Москва (24.08.2008 г.) Праздничная лекция на Джанмаштами

Диск 105, л. 2

Аннотация:

— никто не знает кто такой Кришна, включая Самого Кришну

— смысл человеческой жизни в том, чтоб найти Истину, в том, чтоб найти Бога

— мантра ОМ  (Когда мы говорим «ОМ», то есть «да», мы говорим:  «есть Истина», а раз есть Истина, значит есть вечность, раз есть вечность, значит есть Бог, а раз есть Бог, значит есть любовь)

— все мы пришли сюда для того, чтобы найти именно эту любовь,  и Кришна олицетворение этой любви

— настоящая любовь означает – жертву

— о жертвенности в христианстве

— самая чистая, самая удивительная, самая жертвенная любовь показана в 10 песне «Шримад-Бхагаватам»

— любовь это самоотрицание. Цену, которую человек должен заплатить за любовь – отказаться от себя. Любовь сравнивается с золотом, а вожделение или желание собственных удовольствий с железом

— человек, который обрел любовь, даже когда он чувствует несчастье, все равно счастлив

— история из Вриндавана  о том, как любовь может сделать счастливым человека даже, когда у него ничего нет (о том, как Шримати Радхарани приготовила для Дурвасы Муни)

— вся духовная жизнь и смысл духовной жизни заключается в том, чтоб очистить свое сердце

— когда человек повторяет Его имя, он чувствует, что он соприкасается с Ним, он чувствует, что он соприкоснулся с этим источником любви и красоты

— о письме одной женщины

— мы все должны приходить к Богу просто так, не прося ничего, кроме любви

— каждый из нас должен очень хорошо понять, что за любовь надо платить

— о восьми стихах, оставленных Господом Чайтаньей

— если вы обретете любовь, любовь всегда останется с вами. Любовь делает человека вечным и любовь приближает человека к Богу

— приглашение к участию в программе строительства храма

 ***

Добрый день. Я хотел бы поприветствовать всех наших гостей, которые пришли сюда сегодня на этот праздник. Это моя большая удача, что я имею честь обращаться к вам. Я попытаюсь в своей небольшой лекции или рассказе объяснить смысл сегодняшнего праздника. Это будет нелегко, но я думаю, что если вы будете помогать мне и будете посылать мне хорошие вибрации, мне удастся это сделать.  Мы все пришли для того, чтобы ощутить атмосферу праздника, для того, чтоб окунуться в нее, для того, чтобы почувствовать мистерию, которая произойдет сегодня ночью. А я заранее предупреждаю, что серьезным людям нужно будет остаться до 12 часов, иначе они ничего не почувствуют и ничего не поймут. Так вот, для того, чтобы правильно настроиться на это событие, очень важно, как бы, убрать внутри все блоки, все препятствия и попытаться действительно погрузиться в эту атмосферу вечного праздника.  А праздник этот празднуется многие десятки тысяч лет.  Как минимум пять тысяч лет каждый год он празднуется повсюду в мире и даже в Москве. Я не уверен на счет пяти тысяч лет, но лет 15 празднуется. Итак, пожалуйста, настройтесь на мой небольшой рассказ. Давайте, чтобы как следует настроить свое сознание, прочитаем вместе ведическую мантру. ОМ намо бхагавате васудевайа…

Прежде чем начать говорить, чтобы задать тему нашей беседы, я прочитаю один стих из «Бхагавата-пураны» или «Шримад-Бхагаватам». Это стих из первой главы 10 песни «Шримад-Бхагаватам». И сначала мы все вместе прочтем его на санскрите.  Я знаю, что тут, наверное, не слишком много людей понимают санскрит, но это не важно, потому что санскрит это язык богов и сама вибрация этого языка очищает нас. Давайте прочтем этот стих.

ким духсахам ну садхунам  видушам ким апекшитам

ким акарйам кадарйанам  дустйаджам ким дхртатманам

Сейчас прочитаю перевод этого стиха. Этот стих произносит Васудев.  Васудев – отец Кришны.  И в очень сложный момент своей жизни, когда он, выполняя свое слово, должен принести своего первенца, сына, который только что родился у него, злобному тирану Камсе, зная, что этот тиран наверняка убьет этого новорожденного младенца, он думает, что ему делать. И, размышляя, он произносит этот стих.  «Ким» значит «что» или «что не сделает». Он говорит:

«Что может причинить боль святым, которые непоколебимо верны истине? Как могут чистые преданные, постигшие, что суть всего — Верховный Господь, зависеть от других? Чего не сделает худший из грешников? И есть ли что-то, от чего не могут отказаться ради Господа Кришны те, кто предался Его лотосным стопам?».

Сейчас я попытаюсь объяснить этот стих и одновременно смысл нашего праздника. А сейчас еще немного санскрита.  нама ом вишну падайа….

Санскрит кончился, теперь начнется русский.

Итак, мы собрались все с вами для того, чтобы праздновать явление Кришны.  И хотя многие слышали о Кришне, многие слышали, как последователи нашего Движения ходят по улицам, поют Харе Кришна, Харе Кришна, бьют в барабаны, многие приходили, многие даже читали книги, но мало кто знает кто такой Кришна.  На самом деле, не будет преувеличением сказать, что никто не знает кто такой Кришна, включая Самого Кришну. Потому что Кришна это Бог, а Бога невозможно постичь до конца.  И разные люди в соответствии со степенью своей испорченности по-разному понимают кто такой Бог или кто такой Кришна. Есть теория о том, что когда арийские завоеватели пришли в Индию откуда-то с прикаспийских степей, ясное дело, они должны быть нашими соотечественниками, то они столкнулись там с местными племенами и у местных племен был черный Бог. Они были пастухами и у них был пастушеский Бог Кришна и Он стал сражаться с Индрой, который пришел вместе с прикаспийскими завоевателями, и в результате этого появилась эта странная религия.  Смешно, но не очень.  Это какого-то рода понимание, но это понимание очень примитивное. На самом деле, мы все с вами здесь не имеем ни какого отношения к пастушеству. Никто из нас не пастух и нет никакой необходимости нам поклоняться Кришне, если б Он был просто Богом пастухов. Но Кришна в «Бхагавад-гите» объяснил самые фундаментальные, универсальные принципы, на которых основан весь этот мир. И люди, читая эти принципы, вдруг чувствуют, что мир начал смотреться для них по-другому. Они видят новый мир, который не менее осмыслен, гораздо более осмыслен, чем хаотический мир, в котором они жили до этого, они видят мир, где все связано друг с другом, где действуют строгие законы, где во главе всего стоит Бог.  Сам Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: матах паратарам нанйат – «нет истины превыше Меня», но до конца понять кто такой Кришна не может никто.  И для того, чтобы понять кто Он такой, люди отправляются на Его поиски. Смысл человеческой жизни в том, чтоб найти Истину, в том, чтоб найти Бога.  И все наверняка из вас слышали и знают, что самая знаменитая ведическая мантра, звук, который издревле побуждал людей к самоосознанию, который очищал сердца людей, это мантра ОМ. Кто-то слышал из вас мантру ОМ? Давайте все вместе произнесем ее.

— ОООООООММММММ

БВГ: Великий звук, на этом звуке основана вся ведическая культура. Этот звук проникает глубоко в сердце, но смысл этого звука очень простой – этот звук означает «Да».  Мало кто знает, что этот звук означает «да» и «да» в данном случае означает: «Да, то, что ты ищешь, есть».  На самом деле, как любая мантра или как любой мистический звук, смысл этого звука бесконечен. И начинается он с утверждения того, что да, то, что ты ищешь, то, что ты инстинктивно думаешь, что должно быть, истина, которую ты ищешь, есть в этом мире. Но на самом деле, как я уже сказал, чтобы понять глубинный смысл этого утверждения, мало будет одной жизни.  Потому что «да», которое люди  говорят, произнося звук ОМ, означает «да» очень многому.  В конечном счете, это наш позитивный настрой по отношению к миру. Когда мы говорим «ОМ», то есть «да», мы говорим:  «есть Истина», а раз есть Истина, значит есть вечность, раз есть вечность, значит есть Бог, а раз есть Бог, значит есть любовь. И в конечном, самом высоком смысле этого слова, ОМ означает «Да, в этом мире есть удивительная, бесконечная  и абсолютно чистая любовь» то, что мы все ищем.  Все люди ищут только одного, хотя некоторые люди думают, что они ищут деньги. Но представьте себе, что у вас оказались деньги и вы сидите на этих деньгах и думаете: «Ааааа». Могут деньги сами по себе сделать вас счастливыми? Деньги это бумажка. Даже если у вас будет золото. Золото тоже не делает само по себе счастливым, золото это всего лишь средство для того, чтобы стать счастливым.  Человек ищет счастье. Окончательное, полное, безоговорочное счастье человеку дает только любовь. И когда в Ведах говорится, что этот мир возник из звука ОМ, там утверждается, что этот мир, в конце концов, основан на вечной, беспримесной, чистой любви.   И все мы пришли сюда для того, чтобы найти именно эту любовь.  И Кришна олицетворение этой любви.  Сегодня ночью, ровно в полночь, именно поэтому я с самого начала попросил вас всех остаться здесь до полуночи, произойдет это чудо – Кришна родится.  И когда Он появляется у Яшоды во Вриндаване, первым криком, который Он произносит, является этот самый звук – ОООООМММММ.  Он не кричит подобно нам «Эээээээ», Он кричит «ОМ» — есть любовь.  И «Шримад-Бхагаватам» книга, которую мы вам прочитали, один стих из которой мы прочитали, это книга о самой удивительной любви. Это книга о том, до какой степени может дойти любовь. И когда мы говорим «ОМ», мы утверждаем, что есть любовь, которая нам даже не снилась, любовь, которая не имеет начала и не имеет конца,  и которая может перевести нас в совершенно иное состояние сознания — в состояние вечности. И именно это мы празднуем с вами сегодня.  На самом деле, если мы подумаем, то любая любовь основана на жертве. Все люди имеют тот или иной опыт любви. Все люди ищут любви.  Представьте себе, что вдруг вы оказались один в этом мире и у вас есть все богатства этого мира, все, что только можно, но нет ни одного человека, ни одной живой души, с которой вы можете разделить все это. Будете вы счастливы? Ни одной живой души нет в мире и вы – самый богатый.  Если в этот момент птичка случайно сядет на ваш палец, вы отдадите все богатства за эту птичку. Потому что человек ищет отношений. Но Веды объясняют, что отношения построены на жертве. На самом деле настоящая любовь означает — жертва.  Настоящая любовь немыслима без жертвы. Если мы говорим просто «любовь», то это дешевые слова.  К сожалению, люди сейчас не понимают что такое любовь. Сейчас возникло дурацкое утверждение, пришедшее к нам из славной американской культуры «заниматься любовью». Любовью нельзя заниматься. Любовь это состояние, когда человек хочет все отдать. И любовь основана на жертве.  Любовь матери к своему ребенку на чем она основана? На том, что мать не спит ночами, на том, что мать ради своего ребенка готова пожертвовать своей собственной личной жизнью и чем больше она это делает, тем глубже становится ее любовь.  Любовь друга и друга – до тех пор, пока все хорошо, пока они просто смеются друг с другом, будет ли это настоящей дружбой или настоящей любовью?  Нет, не будет. Недаром говорится, что друзья познаются в беде.  Владимир Семенович Высоцкий говорил: «Если друг оказался вдруг», то его надо в горы взять.  Почему? Потому что, чтобы любовь доказать, нужно сделать какие-то жертвы. Настоящая любовь всегда основана на жертве. И мы знаем, что в великих религиях, в которых тоже говорится о любви, одновременно с этим говорится о жертве.

Величайшая религия этого мира – христианство показывает, до какой степени человек может пожертвовать собой. Когда ради Бога, ради любви, когда ради счастья других, ради блага других 2000 лет тому назад в Иерусалиме на Лысой горе, на Голгофе Иисус Христос принес в жертву свою собственную жизнь. И эта жертва была положена в основу бесконечного количества новых жертв, которые делали люди ради того, чтобы обрести любовь. Но при этом, ни коим образом не пытаясь умалить великую религию христианства, я, тем не менее, выскажу свое скромное мнение, что еще большая жертва, на которой основана любовь, описана здесь, в 10 песне «Шримад-Бхагаватам». То, до какой степени может дойти любовь и взаимность любящего и любимого, то, от чего они могут отказаться друг ради друга, описано здесь в высшей степени. Самая чистая, самая удивительная, самая жертвенная любовь показана здесь. И здесь мы видим, что Васудев, который готовится к тому, чтобы стать отцом Бога, к тому, чтобы Бог родился у него, пришел к Нему, и в символическом смысле это мы с вами, которые тоже ищут Бога, которые хотят Бога, которые хотят обрести Бога, Васудев ради того, чтобы обрести Бога, приносит своего маленького новорожденного ребенка тирану Камсе, про которого он знает, не сомневается, что он убьет его. Он говорит здесь: «Какую подлость ни сделает низкий человек? Любую». И он говорит: «Садху, святой, что он ни вытерпит? Все, что угодно он вытерпит». Он думает про себя. Перед ним находится этот маленький младенец и он думает: «Нести его или не нести? Нести или не нести? Нести или не нести? – и думает, — Ну, я же посвятил себя Богу. Это значит, что я должен идти путем святости. И это значит, что я должен вытерпеть это. Я пообещал тирану, что я принесу ему своего маленького младенца». И надежда проблескивает у него в уме и он думает: «Может быть он сжалится над ним». В конце концов, этому тирану объявили, что его убьет не первый ребенок Васудевы, а восьмой, — Кришна.  Он думает: «Может быть он сжалится» и тут же трезвая мысль приходит ему в голову: «Какую подлость ни сделает низкий человек». Низкий человек готов на любую подлость также, как святой человек готов на любой подвиг.  И дальше, самый последний вопрос, риторический вопрос, который он задает себе, он говорит: «Есть ли что-то в этом мире, от чего не мог бы отказаться человек ради того, чтоб обрести Бога?». Иначе говоря, он объясняет нам секрет, каким образом человек может прийти к Богу, приблизиться к Богу.  Чтобы я смог приблизиться к Богу, чтобы я действительно смог обрести эту высшую любовь, мне нужно отказаться от всего ненужного. Люди, хотя ищут любви, но при этом они не готовы отказываться  от всего остального.

Я однажды разговаривал с группой богатых людей и я привел этот знаменитый пример – представьте себе, что у вас все есть, все, что вы хотите, но при этом вы никого не любите и никто вас не любит. Будете вы счастливы? Они уныло промычали: «Нет». «Теперь, — сказал я, — на минутку представьте себе, что у вас ничего нет, но все вас любят и вы всех любите. Будете вы счастливы?». Они сказали: «Будем. Но лучше если у нас все будет и мы все будем счастливы» (смех).  Потому что люди не готовы отказаться от чего-то. Но Кришна говорит: «Если ты хочешь обрести любовь, тебе нужно от чего-то отказаться». В Библии тоже говорится, что нельзя быть одновременно слугой двух господ, нельзя одновременно служить мамоне и Богу, что человек должен от чего-то отказаться. И степень этого отказа здесь показывает Васудева.  Васудев говорит, что: «Я хочу дойти до конца в своей любви. Я не хочу ничего оставлять, ради Бога я готов на все». И когда человек приобретает именно такое чистое состояние сознания, он становится уже счастлив.  И в этот момент Кришна приходит к нему. Сначала Он приходит к нему изнутри, Он приходит к нему в виде ощущения безграничного счастья от этого состояния.  А потом Он приходит к нему Сам и говорит: «Ты хотел увидеть Меня? Вот он Я, Я тут, Я перед тобой».

На самом деле, это очень важная вещь, давайте с вами подумаем, что люди в этом мире путают с любовью? Любовь это самоотрицание. Цену, которую человек должен заплатить за любовь – отказаться от себя, отказаться от своего эгоистического интереса.   Но люди обычно думают, что: Мне нужна не любовь, мне нужно удовольствие». Эти две вещи, в «Чайтанья-чаритамрите», одном из священных писаний древней Индии говорится,  что эти две вещи подобны золоту и железу. Любовь — как золото, вожделение или желание собственных удовольствий – это железо.  Железо ржавеет, золото всегда сохраняет свою бесконечную чистоту.  Железо всегда грязное и железо, ему всегда приходит начало и конец. И до тех пор, пока мы находимся с вами в этом режиме вожделения, мы будем рождаться и умирать в этом мире. Это закон, его не возможно нарушить. Но если человек обрел чистую, как золото, любовь, он становится вечным сразу же, ему не нужно ждать когда он умрет. Некоторые люди думают: «Я умру и потом стану вечным». Нет, любовь значит вечность.  Само ощущение любви значит ощущение вечности, которое приходит вместе с этим ощущением. Но когда человек эксплуатирует, когда человек пытается взять у других вместо того, чтоб дать, когда человек думает, что: «Я должен брать снова и снова, и снова», когда он думает, что манипуляция или еще какие-то вещи сделают меня счастливым, в конце концов, он приобретает только бесконечные беспокойства. В Ведах говорится, в «Бхагавад-гите» Сам Кришна объясняет, что обретает человек, который хочет взять. Так как он хочет взять, он хочет наслаждаться постоянно, он поставил в центр свое «я», не понимая, что любовь это самоотрицание, когда я отказываюсь от своего «я» в центре и служу кому-то. Человек, который хочет только взять себе, сразу у него возникает гнев, потому что никогда ему не хватает — какие-то препятствия встают, есть какие-то люди, которые пытаются тоже наслаждаться, не понятно почему, рядом, они все время мешают мне. Возникают препятствия и реакция на препятствия – гнев. Если человек удовлетворяет свое желание, то у него возникает жадность, ему хочется все больше и больше удовольствий.  Конца этому нет, и жадность делает его сердце беспокойным. За жадностью приходит иллюзия, за иллюзией приходит гордыня, человек начинает гордиться тем, как у него много всяких удовольствий, и в конце приходит зависть.  В результате что получает человек? Что он получает? Бесконечные беспокойства   Люди, которые одержимы желанием что-то получить для себя, не знают мира в этом мире, они не знают спокойствия, не знают счастья в этом мире, это не возможно. И Сам Кришна объясняет, что их сердце становится мелким, как лужа.  В луже очень легко сделать бурю, правильно? Есть такое хорошее русское выражение: «Буря в стакане воды».  Когда что-то мне не хватает, у меня в сознании поднимается буря: «Уууууу». Но то буря в стакане воды.  Кришна говорит: «Когда сердце ваше становится глубоким благодаря любви, благодаря тому, что вы научились отдавать, то это сердце становится таким же спокойным, как океан.  Он приводит удивительный пример: апурйаманам ачала пратиштхам ???. Он говорит, что океан, несмотря на то, что тысячи рек впадают в него, никогда не выходит из берегов, он остается таким же. И сердце человека, обретшего любовь, всегда удивительно глубокое и удивительно спокойное.  Разумеется, мы знаем, что в океане тоже иногда поднимаются  бури. Эти бури похлеще, чем бури в луже или в стакане воды. И в сердце человека, который обрел любовь, иногда  поднимается буря, но эта буря не та же самая буря в луже.

Буря в луже поднимает грязь со дна, буря в океане доставляет удовольствие.  Потому что в глубине океан остается совершенно непоколебимым. Человек, который обрел любовь, даже когда он чувствует несчастье, все равно счастлив.  Васудев здесь должен принести в жертву своего младенца, он должен отдать новорожденного младенца, и он произносит этот стих и говорит: «Чего я ни сделаю ради Бога». И в этот момент, несмотря на страшное горе, которое он испытывает, а любой отец знает, как он привязан к сыну, особенно к первому сыну, несмотря на страшное горе, которое он в этот момент испытывает, одновременно с этим испытывает величайшее счастье.  На самом деле, это удивительный секрет, который нам нужно попытаться понять, читая ведические писания, секрет самого глубокого и самого парадоксального счастья. Пока мы поднимаем бури в «стакане» своего сознания мелкого, пока у нас там поднимается грязь всякая, да, мы все время обеспокоены, кто-то оскорбил меня: «О, как все плохо». Но когда сердце мое станет глубоким, я почувствую счастье.

Я расскажу вам маленькую историю из Вриндавана.  Это маленькая очень смешная, но очень символическая история, которая объясняет, как любовь может сделать счастливым человека даже, когда у него ничего нет.  В «Пуранах» рассказывается о великом мистике Дурвасе. В свое время был великий йог Дурваса.  Тело у него было зеленого цвета, у него были длинные спутанные волосы. И те, кто видел классических йогов на картинках, могут себе  представить этого жуткого мистика.  Тысячи лет он занимался мистической йогой и после того, как обрел все мистические силы, он стал ходить по всему миру, чтобы учить людей основным принципам ведической культуры. Один из основных принципов ведической культуры – гостеприимство, человек должен принимать любого гостя как Бога.  В Ведах есть знаменитая пословица: атитхи бхагаван — незваный гость это Бог.  У русских тоже есть пословица: «Незваный гость хуже татарина». Это небольшая разница между ведической культурой и русской культурой. В Ведах говорится, что ваше отношение к Богу вы сможете понять по тому, как вы принимаете незваного гостя. И Дурваса Муни ходит и проверяет людей — насколько они следуют ведической культуре. Он приходит и говорит: «Я – гость» и начинает делать всякие гадости. И если люди начинают служить ему по-настоящему, то он дает им благословение. Если люди не следуют этому принципу ведической культуры, он проклинает их. И когда он проклинает, ой-ой-ой-ой-ой, никому из вас не позавидую, если вас проклянет Дурваса Муни. Так вот, этот самый мистик в своих странствиях по миру однажды пришел во Вриндаван. И Вриндаван это то место, где сегодня ночью родится Кришна, это место, где правит любовь. И олицетворением этой любви является вечная возлюбленная Кришны – Шримати Радхарани. Они предстали нашему взору сейчас на этом удивительном украшенном алтаре. На самом деле, Вриндаван там, потому что Кришна там, Радха там, лесные цветы там, гирлянды там, все то, что, так или иначе, связано с любовью, отражено в этой удивительной картине.   Так вот, Дурваса Муни пришел туда и он встретил группу маленьких пастушек, которые играли там где-то или пасли коров, или занимались своими делами. И он сказал: «Я хочу есть, -. это его мантра, которую он произносит, —  накормите меня». Когда он произносит эту мантру, это значит, что ему нужно вынуть да положить сразу же бесконечное количество еды. Гопи сразу поняли – это страшный мистик, йог Дурваса и не дай Бог он проклянет нас. Они стали бегать, суетиться, они закричали: «Мы сейчас принесем тебе  всей возможной еды. Наши родители приготовили очень много всего. Ты будешь доволен». Дурваса посмотрел на них и сказал: «Это очень хорошо, что вы хорошо принимаете гостя, но я не могу ждать. Я хочу есть прямо сейчас»   Гопи перепугались страшно. В испуге они стали оглядываться друг на друга, и тут их взгляд упал на Шримати Радхарани. Они сказали: «Спаси нас». Радхарани улыбнулась и сказала: «Дорогой гость, сейчас Я угощу тебя». И Она взяла немного глины, —  знаете, как маленькие девочки делают пирожки из глины? – Она взяла немного воды Ямуны и начала лепить пирожки, и поставила эти слепленные пирожки перед Дурвасой, и сказала: «Угощайся». Дурваса посмотрел на нее пронзительным взглядом и сказал: «Вы хорошо подумали? Если мне это не понравится, вы готовы будете отвечать?». Гопи засмеялись и сказали: «Ты попробуй, попробуй, тебе понравится».  Никто никогда его еще не угощал пирожками из глины, никто до такого не доходил.  Он взял один пирожок, зажмурил глаза, (условия игры нужно выполнять),  положил себе в рот. Положил в рот. Против его воли на лице у него расплылась улыбка. Он сказал: «А можно еще?» (смех). Он стал есть один за другим, один за другим: «Как вам удалось сделать это таким вкусным?». Он все съел, он сказал  «Я благословляю Тебя. Я благословляю Тебя. Отныне все то, что ты будешь готовить, будет вкусным как нектар». Но на самом деле, ему не нужно было благословлять, потому что итак все то, что Она готовила, было вкусным как нектар.

В чем смысл этой истории? Почему пирожки из глины были вкусными как нектар? Потому что там не было глины. Что там было? Одна любовь.  Когда у нас есть любовь, она глину превращает во вкусные пироги. Когда у нас нет любви, вкусные пироги превращаются в глину. Кто-нибудь может подтвердить это на своем опыте? Когда у человека есть любовь, он становится счастливым, он становится абсолютно, полностью счастливым. Когда у него нет любви, какие бы ухищрения он ни делал, он не сможет быть счастливым.  Люди пытаются купить любовь. Но купить можно не любовь, купить можно фальшивку. Как иногда люди нацепляют на себя поддельные драгоценности и ходят в них. Но поддельные драгоценности имеют они какую-нибудь ценность? Нет. Люди в этом мире хотят настоящего, но они не готовы платить настоящую цену.  Почему люди покупают поддельные драгоценности? Потому что у них нет денег на настоящие.  И здесь объясняется, что если вы хотите любви, любовь доступна, любовь есть для вас. Сегодня ночью Кришна родится, сегодня ночью каждый человек сможет почувствовать, что он станет ближе к Кришне.

Пару лет тому назад в этот самый день, когда мы праздновали его здесь, в 12 часов ночи начался киртан и этот киртан был особенным.  Все киртаны, которые поют в 12 часов ночи  в этот день самые особенные, самые удивительные.  И я проходил по толпе народу, осталось где-то тысячи две человек и все пели,   и вдруг кто-то догнал меня сзади и стал хлопать меня по плечу.  Я повернулся и увидел молодого человека, которого я видел в первый раз.  Этот человек с комком в горле говорил: «Вы мне можете объяснить, почему я плачу? Объясните мне, пожалуйста, почему я плачу». Я сказал этому человеку: «Все правильно, все как нужно. Не расстраивайтесь. Вы плачете, потому что Вы ощущаете любовь. Вы плачете от любви, вы плачете, потому что Ваше сердце стало чистым». На самом деле вся духовная жизнь и смысл духовной жизни заключается в том, чтоб очистить свое сердце. И для этого мы повторяем Святое Имя. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Мы делаем это так, как будто у нас уже есть любовь к Богу. Когда у человека есть любовь, один юноша написал мне: «Когда я любил, я просыпался рано утром и повторял имя своей любимой. Мой язык сам устремлялся к ней. Я повторял ее имя снова, снова и снова». И мы просыпаемся рано утром и мы начинаем повторять имена Бога, потому что Бог – высший объект нашей любви.  И сколько бы человек ни повторял эти имена, эти имена никогда  не прискучат ему.  В свое время я начал повторять эти имена в надежде, что они прискучат. Я дал себе слово – в тот самый момент, когда мне надоест их повторять, я  перестану их повторять. Этот обет я дал себе 28 лет тому назад.  До сих пор я повторяю имя Кришны, потому что имя Кришны не отлично от Самого Бога. И когда человек повторяет Его имя, он чувствует, что он соприкасается с Ним, он чувствует, что он соприкоснулся с этим источником любви и красоты.  Потому что Бог по определению это любовь и красота.  И постепенно-постепенно сердце человека  очищается. Весь путь духовной жизни и все испытания, которые стоят на нашем пути есть ничто иное, как олицетворение внутренней грязи. Когда у нас есть грязь в сердце, то нам больно. И чтобы избавиться от этой боли иногда Кришна причиняет нам внешнюю боль, чтобы эта боль ушла.  Но на самом деле, когда человек повторяет Святое Имя, он не чувствует боли.

Недавно мне пришло удивительное письмо. Женщина там пишет, что: «Я гордая, жадная и злая. Я не преувеличиваю нисколько, я знаю себя очень хорошо – я гордая, жадная, сварливая, злая женщина, неудовлетворенная, у меня мужа нет. У меня много всяких несчастий и от этих несчастий я стала очень несчастной. – и говорит, — я пришла в храм и я стала что-то делать. Иногда я приходила в храм, повторяла, я разговаривала с Богом, я повторяла Святое Имя, как это принято в вашей традиции, Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И в какой-то момент я увидела, что там, в храме, есть ржавая лестница и я подумала: «Почему бы мне ни сделать что-то для Бога?».  И я пошла к этой ржавой лестнице и стала чистить эту ржавую лестницу и мыть эту ржавую лестницу, и отчистила эту ржавую лестницу так, что она стала блестеть. Удивительное дело, я уходила оттуда и я чувствовала, будто бы мне на сердце сделали операцию – в моем сердце было чисто, тихо и спокойно впервые за многие годы. Я шла и не могла себе поверить, и слезы текли у меня из глаз. В какой-то момент я поняла, что эта ржавая лестница это моя лестница, которая приведет меня к Богу.  Моя дорога к Богу пойдет по этой ржавой лестнице, потому что я пришла и сделала что-то просто так, потому что я пришла и сделала что-то, не ожидая ничего».

На самом деле, мы все должны приходить к Богу просто так, приходить к Нему, ставать перед Ним и говорить: «Я Твой, я принадлежу Тебе и мне ничего от Тебя не нужно. Единственное, что мне нужно, это только любви. Все остальное оставь Себе. Если у меня будет любовь, у меня будет все остальное. Если у меня не буде любви, я останусь нищим, каким я всегда был». И в этом смысл сегодняшнего праздника. Мы приходим сюда, на этот праздник для того, чтоб служить, мы приходим сюда, на этот праздник с тихим и смиренным сердцем. На самом деле в этом суть любой духовной практики – мы приходим сюда для того, чтоб отдать. Кришне не нужны наши деньги. Когда я сейчас говорю об этом, я не намекаю вам, что там коробочка стоит, в которую нужно опустить что-то. Но человек приходит в храм, человек приходит к Богу для того, чтобы отдать все то, что у него есть. Если у него есть немного денег, он может отдать деньги, если он может что-то сделать для кого-то, то тоже хорошо, если он может просто отдать Ему свою улыбку, это еще лучше. Но смысл в том, что мы приходим для того, чтобы научиться любви. А любовь и учеба любви начинается с того, что мы учимся отдавать. Здесь Васудев показывает нам самый удивительный пример самопожертвования, самый невероятный пример в истории.  Человек может пожертвовать собой это нетрудно. Многие люди жертвовали собой – Александр Матросов жертвовал собой, многие люди отдали свою жизнь во имя своей родины или еще чего-то. Это не такое большое достижение.  Отдать своего маленького сына ради обретения Бога, и не одного, а шестерых, кто еще был способен на это? Мало кто.  Разумеется, когда я говорю это, это не значит, что каждый из нас должен будет пройти через это. Но каждый из нас должен очень хорошо понять, что за любовь надо платить. Чем платить? Всем ненужным, что есть в нашем сердце. Что мы должны отдать Богу? Мы должны отдать Ему все то ненужное, что все равно мешает нам жить. Одно из удивительных имен Бога, на санскрите одно из изначальных имен Бога на санскрите, которое мы повторяем первым, когда произносим эту мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, это имя – Хари. Хари значит кто? Тот, кто уносит, уносящий.  Кто-то сказал «вор». Ну, да, можно сказать, что вор. Бог, Хари, что Он уносит? Он уносит зло и зависть из нашего сердца, жадность и вожделение из нашего сердца, гнев из нашего сердца,  если мы приходим к Нему и говорим: «Забери, не надо   И в этом смысл нашей духовной практики – мы приходим сюда, чтобы отдать и чтобы взамен за это стать счастливыми. Какая-то маленькая корысть у нас там остается.  Но по-настоящему этот принцип реализуется тогда, когда даже эта корысть уйдет, когда я скажу: «Я не хочу даже счастья, я не хочу даже освобождения, я не хочу даже избавления от всех моих страданий. Если нужно Тебе, чтобы я страдал, я буду страдать». И в этом истинная любовь и истинное смирение.

Шри Чайтанья Махапрабху, великий святой Индии, воплощение Бога, который приходил 500 лет тому назад на землю Индии, оставил нам всего-навсего восемь стихов и в этих восьми стихах сокрыты величайшие сокровища и секреты Вед. Все секреты Вед заключены в этих восьми стихах и в каждом из этих восьми стихов описано удивительное состояние любви и смирения по этапам, через какие этапы должен проходить человек прежде, чем любовь станет абсолютно чистой и абсолютно непререкаемой  в его сердце. И начинается все с того, что Он говорит: «У Меня нет любви к Тебе. Я повторяю Твое святое имя и я ничего не чувствую». И это честность, искренность и смирение. Но потом, когда Он повторяет в таком состоянии, он чувствует – настоящее смирение входит в его сердце. И дальше это смирение углубляется, углубляется, углубляется  стих за стихом, пока в самом последнем стихе, в самом последнем стихе, до которого, скорее всего, мы с вами никогда не дойдем в своем путешествии к высшей цели, Он говорит: ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам  адаршанан марма-хатам кароту ва  йатха татха ва видадхату лампато  мат-прана-натхас ту са эва напарах   Он говорит: «О мой Господь, ради Тебя  я готов на все. Если Ты хочешь обрадовать меня и появиться передо мной, я буду самым счастливым. Если Ты хочешь разбить мое сердце и не появляться никогда передо мной, я все равно буду самым счастливым, я все равно остаюсь Твоим, я все равно Твой. Я Твой, потому что такова моя природа и потому что такова природа моей любви, которая навеки связала меня с Тобой». И это самое высшее, чему мы можем научиться здесь. Это самая высшая духовная практика, самая высшая цель духовной практики и самая высшая форма йоги.  Йога не заключается в том, чтобы уметь стоять вверх ногами три часа. Даже если вы научитесь три часа стоять вверх ногами, единственное, чего вы достигнете, это то, что вы три часа будете стоять вверх ногами и все. А если вы обретете любовь, любовь всегда останется с вами. Любовь делает человека вечным и любовь приближает человека к Богу.

И именно это удивительное чувство мы празднуем сегодня здесь.

Спасибо вам большое.

Я искренне поздравляю вас всех с этим праздником. На самом деле, сегодня вечером мы будем еще более подробно рассказывать о разных аспектах ведической культуры, у нас будет презентация слайдов и многого другого. Скоро вы будете свидетелями и участниками концерта, весь вечер вас будет ждать насыщенная программа. Под самый конец, после последнего киртана, в изнеможении вас всех накормят вкусным прасадом. Те, кто не выдержит до этого, может поесть до этого. Мы не фанатики, все, кто хочет, может есть раньше. Тем временем я просто хотел еще раз поблагодарить вас за то, что вы пришли сегодня, поблагодарить вас всех за все то, что вы пытаетесь в своих духовных поисках сделать для Бога. Потому что каждый человек, который делает что-то для Бога, делает это для всех, для всего мира. Таких людей мало и каждый такой человек удивительный, редкий. Здесь, на самом деле, сегодня собрались самые лучшие люди планеты, я нисколько не преувеличиваю, самые удивительные, самые лучшие, самые чистые люди. Потому что человека нужно судить не потому, в каком состоянии он находится сейчас, а по идеалу, к которому он стремится.

Прежде, чем мы приступим к официальной части,  это было небольшое введение, небольшое предисловие, я еще буквально два слова скажу о программе, которую мы начали. Наверняка все из вас или большинство знают, что мы хотим построить для Кришны храм. Кришна сам Бог и Он живет повсюду. Ему не нужно особых храмов. Он живет в сердце каждого живого существа, в каждом атоме, Он живет в мечетях, в церквах, но Он может поселиться где угодно, Он может поселиться в вашем доме. Но чтобы доказать Ему свою любовь и свое желание сделать для Него что-то, смысл моей сегодняшней лекции заключался именно в этом, в том, что мы должны хотеть что-то сделать для Него практически, мы поставили перед собой эту почти невероятную, почти неисполнимую задачу – построить храм для Кришны в Москве.  Когда мы это задумали, мы не знали, какие препятствия нас ожидают. На самом деле я сто раз проклял себя  с тех пор. Потому что почему-то вдруг оказалось, что этот храм очень многим мешает, что этот храм очень многим не нужен, что люди возмущаются, что кто-то хочет построить храм, а мы то, в общем-то,  очень невинно думали, что мы всех обрадуем. Я помню как мы, охваченные этим невинным энтузиазмом, по телевизору всем объявили: «Мы построим самый большой храм». Что тут началось! Люди возмутились. А мы то думали, все обрадуются, по наивности своей: «Ну, как же так, как же можно не радоваться, если мы хотим только добра всем». Но этот мир так устроен, что есть всегда множество препятствий.  В любом случае мы неуклонно приближаемся к этой цели. Сейчас мы уже занимаемся разработкой проекта. На заднике того пандала сбоку есть изображение этого нового будущего храма трехмерное, как будто бы он уже построен. И если кто-то из вас хочет внести какой-то свой вклад или если кто-то хочет на регулярной основе принять свою ответственность и вносить небольшой вклад в строительство этого храма, пожалуйста, я с огромным удовольствием, волнением и трепетом, и радостью за вас приглашаю вас принять участие в этой программе. Это удивительная редкая возможность для каждого сделать что-то маленькое. Каждый может что-то небольшое дать. И Кришна Он знает, что мы Ему даем, Кришна знает все наши мотивы и наши побуждения. Ему не важно сколько, это не вопрос количества, это вопрос правильного побуждения. Там вы можете получить эти буклетики. Они называются «Я строю храм» и каждый из вас может стать полноправным, полноценным участником строительства этого храма и чувствовать себя частью удивительного исторического процесса, когда Кришна – высшее олицетворение самой чистой, самой удивительной любви придет сюда для того, чтобы приносить благо людям нашей с вами любимой и многострадальной страны.  Еще раз спасибо вам большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.