Семинар «Карма и ягья», лекция 7

Семинар «Карма и ягья», Израиль, 2007 г. (Диск 88, л. 15)

Аннотация:

Враг, с которым сражается любая религия – ложное эго человека. Ложное «я» – это эго господина, истинное «я» – это эго слуги. Ложное эго – это нечто, не имеющее отношения к реальности: мы никогда не является господами, но ради того, чтобы ощутить себя господином, идем на любые жертвы. Три аспекта духа: сат, чит и ананда. Ложное эго -  это когда я определяю себя через материю, которой я себя окружил. Материальное тело – это скафандр, в котором материальные чувства надеты на духовные чувства. Каждый жаждет бессмертия, и ради этой цели пытается создать бесчисленные экспансии своего ложного эго в виде материального богатства или отношений. Желание счастья – законно, неправильно лишь то, что я пытаюсь обрести его в материальном контексте. Разница между любовью и привязанностью. Сжигание кармы в результате ягьи – не главный результат ягьи; главный результат – в том, что я обретаю знание, и это знание означает, что я начинаю видеть себя и видеть других как души, а не как тела со своими проблемами и анартхами. Сейчас мы видим плохое в людях, но человек, который обрел знание, видит в другом лишь прекрасную душу. Я могу и я должен любить других людей, и я не должен быть привязан к ним. Материальные глаза предназначены для того, чтобы завидовать, Бога же можно увидеть только духовными глазами, умащенными бальзамом любви. Жизнь без ложного эго называется лила: человек, который избавляется от своего эгоизма, начинает играть. Пока мы не станем, как дети, нас не пустят в Царство Божие: в духовном мире нет взрослых!

 ***

В конце концов, мы с вами пытались как-то прикоснуться к философии йоги. Мы попытаемся сейчас реализовать это знание в звуке, который мы произнесем. Чтобы эффект от этого звука был максимальным, надо сначала настроиться соответствующим образом, немножко вспомнить и поддержать это состояние. В конце концов, я – душа, и я могу встретиться с самой собой с помощью этого звука. Делаем вдох…

– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Еще раз…

– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Еще раз…

– О-о-о-о-о-м-м-м-м-м…..

Хорошо. У нас осталось немного времени, нам сегодня нужно раньше закончить. У нас будет жесткий психологический анализ. (смех) Вы готовы к нему?

– Да! (ответы из зала)

Он будет жесткий. (смех) Сегодняшнее занятие будет посвящено последней форме ягьи, свадхьяя-ягье, или самоанализу, анализу нашей психологии и анализу проблем, которые мешают нам увидеть самих себя и увидеть Бога, увидеть реальность, понять свою природу.

Я говорил уже на самом первом занятии, что врагом, с которым сражается любая духовная практика, любая религия, является эго – ложное эго человека. Что такое эго? Эго – это я. Почему мы называем его ложным? Да, потому что «я», которое у нас сформировалось в результате нашей кармы, в результате нашего пребывания здесь, в материальном мире, это «я», определяемое через что? Через материю. Когда вас спросят, кто вы… А это – вопрос, который мы сами должны себе задать, который лежит в основе самоанализа, или свадхьяи: «Кто я?» Это – вопрос, с которого начинаются духовные поиски, который я должен себе задавать. И мы все знаем ответ на этот вопрос, правильно? Кто я?

– Человек! (ответ из зала)

Да, человек. Еще кто я?

(ответы из зала, не слышно)

Когда мы начинаем говорить о себе (а мы можем долго о себе говорить, правильно?), мы будем определять себя через материю, потому что человек всегда должен определять себя через что-то. Это очень важный момент: я, мое эго всегда определяется через что-то, через мое окружение, скажем так. Я говорю: я гражданин такой-то страны, я муж такой-то жены, я отец таких-то детей, я родственник таких-то людей, я занимаю такое-то положение в такой-то компании, и так далее. Это все – то, что составляет мое «я», то, с чем я привык себя отождествлять, и я определяю свое «я» через свое материальное окружение. И когда я определяю свое «я» через свое материальное окружение, как называется это «я», или эго? Да, ложное эго. Почему оно ложное? Да, потому что оно временное. Потому что сегодня я муж такой-то жены, а завтра я муж уже другой жены, правильно? (смех) Сегодня я сын таких-то родителей, а завтра я уже не их сын, потому что этих родителей уже нету. До тех пор, пока я буду определять свое «я» таким образом, я все время буду переживать беспокойства, страдания, все время мое вечное «я» (а внутри я всегда осознаю, что я вечен!) будет подвержено изменениям – именно потому, что я отождествил себя с чем-то по определению бренным. Поэтому любая духовная практика должна, в конце концов, избавить человека от ложного эго, от ложного положения, от ложной принципиальной позиции в этом мире, и дать ему истинное «я», вернуть ему его истинное «я». И этим (а я не забыл про свое обещание рассказать сегодня про привязанности!) привязанности и отличаются от любви, потому что в ложном сознании самого себя и своей природы я развиваю привязанности, а в истинном сознании эквивалентом привязанности является любовь. Они похожи, но это не совсем одинаковые вещи. Я сейчас буду говорить о том, чем любовь отличается от привязанностей. Об этом стоит говорить, может быть, это – самая важная часть. Но я заранее предупреждаю, что иногда нам может быть больно, просто потому что у нас есть это ложное «я». Поэтому я и сказал, что у нас будет жесткий анализ.

В конце концов, мантра должна избавить человека от ложного эго, именно поэтому я должен получить ее от духовного учителя, потому что это помогает мне избавиться от ложного эго, от своей гордыни. Другое название ложного эго – гордыня, отождествление себя с материей. Это – очень близкие понятия. Кем мы считаем себя здесь, в этом материальном мире? Чем гордыня отличается от смирения, и чем ложное «я» отличается от истинного «я»? По, скажем так, практическим следствиям этого понимания наше ложное «я» заставляет нас считать себя кем в этом мире? Да, господином, наслаждающимся. Кришна говорит в «Гите»: ишваро ‘хам ахам бхоги (Б.-г., 16.14). Ишваро значит «Бог», «повелитель», «господин». Ишваро ‘хам. Каждый человек в этом мире думает: «Я – ишвара!», и каждый до определенной степени хочет занять это положение господина – в зависимости от своих амбиций, своих способностей. В чем проблема всех семейных ссор? Сейчас внизу происходит более подробный разбор этого всего, но я вас дам ключ, чтобы вы не чувствовали, что вы чего-то лишаетесь. (смех) Все семейные ссоры объясняются очень просто: и муж, и жена считают себя кем? Ишварой, господином, и между ними идет тонкая борьба за то, кто главнее.

– Мужчина главнее! (ответ женщины из зала)

Мужчина главнее. А женщина умнее, потому она и говорит: «Мужчина –  главный!». (смех) Она знает, что нужно его ложное эго потешить, но при этом она все делает так, чтобы самой быть главной. А мужчина ходит, грудь колесом: «Я – главный!» Но при этом все знают, что все мужчины делают то, что хочет кто?

– Женщина! (ответ женщин из зала)

Да, но это наш женский секрет! (смех) Мы не будем раскрывать его глупым мужчинам! (смех) Но если люди не очень умные, то начинаются ссоры, искры летят, слезы, и так далее. Ложное «я» – это эго господина, истинное «я» – это эго слуги. Я говорил о жертве, о том, что нужно служить – это все синонимы: любовь, служение, жертвенность… И я хочу рассказать маленькую историю, которая иллюстрирует это. Один человек нанял маляра, чтобы тот покрасил ему дом. Они договорились, сошлись в цене (это не придуманная история!), что тот будет получать шестьдесят рублей в день. На следующий день он должен был начать. Когда хозяин вернулся домой, то, к своему удивлению,  увидел человека, которого он нанял, сидящим на стуле, а другой человек при этом красит. А этот сидит на стуле и только говорит: «Делай то, делай это…» Он и спрашивает: «А это кто?» Тот отвечает: «Я его нанял!» – «За какую цену нанял?» А он: «За ту же самую – за 60 рупий!» – «Ты что, дурак?! Ты же ничего не получаешь!» Он говорит: «Как это я ничего не получаю!? Я получаю ощущение, что я – господин, а он – мой слуга!» (смех) Хозяин не мог этого понять: «Ты что вообще сделал? Ты же полный идиот! Ты взял свои деньги отдал!» Он ему: «Я не дурак! Посмотрим вокруг – все люди так поступают ради того, чтобы ощутить себя господином!» (смех)

Что такое ложное эго? Ложное эго – это нечто, не имеющее отношения к реальности: мы никогда не является господами, наша воля никогда не торжествует – всегда есть еще чья-то воля над нашей, иначе у нас никогда бы не было никаких проблем.  Это положение – ложное, но ради того, чтобы ощутить себя господином, люди идут на огромные жертвы, готовы очень много всего сделать только ради того, чтобы ложно почувствовать себя господином. И эта вещь называется иллюзией. Иллюзия, или майя, или заблуждение, моха. Как возникает эта иллюзия? Сейчас начинается жесткий психологический анализ того, в чем суть этой иллюзии, в чем суть нашего ложного положения в материальном мире.

Иллюзия начинается с того, что наше сознание видоизменяется. Сознание по природе своей духовно, оно имеет принципиально иную суть, природу, нежели материя. Дух и материя – это разные вещи, разные категории: материя бренна, дух – вечен; материя обладает не сознанием, дух обладает; материя не может наслаждаться, дух может наслаждаться. Все это – принципиальная разница между материей и сознанием, но иллюзия заключается в том, что я, мое сознание изменяется, и я начинаю себя осознавать, как материя. В Ведах говорится, что природа духа тройственная – что хотя дух один, Бог один, но у Него есть три аспекта, и они на санскрите звучат как сат, чит и ананда. Что такое сат? Вечность, или бытие. Это природа духа. Что такое чит? Знание, или, правильнее, сознание, потому что знание – это только часть сознания. Сознание значит, что я знаю, что я существую, и я знаю, что существует нечто вне меня, помимо меня. Это – чит, другой аспект духа. И что такое ананда? Блаженство, блаженство, счастье. Чего хочет человек в этом мире? Счастья, еще чего? Блаженства хочет, да, но это – то же самое, что счастье. Знания он хочет! Знания, потому что знание – это, как я объяснял, это не просто какая-то теория, это – опыт, который мы получаем через чувства. Почему людям нравится путешествовать? Потому что они через чувства получают новый опыт, новые энергии какие-то, новые места, маслины, еще что-то там такое… Я хочу знать, я хочу получать опыт через свои чувства, я хочу слушать новую музыку, я хочу ощущать новые запахи, новые вкусы, и что я хочу еще? По-простому? Быть, жить! Вот и все, к чему мы сводимся! Вот он, дух! Это все, чего мы хотим: мы хотим жить вечно, мы хотим вечно ощущать взаимодействие с другими людьми, общаться, осознавать себя, осознавать мир, познавать мир вокруг себя, познавать людей вокруг себя, и мы хотим испытывать счастье от этого всего! Все, мы не хотим ничего другого! Вы не придумаете ничего нового, ничего, что не попало бы в одну из этих категорий! И это – добро. Здесь, в материальном мире, в духовном мире это – вечная истина. Что есть зло? Смерть – зло? Любое ограничение нашего познания, или сознания, когда человек теряет свое сознание, это зло. Зачем человека в тюрьму сажают? Потому что он негодяй, правильно. (смех) Но почему это наказанием мукой, злом считается? Да, потому что это ограничивает его свободу познавать, свободу испытывать что-то, переживать. Страдания – это зло?

Это природа духа: сат, чит и ананда – бытие, сознание, или вечность, знание и блаженство. Когда дух отождествляет себя с материей, на что он себя обрекает? Да, он, к сожалению, обрекает себя на страдания, на несвободу, на смерть. В этом проблема: я отождествил себя с материей, мое сознание изменилось, я начал определять себя через материальное окружение. Еще раз – определение ложного «я», или ложного эго: это когда я определяю себя через материю, которой я себя окружил. Из-за этого, несмотря на что, что я хочу счастья, я встречаюсь с чем-то прямо противоположным. В любом состоянии – и в материальном, и в духовном – я хочу этого, но получаю нечто, прямо противоположное по природе. То есть, смысл человеческой жизни, человеческого существования – в его ложном эго. Если у человека есть ложное эго, то он пытается все это обрести, правильно? Но как он пытается все это обрести, через что? Через материю. Люди хотят жить вечно, но для них вечная жизнь означает жизнь в этом теле. У Джонатана Свифта есть история про Гулливера, который попал на какой-то остров, где люди жили вечно. Помните эту страшную историю? Там были какие-то старухи, у которых был один зуб. Человек хочет жить вечно, но хочет жить вечно через материю! Человек хочет сознавать, познавать, но он хочет делать это только через материю, через материальные чувства. Но материальные чувства ограничивают наше сознание! На самом деле, материальное тело – это скафандр: материальные чувства надеты на духовные чувства. У нас изначально, как у частиц, носителей этих качеств, есть чувства, и эти чувства сейчас могут функционировать только через материальную сферу. Предположим, что-то случилось с нашим глазом, и у нас нет глаз. У нас остается способность видеть, или желание видеть? Остается! Человек слепой стал, но желание видеть в зародыше есть у нас! Если бы этого желания не было, если бы этой способности не было, человек бы не воспринимал слепоту, как трагедию! Веды говорят, что в тонком теле, сукшма-шарире, есть чувства, и в духовном теле тоже есть чувства, но когда наши чувства (глаза, уши и все остальное) огрубляются, мы перестаем видеть мир во всем его многообразии, во всей глубине. Кто знает, сколько цветов может видеть человек? Много цветов, семь основных, но в каком диапазоне он видит? Да, в очень узком диапазоне: он не видит инфракрасное излучение, не видит ультрафиолетовое излучение, он видит в очень маленьком диапазоне. Есть животные, которые могут видеть инфракрасное излучение. Почему комары так хорошо ориентируются ночью? Потому что они видят тепловые волны, исходящие от нас, и вы их не обманете: как бы вы хорошо ни прятались под одеялом, они вас найдут! (смех) На самом деле, так как на нас надето это грубое тело, оно ограничивает нас, оно снижает нашу способность воспринимать. Люди, которые выходили из своего тела и могли ощущать мир, они видели мир гораздо более цветным, гораздо более ароматным, гораздо более насыщенным. Мы в скафандрах находимся с вами. Мы все космонавты с вами! Нас запустили сюда, и для того, чтобы мы могли существовать в материальной атмосфере, нам дали соответствующие скафандры, и мы ходим в этих скафандрах, как люди по Луне. (смех) Они неуклюжие очень, но нам кажется, что мы очень грациозные. (смех) Мы до какой-то степени научились владеть этими скафандрами, но, на самом деле, мы ужасно неуклюжи. Шрила Прабхупада… Я позволю себе неприличное сравнение, но оно авторитетное, потому что оно пришло ко мне по парампаре через цепь духовных учителей. Шрила Прабхупада (автор «Бхагавад-Гиты как она есть»), когда он проповедовал, говорил, что люди пытаются наслаждаться в материальном мире, но они не могут толком наслаждаться, потому что наслаждаться в материальном теле – это все равно, что заниматься сексом в пальто. Изгоните этот опыт из своего ума, чтобы он не мешал вам сосредоточиться на духовном! (смех)

На живое существо, которое хочет чувствовать, общаться, любить, надето это неуклюжее мясное тело, и люди еще радуются этому: «Я – мясо! Я – мясо! Я – мясо!» Но что человек делает, когда он пытается реализовать эти цели? Во-первых, он испытывает страх: он понимает, что никак не может их реализовать – у него все время есть эта привязанность материальная, он все время ее инстинктивно пытается как-то реализовать. Что он делает для того, чтобы все это реализовать в материи, в контексте материи или материальной жизни? Он начинает проецировать свое эго, чтобы достичь ощущения полноты бытия – он же все время чувствует: что-то не так, чего-то не хватает. Вот это ощущение неполноты, нехватки, какой-то нищеты внутренней у нас есть все время. Нам все время чего-то не хватает, у нас какие-то желания нереализованные все время появляются. Когда нам кто-то  подсказывает: «Ты хочешь этого!», мы говорим: «Спасибо тебе большое!». Как вчера я был слегка поставлен в тупик, когда мне сказали, что это же здорово, что телевизор нам подсказывает, что нам надо. (смех) В сущности, это ошибка, и у нас есть это ощущение внутри, что мне чего-то недостает. Я начинаю пытаться реализовать это, опять же – в контексте материи, и я начинаю окружать себя материей и думаю, что чем большим количеством материи я себя окружу, тем я успешней. Я проецирую свое «я» на что? Что становится мной? На две вещи – на отношения с людьми, на людей, которые меня окружают, и я проецирую свое «я» на собственность, на материю, и чем более я успешен в этом «очень достойном» процессе, тем лучше я себя ощущаю. Так, человек распространяет себя, порождая детей, каких-то родственников, в какой-то более тонкой сфере это могут быть ученики. Почему он так радуется этому? Чем больше у него учеников, детей, родственников – почему он радуется? Потому что в них он видит продолжение самого себя и таким образом он реализует какой идеал? Бессмертие, правильно. Человек хочет бессмертия, и он начинает инстинктивно искать, как реализовать это бессмертие, потому что он по своей природе бессмертен. Как ему реализовать бессмертие? Дай-ка я рожу сына, или дай-ка я что-нибудь напишу, сотворю! Как Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит…» Импульс – один, и он ложный: попытаться реализовать себя или остаться, так или иначе, либо через свою собственность, либо через какие-то свои продолжения – либо в виде собственности, либо в виде людей, либо в виде отношений. И так человек начинает экспансию своего эго, и не может остановиться в этой своей экспансии, потому что он чувствует, что еще не достиг своей цели – бессмертия. Как вы все наверняка в своей жизни жили в славном Советском Союзе, и там на каждом углу стоял истукан с протянутой вверх рукой – Ленин. Зачем? Почему? Человек жил, человек этого хотел! Человек хотел, чтобы ему… И мы знаем, что эта главная святыня коммунистической религии лежала в главном храме, куда люди стояли в очередь, чтобы на мгновение увидеть эту мумию, которая осталась… Зачем? Почему? Ладно, мы смеемся с вами над Лениным, хотя его, на самом деле, пожалеть надо… Но мы же, в общем-то,  не настолько успешны, насколько он! (смех) Он достиг успеха на какое-то время, но вечность ему не удастся там побыть. Представляете, до какой степени человек реализовал эти свои замыслы? Целый институт (!) работал над тем, чтобы его бренные останки сохранялись в каком-то более-менее пристойном виде! Почему? Потому что он хотел бессмертия в форме, в которой это в принципе невозможно! Но его желание само по себе законно! Желание счастья – законно! Неправильно лишь то, что я пытаюсь это счастье в материальном контексте обрести. Желание знать, познавать, общаться, получать что-то, какую-то информацию через чувства – законно! Неправильно, если я целиком настроен только на материальное познание. Желание вечно быть также законно, но если я пытаюсь вечно быть в контексте материи, то это – ошибка. И что происходит тут? Я обещал вам, что будет жесткий анализ. Что происходит при расширении, при экспансии своего эго? Чем больше человеку удалось расширить свое эго в виде своей собственности – он строит себе дом на одном континенте, на другому континенте, яхту какую-нибудь… Вы мне вчера про Абрамовича напомнили, и я, вдохновленный медитацией на этого успешного человека, вижу его перед собой. (смех) Человек никогда не может остановиться в этом процессе, ему всегда мало, сколько бы у него ни было. Он пытается себя в этом реализовать, но никогда до конца не достигает совершенства – ему всегда хочется еще, еще и еще. Даже если я самый богатый, все равно нужно сделать так, чтобы меня никто не догнал, и если даже меня никто никогда не догонит, все равно я еще что-то должен делать.

За этим стоит наша очень важная психологическая проблема, которую мы должны хорошо знать – какая? Как ее можно одним словом назвать? Правильно, страх. С помощью расширения своего «я»… Все «мое» – это я. Когда все то, что окружает меня, все мое – я чувствую себя как? Защищенным, в безопасности. Мне хочется обезопасить себя, расширяя свое «я», потому что если это мое «я», то я знаю, что оно что не будет делать со мной? Не будет меня «свергать». Мы хотим обезопасить себя, потому что нам хочется, чтобы, в конце концов, в этом мире (признаемся мы себе в этом или нет, знаем мы об этом или нет, отдаем мы себе в этом отчет или нет!) осталось одно только наше «я». Имя Бога, одно из главных имен Бога на санскрите – Вишну, или Васудева. Кто знает, что значит Вишну? «Вездесущий», «тот, кто живет везде». С помощью этого процесса расширения, экспансии своего эго чего я, в конце концов, хочу достичь? Правильно! Скажите громче, не стесняйтесь. Да, мы хотим стать Богом, стать вездесущими, расширить свое «я» на всю эту сферу. К сожалению, я должен вас расстроить – место это уже занято. (смех) Место Бога уже занято! Мы на самом деле пытаемся Им стать в самых разных ситуациях – если не во вселенских масштабах, то, по крайней мере, в пределах своей квартиры. И то не получается!

Так вот, возвращаясь к нашему очень сложному вопросу, о котором я вчера начал говорить – чем привязанность отличается от любви и в какое состояние сознания я, в конце концов, должен прийти в результате совершения ягьи, или духовной практики познания себя. Хотите об этом узнать, да? Когда я привязан к кому-то и к чему-то, то я привязан к кому? К сожалению, к себе – это мое альтер-эго, одна из экспансий моего «я». Привязанность означает всего лишь распространение своего я» на данного конкретного человека через отношения с ним, и поэтому когда этот человек вдруг начинает вести себя как-то не по-моему, что я начинаю чувствовать? Раздражение, недовольство, еще что? «Меня предали!», разочарование… Я чувствую целый спектр эмоций – в зависимости от того, как он начинает себя вести: если он бунтует полностью, или уходит, или еще что-то такое. Я чувствую с каждой потерей таких отношений, либо с каждой материальной потерей я чувствую удар по чему? Да, по своему эго. Какая-то моя часть отмирает – это же была часть меня! Какой-то кусочек меня уходит. Я с самого начала сказал вам, что эго, болезненное эго человека в материальном мире, которое возникло в результате материальных привязанностей, расщеплено. «Я должен существовать вечно, я сделал это, чтобы существовать вечно! Какое он имел право таким образом поступать?» Когда дети, например… Родительская любовь – это одно из самых чистых проявлений любви в этом мире, но даже она эгоистична. Почему?

(ответы из зала, не слышно)

Да, именно к СВОИМ детям. Почему я не люблю других детей так же? Да, потому что это мои дети! Мои! И все знают, что есть один гениальный ребенок на свете – какой? По счастливой случайности, это мой ребенок! (смех) Так уж получилось! (смех) Почему? Ребенок должен реализовать то, что я в своей жизни не реализовал, и если этот ребенок вдруг говорит: «Я не собираюсь реализовывать то, что ты не реализовал!», что мы говорим этому ребенку? «Ах ты негодяй! Я зачем тебя рожал? Ты должен делать то, что я хочу! То, что я от тебя хочу!» Привязанность, к сожалению, сплошь и рядом. И в этом беда привязанности, или так называемой материальной любви – во что она превращается? В свою противоположность. Есть замечательная поговорка, что от любви до ненависти один шаг. Извините меня, пожалуйста, но что же это за любовь такая, от которой один шаг до ненависти? Что это за любовь, хочу я вас еще раз спросить? Не нужна никому такая любовь – сегодня я люблю, а завтра ненавижу… И Кришна говорит от этом в самом начале «Гиты» – Он рассказывает эту проблему Арджуне. Арджуна говорил: «Я не хочу убивать, потому что я такой хороший!» А Кришна смотрит на него и говорит: «Ты не хочешь убивать, потому что ты привязан к этим людям, и это значит, что ты других ненавидишь, и что от твоей так называемой любви до ненависти – один шаг!» И люди не понимают этого! Люди не понимают, что Кришна говорит в «Бхагавад-гите»! Арджуна говорит: «Я не хочу убивать!», а Кришна говорит «Убивай!» Никто не может понять, и все говорят: «Арджуна хороший, Кришна – плохой!» На самом деле, Кришна видит обман во всем этом, Он видит эту материальную любовь, которая может превратиться в свою противоположность, в ненависть, и Он говорит: «У тебя нет любви! Ты должен убить в себе привязанность!» Когда Он говорит Арджуне «Сражайся!», Он говорит ему сражаться со своей привязанностью внутри, которая приводит ко всем его проблемам.

Страх – это результат привязанности, вожделение – также результат привязанности. Жадность, гнев, все психологические проблемы: зависть, иллюзия, все ошибки, которые мы совершаем – все это результат привязанности, результат нашего ложного эго, нашего ложного положения здесь. Чем отличается любовь от привязанности?

– Любовь бескорыстна! (ответ из зала)

Любовь бескорыстна, но чтобы понять, что значит любовь, и есть ли у меня любовь к другому человеку по-настоящему, я должен понять, как я его вижу. Сейчас я вижу другого человека как кого? Да, как продолжение себя. В этом и заключается эгоизм: я вижу его не самого по себе. Когда Кришна объясняет знание, Он говорит: есть ягья, и ягья сжигает карму. Я должен раскрыть вам тайну: хотя я привлек вас всех названием своего семинара «Как сжечь карму?», сжигание кармы – это не важный результат ягьи, это всего лишь вторичный результат, который приходит сам по себе. Главное, что приходит в результате сожжения нашей кармы, всего ненужного, всего, что нам мешает – это счастье здесь, но это тоже не так важно. Человек обретает знание в результате этого всего, и это знание означает, что он начинает видеть себя и видеть других как души, как частицы духа. Сейчас, когда у меня есть привязанности, я вижу других как продолжение себя, и насколько мне удалось продолжить распространить себя, настолько я хорошо отношусь к людям. Все те, кого я считаю продолжением себя: мои друзья, мои родственники – их я буду защищать, я буду за них стоять горой. Все те, кто не относятся к той или иной форме моего отождествления, с ними я что буду делать? Да, убивать я их буду: чего это они? Какое они имеют право? Я буду сражаться с ними, я буду на тонком или на грубом уровне отталкивать их, у меня будет проявление противоположности по отношению к ним, ненависть… Отсюда и появляются войны. Войны: один народ идет на другой народ. Почему? Иногда  (и это – вещь, которая меня возмущает, хотя я редко чему-то возмущаюсь!) религии становятся проводниками национализма. Когда все это становится проводником национализма, то это не имеет никакого отношения к религии. Религия должна дать человеку понимание любви, понимание своей природы и понимание того, что все остальные личности неразрывно связаны с Богом.  Любовь – это значит, что я вижу в других не продолжение себя. Любовь, или как Кришна называет это – знание, в каком-то смысле, на каком-то уровне – синонимы, хотя на более глубоком уровне все-таки есть разница. Кришна говорит, что когда в результате духовной практики, в результате ягьи, в результате повторения мантры, священных звуков, человек обретает знание, он начинает видеть других, как индивидуальные души. Не как тела, которые я могу эксплуатировать, а  именно как души!  И он видит, что где эти души находятся? В каждом живом существе! В каждом человеке он видит прекрасную душу, а не человека с его проблемами, завистью еще чем-то. Сейчас мы видим плохое в людях, но человек, который обрел знание, видит другого как душу. Ведь душа всегда прекрасна! И когда мы встречаемся с таким отношением к себе, когда я чувствую, что меня любят, то это ни с чем не сравнимое чувство. И где душа находится, в конце концов? С кем она связана? Да, с Богом. Он видит то, что сам человек находится в душе, то есть, он – душа, и что душа еще, в конце концов, в ком находится? В Сверхдуше, в высшей душе, высшем источнике духа. Поэтому я могу и я должен любить других людей! Я должен любить других! И я не должен быть привязан к ним. Сначала,  естественно, я не могу расширить этот идеал на весь мир – понятно, что если я буду имитировать это, это будет глупостью: «О-о-о, я вас всех люблю! Я вас всех люблю!» – «И что? Если любишь, дай мне что-нибудь!» (смех) Не нужно слишком торопиться, но, по крайней мере в тех, кого мы любим по-настоящему, ради кого мы готовы на какие-то жертвы, мы должны видеть индивидуальные, самостоятельные души – тогда наша любовь будет их возвышать. По крайней мере, по отношению к этим людям мы не должны пытаться навязывать что-то, мы должны стараться возвысить их своими чувствами, а  не заключить их в клетку любви. Я помню, меня очень любили в моей семье, но иногда так тяжело было носить эту любовь! Так тяжело! Мне не хотелось, чтоб меня так любили, потому что это был груз! Настоящая любовь никогда не воспринимается как груз, настоящая любовь – это самое удивительное, что человек может испытать, тогда как привязанность – это всегда груз тяжелый. Этим, я, в общем-то, я ответил на ваш вопрос?

Нам нужно заканчивать с вами. Я еще много чего хочу сказать, но время наше подошло уже сейчас к концу. Я пытался здесь обо многом рассказать, вложить какой-то свой опыт и свое понимание в свои слова, для того, чтобы дать какие-то отправные точки в понимании себя и того, ради чего я живу в этом мире. Для того, чтобы реализовать все это, понадобится время – может быть, не одна жизнь. Но даже если мы сделаем один шаг на этом пути, он принесет нам и всем окружающим нас огромное благо. Как я вчера говорил, нужно с чего-то начинать, с какой-то ягьи, с чего-то… В конце концов, мы должны прийти к этому высшему состоянию, пониманию того, что я – душа, частица Бога, что я – я слуга Бога.

Чисто для того, чтобы завершить… Меня вчера спросила Ольга, что значит тилака (у меня сейчас нет ее) у нас на лбу. Я вам уже объяснял, что есть три уровня толкования всего. Есть грубый материальный уровень, и на нем тилака – это знак принадлежности к определенной духовной школе. Тилака всегда вертикальна – это также символ того, что человек идет вверх. На телесном уровне это также… На нашем теле есть определенные точки – двенадцать точек, в которых, скажем так, находится сознание, и прежде всего оно находится здесь, и после омовения какого-то или еще после чего-то человек должен нанести сюда тилаку. Она делается из сандаловой пасты с глиной, и, таким образом, оказывает охлаждающий физиологический эффект на этих двенадцати местах. На более тонком уровне эти двенадцать мест соединяют человека со Вселенной. Наше тело – это Вселенная, реплика Вселенной, и когда я отмечаю эти места, или дотрагиваюсь просто до них (не обязательно ставить их физически – можно просто водой, или даже просто дотронуться до этого места), то я тонкими энергетическими связями привожу себя в большую гармонию со Вселенной. Однако, в  конечном счете, и это – самый последний анализ, до которого мы должны доводить все свои действия, – тилака означает, что я слуга Бога, и что мое тело – храм Бога, и что Бог находится в моем теле. И когда я наношу тилаку, я произношу соответствующие  мантры, которые должны связать мое сознание с Богом, с пониманием того, что я связан с Ним, и это помогает мне снова возвратить себя в это внутреннее состояние, потому что йога – это работа с сознанием, с пониманием того, кто я есть на самом деле.

Разные техники, которым я вас учил, должны, в конце концов, привести к этому пониманию: я – слуга Бога, и это – самое замечательное, что со мной могло случиться, потому что я – вечная душа, такова моя природа.

Вот, собственно, и все.

(аплодисменты)

Я еще хотел с вами немного потренироваться в мантра-медитации. Мы можем это сделать? У нас с вами будет несколько минут?

И еще одно. Ко мне сейчас на перерыве подходили люди и спрашивали, как увидеть Бога, могу ли я увидеть Бога. Я объяснял, что есть эта тонкая сфера, и человек может увидеть Бога, но для этого ему нужно духовные чувства обрести. Как говорится в Ведах:

преманджана чурита бхакти вилочанена / шанта садайва хридаешу вилокаянти /ям шьямасундарам ачинтья гуна сварупам («Брахма-Самхита», 5.38) – «Я могу увидеть непостижимого Бога и Его форму, только когда мои глаза будут смазаны бальзамом любви, когда я буду смотреть глазами любви». Не материальными глазами! Материальные глаза для чего предназначены? Для того, чтобы за-ви…

– …до-вать! (ответы из зала)

(смех) Слово «зависть» от какого слова происходит? От слова «видеть». Для этого мои глаза – они так жадно смотрят вокруг: у кого больше, чем у меня? На когда мои глаза меняются, только тогда я смогу увидеть Бога. Сейчас я не могу видеть Бога, хотя Он здесь, Он – в моем сердце, он – всюду, я могу увидеть Его, как такового, и я должен увидеть Его, в этом – смысл человеческой жизни, но для этого я должен избавиться от ложного эго, которое мне мешает это сделать.

В общем-то, я пытался до какой-то степени поделиться своим опытом. Спасибо вам еще раз большое.

К сожалению, у нас уже нет времени, но я хотел еще раз сказать, что значит жить без эго. Я, может быть, в одном слове определю, что значит жить без эго, действовать без эго. В санскрите такая жизнь без эго называется очень здорово – лила. Лила значит «игра». Человек, который лишается своего эгоизма, избавляется от своего эгоизма, начинает играть. Как в Евангелии в нагорной проповеди Иисус говорил, что вы не сможете увидеть Царство Господне, пока не станете как кто?

– Как дети! (ответы из зала)

Как дети! В духовном мире нет взрослых! Пока вы взрослые, вас туда не пустят! (смех) Вас пустят, только когда вы станете, как дети. Это значит, у вас будет эта игра, лила, каждое действие будет доставлять бесконечное блаженство, потому что у вас не будет этого противного эго, заставляющего вас делать странные вещи. Но об этом – следующий семинар, рассказывающий о том, что значит быть, как дети, играть, как дети. Я думаю, что в следующий раз мы как-нибудь поговорим об этом, если вам это интересно.

Давайте потренируемся. Споем немножко, да? Я хотел спеть вам мантру, буквально несколько минут. Рами, у нас есть две-три минуты? Вы готовы? Постарайтесь подпевать – вы наверняка слышали ее. Постарайтесь как-то вкладывать в эти звуки что-то, что у вас есть. Если нет, можете просто слушать. Я в прошлый раз закончил свой семинар таким образом. Я буду петь на мотив раги – очень древние мелодии, которые сами по себе, как и звук, несут определенное настроение. Принцип такой: сначала я пою один раз, потом вы повторяете за мной. Это тоже йога.

(поют киртан)

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы