Диск 105, л. 1
Аннотация:
— если обряд проводить тупо, то этот обряд не приносит никакого особенного блага. Благо, которое человек может обрести от любого соприкосновения с Кришной, заключается в том, что он может излечиться от смертельной болезни материального существования
— мы все больны духовной булимией
— Кришна-катха – единственное лекарство от жажды чувственных удовольствий.
— когда Кришна приходит на землю, он дарует освобождение всем, ни одно другое воплощение Кришны не способно на это
— что значит, что мы празднуем Кришна-джанмаштами, день явления Кришны (Кришна приходит сюда для того, чтобы объяснить, как каждый из нас может почувствовать Его присутствие)
— нам мешает почувствовать Бога гордыня
— сли я попытаюсь смотреть на Бога с желанием наслаждаться, я не смогу увидеть Его
— Кришна самая удивительная из всех аватар; почему Кришна таким странным образом приходит в этот мир. Для того, чтоб понять этот парадокс, человек должен снова и снова слушать о Кришне
— смысл Кришна-лилы в том, чтобы пробудить в нашем сердце дух служения и чтобы сделать этот дух служения бесконечным
— история, которая предшествовала дню явления Кришны
— для того, чтобы в нашей жизни появился Кришна, нужно заплатить цену
***
Давайте прочитаем с вами 4 стих из первой главы 10 песни «Шримад-Бхагаватам».
нивритта-таршаир упагийаманад
бхаваушадхач чхротра-мано-‘бхирамат
ка уттамашлока-гунанувадат
пуман вираджйета вина пашугхнат
«Верховную Личность Бога прославляют по парампаре, то есть учитель повествует о славе Господа своему ученику. Таким прославлением наслаждаются те, кого больше не привлекает ложное, временное прославление материального мироздания. Описания Господа — это единственное лекарство для обусловленной души, которая вынуждена снова и снова рождаться и умирать. Кто же перестанет слушать прославление Господа, кроме мясника или убийцы собственной души?»
КОММЕНТАРИЙ: «В Индии принято слушать рассказы о Кришне, содержащиеся в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам», чтобы таким образом исцелиться от недуга повторяющихся рождений и смертей. Даже в наши дни, хотя Индия и находится в плачевном состоянии, стоит объявить, что кто-то будет говорить о «Бхагавад- гите» или «Шримад-Бхагаватам», как люди тысячами собираются послушать. Но в данном стихе указывается, что рассказывать «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам» должны люди, полностью свободные от материальных желаний (нивритта-таршаих) . Все обитатели материального мира, начиная с Брахмы и вплоть до крошечного муравья, полны материальных желаний: все жаждут чувственных наслаждений и потакают прихотям своих чувств. Однако, занимаясь этим, невозможно осознать всю ценность Кришна- катхи в форме «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам».
Если мы слушаем, как Господа прославляют освобожденные души, это непременно избавит нас от рабства материальной деятельности, но, слушая, как «Шримад-Бхагаватам» рассказывают профессиональные чтецы, мы не получим реальной помощи на пути к освобождению. Кришна-катха очень проста. В «Бхагавад-гите» сказано, что Кришна — Верховная Личность Бога. Он Сам объясняет это: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа — «О Арджуна, нет истины превыше Меня» (Б-г 7.7). Просто поняв эту истину (что Кришна — Верховная Личность Бога), можно стать освобожденной душой. Но, поскольку многие, особенно в наше время, склонны слушать «Бхагавад-гиту» в изложении недобросовестных людей, которые, вместо того чтобы просто передавать другим «Бхагавад-гиту», в угоду себе искажают ее, люди не получают от «Бхагавад-гиты» реальной пользы. Есть великие знатоки писаний, политики, философы и ученые, которые дают собственное, оскверненное, понимание смысла «Бхагавад-гиты», и люди слушают их, а слушать, как Верховную Личность Бога прославляет преданный, они не желают. Преданный — это тот, кто объясняет «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам», делая это как служение Господу, а не из каких-либо других побуждений. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху советовал нам слушать, как Господа прославляет осознавшая себя душа (бхагавата паро дийа бхагавата стхане) . Если человек не ощутил себя душой и не усвоил науку сознания Кришны, начинающие преданные не должны слушать, как он рассказывает о Господе…».
Я пропущу кусок и еще прочитаю один абзац.
«…Наставления «Бхагавад-гиты» и содержащиеся в «Шримад-Бхагаватам» описания доставляют тому, кто внимает им, такое удовольствие, что практически любой человек, испытывающий тройственные мучения материального бытия, захочет слушать о славе Господа, воспетой в этих книгах, и таким образом приближаться к освобождению. Но есть две категории людей, у которых никогда не возникнет желания слушать философию «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам»: это те, кто полон решимости покончить с собой, и те, кто полон решимости убивать коров и других животных ради удовлетворения своего языка. Хотя они могут делать вид, что слушают «Шримад-Бхагаватам» на бхагавата-саптахе, такое слушание — всего лишь очередное изобретение карми, не получающих от этих спектаклей никакой пользы. Важную роль в этой связи играет слово пашу-гхнат . Пашу-гхна означает «мясник». Тем, кого привлекает ритуальная деятельность, направленная на достижение высших планет, приходится совершать жертвоприношения (ягьи), которые связаны с убиением животных.
Но такие люди никогда не получат блага от Кришна-катхи».
Шрила Прабхупада – ки джая!
Самое начало 10 песни «Шримад-Бхагаватам», где Махараджа Парикшит прославляет Кришна-катху, обращаясь к Шукадеве Госвами. И сегодня у нас с вами адхивас-титхи – день перед Джанмаштами. Обычно по традиции в этот вечер люди собираются для того, чтобы правильным образом настроить себя на то, что произойдет завтра. Полное благо от любого ритуала, от любого праздника, от любого обряда можно обрести только в том случае, если мы до конца понимаем что происходит. Если быть свидетелем более или менее бессмысленным, ходить толпами, заходить в один ларек, в другой ларек, то можно получить какое-то благо, можно услышать Святое Имя, можно пообщаться с преданными и потереться об них, в конце концов, есть надежда, что накормят прасадом, поздно, но все равно, в любом случае даром ничего не проходит, и прийти сюда, пообщаться с преданными, посмотреть на концерт, послушать киртан – это благо. Но настоящее благо от этого праздника сможет получить человек, который очень хорошо понимает, что мы празднуем. Мне Кришнананда прабху дал приглашение, которое преданные раздавали на улицах Москвы, приглашая всех сюда, и там было написано, что мы празднуем трансцендентное явление Господа. Большая часть людей, я думаю, не знает что такое «трансцендентное», не говоря уже об остальных словах. И там было много других загадочных вещей написано, чтобы полностью убедиться в том, чтоб никто не пришел. Такое приглашение было, как будто специально составленное так, чтобы никто не пришел. Но, на самом деле, нам самим нужно очень хорошо понимать, что произойдет завтра, и по возможности нам нужно попытаться объяснить это другим для того, чтобы все остальные наши гости, которые придут к нам, смогли получить максимальное благо от этого. Кришна говорит, что если обряд проводить тупо, то этот обряд не приносит никакого особенного блага. И, в конечном счете, сегодня я буду говорить об этом, но, в конечном счете, благо, которое человек может обрести от соприкосновения с Кришной, от любого соприкосновения с Кришной заключается в том, что он может излечиться от смертельной болезни материального существования. Мы не понимаем, до какой степени глубоко мы больны, что, в общем-то, достаточно характерно для больных людей. Как правило, больной человек не отдает себе отчета в том, насколько он болен. Человек предпочитает уменьшать тяжесть своего заболевания. Когда совсем припрет, человек говорит: «Да, да, я болен. Да, да, я болен. Но не очень, правда же, не очень? Скажите мне, что я не совсем болен». Но на самом деле мы с вами тяжко больны и болезнь эта называется «жажда материального существования». Болезнь, которой мы все больны, заключается в том, что мы не хотим избавляться от материального существования, что мы хотим оставаться здесь, наслаждаться здесь и снова и снова рождаться и умирать. Человек рождается и каждый человек, который рождается, он рождается исполненный нового энтузиазма. Когда он рождается, то он издает победный крик: «Аааааааа» и этот крик означает его намерение: «Я пришел сюда, чтобы завоевать этот мир». Обычно под конец жизни человек думает: «Не удалось, не получилось, не вышло». Но ничего, в следующий раз он снова родится и снова закричит: «Аааааа». Беда в том, что мы не хотим избавляться от материального существования, беда в том, что нас в основном все устраивает – ну, немножечко тут подправить, тут подретушировать, тут подремонтировать слегка. Да, у всех есть какие-то претензии к материальному миру, но эти претензии не носят кардинального характера. Мелочи – немножечко тут исправить; ну да, хорошо, чтоб Саакашвили не было в этом мире или Америки, или еще каких-нибудь источников непосредственных проблем. Но если глубоко заглянуть в сердце, то можно понять, что эта жажда материального существования в высшей степени сильна в нас – я хочу снова и снова жить здесь, снова и снова пытаться выжимать материальные наслаждения из этого мира любой ценой И если бы Кришна сейчас спустился сюда и спросил: «Кто хочет сейчас отправиться за Мной?», многие люди сделали бы вид, что они не поняли, что им предлагают. Они бы сказали: «Ну, не так сразу, не так скоро. Я еще не готов». Если спросить вас кто готов уйти из этого мира, пожалуйста, поднимите руки. Неплохо, неплохо, вы как пионеры всегда готовы (смеется). Но, если б мы были готовы, мы бы вели себя немножко по-другому в этом мире – мы бы не цеплялись так жалко за остатки каких-то возможностей, которые у нас появляются здесь и когда нам объявили бы, что скоро мы умрем, то мы б не испугались. Я могу переформулировать свой вопрос. Если б завтра вам сказали, что у вас рак и через месяц вы умрете, кто бы из вас обрадовался этому обстоятельству? (смеется). Уже меньше рук поднялось. Потому что у нас есть жажда. И жажда эта не случайно сформировалась не сегодня. В течение многих жизней у нас откладывались самскары в нашем сознании. Эти самскары оставляют нам надежду, что я смогу стать счастливым здесь, что если я буду наслаждаться снова и снова здесь, то рано или поздно я стану счастливым. И эта жажда или жадность, которая есть у нас, — смертельная болезнь, заставляющая нас оставаться здесь, заставляющая нас снова и снова рождаться и умирать. В этом проблема. И есть только одно лекарство от этой жадности. И в этом стихе Махараджа Парикшит говорит об этом Шукадеве Госвами: нивритта-таршаир упагийаманад: «Если слушать рассказы, которые пришли по цепи ученической преемственности, то жажда, иссушающая изнутри наше сердце, будет постепенно уходить».
На самом деле, признаком нашей болезни является жар, который жжет нас изнутри. Мы горим, но этот пожар не внешний. Когда в различных религиях описывают ад и там говорится, что это очень жаркое место, не думайте, что обязательно там будет костер большой. Костер этот уже горит. Где он горит? В нашем сердце. Костер заставляет нас желать снова и снова наслаждаться здесь этим миром.
Как есть ужасная болезнь, она называется булимия. Кто-то знает, что это значит? Это болезнь, когда человек ест и не может остановиться: ест, ест, ест, ест, его рвет, он засовывает два пальца в рот, его вырывает и он снова ест. Это жуткая, страшная болезнь! Я встречался с людьми, которые болеют ей, они не знают что делать. Потому что эта самскара в мозгу, воспаленная самскара, заставляющая его есть, не может успокоиться. И обычно этой болезнью болеют люди, у которых есть эмоциональная неудовлетворенность, с помощью еды они пытаются успокоить свой ум, с помощью еды они пытаются насытить свой ум и дать какую-то иллюзию эмоционального удовлетворения. Но может еда насытить ум? Может, но очень много еды нужно. На самом деле болезнь находится на ментальном уровне. Человек хочет любви, человек хочет близости, но для того, чтобы так или иначе уменьшить симптомы этой болезни, он начинает есть. Так вот, все мы с вами больны духовной булимией. У нас есть булимия на духовном уровне, у нас духовная жажда. Эта духовная жажда, жажда вечного, бесконечного блаженства, мы пытаемся реализовать ее на материальном уровне, мы пытаемся залить эту духовную жажду водой материальных наслаждений. Но можно это сделать? Нельзя, невозможно. Единственное, что может решить эту проблему, на духовном уровне. И здесь Махараджа Парикшит на своем опыте говорит об этом, единственное, что может излечить человека от этой болезни, это Кришна-катха. На самом деле мы иногда сами не понимаем, каково могущество Кришна-катхи. Если человек просто слушает «Бхагавад-гиту» и тем более, если человек слушает «Шримад-Бхагаватам», если человек научился слушать правильно и понял, что могут дать ему эти рассказы, каждый может почувствовать, что жажда материальных удовольствий уменьшается постепенно. Пожалуйста, скажите честно, кто ощутил на самом себе это влияние Кришна-катхи? Мы слушаем и незаметно для нас эта жажда чувственных удовольствий уменьшается. На самом деле, весь мир зашел в тупик именно из-за этой жажды чувственных удовольствий. В какой-то момент люди решили, что чувственные наслаждения – смысл жизни. Это произошло не так давно. До этого люди знали, что смысл жизни может придать только отношение с вечным Богом, но где-то лет 200 тому назад, так как люди неправильно использовали религию, так как люди воспринимали религию все равно как способ обрести чувственные наслаждения, люди открыли науку и вместе с наукой они обнаружили новые способы получить чувственные наслаждения и без Бога. И восторг, который охватил в этот момент лучшие умы человечества невозможно передать. Люди подумали: «Мы открыли истину. В течение тысяч лет люди жили во тьме и пытались у Бога получить наслаждение, но вместо этого мы дадим им все наслаждения и они придут к нам и будут нас просить». Все эти основатели рациональной эры, на исходе которой мы с вами живем, они реально думали, что человек станет счастливым. Но к чему мы пришли сейчас? Мы пришли к полному краху этой философии.
Все люди пытаются наслаждаться и философия, которой живет большая часть людей в этом мире, называется консьюмеризмом – они думают, что: «Я стану счастливым в результате того, что я буду поглощать все больше и больше, и больше». В свое время это было сформулировано в программных документах коммунистической партии: «Все более и более полное удовлетворение все возрастающих потребностей людей». Чувствуете какая перспектива? Потребности растут, мы их удовлетворяем, они еще растут, мы их удовлетворяем… И так без конца, до тех пор, пока земля не превратится не понятно во что, в рай, наверное. Крах, полный крах. Потому что люди пытаются это делать, но жажда все равно не удовлетворяется, и более того, все эти вещи, которые раньше приносили удовольствие, перестают приносить удовольствие.
Прочитал в одной умной книге недавно, человек там рассуждает, он думает, в советские времена в Советском Союзе не было кроссовок, были только кеды, он говорит: «Когда из-за границы родственники присылали кроссовки, кроссовки могли сделать человека счастливым на целый год. Узор на их подошве был подобен узору судьбы. И в течение целого года можно было следовать по этим линиям и быть счастливым. Что случилось? Покупаю те же самые кроссовки, но нет удовольствия никакого, ну нет. Можно вагон кроссовок купить, не получается. Теперь для того, чтобы то же самое счастье испытать, нужно джип купить, — он говорит, — Инфляция произошла полная, инфляция счастья. Счастье стало дороже. Чтобы испытать то же самое счастье, человеку нужно больше и больше, и больше». Но на самом деле, все это описание это шутка, потому что очевидно что ни джип, ни кроссовки в равной степени не способны сделать человека счастливым. И то и другое в равной степени не касается души и, так как они не касаются души, они не могут принести счастье человеку. Это только иллюзия. Оттого что жажда становится все больше и больше, иллюзия губит человека, иллюзия сжигает человека, заставляет человека напрасно тратить свое время. Но в результате этого все человеческое общество находится в тупике. На самом деле, результат этой философии далеко не такой безобидный.
Я слушал недавно лекцию Радханатхи Махараджа, он на пределе своего голоса кричит там: «Посмотрите, что произошло,. за последние 30, 40, 50 лет куда шагнуло человечество! Какой прогресс оно сделало, сколько у нас всего, сколько у нас игрушек, сколько у нас появилось мобильных телефонов, сколько у нас всего! Стал ли человек счастливее?! Люди стали гораздо несчастнее. В этом беда. У людей появляется больше наслаждений, но при этом они становятся субъективно несчастнее и несчастнее. Объективно у них становится больше и больше всего, субъективно они становятся все несчастнее и несчастнее». Он говорит там о статистике. Он говорит, что в 50-е годы официальная статистика государственного департамента – самая большая проблема в высших классах школы то, что дети жуют жвачку на уроках. Сейчас по официальной статистике самая большая проблема в высших классах школы это оружие, убийства, это подростковая беременность и наркотики. Это признаки болезни. На самом деле, весь мир болен этой болезнью и симптомы этой болезни становятся все очевиднее и очевиднее. Эта болезнь называется материальной жаждой. И земля гибнет от этого. И здесь Махараджа Парикшит говорит, что есть только одно единственное лекарство от этой болезни – слушать о Кришне. Ничто другое по-настоящему эту проблему решить не сможет. Можно попытаться, можно попытаться прийти к каким-то решениям, но на самом деле никакого кардинального решения нет. И сам Махараджа Парикшит объясняет, что: «Я на своем опыте испытал, что это лекарство работает». Он говорит: бхаваушадхач чхротра-мано-‘бхирамат – когда человек слушает о Кришне, то это доставляет радость и счастье его уму и его уху, его эго начинает радоваться, он получает истинное счастье от этого. И так как он становится счастлив, его жажда материальных наслаждений уходит.
Махараджа Парикшит говорит, что: «Я готов слушать этот нектар, который течет из твоих лотосных уст снова и снова и снова, я не чувствую никакой материальной жажды и голода». К тому моменту, когда он произносит этот стих, прошло уже, наверное, шесть дней, может быть, пять дней. И пять жней он ничего не ел и ничего не пил, и не спал. Теперь, кто-то из вас постился когда-нибудь? Кто-то из вас постился пять дней всухую и чтоб не спать? Иногда люди не едят, но они пьют. Иногда люди не едят и не пьют, но они много спят. Махараджа Парикшит не ел, не пил и не спал. И он обращается здесь к Шукадеве Госвами и он говорит: «Говори снова и снова, и снова, я хочу слушать все больше и больше, и больше, потому что то, что ты рассказываешь мне, делает меня все более и более живым, потому что эти рассказы вселяют в меня эликсир бессмертия, они входят в мое ухо и они оживляют мое сердце. Потому что они пришли по цепи ученической преемственности и они обладают этой способностью исцелить меня от самой смертельной и самой ужасной болезни». Он утверждает это и мы, в каком то смысле, должны поверить ему на слово, что, в конце концов, если мы будем снова и снова сначала в терапевтических дозах принимать это лекарство, постепенно мы избавимся от этой смертельной болезни. И это самое главное и самое великое благо, которое мы можем получить. В этом смысл прихода Кришны на землю. На самом деле, когда Кришна приходит на землю, он дарует освобождение всем. Особое и удивительное качество Кришны. Ни одно другое воплощение Господа, ни одно другое воплощение Кришны не способно на это. Шрила Джива Госвами и Шрила Рупа Госвами объясняют, что когда Господь Рамачандра пришел сюда, Он убил многих демонов. Освободился ли хоть один из них? Не освободился. Когда Господь Рамачандра пришел сюда, у Него было множество преданных: был Махараджа Дашаратха, Каушалья, были обезьяны, Хануман, дал Он кому-нибудь прему? Не дал. Но когда Кришна приходит, Он убивает демонов, что с демонами случается? Грязь уходит из их сердца, они освобождаются и переходят в духовный мир. Когда преданные приходят к Кришне, что они получают? Они получаю прему, они получают не просто бхакти, они получают према-бхакти, они получают особую любовь. И в самом начале Махараджа Парикшит говорит об этом Шукадеве Госвами, он говорит о том: «Расскажи мне об этом удивительном явлении Господа Кришны, потому что Господь Кришна может спасти всех»: вирйани тасйакхила-деха-бхаджам антар бахих пуруша-кала-рупаих. Он говорит, что разные люди, когда Кришна приходит, по-разному воспринимают Его. И даже сейчас мы можем видеть, что разные люди, слушая о Кришне, по-разному слушают о Кришне, но каждый получает благо.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, комментируя этот стих, говорит, что когда Кришна приходит (тасйакхила-деха-бхаджам), все люди, независимо от того, кто они, получают благо. И если они демоны (бахих), «бахих» значит, что их сознание отвернуто от Кришны, то они получают благо, потому что Кришна приносит им смерть. Они этого хотят. Но Он не просто приносит им смерть, вместе со смертью Он дает им высшее назначение. А если они антах, если они преданные, если они хотят по-настоящему стать ближе к Кришне, то когда они слушают о Кришне, что происходит с их сердцем? Они обретают любовь к Нему. Кришна дает высшее благо всем и каждому без всякого разбора, Он освобождает всех и каждого от всех их проблем и всем и каждому дает возможность почувствовать удивительное качество, которое заключено в Его лиле. И ради этого Он приходит сюда. Как Господь Брахма говорит: ананда-чинмайа-расатматайа манахсу йах пранинам пратипхалан смаратам упетйа лилайитена бхуванани джайатй аджасрам говиндам ади пурушам там ахам бхаджами
Господь приходит сюда и с помощью этой лилы Он завоевывает весь материальный мир. Как Он завоевывает материальный мир? Благодаря тому, что умы людей приковываются к этой лиле. Они смотрят на то, как действует Кришна, они пытаются понять как действует Кришна и не могут оторвать свой ум от этого, и ум их, думая о Кришне, очищается все больше и больше, и больше. Потому что Кришна высшее воплощение чистоты, благородства и всего остального. Кришна-катха, говорит здесь Шукадева Госвами в ответ на это, он говорит: васудева-катха прашнах пурушамс трин пунати хи вактарам праччхакам шротрмс тат-пада-салилам йатха (ШБ 10.1.16). Он говорит, что Кришна-катха очищает того, кто говорит, она очищает того, кто задает вопросы и очищает тех, кто слушает. Все три вида людей очищаются. Но больше всего очищается кто? Тот, кто говорит. Я самый хитрый. Все очищаются, потому что Кришна-катха подобна Ганге. Подобно тому, как Ганга очищает все три мира, она проходит через все три мира – с высших планет, средних планет и низших планет, и когда Ганга соприкасается с чем-то, она очищает это место. Подобно этому Кришна-катха, если человек соприкоснулся с этим, на сердце его становится легче. Ему становится легче и жажда материального существования постепенно уходит и в этом особое значение Джанмаштами.
На самом деле, давайте подумаем над этим смыслом глубоким – почему мы празднуем Кришна-джанмаштами. Кришна где находится? Где находится Кришна? Везде. Правильно? Вишну, Что значит слово «Вишну»? «Вишну» значит «вездесущий, всепроникающий», Вишну это тот, кто вошел всюду. Если Вишну находится везде, это наша философия, Вишну везде, Кришна везде, что значит, что мы празднуем день Его явления? Если я скажу, что я нахожусь перед вами и мы будем праздновать мое явление чуть-чуть позже, будет в этом какой-то смысл? Кришна уже находится перед нами, Он никуда не исчезал, Кришна проявлен всюду. Есть некоторые люди, которые говорят, что Бог далеко, что Он на облаке и что за облаком Его не видно, и что Он сидит там, что Он не понятно где, и кто-то говорит, что Он на другой планете, кто-то говорит, что Он отвернулся, в соответствии с нашей философией Кришна находится в сердце каждого живого существа. Кришна находится в сердце каждого из вас. Что значит, что мы празднуем день Его явления? Уходил Он куда-то из нашего сердца? А если Он не уходил, то как Он мог явиться? Что завтра произойдет? Кришна сегодня ночью уйдет из нашего сердца, а завтра опять войдет? Если Он уйдет, то мы с вами до завтра не доживем. Но суть заключается в том, что Кришна приходит в особый день в соответствии с расписанием, которое есть у Него, в соответствии со Своей доброй волей и Он приходит для того, чтобы дать нам возможность почувствовать Его присутствие. Да, Кришна находится везде – Кришна находится в Божествах, Кришна находится в сердце каждого живого существа, Кришна находится в нашем сердце. Чувствуем мы Его присутствие? Знаем мы о Его присутствии? Нет. Поэтому Кришна приходит сюда для того, чтобы объяснить, как каждый из нас может почувствовать Его присутствие. Завтра мы будем праздновать именно этот момент. Мы будем праздновать нисхождение Бога, который приходит сюда для того, чтобы дать нам возможность почувствовать Его присутствие, который специально пришел для того, чтобы по Своей беспричинной милости дать нам возможность ощутить, что Он есть, что Он реальность, что Он не просто какая-то фикция, что Он не абстракция, что Он самое реальное, что есть, что Он находится в моем сердце. Пожалуйста, поднимите руки, вернее, нет, громко крикните «Харибол», кто чувствует, что Кришна находится в вашем сердце.
— Харибол.
БВГ: Те, кто кричал, перекричали тех, кто молчал. Но на самом деле человек может почувствовать Кришну: когда он повторяет святое имя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Вдруг в какой-то момент он чувствует, это не просто звук. Когда он читает «Бхагавад-гиту» в десятый раз, вдруг он понимает – Кришна – Бог. Кришна говорит: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа (БГ 7.7) И вдруг мы понимаем – все нанизано на Него, как бусины нанизаны. Откуда иначе все это пришло? Откуда появился этот мир, откуда появился я? Что держит меня здесь, в этом мире?. Только Бог. Бог на самом деле является всюду, но Он специально приходит для того, чтобы объяснить нам в каком состоянии ума мы сможем почувствовать Его присутствие. Он приходит и проводит Свои лилы. И когда мы думаем о Его лилах, когда мы слушаем о Его лилах, когда мы видим Его всемогущество, мы можем увидеть Его красоту и мы можем увидеть свою малость. Мы можем проникнуться смирением и, проникнувшись смирением и восхищением перед Кришной, мы можем почувствовать Его присутствие. На самом деле Бога не трудно почувствовать. Нам мешает почувствовать Бога только одно. Что? Гордыня, преувеличенное представление о своей роли в творении. Потому что мы считаем себя главными и мы думаем, что все то, что происходит с нами, самое важное в мире. Правильно? Что все то, что творится с нами, происходит вокруг нас – самое важное и все наши беспокойства самые важные. Как только мы поймем, что все то, что происходит с нами – ничто и что есть Кришна, и Кришна бесконечно велик и при этом бесконечно прекрасен, и когда в этом смирении мы начнем думать о Нем, мы поймем – конечно, Он находится в моем сердце. И Кришна приходит только для этой цели – чтобы настроить нас на нужный лад. И завтра особенный день, когда мы празднуем эту возможность Его прихода. На самом деле человек сможет почувствовать Кришну, когда у него в сердце появится желание служить Богу. Почему мы не чувствуем Кришну? Потому что мы не хотим Ему служить, потому что мы отвернулись от Него, потому что мы в какой-то момент решили, что я обойдусь без Него. Кто думает, что он может обойтись без Бога, пожалуйста, поднимите руку. Несколько честных людей подняли руку, все остальные промолчали и подумали: «Ну, да, вообще конечно неплохо было бы, чтобы Он тоже был, но так как-то пока обходились». У нас нет желания служить Ему. И так как нет желания служить Ему, нет возможности и желания увидеть Его. Потому что мы можем увидеть Его только в тот момент, когда мы захотим увидеть Его не ради самих себя. Иногда у нас появляется желание увидеть Его, но ради кого? Ну да, потому что говорят: «Ну, красивый, ну, хорошо, давай посмотрим на Него». Если я попытаюсь смотреть на Бога с желанием наслаждаться, я не смогу увидеть Его. До тех пор, пока в моем сердце живет желание наслаждаться, а не служить, я никогда не смогу почувствовать Бога. И Бог приходит сюда, и Бог, приходя сюда, Кришна приходит сюда, приходя сюда, Он приходит таким образом, чтобы это желание служить появилось в умах людей, у которых остался разум. Одновременно с этим Он приходит очень мистическим образом. Кришна самая удивительная из всех аватар. Если послушать, и это то, о чем говорит Шрила Прабхупада в своем комментарии, как иногда описывают Кришне непреданные, то как-то волей-неволей появляются сомнения. Кришна пришел и Он пришел очень удивительным образом. Он пришел у кого? Он родился у кого? Да, у Деваки и Васудевы. Где Он родился? В тюрьме. Бог родился в тюрьме. Правильно? И перед тем, как Он родился, что произошло с Его родными братьями? Их убивали одного за другим. Это Бог! Его родных братиков одного за другим убивали. И потом Он пришел и что Он начал делать? Он начал Сам убивать. Кого Он убивать начал? Кого Он первого убил? Женщину убил. Женщина пришла Его покормить, Он взял ее, убил. Кормилица пришла, Он ее взял, убил, высосал всю кровь. Потом, в конце концов, Он убил Своего собственного дядю. Это Сам Бог, Он приходит для того, чтобы научить нас как жить, что Он делает? Он убивает всех, не спасает ни кого. Не понятно что. Его лилы абсолютно не понятны. На самом деле, если мы будем думать о лилах Кришны, ничего понять невозможно – где Он родился? Куда Он родился? Почему Он родился? Родился Он в Матхуре? Родился Он в Гокуле? Или Баларам – когда Он родился? Как Его перенесли? У кого был какой выкидыш? Ничего понять абсолютно невозможно. И Кришна приходит, начинает все это делать, потом, в довершение ко всему, Он начинает танцевать. С кем танцевать по ночам? С замужними женщинами Он начинает танцевать по ночам. А потом Он их бросает, всех бросает, уезжает и женится. На ком женится? На 16108 царевнах. И не возвращается туда, к брошенным. Как можно все это понять? Это Бог, да, это Бог. Это Бог, которому мы поклоняемся (смех). Но на самом деле в этом есть глубокий смысл. Если мы будем думать на до всем этим, мы получим особое благо.
Господь Рамачандра, когда Он пришел, никаких проблем не было. Если устроить сейчас голосование в Индии кто Бог Кришна или Рама, как по-вашему, кто получит большинство голосов? Рама. С Ним все ясно – одна жена. Когда Шурпанака предлагала Ему свою любовь, Он отказался. Все, все очень ясно. Ну, есть небольшое пятно в Его биографии, но и то Его можно как-то оправдать – жену Свою беременную Он сослал в лес. Но в основном Рама это идеал. Кришна – никакого идеала. В Кришне ничего прямого нет, все кривое Он даже стоит изогнуто в трех местах. Как можно это понять?! И в самом начале 10 песни «Шримад-Бхагаватам» Махараджа Парикшит спрашивает: «Объясни мне это, я хочу от тебя это услышать, чтобы ты мне это объяснил и чтобы, когда я услышу от тебя это в сердце моем зашло и разлилось тепло и любовь, чтобы вся зависть ушла». На самом деле Кришна приходит не случайно в этом виде, Кришна не случайно приходит в таком виде. Потому что Он приходит перед самой Кали-югой. И Кали-юга что значит? Чем характеризуется Кали-юга, в которой мы живем? Это время когда люди что делают?
— Разводятся.
БВГ: Разводятся тоже, но развод это следствие, это не причина Кали-юги. Кали-югу это когда люди отвернулись от Бога, это когда люди не верят в Бога. Правильно? Поэтому Кришна приходит в таком виде, чтоб никто в Него не верил. Кришна специально порождает сомнения. Кришна специально дает нам возможность и свободу не верить в Него. Если мы захотим не верить в Него, у нас есть все возможности для этого, у нас есть все основания для того, чтоб не верить в Него. Ну, сами посмотрите, ну что Он творит! И это Бог, правильно? Но если при этом, одновременно с этим мы дадим себе труд задуматься над всем этим, если мы дадим себе труд одновременно подумать кто такой Кришна и что Кришна делает, и каким образом разгадать все эти загадки, если одновременно с этим мы поймем почему Кришна делает все то, что Он делает, и если мы услышим как про Кришну рассказывают ачарьи, которые знают смысл Его прихода, то мы поймем одну очень важную вещь. Почему Кришна делает все то, что Он делает? Какова причина, каков мотив, который движет Кришной? Каков мотив, который движет Кришной, когда Он убивает Путану? Каков мотив, который движет Кришной, когда Он за волосы стаскивает Камсу с трона и пинает его ногой по голове? Каким мотивом Он руководствуется? Одним – любовью. Тем же самым мотивом Он руководствуется, когда Он танцует с бесконечным количеством пастушек в ночь полнолуния месяц шарадх. Тем же самым мотивом Он руководствуется, когда Он раздирает надвое Агхасуру, тем же самым мотивом Он руководствуется с Бакасурой, тем же самым мотивом Он руководствуется, когда Он взрывает изнутри Агхасуру. Только один мотив у Него есть – любовь.
И даже если мы не поймем этого с начала, даже если мы заглянем в конец учебника и узнаем правильный ответ, все равно, если мы будем думать над этим, то сердце наше в конце концов очистится. На самом деле все эти удивительные лилы, которые проводит Кришна, которые иногда очень трудно объяснить, очень трудно объяснить, все те, кто пытался проповедовать другим, знают как трудно это сделать. Мы говорим: «Бхагавад-гита» самая великая духовная книга в мире». Что в этой самой великой духовной книге Сам Бог говорит Арджуне? «Убей». Кого убей? Кого убей? Своего дедушку и своего учителя. Кто-то из вас пытался защищать Кришну? У кого-то удалось это? Очень трудно. Но, тем не менее, мы знаем – каждое слово в «Бхагавад-гите» проникнуто любовью. И для того, чтоб понять этот парадокс, человек должен снова и снова слушать о Кришне. Когда, в конце концов, он поймет, и все узлы развяжутся у него, то он вернется в духовный мир. На самом деле, размышляя на до всем этим, я смогу избавиться от вожделения, от жадности, от гордыни, от иллюзии, от злости, от гнева, от всех этих шести врагов, которые сжигают меня изнутри. В этом, на самом деле, удивительная вещь, которую мы будем праздновать завтра. Завтра мы празднуем приход Кришны, который приходит сюда движимый любовью, и, движимый любовью, начинает разворачивать Свои удивительные игры, и, разворачивая Свои удивительные игры, совершает много чудесного. И когда мы слушаем об этом, в конце концов, мы можем проникнуться полной любовью к Нему.
Как все ачарьи говорят, что лилы Кришны не материальны, что они вечны, тело Кришны не материально, оно вечно, образ, в котором Он приходит, вечен, качества, которые Он проявляет, тоже вечны. Когда человек думает об этом, он приобщается к вечности. Но с другой стороны, как понять, что лилы, которые Он проводит, вечны? Завтра Он родится. Это вечная лила, Его нитья-лила? Что это значит? Значит ли это, что Кришна теперь все время рождается? Так, Он постоянно с назойливостью необычайной рождается, рождается, рождается, рождается. Что значит, что это лила вечная и почему, если это лила вечная, мы празднуем ее только завтра, а не каждый день? Ачарьи объясняют эти моменты. Давайте с вами подумаем над этим.
Шрила Джива Госвами говорит, что у Бога бесконечное количество образов и форм и что эта лила вечная, потому что в какой-то момент она обязательно происходит где-то, что стоит Кришне родиться где-то в одном месте и, как бы эта лила заканчивается, Он сразу же рождается в другом месте. Есть бесконечное множество вселенных, бесконечное множество мест, в которых Кришна рождается. Эта лила происходит снова и снова, и снова. И Шрила Джива Госвами говорит, что на это можно возразить: «Ну и что, что она происходит снова и снова и снова! Она же происходит в разных местах с разными формами. Что значит это – в одном то месте вот Он родился тут, как можно сказать, что эта форма вечная или эта лила вечная? Потому что тут то он родился, она закончилась. Ну и что, что где-то в другом месте Он через несколько минут родится снова? Ну и что, что на другой планете это снова произойдет?». Шрила Джива Госвами говорит: «Суть то в том, что это происходит с Ним одним и что этих форм не много, она одна». Эта вечная лила из одной формы происходит в бесконечном количестве мест постоянно. Теперь, если кто-то что-то понял, то можете не ждать завтрашнего дня, за вами там уже стоит виман, который поведет нас на Вайкунтху. Кришна говорит: джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах тйактва дехам пунар джанма наитии мам эти со ’рджуна (БГ 4.9) — «Тот, кто понял духовную природу Моих лил и Моего рождения, тот, оставив это тело, вернется обратно к Богу». Но, к сожалению, понять это не так то просто. И поэтому Шрила Джива Госвами, в конце концов, начинает цитировать одно эзотерическое писание, где говорится, что главное, что мы должны понять про Бога, это то, что Он действует, как действует пьяный. Почему действует пьяный? Есть у него какой-то корыстный расчет? Когда пьяный начинает плясать, когда он танцует, когда он поет, почему он действует? Потому что он счастлив. Он говорит: «Бог точно также». Когда Он приходит сюда, Он приходит сюда только потому, что Он бесконечно счастлив. И когда Он приходит сюда, Он приходит только для того, чтобы поделиться с нами этим бесконечным счастьем. Чтобы это бесконечное счастье, которое переливается через край из Его сердца, вылилось на всех остальных. И когда мы думаем об этом, когда мы думаем как Он пришел, как все это произошло, мы тоже можем преисполниться этого бесконечного счастья. Чем больше мы будем думать об этом, тем лучше. Поначалу мы можем не чувствовать особого вкуса этих лил. Как Рупа Госвами говорит, что мы больны с вами какой болезнью, как он называет нашу болезнь? Желтухой, желтуха невежества, желтуха авидьи. И так как у нас есть эта желтуха, то человек, который болен желтухой, он чего не чувствует? Не чувствует вкуса сладкого. Что ему нужно, чтобы излечиться?
— ()
БВГ: Да, в терапевтических дозах принимать сладкое. Некоторые уже не выдерживают, уходят, для них уже слишком большие дозы сладкого. Не все люди могут слишком долго слушать катху. Поначалу мы должны принимать это как лекарство. Но в конце концов нужно понять, что когда мы слушаем снова и снова об этом, то наше сердце будет переполнять необычайное, бесконечное счастье. Это бесконечное счастье то самое состояние, в котором Бог творит все Свои лилы. На самом деле, понять Его лилу значит понять то, в каком состоянии Он находится, когда ее делает. По-настоящему я смогу понять что происходит в этот самый миг, когда я почувствую Самого Кришну, когда я почувствую это счастье, когда я почувствую полное, абсолютное бескорыстие и любовь, которая царит в сердце Кришны и которой пронизаны все Его слова. В этот момент я освобожусь, в этот момент я могу считать, что с болезнью моего материального существования полностью покончено.
Итак, именно это мы будем отмечать завтра, эту Его удивительную лилу когда нерожденный рождается, когда всесильный становится каким? Беспомощным и беззащитным. Когда всеведущий каким становится? Незнающим. Почему это Он делает? Из любви, из любви и в ответ на любовь. В этом на самом деле главный секрет всех этих лил и главный смысл того, что мы завтра будем праздновать.
Я расскажу немного историю, которая предшествовала тому, что произойдет завтра. Завтра у нас будет особая катха, мы будем говорить о том, как нужно понимать эту лилу рождения Кришны. Но сегодня я начну эту катху чуть-чуть, как бы, начну самое начало или предисловие к этой катхе. В конце концов, это тоже очень важный момент, о котором мы должны помнить, Кришна появляется в ответ на мольбы Его преданных. Если посмотреть драматургию этой лилы появления Кришны, то почему пришел Кришна? Потому что преданные взмолились, потому что Земля взвыла, потому что страшные демоны овладели Землей. Я чуть позже буду рассказывать об этом. И Кришна появляется. Кришна появляется, в первой главе 10 песни «Шримад-Бхагаватам» Он говорит: «Я приду». Кришна дает Свое обещание: «Я обязательно приду». И потом, в третьей главе, полубоги начинают прославлять Кришну, который еще не пришел, который вот-вот должен прийти. И это подобно нашей с вами садхане. Почему мы пришли в сознание Кришны?
Была какая-нибудь серьезная причина почему мы пришли в сознание Кришны? Была или просто так пришли? Почему пришли? Наверно, потому, что очень хорошо вам было, да? Не от хорошей жизни. Сам Кришна говорит, что: «Ко Мне приходят страждущие люди. – Он говорит, что, — Четыре типа людей приходят ко Мне». Эти четыре типа людей: страждущие, очень страждущие, совсем сильно страждущие и бесконечно страждущие (смех). Все остальное не в счет. На самом деле, люди приходят к Кришне, потому что они страждут, потому что им нехорошо, потому что они хотят счастья. Они приходят так или иначе к Кришне и они начинают, придя в результате этого мотива, повторять Его святое имя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Потому что им говорят: «Когда Кришна придет, вам будет хорошо». И что случается в ответ на это? (смех). Если мы посмотрим первые главы 10 песни «Шримад-Бхагаватам», Земля обращается к Кришне и говорит: «Кришна, спаси!». Полубоги начинают прославлять Кришну, который входит во чрево Деваки, потом Кришна появляется, и что в момент появления Кришны происходит? Камса начинает свой поход, Камса начинает свои бесчинства, Камса начинает мучит преданных. И кто-то замечал это, что такое бывает с нами тоже? Мы пришли измучившись, нам сказали: «Повторяйте и будьте счастливы», мы стали повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Спокойнее кому-то стало? Беспокойства увеличиваются. Если не верите мне, спросите у меня, я вам потом расскажу. Одно за другим беспокойства! Мы же хотели счастья, мы же хотели покоя, мы хотели…, мы хотели…, Кришна! Чего мы х.отели? Освобождения мы хотели. Кришна приходит и увеличивает беспокойства. Но эти беспокойства обладают каким свойством для преданного?
— ()
БВГ: Да, преданный начинает им радоваться. Он говорит: «Джай! Харе Кришна! Кришна – Бог, теперь я понимаю. (смех) Теперь я точно понимаю, что Кришна – Бог, Он не оставляет меня в покое». Он хочет, чтоб я до конца предался Ему.
Это в целом, как бы, общий сюжет Кришна-лилы, или явления Кришна-лилы. Кришна должен, в конце концов, появиться в нашей с вами жизни. И мы должны просить Его, чтобы Он пришел к нам. Но когда Он придет, значит ли это, что наступит покой, абсолютное счастье? Нет, не значит. Но на самом деле, в этот самый миг, когда Кришна придет, мы научимся радоваться этим беспокойствам, мы научимся радоваться всему тому, что происходит с нами, потому что все это будет нашим служением Ему. На самом деле смысл Кришна-лилы в том, чтобы этот дух служения пробудить в нашем сердце и для того, чтобы сделать этот дух служения бесконечным. И чтобы яснее сделать все это, я расскажу самое начало этой Кришна-лилы, начало рождения Кришны, вернее,, то, что произошло перед этим, перед всем тем, что случится завтра.
История эта началась в Сатья-югу. Давно, очень давно. Полубоги сражались с демонами. В то время жили жуткие, страшные демоны на земле. «Хари-вамша-пурана» описывает подробно эту битву, которая происходила между полубогами и демонами в Сатья-югу после того, как Индра победил Вритрасуру. Демоны, самые страшные демоны взяли все свое оружие на вооружение Маяданава, Вирочана, Тара, Хаягрива, Вараха, Кара. Аришта и Ламба – это самые главные демоны, которые были тогда. И они всерьез решили завоевать всю вселенную. На самом деле, все началось с вселенского заговора. Демоны сказали, что: «Мы завоюем эту вселенную». Они стали сражаться и стали побеждать полубогов так, что, в конце концов, полубоги стали разбегаться от них. Маяданава выпустил свое самое страшное оружие. Это оружие называлось «парвати». Это оружие представляло собой горы. Вдруг, не понятно откуда, стали появляться горы, с них стали сыпаться камни, в них жили дикие звери. И полубоги не знали куда деваться. Вся вселенная была заполнена этой иллюзией Маяданавы. На самом деле и те и другие сражались, и те и другие обладали ужасными, страшными мистическими силами. Но демоны, которые хотели завоевать этот мир для самих себя, стали побеждать. И в этот момент Вишну пришел. И Вишну какое-то время смотрел со стороны на все это. Он смотрел как полубоги сражаются, как полубоги бегут в ужасе. И Вишну смотрел, для Него это был «американский боевик», это был первый блокбастер. Он смотрел на эту иллюзию, которая происходит, как эта парвати, огромная гора, появляется не понятно откуда, Как страшные препятствия возникают, стоит какое-то оружие выпустить, как сразу же возникают горы. Не понятно что. Когда Вишну насмотрелся всего этого, Он сказал полубогам: «А чего вы боитесь-то вообще?! Я же с вами. Не бойтесь». И Он выпустил Свой диск. Этот диск рассеял всю иллюзию, засветило солнце, и полубоги воспряли. И все остальные люди воспряли на всех планетах и все стали возносить Ему славу. Но в этот момент, не понятно откуда, появился демон Каланеми, величайший демон. Когда он пришел на сцену, то Маяданава обнял его и сказал: «Сейчас мы их победим». И «Хари-вамша-пурана» описывает этого демона. У Каланеми было 100 рук и 100 голов, у него были пепельного цвета волосы, спутанные, длинные на каждой из этих голов и зеленые усы, не спрашивайте меня почему они были зелеными, но они были зеленые, были ярко красные глаза и он был огромный невероятно, жуткий. Нам с вами трудно все это понять, трудно представить себе картину этих космических войн, но, на самом деле, в те времена были эти космические войны, когда страшные силы, живущие во вселенной, хотели таки ее завоевать. Этот демон стал сражаться так, что в какой-то момент полубоги полностью сдались. Ямарадж упал в обморок. Каланеми стал хохотать и говорить: «Ха-ха-ха-ха-ха, бог смерти в обмороке лежит. Отныне никто больше здесь умирать не будет». Ямарадж пришел в себя и стал улепетывать в южном направлении. Агни от ужаса спрятался во ртах полубогов. Каланеми вырвал его изо рта и полубоги лишились дара речи. Варуна, он прятался еще не понятно куда. Над всеми пятью элементами приобрел власть этот демон. На самом деле, он приобрел власть над всей вселенной, так что Брахма убежал куда-то, он не знал куда ему улепетнуть, потому что все стихии были во власти демона Каланеми. И все торжествовали, демоны полностью торжествовали свою победу. Этот демон сказал: «Все, теперь все, вселенная наша. Мы все организуем по-нашему и все будут поклоняться мне». И тут он увидел Гаруду. Гаруда, когда услышал это, он разгневался страшно, он налетел на него. И Каланеми сказал: «А, прилетел воробей». Он схватил его за крылья и стал его разрывать. И Гаруда полетел не понятно куда. Личный спутник Господа, Гаруда, потерпел поражение! Тогда Вишну встал и Он сказал: «Ну, ладно, хватит. Наигрались». Он снова взял Свой диск. Каланеми обрадовался страшно. Он бросился на Него и он сказал: «Наконец-то я расправлюсь с Тобой. Ты один единственный, кто остался еще непобежденным. Я уничтожу Тебя, негодяй, и тогда моя власть будет абсолютной и все будут поклоняться только мне». Он налетел на Вишну. Вишну был очень спокоен, Он чесал у Себя в затылке, Он смотрел на него. В конце концов, Он выпустил Свой диск и этот диск срубил ему 100 голов и 100 рук. Все 100 голов и 100 рук полетели. Остался один обрубок, но этот обрубок хотел сражаться с Вишну. Этот обрубок стоял, и он не знал, где Вишну, потому что у него не было ни глаз, ничего. В «Хари-вамша-пуране» говорится, что он остался как ствол дерева, у которого обрубили все ветки. И этот Каланеми стоял, его обрубок стоял там. И в этот момент Гаруда пришел в себя. Он пришел и жахнул его крылом, и его труп покатился. И опять полубоги обрадовались.
Но суть заключается в том, что все эти демоны, которые были убиты в этот момент, все они родились на Земле. И пока полубоги торжествовали свою победу, пока Брахма устраивал большой пир, пока прошла Трета-юга, Двапара-юга, и Двапара-юга уже кончалась, вдруг оказалось, что все эти демоны, совершив заговор, все они родились на Земле. И Каланеми родился в образе кого? Камсы. И этот Камса родился для того, чтобы убить Вишну. Земля вдруг, не успели полубоги толком отпраздновать победу, как вдруг Земля прибежала к ним, Земля прибежала к Брахме и сказала: «Посмотрите, что вы сделали! Все эти демоны, которых вы убили, родились на мне и теперь я не знаю, что мне делать». Маяданава родился, Вирочана родился, Тара, Хаягрива, Вараха, Кара, Аришта и Ламба. Все эти демоны родились там и главный среди них Камса и все они служат Камсе. Брахма сказал: «Ну, я тут уже ничего не смогу сделать. Тут уже только надо Вишну просить». Они отправились к Вишну и Вишну им сказал: «Не бойтесь, Я приду».
Но на самом деле этому предшествовала другая вещь. Вишну сказал: «Вы пока рождайтесь там, пусть полубоги рождаются. Будет хорошая схватка. Мы разыграем очередную лилу». И Он отдал им приказ. И полубоги стали рождаться. Они стали рождаться в династии Ядавов, в династии Куру, в династии Панчалов, во всех этих династиях один за другим рождались полубоги, подготавливалась сцена ко всему этому. Но в этот момент к Вишну пришел Нарада и Нарада был страшно злой. Еще до того, как Земля пришла и стала жаловаться, Нарада пришел к Вишну и Нарада стал говорить: «Ты наслаждаешься тут. Чего ради Ты наслаждаешься тут! Посмотри, что происходит! Если Ты Сам не родишься, без Тебя ничего не произойдет. Ты Сам должен родиться, Ты сам должен родиться!». И Вишну сложил руки и сказал: «Как скажешь. Если ты прикажешь Мне родиться, Я рожусь». И Нарада сказал: «Ну, да, теперь я могу спать спокойно». Нарада обрадовался и Нарада побежал, и Нарада сказал: «Земля, иди туда, Вишну сказал, что Он родится». Земля пришла и Вишну пообещал, что Он родится. Все это произошло до всех этих событий, до всего остального. И Вишну спросил у Брахмы: «Брахме, а где Мне рождаться? У кого Мне рождаться, объясни Мне, пожалуйста». И Брахма Ему сказал: «Ну знаешь, там вот уже все подготовились – Твои мать и отец, и Васудева и Деваки они есть, рождайся у них». И Вишну сказал: «Как скажешь». Это мы знаем, что с этого момента начинается описание рождения Вишну в «Шримад-Бхагаватам», что в «Шримад-Бхагаватам» Васудева с Деваки на своей колеснице, которой правит Камса, едут счастливые для того, чтобы отпраздновать свою свадьбу. И в этот момент голос с небес громко произносит: «Камса, ты дурак, глупец, кого ты везешь!». Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что это был за голос. Кто-то из вас задавал себе этот вопрос, что это за голос сказал Камсе, что он глупец? Кто это был?
— Нарада.
БВГ: Нет, это был не Нарада. Это были полубоги, потому что полубоги увидели семейную идиллию – они увидели Деваки счастливую, они увидели Васудеву, они увидели Камсу, который друг с ними. И они подумали: «Если даже Кришна родится у Деваки и Васудевы, Он не станет убивать Камсу, который такой хороший, который их лучший друг. Чего ради Он будет это делать?». И полубоги сами произнесли эту вещь: «Камса, ты дурак, потому что восьмой ребенок Деваки убьет тебя». И в этот момент Камса вытащил свой меч. Он схватил Деваки за волосы и хотел убить ее. И Васудева взмолился перед ним, Васудева стал умолять его, Васудева стал просить: «Пожалуйста, Камса, перестань делать это». Об этом я буду говорить завтра, потому что это очень важная вещь. Мы должны понимать, что все лилы Кришны они имеют огромное внутреннее значение для нас. Как я объяснял, что лила рождения Кришны, в каким-то смысле, урок для нас. Почему Кришна родился? Потому что Деваки и Васудева были готовы преодолеть все препятствия для того, чтоб Кришна родился. Представьте себе на минуту, что перенесла Деваки. Первый сын ее родился и первого сына Васудева принес Камсе. И Камса сначала сказал: «Зачем мне нужен твой первый сын? Мне не нужен твой первый сын, пусть твой первый сын будет у тебя. Мне нужен только восьмой сын». Камса был тронут благородством Васудевы. Но потом Нарада прибежал к Камсе и Нарада сказал: «Камса, что ты делаешь?! Камса, ты глупец! Недаром этот голос сказал, что ты дурак!». У Нарады был лотос с 8 лепестками и он стал вертеть этот лотос перед Камсой и сказал: «Камса, скажи, пожалуйста, какой лепесток тут первый, а какой восьмой». Камса стал думать: «Не знаю какой первый, а какой восьмой». Он говорит: «Ну также и тут, с детьми то Деваки, все зависит от того, с какого конца начать считать. И почему ты, в конце концов, веришь этому дурацкому голосу, который ты услышал? . Это же полубоги тебе сказали, они хотели тебя обмануть. Камса, убей его». И Камса пришел, он схватил первого сына Деваки. Что он с ним сделал? Он шмякнул его о землю, на глазах у матери. Теперь, для нас это может показаться какой-то комедией. Представьте себя на месте Деваки, что она испытала при этом. Сто с лишним лет спустя в Двараке Деваки пришла к Кришне и со слезами на глазах стала просить: «Кришна, дай мне возможность накормить моих детей, которые родились у меня. Шесть Твоих братьев родились у меня и на моих глазах Камса их убил». 100 лет она помнила об этом, 100 лет она горевала об этом. Как любая нормальная мать. Преданные не бесчувственны, у преданных мягкое сердце. Но, тем не менее, несмотря на это, после того, как Камса убил первого сына, у них родился второй сын. Что произошло со вторым сыном? Та же самая участь постигла его. Опять Камса взял его, он схватил его за ноги и шлепнул его о землю.
Здесь сидят женщины. Можно вас спросить – кто-нибудь из вас стал бы рождать третьего сына зная, что с ним произойдет то же самое? Кто-то бы стал, а? Никто бы не стал. Деваки родила третьего сына, четвертого сына, пятого сына, шестого сына. Почему? Потому что она знала, что восьмым придет Кришна. Потому что для того, чтобы в нашей жизни появился Кришна, нужно заплатить цену. Кришна не устраивает все эти испытания потому, что Он жестокий, но Кришна при этом хочет понять насколько мы искренни. Чтобы в нашу жизнь пришел Кришна нам нужно заплатить определенную цену. И в этом смысл Джанмаштами. На самом деле, мы завтра с вами и сегодня будем праздновать то, чем мы готовы пожертвовать для того, чтобы в нашу жизнь пришел Кришна. Кто-то хочет, чтобы в его жизнь пришел Кришна? Даже после этого рассказа? Кто-то готов для этого пройти через многие трудности? Пожалуйста, громко крикните «Харибол».
— Харибол.
БВГ: Окей. Я посмотрю на вас как вы будете кричать, когда эти трудности придут. Так вот, что я хочу сказать? Что каждую лилу мы должны смотреть в приложении к самому себе. Кришна показывает эту лилу для нас. И лилы Его рождения это урок для нас, что мы должны быть готовы сделать для того, чтобы Кришна пришел. Лила Камсы, разговаривающего с Васудевой, это лила, которая показывает на что мы должны быть готовы для того, чтобы защитить Кришну.
Завтра я буду рассказывать об этом, о том, что мы должны делать для того, чтобы во что бы то ни стало, защитить Кришну, который готовится прийти к нам. Как Васудева защищает Кришну, еще не родившегося, от Камсы, защищает возможность для Кришны родиться в этот самый момент, когда Камса схватил за волосы Деваки и держит ее. Так или иначе, все это произойдет завтра. Но сегодня мы должны попытаться настроиться на этот лад. Кришна родится. Кришна приходит, Кришна приходит для того, чтобы мы слушали о Нем, Кришна приходит для того, чтобы мы думали о Его Лиле, и Кришна, в конце концов, приходит для того, чтобы поделиться Своей любовью с нами. И любовь эта не простая, за любовь надо платить. На самом деле, любовь это самое удивительное чувство, которое есть, но она по-настоящему пожжет появиться только в сердце, которое полностью очистилось от всей скверны, от всей зависти, от всего остального. И завтра мы празднуем именно это – через что я должен пройти для того, чтобы сердце мое очистилось и чтобы в сердце мое вошла любовь, полная, абсолютная, окончательная, любовь, которая сделает меня свободным от болезни материального существования. Завтра у нас будет продолжение этой лилы, а сегодня я поздравляю вас с наступающим праздником.
Мне пришла записка: «Махарадж, в зале есть новые люди, что делать?» (смеется). Так или иначе, это удивительная лила и она исполнена глубокого смысла, и если мы будем думать над ее смыслом, то мы в любом случае сможем очень многое понять, хотя понять это не так просто. Не только новым, даже старым людям не так просто понять. Даже мне не так просто все это понять. Потому что Бога понять не так просто. Если б Его можно было просто понять, то Он был бы не Богом. Но если мы Его поймем, то это будет самое большой наградой.
Спасибо большое. Шрила Прабхупада — ки.
— Джая.
— Гоура-премананде.