Москва (23.03.2008 г.) Воскресная программа в храме на м. Ботаническом

Диск 99, л. 3

Аннотация:

Харе Кришна.

Поздравляю вас с праздником. Очень рад, что мы собрались здесь вместе с вами в этом гостеприимном маленьком центре в ботаническом саду. Я расскажу несколько слов об этом бхаджане, где Васудев Гхош объясняет нам, что Господь Чайтанья это сам Бог. В конце концов, это самое трудное, что нам нужно понять. Если мы поймем это, все остальное будет очень легко. Если мы поймем, что сам Верховный Господь пришел сюда пятьсот с лишним лет тому назад 18 февраля 1486 года в семье Джаганнатхи Мишры, что Он родился с особой миссией, участниками которой мы все с вами являемся, все остальное будет очень просто. Васудев Гхош один из современников Господа Чайтаньи, его соседей, в каком-то смысле, Бхактивинода Тхакур поет ему, что…   Как там  в Гаура-арати говорится? Гхош-ади-гайа.  Васудев Гхош был одним из киртаниев, который помогал Господу Чайтанье в Его киртанах.  И он сочинил множество песен простых, безыскусных песен, где он делится с нами своим пониманием того, кто такой Господь Чайтанья. Он говорит: джайа джайа джаганнатха шачира нандан  трибхуване коре джар чарана вандан. У него нет никаких сомнений в том, что все три мира, все обитатели всех трех миров поклоняются Господу Чайтанье. Потому что когда люди видели самого Господа Чайтанью, когда люди соприкасались с бхавой, или с любовью, которая бушевала в Его сердце, никаких сомнений в том, что Он Бог у них не оставалось. Подтверждает это во втором куплете: илачале шанкха-чакра-гада-падма-дхар. В Нилачале Он проявляет Свою могущественную ипостась: Он держит все четыре атрибута Верховной Личности Бога – шанкху, «шанкха» значит «пространство». Раковина символизирует пространство или первый элемент материальный, который возник при творении.  Сначала Господь творит сцену, на которой будет разворачиваться вся драма материального мира. И чакра. Чакра это время – неумолимое оружие Господа, которое кладет всему конец. Это два основных оружия: пространство и время, или два основных элемента, с которых начинается весь материальный мир. Кроме того у Него есть гада на всякий случай. Потому что Он знает, что с помощью гады нужно убивать гадов (смех), что в материальном мире всегда будут демоничные живые существа.  Он сотворяет материальный мир для демоничных живых существ, но периодически нужно наводить порядок здесь. И поэтому Он предусмотрительно в одной из Своих четырех рук держит гаду, чтоб люди знали о том, что всегда есть Господь, который может наказать тех, кто слишком зарвался. И падма. Падма значит лотос или проявление Его милости. Эти две ипостаси Господа или две стороны Господа проявляются здесь, в материальном мире,  для нас, обусловленных душ, потому что мы зажаты в этой двойственности добра и зла.  Поэтому, в каком-то смысле, Господь с одной стороны карает, с другой стороны вознаграждает. Хотя Сам Он находится над всем этим.  Но когда Он приходит в виде Господа Чайтаньи (надийа нагаре данда-камандалу-кар), то Он берет в одну руку данду, и данда также символ наказания, а в другую руку камандалу – несет воду. И это тоже очень глубокий символизм за всем этим стоит.  Данду санньяси берет не для того, чтоб наказывать других. Хотя иногда можно использовать данду и в этом качестве.  Дандой он должен наказывать себя. Это палка, которую. Он держит, чтобы себя бить по голове.  Данда это символ дисциплины или строгих обетов, которые он дает.  Он несет воду, это символ, в каком-то смысле, его служения.

Шачинандана Махарадж мне рассказал замечательную историю, которая может повернуть вашу жизнь в иное русло. Это его история, связанная со Шрилой Прабхупадой. Он сказал, что когда Шрила Прабхупада приехал в Германию, Сатсварупа Махарадж, который был его личным слугой, заболел.  И Шрила Прабхупада попросил, чтоб кого-нибудь еще позвали, чтоб ему сделать массаж.  И жребий выпал Шачинандане Махараджу. Он перепугался страшно, он дрожал, как осиновый лист. Сам Шрила Прабхупада, которого он видел издалека только, и тут нужно к нему подходить жать ему, что-то еще делать. Так он пришел, дрожал. Шрила Прабхупада посмотрел на него, увидел все его состояние, просветил его рентгеном своего взгляда, все сразу понял и сказал: «Успокойся. Не ты первый и не ты последний. (смех) Просто делай свое дело. – он сказал, — успокойся. Не надо накручивать себя, не надо волноваться, нужно просто делать свое дело».  И дальше он сказал, что хороший преданный должен уметь четыре вещи   Хотите знать какие четыре вещи должен знать и уметь, или кем должен быть хороший преданный?

— Да.

БВГ: В сущности, если мы поймем эти четыре вещи, то наша жизнь в преданном служении будет очень успешной. Сказал, что хороший преданный должен быть прежде всего хорошим учеником.  Иначе говоря, он должен учиться сам, он должен быть смиренным перед своим духовным учителем, он должен все время пытаться получить его милость в виде наставлений. Это первое качество. Дальше он сказал, посмотрев на Шачинандану Махараджа, которому тогда было лет 17: «Хороший преданный должен быть хорошим гуру». И он взглянул на него так, что Шачинандана Махарадж задрожал еще больше.  Он говорит: «Только сейчас я понял, что он имел в виду». На самом деле, это другое очень важное качество преданного. Преданный не только должен учиться. Всему тому, чему он научился сам, он должен учить других.  Он должен стать гуру.  Сам Шри Чайтанья Махапрабху говорит: томара гйа гуру-деш ??? «По Моему приказу ты должен стать гуру». И я вам с удовольствием передаю этот приказ Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады – хороший преданный должен стать гуру.

— Хари бол.

БВГ: По крайней мере, один отреагировал. (смех), один принял на себя эту миссию.  Но это факт, это очень существенное качество. Дальше он сказал, что хороший преданный должен быть хорошим поваром.

— Хари бол. (смех)

БВГ: Это очень существенное качество. Когда Шачинандана Махарадж рассказал мне вчера эту историю, я очень обрадовался  этой третьей вещи. Я сказал, что не знаю как на счет первых двух,  но готовить я люблю и могу.  Мне как-то легче стало. Сразу мне  легче себя  стало ощущать  хорошим преданным. (смех) И дальше, четвертое, самое загадочное качество. «Хороший преданный должен быть водоносом», — сказал Шрила Прабхупада. Это буквальный перевод того, что он сказал:water  carrier.  Хороший преданный должен стать водоносом. Теперь, у вас целая жизнь для того, чтобы попытаться понять смысл этого, много-много лет впереди, в течение которых вы можете и должны будете медитировать на смысл этого утверждения, что имел в виду Шрила Прабхупада. Мое понимание, Шачинандана Махарадж тоже говорит об этом,  что хороший преданный должен стать слугой.  И что такое  water carrier, тот, кто носит воду? Здесь про Чайтанью Махапрабху говорится, что у Него в одной руке данда, а в другой руке сосуд с водой. Носит с собой воду для того, чтобы давать эту воду другим людям. Хороший преданный должен стать слугой, чтобы уметь давать людям милость. Что такое вода? Вода это милость, вода это то, что жизнь дает людям. Хороший преданный должен стать сострадательным человеком, человеком, который испытывает внутри сострадание и хочет поделиться своей радостью с другими.  Это четыре качества хорошего преданного.  Запомнили, да? Давайте повторим.  Какое первое качество?

— Хорошим учеником.

БВГ: Второе?

— Гуру.

БВГ: Третье?

— Поваром.

БВГ: Хорошим поваром.  Не просто поваром.  Поваров много, хороших поваров мало. На своем опыте могу сказать.  И кроме того он должен носить всегда с собой воду, воду милости, воду сострадания, должен хотеть служить другим.  Это четыре качества преданного.

И дальше самое интересное начинается.  А сколько отсюда до «Динамо» ехать?  Okay.

кехо боле пурабе равана бадхила. В давние-давние, стародавние времена Господь пришел для того, чтобы убить Равану, для того, чтобы уничтожить в сердце людей вожделение. На самом деле, это милость Господа. Потому что вожделение или бесконечные необузданные желания в нашем сердце портят нашу жизнь, они полностью губят человеческую жизнь.  Человек растрачивает свою жизнь на попытки исполнить неисполнимые материальные желания и в конце концов оказывается у разбитого корыта.  Поэтому Господь приходит. И в прежние времена, когда Господь приходит, Ему достаточно просто убить вожделение в сердце  людей. Потому что Равана это символ вожделения.  Ему достаточно просто устранить этого главного врага. И голокер ваибхава лила пракаша корила – здесь Он убивает, на Голоке Он наслаждается.   В прежние времена сюда Он приходит для того, чтобы очистить мир от скверны, но при этом Его основное дело там, на Голоке. В Кали-югу Он понимает, что этого мало. В Кали-югу Он приходит и делает две вещи: (шри-радхар бхаве эбе гора аватар) приходит сюда для того, чтобы почувствовать вкус, который испытывает Шримати Радхарани, вкус служения. Вкус любви. В духовном мире Он не может этого сделать, потому что в духовном мире Он всегда Бог. Даже когда Он становится Кришной Он все равно остается мужским принципом, доминантой, принципом, если выражаться китайской философией,  меня только что накормили макробиотической пищей поэтому в этом направлении мысли сдвинулись, Он  есть принцип янь (смех), Он есть мужское начало, изначальное мужское начало. Но Он приходит сюда, в этот мир, в образе Господа Чайтаньи для того, чтобы перестать быть янь и стать инь, чтобы стать Радхой, чтобы стать возлюбленной, слугой и почувствовать вкус того, что значит служить. Этот вкус Ему там не доступен.

В «Чайтанье-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что когда Кришна закончил Свои игры, Он вернулся на Голоку и стал думать об этих лилах. Он стал медитировать, стал вспоминать. И когда Он вспоминал, Он стал думать: «Эти гопи, которые танцевали со Мной, которые служили Мне, они наслаждались в десять тысяч раз больше, чем Я. А, может быть, даже в сто, в сто тысяч раз! – Кришна думал, — Что ж такое? Несправедливо. Я – Бог, а они наслаждаются больше. Они, служа Мне, испытывают то, что я никогда не испытывал». Поэтому Он приходит сюда как Господь Чайтанья для того, чтобы испытать то, что испытывает Шримати Радхарани.  И внешне как это проявляется?  Внешне это проявляется в том, что Он что делает?  Раздает всем… Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Раздает всем Святое Имя, как бы приглашая всех в эту лилу, в Святое Имя, которое может до конца очистить сердце человека и которое может дать человеку Кришну и любовь к Кришне (харе Кришна нам гаура корила прачар).

Это, в сущности, то, что продолжаем делать мы. Мы сюда пришли для того, чтобы испытать любовь к Богу, правильно? Господь Чайтанья нас этим заразил, Он начал эту эпидемию любви к Богу, эпидемию безумия от любви к Богу.  Он пришел и показал, что значит любить Бога, что значит плакать  от любви к Нему, что значит испытывать подлинные чувства по отношению к Богу.  И идея Его движения заключается в том, чтобы заражать всех этим.  Во время Своего южно-индийского тура Он делал это буквально, как эпидемию переносят. Обнимал какого-то человека. Вернее, как там было дело? Дело было так.  Человек видел Гаурангу, Гауранга шел.  Был пьяный от любви к Богу. У Него были огромные глаза, почти что до ушей, из глаз текли слезы, Он шатался. Когда люди видели Его,  они не могли понять, что такое, что происходит. Он шел на юг, если кто-то попадался Ему навстречу, они смотрели на Него, у них открывался рот.  Они думали: «Кто это такой?». Никогда в жизни никого более прекрасного не видели.  И они незаметно для себя поворачивали и начинали идти за Ним.  Он делал вид, что их не видит.  Он полностью был сосредоточен на любви к Богу. Он пел Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Человек шел за Ним. Шел, шел, шел. Гауранга Махапрабху шел вперед, а человек шел за Ним, слышал этот звук, он слышал, слышал, слышал, слышал, слышал звук и в какой-то момент сердце его очищалось достаточно для того, чтобы он мог принять любовь к Богу.  В этот момент Господь Чайтанья останавливался. Оборачивался, бежал к нему и обнимал его. В этот момент Он заключал его в Свои объятья. И человек сходил с ума. Человек начинал прыгать выше своей головы, человек начинал кататься по земле. А Господь Чайтанья шел  Своим путем.  Ему было уже все равно, что с ним будет дальше. Он возвращался к Себе в деревню и начинал обнимать всех остальных. И все вскоре повторяли вместе, хором:  Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.  Господь Чайтанья принес нам удивительный метод, который может очистить наше сердце и очистить сердца всех остальных. Когда мы следуем по Его стопам и пытаемся сами повторять Святое Имя и давать Святое Имя другим людям, то удивительные процессы происходят в нашем сердце.  Потому что Святое Имя это кто?

— Кришна.

БВГ: Сам Кришна.  В виде этих двух слогов Криш-на Сам Господь приходит к нам в виде нама-аватары, Сам Бог. На самом деле, когда человек соприкасается со Святым Именем, никто до конца никогда не сможет понять, что происходит в этот момент. Это самое удивительное, что может быть — человек оказывается в объятьях Кришны.  И мы все испытывали это. Иногда, когда действительно мантра проникает в самую глубь нашего сердца и достигает нашей души, с нами начинают твориться эти чудеса, слезы начинают течь. Кто из вас плакал на киртане, пожалуйста, не поднимайте руку (смех), чтобы не загордиться. Не понятно почему, не понятно с чего вдруг это все приходит. Этот звук, звук, в соответствии с нашими представлениями, с нашей теологией, Чайтанья Махапрабху пришел для того, чтобы дать нам возможность каждому из нас соприкоснуться с Богом непосредственно самим. Звук приходит. И звук материальный, правильно? И мы воспринимаем материальный звук чувствами. И обычные звуки, звуки, которые мы слышали до этого, они не идут дальше чувств или, по крайней мере, ума.  Когда человек слышит какой-то звук, то что происходит с ним? Сначала звук касается его барабанной, как она называется? Перепонки.  Барабанной перепонки. Там у нас есть барабанная перепонка. Он ударяет в нее. И потом все это преобразуется в какие-то электрические импульсы и ум начинает считывать этот звук.  И, как правило, на этом уровне все заканчивается.  Звук достигает уровня ума. Когда человек слышит звук мантры, то этот звук мантры также касается барабанных перепонок. Правильно? Потом он приходит дальше, в ум. Но он не останавливается на этом, если мы пустим его дальше. Что происходит дальше? После ума? Что над умом находится?

— Интеллект.

БВГ: Да, интеллект, разум. Когда человек слышит звук мантры, то этот звук, если человек правильно раскрыл свое ухо,  раскрыл, предоставил свои чувства этому звуку, этот звук из ума начинает возбуждать интеллект, или разум.  В ведической традиции есть особая церемония, которая называется… Как она называется? Карна-веда – протыкание уха.  Или, как это по-русски сказать? Пирсинг в общем. (смех). И обычно эту церемонию делают во время самскары, которая называется видья-рампа, когда человека посвящают в ведическое обучение, то ему протыкают мочку уха. И смысл этого, помимо всех остальных очень важных аспектов этого всего, того, что тут есть особые точки, которые нужно возбудить, проткнуть, в том, что человеку говорят, что надо ухо-то проткнуть как следует, чтобы звук глубже проходил. Когда человек начинает обучаться, очень важно, чтобы все не застряло на уровне ума, чтоб все пошло дальше. И дальше значит куда? Дальше значит в интеллект. Иначе говоря, все то, что мы слышим, должно заставить нас каким-то образом поменять свою жизнь. Кто-то заметил, что Харе Кришна мантра поменяла их жизнь? Можете поднять руку, кто заметил. Когда мы слышим этот звук, особый звук, то человек начинает чувствовать, что он больше не может жить как раньше. Особое качество духовного звука заключается в том,  что он начинает думать: «А что-то я неправильно делал. Я неправильно жил, я  не так жил. Что-то мне нужно поменять в моей жизни. Каким-то образом мне нужно перевернуть свою жизнь». И \то происходит независимо от нас. Люди наивные думают, что когда они слушают мантру, все останется по-прежнему. Ничего не останется по-прежнему.  Вообще ничего не останется по-прежнему. Этот звук, проникая дальше, он возбуждает интеллект. Но он на этом не останавливается. Что дальше происходит, когда звук проходит еще дальше? Да, достигает сознания человека. И если в тот самый момент, когда звук достигает сознания человека,  когда человек раскрыл свою душу или сердце навстречу этому звуку и он проник в его сердце, в этот самый момент начинают течь слезы. Если мы поставили преграду в виде ложного эго между нами и звуком, то тогда да: Харе Кришна Харе Кришна,  Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе (с интонацией механического произношения). Ничего не происходит.  Но если человек понимает, что это Сам Бог и что Сам Бог пришел сюда для того, чтобы нам  эту возможность дать и для того, чтобы мы дальше продолжали то же самое, для того, чтобы мы давали этот звук другим людям и если человек немножечко раскрывает свое сердце навстречу этому звуку  и убирает ум, который очень сильно мешает,  потому что в тот самый момент….   Каким образом звук Святого Имени может застрять? Он может застрять на уровне ума. Человек услышал это и начинает думать: «Что же это, интересно, такое: Харе Кришна? Давайте подумаем. Харе Кришна. Так. Значит «Ха», «ре»».

Есть один человек у меня знакомый. Он целый трактат написал. Он грузин сам. Он все пытается понять, что ж это такое «Харе» на грузинском языке, каким образом…  Я не очень понимаю, что он там говорит. Целый трактат написал! Это значит «Харе» застряло (смех) на уровне ума и дальше не идет никуда.  Человек начинает обсасывать, обдумывать. Потому что у людей есть эта дурацкая привычка. Заметили, что у нас есть одна дурацкая привычка – мы все пытаемся своим умом понять.  И когда нам говорят о том, что есть Бог, мы тот час же думаем: «Сейчас поймем. Сейчас я попытаюсь Его понять». Есть разные техники, так сказать, духовные техники, когда люди пытаются понять Бога или Абсолют с помощью своего ума,  в индийской традиции тоже, когда люди пытаются рассуждать или размышлять постоянно над смыслом парадоксальных ведических афоризмов.

В дзен-буддизме такая же точно практика. Человек берет какой-нибудь афоризм: ахам брахмасми ??? и начинает повторять его и думать над этим: «Ахам брахмасми, ахам брахмасми, ахам брахмасми – я есть дух, я есть дух, я есть дух». Или Шива ахам, Шива ахам, Шива ахам,  со ахам, со ахам, со ахам… Человек думает, что: «Я расширю свой ум так, что бесконечное войдет в мой ум, который станет бесконечным». Но это все равно как лягушка, которая пыжится.  Пыжится, пыжится. Что потом с ней случается? Лопается. Также и ум, который пытается понять Бога, он начинает пыжиться: ммммм пых, потом лопается и думает: «Все, я понял Бога». (смех). На самом деле в этот момент происходит отключение полное. Они думают: «О, просветление нашло на меня. Все, больше думать не могу». На самом деле это просто ум лопнул от напряжения. Но когда человек не пытается думать…   Не нужно думать. Заметили? Когда мы поем Харе Кришна мантру, главное не думать, потому что если мы начнем думать, все сразу кончится.  Если мы начнем думать: «А чего это мне так хорошо? Почему мне так хорошо? Ну, не должно же быть так хорошо. Чего это я танцую, как дурак? (смех)». Все кончится в тот же самый миг. Поэтому человек должен очень хорошо понимать, что происходит в этот момент, вернее,  не понимать, он просто должен впустить Кришну очень глубоко. Потому что Кришна может проявиться, если мы перестанем сопротивляться этому.

Шачинандана Махарадж рассказал замечательную историю мне вчера, Враджарену мне пересказал, про то, как он выходил из тела. Ему делали операцию. В какой-то момент наркоз отключился, боль стала очень сильной и, к тому же, хирург, который делал операцию, рассказывал другому хирургу, как он в гольф играл, и  в порыве энтузиазма перерезал ему вену.

— Артерию.

БВГ: Артерию. И в тот же момент от нестерпимой боли душа вышла из тела вместе с тонким телом. Там долгая история, нет смысла ее всю рассказывать, но смысл в том, что он стал звать Кришну в этот момент. Ну, вылетел, полетал, полетал, потом стал звать Кришну и просить Его: «Кришна сделай как Ты хочешь».   Он говорит, что: «В этот момент я увидел Кришну», Кришна пришел к нему. Они стали беседовать. Дальше он говорит: «Наверняка вы спросите, что значит? Как? Сам Кришна пришел ко мне или как оно было?». И он рассказывает, что: «На самом деле, у меня было любимое изображение Кришны, которое я очень любил, и оно было у меня перед глазами. Я увидел это изображение, когда я стал звать Кришну. И я увидел, как Кришна выходит из него, как Кришна просвечивает сквозь это изображение, как Кришна выходит из него и проявляет Себя через него».  Потому что, на самом деле, хотя мы ничтожно малые и мы никогда не можем постичь Абсолюта, никогда не сможем постичь бесконечно большой Абсолют, но бесконечно большой Абсолют на то и Абсолют бесконечно большой, чтобы обладать способностью открыть Себя нам. И как Он это делает? Через то, что доступно нам.  Не исключено, что кто-то из вас увидит в момент смерти эту картину (смех). Кришна вполне может выйти из нее. Ему ничего не стоит. Он может целиком, полностью, абсолютно выйти из нее. Шачинандана Махарадж говорит, что: «Я увидел Кришну, но вышедшего из этого изображения – сияние, красоту. Он вышел из нее целиком и стал общаться со мной».  Иначе говоря, если мы раскрываем себя навстречу Кришне, то Кришна может целиком, полностью проявиться нам через все, что угодно и прежде всего через звук Святого Имени. Он Сам целиком приходит. Единственное, что нам нужно, это так или иначе постараться очистить свое сердце, подготовить свое сердце к восприятию всего этого.  И Шри Чайтанья Махапрабху принес нам этот метод, который должен сделать счастливыми нас.  Потому что, когда мы повторяем звук Святого Имени, Он сам объяснил, что происходит, Он сам рассказал, что в этот момент происходит с нашим сознанием.

чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни нирвапанам

шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам

анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамртасваданам

сарватма-снапанам парам виджайате шри-кршна-санкиртанам

Он объяснял, что происходит в этот самый миг, когда человек начинает повторять Святое Имя. Чето-дарпана-марджанам это значит, что ум или сознание, сквозь призму которого вы смотрели на мир, которое было соответствующим образом искажено, на котором были какие-то жирные следы, какая-то пыль, грязь и все остальное, вдруг очищается и человек начинает смотреть на мир совершенно по-другому. Представьте себе, что мы всю жизнь прожили в скафандре, где очень все грязно. И мы смотрели, смотрели, что-то такое мы видели, какие-то тени доходили до нас, как-то мы привыкли какое-то сигналы воспринимать. На самом деле нам и представлять то нечего, мы живем в скафандре. Это наше замечательное тело это что такое? Скафандр. Там сидит маленькая душа и у нее такой перископ. (смех). И она смотрит через призму ума. Этот ум он весь заляпан, он весь грязный, весь эбэбэбэбэ: «О, как интересно» (смех). Но екогда человек вдруг слышит Святое Имя: чето-дарпана-манрджанам, в какой-то миг, как вспышка, человек очищается, человек начинает вдруг видеть все совершенно по-другому, мир становится совсем другим. Чето дарпана-марджанам. И бхава-маха-давагни-нирвапанам — все страдания уходят. «Нирвапанам» от того же самого слова, что и «нирвана». «Нирвана» значит «угасание». Это китайское или буддистское слово. Чайтанья Махапрабху говорил, что нирвана будет у вас тоже, не волнуйтесь. Если человек повторяет Святое Имя, очищается ум, потом наступает нирвана. Хорошо ему становится, все страдания уходят.  И шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам – знание или понимание приходит к нему, он начинает видеть Истину, он начинает ощущать Истину, взаимодействовать с Истиной. Это то, каким образом постепенно-постепенно духовный опыт приходит к нему. Это то, что дал нам Чайтанья Махапрабху.  И Чайтанья Махапрабху просил нас и говорил нам, что самый лучший способ для нас реализовать все эти истины, это какой?   Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.  Повторять эти Святые Имена. Но не просто повторять, а как повторять? В обществе преданных. Всем вместе. Когда мы вместе собираемся, то сила этого становится гораздо больше.

Кто-то из вас повторяет джапу? Пожалуйста, поднимите руку. Кто-то поет киртан? Что воздействует на вас сильнее джапа или киртан? Вопрос на засыпку. Когда преданные собираются вместе и когда преданные поют, то сила этого умножается во много-много-много-много-много-много-много-много миллионов раз.

Когда человек повторяет джапу, то его анартхи ему мешают. Кому мешают его анартхи, когда он повторяет джапу? Когда человек поет киртан, никаких анартх нет. Не мешают, нет их просто, нету. И поэтому Шри Чайтанья Махапрабху просил нас не просто повторять мантру самому, а как можно больше людей приглашать, чтобы все вместе повторяли мантру. На самом деле, что такое бхакти-врикша? Бхакти-врикша это когда мы поняли, что сами мы вообще ни на что не способны и приглашаем всех остальных, чтобы всем вместе чего-то достичь. Когда мы понимаем, что мое спасение зависит от всех остальных, то, что я приглашаю всех остальных к тому, чтобы они тоже участвовали в этом удивительно счастливом и радостном процессе, и Шри Чайтанья Махапрабху Сам первый больше всего доволен этим.  Когда мы это делаем…   В конце концов мы все зависим от милости, мы все тут не сами по себе, мы все надеемся на милость Господа. И милость Господа Чайтаньи легче всего заслужить, если мы служим другим, если мы распространяем Святое Имя,  если мы проповедуем, если мы так или иначе пытаемся служить другим.

Я расскажу…  Мне нужно, к сожалению, уже ехать, потому что время мое ограничено, мне нужно оказаться на «Динамо» через полчаса ровно. Но я хочу одну историю рассказать из жизни Господа Чайтаньи, которая очень хорошо этот момент иллюстрирует.  У нас с вами огромная миссия. И в результате этой миссии прежде всего, как Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад говорил Шриле Прабхупаде, напутствуя его, или объясняя ему, что он должен делать, он говорил: «Рассказывай другим о Кришне. Это принесет благо тебе и всем остальным. Но сначала тебе». Всем остальным может и не принести. Когда мы говорим о Кришне эффект нашей трансцендентной вибрации может по той или иной причине не проникнуть слишком глубоко. Иногда мы пытаемся подкрепить свои слова какими-нибудь физическими действиями, чтобы поняли люди. Просто потому, что иногда нашей силы не хватает. Но это точно приносит благо нам. Это точно приносит благо нам. Почему мы, например, хотим построить этот храм? Историю я расскажу, я не забыл об истории. Почему мы открыли центр здесь? Почему у нас есть центр на «Динамо»? Почему мы все время говорим об этом? Потому что, в конце концов, это то, что может занять нас служением Кришне. Безусловно, повторять Святые Имена это уже само по себе служение. Но иногда Кришна хочет, чтобы мы сделали что-нибудь практическое для Него.  Есть хорошая другая история про Господа Чайтанью.  Расскажу (смех).

— Хари бол.

БВГ: Все знают, что Господь Чайтанья с самого детства тренировала все Своих соседей, соседок особенно, в том, чтобы они пели святые имена.  Он все время плакал. Постоянно плакал: эээээээээээ. И все знали, что есть единственный способ Его успокоить это стать вокруг Него и начинать петь. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Он выдрессировал всех, все знали. Все знали, что этот способ работает безоговорочно. И Он с самого детства учил, что людям нужно делать. Но однажды был экадаши и Чайтанья Махапрабху по Своей привычке стал плакать. И все, по привычке, знали, что единственный способ Его успокоить это начать петь. Все собрались и начали петь. А Он не переставал плакать. Все пели громко, а Он не переставал плакать. Все пели еще громче, а Он все равно плакал. Все пели, пели, пели, устали, а Он все плакал В конце концов все прекратили петь и начали у Него спрашивать: «Чего хочешь? Чего Тебе надо? Что Ты плачешь?». Он уже к тому времени был мальчиком лет пяти, Он уже вполне мог изъяснять Себя. И Он сквозь слезы: ээээээээ, размазывал слезы по щекам, кричал: «Хочу».  Они говорят: «Мы знаем, что Ты хочешь, чего хочешь?».  «Ааааааа, хочу».  В конце концов, когда Его немножко успокоили, сказал: «Сегодня экадаши». Все удивились Его астрологическим познаниям, потому что никто не ожидал, что Он может определять титхи по луне. Он сказал: «Сегодня экадаши и у наших соседей двое брахманов приготовили пир для Вишну и вот-вот готовы его предложить. Пока они Ему еще не предложили, пусть принесут Мне». (смех) Люди за голову схватились: «Что Он такое говорит?». Мальчик, во-первых,  не понятно, откуда Он знает, что сегодня экадаши. Во-вторых, не понятно, откуда Он знает, что соседи готовят пир. В третьих, не понятно, откуда Он знает о том, что они собираются предложить его. И, в четвертых,  не понятно, почему Он требует, чтобы этот пир принесли Ему. Все были в панике. Все стали бегать, а Он стал плакать еще сильнее и никто не мог Его утешить. В конце концов,  прибежали к Джаганнатхе Мишре и сказали: «Твой сын не успокаивается. Он хочет бхоги, которую собираются предложить Вишну твои соседи». Джаганнатх Мишра сказал: «Если хочет,  мальчика нужно удовлетворить». (смех). Побежал к ним и сказал: «Вы приготовили пир?». «Конечно приготовили пир». «Предложили?». «Не предложили» Он сказал: «Не предлагайте. (смех) Не торопитесь. Мой сын хочет отведать все, что вы приготовили».  Они подумали, подумали, подумали, подумали, расспросили его внимательно и сказали: «То-то мы так много всего приготовили. Теперь мы поняли для кого мы готовили – для твоего сына». Они сразу поняли – это может быть никто иной, как Сам Кришна, который требует этого пира. И они понесли все эти блюда, принесли все эти блюда, поставили. И Господь Чайтанья стал есть. И в этот момент Он успокоился.  Смысл этой очень глубокой и поучительной истории в том, что Господа Чайтанью не всегда можно умилостивить просто повторяя Святое Имя. Иногда нужно делать что-то практическое.  Иногда Он хочет, чтоб мы не просто Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе., иногда Он требует от нас, чтобы мы встали и приготовили для Него что-нибудь, сделали для Него что-нибудь, построили, в конце концов, что-нибудь. До поры до времени, пока Он маленький Он удовлетворяется тем, что мы повторяем Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, но все те из вас, кто повторяет Святое Имя достаточно долго знает, что в какой-то момент Господь Чайтанья изнутри перестает быть доволен просто тем, что мы повторяем Святое Имя. И Он начинает изнутри требовать: «Сделай что-нибудь для Меня». Изнутри сердца Ангиры Муни  (смех) Он начинает требовать: «Сделай что-нибудь для Меня. Что ты сидишь тут? Сколько можно? Собери всех этих перелетных вайшнавов (смех) на слет сюда, воодушеви их, чтобы они тоже дали что-то другим. Потому что, в конце концов, Господь Чайтанья больше всего доволен, когда мы делаем что-то. Когда мы маленькие в духовном отношении, мы должны повторять Святое Имя. И мы никогда не должны переставать повторять Святое Имя. Но потом Он хочет еще чего-то от нас большего. И Он очень рад, когда мы начинаем, делая это что-то большее, служить другим.  Я расскажу последнюю историю и закончу на этом окончательно и бесповоротно. Она тоже с экадашами связана.

Тоже был экадаши. И на экадаши Господь Чайтанья обратился к Своей матери, которая ела зерновые на экадаши.  Потому что в Бенгалии считалось, что женщинам не обязательно соблюдать все эти принципы. И Господь Чайтанья вдруг проявил сияние очень большое.  И мать пришла, подошла к Нему и не могла узнать своего сына. Он сказал ей: «Мама, пообещай Мне одну вещь, что отныне ты никогда не будешь есть зерно на экадаши». Она сказала: «Обещаю». И в этот момент пришел брахман. Очень чистый, светлый человек постучался в дверь. Он пришел, чтоб попросить милостыню. В то время брахманы жили тем, что они ходили от двери к двери и иногда просили милостыню. И Господь Чайтанья приготовил ему какой-то орех бетеля, чтобы дать. Когда Он стал подходить к нему, и мама Его находилась рядом,  Он вдруг посмотрел на нее и сказал: «Мама, Я пошел домой. Позаботься об этом брахмане» и с этими словами упал в обморок.  Теперь, представьте себя на минутку на месте Его мамы. Ее сын серьезно… (51:35) и говорит: «Мам, Я пошел домой» и падает в обморок. Причем Он не просто упал в обморок. Его приводили в чувства  в течение нескольких часов.  Некоторые думали, что Он умер. Мама стала плакать. При этом она стала думать: «Что ж Он имел в виду такое: «Мама, я пошел домой. Позаботься об этом брахмане»». И Мурари Гупта, который рассказывает эту историю, он спрашивает у Сварупы Дамодары: «Объясни, что это значит». Сварупа Дамодара говорит: «Я сейчас объясню». Господь где живет? Где Его дом? Да, Господь живет в сердце преданных. И когда Господь Чайтанья увидел этого чистого брахмана с чистым сердцем, посмотрел на него и Он сказал маме: «Я пошел домой. Теперь отныне, если хочешь заботиться обо Мне, заботься о нем, потому что Я живу в его сердце. Отныне, если ты любишь Меня, люби его. Если ты хочешь сделать что-то для Меня, что Мне нравится, заботься о нем, делай что-то для него». И с этими словами Он Сам упал в обморок и Его еле-еле привели в чувства. И Сварупа Дамодара Госвами говорит, что это, на самом деле, очень сокровенное учение Господа Чайтаньи. Господь живет в чистом сердце преданного. И если мы хотим доставить Ему удовольствие, если мы хотим, так или иначе,  получить Его милость, что мы должны делать? Служить преданным, заботиться о преданных. Господь Чайтанья сказал это все нам. Он сказал: «Я пошел домой» и вошел в сердце Радхи Дамодары и сказал: «Позаботьтесь о нем» Господь Чайтанья входит и живет в сердце преданных. И если мы хотим доставить Ему удовольствие, кому мы должны служить прежде всего? Преданным. Мы должны заботиться о них,  мы должны думать о них, мы должны служить им. Мы должны понимать, что у нас всегда есть возможность служить Богу, потому что столько преданных окружают нас, что преданный в каком-то смысле не отличен от Самого Бога.  Когда у нас появится это виденье, ясное виденье, что человек, который повторяет Святое Имя, в сущности, находится на том же самом уровне, что и Сам Бог, потому что он общается непосредственно с Самим Богом. И если мы поймем, что они, эти люди, которые рядом с нами, объекты нашего служения, и начнем служить им, и начнем все больше и больше распространять Святое Имя, то Господь Чайтанья будет очень нами доволен. Мы все здесь собрались для того, чтобы получить милость Господа Чайтаньи. Тот, кто хочет получить Его милость, пожалуйста, поднимите руки вверх и громко крикните «Хари бол».

— Хари бол.

БВГ: Теперь вы знаете как это сделать? Для этого надо служить преданным, для этого надо повторять Святое Имя, для этого надо научиться хорошо готовить. Носите воду сами для себя. И это наша с вами миссия, наше с вами дело, это то, что дал нам Господь Чайтанья.  Все вместе когда-нибудь мы должны будем  с вами построить  замечательный храм, чтобы тысячи и тысячи людей пришли и узнали о Господе Чайтанье. Сюда кто придет? Этот ваш храм на Сельскохозяйственной даже найти невозможно. (смех)  Но это пока, до поры до времени. Мы пока себя ведем очень тихо. Но со временем надо будет заявить о том, что мы несем людям, очень громко.  Поэтому давайте медитировать на все это, давайте медитировать на ту миссию, которую Господь Чайтанья оставил нам, чтобы мы могли поделиться этим со всеми остальными.  И прежде всего это принесет благо нам самим.

Спасибо большое. Шри Чайтанья Махапрабху – ки.

— Джая.

БВГ: Шрила Прабхупада — ки

— Джая.

БВГ: Гаура-премананде.

— Хари бол.

БВГ: Гаура-пурнима – ки.

— Джая

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.