Семинар «Карма и ягья», лекция 1

Семинар «Карма и ягья», Израиль, 2007 г. (Диск 88, л. 9)

Аннотация:

«Бхагавад-гита» – букварь духовной жизни, объясняющий, каким образом снова синтезировать свое «я», воссоздать целостность своего «я», и как благодаря этой целостности обрести силу.

Подвижность кармы – это хорошо или плохо?

Психологический цикл кармы: самскаравасанавритти.

Работать со своей кармой = изучать то, каким образом работает наш ум, сознание, мысли — вритти. Изменить вритти = изменить карму.

Адришта – внешний аспект кармы, существующий на информационном уровне.

Эмоциональная вовлеченность – главный фактор глубины самскары. Медитация, созерцание – отстраненное восприятие реальности, не оставляющее самскар.

Карма – это эгоистический цикл моего ложного эго. Избавиться от ложного эго, устранить все, что мешает мне жить в соответствии с полным потенциалом, заложенным в  моей душе, избавиться от ложных алгоритмов поведения и проявлять в полной мере любовь = уничтожить карму.

Все методы воздействия на карму – это методы воздействия на ум, позволяющие успокоить его и подняться над гунами невежества и страсти.

Три вида кармы: апрарабдха, прарабдха-карма, крияман-карма.

Фундамент кармы – ложное эго, фундамент ложного эго – невежество.

Три аспекта любого действия или события: адхибхаутика, адхидайвика, адхьятмика.

Жертвоприношение – символ сжигания кармы. Человек, который не совершает жертвоприношения, не может быть счастлив. Вся жизнь человека должна проходить в духе жертвоприношения и самоотдачи, и учиться этому надо на маленьких вещах.

***

Я хотел бы, чтобы мы сначала произнесли мантру из Упанишад. Это традиционная система: перед тем, как люди обучаются, чтобы обучение прошло успешно, они произносят эту мантру. Я сейчас запишу ее, чтобы вам было легче ее произносить, или, может быть, вы ее знаете?

сахана вавату сахана бхунакту  сахавирйам карававахеи

теджйасви на вадитамасту ма видвишавахеи

Ом шанти шанти шантих

Окей. Это – мантра из «Чхандогья-упанишад» и «Нараяна-упанишад». Сейчас ее споют сначала, а вы послушайте, и потом мы вместе произнесем ее.

(проигрывается аудиозапись)

Смысл этой мантры – это просьба, чтобы нам дали силу, чтобы нас защитили. Сахана вавату – дайте нам защиту, сахана бхунакту – дайте нам процветание. Сахавирьям карававахеи – дайте нам силы для того, чтобы действовать. Теджйасви на вадитамасту – сделайте так, чтобы у нас была энергия для того, чтобы действовать, и ма видвишавахеи – и чтобы зависть, которая живет в нашем сердце, не мешала нам. И дальше ом шанти шанти шантих – это молитва о спокойствии, об умиротворении, о защите от трех видов страданий, о которых мы чуть позже поговорим. Давайте вместе, в унисон с магнитофоном ее произнесем.

(проигрывается аудиозапись)

Будем считать, что церемонию мы совершили.

Как я уже сказал, то, о чем я буду рассказывать в этот раз, в каком-то смысле является продолжением того, о чем я рассказывал в прошлый раз. Поэтому сегодня для тех, кто не был в прошлый раз, я вкратце повторю содержание предыдущего семинара, и внесу туда некие новые вещи, которые вооружат нас необходимым методическим материалом. В этот раз я постараюсь, чтобы семинар был более практичным – в прошлый раз я давал по большей части теорию, хотя эта теория сама по себе несет очень глубокий внутренний заряд. В этот раз я постараюсь в большей степени давать какие-то методики, которые позволят нам применить это знание в жизни.

Те, кто был в прошлый раз, помнят, а те, кто не был, могут послушать записи этого семинара: я в основном рассказывал о «Гите». Все мои семинары, так или иначе, связаны с этой книгой, и это была некая смесь материалов «Бхагавад-гиты» и «Йога-сутр» Патанджали, где объясняется философия йоги. Хотя обе эти книги имеют самое непосредственное отношение к йоге, подход у них разный. Я в прошлый раз рассказывал, что «Гита» – это букварь духовной жизни человека. «Гита» объясняет, с какими проблемами человек неминуемо сталкивается, когда он вступает на духовный путь. Сегодня нам рассказывали об этом. Толик рассказывал нам об этом – как человек принимает божественную любовь и начинает пользоваться этой философией в ссорах со своим мужем. (смех) Но мы все знаем, что легко сказать – «божественная любовь». Сколько раз мы говорили: «О, божественная любовь!» Гораздо труднее этот идеал реализовать на практике. Гораздо труднее действительно последовательно жить в соответствии с этим идеалом. В сущности, «Гита» имеет дело именно с этим: «Гита» объясняет, как человек, столкнувшийся с проблемами, понимает, что для решения проблем ему нужно принять духовный путь, ему нужно воспользоваться духовными методами. Эти методы могут по-разному называться – одно название «божественная любовь» можно по-разному называть. Он сталкивается с какими-то проблемами, с какими-то неприятностями в своей жизни и ищет духовных решений, так как разочаровывается в материальных решениях. Вы все здесь находитесь по одной простой причине: потому что, так или иначе, вера в материальные решения была подорвана, так? Сколько материальных решений существует в этом мире? Очень много, и, на первый взгляд, они очень эффективны, но потом они оборачиваются прямой противоположностью. При этом, несмотря на то, что есть начальный импульс: «я хочу разрешить все свои проблемы, не какую-то часть своих проблем, не какой-то кусочек, я хочу, в конце концов, положить конец всем своим проблемам» – несмотря на этот импульс, человек очень быстро ощущает, что есть какие-то тормоза, которые тянут его назад. Тормоза, которые постоянно заставляют все возвращаться на круги своя. Он внешне принимает какую-то философию, какую-то терминологию, а внутри остается тем же самым. Об этом нам тоже очень хорошо рассказали – что до этого мы тоже называли всех «дураками» и «идиотами», но в лицо. Теперь мы делаем все то же самое, но в сердце своем. (смех) Это только одна из проблем. Мы можем увидеть, что некая основа, которую мы хотим поменять, очень трудно меняется. Мы ее растягиваем, растягиваем, растягиваем, но стоит нам ее чуть-чуть отпустить, и она как резинка – пух! – и снова все вернулось. Карма! Рами большой специалист по этому вопросу – он может вам карту нарисовать и объяснять, в чем дело.

 Так вот, «Гита», с одной стороны, очень ясно описывает эту проблему. С одной стороны, она объясняет, почему это происходит, с какими препятствиями сталкивается человек в своих духовных поисках. «Гита» также дает решение. В прошлый раз я по большей части объяснял собственно проблему, в этот раз я постараюсь в большей степени говорить о решении. Если честно, я немного робею, потому что… по многим причинам. Обычно я привык общаться с аудиторией, мне легко говорить, но в этот раз я робею, потому что я не очень уверен, насколько вы готовы услышать то, что я хочу вам сказать. Но я верю в вас, и поэтому, в конечном счете, я скажу то, что я хочу сказать. Это, в сущности, признак уважения: я не буду разбавлять что-то, идти на какие-то компромиссы – я расскажу вам то, что говорится в «Гите», то, что говорит йога-шастра, то, что говорят другие священные писания. Я попытаюсь объяснить вам, почему именно это решение, несмотря на то, что оно иногда может показаться не совсем тривиальным, является подлинным решением.

Я рассказывал в прошлый раз, что в результате материальных привязанностей (а речь идет о материальных привязанностях: почему человек все время возвращается назад? Именно потому, что у него есть материальные привязанности!) происходит расщепление нашего эго. Вы все наверняка слышали об этом – о том, что проблема наша часто называется «ложным эго», ложным «я» человека, ложным отождествлением человека с тем, что он на самом деле собой не представляет, чем он не является. И проблема материальных привязанностей приводит к тому, что наше ложное эго расщепляется на множество кусочков. Человек, в сущности, не знает, кто он. Мы все сталкивались с этим, когда мы в одних обстоятельствах действуем по-одному, в других обстоятельствах мы действуем по-другому. Мы толком не знаем, кто я – именно потому, что мы отождествили себя с материальным телом и со множеством ролей, которые нам приходится играть. Мы играем разные роли: сегодня я играю одну роль, завтра – другую; в одном обществе я играю одну роль, в другом – другую. По сути дела, вкратце, если говорить одной формулой, одним афоризмом, то «Гита» объясняет, каким образом снова синтезировать свое «я», каким образом воссоздать целостность своего «я», и каким образом благодаря этой целостности обрести силу. Наше расщепленное «я», когда мы раздали себя по разным материальным привязанностям, по разным каналам, приводит к тому, что мы слабеем здесь – мы испытываем различные неприятные психологические реакции, страх и множество других вещей. «Гита» объясняет синтез, путь синтеза своего «я». Она воссоздает «я» в его изначальной полноте и силе, она объясняет, что конечная природа нашего «я» духовна, и это духовное, целостное «я» обладает бесконечной силой. В этом, собственно, и заключается вся философия, вся суть «Бхагавад-гиты».

Все эти проблемы, все материальные привязанности, которые  возникают у человека, как мы много раз слышали, являются результатом кармы. Опять же, в самом общем случае: проблема, которая у нас есть, называется кармой, или нашими прошлыми поступками, которые сформировали наше грубое и тонкое тело. Карма приводит к тому, что возникает наше тонкое тело, состоящее из ума, разума, и ложного эго, и наше грубое тело. Астрология очень хорошо объясняет это. Если человек хорошо знает астрологию, он, в сущности, может даже сказать, какие поступки в прошлой жизни совершал человек, в результате чего его грубое тело, его тонкое тело – его ум, психология, психика – именно такая, а не иная. Все проблемы коренятся в этом. Психологи изучают проблемы тонкого тела, медики лечат грубое тело, но, в конечном счете, нужно лечить нашу карму. В конце концов, нужно найти корень всех проблем, и попытаться излечить карму.

Карма, как я уже сказал, это очень непростая вещь, потому что от нее не так легко избавиться. Грубое и тонкое тело, или карма, в соответствии с философией йоги, определяет четыре вещи:

1)      Первое – это форма  нашего тела, грубого и тонкого. В соответствии с философией йоги, есть 8400000 видов воплощений, которые может принять духовная искра, душа.

2)      Карма определяет продолжительность жизни. Те люди, которые хорошо знают карму, могут посмотреть на ваши ладони или на ваш лоб, или на вашу карту, и сказать: «Вы будете жить столько-то». Если восьмой дом в вашем гороскопе испорчен, если, так или иначе, что-то плохое там произойдет, то это может привести к тому, что жизнь ваша будет очень короткая. И наоборот.

3,4) Карма определяет также наслаждения и страдания человека, то есть опыт, который человек получает в этой жизни.

 В сущности, всего четыре вещи, и из этих четырех вещей вся наша жизнь складывается. Все это – результат кармы. И тут есть множество хорошего. Если бы карма определяла только это, то она бы была очень хорошей вещью. Есть люди, которые считают, что жизнь хороша при любых обстоятельствах, есть и те, которые считают, что жизнь плоха при любых обстоятельствах. И те, и другие неправы. Есть карма, и карма составляет проблему, и мы с вами будем пытаться на этом небольшом семинаре пытаться понять, как решить эту проблему.

Люди, которые исповедуют философию кармы, очень часто приходят к фатализму. Они думают, что все предрешено. Слышали такую философию? Все равно все предрешено, у нас есть карма, ничего не поделаешь.  Карма у меня такая, вот такой я, ничего с этим не сделаешь. Но в «Бхагавад-гите» Кришна прежде всего объясняет, что карму можно изменить. Фатализм неправилен. Есть карма, и карма предопределяет многие вещи, но карму можно изменить к лучшему. Более того, каждый человек просто обязан изменить свою карму к лучшему. Несмотря на то, что эти вещи предопределены, человек может увеличить продолжительность своей жизни. Кто-то хочет увеличить продолжительность своей жизни? Не стесняйтесь! (смех) Йоги занимаются этим – йоги с помощью пранаям увеличивают продолжительность своей жизни очень сильно. Йоги могут предопределить свое будущее воплощение – они могут узнать, кем я рожусь; они могут родиться где-то в хорошей стране, им не нужно будет эмигрировать куда-то, из одной страны в другую. Ну и так далее. Суть в том, что карму можно улучшить.

Но название этого семинара не случайно не «Как улучшить карму?». Как улучшить карму вас будут учить другие. Я буду вас учить, как сжечь карму, как, в конечном счете, положить конец всем проблемам, которые у нас есть, и приобрести некую форму существования, которая не порождает карму, которая освобождает человека полностью от этого груза кармы. И это, в общем-то, не так просто. Я уже говорил, что очень часто мы пытаемся изменить свою карму, но ничего не получается. Мы много слышали советов, особенно на фестивалях и на семинарах. Я хочу задать вам один нескромный вопрос. Вы все слушали много замечательных семинаров. Кто все это знание применяет в своей жизни? Поднимите, пожалуйста, руки! (смех) Часто бывает так, что человек приезжает на какой-то семинар, он воодушевляется очень сильно, но потом он возвращается к какой-то своей прежней жизни, и все возвращается на круги своя. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто испытывал это в своей жизни – когда он слышит, у него что-то внутри шевелится, а потом все опять возвращается?

– Частично! (ответ из зала)

Частично? Правильно, то есть вы уже на правильном пути. Там есть картинка на плакате, где сидит йог, и там бегут, бегут, бегут люди, и он им говорит: «Правильным путем бежите, товарищи!» Это про нас с вами. (смех)

На самом деле, стабильность кармы – это не такая плохая вещь. Если бы карма была слишком подвижной, слишком жидкой, если  бы ее слишком легко можно было менять, то в этой жизни ничего нельзя было бы предсказать. Если, предположим, человек услышал что-то, и сразу же он мог бы свою карму поменять. Представьте себе такую ситуацию. Было бы полное безумие  в этом мире. Вы сегодня встретились с одним человеком, а завтра он уже другой, нет его уже – он совсем другой. То есть, карма должна быть стабильной, некая стабильная компонента должна быть в карме. Есть множество притч, которые описывают эту стабильность кармы – почему карму так трудно поменять. Есть знаменитая причта про одного джина. Какой-то неграмотный человек вызвал джина, джин быстро исполнил все то, что он хотел, и потом он прибежал к нему, и говорит: «Давай еще что-то, иначе я тебя съем!». Тот дал ему еще заданий – джин опять прибежал через несколько минут: «Давай еще что-то!» Он дал еще. В конце концов, он прибежал к человеку, который научил его, как вызывать джина из бутылки, и спрашивает его: «Что мне сказать джину, когда он через минуту снова прибежит ко мне и спросит, что ему делать?» Тот сказал: «Очень просто! Отруби хвост у дворняжки, и попроси джина расправить этот хвост. Когда он справится с этим – пусть приходит к тебе!» Джин не справился. Этот хвост дворняжки – это что? Это наша с вами карма: мы пытаемся его расправить, а он снова возвращается на круги своя. Но, тем не менее, в Ведах и других священных писаниях есть очень могущественный арсенал средств, которые помогают все проблемы решить, которые помогают от кармы избавиться.

Собственно, в этом семинаре я буду конкретно разбирать эти средства, эти методы, и пытаться вооружить вас этими способами, с помощью которых человек может поменять свою карму. Но, прежде чем мы перейдем к ним, я хотел бы еще раз напомнить вам то, о чем я рассказывал в прошлый раз, объяснив цикл кармы – каким образом карма действует. Карма – это не что-то мистическое. Хотя там есть некий мистический элемент, некий невидимый элемент, и о нем я тоже сегодня скажу, но карма – это очень простая вещь. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто был на прошлом семинаре. Примерно одна треть… Тем более! Карма – это что такое? Как переводится красивое санскритское слово карма на русский язык? Действие. Я действую. Когда человек действует, ради чего он действует? Какие у человека две основные цели, которые он преследует, когда он действует? Да. Получить удовольствие. Еще какая? Да, совершенно верно, избежать боли. Очень просто, это все знают. Избежать страданий, избежать боли. Это – два основных мотивирующих фактора, которые стоят за кармой. И когда человек, вооруженный такой мотивацией, такой психологией действует, то в его сознании остается след: я хотел действовать для того, чтобы получить какое-то удовольствие, получить наслаждение, какой-то опыт, испытать что-то – и я получил этот опыт. Это может быть какой-то негативный опыт – опыт боли, страдания. Этот след на санскрите называется самскара. Все психологи изучают природу самскар, или сознание человека со всеми следами и шрамами, которые остаются в нашем сознании. Самскара – это не что иное, как память о каких-то действиях, которые приводили к некоему опыту, или ощущению. Я когда объяснял это, сравнивал это с фотопленкой. Сейчас фотопленок уже нет, но наверняка все еще помнят, каким образом это работало: на фотопленке оставался какой-то след, след, который не был даже проявлен. Бо́льшая часть самскар хранится в нашем подсознании, они даже не проявлены, они копятся там. Но, тем не менее, именно эти самскары формируют нашу личность. Любой психолог знает, что есть люди, которые родились ни с того, ни с сего с боязнью, например, огня, или еще какими-то врожденными маниями, фобиями. Это все – проявление самскар.

Другой способ изучения самскар – астрология. В сущности, астрология объясняет те самскары, которые проявляются, и это – следующий цикл, вернее, следующее звено этого цикла. Когда мы действуем, эти действия оставляют следы в нашем сознании, и наше сознание похоже на пленку – там множество этих самскар, которые хранятся в непроявленном виде. И когда душа рождается, она не рождается чистой: она рождается с определенным количеством самскар, которые в этом воплощении должны проявиться. Это называется васаны. Тут, в подсознании, хранится огромное количество различных впечатлений. Самскара по-русски значит «впечатление», «память» — о каких-то прошлых действиях, о прошлом опыте. По механизму кармы, который очень трудно, практически невозможно понять до конца, какая-то часть этих самскар должна актуализоваться. Из всего огромного количества самскар, впечатлений, какие-то актуализуются, и они составляют карму нашей нынешней жизни, и эта карма называется васана. Васана буквально значит «склонности человека». Склонности, тенденции, способности человека, желания человека. Каждое действие порождает в нас новое желание – либо получить удовольствие, которое мы уже испытали, либо избежать боли, которую я также испытал. Собственно, это – то, что изучает астролог. Когда астролог говорит, что у вас Марс находится, например, в четвертом доме, то это что значит? Мы все – ученики Рами. Если Марс в четвертом доме находится, это что значит?

(ответы из зала, не слышно)

То есть, каждая планета – это в каком-то смысле символ нашей прошлой кармы, которая должна актуализоваться в этом воплощении. Мы рождаемся для того, чтобы реализовать какие-то желания. Не все желания, которые у нас есть, но определенные. Эти желания всплывают у нас в соответствии с астрологическими периодами. Если это период Марса, то мы вдруг замечаем, что мы очень агрессивны. Если вдруг Марс меняется на Венеру, то мы вдруг замечаем соответствующие изменения не только в своей психологии, но и в физиологии. Венера начинает действовать на нас, и, соответственно, человек становится очень любвеобильным – он начинает исповедовать философию божественной любви (смех). Так или иначе, астролог может прочитать эти васаны. Он может прочитать какие-то тенденции, он может объяснить вам вашу психологию. Он может объяснить, каким образом карма будет разворачиваться, потому что карма – это, в том числе, и некая развертка во времени. Астролог может объяснить, что такие-то тенденции будут проявляться в этот период, такие-то тенденции – в другой период. Если у вас период Раху, у вас будет склонность общаться с людьми низкого происхождения. Хотите вы или не хотите, эта склонность проявится. Ну и так далее. Я не специалист в этом вопросе, я в этом ничего не понимаю, я просто изображаю из себя что-то.

Васаны – это, собственно, моя личность, сформированная моими прошлыми поступками. Отчасти – моими поступками в этой жизни, но, в основном, какими-то прошлыми поступками. Как я уже сказал, это достаточно стабильная вещь, ее очень трудно поменять.

Далее, эта васана в нашем сознании превращается в то, что на санскрите называется – простите меня, что я злоупотребляю санскритом, но, на мой взгляд, это важно, чтобы сохранить некую точность, или научность – все это превращается во вритти, или образ мыслей. Наши склонности, тенденции, способности, желания на внешнем уровне превращаются в мысли. Причем, в какие мысли? Как они связаны друг с другом? Все эти вещи до какой-то степени связаны друг с другом. Как человек обычно думает о себе? Правильно, в общем положительно. «В общем, я ничего. В общем, у меня все хорошо!» Вритти – это образ мыслей, который оправдывает нашу карму, который объясняет нам, что, в общем-то, мы хорошие, что все у нас в порядке, разве что немножко можно в себе что-то поменять. Что все остальные – это идиоты и дураки, это мы хорошо понимаем, но я хороший. У человека появляется определенная форма мышления. Более того, эта форма мышления, как правило, очень подвижна. Это – самое подвижное звено во всей цепи: у нас появляется определенный образ мыслей, определенное оправдание своим поступкам, своим действиям, своим качествам, своим желаниям. Вы заметили, что, в общем-то, мы всегда правы? Поднимите руку, кто всегда прав. Мы всегда правы, признаемся мы в этом или нет. Можете не поднимать руку, я и так знаю, что вы правы. (смех) Иногда в редкие светлые моменты человек думает «О, я был неправ!» – но всегда в прошедшем времени, и никогда – в настоящем. Сейчас я всегда прав. Постфактум я могу думать, что я что-то сделал не так,  и то – это только в том случае, если у меня есть некая самокритичность. Как правило, я всегда прав – и в прошлом, и в настоящем, и уж тем более в будущем. И этот образ мыслей, оправдывающий нас, формирующий нашу форму поведения, взаимодействия с этим миром, является, как я уже сказал, самым подвижным звеном в этой цепи, но он приводит к тому, что человек начинает действовать определенным образом, и цикл замыкается. Есть некий замкнутый цикл, или цикл кармы, когда человек воспроизводит свою личность, свои склонности в своей деятельности, в своей жизни, и, как я уже сказал до этого, это очень турено поменять. Это очень устойчивая и стабильная структура. Тем не менее, есть одно слабое звено в этой структуре. Какое? Вритти. Да, так как оно самое слабое, самое динамичное, самое подвижное, эта вещь подлежит изменению. И для того, чтобы работать со своей кармой, человек должен, прежде всего, изучать то, каким образом работает его ум, его сознание, каким образом работают его мысли, вритти. Я буду говорить немножечко и о других вещах, о других циклах этой цепи, о других ее звеньях, но в общем уже понятно. Йога и любые другие методы имеют дело, в основном, с этим звеном. В сущности, когда мы слушаем семинар, то в чем эффективность семинара? Именно в том, что человек – лектор – пытается поменять что? Да, образ наших мыслей, который, в конце концов, приведет к чему? К изменению нашей деятельности, изменению нашей кармы, приведет к каким-то новым самскарам, новым васанам. Но мы будем говорить об очень радикальных вещах – о том, как всю эту штуку сжечь. Я не буду торопиться с этим, чтобы не пугать вас слишком. Рами, когда меня настраивал на эту лекцию, сказал: «Нужно первую лекцию так прочитать, чтобы все остальные пришли на все остальные лекции». (смех) Поэтому я не буду всех секретов раскрывать, но я обещаю вам, что вы услышите много нового и интересного, каким образом работать со всеми этими аспектами нашей кармической цепи.

Карма действует, как я уже сказал, по одному очень простому и примитивному механизму: карма, или наши поступки, в сущности, должны приводить к этим двум результатам: свести к минимуму наши страдания и довести до максимума наши наслаждения. Этот механизм, или этот образ мыслей, присущ всем, даже животным. Я недавно читал книгу по древнегреческой философии, где рассказывалась история-притча про Фалеса. Очень любопытная притча, которая объясняет, что даже мулы действуют в соответствии с этим законом. История простая: у хозяев был мул, и они этого мула нагружали большими, тяжелыми мешками с солью. Мул шел, шел с трудом куда-то, его погоняли, а он нес этот мешок с солью. Однажды, переходя через реку, он поскользнулся и упал, и, так как мешок с солью туда упал, часть соли растворилась, и когда он встал, он почувствовал – ему легче стало. Так этот мул всякий раз, переходя через реку, специально подсказывался и падал! (смех) То есть, этот мул также действовал в соответствии с тем же самым законом, правильно? Ему хотелось больше наслаждения, избежать каких-то страданий, и он понял, как ему нужно действовать, какой кармой ему нужно заниматься. Он знал, что когда река – нужно поскользнуться.  Хозяева никак не могли додуматься, как же его от этого отучить: мул глупый, ему нельзя лекцию прочитать, что это нехорошо. Никак они не могли отучить его. Они пришли к мудрецу, и спросили: «Дорогой мудрец, как нам отучить мула от этого?» Мудрец дал мудрое решение, которое, в общем-то, является решением, к которому мы часто прибегаем в своей жизни. Мудрец сказал: «В следующий раз нагрузите его не солью, а шерстью!» Мула нагрузили шерстью, обрадованный мул добежал до реки, бухнулся – а груз стал гораздо тяжелее. Это отучило мула действовать, как ему хотелось. Дурацкая история, но, с другой стороны, она объясняет, каким образом действует человек. Точно так же мы воспитываем детей, когда пытаемся приучить их к чему-то, пытаемся дать им конфетку, если они что-то хорошее делают, и наказать, если они делают что-то плохое. Мы, в сущности, пытаемся так или иначе задействовать этот механизм кармы, или основную мотивацию, которая есть у нас: желание увеличить до максимума наши наслаждения и свести к минимуму наши страдания. Но, еще раз: это всего лишь полумеры.

Мне хотелось здесь, в данный момент, сказать две вещи, о которых я не говорил до этого. Это – чисто психологический механизм кармы, который описывает «Йога-сутра», или «Йога-шастры». Также они говорят, что помимо того, что происходит с нашей психикой, любое наше действие помимо того, что оно влияет на нашу психику, имеет еще один очень важный эффект. Этот мистический эффект называется адришта. Когда человек действует, то, помимо обычного, простого психологического механизма, который я описал здесь, происходит еще нечто более мистическое. Каждое действие откладывает некий информационный блок в информационной сфере, в которой мы живем. Вернадский называл ее ноосферой. В ведических писаниях нет точного эквивалента понятия ноосфера, но, в сущности, адришта буквально значит «невидимая». Она имеет непосредственное отношение к ноосфере: каждый наш поступок откладывает в информационной сфере – а мы живем не просто в атмосфере воздушной, мы живем в информационной сфере, где любое действие представляет собой некую информацию – оставляет эффект еще там. Помимо того, что наша карма, или действие, оставляет след в нашем сознании, наша карма, или деятельность оставляет след вовне. Этот невидимый след вовне, отпечаток вовне рано или поздно вернется к нам извне. Есть карма, которая действует внутри, в нашем сознании, и есть также кусок кармы, или часть кармы, которая начинает воздействовать на нас извне: я причинил кому-то боль, и я забыл об этой боли; потом, через много-много лет, вдруг это пришло ко мне в каком-то виде. Если я столкнусь с каким-то мудрым человеком, он может подсказать мне это, или даже найти где-то глубоко в дебрях моей кармы, моей прошлой деятельности, моей прошлой жизни какой-то поступок, который привел к страданиям, вернувшимся ко мне извне.

Это – первый очень важный момент, который мне хотелось сегодня осветить: то, что есть два аспекта кармы нашей. Первый – внутренний, психологический аспект кармы, очень понятный. Тут, в общем-то, нет ничего мистического – это все очень просто и очень понятно, за исключением, конечно, вот этой связи, которая подразумевает веру в воплощение души, но я думаю, что это тоже достаточно логичная вещь, потому что понятно, что человек рождается не просто так, он рождается по какой-то причине и с каким-то запасом, или багажом. Вторая вещь намного более, скажем так, сомнительная. Хотя тоже, конечно, на уровне здравого смысла ее легко понять, потому что мы с вами живем в некой замкнутой системе, в которой  причинно-следственные связи очень четко действуют. Если я причинил кому-то боль, то эта боль рано или поздно вернется ко мне извне в виде каких-то внешних ситуаций, внешних обстоятельств, которые, в свою очередь, так же будут причинять мне аналогичную боль. Об этом мы тоже немного будем говорить – о механизме адришты и о том, как избавиться от него.

Помимо этого, еще одна вещь, о которой мне хотелось бы сказать сейчас, чтобы методологически вооружить вас к восприятию последующего материала – как избавлять человека от кармы. Мне хотелось поговорить о вот этой связке. Это – последнее, что я скажу сейчас, перед перерывом. Скоро у нас будет небольшой перерыв, и потом будет еще какая-то часть материала.

Карма порождает самскары, или впечатления в нашем сознании. Я это еще раз объясняю для того, чтоб мы потом легче могли понять, потому что, в частности,  йога говорит, что с помощью дыхания можно уничтожить карму, и, может быть, вместо того, чтобы сидеть и слушать, вам лучше пойти и подышать там внизу. Пранаяма уничтожает карму. Мое завтрашнее занятие отчасти будет посвящено этому – мы будем делать с вами простую пранаяму, и сами будем испытывать на себе, на своем реальном опыте, каким образом эти дыхательные упражнения уничтожают карму. Но, чтобы понять, как это происходит, весь этот механизм надо очень хорошо понимать, иначе мы не поймем, как дыхательные упражнения, пранаяма уничтожает, сжигает карму.

Мне хотелось тут еще очень важный аспект объяснить, касающийся этой связки – кармы и самскары. Мой вопрос к вам: любая ли карма, любой ли поступок откладывает какие-то впечатления в нашем сознании? Любой или не любой? Правильно, любой. Те из вас, кто занимался какой-то практической психологией, также знают, что эти впечатления в нашем уме от какой-то прошлой деятельности могут быть разной силы. Какой-то человек испытал что-то, какую-то боль или еще что-то, и это оставило очень болезненный, очень сильный след в его сознании. Другой человек испытал то же самое, и практически никакого следа не осталось. Что я хочу сейчас сказать, это то, что несмотря на то, что любой поступок откладывает какой-то след, эта связь далеко не такая однозначная и далеко не такая жесткая. Вернее, она жесткая, но она, скажем так, от чего-то еще зависит. Давайте с вами вместе подумаем: от чего зависит след в нашем сознании? Механизм кармы  начинается с этого: я совершаю какой-то поступок, и в зависимости от силы впечатления, которое осталось в моем сознании, эффект, результат его – чисто внутренний, психологический – будет разный. Предположим, два человека совершили один и тот же поступок: один выкурил сигарету и другой выкурил сигарету; или, к примеру, в первый раз попробовал какой-то наркотик. Один человек практически сразу же привязался к этому, другой человек мог не привязаться. Другому человеку может понадобиться много-много раз для того, чтобы привязаться к этому. Это очень важный момент! Для того, чтобы понять, как справляться с этой проблемой, с проблемой кармы, нужно очень хорошо понимать вот эту связь: какие впечатления оставляет карма. Почему иногда впечатления сильнее, а иногда легче, как по-вашему? Да, среда, а еще что? Предположим, два разных человека совершили одно и то же действие, или оказались в одной и той же ситуации. У одного их них это оставило очень глубокий след, у другого не оставило никакого следа, или очень слабый след в его сознании. От чего это зависит? От мысли, от осознанности. Как сейчас нас научил Рами, нужно находиться здесь и сейчас. В сущности, след очень сильно зависит от осознанности, правильно. От осознанности, или от формы нашего сознания. Если у вас есть камень и воск, и вы и к камню, и к воску с одинаковой силой приложили печать – на чем останется больший след? На воске. Почему? Потому что он мягче. Так вот, наше сознание в момент совершения действия может быть либо мягким, либо жестким. В зависимости от состояния нашего сознания то или иное действие, тот или иной опыт, который мы испытываем, может оставить больший или меньший след в нашем сознании. Что значит мягкое сознание? Когда наше с вами сознание размягчается? Если я испытал что-то, и при этом я полностью вошел в это, полностью осознался, я полностью здесь и сейчас нахожусь, я испытываю максимум удовольствия, я выжимаю максимум – то сознании мое размягчается. Когда человек испытывает удовольствие, по-настоящему испытывает удовольствие, сознание его размягчается. Или наоборот – когда человек испытывает очень сильные страдания, и он в силу этого тоже находится здесь и сейчас, сознание его также становится мягким, и там остается очень большой след, иногда очень болезненный. Если я получил очень сильное удовольствие, то это удовольствие будет снова и снова толкать меня воспроизводить эту ситуацию и получать то же самое удовольствие – и так человек превращается в раба этого опыта. Эта мягкость сознания, или эмоциональная вовлеченность в то, что я делаю в данный момент, является ключом к этой связке.

Один из методов, о которых мы будем говорить в этом семинаре, называется медитация, или созерцание. Созерцание означает некоторое отстраненное восприятие деятельности, отстраненное переживание опыта, который я переживаю. Этот опыт, не смотря на то, что он очень полный и очень сильный, не оставляет самскары, такого жесткого отпечатка в моем сознании.

Это – несколько предварительных замечаний, которые мне хотелось сделать перед тем, как мы непосредственно перейдем к более практической части. Это – некая теоретическая часть о механизме кармы. Я в двух словах повторю. Здесь изображен психологический цикл кармы, или то, каким образом карма влияет на нашу психику. Для изучения этого влияния есть множество различных дисциплин – астрология, психология… Чего только нет! Все они, в сущности, находятся в пределах вот этого цикла. Астрология также отчасти рассматривает другой аспект кармы, ее  внешний аспект – каким образом наши действия или поступки откладываются, влияют на внешние обстоятельства, в которых мы находимся. В общем-то, карма, в целом, создает проблемы. Как сказал сегодня на нашей вводной встрече Рами – мы здесь для того, чтобы научиться жить по-другому, чтобы научиться любить, чтобы научиться проявлять максимальный потенциал, заложенный в нашей душе, в нашем сознании. Он нам объяснял, что значит безусловная любовь, и как сначала я должен контракт подписать на эту безусловную любовь. (смех) Но, когда я говорю об уничтожении кармы, в конечном счете я имею ввиду именно это: каким образом устранить все то, что мешает мне жить в соответствии с полным потенциалом, заложенным в  моей душе, то есть проявлять в полной мере любовь, ради которой я появился на свет, что есть высшее предназначение в моей жизни. Карма – это эгоистический цикл. В сущности, это цикл моего ложного эго. Карма заставляет нас все время подписывать контракты с разными людьми на безусловную любовь, и желательно с предоплатой. (смех) Когда мы говорим об уничтожении кармы, мы имеем ввиду именно это состояние – когда человеку перестают мешать годами сформированные привычки; привычки, которые сформировались даже не в этой – в прошлой, в непонятно каких жизнях, мои какие-то алгоритмы поведения и все остальное. Как убрать эти ложные алгоритмы поведения и каким образом проявлять себя в своей истинной, подлинной, бессмертной сущности, которая есть наша вечная природа, или природа любви? Именно об этом и будет наш семинар. Вот это в двух словах некая теория. Если у вас есть какие-то вопросы, можно задать их, если нет – мы можем сделать небольшой перерыв, и потом я расскажу следующую часть, уже более практичную.

Давайте мы, чтобы настроиться, вместе повторим мантру «Ом» три раза. Для этого закройте, пожалуйста, глаза. Постарайтесь расслабиться. Верните сознание в настоящий момент. Самый легкий способ расслабиться – это наблюдать за своим дыханием. Просто дышите и наблюдайте, как вы дышите. Теперь сделаем медленный глубокий вдох, произнося «Ом».

– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Еще раз…

– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Постарайтесь сосредоточиться на межбровье сейчас. «Ом» — это мантра, которая резонирует с аджна-чакрой между бровями. Еще раз вместе. Глубокий вдох…

   – О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Говорится, что в мантре «Ом» есть три звука – А, У и М. А непосредственно воздействует на наше грубое физическое тело. Глубокая вибрация звука А начинается с самой нижней чакры и приводит к гармонии наше грубое тело. Эта мантра приводит к гармони все три уровня нашего бытия.  В сущности, если ее повторять, то человек может разрешить все проблемы – как на грубом, так и на тонком уровне. У – это то, что позволяет привести в спокойствие наш ум. И М, или даже послезвучие от М – потому что, на самом деле, в мантре «Ом» есть еще четвертый звук, который мы не слышим и который важнее всего услышать – это так называемый бинду. Звук, который мы не слышим, но который остается после этого М, и эта вибрация М имеют духовную природу. В конце концов, через эту мантру человек переводит себя с грубого физического плана на более тонкий план – он может полностью перенести себя на духовный план. Я еще буду более подробно говорить о механизме повторения мантры, о том, что происходит при этом, позже. Это – просто короткое введение. Тем не менее, мы сразу же можем увидеть, как просто этот звук успокаивает наши вритти, или возбужденные мысли.

Проблема нашего ума – а это есть описание нашего ума – в том, что он постоянно попадает под влияние гун страсти и невежества. Ум становится очень непоседливым, очень рассеянным. Все методы воздействия на карму так или иначе должны воздействовать на ум и успокоить наш ум. Это как бы самая первое, предварительное замечание.

Мне хотелось еще немного поговорить с вами о карме, о разных разделах кармы, о том, как она описана в  «Йога-шастрах», и объяснить, что то знание, которое мы получим, далеко не такое дешевое. В «Йога-шастрах» говорится, что есть три вида кармы: апрарабдха (или санчита-карма), прарабдха-карма, и крияман-карма.

Апрарабдха-карма – это карма, скопленная в нашем сознании виде самскар, но еще не проявляющаяся. Иначе говоря, каждый из нас носит огромный запас кармы, который не будет даже проявляться в этой жизни. У нас огромный запас впечатлений, которым не суждено в этой жизни проявиться – из каких-то прошлых наших жизней, прошлых опытов. Это – непроявленная карма, или карма, которая еще не начала приносить плоды. Буквально апрарабдха-карма  – это карма, которая еще не превратилась в плод.

 Прарабдха-карма – это карма, которая уже приносит плод. В Ведах, когда объясняется карма, очень часто используется метафора семени, дерева и плода. Карма подобна семени, которое, в конце концов, приводит к плоду – к карме в виде нашей судьбы. Прарабдха-карма – это, собственно, есть васана – тут хранится вся карма в нашем уме, в нашем сознании в виде всевозможных накопленных впечатлений. На эту жизнь нам выделяется лишь какая-то часть этой кармы, которая уже начинает приносить плоды. Наше тело – это первый плод. Когда ребенок рождается, он уже рождается со своей кармой, и ее уже можно увидеть по нему – по каким-то линиям на руке, по лбу, просто по носу увидеть. Большой нос – значит, он в прошлой жизни совал его, куда не нужно, (смех) и именно эта карма сейчас проявилась. Есть разные формы чтения кармы, я вас учу. (смех) У меня есть слайд-шоу, и если у нас будет время, я могу показать, каким образом карма чисто внешне проявляется, как поступки сказываются на внешности человека. Оскар Уайльд в «Портрете Дориана Грея» очень хорошо описал это, когда каждый поступок приводил к тому, что на портрете его менялось что-то – какая-то черта появлялась, какое-то выражение лица менялось. Это – прарабдха-карма, то есть карма, с которой мы родились и которая уже приносит свои плоды.

Третий вид кармы, крияман-карма – это карма, которую мы создаем в данный момент, и которая принесет свои плоды в будущем. Это – то, что мы делаем сейчас.

Таковы три вида кармы. Любая йога ставит своей целью сжечь эту карму, прежде всего крияман-карму, то есть как сделать так, чтобы все то, что мы делаем сейчас, все наши поступки не приводили к новой карме, к новым следствиям. Прарабдха-карма – это самая трудная карма. От нее практически невозможно избавиться, потому что она уже приносит свои плоды, и мы также будем говорить о каких-то стратегиях того, как с ней общаться. Апрарабдха-карма – это еще большая проблема. Просто чтобы объяснить, насколько это большая проблема для йогов, я хотел бы рассказать – чисто в качестве некоего анекдота – тактику, которую йоги применяют для того, чтобы уничтожить апрарабдха-карму. Еще раз – это для того, чтобы показать, как это непросто. Говорится, что когда йог достигает определенного уровня, он уже  покончил со своей крияман-кармой,  он уже достиг каких-то мистических сил. Чтобы уничтожить карму, которая еще находится у него за плечами и которая рано или поздно должна привести к тому, что он снова родится, снова будет испытывать что-то, эти йоги порождают биороботов. Это – известный факт. Эти биороботы на санскрите называются нирмала-читта, или «искусственный интеллект»: нирмала значит созданный, читта – интеллект, разум. Что делают эти йоги, чтобы избавиться от своей еще непроявленной кармы? Они порождают некие биомеханизмы, которым отдают часть своей кармы, и эти биороботы отрабатывают их карму: с ними что-то случается, они очень бесстрастно к этому относятся, потому что у них, в сущности, нет сознания. И все это контролируется из одного центра. Это может показаться каким-то голливудским боевиком, но, тем не менее, это – реальность: есть некая душа, дживайог, достигший определенного уровня, и он порождает своих двойников, которым отдает кусочек своей кармы. В них самих нет самостоятельной души – это всего-навсего некие порождения его кармы, которая у него есть, и способ отработать,  избавиться от своей кармы. В какой-то момент, когда вся карма отрабатывается, этот двойник – бух! – и умирает неожиданным образом. Эта тактика, естественно, недоступна для нас, и я вас, конечно, сейчас не призываю научиться этому и не собираюсь вас учить этому. Этот пример я привел для того, чтобы объяснить, что от этой кармы не так легко избавиться. До этого мы в шутках говорили, как карма все время возвращает все на круги своя, заставляя нас действовать в соответствии со стереотипами, возникшими у нас когда-то давно. Я привел этот пример, чтобы показать, как сложно это все и настолько методика, которую предлагает Кришна в «Бхагавад-гите», гениальна, насколько она доступна для каждого человека. Сейчас я собственно перейду к этому.

Четвертая глава «Бхагавад-гиты». Я в основном буду говорить о четвертой главе, причем о нескольких стихах этой главы, где весь этот механизм объясняется, где дается краткий обзор различных способов уничтожения, сжигания кармы. Кришна объясняет, что подобно пылающему огню, огонь духовного знания может уничтожить всю карму. Это 37-ой стих 4-ой главы «Бхагавад-гиты», где Он говорит: йатхаидхамси самиддхо ‘гнир  – пылающий, яркий огонь знания может уничтожить всю карму человека. Он может полностью очистить его бытие, оставив только прарабдха-карму, то есть ту карму, которая уже породила свои плоды, но она, собственно, уже не такая большая проблема. Подобно тому, как когда горит огонь, всегда остается пепел, прарабдха-карма и есть такой пепел, который все равно остается в результате пылающего огня знания.

Четвертая глава, и вообще вся «Бхагавад-гита» посвящена этому вопросу знания. Вся эта карма зиждется, как я уже сказал, на эго, а эго, в свою очередь, имеет очень прочную основу. И что это за основа  нашего эго? Фундамент, из которого вырастает наше ложное эго, ложное «я», ложные представления о себе и своей роли в этой жизни – это невежество. В «Йога-сутрах» объясняется, что невежество подобно почве, на которой вырастают семена кармы. Семена кармы нужно куда-то посадить, и мы сажаем их в плодородную почву авидьи, или невежества. Знание – это противоположность авидьи, оно подрывает саму основу этого ложного эго и поэтому знание, в конце концов, полностью избавляет человека от кармы. То есть, если в двух словах ответить на вопрос, поставленный в заглавие семинара «Каким образом сжечь карму?», то сжечь карму можно одним-единственным образом: заменив невежество на духовное знание.

Духовное знание – это не просто набор информации. Не нужно путать, что сейчас вы получите какое-то знание – и все, дело в шляпе, вся ваша карма будет сожжена. Не так все просто! Я также буду об этом говорить –  о том, что такое знание, каким образом настоящее знание приходит и как это невежество вытесняется. В общем случае можно сказать, что мы заменяем невежество на знание.

Кришна для того, чтобы объяснить процесс сжигания кармы, прибегает к очень важной метафоре. Первую часть семинара я буду рассказывать об этой метафоре. Метафора, которую объясняет Кришна, это метафора жертвоприношения. Чтобы не писать каждый раз такое длинное слово, к тому же очень страшное (жертвы какие-то приносятся!..), я буду употреблять санскритское слово ягья. Ягья значит то же самое – жертвоприношение. Все знают, что во всех, скажем так, примитивных формах религии – в Библии, в древнегреческой культуре, куда бы мы еще ни пошли – можно видеть, что была очень распространенная практически по всему миру культура жертвоприношений. Жертвоприношения везде, во всех культурах, у всех народов, не сговариваясь – у всех у них есть один и тот же символ, или одна и та же методика – это огонь и что-то, что приносится на огонь. Естественно, если мы станем на позицию грубого материализма, то можно сказать, что невежественные первобытные люди плясали вокруг огня, кидали туда что-то, и в результате появился этот ритуал. Однако, на самом деле, ритуал этот далеко не такой примитивный, и я буду рассказывать о науке жертвоприношения. Кришна в нескольких стихах четвертой главы объясняет огромный спектр жертвоприношений, в огне которых сгорает наша карма. Он объясняет различные формы жертвоприношений, и всегда используется одна и та же метафора – огонь. Огонь используется не потому, что Кришна примитивный, и я говорю об этом не потому, что я хочу вам какую-то примитивную вещь сказать. Я сейчас расскажу вам, в чем, собственно, состоит суть этих метафор. Кто-нибудь из вас участвовал в ведических жертвоприношениях? У вас у всех будет шанс это сделать – в последний день Рами решил устроить большое жертвоприношение. Сейчас я объясню вам философию, стоящую за этим. Жертвоприношение обычно – это огонь, который разводится, жрец, который читает мантры, и мантра. Мантра – это одна из самых существенных компонент жертвоприношения: чтобы был эффект, обязательно должен быть звук. Во всех культурах жертвоприношения всегда устраивались для достижения определенного результата. Было бы глупо считать, что первобытные люди были настолько примитивны, что они все бросали в огонь и ничего не получали взамен. Все знают, что это некий способ что-то получить взамен. Теперь я буду объяснять, что же собственно происходит, и сначала объясню сам этот символ. Есть огонь, и жрец, помимо чтения мантр, возливает в огонь топленое масло. Это – привилегия жреца. Жрец по определению человек духовный, который ведет всех остальных в это жертвоприношение; он объясняет всем остальным, каков результат и к чему нужно прийти. Он, собственно, отвечает за результат жертвоприношения. Все остальные участники, в соответствии с ритмом его мантр, бросают в огонь зерна. Есть пять видов злаков, которые обычно бросаются. Если нет пяти видов, можно один вид злаков бросать. Если нет никаких злаков, то можно гречку бросать русскую… (смех) Суть в том, что семена бросаются в костер с этими мантрами. Сейчас это, так сказать, только грубая форма того, что происходит, грубая форма обряда.

Прежде чем перейти дальше, я хотел бы объяснить еще одну очень важную вещь. Вас интересуют Веды вообще? В Ведах говорится о трех аспектах любого действия и любого события. Еще раз прошу прощения за санскрит, но, чтобы быть точным, я назову санскритские имена. Первый называется адхибхаутика, второй – адхидайвика, и третий —  адхьятмика. Любое действие, любой ритуал, любая история, которую мы читаем в Ведах – а иногда люди не очень понимают вообще, что такое Веды, о чем там написано; иногда они читают, и им кажется, что это собрание каких-то мифов, и если не понимать этой схемы, то мы никогда ничего не поймем ни в Ведах, ни в ведических ритуалах, ни в том, что происходит, и никогда не сможем правильно действовать и получать правильный результат. Адхибхаутика – это грубый, видимый, созерцаемый аспект любого действия, материальный аспект. Так как мы с вами материальные существа – у нас есть материальное тело, материальные чувства; наши чувства не настолько развиты, чтобы видеть какие-то тонкие вещи – то, как правило, большая часть того, что мы с вами воспринимаем, находится на этом уровне, уровне адхибхаутики. Как правило, когда нам что-то хотят рассказать, объяснить, передать, нам могут передать и объяснить все это тоже через этот грубый аспект. Сейчас, например, когда вы слушаете меня, вы слушаете непосредственно этот грубый звук, который исходит от меня, воспринимаемый вашими чувствами, который переходит потом в более тонкую форму мыслей, и еще более тонкую, но об этом позже.

Адхидайвика – это более тонкий, энергетический аспект. За каждый событием помимо его грубой формы стоит некая более тонкая энергия. Люди, которые являются экстрасенсами или еще что-то, в большей степени развивают в себе чувствительность именно к этому, энергетическому аспекту, который даже трудно передать словами. Когда я хочу передать даже этот более тонкий аспект словами, я все равно буду употреблять слова, имеющие отношение к нашей реальности, правильно? Когда мы читаем какой-нибудь рассказ, историю, миф, или еще что-то, то у этого всего всегда есть энергетический аспект.

Адхьятмика – это духовный аспект, самый высокий и самый тонкий, самая высокая или самая тонкая природа. Приведу пример. Наверняка многие из вас слышали о рекомендованном дне для поста, экадаши – одиннадцатом дне после полнолуния и одиннадцатом дне после новолуния. Кто слышал о том, что это самый благоприятный день для того, чтобы поститься? Собственно, человек может совершать этот пост на трех уровнях. Я могу делать это чисто на грубом уровне, когда я пощусь просто для того, чтобы получить какую-то физическую выгоду. Любой человек знает, что если он попостится, поголодает, то это хорошо для его физического тела, и мое понимание этого поста будет такое. Соответственно, есть объяснение, почему именно в одиннадцатый день после полнолуния или одиннадцатый день после новолуния нужно поститься. Кто знает? Никто не знает, в чем дело? Хотя это уже более тонкий аспект. Более грубый аспект заключается в том, что в этот день у нас обычно замедлено пищеварение. В этот день пищеварение у человека замедлено по определению, и если он ест пищу в этот день, то она не переваривается, превращается в яд, и это имеет губительные последствия. Поэтому и говорится: если хочешь какого-то физического блага – постись. Более тонкий аспект заключается в том, что за всем этим стоит Луна, и Луна в одиннадцатый день тусклая. Одиннадцатая фаза Луны делает ее тусклой, и так как, в конечном счете, Луна – это некая тонкоэнергетическая сила во Вселенной, влияющая на нас, и когда человек знает этот аспект, то эффект от его поста больше: очищается не только его грубое тело, но очищается также его ум. И, наконец, есть духовный аспект этого поста, когда человек знает, что это – день, в который по воле Всевышнего, создавшего этот мир, человек должен поститься для того, чтобы проявить свою преданность, подчиниться Ему. Соответственно, если человек на духовном уровне относится к посту, то такой пост приносит все три результата: грубый аспект, энергетический и духовный.

То есть, иначе говоря, у каждого действия есть три этих аспекта, три этих плана. Когда мы совершаем жертвоприношение, то на грубом уровне происходит это. Теперь я объясню вам более тонкий, символический аспект жертвоприношения. Что такое огонь? Какие есть качества у огня, которые отличают его от всего остального? Очищающие. Еще? Горячий. Еще? Светлый. Еще? Тепло, свет, очищение. Еще что? Каким образом движется огонь? Может огонь двигаться вниз? Кто-нибудь когда-нибудь видел огонь, который двигается вниз? Огонь всегда движется вверх. Огонь очищает, и огонь также – это символ движения человека вверх, и когда огонь движется вверх, то каким образом он движется вверх? Кто-нибудь замечал, как огонь движется вверх? Он движется вверх от чего к чему? От грубого к тонкому. Огонь – это символ нашего прогресса, это символ нашего духовного развития. Огонь как бы истончается, пока, в конце концов, мы не перестаем его видеть, и он переходит, переносится в какой-то другой план. Собственно, огненные жертвоприношения – это символ знания, которое приводит к тому, что душа освобождается от своего грубого заточения, заточения в своем грубом материальном теле, материальных страстях и всем остальном. Это – символ духовного развития, духовного прогресса человека, движения вверх.

Зерна, которые кидают люди – это символ чего, по-вашему? Кармы. Любая карма – суть зерно. Одно зерно, если мы его посеяли, сколько зерен принесет? Множество. В каком случае зерно перестает приносить свои зерна? Правильно, если его поджарить. Не обязательно все эти семена сгорают, но они все поджариваются и перестают приносить свои плоды. Когда человек, участвующий в жертвоприношении, кидает зерна в огонь, он должен понимать, что происходит. Он, в сущности, кидает свою карму в огонь знания. И он хочет, чтобы карма эта сгорела, и не приносила больше каких-то нежелательных реакций, нежелательных последствий.

И есть еще две вещи, с помощью которых горит огонь. Есть собственно дрова, на которых горит эта наша прарабдха-карма; огонь знания, который постепенно ее сжигает; зерна кармы, которые мы туда кидаем. Когда зерна попадают в огонь, то что сначала с ними происходит? Нет, вспышка происходит не сразу. Если что-то подкладывать в огонь, даже если огонь не очень сильный, даже если дрова подкладывать, то что происходит с огнем? Да, огонь на некоторое время уменьшается. Это очень важный аспект самой философии жертвоприношения. Кришна в «Бхагавад-гите» учит, каким образом использовать карму для того, чтобы карму же сжечь. Мы используем семена для того, чтобы семена сжечь. Вначале, когда мы бросаем семена, огонь на какое-то время затухает. Вначале, если огонь будет слишком маленький, и вы высыпите туда мешок зерен своих – например, кто-то, охваченный энтузиазмом сжечь свою карму, подойдет и высыпит туда мешок зерен, – огонь потухнет. Поэтому кидать нужно потихонечку, и это – один из принципов. Если хотите сжигать свою карму, пожалуйста, не сжигайте всю сразу! (смех) Тут важна постепенность и осторожность, иначе вы можете затушить огонь знания, духовный огонь, огонь жертвоприношения. Эти семена нашей кармы, наши действия и наши поступки, в конце концов, могут привести к тому, что они будут развивать в нас знание.

Что мы хотим сейчас понять: как я должен действовать, чтобы не погружаться в невежество еще больше с помощью кармы, а для того, чтобы мое знание в процессе деятельности увеличивалось? Как я должен жить «нормальной жизнью», но при этом чтобы моя «нормальная жизнь» превратилась в духовную жизнь? Секрет «Гиты» заключается именно в этом: в «Гите» Кришна учит, как жить «нормальной» жизнью, и при этом не порождать карму, не запутываться еще больше в ее последствиях. Как наоборот – «распутываться», и, в конце концов, положить конец карме, полностью освободиться от ее цепей. Как можно жить «нормальной жизнью», совершать карму, или деятельность, но при этом не запутываться в ее последствиях. В этом собственно, символ кидания семян в этот огонь.

И есть еще одна очень важная вещь – это какой еще компонент жертвоприношения? Топленое масло. Топленое масло, если залить его в огонь, то, в отличие от семян, с ним сразу что происходит? Да, оно сразу вспыхивает. Оно, собственно, является главной составляющей этого огня. Жрец, который ведет это жертвоприношение и который символизирует носителя знания, вливает в огонь топленое масло. Это его привилегия. Это особая форма деятельности. Это, собственно, тот, кто учит нас вести жертвоприношение, и его деятельность – его возлияние на огонь – сразу же приводит к тому, что карма сгорает. Собственно, топленое масло символизирует уже духовную деятельность, или, как мы привыкли говорить, «деятельность по любви». Он – тот, кто уже знает, каким образом действовать и как не тушить этот огонь своими действиями, а «разгорать» его. Он ведет нас туда, он знает, как вести жизнь, чтобы она превратилась в духовную жизнь, чтобы какие-то остатки нашей грязи, нашей нечистоты в сознании сгорели в результате этого. И это топленое масло, его не так легко получить: сначала корова должна быть, потом из коровы – молоко, из молока – йогурт или сливки, из сливок сливочное масло, из сливочного масла топленое масло. Это нечто, что получается в результате большого-большого труда, и далеко не каждый человек способен достичь этого состояния, поэтому в символическом акте жертвоприношения жрецу дается эта привилегия возливать топленое масло. Это – тот человек, который введет  нас в него, в это жертвоприношение. В этом символ, и через три дня у нас будет возможность поучаствовать в этом. Приносите свои зерна, которые вы накопили. Если у вас нету, вам дадут зерна (смех), и мы будем их сжигать.

Но, в конце концов – и это самый важный вопрос, на который нам нужно будет сегодня ответить, – что должно сгореть на этом огне жертвоприношений? В любом жертвоприношении есть последний, заключительный акт, который называется пурнакути. Пурнакути значит заключение. Обычно участники жертвоприношения возлагают в огонь банан. Кидали-кидали зерна, кричали, мантры повторяли, жрец возливал огонь, и когда все дошло до конца, кульминации жертвоприношения, все встают, берут бананы и кладут. Бананы горят? Если горят, то очень плохо. А жрец в этот момент наливает больше, больше, больше… Пурнакути, когда человек кладет туда банан, символизирует конечный результат жертвоприношения: то, что должно в нем сгореть и что очень плохо сгорает. То, что сгорает в последнюю очередь, что символизирует? (ответы из зала) Наше ложное эго. Заметили, какой формы банан? Обычно кривой. Это наше ложное эго. Кульминацией жертвоприношения, или кульминацией любой ягьи, любой духовной деятельности должно быть то, что должно сгореть наше ложное эго, ложное «я». Но мы знаем, что бананы горят плохо, и совершенно обычная сцена после любого жертвоприношения – когда все положили бананы, то потом кто-нибудь находится, берет эти бананы, и снова их ест (смех). Это – то, что часто случается с нами.

В конце концов, смысл жертвоприношения в том, чтобы сжечь наше эго. Несколько оставшихся у меня минут я хочу поговорить именно об этой проблеме, о проблеме нашего эго, о том, как жертвоприношение должно сжечь наше эго.

Описывая различные ягьи, или различные жертвоприношения… Жертвоприношение значит, что я отказываюсь от чего-то. В конце концов, я должен научиться отказываться от своего ложного «я», ложного эго, от ложного эгоизма. Есть разные формы, разные методы, но это – кульминация всего. Кришна говорит, что есть три результата любого жертвоприношения, если человек правильно участвует в нем, если он правильно сжигает свою карму. Мы будем говорить о конкретных методиках – есть много разных способов сделать это. Кришна говорит, что любой человек, который не совершает жертвоприношения, не может быть счастлив. Вы согласны с этим? Если человек ничем не жертвует, может он быть счастлив? Не может. Если человек ничем не жертвует, такой человек не может быть счастлив. Человек, который живет только своим эгоизмом, только ради самого себя – это самый несчастный человек. В сущности, вся человеческая культура учит человека какой-то жертве. Все то хорошее, что мы получаем в этой жизни, обязано нам нашими жертвами. Даже чтобы хорошо жить с другим человеком, – и Татьяна будет рассказывать нам о том, как хорошо жить счастливой семейной жизнью. Но на чем основана счастливая семейная жизнь? На жертве: на том, что я отказываюсь чего-то, от себя, от своего эгоизма, уступаю. Если я не буду это делать, могу я быть счастлив? Не могу. Но есть частичные жертвоприношения. Кришна, в общем-то, объясняет нам науку жертвоприношений в самом полном смысле этого слова. Он объясняет, каким образом отказаться от своего эго, и у меня будет одна, последняя лекция, где я буду рассказывать об этом счастье – как человек может быть счастлив, если он живет и действует в этом мире, не имея эго: что это такое, как это называется на санскрите и какое ощущение у человека появляется.  Мы с вами даже попробуем это делать. Это искусство жизни без эго на санскрите называется лила, или игра, когда человек, отказываясь от своего эго, продолжает жить, существовать и действовать, но он действует совсем по-другому, для него это – игра. Дети когда играют, то они бесконечно счастливы от этой игры, но здесь я забегаю немного вперед.

Завершая эту часть, Кришна говорит, что, не принося никаких жертв, человек не может быть счастлив – ни в этом мире, ни в другом, ни в этой жизни, ни в следующей. Однако, если он участвует в жертвоприношении, он получает сразу три результата.

Первый результат – он избавляется от своих грехов, от своей грязи, он очищается. Любая правильно совершенная ягья приводит к тому, что человек очищается и при этом чувствует облегчение. Через три дня вы все сами это испытаете. Это удивительная вещь! Мы с вами будем совершать некий ритуал, и даже если не знать какого-то тонкого аспекта, не настраиваться на него, даже если просто кидать зерна в огонь, вы все почувствуете, как атмосфера разрядилась, и на сердце стало легче, потому что часть кармы все равно ушла, часть кармы сгорела. Любое жертвоприношение подобно этому огню. Любая ягья, любое правильное, или духовное действие, основанное не на ложном эго, приводит к тому, что человек очищается, и ему становится легче. Отчего все наши проблемы? От грязи. Отчего проблемы в желудке? Оттого, что там грязь. Отчего проблемы в печени? Оттого, что там грязь. Отчего проблемы в нашем сердце? Оттого, что там грязь. Отчего проблемы в нашем сознании? Оттого, что там грязь. Первый эффект любой ягьи, любого духовного действия – то, что человек очищается.

Второй результат: Кришна говорит, что такой человек получает амриту. Амрита – это  эликсир бессмертия. Подобно тому, как карма, или эгоистическое действие, приводит к воспроизведению нашей смертной, материальной природы, обрекая нас снова и снова рождаться и умирать… В ведическом символизме говорится, что плодом жертвоприношения является то, что человек приобщается к бессмертию,  и мы это тоже будем испытывать на собственном опыте. Я вам обещаю, что вы почувствуете себя бессмертными к концу семинара. (смех) Пустячок, а приятно! (смех) Там внизу Влад объясняет, как рождаться снова, через какие муки мы проходим. Я объясняю, как не рождаться – для этого нужно участвовать в жертвоприношениях.

Третий результат: Кришна говорит, что такой человек входит в духовную атмосферу. Такой человек, приобщаясь к этому эликсиру бессмертия, к своей бессмертной природе, которая есть наше истинное «я» – а наше истинное «я» бессмертно – входит, или создает вокруг себя духовную атмосферу. Проблема нашего бытия заключается в том, что мы, бессмертные по своей природе, пребываем в этой атмосфере тлена, в атмосфере смерти.

В «Бхагавад-гите» говорится, что это три неизбежных результата того, что человек становится участником той или иной формы жертвоприношения. Еще раз – это могут быть совершенно разные виды, и я буду говорить о разных формах. Далеко не все я буду рекомендовать – далеко не для всех мы готовы. Однако, если человек участвует в этом, то он неизбежно, в разной степени, получает три эти результата. Если он достигает полного успеха в жертвоприношении, все три результата в полной степени приходят к нему: он полностью очищается, полностью очищает свою бессмертную природу, приобщаясь к плодам этого, и, в конце концов, полностью входит в духовную атмосферу.

Мне хотелось еще немножечко поговорить об этом нашем ложном эго, или о том, от чего мы, в конце концов, должны избавиться. Как по-вашему, что такое ложное эго? Мы часто повторяем это слово: мое эго, ложное эго… А что такое ложное эго? «Я» и «мое». «Вы» и «ваше». (смех) Правильно, у эго есть два аспекта: «я» и «мое». Что такое «я»? «Я» – это какой «я»? Понятное дело, что хороший. В чем заключается мое ложное эго? По-другому ложное эго иногда называют гордыней. Чем я горжусь? Собой. А конкретно чем я горжусь? Своими достижениями: я действую, я достиг чего-то. Это – один аспект нашего эго: я действую, я такой-то, я этого достиг, я это могу, я на это способен, у меня нос красивый (хотя это, скорее, не «я», а «мое», но неважно – ну да, достиг носа). В свою очередь, тут также можно выделить два аспекта этого ложного «я»: человек либо считает себя героем, либо жертвой. То есть, либо гордится тем, чего он достиг, либо начинает со знаком минус гордиться тем, что он чего-то не достиг, и начинает говорить: «Я такой хороший, но меня не поняли!». Либо жертва, либо герой, но и то, и другое – ложно. Когда человек гордится своими достижениями – это ложная гордость. Когда человек считает себя жертвой, и все время хнычет и ноет, и говорит, какой он несчастный, какой он непонятый, какой он хороший, но непонятый – это тоже ложная вещь, это тоже проявление  гордыни в человеке.

Есть второй аспект у этого «я»: я действую, и еще я что делаю? Ради чего я действую? Да, наслаждаюсь. Наше ложное «я» заключается в том, что я действую, и все зависит от кого? От меня. Все зависит от меня: от того, какой я, сколько я могу, какой способный, у меня все есть – это, это, это и это… Человек все время говорит: «Я!», «Я!», «Я!», «Я!», «Я!». Есть категория людей, которые не могут перестать говорить «Я!», «Я!», «Я!», «Я!».

Есть замечательная русская сказка про лягушку-путешественницу. Помните самую суть этой сказки? Самая суть сказки заключается в том, что когда лягушку летела, то она видела, что люди показывают на нее, и она попросила уток: «Можете, пожалуйста, лететь немного пониже – мне хочется услышать, что они обо мне говорят!» И когда утки стали лететь ниже, она услышала: «О-о-о, смотрите: чудо! Чудо! Лягушка, лягушка летит! Интересно, кто это придумал?» Когда она услышала этот вопрос, ставший роковым в ее судьбе, то что она закричала? «Я-я-я-я! Это я придумала! Я придумала, и я лечу!» Потом, когда она шлепнулась – на счастье, она упала в пруд какой-то, – она стала рассказывать, что у нее была своя стая уток, и что она летела на этих утках… Это все – ложное «я». На самом деле, эта сказка про всех нас. Когда человек говорит: «Я!», «Я!», «Я!», «Я!», «Я действую!» – при этом он что забывает? Что мы забываем, когда говорим «я» и приписываем себе все заслуги за наши «достижения»? Да, малость, ерунду, чепуху: мы забываем, кому мы всем обязаны. Кришна объясняет, что есть пять факторов деятельности. Я не буду об этом говорить, но дело в том, что это маленькое «я» – это всего лишь один из факторов деятельности, и что я-то, в общем-то, вообще ни на что не способен: я – всего лишь маленькая душа, которая толком ничего особенно не делает, кроме того, что кричит «Я!», «Я!», «Я!», «Я!». Действует материальная энергия, действует тело, действуют силы какие-то. Так, например, я поднимаю руку сейчас. Кто поднимает руку? Я! Правильно? Но стоит чему-то там внутри выключиться, меня парализует –  смогу я поднять руку? Я буду очень хотеть, но не смогу.

То есть, есть множество других факторов деятельности. И Кришна говорит, что, в сущности, жертвоприношение должно уничтожить невежество этого «я» – невежество или непонимание того, что в деятельности человека есть множество факторов, и что за всем этим стоят какие-то другие силы: что есть даива, или судьба, что есть, в конце концов, воля Бога, которая действует в моей жизни. Из-за этого невежества, своего «я», своего эго я не понимаю что, в сущности, происходит на самом деле: я не понимаю ни своей сущности, ни своей судьбы, я не могу извлечь каких-то уроков.

Это один аспект «я». Второй аспект – это «мое». Что такое «мое»? Да, это плоды моего труда, которые становятся продолжением моего «я». Так человек расширяет свое «я», и чем больше у него «его», то есть того, что он считает своим: машин, домов, еще чего-то, – тем больше становится что? Его «я»: оно растет, бухнет. Я знаю одного человека; он старый, он не может толком ничего делать, и он себе регулярно покупает новые гоночные машины. Я уж не знаю, почему – наверное, он в прошлой жизни очень хотел, чтобы у него гоночные машины были. У него пять или шесть гоночных машин, и он на них уже никогда ни за чем гоняться не будет: ему уже поздно за кем-то гоняться. Зачем он покупает их? Затем, что «Мое!», и «Мое!» делает мое «я» больше, человек чувствует себя лучше. В это «мое» человек вкладывает свое «я», он расширяет свое «я» на сферу «моего», и сразу чувствует: «О-о-о!..» Есть люди, у которых есть дома на разных континентах. Может ли один человек жить на пяти разных континентах? Не может, но ему приятно. Почему приятно? Потому что у «я» есть какая тенденция? Если говорить обыденным языком, у него есть тенденция все время «раздуваться»: «я» все время раздувается, оно постоянно хочет раздуться. Но что случается с тем, что раздувается? Безусловно, оно лопается. В этом, к сожалению, заключается трагедия нашей материальной жизни:  у нас есть это ложное «я», и мы пытаемся создать это «я», мы все время проецируем свое «я» на какие-то вещи, окружающие нас, или являющиеся нашими какими-то достижениями, забывая, что, во-первых, все это нам не принадлежит, все это мы получили. Собственно, чуть жертвоприношения заключается в чем? Почему я сказал, что, в конце концов, жертвоприношение – это способ избавиться от ложного «я»? что такое жертвоприношение? Отдача. Материальная жизнь, сама ее суть заключается в том, чтобы мое «я» раздулось, чтобы у меня было все больше, больше, больше всего, и я все время пытаюсь воспроизвести, создать свое ложное эго, построить ложную крепость, в которой я живу. Однако, духовная жизнь – это нечто прямо противоположное: я должен отдать. Отдать то, что мне, в конце концов, на самом деле и не принадлежит, потому что здесь что мне принадлежит? В свое время Александр Македонский попросил, чтобы, когда он умрет, если везли  с раскинутыми руками. Когда у него спросили, зачем это, он ответил, что это для того, чтобы все люди видели, что он ничего с собой не забрал: «я, самый могущественный человек, который расширил свое ложное «я» на пол-мира, тем не менее, посмотрите на меня – я еду туда с пустыми руками». Человека учат отдать что-то, что ему не принадлежит, чтобы он мог в обмен на это что получить? Счастье. В обмен на это получить свою вечную природу, в обмен на это получить свою самую драгоценную способность – способность любить, и, таким образом, привлекать к себе любовь всего творения. В этом, собственно, вся суть жертвоприношения. Суть жертвоприношения в том, что я начинаю хоть что-то отдавать. Если мы будем очень глубоко рассматривать механизм любых жертвоприношений, то… Кришна будет объяснять, что… Каким образом действует пранаяма? Я говорил – парадоксальная вещь: в йоге говорится, что с помощью пранаямы можно сжечь карму. Почему? Мы будем более подробно объяснять этот механизм на разных уровнях, но, в конечном счете – потому, что я ограничиваю себя в этом, я сокращаю количество дыханий, и, в результате этого, я получаю нечто очень важное. Как Кришна объясняет – я сжигаю входящий воздух и исходящий воздух. Я задерживаю воздух, и задержка воздуха мистическим образом приносит мне очень многое. В китайской философии есть очень хорошая метафора: там говорится, что когда человек отдает что-то, то возникает что? Пустота. Какой способностью обладает пустота? Способностью притягивать. Собственно, Кришна объясняет в «Бхагавад-гите», что человек должен научиться действовать в духе жертвоприношения – тогда это действие не только не будет порождать карму – наоборот, это действие будет порождать совсем другой, духовный результат, вечный результат. Он учит, как человек доложен действовать так, чтобы, в конце концов, у него не было какого-то воспроизведения его ложного эго, как он может действовать в этом мире, но при этом не только не порождать карму, а создавать духовный результат.  Вся наша деятельность, вся наша жизнь должна проходить в этом духе жертвоприношения, в духе самоотдачи, и мы учимся этому на маленьких вещах.

Последнее, что я скажу перед тем, как мое время истечет, это, собственно, небольшой обзор того, что я буду объяснять дальше. Я уже сказал, что Кришна говорит, что есть некая общая метафора жертвоприношения, что вся моя жизнь должна быть жертвоприношением, и дальше Он описывает конкретные механизмы. По-моему, Он описывает 15 различных форм ягий. Я буду более конкретно объяснять пранаяму и механизм пранаямы – то, каким образом дыхание избавляет человека от кармы, очищает, позволяет ему приобщиться к вечной природе. Я буду еще объяснять тапа-ягью. Это – удивительная вещь. Тапа буквально значит «аскеза», и есть способ, когда все трудности, которые с нами происходят, могут стать ягьей – когда даже ваша болезнь будет духовной деятельностью. Кто-то хочет жить так, чтобы даже его болезнь была духовной деятельностью, чтобы он не просто болел, а чтобы болезнь приближала его к высшей цели? Я буду рассказывать  об этом. Я буду рассказывать о дравйа-ягье – или о том, когда человек дает пожертвования, что это и как это нужно делать, какие это дает результаты. Дева-ягья – это, в сущности, различные формы жертвоприношений, которые люди издревле совершали для того, чтобы достичь каких-то материальных результатов. Как, например, наверняка все из вас знают, что если вы идете к астрологу, и он говорит вам, что у вас ослабленный Сатурн, и чтобы усилить Сатурн, чтобы он вас не мучил, носите синий сапфир. Этот синий сапфир вам поможет. Это своего рода дева-ягья. Я буду объяснять, как делать это правильно, чтобы, в конце концов, все это имело духовный результат.

Я объяснил до этого, что у каждого действия есть три аспекта, и что можно действовать на грубом уровне. Например, пранаямой можно заниматься на грубом уровне, и у вас будет положительный эффект для вашего тела, несомненно. Но можно так заниматься пранаямой, что, помимо непосредственного очищения вашего тела, к вам будет также приходить умственное благо, духовное благо, интеллектуальное благо на всех уровнях. И что, собственно, я буду рассказывать – я буду рассказывать, как заниматься всеми этими вещами.

Там будут еще некоторые вещи, я сейчас не помню все из них… Йога! Я буду описывать йогу, и еще одну вещь – свадхйайа-ягью, или самоанализ: каким образом заниматься самоанализом, чтобы опять же, все это, в конце концов, привело к духовному результату. Наверняка я упомяну еще какие-то другие вещи, но это, в основном, те методы, о которых я буду более подробно говорить: о пранаяме, о том, каким образом надо воспринимать болезни, которые к нам приходят, о дравйа-ягье, или о том, как мы раздаем пожертвования, о дева-ягье, о йога-ягье, или о том, как нужно заниматься йогой, и о самоанализе. Сюда же будет включаться повторение мантр, или джапа-ягья: повторение звука, или различных мистически звуков, в каком сознании и как оно должно делаться для того, чтобы, в конце концов, привести человека к духовным результатам. Это какие-то методы, о которых я буду говорить. Я буду давать конкретные задания, мы будем делать небольшие упражнения, связанные с этим, чтобы мы что-то ощутили. Однако, понятно, что я не смогу очень подробно погрузиться во все это – я дам некий обзор, все остальное мы оставим на следующий  раз, (смех) чтобы у нас было, о чем говорить.

Это – общее введение, введение в самых общих чертах к тому, о чем я буду говорить. Мы говорили о проблемах кармы, о том, как от кармы избавиться; что символом избавления от кармы, или сжигания кармы, является жертвоприношение, и что жертвоприношение, в конце концов, должно привести к уничтожению нашего ложного эго, или ложного «я» во всех его аспектах; как различные методики, какие-то различные ритуалы и техники – как их реализация приводит к высшей цели ягьи: уничтожению нашего ложного эго и тому, что в результате этого мы воспроизводим свою вечную, нетленную личность. Вот, собственно, все. Спасибо большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.