Ганновер (29.04.2009) Европейский ретрит, открытие

Диск 115, л. 1

Аннотация:

Шри Чайтанья Махапрабху пришел на землю, чтобы научить нас как заниматься духовной практикой вместе. Необходимо служить друг другу и почувствовать вкус этого служения. Нужно помнить, что наше естественное положение – это слуга слуги слуги слуги.

***

Я скажу несколько слов по поводу того, зачем мы собрались вместе.

Духовная жизнь – это личное дело каждого. Духовная жизнь не может быть организована, не может принимать какие-то жесткие формы. Потому что духовная жизнь всегда основана на свободе. Это проявление свободной воли нашего сердца. В конце концов, цель всего то, что мы делаем – любовь. А любовь не мыслима без свободы. Любовь значит свобода, свобода значит любовь. В каком-то смысле эти два слова синонимы.

Но, несмотря на то, что духовная жизнь – это личное дело каждого, Шри Чайтанья Махапрабху пришел на землю, чтобы научить нас как заниматься духовной практикой вместе, и в этом уникальность движения Шри Чайтаньи Махапрабху. Йоги сидят в пещерах, раз в 12 лет они спускаются на Кумба-Мелу, на такой же фестиваль и потом 12 лет отходят. (Смех) Преданные, мы знаем, собираются каждые 12 дней и не хотят расходиться. Потому что, когда мы вместе, мы можем понять многое гораздо глубже и главное, что мы можем реализовать какие-то принципы, идеалы, которые в одиночестве очень сложно реализовать. Или очень сложно понять, осталось у меня это или нет.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад говорил, что когда я сижу в одиночестве и поклоняюсь Кришне, я могу сколько угодно обманывать себя, что у меня все хорошо. Именно этим я и буду заниматься. Я буду внутри себя самого обманывать. Когда мы собираемся вместе, то очень сложно всех обмануть, потому что те самые качества, которые отделяют нас от Бога, начинают лезть.

Это, прежде всего, зависть. Есть одна вещь, которую нужно устранить из нашего сердца, чтобы обрести любовь. Это матсарья или зависть. Желание стать выше, чем другие, за счет других. Радость, которую мы испытываем невинная, когда кому-то плохо. Мы думаем: «А-а-а, так и знал, есть Кришна, есть Бог». (Смех) Чтоб это сломить, нам нужно быть вместе. Естественно, прежде всего, мы должны повторять Святое имя. И именно Святое имя будет очищать наше сердце. Но, когда мы вместе и когда мы не хотим стать кем-то в этом сообществе преданных, выделиться, стать впереди всех, на белом коне с красным флагом, размахивать, просто служить, воспроизвести тот самый идеал, который Шри Чайтанья Махапрабху принес, то мы можем почувствовать вкус этого всего. Вкус истины. Чайтанья Махапрабху говорил, что истина простая, но ее очень сложно проглотить.

Истина заключается в том, что мы все с Вами дасы дасы дасы анудас – слуга слуги слуги слуги. В материальном мире это очень трудно усваиваемая истина, потому что все в материальном мире пришли, для того, чтобы быть господином. Если господином быть не получилось, то, по крайней мере, люди хотят быть первым слугой господина или слугой первого слуги. Но Чайтанья Махапрабху говорит, что надо стать не слугой первого слуги, а слугой последнего слуги. То есть еще дальше даже, чем самый последний слуга.

Когда мы собираемся вместе, мы можем понять, что в этом настоящий вкус, все остальное искусственное, а все искусственные вещи они не держаться долго. Они разрушаются рано или поздно. Именно поэтому в материальном мире мы постоянно переживаем рождение и смерть, потому что наше положение здесь искусственное. И когда мы занимаем свое естественное положение, в своем естественном положении можно находиться бесконечно. И вечность открывается перед нами, когда мы это естественное положение слуги слуги слуги слуги начинаем занимать. Мы собираемся вместе для этого, для того, чтобы служить и почувствовать вкус этого служения.

Сейчас по дороге сюда я читал книгу, которая описывает философию Панчаратры и там есть любопытное наблюдение, которым я хотел с вами поделиться. Там объясняется Чатурвьюха. Вся Панчаратра основана на этом принципе вьюхи или нисхождения Господа. Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха – четыре проявления единого принципа или единой таттвы, единого понимания Бога. И через эту вьюху или через эти четыре аспекта Абсолютной истины объясняется все практически.

Четыре аспекта можно видеть здесь в творении, и четыре аспекта есть в нашей речи, четыре аспекта проявляются в четырех фазах существования сознания: в бодрствовании, сне со сновидениями, в глубоком сне, и в четвертом состоянии. Это некая универсальная система видения мира и понимания мира.

И в частности там объясняется, что каждый из этих аспектов Бога, либо Бхагавана, наделен парой качеств, очень важных, позволяющих выполнять множество функций в различных формах и проявлениях. Изначальный Господь, единая таттва, Бхагаван, это Васудев. И первой экспансией Васудева является Санкаршана. Мы знаем, что когда Кришна пришел, к Кришне Санкаршана пришел как Баларама. Когда Кришна пришел как Рамачандра, Санкаршана пришел… Как кто? Как Лакшман. Во всех проявлениях Кришны Санкаршана приходит. Когда Кришна принимает облик четырехрукого Вишну, Санкаршана становится Анантой Шешой, на котором возлежит Кришна. И когда Кришна приходит в образе Чайтаньи Махапрабху, Санкаршана приходит как Нитьянанда Прабху.

Это первая экспансия и сама природа этой первой экспансии, как Шрила Прабхапада удивительным образом переводит это. Он говорит, что есть Верховная Личность Бога, а есть верховная личность слуги Бога. И это Санкаршана. Или высшее проявление духа служения. Сам Бог, сам Кришна принимает облик слуги, для того, чтобы научить нас служению.

И основная функция Санкаршаны заключается в том, чтобы учить. Говориться, что Санкаршана изначальный гуру, изначальный принцип гуру, гуру-таттва или духовный учитель, потому что духовный учитель должен научить нас тому, как служить.

И одновременно с этим, если мы вспомним третью песнь Шримат-Бхагаватам, учение Господа Капилы, то эти четыре аспекта Бога или четыре разных проявления Бога — Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха – они также проявляются в нашей психике, в нашем сознании. И Санкаршана это Божество эго. Есть аханкара, есть манас, есть будхи, есть чита и Санкаршана – это эго. Вернее Божество, которому мы должны поклоняться, для того, чтобы устранить все проблемы, связанные с нашим эго.

И очень любопытное следствие из всего этого, вытекает и это ясно объясняется в Лакшми-тантре, в произведении из канона Панчаратры, где говорится, что духовный учитель, а духовный учитель является внешним проявлением Санкаршаны, должен научить нас одной очень важной вещи, одной. Какое наше истинное эго.

Он должен заменить наше ложное эго, эго господина, повелителя, на настоящее эго, на эго слуги или даже не слуги, а слуги слуги слуги слуги слуги слуги и это самое главное, потому что все остальное вытекает отсюда.

Если я правильно понимаю, кто я, то я могу правильно действовать во всех отношениях, в которые я вступаю. Если я думаю, что я господин, то я буду во всех отношениях, так или иначе, вести себя как толстый босс, как большой какой-то. И из-за этого я буду страдать постоянно. Постоянно. Потому что это противоестественная вещь, ложное эго, ложное Я. Но, тем не менее, так как у меня есть это Я, я буду его проявлять, оно будет лезть в разных формах, в разных дырках, через все щели. Оно будет проявляться.

И, наоборот, если я понимаю, что я слуга, то все остальное сразу же становиться на свои места. Слуга это очень многозначительная вещь. Слуга значит, он может по разному служить: кому-то мы служим, если он старше нас, мы служим, уважая его, поклоняясь ему. Кому-то мы можем служить, защищая их, кому-то мы можем служить, дружась с ними.

Бхактивинод Тхакур говорит, что все эти эмоции или все расы, которыми обменивается человек проявление одной сущности. Если я понял, что я слуга, то все остальное выстраивается само собой естественным образом правильно.

Как если опустить в насыщенный раствор соли кристаллик, то вокруг этого кристаллика будут расти, если этот кристалл правильный, то все остальное будет расти правильно и возникнет большой красивый кристалл. Кто-нибудь из вас выращивал кристаллы? Нет? Я выращивал. Появляется вот такая большая штука, идеально правильной формы. Почему, потому что внутри маленький кристаллик правильной формы. Все остальное наращивается и тоже становиться правильной гармоничной формы. И точно также эго.

Эго это очень тонкая вещь, тонкая структура внутри нашей психики. Наше представление о себе и том, что для меня ценно. Если оно правильное, то все остальное сверху тоже будет правильным, тоже будет очень красивым, гармоничным, симметричным.

Если оно неправильное, все остальное тоже будет кривым и уродливым. И Санкаршана учит именно этому: как сделать наше эго правильным и для этого две вещи у него есть.

Я говорил, что у каждого из этих проявлений Божества есть два качества или две потенции, две энергии. И у Санкаршаны два проявления его силы – это гьяна и бала.

Гьяна значит духовное знание и бала значит сила. Эти вещи для чего нужны? Как по-вашему? Сила и знание?

Да, они проявляются с одной стороны, в понимании священных писаний, в понимании своей природы и, с другой стороны, в нашей садхане. То, что мы должны получить от изначального духовного учителя, от Санкаршаны, понимание того, кто я есть, в каких отношениях я нахожусь с этим миром и со всеми остальными, с тем с кем я сталкиваюсь в этом мире, с другими живыми существами, с Богом, с природой, с людьми, которые рядом со мной. Если это есть, то все естественно. Если понимание это есть, то все естественно. Не нужно делать объявления о том, что «пожалуйста, не ломайте цветы», «не ведите себя как мамаи», чтобы в кургане не оказаться. (Смех)

Гьяна. Гьяна, которая должна снизойти на нас. Гьяна, она не из вне приходит, вернее не есть просто какая-то теория. Она должна спуститься на нас, сверху, это милость. Потому что гьяна суть понимания того, кто я есть.

И вторая это бала – сила, которая нужна, для того, чтобы садханой заниматься. Чтобы рано утром вставать, чтобы картошку чистить, на лекции по «Шримад-Бхагаватам» ходить, чтобы другие вещи делать.

Собственно, это то, с чего начинается духовная жизнь. Духовная жизнь с этих двух вещей начинается. С понимания того, кто я есть и с силы, которая тоже должна прийти к нам по парампаре, по цепи духовных учителей. Силы, чтобы заниматься духовной практикой – садханой. Чтоб рано вставать, чтоб повторять свои круги, правильно. Для этого мы все сюда собрались. Чтобы получить правильное представление о том кто я есть, набраться силы и также в общении друг с другом, укрепиться в этом, проверить все это и получить дополнительный стимул. Так что это очень важно.

Мы здесь для того, чтобы получить что-то важное. И давайте попытаемся приложить все усилия для того, чтобы то, что нам нужно пришло. А для этого надо вести себя самым лучшим образом, служить всем. В конце концов, за этим приехали. Чтоб понять, что я слуга. А слуга, он, как это не прискорбно, служит, оказывается. (Смех) Ничего другого не делает. Хочет отдавать, хочет служить. Так что это важно.

Я очень благодарен всем организаторам, которых тут нет, и которые есть, за то, что они позволяют мне как-то служить здесь. Хотя на самом деле для меня это, конечно же, чувственное удовольствие. Все, что я делаю за пределами Москвы – это чувственное удовольствие. (Смех) Никто из Москвы не приехал. Слава Богу. (Смех).

Но все равно, хотя это по большей части чувственное удовольствие, все равно мне хочется как-то попытаться служить, в меру своих сил и возможностей, здесь я постараюсь это делать, насколько я смогу.

Но больше всего я рад тому, что вы все приехали сюда и тому, что вы будете тоже здесь, так или иначе пытаться служить друг другу. Что это утверждение организаторов, что их на самом деле нет, философски немножко сомнительное, но оно важное, потому что оно позволяет каждому из вас почувствовать себя чуть-чуть организатором. Приобщиться к этому и почувствовать ответственность за успех всего этого. Очень важно, чтоб каждый из нас, приезжая сюда именно эту ответственность почувствовал.

Я здесь для того, чтобы служить, и если каждый это настроение будет в себе поддерживать, то успех гарантирован. Когда все служат, духовный мир спускается на землю. Потому что духовный мир – это место, где все служат, где даже Кришна служит. Кришна просто не выдерживает, и начинает служить. Хотя ему уже, казалось бы, сам Бог велел наслаждаться. (Смех) Даже он служит. Хотя мог бы не служить.

Материальный мир это место, где все пытаются избежать служения, поэтому тут так противно. Все. Поэтому Кришна сюда только изредка приходит, в самых крайних случаях.

Но когда все начинают служить, тогда духовный мир спускается и все становятся счастливыми. Поэтому мое небольшое напутствие оно сводится к этому.

Пожалуйста, примите на себя ответственность за успех этого всего. То есть постарайтесь служить как можно больше в разных формах, в разных видах. Понимая свою глубинную внутреннюю природу. Тогда мы уедем очень счастливыми. И на будущий год опять съедемся где-то. Обязательно. Потому что Кришна говорит, если кто-то попал в духовный мир, он уже оттуда не хочет обратно.

йад гатва на нивартанте
тад дхама парамам мама
(Б.-г., 5.6)

И точно также преданные. Если они оказались в атмосфере духовного мира, они не хотят из нее выходить. Они хотят всегда оставаться. Поэтому давайте попросим Кришну, чтобы эта атмосфера проявилась здесь, под городом Ганновером, как это не парадоксально (Смех) и чтобы мы смогли ее увезти с собой. Спасибо.

Шрила Прабхупада ки – Джай

Гаура Премананде – Хари бол

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.