Семинар «Карма и ягья», Израиль, 2007 г. (Диск 88, л. 10)
Аннотация:
Карма стабильна, ум нестабилен, и изменения кармы начинаются с изменения ума.
Совершенство ягьи – божественная любовь, и ее стяжание – это усердный труд.
Множество видов ягий – следствие множества видов ложных отождествлений. Жертвоприношение учит нас постепенно повышать уровень своего отождествления вплоть до полного осознания себя душой.
Богатство человека определяется ощущением счастья. Человек, который совершает ягью, в награду за свое жертвоприношение получает самое большое богатство: умиротворенность, удовлетворенность, вечное счастье.
Три уровня восприятия реальности. Духовный уровень восприятия – понимание единой природы всего сущего, единого центра, и приведение в себя в гармонию с ним.
Рита – вселенский закон гармонии, закон вселенского ритма. Все проблемы человека оттого, что он находится не в том ритме. Йога – это способ почувствовать ритм, привести себя в гармонию со вселенским законом.
Пранаяма как метод достижения материальных и духовных целей.
***
Закройте глаза, расслабьтесь, сосредоточьтесь на дыхании внутри… Просто наблюдайте дыхание… Дыхание свободное… Расслабьте лицо… Делаем глубокий вдох и произносим мантру «Ом»…
– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..
Еще раз…
– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..
Еще раз…
– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..
Сразу ум по-другому работает.
Итак, я обещал, что сегодня я буду рассказывать о пранаяме, и немного о других видах ягий. Но, прежде чем мы приступим к этому, мне хотелось, во-первых, в двух словах повторить то, о чем мы говорили вчера, а во-вторых – добавить какие-то фундаментальные вещи, которые нам понадобятся для более глубокого понимания этого материала.
Я говорил вчера, что карма, в целом, стабильна. Карма обеспечивает определенную стабильность человеческой жизни, и поэтому ее трудно поменять. Мобилен ум, и изменения кармы начинаются с изменения нашего ума, с изменения алгоритмов, которые заложены в нашем уме, с изменения определенных трафаретов. Соответственно, в самом общем случае механизм замены кармы называется ягьей, или жертвоприношением. Вчера я вкратце пытался рассказывать о разных видах ягий. В частности, я рассказал о том, что обычно подразумевается под этим – об огненном жертвоприношении, как символе. В сущности, это символ, и мы должны понимать, что каждое наше дыхание должно стать жертвоприношением. Совершенством ягьи является определенное состояние ума, когда человек отдает себя, когда человек воспринимает себя по-другому, когда человек по-другому располагает себя в этом мире и во Вселенной. Соответственно, в этом символе огненного жертвоприношения главную роль играет возлияние топленого масла. Иногда глупые люди, не понимающие ведической культуры, смеются над индуизмом, и говорят «Там коровам поклоняются!» Как по-вашему, почему в индуизме поклоняются корове? Прежде всего, потому что корова абсолютно бескорыстна. Корова бескорыстна и независтлива. Я недавно кормил коров… Кстати говоря, один из ритуалов: если вы хотите улучшить свою судьбу, то идите покормите коров свежей травой. Я видел большое стадо коров (это было в Индии), и у меня была большая охапка свежей травы. Они все подбежали, и, конечно, все толкались, но при этом никто друг друга рогами не отгонял: у коров нет зависти. Одновременно с этим (там же, в Индии) я кормил обезьян, и самая сильная обезьяна всегда отгоняет всех остальных, и потом ест все сама. Коровы все вместе толпятся, своими добрыми мордами тычутся, и каждой что-то достается. Корова – определенное живое существо, которое бескорыстно по природе своей. Может, вам неизвестно, что корова на самом деле дает больше молока, чем нужно теленку, и если человек не берет у нее молоко, то корова страдает: она хочет его отдать. Соответственно, именно это сделало это животное священным для людей ведической культуры. Соответственно, в результате этого «из коровы» получается топленое масло, которое является самым ценным продуктом. В каком-то смысле, топленое масло – это квинтэссенция бескорыстия. Молоко появляется в результате бескорыстия, избыток молока – это результат определенного настроя, а масло – это квинтэссенция молока. Иначе говоря, наше изначальное бескорыстие, или настрой на бескорыстие, когда оно достигает сконцентрированной формы, то оно символически изображается этим топленым маслом, и эта концентрированная форма называется божественной любовью, бескорыстной любовью. Главное, о чем мы должны помнить – то, чтобы достичь этой ступени, нужно трудиться. Иногда мы очень дешево употребляем это слово – любовь. В принципе, мы должны привыкнуть к этому, поэтому нужно его употреблять, нужно говорить: «садиться с любовью». Но, в то же время, нужно понимать, что по-настоящему божественная любовь – это результат труда, и различные ведические тексты объясняют, как нужно трудиться. Сегодня мы с вами будем начинать с простых вещей, и постепенно дойдем до очень возвышенных вещей.
Я говорил, что Кришна дает определенный арсенал ягий, и Он не говорит, что одна ягья лучше другой. Потом, позже Он скажет, что есть одна ягья, которая самая лучшая. Пока я не буду открывать вам этот секрет. Но вначале Он говорит, что разные люди приносят в жертву разные вещи. Все начинают с разного свой духовный путь, свои духовные поиски, начинают делать что-то в этом духе жертвоприношений. Он рассказывает много-много разных типов. Теперь, мой вопрос к вам: почему есть много разных типов жертвоприношений? Почему нельзя ограничиться одним? Почему нельзя сказать: «Это – самое лучшее! Давайте начинать с этого!» Почему нельзя дать какие-то, скажем так, универсальные формулы для всех? Почему нужно говорить о таком большом количестве разных вещей? Мы тоже будем говорить о большом количестве разных вещей. Почему?
(ответы из зала)
Разные условия жизни, правильно. Желания разные. Разные пути. А почему разные пути? В конечном счете, мы говорили, что проблема, с которой мы с вами встречаемся, и которая, собственно, является главным препятствием на нашем духовном пути, пути обретения этой любви – это наши привязанности, или разные формы отождествлений, и жертвоприношение – это избавление от привязанности, совершенно верно. Привязанность является противоположностью ягьи. Поэтому, в зависимости от того, к чему я привязан, жертвоприношение может иметь разные формы, но, конце концов, я должен пожертвовать чем-то, к чему я привязан. Если я жертвую чем-то, к чему я не привязан, то в этом мало смысла. Соответственно, для слова «я» с санскрите есть некое загадочное, или очень многозначное слово атма. Атма буквально значит «я», или то самое в нас, что говорит «я». Но, в зависимости от того, какая у нас концепция или какие у нас представления об этом «я», то, в зависимости от контекста, атма может переводиться как что? Душа, да. Но не только душа: атма – это также тело, это также ум, атма может быть интеллектом, – в зависимости от того, с чем я себя отождествляю. Как, например, в Ведах, в упанишадах говорится: «я есть пища». Почему я пища? Потому что я пища. Потому что человек есть то, что он ест, и если он целиком отождествляет себя со своим грубым материальным телом, со своей плотью, со своим мясом… Как сейчас в России есть знаменитая рок-группа, у них есть замечательная песня: «Я – мясо! Я – мясо! Я – мясо!» И они – мясо, трудно что-то возразить против этого. В зависимости от того, с чем человек себя отождествляет, этим он и будет, и соответствующим образом он будет жить. И жертвоприношение учит человека постепенно повышать уровень своего отождествления – до тех пор, пока, в конце концов, человек не избавится от всех материальных привязанностей, и не осознает себя душой, не поймет свою вечную духовную природу.
Я говорил вчера, что человек, который совершает ягью в разных ее видах, в разных формах, получает три результата. Давайте вместе вспомним, какие это три результата? Первый – очищение. Второй результат на санскрите называется ягья-шиштамрита. Это значит, что, в сущности, человек становится счастливым: человек уже здесь, а результате того, что он совершает какую-то ягью, какое-то жертвоприношение, что-то, что очищает его природу, обретает счастье, или получает нечто ощутимое в этом мире. Он получает какие-то материальные блага в результате того, что он жертвует, он получает духовные блага, и главное, что он получает – это ощущение счастья, умиротворенность. Человек может иметь все, и при этом быть абсолютно неудовлетворенным. Богатство человека чем определяется? Да, ощущением счастья. Совсем не тем, сколько чего у него есть: у человека может быть очень много всего, при этом придешь к нему, и видишь – бедный человек, нищий человек, потому что ему мало, ему хочется больше, больше, больше. У одного знаменитого американского миллиардера перед смертью, когда ему было 80 лет, спросили, чего он хочет, и он сказал: «Я хочу больше денег!» Один их самых богатых людей в мире, и его лозунг был: «Больше! Больше! Больше!..» У людей может быть все, и при этом они бывают неудовлетворенными. Однако, Кришна говорит, что человек, который совершает ягью, в награду за свое жертвоприношение получает самое большое богатство: он получает умиротворенность, удовлетворенность, и он становится счастливым. Это – второй результат ягьи. Третий результат ягьи – йанти-брахма-санатана: человек оказывается в вечной духовной атмосфере, он получает в награду духовное благо, духовное счастье.
Кришна в «Бхагавад-гите», объясняя все это, ставит одно условие: Он говорит, что все это приходит к каком человеку, как по-вашему? К искреннему, хорошо. К такому человеку, который знает смысл ягьи, который понимает, что он делает, потому что ягью можно совершать на разных уровнях сознания, скажем так. Я говорил, что есть три уровня восприятия действительности, три уровня сознания. Как они называются, кто помнит? Грубый уровень – адхибхаутика. На санскрите Земля называется бхаума. Бхаутика значит «земляной», «грубый». Еще какой уровень, кто помнит? Энергетический, да. Как он называется? Адхидайвика, от слова дева, дайва. Дева значит «боги». Это – тонкие энергии, действующие в этом мире. Наконец, третий уровень – духовный. Как он называется? Адхьятмика. Это – три уровня, которые описывают реальность во всей ее полноте, и человек, который совершает жертвоприношение, должен очень хорошо знать все три уровня этой ягьи, очень хорошо понимать, что происходит на всех трех уровнях, чтобы получить полное благо, иначе, я могу получить часть блага. В любом случае, любая ягья приносит благо, но если я не знаю целиком всего этого, всей этой системы, то я получу только часть блага. Поэтому Кришна говорит, что тот, кто как следует знает смысл жертвоприношения, знает всю эту систему, тот очень хорошо получает результаты этого, получает все полностью. Этот последний, духовный результат.
Давайте немножко, еще одну минутку задержимся на этой схеме. Что мы видим перед собой? Мы видим перед собой некую грубую реальность, которую мы можем воспринимать своими чувствами. На более тонком уровне за всей этой грубой реальностью что происходит? Движение энергии. Наше тело – оно грубое, но, в конце концов, в нем движется тонкая энергия, и говорится, что эта тонкая энергия связана с тонкими энергиями Вселенной. Наше тело представляет собой микрокосмос, и этот микрокосмос построен по образу и подобию макрокосмоса. В макрокосмосе действуют те же самые энергии, и эти энергии называются девами, или богами, управляющими различными силами и энергиями. На уровне вселенского тела, на уровне всей Вселенной действуют эти силы, или энергии с их разнообразием, на уровне нашего тела они также действуют. Но, в конце концов, что такое духовный уровень? Ведь, в конце концов, нас интересует именно третий, духовный уровень. Что такое духовный уровень? Мы видим грубую энергию, или материю; мы видим более тонкую энергию, стоящую за всем этим, и ощущаем, чувствуем, как она движется (иногда ощущаем, а иногда – нет: для этого нужно более тонкое восприятие). Что такое духовный уровень? В чем заключается духовное понимание? В конце концов, духовное понимание заключается в том, что есть некая единая сила, стоящая за всем разнообразием, которое мы видим. Условно все материальное многообразие можно изобразить в виде пирамиды, или треугольника. Есть множество уровней реальности, но, в конце концов, духовное понимание означает, что? Ну да: все от Бога. Духовное понимание означает, что есть единый источник всего; что есть источник всего сущего, что есть некая сила, из которой все произошло, и эта сила может быть только одной. Энергий много, материальных проявлений много, но сила, стоящая за всем этим может быть только одна, источник может быть только один. Разные люди называют этот источник по-разному – в зависимости от, опять же, моего понимания, моих концепций. Я могу придерживаться более материалистических взглядов на вещи, и тогда я буду говорить, что есть некий единый источник, я буду признавать существование единого источника. Более духовный взгляд будет утверждать, что, в конце концов, у этого источника есть черты Личности, потому что иначе откуда бы мы взялись, откуда бы у нас взялась наша личностная природа? И тогда появляется концепция Бога. Сейчас люди боятся слова «Бог» – и не зря боятся, потому что сейчас в мире именем «Бог» творятся ужасные вещи. Но, в сущности, понятие Бога определяется в ведических писаниях как причина всех причин. У всего того, что мы видим, есть какая-то причина, правильно? Но есть причина, у которой нет причин, и которая, в свою очередь, является причиной всего того, что мы с вами видим. Эта сарва карана каранам – причина всех причин, высшая причина, которая является изначальной причиной, изначальным импульсом – может быть только одна. Может быть много богов? Бог только один, просто по определению. Сарва карана каранам – причина всех причин может быть только одной. Иначе бы плохо нам всем пришлось, потому что эти боги спорили между собой, кто же главный. (смех)
Естественно, что это всего-навсего тоже неполное описание реальности, потому что говорится, что материальное многообразие, которое мы с вами видим, в свою очередь является отражением духовного многообразия. Есть некая точка, из которой исходит материальное многообразие, но эта точка, или это материальное многообразие, в свою очередь, является отражением духовного многообразия. Разница между духовным пониманием и материальным какая?
– Одно истинно, другое ложно! (ответ из зала)
Не совсем. Все истинно: и это истинно, и это истинно, только одна истина –относительная, а другая истина – Абсолютная. Почему я сейчас все это объясняю? Я уже вижу, что у некоторых глаза закрываются поволокой, что, в принципе, естественно после плотного завтрака… Все это нужно понимать, чтобы, в конце концов, правильно совершать жертвоприношения, чтобы, в конце концов, правильно понимать все то, что мы делаем, и получать максимальное благо от того, что мы делаем. В чем разница между тем и другим, между духовной сферой и материальной? Как я здесь сказал, что результатом правильно совершенного жертвоприношения является, в сущности, переход человека из этой сферы бытия в эту сферу бытия, из материальной сферы бытия в духовную сферу бытия. В чем отличие одного от другого? Материальное время – да, это одно из проявлений, и тут есть время, которое состоит, в основном, из прошлого и будущего. Но все-таки, в чем главная разница? Здесь сохраняется единство, и это – Абсолютный мир, в котором точка отсчета едина, центр един. Здесь – относительный мир, и в чем его относительность? Временность, и тут много точек отсчета. Что является точкой отсчета для нас? Я, любимый. Что является центром нашей Вселенной, в которой мы находимся? Я сам! Я, пуп Вселенной! И поэтому этот мир состоит из множества центров, и в результате того, что тут каждый пытается заставить Вселенную вертеться вокруг него и делает себя центром, что происходит? Что происходит, когда много центров? Волнения, тревоги, беспокойства… В относительном мире мы все меряем собой; мы, будучи относительными, пытаемся измерить этот мир собой. Как английская мера длины – она называется фут. Фут буквально значит «стопа». Один царь (английский король) в какое-то время решил, что отныне все будут мерить моей стопой. Какая она есть, такой все и будут мерить. Точно так же мы в этом мире пытаемся все мерить собой, и поэтому появляется относительный мир, в котором мы живем. Духовный мир, духовное существование – это признание того, что есть некая Абсолютная реальность, некий Абсолютный центр, и признание нашего положения относительно этого Абсолютного центра. Собственно, смысл жертвоприношения заключается в том, чтобы человек пожертвовал своим ложным «я», то есть ложным представляем о том, что я нахожусь в центре.
Теперь, пока не поздно – можно еще уйти отсюда, потому что нам трудно расставаться с этим представлением о том, что я должен быть в центре. Но, с другой стороны, разумный человек понимает, что в результате такого представления возникают проблемы – проблемы для меня и проблемы для всего мира. Духовное понимание – это, в сущности, понимание единой природы, единого центра, и приведение в себя в гармонию с этим единым центром.
Последнее, что мне хотелось бы сказать во введении, это понятие гармонии, потому что это имеет непосредственное отношение к пранаяме. Гармония на санскрите называется рита. Тут есть однофамильцы, тезки? (смех) На самом деле, имя Рита происходит именно от этого. Рита значит буквально «вселенский закон». Какое русское – да и не только русское, английское тоже – происходит от этого слова рита? Ритм. Ритм и ритуал. Они очень тесно связаны друг с другом, потому что и то, и другое – это наш способ прийти в гармонию. Говорится, что вселенский закон по-другому можно воспринимать как некий ритм, в котором бьется Вселенная. У Вселенной есть ритм, у нас есть ритм: мы с вами дышим в соответствии с определенными ритмом, сердце бьется в соответствии с определенными ритмом. У каждого мгновения есть свой ритм! Вы заметили, что когда вы утром просыпаетесь и смотрите на восходящее солнце – ритм один, днем – ритм другой, вечером – ритм третий? Все бьется в определенном ритме. Привести себя в гармонию, в сущности, означает привести себя в гармонию с этим ритмом, почувствовать этот ритм. Все проблемы человека заключается в том, что он находится не в том ритме. Как в ведической культуре есть понятие раги. Кто-нибудь из вас слышал о рагах? Рага – это определенный мелодический лад, или определенный мелодический строй, который должен привести сознание человека в гармонию с окружающей средой. Есть рага утренняя, на восходе солнца, есть рага на закате солнца, есть рага, которую нужно слушать в течение дня; есть рага, которую нужно слушать летом, есть рага, которую нужно слушать зимой, весной – в зависимости от периода года. Эти звуки, имеющие определенный ритм, приводят человека в гармонию со всем. Когда человек находится в этом состоянии, когда мы пытаемся расширить вокруг себя какие-то волны, волны своего влияния, и эти волны сталкиваются с другими волнами, и происходит столкновение этих волн, происходит беспокойство… Это – материальный мир, в котором мы с вами находимся, и не мне вам это рассказывать – тут, в Израиле, у вас тоже постоянно какие-то волны происходят. Не только тут – везде, повсюду в материальном мире. На самом деле, это все – проявление неправильного ритма. Человек, который приводит в себя в гармонию со Вселенной, с ритмом, который его окружает – такой человек, в сущности, избавляется от всех своих проблем. Отражение этого беспокойства переходит к нам в ум, приводит его в беспокойство, и йога – это, по сути дела, способ привести себя в гармонию со вселенским законом, или почувствовать ритм, ритм этого момента.
Давайте мы сейчас сделаем одно маленькое упражнение. Мне хотелось, чтобы мы с вами просто почувствовали ритм. Обычно мы находимся в очень жестком ритме: современное время – это время рока. Рок не зря является самой главной музыкальной формой в наше время, то есть ритм сейчас такой: все давит, давит, давит! Бах! Бум! Бум! Бум! Но из-за того, что люди находятся в искусственном ритме, они не могут почувствовать естественный ритм. Один из очень важных уроков, который мне бы хотелось, чтобы вы унесли отсюда: если вы хотите по-настоящему почувствовать жизнь, попытайтесь почувствовать ритм жизни ритм, в котором находятся вокруг ваше тело, в котором находится природа, попытайтесь привести себя в гармонию со всем окружающим. Иначе говоря, человеку очень важно научиться замедлять ритм своей жизни. Мы сейчас находимся под очень большим прессингом, и из-за этого мы бежим, бежим, бежим, бежим, бежим… непонятно куда. Мы целую жизнь бежим, а потом, к концу жизни оказывается, что это был бег на месте. У Высоцкого есть хорошая песня «Бег на месте – общепримиряющий», – о том, как все бегут, бегут, бегут, и не замечают, как жизнь проходит.
Очень важный урок, который мне бы хотелось, чтобы вы вынесли: нам нужно иногда выходить из этого ритма, который нам навязан, навязан этой средой, и чувствовать другой ритм, естественный ритм настоящего, который пульсирует в нас. Сейчас единственное, что мы будем делать – мы просто закроем глаза, и будем спокойно наблюдать ритм своего дыхания. Попытайтесь максимально расслабиться… Попытайтесь выйти из какой-то внешней среды, в которой вы находились, и погрузиться во внутреннюю среду, просто почувствовать внутренний ритм… Можно ощутить, как бьется наше сердце… Как пульсируют в нашем теле энергии… Можно попытаться слиться с этим внутренним ритмом мира… Люди забывают о том, что они – частицы Вселенной, что они должны перестать совершать какую-то дисгармонию в этом мире. Они не чувствуют этого внутреннего ритма…
Теперь откройте глаза. Что мы с вами сделали – мы с вами растянули время. Мы почувствовали время, почувствовали настоящее. В конечном счете, приведение себя в гармонию, в единый ритм со вселенским ритмом означает приведение себя в гармонию с единым принципом, из которого все изошло.
Проблема материального мира, многоцентричности материального мира с его беспокойствами в том, что здесь каждый хочет объявить себя независимым. Основная идея материального мира – доказать свою независимость: «Я – независимый!» Женщины борются за свободу, за независимость, страны борются друг с другом – все борются, и никто не счастлив. Духовная практика, или ягья, в конце концов, приводит человека к пониманию того, что он зависим, к пониманию своей зависимости. И эта зависимость, зависимость от высшей силы, силы, породившей всю эту Вселенную, породившей нас, в конце концов, приводит в наш мир и гармонию со всем этим миром. И способом приведения является, соответственно, ритуал. Что такое ритуал? Ритуал – это способ для человека почувствовать ритм, в соответствии с которым уже все бьется, не пытаться навязать какой-то чуждый ритм, а почувствовать этот ритм, и прийти в гармонию с ним.
Это несколько предварительных уроков, прежде чем мы начнем с вами говорить о пранаяме. Почему, как по-вашему, я начинаю с вами говорить о пранаяме? Потому что это то, с чем мы себя сейчас отождествляем. Есть система из пяти уровней отождествления, когда вначале человек отождествляет себя с пищей, или телом, потом – с праной, или жизненной энергией, потом – с умом, и потом, в конце концов, с анандой. Я не буду сейчас об этом говорить, вы прочитаете это сами в «Бхагавад-гите». На первом уровне, прежде чем мы с вами будем говорить о каких-то духовных вещах, человеку нужно очень хорошо понять свое основное отождествление – с телом, и разобраться с этим. Мы в высшей степени зависим от дыхания. Сколько человек может прожить без еды? Тридцать дней, сорок дней, иногда даже больше. Есть йоги, которые живут по несколько лет без еды. Есть мальчик в Непале, который считается воплощением Будды, он уже несколько лет не ест ничего, сидит и медитирует. То есть, мы зависим от грубых энергий и, конечно, от еды, но эта зависимость относительно меньше. Сколько человек может без воды прожить? Ну да, три-четыре дня. Может быть шесть дней, я не знаю, не пробовал никогда. Сколько человек может прожить без воздуха? Даже пяти минут не проживет. Хорошие ныряльщики, может быть, две минуты проводят без воздуха, может быть, три – я не знаю, проводит кто-то больше или не проводит. Кто знает, сколько мы дыханий в течение дня делаем? Двадцать одну тысячу шестьсот дыханий. На один вдох и выдох в среднем затрачивается четыре секунды, в результате получается эта цифра. Разумеется, это зависит от того, сколько мы бегаем и как быстро мы бегаем. Если человек быстро бегает, или много бегает, он делает больше дыханий. В йоге говорится, что для каждого человека предопределяется не продолжительность времени, которое он будет жить, а количество дыханий, которое ему отпущено. Поэтому те люди, которые бегают в погоне за здоровьем, очень часто умирают во время бега, потому что они очень быстро растрачивают отпущенное им дыхание.
Слово пранаяма состоит из двух корней – прана и айама. Прана – это жизненное дыхание, дыхание жизни, а айама означает задержка, замедление. Пранаяма – это удивительная техника, которая разработана в йоге для достижения как материальных целей, так и, в конечном счете, на высших этапах – духовных целей. Я сейчас в своем небольшом обзоре и какой-то методике, которую я дам для развития пранаямы, буду говорить о том, какие материальные результаты человек получает в результате практики пранаямы, и какие духовные результаты он также может получить. В общем, для того, чтобы достичь совершенства в пранаяме, человеку нужно три года. Стоит мне продолжать, или не стоит? Может быть, на этом закончим? Мы примерно скоро пять минут сейчас разговаривали – может, сделаем перерыв? Давайте мы сделаем перерыв, прежде чем мы перейдем к основной части.