Место явления Ханумана, Индия, Хампи, 23.11.2015 г.

Аннотация:

История Анджаны, матери Ханумана. Лила Мохини-мурти. Детство Ханумана.

***

Я вас предупреждал, что  паломничество значит аскеза. И говорил также, что ведическая культура учит поддерживать здоровье. Паломничество – часть этой программы, потому что всегда нужно забираться на какие-то горы. главное у нас впереди. Итак, сегодня мы находимся в Кишкинда-кшетре, я немножко расскажу про Ханумана, историю  его рождения, его мать, его отца. Гора эта называется Анджана- парвата, или гора Анджаны, и в этом храме вы видели самого Ханумана, Ситу, Раму , Лакшмана и саму Анджану, мать Ханумана. И разные писания немного по –разному описывают рождение Ханумана, я расскажу несколько историй, но так или иначе, все писания сводятся или сходятся на том, что в Ханумане есть частичка Господа Шивы, часть его энергии, часть энергии Ваю, он является частью, амшей бога ветра Ваю, бога воздуха жизни, изначального воздуха, не того ветра, который мы знаем, а праны, жизненного воздуха, то есть того, кто управляет жизненной энергией во всех существах. И Кешари, его отец, могущественный повелитель, царь ванаров, также вложил в него часть своей энергии. Как я уже говорил, в те времена, в Трета-югу, эту местность населяло племя ванаров. Обычно ванаров мы переводим как обезьяну, но это не совсем обезьяны. «Нара» занчит человек, ва-нара – что за человек. Это было племя диких людей, снежных людей, людей которые занимали некое промежуточное положение, то самое промежуточное положение между обезьяной и человеком, то самое промежуточное положение, которое Дарвин безуспешно ищет. То есть, это было достаточно цивилизованное,с одной стороны племя , с другой стороны, цивилизованными людьми они воспринимались в каком-то смысле как животные. И поэтому их обычно называют обезьяны, хотя это не совсем верно. И история его матери такова.

Анджана была апсарой на небесных планетах, и когда она была совсем маленькой девочкой, Брихаспати, учитель полубогов, взял ее в свій ашрам и стал воспитывать. Она выросла в очень чистой атмосфере, где она не слышала ничего, кроме ведических мантр. С самого детства она слушала лекции, была знакома с духовной наукой, и она выросла очень чистой и невинной девочкой. И Брихаспати любил ее как свою собственную дочь, и каждый день она помогала ему делать пуджу. Она приносила для него цветы, приносила фрукты, она ходила для него в лес на райских планетах и приносила все это. И однажды она отправилась туда и на райских планетах она увидела необычное зрелище, зрелище, которого она раньше никогда не видела – в озере, мимо которого она проходила всегда, купались гандхарвы. Это были гандхарвы  и гандхарви, и они купались в озере. Они занимались разными вещами, и она смотрела, раскрыв рот на эту картину, не зная, что происходит, но ее эта картина полностью привлекла, несмотря на ее воспитание, чистоту, невинность. Представьте себе, она увидела голливудский фильм, красивых мужчин  и женщин, которые играли в воде, плескались, обнимались, целовались – она не могла оторваться от этого. Назначенное врямя для пуджи прошло, Брихаспати ждал, в нем поднималось радражение, и она долго- долго смотрела на эту сцену, и настолько возбудилась  от увиденного, что когда она пришла, она решила попробовать то же самое с Брихаспати, она бросилась  на него и стала его обнимать. Брихаспати разгневался еще больше. Он сказал : «Ты ведешь себя как обезьяна. Я проклинаю тебя, ты станешь обезьной!» Она сразу опомнилась и стала просить у него прощения. Он улыбнулся и сказал: «На самом деле, это не проклятие, это благословение. Я знаю, что в сердце твоем еще живут какие-то желания,  и тебе нужно так или иначе эти желания изжить в себе, иначе ты никогда не сможешь очистить свое сердце, поэтому я благославляю тебя этим проклятием  родится на земле в этом облике, и когда у тебя родится великий сын, которорый сослужит великую службу самому Господу Вишну, ты полностью избавишься от всех своих желаний. И Анджана родилась здесь, в Кишкинде. Она была очень красивой обезьной. Следы ее прошлой красоты апсары по-прежнему остались здесь, но при этом, у неее не было никакого желания, настолько болен был этот урок, который она прошла, что она  с самого детства совершала аскезы, все молилась: «Поскорей бы у меня родился сын, чтобы я очистилась» Но ее увидел демон, асура, который жил в этом же лесу, он полюбил ее, стал предлагать ей руку и сердце, стал домагаться ее. И в страхе, ужасе перед этим асурой, она убежала в ашрам к великим мудрецам и рассказала, что с ней случилось.

Мудрецы сказали: «Боимся, мы не сможем тебя защитить, этот асура слишком могущественен, он преследует нас, но есть один человек, или ванара, который сможет тебя защитить. Это Кешари. Поэтому, пожалуйста, если вдруг случится что-то, то зови на помощь Кешари.Она осталась жить в этом ашраме, и через какое-то время асура напал на этот ашрам, и в ужасе, сложив в молитве руки, Анджана поклонялась Ваю, и стала звать Кешари. Кешари появился на ее зов, и началась страшная битва между асурой и Кешари. Они были равны по могуществу, долго- долго они бились, наконец, асура принял форму могущественного слона, и рыча, и круша все на своем пути, он бросился на Кешари, а Кешари принял форму маленькой обезьянки. И он знал, что у слона самое слабое место  это лоб. Обычно лев, который менеее силен, чем слон, чтобы убить слона, прыгает ему на лоб, разбивает ему лапой лоб, и таким образом  убивает слона. И Кешари вскочил ему на лоб, и стал изо всех сил  бить кулаком по его лбу. И слон пытался скинуть его,асура в виде слона, он пытался встать на голову, но Кешари схватил его  за хобот, в конце концов, он принял свой изначальный облик асура, и они опять стали сражаться, но никто не мог победить . И Анджана, которая была свидетельницей этой страшной битвы в стороне, сложила руки, и стала просить Господа Шиву, чтобы он помог. И в этот момент Шива пришел к ней, и он шепнул ей на ухо: «У этого асуры есть благословение: никто не сможет убить его, убить его сможет только его собственная кровь. И Анджана, услышав это, взяла стрелу, и окунула ее в кровь этого асуры,  иподойдя к Кешари, она протянула к нему эту стрелу, и сказала: «Выпусти эту стрелу в асуру» И Кешири послушался ее, натенул свой лук и – пшшшшш! Поразил грудь асура и асур упал замертво. Мудрецы стали рукоплескать, поздравлять Кешари,  и Кешари сказал: «Я тут ни при чем. Если бы не Анджана, я бы не смог его убить. Это она, по – настоящему, убила демона».

И тогда мудрецы сказали: придется вам жениться.  Они подвели Анджану и Кешари, соединили их руки, провели обряд, и Кешари с Анджаной стали жить, и оба они хотели, чтобы у них появился могущественный сын, и долго- долго молились. В этой части истории апсару звали Пунджалика –стхала, в этой части истории все сходятся. Каким образом Хануман появился в чреве Анджаны, вот тут  истории немного разнятся. В  одной говорится, что когда Дашаратха совершал жертвоприношение, чтобы у него родился сын Рама, Бхарата, Лакшман, Шатругна, то в тот момент,когда он передавал горшок (переданный ему человеком, вышедшим из жертвенного огня) с пайасом, сладким рисом, то в этот момент непонятно откуда прилетала огромная птица, и эта птица подхватила часть этого пайаса  в свой клюв и улетела. Прилетев сюда в лес, она, в молитвенно сложенные ладони Анджаны уронила этот пайсам, и она съела этот пайасам и таким образом забеременела. Это одна история. Но несколько Пуран, и в частности, Шива-Пурана рассказывают другую историю, более интересную, которую мне хотелось бы рассказать вам. История начинается с той самой истории, которую Вы все знаете, которая рассказана в Шримад Бхагаватам, Махабхарате  и многих других Пуранах, где объясняется как полубоги и демоны пахтали молочный океан, и как, в конце концов, из океана  вышел Дханвантари, и Он держал горшок с нектаром. И когда горшок с нектаром, амритой, или эликсиром бессмертия появился, то демоны с полубогами стали ссориться друг с другом. В конце концов, демоны забрали этот горшок и сказали: «Вам ничего не достанется!» и решили поделить его между собой. Беда  в том, что никто не уступал другому часть нектара, и они стали ссориться друг с другом. В это время там появился Вишну в образе Мохини мурти. Все знают эту историю, как Вишну появился в образе Мохини мурти,некой временной аватары. Он принял этот образ прекрасной женщины, эта женщина прошла мимо демонов, и на каждого демона она бросила особый взгляд. И каждый демон подумал: «Она любит только меня» И тогда все они подошли коллективно с этим нектаром к ней и сказали: «Будь нашей судьей и подели этот нектар между нами, мы согласны с любым твоим решением», потому что каждый из них думал: она даст именно мне, потому что она любит только меня. И Мохини-мурти очаровательно улыбаясь, взяла этот нектар и отдала полубогам. Шива, который в тот момент переваривал яд калакуту, ему было не до того, он не присутствовал при этой сцене, услышал о том, что Вишну появился в облике прекрасной женщины, он отправился к Вишну и сказал: «Я видел много твоих воплощений, я видел тебя в разных видах и в разных обликах, но никогда еще я не видел тебя в облике женщины. Пожалуйста, предстань передо мной» Вишну спросил у него: «Ты действительно уверен, что ты хочешь, чтобы я это сделал?» Он сказал: «Йоги, садху, ничто не сможет поколебать нас в нашей медитации, предстань передо мной, мы поклонимся тебе сделаем пуджу, и этим все кончится» Вишну переспросил: «Ты уверен, что этим все кончится?»  Шива сказал: «Если ты не доверяешь мне, ты увидишь» И в этот момент в ближайшем саду Вишну появился  в облике Мохини-мурти. В Шримад Бхагавтам говорится, что Мохини-мурти играла с мячом, у нее была легкая одежда, ветерок раздувал эту одежду, и волосы ее были распущены. Шива обезумел.

На самом деле, это очень хорошая история. Мы иногда думаем, что мы свободны от влияния иилюзорной энергии Кришны, и  с нами этого не может случится. С другими…  Великие преданные падают, это их проблемы, со мной такого произойти не может. Шрила Прабхупада в последний год сказал, что есть только одна вещь, которая отличает меня от моих учеников. Они спросили, какая? «Я боюсь майи, а они не боятся. И Шива оказался в этом положении, он помчался за Мохини-мурти, причем, он погнался за ней, а ему казалось, что она стоит на месте. Сколько бы он не бежал, он не мог до нее дотронуться, хотя, как будто-бы она стояла на месте, приглашала его и говорила: «Иди сюда! Иди сюда!» Он гнался, гнался за ней, как нам, кажется, когда мы гонимся за чувственными наслаждениями: вот-вот, близко они, близко! И они как будто бы стоят на месте, а мы не можем поймать .А Мохини-мурти тем временем пошла по берегу Ганги, и на берегу Ганги жили преданные Господа Шивы, великие йоги, санньяси, аскеты, они жили в с своих ашрамах, и вдруг они увидели женщину, и чтобы не расстраивать Господа Шиву, они потупили глаза, чтобы не смотреть на нее. Через несколько мгновений  они увидели Господа Шиву, который гонится за ней. Их вера в этот момент подверглась серьезному испытанию. Но на самом деле, это всего лишь доказательство могущества Вишну. И Шива, потом, когда вся эта лила закончилась, он поблагодарил Вишну и сказал: «Только ты мог со мной это сделать» В конце концов, Шива дотронулся до Мохини-мурти, и в тот момент, когда он дотронулся до нее, она исчезла. Но было уже слишком поздно, и часть энергии Господа Шивы с семенем упала у него. И так как семя это было бесконечно ценным, оно стало прожигать все. То есть семя, имеющее гигантскую энергию, силу. И он позвал бога ветра Ваю,  и сказал: «Только ты сможешь сохранить это семя» И Ваю каким то образом сумел охладить эту энергию, он поместил ее в реку и держал там в особом месте, сказав: «В свой срок, когда время придет  часть меня, мое воплощение, придет как Хануман через это семя, и ты должен будешь поместить это семя в Анджану.

Тем временем, мы знаем Анджана молилась Шиве, чтобы он дал ей сына. И не только Анджана молилась Шиве, полубоги стали просить Шиву, чтобы Шива появился здесь и уничтожил Равану. Недалеко отсюда, в Го-карне, месте, где Равана совершал аскезу, на самом деле хорошее место, нужно туда обязательно съездить, чтобы получить немнго демонических  сил, нужных нам для жизни в этом мире. И Шива благословил его , Брахма благословил его. Воодушевленный этими благословениями, он стал преследовать кого только можно, оправдывал свое имя, весь мир начал плакать от него, и полубоги стали просить Вишну, и Вишну сказал: «Я ничего не могу сделать, потому что ему покровительствует сам Шива. Шива должен мне помочь в этом. Сам я никогда ничего не смогу сделать, потому что я не пойду против своего преданного Шивы» И Шива стал думать, что же ему делать:  с одной стороны, он дал благословение Раване, а с другой стороны он понимал, что нужно его уничтожить. И тут ему в голову пришла гениальная идея. Парвати стала его просить помочь полубогам и сделать что- нибудь. И тут Шива сказал: «Я знаю, как я им помогу. Равана, совершая аскезы в Го-карне, отрубал одну за другой свои головы. И он отрубил себе десять голов, и этим удовлетворил одну из моих экспаний. Мы знаем, что есть одиннадцать Рудр, одиннадцать воплощений Шивы. И он удовлетворил десять, но одно осталось, и этот одиннадцатый Рудра воплотится на земле как Хануман. И тогда он сказал Парвати: я приду в образе обезьяны. Парвати страшно расстроилась: как же так, почему обезьяны? Шива ответил так: я хочу служить Раме без всяких ограничений. Люди всегда связаны какими-то ограничениями, что –то они могут делать, что-то не могут, что-то они могут себе позволить ,что-то они не могут себе позволить. Люди слишком сильно связаны правилами, дхармой и законами, но на обезьян, ванаров  это не распространяется. И тогда парвати сказала: «Тогда сделай так, чтобы я тоже родилась. Я хочу присутствовать при твоих подвигах  в образе обезьяны, я хочу быть свидетелем этого» «Шива сказал: «Нет-нет, женщинам вход воспрещен, я буду найштака- брахмачари. Тогда Паравти сказала: «Хорошо. Жена, является украшением мужа, а хвост является украшением обезьяны. Я стану твоим хвостом,  я приду в образе твоего хвоста» И во время своих подвигов Хануман очень много сделал своим хвостом, он , в частности, сжег всю Ланку  с помощью своего хвоста. И этот хвост – он не простой хвост. Именно на этом хвосте он восседал, и именно этот хвост хотел отрезать Равана, чтобы обесчестить Ханумана, но не тут-то было. Вся материальная энергия была в этом хвосте Ханумана. И что случилось дальше. В какой-то момент Шива решил ответить на молитвы Анджаны. И Ваюдев вложил эту энергию Шивы в ухо Анджаны. И Кешари вложил свою энергию в Анджану, и у нее здесь, на этом месте родился маленький Хануман. И когда он родился, разные истории рассказывают про это. Говорят, что, во-первых, он излучал очень яркое сияние. И во-вторых, он был совсем не красивый. Вы, возможно, видели его изображение там. То есть, даже по обезьяньим стандартам он не отличался особой красотой. Анджана, которая,с одной стороны долго ждала этого ребенка, с другой стороны, она посмотрела на это, и подумала: «Это? Меня освободит это?» У нее возникло некое возмущение, и она решила скинуть бедного Ханумана с горы. и в этот момент Ваюдев налетел на  нее и сказал: «Не делай этого. Хануман, на самом деле, спасет тебя и спасет весь мир, это великий слуга Бога, и нет никого более красивого, чем он, просто его красота не внешняя» Потому что  мы в этом мире приыкли судить людей по внешней красоте, И под внешней красотой понимается не только красота тела, какие-то внешние таланты, какой-то внешний блеск людей мы ценим. Но очень часто, самое красивое, то ,что по-настоящему делает человека красивым, преданность, она прячется под спудом этих внешних вещей.

И еще пару историй я расскажу про Ханумана, прежде чем мы двинемся в следующий пункт нашего назначения. Очень скоро Хануман проголадался. Анджана, сколько она не пыталась, т.к. сама жизненная энергия, Ваю, переваривает всю пищу в нашем теле, и Хануман переваривал пищу очень быстро. Сколько она не поила его молоком, сколько фруктов она ему не приносила, все ему было мало. В конце концов, когда он немножко подрос, она сказала: «Ешь все что хочешь, весь лес  твой!» Так как он был маленькой обезьяной, он ничего не знал, Поэтому он спроил у нее: «А что есть-то? Как выглядит то,что есть?» «А все, что красное, то и ешь!» В то время тут росло множество фруктов, в том числе, красные яблоки, красные фрукты какие-то. И Хануман в это время поглядел на небо, где всходило красное солнце, и он подумал: «О! Хороший фрукт!» И он прыгнул, и стал лететь, лететь, лететь. И Ваю, который восторгался забавам своего сына, он защищал его в этом полете, он окружил его защитной облолчкой. Он стал подлетать все ближе и ближе к солнцу, и далее рассказывается эта страшная история о том, как Хануман хоте проглотить солнце, но в это время пришло время для Раху глотать солнце. С одной  стороны подлетает Раху, с другой стороны подлетает  Хануман. И Хануман, видя, что у него появился сопреник, решил проглотить Раху. Когда он бросился на Раху, Раху взмолился Индре, Индра  со своим слоном Айраватой подлетел ближе, и тогда Хануман увидел слона, некое космическое явление произошло там, непонятно что, Хануман вскочил на этого слона  и стал играть со слоном.

В конце концов, Индра не выдержал и метнул в него ваджру, и ваджра разбила ему, в довершение ко всем его недостаткам, у него была расщепленная челюсть, поэтому его называют Хануман, ханума это значит челюсть, тот у кого разбита челюсть. И бедный маленький Хануман упал в обморок, и Ваю, который всегда был рядом с ним, похватил его унес в пещеру, и для того чтобы дать еще больше могущества своему сыну, устроил лилу: он вобрал  в себя свою энергию, свою силу, и вобрав  в себя свою энергию, он всех привел  в очень странное положение – все почувствовали, что они задыхаются, что полностью жизненный воздух остановился, что короче все полубоги пришли к нему на поклон, и стали просить: прости нас. И он сказал: «У меня не нужно просить прощения, но вот лежит мой сын, и каждый должен дать ему свое благословение» И первым был Вишну. Вишну подошел и сказал: «Я благославляю твоего сына тем, чем я могу благословить- он будет великим преданным, великим слугой Бога, это мое благословение для него» Потом подошел Брахма, и Брахма  сказал: «Он будет жить столько же, сколько я» Потом подошел Индра, виновато глядя в землю и  сказал: «Отныне никакое оружие не возьме тебя, даже моя ваджра, твои члены будут более крепкими, чем молния» Агни подошел к нему и сказал: «Огонь тебя не сможет тронуть» Бог Солнца подошел к нему и сказал: «Когда тебе будет нужно, ты будешь источать сияние и ослеплять всех своим светом, и более того, когда ты подрастешь, я сам буду учить тебя» И мы будем рассказывать о том, как он учился, когда пойдем в другое место, на гору Ришьямукха, и будем рассказывать про Ханумана, продолжим там еще эту историю.Короче говоря, он получил все эти благословения, и почувствовал в себе необычайные сылы, он стал делать все, что хочет. Он стал крушить все вокруг себя, он стал издеваться над бедными мудрецами, которые там жили, и мудрецы стали жаловаться, мудрецы совершали омовение в этой реке. Хануман брызгал их водой, Хануман сбивал их, Хануман иногда запрыгивал к ним на плечи и заставлял их возить себя. Иногда он ловил льва и слона, лев и слон это два заклятых врага, и связывал их хвостами. И лев , и слон бегали вокруг пытаясь сражаться друг с другом, но так как они были связаны хвостами, ничего невозможно было сделать. И обычно он это делал во время  магала- арати, когда мудрецы повторяют свои молитвы и изучают шастры. Он в клочки рвал их одежды, чего только не делал.

В конце концов, они пришли к Кешари и Анджане и стали просить сделать их что-нибудь , поскольку он стал вашим сыном, приструните его. А они в ответ: «Мы ничего не можем сделать, слишком талантливый ребенок» Талантливые дети, мы знаем, часто бывают непоседливыми. И тогда мудрецы собрались вместе и прокляли его, сказали, что отныне ты забудешь все свои силы, и до тех пор, пока тебе не напомнят об этом. В мгновение ока Хануман стал смиреннее травинки. Он стал служить всем мудрецам, он стал смиренне травинки. Он стал носить воду, стал стирать им одежды, и они не могли нарадоваться на него. Иногда нас нужно проклясть, чтобы мы почувтсвовали смирение,  потому что когда мы гордимся собой, ничего хорошего не бывает. Иногда Кришна милостиво устраивает так, что во мгновение ока нам уженечем гордится. Вдруг всякий повод для гордости пропадает  у нас, чтобы мы в конце концов, могли почувствовать себя на своем месте. И в этот момент в Ханумане проснулась необычайная тяга к знанию. На самом деле, эта тяга к духовному знанию это тоже результат смирения. До тех пор, пока у человека настоящего смирения не будет,  у него не будет реального желания узнать что-то и поменять себя. Пока человек думает, что у него все хорошо, пока он гордится своими талантами и способностями, он не чувствует необходимости поменятся, это потебность поменяться не приходит к нему, и только кода смирение приходит, человек понимает – духовное знание необходимо мне, причем не теоретическое духовное знание,  духовное знание, которое сможет изменить иеня изнутри. И тогда Хануман стал просить своих родителей, чтобы они отдали его в обучение кому-то. И родители, которые знали обо всех этих благословениях, Ваюдев сообщил им об этом, они напомнили ему об одном благословении: « Сурьядев, когда ты был маленьким, сказал, что он сам станет учить тебя, когда желание учится проснется в тебе. Поэтому отправляйся к Сурьядеве, напомни ему об этом обещании, он будет учить тебя всем ведическим наукам», но об этом ны послушаем дальше, на горе Ришьямукха, когда мы узнаем , как он проявлял свое знание на протяжении своей жизни.Н на горе, да у нас много гор. А сейчас мы спускаемся вниз и едем на рикшах на озеро Пампа- саровар и там увидим храм Пампы, так называют проявление богини Лакшми.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.