Джанмаштами, Москва, 03.09.2015 г.

Аннотация:

Уникальность и полнота личности Кришны, чему Он нас учит. Его главная цель – научить нас любви. Кришна – источник всех сил притяжения в этом мире. Энергия милости Кришны – самая главная. Бесконечные противоречивость и полнота Кришны.

Истории о Кришне:

1. Мама Яшода пытается привязать маленького Кришну веревками к ступе.

2. Голос с Неба, поведавший Камсе о причине Его смерти. Страх смерти – причина как демонической природы человека, так и его побуждения заниматься духовной практикой. Шесть убитых до Кришны детей Яшоды – аллегория шести пороков, от которых необходимо освободиться человеку на своем духовном пути. Страх смерти призван человеку помочь преуспеть и справиться с этой задачей. Время суток явления на свет Рамы – полдень. Время суток явления на свет Кришны – полночь. Причины этого. Привязанность наших чувств днем, и их относительное бездействие и погруженность внутрь ночью. Темница, в которой явился Кришна на свет, – аллегория жестких рамок дисциплины, которыми нам необходимо ограничить свои чувства, для достижения успеха в нашей духовной практике.

3. История переноса Васедовой маленького Кришны в корзине на своей голове из тюрьмы Матхуры в дом матушки Яшоды во Вриндаване. Первая лила Кришны – Его явление в четырехрукой форме своим родителям в темнице. Вторая лила Кришны – то, когда Он помочился на голову Васудевы во время Его перемещения из темницы в дом Яшоды. Существование камня-свидетеля второй лилы Кришны. Кришна хочет любви – причина Его прихода на землю в образе младенца и Его лил. Матхура спала, погруженная в Его энергию маха-майи, Вриндаван – в Его энергию йога-майи. Авторитетный способ празднования Дня Явления Кришны – бросаться друг в друга йогуртом, смешанным с куркумой. Разгадка явления Кришны.

***

Я говорил в небольшом вступительном слове, что личность Кришны уникальна во многих и многих отношениях. Кришна настолько разнообразен и настолько противоречив, настолько полон, что Он не умещается в частичных, куцых умах обычных людей. Даже люди, которые поклоняются Кришне, как правило, берут какую-то часть Кришны. И мне хотелось, чтобы мы сегодня с вами подумали, Кто же Такой Кришна?

Я уже сказал, что в три тысячи двести двадцать восьмом (3228) году восемнадцатого  июля в восьмой день месяца Шравана под накшатрой Рохини Кришна появился в этом мире. И Кришна прожил сто двадцать пять лет. Сто двадцать пять  лет Он был на Земле, но эти сто двадцать пять лет оставили такой глубокий и неизгладимый след, что до сих пор пять тысяч двести сорок три (5243) года спустя люди помнят о Нем, люди думают о Нем, люди возвращаются к Его словам, записанным в «Бхагавад-гите», люди размышляют над событиями Его жизни и извлекают все новые и новые уроки. Так Кто же Такой Кришна, и чему Он хотел нас научить?

В спектакле, который вы видели, говорилось, что Бог периодически с большими интервалами, но приходит сюда на Землю. И каждый раз Он учит одному – Он учит добру, Он учит любви, Он учит справедливости. Иногда Он восстанавливает знания, иногда Он уничтожает демонов, которые разрушают этот мир.

Но Кришна отличается от всех них. Кришна даже в этом ряду удивительных героев, воплощений, аватар, фигур, которые описаны в древних ведических писаниях, в Пуранах, в исторических хрониках, Кришна стоит особняком. И именно об этом мне хотелось поговорить с вами – чему учит Кришна.

Да, Кришна, безусловно, учит нас добру, Кришна, безусловно, сражается со злом. Сегодня с этой сцены мы слышали об этом – о том, что Кришна приходит для того, чтобы победить зло. Это так. Но это не все, что можно сказать о Кришне.

На самом деле, если мы говорим какую-то одну эту вещь о Кришне, мы принижаем Его. Потому что послание Кришны гораздо более глубокое. И в конечном счете, если мы хотим найти какое-то слово для того, чтобы объяснить, что хочет нам дать Кришна, для чего Он приходит на Землю один раз в день Брахмы, почему это явление оставляет такой глубокий след в сердцах людей так, что люди спустя тысячи, и тысячи, и тысячи лет вспоминают и с любовью перебирают каждые мельчайшие детали этого события, почему это все имеет такое значение для нас с вами.

И, если говорить одним словом, если подбирать важные слова, то Кришна приходит для того, чтобы научить любви.

Он учит мудрости, когда рассказывает «Бхагавад-гиту», Он учит героизму, когда сражается. В течение сорока четырех лет Своей жизни полностью, без перерыва Кришна сражался. Он учит нас справедливости, Он учит нас веселью, но, в конце концов, если мы посмотрим целиком на Эту поразительную фигуру, мы поймем, что все это вместе взятое – различные аспекты любви.

И люди не могут понять, что такое любовь, и не мудрено, потому что это самая сложная вещь.

Кришна – это самое полное воплощение, которое когда-либо знала Земля. Потому что, какую бы сферу жизни мы не взяли, Кришна достигал совершенства в этом. Кришна самый лучший музыкант. Сейчас вы слышали выступление музыкантов. Лучшего музыканта, чем Кришна, нет, потому что, когда Кришна играл на флейте, камни плавились. И до сих пор есть камни, которые расплавились от игры Кришны, с отпечатками Его стоп. На эти камни можно посмотреть, до них можно дотронуться. Есть исторические свидетельства, которые доказывают, что не было и никогда не будет лучшего музыканта, чем Он.

Когда Кришна начинал танцевать, то никакому балетному танцору не снилось то, что Он делал. Живые существа останавливались и застывали – даже живые существа с не очень развитым эстетическим вкусом. Даже они поражались, что делает Кришна, когда Он танцует. И при этом Кришна был самым великим воином.

Обычно, когда человек танцует, трудно ожидать, что он будет великим воином. Когда человек играет на флейте, трудно ожидать, что он будет большим философом. Он либо музыкант, либо философ, либо воин – в лучшем случае. Но Кришна был философом, музыкантом, танцором, великим героем, великим политическим деятелем, очень хитрым политиком. Он давал удивительную защиту огромному множеству людей. Он был самым отреченным человеком. Когда Ему нужно было оставить тех, кто любил Его больше своей жизни, Он, не задумываясь, оставил их для того, чтобы потом вернуться. Но при этом Он жил дома, со Своей семьей, и семья эта насчитывала много миллионов человек. Не было, пожалуй, ни одного другого семейного человека, у которого было шестнадцать тысяч сто восемь жен.

Кришна, иначе говоря, преуспел во всем. И эта полнота Кришны означает также полноту Его послания. Любовь – самое полное чувство. Когда человека по-настоящему переполняет любовь, сердце его становится полным, ему хочется отдавать, ему хочется дарить, он забывает о самом себе. И Кришна пришел, чтобы научить нас этому.

На самом деле никто не может понять, что такое любовь, какова природа любви. И, если бы нам не показали, что такое любовь во всей ее полноте, во всей ее невероятной полноте, мы бы никогда не поняли, что значит любовь.

Часто у нас есть представление о любви как о самопожертвовании, о любви как о служении. Все это любовь. Но любовь больше, чем это. И с этой необычайной полнотой Кришна пришел, чтобы поделиться с нами, и чтобы мы могли, думая о Нем, также восполнить некую неполноценность, которая живет в сердце каждого.

Мы все чувствуем, что нам чего-то не хватает. И мы можем восстановить эту полноту, к которой мы стремимся, только тогда, когда будем думать о Кришне.

И я уже говорил, что никто не понимает, в сущности, какова природа любви. Ученые гадают, ломают голову над тем, какова природа гравитационной силы. Если мы посмотрим на этот мир и на эту Вселенную, мы увидим, что все вещи тут притягиваются друг к другу. Это существует в макромасштабах: планеты притягиваются друг к другу, любая масса обладает гравитационной силой. На микроуровне существуют слабые силы, которые также притягивают друг к другу маленькие атомы. И что это за притягивающая сила?

И, если мы перейдем к человеческому обществу и к людям, мы увидим, что людей тоже тянет друг к другу, что есть некая сила – неотвратимая, страшная сила, – которая заставляет людей сходиться вместе, которая буквально толкает их в объятия друг другу.

Все это на вселенском уровне – как гравитационная сила, на микроуровне – как слабое взаимодействие между различными частями атомов, которые возникают только на очень коротких дистанциях, или любовь в человеческом обществе – все это проявление одной и той же силы – силы притяжения.

И поэтому Кришну называют Кришной. Он источник этой силы. Он изначальный источник этой силы притяжения, которая имеет загадочную природу. И никогда люди не разгадают ее. Ее нужно просто принять в свое сердце.

Эта сила называется Кришна. И само слово «Кришна» значит всепривлекательный, всепритягающий, Тот, Кто тянет к Себе все.

И в сущности, как я уже говорил сегодня при открытии, смысл этого праздника в том, чтобы почувствовать притягательность Кришны. Изначально эта притягательная сила находится в Нем. Но, к сожалению, в силу наших недостатков или нашего обусловленного сознания мы так или иначе пытаемся реализовать силу притяжения, которая есть в нашем сердце, по отношению к материальным предметам. Нас тоже тянет, мы тоже любим, у нас возникают привязанности все время.

Беда заключается в том, что, когда объектом этих привязанностей является что бы то ни было помимо Изначального Источника силы притяжения – Кришны, – все это приводит к горю и к страданиям.

Людей сводит эта сила, которая называется любовью, но очень быстро люди разочаровываются друг в друге почему-то, по непонятной причине. Люди стремятся обрести что-то. Их тянет к каким-то вещам этого мира, но всякий раз, когда они вступают во владение этими вещами, они чувствуют – опять не то, опять обман.

На самом деле мы все ищем Кришну. Нас всех тянет туда, к этому Изначальному Источнику силы притяжения, притягательной силы. Но человеку приходится пройти долгий и долгий путь, пока он поймет, каков же источник этой силы притяжения, кто является настоящим объектом нашей любви – любви, которая никогда не обманет и никогда не предаст, любви, которая будет делать наше сердце все более и более полным.

Я хотел рассказать истории, связанные с Кришной, чтобы мы яснее поняли, к чему нам нужно притягиваться. Мы должны через слушание почувствовать эту притягательную силу, силу очарования.

Люди, которым повезло видеть Кришну, они влюблялись в Него иногда с первого взгляда. Люди, чье сердце чистое, даже сейчас, слыша слова Кришны в Б.-Г., чувствуют необычайное притяжение. Они думают: «Я знаю все это». Их начинает тянуть туда, куда зовет нас Кришна.

Но на самом деле, по-настоящему, чтобы почувствовать эту притягательную силу Бога, человек должен слушать о Нем, о Его качествах. Именно Его качества и есть тот самый магнит, который тянет нас к себе, и эти качества мы ищем в других людях. Когда мы влюбляемся в кого-то, мы ищем Кришну. На самом деле все ищут Кришну, знают они об этом или нет. И в этом основной урок Кришны – Он пришел, чтобы объяснить нам, что такое любовь, и кого нужно любить.

Я расскажу истории, связанные с Кришной, сейчас. Но, прежде, чем я буду говорить, я скажу еще одну вещь, которую нужно очень хорошо понимать. Кришна, я уже сказал, безмерно многообразен, Он совмещает на первый взгляд абсолютно несовместимые и противоречивые вещи: бесконечную доброту, милосердие и, на первый взгляд, жестокость, потому что Кришна убивает огромное количество людей. Он совмещает полную отрешенность от мира и полную привязанность, живя семейной жизнью. Он поднимается над тем и другим, над этими двойственностями, которые царят в этом мире.

Кришна может быть очень простым. Как пастух, Он даже не знает алфавита. И тот же самый простой пастух, который не может написать обычного элементарного слова на санскрите, произносит философию или произносит Книгу, которой до сих пор поклоняются величайшие философы и пишут объяснения этой Книге.

Кришна бесконечно противоречив и бесконечно полон. Но из всех качеств Кришны, из всего многообразия этих бесконечных качеств есть одно самое главное – это качество, которое и должно нас…которое, в конце концов, влечет нас, которое есть та самая сила, которая привлекает нас друг в друге и, в конце концов, в Кришне.

Говорится, что из всех энергий Бога, из всех энергий Кришны самая главная энергия – это энергия милости, энергия доброты. Доброта, красота и любовь – это, по сути дела, синонимы. И очень важно понимать, когда мы слушаем об играх Кришны, о том, что случалось с Кришной, что делал Кришна, понимать, каким образом на фоне всего этого действует энергия милости, доброты и любви. Именно это является скрытой пружиной всех историй. Если мы поймет это, мы поймем все; если не поймем этого – мы не поймем ничего.

Когда Кришна сражается и убивает людей – а во время битвы на Курукшетре было убито огромное множество людей, – Им движет доброта, милость, сострадание и любовь.

Когда Кришна танцует со Своими подругами темной ночью во Вриндаване, Им движет та же самая сила.

Когда Кришна призывает Арджуну сражаться и призывает нас вслед за Ним сражаться убивать, памятуя о Нем, Им тоже движет любовь. И, если мы не поймем этого, мы не поймем ничего. Если мы поймем это – мы поймем все.

И есть знаменитая лила, которую сегодня уже несколько раз рассказывали здесь не на этой сцене, а в других местах в этом замечательном зале. Это лила, когда мама Кришны попыталась привязать Его к ступе, когда она решила наказать Его. И, наверняка, все те из вас, кто знакомы с историями о жизни Кришны, знают всю эту историю во всех ее деталях. Но мне хотелось рассказать всего лишь на всего маленький эпизод, маленький кусочек этой истории. Мы все знаем, что когда мама решила наказать маленького напроказившего Кришну, Кришну, Чей рот был измазан маслом, и Который упорно отказывался признавать, что Он ел масло. Который ни в какую не хотел признавать и с помощью всяких предлогов пытался объяснить, что Он тут ни при чем. Когда она попыталась Его связать, то мы знаем, что веревки не хватило ровно на два пальца. Она привязала новую веревку – опять повторилось то же самое. Несмотря на то, что веревка стала длиннее, веревки опять не хватило, длины веревки не хватило. Она связывала одну веревку за другой, и, в сущности, она уже привыкла к тому, что Кришна проявляет разные чудеса.

Учителя нашей школы, философской школы, объясняют, что происходило за кулисами этой сцены. Они говорят, что в этот момент на одной стороне собрались все остальные энергии Кришны. И одна за другой энергии Кришны, такие, как энергия Его воли – ичха-шакти, энергия Его силы – пушти-шакти, энергия Его удовлетворения или беспристрастности – тушти-шакти, и множество других энергий: энергия справедливости – ньяя-шакти – все они говорили: «Мы не позволим связать Кришну. Кришна – Бог». Энергия Его всеведения говорила: «Это же смешно». Сарвагьята-шакти, она говорила: «Каким образом Бога можно связать? Он бесконечен. Как можно связать бесконечного Бога? Сколько бы веревок вы не связывали, вы не сможете Его связать». Энергия Его силы смеялась и говорила: «Ну попробуйте. Стоит Кришне просто коснуться к чему бы то ни было, все разлетится в куски, никто не сможет связать моего Господина». Энергия Его удовлетворения говорила: «Кришна ни к чему не привязан, Он абсолютно свободен. Как Его можно привязать к деревянной ступе? Даже если бы ступа была из драгоценных камней, Кришну невозможно привязать к этому». Энергия справедливости говорила: «Где тут справедливость? Как можно привязать всесильного Господина, который волен поступать, как Он хочет? Если Он хочет воровать масло, Он может воровать масло».

«Мы не позволим, – всем хором они говорили, – мы не позволим связать Кришну. Кришну невозможно связать».

И до поры до времени Его невозможно было связать, потому что Его внутренние энергии, силы, способности не позволяли это сделать. Но в какой-то момент подруги стали говорить Его матери: «Ааа…мы знаем этого Кришну, тебе ничего не удастся сделать. Посмотри – Он просто стоит и улыбается. Никто не понимает, что происходит, а Он как всегда стоит и улыбается Своей загадочной улыбкой. Брось!»

Но Яшода сказала: «Я все равно Его свяжу. Все равно я добьюсь своего». И она с новой силой и с новым рвением начала связывать Его. И в этот момент Кришна увидел капельки пота, которые выступили у нее на лбу. И в этот момент на сцену выступила энергия Его милости – крипа-шакти. И энергия милости сказала: «Кришну сегодня Яшода свяжет». И все остальные энергии сказали: «Мы все поняли. Мы пошли».

Милость – самое главное. И в наших поисках Бога мы тоже пытаемся найти Его, пытаемся так или иначе привязать Его. И мы знаем, что Он ускользает от нас. Но мы можем, зная эту Его слабость – то, что Он добр и милосерден по своей природе, понять секрет духовной жизни, секрет успеха в духовной жизни.

Если мы поймем, что Кришна, заметив капельки пота на нашем лбу, включит Свою энергию милосердия и скажет: «Ну ладно, хорошо», то в этот момент мы почувствуем необычайную полноту, потому что Кришна в этот момент согласится быть привязанным к нашему сердцу, сердцу, страдающему от неполноты, от недостаточности, от пустоты, которая в нем царит. И мы здесь с вами поем, слушаем, танцуем, постимся, с нетерпением ждем, когда можно будет прервать пост, только ради этой цели – чтобы, в конце концов, почувствовать милость Кришны. И в тот самый миг, когда милость Кришны прольется на нас, мы почувствуем Его притягательность. Не раньше этого.

Он уже притягателен, но, так или иначе, в силу того, что мы отвернулись от Него, взбунтовавшись и уйдя от Него, мы не можем эту притягательность ощутить. И сегодняшний день – это замечательный день для того, чтобы доказать Кришне: «Кришна, я хочу Тебя!»

На самом деле я сейчас расскажу немножечко историй, связанных с Кришной, которые произошли до Его рождения и в день Его рождения. Но, еще раз, чтобы понять смысл всех этих историй, надо всегда понимать ту самую силу, которая движет всеми этими историями.

Наверняка вы слышали эту замечательную историю о том, как Деваки и Васудева ехали со своей свадьбы, пышно отпразднованной в Матхуре, и возжи их колесницы держал старший брат Деваки, который очень ее любил. И пока они ехали, в этот момент вдруг, ни с того, ни с сего с небес раздался Голос: «Глупец, Камса! Ты дурак! Ты везешь сейчас свою сестру Деваки, но ее восьмой ребенок будет причиной твоей смерти».

Этот зачин, это начало замечательной истории жизни Кришны очень важно для нашего понимания. На самом деле в этот момент происходит столкновение двух сил. Когда Камса обнажает свой меч и готовится отрубить голову своей невинной сестре, Васудева хватает его за руку, муж Деваки, и начинает умолять его, и начинает объяснять, почему он не должен это делать. И, если мы посмотрим, то мы увидим, что та же самая драма разворачивается в нашем с вами сердце. Это не есть нечто, что случилось пять тысяч двести сорок три или сорок четыре года назад, или еще больше – пятьдесят с лишним лет назад. Пять тысяч двести пятьдесят восемь лет назад. Это драма, которая разворачивается в нашем сердце. В нашем сердце живет страх смерти. И Камса олицетворяет страх смерти.

Когда этот страх смерти зашкаливает, когда он становится очень сильным, человек превращается в демона. Если мы посмотрим вокруг себя, если мы посмотрим на людей, которые проявляют неблаговидные качества, если мы попытаемся понять, в чем источник зла в этом мире  – а люди иногда задумываются над этим, то вот он – источник зла в этом мире  – чрезмерная привязанность к своему телесному существованию. Все преступления в этом мире были созданы только из-за этого мотива. Они творили все зло только из-за этого.

Буквально недавно я отвечал на этот вопрос – в чем источник зла, в чем причина зла. Причина зла не в Боге. Причина зла в нашей привязанности к материальному существованию, к материальному телу. И когда эта привязанность, это жизнелюбие, негативное жизнелюбие становится слишком сильным, человек превращается в демона – он не боится ради сохранения своей жизни убивать других.

И здесь мы видим – Камса делает это.

Васудева, напротив, олицетворяет другую часть нашей личности, которая всегда знает, что мы вечны. Одна часть нашего сознания тянет нас в одну сторону и говорит: «Ты есть это тело, и нет ничего более важного, чем заботиться о теле».

Другая часть нашего сознания говорит: «Тело – не все, есть душа. Не хлебом единым жив человек. Неужели ты думаешь, что жизнь сводится к отправлению телесных потребностей? В такой жизни нет никакого смысла».

И только тогда, когда обе этих силы начинают говорить, и когда вторая сила, в конце концов, побеждает, она может привести к этому удивительному событию, что Кришна, Бог согласится войти в наше сердце.

Васудева уговорил другую силу. Он прибег к разным аргументам – очень интересным аргументам. У нас, разумеется, нет возможности, чтобы подробно рассказывать эту историю, но он, в конце концов, пытался задевать те же самые болезненные струны, он сказал: «Если ты убьешь свою сестру, люди будут показывать на тебя пальцем, тебе будет стыдно жить. Как ты будешь жить с этим? Люди будут смеяться над тобой».

Это подействовало до какой-то степени на Камсу. Но он также сказал: «Я буду приносить тебе всех детей, которых будет рожать моя жена, только не убивай ее, она тут ни при чем».

И Камса согласился. Камса согласился в обмен на эту жертву. И опять мы можем видеть это столкновение двух человеческих природ: дрожащей, боящейся, демонической человеческой природы и благородной природы, готовой на любые жертвы.

Одного за другим Васудева приносил своих новорожденных младенцев Камсе. И всякий раз Камса убивал их, не думая ни о чем, всякий раз он на глазах у Васудевы убивал этих младенцев. Однако, в этом тоже есть внутренний смысл, имеющий непосредственное отношение к нашей с вами жизни: страх смерти, страх материального существования не так уж плох. Если мы по-настоящему направим его на духовные цели, если мы поймем, как его можно занять в служении Богу, этот страх может приблизить появление Бога.

В ведических писаниях говорится, что люди занимаются духовной практикой только благодаря страху. Люди читают Упанишады, потому что они боятся смерти. Люди изучают «Шримад-Бхагаватам» или Махабхарату, потому что они боятся смерти. Люди погружаются в Библию или Коран, потому что они знают – всему придет конец. Этот изначальный импульс к духовной жизни тоже может идти от страха смерти. И этот страх смерти или страх материального существования, которое неизбежно оканчивается смертью, в конце концов, может очистить наше сердце.

Учителя нашей школы объясняют, что эти шесть детей, которых принес Васудева Камсе – это шесть пороков, шесть врагов, которые живут в сердце каждого человека. И человек, идущий по духовному пути, желающий во что бы то ни стало увидеть Кришну, услышать крик новорожденного Кришны, обязательно должен будет пройти или столкнуться лицом к лицу с этими препятствиями, препятствиями, держащими нас в плену этого мира.

Вожделение, гнев, жадность, иллюзия, гордыня и, в конце концов, зависть или злоба – это те препятствия, которые мы должны преодолеть на своем духовном пути.

И именно страх смерти, который заставляет нас очень интенсивно заниматься духовной практикой, помогает человеку преодолеть и пройти сквозь все эти препятствия.

На самом деле мы не думаем даже, что эти вещи мешают нам, но в какой-то момент на своем духовном пути мы понимаем, что это помеха.

Именно поэтому Кришна родился в полночь. Мне хотелось побыстрее приблизиться к тому самому дню, который мы отмечаем сейчас, и объяснить вам внутренний смысл того, почему Кришна рождается ночью.

Рама, великая аватара Господа, приходит в двенадцать часов дня, когда солнце стоит в зените. Он приходит в солнечной династии, и Солнце сопровождает Его всю жизнь, и Он солнечными лучами рассеивает тьму.

Но Кришна приходит ночью. Почему? Кто-то из вас задумывался? Ни одна мельчайшая деталь, связанная с Кришной, не просто так. И, если мы будет думать над этим, мы поймем очень глубокие истины. Кришна приходит, Бог приходит в наше сердце ночью. И смысл этого в том, что, если мы хотим, чтобы Бог пришел к нам, мы должны сделать так, чтобы мир вокруг нас уснул.

Днем наши чувства активно взаимодействуют с этим миром, и мы не можем понять, что происходит в нашем сердце. Мы не можем по-настоящему погрузиться внутрь, где живет это необычайное сокровище любви. Но ночью, когда наши чувства молчат…. Иногда самые удивительные вещи происходят именно ночью, самые удивительные озарения приходят к человеку, самые глубокие мысли приходят и самые возвышенные чувства приходят. Поэтому все поэты пишут стихи в основном ночью.

Кришна приходит ночью, чтобы доказать этот момент, именно ночью, когда чувства наши перестают активно взаимодействовать с этим миром и погружаются внутрь, мы можем почувствовать Бога, который уже находится в сердце нашем.

И когда Кришна – восьмой ребенок после шести детей, которых убил Камса, и одного выкидыша, так сказать, выкидыша, седьмого ребенка, родился в темнице, в этом тоже есть глубочайший смысл, почему Бог рождается в темнице.

Темница Камсы – это тюрьма, в которую мы сами заключаем себя, если хотим обрести Бога. Человек, становящийся на духовный путь, должен поместить себя в рамки жесткой дисциплины. Эта дисциплина – это хорошая вещь, потому что она помогает действительно человеку понять очень глубокие мысли, очень глубокие истины в этом мире.

И ровно в двенадцать часов, ровно в полночь Васудева и Деваки увидели это удивительное явление: тюрьма их камеры вдруг озарилась необычайным светом. До сих пор в этот самый день тысячи, сотни тысяч людей приходят в Матхуру, чтобы поклониться той земле, на которой родился Кришна. Сами по себе, без какого-либо побуждения извне они приходят туда, чтобы приобщиться к этому удивительному событию.

И Кришна, после того, как Он побеседовал со своими отцом и матерью – Васудевой и Деваки – сказал им: «Я очень доволен вами, но унесите Меня к Нанде и Яшоде во Вриндаван».

И эта просьба Кришны, только что явившегося к своим родителям, которые в течение долгого времени ждали Его прихода на свет, которые радовались без конца тому, что Он появился наконец у них, тоже очень и очень значительна. Потому что Кришна, в сущности, говорит, что если мы просто следуем правилам, то это хорошо. «Я могу на мгновение появиться в таком сердце, но привлекает Меня любовь. Притягивает Меня только любовь, любовь, не знающая никаких правил и никаких ограничений».

И в «Шримад-Бхагаватам» рассказывается эта история, когда Васудев взял на руки Кришну, поставил корзину с маленьким Кришной себе на голову, то в этот момент сами собой раскрылись двери его тюрьмы, сами собой упали кандалы с его ног, и все остальные стражники, которые неусыпно охраняли эту камеру, вдруг заснули. И Васудева беспрепятственно вышел из камеры. И у этого тоже есть глубочайший внутренний смысл: когда человек принимает Бога в своем сердце, перед ним раскрываются все двери, он становится абсолютно свободным. Кандалы рабства спадают с него, он становится свободным и счастливым.

Когда Васудева вышел на улицы Матхуры, он услышал и почувствовал, что идет дождь. Облака гудели, рокотал гром, и слегка капал дождь. И в Индии до сих пор существует замечательное поверье: там говорится, что если в день Джанмаштами выпадает дождь, то это очень хорошо, хороший знак.

В Москве в день Джанмаштами всегда выпадает дождь. Сколько я себя помню, ни одного Джанмаштам не было, чтобы дождя не было. Кришна как бы дает знать, что «Я тут, Я с вами, Я помню о том, что Я родился в этот день, и Я обязательно приду к вам».

И Васудева, пока он шел по улицам Матхуры, тут случилась замечательное событие. Это событие записано в вайшнавских хрониках, и до сих пор люди поклоняются этому событию – Кришна совершил свою вторую лилу.

Первая Его лила, или игра, заключалась в том, что Он появился в четырехрукой форме перед Васудевой и Деваки, принял их молитвы и сказал им, что нужно делать.

Но вторая Его лила заключалась в том, что в какой-то момент Васудев почувствовал, что дождь подозрительно теплый, даже горячий. И когда он снял корзину у себя с головы, он увидел, что Кришна помочился.

Хотите верьте, хотите нет, но в Матхуре до сих пор есть камень, на который Васудева поставил корзину с Кришной. И на этом камне до сих пор остались золотистые следы от мочи Верховной Личности Бога. И люди приходят и поклоняются этому.

Я думаю, что ни одни другой святой или герой в истории человечества не заслужил такого поклонения. Как правило, эту часть их жизни не особенно подчеркивают.

Я говорю это только для того, чтобы сказать, что Кришна, будучи Богом, проявляя все эти невероятные качества, в невероятном сочетании слившиеся в Одной Личности, притягивая к Себе всех людей, независимо от их касты, от их склонности, от их талантов, от их вероисповедания, тем не менее, при этом больше всего любит, когда к Нему относятся как к обычному ребенку. Он хочет любви. Он сам готов давать любовь, и Он хочет любви.

И поэтому Он становится маленьким ребенком, поэтому Он писает, как маленький ребенок (Тогда этих самых, памперсов, не было у Кришны. И слава Богу, иначе бы не было бы этого камня с остатками, со следами Его первого подвига на этой Земле).

Кришна хочет любви, и Он хочет радости, Он хочет счастья.

Мы сходимся здесь свами на эти большие фестивали и, хотя в каком-то смысле, – это аскеза: мы сидим, слушаем, идет долгая программа, мы слушаем долгий киртан, мы поем Его святое имя. Но, в сущности, природа этой духовной практики, природа этой аскезы – бесконечная радость, бесконечное счастье.

Я перескачу, потому что мне нужно уже кончать. Отведенное мне время кончилось. Я перескачу на следующий день, на то, что случилось завтра, когда Васудева пришел во Вриндаван, когда перед ним чудесным образом расступилась река Ямуна, и беспрепятственно он прошел всю эту длинную дорогу и обменял маленького Кришну на дочку, которая родилась у Яшоды. Яшода в то время спала. Когда все это произошло, Кришна в первый раз закричал. До этого Он хранил молчание. Он боялся испугать Васедуву, потому что Васудев боялся, что кто-то узнает о том, что Кришна родился у него и донесет Камсе. Вся Матхура крепко спала.

Но самое удивительное, что весь Вриндаван тоже одновременно с этим крепко спал. Матхура спала, погруженная в маха-майю, или в энергию иллюзии Кришны. Мир спит, когда Бог рождается. Большая часть людей не знает о том, что сегодня родился Кришна, что сегодня родился Бог, что это удивительный день, и люди спят. Люди спят, погруженные в это сон иллюзии, и думают, что они станут здесь счастливыми, просто наслаждая свои чувства.

Но самое поразительное, что все обитатели Вриндавана тоже спали. Когда Васудева принес Кришну, все спали. Бодрствовал только Кришна и Васудев. И все обитатели Вриндавана спали, погруженные в сон йога-майи или внутренней энергии Кришны.

Люди, которые любят Бога по-настоящему, без всяких преград, которые готовы отдать Ему все, что у них есть, и подарить Ему свое сердце, не знают, что Бог – это Бог.

Потому что знание о том, что Бог – это Бог, помешает им любить Его. И в этом заключается разгадка этого явления – то, что Вриндаван тоже спал. Во Вриндаване люди не знают, что Кришна – Бог.

И в материальном мире люди тоже не знают, что Кришна – Бог. Только мы с вами знаем, что Кришна – Бог, только мы с вами празднуем это. И это промежуточный этап между сном в иллюзии энергии Кришны, которая называется маха-майя, и другим прекрасным, волшебным сном – сном любви к Кришне. Это тоже сон, в каком-то смысле, но этот сон есть высшая реальность, которая породила все, что есть.

И когда маленький Кришна, в конце концов, закричал, наши учителя объясняют, что этот звук был подобен изначальному звуку, породившему этот Мир, изначальному глубочайшему звуку «Ом», который повторяют йоги, и которые пытаются в этом звуке найти Бога. Он закричал, и весь Вриндаван проснулся и ринулся для того, чтобы отпраздновать это удивительное событие.

И завтра…до сих пор люди в Индии пышно, с помпой празднуют этот день, но еще с большей помпой празднуют следующий день, который называется Нандотсава, и до сих пор это день называется Дахи как-то – забыл точно, как он называется, потому что в этот день все люди – и я это рассказываю вам не просто так, если вы хотите как следует отпраздновать День Явления Кришны, завтра вы обязательно должны это сделать. Все люди в это день берут йогурт, размешивают его с куркумой и кидаются этим йогуртом друг в друга. Это авторитетный способ празднования явления Кришны, потому что Кришна хочет, чтобы мы все сошли с ума от любви, чтобы мы просто забыли себя от любви, просто в радости, беспричинной радости смеялись и бросали друг в друга ни бомбы, ни стрелы наших едких, ехидных слов, ни оскорбления, которыми мы привыкли обмениваться, а йогурт вместе с куркумой, которая не отстирывается.

И если мы будем делать это, то Кришна, наверняка, войдет в наше сердце. Кришна учит нас любви. И любовь, с одной стороны, бесконечно сложная вещь, потому что любовь, как я объяснял, – это все: и самопожертвование, и философия, и аскеза, и геройства, героизм. Иногда любовь жестока, иногда любовь бесконечно милосердна.

Но любовь, на самом деле, выше всего этого. Любовь бесконечно сложна, и в то же самое время любовь бесконечно проста, потому что она уже есть в нашем сердце. Нам нужно только понять и пригласить Кришну в наше сердце, сказать: «Кришна, Ты сегодня родился, для того, чтобы дать мне и всему миру любовь. Я разгадал, почему Ты родился на этот свет. И я не буду пытаться понять Тебя отчасти. Я не буду отделять одну часть Тебя от другой части Тебя». Как ученые пытаются сказать, что Васудева Кришна и Кришна во Вриндаване – это две разные личности, и, в конце концов, Их не было. Но мы говорим, что Они были. Это Личность – Пурна-Бхагаван, Пари-Пурна-Бхагаван – самое полное проявление Верховной Личности Бога, Который пришел, чтобы принести полноту в нашу жизнь. И эта полнота приходит в наше сердце, когда в нашем сердце появляется притяжение, любовь к Этому Бхагавану – Верховной Личности Бога – Кришне. И для этого мы собрались с вами. И для этого мы повторяем: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».

Спасибо большое.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы