Москва (20.04.2008 г.) «Шримад-Бхагаватам», 1.14.2-3

Диск 99, л. 13

Аннотация:

   ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ:

***

Я прочитаю 2 и 3 стихи из 14 главы первой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Уход Господа Кришны».  Сначала я прочитаю 2 стих, потом вместе мы прочитаем третий.

вйатитах катичин масас  тада найат тато ‘рджунах

дадарша гхора-рупани  нимиттани курудвахах

«Прошло несколько месяцев, но Арджуна все не возвращался. Тем временем Махараджа Йудхиштхира стал замечать пугающие признаки, предвещавшие недоброе».

КОММЕНТАРИЙ: Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога ад инфинитум (бесконечно) могущественнее Солнца – самого могущественного из всего, что мы знаем. Миллионы и миллиарды солнц создаются и уничтожаются Им во время одного Его вздоха. В материальном мире Солнце считается источником всего, что появляется на свет, а также всей материальной энергии, и только

благодаря Солнцу у нас есть все необходимое для жизни. Поэтому, когда Сам Господь находился на Земле, все необходимое для поддержания мира и его процветания — особенно религия и знание — благодаря Его присутствию проявлялось в полной мере, подобно тому, как благодаря сияющему солнцу все залито светом. В своем царстве Махараджа Йудхиштхира заметил некоторые аномалии, поэтому очень встревожился за Арджуну, который долго не возвращался, и кроме того, он не знал, все ли благополучно в Двараке. Он предположил, что Господь Кришна уже покинул этот мир, иначе не было бы таких пугающих знамений.

Третий стих вместе прочитаем.

каласйа ча гатим раудрам  випарйастарту-дхарминах

папийасим нринам вартам  кродха-лобханритатманам

«Он заметил, что вечное время изменило свое направление, и это было ужасно. Нарушилась регулярность смены времен года. Люди стали очень жадными, злыми и лживыми. Еще он заметил, что они стали зарабатывать на жизнь нечестными способами».

КОММЕНТАРИЙ: Когда общество порывает любовные отношения с Верховной Личностью Бога, такие признаки, как нарушение регулярности смены времен года, распространение нечестных способов зарабатывать на жизнь, жадность, злоба, ложь и проч., можно наблюдать повсеместно. Нарушение сезонных циклов означает, что черты, характерные для одного времени года, проявляются в

другом: сезон дождей, например, наступает осенью, а цветы и плоды, характерные для одного времени года, созревают в другом. Безбожный человек неизменно жаден, зол и лжив. Такой человек зарабатывает на жизнь любыми способами — честными и нечестными. Во времена правления Махараджи Йудхиштхиры таких признаков не было вовсе. Махараджа Йудхиштхира был поражен, обнаружив лишь незначительные изменения в религиозной атмосфере своего царства, и сразу же предположил, что Господь уже покинул этот мир. Нечестные способы зарабатывать на жизнь означают уклонение от своих профессиональных обязанностей. Всем — брахманам, кшатриям, вайшьям и шудрам — предписаны определенные обязанности, но если кто-либо уклоняется от них и берет

на себя обязанности другого, то он следует нечестным и предосудительным путем. Не имея более высокой цели в жизни, человек начинает жаждать богатства и власти, полагая, что с этой земной жизнью длящейся всего каких-нибудь несколько лет, все закончится. Причина этих отклонений, наблюдающихся в человеческом обществе, — невежество, и чтобы устранить его, особенно в этот век

деградации, излучает свой свет могущественное солнце – «Шримад-Бхагаватам».

Шрила Прабхупада – ки джая.

Сута Госвами отвечает на вопрос Шаунаки Риши, представлявшего мудрецов в лесу Наимишаранья, о том, каким образом  встретились Махараджа Парикшит и Шукадева Госвами. И он не торопится ответить на этот вопрос. Он подробно рассказывает все, что произошло, или предшествовало, этой встрече.  Он вкратце описал войну, которая произошла на поле битвы Курукшетра, уход Бхишмадева, после этого – рождение Махараджа Парикшита и уход Дхритараштры из дома. А сейчас он описывает уход Кришны и Пандавов. Я говорил вчера, что Кали-юга началась в тот самый день, когда Кришна ушел с Земли. Это произошло в амавасью месяца Магха 3102 года до нашей эры, то есть 5110 лет тому назад, чуть-чуть больше, на несколько месяцев больше. Война на Курукшетре закончилась за 36 лет до этого.  Через 18 лет после окончания войны Дхритараштра ушел из дома. Еще через 18 лет Кришна решил завершить Свои лилы здесь, на Земле.  И я тоже говорил вчера, что в этот самый момент, когда Кришна ушел с земли, все 7 планет собрались в одном созвездии Саптаграхи, собрались в одном созвездии, не предвещая ничего хорошего. И Махараджа Юдхиштхира, будучи чутким человеком,  который к тому же хорошо знал писания, сразу же  мог почувствовать, что что-то не так.. Если мы будем изучать такие писания как «Махабхарата» и «Рамаяна», мы увидим,  что люди того века очень хорошо знали признаки, по которым можно было судить о том, что предвещает будущее. Была особая шастра, «Самудрика-шастра», от которой сейчас практически ничего не осталось, которая объясняла подробным образом все предвестники событий. И здесь Махараджа Юдхиштхира, глядя вокруг,   к тому же встревоженный долгим отсутствием Арджуны, которого он послал в Двараку, замечает, что что-то сломалось в мироустройстве, что что-то не так, что что-то прогнило, что-то неправильно. И он объясняет эти признаки здесь, в этом стихе и в последующих стихах, он будет рассказывать о том, как шакалиха воет на солнце, не понятно почему. Обычно шакалы воют только ночью, а эта шакалиха воет на солнце, и много других страшных, пугающих признаков, которые свидетельствуют о том, что произошло что-то ужасное и что будущее не предвещает ничего хорошего. В 4 главе первой песни «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада объясняет, что люди, живя в такой обстановке, привыкают к этому. И мы можем это очень хорошо видеть по себе. Все те признаки, которые напугали Махараджу Юдхиштхиру, нас совершенно не пугают. Нас не смущает то, что сезоны наступают, когда им хочется, а не тогда, когда надо,  то что зимой может начаться лето,  а летом начаться зима. Это уже давно никого не смущает  Все люди привыкли – все так и надо. Сейчас уже май месяц практически, снег идет, все нормально, Кали-юга.  Жадность, злоба, лживость, гнев – кого этим сейчас удивишь?. Никого не удивишь. Но Махараджа Юдхиштхира очень удивился, потому что у него ничего такого в царстве не было. И когда он увидел, что все это происходит, он подумал: «Что-то не то!». И Шрила Прабхупада пишет в комментарии, что он увидел маленький признак этого. Он увидел – один человек жадный стал, два человека раздраженные ходят, и три человека лгут, и он подумал: «Все, Кали-юга наступила».   Мы с вами живем в тот период, когда се эти вещи стали нормой и они, в принципе, никого ровным счетом не удивляют.  И если посмотреть на предсказания, которые делались по поводу Кали-юги,  мы можем увидеть, что наша Кали-юга уже переплюнула все предсказания, что все происходит с очень большой скоростью, что люди, в соответствии со всеми предсказаниями священных писаний, деградируют так сильно и так быстро и при этом нисколько не пугаются степени этой деградации, нисколько людей не смущает все то, что происходит вокруг. И более, большая часть людей даже не думает, что что-то идет неправильно. Однако если мы трезвым взглядом с точки зрения священных писаний посмотрим на мир, окружающий нас,  то, если у нас еще остались какие-то мозги, мы не сможем не ужаснуться.

На самом деле, это удивительное качество человека — привыкать ко всему. Люди, которые потеряли какую-либо способность видеть чуть-чуть дальше своего носа,  не понимают, куда все катится.  Я не хочу никого пугать, но, в принципе, надо смотреть иногда вокруг себя  трезвым взглядом, чтобы понять, что что-то не так.

Я недавно разговаривал с Бурбулисом, пару дней тому назад,  бывший председатель какого-то совета государственного и второй человек при Ельцине в самом начале его правления, и он занимается как раз этим – изучением состояния мира. И он говорит: «Я одного не могу понять, почему люди не понимают, что всему уже конец пришел, что они в тупике в полном? Почему люди до сих пор этого не осознали, что очень скоро всему настанет конец?». Сразу же на лицах у сострадательных  ба…  (21:16) появились злорадные усмешки (смех). Но это факт, несомненный факт.  Потому что, если задуматься о степени того, что происходит, об ужасах, которые творятся вокруг и которые стали нормой, о любой нормальный человек не сможет не ужаснуться. То, что сезоны перепутались, это никого не удивляет, ладно, перепутались. Глобальное потепление – мы уже к этому привыкли. Почему-то это глобально потепление превращается в похолодание глобальное, но не важно. Один говорит: «Глобальное потепление», другой говорит: «Глобальное похолодание». Никому не страшно уже, этим нас не удивишь. У нас батареи есть и электричество есть. Но то, что люди практически уничтожили окружающую среду, это тоже никого уже не удивляет.  Люди, я недавно читал статью про то, как в Китае и других юго-восточных странах  очень с пользой используют абортируемые материалы – их поставляют в эксклюзивные рестораны и там готовят младенцев, которые абортированные, и говорят, что они очень вкусные – нежное мясо. Когда у них спросили: «Сколько вы съели?», они говорят: «Постоянно питаемся. Мясо хорошее. Чего добру пропадать? Зачем выбрасывать все это?». Об этом пишется и об этом говорится, как о какой-то полной норме жизни: «А чего? Ничего особенного не происходит, все нормально. Съедим. Чего добру пропадать?». Здесь Махараджа Юдхиштхира немного удивился, что деревья не в то время приносят плоды. Люди нашего времени этим гордятся, что у них клубника круглый год в супермаркетах, это большое достижение современного времени, оттого, что они заставили, изнасиловали природу до такой степени, что теперь природа делает все, что нам хочется, и люди думаю: «Да, это совершенство жизни! Наконец-то, мы добились от природы всего, чего можно!». Почему добились? Потому что кродха лобха анрита атманам ??? Потому что все эти качества – гнев, жадность, лживость, все эти качества они преобладают в людях.  12 песнь «Шримад-Бхагаватам» специально посвящена этой теме, тому, что будет происходить в Кали-югу, того, что должно случиться здесь, и множество признаков Кали-юги описано там.

Я хотел прочитать несколько стихов из «Махабхараты», где Маркандея Риши объясняет Пандавам в лесу, предсказывает, что будет происходить в Кали-югу.  И в частности, он говорит практически то же самое, что заметил в своем царстве Махараджа Юдхиштхира. Для Махараджи Юдхиштхиры это было таким шоком потому, что в то время хорошее правление означало, что все идет по порядку. Про Рамачандру рассказывают, что он правил так хорошо, что люди в его царстве, если они не хотели умирать, не умирали. Хотел жить – живешь, хочешь умереть – умер, не проблема. Это настоящий правитель, который утверждает такие принципы.

Про Махараджу Юдхиштхиру мы читали в «Шримад-Бхагаватам», в 10 главе первой песни «Шримад-Бхагаватам», как было устроено все у него. Как счастливые коровы увлажняли пастбища молоком, которое сочилось из их вымени, как люди были довольны и счастливы, как люди занимались своим дело. И людям, так как они были удовлетворены, не было никакой необходимости прибегать ко всем этим способам, к жадности, не нужно  они и так счастливы, у них итак все есть. Не нужно им гневаться, потому что у них удовлетворенность есть в сердце, не нужно им лгать, потому что все необходимое есть у них  и счастье у них есть.  Но в Кали-югу, мы знаем, что люди  и это основное качество Кали-юги, основная вещь, которая отравляет всю атмосферу Кали-юги, это то, что люди, у них отравлен ум.  Вся атмосфера Кали-юги отравлена, и так как атмосфера отравлена, пища отравлена, воздух отравлен, отношения между людьми отравлены, все это отравляет ум человека. И так как ум человека отравлен, этот отравленный ум  соответственно отравляет все остальное.   Если у меня отравленный ум, если мой ум все время возбужден, мой ум все время недоволен, то я естественным образом  переливаю это на всех остальных, и таким образом эпидемия безумия ширится.  Сейчас люди…  Все то, о чем раньше говорилось, люди раньше были счастливее.  У нас есть мобильные телефоны, стали мы от этого счастливее? Мобильный телефон – только способ еще больше возбудить наш ум, еще больше лишить людей покоя. Люди возбуждаются по любому поводу. Обычная сцена – кто-нибудь кого-нибудь задел, едучи по дороге в этих пробках, или не так посмотрел, человек выбегает и начинает орать, ругаться.  Почему? Потому что у него ум возбужденный.

Шрила Вьясадев говорит об этом же самом. Он увидел состояние людей в своем  мистическом видении, когда он смотрел на то, что будет происходить с людьми Кали-юги, он увидел эту вещь, то, что у людей возбужденный ум и в этом возбужденном уме ничего не возможно делать. Если мой ум возбужден, то я ничего толком сделать не смогу. И мы все знаем, до какой степени наш ум возбужден. Для этого достаточно сесть утром рано с четками и начать повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.  Я помню, когда я в первый раз стал повторять мантру,  ко мне пришел один шикша-гуру, он сел и стал повторять мантру. Я тоже, так как человеку свойственно имитировать то, что делают другие, я тоже сел. Только я сел, я сразу же подумал: «Надо же бежать куда-то. Что ж я сижу то? Надо ж что-то делать!». Я немножко посидел, потом подумал: «Под каким бы предлогом встать? Куда бы пойти?». Пошел в туалет. Вернулся. Он все сидит.  Уже пять минут сидит. Помню какая борьба была с этим возбужденным умом, потому что этот возбужденный ум, ему нужно все время куда-то бежать, не понятно куда, не понятно зачем, не понятно почему. Мы знаем, что люди даже у нас, в нашем славном ашраме, и то повторяя. мантру, измеряя шагами нашу комнату – туда-сюда. Это особая форма медитации. В прежние века люди никогда не медитировали на ходу (смех), обычно для этого нужно сесть и успокоиться. В наше время люди изобрели ходячую медитацию или бегучую медитацию. По одной простой причине – потому что ум возбужден. И так как ум возбужден, все остальное естественным образом происходит —  либо ум находится в режиме гуны невежества и тогда он спит, потому что ничего не происходит: «Харе Кришна, Харе Кришна, мы уже это слышали много раз», либо ум находится в гуне страсти и тогда соответственно, что-то, но должно обязательно трястись, если не ноги бегают, то все остальное должно трястись, иначе никак медитировать нельзя.

И это все признаки века, в который мы живем, признаки того падшего, печального, плачевного состояния, с которым мы сталкиваемся. Люди сейчас не верят в то, что в прежние века жизнь была иной. Шрила Вьясадев говорит, что у людей в этот век короткая память. Еще несколько десятков лет тому назад люди наизусть знали «Шримад-Бхагаватам». До сих пор есть люди, которые знают все 18 тысяч шлок «Шримад-Бхагаватам» наизусть. По крайней мере, мне о таких людях рассказывали. Аюр-ведический врач, у которого мы лечились, его отец знает наизусть весь «Шримад-Бхагаватам», он может сесть и все 18 тысяч шлок произнести. Еще несколько десятков лет тому назад люди наизусть знали всю «Махабхарату». 100 тысяч шлок.  Сел и произнес всю «Махабхарату». Теперь, для нас. У нас, чтобы получить почетный титул «Бхакти-шастри», нужно выучить 20 шлок (смех) и для того, чтобы выучить эти 20 шлок, человеку нужно напрячь все свои интеллектуальные способности. И те он путает: ишварах парамах кршнах, дехино ‘смин йатха дехе. Это все признаки той самой деградации, естественной деградации, потому что  пища, которую мы едим, не чистая. Так как это не чистая пища, так как ахара ашуддха, то соответственно саттва ашуддха – наш ум тоже становится нечистым.  А так как ум становится нечистым, то главная беда, которая является бичом Кали-юги это то, что из-за отсутствия памяти, из-за отсутствия чистого ума человек забывает о цели жизни.  Все остальное всего лишь следствие.  Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что, в конце концов,  люди забывают, ради чего они живут.  В этом беда Кали-юги.  Все остальные признаки они тоже есть, их тоже много. Я хотел  прочитать, чтобы напугать совсем, вернее, не напугать, а чтобы знали красивую картину того, где мы живем. Это было сказано 5000 с лишним лет тому назад Пандавам, когда люди даже не могли представить себе, что такое будет происходить. Там говорилось, что Маркандея Риши объясняет, что брахманы в Кали-югу  будут заниматься деятельностью шудр, а шудры будут исполнять обязанности брахманов и зарабатывать богатства. И мы знаем, брахманы в наше время в Индии, с тех пор, как демократическое правительство стало править, введены квоты, чтобы все, независимо от своего кастового происхождения, получали возможность высшего образования. И так как шудр 90%, то соответственно брахманы даже с самыми лучшими оценками не могут поступить в институт  Шудры, они могут вообще ничего не делать, их принимают в институт просто потому, что они шудры.

Я рассказывал историю, как я встретился с одним шудрой, который закончил философский факультет одного очень престижного университета. Ну, закончив философский факультет, он служит спасателем в каком-то санатории. Я увидел такого, очень философски настроенного спасателя, ленивого, которому лень было спасать людей (смех), хотя от него вообще ничего не требовалось. Я стал у него спрашивать. Он говорит: «Ну, что, я философский факультет закончил. Вообще я рыбак, но закончил философский факультет». Зачем и почему? Не понятно. Но вся культура идет вверх тормашками. В то же самое время  брахманы, люди, у которых есть мозги, они не могут поступить в университет.  Я помню как я однажды ехал на рикше и этот рикша гордо показал мне свой брахманский шнур и сказал: «Я – брахман». Теперь, брахман, чем он занимается? На велосипеде катается. Маркандея Риши говорит здесь – это признак Кали-юги, когда люди занимаются не своим делом, когда брахманы, люди с какой-то способностью к интеллектуальной деятельности, нищают настолько, что им нужно заниматься всем этим.  Мне рассказывали, что брахманы находятся в таком загнанном состоянии в Индии, это на самом деле проклятье, люди пытаются специально сменить свою фамилию. Потому что в Индии, по-прежнему, по фамилии можно узнать, какое происхождение у человека.  И брахманы меняют фамилии на шудр, специально доплачивают девушкам из семей шудр, чтобы их сын вышел за шудрани и чтобы сын мог взять фамилию своей жены. Потому что брахманы, единственное занятие – все уборщики туалетов в Дели принадлежать к касте брахманов. Люди с интеллектуальными способностями, которые еще несколько десятков лет тому назад что-то знали, единственная работа, которую они могут найти себе сейчас в Индии, это убирать общественные туалеты. Те, кто был в Индии в общественных туалетах, знают, что это такое. Это — Кали-юга, в которой мы с вами живем. Это то, от чего на самом деле стоит ужаснуться, потому что, по сути дела, идет сознательное систематическое уничтожение какой-либо разумной человеческой культуры. Ничего не осталось уже и так, и даже последние остатки уничтожаются с очень большой последовательностью и систематически, чтоб люди превратились не понятно в кого, в животных. Еще почитать? Это самое начало, самое начало. Я, к сожалению, не отметил самые яркие стихи. Тут говорится про царей-млеччх. Тут то же самое говорится, что вайшйи и кшатрии будут заниматься деятельностью, которая противоречит их природе и их дхарме, что все люди постепенно продолжительность их жизни будет сокращаться, люди станут слабыми, они лишаться физической силы, энергии и мужества. Еще один из бичей, или признаков Кали-юги, то, что люди лишаются силы. В прежние века люди не болели столько. Нострадамус, видя все эти прелести Кали-юги, тоже сделал свои предсказания. Он сказал, что в Кали-югу придет семь смертельных болезней, которые будут косить человечество, уничтожать человечество и которые будут бичами, как признак Божьего гнева.  Сейчас практически каждый день появляется новая болезнь.  Еще несколько десятков лет тому назад люди думали, что, благодаря научному прогрессу, мы избавимся от всех болезней.  Сейчас каждый день появляется новая неизвестная смертельная болезнь.  Вчера я в Интернете читал, что появилась новая неизвестная смертельная болезнь, распространяемая каким-то вирусов. Уже несколько человек от нее погибло. Она поражает мозг полностью. Это еще один признак. Люди лишены сил, об этом мы тоже хорошо знаем,- физической силы, здоровья, энергии, жизненной энергии, потому что все лишено силы. То же самое, что говорит здесь Махараджа Юдхиштхира в следующем стихе. Он говорит: «Они будут обладать очень небольшой силой и рост их будет постепенно сокращаться. И едва ли кто-то из них будет говорить правду». Это мы тоже знаем. Правда, особенно с изобретением Интернета, стала старомодным предрассудком, который больше уже не актуален в этом мире.  Там говорится, что большие территории на земле будут заняты пустынями, которых раньше не было, из-за того, что погода была лучше, что все больше и больше будет пустынь, и что будут распространяться нечистые животные. В частности, здесь Маркандея Риши говорит, что в Кали-югу самой распространенной птицей будет ворона. Мы тоже можем видеть это, как ворон становится все больше, больше и больше день ото дня.  Признак Кали-юги. Раньше ворон не было, а сейчас…

Почему б воронам не распространяться, если один мусор везде и люди живут на этом мусоре.

Тут есть любопытный еще стих, который описывает нравы Кали-юги. Там говорится, что шудры будут обращаться к другим очень пренебрежительно: «Эй, — там, — парниша». Тут говорится, шудры будут обращаться к другим, говоря «бхо»  «Бхо» ??? значит «А, парень». А брахманы будут, наоборот, очень уважительно обращаться к другим и говорить  «Благородный господин, пожалуйста»,   из-за унижения.  Шудры будут чувствовать себя на коне, они будут смотреть сверху вниз на всех остальных. И наоборот,  брахманы из-за комплекса неполноценности, который у них разовьется,  они будут смиренно складывать руки и всех называть : «дорогой ария, благородный человек».

— А раньше как было?

БВГ: Раньше брахманы имели чувство собственного достоинства. Сейчас, про ворон мы уже сказали  Да, еще интересная вещь – Маркандея Риши говорит, что в качестве духов будут использоваться отвратительно пахнущие субстанции.  Так сейчас, все основные духи они на китовьем жиру делаются, на жиру из кита.  И все больше и больше дальше, из-за извращения, которое происходит с людьми в Кали-югу,  дальше тут говорится, что, что с людьми будет? Что их вкус будет все больше и больше извращаться,  и будет все больше и больше привязанность к вещам, которые нормальные люди не смогут даже подумать, что их можно есть.  Мы знаем, что сейчас самые лучшие деликатесы это устрицы, лягушки, особые лягушки, не обычные лягушки. Но скоро обычные будут. Жуткая вещь! Неприлично, но тем не менее… Не буду читать, чтоб не осквернять  сознание ваше.  А! Следующий стих, там говорится, что в Кали-югу вдоль улиц будут выстраиваться проститутки. Маркандея Риши говорит, что они будут стоять вдоль улиц. Раньше они хотя бы, там,  в каких-то…, я не знаю, где они прятались, вдоль улиц они будут выстраиваться.  А женщины, у которых есть мужья, будут их ненавидеть. Женщины лишаться естественной природы – женской скромности Коровы будут переставать давать молоко, коровы будут сухое молоко давать (смех). Брахманы, и это еще один из признаков деградации, о котором тут говорится, будут принимать подарки от правителей, которые лгут.  Один из признаков того, что все вверх тормашками это то, что правители становятся лживыми и начинают подкупать брахманов, которые становятся их слугами и защищают их власть. Тогда как раньше люди с очень большим достоинством хранили свой орден.

Есть одна история про то, как, относительно недавно,  пару сотен лет тому назад, брахманы пришли к кашмирскому царю, потому что у него в Кашмире жил человек, который написал комментарий на «Панини», на «Аштадхйайю», книгу «Панини», где описана грамматика санскрита.  И он был самым большим знатоком санскрита. И при этом он был очень нищий. Они пришли, увидели нищету, в которой он жил, пошли к царю и стали жаловаться царю: «Ты знаешь, что у тебя живет величайший ученый? Люди со всей Индии сходятся для того, чтобы посмотреть, к нему и дотронуться до его стоп лотосных. При этом он живет в нищете. Сделай что-нибудь!». Царь обрадовался, он еще ведический был относительно, пришел к этому человеку с большими подарками. Тот спросил: «Чего тебе нужно?». «Я пришел, я услышал, что ты бедствуешь, я пришел, чтобы тебе дать что-то, я принес богатство». Тот говорит: «Ты пришел, чтобы мне дать что-то? Мне ничего не нужно. Все, что нужно, у меня есть. У меня есть моя книга, у меня есть свечка, у меня есть жена моя, у меня есть немного риса, который мне дают люди, у меня есть тамариндовое дерево, -. Шрила Прабхупада говорит, что брахману две вещи нужно, три: жена, немного риса и  тамариндовое дерево, чтобы соус делать из тамаринда, чтобы рис не такой скучный был, — Уходи отсюда». Он говорит: «Нет, нет, пожалуйста, возьми». «Если ты будешь настаивать, я сейчас соберу пожитки, — благо, что собирать не много нужно, — и пойду». И все, и он стал собираться при этом.  Царь стал просить: «Ну, возьми хоть немножко». «Мне ничего от тебя не надо. Если будешь настаивать, уйду, и все будут говорить, что из твоего царства брахманы разбегаются». Тот сказал: «Пожалуйста, только не уходи, только оставайся у меня. Пусть ты будешь бедствовать, но лучше у меня в царстве».

И Маркандея Риши говорит, что в Кали-югу брахманы будут принимать подарки от кого угодно. Потому что люди не понимают, что если мы принимаем подарки от кого-то, мы попадаем в зависимость от этого человека, и естественным образом у нас появляются те же самые качества, что и у этого человека. Ну да, тут дальше говорится о состоянии брахманов, о то, какие они будут нищие. Дальше тут предсказано, что в Кали-югу мужчины будут зачинать детей в возрасте 12 лет, а девочки будут рожать их в возрасте 7-8 лет.  Тоже уже происходит. Интернет торжествующе сообщает, что какая-то девочка родила, там, в 10 лет ребенка. Еще немножко и предсказание Маркандея Риши исполнится.  И любопытная характерная черта Кали-юги – то, что юноши будут вести себя как старые люди, а старики будут вести себя как юноши. Знакомая картина. Юноши потеряли понимание того, что нужно делать, а старики, вдруг вторая молодость приходит  лет в 60, люди сходят с ума. И много других любопытных признаков Кали-юги тут перечислено, несколько страниц посвящено всему этому, где Маркандея Риши предостерегает Махараджу Юдхиштхиру от этого. Шрила Прабхупада зак4анчивает свой комментарий к этому стиху тем, что у людей этого века есть одна-единственная надежда, что если бы не «Шримад-Бхагаватам», у людей не было б никакой надежды.  Пуранарко ту нодабхах ???  Когда мудрецы Наимишараньи задавали свои вопросы, вернее, когда Сута Госвами отвечал на эти вопросы, он сказал, что, когда знание ушло из этого века вместе с дхармой, религия и знание покинули Землю, когда Кришна покинул Землю, вместе с Ним ушли дхарма и религия, и мудрецы спросили: «Где найти правду в этот век? Как людям спастись?». Тогда, соответственно, Сута Госвами сказал, что в этот момент взошло солнце и это солнце называется «Шримад-Бхагаватам».  И это единственное, что может осветить мрачную, непроглядную темень Кали-юги. Что люди ослепли. Самое, я уже говорил, что самое печальное обстоятельство всех этих вещей, которые случаются с людьми в Кали-югу, это то, что люди опускаются до уровня животного в смысле своего понимания цели жизни. Единственное представление о том, какая цель жизни у людей, это чтобы  я сыт был. Если человек сыт. Он думает, что:  «У меня все в порядке». Люди из-за того, что у них полностью сместились какие-то акценты, они живут животной жизнью и главное считают, что все так и нужно. Люди работают только на то, чтобы заработать денег, и у них нет ни какого, ни малейшего представления о том, ради чего нужно жить.  Кришна дал нам разум, Кришна дал нам понимание какое-то, но люди полностью пренебрегают всем тем, что Кришна нам дал. И в результате этого самое большое несчастье Кали-юги то, что люди забывают о цели жизни.

И мы можем видеть, что даже те люди, которые присоединяются к обществу сознания Кришны, тоже очень быстро забывают о цели жизни, о своей собственной. Характерный признак Кали-юги это то, что люди в основном смотрят на других.  Нас очень беспокоит, как другие занимаются духовной жизнью, настолько беспокоит, что мы жертвуем своей собственной духовной жизнью в заботе о духовной жизни других людей: мы отмечаем у себя кто посетил Мангала-арати, кто повторяет мантру, кто не повторяет мантру. Много разных есть способов позаботиться о духовной жизни других людей. Но о своей собственной духовной жизни люди перестают заботиться. Люди не понимают, что их главная ответственность перед самими собой, перед Кришной, который дал им редкую возможность родиться человеком, заключается в том, чтобы они посвятили себя духовной деятельности. Шрила Прабхупада говорит в конце, что есть одна-единственная надежда для них, другой надежды нет – нитйа бхагавате севайа.  Я говорил вчера об этом, что есть единственный способ ослепшим от этой тьмы века Кали людям,  которые блуждают в потемках, которые не знают ни куда они идут, ни зачем они идут, ни что с ними случится…  Шрила Прабхупада говорит, что люди думают из-за этого невежества, которое покрыло их, люди думают, что с одной жизнью все кончается, и что нужно что-то приобрести. Зачем чего-то приобрести? Почему нужно что-то приобретать? Для чего все это нужно? Не понятно совершенно, чтобы умереть со своими приобретениями. И единственным спасением для людей, которые блуждают в этой темноте века Кали, является «Шримад-Бхагаватам», является возможность, так или иначе, встретиться с преданными и, встретившись с преданными, поменять свою жизнь, встретившись с преданными, почувствовать, что у жизни есть какой-то смысл.  Потому что это самое большое несчастье, которое может постигнуть человека, — отсутствие смысла жизни. Пожалуйста, поднимите руку, кто чувствовал полную бессмысленность жизни до того, как встретился с преданными. Статистический осмотр. Не понятно зачем? Столько проблем, столько трудностей, столько бед, столько всяких вещей. А для чего, ради чего? В конечном счете совершенно не понятно. И, в общем-то, мы здесь, по какой-то непонятной случайности нам повезло и мы встретились со всем этим, наша основная задача заключается в том, чтобы, так или иначе, дать людям возможность соприкоснуться со всем этим. Люди ищут этого.

И я говорил, что я встречался с Эдуардом Михайловичем Бурбулисом. Умный человек. И он, там, у него какие-то свои представления обо всем этом, он пытается тоже найти решение этого всего. И он стал спрашивать у меня: «Как Вы думаете, почему так все происходит? Есть какое-то решение всему этому?». Я ему говорю: «Ну, конечно есть. У нас уже тут все написано, все готово». И он испугался немножко, потому что он может безработным остаться (смех), его работа в том, чтобы найти. Не совсем он испугался каких-то готовых ответов, он скорее всего испугался того, что ему сейчас начнут с фанатичным блеском в глазах выкладывать какие-то готовые механические рецепты. Но, на самом деле, «Шримад-Бхагаватам» не дает готовых механических рецептов, «Шримад-Бхагаватам» заставляет человека, погрузившись в медитацию, понять эти ответы, найти эти ответы внутри. «Шримад-Бхагаватам», в конечном счете, дает человеку возможность поглядеть на себя и на свою жизнь с совсем другой точки зрения, с другой перспективы и эти ответы по-настоящему найти в своей жизни. И в этом, собственно, заключается наша миссия. Когда один преданный спросил у Шрилы Прабхупады: «Шрила Прабхупада, а что я такого совершил, что я стал преданным? Какая моя хорошая карма привела меня в общество преданных?».  Потому что в третьей песне «Шримад-Бхагаватам» говорится, что человек может повторять Святое Имя только, если он все жертвоприношения совершил и все обряды совершил, и все обеты дал, какие только можно, тогда он сможет повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Шрила Прабхупада сказал: «Ты ничего не сделал. Я за тебя все сделал. Я твою хорошую карму создал. У тебя никакой хорошей кармы нет».  Потому что, если б у нас была какая-то хорошая карма,  чего бы ради мы родились в России в конце ХХ века, в начале ХХ1?  Смешно, правда? Это не вяжется с представлениями о хорошей карме такое рождение.  Шрила Прабхупада, будучи сострадательным, а это главное качество вайшнава… Вайшнав это значит кто? Кто такой вайшнав? Как переводится слово «вайшнава»?

— ()

БВГ: Да, тот, кто так или иначе связан с Вишну, тот, кто имеет какое-то отношение к Вишну.  Он принимает то же самое настроение, что и Сам Вишну.  Кришна что говорит в «Бхагавад-гите», как Он приходит и отчего Он приходит?

— ()

БВГ: Дхармасйа стапанах прайам. Как там? Йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата абхйуттханам адхармасйа тадатманам срджамй ахам (БГ 4.7) – «Прихожу из века в век для того, чтобы восстановить дхарму». И мы видим в «Шримад-Бхагаватам», каким образом Вьясадев движим той же самой мыслью, или той же самой идеей. И когда человек проникается всем этим, естественным образом у него проявляется желание так или иначе поделиться всем этим с другими людьми.  Здесь, в ашраме, мы выходим на санкиртану, потому что Шрила Прабхупада сказал нам выходить на санкиртану, но конечная цель заключается в том, чтобы дать людям «Шримад-Бхагаватам». Гуру Кришна тут сидит, он посвятил свою жизнь, чтобы печатать «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту», чтоб у людей была возможность все это делать. И смысл то в том, что каждый день мы должны себе напоминать, до какой степени это необычная вещь. Тенденция человека, особенно в Кали-югу с короткой памятью, будет заключаться в том,  что он будет воспринимать это как нечто само собой разумеющееся, как нечто в высшей степени обыкновенное.  Мы уже привыкли — у нас есть эти книги: «Шримад-Бхагаватам, ну, чего? Стоит там себе на полке, кушать не просит. «Бхагавад-гита». Мы не понимаем того, что у нас есть, каким сокровищем мы обладаем.  Люди, которые сталкиваются только с этим, у них есть это ощущение. Сколько раз мы встречались с этим, когда….  Я помню, один человек ко мне подошел, я давал какую-то лекцию, и он уже был старый человек, я в Лос-Анджелесе был, давал лекцию там для таких людей, новеньких, которые в первый раз столкнулись со всем этим,  я рассказывал им об этой философии. Человек 8 сидело русскоязычных. Подошел один старенький-старенький человек с палочкой, болгарин, вот он сказал: «Я слушал Вас и только одна мысль у меня была: «Почему я так поздно с этим столкнулся?»»  Он говорит: «Все равно я очень счастливый, потому что…». Я ничего особенного не сказал, какие-то совсем элементарные вещи сказал. Этот человек пришел, после второй или третьей лекции,  у меня там была серия лекций, после второй или третьей лекции пришел и сказал: «Я теперь могу умереть счастливым, потому что я что-то понял в своей жизни. Я всю свою жизнь прожил не понятно зачем и не понятно почему? Теперь у меня какая-то надежда на что-то появилась.  Единственное о чем я жалею, это то, что я раньше с этим не мог столкнуться». И мы здесь, в конечном счете, только для этого.

Как мудрецы из леса Наимишараньи во главе с Шаунакой Риши спросили у Суты Госвами: «А почему Махараджа Парикшит ушел из этого мира? Чего это он так рано ушел?». Махараджа Парикшит правил всего 60 лет после ухода Пандавов.

И мудрецы стали возмущаться, чего это он ушел. И подтекст, который стоял за этим вопросом, очень интересный. Подтекст заключался в том, что: «Он же живет не ради себя. Уйти к Кришне каждый может, но настоящий вайшнав он живет не ради себя. И чего он так рано ушел? Чего ради? Он должен был бы еще остаться.  Объясни нам причину».  Они естественно не предъявляли каких-то претензий Махарадже Парикшиту, им просто было интересно, почему он так рано ушел, потому что это нечто, не характерное для вайшнава. Вайшнав, если он живет, он живет ради других, для того, чтобы другим дать возможность соприкоснуться с духовной практикой, духовной жизнью, потому что это единственная ценность, которая есть у человека. И особенно сейчас, в Кали-югу,  когда люди полностью забыли обо всем этом, эта ценность становится все более и более важной. И мы здесь с вами тоже только для этого, не для самих себя.  В «Шримад-Бхагаватам» можно снова и снова слышать тот же самый мотив. Прахлада Махарадж говорит: «У меня все хорошо. Мне стоит о Тебе вспомнить, мне сразу хорошо на сердце становится. Стоит мне прославить Тебя, как у меня сердце ликовать начинает. Но эти глупцы и негодяи, которые там есть, они ж ничего не знают. Поэтому я не уйду никуда, пока все глупцы и негодяи за мной не уйдут».  Шрила Прабхупада любил повторять этот стих. Этот стих очень сильно отражал его настроение. И мы, будучи его последователями, до какой-то степени должны это отражать в своей жизни и в своем настроении.  Мы строим сейчас этот храм. Для кого мы строим этот храм? Иногда люди подходят и говорят: «А вот мне этот храм не нужен. А что я от этого храма получу? А я не смогу там жить, я живу в другом конце Москвы, а зачем тогда я буду принимать участие в этом храме?». В том то и дело, что мы не для себя его хотим строим, мы хотим какой-то храм построить не для себя, для Кришны, мы хотим построить его для того, чтобы другие люди могли прийти туда. Шрила Прабхупада тоже говорил: «Мне ничего не надо. Я могу сидеть под деревом, у меня все хорошо будет». Но для того, чтобы люди могли соприкоснуться с Кришной так или иначе, нужно строить большие храмы, нужно строить что-то, что может внушить людям уважение ко всему этому, для того, чтобы какой-то разум внести в тот хаос, воцарившийся во время Кали-юги, надо делать то, что мы делаем.  Тогда Кришна будет очень доволен нами, потому что мы будем поступать так, как Он хочет от нас. Кришна будет счастлив. А если Кришна будет счастлив, все остальные тоже будут счастливы, и мы тоже будем счастливы, если мы по-настоящему служим Кришне. Так что все просто.  Шрила Прабхупада говорил, что в Кали-югу будет золотой век Сатья-юги.  Что-то пока не видно, вроде ничего не предвещает, на первый взгляд. Но, тем не менее, так как Шрила Прабхупада это сказал,  это случится.  В этом нет никаких сомнений.  И я думаю, что нам с вами надо как следует, заглянув в свое сердце, подумать – какая моя роль в этом? Что я могу сделать для того, чтобы приблизить наступление этого века? Что я могу сделать, чтобы хотя бы чуть-чуть улучшить ту страшную, отравленную атмосферу, которая воцарилась вокруг и губит людей? У нас есть это удивительное преимущество и мы должны пользоваться им для того, чтобы другие люди тоже получили какое-то благо. Мы ни в коем случае не должны зарывать все это в землю. Поэтому, это простой вопрос, на который каждый из нас должен честно ответить – что я делаю для того, чтобы Шрила Прабхупада и Кришна были счастливы? Это единственное, что может какой-то смысл моему существованию придать, оправдать. Я думаю, что каждый из здесь присутствующих, может дать хороший ответ на этот вопрос. Но в то же время нет предела для совершенства, всегда можно сделать что-то еще. Это Кали-юга,  в которой мы живем, и единственное лекарство от Кали-юги – «Шримад-Бхагаватам», в которую мы здесь пытаемся служить.

Спасибо большое.  Шрила Прабхупада – ки джая.  Гаура-премананде.

— Хари бол.

БВГ: Санкиртана-ягья – ки джая.

ВОПРОС:  А отчего ускорил уход Парикшит Махарадж?

БВГ:  Кришна захотел, Кришна устроил это. Смысл ответа, который даст Сута Госвами на этот вопрос, заключается в том, что Кришна хотел, чтобы был рассказан «Шримад-Бхагаватам».  Именно поэтому Он устроил всю эту лилу.

ВОПРОС: …(1:06:22) в России в конце ХХ века, а у шудры в конце ХХ века  в Индии лучше?

БВГ: Ни у кого не лучше. На самом деле в каком-то смысле в России лучше родиться в ХХ век, чем даже в Индии. Многие индийцы, которые стали преданными здесь, они это, они возвращаются в Индию и говорят: «Там какое-то сознание Кришны неправильное». Правильное сознание Кришны здесь осталось, потому что мы воспринимаем сознание Кришны буквально, а они аллегорически.  Они настолько привыкли к этому, что для индусов очень часто это нечто такое. Но тут у нас есть преимущество – мы можем посмотреть на сознание Кришны буквально и принять его буквально. И поэтому любой человек,  который может оценить это…  Помню, у меня один индус в Киеве стал преданным, он вернулся потом в Индию и говорит: «Не могу тут жить, не могу тут жить. Хочу обратно на Украину (смех), потому что тут нет сознания Кришны. Тут его вообще нет. В храм прихожу, его нет в храме. Оно там все осталось». Но это все равно Шрила Прабхупада создал, не мы сами.

ВОПРОС:  Махарадж,  а вот предсказания, которые делал Маркандея Риши, они описаны в «Махабхарате». А еще известны предсказания в 11 и 12 песне. Слово в слово они повторяются там?

БВГ: Не слово в слово. Зачем слово в слово повторять. О Кали-юге можно долго рассказывать по-разному, каждый может найти свои слова для того, чтобы описать Кали-югу.  Но Маркандея Риши он очень яркую картину Кали-юги рисует, особенно ряды проституток, выстроившихся вдоль улиц. Брахманы, кшатрии, все остальное, что написано тут…   Он говорит, что в Кали-югу мужчины будут седеть в 16 лет. Это тоже один из признаков. И мы можем видеть, что сейчас много людей действительно в 16 лет у них седые волосы от всего этого безобразия, которое творится.

—  Что хорошего Маркандея Риши описывает в Кали-югу?

БВГ: Есть много других утверждений, которые говорят каллер доша нивейа ???, что век Кали это океан недостатков, но есть  хорошее качество – то, что есть санкиртана. И, собственно, «Шримад-Бхагаватам» он весь от начала до конца  говорит о санкиртане: нама санкиртана йасйа сарва папма танашанам ??? Что хорошего есть в век Кали реально, это то, что ничего хорошего уже не осталось и поэтому можно получить все самое хорошее, повторяя Святое Имя.

     В «Рамаяне» очень интересно описано, в двух словах расскажу историю. Брахман однажды пришел к Господу Раме и стал жаловаться, что: «Что-то не так в Твоем царстве, в нашей деревне ребенок умер. Что-то неправильно, не то». Господь Рама стал думать, в чем причина. Думал, думал, думал, думал, в чем причина. Нарада Муни появился и сказал: «Есть один шудра в Твоем царстве, который совершает аскезы». Ну, Господь Рама сразу понял в чем причина всех бед. И он отправился в экспедицию по Своему царству и пришел в какой-то лес и увидел – шудра вверх ногами висит с дерева. И Он его спросил: «Эй, ты что тут делаешь?». Тот говорит: «Я – шудра, решил аскезу совершать». Господь Рама взял стрелу, лук и пух. На этом его аскеза прекратилась (смех). Почему? Потому что в соответствии со строгими правилами в прошлые века, в Сатья-югу только брахманы могли совершать аскезы. В Трета-югу только брахманы и кшатрии могли совершать аскезы. Кшатрии могли уходить в лес. Потому что когда человек совершает аскезу, он приобретает силу, а шудра или кто-то там еще, не может толком воспользоваться силой. Соответственно, в Двапара-югу аскеза позволялась брахманам, кшатриям и вайшйам. В Кали-югу все могут делать аскезу, в том числе и шудры. Под аскезой в данном случае подразумевается духовная деятельность.  В прошлые века был определенный ценз и людям позволялось заниматься духовной деятельностью, если у них была соответствующая квалификация. Преимуществом Кали-юги является то, что в наш век любой человек, независимо от его квалификации,  может заниматься духовной деятельностью. И именно поэтому Господь Чайтанья пришел и Он дал этот способ, самый могущественный способ духовной практики, который может любого человека, независимо от его квалификации,  возвести на самый высокий уровень. Даже если начальная точка отсчета, стартовая точка очень низкая, он, повторяя Святое Имя, может достичь очень больших высот.  В этом основное преимущество Кали-юги – то, что никаких цензов не осталось. Никаких квалификаций не осталось. Любой человек может получить самое большое, самое главное: патита павана хетту тава аватара – Ты пришел сюда для того, чтобы спасти падших, я самый падший, поэтому моя очередь первая. Самые падшие люди могут обрести самое большое благо, преимущество.

ВОПРОС: В те, другие, юги шудры еще же были социальным слоем общества, без которого невозможно было общество. Они были счастливы тогда?

БВГ: Они были счастливы, потому что они занимались своим делом. В предыдущие века все люди были счастливы, потому что они знали, что секрет счастья не в том, чтоб много денег зарабатывать, а в том, чтобы заниматься своим делом, ради которого я создан, довольствоваться тем, что мне посылает Кришна и находиться под защитой.  В чем, собственно, преимущество предыдущих веков, это то, что в предыдущие века люди были защищены прежде всего тем, что они исполняли свою дхарму. Когда человек исполняет дхарму, он чувствует защищенность. В «Упанишадах» есть потрясающий стих, там говорится, что если человек пытается стать счастливым, не исполняя дхарму, то это все равно, что человек, который пытается пересечь реку на лодке, выдолбленной из камня. С таким же успехом он может стать счастливым.  Поэтому в прошлые века люди были счастливыми, во-первых, потому, что они исполняли свою дхарму, они понимали, что: «это важнее для меня, что самым большим моим достижением в этой жизни является моя возможность исполнять свои обязанности, делать то, что я хочу». Вот. И плюс к этому они были защищены в целом социальным устройством общества. Брахманы были защищены, потому что они имели непоколебимую веру в Бога. Кшатрии были защищены, потому что их защищали брахманы, и они защищали их от нарушения дхармы и от злоупотребления своей властью. А все остальные, включая шудр и вайшьев, были защищены, потому что ими правили хорошие, справедливые цари, которые знали каким образом защищать других.  Что сейчас у нас есть? Люди полностью беззащитны. Люди, почему они сходят с ума? Одна из проблем и бед Кали-юги это то, что у людей никакой защиты нет. У женщин нет защиты, они из-за своей какой-то незащищенности начинают делать что-то, старые люди незащищены, дети сейчас все в меньшей и меньшей степени защищены при тех бедах и грехах, которые делаются. Все люди в одиночку сражаются. И поэтому из-за этой незащищенности люди делают глупости, которые они делают.  В предыдущие века люди чувствовали себя гораздо более защищенными. У них не было этого страха, поэтому им не нужно было быть ни жадными, ни лживыми, потому что они в большей степени были защищены.

ВОПРОС: А если в Сатья-югу можно было только брахманам совершать аскезы, и соответственно это был их уровень практики, значит, что только брахманы могли вернуться к Кришне?

БВГ: Там все очень просто было. Там все было упорядочено. Человек рождался…  В Сатья-югу вообще жили только брахманы одни. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что в Сатья-югу одни парамахамсы жили, все население Земли состояло из одних парамахамс. Парамахамсы общались с парамахамсами.  Классы или варны появились в Трета-югу. В Трета-югу началось разделение людей на классы и там, собственно, была упорядоченная структура. Она заключалась в том, что человек рождался шудрой в следующей жизни, он исполнял свои обязанности и у него в результате того, что он хорошо исполнял свои обязанности,  развивались качества вайшьи, в следующей жизни он рождался вайшьей, в результате этого у него развивались качества кшатрия. Он в следующей жизни рождался кшатрием, у него в результате этого развивались качества брахмана. Он заканчивал свою жизнь в лесу, совершая аскезу. И в следующей жизни он рождался брахманом и уходил к Кришне. То есть там все имели возможность, просто она была немножечко оттянута.    У нас тоже все имеют возможность, она, может быть, экспресс методом получена, но проблема в том, что никто этой возможность не пользуется. Поэтому наша возможность вернуться к Кришне тоже оттянута иногда на много сотен жизней, потому что манда суманда матайо манда бахико ??? Не надо жалеть людей Трета-юги и Сатья-юги оттого, что у них не было равных возможностей

ВОПРОС:  Скажите, пожалуйста, до наступления Кали-юги, можно читать в «Махабхарате», что там, мягко скажем, не все здорово было.

БВГ: На самом деле «Махабхарата» описывает состояние дел на границе между Двапара-югой и Кали-югой. Это юга-сандйа. Юга-сандйа означает, что там есть признаки как предыдущей юги, так и последующей юги. Некий стык между двумя югами, во-первых.  То есть безусловно тот факт, что Дурьйодхана там был, уже свидетельствует сам за себя. Дурьйодхана не был идеалом ни в каком смысле этого слова. И, собственно, Двапара означает, в «Шримад-Бхагаватам» позже будет сказано, что Двапара означает, что половина ног дхармы, половина опор дхармы уже отрублены. Поэтому она называется Двапара. Двапара значит две основы. И «двапара» значит буквально «сомнения». Слово «двапара» значит «сомнение» или «век сомнений». До этого у людей сомнений не было, до этого люди знали в чем цель жизни. В Двапара-югу у людей уже появились сомнения ради чего нужно жить, нужно ли жить ради каких-то материальных вещей и преследовать материальные цели или нужно ставить перед собой духовную цель. В Двапара-югу уже сомнения были. Двапара что значит? Что такое сомнение? Сомнение это когда у нас два мнения, сомнение, когда человек раздвоен изнутри и у него с одной стороны есть понимание того, что нужно жить духовной жизнью, а с другой стороны у него есть мнение противоположное и его разрывает изнутри. И поэтому в Двапара-югу мы можем видеть, что и то и другое было. Были люди цельнокроеные такие, как Пандавы, Махарадж Юдхиштхира, у них не было сомнений особенно. И был Дурьйодхана, у него тоже не было сомнений.  И они сражались друг с другом. В Сатья-югу такого нет.

Шрила Прабхупада – ки джая.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.