Семинар «Уроки Говардхана-лилы», лекция 5

Семинар «Уроки Говардхана-лилы», Фестиваль «Прити-лакшанам», г. Eкатеринбург, 2013 г.

Аннотация:

Рефлексия фестиваля: 1) обратная связь от участников фестиваля (опыт, полученный в слушании, служении, общении, воспевании); 2) ответные слова организаторов (Адити-духкхаха дас, Даяван дас, Ватсала дас, БВГМ). Значение фестивалей вообще и «Прити-лакшанам» в частности. Передача вкуса к святому имени и кришна-катхе, как единственный смысл существования ИСККОН. Кришна-катха и первостепенная важность наличия подготовленных слушателей, способных побудить чистых преданных говорить о Кришне; объяснение очищающего эффекта кришна-катхи; слушание кришна-катхи – от садханы к естественности; прославление других, как главный смысл кришна-катхи; состояние благодарности, как источник того, чтобы все наши слова стали кришна-катхой; формальная и настоящая кришна-катха.

***

(Рефлексия идёт в полном разгаре; оживлённые беседы, шум) Когда много коров собираются в одном месте, (смех, аплодисменты) успокоить их может только флейта Кришны. Без флейты Кришны они разбредаются в разных направлениях, потому что каждая корова, считает себя независимой. Стадо! Соберитесь, пожалуйста! (смех, аплодисменты)

Наш фестиваль ещё не закончился, – у нас ещё есть несколько важных моментов. Прежде всего, нам хотелось, здесь собравшимся на сцене, послушать вас. Чтобы один, два, три, четыре человека сказали, что они вынесли из этого фестиваля. Я уже говорил, что единственный смысл существования нашей организации – в том, чтобы передавать вкус, вкус к святому имени, вкус к кришна-катхе. Это духовный вкус, и его передача называется системой парампары. Мы передаём не просто сухое знание – мы передаём живой опыт. У каждого из нас есть какой-то опыт, и я объяснял во время своего семинара, что наш способ получить живой опыт, это просто слушать, – по крайней мере, один из способов. Есть другие способы, – их как минимум восемь, – но начинается всё со слушания, и слушание, может реально передать нам опыт.

Я хотел бы попросить, чтобы несколько человек сказало о том, какой опыт они получили здесь. Не обязательно через слушание, – через служение, через общение с преданными, через прасад, через повторение святого имени. Пожалуйста, мне очень важно понять, что я не зря приехал в Екатеринбург. Если я это пойму, то тогда я на будущий год опять приеду. Если не пойму, то ни я, никто другой, не приедет. Так что скажите что-нибудь. Кто-то хочет что-то сказать? Вы с таким энтузиазмом друг другу говорили – расскажите что-то нам. Для тех, кто будет говорить, у нас специальные подарки приготовлены.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОТ УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ:

ГОВОРИТ 1-Й ЧЕЛОВЕК (матаджи): Сегодня в беседе с одной преданной, у меня была такая реализация. Я поняла, что на самом деле, каждый преданный очень ценен и каждый человек очень ценен и дорог. И если мы в своей жизни начинаем реализовывать это знание, что каждый преданный ценен для меня, то мы начинаем понимать, что значит для Кришны каждый тоже ценен, и что значит, я для Кришны очень ценен. Спасибо.

ГОВОРИТ 2-Й ЧЕЛОВЕК (матаджи): Харе Кришна! Для меня очень важная реализация, – в последнее время я понимаю, что беспричинная милость, она льётся со всех сторон на всех преданных от Махараджа. Просто понимаешь, что Кришна, Он несёт тебя на руках, а ты не заслужил этого. У тебя нет никаких проблем, – у тебя в уме только проблемы. Спасибо всем большое, дорогие вайшнавы.

ГОВОРИТ 3-Й ЧЕЛОВЕК (матаджи): Харе Кришна! Я поняла одну уникальную вещь. Каких бы не было минусов в фестивалях, они нужны, потому что невозможно – без такого скопления преданных невозможно – ты начинаешь понимать, что именно они тебя вытягивают, и они тебя подталкивают к тому, чтобы двигаться дальше. И на таких фестивалях открываешься, ещё больше понимаешь, что без преданных никак, что без Махараджа никак, что без Кришны никак. Что невозможно жить, вот невозможно, – просто по-другому никак. И хочется жить вот так, в фестивале постоянно, каких бы минусов не было.

ГОВОРИТ 4-Й ЧЕЛОВЕК (матаджи): Я хотела сказать только одно. Большое вам спасибо. (говорит, плача) Столько любви, это всё поражает, низкий вам поклон, спасибо.

ГОВОРИТ 5-Й ЧЕЛОВЕК (прабху): Харе Кришна, доргие вайшнавы, вайшнави. Харе Кришна. На самом деле, я бы хотел сказать одну вещь, которая, на мой взгляд, играет немаловажную роль, – я думаю, что с этим многие согласятся. Я здесь второй день на фестивале, а всего на подобных фестивалях только второй раз. И меня не перестаёт удивлять эта атмосфера. Насколько она естественна, насколько она роднит. И многих из здесь приехавших людей я вижу впервые, но готов поручиться, есть такое чувство, что все мы уже где-то виделись. И многие подтвердят это, я уверен. Все мы здесь находимся, и я чувствую, что это вся моя семья, – все преданные. Может быть я вижу их впервые но, есть такое глубокое чувство, – чувство семьи, семьи Шрилы Прабхупады. Харе Кришна.

ГОВОРИТ 6-Й ЧЕЛОВЕК (прабху): Хотел тоже выразить большую благодарность всем лекторам, что я получил здесь на этом фестивале. Это огромная такая милость в виде опыта старших вайшнавов. Спасибо Даявану прабху за его семинар. Он так старался донести до нас свой опыт общения со святым именем. Я просто пытался практиковать это действительно, что я душа, что у меня есть отношения с Кришной и мне важно их возродить эти отношения. И действительно, Даяван прабху говорил, что у вас появится вкус повторять святое имя, если будет желание. Действительно, невероятный вкус такой был, – хотелось читать и читать святое имя, общаться с ним. Спасибо. Спасибо Адити-духкхахе прабху за такой огромный энтузиазм в своём служении – воодушевляет. Спасибо Ватсале прабху – каждое утро все сидели как будто в духовном мире. Милость. Госвами Махараджу спасибо огромное.

ГОВОРИТ 7-Й ЧЕЛОВЕК (прабху): Харе Кришна, дорогие преданные. Харе Кришна, уважаемые вайшнавы. Извините, я сегодня голос немножко сорвал на киртане, – так активно участвовал впервые. Я сам впервые на таком грандиозном вайшнавском фестивале. И там где я живу, такой великолепной культуры практически нету. Нету такой культуры – пока нету. Но я увожу завтра домой, – увожу замечательные отношения, с прекрасными людьми, замечательный опыт служения великих вайшнавов и преданных друг другу, прекрасное общение увожу, прекрасный киртан увожу в исполнении замечательных вайшнавов. А также хочу поблагодарить, – искренне хочу поблагодарить, – большое спасибо за такие нектарные лекции, за такие замечательные киртаны. И всех преданных, которые здесь собрались сегодня в таком огромном количестве, – я впервые вижу такое большое количество преданных, честное слово. И вот эти дни я полностью, настолько глубоко понял, что общение с вайшнавами это глубочайший опыт, глубочайшая реализация человека. И увожу этот опыт завтра к себе домой – и буду служить как преданным, так и не преданным. С глубокой любовью, большое вам спасибо, Харе Кришна!

ГОВОРИТ 8-Й ЧЕЛОВЕК (матаджи): Я бы хотела сказать такую вещь. Во время киртана у меня очень такие реализации произошли. Вот Адити-духкхаха прабху прямо творил чудеса. Я вот вчера поняла, что Кришна дарит такие вообще возможности, – вот реально невозможное возможно. Вот всё, что я хочу или всё, что кто-либо хочет – это случится или уже происходит. То есть у меня были разные мечты, да? Самая маленькая – это играть на киртане. (смех) И это случилось. И там вообще было… Я: «А-а-а-а – думаю – это милость на меня пролилась». Поэтому низкий поклон вообще – просто старшим преданным. Такие прямо нектарные.

ГОВОРИТ 9-Й ЧЕЛОВЕК (матаджи): Харибол, дорогие преданные. Я очень рада, что сюда попала. Самое замечательное событие произошло буквально час назад наверное. У меня наконец-то сердце так раскрылось, – я сердцем почувствовала, я очень прошу вас стать моим духовным учителем. Просто я очень хотела – приехала сюда с этой мыслью – чтобы почувствовать: это или не это, то или не то. Я почувствовала! Прям сердце потянулось, простите. Харибол.

БВГМ: Ладно, на этом мы эту часть заканчиваем, но фестиваль не завершается. Преданные подготовили небольшой спектакль на 20 минут и после этого мы все выйдем на сцену и поделимся своим пониманием, своими реализациями в этом фестивале, скажем какие-то напутственные слова. То есть сейчас спектакль. Все кто останутся здесь, получат благословение старших преданных собравшихся на сцене. Все те кто ушёл – уйдут без благословений. (смех)

(спектакль)

ОТВЕТНЫЕ СЛОВА ВЕДУЩИХ:

ГОВОРИТ АДИТИ-ДУХКХАХА ДАС: Я второй раз на этом фестивале и второй раз попадаю на удивительную катху Госвами Махараджа. Не могу понять, почему он Екатеринбург выбрал для таких особенных семинаров. До этого он читал «Кришна входит в Матхуру» – это было что-то особенное. Помните, да? Сейчас всё это углубляется – нектар такой. Махарадж пахтает лилы Кришны. И у нас есть огромная удача, на самом деле, потому что, в основном, у нас нет вкуса к лилам Господа, правда? Когда мы собираемся вместе, мы редко о Кришне говорим, да? Потому что преданные думают, что с преданными не нужно о Кришне говорить – нужно говорить о делах. Материалистам нужно о Кришне говорить – они же о Нём не знают, правильно? И обычно, материалистам мы проповедуем, а с преданными мы встречаемся и говорим о делах непонятных. Там что там, как там, кто замуж вышла, кто женился, у кого дети родились.

А здесь – я не знаю – особенная милость на вашей ятре. У вас есть возможность получить этот особенный вкус, потому что то, как вы его слышите и как Махарадж вам доносит, думаю, что каждый из вас почувствовал так, как будто он там оказался, как будто он был свидетелем этих всех игр. Это особенный нектар. В этом разница между тем, когда вы сами будете читать книги Шрилы Прабхупады, – кришна-лилу, – и когда вы их услышите от вайшнава, когда вы услышите от того, кто вам передаст свой опыт, свои переживания и реализации. Поэтому я очень счастлив, что я оказался здесь в вашем обществе и вместе с вами слушаю о лилах Господа. Спасибо большое.

ГОВОРИТ ДАЯВАН ДАС (Москва): Харе Кришна. Я вдохновился, слушая на рефлексии преданного, который говорил, что всё что я услышал, увидел – я с собой забираю. Я подумал, что фестиваль наш называется «Прити-лакшанам», и в действительности любой фестиваль, где собираются вайшнавы это «Прити-лакшанам», где мы собираемся, обмениваемся той любовью, которую мы почувствовали, которую мы хотим в своём сердце пробудить. И обмениваясь этой любовью, мы наполняем свои сердца и забираем эту любовь туда, и делимся.

И я вспомнил, что не так давно я услышал интересную вещь, – что существует три категории людей. И первая категория – это люди, которые не получили любовь в своей жизни. Так получилось, так обстоятельства сложились, что они не дополучили или вообще не получали любви никакой. Эти люди, они скептически относятся к любым законам, к любым правилам, к любым наставлениям. Они не умеют заботиться о других людях, они не умеют дружить, они не доверяют любви, – хотя больше всего они нуждаются в этой любви. Они с готовностью принимают эту любовь, – и всё остальное они не понимают, всего остального нету для них.

Есть вторая категория людей – люди, которые немножко соприкоснулись с этой энергией любви. Эти люди, они чувствуют какую-то благодарность, потому что они получили что-то от этой жизни. И поэтому этим людям нравится следовать наставлениям, следовать каким-то законам, правилам. Эти люди очень сильно нуждаются в том, чтобы научиться служить. Их потребность это – просто научиться служению. Они хотят научиться служению людям, которые окружают их.

И третья категория людей – это люди, чьи сердца наполнены любовью. Это люди, которые получали, получают и будут получать любовь. И эти люди, их единственная потребность, это просто раздавать эту любовь. Эти люди живут для того, чтобы заботиться о других, для того, чтобы нести людям то, что у них есть в сердце. И эти фестивали «Прити-лакшанам», это как раз то место, где мы наполняемся этой любовью, собираемся вместе, наполняем свои сердца любовью. И у нас остаётся только одно желание, – нести эту любовь другим, делиться этой любовью, служить всем. В этом смысле, эти фестивали очень важны, они нужны всем нам, поэтому я хочу приезжать, – всегда участвовать в таких фестивалях подобных вайшнавских. Там где собираются вайшнавы, там «Прити-лакшанам». Мы должны стремиться такие фестивали организовывать, приходить сюда. Спасибо всем преданным, за то что вы пригласили меня сюда, терпели три дня. Харе Кришна!

ГОВОРИТ ВАТСАЛА ДАС (Москва): Хотя мы и можем говорить непреданным о Кришне и пытаемся это делать, но много им не скажешь. И тем более рассказать, что Бог, Он мальчик и Он поднял холм Говардхана мизинчиком – они не поймут этого. И даже язык не поворачивается им об этом сказать. Я думаю, что не с этого мы начинаем проповедовать, правильно? Поэтому услышать о том, что Кришна прекрасен, возможно только в обществе вайшнавов. И вот если бы не вы все, то у нас бы не было… Ну я бы точно, Махарадж бы мне точно три дня не рассказывал бы про Говардхан. (аплодисменты)

Если нет слушателей, подготовленных и принимающих, кришна-катха невозможна. И проповедники не будут так делать – это же оскорбление (проповедовать не верующим). Но так как есть верующие, обладающие верой, то возможно, чтобы Кришна проявлялся и «Шримад-Бхагаватам» проявлялся. И я слушал лекции и отмечал, каким очищающим… Мы часто говорим, что кришна-катха очищает, но как это выглядит «очищает», что значит «очищает»? «Очищает» означает, что я начинаю видеть то, что раньше я не видел. И я увидел, как в моём сознании происходят операции разные. Вот сказали: «Вот смотри, вот видишь, это вот – это твоя гордость. Помнишь?» – помню. Я раньше не видел! И вот то, что йогам необходимо многие-многие жизни очищение, – просто попадая в поток кришна-катхи, с верой внимая кришна-катхе, мы можем менять своё сознание. Прямо вот видно, ощущая ощущения, – знание расширяется. Что мы привлекательны, то что мы называем самим собой, материальным самим собой – это анартха, это нехорошо, так нельзя.

И мне вот как-то повезло, – я вообще не планировал быть здесь. Чудо просто! Мне позвонили и как-то вот здесь оказался. По-моему не за что, – милость, беспричинная милость. И я не жалею, а только рад, что попал сюда, – в общество вайшнавов которые могут побудить чистых преданных говорить о Кришне. Это очень важно, что есть такая аудитория, которая восприимчива к кришна-катхе. Без этого кришна-катхи не получилось бы. Спасибо вам за вашу веру. Мне очень приятно было слушать. Харе Кришна.

БВГМ ЧИТАЕТ ПИСЬМА: Невыразимо огромное спасибо, огромная душевная благодарность всем вам – тем, кто проявлял для нас духовную реальность. Отдельно огромное спасибо за семинар по святому имени. Святое имя ожило. Я пишу, как я благодарен Даявану прабху. Пожалуйста, примите все наши поклоны, приезжайте обязательно, иначе нельзя. Последнее благословение от матаджи: «Желаем вам толковых искренних учеников и внимательных слушателей». Харе Кришна.

ГОВОРИТ БВГМ: Я тоже очень благодарен за эту возможность – говорить о Кришне. В конечном счёте, для нас сейчас это садхана. Садхана – это то, что мы делаем в какие-то определённые периоды нашего времени. То что не обязательно ещё стало реальностью нашего сердца, – то, что мы хотим чтобы оно стало реальностью нашего сердца. Преданные говорили об этом. Адити-духкхаха прабху сказал, что нужен как бы особый повод для этого. Но всё это, в конце концов, должно привести нас в другую реальность – в ту реальность, в которой это перестанет быть садханой, а станет проявлением нашей естественной природы. Когда в сердце есть только любовь, – любовь к преданным, любовь к Кришне, – то кришна-катха становится естественной. И всё то, что мы говорим, становится кришна-катхой. Сейчас кришна-катха – это что-то, что мы делаем в какие-то определённые периоды времени. Но мы должны понимать, что когда мы достигнем совершенства в этом, то каждое наше слово станет кришна-катхой, – каждое слово станет песней (звуком, с помощью которого мы прославляем либо вайшнавов, либо Кришну). И это самое счастливое состояние. На самом деле человек становится необычайно счастливым, когда он прославляет других, – он занимает своё естественное положение где-то сбоку, и он в центр ставит преданных, Кришну (всех тех, кто связан с Кришной).

Я очень рад, что у нас был этот фестиваль. И я надеюсь, что он повторится ещё много-много раз, и что традиция эта сохранится. И особенно я рад, что на этот фестиваль приезжают такие замечательные преданные, которым есть чем поделиться. К сожалению, очень часто у нас бывает так, что в силу такой регламентируемой природы нашей кришна-катхи, кришна-катха превращается в какой-то наполовину обряд, наполовину… – я даже не знаю, как это сказать, – что-то, что мы должны делать или ещё как-то. Очень часто такое бывает на лекциях по «Шримад-Бхагаватам». Особенно, когда лекции по «Шримад-Бхагаватам» каждый день должны идти. И человек садится на вйасасану и очевидно совершенно, что ему нечего сказать, но говорить нужно и нужно заполнить это пространство в 40 минут. И он выдавливает из себя что-то, и он делает вид, что он говорит о Кришне, все делают вид, что они слушают о Кришне.

Но я очень счастлив, то что вайшнавы, которые находятся здесь, – им действительно реально есть что сказать о Кришне. Я знаю Ватсалу прабху много-много лет. И он может говорить о Кришне в любых аудиториях. И он всегда находит какие-то живые, яркие краски для этого. То есть видно, что это не просто некая, заученная, какая-то история – это что-то, чем живёт человек.

Адити-духкхаха прабху… Ну об этом даже говорить не стоит много – когда он начинает петь о Кришне, сразу разверзается какое-то измерение новое. И мы с вами пели: шри говардхана махараджа. (парадирует Адити-духкхаху прабху; смех, аплодисменты) И восторг от одного этого слова!.. Даже не понятно, о чём речь, но восторг всё равно пришёл, – всё равно знаешь, что это что-то что исходит из просто желания прославить Говардхан.

И Даяван прабху – он живёт настоящей глубокой духовной жизнью. И я что хочу сказать, – что на самом деле нам очень повезло, что такие люди есть. В духовных обществах, или в религиозных каких-то группах, те люди, которые стоят во главе, очень часто становятся профессионалами своего дела. Во Вриндаване есть даже школа, где людей учат, как нужно проводить кришна-катху: какую песню спеть, в какой момент, какую историю когда рассказать, какой анекдот когда рассказать, как людей рассмешить. Шрила Прабхупада очень сильно осуждал таких людей, – профессиональных чтецов «Шримад-Бхагаватам», – которые делают это очень красиво. У них обычно музыкальные инструменты, всё, – но при этом они не живут этим. Для них это способ заработать на жизнь.

Все люди, которые здесь собрались: Даяван прабху, Адити-духкхаха прабху, Ватсала прабху, – они живут этим. И сознание Кришны становится живим, и поэтому мы можем получить какой-то живой опыт, – не просто оставаться на уровне веры, которая застывает, в каком-то таком мёртвом состоянии и никуда не развивается, – оно может приобрести жизнь здесь.

Поэтому единственное, что я хотел сказать, это то, что я очень счастлив, что эти преданные есть здесь. И я уверен, что Шрила Прабхупада очень счастлив. Шрила Прабхупада – я говорил сегодня о нём – он принёс и сделал что-то невероятное. И то что он открыл людям, невозможно описать. Сознание Кришны, которое было всегда и всегда оставалось, – но оно как-то оно покрылось какой-то коркой непонятно чего, стало каким-то таким музейным экспонатом, – Шрила Прабхупада дал этому жизнь. И мы здесь для того, чтобы приобщиться к этому источнику жизни. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад в последний период своей жизни… Врачи часто запрещали ему говорить. Он болел – когда он говорил, он очень воодушевлялся, сердце его начинало учащённо биться, врачи говорили: «Вы умрёте. Вы умрёте. Вы умрёте», – он говорил… Когда ему запрещали говорить кришна-катху, он говорил: «Лучше я умру, но я буду говорить кришна-катху. Потому что тот, кто говорит кришна-катху, тот живёт».

Мы знаем эти слова Бхактивиноды Тхакура – то что вайшнав продолжается в звуке. Жизнь вайшнава – в звуке. В звуке прославления Кришны. И нам нужно очень хорошо понимать, что мы хотим ожить. Люди в материальном мире, они не живут, – они спят. Они механически реагируют на всё…

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы