Донецк (19.05.2008 г.) Даршан

Диск 101, л. 4

Аннотация:

Если вы заметили что-то хорошее, скажите об этом человеку. Не скупитесь на проявление и выражение благодарности. Если кто-то что-то сделал, поблагодарите его сто раз. Нам нужно это все для того, чтобы в глубине своего сердца найти Кришну.

Вопросы:

–  Мы должны прославлять друг друга, чтобы избавиться от своей гордости. Я мыслю так, что в определенный момент может произойти подмена. То есть прославляя кого-то, я буду желать того же в свой адрес. Так ли это?

– Почему человек отходит от процесса преданного служения?

– Был такой стих, что нельзя ни критиковать, ни прославлять. Могли бы Вы рассказать как правильно это делать?

 – Какие главные принципы проповеди?

 ***

Спасибо вам всем за все то, что вы делаете. Я хотел несколько слов сказать по поводу того, что мы с вами вместе делали сейчас. На самом деле, это очень важная вещь, потому что жизнь у нас короткая. И в основном люди проводят ее в обидах на жизнь. Пока они на нее обижаются, она проходит. И обиды появляются в основном из-за гордыни какой-то нашей. Нам все время хочется, чтобы нас оценивали, чтобы нас любили. И когда кто-то чего-то недооценивает по нашему мнению или каким-то образом наступает нам на что-то больное, мы обижаемся. Но принцип общения вайшнавов заключается в том, чтобы мы старались развивать в себе зависимость друг от друга. Принцип материальной жизни – сохранять свою независимость. Люди думают, что они станут счастливыми, если они будут независимыми. Каждый человек пытается, так или иначе, оградить себя, свою независимость. Люди заборы высокие строят, чтобы за этим забором делать все как они хотят. Одно из проявлений нашей болезни – болезни к независимости. На самом деле, гораздо более высокое и зрелое понимание в общении между людьми это понимание того, что я завишу в любом случае от других. В конечном счете, я завишу от Кришны. Но здесь Кришна для меня проявляется зримо: в образе вайшнавов, в образе преданных, в образе духовного учителя. И успех в духовной жизни зависит от того, насколько я понял, что я завишу от других вайшнавов, от духовного учителя, от Шрилы Прабхупады, от тех кто меня окружает. Я должен очень хорошо и непритворно понять, что все остальные нужны мне для того, чтобы я мог как-то прогрессировать. Вайшнав должен развивать в себе это чувство беспомощности собственной или понимание того, что сам он ничего не сможет. Это самая суть философии вайшнавов: я завишу от милости. И прежде всего от милости вайшнавов. Каждый из вайшнавов что-то делает, делает бескорыстно, старается делать что-то. И мы все время должны видеть это, как люди делают что-то бескорыстно, и как я состою из их милости, как я пользуюсь тем, что они дают мне, что они приносят мне. Это может быть много. Это может быть совсем немного. Это может быть просто улыбка, но эта улыбка может спасти жизнь человеку.

Про вайшнава правда сказать, что у него все время улыбка. Откуда мы знаем скольких людей эта улыбка спасла? Иногда человеку просто улыбку нужно увидеть, чтобы не совершить какого-то самого ужасного, непоправимого поступка. И эта медитация на то, насколько мы зависим от других вайшнавов, на то, насколько другие вайшнавы нужны нам для того, чтобы мы могли прогрессировать, одна из самых благотворных медитаций в духовной жизни. Потому что она избавит человека, излечит человека от его болезни независимости.

Болезнь независимости заставляет нас снова и снова рождаться здесь, в материальном мире, пытаться какие-то игры играть здесь, где каждый старается из себя изобразить крутого, нового там русского, украинца, еще кого-то. Все это старое. Ничего нового в этом нет. Все это глупые старые игры. Единственное новое, что может быть в нашей жизни по-настоящему это попытка почувствовать свою зависимость от других и почувствовать благодарность, настоящую, подлинную, непритворную. И когда у нас будет эта благодарность со слезами на глазах: «Я благодарен, я завишу. Я понимаю, что мне это нужно». То эти чувства, в конце концов, приведут нас в духовный мир. Потому что там все чувствую зависимость друг от друга и зависимость от Кришны. Там все испытывают необычайную, переливающуюся через край благодарность. И там все любят друг друга, а здесь все завидуют друг другу.

Это удивительно до какой степени иррациональны люди. Если у кого-то что-то есть, то надо обрадоваться этому и прославить человека за то, что у него это есть. Но люди, если видят у кого-то что-то, чего нет у них, они начинают завидовать вместо того, чтобы радоваться этому. И когда они видят, что у кого-то что-то есть и завидуют другому, то они сразу же пытаются найти у него что-то плохое, чтобы опустить его. Так отношения разрушаются и общество наполняется какими-то бессмысленными обидами. И все общество катиться в ад, потому что у людей накапливается злость, злоба друг по отношению к другу. Но общество вайшнавов – это особое общество, когда каждый выдвигает другого вперед, а не пытается сам выбежать вперед, когда каждый старается увидеть в других самые хорошие качества, прославить их. И когда каждый старается проявить свою благодарность по отношению к другим. И когда мы делаем это зависть уходит, зависть, которая оскверняет наше сердце. И, если человек делает это, если он видит хорошие качества в других, прославляет, служит другим, молиться за других, то тогда зависть уходит. Если вы почувствуете, ну это может быть, мы живем в материальном мире, что какая-то зависть вернулась в сердце или дала о себе знать по отношению к кому-то, или кто-то нам что-то, может быть, не так сделал, недооценил нас, недопрославил, не додал нам что-то, то есть один хороший совет, который работает в ста процентах случаях – попробуйте молиться за такого человека. Зависть уйдет. Совсем другой способ общения. И для того, чтобы оказаться в духовном мире. Что такое духовный мир? Это большое общество вайшнавов, где Кришна находиться в центре. Нам нужно научиться правильно научиться общаться здесь, в обществе вайшнавов, понимать насколько мы зависим друг от друга, насколько мы нужны друг другу, насколько общество вайшнавов дает нам возможность делать что-то для Кришны, отдавать, что у нас есть. И таким образом, помогает нам очищать свое сердце. Поэтому, пожалуйста, не скупитесь на похвалы друг другу. Если вы заметили что-то хорошее, скажите об этом человеку. Не скупитесь на проявление и выражение благодарности. Если кто-то что-то сделал, поблагодарите его сто раз. Потому что, чем больше мы говорим об этом, тем глубже мы понимаем все эти вещи внутри. Это нужно для нас. Это не ему нужно, это нам нужно. Нам нужно это все для того, чтобы в глубине своего сердца найти Кришну. Кришна приходит в мягкое сердце. Чье сердце жесткое, то Кришне трудно туда проникнуть. У нас много уровней обороны. Мы защищаемся. Кришна, он там, но Он в виде тайного агента там. Чтобы Его никто не раскрыл. И никто даже не подозревает, что Он там. Но когда сердце становиться мягким, Кришна явно проявляется там. Он перестает быть тайным агентом. Он становиться тем, раскрывает свою роль, того, кто всегда вел нас, всегда направлял нас по жизни.

Поэтому я очень счастлив, что вы тут. И здесь мы делали это внутри нашей небольшой семьи, но есть большая семья вайшнавов, и к ним относиться все то же самое. Надо всегда зависеть от них, прославлять их, видеть в них хорошие качества, благодарить их за все то хорошее, что они сделали. Это нужно нам, чтобы сердце наше стало мягче и чище. Вот.

Поэтому я хотел вас всех поблагодарить за все то, что вы делаете. Хотел поблагодарить вас за то, что вы видите в друг друге хорошие качества, за то, что вы цените друг друга. Пожалуйста, не забывайте, что это самое важное в жизни. Если этого не делать, то жизнь пройдет быстро и напрасно в каких-то обидах, в негативе, в какой-то злости на других. Если это делать, то жизнь каждый день будет радовать нас. И главное, что старайтесь находить время друг для друга. Это другое духовное качество. Времени никогда нет. Правильно? Так все устроено, что всегда есть некий прессинг во времени. Когда человек зависит от результата только своего, то у него никогда нет времени. Когда он нащупал в себе внутри правильные принципы, удивительным образом у него на все появляется время. Ему есть время на служение, есть время на общение, есть время на то, чтобы заметить в других хорошие качества, прославить других. Не торопитесь, потому что если вы будете торопиться, то вы ничего не сможете сделать. Старайтесь жить так, как будто у вас вечность впереди, и каждое мгновение старайтесь жить на основании этих вечных ценностей духовной жизни. Тогда вы будете счастливы и все вокруг вас тоже будут счастливы. Это будет эпидемия счастья, которая поразит весь Донецк, Енакиево, Макеевку и многие другие славные города. Есть какие-то вопросы? Да можно.

— Этот момент, который Вы сказали, что мы должны прославлять друг друга, чтобы избавиться от своей гордости. Я мыслю так, что в определенный момент может произойти подмена. То есть прославляя кого-то, я буду желать того же в свой адрес.

— Да. Факт. Это есть. С этого начинается «Брихад-бхагаватамрита». «Брихад-бхагаватамрита» — это книга, в которой описываются различные формы того, что не является бхакти, но считается бхакти. И она начинается с того, что там мудрецы, собравшиеся в Праяге, прославляют друг друга. И они прославляют друг друга по сути дела, потому что хотят услышать тоже самое в свой адрес. Они говорят: «О, ты такой великий, потому что ты здесь, в Праяге. Потому что ты в месяц мак умываешься в недрах бхакти». Поэтому прославления должны быть искренние из сердца, не из расчета того, что я хочу услышать что-то в свой адрес. Потому что обычно люди говорят, чтобы потом тебя прославили. И главное, что именно за то хорошее, что есть у человека, уникальное, что есть у человека и чего нет у меня. Когда я начинаю прославлять человека за то, что есть у меня, то я как бы намекаю: «У меня тоже есть. И дескать, ну, ну, ну давай, давай!» Поэтому прославлять то надо, и стараться увидеть в человеке именно то, чего у меня нет, то благодаря чему я могу как-то, чему я могу поучиться у другого человека. Когда мы будем прославлять эти качества, то эти качества будут приходить к нам. Это очень эзотерический процесс и он работает. Если я вижу в другом человеке хорошие качества, которых нет у меня, я начинаю их прославлять, начинаю зависеть от них, и эти качества приходят ко мне. И наоборот, если я вижу в человеке дурные качества, начинаю ругать, то эти качества тоже приходят ко мне волей или неволей, хочу я этого или не хочу. Поэтому прославление – это искусство. И оно может быть не очень хорошим, а может быть хорошим. Надо учиться этому, надо учиться делать так.

— Переходит ли это, если мы прославляем кого-то за его ??? 16.32

— Переходит. Если мы конкретно…

— Мы вчера с преданными так общались. У нас зашла тема, что вопрос вот, падение такое происходит. Человек вот, казалось бы, практиковал и так очень серьезно. И в миру, смотришь, а нет человека. Вот такое вот, просто я говорил, что все начинается с мелочей. Вот что это за мелочи? На что стоит обратить внимание?

— Обиды. Какие-то обиды, когда мы находимся в обществе друг друга, очень легко обидеться, очень легко что-то там такое не совсем так сделать. И человек начинает копить обиды. Обиды вызывают оскорбления. Оскорбления приводят к тому, что Кришна становиться не доволен нами. Эти мелочи они не такие. Обиды, оскорбления, недопонимание какое-то. И поэтому, если у нас есть, появилась какае-то обида, надо подойти к человеку и сказать что-то, попытаться выяснить. Как правило, это все недоразумение. Как правило, это все чисто придумано или еще как-то. Вот. Именно обиды приводят к тому, что сердце оскверняется. Это оскверненное сердце, там появляется какае-то злость, оскорбления преданных. И вместе с оскорблениями уходит вкус. Когда приходит оскорбления, уходит вкус. Когда уходит вкус, то очень сложно. Иногда это просто может быть какае-то слабость человека. Слабость это еще не так плохо. Человек может еще на какое-то время отойти по слабости своей, он вернется. Но чаще всего это какие-то оскорбления.

— То есть в основном оскорбления. Вот если, например, у нас были такие спекуляции, что вот человек идет на компромисс. Сначала начинается с компромиссов каких-то. Потом поблажки какие-то себе делает. А потом процесс остановок из-за оскорблений.

— Главным образом из-за оскорблений и из-за того, что человек перестает слушать. Движущей силы нашего духовного прогресса является слушание.

нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа

бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики (Бхаг., 1.2.18)

шринватам сва-катхах кришнах пунйа-шравана-киртанах

хридй антах стхо хй абхадрани видхуноти сухрит сатам (Бхаг., 1.2.17)

Чтобы сердце очищалось, человек должен постоянно слушать рассказы о Кришне и пересказывать их. Постепенно сердце избавиться от желания властвовать над материальным миром, от всех беспокойств. Шрила Прабхупада объясняет этот процесс. Человек перестает слушать и одновременно с этим, перестает он слушать, как правило, тоже, потому что какие-то оскорбления он совершил и теряет вкус. Чем садху-санга… Что дает садху-санга? Прежде всего она дает вкус. Вкус к Кришне-катхе, вкус к тому, чтобы слушать. И если я слушаю постоянно, то я соприкасаюсь с Кришной все впемя в виде Кришны-катхи. Этот Кришна вычищает из сердца всю абхадру, все желание властвовать, желание гордиться, желание быть первым, желание как-то насилие совершать. Поэтому надо… Эти две вещи связаны друг с другом. Надо все время слушать и при этом не нужно совершать оскорблений. Потому что, когда человек совершает оскорбление вкус к слушанию проходит, вера уходит. Да, уходит вера. Вера всегда дает вкус. Когда есть сильная вера, есть вкус, правильно? Когда вера становиться слабой, вкус тоже вместе с ней уходит.

— На последней лекции, по-моему, был такой стих, что нельзя ни критиковать, ни прославлять. Могли бы Вы рассказать как правильно это делать?

— Смотрите, что мы прославляем? Мы прославляем в людях духовные качества, их желание жертвовать. В материальном мире люди тоже прославляют друг друга, но они прославляют друг друга, чтобы их прославили или чтобы добиться чего-то от человека. Чтобы с помощью лести, с помощью какого-то там размягчения его сердца получить от него то, что мне нужно. Вот. В материальном мире люди тоже прославляют друг друга, но это, как правило, лесть, потому что у этой лести… Я прославляю. Хорошо об этом Крылов сказал: «За что же хвалит он кукушку? За то, что она хвалит петуха». Петух с кукушкой тоже могут хвалить. Либо, потому что мне хочется услышать похвалу себе в ответ, либо, потому что я хочу что-то от человека получить, хочу от него чего-то добиться таким образом. Вот. Если это мотив, то тогда лучше не надо прославлять. Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» говориться, что не надо ни прославлять, ни ругать друг друга, потому что и то и другое ложь. Но если я стараюсь увидеть в человеке хорошее, именно проявление его жертвенности, его чистоты еще чего-то, то тут для меня, ради самого себя я должен сказать об этом. Я должен отметить, я должен сказать, я должен кому-то другому об этом сказать или ему можно тоже сказать. Ничего дурного в этом нет. И, если я делаю это как следует, при этом качество, которое я хочу прославить, оно имеет духовную природу.

Нам нравиться, когда нас хвалят, правильно? И можно использовать это в служении Кришне. Надо хвалить человека за что-то хорошее, что он делает. Вот. И, естественно, мы не должны становиться такими наркоманами и ожидать, что нас все время будут хвалить. Нет. Нам, тем не менее, надо других прославлять все время. Правильно. Без корысти какой-то. Вот. Именно за хорошие вещи. Обычно, когда люди в материальном мире прославляют друг друга либо это делается с какой-то издевкой, свысока. Ну, то есть там всегда есть какое-то осквернение. Если я делаю это чисто, искренне, то в этом нет ничего дурного. Чистые вещи, с хорошими правильными мотивами, никогда не будут иметь дурных последствий. Главное, еще раз, главное — это благодарить друг друга, понимать, что вобщем-то я очень сильно завишу от того, что человек делает. Тогда общество вайшнавов будет очень хорошим местом. Социологи делали исследование, опрос: почему люди присоединяются к каким-то религиозным организациям, почему они остаются там. И многие говорят: «Я присоединился, потому что мне философия понравилась». Может быть, но даже, если человек присоединился, потому что ему философия понравилась, остается человек в обществе преданных только по одной простой причине: потому что ему преданные нравятся. Если будет хорошее общество, где он будет чувствовать, что его ценят, что он нужен и он может что-то сделать для других, человек никогда не уйдет от общества преданных. Никогда. Он не сможет упасть, у него просто причин никаких не будет для этого. Поэтому Чайтанья Махапрабху говорит, что вайшнавы – это забор около деревца нашей бхакти, чтобы с ростком нашей бхакти ничего не случилось, чтобы оно росло нужно поставить забор. Вот. Как в Индии, видели? Во Вриндаване, да? Там, когда сажают какую-то зелень, нужно обязательно поставить забор, потому что свинья иначе забежит и съест. Такая грязная. То же самое с нашей бхакти. Если не оградить ее обществом преданных какае-то свинья обязательно забежит и начнет лакомиться сочными побегами. (смех) Всегда найдется какая-нибудь свинья. Поэтому нам нужно понимать, что мы защищаем друг друга.

— Ваше Святейшество, я не знаю как в этом году, я не знаю, что со мной случилось. Я как-то больше начал о Кришне людям говорить. То всю жизнь в кепке ходил летом, шикша может сейчас по меньше чуть-чуть стала, не знаю. Может это не так в глаза стало бросаться. Ну вот я не знаю, даже вчера мы проходили с учеником Радханатха Махараджа, я так понял. На остановке стояли у молодых девушек спрашивали: «А вы слышали что-либо о Кришне?» Одна девушка говорит: «Нет, не слышали». У второй спрашиваю: «А вы слышали что-нибудь о Кришне?» Она говорит: «Да, слышала. В школе рассказывали». А я говорю: «А вы знаете кто Он такой?» Первая: «Не, не знаю». «Вот это самый главный кришнаит у всех россиян. Когда я работал там, все здоровались и прощались «Харе Кришна». Какое-то такое желание, хочется говорить о Кришне. Но есть одна проблема: я боюсь. Я давно об этом думал. Не могу ответа найти, то есть антипроповедь в сознании Кришны. Я могу стараться сделать что-то хорошо, а люди, они еще дальше от Кришны станут. То есть можно ли как-то какие-то рамки поставить закона антипроповеди что-ли?

— Ну, человеку ни в коем случае ничего нельзя навязывать. Это один из принципов антипроповеди. Когда мы начинаем навязывать человеку, человек сразу же чувствует. Нужно всегда уважать его свободу. И, в сущности, когда мы навязываем что-то человеку, мы нарушаем этот принцип, принцип уважения к другому человеку. Если у нас есть уважение, настоящее уважение к свободе, это одно. И второе, много каких-то вещей можно говорить об ошибках того, что делают. Но если мы не навязываем это уже огромный плюс. И не навязывать значит делать это легко, без какого-то такого… Если мы чувствуем, что человек не хочет, то не надо навязывать. Но если мы можем это легко сделать и свободно с ним поговорить о Кришне, почему нет? Всегда можно поговорить с ним о Кришне. И второй важный принцип — это стараться обращаться к душе человека, то есть пытаться как-то действительно с уважением, с почтением говорить о Нем, а не из гордыни. Если человек проповедует от полноты собственной. Ну вот, ему хорошо, ему как-то хочется, он знает, что у других людей этого нет, ему хочется поделиться. Это нормально. Если человек, наоборот, им движет желание всех затащить туда же, куда и я вляпался. Потому что тут есть некая вера, но удовлетворения нет и нужно, чтобы все страдали также как я, то тогда это неправильно. И люди тоже будут это понимать. Вот. То есть человек должен делать это от какой-то внутренней полноты, без комплексов, из какого-то искреннего желания что-то дать другому человеку, поделиться чем-то. Если я стесняюсь, то лучше не говорить. Если у меня есть у самого какае-то неуверенность в себе, то это неуверенность она рано или поздно проявится в моем общении тоже. Она может принять форму стопудовой уверенности, но это все-равно будет мимикрия. Неуверенность будет таким образом проявлять себя. Поэтому говорить нужно. Еще это один принцип. О нем Шрила Прабхупада говорит: «Говорить нужно о том, в чем ты сам полностью и окончательно уверен, не пытаться призвать людей на дискотеку с Кришной в танец раса. Это же круто. Не торопиться, говорить о тех вещах, в которых я полностью убежден». Вот.

Есть это оскорбление Святого Имени: проповедовать славу Святого Имени неверующим. Это значит реально, что мы пытаемся как-то гордиться за счет своей проповеди. Либо мы продаем это все, либо мы начинаем хвастаться какими-то своими знаниями. Так или иначе, это все проявление гордыни моей. Вот. Если я делаю это из правильных побуждений, то есть мне просто хочется либо поделиться чем-то, либо я действительно чувствую сострадание, потому что я вижу, что люди бессмысленную жизнь ведут. Реально бессмысленную жизнь. У них ничего нет. То они признаются в этом, если достучаться до их сердца, они начнут говорить, что: «Жизнь моя бессмысленна». В конце концов, главное – правильный мотив. Если мотив правильный, то все будет хорошо.

Спасибо вам большое.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.