Ганновер (03.05.2009) Европейский ретрит, закрытие, «Шримад-Бхагаватам», 5.18.11

Диск 115, л. 10

Аннотация:

Тот, кто непосредственно общается с Верховным Господом, слушая о Его деяниях, изгоняет из своего ума всю скверну и очень скоро обретает Сознание Кришны. Нет более могущественного метода очищения бытия, чем слушание о Кришне. Когда мы хотя бы внешне делаем вид, что Он нас интересует, мы начинаем интересовать его. Как только мы вспоминаем, о том, что Он – личность, Он тоже вспоминает о том, что мы есть. Весь «Шримат-Бхагаватам» о том, как Кришна лично, сам приходит в жизнь Своих преданных в ответ на их молитвы. Чтобы все это действовало на нас, сознание должно быть чистым. Если у человека нет внутри высокомерного оскорбительного отношения к святому имени, к «Шримат-Бхагаватам», к великим святым, если он принимает их с чистым сердцем и не пытается по привычки доказать свое превосходство над всем этим, то тогда бхава и объект бхавы появляется перед нами.

***

Сегодня последняя лекция, последняя встреча с вами. И я постараюсь подвести итог всему тому, что происходило здесь. И я прочту… Вчера мы читали двенадцатый стих из восемнадцатой главы пятой песни «Шримат-Бхагаватам» — это молитва Прахлада Махараджа. Сегодня я прочитаю предыдущий стих – одиннадцатый стих

йат-санга-лабдхам ниджа-вирйа-ваибхавам

тиртхам мухух самспришатам хи манасам

харатй аджо ‘нтах шрутибхир гато’нгаджам

ко ваи на севета мукунда-викрамам

Я сразу прочитаю перевод.

«Общаясь с теми, кто всего себя отдал на волю Верховного Господа, Мукунды, можно услышать о Его великих деяниях и проникнуть в их смысл. Деяния Мукунды обладают таким могуществом, что, просто слушая о них, человек непосредственно общается с Самим Господом». Ниджа-вирйа-ваибхавам. Могущество его обладает особой силой.

«Если он регулярно и с огромным желанием слушает повествования о славных деяниях Господа, то Абсолютная Истина, Личность Бога, в Своем звуковом воплощении входит в его сердце и очищает его от всякой скверны. Вода Ганги способна очистить тело и исцелить недуги, но, чтобы очистить сердце, тому, кто просто омывается в Ганге или посещает святые места, потребуется очень много времени. Какой же здравомыслящий человек откажется от общения с преданными, позволяющего так быстро достичь совершенства?»

Шрила Прабхупада ки – Джай

Регулярно омываясь в Ганге, человек может излечиться от многих болезней. Однако таким образом невозможно очистить ум, который переполнен мирскими привязанностями и поэтому является источником всевозможной материальной скверны. Но тот, кто непосредственно общается с Верховным Господом, слушая о Его деяниях, изгоняет из своего ума всю скверну и очень скоро обретает Сознание Кришны. В «Шримат-Бхагаватам» Сута Госвами подтверждает это

0342 сататах киршнах …сухрит садам

Верховный Господь пребывает в сердце каждого. И ему очень нравиться, когда кто-то слушает о Его деяниях. Господь сам очищает ум такого человека – хридьянтах хи абхадрани 0400 – он изгоняет из ума все нечистоты. Именно эти скопившиеся в уме нечистоты заставляют живое существо влачить материальное существование. Тот, кто очистил свой ум, сразу возвращается в свое изначальное положение – сознание Кришны – и достигает таким образом высшей цели жизни. Поэтому все великие святые, идущие путем преданного служения, подчеркивают важность метода слушания.

Шри Чайтанья Махапрабху положил начало совместному воспеванию мантры Харе Кришны, чтобы дать каждому возможность услышать святое имя Кришны. Или слыша звук мантры Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Рама Харе Харе, живое существо очищается – чето-дарпана-марджанам.

Вот почему во всех странах мира участники Движения сознания Кришны занимаются главным образом тем, что повторяют и поют мантру Харе Кришна. Очищая свой ум повторением мантры Харе Кришна, человек постепенно развивает в себе сознание Кришны. Он читает «Бхагават-Гиту, «Шримат-Бхагаватам», «Чайтанья-Чаритамриту», «Нектар преданности» и все больше и больше очищает от материальной скверны.В «Шримат-Бхагаватам» сказано:0533

наштапрайешу бадришу

нитйам бхагавата севайа

бхагаватам уттаме шлоке

бхактир бхагавате наштир туки

Регулярно слушая «Бхагаватам» и служа чистому преданному, человек почти полностью очищает свое сердце от материальной скверны. И тогда любовное служение Господу, чье величие воспевают в изысканных, божественных стихах, навеки утверждается в его сердце.

Таким образом, просто слушая о великих деяниях Господа, преданный полностью очищает свое сердце от материальной скверны, и ему открывается его изначальное положение – положение неотъемлемой частицы и вечного слуги Господа. Тот, кто преданно служит Господу, постепенно выходит из-под влияния гунн страсти и невежества и начинает действовать исключительно в гуне благости. Такой человек становиться счастливым, и уверенно двигается по пути сознания Кришны.

Все великие ачарьи призывают давать людям возможность слушать о Верховном Господе, ибо каждый, кто слушает о нем, непременно достигнет совершенства. Чем больше мы очищаем свое сердце от скверны материальных привязанностей, тем больше нас привлекает имя Кришны, Его облик, качества, атрибуты, деяния. Этот принцип лежит в основе Движения Сознания Кришны.

Шрила Прабхупада ки- Джай!

йат-санга-лабдхам ниджа-вирйа-ваибхавам

тиртхам мухух самспришатам хи манасам

харатй аджо ‘нтах шрутибхир гато’нгаджам

ко ваи на севета мукунда-викрамам

«Общаясь с теми, кто всего себя отдал на волю Верховного Господа, Мукунды, можно услышать о Его великих деяниях и проникнуть в их смысл. Деяния Мукунды обладают таким могуществом, что, просто слушая о них, человек общается с Самим Господом».

«Если он регулярно и с огромным желанием слушает повествования о славных деяниях Господа, то Абсолютная Истина, Личность Бога, в Своем звуковом воплощении входит в его сердце и очищает его от всякой скверны. Вода Ганги способна очистить тело и исцелить недуги, но, чтобы очистить сердце, тому, кто просто омывается в Ганге или посещает святые места, потребуется очень много времени. Какой же здравомыслящий человек откажется от общения с преданными, позволяющего так быстро достичь совершенства?»

Шрила Прабхупада замечательным образом подвел итог всему тому, что мы услышали здесь. И он объясняет в комментарии, что источником всей скверны в этом мире является наш оскверненный ум. В силу того, что этот ум соприкасался в течение очень долгого времени с материальной энергией, этот ум вобрал в себя массу грязи. Как перевели переводчики на русский язык – в уме много нечистот. Стул иначе говоря. (Смех). В уме скопилось много нечистых вещей. И эти нечистые вещи вылазят в тех или иных формах, в тех или иных видах. Они проявляются в виде болезней. Они проявляются в виде беспокойств. И проявляются в виде злобы, зависти, вожделение, жадности, гнева, эмоциональных реакций наших. Поэтому Прахлада Махарадж говорит, что нет более могущественного метода очищения бытия, причем полного очищения, чем слушание о Кришне. Все остальные методы, как Шрила Прабхупада в переводе стиха, приводит в пример воды Гангу. Они тоже очищают.

Можно пойти к психотерапевту. Он тоже что-нибудь оттуда выковыряет из нашего ума, найдет там червяка какого-нибудь, вытащит его. Только один человек. А там их очень много.

И все остальные метода не так эффективны, потому что не проникают так глубоко. Слой за слоем, за слоем, за слоем, за слоем в нашем сердце скопилась эта грязь, и нужно делать раскопки, прежде чем докопаться до души. Она находиться там, в глубине, сокровище наше.

Есть единственный метод, который проникает глубже всего и начинает действовать изнутри. И «Шримат-Бхагаватам» объясняет этот механизм. Механизм — почему святое имя Кришны, или рассказы о Кришне, или общение с преданными, со святыми, может очистить из самой глубины нашего сердца.

Идухноти  сукрит сатам

Хридйантах сто …1225

В самой сердцевине нашего сердца, в сердце нашего сердца находится Кришна. И когда мы хотя бы внешне делаем вид, что Он нас интересует, мы начинаем интересовать его. Он говорит в «Бхагават-Гите»:

Йат дхама прападйанте

Тат сатами бхаджахам 1250

Если хотя бы слабый интерес. А шрадха, что такое шрадха? Шрадха – это искорка интереса к Богу. Мне вдруг становиться интересно что-то помимо моих собственных чувственных наслаждений, помимо женщин и золота. Шрила Прабхупада говорит, что в общем, в основном это две вещи, которые интересуют людей в материальном мире – женщины и золото. Есть категория людей, которых интересуют мужчины и золото. (Смех) В общем, суть от этого не меняется. Но когда появляется искорка веры, шрадхи. Шрадха значит, меня начинает интересовать Кришна. Я начинаю слушать о нем, интересно кто Он такой, что это о нем говорят тут. Кришну сразу начинаем интересовать мы.

Шрила Прабхупада подчеркивает этот момент в комментарии, и собственно это слова Суты Госвами из первой песни «Шримат-Бхагаватам». Сам Кришна! Не кто-то еще. Сам Кришна, находясь в глубине нашего сердца начинает вычищать оттуда грязь. А… конюшни1415 он начинает чистить. Потому что никто другой не справиться. Избавить нас от всей этой грязи может только сам Бог. И он глубже всего находится. Он лучше всего всю эту грязь знает. Все это видит. Он берет метлу в руки и начинает выметать ее. Берет шланг и начинает (изображает звук)

1430 наштапрайешу бадришу

нитйа бхагавата севайа

Если человек в течение достаточно долгого времени слушает, почти вся грязь уходит. Просто слушая. Ничего особенного не нужно делать. И это личностное отношение Кришны к нам. Как только мы вспоминаем, о том, что Он – личность, Он тоже вспоминает о том, что мы есть. До этих пор мы отданы на откуп безличному закону кармы.

Закон кармы – закон вселенской справедливости. И я читал различных критиков закона кармы. Они говорят: «О, это безличная вещь!» Безличная вещь. А мы ничего другого не заслужили. Мы заслужили в силу своей механичности, механичности своего подхода только такое отношение.

Но как только мы вспоминаем, что Бог – личность, как только искорка веры или понимания этого приходит, или возвращается в наше сердце, тотчас же Бог начинает относится к нам очень личностно. И Он сам уже начинает разбираться с нашей кармой. До этого у него там был калькулятор в руках. Сам объясняет упадрашта анумантра1600 – беспристрастный свидетель. Четыре руки – в одной руке калькулятор (Смех) с кармой и смотрит – что заслужил. Сейчас посмотрим. А! Хорошо. Ладно! Подводит итог всему, считает все. Но конец всякой кармы приходит в тот самый миг, когда человек слышит один раз имя Кришны. Все. Нет никакой кармы. Кришна сам в сердце просыпается и начинает говорить: «Сейчас мы ему особую программу очищения пропишем».

До этого все было стандартно, как в поликлиниках. Всем один и тот же рецепт. С этого момента начинается персональное лечение. Кришна сам начинает очищать наше сердце. И Он сам приходит на помощь. Он сам слушает то, что мы слушаем о нем. Он сам заботиться о нас. Он сам посылает нам какие-то сложности, трудности, испытания.

Ачарья наши снова и снова не устают повторять. Мадхава Ачарья в комментарии на Веданту сутру объясняет, где бхакти в Веданта сутре. Говорит, бхакти в Веданта сутре там, где объясняется, как Кришна лично расправляется с кармой живого существа. Там, где объясняется, что карма – не безличная вещь. И когда человек заинтересовывается Богом, то Бог начинает разбираться с этим. И об этом «Шримат-Бхагаватам». Весь «Шримат-Бхагаватам» о том, как Кришна лично, сам приходит в жизнь Своих преданных в ответ на их молитвы.

Иногда Он приходит сам в виде трибангала литы 1800, иногда Он приходит в каком-то другом виде. Но это Он, а не кто-то другой. И об этом все время нужно помнить.

В восьмой песне «Шримат-Бхагаватам» описана замечательная история – Гаджендра мокшана лила 1818, когда Кришна спас слона Гаджендру. Сам Кришна. Ачарья объясняют, что Кришна так торопился его спасать, что Он забыл чадар на себя накинуть. Когда Он прилетел, у него чадара не было. В ведической культуре без чадара мужчина считается не совсем одетым, неприлично на людях появляться без чадара. Чтоб слона спасти, слона, скотину тупую, Кришна так спешил, что забыл чадар набросить. У него так где-то он… Бежал к нему, чтобы его спасти!

И люди этого не понимают. Люди, у которых нет личностного понимания Бога и понимания того, что Бог как личность не может смотреть на страдания преданного, когда преданный даже искорку маленькую интереса к нему проявляет, они смеются над этим.

Есть хорошая история про Акбара и Бирбала1930. Акбар был мусульманином, монгольским императором. Он любил Бирбала, но иногда он подтрунивал над ним, смеялся. Как-то они беседовали. Он говорит: «Что это за Бог у вас такой, у индусов? Что это за бог такой, который сам бежит и спасает слона из озера? Слуг у него что ли нет, чтоб спасти? Нет, нехороший Бог. Неправильный Бог. Бог – Он что? Бог – он должен сидеть там». Аллах – непонятно, что он делал там. Ну, точно не вмешивается в это. У него слуги есть.

Акбар сказал это, Бирбал улыбнулся. Сказал: «Хорошо, я тебе объясню это скоро, через несколько дней».

Через пару дней Бирбал зашел в тронную залу. Акбар сидел в окружении множества слуг, свиты, министров на своем троне. У него бассейн был в его тронном зале. И Бирбал зашел, и на руках у него была восковая кукла любимого внука Акбара. Прошел и, проходя мимо бассейна, уронил эту куклу туда.

Акбар, когда увидел это, он вскочил со своего трона, помчался туда и увидел – это восковая кукла. Бирбал говорит: «А у тебя что, слуг что ли нет? (Смех). Зачем ты побежал его оттуда вытаскивать? Зачем ты сам вскочил? Смотри сколько у тебя слуг! Тебе нужно было просто пальцем махнуть.

И таким образом Бирбал объяснил, что значит личность. Бог – личность. И мы никогда не должны об этом забывать. Мы стали машиной. Мы стали механизмом. И поэтому мы тоже думаем, что Бог – личность, ему дела до меня нет.

Стихотворение замечательное прислали: «Весна, Вриндаван, Кришне не до нас». (Смех). Но ему до нас. Самое удивительное в том, что когда нам становится «до него», то ему становиться «до нас». Когда мы проявляем интерес к Кришне, то Кришна не может не проявлять интереса к нам. И Он начинает это делать. Он начинает изнутри очищать наше грязное сердце. И поэтому весь метод бхакти-йоги сосредоточен на этом. Весь метод бхакти-йоги завязан на том, что мы слушаем о Кришне в обществе преданных, и удивительные, необычайные процессы проходят в нашем сердце.

Шрила Прабхупада говорит – чем занимаются преданные? У них очень важное дело. Ни слушают Харе Кришна мантру. Во всех странах мира. Но никто не может по-настоящему понять, что в этот момент происходит, потому что в этот момент включаются удивительные силы. Сам Бог начинает работать. И Шрила Рупа Госвами в «Бхакти расамрита синдху», в «Нектаре преданности» говорит о том механизме, который вложен в этот процесс очищения. Он объясняет, что пять могущественных форм преданного служения, которые он перечисляет самыми последними из шестидесяти четырех правил садханы бхакти – слушание святого имени, слушание «Шримат-Бхагаватам», общение с преданными, проживание в святом месте и служение божеству с верой – обладают адбхута вирья2405 – удивительной силой. И эта адбхута вирья, вложенная в эти вещи – в святое имя, в «Шримат-Бхагаватам», в преданных, в святое место или в божества – действуют даже на тех, кто не верит. Даже если человек не верит, дурье 2430 – если он далеко находится от веры, даже если шрадхи нет, он услышал святое имя – святое имя будет действовать на него.

И дальше он объясняет еще один удивительный эффект соприкосновения с тем, что несет на себе духовную энергию. Она не из этого мира. «Шримат-Бхагаватам» не из этого мира. Есть люди, которые пытаются понять, когда он был написан. Да не важно когда он был написан. «Шримат-Бхагаватам» всегда есть. «Шримат-Бхагаватам» — это звуковое воплощение Господа. У него нет истории в мирском смысле этого слова.

Вриндаван – необычайное место. Если вы просто въезжаете во Вриндаван… Вчера Шачинандана Махарадж показывал нам кадры Вриндавана – мы там были. Обычные вещи, коровы какие-то ходят, собака, обезьяна – необычные! Духовный мир соприкасается с нашим сознанием в этот момент. Вы пересекаете в какой-то момент около Коши границу Вриндавана и чувствуете что-то другое – другая атмосфера. Люди приезжают туда и не понимают, что с ними творится.

В прошлом году там была группа людей из Москвы. Они ничего не знали о Вриндаване. Так или иначе их там через астрологию во Вриндаван привезли наши косвенные проповедники. Ну, там как-то чтоб планеты встали нормально. Я не знаю под каким предлогом. Приехало человек двадцать. Я пришел к ним.  Во время картики они приехали во Вриндаван. Они каждый день ходили в Кришна Баларам мандир, предлагали там фитильки – намамишварам сач-чид-ананда-рупам.

Я пришел к ним. У них вот такие глаза. Они говорят: «Что такое, что с нами происходит? Мы ничего не понимаем.Одно мы точно знаем – в Москву не хотим обратно. Точно! Вот это точно! Что такое? Почему? Как? Что? Почему? Объясните!»

Шрила Рупа Госвами говорит: «Невозможно объяснить». Адбхута вирья 2710 Чудесная энергия вложена в эти места. Вложена в эти объекты. И когда человек  соприкасается, даже без веры, даже если он в астрологию верит, приехал туда – сердце переворачивается. Сердце не может оставаться тем же самым. И Шрила Рупа Госвами объясняет еще один удивительный момент, связанный с этими вещами, с этими формами духовной практики. Он говорит: «4741 алокика падартханам». Эти вещи – алокика – они не из этого мира. Мир называется лока. Лока значит нечто мирское. Аллокика значит нечто трансцендентное, находящее за пределами этого мира.

алокика падартханам

ачинтья шакти индришам

Все эти предметы, имеющие духовное происхождение, или духовную природу, такие как имя Кришны, «Шримат-Бхагаватам», мурти Кришны или реплика 2812 духовного мира, проявленная здесь в этом мире или святой, через которого действует Кришна. Они все ачинтья шакти индришам. В них вложена непостижимая энергия. Они носители непостижимой энергии. Что они делают? Слушайте очень внимательно. Это очень большой секрет, который Шрила Рупа Госвами открывает нам. Он говорит:

бхава тат вишайа ча пи

саха ива пракашайет 2850

Он говорит, что когда человек соприкасается с этими вещами, две вещи происходят с его сознанием. Бхава – у него появляются чувства по отношению к Кришне. Бхава. Он столкнулся с преданными, преданные поют Харе Кришна, и тут вдруг плакать начинает.

Пару лет тому назад у нас был Джанмаштами. Человек десять тысяч, наверное, пришло. И тысячи две, наверное, осталось до самого конца до двенадцати часов ночи. И был последний киртан в двенадцать часов ночи на Джанмаштами. Большая толпа, поют киртан. Я шел, проходил мимо. Вдруг какой-то парень догнал меня, молодой парень, лет, может, двадцать. И видно было, что он первый раз пришел, первый раз появился. Он понял по одежде, что я главный или что-то такое. Меня по плечи стукнул и сказал: «А вы мне можете объяснить, почему я плачу?» Я сказал: «Так и надо. Все правильно. Все в порядке у вас. Объяснить я это не могу».

Ачинтья шакти. Это необъяснимая энергия. Но она вложена в святое имя. Она вложена в «Шримат-Бхагаватам». Она вложена в святых людей. Кришна вкладывает ее. И что происходит? Бхава появляется. Бхава значит чувства. Слезы появляются. Иногда мурашки бегают по коже. Иногда человек застывает или в горле комок. Редко, но бывает. Он дальше потом объяснит почему редко. Но появляется бхава. Но мало того, что бхава появляется. Если бы просто бхава появлялась, это было бы не так интересно. Он говорит: тад вишайа пракашайет.3100 Две вещи появляются. Человек соприкасается с этим, у него появляются чувства или эмоции. Он перестает быть равнодушным. И тад вишайа – объект этих чувств тоже появляется перед ним. Шрила Рупа Госвами обещает нам, что если человек регулярно соприкасается с этими пятью вещами, то объекты этих чувств… А кто является объектом этих чувств? Сам Кришна. Трибангала ета Кришна3139 пракашайет – проявляет себя. Не просто бхава. Не просто чувства. Сам Бог вынужден прийти, если человек регулярно делает это и если человек делает это в правильном умонастроении. Это удивительное качество преданного служения открытого нам. Это то, что мы получили. И ни в коем случае нельзя считать это чем-то дешевым. Кришна принимает это в серьез и появляется перед нами, даже если мы сами несерьезны.

Есть замечательная история про Варшану. Шачинандана Махарадж рассказывал и показывал нам эти места. Великие места. Вчера он сказал, что если кто-то просто думает о Ямуне, он уже очищается. Не говоря уже о том, чтобы омыться в ней.

На Варшане была история замечательная, что один человек из Дели приехал туда. И он приехал туда, как часто бывает, не от хорошей жизни. Как правило, люди приходят в преданное служение не потому, что у них все хорошо, а потому что Кришна очень милостив к ним. И посылает им много неприятностей. Того человека жена бросила. Он ее любил, а жена бросила его. В ведической культуре немыслимая вещь. В Индии еще какие-то остатки ведической культуры остались. Жену Кишори звали. Он приехал на Варшану. Он плакал: «Кишори, Кишори! Кишори!» Шримати Радхарани со своими подругами – Лалитой, Вишакхой – говорит: «Это он меня зовет!» Лалита говорит: «Ты с ума сошла. Он не тебя зовет. Он свою эту самую, которая его бросила, зовет». Она говорит: «Нет, Кишори – это мое имя. Он меня зовет. Приведите его сюда». Они говорят: «Да нет, он не тебя зовет». Она говорит: «Ну как не меня? Кишори. Меня Кишори зовут? Кишори. Нитья Кишори». Его привели к Шримати Радхарани, потому что даже если у человека нет веру, но человек  делает это со слезами на глазах, как этот человек на Варшане, милость приходит. В этом нет никакого сомнения.

Однако есть единственное условие, которое ставит Шрила Рупа Госвами. Он говорит, что чтобы все это действовало на нас, человек должен быть сат дхи. Сат дхи 3435 значит – его сознание должно быть чистым. И Шрила Джива Госвами, комментируя это утверждение в «Бхакти Расамрита синдху», объясняет – сат дхи нир аппарадха чита. Сат дхи – человек искренний или простой, у него простой ум. И Джива Госвами объясняет, что это значит, что внутри у него нет высокомерного оскорбительного отношения – нир аппарадха чита. Если он так относиться к святому имени, к «Шримат-Бхагаватам», к великим святым, если он принимает их с чистым сердцем и не пытается по привычки доказать свое превосходство над всем этим, свою интеллектуальную способность так или иначе все это вычислить, расклассифицировать и почувствовать себя выше всего этого, то тогда бхава и объект бхавы появляется перед нами. Сам Кришна приходит. Одно единственное условие нираппарадха чита. Внутри не должно быть оскорблений. Оскорбления значит высокомерие. Все оскорбления проистекают из высокомерия. Из-за того, что я считаю себя выше, лучше, умнее, красивее.

 И начинаю изучать «Шримат-Бхагаватам», сейчас поймем «Шримат-Бхагаватам», сейчас поймем. Сейчас вычислим, что там в святом имени, сейчас мы то, то, то. Все! Аппарадха. Аппарадха значит, что я вместо того, чтобы принять эту милость с мягким и открытым сердцем, начинаю ее вычислять. И это единственное, что нам надо знать в нашей практике. Сама практика бесконечна могущественна. Но единственное, что мы должны знать… И даже если веры у нас нет, все появиться. И вера появиться, и ништха появиться, и ручи, и асакти. Даже минуя ручи и асакти сразу бхава появиться и объект бхавы. Оскорблений не должно быть. Я постоянно должен следить за этим в своем сердце, что в сердце моем нет оскорблений. И это значит, что усилия, которые я делаю, та сфера приложения моих усилий, которая находится в моих возможностях, относиться именно к этому. Я избегаю как можно более тщательно всех оскорблений. Избегать всех оскорблений значит:

тринад апи суничена

тарор эва сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

Это заключительное наставление. Мы прощаемся с вами. Непонятно когда мы встретимся в следующий раз. Будем надеется, что скоро. Но кто его знает. Все в руках Кришны. Мы все под Ним ходим. Но есть одно самое важное наставление, которое вы должны унести в своем сердце. Вчера Шачинандана Махарадж сказал, что если вы все забудете, одну вещь… Как правило все забывают. Уже через пятнадцать минут после лекции у людей остается легкий ветерок в голове от лекции. Ничего. Может история какая-нибудь обрывками осталась. Все выветривается. Но если одну вещь запомнить, одну вещь можно попытаться как-то запомнить. Вчера он говорил об одной вещи. О том, что мы должны повторять святое имя со связью, с личностной связью с Кришной. И мне хотелось тоже одну вещь на прощания вам сказать. Если одну вещь мы запомнить, то это будет очень хорошо. Эта одна вещь – смирение, почтение, уважение, терпение. На самом деле это одна вещь. И если эта одна вещь будет в нашей жизни, когда мы избавимся от этого глупого, полностью иррационального, детского желания все время выглядеть лучше, чем все остальные, все время смотреть на всех остальных свысока, если мы поймем, что наше достоинство проявляется в нашей способности уважать других, проявлять это уважение, то это очень сильно поможет Кришне очищать наше сердце.

Вся ведическая культура была направлена на это. Когда ученик уходил из гурукулы, то была особая церемония. У нас что-то вроде этой церемонии. Последняя встреча. Ну, последняя, в каком-то смысле. «Чхандогье упанишад» объясняет, что говорил ему учитель. Он говорил: матри дева питри деваатитхи дева бало 4043 Четыре вещи он ему говорил. Там еще есть какие-то наставления, но четыре самых главных. Уважай свою мать, как Бога, уважай своего отца как Бога, каждого встречного уважай  как Бога. Гость пришел к тебе, уважай его как Бога. Потому что это сам Бог. Он у него в сердце находится. И дальше четвертое наставление, которое учитель давал выпускнику из своей гурукулы, он говорил: Учись всю свою жизнь, учение твое не закончилось. Каждый день – это школа. И каждый день Бог посылает тебе уроки. Если Ты привык учиться. Почувствовал вкус учиться, то ты сможешь закончить эту школу, если не с золотой медалью, то, по крайней мере, не останешься на второй год. Обычно люди остаются на второй год, на третий, и рождаются снова, и снова, и снова, и снова. Это наставление, которое мы должны вынести. Вся ведическая культура учит только этому. Почтению, уважению, благодарности, и таким образом она расчищается в нашем сердце место для любви. Сейчас там места для любви нет. И места для Кришны тоже нет. И Кришна, Он там есть, но ему тесно. (Смех). Он там, но нам не до него. И там много всего остального. Но если мы научимся уважать других, научимся быть смиренными и поймем, что в этом смысл человеческой жизни, в том, чтоб в конце концов со смирением относиться ко всем остальным, то мы научимся уважать и любить Бога. О какой любви к Богу может идти речь, если у нас нет элементарного уважения к Его творению? И это самое главное наставление, которое нам нужно унести с собой. Смирение, которое будет проявляться в том, что мы любим все живые существа, особенно любим преданных.

Я хотел рассказать последнюю историю. Нам нужно кончать. Время наше истекло. Эта история из мусульманской традиции. К одному святому суфию пришел архангел Джабраил. У него в руках была большая книга под мышкой. Большая такая! Святой у него спрашивает: «Что у тебя за книга?». Он говорит: А это книга, в которой имена всех друзей Бога записана, всех друзей Аллаха. И я ее постоянно читаю». Святой этот заинтересовался и спросил: «А там случайно моего имени нет?» Он говорит: «Нет, твоего нет». Толстая книга. У Бога много друзей, близких к нему людей. Он говорит: «Нет, твоего нет. Я ее всю хорошо знаю. Твоего нет».

Тот сначала огорчился. Ему больно было. «Как же так. Я и так и сяк. И молюсь. То делаю, и се делаю!» Потом он понял. Он заглянул в свое сердце и сказал: «Ну да, я понимаю. Бхакти-то у меня нет в сердце. Нет у меня ничего в сердце. Пустое. Понятно». Вдруг! Он огорчился, темный стал, черный. Вдруг просиял, говорит: «Но зато, может быть я не друг Бога, но я точно знаю, что я друг друзей Бога, потому что я люблю и уважаю преданных».

Тут вдруг архангел Джабраил, он на него посмотрел и сказал: «Слушай, мне сейчас только сказали – твое имя первым туда записать, в эту книгу!»

И эта маленькая история, она важна нам. Если мы будем дружить с преданными, если мы будем уважать все живые существа и если при этом мы будем повторять Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, сам Кришна придет к нам, потому что он будет доволен нами. Сам появиться перед нами, если у нас будет чистое, не осложненное оскорблениями сердце. Спасибо вам большое. И еще, это наставление, которое просил вам дать Шачинандана Махарадж, сохраните этот опыт и старайтесь делиться этим опытом со всеми остальными, со всеми, с кем вы встретитесь. Старайтесь давать им святое имя, давайте вкус, который у вас есть, давайте «Шримат-Бхагаватам», эти книги и давайте им возможность общаться с преданными. Это сделает Вашу жизнь успешной.

Харе Кришна!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.