Семинар «Карма и ягья», лекция 3

Семинар «Карма и ягья», Израиль, 2007 г. (Диск 88, л. 11)

Аннотация:

Пранаяма – это ягья. Пять типов праны и их функции. Пранаяма как способ решения всех проблем. Связь дыхания с состоянием ума. Уравновесить дыхание =  уравновесить ум. Блага, приносимые пранаямой. Простейшие пранаямы: глубокое дыхание, альтернативное дыхание, капалабхати.

Если вы хотите достичь всего, то главное – это не то, насколько быстро вы пойдете; главное – это то, насколько правильно вы будете все делать.

Пранаяма помогает изменить вритти, а значит, изменить карму. Пять форм ума: муддха, кшипта, викшипта, экагра, ниродха.

Любовь можно проявлять только в настоящем времени, и способность проявлять любовь напрямую зависит от способности находиться здесь и сейчас.

 ***

Давайте снова настроимся на другой лад. Закройте, пожалуйста, глаза… Расслабьтесь … Повторение звука «Ом» – это тоже своего рода пранаяма, потому что оно делает наше дыхание глубоким, долгим…Давайте немножечко растянем время, попытаемся погрузиться в настоящий момент… Сосредоточьте свое внимание на межбровье… Сделайте глубокий вдох…

– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Еще раз…

– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Еще раз…

   – О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Теперь можно продолжать. Говорится, что этот звук «Ом» – это звук, когда океан дышит. Когда вы находитесь рядом с океаном, послушайте звук океана. Говорится, что океан повторяет этот звук «Ом-м-м-м-м…», и что в этом ритме, ритме этого звука, пребывает вся вселенная. Это – изначальная вибрация. В Ведах объясняется, каким образом возник этот мир. Говорится, что этот мир возник из изначального звука «Ом», который теперь приобрел формы планет, вселенных, солнц, видимых нам сейчас. Но изначально это – звук, и когда мы начинаем повторять эту мантру, мы как бы возвращаемся в изначальный ритм вселенной, приобщаемся к нему, и наше тело становится снова частицей вселенной, частицей этого мира, и, в конце концов, в высшем понимании – частицей Бога, частью изначальной духовной энергии, породившей этот мир.

Мы начнем с вами с пранаямы именно потому, что мы очень сильно зависим от этого. Пранаяма – это ягья, потому что, в конце концов, цель пранаямы – объяснить человеку независимость даже от дыхания. Йоги, которые замедляют дыхание, на каких-то совершенных ступенях могут не дышать по много суток. Есть йоги, которые специально для того, чтобы продемонстрировать это, заставляют закапывать себя в землю, и потом, через тридцать суток, их откапывают. Они выходят и начинают дышать, как ни в чем не бывало. Для того, чтобы доказать человеку, что он, как душа (а тело питается от души, энергия, которую мы получаем, питается от духовной искорки, находящейся в нас) независим от всего этого, есть эта техника, филигранная техника пранаямы, постепенного контроля над дыханием. Помимо этого, у нее есть также духовная сторона, духовный аспект, но об этом я буду говорить в самом конце. Сначала я расскажу собственно саму методику, теорию, и объясню практику – напишу вам расписание на ближайшие три года, если вы захотите ею воспользоваться.

Есть десять пран, из них пять основных. Пять основных потоков воздуха в нашем теле: прана, апана, вьяна, удана и самана. Можно выучить, как детский стишок: «Прана-апана-вьяна-удана-самана» – они все в рифму. Все это – прана, и, в сущности, жизненный поток, или жизненная энергия, одна. Она едина, но, так как она исполняет разные функции в теле, то она называется по-разному. Из них главными являются прана и апана. Прана – это то, что мы выдыхаем, она идет снизу вверх. Апана – то, что мы вдыхаем, и ее направление – вниз. Две основные функции воздуха – вдыхание и выдыхание, две формы – прана и апана. Соответственно, апана также выводит всякую грязь из нашего организма, она отвечает за то, чтобы выводить экскременты, выводить какие-то нежелательные вещи. Прана находится в сердце человека, а штаб-квартира апаны в теле человека находится в прямой кишке. В двух словах о функциях других потоков жизненного воздуха. Вьяна отвечает за переваривание пищи, за то, чтобы направлять пищу, и за циркуляцию. Удана, соответственно, идет вверх – когда у человека какая-то отрыжка, или рвота, или еще что-то. Самана отвечает за то, чтобы распределять энергию по всему телу, доносить пищу, за циркуляцию по всему телу. Иначе говоря, все жизненные функции этого тела целиком зависят от потоков воздуха. Прана идет вверх, апана идет вниз, вьяна идет вниз, удана идет вверх, самана как бы уравновешивает все.

(вопрос из зала, не слышно)

Удана – вверх. Когда отрыжка какая-то, когда рвота или еще что-то такое. Вьяна отвечает за то, чтобы пища пошла вниз, и, в конце концов, переварилась, ассимилировалась, и стала частью нашего тела. Удана – это какая-то часть воздуха, которая, так или иначе, идет вверх. Но это не так важно сейчас, не принципиально, не будем во все эти физиологические подробности вдаваться. Суть в том, что вся физиология нашего тела целиком зависит от потоков жизненного воздуха, что мы живем благодаря тому, что есть некая циркуляция. Есть внешняя циркуляция, или собственно дыхание, и есть внутренняя циркуляция.

Более того, говорится, что душа, или атма в высшем смысле этого слова, находится в сердце живого существа, и она парит в пяти потоках праны. Атму, или душу, окружает прана, пять этих потоков праны. Атма излучает энергию. Все наше тело живет благодаря тому, что душа находится в теле, и душа излучает энергию сознания. Душа – это энергетическая искорка, искорка изначальной энергии творения. Потоки праны, окружающие душу, потом переносят эту энергию по всему телу. Когда циркуляция праны в теле в силу тех или иных причин нарушается, то это состояние нарушения циркуляции как называется? Да, дисгармония, болезнь, боль. Например, паралич. Паралич значит грубая деформация потоков праны. Так или иначе, прана перестает функционировать в парализованном органе. Нервная система – это тоже каналы в теле, по которым циркулирует прана, тонкая жизненная энергия. В Китае как прана называется, кто знает? Да, энергия ци, и цигун от этого происходит. В сущности, все самые тонкие техники оздоровления, самые тонкие духовные или, скажем так, псевдодуховные техники так или иначе связаны с регулированием этих потоков жизненных энергий в теле. Все эти китайские вещи – это попытки понять каналы и направить энергию по ним.

Соответственно, предварительным условием пранаямы является асана, когда человек делает свое тело расслабленным, гибким, мягким, чтобы прана хорошо циркулировала. В принципе, если заниматься пранаямой правильно и постепенно, то даже без всяких других занятий, даже без занятий йогой, 10-15 минут в день занятий пранаямой будет достаточно для того, чтобы со временем постепенно разрешить все ваши проблемы. С помощью пранаямы можно без преувеличения решить все проблемы (если проблема не зашла слишком далеко), потому что, в конце концов, все функционирование тела целиком зависит от циркуляции праны, а циркуляцию праны, в свою очередь,  можно регулировать с помощью техники пранаямы, с помощью дыхательной техники.

На духовном уровне все это нужно, в конце концов, для того, чтобы успокоить свой ум, потому что, прежде всего, дыхание жестко связано с умом. Когда ум сосредоточен, ум находится в спокойном, четком состоянии… Кто-то обращает внимание, как он дышит? Когда вы в сосредоточенном состоянии находитесь, вы чувствуете, как энергия вашего ума направлена на одну точку, вы можете решить что-то, вы читаете, вы сосредоточены; если вы подумаете, как вы при этом дышите, вы почувствуете, что вы дышите очень ровно, очень глубоко и очень спокойно. И наоборот: если вы возбуждены, как вы дышите? Я говорил о том, что очень важным, ключевым словом тут является ритм, и дыхание позволяет, будучи каким-то изначальным ритмом в нашем теле, привести ум в разные состояния. Для каждого состояния ума есть определенный, уникальный паттерн, узор дыхания: когда человек сексуально возбужден, он дышит по-одному, когда разгневан – по-другому, когда он голоден – по-третьему, когда он сосредоточен – он дышит четвертыми образом. Как, когда какую-то сексуальную музыку включают, там обычно певец или певица начинают тяжело дышать: «Уф, уф, уф…» – для того, чтобы передать то же самое настроение. Тут уже даже не столько пения, сколько «Уф, уф, уф…» (смех).

Собственно, техника пранаямы основана на этом принципе, на этом законе: дыхание жестким образом связано с состоянием нашего ума. Подобно тому, как дыхание контролируется с помощью ума, и, в зависимости от того, в каком состоянии находится ум, дыхание выстраивается соответствующим образом, точно так же, управляя дыханием, мы можем перевести свой ум в другой режим. Если вы разгневались, или если есть какое-то неприятное возбуждение, или если вы в волнении каком-то (например, вам экзамен надо сдавать, или какое-то важное интервью дать), что нужно сделать? Подышать. Спокойно подышать, растянуть время, погрузиться внутрь… Конечно, ум будет мешать этому, и нужно будет приложить определенные усилия для того, чтобы победить ум. Но, в конечном счете, управление дыханием – это способ управления своим умом, и это – самое важное.  Если мы сможем уравновесить дыхание, то мы, в конечном счете, сможем уравновесить ум.

Теперь несколько чисто физиологических данных. Я уже сказал, что в среднем, в норме, когда человек находится в спокойном состоянии, он делает 1 цикл дыхания за 4 секунды, и цикл дыхания состоит из трех вещей: из вдоха, выдоха и небольшой задержки после выдоха. Обычно мы не отдаем себе отчета в этой задержке, но ее нужно хорошо почувствовать. Я сейчас хочу попросить вас, чтобы вы почувствовали ее. Просто сядьте, закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании… Дыхание свободное, не натужное, очень легкое, поверхностное… Постарайтесь расслабить лицо при этом… Почувствуйте маленькую задержку, которая всегда происходит после выдоха… Почувствовали? Мы сразу вдыхаем, потом выдыхаем, и происходит небольшая задержка, очень важная, и потом, соответственно, снова вдыхаем. Обычно при таком вдохе человек вдыхает всего-навсего 400 мл воздуха. Кто знает, какой у нас объем легких? Два литра мы можем вдохнуть при глубоком вдохе, а общий объем легких – около 5 литров. Объем, который человек реально вдыхает и выдыхает при глубоком вдохе, разный, и он составляет показатель витальности, или показатель жизненной силы человека. В некоторых больницах вам могут провести тест, где вам покажут, сколько вы максимально вдыхаете и выдыхаете при глубоком вдохе. Количество воздуха очень сильно зависит от общего состояния нашего тела. Количество этого воздуха, поделенное на вес тела, составляет этот индекс витальности. Как правило, человек из-за неправильного образа жизни, неправильной осанки, своих неправильных трафаретов в уме, о которых мы также будем позже говорить, очень сильно понижает, очень сильно расходует свою жизненную энергию, не пользуясь дыханием. На самом деле, дыхание – это удовольствие. Сегодня я научу вас одному упражнению (если у вас достаточно пустые желудки), про которое Патанджали говорит «если хотите ощутить блаженство». Я сейчас Вас научу! Хотите ощутить блаженство? Лучше не сразу – пусть у вас пока что еще переварится то, что вы в перерыве съели. Если человек просто сосредотачивается на глубоком дыхании, он почувствует удовольствие – он должен ощутить удовольствие! Сейчас я буду учить собственно технике. Готовы, да? Если вы хотите серьезно заниматься пранаямой, то сейчас я объясню вам все правила, технику, расписание, то есть, это будет достаточно такая утомительная вещь, которую вам надо будет записывать.

Для того, чтобы как-то замотивировать вас на это, я сразу скажу о результатах, которые обещаются при достижении какого-то совершенства в пранаяме. Говорится, что у человека увеличивается продолжительность жизни, уменьшается количество еды и сна, то есть уменьшается потребность в грубой энергии и воздухе. Человек обретает физическую силу, или энергию, обретает умственную силу; его способность управлять своим умом, концентрировать свой ум, направлять его на решение каких-то задач, на достижение каких-то целей, очень сильно увеличивается. Плюс к этому, человек обретает способность владеть собой, управлять своими чувствами. Есть много других, дополнительных «бонусов», или благ, которые человек также получает при освоении пранаямы. В частности, у него появляется очень ясная, спокойная, яркая аура, а лицо начинает излучать сияние, которое можно даже увидеть; гибкость тела, свобода от болезней – все это результаты пранамы. Теперь я понимаю, что после этого даже как-то неприлично спрашивать, хотите ли вы заниматься этим, или нет. Кто же не захочет! Беда в том, что наш непостоянный ум мешает нам это делать.

Несколько основных правил. Первое: пранаямой, или дыхательными упражнениями, нужно всегда заниматься на пустой желудок, то есть лучше это делать утром или вечером. Пить немножко можно.  Обычно для того, чтобы переварилась, нужно где-то три часа чтобы прошло… то есть, где-то как минимум 2-3 часа после еды. Лучше три часа. Все зависит, естественно, от силы вашего пищеварения – у некоторых и за 24 часа пища не переваривается: она там лежит спокойно и невозмутимо. (смех) Все зависит от состояния вашего здоровья.

Что нужно сделать, с чего начать свои занятия пранаямой? Нужно замерить нормальное дыхание: нужно взять часы с секундомером, и сделать пять ровных, глубоких дыханий, и посмотреть, сколько каждое из этих дыханий занимает. Ровных, глубоких, спокойных дыханий – то, на что вы способны, без всякого напряжения,  без попыток превзойти себя. Основной проблемой на пути любой йоги что является? Правильно, фанатизм. Фанатизм – это синоним чего? Ложного эго: «Я могу дышать лучше, чем все! Сейчас я покажу вам! Сейчас так та-а-ак дыхну!» (смех) Нужно очень тщательно следить, чтобы…Это, кстати, в том числе и способ борьбы со своим ложным эго – не делать больше того, на что вы реально способны: человек реально должен оценить свою способность и постепенно, начиная с нее, как с отправной точки, идти дальше. Нужно замерить пять глубоких дыханий, и если они слишком разнятся по продолжительности, то нужно взять самую низкую точку. Как правило, в норме, если человек более-менее здоровый, то глубокие вдох и выход у него займут пятнадцать секунд. Я даю эту цифру не для того, чтобы вы подгоняли себя под нее. Пожалуйста, не пытайтесь себя подогнать под нее. Понятно, инстинктивно у нас это будет это желание: «Я же в норме! Или чуть-чуть лучше нормы – шестнадцать секунд!» Но суть именно в том, чтобы посмотреть способность, на которой вы находитесь сейчас. При этом надо стараться делать так (и это – основное, главное, золотое правило пранаямы): выдох должен быть в два раза дольше, чем вдох; вдох по отношению к выдоху – один к двум. Пятнадцать секунд – это уже в четыре раза больше, чем обычное, нормальное, поверхностное дыхание, которым мы дышим на протяжении своего дня.

Итак, первое, что нужно сделать – это определить свою способность, и начать первый день с четырех глубоких дыханий.  Я очень прошу вас не торопиться, потому что если вы хотите достичь всего, то главное – это не то, насколько быстро вы пойдете; главное – это то, насколько правильно вы будете все делать. Это – ягья, или йога; йога означает метод, метод означает точность его выполнения. В «Йога-шастрах» прана сравнивается со львом или со слоном. Кто-нибудь из вас когда-нибудь дрессировал львов? Так вот, главное правило в дрессировке льва: не торопиться! Не спешить класть свою голову ему в пасть. (смех) Прана – это очень могущественная вещь, очень могущественная энергия. Если мы сможем почувствовать эту энергию и овладеть этой энергией, управлять этой энергией, мы сможем огромные вещи делать. Говорится, что если человек овладел праной и может задерживать дыхание на 48 секунд, он может даже левитировать. Если вы можете задержать дыхание на 48 секунд, вы можете летать – вам не нужно будет билет на самолет покупать. (смех) Это очень могущественная вещь, могущественная энергия, но при обращении с могущественными вещами нужна постепенность и осторожность. Поэтому начинать нужно с четырех глубоких дыханий, и постепенно, за две недели, нужно довести их до двадцати, прибавляя каждый день по одному. Это будет означать, что вы начнете с одной минуты занятий пранаямой, и дойдете за две недели до пяти минут, если вы в среднем пятнадцать секунд делаете глубокое дыхание. Пять минут – это много? Можете себе позволить? Можете. На этом нужно остановиться сначала, и в течение где-то еще двух недель просто находится на этом уровне: просто двадцать глубоких дыханий делать.

Теперь несколько правил, которым нужно следовать при выполнении этих глубоких дыханий. Записывайте,  пожалуйста, это очень важно. Первое правило… Мы учимся. Учимся правильно дышать для того, чтобы овладеть праной. Через дыхание мы овладеваем жизненной энергией, энергией нашей жизни, энергией силы. Первое правило: все вдохи и выдохи должны быть одинаковой длины. Первое, на чем мы должны сконцентрироваться – дыхание должно быть в высшей степени ритмичным.

– До этого же было, что вдох должен быть в половину выдоха? (вопрос из зала)

Должно сохраняться это соотношение, что вдох должен быт в два раза меньше, чем выдох, но каждый вдох и каждый выдох должны быть ровными и одинаковыми, каждый цикл должен быть одинаковый, все должно быть в высшей степени ритмично. Потому что тенденция будет какая? Начинать с более глубоких вдохов, а заканчивать более поверхностными. Этого делать нельзя! Если вы не можете 20 дыханий сделать одинаковыми, сделайте меньше, не торопитесь, но они должны быть в высшей степени четкими и ритмичными. Одно и то же количество времени на вдох и на выдох. Часто йоги, когда делают это, повторяют мантру «Ом» – например, пять раз при вдохе и пять раз при выдохе. Попробуйте сделать это, чтобы почувствовать пульсацию, чтобы почувствовать, что у вас все идет очень четко, размеренно, в соответствии с тем же самым ритмом. Повторите, например, четыре раза «Ом» на вдохе и восемь раз – на выходе, как вам удобно. Как вам удобно, но вдох глубокий и выдох глубокий. При этом «Ом» не такой, как мы произносим: «О-о-о-о-м-м-м-м-м-м…», а просто «Ом»: «Ом», «Ом», «Ом»… Почувствовали? То есть, один и тот же ритм. Если мы не выдерживаете один и тот же ритм на всех дыханиях, сделайте меньше, задержитесь – некуда торопиться. У нас с вами вечность впереди, не нужно спешить.

– Дыхание животом, да? (вопрос из зала)

Мы вдыхаем и выдыхаем животом, я об этом чуть-чуть позже скажу. И вдыхаем, и выдыхаем через нос, и при этом движется живот.

Второе. Очень важно, чтобы при ритмичности не было так, что вы не полностью вдохнули, или не полностью выдохнули. Иначе говоря, когда человек не овладел этим, то иногда может быть, что он задал себе какой-то ритм, но при этом он чувствует, что он не полностью наполнил свои легкие за вдох, или не полностью за это время выдохнул. Этого быть не должно! Нужно таким образом настроить свое дыхание, чтобы мы полностью вдыхали, полностью выдыхали, и при этом делали это за одно и то же время, чтобы не было какого-то лишнего воздуха, который еще остался в легких, или какой-то пустоты, которую можно еще заполнить при вдохе – чтобы все было очень четко. Это – второе правило.

Третье правило: дыхание должно быть очень ровным, потому что будет тенденция к замедлению. Особенно на выдохе, когда человек сначала выдыхает больше, и потом замедляет, замедляет, замедляет… Нет, он должен одновременно совершенно равное количество воздуха вдыхать и выдыхать. Тенденция будет где-то на излете выдоха пытаться еще замедлять его, еще меньшее количество воздуха выдыхать – это неправильно. Должно быть абсолютно ровное, абсолютно ритмичное дыхание. Это – способ для нас, чтобы почувствовать какой-то внутренний ритм, слиться с этим ритмом.

Ни в коем случае не должно быть ощущения задыхания. Никогда. Никогда при занятиях пранаямой не должно быть ощущение того, что вам не хватает воздуха. Если мы почувствовали это, значит нужно либо сократить количество глубоких дыханий, либо продолжительность.

И сюда же, в это правило: дыхание должно доставлять вам удовольствие. Мы должны дышать и чувствовать удовольствие – просто от самого факта этого глубокого, ровного дыхания. То, что вы дышите, значит что? Что мы живем! То есть, еще не поздно, еще у нас есть возможности.

Давайте попробуем сейчас… Ах да, еще два маленьких правила. Анус должен быть слегка сжат (это поможет вам сделать дыхание более глубоким), позвоночник выпрямлен, и есть некое такое движение вверх – в результате того, что мы сделали такое небольшое сжатие, у нас идет естественное движение вверх, мы ощущаем это «движение» по позвоночнику.

Еще очень важно: обычно, когда человек занимается какой-то важной деятельностью, то лицо у него принимает очень зверское выражение. (смех) Зверского выражения на лице быть не должно! Лицо должно быть полностью расслабленным, спокойным, никаких морщин быть не должно. Я должен прийти в ровное, спокойное состояние.

Давайте просто попробуем. Давайте сделаем те самые четыре дыхания. Выпрямьтесь, сядьте, как следует… Постарайтесь повторять мантру про себя в каком-то ритме: «Ом», «Ом», «Ом», «Ом», «Ом», «Ом»… Просто четыре дыхания…

Достаточно. Одну вещь вы не делаете. Когда мы правильно, глубоко вдыхаем и выдыхаем, нужно почувствовать звук, причем звук не просто вдыхаемого воздуха в ноздрях, а звук в горле. Этот звук очень легкий, очень тихий, и он очень важен для того, чтобы человек мог правильно сосредотачиваться на дыхании. Попробуйте сделать глубокий вдох и почувствовать, как в голосовых связках этот звук есть. Услышьте этот звук. Еще раз: это – не звук выдыхаемого через ноздри воздуха, а звук в голосовых связках. Почувствовали? Небольшое шипение. Это очень важный звук. При этом нужно думать (если Вы можете сразу думать, а если не можете – не надо, это не так важно), должна быть такая медитация (по крайней мере, вначале), что я вдыхаю чистоту в себя, и выдыхаю из себя всю грязь, все ненужное, я процессе этого дыхания я избавляюсь от всей грязи.

Это – первый месяц: первые четырнадцать дней вы постепенно прибавляете по одному дыханию, от четырех до двадцати, и вторые четырнадцать дней вы просто двадцать дыханий делаете, тратя на это примерно пять минут в день. Хотите дальше пойти? Окей.

Дальше, после этого, нужно научиться альтернативному дыханию. Кто-то слышал об альтернативном дыхании? Кто слышал, поднимите руки. Два человека. Сделайте правую руку в такую мудру: указательный и средний палец правой руки вверх, а безымянный, мизинец и большой палец в стороны. Большим пальцем мы закрываем правую ноздрю, безымянным и мизинцем – левую.

– А если два средних пальца не загибаются? (вопрос из зала)

Если у вас средний и указательный пальцы не загибаются, то иногда их ставят между бровями. Но если вы освоите пранаяму, то даже пальцы начнут загибаться. (смех) Одно из мистических совершенств, которое к вам придет. Альтернативное дыхание – я сейчас объясню вам его – заключается в том¸ что мы вдыхаем через одну ноздрю, выдыхаем через другую, и потом вдыхаем через ту, через которую выдохнули, и вдыхаем через первую. Ноздри всего две, но запутаться очень легко. (смех) Методика очень простая, попытайтесь освоить ее. Вдыхаем через левую, выдыхаем через правую; вдыхаем через правую, выдыхаем через левую. И так далее. Простая вещь, но очень могущественная.

Кстати говоря, это еще не пранаяма. Глубокое дыхание – это еще не пранаяма, и альтернативное дыхание – это еще не пранаяма, но если вы просто ставите перед собой цель улучшить здоровье, и вы научитесь, освоите альтернативное дыхание, этого будет достаточно. Дальше даже идти не следует. Для этой цели – физического здоровья, физической энергии, силы какой-то, какого-то спокойствия ума – достаточно просто освоить альтернативное дыхание. Принцип альтернативного дыхания основан на том, что есть три канала. Знаете о них, да? Как они называются? Сушумна, ида и пингала. Говорится, что от сердца человека отходит 21 канал, из них три – самых важных. Сушумна – это позвоночный столб, самый важный канал. Ведические представления о строении Вселенной утверждают, что у Вселенной есть ось. Эту ось, которую не видно на грубом плане (иначе наверняка Гагарин или другие космонавты с ней столкнулись бы) (смех), находится на тонком плане. Эта ось Вселенной называется меру-данда, или гора Меру. В нашем теле отражением той меру-данды является позвоночник – главный канал, ось нашего тела. Наше тело – это реплика Вселенной, и, соответственно, позвоночник – меру-данда, или ось, поддерживающая наше тело. Все знают, насколько важен позвоночник, и насколько от него зависит здоровье всего тело. И пранаяма, или альтернативное дыхание, очищает иду и пингалу, которые связаны с левой и с правой ноздрей, и благодаря очищению иды и пингалы постепенно очищается сушумна – центральный канал, нервный канал, приходящий через наш позвоночник. В этом, в двух словах, состоит механизм альтернативного дыхания. Каждая ноздря связана с определенным энергетическим каналом, и если мы глубоко дышим через одну ноздрю, то очищается этот канал, потом через другую – очищается другой канал. Все это, вместе взятое, позволяет очистить средний канал, главный. Цикл альтернативного дыхания состоит из того, что человек вдыхает через одну ноздрю, выдыхает через другую, потом через эту вдыхает и выдыхает через первую – то есть, два вдоха и два выдоха через обе ноздри.

– А задержки есть какие-нибудь?

Никакой задержки пока нет! Не спешите задерживаться.

Полный цикл альтернативного дыхания, если вдох и выдох через одну ноздрю занимает 15 секунд, сколько будет занимать времени? Полный цикл – это два вдоха и два выдоха, значит тридцать секунд. Методика такая, что вы должны, в конце концов, должны довести количество альтернативных дыханий (по тридцать секунд каждое) до десяти. Вернее, извиняюсь, до двадцати. То есть, время вашей пранаямы постепенно должно увеличиться с пяти до десяти минут. Также постепенно нужно прибавлять количество кругов. Можно начинать с одного-двух кругов, научившись постепенно просто глубоко дышать. Все поняли саму технику? Правую ноздрю я очень мягко, очень нежно затыкаю большим пальцем, левую ноздрю я затыкаю безымянным и мизинцем, и таким образом, попеременно открывая и закрывая ноздри, я дышу одной и другой ноздрей.

(вопрос из зала, не слышно)

Один к двум, всегда один к двум. Начинают обычно с левой ноздри. На самом деле, это не так важно. Не забивайте себе голову. Важно то, что мы очень мерно, очень спокойно и размеренно постепенно дышим, и то, что мы освоили это – где-то за две недели, за месяц мы дошли до двадцати спокойных дыханий, когда мы можем спокойно это делать, как следует. Еще раз: не торопитесь с этим. Постепенно делайте.

Для чисто физического здоровья этого достаточно, на этом можно остановиться. Для того, чтобы сохранить физическое здоровье, этого достаточно. Теперь, если вы хотите идти дальше. Кто хочет идти дальше? Можно постепенно начать прибавлять длительность. Как это делается? Если вы делаете, предположим, десять циклов альтернативного дыхания, и ваше соотношение вдоха к выдоху – пять секунд вдох, десять секунд выдох. Вы можете в самом последнем цикле сделать за шесть секунд вдох, и за двенадцать секунд выдох. Соответственно, тогда один, последний цикл сколько будет секунд? Тридцать шесть. На шесть секунд дольше один цикл будет. И так постепенно, если вы десять дыханий делаете, десятое дыхание делайте длиннее, и на следующий день можете два дыхания сделать длиннее, и так далее – потихонечку увеличиваем продолжительность каждого цикла на одну секунду. Потихоньку, потихоньку таким образом человек может таким образом растягивать свое дыхание.

Собственно, пранаяма начинается тогда, когда мы начинаем делать задержку дыхания. Когда мы делаем вдох через левую ноздрю, потом делаем выдох через правую, потом закрываем обе ноздри, и делаем задержку дыхания – сначала на пять секунд, потом постепенно больше, больше, больше. Задержку дыхания нужно начинать всегда с того же времени, которое вам нужно для вдоха, и очень постепенно ее увеличивать. Говорится, что когда задержка достигла двенадцати секунд, то этого достаточно для того, чтобы повысить температуру тела на несколько градусов, если нужно. Вы можете при этом почувствовать очень большой прилив энергии. Но я умоляю вас: не торопитесь с этим. Так, при двадцати четырех секундах у человека уже начинают открываться какие-то мистические силы, при сорока восьми он может летать. Если вы будете слишком торопиться, вы слишком рано взлетите, и улетите к Богу  раньше времени. (смех)

Я не буду сейчас слишком много говорить о задержках – этой программы вам достаточно. Не нужно пока делать задержки. Попытайтесь делать глубокие, ровные дыхания, и потом, когда-нибудь, может быть, в следующий раз мы поговорим о задержках, о каких-то других вещах, которые приходят в результате этого всего.

Я еще несколько вещей хотел сказать. У вас есть желание дальше слушать? Окей. Я обещал вам легкий способ испытать блаженство. Хотите? Я научу вас очень простой, но очень важной и полезной технике, которую также можно делать перед непосредственно пранаямой. Эта техника очень сильно оздоравливает, но к ней, опять же, нужно относиться очень осторожно. Я в прошлом году показывал ее – капалабхати. Капалабхати значит очищение головы, очищение черепа. Ее нужно делать очень и очень осторожно, и сейчас я объясню, в чем заключается эта техника, и в чем, собственно, само блаженство. Капалабхати – это быстрые, резкие выдохи через нос с автоматическими вдохами и синхронным втягиванием живота. Это происходит таким образом: человек делает глубокий вдох – посмотрите просто пока – и потом начинает делать резкие, легкие выдохи, одновременно втягивая живот. Выдохи происходят сознательно, с силой, при этом вдохи происходят автоматически. На выдохе живот втягивается, на выдохе слегка выпячитается. Это нужно делать очень осторожно, и начинать можно где-то с десяти, максимум – с пятнадцати-двадцати раз. Что происходит после этого, после того, как вы сделали последний выдох? Это очень сильное очищение. Например, если у кого-то гайморит, или еще что-то. Капалабхати очищает синусные пазухи, вентилирует легкие, дает большую энергию, улучшает пищеварение, но нужно осторожно все делать, не увлекаться сильно. После этого, после последнего большого выдоха происходит естественная задержка дыхания – человеку не хочется дышать. И в этой задержке дыхания, если человек прислушается к себе, к своему внутреннему состоянию, он может почувствовать очень большое удовольствие от всего этого. Давайте сейчас попробуем. Чтобы не перенапрячься, мы десять раз сделаем капалабхати. Поняли саму технику?

(вопросы из зала, не слышно)

С каждым выдохом живот втягивается, с каждым вдохом он чуть-чуть выпячивается. Выдох легкий, но в то же время с определенной силой. Послушайте еще раз: я делаю вдох, и потом делаю такие короткие выдохи. Вдохи происходят сами, определенным образом. Если бы их не было, вы бы уже… (смех) Они автоматически происходят, вам не нужно думать о них. Сейчас главное не это. Главное – потом почувствовать естественную задержку дыхания, и в этот момент посмотрите на состояние своего ума и своего сознания. Давайте попробуем вместе это сделать. Глубокий вдох – короткие выдохи…. Глубокий выдох…

Вдохните, если нужно, не слишком геройствуйте. Почувствовали эту естественную задержку? Почувствовали внутреннее спокойное глубокое состояние? Просто выдыхайте все, что там у вас осталось, и на мгновение, на несколько секунд у вас дыхание естественно задерживается. Да, можно делать сидя, обязательно с прямой спиной. Можно делать в других позах тоже, но для начала просто сидя. Можно сделать один цикл капалабхати вначале, и потом заниматься потихоньку  глубоким дыханием, потому что оно настраивает нас на правильный лад.

Есть у вас еще желание продолжать? Я хотел еще объяснить, каким образом пранаяма, собственно, уничтожает грехи, или какие-то проблемы в нашем уме, в нашем сознании. Я говорил о том, что «Йога-шастры» подчеркивают этот момент, что пранаяма сама по себе сжигает карму – возвращаясь, опять же, к теме нашего семинара. Итак, пранаяма сжигает карму. Кто-то может на этот вопрос: как это, с чего это вдруг она будет сжигать карму?

(ответы из зала, не слышно)

Да, правильно. Подскажите мне этот цикл кармы, который мы вчера нарисовали. С чего он начинается? С кармы. Карма приводит к чему? К самскарам, да. Самскары, или впечатления в нашем сознании, переходящие в подсознание. Потом васаны – наши склонности, тенденции, способности какие-то, и, прежде всего – желания. Какие-то желания, которые мы принесли в эту жизнь, чтобы исполнить их. И васаны преобразуются во что? Да, во вритти: какую-то особую форму нашего ума, какие-то мысленные узоры, какие-то наши трафареты, по которым мы мыслим, мысленные алгоритмы. Это не столько мысли как таковые, сколько, скажем так, мыслеобразы, волны, которые происходят в нашем уме. Собственно, пранаяма успокаивает что? Ум. Она перенаправляет наши вритти, меняет их. Мы все убедились в этом за это короткое занятие: когда мы просто повторяем «Ом», успокаивается ум? Да. Тишина наступает, сосредоточенность, спокойствие внутреннее. Сейчас, когда мы делали это небольшое упражнение капалабхати, тоже чувствуется, как успокаивается ум. Даже если ум возбужден, если ум горит чем-то, что-то там болит очень сильно, этот ум можно успокоить с помощью пранаямы. Но что самое важное, это то, что, в конечном счете, пранаяма… так как вритти связаны с васанами… Я вчера объяснял, что хотя цикл один, и что он в этом направлении движется, но, на самом деле, есть взаимное влияние, и когда человек с помощью пранаямы успокаивает свой ум, он может также поменять вот эту составляющую. Мы говорили вчера, что, по сути дела, эта составляющая – это есть структура нашей личности, нашей обусловленной личности, нашего ума, наших свойств. С помощью занятий пранаямой человек может успокоить свои васаны – волны в уме, тенденции, формы, может гармонизовать их, сделать их более красивыми, чистыми. И именно таким образом пранаяма влияет на карму! Естественно, она влияет на вритти, на наши действия, наши поступки. Если человек освоил пранаяму, он становится гораздо более спокойным, он не так легко возбуждается, не так легко поддается на какие-то внешние раздражители, внешние провокации; он гораздо более спокойно действует, он не ругается со своим мужем или женой… И, таким образом, карма постепенно сжигается.

В «Йога-сутрах» говорится, что вся нечистота наших мыслей, наших неправильных поступков, в конечном счете, откладывается в этом главном канале. Какие-то проблемы, которые у нас возникают, на физическом, грубом уровне проявляются в том, что у нас возникают некие проблемы тут, с позвоночником. Это тонкое описание болезней, но позвоночник нервами связан со всеми органами, соответственно, сама форма позвоночника очень сильно зависит от нашей кармы, нашего ума, сгибает нас. Пранаяма позволяет вывести оттуда всю грязь, и, в конце концов, раскрывает этот канал, а он символически означает что? Почему человек – единственное существо, у которого прямой позвоночник? На древнегреческом языке слово человек, антропос, означает «тот, кто смотрит вверх». Их всех животных только человек смотрит вверх! Ну, я не знаю, может быть, еще жираф когда-нибудь смотрит вверх, когда листья рвет, но он делает это только тогда, когда ему поесть нужно. В основном, все смотрят куда? Вниз. Единственный, кто может посмотреть вверх, то есть увидеть что-то выше себя, увидеть Бога, соприкоснуться с Богом, это человек, и именно поэтому у человека прямой позвоночник. К сожалению, бо́льшая часть людей не ценит этот дар, и лишается прямого позвоночника, и очень скоро у них становится кривой позвоночник. Прямой позвоночник – это важная вещь, это символ нашего движения вверх, нашего движения к Богу. И когда этот канал очищается, у человека появляется возможность, в том числе на духовном уровне, возвыситься больше. Все наверняка слышали о кундалини, которая находится в основании позвоночника. Кундалини поднимается, энергия поднимается. И йог, если он полностью очистил этот канал, полностью очистил сушумну-нади, может вывести свою душу за пределы материального мира, через этот канал. Это уже мистические вещи, я не хочу вам морочить голову мистикой – у нас достаточно каких-то очень ощутимых мистических вещей, которыми мы с вами можем заниматься. Это не та практика, которую я бы рекомендовал в конечном счете. В каких-то ограниченных формах это очень хорошая практика, но для того, чтобы ей серьезно заниматься, нужны очень большие предварительные условия, которых часто у нас нет. Поэтому завтра и послезавтра я буду говорить о каких-то вещах, которые, может быть, более практичны, но, с другой стороны, то, что я сказал – это уже в высшей степени практично. Я не пытаюсь этими словами перечеркнуть все то, что я сказал, я просто хочу сказать, что о каких-то высших мистических совершенствах, которых можно достичь с помощью этого пути, нам не нужно особенно размышлять. Нужно смириться с тем, что у нас это не получится, но это не значит, что мы чем-то обделены – мы можем того же и даже большего достичь с помощью других методов, о которых будет идти речь позже.

Просто еще в двух словах, чтобы уже закончить эту тему связи ума с дыханием я хотел сказать о различных стадиях ума, которые формируются в результате кармы. Кто-то слышал о пяти стадиях ума, пяти формах ума? Есть пять форм ума. Есть три гуны материальной природы, все знают о них – саттва, раджас и тамас. Тамас – это инертная, темная, невежественная часть, раджас – это страстная, огненная часть, саттва – это прозрачная, легкая часть, легкое качество. Эти гуны имеют такую природу. Соответственно, гуны материальной природы влияют на ум, и весь это цикл – это объяснение того, каким образом ум находится под влиянием гун материальной природы. В зависимости от влияния гун материальной природы возникают пять форм ума.

Первая форма ума называется муддха. Муддха значит темный, глупый. Буквально это значит заторможенный ум. Под влиянием какой гуны материальной природы возникает такой ум? Тамас. Это состояние нашего ума, когда нам хочется спать, когда мы ничего не соображаем, когда мы устали, когда мы зеваем, когда слушаем какого-то лектора и он чего-то там бубнит (смех), и нам хочется погрузиться куда-то. Это тамас начинает влиять на наш ум.

Но это еще не самое худшее состояние ума. Что хуже, чем тамас? Тамас, смешанный с раждасом. Когда тамас и раджас смешиваются, появляется рассеянный ум, бегающий ум. На санскрите он называется кшипта. Кшипта – это ум, который постоянно перескакивает с одного предмета на другой, с одного объекта наслаждения на другой, который не может ни на чем сосредоточиться, который просто в бешенном состоянии; когда человек сидит перед телевизором, и каждые три секунды переключает каналы, не в силах ни на чем сосредоточиться. Ум, когда на него одновременно влияют страсть и невежество, и невежество делает его очень несконцентрированным, а страсть заставляет его все время скакать куда-то. Можно видеть наличие такой категории ума у разных живых существ, не только у людей. Если понаблюдать, например, как бабочки порхают. Кто-нибудь задумывался, почему они порхают? Потому что у них ум непостоянный. Сидели бы себе и сидели, но они порхать должны. Рассеянный ум, рассредоточенный, возбужденный, не способный ни на чем сконцентрироваться ум – это самое плохое состояние. Очень часто под влиянием материального мира мы приходим в это состояние, когда мы не можем никак успокоиться, бежим куда-то, что-то делаем, непонятно что. Это – то самое состояние, когда мы не можем погрузиться в  настоящий момент, когда мы, в сущности,  не можем проявлять любовь. Вы заметили, что любовь можно проявлять только в настоящем времени? Для любви не может быть другого времени. Любовь может быть только здесь и сейчас. Моя способность проявлять любовь очень сильно зависит от моей способности находиться здесь и сейчас. Услышать, увидеть, почувствовать кого-то с рассеянным умом, с умом в этой второй стадии, стадии заторможенности это невозможно.

Третья стадия ума какая, как по-вашему? Раджас, правильно. Это ум, скажем так, возбужденный в хорошем смысле этого слова, ум, обладающей энергией раджаса. Когда человек под влиянием страсти ставит перед собой какие-то цели, достигает этих целей, у него есть вот это возбуждение, но оно имеет все-таки до какой-то степени одну цель. Этот уровень называется викшипта – когда человек стремится к достижению цели какой-то очень сильно. В «Йога-шастрах» говорится, что на таком уровне человек может почувствовать проблеск того, что такое самадхи: у него есть одна цель, он стремится к этой цели и получает удовольствие от того, что он идет к этой цели, он достигает этой цели… Но, в общем-то, это не самадхи, а пародия на самадхи.

В гунах страсти и невежества человек еще не может по-настоящему раскрыть заложенный в нем потенциал, потенциал, заложенный в его уме. К сожалению, по большей части все эти волны в нашем уме имеют природу первых трех категорий.

Следующий уровень ума какой? Саттва.

(вопросы из зала, не слышно)

Нет, просто саттва. Викшипта значит сильно возбужденный, кшипта – рассеянный. Уровень саттвы, четвертый уровень. Естественно, между ними есть градации. Тут нет таких резких, четких границ, это все – некий континуум, но можно понять.

Следующий уровень – экагра, полностью сосредоточенный под влиянием саттвы ум. Ум, в котором уже человек может почувствовать, что значит медитация, когда он может полностью сосредоточиться на чем-то и хотя бы в течение нескольких секунд не отпускать этот объект из поля своего зрения; когда он может смотреть, рассматривать, и ум его не скачет все время с одного предмета на другой. Как недавно какие-то люди решили понаблюдать за людьми, которые приходят в зоопарк. Зачем люди в зоопарк ходят? На самом деле, это может быть очень поучительным походом – человек очень многое может понять про себя, если он будет наблюдать за животными. К удивлению людей, которые стали изучать поведение людей в зоопарке, они обнаружили, что перед клеткой с животными они находятся в среднем две секунды. Посмотрел –  пошли дальше! Куда дальше? Зачем? Почему? Потому что жадность: надо все посмотреть, скорей, скорей, скорей. Экагра – это как раз способность ума сосредотачиваться на каком-то одном объекте, способность находиться в настоящем. Попробуйте потренироваться в этом – это некие начальные стадии медитации. Попробуйте просто подойти к цветку и посмотреть на него, и удивиться ему, изумиться, поразиться его красоте. Мы все привыкли воспринимать в категориях того, можно ли это съесть, или нельзя, поэтому лишаем себя очень многого в жизни. Как, в прошлом году я был в очень красивом месте в Сочи. Там такое ущелье, водопад течет, красивые деревья, шумит-журчит вода… Мы там были в течение какого-то времени, и тогда же туда пришла группа туристов. Группа туристов пришла в естественном возбуждении, и что они сделали? Они пришли, сфотографировались – они были там ровно столько времени, сколько нужно для того, чтобы сфотографироваться – и пошли дальше: «Все, я был тут!» Зачем они были тут? Почему они были тут? Что они получили от пребывания в этом месте? Ничего. Фотографии остались: «Вот, посмотрите, вот он я на фоне водопада!» Человек под давлением времени, какого-то темпа времени забывает о том, для чего и как он живет. Экагра – это состояние ума в гуне благости, когда ум может пребывать в данном конкретном моменте и сосредотачиваться на чем-то.

Наконец. Пятая стадия ума – ниродха: ум полностью, поддающийся нашему контролю, который целиком находится в нашем распоряжении, и он уже даже выходит за пределы просто благости – это уже духовное состояние ума, абсолютно спокойное. В этом состоянии ума, если человек достиг этой ступени, он может знать прошлое, настоящее и будущее, ему не нужно к астрологам обращаться. Если он рядом с вами побудет, то, во-первых, вы почувствуете необычайное спокойствие внутри. Он просто подойдет, и вы ощутите, что у вас все поменялось в сердце. Он просто посмотрит на вас – и он вам все скажет про ваше прошлое, про настоящее и про будущее. В этом состоянии ума человеку открываются бесконечные силы, потому что все эти силы в нас заложены. Мы не можем их реализовать именно из-за того, что мы эти силы растрачиваем, рассеиваем, они у нас все время куда-то  растекаются, и именно потому, что наш ум постоянно возбужден. И пранаяма, собственно, является одним из методов того, каким образом постепенно вывести ум, по крайней мере, из этих трех нежелательных состояний и, как минимум, довести его до этого состояния. В это состоянии ума человек уже, по сути, сжег свою карму, потому что все кармические вещи, все кармические влияния остались за бортом, ум уже не поддается этим влияниям, эгоистическим желаниям, еще каким-то дурацким вещам,  которые накопились у нас в результате этой кармы. И именно таким образом пранаяма позволяет человеку сжечь свою карму, избавиться от кармы.

– То есть это, получается, просветленный ум?

Да. Настоящая степень просветления – это уровень ниродхи, когда ум полностью спокоен, но это очень редкая ступень. Если мы хотя бы сможем достичь четвертой ступени, это великое благо, и уже на этом уровне, в сущности, мы избавляемся от низших влияний на себя. Пранаяма – это один из методов для этого. О других методах мы будем говорить на других занятиях. Я вчера длинный список написал, и сегодня понял, что даже половину этого списка пройти не смогу, но, по крайней мере, какими-то методами влияния на свою карму, надеюсь, я вас вооружу. Спасибо большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.