Диск 99, л. 7
Аннотация:
***
Я хотел для того, чтобы настроить нас на правильный лад, прочитать один стих из «Шримад-Бхагаватам» из первой песни. Если мне сейчас ее принесут, то будет хорошо.
камасйа нендрийа-притир лабхо дживета йавата
дживасйа таттва-джиджнаса’ нартхо йаш чеха кармабхих
Это 10 стих из 2 главы первой песни «Шримад-Бхагаватам».
«Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека — задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности»».
КОММЕНТАРИЙ: Совершенно сбитая с толку материальная цивилизация движется в неверном направлении, сосредоточив свои усилия на удовлетворении чувств. Во всех сферах жизни такого общества конечной целью является удовлетворение чувств. В политике, общественной деятельности, альтруизме, филантропии, и, наконец, в религии и даже в поисках спасения все тот же оттенок чувственного удовлетворения начинает все более и более преобладать. В сфере политики лидеры сражаются друг с другом ради удовлетворения своих
чувств. Избиратели поклоняются так называемым лидерам лишь тогда, когда те обещают им чувственные удовольствия. А когда чувства избирателей не получают должного удовлетворения, лидеров свергают. Лидеры всегда разочаровывают своих избирателей, не удовлетворяя их чувств. То же самое происходит и во всех других сферах деятельности: никто не относится к жизненным проблемам серьезно. Даже те, кто идет по пути спасения, стремятся слиться с Абсолютной Истиной и тем самым совершить духовное самоубийство ради удовлетворения своих чувств. Но в «Бхагаватам» говорится, что человек не должен жить ради удовлетворения своих чувств. Чувства можно удовлетворять, но лишь постольку, поскольку это необходимо для самосохранения, а не ради наслаждения чувств. Поскольку тело состоит из чувств, требующих определенного удовлетворения, существуют предписания, которые регулируют удовлетворение чувств. Однако чувства не предназначены для неограниченного наслаждения. Так, например, брак, или союз мужчины и женщины, необходим для продолжения рода, а не для чувственных наслаждений. Отсутствие добро-
вольного воздержания влечет за собой необходимость пропагандировать планирование семьи, но глупым людям невдомек, что там, где люди заняты поиском Абсолютной Истины, планирование семьи осуществляется само собой. Ищущих Абсолютную Истину не прельщают бессмысленные чувственные наслаждения, потому что те, кто серьезно занимается такими поисками, всегда поглощены исследованием Истины. Вот почему во всех сферах жизни поиск Абсолютной Истины должен быть высшей целью. Такая деятельность принесет человеку счастье, так как он меньше будет предаваться разнообразным чувственным удовольствиям. Что же такое Абсолютная Истина, объясняется в следующем стихе.
Я хотел немного поговорить сегодня о философии, которая стоит за приготовлением пищи и за употреблением пищи. И в связи с этим стих, который мы прочитали, дает очень ясную систему, в рамках которой нужно рассматривать эту тему. Шрила Прабхупада говорит, что тело состоит из чувств, поэтому чувства надо удовлетворять, к сожалению. Мы вынуждены удовлетворять чувства, нам нужно удовлетворять чувства. Но есть мера. И удовлетворять чувства нужно лишь постольку, поскольку это необходимо для поддержания здоровья и жизненной энергии. Ни в коем случае чувственные удовлетворения не должны становиться самоцелью. И поэтому священные писания, и в частности ведические священные писания, очень строго регламентируют процесс удовлетворения чувств, и в частности, самую доступную нам форму удовлетворения чувств, а именно употребление пищи. Пища это, понятно, самая доступная, самая естественная форма удовлетворения чувств. Мы все знаем, что она нам нужна. Я сейчас попытаюсь объяснить очень глубокую философию, которая стоит за всем этим.
Прежде всего, мне хотелось начать с некой аюр-ведической философии, или теории, потому что, как объясняет Шрила Прабхупада в этом стихе, если человек превышает возможности своих чувств, то в конечном счете это приводит к болезням, и если человек не удовлетворяет свои чувства, это тоже приводит к болезням. И болезни лишают человека возможности думать о Боге. На самом деле, человек должен быть сыт для того, чтобы думать о Боге. Потому что если он не будет сыт, о чем он будет думать? Он будет думать о бхоге, правильно, он будет думать о том, как удовлетворить, или насытить, свой желудок. Поэтому это очень важный и существенный процесс в нашей жизни и там есть очень много тонких моментов, о которых мне хотелось сегодня поговорить.
Итак, сначала пять причин болезни, которые определяет аюр-веда и которые на самом деле превращаются в одну причину. Очень скоро мы поймем, какое отношение это имеет к нам, и в частности к пище. Первая, самая главная причина болезни, как по-вашему, какая?
— Беспокойство ума. Переедание.
БВГ: Не беспокойство ума и не переедание, и не недосыпание. Первая и самая главная причина болезни, и, в сущности, единственная причина болезни, единственная, потому что все остальные являются частными случаями первой причины, называется прагья-апарадха. Прагья значит что такое? Нет, прагья значит «мудрость». Вигья, прагья, как есть прагьяна, вигьяна. Прагьяна это разум. «Прагья-апарадха» значит «извращение разума», все то, что идет вопреки разуму, все те нарушения, которые человек делает. И я чуть поподробней несколько секунд спустя расскажу об этом. Все то, что человек делает вопреки разуму, является главной и единственной причиной болезни. Теперь, есть еще четыре других причины, которые перечисляет аюр-веда. Вторая называется асат-мендрийартха-самйога. асат-мендрийартха-самйога Все очень понятно. Асат, что значит?
— Неправильное использование чувств.
БВГ: Да. Неправильное использование чувств, совершенно верно. Нездоровый контакт чувств, органов чувств с объектами чувств, все то, что, так или иначе, неправильно функционирует в процессе того, когда наши органы чувств соприкасаются с объектами чувств. И я, собственно, остановлюсь на этих двух причинах. Чисто для вашей эрудиции я перечислю три остальных, о которых говорится в аюр-веде. Третья это кала-паринама, или нарушения, связанные с переменой времени, с переменой сезона, с неправильным употреблением… Кала-паринама, когда меняется время, прежде всего сезоны. Мы знаем, что большая часть болезней, особенно таких, приходится на межсезонье, когда один сезон сменяется другим. Четвертая причина это карма, или самскары. И пятая причина это паразиты, бактерии и все остальное. Аллопатическая медицина признает в основном только пятую причину. Тогда как аюр-веда утверждает, что главная причина это прагья-апарадха. Видна разница в подходах к жизни в целом. Карма, самскара это прошлое, они, в общем-то, являются частным случаем прагья-апарадхи. Асат-мендрийартха-самйога это прагья-апарадха. Кала-паринама, когда мы не понимаем каким образом правильно вести себя по отношению к меняющемуся времени, прагья-апарадха. Паразиты и бактерии воздействуют на нас лишь тогда, когда, опять же, действует первая причина, то есть тогда, когда человек ведет неправильный образ жизни.
Теперь, эта первая причина, или прагья-апарадха, имеет три разновидности Когда человек поступает вопреки разуму, то есть идет вопреки законам природы, когда человек теряет терпение, выходит из себя и совершает глупости, и когда человек забывает что-то, когда человек совершает какие-то проступки по забывчивости, пропускает что-то, упускает что-то из виду. Три вида неправильного разума. Одно это в целом неправильный разум, второе это когда терпение человек теряет это тоже слабость разума. Третья разновидность этого это когда человек теряет память, забывает что-то. Знакомые, да, явления? Но я хотел в большей степени поговорить о второй причине, хотя я уже сказал, что она является, как бы, частным случаем первой, потому что она более подробно объясняет тему, с которой мы имеем дело. Асат-мендрийартха-самйога – неправильный контакт чувств с объектами чувств. Этот стих, который мы прочитали с вами, задает принцип, или формулирует закон, в результате которого чувства должны, вернее, который определяет, каким образом должен регламентироваться этот контакт между органами чувств и объектами чувств. Для чего это должно происходить? Для чего органы чувств должны соприкасаться с объектами чувств? А? Для того, чтобы поддерживать жизнь. Почему это нужно? Почему жизнь не будет поддерживаться, если наши чувства не будут взаимодействовать с объектами чувств? Потому что тело из чего состоит? Шрила Прабхупада что говорит, из чего тело состоит?
— ()
БВГ: Да, тело состоит, в общем-то, из органов чувств. Это особая машина, которая особым образом связывает вместе различные органы чувств. И как я уже сказал, есть два нарушения в этом смысле: либо, что мы можем делать с чувствами? Да. Либо перебарщивать, либо недобарщивать, либо переедать, либо недоедать, либо пересыпать, либо недосыпать, либо перенюхивать, либо недонюхивать. Может смешным показаться, но на самом деле, если мы не задействуем какой-то орган чувств, то соответственно он начинает разрушаться. Если мы слишком злоупотребляем им, он тоже начинает разрушаться. В конце концов, контакт чувств с органами чувств нужен для того, чтобы восстанавливать ткани нашего организма. Запишите это, это важный момент. Ткани нашего организма в результате жизнедеятельности разрушаются, почему? Дело не в сроке. Они разрушаются потому, что такова природа жизнедеятельности. Жизнь это энергия, энергия она растрачивает что-то и поэтому они должны своевременно восстанавливаться. И контакт органов чувств с объектами чувств должен служить, в соответствии с принципом, заданном в этом стихе, восстановлению нашего организма. Почему органы чувств действуют, в результате чего? Да, есть сила или энергия. Энергия это что такое? Это огонь. У нас горит огонь. Глаза почему видят? Потому что там есть огонь, тонкая форма Агни. Кожа ощущает потому, что там есть своего рода Агни. Везде есть тонкий огонь. Огонь что делает? Да, он сжигает все, он трансформирует все, он сжигает. Поэтому все время происходит…. Как этот процесс перемен, который происходит в теле в результате жизнедеятельности называется на научном языке? Метаболизм или обмен веществ. И, в сущности, это огненный процесс. Когда говорится о метаболизме, о обмене веществ, речь идет об огне, который горит, и который дает энергию, чтоб мы могли действовать. Так как что-то сгорает, это нужно восстанавливать. Поэтому, так как нам нужно действовать, нужно все время восстанавливать потраченное, растраченное в результате нашей жизнедеятельности. Вот, собственно, принцип, который тут описывается – нам нужно постоянно восстанавливать все это.
Так, теперь, еще один очень важный момент это то, что в результате контакта органа чувств с чувствами питается сам этот орган чувств, но еще что питается? Очень скоро будет интересно, потерпите немного. Скоро вы поймете, как это все относится к нам, к нашей деятельности и главное к процессу приготовления пищи. Ум питается, ум питается. Ум. Запишите это большими буквами. Что в результате того, что я взаимодействую, мои органы чувств взаимодействуют с объектами чувств, получает питание мое тело, мои ткани, но также питается мой ум. Когда человек голодает, то, что он чувствует? Слабость. Но слабость только в теле он чувствует или нет? Слабость в уме. Ему хочется спать все время, ум не имеет никакой энергии. И он съест первую горстку пищи после голодания, что он чувствует сразу же? Да, сразу же энергию чувствует. Откуда энергия? Энергия из пищи пришла? Она пришла из пищи, но она пришла из пищи через ум. Потому что, чтобы реально пришла энергия из пищи должен произойти долгий, мучительный процесс переваривания пищи, пока она преобразуется в реальную энергию. Но энергию мы чувствуем сразу. Откуда мы ее чувствуем? От ума. Потому что в этот момент ум насытился. Ум голодал до этого. Нужно очень хорошо понимать, что когда мы едим пищу, прежде всего мы питаем свой ум. У нас, к сожалению, мы слишком долго воспитывались в материалистической культуре, которая привыкла рассчитывать ценность пищи в соответствии с калориями, которые там находятся, в соответствии с жирами, карбогидратами.
Этот подход к миру приводит к тому, что люди потребляют мертвую пищу, которая не дает никакого удовлетворения уму и поэтому они едят больше, больше и больше, что, в общем-то, хорошо для экономики. В результате появляются мак-дональдсы и вся эта вещь, в результате появляется американская цивилизация, где 60% людей страдают от ожирения. Американская нация это нация заплывшая жиром, нездоровым жиром. Слава Богу, что я не в Америке. В Америке б меня посадили в тюрьму за такие утверждения. Но это факт, это болезнь номер один материальной цивилизации. Потому что сама по себе пища, которую едят современные люди, не питает ума. И, так как она не питает ума, она не дает удовлетворения. Она, может быть, до какой-то степени питает тело, хотя и с телом тоже проблемы. И соответственно в связи с этим разные люди имеют разную потребность в этом чувственном контакте. Почему? Почему у разных людей разная потребность, в еде разная потребность, во сне разная потребность, в сексе? Ум разный. Прежде всего, потому что ум разный. Тело у всех примерно одинаковое, телу у всех нужно примерно одинаковые вещи. Ум разный. Поэтому одному человеку нужно больше спать, другому человеку нужно меньше спать, одному человеку нужно больше есть, другому человеку нужно меньше есть. И это очень важный принцип, что мы, когда мы едим, мы в том числе должны питать свой ум. И поэтому, собственно, Кришна Он формулирует этот принцип в «Гите». Какой принцип Он в «Гите» формулирует? Да, йоктахара эхарасйа йукта чета са кармасйу ….. самабходхасйа… бхавати духках.??? – йога это путь, который помогает человеку определить меру, необходимую ему и таким образом избавиться от страданий. Человек должен быть умеренным в своей еде, человек должен умеренным во сне быть, человек должен быть умеренным в своей работе, человек должен быть умеренным в отдыхе. Таким образом человек избавляется от страданий. И мера эта определяется, прежде всего, формой ума. Нет и не может быть единых стандартных правил, каких-то железных правил. Одному человеку нужно больше есть, другому меньше. Если я буду имитировать кого-то, если я буду имитировать Рагхунатха даса Госвами? Рагхунатх дас Госвами пил одну пахту раз в два дня. Если я буду пытаться идти по стопам Рагхунатха даса Госвами, то, что со мной случится? Да, меня отвезут в психиатрическую клинику очень скоро. Потому что я, движимый своей гордыней, буду пытаться, так или иначе, делать что-то, что еще не соответствует уровню моего ума. И поэтому в связи с этим очень важна сама философия всего этого. Сейчас еще яснее станет, какое это имеет непосредственное отношение к нашей теме. Как на санскрите называется пища? Анна или ахара. Я сейчас хотел поговорить про слова «ахара». «Аахаара». «А» длинное, второе «а» тоже длинное. Кто знает, что это значит буквально? «Аахаара». Второе «а» тоже длинное. Насколько я понимаю в санскрите, это происходит от того же самого корня, что и слово «хари». Которое в свою очередь происходит от глагольного корня, если я не ошибаюсь, я не могу на 100% вам гарантировать это, но, по-моему, это происходит от того же самого корня, что и слово «хари». «Хари» в свою очередь происходит от глагольного корня «хри», что значит «забирать, убирать». «Ахара», «аахаара», буквально означает «то, что принимается внутрь», то, что я беру и принимаю внутрь себя. Иначе говоря, ахара это не только пища, хотя пища это самая важная и самая очевидная форма ахары. Что еще является ахарой? Звук является ахарой? Является. Запах является ахарой? Является. Ахара для носа это запах, ахара для уха или для слуха это звук. Ахара для кожи? Ну да, когда нас гладят, когда нас гладят или делают массаж нам. И еще что мы пропустили? Да, для глаз, что является ахарой? Форма, красота, цвет. И все это вместе взятое: форма, звук, касание, вкус, обоняние, запах, все это вместе взятое является пищей для чего? Для ума. Для ума. Когда человек недополучает чего-то, он начинает сходить с ума, его ум чувствует недостаток этого.
Я помню, когда я приехал в Швецию, люди, которые в первый раз приезжают на несколько дней приедешь – ничего, все нормально, я сходил с ума от отсутствия запахов. Там ничего не пахнет. Там цветы не пахнут, там пища не пахнет, там нету запаха, там энергии нету. И мой ум, который вырос в горячем, знойном, пахучем Ташкенте, мой ум говорил: «Ну, сколько можно? Ну, что такое?», все безвкусное, так как нет запаха. Мы не замечаем, насколько нам запахи нужны. Но если вдруг поместить человека в совершенно, полностью атмосферу, где не будет запахов, он очень быстро сойдет с ума, оттого, что ум не будет получать тонкой энергии, которая приходит вместе с запахами к нему. И так далее. Я когда приехал в Калькутту из Швеции, в вонючую Калькутту, я вдохнул запах в аэропорту. В аэропорту там какими-то химикатами пахнет, которыми полы моют, я подумал: «Это жизнь» (смеется), что-то, в конце концов, ожило.
И послушайте, каким образом Удалака Аруни в «Чхандогья-упанишад» объясняет, что происходит, когда мы едим, и что происходит, когда мы пьем. Он говорит, когда мы едим, пища делится на три части. Одна треть превращается во что? В экскременты, фекалии. Мало. Одна треть становится чем? Плотью нашей. Одна треть становится плотью. Одна треть преобразуется, заменяет какие-то испорченные ткани, приходит в метаболизм. Одна треть просто это балласт, который выбрасывается, вместе с ним выбрасываются эти яды. Одна треть заменяет, идет в наше тело, идет на строительство тела. И одна треть куда идет? В ум. Одна треть того, что мы съедаем, питает наш ум. «Чхандогья-упанишад». И он говорит, что вода или питье, которое мы пьем, тоже делится на три части. Одна треть, что с ней становится? Выходит, как моча. Одна треть становится кровью, кровью, лимфой, другими жидкостями в теле. Это с любой жидкой составляющей. И одна треть, что с ней случается? Одна треть превращается в прану. Именно поэтому человек еще в большей степени зависит от жидкости и жидкость так сильно сказывается на жизненной энергии человека. Именно поэтому человеку нужно много пить. Когда человек мало пьет, у него жизненная энергия уходит из тела. Человек должен пить в день 2-3 литра воды как минимум, 2-3 литра жидкости в общей сложности, чтобы поддерживать прану, чтобы энергия была на определенном уровне. Человек, который мало пьет, это сразу же сказывается на его энтузиазме в конечном счете. Так как он мало пьет, у него понижается тонус жизненный и жизненный тонус, недостаток энергии не дает ему возможности действовать.
Вообще наше время истекло уже, но я еще не приступил к главной части.
Теперь, дальше. Та же самая «Чхандогья-упанишад» объясняет, почему такое значение все ведические писания придают пище. И причем под пищей, еще раз, нужно подразумевать всегда все виды пищи, которые мы употребляем внутрь, все то, что поступает внутрь через органы чувств. Это знаменитый стих, который Шрила Прабхупада цитирует в 3 главе «Бхагавад-гиты»? Да, в 3 главе «Бхагавад-гиты». Ахаро шудхо саттва шудхих саттва шудхо… ??? Кто помнит? смрти дхруво смртих…. випрамокшах. Ахаро шудхо, что это значит? Да, если пища чистая, то тогда что? Саттва шудхих. Да, существование, бытие, жизнь человека. «Саттва» также значит «ум», ум человека очищается. «Саттва» имеет очень много значений. Шрила Прабхупада объясняет, что «саттва» также значит «ум» в 17 главе «Бхагавад-гиты». Ахаро шудхо саттва шудхих. Бытие человека, жизнь человека, ум человека очищается если пища чистая. Дальше саттва-шудхо, что тогда? Дхруво смртих. Если ум человека очищается или жизнь человека очищается, бытие человека очищается, о что дальше становится?
— Укрепляется память.
БВГ: Да, укрепляется память. Шрила Прабхупада переводит это «тонкие ткани мозга» очищаются, то есть ум. Что такое тонкие ткани мозга? Люди думают, что ж это за тонкие ткани мозга? Ум, он имеет тонкую природу. И в результате этого становится дхруво смртих, память становится дхрува. Дхрува что значит? Крепкая, твердая, непоколебимая, неподвижная, дхруво смртих, человек может хорошо помнить. И дальше, смрти ламбдхе сарва грандхина випрамокшам. Когда человек обретает память, то что случается с ним дальше? Сарва грантхина. «Грантха» что значит? Узел. Сарва грантхинам – все узлы. Какие узлы у нас есть? Да, узлы материальных привязанностей, узлы нашей кармы. Внутри карма приобретает форму васаны. Васана что такое? Васана это ткань, которая состоит из маленьких узелков. Наш ум, или наша память, наше сознание приобретают форму васаны, то есть ткани, состоящей из маленьких узелков. Когда человек обретает твердую память, а твердая память что значит? О ком он должен помнить? Что значит, что он в твердом уме и трезвой памяти или как это? О Кришне. Он о Боге помнит. Он все время помнит о Боге, от кого он произошел, он не забывает о Нем ни на минуту. Хочет забыть, а не может. Потому что жизнь у него чистая стала (дхруво смртих), память вернулась и в результате этого развязываются все узелки кармы, человек перестает быть рабом кармы, развязываются васаны, развязывается эта ткань, из которой творится наша жизнь. Поэтому очищение сознания, очищение ума с чего начинается, с очищения чего? С очищения пищи, причем пищи для всех органов чувств. Пища должна быть чистой, пища должна быть чистой, пища должна быть чистой. И не возможно недооценить этот фактор. И когда какие-то люди, не понятно почему, цитируют, злоупотребляют этой цитатой из «Евангелия» о том, что: «Не то нас оскверняет, что поступает внутрь, а то нас оскверняет, что выходит из нас», то мы никак не можем с этим согласиться. Потому что, как из нас может выходить какая-то гадость, если то, что поступает в нас – чистое? Прежде всего. Если что-то поступает в нас грязное, как из нас может что-то чистое выходить? Как оно может выходить, если мы состоим из грязи. Если все целиком грязное, не может ничего чистого быть. Естественно, понятно, что цитата она подчеркивает, что человек больше оскверняется, когда он говорит гадости. Понятно, что его сознание сильно оскверняется, когда он говорит сплетни, глупости, гадости, ясное дело. Но это не значит, что мы теперь, пользуясь этой цитатой, неправильно должны есть все, что угодно, или все что угодно принимать внутрь. Поэтому в ведическом обществе, и с этого начинается тема нашего…, это было предисловие философское, с этого начинается тема нашей лекции основная, в ведическом обществе повара всегда были кем?
— Брахманами.
БВГ: Брахманами. Желательно мужчины, потому что женщины они не бывают брахманами. Любой уважающий себя царь у него всегда повара были брахманы. Потому что приготовление пищи это какой труд? Интеллектуальный труд. Запишите, пожалуйста, себе большими буквами – ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД. И хорошо готовить могут только брахманы, только люди, у которых голова работает. Если мы употребляем пищу, которую приготовили люди глупые, то мы кем станем? Почему? Почему это так важно? Почему человек должен иметь голову на плечах, чтобы готовить хорошо? Потому что пища она какой должна быть? Она должна быть безусловно чистой, человек ни в коем случае не должен наслаждаться ей до того, как он предложил, прасад, это факт. Он должен готовить с чистотой, с любовью, он должен вкладывать сознание свое туда. Процесс жертвоприношения, процесс приготовления на огне. Но также пища это, в сущности, питание не только для языка. У пищи что есть еще? Запах есть? Есть. Внешний вид есть? Есть. Что еще у пищи есть? Вкус есть, текстура у нее есть. Когда говорится о четырех видах пищи, что это за четыре вида пищи? Которую едят, которую пью, которая хрустит на зубах, которую лижут. Это классификация пищи в соответствии с тем, каким образом пища относиться к тактильному нашему чувству. Когда мы едим, все органы чувств задействуются. И чем лучше мы задействуем, чем более правильно мы задействуем… И, наконец, звук тоже в пище есть. Когда пища вкусная, то что происходит? Пищит за ушами у человека (смех, правильно? Но если серьезно, когда грамотный человек, брахман, приготавливает пищу, то соответственно от него исходят определенные вибрации. Эти вибрации отпечатываются в пище и мы едим эту чистую вибрацию, которая от него исходит. Он вкладывает вибрацию мантры и таким образом даже слух удовлетворяется, когда человек ест хорошую, правильную пищу. И признак того, что пища хорошая это то, что ум становится удовлетворенным сразу же. Когда пища плохая, почему люди переедают? Для удовлетворения ума. Желудок уже набит, а ум все равно не удовлетворен. Когда пища вкусная, можно съесть мало и человек будет удовлетворен. Когда пища невкусная, человек ест-ест, ест-ест, ест-ест, ест-ест и не может насытиться. Именно потому, что ум остается неудовлетворенным. Поэтому лучше есть мало, но вкусно, чем много, но невкусно. Запишите, пожалуйста, — пища должна быть вкусной. Особенно для людей, которые зависят от материального. Если ум наш полностью и всегда удовлетворен именем Кришны, понятное дело, что нам не нужны никакие вкусности. Поэтому Бхактивинода Тхакур объясняет эту философию в своей «Прасада-севе».
Кто-то знает перевод молитвы магической, которую мы повторяем перед едой? Маха-прасаде говинде. Кто-то знает перевод этого? Маха прасаде говинде намо бхравани вайшнаве. ??? Вернее, извиняюсь, не эта. Шарира абидйа-джал. Есть сокращенная форма этой молитвы: шарира абидйа-джал джани май джани тай — «Мое тело комок невежества. Джани май джани тай ???». (смех) Шарира абидйа-джал. Тело невежественное по природе, правильно? Шарира абидйа-джал. Дальше как? Джодендрийа тахе кал . И что с чувствами нашими? Да, джодендрийа тахе кал, чувства могут увлечь нас, чувства могут сбить нас. Чувства из-за того, что они привязаны к объектам чувств, увлекают человека вниз. Так. И из всех этих чувств, дальше как? Дживе пхеле вишайа-сагоре – самый ненасытный, самый ужасный орган чувств это язык. Языку нужна пища. Потому что там все есть, все там есть, все в нем есть. Дживе пхеле вишайа-сагоре та’ ра мадхйе джихва ати лобхамой судурмати. Среди них всех (та’ ра мадхйе) он (лобхамой) очень жадный. И что соответственно дальше? Что мы говорим? Как там дальше? та’ ке джета катхина самсаре – его очень трудно удовлетворить. Поэтому человек все время остается в самсаре, он не получает правильного удовлетворения. И, соответственно, что дальше? Какое решение этой проблемы? Кршна баро дойамой. Кришна какой?
— Милостивый.
БВГ: Да, очень добрый. Очень добрый. Баро дойамой. Баро значит слишком даже добрый. Кршна баро дойамой. Дойамой – Он состоит из милости. Дальше? Корибаре джихва джай. И чтобы обуздать как-то язык, чтобы привести его в порядок, что Он нам дал? Сва-прасад-анна дило бхаи. Бхаи – братья, братья. Бхаи значит братья. Когда во время воскресной программы кто-то кричит «бхай ре», то надо еще добавлять «бхаги нире», потому что там не только братья, но и сестры тоже есть. Сеи аннамрта пао – Он дал нам эту амриту, которая имеет особый вкус. Радха-кршна-гуна гао – и человек употребляет и сможет вспомнить об удивительных качествах. На самом деле прасад должен напоминать нам о Кришне своим вкусом и всем остальным, своим видом. Соответственно поэтому пища должна быть вкусной и еще какая пища должна быть? Красивой. Пища должна быть красивой. Чапати каким должен быть? Чапати должен быть круглым, чапати не должен напоминать амебу (смех). Я видел как у нас делают чапати. Это просто картина абстракциониста (смех), сюрреалист. Чапати должен быть круглым, потому что круглый чапати радует глаз, там есть совершенство. Она должна быть красивой, она должна быть вкусной. Еще какой она должна быть? Да, она должна быть ароматной. И она должна быть разной текстуры. Шрила Прабхупада объяснял, что есть разные, будем подробней на кухне там проходить, что есть сабджи жидкое, есть сабджи твердое, есть сабджи хрустящее. Разная должна быть текстура. И… Все уже, подготовились? Я думаю, что на этом уже достаточно, можно кончать эту тему. И поэтому, естественно, человек, который готовит пищу, должен сначала подумать. Он должен представить, какая она должна быть. Он должен делать это для Кришны, стараясь делать все, чтобы она была как можно более красивой для Кришны, как можно более ароматной для Кришны. Все должно быть очень хорошо в пище. Когда пища непонятно вообще бывает цвета, формы и вообще не понятно что, что-то такое, дают что-то такое, это апарадха. Пища должна быть красивой, вкусной, ароматной. Я еще несколько вещей скажу, потому что, наверно, надо уже кончать. У вас следующее занятие есть. Мы какие-то вещи потом, еще попозже, проделаем. И несколько вещей, какие-то из этих вещей могут вас удивить. Но несколько правил мне хотелось сказать, чисто правил для еды и они естественно имеют отношение косвенное к приготовлению.
Употребление пищи это жертвоприношение и человек должен обязательно подготовить себя к этому жертвоприношению. Он должен быть сам чист. Опять же, ахаро шудхо саттва шудхих, и если пища чистая. Это значит, что человек должен принимать пищу в чистом состоянии. Поэтому ни в коем случае нельзя принимать пищу сразу после сна, если вы днем немножко поспали. Когда человек просыпается, что он чувствует обычно в теле? Тяжесть, тяжесть. Человек не должен есть пищу, если он чувствует тяжесть в теле. Значит тамас накопился. Это значит велика вероятность того, что вся та пища, которую он съест, превратится в тамас, она будет золотым запасом тамаса. Для него. То есть, иначе говоря, человек должен чувствовать тело легким, чтобы есть как следует, энергия должна задвигаться в нем, он должен ожить, прежде чем есть. Поэтому, соответственно, ни в коем случае нельзя есть, когда человек находится в беспокойстве, когда его ум охвачен тревогой, когда он нервничает. Иногда люди пытаются это беспокойство свое заесть пищей. Пища превращается, опять же, в яд. Нужно быть очень спокойным, с приятными мыслями хорошими, нужно настроится. Поэтому нужно вкладывать смысл, когда мы повторяем мантру. Молитва очень важная вещь, очень важный аспект жертвоприношения и нужно, чтоб оно произошло правильно.
Еще одна очень важная вещь. Перед едой нужно споласкивать рот. Почему, как по-вашему? Да, с одной стороны, чтоб очистить вкусовое восприятие. Но есть еще более важный аспект этого.
— ()
БВГ: Да. Во рту накапливается грязь, в частности, от дурных мыслей. Любая дурная мысль в конечном счете порождает какие-то токсины в нас. Зависть порождает токсины, вожделение порождает токсины, гнев порождает токсины. Все это прежде всего накапливается в теле в слюне, во рту. И человеку, опять же, чтобы очистить свое, ну как-то, существование, чтобы как-то чисто подходить к этому, нужно прополоскать рот. Вот. Есть много правил, которые ведические писания предписывают для того, чтобы человек ел правильно, но я не знаю, нужно ли их все говорить. Но несколько я скажу. Во-первых о порядке пищи все-таки. Сначала какую пищу нужно сеть?
— Сладкую
БВГ: Сладкую. Это революционное утверждение, но я не побоюсь его сделать. В Ведах говорится, в разных Ведах говорится, что начинать нужно со сладкого. Потому что когда человек есть в конце сладкое, то что происходит?
— Хочется соленого. (смех)
БВГ: Вставать человек должен после еды каким? Это еще один очень важный момент. Легким. Ни в коем случае нельзя доедаться до такого состояния, чтоб чувствовать тяжесть в теле. Человек должен чувствовать легкий голод. И как только появилась первая отрыжка, это значит, что все, нужно кончать жертвоприношение, жертвоприношение закончено. Потому что если человек тяжелый, это значит, что все уже, что уже перегруз и значит, что, опять же, это все превратится в тамас, ему захочется после этого поспать, если он поспит, то он уже поставит жирную точку на сегодняшнем дне, потому что все пойдет не понятно куда. Нужно вставать легким. И когда мы едим сладкую пищу в конце, то что получается? Сладкая пища какая? Тяжелая всегда. Шри Шри Гаура-Нитай – ки джая. Сладкая пища всегда тяжелая. И если мы наелись, наелись, наелись, наелись всего и под конец, так как от сладкого невозможно отказаться, мы уже наелись, но чтобы еще немного удовлетворить свои чувства, нам приносят, ах, мороженое. И что происходит? Жертвоприношению, все, конец, мороженое все останавливает и все это лежит там комком тяжелым. Сладкое всегда, всегда традиционно, на самом деле, традиционный, правильный, хороший обед начинается со сладкого риса. Самая лучшая сладость это сладкий рис, это рис сваренный в молоке с каким-то сахаром. Он очищает все внутри, он подготавливает все. Немножко, буквально одну две ложки если мы съедим, то это (смех) подготовит нас к тому, чтобы правильно… Это идеальная пища. Немножечко совсем, две три ложки сладкого риса в начале, потом все остальное. И потом после этого нужно есть кислое и соленое. И в самом конце можно есть горькое и острое, и вяжущее. Совсем немножко чего-нибудь в конце, чтобы отбить, чтобы как-то еще раз стимулировать. Это то, что касается порядка.
— ()
БВГ: Северная Индия. Это извращенная культура. В Южной Индии, если вы поедете в любою традиционную или какой-нибудь южно-индийский штат, или традиционную семью, вам всегда дадут в начале сладкое. Поэтому в Северной Индии много жирных людей. Если вы поедете в Южную Индию, там гораздо меньше толстых людей. Аюр-веда говорит, что главная причина ожирения это неправильный порядок еды. Главная причина того, что человек накапливает лишний вес именно это, то, что он неправильно употребляет порядок. В Северной Индии, в Бенгалии это все полностью… Это культура, которая направлена против смысла стиха, который мы с вами прочитали. Эта культура она дает удовлетворение чувств больше, но в конечном счете она нездоровая, она портит наши чувства и портит пищеварение и все остальное. Я сейчас теорию говорю, вы сами решайте, что с этим делать. Но правильно вот так. Вот.
Сейчас я посмотрю есть ли что-то еще важное, потому что, наверно, надо кончать уже. Да, и если есть фрукты, то когда фрукту надо есть? Фрукты надо есть в начале. Либо утром, либо если с другой едой, то фрукты нужно есть обязательно в начале, а не в самом конце. Фруктовый салат когда подают в конце это неправильно.
Сырые овощи, в соответствии с Аюр-ведой нельзя смешивать сырые и вареные овощи. Это одно из… В Аюр-веде очень мало ограничений чисто по комбинациям пищевым, но это один из запретов. Потому что сырые овощи — тяжелые. И если говорить о общем принципе, то, как правило, нельзя смешивать слишком сильно легкую и тяжелую пищу. Когда легкая и тяжелая пища смешиваются, то очень сложно организму с ней справиться. Поэтому лучше либо если, в зависимости от конституции человека… Тяжелая пища в ней ничего плохого нет, она может быть тяжелая. Но тогда нужно ее всю делать тяжелой. Варенные овощи – легкие. Сырые овощи тяжело перевариваются и, смешав их вместе, мы совершаем очень большое насилие над организмом. Единственное исключение – можно немножко свежего салата чуть-чуть съесть, он легкий. Но какой-нибудь там салат из сырой моркови натертой с любовью и посахаренной — нехорошо. Лучше есть отдельно эти все вещи. Можно из сырых овощей. Для определенной конституции сырые овощи хорошо. Для питты это хорошо, но нужно отдельно просто есть. И, в принципе, нехорошо смешивать легкую и тяжелую пищу, как я уже сказал. Я просто еще скажу на счет тамасичной пищи и на счет раджасичной пищи. Пища в идеале должна быть саттвичной. И Кришна объясняет в «Бхагавад-гите», что такое саттвичная пища, какая она: она маслянистая. То есть обязательно должно быть какое-то масло. И из них самое лучшее – ги, безусловно. Также к саттве относится прежде всего Маш, мунг-дал, рис – саттва, овощи по большей части саттвичны Есть овощи, которые относятся к раджо-гуне и тамо-гуне. Часто люди задают этот вопрос, почему нельзя лук, чеснок? Потому что это раджо-гуна и тамо-гуна прежде всего, потому что они возбуждают низшие чакры. Но помимо этого к раджо-гуне и тамо-гуне относится редиска, любимая нами всеми. На самом деле это нехорошая – редиска, редька это не очень хорошие овощи. Люди чувствительные могут это почувствовать очень легко. Соя это тоже тамасичная пища. И Чили, строго говоря, это тоже тамас.
— А хрен?
БВГ: Хрен, я думаю, тоже к той же самой категории относится. Хрен редьки не слаще. Горчица – нормально. Но в больших количествах горчица или капустные вещи нехорошо тоже. Но, в принципе, горчица – нормально. У горчицы так же как у белой капусты, белокачанной капусты в меньшей степени у цветной капусты или у брокули есть раджасические качества в виде вот такой терпкости, которая у них есть. Если слишком много этим злоупотреблять, то соответственно качества раджаса тоже будут увеличиваться. Но самое главное, что нужно избегать, это тамасической пищи. И вот тут вот я хотел бы настаивать на каких-то вещах. К сожалению, особенно в наше время, практически невозможно избежать тамасичных продуктов, потому что даже пастеризованное молоко, в общем-то, по энергии своей это тамасичная пища. Все консервированные продукты это тамас.
— Не стерилизованные?
БВГ: Там написано: «Может храниться 2 месяца» молоко.
Любое молоко в пакетах. Ну, в таком пакете оно неделю будет храниться. Они тамасичные. Ну, тамасичные они, ну тамасичные. Простите меня, пожалуйста, но тамас это. Старая пища вся тамасичная. Как сам Шрила Прабхупада объясняет, что если пища три часа хранилась, она становится тамасом. И к этой категории относится, к сожалению, любимый нами хлеб. Потому что, когда хлеб хранится долго, он имеет в себе качества тамаса, к сожалению. Шоколад — тамасично-раджасичная пища. Если для вас это не актуально, то для многих людей, которым вы будете проповедовать, это актуально.
— ()
БВГ: Тамас, это все тамас, это тамас.
— А солод?
БВГ: Солод? Я не знаю. Кероб сам по себе нормальный, асафетида нормальная. Есть специи, которые исключительно в гунне благости находятся. К специям в гунне благости относится: имбирь,к ним относится кориандр, фенхель, кумин, кардамон, корица, безусловно шафран, куркума. Кстати говоря, куркума очень хороша для тех, кому трудно молочные продукты переваривать. Куркума она помогает переваривать. Обычно, как правило, людям с конституцией питы трудно переваривать молочные продукты. Они не понимают как это так, что это такое. Куркума помогает это делать. Другие специи…. Асафетида это очень полезная, хорошая вещь, ее обязательно надо использовать. Но, скажем, мускатный орех он уже не очень хорош, тамасичен. Черный перец хорош. Он раскрывает какие-то каналы.
— ()
БВГ: Ну да, это саттва с раджасом. Картошка, как специя? (смех). Я не закончил с тамасичной пищей. Еще тамасичная пища это пища, поджаренная во фритюре. Все эти пакоры это тамас.
— И джалеби?
БВГ: Ну, может, изредка джалеби можно.
— ()
БВГ: Ну что я могу сказать? (смех) Чтобы поставить жирную точку на этом, я скажу, что к тамо-гуне относятся торты все. Халава нет, халава это саттва-гуна.
— Почему?
БВГ? Ну подумайте сами, что с этими тортами делают, сколько они стоят. Сколько они могут простоять? Ну, что это такое? 4-5 дней и ничего, и хоть бы хны. Даже микробы ими брезгуют. (смех).
— ()
БВГ: Халава… Поджарить чуть-чуть можно. Поджарить манку ничего страшного в этом нет. Плохо жарить во фритюре, потому что там накапливаются все эти канцерогены, все остальное. Суть в том, что если человек часто ест тамасичную пищу, он обрекает себя на рак. Потому что рак это проявление тамаса. Тамас накапливается в теле. Тамас это что такое? Это программа на саморазрушение. И, практически, буквально Кришна исполняет. Если вы включаете эту программу на саморазрушение внутри, то есть употребляете, взаимодействуете или развиваете привязанность к тамасу, это значит, вы хотите разрушить себя. Кришна говорит: «Хотите разрушить себя? Пожалуйста, вот, будет ваш рак, рак вас съест изнутри». Рак это буквальное исполнение Кришной нашего заказа. Заказывали! Просили! Пожалуйста, вот ваш заказ. Саморазрушение? Пожалуйста, будет вас изнутри все это съедать. Естественно в настоящее время мы не можем полностью избегать всех этих тамасичных вещей, невозможно. Но давайте как минимум к минимуму сведем это, насколько это возможно, потому что все равно есть какие-то хорошие возможности.
— А мороженое тоже?
БВГ: Конечно. Мороженое? Ну как можно, это прагья-апарадха. Мороженое это замороженное молоко, сладкое. Ну даже куфи, его едят отдельно или, по крайней мере, его нужно есть в самом начале. Немножко этого куфи или немножко мороженого в начале хорошо, ладно, еще как-нибудь организм с этим справится. Если мы в конце едим мороженое… Ну, простите меня, пожалуйста, я не хотел. Но это так.
— ()
БВГ: Можно и картошку, можно и морковку есть, сели все правильно приготовить. Никаких проблем нет
— Я хотел спросить. Сейчас много людей ест, которые пишут… и тоже там есть как, что, за чем что есть. Я читал просто и там отличается. Они утверждают, что надо салат обязательно есть свеженарезанный, что нельзя смешивать белок и углеводы.
БВГ: Опять же, сам подход. Откуда это берется? Белок с углеводами. Подход на уровне адхибхаутики. Они не учитывают… Белок белку рознь, углеводы углеводам рознь. Нет ничего дурного в том, чтобы смешивать белки и углеводы. Самой лучшей пищей, в соответствии с аюр-ведой, является кичри, где Маш варится вместе с рисом. Рис преимущественно — углеводы, Маш преимущественно — белок. Оно дает гармоничный вполне, там все превращается в очень легко усваиваемую пищу. Это неправильно У них есть какие-то доказательства, но во-первых они… И при этом возникают какие-то совершенно дурацкие комбинации. Я пробовал питаться раздельно по Шелтону. Правда, это было в советские времена и очень сложно это все было сделать, но в результате всего у меня развился в опасной форме метеоризм (смех). Есть священные писания. Священные писания говорят вот эти вещи, простые вещи, нет слишком много ограничений на какие-то вещи. Есть ограничения – отдельно легкую, отдельно тяжелую пищу; не смешивать кисломолочные продукты и молоко это еще одно ограничение. И есть сначала сладкое, потом все остальное; не смешивать сырые вещи с вареным. Не нужно их смешивать, потому что это не самое лучшее. Вот. И у аюр-веды тоже есть не меньше накопленный какой-то опыт. И главное, что аюр-веда учитывает, аюр-веда учитывает удовлетворение ума. Все эти вещи не учитывают удовлетворения ума.
У меня была одна знакомая. Она следовала всем диетам, каким только можно, ни мало сумняшесе, несмотря на то, что диеты все время противоречили друг другу. А она, тем не менее, старалась следовать всем диетам, каким только можно. И при этом она бросалась на людей и была все время недовольна. Она пила сок редиски, потому что где-то она прочитала, вернее, сок ботвы редиски, — самая отвратительная вещь, которую только можно придумать на свете. Кто-то пил сок ботвы редиски? Он ужасный совершенно. Но она где-то прочитала, что это просто последнее достижение современной диетологии – нужно пить сок ботвы редиски. Она пила сок ботвы редиски и после этого становилась невыносимой совершенно. Потому что у нее внутри все там – сок ботвы редиски (смех) входил в ее ум и потом выливался на всех остальных. И всех остальных она косвенно заставляла тоже пить сок ботвы редиски через свой ум. Люди не получают удовлетворения от этого. Тогда как что плохого съесть немножко вкусных фруктов, орехов или еще чего-нибудь, или овощей хороших немножко. Если питаться правильно, если питаться действительно по-хорошему правильно, то человек будет удовлетворен, тело его будет полностью здоровым, хорошим, легким.
И мне под конец хотелось процитировать «Рамаяну». Потрясающую цитату я нашел, когда читал «Рамаяну».
Рама, лишившись Ситы, стал горевать, стал рвать на Себе волосы, погрузился в тоску. Лакшман Его стал успокаивать. Он произносит там потрясающую фразу. Он говорит: «Не пристало Тебе погружаться в скорбь точно так же, как человеку, который прожил здоровую, упорядоченную жизнь, не пристало болеть под старость». Человек, который живет правильной, хорошей жизнью, он не должен болеть под старость. Вся ведическая культура в одной этой фразе сконцентрирована. Есть сейчас люди, которые под старость не болеют? Нет таких людей просто потому, что все совершают прагья-апарадху, все нарушают какие-то фундаментальные принципы.
У меня тут есть еще много всяких вещей, но в какой-нибудь другой раз об этом поговорим. Есть еще какие-то вопросы?
— По поводу, опять же, порядка приема пищи. Есть сомнение по поводу принятия жидкости, то есть напитка – некоторые говорят нужно в начале, некоторые — в конце, некоторые – в середине.
БВГ: Аюр-веда говорит, если человек пьет в начале, то он будет худеть. Если человек пьет напиток в середине, то он будет оставаться того же веса. Если человек пьет напиток в конце, он будет толстеть. Это если речь идет о каком-то напитке или чае. Теперь. Исключением из этого является пахта, которая является самым лучшим напитком. Пахта это йогурт, разбавленный водой в 2 или в 3 раза, то есть добавлено либо равное количество, либо двойное количество воды и хорошо взбитой, с удаленной пеной, со специями, с небольшим количеством соли. Она считается… Есть даже стих в каких-то «Нитья-шастрах», там говорится, что на райских планетах есть амрита, но зато там нет пахты. Потому что на райских планетах нет йогурта, там нет микробов, который превращают молоко в йогурт. И так как там нет йогурта, там нет пахты. Так как там нет пахты, люди на земле говорят, что: «У вас есть амрита, а у нас есть пахта». Считается, что пахта, если человек к середине или ближе к концу ее выпил, то она восстанавливает полностью огонь пищеварения и помогает как следует переваривать пищу. Поэтому это самый лучший напиток: из хорошего йогурта сделан, взбитый, со снятой пеной, добавлено немножечко соли, немножко специй — черный перец, чуть-чуть асафетиды, чуть-чуть поджаренного кумина перемолотого в порошок или просто соль и немножечко кориандра. Но сразу после еды, сразу после того, как вы закончили, сразу после еды пить нельзя. Пить обязательно нужно, но где-то через 40-45 минут или через час после еды. Потому что в этот момент пища переваривается в желудке и в желудке какой РН? РН какой? Кислый. И она переходит в 12-перстную кишку. А в кишечнике какой РН? Щелочной. И поэтому если не выпить после еды, а у большинства людей подавлен рефлекс жажды, так как они мало пьют, жажда уходит, они не чувствуют ее. Естественным образом, если у человека работает рефлекс жажды, то после еды у него появляется желание выпить. И это необходимо для того, чтобы разбавить эту кислоту, потому что иначе пища не будет перевариваться дальше, чтобы она перешла в кишечник и переваривалась. Поэтому нужно обязательно где-то через 45 минут или через час выпить воду, чтобы она прошла дальше. Но если человек пьет воду до этого, то он разбавляет кислоту и соответственно замедляет процессы переваривания там. Так что правильно – можно немножко попить в процессе еды, можно выпить стакан пахты, это очень хорошо, а потом где-то через 45 минут или через час после еды.
— А что можно сказать о горячей и холодной воде?
БВГ: Горячая вода легче переваривается, чем сырая. Кипяченная вода легче усваивается.
— Из нее прана уходит?
Там прана и там прана уходит, если она там есть. В большинстве нашей воды никакой праны нет. Так что не бойтесь, ничего не уйдет из нее.
— О сахаре.
БВГ: Избыток сахара нехорошо, сахар может быть тамасичным. Особенно белый, очищенный сахар он нехороший, рафинированный сахар не очень хороший. Поэтому не нужно много сахара, но чуть-чуть, немножко сахара можно. Лучше если он нерафинированный, сахар или мед немного можно. Любой избыток будет прагья-апарадхой. Если, наоборот, все сбалансировано, то тогда человек очень легко может насытиться, потому что голод в уме находится в основном. Поэтому надо стараться делать все как можно более сбалансировано, хорошо. Тогда человеку не нужно будет много есть. И вы увидите, сами убедитесь в этом.
— Свежий салат…?
БВГ: Свежий салат, если это салат из листьев салата, то вполне можно. Или отдельно его есть. Сырые овощи можно отдельно есть, какие проблемы. Можно отдельно есть. Можно отдельно морковь, морковный салат, еще что-то. Свежие салаты можно. Для людей с питтой, с конституцией питы, сырые овощи это полезная вещь, потому что она понижает питту, охлаждает их пыл. Для всех остальных, для ваты и для капхи конституции это не очень хорошо конечно. Но для питты. У большинства людей питта, особенно у мужчин, молодых у них питта преобладает, Поэтому салаты можно, но отдельно лучше.
— ()
БВГ: Ну да. Ну, я не знаю, тут нужно быть практичным. В ашраме все эти вещи иногда трудно соблюсти, поэтому не надо быть фанатиком в любом случае.
Ну, еще одну вещь скажу относительно питательности: пшеничная мука в 8 раз питательнее риса и она тяжелая. Поэтому в холодных местах обычно едят пшеницу. Рис для нас, может быть, не самая лучшая пища. Летом – нормально, зимой, может быть, не самая лучшая пища. В общем-то, основой пищи должен быть либо рис, либо пшеница, в зависимости от климата. Гхи в 8 раз питательнее, чем пшеница. А кунжутное масло в 8 раз питательнее, чем гхи. Но кунжутное масло нельзя употреблять внутрь, только снаружи в виде массажа, внешнее питание.
А, еще одно правило из «Нитья-шастры»: тот, кто сидит после еды, становится каким? Становится ленивым. Тот, кто спит после еды, становится каким? Больным и толстым. Тот, кто бегает после еды, каким становится? Становится мертвым. (смех), догоняет свою смерть. А тот, кто ходит после еды, получает энергию, становится сильным. Считается, что нужно обязательно после еды делать как минимум 100 шагов. 100 двойных шагов, потому что один шаг это шаг одной ногой, а другой, 200.
— ()
БВГ: Джапа? Джапа никогда не мешает. Не знаю, в любом случае после еды нужно организму дать возможность справиться с этой задачей.
Okay. Все?
— ()
БВГ: Ну, если он свежий, он не тамасичный. К сожалению, им пользуются именно как продуктом, который можно сколько угодно есть. Но он становится не очень хорошим. Лучше взять кашу сварить какую-нибудь быстренько, если нужно быстро что-нибудь сделать. Какие проблемы, в конце концов? Каша очень быстро варится. Это более практично и лучше.
_ Я вот хотел спросить. Хлеб и рис остается у нас на следующий день. С одной стороны, прасад, сабджи, а с другой стороны…
БВГ: Нет, ну их нельзя. Извините меня. Если прасад, надо рыб им покормить, или оленей в лесу, или еще кого-то. Но просто это все равно не самое лучшее. Естественно, если прасад и я совершенно трансцендентен и я полностью понимаю, что это прасад, то понятно, что никаких проблем нет. И Доял Нитай может есть, я уверен совершенно. На счет всех остальных я не уверен. Может быть еще несколько чистых. Лучше, все-таки, остатки пищи как-то находить способ. Лучше готовить так, чтобы не оставалось. Вообще приготовление в саттва-гуне, когда мы готовим столько, сколько нужно. Понятно, что не всегда это можно. Но лучше все-таки не делать этого. Опять же, могут быть исключения, это не такая уж большая проблема. Но если это превращается в какую-то систему, то это плохо.
— Сладкие блюда: пироги пирожные, а печенье?
БВГ: Если вы свежее испекли, почему бы не съесть вначале одно печенье или манник, или пироги, пирожное. Почему? Можно. Если свежее, вот только что, почему нет.
— Пицца?
БВГ: Пицца? Сладкая пицца? С шоколадом? (смех). Сами решайте. Вам Кришна дал разум, теперь вы вольны поступать, как вы знаете.
— Сладкий напиток получается вообще нельзя?
БВГ: Во время еды можно немножко, почему нет. Немножко можно.
— ()
БВГ: Дело в том, что в северном климате пищеварение лучше, вот и все. Когда холодно, то желудок варит лучше. Когда жарко, он хуже варит. Поэтому правила одни и те же, просто на севере желудок может справиться со сладким в конце, легче, на юге ему совсем трудно будет это сделать. Вот и все. Тут, может, это не такая большая беда. Потому что тут в целом холодный климат и, может, не стоит из этого делать какую-то историю большую и как-то это все переделывать. Но, в принципе, законы остаются одни и те же, а климат только на этом сказывается. Климат только сказывается на силе огня пищеварения. Когда холодно, огонь внутри горит лучше. Когда жарко, есть не хочется. Когда холодно, есть хочется все время.
— По поводу питья я читал такую радикальную вещь, что желудок таким образом устроен, что там есть отдельное место для переваривания пищи и отдельно, как бы, канал для вывода лишней жидкости. Так пищевод устроен, что все, что необходимо для формирования оно остается, а лишняя жидкость она уходит. Даже если вы пьете после еды сразу, то это никак не сказывается.
БВГ: Как это может не сказываться, если выделяется определенное количество сока и этот сок разбавляется? Кислотность уменьшается. Если мы разбавил кислоту, то соответственно… А для того, чтобы переварились в том числе и белки, а в начале в желудке перевариваются белки, нужна определенная сила кислотности соляной кислоты. Если мы разбавим ее, то сок разбавится все равно.
— Скажите, пожалуйста, касательно того, что питание сбалансировано является что? Удовлетворенность?
БВГ: Да, удовлетворенность, человек здоровый, у человека много энергии, человек счастливый. Это показатель того, что питание сбалансировано. У него нет никаких проблем, у него нет никаких болезней, здоровый. Если питаться правильно, то, на самом деле это факт, никаких болезней не будет , если правильно, как следует с хорошей энергией все это делать.
Okay. Все. На этом мы закончили. Шрила Прабхупада – ки джая. Гаура-премананде. Хари бол.