не осознавал. Потому что очень часто мы видим что-то и сразу же мы…. Замечали, как работает наша логика? Мы видим что-то или кого-то и как начинает работать наша логика, которую отточил Сарвабхаума Бхаттачарья, изучая школу нава-ньяи? Как воспользоваться этим для моего наслаждения? Логика только для этого нужна, правильно? Как сделать так, чтобы я мог насладиться им и чтобы никто этого не распознал? Или, может быть, распознал, но слишком поздно. (смех) Каким образом проэксплуатировать это для того, чтобы увеличить свой престиж, свою славу, свое богатство? На самом деле, это две абсолютно разных вселенных. Преданный мыслит по одному – он видит что-то и он думает: «Как служить этим? Что я могу сделать для того, чтоб отдать это Кришне, для того, чтоб прославить Кришну?». И непреданный видит что-то и думает: «Как воспользоваться этим для того, чтобы мне самому стало лучше?». Точно также можно пытаться пользоваться логическим образом духовными предметами. Люди пользуются Богом для своего собственного прославления. Люди пользуются духовной философией «Бхагавад-гиты» для того, чтобы прославить себя. Сарвабхаума Бхаттачарья решил воспользоваться Господом Чайтаньей для этого. Гопинатх Ачарья посмотрел на него и сказал: «На тебе милости Бога нет, а на мне есть. Потому что я вижу Его и хочу Ему служить. А ты видишь Его и хочешь Им наслаждаться». В этом разница, в этом признак того, что милость есть или нет.
После этого Гопинатх Ачарья вышел от Сарвабхаумы Бхаттачарьи и сказал: «Все, я пощусь». Мы сегодня с вами тоже постимся. Мы полдня постимся, до восхода луны. Гопинатх Ачарья сказал: «Я буду поститься до тех пор, пока этот атеист не станет бхактой». На всякий случай он сказал об этом Господу Чайтанье (смех). Он пришел к Нему и сказал: «Этот негодяй хочет обратить Тебя в свою веру, он хочет Тобой воспользоваться. Он воспользовался тем, что Ты оказался у него дома. Он хочет, чтобы Ты так или иначе прославил его. Но я буду поститься до тех пор, пока Ты не сделаешь его бхактой». Господь Чайтанья улыбнулся и сказал: «Если ты хочешь, чтоб он стал бхактой, у него никаких шансов нет» (смех).. Потому что бхакти может прийти только от бхакты. Бхакти это милость преданного, это желание преданного На самом деле, желание преданного очень могущественно. Если преданный хочет чего-то, если преданный хочет, чтобы кто-то стал преданным, другой человек, у него шансов никаких нет И поэтому, когда Чайтанья Махапрабху услышал, что Гопинатх Ачарья постился, Он сказал: «Ты не долго будешь поститься. Кришна уже пролил на него свою милость. Тот факт, что ты хочешь этого, является самым главным фактором успеха в его духовной жизни».
Я недавно разговаривал с одним главным представителем философии ритвиков, одним из самых главных, которые говорят о том, что нет необходимости получать посвящение у ныне действующего духовного учителя. Достаточно подойти к Шриле Прабхупаде и сказать: «Шрила Прабхупада, я твой ученик отныне». Но они забывают об этом самом важном факторе нашего духовного прогресса – желание вайшнава. Если вайшнав лично хочет, чтобы мы прогрессировали, мы будем прогрессировать. Если он не хочет, мы будем повторять: блблблбл и называть это садханой. Желание другого вайшнава единственный способ, желание возвышенного вайшнава единственный способ, единственная надежда наша на духовный прогресс. В этом смысл и роль всего этого. И Чайтанья Махапрабху признал это. Он пошел к Сарвабхауме Бхаттачарье и стал слушать, как тот объясняет Ему «Веданта-сутру». Слушал, слушал, слушал, слушал, слушал, слушал и молчал. В конце концов, Сарвабхаума Бхаттачарья заподозрил что-то неладное. Слишком долго Он слушал, не говоря ни слова. Он сказал: «У Тебя вопросов никаких не возникает?». Он говорит: «Нет, вопросов никаких не возникает, потому что ты какую-то белиберду говоришь. (смех) Все то, что ты говоришь, не имеет ровным счетом никакого смысла». Сарвабхаума Бхаттачарья несколько опешил от такого утверждения. «Я знаю сутры». И Он стал объяснять сутры другим способом. Сарвабхаума Бхаттачарья слушал, слушал, слушал, слушал и подумал: «А ведь то, что Он говорит, имеет гораздо больше смысла, чем то, что говорю я».
Но не в этот момент он поверил в то, что Шри Чайтанья – Бог. Шри Чайтанья Махапрабху прочитал стих из «Шримад-Бхагаватам»: атмарамаш ча мунайо и попросил Сарвабхауму Бхаттачарью: «Ты большой знаток писаний, можешь Мне объяснить этот стих?». Сарвабхаума Бхаттачарья подумал: «Это мой шанс для того, чтобы доказать Ему, что я хорошо знаю Священные Писания». Он чувствовал себя несколько униженным в результате их столкновения. Но он подумал: «Сейчас я так объясню, так объясню, так объясню этот стих, что Он все поймет и все-таки предастся мне». У него до сих пор оставались эти надежды. Он стал объяснять и девятью различными способами объяснил этот стих из «Шримад-Бхагаватам». Чайтанья Махапрабху сказал: «Хорошие способы. Ты хорошо объяснил этот стих. Дай-ка я тоже попробую объяснить» и объяснил этот стих 64 способами, дав 64 совершенно иных значения, не коснувшись девяти значений, о которых упоминал Сарвабхаума Бхаттачарья. И то, что Он не коснулся этих девяти значений, было самым большим ударом (смех). Ну ладно, если бы Он взял его 9 значений и более подробно их объяснил. Он объяснил их 64 способами. И он смотрел, смотрел, смотрел, смотрел и сказал: «Ты – Бог (смех). Я все понял: Ты – Бог». И с тех пор его карьера логика окончилась и началась его карьера преданного. С тех пор он забыл. Вся прошлая жизнь была кошмарным сном: «Что-то я такое делал, о чем-то я рассуждал, как-то я жил, ставил перед собой какие-то цели, пытался достичь чего-то. Все было напрасно!» И здесь прославляет Шри Чайтанью Махапрабху. Сколько у нас времени есть?
— ()
БВГ: Здесь он прославляет Шри Чайтанью Махапрабху, называя Его Шачи –сутой: пранамами шачи-сута-гаура-варам.
С нами сегодня, в Гаура-пурниму, присутствует Шачи-нандана Махарадж. Это большая удача. Поэтому я думаю, что нам еще раз нужно выразить свой восторг по этому поводу и свою благодарность в его адрес.
— Хари бол.
БВГ: Шачи-нандана значит то же самое, что Шачи-сута. Шачи-нандана или Шачи-сута значит «любимый сын матушки Шачи». Иначе говоря, он называет Шри Чайтанью Махапрабху тут Шачисутович (смех), вернее, извиняюсь, Шачевич. В русском языке, если мы пытаемся проявить к кому-то уважение, мы называем его по отчеству. Сарвабхаума Бхаттачарья обращается к нему по материнству или, как это сказать? По матчеству. (смех)
— По матерски (смех).
БВГ: Он говорит, что: «Я кланяюсь сыну матери Шачи, сыну матушки Шачи, потому что…..». Потому что отец чему сына должен учить? И отец и мать они являются первыми учителями ребенка. Мать – первый гуру, отец – второй гуру. И отец учит закону, благородству, мужеству, смелости, долгу. Чему учит сына мать? Любви. Мать ничему другому научить не может. Но она – первый гуру, потому что то, чему может научить она, самое важное. И здесь Сарвабхаума Бхаттачарья говорит: «Понятно, что Джаганнатх Мишра бил Тебя палкой, понятно, что Джаганнатх Мишра заставлял Тебя учить Священные Писания, понятно, что Джаганнатх Мишра заставлял Тебя быть достойным человеком. Это все хорошо, но не Тебе я поклоняюсь таким, каким Тебя воспитал Джаганнатх Мишра, я поклоняюсь Тебе таким, каким Тебя воспитала Шачи-мата. Потому что, что она Тебе дала? Безоговорочную любовь. Так, что даже меня, падшего, безнадежного, сухого логика Ты превратил в фанатика, в фанатика, который прыгает до небес и кричит: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Поэтому я Тебе поклоняюсь. Я поклоняюсь Тебе, о сын матери Шачи, потому что нет никого милостивее Тебя, потому что любое соприкосновение с Тобой меняет сердце человека и человек оставляет за плечами все свои высокие рассуждения, все свои цели, все свои достижения, и становится просто преданным, одевается в простыню, берет в руки мешок какой-то и начинает трясти там и повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».
На самом деле, хотел еще одну интересную историю рассказать. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад он говорит, что милость Господа Чайтаньи такова, что Он дает Свою милость всем без разбора, всем: самым падшим, самым безнадежным, самым, самым неквалифицированным людям. Шачинандана Махарадж закончил свою лекцию с объяснения адхикара, или квалификации, которой должен обладать человек, чтобы повторять Харе Кришна – мантру. И он открыл нам очень важную истину, которую мы должны помнить, что человек для того, чтоб повторять Харе Кришна – мантру, должен обладать очень важной квалификацией – он должен быть человеком. Даже это не обязательно, но желательно. Все. Не важно, все остальные качества, каким человеком: плохим человеком, хорошим человеком, греховным человеком, праведным человеком, русским, евреем, немцем, американцем – не важно, главное, что он – человек. И поэтому он достоин повторять мантру. И поэтому наше движение представляет собой то, что оно представляет, потому что никакой квалификации для того, чтоб стать членом нашего движения, не существует (смех). Для того, чтоб стать членом нашего движения можно быть любым и любой человек, так или иначе, по милости Господа Чайтаньи сможет повторять Харе Кришна – мантру. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад цитирует стих, который произносит Атри Муни. Атри Муни говорит, что есть люди, которые знают Веды. Люди, которые не знают Веды, не могут изучать Веды, изучают «Дхарма-шастры». И, изучая «Дхарма-шастры», они ведут себя очень строго, в соответствии с принципами дхармы. Люди, которые настолько тупы, что не способны изучать «Дхарма-шастры», изучают «Пураны». Люди, которые настолько тупы, что не способны даже изучать «Пураны», занимаются сельским хозяйством (смех). Люди, которые настолько тупы, что не способны даже заниматься сельским хозяйством, становятся преданными Господа (смех). Это про нас с вами. Мы даже сельским хозяйство толком заниматься не можем. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад он приводит бенгальскую поговорку. Он говорит, что люди, которым сельским хозяйством не удалось заниматься, они берут свои серпы и делают из них караталы (смех), идут на улицу и поют: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Поэтому Сарвабхаума Бхаттачарья говорит: пранамами шачи-сута-гаура-варам «Я приношу свои поклоны сыну матушки Шачи, который способен самого падшего, нищего человека сделать самым богатым».
Я буквально несколько слов скажу об этом бхаджане. Это было введение к бхаджану. Дальше будет, собственно, описание.
нава-гаура-варам нава-пушпа-сарам
нава-бхава-дхарам нава-ласйа-парам
нава-хасйа-карам нава-хема-варам
пранамами шачи-сута-гаура-варам
«Нава» значит «новый». И Сарвабхаума Бхаттачарья прославляет Господа Чайтанью говоря, что Он принес сюда, в этот мир, нечто небывалое, того, что никто никогда до этого не видел, никто никогда ничего подобного не делал. Когда Махараджа Пратапарудра с крыши своего дворца впервые в своей жизни увидел преданных Господа, и он увидел этих маха-бхагават с поднятыми руками, со слезами на глазах, которые шли и, раскачиваясь в стороны, пели Харе Кришна-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, когда они пали и начинали кататься, кто-то бил в барабан, кто-то стучал в караталы, когда он увидел первый раз эту процессию, идущую в храм Джаганнатха, и он царь благочестивого царства, он знал и он видел многих йогов, многих святых, многих возвышенных личностей, которые занимались разными видами садханы, которые медитировали, которые погружались в самадхи, которые занимались самыми изощренными формами духовной практики… До сих пор, если вы приедете в Индию, это живая энциклопедия различных форм духовной практики. Особенно, если вы приедете на Кумбха-мелу. Кумбха-мела это ярмарка святых, когда со всей Индии собираются разные святые, каждый показывает, на что он способен. Один закутался в колючки и лежит в этих колючка, и спит в колючках. Люди поклоняются ему. Другой 20 лет с вытянутой вверх рукой жил, рука уже высохла и он 20 лет ходит с этой вытянутой рукой, спит с вытянутой рукой, смеется с вытянутой рукой, есть с вытянутой рукой, все остальное делает, даже милостыню собирает с вытянутой рукой, потому что вторую он не вытянул на всякий случай (смех). Множество различных форм духовной практики. Люди запутываются. В Гималаях в каждой пещере свой йог занимается своей формой йоги: Голые йоги, одетые йоги, йоги на головах, йоги на ногах, йоги с трезубцами, йоги со спутанными волосами. Чего только нет. Махараджа Пратапарудра, когда он увидел киртан, он обернулся к Сарвабхауме Бхаттачарье и спросил: «Что это такое? Кто это такие? И что они делают?». До Господа Чайтаньи никто не пел Святых Имен и никто не пел Святых Имен с таким вкусом, с таким блаженством. На самом деле, когда Господь Чайтанья только что ввел в Навадвипе уличную киртану, Шачи-нандана Махарадж рассказывал эту историю, как жители Навадвипы пришли к Нему утром с подарками и сели перед Его домом. И Чайтанья Махапрабху принял их подарки и сказал: «Я тоже должен вам подарить что-то в ответ. Я вам подарю самое важное: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Пойте постоянно эти 16 слов и все дурные мысли уйдут из вас, из головы, все дурные помыслы уйдут из вашего сердца, ваше сердце полностью очистится и там не будет ничего, кроме любви к Богу. Постоянно пойте это». И люди разбежались у себя по домам. И что они вытащили на улице? На улице они вытащили барабаны и караталы, которыми они пользовались раньше только один раз в году во время Дурга-пуджи. Только во время Дурга-пуджи один раз в году они выходили с этими цимбалами и с барабанами, били в них, чтобы прославить Дургу, чтобы Дурга послала им все материальные благословения: богатство, материальное счастье и потом эти барабаны и караталы пылились. Господь Чайтанья Махапрабху сказал: «Берите эти барабаны и выходите на улицу с ними и каждый день повторяйте Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Никто никогда до этого не делал. Вся Навадвипа кипела от возмущения. Они говорили: «Святое Имя Бога можно повторять только про себя. Что они делают?! Они навлекают гнев на нас». Когда Чханд Кази разослал тысячи солдат своих солдат в разные концы Навадвипы и велел разбить все барабаны, эти пандиты Навадвипы радовались, они говорили: «Смотрите, смотрите, смотрите, смотрите! Мы знали, что так будет. Это Сам Бог покарал их за то, что они громко произносят Святое Имя». Но Сам Бог сказал всем: «Громко произносите Святое Имя». Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Махараджа Пратапарудра смотрел на это зрелище и спрашивал: «Что это такое?». Сарвабхаума Бхаттачарья сказал: «Это изобретение Чайтаньи Махапрабху». Он изобрел это. До Него этого не было, до Него никто громко ни пел Святые Имена, до Него никто не прославлял Кришну с таким жаром, как это делают Его последователи. И поэтому Сарвабхаума Бхаттачарья все время говорит: «Он принес новость».: нава-гаура-варам нава-пушпа-сарам нава-бхава-дхарам нава-ласйа-парам. Все то, чсто Он сделал, исполнено новизны. Все те чувства, которые Он принес, никогда не увядают и никогда не надоедают, потому что они все время новые, потому что они постоянно обновляются. Сколько раз мы слышали все эти истории, Сколько раз мы слышали эту духовную философию. Надоедает она или нет? Нет. Ее можно слушать снова и снова, и снова. Господь Чайтанья вложил неувядаемое качество во все это. Потому что, когда что-то насыщено бхакти, когда в чем-то есть любовь, она не может увять, она никогда не увядает. Любовь это единственное чувство в этом мире, которое никогда не увядает, которым человек не может пресытиться, которое все время держит человека в возвышенном, постоянно новом состоянии. И поэтому здесь Сарвабхаума Бхаттачарья говорит: нава-гаура-варам. «Варам» значит «цвет». «Нава-гаура-варам» значит « Он нового, золотистого цвета», такого цвета, который никогда никто другой не видел. Поэты описывают цвет кожи Господа Чайтаньи как йогурт, в который добавили шафран. Те из вас, кто был когда-нибудь в Бенгалии, там есть особое лакомство – упаренное молоко, которое превращено в йогурт, туда добавляют шафран для вкуса. Представили себе, что это такое? Вкус почувствовали? Говорят, что цвет Его кожи нава-гаура, цвет нового золота, расплавленного золота, сияющего золота, который никто никогда до этого не видел. И нава-пушпа-сарам. «Пушпа-сарам» значит «цветочные стрелы». Кто пользуется цветочными стрелами? У кого колчан с цветочными стрелами?
— У Купидона.
БВГ: Да, Бог любви. Бог любви, у него есть эти цветочные стрелы. И эти цветочные стрелы, когда они попадают в сердце человека… Он пускает одну за другой, одну за другой, одну за другой, он прячется где-то за углом обычно и когда он увидит, что какой-то человек созрел, когда какой-то человек появляется в поле его зрения, выпускает одну за другой эти семь стрел?
Пять, пять стрел, пять стрел, пять стрел одну за другой. Они пронзают его сердце и человек (показывает) (смех). Но это старый метод. Старый испытанный метод, он надежный метод, он по-прежнему работает, люди по-прежнему влюбляются друг в друга. Господь Чайтанья принес новый колчан, с новыми стрелами. Пушпа-сарам. Их не пять, их огромное количество. Он принес столько этих цветочных стрел! Град этих стрел обрушился на землю. Мы все с вами жертвы этих стрел. Так или иначе, в наше сердце когда-то попала эта стрела, выпущенная из колчана Господом Чайтаньей. Он выпустил эти стрелы, они пронзают нас до сих пор. И люди: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе неожиданно для себя они начинают повторять Святые Имена. Почему? Нава-пушпа-сарам, новые стрелы, новые способы. Иначе говоря, новые способы распространения любви к Богу принес Господь Чайтанья. Он принес эти способы в распространении любви к Богу, которые никто до этого не знал- совместное пение, совместный танец. Мы все знаем, стоит Шачи-нандане Махараджу начать свой киртан, все люди сходят с ума. Потому что Шачи-нандана Махарадж это одна из стрел из колчана (смех) Господа Чайтаньи.
— Хари бол.
БВГ: Он выпусти ее. И эти новые способы, новые формы любви, новые виды любви… Я знаю Шачи-нандану Махараджа. Поговорите с ним. Стоит поговорить с ним 15 минут, как он начинает говорить о разных новых способах распространения Движения Господа Чайтаньи, как нужно проповедовать в университетах, что нужно говорит тем людям, этим людям. Поэтому Сарвабхаума Бхаттачарья прославляет тут Господа Чайтанью: нава-пушпа-сарам, Он принес эти новые стрелы любви. И нава-бхава-дхарам – как Он распространяет эту любовь тем, что Сам Он испытывает ни с чем не сравнимое чувство внутри, чувства, которых не испытывал никто до этого. Любовь, которую принес Господь Чайтанья немыслима.
Редкие поэты описывали любовь Кришны: Чандидас, Джаядев Госвами, Видьяпати. Есть до сих пор эти стихи. И люди, которые понимают что-то в стихах, могут почувствовать какой-то признак любви, описанный там. На самом деле нет другого способа передать любовь, кроме поэзии. Недаром Рупа Госвами, это наш удивительный вклад в духовную традицию мира, Рупа Госвами сказал, что бхакти есть раса. И традиционный способ передачи расы это поэзия.
Знатоки поэзии или великие поэты они способны до глубины души переживать что-то и не просто переживать что-то, делиться этими переживаниями с другими. Мы, естественно, не читали Чандидаса, Видьяпати и Джаядева, ну, читали Анну Ахматову. Ну, и на примере Анны Ахматовой кто-то из нас знает, как она передавала свои чувства любви: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки». И все, все понятно сразу – стрела Купидона попала в ее сердце, поэтому она зачем-то надевает на правую руку перчатку с левой руки. Но Чайтанья Махапрабху принес новую бхаву (нава-бхава-дхарам), которую не описывал никто до Него, ни Чандидас, ни Видьяпати, ни Джаядев. То, что испытывал Он и то, о чем говорил Он, то, о чем написал в своих стихах Рупа Госвами или Рагхунатх дас Госвами, прежде всего Рагхунатх дас Госвами в своей «Дилапа-кушманджали» и эту бхаву, которую, принес Господь Чайтанья, он изложил в стихах, чтоб она была доступна нам, этого не было никогда и нигде. И пока не стоит об этом слишком много говорить, но это такое чувство любви, о котором никто до этого не говорил. Поэтому Сарвабхаума Бхаттачарья говорит: нава-ласйа-парам. «Нава-ласйа-парам» значит, что «Он принес новые танцы». Танцы, которые Он принес, до этого не было. До этого был барагнати или одиси ???. Кто-то видел как танцуют традиционные индийские танцы? В традиционных индийских танцах танцуют все. В современном западном балете главное ногу повыше поднять. В традиционных индийских танцах учат танцевать каждую мышцу тела: глаза танцуют, уши танцуют, нос танцует. Не только ноги задирают. Все, каждая мышца тела должна слиться с этой музыкой, с ритмом для того, чтобы изобразить ту бхаву, которую изображает этот танец. Но когда Господь Чайтанья стал танцевать, даже великие знатоки танца застывали с открытыми ртами. Потому что не просто каждая мышца Его тела танцевала. Главное, что каждая мышца Его тела танцевала в ритм любви. Люди видели как он танцует и не знали откуда такие танцы. Иногда, те из вас, кто видел, как танцует Радханатх Махарадж, думали: «Откуда такие танцы?», никто никогда таких танцев раньше не видел. Особенно, когда он подпрыгивать начинает, со своим чадаром. Это Господь Чайтанья. Господь Чайтанья принес прему, которая вошла в сердце человека, и войдя в сердце человека, заставила каждую мышцу, каждый мускул танцевать так, как не возможно даже представить себе. И нава-хасйа-карам нава-хема-варам. Нава-хасйа-карам. Что еще Он принес, и это очень важное достижение, очень важный вклад Господа Чайтаньи, Он принес новые шутки нам. Нава-хасйа-карам. «Хасйа» значит «новые улыбки». Люди раньше, до Господа Чайтаньи, так никогда не улыбались. Те, кто видел как по-настоящему улыбаются преданные Господа Чайтаньи, знают – обычные люди так не улыбаются. Зачем далеко ходить (смех), Шачи-нандана Махарадж, надо посмотреть, как улыбается он. Люди, которые видели как улыбается Шрила Прабхупада,, когда улыбка от одного уха до другого (смех) и без всякой причины. Нава-хасйа-карам. Он заставил людей так смеяться, как они никогда раньше не смеялись. Потому что раньше все люди думали, что духовная жизнь это нечто в высшей степени скучное. Люди уходили, чтоб заниматься духовной жизнью в Гималаи, чтоб их никто не видел там, чтобы не наводить скуку на других, закрывались в своих пещерах и сидели, сидели, сидели, сидели, сидели, сидели, сидели там, сидели и сидели, пока их не озаряло. Господь Чайтанья сказал: «Зачем сидеть? Надо танцевать, надо петь и надо смеяться». Он дал эту новую улыбку. Господь Чайтанья дал новый нм на что не похожий юмор. Такого юмориста, как Господь Чайтанья, нет равных. Потому что, действительно, Он заставил весь мир смеяться не понятно над чем. Заметили, что у преданных особое чувство юмора? Они, как правило, смеются над чем-то, над чем обычные люди не смеются.
Например, самой распространенной шуткой на воскресных лекциях является какая-нибудь шутка относительно смерти. (смех) Ну, не смеются люди на эти темы, не смешно. А преданным смешно. Помер. Смешно. Вклад Господа Чайтаньи в чувство юмора. И Сарвабхаума Бхаттачарья говорит: «Он принес новый юмор». Обычные люди очень серьезны. Заметили, что когда речь заходит о чувственных наслаждениях, люди становятся в высшей степени серьезными. Когда речь идет о еде, сне, совокуплении и об обороне, люди становятся очень и очень серьезными. Они могут смеяться обо всем остальном, но над этими вещами не смеются.
Есть один знакомый, который неизменно всякий раз, когда мы с ним встречаемся, это редко происходит, богатый человек, индиец, начинает рассказывать о своих кулинарных опытах в разных ресторанах – в какой ресторан пошел и что он тут делает, и что он там делает. Он становится таким серьезным. Он говорит: «Вот там вон, в Сингапуре, нельзя найти, в Сингапуре нельзя найти хороших дос, ???- говорит он, — а в Москве супа из акульих плавников не делают правильно». И он такой серьезный при этом. И я думаю: «Чего ж он такой серьезный? Над этим же только смеяться надо».(смех). Как можно об этом всерьез говорить? Господь Чайтанья учил этому. Я расскажу вам маленькую историю из жизни Господа Чайтаньи. Очень смешная история.
Вы все знаете, что однажды Он отправился в Гаю, под предлогом того, что Ему нужно совершить шраддху, церемонию поминовения Своего отца, Джаганнатхи Мишры. Они шли по лесу. В Гае находится Бихари, они проходили через джунгли . До сих пор для того, чтобы из Бенгалии попасть в Бихар, нужно пройти через Джарикант, через густые джунгли. И, проходя через джунгли по какой-то тропке, Он увидел двух оленей, самца и самку. И они бегали друг вокруг друга и наслаждались любовными играми. Они были в огромном экстазе. Господь Чайтанья шел с несколькими Своими учениками и Он посмотрел на эту сцену и стал хохотать. Стал хохотать, хохотать. Все остановились и думают: «Чего смешного? Что происходит?». А Он стоит и смеется: ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха. Они спросили: «А чего Ты смеешься?». Он сказал: «Как? Смотрите, чем они занимаются. Люди, у которых нет духовного сознания, занимаются тем же самым,- ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха, -.Посмотрите на этих оленей! У них такое же сознание, как у этих людей. А когда люди забывают о том, что есть некий более высокий смысл жизни, у них остается один единственный смысл, чтоб заниматься этим. — Ха-ха, — Чем занимаются они?!». Поэтому Сарвабхаума Бхаттачарья говорит, что Он принес особое, ни с чем несравнимое чувство юмора, Он заставил нас смеяться над тем, над чем мы раньше не смеялись: Он заставил нас смеяться над смертью, Он заставил нас смеяться над чувственными наслаждениями, потому что Он дал нам новый глубочайший смысл жизни. И поэтому он снова повторяет: нава-хема-варам. Хема-варам. «Варам» значит «цвет» и «хема» значит «золото». Цвет, в соответствии с ведическими представлениями, это настроение, к котором пребывает человек. Мы все знаем, что когда человек гневается, он становится каким? Красным Когда человек грустит, пребывает в разлуке, тоскует, он каким становится?
— Белым.
БВГ: Да, белым или серым. Потому что пустота в его сердце проявляется как белизна кожи. Как гнев или страсть…. Гнев, на самом деле, это не просто красный цвет, это красно-фиолетовый цвет. Когда человек просто радуется жизни, когда его охватывает страсть, он краснеет, довольный красный румянец появляется у него на щеках. Но Господь Чайтанья пришел с кожей цвета расплавленного золота. Это особое настроение – цвет солнца. Что солнце делает? Греет. Что еще солнце делает? Радует, отдает, рассеивает тьму Пришел сюда в этом настроении отдать, отдать все то, что у Него есть. Это самое новое настроение, которое Он принес. Он сказал, что это самое возвышенное состояние эмоциональное, которое может быть у человека, состояние, в котором человек готов отдать все то, что у него есть. В этом состоянии человек начинает излучать свет расплавленного золота, становится подобен солнцу. Поэтому Сарвабхаума Бхаттачарья прославляет Его и говорит: нава-хема-варам, принес с Собой цвет расплавленного солнца, самую щедрую бхаву Своего сердца, чтобы отдать всем людям этого мира. Это был первый куплет, их всего восемь. И, наверно, на этом я остановлюсь, потому что итак слишком долго мы уже говорим.
Спасибо большое. Шри Чайтанья Махапрабху – ки джая. Сарвабхаума Бхаттачарья – ки джая. Шри Гаура-пурнима – ки джая. Шри Шри Гаура-пунрнима маха-махотсава – ки джая. Шрила Прабхупада – ки джая. Шачи-нандана Махараджа – ки джая. Гаура-премананде.
— Хари бол.
БВГ: Спасибо большое.