Семинар «Обзор Первой Песни “Шримад-Бхагаватам”», обзор 3 главы (1 часть)

Семинар «Обзор Первой Песни “Шримад-Бхагаватам”», oбзор 3 главы (1 часть), 23.06.2012 г.

Диск «Обзор “Шримад-Бхагаватам” (Песнь 1, главы 1 – 3)», л. 1o

Аннотация:

Обзор Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» с птичьего полета: две темы и три сюжетных линий. Их смысл.

 ***

Харе Кришна. Так уж получилось, что я слегка поменял тему своей лекции в процессе подготовки к ней. Мне хотелось сегодня с вами – я не знаю, дойдем мы сегодня до третьей главы или нет – поговорить, начать наш разговор с вами о третьей главе на основании одного из основополагающих стихов третьей главы, в целом о структуре Первой Песни «Шримад-Бхагаватам».

То есть сегодня мы начнем с вами с обзора Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» и попытаемся посмотреть на всю Первую Песнь с высоты птичьего полета. Поэтому я прошу у вас вашего благословения, чтобы вы не судили меня строго и помогли мне. Давайте с вами вместе прочитаем первый стих «Бхагаватам», чтобы ввести в эту тему нас:

джанмадй асйа йато `нвайад
итараташ чартхешв абхиджнах сварат
тене брахма хрида йа ади-кавайе
мухйанти йат сурайах
теджо-вари-мридам йатха
винимайо йатра три-сарго `мриша
дхамна свена сада нираста-
кухакам сатйам парам дхимахи

дхармах проджджхита-каитаво `тра
парамо нирматсаранам сатам
ведйам ваставам атра васту
шивадам тапа-трайонмуланам
шримад-бхагавате маха-муни-
крите ким ва параир ишварах
садйо хридй аварудхйате `тра
критибхих шушрушубхис тат-кшанат

нигама-калпа-тарор галитам пхалам
шука-мукхад амрита-драва-самйутам
пибата бхагаватам расам алайам
мухур ахо расика бхуви бхавуках

Это несколько вступительных слов по этому поводу. «Шримад-Бхагаватам» называется «Шримад-Бхагаватам» и слово шримад означает прекрасный. Это прекрасная «Бхагавата-пурана» и само по себе это слово уже указывает на особое положение «Шримад-Бхагаватам» среди всех остальных произведений. Это произведение, которое исполнено расы, вкуса, или поэтической красоты. Это слово указывает на литературные достоинства «Шримад-Бхагаватам». Соответственно, уроки, которые дает «Шримад-Бхагаватам» – а все Ведические писания содержат в себе уроки – тоже подаются особым образом. Уроки «Шримад-Бхагаватам» – это уроки расы или уровни вкуса. Мы знаем это знаменитое утверждение о том, что Веды учат как царь, Пураны учат как друг. Друг учит, объясняя нам с помощью различных примеров последствия каких-то наших поступков, правильных или неправильных, друг взывает к нашему разуму, но возлюбленная – а «Шримад-Бхагаватам» учит и так, и так, и так, тремя способами. Кавия учит как возлюбленная и как учит нас возлюбленная? Вернее, как возлюбленная побуждает нас действовать так, как ей хочется?

Из зала: …

БВГ: Ну да, она намекает, обнимает, привлекает нас к себе и, привлекая нас к себе, привлекает нас к тому, что она хочет, чтобы мы делали.

Вопрос: А «Шримад-Бхагаватам»?

БВГ: «Шримад-Бхагаватам» учит тремя способами, хотя прежде всего «Шримад-Бхагаватам» – это все-таки кавия. «Шримад-Бхагаватам» учит всеми тремя способами – и как царь, и как друг, и как возлюбленная. Но этот третий способ обучения, когда нас привлекают к чему-то и, соответственно, привязывают к чему-то и таким образом побуждают действовать определенным способом – это способ обучения «Шримад-Бхагаватам».

Исходя из этого, мы попытаемся с вами понять или разобрать структуру, природу Первой Песни. Если посмотреть на Первую Песнь, то на самый первый взгляд Первая Песнь – это некий калейдоскоп всевозможных рассказов. В ней содержатся: Вьясадев, создание «Шримад-Бхагаватам», брахмастра, наказание сына Дроны, про Нараду, как он пришел, молитвы Кунти Деви (я хотел как раз Бхакти Ананта Кришну Махараджа попросить восьмую главу начать готовить, он угадал это), уход и наставления Бхишмадевы, уход Дхритараштры и уход Пандавов, наказание Кали, и первая тема, мудрецы Наимишараньи.

То есть если так просто поверхностно посмотреть, то это некий калейдоскоп самых разных тем. Любая методика, любая структура так или иначе предназначена для определенной цели. Я хотел бы сейчас задать основное положение нашей сегодняшней лекции или нашего рассказа, что в Первой Песни на самом деле есть две темы, две сущностных темы. Одна тема – и мы попытаемся посмотреть, каким образом все остальные темы «Шримад-Бхагаватам» или истории «Шримад-Бхагаватам» обращают нас к этим темам и учат нас именно этим темам.

Первая тема Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» – это собственно методология всего «Бхагаватам» или методология бхакти-йоги, то есть слушания рассказов о Кришне и таким образом разворачивание нашего сознание, сознания, которое сейчас сосредоточено на материи, поглощено материей; разворачивание его обратно к Кришне.

Шрила Прабхупада в третьей главе, которую мы проходили с вами, он очень хорошо формулирует эту методологию. Эта методология сформулирована в огромном количестве мест «Шримад-Бхагаватам», но одна из формулировок содержится в 35-ом стихе третьей главы, в самом последнем предложении: «Мы должны постоянно обращаться к повествованиям о деятельности Господа, которые представляют собой наиболее удобную и приятную форму медитации на Брахман». (комментарий Шрилы Прабхупады к Бхаг., 1.3.35)

Это методология всего «Бхагаватам» – рассказы о Кришне заставляют нас медитировать, размышлять о духе и дают нам определенную расу, вкус, и таким образом позволяют нам отвернуться от материи и потерять вкус к материи. Это очень существенное содержание первой части Первой Песни «Бхагаватам».

Второе – это тоже методология, только методология передачи «Бхагаватам» или передачи вкуса. Я сейчас более подробно расскажу и о том, и о другом. Я хотел бы вас сразу предупредить или сказать, что по итогам изучения Первой Песни мы напишем сочинение на одну из этих двух тем. Две эти темы будут разданы разным людям и у нас будет сочинение, можете сразу готовиться к ним: методология Первой Песни «Бхагаватам» целиком и методология передачи «Бхагаватам» или то, что Гаура Кришна называл как философия образования Ведического. В сущности, это философия Ведического образования раскрывается здесь, в Первой Песни, каким образом знание должно передаваться.

Иначе говоря, это предисловие ко всему «Бхагаватам», которое объясняет, что в конце концов нам должен дать «Бхагаватам» и каким образом мы можем получить то, что «Бхагаватам» хочет нам дать. Потому что «Бхагаватам» нам дает то-то, пибата бхагаватам расам алайам – «Бхагаватам» от начала до конца исполнен вкуса и люди падают в оборок, слушая «Бхагаватам» – нормальные люди, не мы с вами – потом приходят в себя и опять начинают слушать, расам алайам, до лайи, до пралайи, до смерти слушают «Бхагаватам» от начала до конца, или до обморока слушают «Бхагаватам».

Эти две темы красной нитью проходят через всю Первую Песнь «Бхагаватам». В свою очередь все это основано на знаменитом стихе из Тайтирии-упанишад, расо ваи сах расам хй евайам лабдхвананди бхавати – Он, Брахман, есть раса, есть вкус и расам хй евайам лабдхвананди бхавати – тот, кто получил эту расу, расам хй евайам, ананди бхавати – человек преисполняется блаженства, человек становится счастливым, он достигает высшего состояния развития сознания, ананды, блаженства бесконечного.

Собственно «Бхагаватам», давая нам медитацию на эту расу или на Брахман, исполненный расой через рассказы об этом, он должен дать нам счастье. Поэтому он с самого начала говорит: пибата бхагаватам расам алайам мухур ахо расика бхуви бхавуках.

Поэтому когда Ангира Муни Прабху рассказывал эту тему важнейшую, раскрывая смысл второй главы «Шримад-Бхагаватам», я задал этот вопрос: «Почему у нас бывают сбои?» и Радха Дамодара Прабху очень правильно отметил, что это тема Первой Песни «Бхагаватам».

Мне хотелось еще один очень важный стих вам дать для начала, который эту методологию «Бхагаватам» также описывает. Это стих уже из Десятой Песни «Бхагаватам», из 33-ой главы. Это завершение танца-раса. Как мы знаем, главная лила, описанная в «Бхагаватам», это лила, описанная в пяти главах Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам» и завершая ее, Шрила Шукадева Госвами объясняет очень коротко эту методологию в одной сутре (10.33.36):

ануграхайа бхактанам

манушам дехам ашритаха
бхаджате тадриши крида

йах шрутва татпаро бхавет

Ануграхайа бхактанам – из милости, из сострадания к преданным, манушам дехам ашритаха – Верховный Брахман, Верховный Господь, принимает форму человека, двурукую форму, Верховная Абсолютная Истина из сострадания принимает эту форму и бхаджате тадриши крида – Он занимается лилами. Какими лилами? Соответствующими. Санскритское слово именно такое, тадриши – Он занимается соответствующими лилами и йах шрутва – любой, кто слышит о них, татпаро бхавет – его сознание обращается к Кришне, приковывается к Кришне, связывается с Кришной, он становится так или иначе обращенным своим сознанием к Нему.

Это один из методологических стихов.

Из зала: Человек обращается своим сознанием?

БВГ: Да, татпаро бхавет, как, мы знаем, есть шанти-парайана или раса-парайана, парайана – тот, кто склонен. Нарайана-парайана – тот, кто склонен или обращен своим сознанием к Кришне. Йах шрутва – тот, кто услышав. В целом метод «Шримад-Бхагаватам» или бхакти-йоги, это основной метод бхакти, каким образом бхакти пробуждается через шраванам киртанам вишнох смаранам пада севанам и так далее.

Теперь один из ключевых стихов Первой Песни «Бхагаватам» … Собственно, чтобы эта методология работала, нужно еще одну очень важную вещь постулировать. Это положение постулируется в нескольких местах Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» и в частности в том самом стихе третьей главы Первой Песни «Шримад-Бхагаватам», который мы сейчас пройдем. Этот постулат очень простой – то, что «Шримад-Бхагаватам» или рассказы и Кришне, описание лил Кришны неотличны от Самого Кришны. То есть чтобы этот метод работал, эти рассказы о Кришне несут те же самые качества, что и Сам Кришна. Это логическое обоснование того, что рассказы о Кришне обладают этими магическими свойствами.

Мы знаем, что основная тема «Бхагаватам» целиком, всего произведения – атра сарго висаргаш ча стханам пошанам утайах манвантарешанукатха ниродхо муктир ашрайах. Главная тема «Бхагаватам» – это ашрая или прибежище. Сумум бонум, как говорит Шрила Прабхупада, то, что дает высшее благо, то, что защищает, то, что дает прибежище. Первая Песнь «Шримад-Бхагаватам» объясняет, что этим ашраей является Кришна, это Десятая Песнь в основном объясняет, а также этой ашраей является сам «Шримад-Бхагаватам». То есть если целиком главная тема «Шримад-Бхагаватам» – это ашрая, то Первая Песнь тоже описывает эту ашраю, но в конкретном совершенно виде – то, что ашрая или то, что дает человеку прибежище, то, что приносит человеку высшее благо – это собственно сам «Шримад-Бхагаватам».

Это существенное положение Первой Песни «Шримад-Бхагаватам», о котором мы должны помнить – завершение, предпоследний стих Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» (1.3.43):

кришне сва-дхамопагате
дхарма-джнанадибхих саха
калау нашта-дришам эша
пуранарко ‘дхунодитах

Мудрецы леса Наимишаранья спросили у Суты Госвами (1.1.23):

брухи йогешваре кришне
бхахманйе дхарма-вармани
свам каштхам адхунопете
дхармах кам шаранам гатах

Где нашла дхарма свое прибежище с тех пор, как Кришна Сам Брахман, Аболютная Истина, Йогешвара, Повелитель всех мистических сил, обратно вернулся в Свою обитель? Пожалуйста, скажи, где религия или дхарма нашла свое прибежище. Соответственно,

кришне сва-дхамопагате
дхарма-джнанадибхих саха
калау нашта-дришам эша
пуранарко ‘дхунодитах

После того, как Кришна ушел, упагате, в Свою дхаму, дхарма вместе с гьяной взошли как солнце для людей, потерявших зрение от века Кали.

Слушайте, это уже очень важная тема, непосредственно наша уже конкретная тема: каким образом все истории Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» нанизаны на одну нить или вместе связываются – это две основных сюжетных линий. Одна – это история возникновения, создания «Бхагаватам». Вторая повторяющаяся тема, о которой практически в каждой главе Первой Песне «Бхагаватам» говорится? Кали-юга, пороки Кали-юги. Мы сейчас посмотрим, каким образом эти две темы так или иначе раскрывают эту тему «Бхагаватам».

Где в Первой Песни «Бхагаватам» о Кали-юге говорится? В самом начале Шаунака, который задает вопросы, вдруг начинает говорить: Кали-юга (Бхаг., 1.1.10):

прайеналпайушах сабхйа
калав асмин йуге джанах
мандах суманда-матайо
манда-бхагйа хй упадрутах

Дальше Вьясадев начинает предвидеть пороки Кали-юги, начинает размышлять. Радха Дамодара Прабху замечательно рассказывал нам об этом. Дальше Юдхиштхира начинает предчувствовать наступление Кали-юги и видеть все эти признаки. Видхура говорит Дхритараштре: «Пара уходить, вот-вот Кали наступает, уже Ядавы уничтожили друг друга и наступает Кали-юга». Соответственно, Пандавы уходят в Гималаи, потому что боятся наступления Кали-юги. Парикшит встречается с Кали и там описываются все качества Кали ии все остальное. Еще две истории – отъезд Кришны в Двараку и приезд Его в Двараку тоже в каком-то смыслы описывают Кали-югу. Каким образом? По контрасту. Это описание того, что творится с миром, когда Кришна находится здесь и соответственно по контрасту что творится с миром, когда Кришна уходит из него и наступает Кали-юга. Это противопоставление показывает, что значит отсутствие влияния Кали-юги. Соответственно описание Хастинапура, царство Махараджи Юдхиштхиры, который был свободен от влияния Кали – это все тоже льет воду на ту же самую мельницу.

Соответственно, три пракараны или три сюжетных линии Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» достаточно очевидны и мы сейчас сведем их воедино.

Из зала: А сказали две.

БВГ: Нет, я говорю сейчас о сюжетных линиях. Две темы и три сюжетных линий основных. Три сюжетных линий в «Шримад-Бхагаватам» – это беседы Суты с мудрецами Наимишараньи. Она занимает первые три главы. Вторая пракарана или сюжетная тема … Это разные вещи: одно, собственно то, что «Бхагаватам» хочет раскрыть таким образом, а другое сам сюжет, через который это раскрывается. С 4-ой по начало 7-ой главы вторая пракарана распространяется, это беседа Вьясадева с Нарадой и создание, появление на свет «Бхагаватам» Вьясадевой.

Наконец, последние тринадцать глав, с 7 по 19 – это история Махараджи Парикшита и его встречи и Шукадевы Госвами.

Смысл первой пракараны очевиден – беседа мудрецов и введение в общую тему «Шримад-Бхагаватам», краткий пересказ всего «Шримад-Бхагаватам». Смысл второй пракараны, что нам хотят сказать второй темой, которую мы начали – то, что «Шримад-Бхагаватам» – высшее творение Вьясы, лучшее, самое изумительное, самое совершенное творение Вьясадевы, который в свою очередь является самым совершенным мудрецом. Он завоевал себе этот титул, создав Брахма-сутру, потому что в ней он практически опроверг все остальные школы ведической философии, но даже после Брахма-сутры он написал нечто еще превосходящее Брахма-сутру – это «Шримад-Бхагаватам», который является естественным комментарием на Брахма-сутру.

А все возможные истории третей пракараны, то есть этой третьей части «Бхагаватам», занимающей последние 13 глав с седьмой по 19 – это наказание сына Дроны, молитвы Кунти, маха-прастан. Как они связаны, как по-вашему? Что всеми этими историями нам Шрила Вьясадев хочет продемонстрировать? Кто может понять «Бхагаватам». Все эти истории в сущности по-разному, с разных сторон описывают личность Махараджа Парикшита. Сейчас мы посмотрим, как это происходит.

Вопрос: Что такое пракарана?

БВГ: Пракарана – тема, сюжетная линия, раздел большой.

Вопрос: …

БВГ: Первая – это беседа Суты Госвами с мудрецами Наимишаранья. Вторая – это появление «Шримад-Бхагаватам», создание Вьясадевой «Шримад-Бхагаватам», начиная с 4-ой главы и кончая началом 7-ой глав1.

Вопрос: Какой смысл этой бесед1?

БВГ: Смысл этой беседы – это краткий пересказ «Шримад-Бхагаватам», объяснение самой методологии «Шримад-Бхагаватам» и описание величия «Бхагаватам». Парадигматические вопросы, который породили «Бхагаватам».

Давайте посмотрим, эта последняя сюжетная линия состоит из сплошных уходов. Заметили, да? Уход сначала Бхишмадевы, потом Дхритараштры, потом Кришны, уход Пандавов и в конце концов уход Парикшита, то есть как бы преддверие ухода.

Какие это уходы были? Славные. Уход Бхишмы и даже уход Дхритараштры – славный уход. Уход Пандавов – славный уход в полном сосредоточении на Кришну.

Вопрос: это третья пракарана?

БВГ: Да, это третья пракарана. Мы сейчас поймем … Но с одной стороны тут у всех этих тем есть два смысла: один – это показать величие Парикшита, из какого рода он происходил, даже самый последний отпрыск этого рода, Дхритараштра, и то как ушел, дай Бог нам с вами так уйти. Мы конечно же, все чистые преданные, но как мы будем уходить, еще не очень понятно. Просто это с одной стороны описание величия Махараджа Парикшита, из какого рода он происходил, какие великие люди были в этом роду.

Это тоже очень любопытное доказательство или описание того, что нам говорил на нашем совете Гаура Кришна Прабху, когда он говорил, как проверяется совершенство знания, совершенство нашей жизни. Какой экзамен по бхакти-шастрам мы должны будем сдать? Да, анте нарайана смритих. Это тот экзамен, который надо будет сдать. И все эти вещи иллюстрируют это и в конце концов история Парикшита. История Парикшита – это ни что иное, как подтверждение того же самого. Вся история Парикшита самая славная из всех остальных историй, потому что в результате ее появился «Шримад-Бхагаватам». Как пишет Шрила Прабхупада в 18-ой главе в 31-ом стихе: «План состоял в том, что за так называемый проступок его должен был проклясть несмышленый сын брахмана, попавший под влияние Кали, так, чтобы царь навсегда оставил свой домашний очаг. Его встреча с Шрилой Шукадевой Госвами сделала возможным явление великого «Шримад-Бхагаватам», считающегося литературным воплощением Господа». (комментарий Шрилы Прабхупады к Бхаг., 1.18.31)

 

Иначе говоря, это тема Первой Песни. «Бхагаватам» – это литературное или звуковое воплощение Господа, Самого Кришны. «Это литературное воплощение сообщает много чудесных сведений о таких трансцендентных играх Господа, как Его раса-лила с духовными пастушками Враджабхуми. Эта особая игра Господа имеет особое значение, поскольку всякий, кто должным образом постигнет эту особую игру Господа, – три раза в одном предложении Шрила Прабхупада повторяет слово «особый» – «вне всякого сомнения, освободится от мирского полового влечения и утвердится на пути возвышенного преданного служения Господу. Крушение мирской жизни чистого преданного призвано поднять его на более высокий трансцендентный уровень. Создав для Арджуны и Пандавов ситуацию, в которой из-за происков их двоюродных братьев рухнули все их надежды, Господь подготовил почву для битвы на Курукшетре. Это было нужно для того, чтобы Господь воплотился в звуках „Бхагавад-гиты”. А когда в трудное положение был поставлен царь Парикшит, волей Господа было создано воплощение „Шримад-Бхагаватам”». (комментарий Шрилы Прабхупады к Бхаг., 1.1.31)

 

Иначе говоря, все эти, как правильно сказал Вишну Таттва Прабху, должны нас привлечь к личности Махараджа Парикшита, объяснить, кто такой Махарадж Парикшит, потому что «Бхагаватам» может возникнуть только тогда, когда есть слушатели и когда есть рассказчик определенного уровня. Шрила Прабхупада пишет об этом. Мы говорили об этом в прошлый раз тоже, что «Бхагаватам» должен возникнуть. Он может возникнуть только тогда, когда встречается слушатель и рассказчик соответствующего уровня. Тогда то, что возникает в их беседе, становится звуковым воплощением Верховной Личности Бога. Иначе говоря, это не такая дешевая вещь. Это вкратце с этой точки зрения продемонстрированный «Бхагаватам», то есть «Бхагаватам» как звуковое воплощение Господа, неотличного от Самого Кришны.

Если посмотреть с точки зрения второй темы – мы говорили, что две темы: первая тема «Бхагаватам» неотличен от Самого Кришны, вторая тема – как передается «Бхагаватам», какими должны быть условия, чтобы «Бхагаватам» передался из сердца в сердце человека? Мы знаем, что в большинстве случаев эта железная методика не действует. Почему? Потому что не соблюдаются те самые условия. Мы можем видеть: люди сидят и скучают на лекциях по «Шримад-Бхагаватам» и редко кто пьет эту расу ушами. Как ачарьи говорят, что когда Кришна играл на флейте, то у коров – у индийских коров уши висячие, они висят – эти уши поднимались и пили эту расу.

Иначе говоря, тема, которая раскрывается поэтическим образом в Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» – это собственно качества слушателя – и прежде всего слушателя, не рассказчика. Сколько глав посвящено качествам слушателя? Практически 13 глав. Вся последняя часть посвящена тому, чтобы мы поняли, какой должен быть слушатель «Бхагаватам», как нужно слушать «Бхагаватам» и что нам нужно. Мне хочется задать вам вопрос: какое главное качество Махараджа Парикшита все эти истории должны проиллюстрировать? Какое главное качество слушателя «Шримад-Бхагаватам»? Неослабленное внимание? Смирение? Серьезность? Испытующий, не испытуемый. Испытуемые – это вы, которые зачеты не хотите писать. Он вопрошающий. Ачарьи объясняют, что в конечном счете – слушайте внимательно, это то, к чему действительно нужно очень внимательно отнестись – это удивительное качество, которое иллюстрируют все эти рассказы – это качество вайрагьи или отрешенности Махараджа Парикшита. Когда человек, даже находясь в этом мире, исполняя свои обязанности, ищет Кришну. Вайрагья не значит, что я просто отрекаюсь, ничего не делаю, что я просто в ашраме где-то закрылся и пытаюсь жить легкой жизнью. Вайрагья значит, что я хочу найти Кришну, что я во что бы то ни стало хочу найти Кришну, что всеми способами я хочу найти Кришну.

Интересно, это объяснение того, чьи комментарии самые старые, Вопадевы – Шрила Прабхупада его упоминает, у него есть комментарии на «Шримад-Бхагаватам» и он интересным образом объясняет эту Первую Песнь «Бхагаватам». Он говорит, что разные истории Первой Песни «Бхагаватам» должны проиллюстрировать то, что Парикшит отрекся от своего царства не от плохой жизни. Мы тоже часто отрекаемся от своего царства, которое мы там сделали, но как правило мы отрекаемся на основании чего? Головная боль. У нас есть наша зона, или регион, или храмы, которые мы построили или еще что-то. Он интересно объясняет, он говорит, что эти истории иллюстрируют также то, что царство Махараджа Парикшита было беспроблемным, что у него не было проблем – ни от своих собственных родственников, ни от каких-то внешних врагов. Проблем от родственников у него не было, потому что родственников уже не было. Логично?

Вопрос: Это намек?

БВГ: Это не намек, это описание, это описание суровой реальности этого мира. Наши родственники – самые основные наши враги. Они все время рядом с нами, они все время так или иначе покушаются на нашу независимость. Он хочет нам объяснить то, что Махараджа Парикшит был полностью абсолютно независимым. Ему никто не мешал – все предки ушли: Бхишмадев ушел, Пандавы ушли, все ушли, Дхритараштра ушел, никого не было, он был полностью … Ашваттхама пообещал, что он не будет никак трогать его, он дал это обещание. У него не было никаких … Шрила Прабхупада тоже об этом говорит, когда говорится, почему он покинул свое царство. Он покинул его не потому, что у него проблемы возникли. Кто-то может сказать: он покинул свое царство из-за проклятия. Правильно? То есть как бы от разочарования: «прокляли меня». Но мы знаем, что Шрила Прабхупада говорит про него? Он мог вполне нейтрализовать это проклятие. У него были все возможности, он воспользовался этим проклятием как поводом, чтобы уйти из своего царства. Он полностью счастливое, процветающее, благополучное, богатое царство оставил для того, чтобы найти Кришну, чтобы слушать «Шримад-Бхагаватам», чтобы уйти в кришнаиты, совершенно верно. Это все так или иначе иллюстрация …

Из зала …

БВГ: Ну да, он был кришнаитом с самого начала, но это его начальный, скажем так, вкус. В сущности, история Парикшита – это наша с вами история. Вернее история, которая должна стать нашей. Если мы посмотрим параллели, это в сущности самый важный урок Первой Песни «Шримад-Бхагаватам»: мы тоже получаем какой-то первый опыт столкновения с Кришной. Кришна, как правило, дает нам первый вкус. Как правило, Он, как в лоне Уттары спас, защитил … У кого-то были аналогичные истории в самом начале сознания Кришны? Но не в утробе, нууу (смех) не обязательно в утробе. Истории, когда мы в первый раз только-что сталкиваемся с Кришной и Кришна проявляет Себя. Милость Кришны приходит совершенно незаслуженная. Но для чего она приходит к нам в самом начале? Для того, чтобы мы начали искать Его, не останавливаясь и для того, чтобы в процессе этих поисков вайрагья, дух отречения, отказа, равнодушия, какой-то отстраненности от этого мира постепенно-постепенно разгорался. В конце концов – и слушайте внимательно – эта Первая Песнь поэтическим образом хочет нас привлечь к личности Махараджи Парикшита, чтобы мы последовали его примеру, чтобы мы в своих поисках Кришны дошли в конце концов до конца и сосредоточили полностью все свое сознание на звуках «Шримад-Бхагаватам». Это основной, главный, существенный урок или смысл Первой Песни «Шримад-Бхагаватам».

В начале «Бхагаватам» прославляют: сначала Сута Госвами, рассказывая, как он услышал его в первый раз, рассказывая вкратце в третьей главе содержание «Шримад-Бхагаватам» и третья глава – это в сущности трейлер «Шримад-Бхагаватам», когда перед фильмом показывают все сцены. Точно также третья глава показывает все основные темы, сюжеты в этой одной главе. Потом нам описывают, что это самое удивительное произведение самого удивительного мудреца и дальше все остальное вертится вокруг личности Махараджа Парикшита, чтобы научить нас слушать «Шримад-Бхагаватам». Все, весь основный смысл всех этих рассказов в этом. Там, естественно, есть много других наставлений, но все сводится или фокусируется на личности Махараджа Парикшита, чтобы мы услышали «Бхагаватам».

То есть это было описание общее структуры Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» и смысла этих историй, которые все время нужно держать в уме и когда мы читаем, нужно над этим думать. Я думаю, что по результатам изучения Первой Песни «Шримад-Бхагаватам» мы по крайней мере, точно сможем сформулировать философию образования, философию обучения, основные положения этого. И даже в сущности на основании этих первых начальных глав можно ее как следует сформулировать будет, что очень важно для нашей с вами жизни.

Сейчас у нас небольшой перерыв до половины второго и потом еще несколько вещей. Наверное, мы все-таки начнем. Там будет небольшая вещь о слушании «Бхагаватам», как нужно слушать его, и потом мы начнем обзор третьей главы «Бхагаватам».

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.