Диск 99, л. 11
Аннотация:
ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ:
***
Мы читаем «Шримад-Бхагаватам», песнь 1, глава 4 «Явление Шри Нарады», стих 24.
та эва веда дурмедхаир дхарйанте пурушаир йатха
эвам чакара бхагаван вйасах крипана-ватсалах
«Таким образом, великий мудрец Вйасадева, очень милостивый к невежественным людям, преподнес Веды в такой форме, чтобы их могли усвоить даже люди с невысоким интеллектом»
КОММЕНТАРИЙ: Веда едина, однако здесь объясняются причины ее разделения на несколько частей. Обыкновенному человеку нелегко понять
Веду — семя всего знания. Существует строгое предписание, в соответствии с которым человек не должен даже пытаться изучать Веды, если он не является квалифицированным брахманом. Это предписание неоднократно искажалось и по-разному интерпретировалось. Люди, претендующие на звание брахманов только потому, что родились в семьях брахманов, притязают на монополию изучения Вед кастой брахманов. Другие же воспринимают это как несправедливость по отношению к представителям прочих сословий, которым не посчастливилось родиться в семье брахмана. Но и те и другие заблуждаются. Веды —
это предмет, который необходимо было объяснить даже Брахмаджи, и это сделал Сам Верховный Господь. Таким образом, этот предмет доступен лишь тем, кто обладает исключительно качествами гуны благости. Люди, находящиеся под влиянием гун страсти и невежества, не в состоянии понять содержание Вед. Высшая цель ведического знания — Шри Кришна, Личность Бога. Те, на кого влияют гуны страсти и невежества, могут понять эту Личность только в исключительных случаях. В Сатья-югу все находились под влиянием гуны благости. В Трета- и Двапара-юги влияние гуны благости постепенно ослабевало, и люди деградировали. В настоящее время влияние гуны благости почти не ощущается, поэтому Шрила Вйасадева, милосердный и могущественный мудрец, разделил Веды на несколько частей, чтобы большинство людей этого века, находящихся под влиянием гун страсти и невежества и не отличающихся особым интеллектом, могло на практике следовать им. Это объясняется в следующей шлоке.
Этот раздел «Шримад-Бхагаватам» объясняет, что делал Шрила Вьясадев после того, как началась Кали-юга.
Великая война закончилась, большая часть населения земли была убита. И с тех пор прошло 36 лет. Ровно 36 лет после окончания битвы на Курукшетре Пандавы правили в своем царстве. Через 18 лет после окончания битвы на Курукшетре Дхритараштра ушел из дома и окончил свой земной путь, сгорев в лесу. Еще 18 лет Махараджа Юдхиштхира правил этим миром. И по истечении 36 лет правления, он почувствовал, что что-то случилось и послал Арджуну, чтобы Арджуна поехал в Двараку и узнал как поживает Кришна. Как и следовало ожидать, случилось страшное событие – Кришна ушел из этого мира. Это произошло в 3102 году до нашей эры, 5110 лет тому назад. Итак, 5110 лет тому назад, когда Кришна ушел из этого мира. «Махабхарата» описывает астрологические признаки наступления Кали-юги и говорит, что когда Кали-юга наступает, все 7 планет гороскопа, все 7 планет солнечной системы, Саптаграха, входят в одно созвездие. Это событие происходит очень редко, и, как правило, не предвещает ничего хорошего. Следующее такое событие произойдет в 2223 году, так что большая часть из вас до него не доживет. Но 5110 лет тому назад, когда все планеты собрались в одном созвездии, или в одном знаке зодиака, наступила Кали-юга, Кришна покинул этот мир, не желая иметь ничего общего с ним. Но великий Вьяса, воплощение Кришны, Бхагаван Вьясадев, пришедший сюда, на Землю, с определенной миссией, стал думать, каким образом помочь людям наступившего века Кали. В 4 главе первой песни «Шримад-Бхагаватам» описывается, что он сел у себя в ашраме высоко в горах, в Гималаях, на берегу реки Сарасвати, он совершил ачаман и стал думать над тем, что будут делать люди этого века, он стал думать о нас с вами. 5110 лет тому назад кто-то о нас с вами думал. И не просто думал, он увидел нас с вами. Он увидел состояние людей в этот век. Точно так же, как Нострадамус обладал даром ясновиденья, он видел события, которые происходили, в своей медитации. И точно также Вьясадев увидел все это. Он увидел войны, увидел голод, увидел деградацию людей, увидел до какой степени люди будут утрачивать человеческие качества. И он стал думать, как им помочь, потому что он знал, что единственным способом спасти людей являются Веды. Веды даны Самим Кришной для того, чтобы люди знали, каким образом жить в этом мире. Шрила Прабхупада объясняет, что Веды это семя всего знания, что все знание, необходимое людям, содержится в звуках Вед. И, в конечном счете, Веды предназначены для того, чтобы научить людей совершать жертвоприношения, приносить жертвы. Веды предназначены для того, чтобы объяснить людям цель человеческого существования. Шрила Прабхупада объясняет, что до этого была одна Веда, и люди предыдущих веков без всякого труда запоминали эту Веду. В предыдущие века – в Сатья-югу, в Двапара-югу, в Трета-югу люди могли сесть, почитать немножко, хотя им читать не нужно было, потому что книг тогда не было. Впервые Веды были напечатаны, или преданы бумаге, на самом деле, в «Махабхарате» написано, что это большой грех, Веды нельзя записывать, Макс Мюллер совершил этот грех первый. Сострадательный Макс Мюллер, крипанга-ватсалах, (смех) решил спасти невежественных людей этого века и опубликовал Веды. Но о Максе Мюллере мы позже поговорим, сейчас мы о Вьясадеве говорим. Что было до этого? До этого люди изучали одну Веду и в одной Веде все знание, необходимое людям, уже содержалось. Оно содержало в себе тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч стихов, люди запоминали все эти стихи и они понимали, что они значат. Очень сложным и косвенным образом эти Веды, проникая внутрь их, внутри раскрывали свое содержание, и люди понимали – я должен предаться Кришне. Потому что к этому сводится суть всех Вед. Все Веды сводятся к тому, что человек должен предаться Кришне. Но в Ведах, в сущности, нигде прямо это не говорится. В Ведах прославляется Индра, прославляется Ваю, прославляется Варуна, все это нужно произносить очень точно, нужно знать когда это делать, как это делать. Изначально Веда представляла собой конгломерат различных стихов, различных мантр, которые, в общем-то, для человека знающего, были понятны. Но Вьясадев понял, что в Кали-югу никто ничего не поймет. И тем не менее, первый шаг, который он сделал в своих размышлениях над тем, как помочь людям, он решил привести Веды в порядок и упорядочить их. На самом деле, если мы сейчас будем читать, даже не Веды, а какие-то писания, появившиеся позже, то для нас, людей развитой Кали-юги, зрелой, все это кажется хаосом и нагромождением совершенно нелогичным. На самом деле там есть своя логика – логика откровения. Эта логика откровения она не линейна. Точно также, как есть линейная геометрия или элементарная геометрия и есть высшие формы геометрии, или классическая физика и квантовая физика Веды представляют собой высшую форму знания. И высшая форма знания лишена глупой примитивной логики, к которой привыкли мы. Там есть логика откровений, и в соответствии с этой логикой откровений человек, изучавший Веды, понимал, что ему хотят сказать. Но нам, если мы будем изучать Веды… фух.
Как я встречался с Елизаренковой, которая перевела на русский язык Веды. Очень хорошая женщина, пожилая уже. В свое время она стала изучать санскрит и кто-то ей сказал, что есть ведический санскрит и ведический санскрит…, еще такой, классический санскрит, с грехом пополам изучить можно, а ведический санскрит вообще недоступен. И она приняла этот вызов близко к сердцу и сказала: «Я выучу даже его». И выучила таки и перевела. Поняла она что-нибудь из этого или нет, остается большим вопросом. Потому что, еще раз, это язык откровения. Если мы будем читать ведические самхиты и мантры, гимны ведических самхит, мы ничего не поймем. Если переводить это на русский язык, получается абракадабра. И люди, последователи Макса Мюллера, которые сейчас пытаются изучать Веды, говорят, что: «Были примитивные люди, они плясали вокруг костра и при этом бормотали что-то, напившись сомы. В результате появились Веды. И в этих ведах разобраться совершенно не возможно». В сущности, они говорят: «Мы ничего не понимаем, поэтому объявляем это бредом сумасшедшего». Но если подумать, продуктом какого интеллекта были эти Веды, хотя они являются продуктом интеллекта Самого Бога, если уж на то пошло, сами Веды утверждают, что Веды не созданы никогда, что Веды не придуманы людьми, которые на досуге у костра коротали время, напившись рисовой водки.
Но если просто подумать, уровень языка, а уровень языка прежде всего определяет уровень интеллекта человека, по тому как говорит человек, можно судить об этом. Сейчас человек, как следует из этой истории про Елизаренкову, он не может даже представить себе, чтобы изучить язык такой степени высоты. Там есть своя логика, своя стратегия, сое понимание, свое мировоззрение. Потому что язык это то, каким образом в нашем сознании отражается мир. Если мы посмотрим на ведический санскрит, мы увидим, до какой-то степени с какой степенью точности этот мир отразился в языке. Нет более точного и более безукоризненного языка, чем санскрит. Санскрит может изложить самые тончайшие истины самым недвусмысленным образом. Но еще раз, логика Вед абсолютно не была доступна:. почему они именно таким образом? Как? Каким образом все это применять. Веды даны для того, чтобы человек мог исполнить свои желания, для того, чтобы человек, охваченный желаниями, мог исполнить свои желания. И в Ведах все есть. Любые желания, которые вы хотите, могут быть исполнены с помощью Вед. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» начинается с этого: нигама-калпа-тарор галитам пхалам. Нигама-калпа-тарор есть дерево желаний, которое доступно людям этого мира. Бог, создавая этот мир, посадил там это дерево.
Как в «Библии» рассказывается, что в раю, посередине росло дерево, дерево желаний, которое может исполнить любое желание. «Шримад-Бхагаватам» говорит, что это нигама-калпа-тарор, это дерево желаний Вед, потому что Веды могут исполнить любые желания. Проблема в том, что люди не знают, каким образом пользоваться этим, каким образом эти желания с помощью Вед можно исполнять. Поэтому сострадательный Вьясадев реши думать. Он знал, что если людям не дать способ исполнить свои желания с помощью Вед, они будут исполнять свои желания другим образом. Правильно? Мы можем это на своем опыте подтвердить. Исполняем мы свои желания? Исполняем. С помощью Вед? Нужны нам Веды для этого? (смеется) Не нужны Зачем нам для этого Веды, мы и так найдем способ удовлетворить свои желания. Беда в том, что ничего хорошего ни нам, ни кому другому от этого не будет. Когда человек исполняет свои желания с помощью Вед, а все желания, ради Бога, любые желания, Есть замечательная Веда – «Атхарва-веда», самая последняя из Вед, после того, как Вьясадев расположил их в порядке. И самая последняя, ее даже иногда не считают в числе Вед, иногда говорят: «Есть только три Веды: Рг, Сама и Яджур». «Атхарва», о ней принято говорить несколько со стыдом. Потому что «Атхарва», но «Атхарва» очень важна для нас с вами, потому что с помощью «Атхарвы» можно исполнить самые сокровенные желания: можно убить кого-нибудь с помощью «Атхарва-веды». Там есть мантры… «Атхарва-веда» описывает изначальную форму магии, или тантры, с помощью которой любые самые неприличные желания можно исполнить. С помощью «Атхарва-веды», там есть пять разделов «Атхарва-веды», или пять сил, которые человек может обрести, или пять способностей, которые он обретает, когда он изучает магию или Тантру «Атхарва-веды». Он может подчинить других людей своей воле, он может убить другого человека, он может, если он завидует кому-то, причинить ему зло. Все в «Атхарва-веде» есть. можно избавиться от любых желаний. Там говорится, каким образом можно избавиться от гепатита С, например, или от других форм. Есть мантры специальные, которые конкретно предназначены для того, чтобы человек мог все свои желания исполнить, любые, и при этом не запутываться слишком. Веды объясняют принципиальную методологию, с помощью которой человек может исполнить свои желания. Они говорят, что способом исполнения желаний является знание, которое содержится, совершаемое в процессе сложной процедуры, называемой ягья. И Шрила Вьясадев первым делом что он сделал? Он взял эту одну Веду, где все было нагромождено, где «Атхарва-веда» была перепутана с «Рг-ведой», «Рг-веда» была перепутана с «Сама-ведой», «Сама-веда « была перепутана с «Яджур-ведой», все это было одно единое целое. И Шрила Вьясадев, зная и понимая смысл Вед, разделил их на 4 части: Он выделил гомны «Рг-веды», он выделил гимны «Сама-веды», «Яджур-веды» и «Атхарва-веды» и сказал, что вот. Он объяснил, каким образом для нас с вами, опять же, хотя кажется, что это уже нечто совершенно не актуальное, но, тем не менее, он, видя состояние людей в век Кали, подумал, что так или иначе культуру жертвоприношений нужно сохранить, потому что семя всего знания, содержащееся в Веде, объясняло человеку каким образом совершать жертвоприношение. Он разделил Веды на 4 части. И 4 части значит четыре жреца. 4 жреца, которые проводят ведические жертвоприношения, называются хота. И хота – главный жрец, который читает «Рг-веду», и его роль в жертвоприношении заключалась в том, чтоб возливать масло. Жертвоприношение это в высшей степени специализированное мероприятие, где все нужно делать очень точно, и поэтому один жрец просто возливает масло в огонь. Это главное, потому что дает питание огню. Он возливает масло на огонь, повторяя про себя гимны «Рг-веды». Есть другой жрец – утгата. Утгата поет в это время гимны «Сама-веды». Он повторяет эти мантры «Сама-веды», чтобы жертвоприношение насытилось этой энергией звука. Есть адхарью, третий жрец, который организует все жертвоприношение. У нас с вами на все про все один Вишнурата, чтоб все это делать. Но в Ведах объясняется точно, как человек это должен делать, и знаток самой процедуры, самой методики жертвоприношения назывался адхарью, знаток «Яджур-веды». Он знал как нужно сделать алтарь, как нужно выложить кирпичи, чтобы форма физическая помогла достижению цели жертвоприношения.
В «Махабхарате» описывается, например, что люди в прежние времена с помощью жертвоприношений могли обрести виман. Нужно самолет себе личный, который к тому же будет летать не на бензине, а на силе мантр? Пожалуйста, делайте жертвоприношение. Есть особое жертвоприношение, пригласите жрецов, заплатите им денежки и все будет хорошо. Но есть методика, есть точный процесс, процедура и знаток «Яджур-веды» знает, каким образом это сделать, чтобы физическая организация жертвоприношения привела к успеху.
И, наконец, есть четвертый жрец, который, как правило, изучал «Атхарва-веду», и четвертый жрец следил за тем, чтобы никто не совершил ошибки, он сидел и слушал. И если кто-то совершал ошибку, он сразу же поправлял, останавливал или сам произносил мантру правильно. Вот она идеальная процедура, которая началась со Шрилы Вьясадевы. До этого, как я уже сказал, люди знали и без этого, без этого разделения или специализации как нужно проводить ведическое жертвоприношение. Но Шрила Вьясадев разделил это, потому что, в конечном счете, метод, который объясняют Веды, и это, пожалуй, самое важное, что нужно для начала сказать, это метод исполнения своих желаний каким образом называется? Ягья. Ягья. То есть смысл в том, это первый шаг, Шрила Вьясадев подумал, что нужно сохранить ягью, что первое, что будет происходить с людьми по мере их деградации, они будут становится все более и более эгоистичными, они будут забывать, что смысл человеческой жизни не в том, чтоб взять, а в том, чтобы отдать. Да, нам всем что-то нужно, нам нужно что-то взять, что-то получить, у нас есть эти желания, но Веды учат, что исполнить любые желания можно, если ты отдашь сначала. И отдавать надо сначала.
Для этого естественно должна быть вера определенная, потому что сначала нужно отдать, а потом не понятно получишь или не получишь то, что тебе обещают. И Вьясадев знал, что у людей эта вера будет уходить. Почему люди таким образом озабочены? Почему люди боятся отдать? Почему у них появляется жадность? Только от неуверенности, только от отсутствия веры. На самом деле, если мы верим в Бога, то такой человек ничего не боится. Такой человек может жить очень смело, очень легко , очень свободно, он знает – надо отдавать, Кришна о тебе позаботится. Это один из фундаментальных законов этого мира – если ты отдаешь, к тебе все приходит. Это фундаментальный закон. Но так как люди Кали-юги очень малодушны, они бояться это сделать. Шрила Вьясадев во что бы то ни стало решил сохранить жертвоприношения, чтобы доказать людям этот принцип – отдай сначала и ты получишь. Как один преданный мне недавно жаловался: «Почему мне Кришна денег не дает? Что Ему жалко что ли? Но почему мне Кришна денег не дает?». Я у него спросил: «А ты то Ему что-нибудь даешь или нет?». Для него это было откровение, что сначала я что-то должен отдать. Потому что люди думают: «У Кришны все есть, почему Он мне не дает?», потому что если нужно сначала отдать, это отдашь, этого уже не будет, не понятно, там, Кришна даст, не даст, есть Он, нету? Пусть Он сначала даст, а мы потом подумаем дать Ему кусочек от этого или нет. Но жертвоприношение объясняет – сначала отдай. Идам крша идам намама идам ачйута идам намама ??? Это Кришны, это принадлежит Кришне, все принадлежит Кришне. В процессе этой деятельности человек начинает понимать, что, в сущности, ему ничего не принадлежит. Когда он достаточное количество раз повторил: идам кршна идам намама, он понял – идам кршна идам намама, даже мое тело мне не принадлежит. Если разбираться как следует, то мое тело мне не принадлежит. И Вьясадев, во что бы то ни стало, хотел ради нашего с вами блага этот принцип утвердить, ради этого он разделил Веды. Потом он понял, что не поможет. Но первый его шаг — давай разделим Веду, чтобы объяснить людям, что жертвоприношение действует, сделай и все то, что тебе нужно, к тебе придет. Тем временем ты поймешь, что ты гораздо большее удовлетворение получаешь когда ты отдаешь, а не когда ты получаешь. Если человек научился отдавать правильно, для него возвращение всего этого, или исполнение своих желаний, является всего лишь навсего дополнительной приятной вещью. Самое главное уже происходит когда ты отдаешь, потому что при этом ты достигаешь цели своего бытия. Шрила Вьясадев думал об этом. Если мы как следует логически разберемся или посмотрим на свое тело и на все остальное, мы поймем, что нам ничего не принадлежит и что настоящее удовлетворение человек может получить тогда, когда он отдает. И тогда он становится по-настоящему богат.
Как Джаймини Риши, он упоминался в одном из предыдущих стихов, где объяснялось, что разделив Веды на 4 части, Шрила Вьясадев поручил их разным ученикам, что «Рг-веды» он поручил Пайла Риши и он стал, как говорит Шрила Прабхупада, профессором «Рг-веды», что «Сама-веду» он поручил Джаймини Риши, своему очень прилежному ученику, который был поэтом великим, что «Яджур-веду» он поручил Вайшампаяни и, наконец, Ангире Муни он поручил «Атхарва-веду». Не нашему Ангире Муни, а у него тоже был ученик, которого звали Ангира Муни. «Шримад-Бхагаватам» говорит, что он ужасный был человек, поэтому ему поручили «Атхарва-веду». Это не имеет никакого отношения к нашему Ангире Муни, он просто его слуга (смех) и он занимает всех не «Атхарва-ведой», а бхакти-йогой. Но суть в том, что Джаймини, которому была поручена «Сама-веда», Джаймини написал «Мимамса-сутру» или сутру, которая объясняет теорию карма-мимамсы, или теорию жертвоприношений. И среди всех остальных сутр есть одна очень интересная, над которой нам с вами стоит подумать. Объясняя саму философию жертвоприношений, то, что человек должен совершать жертвоприношения, чтобы нормально и счастливо жить, он формулирует следующий очень важный закон. Он говорит, что любая вещь, которая состоит из различных частей, предназначена не для самой себя. Давайте с вами подумаем, напряжем свои калиюжные мозги и подумаем, что это значит. Можно взять любую вещь, например, книгу, которая состоит из разных частей: из страниц, из обложки, из форзаца, из каких-то еще вещей, из картинок. Ее можно разобрать на части. Что это значит? Что означает сам тот факт. Или, например, часы. У часов тоже очень много разных деталей, они собраны вместе в какой-то последовательности все эти вещи. Что это значит? То, что какая-то вещь состоит из частей различных, то, что она собрана? Да, да, это значит, что ее собрали для какой-то цели, значит, что у нее есть конструктор. Этот конструктор собрал ее из различных составных частей. И этот конструктор, когда он собирал, он не просто был идиотом, которому дали детский конструктор. Он знал для чего он это делает. Правильно? Часы они для определенной цели собраны, не просто там кто-то взял, чего-то сложил такое и с тех пор все их носят. (смех). Нет. Так как у них есть определенная цель, разумная цель, нужная цель, они собраны из различных частей, значит есть какой-то замысел, в результате которого они сотворены, значит, что они сотворены не ради самого себя. Правильно? Значит есть цель их сотворения, они предназначены для того, чтобы этой цели достичь. Теперь, давайте посмотрим на наше с вами тело. Любопытный механизм. Состоит он из разных составных частей? Да. Можно взять отрезать руку, пришить другую руку, можно ногу отрезать, пришить другую ногу, можно взять печень вырезать, новую печень вставить, она там отрастет, есть сердце. Можно разобрать на составные части – кишки отдельно, сердце отдельно, желудок отдельно. Кто-то из вас был на мясокомбинате когда-нибудь? Там целая конвеерная линия, разделочная называется. Кто-то собрал, а они разделывают, разбирают на составные части – сюда требуху, сюда еще что-то, сюда ту железу, эту железу. Иначе говоря, наше с вами тело состоит из составных частей. Правильно? Что это значит? Давайте еще одно усилие предпримем, еще напряжем свои калиюжные мозги. Кто-то собрал, да? Следующий логический вывод. Правильно, да? Не слишком большой прыжок мы сделали (смех) от первого утверждения до второго? Логично, да? Согласны. Кто-то собрал. Может, само собралось? Может, действительно само как-то получилось не понятно для чего? Если кто-то собрал, это что значит? Следующий шаг давайте логически сделаем. Это значит, что для чего-то собрали. Правильно? Это значит, что у нас с вами есть цель определенная. Нас собрали, сконструировали для определенной цели.
Как эта цель называется? Эта цель называется жертвоприношение. Нас собрали не для самих себя. Это печальное известие, я понимаю (смех). Но так как нас собрали, и это принцип, который формулирует Джаймини Риши, умный Джаймини Риши, умный ученик был у Шрилы Вьясадевы, Джаймини Риши говорит – если какая-то вещь состоит из составных частей, она сделана не ради самой себя, у нее есть какая-то цель, ради которой она создана. И в конечном счете эта цель называется жертвоприношением, эта цель – ягья. Глагольный корень «ядж», от которого происходит «жертвоприношение», имеет три смысла, три основных смысла, которые в самом жертвоприношении проявляются. Первый смысл «ядж» это «поклоняться». Первое, что человек делает, он признает самим фактом совершения жертвоприношения то, что есть высшая сила, то, что есть Творец, то, что есть его создатель, то, что есть кто-то, кто меня создал, и поэтому я должен это признать. Жертвоприношение — всего лишь навсего простой и честный акт признания того, что меня кто-то создал, и соответственно я должен что-то ему сделать. Когда нам кто-то что-то делает, что надо сказать в конце? Спасибо надо сказать. Жертвоприношение это очень изощренный способ сказать спасибо Кришне, чтоб мы, в конце концов, сами поняли, что мы имеем в виду, когда мы это говорим. И первый смысл ягьи это в том, что мы поклоняемся, мы признаем, что есть высшая сила, мы признаем, что кто-то есть над нами. Мы поклоняемся Ему, мы говорим: «Да, я признаю этот факт – Ты выше меня, Ты меня создал». Второй смысл жертвоприношения, или глагола «ядж», от которого происходит слово «ягья», это раздать пожертвования. Второй смысл того, что происходит во время жертвоприношения, это отдать. Во время жертвоприношения все время говорилось, чтобы жертвоприношение было успешным мало просто масла налить в огонь, мало просто правильные мантры вовремя прочитать. Что еще нужно сделать? Надо накормить людей. Собиралось огромное количество людей на эти жертвоприношения, всех кормили. И не просто накормить. Всех людей, которые приходили на жертвоприношение, им всем еще денежку давали. Даже сейчас когда, скажем, во Вриндаване или в Индии человека приглашают домой, его кормят Это одна из форм жертвоприношения – нужно пригласить какого-нибудь гостя к себе домой, накормить его и потом, что самое удивительное, ему еще деньги за это платят. Если вы были в гостях у каких-нибудь людей, которые следуют ведической культуре, вас накормят, а потом еще и деньги за это заплатят. Что, впрочем, с точки зрения самой философии жертвоприношения, очень понятно. Потому что когда ты кормишь, ты получаешь удовольствие, а за удовольствие надо платить (смех). Кормил – заплати. Но это смысл жертвоприношения. Человеку объясняют, что когда ты делаешь это, когда ты отдаешь, ты радуешься, когда ты радуешь других, когда ты делаешь что-то ради других, то ты сам получаешь удовольствие и радуешься. Поэтому еще один смысл глагола «ядж», глагольного корня «ядж» значит «отдать». И третий смысл глагола «ядж» очень важный, почему жертвоприношение так важно для ведической культуры и для любой культуры, — это собираться вместе и общаться. Третий смысл жертвоприношения заключается в том, что это повод для того, чтобы люди пришли и собрались вместе. Как мы сейчас, если б у нас не было этого повода, мы б не пришли. Что б мы делали? Спали бы или телевизор смотрели в самом лучшем случае: «С добрым утром» (смех) или какие там еще есть передачи сейчас? Мы б сидели у себя дома, у нас не было бы этой удивительной возможности общаться друг с другом по поводу жертвоприношений, по поводу поклонения Кришне, по поводу нашего служения Кришне. И поэтому Шрила Вьясадев он, во что бы то ни стало, хотел сохранить это. Он знал, что люди… как тут говорится «дурмедхайер». «Медха» значит «разум». «Дурмедхаер» значит понятно, что такое. Даже нам, людям Кали-юги, это понятно. «Дурмедхаер» значит «дурмедхаер». Но чтобы даже дурмедхаер поняли, чтобы даже люди дурмедхаер могли усвоить эту философию или эту науку жертвоприношения люди Кали-юги, он сделал это, потому что крипана-ватсала
И Шрила Прабхупада, это было небольшое предисловие к лекции, сейчас начинается лекция, Шрила Прабхупада в комментарии к этому стиху объясняет, что это акт сострадания Вьясадевы, что некоторые люди осуждают ведическую практику, что только брахманы могли изучать Веды. Потому что в ведической культуре говорилось, что шудры, женщины не имеют права изучать Веды. Но суть не в том, чтоб просто кому-то запретить, суть в том, что чтобы человек понял Веды, человек, как Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, человек должен состоять из одной саттва-гуны. Даже примеси раджо-гуны и тамо-гуны у него не должно быть, чтобы он что-то понял. И для этого ему предписывалось, что: «Ты должен вести очень строгий, очень дисциплинированный образ жизни». На самом деле, одна из основных задач жертвоприношения заключается в том, чтобы человека поставить в определенные рамки. Потому что во время жертвоприношения ему говорится: «Ты должен быть идеально чистым – твоя одежда должна быть чистой, ты не должен есть до того, как ты совершаешь жертвоприношение», чтобы все случилось как надо, чтобы результат жертвоприношения был исполнен, нужно подчиняться очень строгой дисциплине. Правила, которым следовали ведические брахманы для того, чтобы держать себя в рамках гуны благости… Лучше о них даже не говорить, чтоб не расстраиваться. Потому что если нам скажут, что значит гуна благости, мы тут конечно на лекциях говорим «гуна благости — ки джая, Харе Кришна», но для нас гуна благости это когда мы мяса не едим и когда мы не раз в неделю омываемся, а аж каждый день (смех). Это гуна благости. Извините меня, это не гуна благости еще. Это, может быть, для людей Кали-юги большое достижение, потому что обычно раз в месяц всей семьей в баню можно сходить (смех). Это уровень благостности, который доступен для понимания людей Кали-юги. Если им сказать каждый день… Брахманы как минимум три раза в день должны были мыться по поводу и без повода. Так. Просто потому, что тело загрязняется. Брахманы должны были следовать строжайшим принципам чистоты. И одна из целей жертвоприношения заключается именно в этом, чтобы поставить человека в рамки, дать ему дисциплину. На физическом уровне человеку говорят, если ты хочешь исполнить свои желания с помощью Вед, есть способ, но нужно заплатить определенную цену. И человек очищается с помощью этого всего, у него есть стимул для этого. Но здесь Шрила Прабхупада объясняет, что в Кали-югу, ну, нет таких людей, которые могут этому следовать, ну, нет. И ничего в этом дурного нет, это не дискриминация. Мы можем сказать: «Я буду изучать Веды». Да изучай, ради Бога, сколько угодно. Никакого толку от этого не будет. Потому что для того, чтобы с помощью Вед что-то понять, человек должен вести определенный образ жизни. И нам этот образ жизни не доступен. Поэтому мы ко? Шудры. И очень хорошо. Надо это признать и быть счастливыми. Шрила Вьясадев и о нас с вами позаботился. Шрила Вьясадев сказал: «Не можете совершать жертвоприношение, ладно». Это следующий шаг, который он думал. Сначала он разделил Веды, понял – этого мало. Написал «Махабхарату» и написал «Пураны». Написал 18 «Пуран», написал «Махабхарату», которая составляет пятую Веду. Там он все объяснил, все разжевал.
В «Махабхарате» все те же истины, которые изложены в Ведах, которые человек должен через Веды понять, очень доступно описаны. В конце концов человек что должен понять в результате изучения Вед? Да, то, что Кришна Бог и то, что Ему надо предаться. И поэтому в «Махабхарате» он сказал об этом прямо, он уже не пытался там разными сложными способами. Он сказал: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру, сарва дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа. Все, это «Махабхарата», «Бхагавад-гита». Вся суть Вед в этом есть. Даже этого мы не можем понять, но Веды хотим изучать. Все очень просто. Шрила Вьясадев все это сделал в ведических писаниях, потому что он крипана-ватсала, потому что он проявляет сострадание к невежественным людям, он хочет нас спасти. И даже после этого Шрила Вьясадев не был доволен. Говорится, что он писал «Махабхарату» два года или три года. Даже Вьясадеву понадобилось 3 года для того, чтобы писать «Махабхарату». С того момента, как он сел на берегу реки Сарасвати, сделал ачаман, увидел в своем ясновиденье все то, что будет происходить в Кали-югу, и стал делать это — отредактировал Веды, написал «Махабхарату», где он все объяснил, где он объяснил как муж должен жить с женой, чтобы быть по-настоящему счастливыми для того, чтобы, в конце концов, достичь цели жизни, где он объяснил как дети должны себя вести, как детей нужно воспитывать, все объяснил до мельчайших деталей, он сел снова на берегу реки Сарасвати, на берегу реки знания и все равно не был доволен. Потому что он честный был. Обычно, когда человек делает что-то, если он делает это ради других, он чувствует удовлетворение. Вьясадев стал думать: «Почему я то несчастен? Почему я то не чувствую удовлетворения?». Вроде бы все сделал, все, что мог и вроде чисто сделал, вроде хорошо все сделал, а все равно внутри свербило, внутри удовлетворения не было. В этот момент к нему пришел Нарада Муни и сказал: «Ты повинен в том, что ты совершил компромисс. В конце концов, все эти Веды у них есть семя будущей деградации. Ты, как бы, сделал это для людей, но так как ты не сделал это последовательно и так как нужно, ты заложил в сами эти Веды и в «Махабхарату семя будущей деградации. И с людьми будет то, что с ними будет. Они все равно изобретут мобильные телефоны (смех). Все равно, несмотря на то, что ты им Веды дал, все равно они ничего не поймут, все равно они не смогут понять, что они должны делать. Поэтому что ты должен сделать? Ты должен написать «Шримад-Бхагаватам». Ты не написал «Шримад-Бхагаватам» и поэтому люди, даже читая Веды, даже совершая жертвоприношения какие-то и даже изучая «Махабхарату», все это выбросят в конце концов и будут жить как хотят. Но если они будут читать «Шримад-Бхагаватам, то «Шримад-Бхагаватам» их спасет». Если они каждый день будут читать «Шримад-Бхагаватам» и если они каждый день будут пытаться размышлять над тем, что такое «Шримад-Бхагаватам» и как в каждом стихе «Шримад-Бхагаватам» Кришна танцует Свой танец раса, если они смогут думать и размышлять над тем, что написано в «Шримад-Бхагаватам», и прежде всего в 10 песне «Шримад-Бхагаватам», и во всем остальном, такие люди спасутся. И в этом смысл всей этой истории, чтобы объяснить нам, каким образом Шрила Вьясадев нас с вами спас, и чтоб мы в результате этого, поняв это до конца, смогли лучше оценить «Шримад-Бхагаватам», смогли понять, какое сокровище стоит у нас в доме на полке и пылится. Ну, поставили, купили разноцветные книжечки, ВВТ издало. «Шримад-Бхагаватам» нужен для того, чтобы нашу душу вытянуть из этого болота невежества, в которое мы с вами попали. Это болото называется Кали-югой. И есть один единственный способ: нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики (ШБ 1.2.18). Если человек будет каждый день слушать «Шримад-Бхагаватам», каждый день приходить сюда на лекции по «Шримад-Бхагаватам», потому что, если мы просто сами сидим читаем, то будем интерпретировать «Шримад-Бхагаватам» как нам хочется и никакого толка не будет, но если мы каждый день будем приходить сюда и слушать кого-то, кто будет делиться своим пониманием или своей реализацией всех этих истин (нитйам бхагавата-севайа), то тогда нашта-прайешв абхадрешу — вся грязь из нашего сердца уйдет, и тогда тада раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш ча йе чета этаир анавиддхам стхитам саттве прасидати (ШБ 1.2.19) – тогда последние следы раджаса и тамаса уйдут из нашего сердца и человек (стхитам саттве прасидати) утвердится в чистой саттве. И что в результате этого произойдет? Эвам прасанна-манасо – его ум станет радостным, счастливым, его ум станет чистым, потому что бхагават-таттва-виджнанам, потому что он постигнет бхагавад-таттву, он поймет, что есть Бхагаван – Бог, который ждет меня, зовет меня, с которым я всегда связан, который самый лучший, самый красивый, самый замечательный. И это то, что Шрила Вьясадев в конечном счете сделал. Эта 4 глава должна нам объяснить что такое «Шримад-Бхагаватам» и как мы должны ценить его, что самое высшее, что есть во всех Ведах, Шрила Вьясадев вложил в Шримад-Бхагаватам и сделал это самым удивительным и самым чистым образом, так, чтобы мы с вами смогли быть спасены и поняли что-то в этом мире, поняли свое предназначение, смысл своей жизни. Для этого существует наш храм, для этого мы хотим построить большой храм, чтобы люди могли приходить туда каждый день и заниматься этим нитьям бхагавата-севайа. Все остальное само собой будет достигнуто. Если вам чего-то в жизни не хватает… Поднимите, пожалуйста, руки кому чего-то в жизни не хватает. Если вам чего-то в жизни не хватает, значит речь идет о вас. Всего этого можно достичь с помощью одной простой вещи – нитьям бхагавата-севайа, если я просто каждый день слушаю «Шримад-Бхагаватам». И это самый удивительный, самый простой и в то же время самый действенный способ, если человек применяет его в своей жизни и если он верит. И это самая большая ягья. Агйайа санкиртана прайайа. Мы собираемся все вместе здесь для того, чтобы вместе прославлять Кришну, для того, чтобы вместе делать что-то для Кришны и для того, чтобы в конце концов сердце наше очистилось и в этом чистом сердце возникло удивительное чувство любви. И Брахмаджи в «Брахма-самхите» говорит: адвайтам ачйутам анадим ананта-рупам адйам пурана-пурушам нава йауванам ча ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау говиндам ади пурушам там ахам бхаджами , что очень сложно понять Кришну с помощью Вед, очень сложно. Ведешу дурлабхам. Почему? Потому что Он адвайтам ачйутам анадим ананта-рупам адйам пурана-пурушам нава йауванам ча. Потому что не возможно Его понять. Потому что Он, с одной стороны, нава йауванам – вечно юный, а при этом Он адйам пурана — Он изначальный и самый старый. Адйам пурана-пурушам. И при этом Он ачйута. Ачйута значит «Он никогда не падает». И хоть никогда не падает, все время приходит сюда в этот материальный мир. Как тот, кто никогда не падает, может сюда вляпаться? И при этом Он адвайта, Он адвайта, Он недвойственный. А при этом мы говорим, что у Него там Брахман, Параматма, Бхагаван, Рама, Кришна, гопи, все, что угодно. И при этом Он адвайта. И это все нужно понять с помощью Вед. Это все можно понять с помощью Вед, но очень сложно. Ведешу дурлабхам. Но очень просто атма-бхакта, если человек станет бхактой и если Кришна прольет на него милость в виде Своей энергии чит, или энергии знания, расширит его ограниченный, скукоженный, сморщенный интеллект, испоганенный всеми возможными «наслаждениями» Кали-юги, наслаждениями в кавычках, если Он сможет просветить его Своей энергией милости.
Расширится и Бхагаван будет там, Бхагаван придет к нам. Для того, чтобы бхакти (бхактир бхавати наиштхики) для того, чтобы это бхакти утвердилось в нашем сердце, что нужно сделать?
Одну вещь. Нитйа бхагавате-севайа, нитйа бхагавате-севайа, нитйа бхагавате-севайа. Для этого Шрила Вьясадев, будучи крипана-ватсалой, написал «Шримад-Бхагаватам».
Спасибо большое. Шрила Прабхупада – ки джая.
Может, есть какие-то вопросы, помимо вопроса о том, где можно взять метлу и другие инструменты для субботника. Это очень важные вопросы. Но на них нужно иметь очень ясный ответ, потому что это тоже одна из наших форм служения.
ВОПРОС: ()
БВГ: А если ему всего хватает, то ему «Шримад-Бхагаватам» уже сам на сердце ложится. Если ему всего хватает, то что ему еще делать, кроме того, как слушать «Шримад-Бхагаватам»? Ему просто делать больше нечего, ему только остается, чтобы слушать «Шримад-Бхагаватам». Это становится естественной формой существования его – слушать «Шримад-Бхагаватам» все время.
Да, Ватсапал прабху? Я думал Вы уже в Гималаях где-то там, в Бадарик ашраме
ВОПРОС: ()
БВГ: Чем «Шримад-Бхагаватам» от «Махабхараты» отличается? Тем, что в «Махабхарате» много всего, а в «Шримад-Бхагаватам» только Кришна. И в Кришну все остальное включается, а в «Махабхарате» все остальное есть, а Кришны совсем немного.
— ()
БВГ: Это все объясняется здесь. Тут очень все хорошо рассказано то, что Шрила Вьясадев три года создавал «Махабхарату». Причем «Махабхарату», которую он написал, изначальную «Махабхарату», там было гораздо больше стихов, чем 100 тысяч стихов. Это величайшее эпическое произведение мира. Ни один народ, никто ничего подобного не создал. И там не менее он был недоволен этим трудом, потому что он до конца последовательно не описал Кришну так, чтоб не было никаких компромиссов, и не описал Кришна-лилу. В «Махабхарате» есть все остальное, и оно все смешано. В «Махабхарате говорится, что нужно совершать эту врату или ту врату, давать какой-то обет и следовать этому обету. И там прославляется этот обет. Например, есть там…. Или раздавать то пожертвование или это. Как есть много разных видов даны и «Махабхарата» прославляет, что нужно делать эту дану. Дану значит пожертвование давать. И каждый раз, когда описывается какая-то конкретная форма пожертвования, например, каньядан, каньядан значит – отец, у которого маленькая девочка, он выдает ее замуж, он отдает ее просто так, делает это очень бескорыстно. И там говорится, что это самая лучшая форма пожертвования. И люди думают: «Все, я все понял. Цель моей жизни в том, чтобы стать отцом и родить дочку, и отдать ее кому-нибудь». И много других различных врат, различных постов, которые там есть. Там множество описаны. И всякий раз, когда описывается какой-то пост, описываются разные священные места, и там говорится: «Это священное место самое лучшее священное место. Пушкар, нет никакого священного места лучше, чем Пушкар. Это самое святое место во всей вселенной». Потом Наимишаранья «Наимишаранья самое святое место во всей вселенной. Нет места лучше, чем Наимишаранья», чтоб человек хоть что-нибудь сделал (смех). Он будет читать это, будет слушать и думать: «Ааааа, Хари бол. Все, все поеду в Пушкар». Там каждый год верблюжья ярмарка проводится. Верблюды бегают наперегонки. Очень святое место (смех). В «Махабхарате» все это рассказывается.. Шрила Вьясадев все это написал. Нарада Муни пришел и сказал: «Обманул. Обманщик, поэтому несчастлив. Ты хотел людям благо принести, а принес вред, потому что ты не сказал им всю правду». Вся правда заключается в том, что самое святое место Земли это какое?
Вриндаван. И самый большой обет, который можно дать, это какой? Повторять 16 кругов Харе Кришна-маха-мантры в день как минимум, все время повторять Святое Имя Кришны Как там? Последний стих из «Шримад-Бхагаватам», как это там? «Бхагаватам» кончается этими словами, это последний стих из «Шримад-Бхагаватам», где говорится, что: «Я поклоняюсь Господу Хари, один звук Святого Имени которого может избавить человека от всех его грехов». Там намами харим парам ??? _ я поклоняюсь высшему Господу Хари, потому что, если люди собираются вместе и санкиртана, поют вместе Святое Имя Господа Хари, Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, сарва папа прашанам ??? – все грехи их уходят. И духкха шаманас ??? – все их страдания утихают, затихают в сердце, такой человек…., забыл, Кали-юга.
— ()
БВГ: Просят. Часы тоже просят, чтобы им батарейки, машины тоже просят бензина. Чтоб тело работало, его нужно заправлять, в этом нет ничего дурного. Но если мы просто будем заправлять свое тело, будем мы удовлетворены? Нет, именно потому, что у него есть цель определенная. В этом мире, в этом мире конкретно есть только две категории не созданных вещей, не тварных объектов, не имеющих частей. Одна это душа, правильно? У души нет составных частей, правильно? Она цельнокроеная, из одного куска состоит, маленькая искра. И другая это Параматма. Ангани йасйа сакалендрийа-вритти-манти пашйанти панти калайанти чирам джаганти. Господь Брахма объясняет эту трансцендентную или духовную природу тела Кришны изначального и мы, наша душа, она по Его образу и подобию, она не имеет частей, она единая точно так же, как и Кришна. Все остальное, так как оно может разбираться на части… Душу нельзя, от нее нельзя кусочек отрезать и кому-нибудь другому пересадить, также как и от Кришны не бывает такого. Поэтому только душа существует ради самое себя в каком-то смысле, и люди, которые пытаются идти путем гьяны, они идут именно этим. Душа самодостаточна в каком-то смысле. И, в общем-то, это авторитетный ведический путь. Человек, который реализует свою душу как таковую, он достигает определенной формы удовлетворения, потому что он реализует свое предназначение. Но в конечном счете даже мы (мамаивамшо джива-локе джива-бхутах санатанах (БГ 15.7)) являемся частицами Его, даже мы не для себя. В конце концов есть только один, у кого нет составных частей – это Кришна, мы Его составные части (мамаивамшо джива-локе ). Тело не для себя, тело для нас, тело нужно для того, чтобы душа достигла своих целей. Поэтому Веды прославляют человеческую форму рождения, что (манушйа джанма) она очень ценна, но может дать человеку или душе возможность добиться этих целей.
И в этом смысл, предназначение человеческого тела. Если мы будем изучать его, мы поймем – оно предназначено для того, чтобы человек занимался определенной деятельностью, оно дано нам не случайно, чтобы человек занимался определенной деятельностью и эта деятельность помогла нам реализовать свою природу и назначение. Тело очень важно.
— ()
БВГ: Кормить его надо, это понятно, но это смысл жизни или нет? Если я просто буду его кормить и буду говорить: «Вот сегодня я поел то, а завтра я поем это, а послезавтра я поем это». Проблема в том, что послепослезавтра ты уже ничего не сможешь есть, потому что всему придет конец.
ВОПРОС: ()
БВГ: Есть у меня пару минут, чтобы не задерживать субботник, это очень важная часть нашего жертвоприношения сегодняшнего? Это факт, жертвоприношение создано таким образом, чтобы помочь человеку сосредоточиться на своем желании. Я объяснял в одной из предыдущих лекций, что если человек очень ясно видит свою цель и очень ясно видит свое желание, то оно исполнится. И это один из секретов жертвоприношения. Жертвоприношение помогает человеку полностью сосредоточиться на своей цели. Оно сосредоточивает его сознание различными способами, человеку объясняют: нужно быть очень чистым, нужно очень ясно это желание видеть, представлять, тогда оно материализуется в результате жертвоприношения. Это методика определенная. И если человеку приходит сюда, на «Шримад-Бхагаватам», в сущности, в идеале он должен тоже приходить для этого, он должен не просто приходить, он должен прибегать сюда. Мне пришла SMS: «Сегодня будет такой-то стих читаться». Я должен прибегать, потому что, может быть, в этом стихе самое главное, что мне нужно узнать в своей жизни будет сказано. И даже не может быть, а даже наверняка. Тут скажут что-то в высшей степени важное для того, чтобы моя жизнь была успешной. Но, даже если у меня нет этой ясной цели, я прихожу сюда на «Шримад-Бхагаватам», ну да, прихожу утром рано, да, но если я правильно слушаю «Шримад-Бхагаватам», то мне с помощью этой ягьи мое сознание помогают сосредоточить на моей цели. Если лекция правильная, то цель этой лекции в том, чтобы помочь мне мою цель ясно увидеть. В чем моя цель? Да, в конце концов, моя цель в том, чтобы к Кришне прийти, чтоб служить, чтоб сердце мое очистилось. В этом же цель, так? И если даже мы не пришли сюда с какой-то определенной целью, есть некоторая вероятность того, что мы уйдем отсюда с определенной целью. И так как эта цель будет ясная, особенно если мы будем все время приходить, потому что, конечно, за день можно уже забыть о цели, ясное дело, что пока поспишь, поешь, все остальные дела сделаешь свои, поработаешь, ясное дело, забудешь. Но на следующий день опять, снова напомнят. И таким образом у человека становится эта ясная цель и жизнь его становится гораздо более простой и гораздо более целеустремленной Так что в ягье слушания «Шримад-Бхагаватам» человек не сможет упустить свою цель ни коим образом, даже если ему хочется это сделать. Я говорил, что есть две основных цели жертвоприношения, три исходя из этого значения глагольного корня. Кто-то помнит какие три смысла глагольного корня «ядж» — поклоняться, раздавать и общаться, собираться вместе, общаться. И есть две основных цели жертвоприношения, Кришна объясняет это в «Бхагавад-гите». Первая это физическая дисциплина, я говорил об этом, чистота физическая, регламентированность – человеку говорят, что вот жертвоприношение по какой-то, там, странной прихоти, будет рано утром, а не в 12 часов, когда все нормальные люди в субботу встают. И ему приходится приходить пораньше утром. Это физическая дисциплина, какие-то рамки, в которые нас ставит жертвоприношение. У кого-то, между прочим, жизнь изменилась с тех пор, как он стал участвовать в санкиртана-ягье, да? Поднимите руку у кого она изменилась слегка. Вставать стали раньше, какие-то рамки, какие-то формы она приобрела более сознательные. А второй смысл жертвоприношений это обрести знание в конечном счете. И огонь это символ знания. Я рассказывал, когда объяснял символику жертвоприношения, почему огонь. Огонь идет… Как он идет? Снизу вверх. Он сжигает, сжигает карму, сжигает всю грязь (васмаса курутер джнана ???), как Кришна приводит эту аналогию в «Бхагавад-гите», что огонь ягьи, знания, в конце концов гьяны, может сжечь всю грязь. И здесь на «Шримад-Бхагаватам», на лекции по «Шримад-Бхагаватам» обе этих цели жертвоприношения достигаются, потому что человек приходит сюда, и Шрила Прабхупада не зря завел такой обычай, чтобы «Шримад-Бхагаватам» мы слушали рано утром. Это первая цель. И вторая цель – обрести знание, сжечь какую-то карму в виде дурных привычек, в виде наших привязанностей к дурным вещам, и обрести высшую духовную цель, то есть идти вверх.
Спасибо большое. Шрила Прабхупада – ки джая. Гаура-премананде.
— Хари бол.
БВГ: Санкиртана ягья – ки джая. «Шримад-Бхагаватам» маха-, маха-, маха-, маха-ягья – ки джая. Субботник-ягья – ки джая. Спасибо большое.