Семинар «Карма и ягья», лекция 6

Семинар «Карма и ягья», Израиль, 2007 г. (Диск 88, л. 14)

Аннотация:

Задача йоги – кардинальное изменение структуры личности через через сосредоточение и  успокоение ума. Все наши проблемы – в неправильных самскарахСвадхьяя (самоанализ, гьяна-ягья) – самая главная ягья, и самая главная ягья – самая простая, но наша проблема в том, что мы не верим простым вещам. Разные ягьи на разных уровнях учат человека избавляться от зависти, по-разному мотивируют его. Прежде, чем сознать свою духовную природу, человек должен понять свою материальную природу, дхарму (т.е., прежде чем «обожиться», надо «очеловечиться»). Дхарма человека – служить и любить. Свадхьяя – это также изучение писаний и повторение мантры. Цель изучения священных писаний и духовных книг в том, чтобы человек мог понять себя, а цель повторения мантры – реализация всей полученной теории на практике. Суть всей духовной практики – правильно, четко и чисто повторять мантру. Понятие о четырех уровнях звука и соответствующих им энергиях.

 ***

Грудь прямая… Воздух входит в нас, и выходит свободно… Все тело расслаблено… Пробуем сосредоточить свой ум на точке между бровями… Глубокий вдох…

– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Еще раз…

– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Еще раз…

   – О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Я сейчас включу Махамритьюнджая-мантру. Наверняка, многие из вас слышали об этой мантре. Эта мантра буквально значит «мантра, которая побеждает смерть». Давайте несколько секунд послушаем ее.

(проигрывается аудиозапись)

Можете считать, что вы уже победили свою смерть. Я не шучу, на самом деле это так.

Я буду вам рассказывать на протяжении всего этого времени о механизме кармы, о том, каким образом карма воздействует, прежде всего, на наш ум, и каким образом ум, сформировавшийся под влиянием наших поступков, ведет нас по этой жизни, и как мы под влиянием этого ума совершаем новые поступки, и в большей или меньшей степени воспроизводим себя, воспроизводим свою личность, свое бытие. Йога ставит перед собой задачу кардинального изменения структуры личности к лучшему через влияние на ум – через сосредоточение ума, через успокоение ума, через глубокий анализ ума и природы нашей личности. Я говорил также о том, что метод, который предлагается в йоге, или в ведической культуре для того, чтобы  человек мог сжечь свою карму – это ягья, или жертвоприношение. Человек должен сжечь что-то ненужное. Философия йоги проста: все наши страдания – от недоразумения. В общем-то, на всех семинарах этому учат. По недоразумению мы страдаем. Это что-то ненужное, и от этого ненужного мы должны избавиться. Огонь жертвоприношения, который мы пытаемся разжечь в себе – это, в конце концов, огонь знания, потому что огонь символизирует знание, свет, тогда как невежество – это тьма. Огонь должен сжечь, избавить нас от всего ненужного. Я рассказывал уже эту тему кармы – наверняка, все  уже запомнили звенья этой системы: самскары, основная ее часть, васаны, или желания, и потом, соответственно, мысли наши. Йога предлагает простой, на первый взгляд, способ, чтобы избавиться от этой кармы. Все наши проблемы – в этих самых самскарах. Некоторые предлагают простой способ: что нужно сделать? Забыть! Все! Как я вчера или позавчера был на лекции у Влада, и он то же самое сказал – что нужно забыть обо всех своих проблемах. Хороший метод? Хороший, только он не работает. Нам трудно о них забыть, они все равно остаются в нашей памяти. Это, на самом деле, авторитетный метод. В некоторых, так сказать, духовных направлениях (таких, как буддизм), этот метод очень широко распространен. В частности, там говорится, что просто человек должен просто все забыть. Обрести просветление легко: нужно взять и все забыть. Есть такая притча про учителя, который говорит своему ученику: «Ты хочешь обрести просветление?» Ученик говорит: «Хочу!» Учитель отвечает: «Забудь все!» А ученик: «Я пытаюсь, только делаю это постепенно». Учитель говорит: «Постепенно это сделать нельзя, как нельзя постепенно, шаг за шагом, перешагнуть пропасть. Пропасть можно только перепрыгнуть. Все забудь!». Мы тоже с вами можем попытаться нечто подобное сделать: в один миг все забудьте! Прыгните через пропасть! (смех) Мы, может, даже прыгнем, но где-то посередине решим назад повернуть. Просто так от памяти невозможно избавиться! Просто так невозможно все это перечеркнуть, поэтому йога, или ведическая культура предлагает другой метод – метод постепенного избавления от этого, метод постепенного сжигания всего этого.

Сегодня я буду говорить о самой главной ягье. Я вам уже обещал, что сегодня у нас будет рассказ о главной ягье, и эту ягью Кришна называет свадхьяей, или самоанализом. Есть еще другое название этой ягьигьяна-ягья, ягья знаний, когда я пытаюсь раскрыть в себе знание, и не просто раскрыть некое теоретическое знание, а с помощью определенной духовной практики я изнутри обретаю знание о своей глубинной природе, о природе души. И первый вопрос, который тут возникает – а зачем тогда все остальное, если есть главное? Если Сам Кришна в «Бхагавад-гите» говорит: вот оно, самое главное, все остальное – не так важно. Вчера мы рассказывали о многих видах духовной и околодуховной практики, и Кришна объясняет, что все, кто занимаются этим, в конце концов, достигнут результата. Но почему же, если есть некая самая сильная, самая могущественная ягья, почему бы всем не заниматься ей одной? Зачем нужно так много, столько разной информации? Вчера я перечислял их: я рассказывал, рассказывал, рассказывал, сам устал, вас утомил. (смех) Зачем, как по-вашему?

(ответ из зала, не слышно)

Да, далеко не все готовы. Я рассказывал также вначале, что у всех людей есть разные представления о себе, и у всех – своя отправная точка. Главное – с чего-то начать. Ведическая культура очень широкая и очень человечная, потому что она дает каждому человеку начать там, где он может, дает ему возможность чувствовать себя хорошо. Есть еще одна причина, по который все эти сложные вещи объясняются в Ведах. На самом деле, самая главная ягья – самая простая. Наша проблема заключается в том, что мы не верим простым вещам. Когда нам что-то сложное рассказывают, когда сложное по шагам рассказывают (как помните, я вам детально рассказывал пранаяму, как ей нужно заниматься), то у нас появляется большая вера. Когда нам говорят какие-то простые вещи, то в силу нашей сложности, нашего эго нам сложно их сразу воспринять. Поэтому иногда сложные вещи легче, чем простые, для восприятия – мир кажется как-то интереснее, больше веры в это во все. Это – одна из причин того, почему я так долго подходил к этому всему.

В сущности, понять мы должны простую вещь. Мы должны понять в результате культуры жертвоприношения, в результате  нашей привычки, нашего желания отдать, служить, сделать что-то, мы должны понять свою природу. И наша природа – очень простая: мы все – частицы Бога, каждый из нас. Каждый из нас – душа. Я вчера перед лекцией сидел под деревом и увидел зеленую ящерицу, вот такой величины. Она на четырех лапах шла, потом она залезла куда-то на забор, потом залезла на дерево, перепрыгнула на ветку. Глядя на нее, у меня возникло чувство, что это какой-то человек: она все делала совершенно по-человечески! Залезла на веточку, стала качаться на этой веточке, потом полезла куда-то, очень целеустремленно так полезла. Я сидел и думал: «Человек!» И все мы ящерицы! Все живые существа, если мы посмотрим на них – это карикатуры на человека, вы когда-нибудь обращали внимание на это? В человеке все это есть. Одна из шести философий в йоге как таковой заключается в том, что… Все слышали об асанах. Асаны называются как? Поза змеи, поза павлина, поза лотоса, собаки, льва… Кого еще? Причина этого заключается в том, что человек, становясь в позу, как бы ощущает себя этим, и у него отбивается охота рождаться этим животным. «Павлин – как хорошо!» И тут он становится в позу павлина, и думает: «Ужас какой!» Поза собаки – тоже знаменитая поза, когда собака потягивается. Человек становится в позу собаки, и думает: «Нет, уж лучше я буду человеком!» Знание это, духовное знание, учит нас воспринимать все в духовном свете, видеть во всех живых существах, в том числе в животных, частицы Бога. Вчера я объяснял вам, что надо ворон, обезьян кормить, если у вас с Сатурном проблемы, но, в общем-то, даже если у вас нет проблем с Сатурном, то почему бы их все равно не покормить? (смех) Зачем нужно такое сложное объяснение, когда есть простое объяснение? Но нам всегда нужно сложное объяснение! Нас нужно мотивировать, потому что корысть наша очень сложная. И разные ягьи на разных уровнях учат человека избавляться от зависти, по-разному мотивируют его. В конце концов, нам надо избавиться от корысти полностью – это будет совершенством нашей жизни. Я буду сегодня говорить об этом совершенстве, но это совершенство также достигается с помощью определенного метода. Как я сказал, Кришна называет высшую ягью, высшую форму жертвоприношения жертвоприношением знания – гьяна-ягья, или свадхьяя-ягья, или самоанализ. Сва значит «само», а дхьяя – «размышлять», «медитировать», когда человек пытается понять свою собственную природу. Это, безусловно, самая высшая ягья. Кришна говорит, что хорошо, когда вы что-то жертвуете, когда вы что-то отдаете, когда вы помогаете – все должны это делать. Однако, гораздо лучше, когда человек занимается самоанализом. Это гораздо важнее. Человек должен проанализировать себя сам. Прежде всего, потому что человек с самого начала должен понять свою природу. Сначала он должен понять свою материальную природу. Зачем нужно понимать свою природу, понимать себя?

(ответ из зала, не слышно)

Правильно! Повторите громче. Да, чтобы знать, что ему делать. До тех пор, я не знаю, кто я, я не знаю, что мне делать. Я сначала должен очень хорошо понять, кто я, и тогда я смогу понять, что мне делать. Если я делаю ошибку в этом, если я неправильно понимаю, кто я, если я нахожусь в некой иллюзии относительно этого, то я неизбежно совершу другую ошибку. В чем я тогда буду еще совершать ошибки? Да, в своих действиях, поступках. В результате этого, если я неправильно живу, неправильно действую в этом мире, что со мной будет? В конце концов, я буду страдать. Если я действую неправильно, я не буду чувствовать удовлетворения. Человеку, прежде всего, нужно очень хорошо понять, кто он, потому что это – ключ к счастью. До тех пор, пока я не знаю, кто я, я не могу быть счастлив. До тех пор, пока я не исполняю свои обязанности, или то, ради чего я рожден на свет… Опять же, возвращаясь к самой философии санскрита, в котором отражена философия Вед… Очень важно понять слово, обозначающее на санскрите «обязанности»: дхарма. Наверняка вы все слышали его. Кто знает, что значит дхарма в буквальном смысле этого слова? Нет, не путь. Дхарма  буквально значит «природа», «неотъемлемая природа», «атрибут». Дхарма – это нечто, что невозможно у нас отнять, это наша природа. Дхарма сахара какая? Быть сладким. Дхарма огня какая? Гореть. Дхарма человека какая? Служить и любить. Это наша природа, и когда человек занимается самоанализом, он пытается глубоко понять свою природу – для того, чтобы понять, что ему делать, и чтобы в этой деятельности обрести счастье. До тех пор, пока я не знаю, что я должен делать, ради чего я рожден на свет (а каждый из нас родился с определенной миссией, определенным предназначением!), я никогда не смогу быть счастлив. Женщина должна быть женщиной, мужчина должен быть мужчиной, и я должен понимать, что это значит. Если я родился мужчиной, я должен вести себя, как мужчина, а если я родился женщиной, я должен действовать, как женщина, и проявлять соответствующие качества. Проблема нашего времени в том, что люди полностью забыли, кто они, что они, зачем они.

Далее… Свою материальную природу мы до такой-то степени можем понять. Кто нам может в этом помочь? Астролог может? Мне хотелось задать вам вопрос. Большая часть из вас изучает астрологию, так? Поднимите руки, кто изучает астрологию? Да, большая часть. Зачем вы изучаете астрологию? Да, прежде всего – чтобы лучше понять самого себя. Это – первый, изначальный импульс, который нас побуждает к изучению астрологии: даже если мы не станем великими астрологами и не сможем консультировать других, мы лучше сможем с помощью символического языка астрологии и различных влияний, которые формируют нашу личность, мы лучше сможем понять самих себя. Это очень важный принцип, потому что человек должен понять себя сам: мы не можем просто довериться какому-то астрологу или другому человеку, чтобы он понял нас. Это было бы слишком легко – придти к какому-нибудь психологу… У человека есть эта склонность доверять – астрологу, рецептам каким-то, еще что-то… Веды говорят: человек должен понять себя сам. Почему? Потому что никто не сможет нас понять так, как мы сами. Это – первая причина. Вторая причина – потому что когда мы находимся в обществе другого человека, как мы себя ведем? Ну да, лучше или хуже, но по-другому. У нас всегда будет тенденция в любом общении так или иначе пытаться выглядеть по-другому, пытаться как-то вести себя по-другому, смотреть по-другому. Например, вы живете нормальной жизнью, и вдруг кто-то подходит к вам с фотоаппаратом. Что вы делаете? (смех) Непроизвольные движения начинаются – мы как-то приосаниваемся, еще что-то… В общем, думаем, как мы запечатлеем себя для вечности. В присутствии другого человека не может быть чистого эксперимента, поэтому Веды говорят: человек должен понять себя сам. Это слово свадхьяя помимо буквально значения «самоанализ», «познание самого себя»… Кстати, этот слоган был выбит на воротах при входе в храм Аполлона Дельфийского, главного храма в Древней Греции: «Познай самого себя». И свадхьяя  в этом и заключается, это и есть главная ягья, главная жертва: мы должны познать самого себя, и тогда все остальное выстроится само собой естественным образом.

Но свадхьяя  имеет, кроме этимологического, или буквального значения, два, так сказать, общеупотребительных значения. То есть, эта цель достигается в результате двух вещей: изучения писаний и повторения мантры. В частности, имеется в виду звук «Ом», или какая-то другая мантра. Почему? Почему это синонимы? Почему постижение себя означает изучение писаний и повторения мантр, кто может сказать?

(ответы из зала, не слышно)

Ну, в общем-то, можно сказать и так. Смысл этого в том, что священные писания, духовные книги предназначены для того, чтобы человек мог понять себя. В сущности, это руководство по психологии. Что такое Библия? Что такое Евангелие? Евангелие – это психология, объяснение самой глубинной психологии человека: ложных мотивов, правильных мотивов, того, как человек должен и не должен себя вести. Писания дают нам возможность посмотреть на самих себя со стороны! Писания дают нам точку отсчета, с которой мы себя по-настоящему можем увидеть. Они дают нам некие принципы, незыблемые законы, которые помогают нам оценить самого себя, и в этом смысл изучения священных писаний. Человек, изучая писания, начинает понимать самого себя, потому что если я просто предоставлен самому себя и пытаюсь понять себя, какие ошибки будут неизбежно подстерегать меня на этом пути? Какая проблема у меня внутри есть?

– Субъективность? (ответ из зала)

Ну да, если мягко выражаться. Если называть вещи своими именами, то это называется самообман. Как сказал об этом поэт: «обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». У человека есть это свойство внутри, в его природе, в его уме. Таким образом, священные писания – это изложение истины в самом бескомпромиссном варианте. Это – возможность объективно посмотреть на себя, увидеть себя, понять свою природу, понять свои какие-то недостатки, от которых нам надо избавляться. Человек должен понять, что мешает ему жить. Проблема в том, что когда что-то «наше», то, так как это – «наше», мы не хотим от этого избавляться:  «Это – мое! Моя зависть! Моя зависть хорошая, это у всех остальных она плохая!» Священные писания объясняют мне очень четко, от чего я должен, в конце концов,  избавиться.

Это все понятно: понятно, почему самоанализ включает в себя изучение священных писаний. Ну а зачем тут второе – повторение мантр, как  по-вашему?

(ответы из зала, не слышно)

Да, этот опыт реализации всего этого на практике. Это очень глубокая мысль: повторение мантры позволяет теорию, которую мы получаем, преобразить в практику. Повторение мантры – это духовная практика, основанная на очень глубокой философии (сегодня я буду объяснять механизм этого всего), которая позволяет некие истины перевести в глубины нашего сознания, потому что если все это оставить просто на уровне ума, на уровне теории, кем мы будем? Теоретиками, правильно. Другое название теоретиков – лицемеры. Мы будем говорить что-то очень красиво, проповедовать, у нас будет очень хороший набор фраз на все случаи жизни, но когда дойдет до дела, мы будем оставаться теми же, кто мы есть. Собственно, повторение мантры – это не просто способ понять себя, но способ реализовать свою духовную природу на практике. По сути дела, мантры и священные писания очень тесно связаны – я буду говорить сегодня об этом, – потому что мантра – это кодовое выражение священного писания. Если мы будем сжимать писания – сжимать, сжимать, сжимать, сжимать, – то, в конце концов, мы получим звук «Ом». В Ведах говорится, что все Веды, как и весь этот мир, произошли из звука «Ом», или «Аум». По мере расширения «Ом» сначала превратился в Гаятри-мантру. Кто-то знает Гаятри-мантру? Это мантра из «Ригведы». Гаятри-мантра  по мере расширения превращается во все Веды, все Веды превращаются в «Веданту», «Веданта» превращается в «Бхагаватам», а «Бхагаватам» превращается во что-то, во что я пока не скажу. Но смысл повторения мантры заключается в том, что мантра является, с одной стороны, как это сказать… На английском – repository… Она является вместилищем смыслового содержания священного писания, и обычно мантру получают от гуру, потому что именно гуру может вложить в вибрацию звука мантры правильное содержание. Гуру должен вложить в нее суть, потому что просто мантра – это хорошо. Как, например, мы с вами повторяли «Ом», и это хорошо – на каком-то уровне он будет действовать, но он может действовать и гораздо более глубоко. Вы можете сами в этом убедиться: мы повторяли все вместе, и вы чувствовали эффект. Вы пытались повторять сами мантру? Тот же самый эффект? Нет, другой. Мантра – это форма медитации, и очень важно в этот звук вкладывать правильное сознание, правильное содержание. Мантра – это слепок, или звуковой образ нашего сознания, ментального содержания. Когда я получаю от гуру мантру, духовную вибрацию, то вместе с этим я получаю гигантское духовное содержание. Смысл повторения мантры заключается в том, чтобы это содержание, в конце концов, раскрылось в моем сердце. Почему нужно повторять мантру все время? Именно потому, что в процессе повторения мантры происходит таинственная вещь: ее содержание изнутри раскрывается в сердце. Кто знает, что значит слово мантра? Ман-тра: «то, что защищает наш ум», «то, что ограждает наш ум», «то, что освобождает наш ум», но еще другой синоним санскритского слова мантра значит Брахман, или «дух», или «знание». Я с самого начала говорил, что очень мало получить какую-то теорию на уровне ума: мантра позволяет этому знанию раскрыться изнутри. Когда мы получаем ее из нужного источника, то это знание, в конце концов, становится нашей природой, и все эти идеалы, о которых мы говорили, очень легко достигаются. А так как, в общем-то, все это знание уже вложено в простые звуки, то это – самый простой метод, и одновременно с этим – самый возвышенный. Говорится, что повторение мантры – это самый быстрый способ обретения всех результатов, которые сулят Веды. Кришна в четвертой главе объясняет, что свадхьяя-ягья, или гьяна-ягья, или повторение мантры – это самая лучшая ягья. Патанджали в «Йога-сутрах» говорит, что повторение мантры «Ом» – это самый быстрый способ войти в состояние самадхи, в мистическое состояние транса, и самый легкий: не нужно садиться  позу лотоса! Поза лотоса – для людей, которые очень высокого о себе мнения: они будут стараться, стараться, стараться, а потом сядут в позу лотоса и будут очень гордо себя чувствовать. Суть всего в том, чтобы правильно, четко и чисто повторять мантру.

Далее, в десятой главе, Кришна будет говорить о самых лучших вещах в этом мире. Он будет говорить, что из гор самые лучшие горы – это Гималаи, самые высокие; самая лучшая река – Ганга, а из жертвоприношений – повторение священных звуков, повторение священных звуков с правильным сознанием. Это быстрее всего приводит к очень существенным и хорошим переменам в нашем сознании, быстрее всего уничтожает остатки кармы, мешающие нам.

Это изложение философии, которая стоит за священными звуками, в самых общих чертах. Теперь я еще буду более подробно объяснять это. Вам интересно?

– Да! (ответы из зала)

Кто знает, что значит «Ом»? Мы говорим: «Ом… Ом… Ом…» На самом деле, любой звук что-то значит. У любого звука есть смысловое содержание. Как я уже сказал, в одном этом звуке «Ом» содержатся все Веды, и если переводить его на язык смысловой, доступный нам, то можно много сказать об этом звуке. Есть очень много комментариев к этому звуку – что он означает, на каких уровнях он что означает… Существует огромное многозначие одного этого звука! Но в самом простом смысле, «Ом» что значит? «Ом» значит «Да». Йоги уходят в Гималаи, садятся в позу лотоса, и начинают повторять: «Да.. да… да… да…» (смех) «Ом… Ом… Ом…» Какой смысл этого? Что значит, когда они говорят «да», или мы говорим «да»? Чему, Кому мы говорим «да»? Богу. Мы привыкли говорить Богу что? «Нет!» Помню, много лет тому назад я был в Швеции, и там был ресторан, и в этот ресторан забежал человечек – потрепанный такой, хотя было видно, что он из воспитанной семьи, но уже довольно опустившийся человек. Он забежал, пугливо оглядываясь по сторонам, и потом громко крикнул: «Нет вашего Бога! Нет и быть не может!» (смех) Но «Да!» – это, в том числе, ответ на наши поиски, потому что человек в этом мире все время ищет. Ищем мы чего-то? Чего мы ищем? Бога ищем, счастья, блаженства – то, ради чего мы родились на свет. На самом деле, это наше право, и когда мы говорим «Ом», это значит, что мы сами себе говорим «Да! Все то, что мы ищем, на самом деле существует!» Наши поиски не напрасны: счастье есть бесконечное, блаженство есть бесконечное, знание есть бесконечное – все это есть! Бог есть! Конечная цель всех наших подвигов есть, и это – состояние блаженства. В Упанишадах, философской части Вед, говорится, что счастье должно быть бесконечным. Если счастье имеет начало и конец, счастье это или не счастье? Да, оно превращается в свою противоположность. Счастье должно быть бесконечным! Давайте повторим это все вместе.

– Счастье должно быть бесконечным! (хором из зала)

Когда мы говорим «Ом», мы говорим «да» этому утверждению, бесконечному счастью. И это бесконечное счастье не так далеко, как нам кажется – оно находится внутри нас. Когда мы повторяем мантру, мы, в общем-то, должны вкладывать в это повторение все то содержание, которое у нас есть, которое мы поняли, всю ту философию, которую мы вложили. Изначально мы получаем этот звук от духовного учителя, но потом, пытаясь произнести этот звук… Мантра, повторение мантры относится к категории смаранам, или памятованию. Повторяя мантру, мы должны как бы воспроизводить все это в себе снова и снова – все то, что мы узнали здесь о том, что ложное эго нам мешает, что есть какие-то препятствия изнутри, которые мешают нам. Все это – смысловое наполнение звука «Ом». Когда мы произносим его именно с таким наполнением, не фильтруя его через свое эго, свое неправильное сознание, а пытаемся очень чисто сделать это, говоря Богу «Да!», и говоря этим звуком то, что я – частица Бога, что я связан с Ним через этот звук, то эффект повторения этого звука намного сильнее. Сейчас мы с вами снова будем повторять «Ом», только теперь попытайтесь сконцентрироваться не только на количестве и на точке между бровей, не просто воспринимайте это как некий мистический ритуал, а постарайтесь в этот звук вложить понимание того, что я – частица Бога. Помните: через этот звук мы связываемся с Ним, мы говорим «да» Ему, и этот звук становится как бы нитью, связывающей нас с Ним. Давайте попытаемся именно этот смысл сложить в свой звук. Давайте сделаем вдох…

– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Еще раз… Это – наше «да»…

– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Еще раз…

   – О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Это непросто! Как я уже сказал, в этом есть своя сложность. Пранаямой не все могут заниматься, йогой далеко не все могут заниматься, а повторять Имена Бога, или священные звуки, может каждый. Но! Это не значит, что здесь не будет препятствий. Препятствия будут, и препятствия заключаются именно в  том, что изначально мы не можем не пропускать этот звук через свое ложное эго, мы не можем не осквернять его какими-то представлениями, своими идеями, еще чем-то. Поэтому в Упанишадах повторение звука сравнивается с разжиганием огня. Когда я говорил о жертвоприношении… Я должен огорчить вас: в настоящем жертвоприношении нельзя пользоваться спичками – есть специальный метод добывания огня, правильно огня. Для этого трутся две дощечки: одна дощечка, подобная прутику, вставляется в специальное отверстие, и есть еще вторая дощечка, из особой породы дерева. Огонь легко получается, поэтому раньше в лесу спичек не было, были эти дощечки из дерева. И в Упанишадах говорится, что когда человек повторяет мантру, то его тело подобно нижней дощечке, а звук мантры подобен этому прутику, который вертится. Сначала, когда мы пытаемся разжечь огонь, что появляется? Правильно, дым: дым-дым-дым… Очень долго идет дым. От дыма мы все что делаем? Кашляем, чихаем, плачем. И когда человек вначале повторяет мантру, он будет кашлять, чихать, плакать. Но если он делает это с упорством и целеустремленностью, рано или поздно что появится? Огонь! В какой-то момент огонь обязательно вспыхнет. Огонь означает огонь знания. Это непростой процесс – есть свои сложности на этом пути, какие-то свои подводные камни, на которые человек наталкивается в этом процессе. Но, тем не менее, все равно это – самый легкий и самый надежный способ обретения духовного знания.

Вы готовы дальше слушать, или вы устали? Готовы? Хотелось нарисовать вам схему. Мы нарисуем эту схему, и потом поймем все, ладно? (рисует схему)

Я уже говорил, что на самом деле в этой мантре не три, а четыре звука: он начинается с «а», «а» переходит в «у», «у» переходит в мычание, и мычание переходит в послезвучие, которое называется бинду. У некоторых из вас я видел на кулонах символ «Ом». Как он изображается? Вот это точка – это «а», это – «у», это – «м», а вот эта точка – это бинду, или последнее послезвучие. Есть множество различных толкований символики этого звука, смысла этого звука, эффекта от этого звука на разных уровнях нашего бытия. Однако, есть понятие о трех телах, которое я бы хотел, чтобы вы как-то запомнили. У нас есть три тела, как утверждают Веды: грубое, или стхула-шарира (от этого слова происходит медицинский термин «стул»); тонкое тело, или тело нашего ума, интеллекта, эго – сукшма-шарира… Не забивайте себе голову терминами! И есть каузальное тело, или причинное тело, или карана-деха. Вы наверняка слышали эти термины или видели в каких-нибудь эзотерических описаниях. И, в конце концов, есть духовное тело, сиддха-деха. Они соответствуют этим четырем звукам. Еще чуть позже вам станет яснее, что под этим подразумевается. Воздействие звука «а»… Почему «а» – первая буква во всех без исключения алфавитах? Почему все начинается с «а»? Что ребенок кричит, когда он рождается? «А-а-а! Тело!» (смех) Первый звук, который мы произносим, первое слово, которое мы произносим, когда рождаемся здесь – «А-а-а, тело!» То есть, грубое тело, которое появилось. «У» – это ум. «М» – это казуальное тело. Чуть позже вам станет яснее вся эта схема.

Есть три, и даже четыре состояния сознания. Какие? Бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон. Веды говорят, что есть четвертое состояние сознания, в котором человек попадает в самадхитурья. Во время бодрствования я с кем себя отождествляю? С телом. Когда я сплю и вижу сновидения, с кем себя отождествляю? С умом. Откуда берутся все эти сновидения, все остальное? Это всего лишь какие-то вещи, происходящие в уме – я все еще отождествляю себя с умом, и в моем уме происходят разные вещи, подобно тому, как человек может спать с открытыми глазами, и наяву мечтает где-то там, и он полностью находится в своем уме. Далее, когда человек погружается в глубокий сон, то он отождествляет себя с каузальным телом, карана-дехой. Карана-деха – это тело, откуда исходят желания. Почему каузальное тело называется причинным телом? Что является причиной всего того, что мы делаем здесь, в этом мире? Желания. Это тело желаний. В глубоком сне человек находится именно в этом состоянии. Есть четвертое состояние сознания, и об этом я буду говорить немного позже, потому что это нечто, находящееся за пределами нашего конкретного опыта, но именно в это состояние сознания и входит йог, когда достигает самадхи, и это характеризуется соответствующими волнами в его мозгу, и так далее. Окружающие люди не могут понять, что с ним происходит, но, в общем-то, это суть того, что он отождествил себя со своей духовной природой.

Есть одновременно с этим четыре уровня звука, о чем мне хотелось бы сегодня с вами поговорить. Есть грубый звук, который мы слышим. Но только ли этот звук существует? Когда речь идет о звуке, мы все время отождествляем это со звуком, который вибрируется, переносится по воздуху через звуковые волны. Что еще мы слышим внутри себя постоянно?  Вибрации мы слышим? Ну да. Нам все время кто-то изнутри что-то говорит, говорит, говорит… Звук мыслей. Мысли – это звук? Звук! Слышит кто-то из нас этот звук, или нет? (смех) На самом деле, есть люди, которые могут читать мысли – это, в общем-то, не такая сложная вещь. Единственное – я не рекомендую вам это делать, потому что… (не слышно, смех) Когда я езжу в Индию, я часто бываю в Ориссе, и там есть любопытная форма астрологии. Там есть люди, особые астрологи, с медными табличками, и вы к ним приходите, и даже не задаете вопросы. Единственное, что вы должны – вы должны записать вопросы на бумажке и положить ее к себе в карман. Вы к нему приходите, и он вам говорит, что у вас такие-то и такие-то вопросы. Все ваши вопросы он вам сам говорит. И потом он начинает вам рассказывать, и вы думаете: «О-о-о, он все знает!..», и он дает вам именно те ответы, которые вы хотите от него услышать! На самом деле, он ровным счетом ничего не знает, но он знает то, что вы хотите услышать. Он просто может читать мысли. Для этого есть особая методика – у них там есть прирученные духи, которые им все это рассказывают… Они вам такого расскажут! Лишь бы вы были готовы полностью раскошелиться перед ними. Но самом деле, все это – полный обман. Это те люди, которые находятся на таком уровне, что могут слышать вибрации ваших мыслей, этот более тонкий звук.

И есть еще более глубокий уровень звука, или вибраций, или наших мыслей. До мыслей что находится? Сначала у нас мысль, и мы можем высказать ее в виде грубого звука. А что находится до мысли? Идея, которая еще не сформулировалась у нас в виде звук, некий зачаток мысли. Как по-другому идею можно назвать? В виде чего все это проявляется у нас? Импульсы?.. Как это можно назвать? У вас что-то такое возникает, и потом расширяется в виде мысли… что это такое? Образ, правильно. Спасибо, кто это сказал? Да, если человек будет внимательно наблюдать за собой, за тем, как работает сознание, то увидит, что сначала появляется некий образ, который расширяется в виде мысли, и потом все мы все это выкладываем наружу в виде грубого звука. И все творение в этом мире как происходит? Откуда куда? Отсюда туда? Да. Есть странные люди (они имеют себя «ученые»), которые утверждают, что творение происходит от грубого к тонкому, и что сначала ничего не было, а потом произошел некий взрыв, потом появилась Земля каким-то образом, потом на ней появилась слизь какая-то, и из этой слизи, в конце концов, вылезли мы. Не работает все это, нереально это! Глупость это полная, потому что грубое не порождает тонкое, а то, что тонкое порождает грубое, мы  можем видеть каждое мгновение нашей жизни, правильно? Для того, чтобы грубое переросло в иное, более тонкое качество, нужно все равно какая-то энергия извне, более тонкая. Однако, тонкое очень легко порождает более грубое – это естественный процесс в соответствии со вторым законом термодинамики. Хотя «ученые» исповедуют как бы эмпирическую науку, на самом деле, все это – полная фантазия. Это, кстати, то, что в свое время заставило меня отвернуться от науки – я в свое время был биохимиком, даже защитил диссертацию, и была единственная вещь, которая меня смущала – это идиотские представления об эволюции. Причем, они были настолько идиотскими, что даже самим людям, которые это рассказывали, это должно было быть очевидным, но при этом они не стеснялись говорить об этом. Помню, статья, которая была последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, была о том, когда человек пытался понять, что произошло раньше: белки или ДНК, нуклеиновая кислота. Белок без нуклеиновой кислоты не имеет смысла, нуклеиновая кислота без ДНК не имеет смысла. Они должны были родиться вместе, и при этом совершенно случайно! (смех) Случайно возник белок, случайно возникла ДНК, они случайно нашли друг друга, случайно поняли, что есть соответствие между ними, и случайно возникла жизнь. Когда я прочитал это все, я сказал себе: «Все, хватит! Я больше эту ерунду слушать не могу! Не работает это!» И мы можем видеть, как творение происходит от тонкого к грубому. Сначала возникает образ, идея! Идея самолета, например. Человек хочет летать. Откуда самолеты появились? Самолеты не сами возникли! Люди долго ждали, пока не возник самолет, да? (смех) Нет, сначала возникла идея, образ: я хочу летать, несмотря на то, что я человек. Этот образ вращается в виде мысли, в виде какого-то мыслительного процесса – как это сделать, как этого достичь… и потом он приобрел какие-то грубые формы. Говорится, что… То есть, это все звук. И есть духовный звук, и духовный звук на этом четвертом уровне неотличен от образа, а образ неотличен от звука. Соответственно, в Ведах говорится об этих разных уровнях звука, о том, что на разных уровнях человек может звучать, что есть разные уровни вибраций, и что в каждый из этих звуков вложена своя энергия. Энергия на санскрите как называется? Шакти. Слышали это слово? В более грубый звук вложена творческая энергия, в более тонкий – энергия знания, гьяна-шакти. В звук на уровне образа или идеи какая энергия вложена? Энергия желания, иччха-шакти. Иначе говоря, сначала появляется желание, и это желание приобретает форму, или образ, идею. Потом человек пытается понять, как реализовать это желание, и оно трансформируется в мысли, планы, творение на уровне мысли. Соответственно, потом это все преображается уже в какие-то конкретные дела, приобретает какие-то грубые, реальные, ощутимые формы. И есть последняя, самая высокая, духовная энергия, которая называется чит-шакти. Чит-шакти буквально значит энергия чего? Энергия сознания. Иначе говоря, что я хочу сказать всем этим, объясняя философию повторения звука? То, что все оно все творение наше, перед нами, и что источником, корнем всего творения является духовная сфера, или сознание, энергия сознания. Попадая сюда, в эту материальную сферу, и трансформируясь, преобразуясь, оно принимает все эти формы, о которых я сказал, но источником, конем всего является чит-шакти, или энергия сознания, и мантра – это наш способ что сделать, как по-вашему? Мы сейчас вами проделали в результате нашей «эволюции», нашей деградации, мы проделали путь отсюда сюда. Мы отождествили себя с материей, хотя изначально «я» –  вот тут (показывает на доске). Я – частица, излучающая сознание, во всех религиях она называется душа, атма (не важно, как мы ее назовем).  Она несет в себе энергию сознания, изначально чистую энергию. И когда мы повторяем духовный звук, что должно произойти? Да, а что значит одухотворить? Ну да, разворачиваем этот процесс куда? Да, вспять. Человек по звуку, «утончаясь» как бы, «путешествует обратно», и это «путешествие» не снаружи – не то, что мы повторили «Ом» и улетели куда-то, сидели-сидели, и вдруг – фуить! Внутри наше сознание путешествует в более тонкую сферу, пока оно наконец не находит свой исток, самого себя. И поэтому, как я уже говорил, повторение мантры как называется? Самопознание, или самоанализ, когда человек в процессе повторения звука, проходя через все эти стадии обратно, находит самого себя, встречает самого себя. Ух! (смех) Вам понятно, да? Вы верите в это вообще? (смех) На самом деле, это реальность, и  ее можно ощутить. Это – тонкая реальность, и человек, привыкший к какому-то грубому восприятию реальности, может считать это самовнушением, но… Человек ничего не должен себе внушать! Это реальный процесс, с помощью которого человек может обрести, вернуть себе свою бессмертную природу, но для этого он должен повторять священные звуки мантры. Есть разные формулы, и «Ом» – это как бы семя всех мантр. Есть наука повторения, и об этой науке я буду говорить после перерыва, а до перерыва я еще одну вещь скажу.

Есть еще четыре формы йоги. Все наверняка слышали об основных формах йоги, какие? Первая как называется? Карма-йога, или карма деятельности – о том, как нужно действовать, чтобы деятельность избавляла нас от кармы и не порождала новую карму. Какая вторая форма йоги? Да, гьяна-йога, или йога знания. Какая есть еще йога, которая позволяет человеку исполнить все его желания? Да, аштанга-йога, когда человек развивает в себе мистические силы, когда он обретает необычайное могущество в результате этого. Это – аштанга-йога, или раджа-йога. Но все эти формы йоги, тем не менее, находятся в материальной сфере, и есть только одна йога, которая полностью духовна – бхакти-йога, йога любви. Бхакти-йога позволяет человеку выйти за пределы материальной сферы  полностью и восстановить свое духовное бытие.

Спасибо большое, сейчас у нас с вами перерыв.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы