Аюрведа (начало), Москва, 03.09.2016 г.

Аннотация:

Основы аюрведы с точки зрения обычного человека. Отличие аюрведы от современной медицины. Ведическая космология. Концепция трех дош. Основной закон аюрведы. Влияние ума на наше тело.

 ***

Добрый день, дорогие друзья! Я хотел сказать, что я очень рад видеть вас всех на второй ступени. Сегодня у нас начинается вторая ступень нашего большого аюрведического практикума, где мы будем изучать с вами практические дисциплины ведической культуры, и я надеюсь, что это будет в высшей степени полезно для всех вас. Я рад, что мне выпала честь открывать эту часть нашего практикума, и я расскажу сегодня какие-то основы аюрведы с точки зрения обычного человека, что обычному человеку нужно знать об аюрведе, чтобы пользоваться этой наукой. Кроме этого в нашем ведическом практикуме будет астрология, йога, вегетарианство и какие-то другие дисциплины. Хорошо.

Я очень люблю аюрведу и в свое время я дал достаточно большой курс лекций по аюрведе. Это было в незапамятные времена, где-то в году 93-ем, еще когда книг по аюрведе не было на русском языке. С тех пор многое изменилось, много книг, много информации доступной, но, тем не менее, я думаю, что то, что я вам расскажу, даже тем из вас, кому аюрведа более известна, будет полезно и ново. Но с самого начала я хочу сказать, что я очень люблю аюрведу, но очень не люблю давать лекции по аюрведе, потому что всякий раз это сводится к тому, что нужно объяснять, сколько раз нужно ходить в туалет и другие столь же возвышенные материалы (смеется). И когда я вижу здоровый блеск в глазах слушателей, когда речь заходит об этих темах, мне становится очень скучно. Но, тем не менее, я думаю, что у нас будут не только такие совсем приземленные темы, я думаю, что у нас будет много всего важного и с философской точки зрения      и с практической точки зрения сегодня на лекции. Я сейчас прочитаю вступительные мантры (читает).

Я хотел вас сегодня немного познакомить с планом нашей лекции. Вначале я объясню или дам определение аюрведы из «Чарака-самхиты», и в общих чертах расскажу о том, что такое, что представляет собой аюрведа и чем она отличается от обычной медицины, к которой мы с вами привыкли, потому что аюрведа ставит перед собой принципиально иные задачи, чем обычная медицина, дополнительные. После этого я попытаюсь рассказать натурфилософские основы аюрведы и откуда она взялась. Без этих натурфилософских основ и без ведической космологии невозможно будет по-настоящему понять, что такое аюрведа, каким образом она работает, то есть у нас будет с вами небольшая часть, где я очень коротко объясню ведическую космологию и представление о том, что такое этот Космос с точки зрения Вед. Это очень важная вещь, потому что, если мы эти принципы поймем, положенные в основу всего творения, то гораздо легче будет понимать все, что происходит, в том числе, с нами в жизни. После этого, естественно, я расскажу основную концепцию аюрведы – это концепция 3-х дош, и сформулирую основной закон аюрведы, то есть, каким образом аюрведа формирует здоровую и гармоничную жизнь человека. После этого я расскажу о том, что, собственно, выводит эти доши из равновесия, и это будет очень важная часть нашего занятия, я объясню влияние ума на наше тело.

Влияние ума на наше тело – особенность аюрведы. Аюрведа очень четко закладывает принцип психосоматической природы всех болезней. Все болезни – это не только болезнь тела, и даже не столько болезнь тела, это скорее болезни ума или дефекты нашего ума, которые, в конечном счете, превращаются в болезни тела, и потом объясню, каким образом уже аюрведа лечит, и дам какие-то практические рецепты или практические советы о том, каким образом можно поддерживать здоровье с помощью аюрведы, объясню, как человек может пользоваться этими принципами в своей практической жизни. Вот в общих чертах план того, что я буду объяснять, объясню также главную причину всех болезней в соответствии с аюрведой, не знаю, обрадует это вас или расстроит, но, тем не менее. Вот в двух словах то, о чем я буду говорить, и материал огромный: с одной стороны, я в некой растерянности, потому что мне нужно уместить этот большой материал в ограниченное время, и мне хочется обо всем этом рассказать вам, но я боюсь вас перегрузить. А не исключено, что какую-то часть материала я не буду рассказывать, а просто дам в виде презентации, которую я подготовил в принципе. Но это как раз то, что будет касаться количества раз, которые надо ходить в туалет и так далее, вот эта часть. Судя по всему, презентация еще не готова, и я начну, тем не менее, сам материал.

Сначала, собственно, определение: аюрведа, слово «аюрведа» происходит из двух слов – «аюх» и «веда» (повторяет). «Аюх» –  значит жизнь, «веда» –  значит знать, наука, то есть в первом приближении – это наука о жизни; но Чарака дает гораздо более интересное и гораздо более глубокое определение аюрведы. Он говорит, что аюрведа – это наука, которая объясняет четыре разновидности жизни. Чарака говорит, что жизнь будет, может быть, счастливой и несчастной, жизнь может быть полезной и вредной. И аюрведа рассматривает эти четыре категории: каким образом человек может прожить не просто долгую жизнь, но еще и счастливую жизнь, полезную жизнь; и что приведет к противоположному, какие средства или какими способами человек может сделать свою жизнь счастливой, полезной, и чего ему нужно избегать, чтобы его жизнь не превратилась в нечто вредное для него и для всех остальных и не привела к какому-то несчастью. И в этом смысле, естественно, аюрведа ставит перед собой гораздо более высокую сверхзадачу: не просто объяснить человеку, как он может прожить длинную и бесполезную жизнь или вредную жизнь, но объяснить человеку, как он сможет прожить полезную и продуктивную жизнь. И один из главных принципов, который также положен в аюрведу: дхармартха кама мокша нам арогья мула уттамам. Это стих из «Чарака-самхиты», из разных нитья-шастр, где говорят, что, в сущности, здоровье – это не просто физическая дисциплина, здоровье – это духовная категория. Буквально этот стих на санскрите, который я привел, означает: дхарма, артха, кама и мокша – 4 цели человеческой жизни, дхарма – значит праведность, артха – значит выгода, процветание, кама –  значит наслаждение и мокша – значит конечное освобождение или эмансипация человека в освобождении из круговорота самсары; все они исходят из одного корня – арогья. Арогья – значит здоровье, иначе говоря, поддержание здоровья, какую бы цель человек перед собой не ставил – будь эта цель быть праведным и прожить какую-то хорошую жизнь, будь эта цель – наслаждаться здесь или достичь какого-то статуса здесь в этой жизни, или, в конечном счете – достичь освобождения, все это, так или иначе коренится в здоровье. Если человек больной, то он не сможет ни заниматься медитацией, ни заниматься какой-то духовной практикой, ни достичь каких-то элементарных материальных целей.

Мне хотелось с самого начала подчеркнуть это, потому что это – иногда люди, особенно духовные люди, пренебрегают здоровьем. Они думают, что главное, так или иначе, – заниматься своей душой и запускают свое здоровье или презрительно относятся к телу. Но с точки зрения Вед тело – это в высшей степени важный инструмент, в высшей степени важный механизм, в том числе, и духовный механизм. Для достижения духовных целей нам нужно здоровое тело и, более того, здоровое тело очень четко связано с умом. И еще одна цитата, которую я привожу в презентации и надеюсь, что эта презентация когда-нибудь появится, тоже очень важна. Это тоже цитата из «Чарака-самхиты». «Чарака-самхита» – это фундаментальный труд по аюрведе. Это один из томов «Чарака-самхиты». Всего этот трактат, который написан где-то около 3-х тысяч лет назад, составляет 7 таких томов, чтобы вы могли себе представить. И по-прежнему все студенты аюрведы учатся по этим учебникам. В этом смысле это тоже уникальная наука, то есть учебники по аюрведе не менялись в течение 3-х тысяч лет, более древних учебников нет. По-прежнему все студенты изучают «Чарака-самхиту», «Аштанга-хридая», «Шушрута-самхиту».

Следующая цитата из «Чарака-самхиты», которой мне тоже хотелось с вами поделиться, очень важная. Там говорится, что все люди хотят счастья. Все люди в конце концов стремятся к счастью, но одни пытаются достичь этой цели правильным образом, а другие неправильным. И разница только в одном – слушайте, это очень важный момент, – что отличает одних от других, почему одни пытаются стать счастливыми, и в результате получают нечто противоположное, совершают преступления, нарушают какие-то элементарные принципы, другие – преследуют ту же самую цель – желание стать счастливыми, тем не менее, становятся счастливыми и действуют правильными способами для обретения счастья. Разница между ними только в одном – в том, что одни стремятся к знаниям, а другие не стремятся, одни хотят понять суть законов жизни, другие не хотят, или не считают важным понимание сути законов жизни. Э то очень важный принцип, который, собственно, и определяет духовный характер аюрведы. Аюрведа объясняет тонкие принципы или тонкие законы, которые лежат в основе как здоровья, так и более возвышенных категорий, в конечном счете, – духовного развития. Иначе говоря, это – медицина, которая специально, или система медицины, которая специально предназначена для людей, ставящих перед собой духовные цели, тогда как современная медицина – там ни о каких духовных целях речь не идет, там любой ценой стоит задача, чтоб любой ценой так или иначе сохранить здоровье человека, и иногда цена эта очень дорогая. Иногда человек, так сказать, сохраняет здоровье, и при этом теряет очень много. Одно из основных положений аюрведы – что болезни возникают из-за стресса, я стараюсь (смеется), чтобы этот фактор не повлиял. Хорошо.

 Мы переходим к следующему моменту, о котором мне хотелось сказать, очень важному. Это, собственно, – почему аюрведа – духовная дисциплина? Потому что она исходит из принципиально важного понимания, общего для всех ведических дисциплин – это то, что человек представляет собой триединство. Человек есть что? Триединство физического тела, тонкого тела или тела нашего ума, эмоционального нашего тела, эмоциональной составляющей, то есть – тонкоматериального тела и, наконец, – души или духа, чтобы быть точным. 3 этих составляющих, 3 этих тела есть мы, и аюрведа лечит все 3, потому что все 3 связаны друг с другом. Невозможно вылечить физическое тело и при этом оставить в неприкосновенности дефекты нашего умственного тела, тела нашего ума, и невозможно вылечить наш ум и наше тело физическое, если наша душа – источник сознания, так же не занимает правильное положение, то есть не занимает правильную позицию что ли в этом мире. Если есть дефект на уровне души, дефекты на уровне ума, они все равно рано или поздно превратятся в физические дефекты. И в отличие от современной дисциплины, аюрведа пытается как раз лечить человека как триединство, целостно, комплексно, а не просто снимать какие-то симптомы, какие-то проблемы, которые возникают в нашем физическом теле. И тут, собственно… Можно мне указку? Грубое физическое тело на санскрите называется стхула-шарира. Ментальное тело или тело нашего ума называется сукшма-шарира, или тонкое тело, и, наконец, душа, источник жизни, называется дживатма. Дживатма значит буквально – источник жизни. Оживляются все эти тела только потому, что источник сознания или источник жизни находится в нас, в нашем сердце. Аюрведа четко говорит, где располагается душа в нашем теле – это как раз то самое место, на которое мы указываем, когда показываем на самих себя. И дживатма, атма, – есть разные формы джив, разные названия для души. Это важный элемент, которым люди, как правило, пренебрегают. Я сейчас посмотрю, не пропустил ли я чего-то.

Тогда, пожалуйста, предыдущий слайд. Это вот «Чарака-самхита», чтобы впечатлить, на всякий случай она тут утроена, чтобы совсем уже (смеется), совсем глубокое впечатление произвести. Но даже без этого – 7 таких томов – это неплохо.

Это знаменитый треугольник, про который мы вам рассказывали в первой части для тех из вас, кто прошел первую часть, и что мне, собственно, хотелось показать здесь: то, что в сущности, арведа изучает вот эту часть: есть атма или джива, источник жизни и частица, которая несет сознание; и есть пракрити, пракрити значит – материальная энергия или тело. И связывает дживу, источник сознания с пракрити, нашим телом, помимо того, что пракрити – это окружающий наш мир и природа, прежде всего, мы имеем непосредственное, очень близкое отношение к пракрити как нашего тела физического; связывает – это наша карма, иначе говоря, наше тело есть продукт нашей кармы. Все то, что мы имеем, мы имеем то, что заслужили. И, собственно, аюрведа выясняет эту связь и определяет, каким образом душа должна построить свою жизнь для того, чтобы пракрити или природа, находящаяся в ее расположении в виде этого тела, находилась в порядке и не болело. В основном – это, но хотя, безусловно, аюрведа принимает во внимание Бога, понимая, что речь идет об этом, она принимает во внимание время или калу. Я буду говорить об этом: каким образом кала или время влияет на пракрити. Человек должен очень хорошо знать эту связь, и, естественно для того, чтобы джива заняла правильное положение, должна быть очень четкая связь между микросознанием, микрокосмосом и макросознанием или макрокосмосом, изначальным сознанием, породившим этот мир.

Можно тогда следующий слайд, и даже еще следующий слайд? Вот этот, только он неисправленный у вас, и меня это очень огорчает. Вы видели, какая там схема, и вы все поняли, и мы можем идти дальше (смеется). Я попытаюсь ее на пальцах объяснить, потому что ничего лучше мне не остается.

Ведическая космология. Важный момент – мы пройдем галопом по Европам, то есть, всю ведическую космологию. Прежде всего мне хотелось сказать, что это – тема, которая на удивление занимает очень большое место во всей ведической философии, потому что, скажем так, это некая база, это фундамент для всей остальной ведической философии. Если мы возьмем любую из Пуран, в Пуранах будут главы, главы, главы и главы, посвященные ведической космологии. Вся она изложена тут очень примитивно, очень условно, скажем так. И в этом, конечно же, исключительность всей ведической культуры, потому что ни в одном другом священном писании мира мы не найдем такого подробного, детального, красивого и очень гармоничного описания того, каким образом возникает мир.

И мы начнем с самого начала: неким изначальным состоянием этого мира или материи является состояние, в котором все гуны уравновешены. На первой ступени большого ведического практикума вы учили или проходили эту тему – 3 изначальные энергии. Это тончайшие составляющие материального мира: тамас, что значит инертность, некое качество инертности; раджас, определяющий движение, собственно – энергию; и саттва – гармония, уравновешенность, информация. По-разному эти многозначные термины можно объяснить, но изначальное состояние материальной энергии – это когда они находятся в идеальном равновесии, когда эти 3 составляющих находятся в идеальном равновесии. Это идеально равновесное состояние означает отсутствие какого-либо движения. Это некое, скажем так, инертное состояние материи, когда материя, в сущности, не проявлена.

Что происходит дальше? Первый этап творения – это когда прадхана – равновесное состояние гун выводится из своего равновесного состояния и начинается дифференциация. В Ведах, в Упанишадах объясняется, что этим агентом, выводящим из равновесия прадхану, неким изначальным толчком, можно сказать – большим взрывом, как ни назови его, является взгляд Бога, который Бог бросает на безвидную материальную энергию. Я специально тут пользуюсь терминами из Библии, где говорится, что земля была безвидна и пуста. Так вот прадхана – это то самое безвидное состояние, изначальное состояние материи, которая абсолютно неподвижна. И когда этот взгляд насыщен энергией, в этом взгляде находятся души. С помощь этого взгляда они как бы впрыскиваются в лоно материальной энергии. Подобно тому, как происходит оплодотворение и семя входит в лоно женщины, оплодотворяет женщину, точно так же материальная энергия – это некая женская составляющая, и вместе со взглядом Бога туда вводятся души, несущие на себе карму, карму из прошлого цикла творения. Мы уже проходили с вами о том, что творение претерпевает определенные циклы; и первое, что происходит – это равновесное состояние разделяется, то есть тамас, раджас и саттва дифференциируются. Как я уже говорил, этот изначальный толчок кладет начало целой цепи событий дифференциирующихся, протекающих на очень тонком плане. Это еще не совсем то, что можно видеть. Возникают эти элементарные, отделенные друг от друга энергии, которые тут были полностью амальгамированы, смешаны, и, когда это происходит, когда они разделяются и начинают двигаться, а они всегда находятся в движении, всегда соревнуются друг с другом, порождаются 3 первых, скажем так, 3 первых таттвы или 3 первых элемента. Саттва порождает то, что на санскрите называется махат-таттвой, или обусловленное сознание. Это очень интересная вещь. В соответсвии с ведическими представлениями весь мир живой, вселенная живая. Сознание является субстратом, на котором возникает эта вселенная. Она, собственно, порождается саттва-гуной или этой чистой легкой гуной или энергией материальной природы, то есть возникает некое вселенское сознание. Это вселенское сознание – это тот самый бекграунд, на котором происходит наше существование. Не нужно думать, что мир мертвый, Вселенная мертвая, Земля мертвая. Бекграундом является именно сознание, и на нашем уровне, на уровне микрокосма, на уровне нас – это некое совокупное сознание, или читта. Я не знаю, вы, по-моему, проходили ведическую психологию? Там говорили, что вот совокупное сознание, носитель всей кармы – это читта, на уровне Вселенной – это махат-таттва. Это то, что возникает самым первым после того, как гуны разделились: саттва-гуна порождает махат-таттву, раджа-гуна, которая является принципом движения, принципом, оживляющим все, принципом, приводящим все в движение, порождает то, что на санскрите называется сутра-таттвой или праной, жизненной энергией. Наверняка вы слышали это слово: пранаяма и так далее. Это некая энергия, которая все приводит в движение, через которую, собственно, все движется. Ну, и раджас, будучи ответственным за это движение, вполне логично, что он порождает следующий элемент, следующий по степени грубости, скажем так. Это самое элементарное состояние материи – саттва, раджас и тамас.

На следующем уровне возникают 3 очень тонких вещи: махат-таттва, сутра-таттва и пракрити, или материя. Опять же речь идет об очень тонком элементарном состоянии материи. И тут возникает следующий этап, очень фундаментальный этап; возникает следом из материи, которая возникла в результате соприкосновения с тамасом, возникает аханкара или ложное эго. Мне хотелось бы объяснить это, потому что это тоже принципиальный момент – что такое ложное эго? Это не совсем правильный перевод. Аханкара – это чувство собственной отделенности, чувство некой индивидуальности, и в соответствии с этой схемой удивительной, чувство индивидуальности есть некий фундамент, элементарный фундамент материи. Иначе говоря, это чувство индивидуальности, отделенности есть всюду. Оно есть у нас, но не только у нас, у деревьев оно есть, у всех остальных живых существ, и не только у живых существ, и в этом нет ничего плохого. Это некая фундаментальная вещь. Иногда на духовных поисках, на духовных путях человеку говорят: «Надо избавиться от ложного эго». От ложного эго нужно избавиться, но это не очень просто. Потому что это фундаментальный материальный элемент; и, пока у нас есть материя, мы не можем избавиться от ложного эго. Мы в конце концов должны выйти за пределы ложного эго, это несомненный факт, но нам нужно наоборот – гармонизировать свое эго. Иногда люди думают, и это, кстати говоря, одна из причин болезни; я буду говорить об этом снова, снова и снова сегодня, причина – почему духовные люди болеют. Я видел это на своем опыте, на опыте других людей, которые идут по духовному пути: вроде ведут идеально здоровый образ жизни, не пьют, не курят, избегают всего, чего угодно, заботятся о своей диете – болеют больше, чем нормальные материалисты. Почему? По очень простой причине: они пытаются убить свою аханкару, убить свое эго, что неправильно. Эго должно быть здоровым и это некая очень важная часть. Собственно, большая часть болезней возникает у нас, когда ослабевает эго, все это тело держится на эго. Если эго сильное, то человек не будет болеть, даже если он ведет абсолютно неправильный, абсолютно антиаюрведический образ жизни. При этом он может следовать всем деталям аюрведы и быть абсолютно больным, если у него слабое эго или слабое понимание того, кто он. Это собственно то, что описано в 1-ой главе «Бхагавад-гиты», в 1-ой главе. В 1-ой главе «Бхагавад-гиты» Арджуна потерял все, он перестал понимать кто он, и в результате этого он заболел – у него стало дрожать тело, все высохло и так далее, то есть очень важная вещь – то, что есть тонкий элемент самости или эго, который лежит в основе всего остального, всего того, что мы видим дальше. И вот этот элемент – центральный элемент на самом деле, порожденный гуной невежества, порожденный изначально тамасом, он, собственно, поэтому придает крепость. Я сказал, что если у человека сильное эго, то человек крепкий, он сопротивляется болезни. Почему?  Потому что это тамасом порождено, это… Тут есть своя глубокая связь. Дальше он дифференциируется. Я специально показал это таким образом: как бы смешиваясь с саттва-гуной,аханкара + саттва-гуна – порождает ум, манас, эмоциональный ум, и плюс – она порождает дайвитов, или некие силы, которые действуют в этой Вселенной и в нашем теле, управляющие органов чувств. «Дайвиты» –  буквально значит «полубоги», некие силы, тонкие силы, которые проявляются в этой Вселенной. Их 10 – 10 основных дайвитов. Ум и дайвиты – это то, что порождается ложным эго, связанным с саттва-гуной.

Ложное эго, соединяющееся с раджасом, порождает буддхи, или интеллект, то есть ту часть нашего сознания, которая определяет курс действий: что нужно делать, что не нужно делать, что хорошо, что плохо. Но так как оно порождено аханкарой, интеллект всегда сверяется с аханкарой. Иначе говоря, я боюсь вас потерять, потому что вы мне очень дороги. Вы мне говорите, если вы потерялись или запутались. Что мне хочется сказать? Что аханкара или ложное эго – это некая система ценностей, в том числе это некая ценностная основа, которая у нас есть. Она, собственно определяет все остальное, она дает некую программу для ума. Это что-то вроде Ferenc point, некой системы для ссылок, все время к ней обращается ум, определяет: что ему нравится, что не нравится. Ум, вам наверняка рассказывали, работает по двоичной системе: люблю – не люблю, нравится – не нравится, хорошо – плохо. Буддхи – он тоже всегда сверяется с эго, потому что они все порождены эго, он все время сверяется – что мне делать, что не делать, в зависимости от того, какие у меня представления о самом себе, что мне нужно, какие у меня цели.

 И, опять же, это эго в гуне страсти, в раджа-гуне, порождает органы чувств – 10 органов чувств: 5 познающих органов чувств – глаза, нос, уши, язык и кожа и 5 действующих органов чувств – руки, ноги, язык, анус и гениталии. Это 10 органов чувств, 10 дайвот, которые управляют этими органами чувств, и наконец… Теперь, еще раз! Речь идет о неких первоэлементах. Это некий первый период творения, когда все еще не приобрело те формы, к которым мы привыкли, но эти первоэлементы – они есть, и то, что мы потом получаем, и что другие существа получают, мы получаем только потому, что они есть изначально, они заложены в Творении, скажем так. И, наконец, ложное эго в гуне невежества порождает 5 материальных элементов: эфир, воздух, огонь, воду и землю, и 5 танматр, или 5 объектов чувств: звук в эфире, касание в воздухе, форму в огне, вкус в воде и запах в земле. Это некое, еще раз, описание тонких составляющих мира. Потом, дальше, все это превращается в наше тело, во все остальное. Но нужно очень хорошо знать, что это все лежит в основе, и тогда будет понятно, собственно, все остальное. Если это не очень понимать, то очень сложно будет понимать все остальное. Это буквально в 2-х словах описание космологии в соответствии с ведической философией. И, мне единственное, что хотелось сказать, что, еще раз, если мы переведем это на уровень нашего микромира, на уровень нашего тела, то управляет всем наше эго или наше представление о себе, и оно, собственно, формирует наше тело в грубом виде, именно оно, оно его и сформировало в результате какой-то кармы или программы, которая записана у нас, оно формирует наш интеллект, оно формирует наш ум. Все функционирует на основе эго, поэтому нужно очень хорошо понимать роль эго в нашей жизни. Эго – это система наших представлений о себе; и, собственно, если человек это понимает, он может все болезни излечить. Все болезни – это корень всего остального, всех проблем и всех дефектов корень. Хорошо, мы пойдем дальше. И тут мне уже нужна помощь. Тут все понятно? В следующий раз, когда будете творить Вселенную, знайте, с чего начинать. Киньте взгляд свой могущественный, и все пойдет и поедет. Мне просто хотелось заложить этот фундамент, и дальше мы, собственно переходим к самой аюрведе, к каким-то фундаментальным представлениям аюрведы. Хотел спросить: «А кто приблизительно знает, что такое аюрведа из вас? Примерно половина. Что мы будем делать? Мы будем ориентироваться на тех, кто не знает, да? Тем более, что презентации нет все равно у нас.

Собственно, дальше – это некая фундаментальная концепция аюрведы или концепция 3-х дош. Это уже следующий этап творения. Мы с вами рассмотрели первичный этап творения и творение кубиков, из которых творение потом складывается, каких-то изначальных кубиков материи, которые потом создают все многообразие, доступное нашему взору, нашему восприятию, нашему языку. Это уже следующий этап творения, то есть, возникновение тела. И тело, в основе тела лежит то, что называется доши. Я на следующем слайде объясню, что значит слово «доша». Но три доши – это вата – воздух, благодаря чему наше тело функционирует, и вата возникает в результате соединения элемента эфира или пространства с элементом воздуха. Под этим не нужно понимать, скажем так, физический воздух. Это некий первоэлемент и первичная стихия, скажем так, газообразное состояние. Эфир – это пространство, в котором протекает вся наша жизнь, и это тоже материальный элемент, самый тонкий материальный элемент. Воздух – это газообразное состояние материи, и в результате возникает вата-доша или то, что управляет всем движением в нашем теле, но мы попозже расскажем. Вода вместе с огнем соединяясь, опять же, речь не идет о физической воде и физическом огне, речь идет о жидком состоянии материи и плазменном состоянии материи – порождает питта-дошу, тут ошибка – 2 «т» должно быть – или желчь, условно говоря. Воздух, желчь и вода, соединяясь с землей, порождают капха-дошу или слизь, условно говоря, опять же, условно говоря. Это какие-то самые яркие проявления всего. Это то, из чего состоит наше тело с вами. Они порождают уже все остальное: они порождают кровь, плоть, кости, костный мозг и все остальные ткани; но в основе всего лежат эти три, скажем так, тонких составляющих, и они, собственно, обеспечивают функционирование нашего тела и передачу, и все остальные процессы. Студенты аюрведы шутят: им объясняют эти три доши на первой лекции по аюрведе и потом спустя 5 лет на последней лекции продолжают объяснять те же самые три доши, то есть, в конце концов, все, что нужно знать про аюрведу – это понимание того, каким образом эти три доши функционируют, какая моя конституция, то есть, какое у меня уникальное сочетание дош (мы будем говорить об этом позже) и, собственно, что нужно делать, какие следствия из этого вытекают.

Можно тогда следующий слайд. Это определение доши – дошьянти анена доша (45.30). Доша – это то, что портит, повреждает, приводит в негодность. Иначе говоря, доша буквально значит – недостаток, изъян. Наше тело состоит из 3-х изъянов, из 3-х недостатков. Если кто-то думает, что он может быть абсолютно счастлив, помедитируйте на досуге над этим утверждением. И следующий слайд объясняет – он очень плохо виден – он объясняет, как это происходит.  На этой цитате, опять же из «Чарака-самхиты», доши сравниваются с…  А, извиняюсь, это не следующий слайд, следующий будет потом. Тут говорится, собственно, что конституция человека – у каждого человека есть некая уникальная комбинация трех дош, которые мне не написали на слайдах, хотя обещали – у каждого человека есть уникальная комбинация дош, и, собственно, очень редкая конституция сейчас, особенно в наше время, – это когда человек более-менее в равных пропорциях имеет все три доши. И тут говорится, что человек, у которого доши находятся в более-менее равновесном, гармоничном состоянии, то есть, у него есть капха, вата и питта примерно в одинаковых пропорциях, такой человек никогда не болеет. Это очень редкая конституция. Вы сами заполните анкету, с помощью которой сможете понять свою собственную конституцию. Про другую же, говорит Чарака, другая – болеет всегда, то есть, в принципе, все просто: если доши в не совсем равновесном состоянии, то тогда человек будет склонен к болезням, и человеку это нужно знать, чтобы на самом деле поддерживать свое здоровье. Вот и все, в сущности, вся аюрведа уже рассказана. Человек должен принимать свою конституцию, стараться поддерживать в равновесном состоянии эти три доши, и что еще очень важно – это то, что конституция закладывается в момент зачатия. Иначе говоря, есть некая наша природа, с которой мы родились, и с которой мы умрем. Есть какие-то внешние факторы, которые влияют на эту природу, их тоже нужно знать, но есть основа, субстрат, и нужно очень хорошо эту конституцию знать. Буквально до этой лекции Геннадий Эдуардович меня спросил: «Когда нужно знать? С какого момента человек должен знать конституцию?». Он – один из авторов Конституции, по которой мы с вами живем, нашей Российской Конституции. Это Геннадий Эдуардович Бурбулис, вот он с нами сидит, слушает эту лекцию. Его интересуют все вопросы конституции естественным образом. Он задал этот вопрос: «С какого момента человек должен знать свою конституцию?». Чем раньше, тем лучше, потому что, чем раньше я пойму свою собственную природу, природу своего тела и каким образом оно функционирует, тем в большей степени я смогу избежать каких-то, в общем-то, неизбежных проблем, я смогу балансировать на всем этом.

Пожалуйста, следующий слайд. Да, я был неправ, просто на самом деле конституции мне сделали. Их семь, грубо говоря. На самом деле их бесконечное множество, потому что у каждого есть своя индивидуальная комбинация. Но есть, скажем, люди, которые преимущественно капха-доши, то есть это грузные люди, мы сейчас будем проходить их признаки. Это грузные медлительные люди. Одна из идей для иллюстрации этого семинара была дать кадр из фильма «Кавказская пленница», где три доши представлены (смеется), Моргунов – он представитель этой доши. Никулин, он средний и, соответственно, худой Вицин – он вата-доша. Тут порядок немножко изменен, то есть люди, в которых преобладает одна доша – это капха, вата или питта. Большая часть людей относятся к трем следующим категориям, и вы, собственно, убедитесь в этом еще раз. Каждый из вас может понять, к какой примерно категории он относится, когда две доши преобладают, а третья доша очень немного представлена. И это, собственно, очень сложные типы. Но большая часть нас именно, к сожалению, относится к этим трем категориям. И, наконец, есть некий равновесный тип, но для этого нужно знать науку правильного зачатия детей. Это наука, в том числе, в «Чарака-самхите» изложена, – каким образом человек – чем он должен питаться и так далее, чтобы дети, которые у него рождаются, были очень здоровыми и хорошими. И это три энергии, еще раз, тут все понятно до сих пор? Собственно, эти три этих составляющих нашего тела, у них есть качества. Аюрведа – это наука, которая изучает качества, и нужно знать три основных качества. Вообще, аюрведа описывает десять качеств, десять качественных характеристик. Не заморачивайтесь всеми остальными, и нужно взять, собственно, три этих первых качества, и их нужно хорошо знать. Это одно из заданий, собственно, – понимание качеств этих дош. Очень скоро будет понятно, для чего это нужно.

Вата легкая, то есть, это, собственно, три пары характеристик: легкая или тяжелая, холодная или горячая, сухая или влажная. Собственно, вата – она легкая, холодная и сухая. Логично? Да. Если мы возьмем воздух и эфир, то мы получим нечто, обладающее этими тремя качествами: качеством легкости, качеством холода и качеством сухости. Ну и она, естественно, подвижная. Правильно, да? Соответственно, она отвечает за вот эти процессы в теле; в частности, за процессы старения отвечает вата, потому что в старости с телом что происходит? Оно высыхает. Видно – кожа становится сухой, все становится сухим. В целом по периодам жизни вата – это период какой? Старость, то есть это период, когда вата активизируется. Говорится, что после 60-ти ветер начинает дуть в теле и он приводит к этим процессам старения, то есть тело невозможно сделать вечным. Этот процесс уничтожения его заложен уже внутри самого тела и просто можно ему сопротивляться, до какой-то степени нейтрализовать, понимая, что происходит. Будет происходить это высыхание, человек меньше спит и так далее.

 Питта – это то, что возникает в результате синтеза, скажем так, огня и воды. Она тяжелая или легкая? Легкая. Она легкая, потому что – огонь, вода – она легкая; соответственно, она горячая и она маслянистая, то есть, она жидкая. Ну, это, собственно, качества желчи. Если вы понимаете, о чем идет речь, то она жгучая, она, соответственно, легкая, подвижная тоже, и она влажная, увлажняющая, маслянистая. Эта доша – она управляет каким периодом жизни человека? Зрелостью, да. И, соответственно, все болезни, вызванные слизью, извиняюсь, не слизью, а именно питтой, желчью – это характеристика зрелого возраста, начиная примерно там с 14-ти лет, и так далее. Там есть свои градации – с 25-ти лет, по-разному и до 60-ти лет.

И, наконец, капха – вода и земля. Она, соответственно, тяжелая или легкая? Тяжелая, очевидно, что она тяжелая. Она холодная или горячая? Очевидно, что она холодная. Очевидно, что она влажная и маслянистая, как тут написано. Есть еще другие качественные характеристики, нет необходимости их изучать, достаточно понять эти три характеристики. И, соответственно, в какой период жизни человека она доминирует? Детство, да. Соответственно, мы имеем все проблемы, связанные со слизью, люди больше всего болеют именно в детстве респираторными заболеваниями, когда слизь течет и так далее. Видно, человек при этом – он очень мягкий, не сухой, он весь такой – хочется его потрогать – почему? Потому что там преобладает капха, потом он становится жгучим и сухим, и противным на ощупь. Тут ничего не поделаешь. И, соответственно, еще не нужно пока, потом, чуть позже мы об этом поговорим. Я хотел сказать, что капха в основном – в какой части тела располагается? Откуда в основном? В верхней части тела. Если мы посмотрим мозг – он такую же природу имеет и так далее. В голове, голова, верхняя часть легких. Питта где в основном располагается? Скажем так: тонкий кишечник. Это средняя часть тела или тонкий кишечник. Капха – это верхняя часть тела или желудок, потому что тут начинаются процессы пищеварения. Питта – это средняя часть тела или тонкий кишечник, и вата – это нижняя часть тела и толстый кишечник. Откуда в основном воздух у нас идет? Мы все знаем, к сожалению, это реальность.

Собственно, следующий слайд. Мы не будем его подробно делать, мне не хочется загружать вас техническими деталями. Тут написаны системы, за которые отвечают эти три доши: толстый кишечник, тонкий кишечник, в меньшей степени – органы выделения; соответственно, – печень, естественно, питта – это центр; и капха – бронхи, трахея и все остальное: носоглотка, сердце. Очень важная вещь, мы потом, если у нас будет время, поговорим о роли сердца. В «Чарака-самхите» есть несколько глав, которые посвящены роли сердца и тому, что находится в сердце, и что, собственно, обеспечивает жизнь. Но что нам важно тут на этой таблице – это забудьте. Знайте в целом: верхняя часть тела – это капха, средняя часть тела – это питта, нижняя часть тела – это вата. Это функции. Вата отвечает за мысль, за речь, за дыхание человека, за выделение, очищение от всего ненужного, и что очень важно, вата отвечает за нервную систему. Соответственно, болезни ваты – это болезни нервной системы; прежде всего, когда, например, у человека инсульт происходит – это что такое? Это явное поражение ваты. Чтобы понять, что нужно сделать – вот вата вышла из равновесия, в результате произошел инсульт. Много других болезней, вата больше всего болезней порождает. Это самая сложная доша, потому что она легче всего выводится из равновесия из-за своей легкости и подвижности. Собственно, это та самая доша, которую выводит из равновесия наша современная культура. Современная культура, если с точки зрения аюрведы ее классифицировать – это культура, которая постоянно стимулирует вату. Вата – значит движение, люди постоянно ездят куда-то, постоянно очень непоседливые и так далее. И что еще очень важно: так как вата отвечает за нервную систему, за что еще она отвечает? За ощущение боли, то есть, любая боль, которую вы чувствуете – это некое расстройство этой доши. Любая боль. Отсюда будет ясно, как бороться, с болью в том числе. Это важный момент.

Питта отвечает за зрение. Даже обычные врачи говорят, что если у человека нарушение печени, если печень так или иначе не функционирует хорошо, то он будет близоруким, сразу же это сказывается на его зрении. Питта отвечает за все процессы трансформации. Питта отвечает за движение, питта отвечает за метаболизм или за трансформацию, за все превращения. Как огонь, собственно, это воздух, воздух движется – огонь что делает? Все химические процессы превращения, за них отвечает огонь. Поэтому, соответственно, – выделение ферментов, гормонов, все железы, которые у нас есть, которые отвечают за гормоны, и питта же отвечает за наше понимание. Питта помогает нам. Люди с ярко выраженной питтой – это очень проницательные люди, понимающие, что происходит в этом мире, видящие какие-то внутренние механизмы, пружины. Естественно, пищеварение – это тоже очень важная функция питты в нашем теле.

И, наконец, капха. За что она отвечает? За некую крепость, неподвижность, за то, чтобы смазывать все. Люди, у которых скрипят суставы – это люди с каким расстройством? Ваты, да, потому что вата – она противоположна капхе, она высушивает. Суставы не смазываются, и они скрипят при ходьбе. Соответственно, – охлаждение, прочность, связывание, увлажнение – это все функции.

Давайте следующий слайд, мы пойдем. Собственно, тут все то же самое описано более подробно. Что мне хочется еще подчеркнуть – это процессы выделения, очищения – за них отвечает вата, и, если вата не в порядке, соответственно, у человека накапливаются токсины. Тут качественные характеристики приведены.

Следующий слайд очень важный – эмоциональные характеристики, физические характеристики. Люди с конституцией вата – они очень худые, подвижные, легко возбудимые, их легко в беспокойство привести. Преобладающая эмоция ваты какая? Страх (повторяет). Они очень робки и их легко испугать. Теперь эмоциональные характеристики этих людей: в то же самое время это –  очень креативные люди. Без ваты невозможно иметь творческие какие-то наклонности. Это общительные разговорчивые люди, иногда болтливые, слишком болтливые люди, энергичные – в том смысле, что они подвижные; они не совсем энергичны, они просто очень много дергаются. И в то же самое время – это гибкие люди достаточно, то есть, в них нет такой упертости, люди, скажем так, сговорчивые, они легко возбудимы. Это важно понимать. В вопроснике, который у вас будет, будут как физические характеристики, так и эмоциональные характеристики и другие, потому что это все наша конституция, это все некое проявление дош. Как понятно из этого описания, доши – они пронизывают все наши отправления, как физические, так и эмоциональные и так далее.

Следующий слайд – питта. Я уже говорил: основной процесс – трансформация, метаболизм, расходование энергии. Я хотел у вас спросить: «Как по-вашему, человек с конституцией вата-доши – он будет скупым или щедрым?». Щедрым, потому что вата – она – ух! Она будет транжиром. Если вы транжир, если вы любите шопинг делать. Это очень любопытная вещь, потому что современная культура, она целиком основана на принципах вата-доши. Это видно, например, по идеалу красоты. Раньше идеал красоты какой был? Да, женщины, чтобы подчеркнуть свою капху, носили платья с кринолинами. В принципе, они хотели сказать, что там, внутри, то же самое. Сейчас люди наоборот, идеал красоты какой? Чем худей, тем лучше. Почему? Потому что людям покупать нужно много, потому что вся современная культура и экономика держится на этом принципе: растрачивать, бегать куда-то, прыгать, возбуждаться. Мы живем в этой культуре, которая постоянно выводит из равновесия вату – из-за этого мы все болеем.

Питта, давайте перейдем. Это я уже, в принципе, рассказывал. Теперь – физические характеристики – среднее телосложение, не слишком высокий, не слишком приземистый, низкий. Вата – они либо высокие – дылды, худые, либо коротенькие совсем. Средний размер – это значит, что есть некоторое преобладание питты. Они хорошо сложены, обычно у них сияние, которое идет от этого. Хорошее пищеварение или не очень хорошее, по-разному; если она выведена из равновесия, то ничего хорошего нет – изжога иногда или проблемы с пищеварением, склонность к этому. Эмоциональные характеристики, что очень важно: люди с характеристикой сильно проявленной питтой – это люди, как я уже сказал, с очень острым интеллектом, пронизывающим, со способностью концентрации определенной, точные, но при этом очень ревнивые, сообразительные, быстрые в движении, хорошие менеджеры, очень четко понимающие, раскладывающие все. И какая тут преобладающая эмоция? Если у ваты был страх, то у питты – гнев. Гнев и дух соревнования. Зависть, соперничество – это к чему склонны люди с этой характеристикой. Поэтому по-настоящему хорошие менеджеры – это люди, у которых также хорошая капха, потому что они устойчивые. На самом деле, чтобы большими корпорациями управлять, нужно иметь эмоциональную устойчивость. Эти слишком горячие.

Давайте следующий слайд. Я уже сказал насчет капхи, что это некая крепость, структура тела – защита – кости, сухожилия, жир – то, что соединяет нас. И поэтому – можно еще на предыдущий слайд? Поэтому в старости прежде всего начинают страдать эти вещи – человек высыхает, начинают болеть суставы, потому что капха уничтожается. Следующий слайд – собственно, эмоциональные – крепкое телосложение, выдержка, большие такие круглые мягкие глаза, такие, как у коровы, блестящая влажная и холодная кожа, густые волосы, кудри. Это, кстати говоря, тоже признак сильной капхи, присутствия капхи, тогда как люди, у кого преобладает питта, они быстро лысеют от огня в голове. Соответственно, эмоциональные характеристики: спокойные, задумчивые, любящие, ну, такие, терпеливые, устойчивые, но при этом жадные.

Вата отвечает, я уже сказал, за то, чтобы выделять все или отдавать – это некая часть, которая отвечает за траты. Вата растрачивает, поэтому вата – транжиры. Питта что делает? Нет, питта управляет всем, питта все раскладывает по полочкам и управляет. А капха что делает? Она накапливает. Поэтому они любят накапливать, отдавать не любят, только если очень сильно попросить. Но при этом они любящие, добрые и так далее. Все опять же зависит еще от других вещей каких-то.

Давайте следующий слайд. Это тот слайд, который я хотел раньше вам процитировать, очень важный. Тоже «Чарака-самхита»: когда они находятся в равновесном состоянии, то есть, когда они   уравновешены или когда они соответствуют нашей естественной природе, то они наделяют человека хорошими органами чувств, сильными. Органы чувств сильно страдают, если что-то выведено из равновесия. Как я сказал, глаза первыми страдают, если питта выходит из равновесия. Они наделяют силой человека, здоровьем, цветом кожи, дают счастье человеку, долгую жизнь, способствуют праведности человека; благополучие, наслаждение и, в конце концов, помогают обрести мокшу. Иначе говоря, дошу нужно держать в равновесии в соответствии с той конституцией, которая есть, но если они выходят из равновесия, то они становятся подобны стихиям, которые разрушают мир в конце его существования. Очень важный момент или очень важное положение: когда какая-то из этих дош (доши – это могущественная очень вещь), когда они уравновешены, а равновесие в данном случае значит соответствие нашего нынешнего состояния с тем, что заложено в нас в момент зачатия, когда мы в большей или меньшей степени соответствуем своей природе, то тогда у нас будет все то, что обещается здесь: сильные органы чувств, ощущение счастья внутри, кожа хорошая, волосы хорошие, все остальное., и, в конце концов, человек может достичь всех целей своих. Когда они выходят из равновесия, ничего хорошего не бывает, и они начинают разрушать все. Поэтому они называются как? Доша, «доша» значит «то, что разрушает», изъян, некая вещь, которая в балансе очень полезная. Мы говорили об этих функциях, но беда заключается в том, что они склонны выходить из этого равновесия и поэтому они начинают сеять хаос или разрушительные какие-то последствия.

Вы не устали? Нет? Точно? Хорошо, я периодически буду задавать вопросы, когда число людей, отвечающих утвердительно на этот вопрос уменьшится до критического – всегда найдутся какие-то, которые будут говорить: «Не устали», – но…

 Следующий слайд, собственно, вот. Человек, который знает свою природу. Природа значит пракрити, – это моя природа и моя конституция. Чем раньше я ее узнаю, как я уже сказал, тем более сбалансированный, гармоничный и здоровый образ жизни я буду вести, тем больше я буду счастлив, тем в большей степени я сохраню свое тело. Я буду знать, что мне делать, что не делать, буду понимать что-то. И есть викрити, болезненное состояние, когда доша выведена из равновесия. Я хотел провести с вами эксперимент, но, наверное, не буду.  Но тем не менее, я хотел вам сказать: «Смотрите, кто-то ходил к ведическому врачу? Щупали вам пульс?». Аюрведические врачи определяют, собственно, как викрити, так и пракрити по пульсу. И пульс определяется, если мы положим три вот этих пальца: женщины – на левую руку, мужчины – на правую руку, примерно отступив один палец от линии запястья. Тогда под указательным пальцем будет вата-доша, под средним пальцем будет питта-доша, а под безымянным пальцем будет пульс капхи-доши. И когда вы посмотрите у себя это, – сейчас не нужно это делать, – то вы увидите, что, в основном, бьются два пульса у большинства людей, или один пульс, скажем у вас, то есть, вы почувствуете пульс под одним из пальцев или под двумя из пальцев. Это при поверхностном. Если вы нажмете глубже, вы сможете увидеть свою пракрити. Пракрити – это, скажем так, заложенная изначальная природа, а викрити – это поверхностный пульс, то есть состояние выведенного из равновесия. Иначе говоря, если по природе у вас там питта должна быть, а сейчас питта не бьется, или, наоборот, она слишком сильная, значит, она выведена из равновесия. Это то, каким образом – это очень грубое, сейчас я объясню сам принцип пульсовой диагностики. Хорошие врачи могут различать несколько сотен, а самые хорошие – даже несколько тысяч видов пульсов, то есть, они видят пульс, чувствуют пульс. Каждый палец разбит еще на пять частей, и они чувствуют пульс в этих вещах. Раньше самые хорошие врачи – у них была проблема, когда заболевала жена царя, потому что врач не мог до нее дотрагиваться, какой-то чужой мужчина не мог дотронуться. Более того, в Индии царицы не выходили даже из-за занавеса, чужой мужчина не мог видеть ее. Так вот, хорошие аюрведические врачи могли определять пульс человека по тому, как другой человек влияет на их собственный пульс. Они привязывали ниточку к запястью другого человека, привязывали ее к своему запястью и смотрели, как меняется пульс. Я не думаю, что вы сразу это сможете сделать, пощупав свой пульс, но суть в том, что пульс может дать огромную информацию о человеке, и они, собственно, получают.

У меня был любопытный случай: я разговаривал с одной женщиной, она чиновница в Московском Правительстве, и она рассказывала мне свою историю, и она рассказывала: «Я поехала в Швейцарию, я пролежала там 3 недели, заплатила 30000 евро, мне сделали все анализы, никак не могли определить – что, в конце концов, сказали: «Левый желудочек сердца – что-то там неправильно». Потом я приехала сюда, пошла к Вашему этому человеку, который по пульсу, он 30 секунд пощупал пульс и сказал: «Левый желудочек сердца не работает». Я пожалела 30000 евро. Разумеется, таких людей сейчас очень мало, которые действуют по-настоящему хорошо, знают пульсовую диагностику. Нужно много лет провести и щупать пульс под руководством врача, но, тем не менее, сам принцип…

Еще раз, это два ключевых понятия: пракрити – это наше естественное состояние, викрити – это болезненное состояние, которое вызвано выведением дош из равновесия. Как я уже сказал, самая проблематичная доша – это вата. Согласно аюрведе, она порождает 80 основных болезней, питта-доша приводит к возникновению 40 болезней, а капха-доша – всего 20. Вата-дошу, как я уже говорил, легче всего вывести из равновесия, она как раз та самая вещь, которая больше всего страдает в нашей культуре, очень неравновесной и очень динамичной как бы, если позитивно относиться к ней, но очень неустойчивой. Вот и любопытный афоризм из аюрведы, или аюрведический афоризм: шарирам йадхи мандирам – тело – это храм болезней, и все время на алтаре какая-то болезнь, которой мы поклоняемся, служим и делаем какие-то вещи. Давайте посмотрим, что у нас дальше, чтобы мы пошли. Ну, собственно, все. Я сейчас буквально еще несколько простых вещей расскажу, и мы сделаем перерыв.

Причина болезней – выведение дош из равновесия, они склонны к этому, очень легко выводятся, все обычно начинается с ваты, вата выводит питту, питта выводит капху из равновесия. Как, например, большая часть гастритов или язв откуда берется? От беспокойств, правильно? То есть, вначале вата выводится из равновесия, человек начинает беспокоиться, это выводит соответственно питту из равновесия, начинаются все эти – изжога и все остальное, страх порождает это и так далее. Соответственно, лечение – это что такое? Это восстановление равновесия. И аюрведа – это наука о том, как равновесие восстановить в неравновесной ситуации, и все методы и главный закон аюрведы, мне хотелось его вам сказать. Собственно, если мы поймем это, – все, я думаю, поймем. Это одна строчка, очень простая: «Подобное усиливает подобное», и, наоборот, противоположное будет нейтрализовать что-то, то есть, если сухая холодная и легкая вата, выведена из равновесия, то что нужно делать? Нужно теплое, горячее и неподвижное накладывать на тело. Это горячее масло как правило. Масляный массаж – это самый лучший способ успокоить выведенную из равновесия вату, потому что он успокаивает, потому что масло имеет противоположные качества, особенно, если это горячее масло – оно неподвижное, тяжелое, оно увлажняет, и оно горячее. Вот и все, особенно, если вы туда добавите разные травы горячие, как все эти медицинские масла. Собственно, вот этот принцип, который нужно хорошо знать: «Подобное усиливает подобное». Если мы хотим выведенную из равновесия, то есть, повышенную или наоборот, пониженную дошу привести в равновесие нормально, то нам нужно применять какие-то вещи, которые имеют противоположную энергию. Просто? В этом прелесть, аюрведа на пальцах очень простая, так что любой человек может стать своим врачом до каких-то пределов. Современная медицина безумно сложная и, в сущности, когда мы говорим о конституции, мы говорим о некоем природном состоянии человека, то есть, в общем-то, о генах. Те же самые гены, но оттого, что вы будете знать, сколько у вас аденина в ДНК, вам это не поможет счастливо жить; но если вы будете знать, сколько у вас капхи, то вы сможете правильно своей жизнью распоряжаться и делать какие-то хорошие вещи. Мы о практических положениях говорим. Давайте посмотрим, что нам нужно дальше делать. Вот это уже следующая большая тема, а я сейчас не хотел ее поднимать, потому что она немножко сложная. Давайте посмотрим, что дальше. Еще, следующий слайд. А, вот! Хорошую новость хотел вам сказать. Вы можете прожить до 120 лет, если все хорошо. В принципе, тело – ну как минимум до 100 лет человек может жить и не болеть. И, разумеется, это зависит от каких-то астрологических комбинаций, которые по карме мы принесли, там уже ничего не сделаешь; но, в общем-то, тело может, оно рассчитано, и 60 лет – это некий пик, зенит жизни человека, когда человек становится зрелым по-настоящему и может что-то делать, но обычно в 60 лет люди уже больные полностью, они ничего сделать не могут просто потому, что они растратили какие-то заложенные в них силы.

 Давайте еще посмотрим, что дальше. Ну, вот, пожалуй, я эту вещь объясню, и мы прервемся. Нормально? Это определение здоровья по аюрведе. Оно связано с тем, что мы проходили, и тут очень любопытное определение здоровья. Я хотел еще привести вам признаки здорового человека, но не буду сейчас это делать, хотя было бы неплохо. Это определение здоровья, оно тут на санскрите. Первое: сама доша – первый признак здоровья – это то, что доши находятся в равновесии, то есть, они гармонизированы, они соответствуют нашей природе. Тут написаны физиологические функции дош, в принципе, это так и есть – сама агнишчья – сама агни значит огонь внутри, в нашем теле, то есть те элементы, которые отвечают за метаболизм, за превращения, он тоже хорошо функционирует. Прежде всего речь идет о каком огне? Об огне пищеварения. Если у человека нет огня нормального, то это первый признак забеспокоиться, чтобы вывести свою вата-дошу еще больше из равновесия, и еще больше подавить огонь пищеварения. Это первый признак нездоровья. Человек здоровый имеет здоровый голод, хороший, сильный голод, это очень важная вещь. И поэтому тут говорится: у такого человека должны быть равновесные доши, у него должен быть сильный огонь, причем, тоже интересно, аюрведа говорит о том, что есть 13 видов огня в нашем теле, то есть 13 видов – в сущности, речь идет о ферментах, о тех вещах в нашем теле, которые отвечают за процессы превращения, вплоть до клеточного огня. Там говорится, что в желудке есть основной огонь пищеварения – джатар агни, 5 других огней, которые помогают переваривать – панча-маха-бхуты, или 5 элементов, 5 стихий, один огонь, который переваривает землю, условно говоря, другой огонь – воду, то есть превращает ее, приспосабливает ее к нашему телу и 7 огней, которые отвечают за превращение одной ткани в другое, превращая пищу в ткани нашего тела; их 7 тканей. Иначе говоря, здоровый человек по-настоящему – это тот человек, у которого прежде всего хорошие доши, равновесные, у которого сильный метаболизм, нормальный, то есть, он хорошо избавляется от каких-то продуктов израсходованных, от токсинов, и превращает хорошо пищу, воздух, воду, которую мы потребляем нашим телом, и дает энергию хорошую. Третье – это ткани тела хорошие.

Я помню, я пришел относительно недавно к одному аюрведическому врачу, я тогда постился долго, я сделал ошибку, про которую буду вам сегодня говорить. Он подошел ко мне, у него появилось брезгливое выражение на лице, он взял мою кожу, отпустил, и кожа так медленно-медленно встала на свое место, и он сказал: (90.45). Что он таким образом определил? Он определил, что огонь затушен. Я буду говорить об этом немножко позже. Длительный пост гасит огонь. Тело начинает приспосабливаться к недостатку пищи, и огонь начинает гаснуть потихоньку, как любой огонь, если его не кормить, если не подкладывать туда дрова, огонь гаснет. Это приводит к замедлению всех метаболических процессов, и ткани не формируются должным образом – наша плоть не формируется, кровь не формируется, лимфа не формируется как следует, и в результате они начинают страдать; поэтому длительный пост – это очень опасная вещь, хотя многие неразумные люди рекомендуют его направо и налево, можно просто не выйти из этого длительного поста.

То есть, ткани тела хорошо формируются, дальше – токсины вовремя удаляются. Это значит, что прежде всего удаляются… 3 основные функции хорошо работают: мочеиспускание, наш стул и пот. Они должны регулярно удаляться из нашего тела, то есть, человек должен это делать. Но это еще не все, это еще не все определение здоровья. Эти все вещи, они хорошо уравновешены.

 Дальше: здоровый человек – это человек радостный. Если человек не радостный, это значит, что что-то не то с умом. Врач должен, собственно, определить, в чем проблема. Человек приходит к нему и говорит: «У меня печень болит!». А врач на него смотрит: «Не печень у тебя болит, у тебя что-то не то с твоим умом». Его нужно лечить, потому что, если мы не вылечим его, мы все остальное не вылечим никогда. Интеллект ясен – то есть он хорошо понимает, что нужно делать, что не нужно делать, что приведет к хорошим последствиям, что – нет, чувства его удовлетворены, то есть он, в принципе… Чувства его не жадные, они счастливые внутри, и, более того, тут есть еще одно слово, которое не вошло в перевод, – прасанна. «Прасанна» значит «счастливый» – прасаннах атмендрия намаха – у такого человека счастливая атма – душа. Тут оно переведено как интеллект, можно это переводить как интеллект, но также человек в принципе духовно здоров, у него здоровы душа, чувства и ум. Свастха ить адхигед ити (93.40) – тут ошибка, что-то не то. Все это называется здоровьем; и последнее, что я сейчас скажу вам, это, собственно, само санскритское слово, которое означает «здоровье», употребленное здесь. Свастха – сва – что значит? Любой русский человек поймет, что значит сва – свое, свое или самстха – место. Свастха буквально означает: человек в себе находится, тот, кто находится в себе. Здоровье – это соответствие, это, в общем-то, духовная категория, человек находится на своем месте, он соответствует своей природе, его деятельность соответствует его природе, то есть, он не выведен из себя, не выведен из равновесия какими-то внешними факторами или еще чем-то. Это, собственно, здоровье. Просто очень любопытно, что… Мне хотелось показать связь аюрведы и йоги. Кто-то знает «Йога-сутры»? Никто не изучал Йога-сутры подробно? Стрети-сутра в «Йога-сутре», где определяется, что, собственно, человек получает в результате йоги, как там: тада драштух сварупеавастханам. В результате йоги человек – драштух, созерцатель или душа сварупеавастханам – утверждается в сварупе – в самом себе, то есть, понимает самого себя. Иначе говоря, здоровье – это, строго говоря, правильное понимание самого себя, поэтому я сказал, что аюрведа – это духовная дисциплина. Она учит нас понимать природу нашего физического тела, она учит нас понимать природу нашего тонкого ментального тела, и она учит нас понимать нашу духовную природу и возвратиться туда, возвратиться к своей духовной, ментальной и физической изначальной природе, находиться в этом, и таким образом стать счастливым, удовлетворенным. Вот, собственно, такая наука хорошая. Дальше мы уже пойдем по каким-то более техническим деталям. Это некое введение в тему. Спасибо большое. Тогда мы начнем со вкуса, со слайда со следующего. Это будет уже более практично, и более техническая вещь. Спасибо.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.