29.11.2019. Пояснения к резолюции GBC о вайшнави дикша-гуру

Аннотация:

Обращение к преданным Чайтанья Чандра Чарана Прабху: чтение документа «Резолюция и пояснения Джи-Би-Си о вайшнави дикша-гуру. Резолюция руководящего совета ИСККОН Джи-би-си по вопросу дикша-гуру 15 октября 2019 года», цитаты Шрилы Прабхупады. Сознание Кришны трансцендентно.


Если женщина может получить дикшу и мантру, значит она может и давать их.
Секрет нашего духовного могущества – насколько мы превзошли телесную концепцию. Опасность в телесных представлениях. Чтобы сделать шаг дальнейшего развития ИСККОН, Движения Прабхупады, нам нужно больше духовных знаний.
Обращение к преданным Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа: факт возникновения противоречий означает примесь материального подхода к решению этого вопроса. Все материальные вопросы всегда имеют две точки зрения. Сознание Кришны всё примиряет. Воля Шрилы Прабхупады. С точки зрения бхакти имеет значение только одно — квалификация, качество, гуру – это духовный принцип, это человек, который находится вне двойственности. Точка зрения бхакти верная, но трудная. Необходимо услышать друг друга и углубить уважение друг к другу. Единственный способ доказать свою любовь к Шриле Прабхупаде – это сотрудничать друг с другом.

ЧЧЧП: Дорогие преданные, здесь мы с Бхакти Вигьяна Госвами Махараджем хотим пояснить и озвучить, познакомить преданных с резолюцией Джи-Би-Си о вайшнави дикша-гуру. Может быть дать какие-то свои пояснения или комментарии, если это необходимо, поскольку начались ожесточённые споры вокруг этой темы. Появляется как бы некая такая даже оппозиция. Многих преданных это застаёт врасплох, они растеряны. Они не слышали об этом процессе, как это происходило, каким образом эта резолюция создавалась, как она вырабатывалась, на каких основаниях. И мы хотим познакомить с этой резолюцией всех преданных, озвучить её и затем дать может быть какие-то пояснения и комментарии. И вот у меня эта резолюция здесь на экране, я её зачитаю.
«Резолюция и пояснения Джи-Би-Си о вайшнави дикша-гуру. Резолюция руководящего совета ИСККОН Джи-би-си по вопросу дикша-гуру 15 октября 2019 года».
Джи-Би-Си постановил следующее:
1) Джи-Би-Си соглашается с философским выводом представленного в докладе Комитета по исследованию шастр озаглавленным «Женщина – дикша-гуру» о том, что зрелая квалифицированная преданная может выступать в роли инициирующего духовного учителя.
2) Совет Джи-Би-Си уполномочивает местные региональные комитеты выдвигать на утверждение в качестве инициирующего гуру любого преданного в своём районе, мужчину или женщину, которые обладают требуемой квалификацией в соответствии с действующим законодательством Джи-Би-Си. Поскольку с тех пор Джи-Би-Си работал над достижением консенсуса в вопросе и саморезолюции её исполнения после основательного изучения, обсуждения и дополнительного исследования этого вопроса, Совет Джи-Би-Си пришёл к следующему выводу.
Решено, что:
1) Вайшнави имеют право давать дикшу в ИСККОН при условии, что они:
а. Отвечают всем требованиям предъявляемым для кандидатов на служение дикша-гуру в ИСККОН.
b. Достигли по меньшей мере 55-летнего возраста, а также находятся в стабильном семейном положении, живут под защитой мужа, старшего сына или зятя, квалифицированной семейной пары либо санги старших вайшнавов или вайшнави;
c. Получили письменное разрешение от соответствующего регионального Совета или его эквивалента, либо национального Совета давать дикшу в конкретном регионе.
2) Через пять лет Джи-би-си пересмотрит эту резолюцию, чтобы определить соответствует ли число вайшнави, инициирующих в каком-либо регионе либо в целом по миру замечанию Шрилы Прабхупады о том, что их не так много.
(Ну, это известное его выражение о том, что когда его спросили могут ли женщины быть гуру, он сказал: «Да, почему нет, но не так много». Вот этот момент тоже надо будет пересмотреть, через пять лет проверить. ЧЧЧМ)
«…и Пояснения по резолюции, позволяющие вайшнави осуществлять служение в качестве дикша-гуру в ИСККОН».
Цитаты Шрилы Прабхупады:
«Просто привяжитесь к лотосным стопам Господа Чайтаньи Махапрабху. Тогда вы станете духовным учителем. Вот и всё. Поэтому я надеюсь, что все вы — мужчины, женщины, юноши, девушки, станете духовными учителями и будете следовать этому принципу. Быть духовным учителем — это когда вы просто искренне следуете принципам и проповедуете широким массам людей. Тогда Кришна сразу же становится вашим любимцем. Нет, не Кришна становится вашим любимцем; вы становитесь любимцем Кришны. <…> Итак, если вы хотите очень быстро заслужить признание Кришны, тогда примите этот процесс становления духовным учителем, представляйте «Бхагавад-гиту» такой, какая она есть и ваша жизнь будет совершенной». (Лекция на Шри Вьясапуджу, Лондон, 22 августа 1973 г.)
Другая цитата: «Если речь идет о сознании Кришны, то духовным учителем может стать каждый, поскольку знание о сознании Кришны находится на уровне духовной души. <…> Слово “гуру” в равной степени относится к вартма-прадаршака-гуру, шикша-гуру и дикша-гуру. Если мы не примем этот принцип, провозглашенный Шри Чайтаньей Махапрабху, наше «Движение сознания Кришны» не сможет распространяться по всему свету». (Ч.-ч., Мадхья, 8.128, комм.)
15 октября 2019 года Руководящий Совет Международного общества сознания Кришны (Джи-би-си) на своем дополнительном общем собрании принял резолюцию, позволяющую зрелым и квалифицированным вайшнави при определенных условиях выполнять служение дикша-гуру в ИСККОН.
Фундаментальными основами для этого решения являются желания и указания на тему квалификации гуру, выраженные основателем-ачарьей ИСККОН, Его Божественной Милостью Шрилой А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой.
Эта Резолюция завершает более чем 15-летний период работы Джи-би-си по тщательному исследованию и всестороннему обсуждению».
Тут есть ещё какие-то дополнения, но, может быть, здесь я пока остановлюсь и передам слово Госвами Махараджу.
БВГМ: (читает молитву) Я присутствовал при этих многочисленных обсуждениях, которые длились действительно в течение многих-многих лет, и каждый раз выдвигались какие-то аргументы «за» и какие-то аргументы «против». И всякий раз, в общем-то, эту резолюцию «клали под сукно», потому что понимали, что она по своей природе может вызвать какие-то споры. При этом я, не участвуя в этих спорах, всегда удивлялся – почему в общем-то очень простые вещи вызывают такие ожесточённые противоречия. На самом деле, сам факт возникновения ожесточённых противоречий означает некую примесь материального подхода к решению этого вопроса, потому что все материальные вопросы всегда имеют две точки зрения. Материальный мир исполнен дуальности и противоречия: всегда есть что-то одно и что-то на противоположном полюсе.
Шрила Прабхупада в знаменитом комментарии к истории Прачетов говорит, что в сознании Кришны не может быть противоречий – сознание Кришны всё примиряет. И сам тот факт, что возникают какие-то очень ожесточённые споры, опять же, означает, что мы примешиваем какой-то материальный менталитет к этому вопросу. Что происходит в данном случае, когда обсуждается этот действительно непростой вопрос? С одной стороны есть люди, которые продвигают идеи, ну скажем так, равенства мужчин и женщин, которые характерны для либерального Запада – так называемые либеральные идеи, и они, соответственно, являются ярыми сторонниками такого шага. С другой стороны есть консерваторы, которые очень сильно противодействуют этому и очень боятся этих современных идей, феминизма и так далее. И тоже совершенно не зря и не спроста. Но, если мы проанализируем как следует эти две точки зрения, мы поймём, что и то и другое, в общем-то, не имеет никакого отношения к сознанию Кришны. Да, понятно, что с точки зрения сознания Кришны может быть традиционная точка зрения, традиционный взгляд на вещи более приемлем.
Но, если мы посмотрим на Шрилу Прабхупаду – он поразительным образом совмещал в себе, с одной стороны, очень большую свободу, либерализм, и он очень даже обижался, в шутку естественно, на заявление Аллена Гинзберга, который говорил, что Вы консерватор. Он говорил: «Какой же я консерватор? Если бы я был консерватором, я не мог бы проповедовать на Западе». А с другой стороны он, в общем-то, с очень большим возмущением встречал критику, которую, наоборот, ярые консерваторы обрушивали на него, индийские консерваторы. И он говорил: «Если вы считаете, что вы знаете истину – пойдите и проповедуйте, достигните того, чего я хочу, того, что я смог сделать». Так вот, бхакти обладает удивительной способностью совмещать противоречия, потому что она находится над материальной двойственностью. Все эти вопросы «консерваторы – либералы», они все имеют смысл только с точки зрения материальной. И там да, действительно есть два этих противоречия.
С точки зрения бхакти есть всего лишь навсего одно лишь мнение. Какое мнение? Квалификация, качество. Материальное обозначение – женщина или мужчина, с точки зрения бхакти не имеет никакого значения. Если женщина считает себя женщиной, она конечно же не может быть гуру. Точно так же как мужчина, если он считает себя мужчиной – не может быть гуру. Но, если человек достиг такого уровня, что он уже не осознаёт себя и не отождествляет себя с материальными противоречиями, то он может быть гуру. Смысл того решения в том, чтобы понять какими качествами должен обладать настоящий гуру и не пытаться запутываться во всех этих материальных противоречиях и очень сложных каких-то лабиринтах мысли, когда феминисты сражаются с консерваторами, а консерваторы пытаются уничтожить феминистов. Ни феминизм, ни консерватизм или скажем так, такой домострой не имеют никакого отношения к сознанию Кришны, хотя периодически мы можем видеть, что и те и другие прикрываются сознанием Кришны. Мне очень не нравятся, резко не нравятся какие-то западные идеи, которые привносятся в сознание Кришны, типа Кришна Вест. Но мне не в меньшей степени не нравятся ведические мужья, так называемые, ведические мужья, которые эксплуатируют своих жён и не заботятся о семье, пытаются под этим соусом ведической культуры, так или иначе, просто доминировать.
То есть, иначе говоря, нет смысла спорить, нужно понять точку зрения бхакти, которая примиряет всё. И точка зрения бхакти, она с одной стороны, самая верная, потому что она говорит о сути, а не о форме, а с другой стороны – она трудная, потому что в этом мире мы привыкли обо всём судить по форме. И здесь мы видим в этом споре столкновение двух людей, которые держутся за две разные формы и они никогда не найдут согласие между собой до тех пор, пока не посмотрят вглубь и не поймут, что в конечном счёте гуру не имеет никакого отношения к материальному обозначению, гуру – это духовный принцип, то есть он – это человек, который находится вне двойственности. И да, естественно мы выполняем определённые социальные роли и в этом смысле мы должны уважать все эти социальные принципы, но саму по себе суть в этих спорах ни в коем случае терять нельзя. Ну, вот это моя точка зрения на эти споры.
И я просто хотел добавить. Я не сильно вмешивался вообще в процесс обсуждения или осмысления этой резолюции, потому что на мой взгляд всё достаточно очевидно. Но я очень сильно доверяю людям, которые изучали этот вопрос подробно и прежде всего мнение самого Шрилы Прабхупады на этот счёт. Особенно когда Шиварама махарадж и Бадри Нараяна махарадж – два человека, которые последовательно вначале выступали против этой резолюции, склонили свои головы перед волей Шрилы Прабхупады и сказали, что да, по сумме всех утверждений, которые делает Шрила Прабхупада, безусловно можно сделать этот вывод, то для меня этого вполне достаточно, чтобы быть уверенным в том, что это всё совершается в строгом соответствии с волей Шрилы Прабхупады. Цитаты, приведённые тут, конечно же, свидетельствуют об этом. Цитата из четвёртой песни «Шримад Бхагаватам» всё-таки сказана по какому-то конкретному поводу. Но ещё раз, мой единственный призыв к преданным не «ломать копья» по поводу каких-то формальных вещей, а попытаться встать на точку зрения бхакти, на точку зрения сознания Кришны, в которой можно найти примирение всем яростным противоречиям, характерным для материального мира. Никакого другого примирения для них найти невозможно.
ЧЧЧМ: Ты также озвучил и мои мысли в принципе. Я может быть со своей стороны что-то добавлю в поддержку , о чём сейчас я просто думаю сижу, не для споров, как-то чтобы позицию какую-то составить, но попытаюсь просто искренне поразмышлять как я понимаю эту тему, как я вижу. Как сказал Киплинг, что Запад – это Запад, Восток – это Восток и никогда они не встретятся. То есть, есть какие-то вещи абсолютно несовместимые в нашей психологии или образе жизни. Это как женщина покрывает голову, допустим, или женщина может быть лидером или женщина имеет только подчинённое положение. На Западе это встречает резкий отпор, там вот целое движение эмансипации, по всему миру это прошло как бы в ответ на эксплуатацию женщин, какие-то дискриминации – законы маятника работают. Ну, так или иначе, ситуация такова, что Запад – это Запад, Восток – это Восток. Но Прабхупада сделал это чудо, он соединил. Каким образом соединил? Он не привнёс же Индию нам или просто ведическую культуру – он принёс сознание Кришны.
Поэтому я думаю сейчас о том, что всё-таки отличается просто ведическая культура или индийская культура, так скажем, от духовной культуры сознания Кришны. Господь Чайтанья говорит, что сознание Кришны трансцендентно. Даже в «Бхагавад-Гите» Кришна подчёркивает, что тот, кто обращается к Нему, к Его имени, а особенно к имени Кришны, будь то вайшьи, шудры или женщины – достигают совершенства. То есть, может. То есть, с трансцендентной точки зрения мужчин и женщин нет. Прабхупада говорит: «Мы – души». Он делал ашрамы вместе параллельно в одном храме и то, что не практиковалось нигде. Даже в Индии критиковали Прабхупаду. Он давал им дикшу, он давал им гаятри-мантру, что тоже не практиковалось никак. И раз женщина может получить дикшу, получить мантру, значит по сути она может и давать, если она это имеет. Так логически если рассуждать. И он часто говорил, что, пожалуйста, если вы считаете себя женщиной, то тогда вы будете страдать. Терпите это, но вы должны понять, что вы не это тело.
Он всегда говорил на эту тему, когда возникали конфликты. Также мы читали дневники учеников Прабхупады. В ситуациях сложных, где Прабхупада принимал участие – он просто разъяснял послание Господа Чайтаньи, что я есть вечный слуга Кришны. Женщины, деньги должны быть заняты в служении Кришне. Вот и всё, по-другому мы сейчас не сможем устроить никакой культуры. Поэтому сейчас мы видим, что эта тема острая отчасти потому, что это вообще ось материального существования – отношения мужчины и женщины. Вот тут и кроется весь наш секрет духовного могущества – насколько мы превзошли телесную концепцию. Как я понимаю.
Может быть я максималист, но я именно философски ясно это понимаю, что я не мужчина, не женщина в вопросах инициации, в вопросах духовного посвящения, в вопросах проповеди сознания Кришны. Мы не должны разделять это по половым признакам или национальным признакам, что индусы такие, американцы такие, русские такие – это всё, опять же, формы невежества, это не вписывается в учение Господа Чайтаньи. Кем бы ты ни был – киба випра, киба нйа̄си, шудра кене найа (Ч.-ч, Мадхья, 8.128). Неважно кто, кто бы ты ни был – знаешь науку о Кришне – ты гуру. Итак, Прабхупада сделал нам доступной эту науку сознания Кришны для мужчин и женщин всего мира.
И в этом могущество, в этом привлекательность Движения лично для меня, что Прабхупада превзошёл все эти условности – кастовые, культурные, национальные, националистические, коммунистические, капиталистические и шовинистические. Он над этим дал такую платформу, что примиряет всех, а мы вот сейчас видите, конфликтуем. Это всё ещё телесная платформа, потому что дело касается телесной концепции мужчины и женщины. Это вот моё видение, это то, чем я хотел поделиться своим пониманием. Возможно это не очень своевременное решение, я не знаю, но 15 лет работы Джи-би-си… Я недавно в Джи-би-си. Возможно я могу с чем-то согласиться, с какими-то беспокойствами, но в целом, конечно же, я пытаюсь мыслить на духовном уровне в таких вопросах серьёзных. Если, на самом деле, женщина имеет квалификацию духовную, я не вижу аргументов против. Ни одного аргумента не могу найти против. И если Прабхупада сказал: «Да, может» – почему мы говорим: «Нет». Он сказал: «Может, но не так много». Ну как, например, аналогия: можно сказать, что женщина может быть воином, а кто-то скажет– ну да, может, но не так много обычно, но это не в их природе может быть женской, но может. Какие-то женщины могут быть. Кто это была? Каушалья Дашаратхи, которая была женщиной-воином, она спасла его на поле битвы.
БВГМ: Кайкейи.
ЧЧЧП: Кайкейи, простите – Кайкейи, да, она была женщиной-воином. Рукмини, когда Кришна крал её, она правила колесницей, она тоже могла. Женщины также обладали квалификацией, различной квалификацией.
БВГМ: Субхадра правила колесницей.
ЧЧЧП: Субхадра правила колесницей, когда Арджуна крал её. Ну вот видите, ещё и Субхадра тут есть. Меня беспокоит что? Да, это возможно какой-то эксперимент, попытка пятилетняя увидеть что из этого получится. Но меня беспокоит другая вещь – что может быть нам нужно быть осторожней в вопросах оценки женских способностей, может быть мы должны научиться избегать некой неприязни к женщинам или не смотреть на них как на неполноценное существо. Вот такая тоже опасность есть в телесных представлениях. Поэтому, если женщин защищать, если это наше предназначение – культуры, организации, духовной организации защищать женщин, то также нужно защищать их также и духовную сторону, не только материальную сторону, домашнюю, но и духовные стремления, духовную квалификацию уважать. Ну вот так я понимаю. Может добавишь что-нибудь (обращается к БВГМ)?
БВГМ: Я думаю, что всё самое важное уже сказано. Может быть ещё один вопрос, касающийся собственно того, почему человек выбирает какого-то гуру. Одна женщина-проповедник рассказывала мне о том как какая-то другая женщина прониклась очень большим доверием именно к ней и хотела получить посвящение только у неё. Она заболела смертельной болезнью и ей стали говорить: «Получай посвящение у кого угодно». А она сказала: «Нет, я не могу получать посвящение у кого угодно, моя вера, доверие тут». И, в конечном счёте, люди либо доверяют, либо не доверяют, либо у них возникает вера, либо не возникает вера и тут нужно быть очень осторожными. Отложив в сторону все эти… безусловно у этого вопроса есть много других вещей. Самое главное – мы должны понять, что сам факт этих ожесточённых и непримиримых споров, которые возникают – это проявление материального сознания. Духовное сознание ищет примирения, ищет понимания, ищет чего-то общего – материальное сознание всегда сражается и никогда не находит никакого примирения. И поэтому очень печально видеть, что наше общество раздирается этими какими-то спорами и противоречиями вместо того, чтобы мы попытались найти действительно какую-то общую платформу, на которой мы могли бы услышать друг друга и углубить уважение друг к другу.
ЧЧЧП: Ну вот, как бы такой духовный призыв. Я поддерживаю, что нужно сохранять целостность движения, даже если у нас есть разные мнения по этому вопросу или по другим вопросам, нужно избегать Кали-юги, борьбы ожесточённой или лицемерия. Ну, то есть, я надеюсь, что каждый сохранит какую-то честную позицию духовную и также надо принимать авторитеты, которые есть у нас в ИСККОН: Джи-би-си, духовных учителей. Есть разные учителя, у них тоже могут быть разные мнения на этот счёт, разные представления, но, в целом, все поддерживают, что мы должны предотвратить телесную концепцию постараться, чтобы сделать шаг дальнейшего развития ИСККОН, Движения Прабхупады. Нужно нам больше духовных знаний.
БВГМ: И нужно сотрудничать друг с другом, как говорил Шрила Прабхупада, потому что это единственный способ доказать свою любовь к нему. Не спорить до хрипоты, а стараться находить точки соприкосновения и сотрудничать друг с другом. Харе Кришна!
ЧЧЧП: Харе Кришна!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.