Рига (15.07.2009) «Семь навыков» — 2

Диск 121, л. 2

Аннотация:

Формулу  правильного баланса можно сформулировать таким образом: человек должен концентрироваться на вложении или на процессе, а результат придет сам.

***

            Я хотел коротко повторить то, о чем мы говорили вчера, чтобы у нас было ясное представление, и сказать об одной закономерности, которую я вчера упустил.

            С самого начала я пытался доказать, что есть универсальные законы. Если человек следует им, то он добивается всего, как в материальной сфере, так и в духовной сфере. Иногда человек пытается обойти эти законы и получить быстрые результаты, но эти результаты будут недолговечными. Хотя большинство людей, к сожалению, предпочитает второй путь, и я объяснял причину, по которой люди склонны избирать легкие пути.

Следование законам подразумевает определенные перемены. Я также объяснял, на каком уровне должны происходить перемены. Чтобы перемена действительно была реальной, нужно, чтобы она произошла на очень глубинном уровне. Все косметические перемены ни к чему не приводят. Стивен Кови называет эти перемены переменами на уровне парадигмы, на уровне того, каким образом мы видим этот мир. А мы его видим через нашу ментальную призму, то есть мы видим мир не таким, какой он есть, а таким, каков я есть сейчас. Соответственно поменять нужно прежде всего себя на этом  глубинном уровне видения. В связи с эти любопытно, что санскристское слово «веды», от которого происходит русское слово «ведать», что значит знать, происходит, в свою очередь, от слова «вид», которое образует русское слово «видеть». Есть некий уровень, сквозь который мы видим. Если перемена произошла именно на этом уровне, то тогда соответственно все остальное будет меняться. Дальше я дал формулу перемен – формулу трех «С»: смирение, слушание, служение или садхана. Я объяснил также, из чего состоит навык. Навык – это наша природа. Он состоит из желания, знания и умения. Эти три вещи заключены в формуле. Смирение дает нам желание, желание перемен. Мы видим какого-то человека и понимаем: «Я не прав. Он прав». Я вижу кого-то и понимаю, что он знает что-то, чего я не знаю. У меня появляется желание измениться или стать таким же, как он. Общение дает желание. Слушание нам дает знание. Служение или садхана дает нам умение. Это универсальная формула перемен, причем перемен на очень глубоком уровне.

Формула зрелости человека тоже состоит из трех вещей: от зависимости к независимости, от независимости к взаимозависимости. Это то, каким образом развивается человек.

            Сегодня мы начнем с фундаментальной парадигмы, про которую сам автор говорит, что это парадигма, на которой основана вся его книга, вся система трансформации личности, вся его система достижения успеха. Он называет ее балансом между ресурсами, средствами и результатом. За этим стоит очень глубокое филисофское положение, которое также является фундаментальной парадигмой «Бхагават-гиты». Это некая распространенная фундаментальная ошибка. Эту ошибку, к сожалению, совершаем все мы, не соблюдая этот баланс. Чтобы понять ее Кови приводит знаменитую басню про гусыню, которая несла золотые яйца. Жил-был бедный крестьянин. У него ничего не было, кроме гусыни. Однажды гусыня снесла золотое яйцо. Сначала он не поверил. Он понес яйцо к ювелиру. Тот сказал: «Чистое золото». На следующий день гусыня снесла еще одно золотое яйцо. На третий день еще. Он уже привык к тому. Но, в конце концов, когда яиц становилось все больше и больше, его жадность росла пропорционально. В какой-то момент он подумал: «Какой смысл ждать. Может быть мне ее лучше разрезать, потому что она несет оттуда и все эти золотые яйца можно сразу взять. А так я жду». Он разрезал. В гусыне ничего не оказалось. Он остался и без гусыни, и без золотых яиц. Это хорошая басня для нашего понимания, потому что мы все подобны этому жадному крестьянину.

Основной акцент мы ставим на результате. Мы программируем себя исходя из результата. Мы сосредотачиваемся на результате. Мы любой ценой хотим получить этот результат. Мы забываем, что для того, чтобы результат был получен, нужно делать вложения. Ресурсы и средства можно по-другому назвать вложениями. Казалось бы тривиальная истина. Но не такая тривиальная, как может показаться на первый взгляд.

Если доводить до конца анализ, который начал Стивен Кови, то формулу  правильного баланса можно сформулировать таким образом: человек должен концентрироваться на вложении или на процессе, а результат придет сам. Если бы этот злополучный крестьянин сконцентрировался на своей гусыне, холил бы ее, лелеял и не очень заботился бы об этих яйцах, то яйца приходили бы и приходили. Баланс заключается именно в этом. Да, мы должны что-то ожидать, но не очень сильно. Ожидания наши, к сожалению, мешают нам, как следует сконцентрироваться на самом процессе или на процессе вложения, процессе отдачи. Универсальный закон, о котором говорит Стивен Кови, заключается в том, что человек должен жить от себя  — во вне. Тогда, как обычно, человек живет с точностью, наоборот, из вне — к себе.

От себя — во вне – это очень широкий фундаментальный принцип. Он значит, что я, прежде всего, должен сосредотачиваться на том, что я отдаю. То, что вовнутрь придет, будет естественным результатом. Обычно, мы ставим во главу угла то, что ко мне должно придти. Таким образом, наше внимание концентрируется именно на том, что мне будет за это. Тогда, как, на самом деле, я должен сконцентрироваться на том, что я делаю, а все остальное придет автоматически. Не нужно думать об этом. Это естественный автоматический процесс. Вложения – это то, что я вкладываю. Результат – это то, что я получаю. Правильный баланс может быть только в том случае, если акцент я ставлю на своем вложении.

У каждого человека есть две фундаментальных потребности: потребность любить и потребность быть любимым. Главная из них – любить. Потребность быть любимым удовлетворится, если я реализую свое главное предназначение – потребность любить.

В сфере деятельности те же самые потребности: любить и быть любимым превращаются в потребность деятельности и в потребность получать результат. И то, и другое есть у нас. Но, когда акцент ставится на результат, на конечный итог, мы забываем о том, от чего он приходит и, в конце концов, мы не получаем ничего.

Этот фундаментальный закон открыл не Стивен Кови. С этого фундаментального закона начинается «Бхагават-гита». Кришна в «Бхагават-гите» говорит: «Человек должен действовать, а результат придет. Тем лучше будет результат, чем меньше я о нем думаю».

Это немного неожиданная вещь, потому что нас учили, что нужно представить себе результат, что нужно помедитировать на результат, но это все правильно. Можно представить результат. Можно помедитировать на результат. Но суть состоит в том, что результаты нам будут приходить, если мы будет сосредотачиваться на самом процессе, на самой деятельности, на том, что я вкладываю. Только в этом случае результат будет достойный.

Кови приводит пример, который можно было бы пропустить, так как он не имеет прямого отношения к книге, но уж больно он хорош. Пример из сферы воспитания детей. Кови показывает, каким образом человек допускает фундаментальную ошибку на примере воспитания детей. Когда я воспитываю ребенка, я хочу получить два результата. Каким мы хотим, чтоб ребенок был? Чтоб ребенок был послушным, чтоб он нас слушался, чтоб он нам подчинялся, чтоб он был таким же, как я. Соответственно, результат от послушания, который мы хотим получить – мы хотим почувствовать свою власть над ним.

Второй результат, который мы хотим получить – это заслужить любовь от этого ребенка. Соответственно, если человек сосредотачивается на результате, чтобы достичь этого результата, он будет давить, контролировать. До поры, до времени, ребенок будет подчиняться. В какой-то момент ребенок хлопнет дверью. Ваши отношения полностью испортятся. Когда он осознает свою самостоятельность, свою свободу, он хлопнет дверью. Почему? Потому что вы в него не вкладывали. Вы хотели результат получить сразу.

Если я буду вкладывать в него, если я буду уважать его, как личность, если я буду объяснять ему, почему это хорошо, почему это плохо, если буду заботиться о нем, чтобы он рос, я получу тот же самый результат – он будет слушаться. Но получу его более сложным способом. Зато этот результат останется.

Если я хочу  любовь получить, то ребенка балую. Дешевая цена. Другая крайность. Получаю я любовь? Получаю. Какая цена этой любви? Дешевая. В результате я получу демона, который сядет мне на шею, который испортит всю мою жизнь.  И я буду в этом виноват, потому что я побежал за этим быстрым результатом вместо того, чтобы вкладываться.

Это фундаментальный закон, с которого начинается «Бхагават-гита». Кришна говорит: «Не беги за результатом. Не привязывайся к результату. Твоя природа в том, чтобы вкладываться. Чем больше ты вложишься, тем больше результатов тебе придет, но не будь привязан к результатам». Это очень важный урок.

Мне хотелось дать вам задание, связанное с этой темой. На досуге выпишите на листочек проблемы, над которыми вы сейчас работаете, может быть какая-то семейная проблема, проблема отношений, проблема, связанная со здоровьем, проблема с воспитанием детей, проблемы на работе. Выпишите свои ожидания. Что вы ожидаете? Что вы хотите достичь? Какого результата вы хотите достичь? Потом подумайте над тем, каковы ваши вложения. Оцените, насколько ваши вложения адекватны вашим ожидаемым результатам. Смысл этого задания в том, чтобы мы задумались над тем, каким образом мы строим свою жизнь, каким образом мы строим свое взаимодействие с этим миром. Это один из способов внутреннего анализа, которым не нужно пренебрегать.

Я перехожу к объяснению первой привычки – проактивность. Это самый фундаментальный навык. Если мы освоим его, то можно быть уверенным в том, что мы живем свою жизнь правильно и достойно. Я дам несколько практических вещей, как этот навык можно в себе развить.

Первые три навыка переводят нас из состояния зависимости в состояние независимости. В чем заключается наша зависимость? Зависимость – это некий детерминизм. Маленький ребенок обычно на физическом уровне зависим. Основная форма зависимости – это социальная зависимость. Она проявляется: «Как подумают обо мне? Похвалят меня или не похвалят?». Моя зависимость на физическом уровне зависит от того, как я себя чувствую сейчас, солнце светит или нет. Еще есть эмоциональная зависимость. Моя деятельность зависит от того, что я при этом испытываю: «Хорошо мне или плохо?» Мы все в той или иной степени зависимы от этого.

Есть множество теорий, которые объясняют, что от этой зависимости никуда не денешься. Ученые объясняют нам, что есть генетическая зависимость. Если мы эзотерикой занимаемся, то у нас возникает кармическая зависимость. Если мы психологией занимаемся, у нас возникает психологический детерминизм. Мы зависим от своих родителей, детских психологических травм. Есть еще детерминизм от окружающей среды. Это разные формы зависимости. Как правило, для чего это очень удобное оправдание: «Ну, что делать? У меня наследственность такая» или «Карма у меня плохая», или «У меня детство тяжелое было». В нашем сознание это все становится различными формами оправдания, к которым человек, по делу и без дела, прибегает.

Проактивность – это понимание того, что я способен от всех этих зависимостей избавится. Проактивность – это понимание того, что, в конечном счете, я от всего этого независим. Обычно все формы зависимости имеют одну и ту же основу. Есть некий внешний раздражитель и я реагирую на него предсказуемым образом. В этом заключается суть природы моей зависимости. Мы должны знать, что между раздражителем и реакцией есть маленькое пространство. Это маленькое пространство и есть та самая свобода, которую мы можем обрести. Иначе говоря, наша реакция недетерминирована на сто процентов, потому что мы люди. У собаки она детерминирована практически на сто процентов. Кармическая зависимость слишком велика у всех остальных видов живых существ. Человек – единственный вид жизни, у которого эта свобода есть. Эта свобода называется разум. Это качество человека определять свою реакцию на раздражитель на санскрите называется «буддхи». От этого слова имя Будды. Буддхи – это способность проснуться. У каждого из нас есть шанс проснуться. Суть этой привычки заключается в том, что человек должен нащупать внутри эту свободу. Сначала она очень-очень маленькая. Поначалу наши реакции очень сильно предопределены. Но каждый из нас эту свободу может нащупать и с этой маленькой точки свободы может ее расширять. Тема нашего сегодняшнего занятия – это то, каким образом найти эту свободу и сделать ее постепенно все больше и больше. Это дар, который дан нам от Бога. Если мы пренебрегаем им, то напрасно проживаем свою собственную жизнь.

Стивен Кови приводит очень трогательный пример Виктора Франкла. Это знаменитый австрийский психолог. Он является осноположником Третьей Венской школы психологии. Первая школа была Зигмунд Фрейд, Вторая – Адлер. Он в свое время начинал как ученик Фрейда. Затем он очень быстро порвал с ним. Ему принадлежит знаменитая книга «В поисках смысла». Но еще более знаменитая книга – это его история о том, как он попал в концентрационный лагерь во время Второй мировой войны. Он был еврей. Он прошел через страшные ужасы. Однажды, сидя голым в одиночной камере, он почувствовал внутри у себя эту самую искорку свободы. В результате этого ощущения, которое к нему пришло, он понял, что никто не может причинить ему боль. Они могут внешне что-то поменять. Боль могу причинить только я, если я им позволю. Он, будучи заключенным, оказался более свободным, чем его тюремщики. Тюремщики стали приходить к нему тайком и спрашивать у него советы, именно потому, что он свое человеческое достоинство в себе нащупал и имел силы не потерять эту свободу.

Кови приводит одну цитату Элеоноры Рузвельт: «Никто не может причинить нам боль до тех пор, пока мы не позволим это человеку нам эту боль причинить». Эта вещь, над которой нужно задуматься. Внутри я очень хорошо должен понимать: «Я свободен. Мне будет плохо, если я позволю, чтобы мне было плохо». Реакция на внешнюю среду в нашей власти.

Я хотел прочитать небольшой отрывок из «Рамаяны». Суть сюжета «Рамаяны» в том, что великий царь Рама был изгнан в лес. Он скитался вместе со своей любимой женой. Жену похитили. Он ее вернул. Они воцарились вместе. Однажды он бродил по своему городу и услышал сплетню про его жену. Какой-то глупый стиральщик белья говорил, что у него жена – гулящая женщина, она четыре месяца провела в плену у другого мужчины. И так как царь должен был безупречен во всем, он, недолго думая, посадил свою беременную жену на колесницу и отправил ее в лес. На минутку представьте себя на ее месте. Кто бы обиделся при этом на своего мужа? Люди до сих пор не могут ему это простить. Люди думают над этим и не могут понять, зачем он это сделал.

Все основания есть у нее, чтобы обидеться и затаить боль. В лесу Ситу навестил младший брат Рамачандры, который был их спутником по скитаниям в лесу во время их ссылки. Она ему сказала: «Как поживает Рама, жемчужина династии Икшваку, родившаяся из лоны раковины Каушальи? Стала ли слава его безупречной после того, как отослал меня в лес? Если так, то я могу считать себя самой счастливой женщиной на свете. Не обижается ли он на меня за то, что я стала причиной его бесчестия? Для царя, которому не дорога даже своя душа, не трудно отказаться даже от самого дорогого, что у него есть. Я позор для царя. Я буду служить Раме в разлуке с ним, совершая аскезу. Скажи ему, что я очень счастлива здесь, в лесу, чтобы он не корил себя».

            Это то, до какой степени может дойти свобода человека от обстоятельств. В самых страшных ситуациях, как с Виктором Франклом или в этой, человек может быть счастлив, если он видит свое предназначение, живет более высокими ценностями. Эта удивительная способность есть у каждого из нас. В разной степени она развита у нас, но удивительная способность есть у человека в том, что мы можем ее развить в себе.

            Проактивность – это способность принять ответственность за себя и за свою жизнь. Я должен понимать то, что все, что со мной происходит – это результат моего свободного выбора. Ни в коем случае не объяснять себе, что это происходит каким-то другим способом, потому что все это не продуктивные реакции на внешние обстоятельства.

            Кови дает такое определение: «Проактивность – это способность подчинить импульсивную реакцию своим ценностям». Иначе говоря, у меня всегда будет некая первая импульсивная реакция на обстоятельства. Она будет и в этом ничего страшного нет. Это естественная вещь. Мой ум будет определенным образом реагировать на какие-то обстоятельства. Но если я поймал этот импульс, проанализировал этот импульс и подчинил этот импульс своим ценностям, то есть соразмерил с тем, нужно мне это или не нужно, правильно или неправильно. Каждый из нас может это сделать. Это будет означать, что мой навык проактивости развивается. Проще говоря, слово проактивность никто не понимает, речь идет о том, чтобы человек научился развивать свой разум. На чем основана эта способность? Кови говорит о четырех составляющих разума.

            Первая способность или первый талант, который можно развивать или который позволяет это человеку делать, — это самосознание или способность смотреть на себя со стороны. Прежде всего, способность наблюдать свой собственный ум. Способность анализировать, что происходит у меня в уме. Этот путь человеческой свободы начинается с того, насколько я могу посмотреть со стороны, оценить все то, что происходит у меня внутри. Если человек этот шаг не делает, то его жизнь автоматическая, она происходит во сне.

            Это первое наставление «Бхагават-гиты». Кришна выводит колесницу посредине двух армий и говорит: «Смотри». Наблюдай. Созерцай. «Пашйа» на санскрите значит «смотри». Человеческая жизнь начинается  с этого. Мы начинаем наблюдать, что происходит у нас внутри, начинаем оценивать, сравнивать.

            Вторая способность – это воображение. Оно дает понять мне, к чему это все приведет и создать свою модель, не зависящую от реальности, от окружающей действительности. От этой способности очень сильно зависит способность принимать правильные решения или не зависеть от этих внешних раздражителей.

            Третья способность – совесть. Под совестью понимается интуиция человека, способность интуитивно видеть целостную истину. Интуиция в смысле того, что я понимаю, что хорошо, а что плохо.

            Четвертая способность – это свободная воля.

            Иначе говоря, когда мы оказываемся в ситуации какого-то внешнего стимула или раздражителя, если мы включим эти четыре вещи внутри, то наша реакция на раздражитель будет недетерминированной. Она будет в соответствии с высшими ценностями, а не в соответствии с какими-то стереотипами, которые в нас заложили.

Из этих четырех вещей способность к самоосознанию является самой главной. Это то, что надо постоянно практиковать в себе. Все остальное придет. Это то, из чего состоит сильный разум. Способность сильного разума  проявляется в уникальном качестве человека – то, что он всегда реагирует на внешние обстоятельства, непредсказуемо. С предсказуемыми людьми мы всегда испытываем чувство скуки.

            Расскажу одну притчу про Будду и астролога. Астролог двенадцать лет жил в Винаресе. Винарес две тысячи лет назад славился своими пандитами, учеными. Он изучил астрологию тщательнейшим образом. Он возвращался домой с огромным грузом книг и увидел следы на песке. Он стал приглядываться к этим следам. Человек всегда смотрит на что-то сквозь призму своего ума. Он понял, что это следы человека, который должен быть императором всего мира. Чем дольше он на них смотрел, тем больше не верил своим глазам. Что император всего мира босиком делает здесь? Он пошел по этим следам и наконец вышел к баньяновому дереву. В тени баньянового дерева сидел Будда. Он сидел в лохмотьях нищего в полном одиночестве. Астролог подошел к нему и сказал: «Пожалуйста, добрый человек, ответь мне на несколько вопросов. По твоим следам я вижу, что ты должен быть императором всего мира. При этом ты сидишь здесь в лохмотьях нищего. Все это не соответствует науке, которую я изучил. Если ты подтвердишь, что ты обычный нищий, то я брошу все свои книги в реку и пойду пахать землю». Будда улыбнулся и сказал: «Не торопись бросать свои книги в реку. Книги правильные. Я должен быть императором всего мира, но я стал непредсказуемым. Про всех остальных твои книги будут говорить всю правду, но со мной твои книги не работают, потому что я непредсказуемый». Тогда человек удивился еще больше и спросил: «Как ты смог стать непредсказуемым?» Будда ответил: «Я просто  был внимательным и не совершил  ни одной ошибки дважды». Это его рецепт. Простой и в то же время очень сложный. Он сказал: «Я просто был внимательным и не совершил ни одной ошибки дважды». Что такое ошибка? Моя ошибка – это моя предсказуемая реакция, моя запрограммированная неправильная реакция, которая в меня заложена с детства. Какими-то обстоятельствами она заложена. В этом основа моих ошибок.

Разум или способность к анализу, или способность к внимательности позволяет эту ошибку не совершать. Разум – это моя способность чувствовать обстоятельства, в которых я нахожусь и действовать в соответствии с этой ситуацией, а не в соответствии с какими-то трафаретами. Естественно, какая-то часть нашей жизни будет проходить на автопилоте. Ничего дурного в этом нет, но чем большая часть моей жизни проходит на автопилоте, тем в меньшей степени я эту свободу по-настоящему чувствую, ощущаю и реально практикую.

Сейчас мы переходим к практике, к тому, каким образом или с помощью каких упражнений можно практиковать в себе эту удивительную способность — не зависеть от внешних обстоятельств, от среды, от многих других нежелательных вещей, не попадать в зависимость, не становиться рабом, обрести свободу.

Первое – это динамика между ответственностью и безответственностью. Практика должна быть ежедневной. Я сейчас буду говорить о простых ежедневных вещах, в которых проявляется наша способность принимать ответственность на себя и в которых проявляется наша безответственность и каким образом мы в этой динамике можем практиковать или развивать в себе привычку.

Безответственность – это желание переложить ответственность на другого, желание обвинить кого-то, переложить вину на другого. Безответственность – это игра в жертву. Когда я не хочу принимать ответственность за свою жизнь, за себя, за свои поступки, когда я веду себя, как реактивный человек. Реактивный человек – это человек, который реагирует на ситуацию достаточно тупо, на уровне импульсов, появляющихся у него. Самое любопытное, что из этого происходит то, что я всегда изображаю из себя жертву. Обычно динамика такого безответственного человека такова. Сначала человек начинает действовать. Он действует всегда, но в последствиях своей деятельности винит других. Жизнь безответственного человека состоит из двух фаз обычно. Из фазы беспорядочной деятельности, когда человек пытается урвать удовольствия и получить что-то, достичь каких-то результатов. Эту фазу деятельности можно назвать «фазой героя». «Я – герой». Мы рождаемся здесь, чтобы победить. Мы бросаемся на завоевание этого мира. Это первая фаза. Потом приходят естественно последствия этого и «герой» превращается в «жертву». Знакомая динамика? Сначала я действую, пытаюсь что-то делать, сломя голову, у меня есть некий начальный оптимизм, но если у меня нет этой очень важной привычки, то я очень быстро превращаюсь из «героя» в «жертву». Из энтузиазма я повергаюсь в депрессию. На языке клинической психологии это называется маниакально-депрессивный психоз. У него нет времени подумать. Когда он герой, то понятно, почему нет времени подумать, а когда он – жертва, то сил нет подумать. Это динамика жизни безответственного человека.

Ответственный человек действует всегда, в любых обстоятельствах. Это признак того, что на самом деле это духовное качество, потому что только человек, нащупавший свою духовную природу, может действовать всегда в любых обстоятельствах и никогда не впадает в уныние. У него есть постоянная инициатива. Она не зависит от внешних обстоятельств.

Для того, чтобы понять степень нашей ответственности, я предлагаю вам очень простой тест. Каждый из вас этот тест может провести на себе, чтобы определить, насколько реально я понимаю ответственность. Этот тест предлагает Стивен Кови. Это лингвистический тест или анализ нашей речи. Чтобы понять, до какой степени я принял на себя ответственность, постарайтесь вслушаться в свою речь и записывать какие-то фразы, которые чаще всего вы произносите или которые из вас сами вылетают.

 Безответственный человек будет говорить: «Я ничего не могу поделать», «ну, почему со мной так случается», «ну, вот такой я есть», «он (она) меня раздражает», «мне придется это сделать». Это язык жертвы. Прислушайтесь к своей речи, каким образом вы другим объясняете эту ситуацию, каким образом вы себе объясняете эту ситуацию. В течении одного дня постарайтесь проанализировать, вслушайтесь в свою собственную речь, особенно, когда вы жалуетесь на что-то.

Ответственный человек будет другим языком говорить. В «Бхагават – гите» во второй главе Кришна объясняет, что есть стхита-дхир муни – человек с неподвижным разумом, с разумом очень сильным. Арджуна сразу у него спрашивает: «Объясни мне, как этот человек говорит? По какому языку его можно распознать? Как я могу узнать, это тот человек или нет, мудрец он или нет?» Иначе говоря,  настоящего мудрого человека можно узнать по его речи. Ответственный человек будет говорить: «я могу», «посмотрим, какие есть возможности», «какой может быть подход к этому». Человек не будет переносить это куда-то вне себя, а будет исходить из себя. Основная парадигма этой книги – это от себя во вне, а не из вне в себя. У него есть опора в себе. Поэтому он говорит: «я приму решение», «я выбираю». Он не изображает из себя какую-то жертву обстоятельств. Он пытается реально решить свою проблему.

Стивен Кови говорит, что у каждого человека есть сфера его влияния. Есть, как правило, большая сфера того, что нас заботит, тревожит – это можно назвать кругом наших забот. Есть какие-то вещи во вне, которые нас волнуют, беспокоят, тревожат, которые, так или иначе, являются проблемами. И есть сфера влияния. Разница между ответственным человеком и безответственным человеком в том, как он действует в этом круге. Ответственный человек будет действовать в сфере своего влияния. Безответственный человек будет сосредотачиваться и беспокоиться о вещах, которые он не может решить по определению. Один умный человек сказал, что ум, как кресло-качалка постоянно раскачивается, но никуда не едет. Он постоянно волнуется, движется, беспокоится, но никуда не едет. Это характерная черта безответственного человека. Я беспокоюсь о том, что от меня никак не зависит. Это одно из самых первых наставлений в «Бхагават-гите». Кришна говорит Арджуне: «Не беспокойся о том, на что ты не можешь повлиять. Влияй на то, на что ты можешь повлиять». Потому что, когда человек беспокоится об этом, он получает стресс, он растрачивает свою энергию, он иссушает себя. Люди иногда думают, что если я беспокоюсь о чем-то, на что я не могу повлиять, то  так моя ответственность проявляется. Это глупость. Я напрасно трачу свою ментальную энергию.

В «Бхагават-гите» Кришна говорит: «Не беспокойся о том, на что ты не можешь повлиять», но Стивен Кови добавляет очень любопытную деталь. Если человек последовательно действует в сфере своего влияния, четко понимая, что на это я могу повлиять, действует там, где он может повлиять, то удивительный результат этого будет заключаться в том, что сфера его влияния будет расти. И, наоборот, если человек все время заботиться о чем-то, на что он повлиять не может, то сфера его влияния будет уменьшаться. Это закон. Кови приводит хороший пример Иосифа Прекрасного из Библии. История, когда братья продали своего младшего брата в рабство фараону. Ты можешь до конца своих дней прекрасно жить и считать себя несправедливой жертвой. Но Иосиф не стал этого делать. Очень скоро он стал советником фараона. Сфера его влияния расширилась именно потому, что он действовал в сфере своего влияния. Ответственный человек всегда действует, потому что всегда есть что-то, на что я могу повлиять.

Я хотел привести пример из семейной жизни. Есть ли у вас человек, который портит вам жизнь? Какая естественная реакция на это? «Он – плохой человек». Наша естественная реакция на это – мы начинаем его ругать, в основном, за глаза, но иногда в глаза, когда уж совсем терпения нет. Мы начинаем обсуждать его качества. Мы зацикливаемся, особенно когда это шеф на работе.  Иногда это бывает Президент страны. Тоже хорошая тема. Всегда есть тема для разговора у большинства людей.

Если я начинаю ругать этого человека, особенно если обсуждаю его за глаза, обсуждаю его дурные качества, то мое внимание сосредотачивается на круге моих забот  и я думаю «там», я не думаю «здесь». Я все время говорю, какой он плохой и ничего не меняется. Я закрепляю его в этом качестве. Я начинаю с ним взаимодействовать определенным образом. Мое взаимодействие с ним закрепляет в нем дурные качества. В результате его дурные качества становятся еще более ярко проявленными и соответственно моя сфера влияния сужается. Я еще в меньшей степени могу повлиять. Человек действительно портит мне жизнь. Он нехороший, но если я действительно сосредоточился на этой дурной стороне его личности и только о ней и думаю, постоянно медитирую, я  энергетически подпитываю эту дурную сторону, я закрепляю его в этом. Это полный тупик. И, в конце концов, тупик кончается разводом, увольнением с работы или еще какими-то нежелательными вещами. В этом суть. Когда мы концентрируемся на дурных сторонах человека, мы ничего не решаем. Мы действуем тут и в результате наше влияние уменьшается.

Каким образом нужно действовать правильно? Формула простая. Нужно сосредоточиться в круге своего влияния. Я должен понять, на что я могу повлиять. Повлиять я могу прежде всего на себя. Я могу поменять свое восприятие. Вот это я могу сделать. Я меняю свое восприятие этого человека. Вместо того, чтобы концентрироваться на его дурных качествах, я вижу его хорошие качества, которые дополняют мои качества, которые когда-то меня привлекли. Я воспринимаю его по-другому и начинаю взаимодействовать с ним по-другому. И он постепенно поворачивается ко мне другой стороной. Это не самообман. Это реальная вещь. Человек начнет вести себя по-другому со мной, если я буду его по-другому воспринимать. Я вчера приводил историю со своим подчиненным. Кода мое восприятие его поменялось, наши отношения полностью поменялись. И он стал другим. Он перестал меня раздражать. Он стал расцветать. Он стал реально меняться. До этого мое отношение к нему закрепляло в нем эти дурные качества. Он делал назло, инстинктивно. Когда мы общаемся с другими людьми, мы все время посылаем им какие-то сигналы. Если сигналы от меня исходят «ты- плохой», «ты – плохой», «ты – плохой», то я получаю в конце плохого человека, с которым мне приходится жить. Нам даны другие люди для того, чтобы мы сами исправились и  чтобы мы помогли другим людям подняться. Если сигнал, который будет от меня исходить, будет другой, если я буду его видеть, как человека, который ищет, который сам страдает, который бьется сам и буду стараться ему помочь, если я увижу в нем живую личность, то все поменяется. Это значит действовать в круге своего влияния. Над этим я могу работать: как я его воспринимаю, как я вижу, как я к нему отношусь. Автор этой книги приводит историю про какого-то шефа на работе, с которым он реально столкнулся. Его все ругали. Становилось все хуже и хуже. Один человек не ругал. Один человек взаимодействовал с хорошими сторонами его личности и влияние этого человека стало расти, и шеф стал меняться. Этот принцип действует железно.

Иначе говоря, я никогда не должен концентрироваться на слабостях человека. Во взаимодействии с другими людьми я должен концентрироваться на его сильных качествах и помогать стать ему сильнее и лучше. Мы не понимаем, до какой степени, люди, которые нас мучают, так называемые плохие люди, результат нашего к ним отношения. Если мы понимали это, нам бы стало не по себе, я думаю. Это частная иллюстрация самого этого факта. Если я концентрируюсь на том, что я могу сделать, а не на том, на что я не могу повлиять, сфера моего влияния будет расширяться. И, наоборот, если я концентрируюсь здесь, она будет сужаться. Все зависит от меня, как я действую.

Еще одно практическое задание. У нас есть проблемы трех видов: те, на которые мы прямо можем повлиять, мы сами можем решить, те, на которые мы можем косвенно повлиять, то есть мы сами не можем их решить, но мы можем повлиять на человека, который может решить и третья категория проблем, на которые мы ни прямо, ни косвенно повлиять не можем, которые находятся полностью вне зоны нашего влияния. С этой категорией проблем нужно не беспокоиться. Например, мы все умрем. Это проблема? К сожалению, мы вряд ли можем ее решить. Она не зависит от нас.

Категория  косвенных  проблем интересна. Каким образом мы можем повлиять на другого человека, чтобы он эту проблему решил? Какие способы? Первый метод, к которому мы прибегаем – это убедить его в своей правоте. У нас есть огромный арсенал способов. Мне хотелось мы предложить вам такую стратегию – попробуйте отнестись к этому человеку, как к личности, а не  к кому-то, от кого вам что-то нужно. Это очень могущественный способ влияния на человека – увидеть в нем личность, особенно как к личности, способной к изменению.

Старайтесь классифицировать свои проблемы в соответствии с этой классификацией и отметать те проблемы, на которые мы не можем повлиять. Это хорошая формула, которая, насколько я знаю, была сформулирована Франциском Ассизским. Он молится Богу и говорит: «Господи, дай мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу поменять, дай мне мужества поменять то, что я могу поменять и дай мне разума отличить одно от другого». Какие-то вещи нужно принять. Если завтра вам скажут, что у вас рак четвертой степени, в какой-то момент нужно это принять. Я должен понять, что в этой ситуации я должен делать, как должен жить. Какие-то вещи нужно принять. Для этого нужно спокойствие. Обратная сторона этого – это пассивность. Человек превращается в какого-то фаталиста. Поэтому вторая часть молитвы «дай мне мужества поменять то, что я могу поменять и дай мне разум отличить одно от другого», чтобы я не пытался поменять, что я не могу поменять и чтобы я пытался менять то, что я могу поменять. Это очень важная вещь.

У меня еще одно важное задание к вам. Выпишите несколько своих проблем на листке бумаги. Определите, в чьей сфере влияния они находятся. Если это проблемы, на которые вы косвенно можете повлиять, постарайтесь определить реальные методы решения этих проблем.

Еще хотелось сказать о рекомендациях по регулярной практике. По сути дела, это практика развития нашего с вами разума. Каким образом разум можно развить?

Первое – самое трудное. Кто-то из вас ругает других людей иногда? Кто-то делает за спиной у этого человека? Это привычка реактивного человека. Мы делаем это регулярно: постоянно кого-то обвиняем, постоянно на кого-то ругаемся, постоянно нас кто-то не устраивает, мы думаем об этом человеке, говорим об этом человеке. Упражнение номер один: перестать это делать. Хотя бы на один день. Дайте себе обет: я не буду месяц никого ругать, не буду ни в чем обвинять. Хотя бы неделю. Хотя бы один день. Постарайтесь. Я научу вас очень хорошему способу, как это сделать. Это не я придумал. Есть целая организация, которая этот способ пропагандирует. Они хотят создать мир, свободный от критики. Хотели бы жить в мире, в котором никто никого не критикует? Они придумали очень хороший способ. Они продают браслетики. Можно часами воспользоваться. Они говорят, что если вы хотите кого-то поругать, у вас появился какой-то импульс или неотвратимое желание сказать кому-то что-то про другого, вы просто не делайте это сразу, а в тот момент когда этот импульс появится, снимите браслетик с этой руки и наденьте на другую. У вас появится три секунды времени, за которые можно подумать, стоит это говорить или не стоит. В мусульманской традиции есть хорошая вещь. У Пророка Магомета спросили: «Что является самым лучшим напитком в этом мире?» Он сказал: «Самым лучшим напитком в этом мире является дурное слово, которое я хотел бы сказать, а потом проглотил». Это самый нектарный напиток, который есть. Сами техники могут быть разными. Но суть остается в этом. Это моя совершенно непродуктивная реакция. Она оскверняет меня. Она закрепляет другого человека в каких-то дурных качествах. Она постоянно настраивает меня на другой лад. Она загрязняет мое сознание. Старайтесь потихоньку от нее избавляться. Начинать можно с того, что один день не буду делать. Потерпите. Потом такое облегчение почувствуете. Что будет происходить при этом? Разум будет  усиливаться. Способность правильно реагировать на ситуации будет расти у вас. Вы почувствуете большое самоуважение. Это первая вещь – не ругайте других.

Второй совет. Наши реакции на других людей или на слова других людей проявляются в том, как мы реагируем  на похвалу и на оскорбление. Это очень болезненная сфера нашего сознания, в которой проявляется наша реактивная природа. Свой разум можно тренировать в том, каким образом мы реагируем на все это. Нам дан разум не просто так. Это гораздо сложнее, чем первое. Если нас кто-то хвалит, наша естественная реакция, какой хороший человек. Мы готовы что-то сделать для него. Мы радуемся. Мы начинаем его в ответ хвалить. Какая правильная реакция должна быть на похвалу? Постарайтесь вернуть эту похвалу тому, кому она по-настоящему принадлежит, не принимайте ее на свой счет. Мы обязаны другим людям, своим учителям, своему общению. Правильная реакция на похвалу: не присваивать ее себе. Реакция инстинктивная: «Да, мое». Реакция разумного человека, подумать, кому я обязан и сказать, кому я этим всем обязан или просто вернуть этому человеку похвалу.

А когда нас ругают, у нас инстинктивная реакция – отразить это все, отбить. Похвалу надо отражать, а критику надо принимать. С ней нужно соглашаться. Естественно критиковать нужно правильно. Но критику нужно с благодарностью принять, потому что, как правило, она справедливая, как это ни прискорбно. В Ведах говорится: «Человек, который нас критикует, наш лучший друг, а человек, который нас хвалит, наш самый худший враг», потому что он нас заставляет гордиться, забывать и делать ошибки. А тот, кто критикует, помогает нам какие-то ошибки исправить. Постарайтесь отстраниться от негативной реакции и поблагодарить человека. Вы увидите, как человек изменится. Вам что-то говорят, а вы, неожиданно для него, благодарите его. Вы его обезоружите полностью. Это очень сложная вещь. Наше рабство именно здесь проявляется. Но потихоньку мы можем этому научиться. Благодарить людей, которые нам говорят не очень приятное и жизнь ваша поменяется полностью.

Есть хорошая история опять же про Будду. Он пришел в одну деревню и там был один человек, который его ненавидел, потому что часто людей, которые проповедуют высокие истины, обычные люди ненавидят. Этот человек пришел к нему и плюнул в него. У нас это достаточно сильное оскорбление. Слюна считается очень нечистой. Две с половиной тысячи лет назад, когда Будда жил – это было страшное оскорбление. Будда утерся и спокойно спросил: «Ты мне еще что-нибудь хочешь сказать?» Тот был полностью обескуражен. Он вернулся домой и стал думать: «Этот человек святой наверное». На следующий день он пришел с гирляндой к нему и подумал: «Сейчас я надену на него гирлянду». Надел на него гирлянду. Будда посмотрел на него и сказал: «Ты мне еще что-нибудь хочешь сказать?» Тот ничего не понял. Он спросил: «Почему ты меня спрашиваешь, что я еще хочу сказать? Я ни слова тебе не сказал. Вчера плюнул, сегодня гирлянду принес». Будда говорит: «Нет, ты мне очень много сказал. Мне просто было интересно, у тебя что-нибудь еще осталось?» Тот говорит: «Я хочу у тебя спросить: почему, когда я вчера в тебя плюнул, ты на меня не рассердился? А сегодня, когда я на тебя гирлянду одел, ты не обрадовался?» Будда улыбнулся и сказал: «Потому что я не твой раб».

Это практика очень простая, но освежающая, которая поможет нам какие-то вещи поменять. Жизнь ваша поменяется. Я через несколько месяцев приеду и спрошу: «Практиковали вы или нет?», потому что зачем я ехал сюда из Москвы, время тратил. Пожалуйста, хорошие вещи. Всего четыре вещи, но все очень важные. Четвертый самый приятный. Если три не можете делать, хотя бы четвертый примените. Это – просить прощение у других людей. Когда мы просим прощение у других людей, мы принимаем ответственность за  боль, которую причинили. Безответственный человек причиняет боль и не признается в этом. Он снимает с себя ответственность, не хочет. Почему нам так сложно особенно истинно попросить прощение? Притворно попросить прощение все могут. Когда человек к нам приходит и говорит: «Если я тебя чем-то обидел, пожалуйста, меня прости», вы простите его? Нет, не простите, потому что там «если» стоит. Это значит, что он ответственности не принял на себя. Вы только еще больше на него обидитесь.

Просить прощение – значит прочувствовать, что я причинил кому-то боль и искренне об этом сказать: «Я понял, что причинил тебе боль и мне очень плохо от этого. Я почувствовал эту боль твою. Пожалуйста, меня прости».  Удивительные вещи могут случиться. Это будет развивать наш разум. Это будет делать из нас настоящих людей. Это путь к успеху, к успеху в нашей жизни. Это все вам пригодится в сложных ситуациях.

Все эти вещи не такие сложные. Они очень сильно пригодятся, когда придет настоящее испытание. Настоящие испытания к каждому человеку в жизни приходят.

Итак, четыре практических задания. Первое – не критиковать других.

Четвертая вещь самая простая, но тоже очень мощная. Дайте себе обещание выполнить его. И выполняйте эту вещь. В результате этого получится, что вы будете работать в сфере своего влияния и ваша сила будет расти. Разум будет развиваться. Это все способы, стратегии, методики для того, чтобы разум развить. Постарайтесь быть обязательными по отношению к самому себе. Подумайте о каких-то простых вещах. Дайте себе это обещание и делайте его. Вы почувствуете, как постепенно, как в любых тренировках, мускулы не сразу растут, но они будут расти. Мускулы вашего разума будут расти. Это четыре вещи, о которых мне хотелось сказать.

            Самый главный секрет, который Кови не раскрывает, но он знает этот секрет, но по той или иной причине он его не раскрывает. Это очень важный секрет. Мне хотелось вам его раскрыть.  Я уже сказал, что это первый шаг, чтобы от зависимости, от обстоятельств, от программирования перейти к независимости. Но на самом деле, этот переход – от зависимости к независимости, возможен только тогда, когда я завишу от Бога. Это маленький секрет. Есть Бог. В этом нет никаких сомнений. Он в нашем сердце. Он знает все. Все наши попытки обрести независимость очень легко сделать, если внутри я поставлю себя в зависимость от Бога. И буду его просить помочь мне эту независимость обрести. Если вы не верите в Бога, забудьте об этом секрете и считайте, что я вам этот секрет не раскрыл. Кови о нем не говорит. Но это мой собственный опыт и опыт многих других людей в том, что реального успеха на этом пути, трансформации достигают люди, в том числе Виктор Франкл, который не просто так  в себе эту последнюю свободу обнаружил. Он ее обнаружил, потому что внутри он почувствовал свою зависимость от Бога. Он понял, что есть некая высшая сила, которая ведет его по жизни, что все это не зря и не просто так. Потому что вы никогда полностью независимыми не можете быть. Настоящая независимость приходит к людям, которые внутри поставили себя в очень возвышенную зависимость от Бога и понимают, что без Его помощи они ничего не могут сделать. Без Его помощи, я даже простой маленький обет не смогу выполнить. Я смогу сколько угодно себе обещать и у меня ничего получаться не будет, но если я буду просить Его помочь мне на этом пути, то тогда успех гарантирован. Это был самый главный фактор, о котором ничего не сказано в книге.

            Речь идет о навыке и о воспитании качественно иной природы. Я говорил, что навык зависит от желания, знания и умения. Из этих трех самое важное – это желание. Желание берется из общения. Чтобы наш разум развивался, чтобы мы шли по этому пути и чтобы была движущая сила внутри, нам нужно, чтобы мы общались с людьми, у которых есть сильный разум, которые могут поддержать нас на этом пути, помочь нам. Если мы не будем общаться, то желание уйдет. Если у нас даже будет много знания. Мы все это знаем. Мы приходим на какую-то лекцию. Два или три дня что-то еще теплится, а потом рутина берет свое. Все возвращается на круги своя. Чтобы поддерживать желание в его первозданной силе и чтобы разум наш развивался, чтобы мы шли по этому пути, чтобы мы менялись, нужно регулярно общаться с людьми, у которых светлый, чистый и сильный разум. Соответственно также нужно регулярно слушать и регулярно практиковаться. Я об этом уже говорил, но мне хотелось бы под конец подчеркнуть важность общения. Попыта           йтесь в течении месяца практиковать все это. Можете вести дневник. Анализировать что-то. Дайте себе срок, чтобы осваивать этот материал и посмотрите, к каким результатам вы придете. Результаты будут очень вдохновляющие.

            Спасибо большое.

Вопрос: Во вчерашней лекции Вы упомянули такое понятие, как «вечное благо», скажите, пожалуйста, как человек, живя в материальном мире, за счет какого ресурса он может придти к правильному пониманию и как к этому понятию «вечного блага»?

Ответ: Я говорил не о вечном благе, а о высшем благе. У нас есть инстинктивное понимание, что есть высшее благо и есть соблазны. Но внутри у нас у всех есть это понимание, просто оно завалено под пудом привычек, прошлых историй, еще чего-то. Тот же самый Виктор Франкл говорит в главной его книге «В поисках смысла». Он основывает эту книгу на очень важном постулате. Он говорит, что если человек не ищет смысл жизни, то он психически больной. Вся его терапия основана на том, чтобы помочь человеку в поиске  высшего блага. Его проблемы заключаются в том, что у него смысла нет. У человека, который утратил смысл жизни появляются саморазрушительные внутренние процессы, которые разрушают его психику полностью. Терапия по Виктору Франклу – вернуть человеку смысл жизни. Это лечение любого человека, на самом деле.

В соответствии с авторитетом этого великого психолога, мы можем утверждать, что ощущение смысла или высшего блага – это главная движущая сила. Зигмунд Фрейд сказал, что главная движущая сила человека – это удовольствия. Он говорил, что если человек думает о смысле жизни, то ему нужно к психиатру идти. Пришел на смену ему основатель Второй венской школы Адлер и он сказал, что главный смысл человеческой жизни – это желание власти или страх.  Он пытался распутать психику человека с этой точки зрения. Но пришел Франкл. Это Третья школа австрийской психологии. Он сказал, что главным импульсом человеческой жизни являются поиски смысла.

            Это значит, что внутри у человека это заложено. Это надо откопать и найти. И вторая привычка в том, как найти свое предназначение. Там есть очень много практических вещей. Это никакая не внешняя вещь. Ее нужно найти внутри себя. И найдя, жить ради этого.

Вопрос: Как научиться стать внимательным?

Ответ: Мы невнимательны, потому что мы живем в прошлом и в будущем. Мы живем не в существующей реальности. Мы либо мечтаем, что с нами будет в будущем или мы сокрушаемся, что было в прошлом, как раньше было хорошо и как сейчас плохо. Поэтому на настоящее у нас времени не хватает. Это иллюзия. Будущего нет и прошлого нет. Разум – это способность жить настоящим, это способность жить здесь и сейчас. Когда слабый разум, то человек либо мечтает, либо сокрушается. Он живет в каких-то вымышленных ситуациях. Разум – это способность реагировать на ситуацию здесь и сейчас. Все эти вещи, которые я рекомендовал, будут, в том числе, и вашу внимательность развивать. Ничего дополнительного не надо. Если есть сильный разум – будет способность жить настоящим.

Вопрос: Вчера Вы говорили о втором навыке: начинать с конца, то есть определить всегда цель, а сегодня Вы в самом начале говорили, что не нужно стремиться к цели.

Ответ: Я не сказал, что не нужно стремиться к цели. Спасибо большое, что Вы уточнили. Я не сказал, что не нужно стремиться к цели. Мы должны видеть цель. Но мы не должны зацикливаться на цели. Мы не должны привязываться к цели. Видеть цель обязательно нужно. Разум – это способность ставить и видеть цель. Нужно понимать, что я, в конце концов, должен достичь. Но есть тонкая разница между видением цели и привязанностью к этой цели. Привязываться я должен к самому процессу, к тому, что я делаю сейчас и цель придет. Видеть ее я обязательно должен. Но я не должен всю свою энергию в эту цель помещать. Я буду об этом говорить, когда буду рассказывать этот третий навык. Надо видеть цель, но не надо делать эту цель частью своего «Я». Когда человек привязался к результату, он видит себя плюс результат. Он себя уже вообразил кем-то. Он создает ложного себя. Если я увидел результат и стремлюсь к этому результату, но при этом я остаюсь собой. Я не поставил себя в зависимость от этого результата. Не привязался к результату, то плюса нет.

Вопрос: Почему мы знаем, как делать, у нас есть умение, но мы не делаем?

Ответ: Потому что желания нет. Чтобы желание было, нужно общаться с человеком. Желание – самое главное. Поэтому, я уже сказал, что мы иногда умеем и знаем, но желания сильного нет. Желание – это самая большая проблема. Желание приходит при общении с человеком, у которого все это есть.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.