Лекция перед инициацией, Майяпур, 05.03.2014 г.

Аннотация: Самбандха, абхидея и прайоджана, отношения, деятельность и обязанности  и цель, я  – слуга, Дхама – проявление высшего сознания Бога. Обеты.

 

***

Мы собрались здесь, в этом доме Бхактивинода Тхакура  для того, чтобы закрепить свои  отношения, которые, в конечном  счете, должны связать нас с Кришной. Ведическая цивилизация очень большое внимание уделяет отношениям, обязанностям, которые люди должны исполнять в своих отношениях, потому что, в конечном счете, без отношений, без самбандхи  невозможно достичь прайоджаны. Цель к которой мы стремимся – это результат определенных отношений и обязанностей, которые мы выполняем в этих отношениях.

Сначала идет самбандха-гьяна  знание отношений, понимание того, какие отношения нас связывают. Потом идет абхидхея – обязанности, что мы должны делать исходя из того, что эти отношения связывают нас. В результате этого наступает прйоджана и человек достигает цели, которой он хочет.

На самом деле, прайоджана стоит в самом начале нашей логики. В начале человек видит какую-то цель, которую он хочет достичь, а из этой цели вытекает все остальное. Если он разумен, он понимает, что цель подразумевает определенные отношения и определенную деятельность в рамках этих отношений.

И Шри Чайтанья Махапрабху объясняет, что все ведические писания только об этом, только три этих темы рассматриваются везде и всюду. Если мы хотим понять ведические писания, мы должны помнить это. Самбандха, абхидея и прайоджана, отношения, деятельность и обязанности  и, в конечном счете, цель.

И мы находимся здесь, в доме Бхактивинода Тхакура для того, чтобы отношения закрепить, дать какие-то обязательства, т.е. пообещать что мы будем делать в этих отношениях для того, чтобы они углублялись. В конце концов, для того, чтобы человек мог обрести цель.

Бхактивинод Тхакур, объясняя путь преданного служения, говорит, что за несколько дней можно пройти все предварительные стадии и достичь любви к Богу. Он не уточняет, это дни Брахмы или полубогов, но, в конечном счете, это так. Если человек очень ясно понимает эти три вещи, самбандха – кто я такой. Если человек очень ясно и отчетливо понимает, что он – душа, что он связан с Богом. Мы делали это здесь. Здесь, по этой веранде, он ходил взад вперед, иногда сочинял свои песни или стихи. Иногда думал, медитировал про особое место. Здесь, в этом месте Шрила Бхактивинод Тхакур начал главное дело своей жизни, массовую проповедь Движения сознания Кришны.

Недавно обнаружили письмо Нароттама дас Тхакура или Шьямананда прабху, где он,

 я не помню точно кого, где он отчитывается сколько книг было распространено в Бенгалии. И он пишет: « Чайтанья-чаритамрита» – 7 штук, « Говинда-лиламрита» – 2 штуки. И он пишет там: «Таким образом, Движение сознания Кришны, не распространить в массах. Не дело переписывать книги от руки. Должен найтись способ, когда можно будет распространять эти книги в сотнях тысяч». И там же, в этом письме, он пишет: «Придет когда-то человек, который это сделает и который будет распространять эти книги сотнями тысяч».

Придя сюда, в Бенгалию, Нароттам дас Тхакур, он написал это письмо, которое является предсказанием прихода Шрилы Прабхупады и Движения сознания Кришны. Мы, как люди современной цивилизации, думаем, что все происходит случайно и что мы с вами здесь случайно оказались, но ничего случайного не бывает.

Шрила Бхактивинод Ткакур ходил по этой веранде и видел это. Он предчувствовал, что что-то подобное будет происходить. Гауранга Махапрабху пришел не для людей Бенгалии, Гауранга Махапрабху пришел для людей всего мира.

Есть замечательное высказывание, Виктора Гюго, по-моему, которое говорит, что нет ничего могущественней идеи, время которой, пришло. Нет ничего более сильного или могущественного, чем идея, которая созрела.

И сознание Кришны – это безусловно идея, время которой пришло. И мы все с вами являемся инструментами в руках этой идеи. Наша цель, о которой я говорил внизу, прайоджана, в том, чтобы осознать себя слугой, до конца осознать себя слугой.

Я недавно готовил семинар для лидерской санги, которая была здесь, в Маяпуре. Я искал какие-то книги по менеджменту. Есть одна из самых модных современных концепций менеджмента, которая называется « Лидер – слуга». Вы наверняка слышали,  Бхакти- врикши взяли это из самых модных концепций менеджмента сервинг лидер (serving leader). Но я, к своему удивлению, обнаружил, что когда переводчики пытаются переводить эту фразу, или это выражение на русский язык, они сталкиваются, спотыкаются о слово « слуга».

И они никак не могут перевести, и у них не поворачивается рука, чтобы перевести слово « слуга» как слуга. Они пытаются перевести, как служитель, лидер-служитель, хотя сервинг – значит слуга.

Иначе говоря, это понимание слуги, оно утратило на какое-то время, свою привлекательность для людей современной цивилизации, но Чайтанья Махапрабху говорит: « Мы – слуга, более того, мы не просто слуга, мы – слуга слуги слуги слуги слуги».

И это наша цель, цель в том, чтобы осознать себя слугой. И мы понимаем, что это единственный способ стать счастливым в этом мире. Это единственный способ обрести себя по-настоящему. Это единственный способ сложить свое разодранное эго воедино и понять каким образом выполнять многочисленные роли, которые требует от нас этот мир..

Это единственный способ правильно жить в этом мире. Понять, что я – слуга. И это наша цель.

Это прайоджана всех наших усилий. всякий раз, когда я забываю об этом, я попадаю в просак. Кто-то может подтвердить это на своем опыте? как только мы возомним себя наслаждающимися здесь, контролирующими в этом мире, значит, что мы готовим какие-то очень большие неприятности для себя. и мы повторяем святое имя в настроении слуги, для того, чтобы осознать себя слугой. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама  Рама, Харе Харе.

И это очень могущественная идея. Шрила Прабхупада был очень смел. Иногда мы тоже стесняемся, вслед за этими переводчиками, сиесняемя сказать во всеуслышание какие-то истины духовной философии. Но на самом деле духовная философия – это очень могущественная идея. И Шрила Прабхупада очень громко говорил об этом. Мы – слуги, мы не наслаждающиеся и вся наша проблема в том, что мы забыли о том, что мы – слуги.

И единственный способ решить все наши проблемы, это вспомнить, что я слуга, и жить соответствующим образом каждое мгновение своей жизни.

И здесь, в дхаме, мы находимся для того, чтобы вспомнить лучше. Когда мы находимся на Западе,  в наших в привычных местах, там естественным образом  всё окружение, вся среда, все общество, как бы кричит: « Ты – господин, ты – господин, ты – господин». Но в дхаме мы находимся для того, чтобы вспомнить, что я – слуга.

Поэтому с самого начала у вас сегодня началась парикрама, и с самого начала парикрамы, когда нас настраивают на парикраму, нам объясняют, что дхама живая, дхама – это не просто земля, по которой мы ходим, не просто деревья, которые стоят тут для того, чтобы давать нам тень, не просто река, в которой нужно плескаться и наслаждаться таким образом, не просто кокосовые орехи, которые нужно пить через соломинку. Нет, дхама живая, дхама – это проявление высшего сознания Бога. Ганга – живая, Ганга – это проявление духа. Деревья, которые находятся здесь – живые, они исполняют наши желания, особенно, если это духовные желания.

И мы приходим сюда, как паломники, паломник по определению значит слуга. Мы оставляем за спиной какие-то свои ярлыки, которыми мы гордимся: я – то, я – сё, я – пятое, я – десятое, у меня такие достижения. Мы приходим сюда, как слуги и стараемся служить здесь, чтобы вспомнить это. И мы повторяем святое имя в том же самом настроении:  Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама  Рама, Харе Харе.

Мы не повторяем святое имя с ожиданием: того  « Когда же, когда же…» Как Шрила Прабхупада сказал: « Повторяйте и будьте счастливы». Мы думаем: « Когда же счастье придет?» Если мы будем повторять святое имя в таком настроении, это будет мука от начала и до конца. «Харе Кришна – когда, Харе Кришна, Харе Харе, Харе Рама».

Но стоит начать повторять святое имя в этом настроении слуги  – тринад апи суничена тарор апи сахишнуна, аманина манадена киртанья сада харих, отбросив этот дух наслаждения и дух высокомерия, дух пренебрежения всеми остальными и мы можем почувствовать как эта милость святого имени приходит к нам.

Сегодня преданные будут давать обеты и прежде всего, главный обет, который они дадут сегодня ,это повторять 16 кругов, как минимум, каждый день, избегая оскорблений. Это очень важно, потому, что сама эта церемония получения чистого святого имени, т.е.святого имени к которому мы обращаемся не для того, чтобы получить чего-то для себя.

Чистое святое имя, значит святое имя, которому мы хотим служить. И обет, который мы даем сегодня, это обет повторения 16 кругов шуганам. если мы почувствовали, что мы не повторили 16 кругов шуганам, то надо повторять до тех пор пока мы не повторим, как минимум, 16 кругов шуганам.

Пока еще никто не принял этот обет, не поздно передумать. Но это факт. Нама апарадху можно и так повторять, для этого не надо получать посвящение. Как минимум, Бхакти винод Тхакур объясняет, получив посвящение, мы должны стараться повторять святое имя на уровне, который будет очищать нас. Если еше мы не можем повторять чистое святое имя, то, как минимум, мы должны стараться повторять 16 кругов очищающего святого имени. Если это 16 кругов апарадхи, то они только загрязняют нас.

Нама-апарадха – это опасная вещь. Если человек находится в оскорбительном состоянии сознания и при этом повторяет святое имя, то не факт, что святое имя будет очищать нас. Поэтому, как минимум, человек должен себя настраивать на то, чтобы повторять святое имя так, чтобы оно очищало. И для этого прежде всего нужно вспомнить о том, что я – слуга. Слуга духовных учителей, принесших сюда, в этот мир, святое имя.

Я выполняю свои обязанности здесь и во что бы это ни стало, я должен стараться повторить 16 кругов, тот обет, который я дал. Когда Шрила Харидас Тхакур, за несколько дней до своего ухода, тяжело заболел, Чайтанья Махапрабху пришел к нему, увидел, что он лежит, не в силах подняться, он спросил: « Как ты себя чувствуешь, что с тобой?»

Он сказал: « Я болен, и моя болезнь в том, что я не могу повторить обещанное количество кругов».

И Шрила Прабхупада объясняет нам в комментарии, что это главный признак или главный симптом духовной болезни. Если человек не может повторить то количество кругов, которое он дал в отношениях, в которые он вступил. Если человек не может выполнить свои обязательства в этих отношениях, поэтому это самое главное обещание, которое мы даем, повторять 16 кругов с верой. С верой в то, что святое имя Кришны и Сам Кришна, не отличны  друг от друга. Что святое имя может дать нам  все, избавить от всех страданий,  принести нам счастье, и в конце концов, явить самого Кришну перед нами.

Я должен очень строго, неукоснительно соблюдать этот обет, который я даю, во что бы это ни стало. Самое лучшее, если мы начнем повторять 16 кругов с утра, не начав делать  никакие другие дела. Потом, в течении дня можно повторять еще 64 круга, не проблема. Но, как минимум, 16 кругов рано утром, повторить надо и это совсем не сложно.

Шрила Бхактивинод Тхакур учит нас здесь, своим примером как относиться трепетно к каждому мгновению своей жизни. У него не было ни одного мгновения жизни, которое он бы потратил зря. Не было ни одной щелочки, в которую майя могла бы проникнуть.

Как только мы остаемся праздными, сразу же, в нашу жизнь проникает майя. Заметили, да? И естественно, это искусство научиться делать это и быть счастливым при этом. На самом деле Бхактивинод Тхакур показывает нам как нужно жить, как нужно организовывать свою жизнь.

То, что он дела, он делал легко и естественно без особого напряга. И дисциплина, которую он сам на себя наложил сванияма, правила, которые он принял, обеты, которые он дал, он исполнял с очень большой радостью. И, в сущности, обеты, которые мы принимаем, это то, что мы принимаем для того, чтобы почувствовать радость и счастье.

Когда у человека нет никаких обетов, он не может быть по-настоящему счастливым. Когда он просто жертва своего неорганизованного ума, такой человек очень несчастный. а если я чувствую, что моя жизнь находится в корсете обетов, моя жизнь находится в рамках обетов, мне нужно прилагать определенные усилия, чтобы исполнять эти обеты, то каждый день у меня есть какой-то здоровый вызов, который приносит мне радость.

Особое счастье или особое искусство, научиться радоваться обетам, которые мы выполняем. Современные люди забыли об этом искусстве. В сущности, это очень важное искусство, радоваться обетам, давать обеты и радоваться им. Человек, который делает это, у него внутри живет постоянно очень тихое и глубокое счастье: « Я живу правильно, я исполняю обеты, я исполняю свой долг».

И поэтому мы даем другие обеты, и эти другие обеты, так же, как обет чистого святого имени, они, в конечном счете, все, предназначены для того, чтобы научить нас или помочь нам, осознать себя слугой. Употребление мясной пищи, употребление одурманивающих веществ, наркотиков, алкоголя, незаконные половые отношения, азартные игры – все это разжигает в человеке гордыню,

Недаром вино на санскрите называется мада.  Мада – значит гордыня, мада – значит опьянение. Человек опьяняется всем этим. Все эти вещи: мясо, незаконный секс, наркотики, азартные игры – они все укрепляют наше ложное эго, ложное я.

Эго наслаждающегося и властителя здесь, в этом мире.

И пока человек нарушает эти принципы, он никогда не сможет повторять святое имя правильно. С одной стороны, мы пытаемся развивать в себе настроение повторения святого имени, с другой стороны, мы принимаем образ жизни, который помогает нам утвердиться в этом. И эти вещи неразрывно связаны друг с другом, невозможно оторвать одно от другого.

Невозможно нарушать эти обеты сознательно и бесцеремонно и одновременно с этим пребывать в иллюзии от того, что я когда-нибудь  смогу повторять чистое святое имя. Все это очень тесно связано друг с другом и Шрила Прабхупада взял это, как одно единое целое для того, чтобы помочь людям века кали, западным людям, в конце концов стать вайшнавами, До Шрилы Прабхупады не было нама-дикши. Харинама-дикшу, по сути дела, ввел Шрила Прабхупада в нашу практику. И он придал ей очень большое значение, очень большой вес, даже большее значение, чем второму посвящению. Именно в момент харинама-дикши, человек дает обеты, человек связывает себя с гуру, человек получает святое имя, человек в сущности получает все, кроме малости, мантры, что, в конце концов, не так важно. Все, что нужно, человек получает во время первого посвящения. И, в сущности, нужно понимать, что это чистое святое имя мы получаем от Шрилы Прабхупады. Прощу не путать мое утверждение с философией ритвиков, но по сути дела,

Шрила Прабхупада является нашим нама-гуру. От него мы получили святое имя. Мы услышали святое имя из его книг, через его последователей, через его движение. Он принес в западный мир святое имя и очень важно так же понять момент получения первого  посвящения, что одновременно с духовным учителем, мы получаем связь со Шрилой Прабхупадой в этот момент.

Мы получаем связь через его последователей, через преданность обществу, которое он основал, и мы не сможем никогда повторять святое имя, если мы не поймём этих истин. Чистое святое имя придет, когда человек повторят святое имя в обществе преданных и служит миссии Шрилы Прабхупады, сознает себя слугой этой миссии и служит всем тем, кто служит этой миссии. Все это, в конце концов, поможет нам повторять чистое святое имя.

Иногда люди не понимают этого фундаментального положения, они говорят: « Зачем мне рекомендация? У меня есть гуру, гуру должен мне дать все». В момент первого посвящения мы получаем не гуру, мы получаем гуру со всем его наследством, с огромным обществом преданных, со Шрилой Прабхупадой, с миссией, со служением и с большой головной болью.

Это очень хорошо надо понимать, когда мы получаем первое посвящение. Где-нибудь, в каких-нибудь матхах, человек принимает гуру, и да, ему больше никто не нужен, ему этого достаточно. И может быть, не нам судить, мы не судьи, мы – слуги. Вполне возможно, что этого достаточно кому-то, но нам чтобы мы смогли осознать свою истинную природу, этого мало. Нам нужна вся эта головная боль, чтобы мы поняли, что я – слуга и никакого выхода больше нет, я всегда им останусь.

И чем скорее я это пойму, чем скорее моя бунтарская природа уйдет, тем лучше будет для всех, и прежде всего для меня. Вот, в общем, в двух словах, что значит повторять чистое святое имя. Обычно, перед первым посвящением, говорят о десяти оскорблениях но все эти десять оскорблений, человек автоматически перестанет совершать, если он ощущает себя слугой, если он находится в этом обществе преданных, если он уважает преданных, и ценит это общества, дорожит этим обществом и понимает, что без этого общества, сам по себе, я буду только глупостями заниматься.

У кого-то есть этот опыт, глупостей в этом мире? И здесь мы можем научиться этому, в конце концов со временем.

Спасибо большое.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы