Диск 121, л. 5
Аннотация:
Самое главное качество лидера – это то, что он – слуга и то, что он смиренный. И он все время помнит об этом. Это значит, что он готов принимать все то, что посылает Кришна.
***
Харе Кришна! Я очень благодарен вам за то, что вы меня пригласили сюда. Я любил в свое время выезжать на такого рода мероприятия. К сожалению, в последнее время у меня как-то не получается.
Ангира Муни в течении последнего года пребывает в состоянии необычайного энтузиазма и периодически выплескивает его на меня тоже. И я сейчас, когда мы пели с вами, думал, в чем причина этого энтузиазма. Мы говорили с ним перед началом лекции этой. Он сказал, что энтузиазм не кончается, не кончается, не кончается, что мы нашли perpetuum mobile – вечный двигатель. И причина эта нескончаемого энтузиазма очень простая – это дух свободы. Почему в Храмах он иногда иссекает? Казалось бы все то же самое, даже еще лучше: Божества, киртан, джапа, общение с преданными, лекции по Шримад-Бхагаватам, но в храмах иногда как-то мы видим, как этот градус энтузиазма постепенно понижается до тех пор, пока не переходит в отрицательную область, потому что так или иначе, по тем или иным причинам всегда есть некий элемент принуждения. А любой элемент принуждения, любая форма принуждения убивает любовь и убивает служение.
Настоящее служение может быть только добровольным. Это движение нашего сердца. И точно также такую же ошибку можно сделать в семье, когда один супруг пытается другого супруга заставлять что-то сделать или когда родители-преданные заставляют детей что-то сделать, что они может быть не хотят. Это самый лучший способ убить энтузиазм, потому что настоящая любовь и настоящее служение может быть только свободным. И чем больше этот дух свободы и понимания того, что я это делаю сам не потому что, кто-то это хочет и не потому что, кому-то это нужно и даже не потому что Кришне это нужно. А понимание того, что это мне нужно прежде всего. И это мое решение свободное, моя свободная воля, мое желание, мой способ проявить себя, вложиться как-то, вложить свое сердце в это. Это залог успеха в духовной жизни.
Духовная жизнь не может быть основана на подчинении или несвободе. Духовная жизнь всегда свободна. И даже элемент страха, который мы пытаемся привнести в духовную жизнь, губительно действует на нее. Говорится, что побудительной причиной для ваидхи-садханы- бхакти является страх: страх смерти или страх какого-то наказания. И поэтому Чайтанья Махапрабху пришел и сказал, что никаких ваидхи нет, сплошная рагануга. И это факт.
Мы не следуем ваидхи-садхана-бхакти. Это ошибка, которую иногда преданные допускают, думая, что мы следуем ваидхи-садхане-бхакти. Мы следуем аджата-ручи-рагануга-садхане-бхакти. И Бхактивинод Тхакур был первым, кто назвал ее ваидхи-садхана-бхакти, но технически просто, чтобы длинное слово не употреблять. Строго говоря, это рагануга-садхана с элементами ваидхи, которые поддерживают рагу или привязанность. Все правила, которым мы следуем. Так как у нас нет еще зрелого вкуса, но какой-то вкус есть, но он незрелый, он сегодня есть, завтра нет, послезавтра опять есть. От погоды зависит очень сильно или от качества прасада или от такого-то общения. Так как это вкус еще не очень зрелый, то для того чтобы поддерживать на должном уровне, нужно прибегать к помощи правил каких-то. Иногда мы говорим: правила, принципы, но, в общем-то, строго говоря, мы сюда не за правилами пришли. Мы сюда пришли, потому что нас сюда сердце привело, потому что нас сюда привел вкус, и если мы будем помнить об этом, что нас сюда привело и понимать, что это нам нужно, а не кому-то еще, этот энтузиазм всегда останется. Перпетуум-мобиле он будет работать все время, потому что энергия, которая питает этот двигатель – это энергия свободы или энергия любви или энергия сознания. И поэтому мы много говорим, поэтому у нас есть лекции, потому что это ощущение свободы, то, что это мне нужно, приходит, когда мы слушаем, думаем, когда мы задействуем свое сознание. И, наоборот, любая механичность в этом процессе, она по сути дела убивает, опять же убивает бхакти настоящую. Но это не тема нашего разговора. Это некое введение по поводу, это философское объяснение энтузиазма Ангира Муни и матаджи Према Падмини и всех других. Почему их энтузиазм не иссякает? Потому что у них есть это понимание и чувство.
Ангира Муни меня попросил рассказать немного о качествах лидера-слуги, и я с самого начала хотел поправиться. По-русски «лидер-слуга» – это неправильный термин, потому что сам этот термин по-русски означает, что я – лидер, но притворяюсь слугой. В русском я зыке главное слово стоит впереди, а определяющее его слово в конструкциях, которые называются приложениями, ставятся сзади. На английском «фаундер-ачарья», по-русски правильно переводить ачарья-основатель, потому что он — ачарья, а основатель — это всего лишь навсего определение. Главное слово тут ачарья. И точно также «лидер-слуга» – это неправильный перевод английского. По-русски должно быть «слуга-лидер». Потому что «слуга» – это основа, а «лидер» – это роль, которую мы иногда играем, а иногда не играем.
Слуга – это настоящая природа живого существа, которую никогда никто не может поменять. Мы никогда не перестанем быть слугами. Лидерами мы можем быть, а можем не быть. Сегодня мы лидеры, завтра мы не лидеры. Сегодня мы кто-то, завтра мы никто.
Все может быть, все бывает. И поэтому если человек держится за какие-то временные или по определению ложные или прячется за какие-то временные определения, то его жизнь очень непрочная. Но если человек строит свою жизнь на основе того, что неизменно, то тогда его жизнь становится очень стабильной. И наше состояние слуги – это вечное состояние. Его невозможно поменять. Мы всегда слуги, всегда останемся слугами. Какие-то роли мы будем играть.
Я последнее время иногда изучаю раздел психологии, который называется трансакционный анализ. Любопытно. У меня какие-то лишние гигабайты есть. Мне их все время нужно чем-то занимать. И там автор этого раздела психологии говорит о так называемых эго-состояниях. И он говорит, что человек может, то есть эго его может находиться в разных состояниях. Так вот смысл преданного служения в том, чтобы у нас было эго-состояние слуги. Это Эрих Берн об этом не знал, об этом эго-состоянии. Но это эго-состояние или понимание того, кто «я», понимание того, кто на самом деле я есть и постоянное возвращение к этому состоянию или к этому пониманию. Это то, собственно, в чем мы практикуемся здесь. Нам нужно все время напоминать себе, что я – слуга. И поэтому если мы станем лидер – начало, это может нас немножечко сбивать в толку. Вначале должно быть «слуга». И слуга — это особая форма нашего эго. И если говорить о качествах, то главное качество слуги – это смирение. И смирение — значит способность принять все. Смирение — значит это очень много всего, но это качество, без которого мы не сможем стать никем в преданном служении. Если я – слуга – значит я смиренный. Это значит, что я готов делать все что нужно, это значит, что я готов принимать все то, что мне посылает Кришна. Слуга – это тот, кто не выбирает. Я свободный слуга, но я слуга. Это значит, что все, что мне дается, все, что посылается мне, я принимаю и исхожу из этого. Все. Вплоть до поношений каких-то.
Лидер – это неблагодарное дело и выдержать роль лидера можно только, если внутри остаешься слугой. Если забыл об этом и возомнил себя лидером, то очень сложно будет, потому лидер – это тот, которого все ругают. Это специальная такая вещь. В Японии специально есть комнаты такие, где фигура шефа из папье-маше и резиновая дубинка рядом. И каждый может придти и выразить себя. Потом опять пойти служить.
Я иногда думаю, что нам тоже стоит поставить мое изображение, рядом резиновую дубинку. Но суть в том, что лидеры – это не очень благодарная вещь. Основное качество, главное качество лидера, единственное качество, из которого все остальное вытекает – это смирение. И смирение значит – если тебя ругают, то что нужно делать? Благодарить. Простое качество, да? Тебя ругают, а ты говоришь: «Спасибо». Есть множество возможностей поупражняться в развитии этого качества. Кришна посылает нам много разных способов. Но, в конечном счете, это что значит? Это значит, что я ощущаю себя слугой. И не хочу никем другим быть. И когда у меня есть вкус служить, быть по-настоящему слугой – я понимаю, что это мне нужно, то это самое лучшее. Есть хороший тест, тест на слугу. Этот тест касается всего того, что мы делаем. Три вещи или три вопроса, которые нужно задать себе, чтобы понять: «Слуга я или не слуга? Хочу я быть слугой или не хочу и чего я хочу вообще в этом мире?»
Первый вопрос, который мы должны себе периодически задавать, чтоб понять слуга я или нет – это ради кого я делаю то, что я делаю сейчас: ради самого себя или ради Кришны или ради духовного учителя, или ради Шрилы Прабхупады? И надо, так как это анонимный тест, честно отвечать на все вопросы поставленные. Нужно у себя спрашивать и честно давать ответ. Ради кого я это делаю. Потому что ум человеческий очень хитро устроен, но он, в общем-то, все время на себя работает. И даже когда мы делаем это ради другого, в общем, мы всегда пытаемся какую-то выгоду себе усмотреть в этом во всем. Мы всегда думаем: « А что мне за это будет?» Но слуга, который всегда окорачивает или ловит себя на этом: « Я делаю это не ради себя, потому что, в конце концов, что мне? Мне ничего не нужно. Но если Кришна будет доволен, то это самое лучшее».
Второй вопрос, который нужно себе задать: ради чего я говорю то, что я говорю.
Говорю я это, чтобы прославить Кришну или говорю я это, чтобы, так или иначе, прославить самого себя? Это тоже очень хитрая вещь. Очень часто мы внешне прославляем Кришну, а внутри хотим блеснуть чем-то: ученостью своей или еще какими-то вещами. И этот вопрос, который нужно задавать: для чего я сейчас это говорю, кого я хочу прославить? Хочу я по-настоящему прославить Шрилу Прабхупаду, духовного учителя или Кришну или я опять же на себя работаю?
И третий вопрос, который опять же надо задать и ответить на него себе. Это о чем я сейчас думаю, и вокруг кого вертятся сейчас мои мысли? Думаю я о своем собственном благе, о том, как будет хорошо мне, что ко мне придет или думаю я о Кришне, о деле, о служении?
Если мы будем периодически задавать себе вопросы, проводить опрос самого себя, то ответ будет, по большей части, неутешительный, но суть-то в том, что сразу ничего не делается. Мы слишком долго привыкли думать определенным образом, действовать ради определенной цели, говорить, чтобы служить той же самой цели. А сейчас мы пытаемся поменять самого себя. Это просто легко не будет.
На греческом есть хорошее слово «метанойя». Обычно оно на русский язык переводится как покаяние. Но метанойя или покаяние – это в христианстве значит перемена своего ума. Я становлюсь другим. Мой ум начинает работать по-другому. Мой ум работает не на себя, а на Кришну. И в каком-то смысле в этом суть сознания Кришны. Сознание Кришны в том, что я все время возвращаюсь к этой отправной точке нашей философии. Кто такой я? Это вопрос, на который я очень хорошо должен знать ответ. Я – слуга и всегда слугой останусь. Это самое счастливое состояние. В этом нет никаких сомнений. Даже если тень этого состояния сходит на нас по-настоящему, мы становимся абсолютно счастливыми. Иногда периодически мы забываем о себе и думаем: «Преданные, Кришна, вайшнавы — Харибол». Самый лучший способ испортить себе настроение – это вспомнить о самом себе, о том, что мне нужно, что мне чего-то не хватает. Это верный способ полностью испортить день и испортить все остальное, но преданное служение значит, что я читаю мантру и думаю «Кто я? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Я – слуга. Я общаюсь с преданными и преданные мне все время напомнят, кто я. Они очень милостивы в этом отношении. Они напомнят мне, что я слуга». Я читаю «Шримад-Бхагаватам», и в «Шримад-Бхагаватам» это понимание все время приходит. Поэтому самое главное качество лидера, слуги-лидера – это то, что он слуга, и то, что он смиренный. И он все время помнит об этом.