«Шримад-Бхагаватам», 1.11.31, 22.01.2017 г.

Аннотация:
Вслед за Господом Чайтаньей мы пытаемся проникнуть в тонкости и нюансы чувств или эмоций, которые испытывают обитатели Вриндавана.
***
Мы почитаем «Шримад-Бхагаватам», Песнь 1, глава 11, текст 31, Возвращение Господа Кришны в Двараку.
патнйах патим прошйа гриханупагатам
 вилокйа санджата-мано-махотсавах
уттастхур арат сахасасанашайат
сакам вратаир вридита-лочанананах
Царицы Господа Кришны возрадовались в сердце, снова видя своего мужа дома после долгого отсутствия. Они тотчас же повскакивали со своих мест, прекратив медитацию. Как было принято они стыдливо закрыли лица и застенчиво смотрели по сторонам.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Как уже говорилось, Господь вошел в Свои дворцы, где жили шестнадцать тысяч сто восемь цариц. Это означает, что Господь сразу  распространил Себя в такое количество полных экспансий, сколько было цариц и дворцов, и одновременно вошел в каждый из них. Таково еще одно проявление Его внутренней энергии.
Он один и только один, но Он может распространить Себя во столько духовно тождественных форм, сколько пожелает. Шрути-мантра подтверждает, что Абсолют один и только один, и все же, стоит Ему пожелать, и Он становится многим. Эти множественные экспансии Верховного Господа проявляются как полные и отделенные части. Отделенные части представляют собой Его энергию, а полные части – проявления Его Личности.
Таким образом, Шри Кришна, Личность Бога, явил Себя в виде шестнадцати тысяч сто восемь полных экспансий и одновременно вошел в каждый дворец. Это называется вайбхавой, трансцендентным могуществом Господа. Поскольку Он обладает такими способностями, Его называют также Йогешварой. Обычно йог (живое существо, владеющее мистическими силами) способен распространить себя самое большее в десять экспансий своего тела, но Господь может распространить Себя в тысячи форм или до бесконечности – как Ему будет угодно.
Неверующие поражаются, узнав, что Господь Кришна женился более чем на шестнадцати тысячах цариц, так как думают, что Господь Кришна  такой же, как они. И сами, обладая ограниченными возможностями, судят о возможностях Господа по себе.
Следует знать, однако, что Господь не находится на одном уровне с нами, живыми существами, которые всего лишь проявления Его пограничной энергии, и хотя качественная разница между источником энергии и самой энергией очень мала, энергию ни в коем случае нельзя приравнивать к источнику энергии. Царицы  также экспансии Его внутренней энергии, и таким образом энергии и их источник вечно дарят друг другу трансцендентное блаженство, известное как лилы Господа.
Поэтому не следует удивляться, что у Господа было много жен. Напротив, даже если бы у Господа было шестнадцать миллионов жен, Его безграничная и неисчерпаемая энергия все равно не проявилась бы полностью. А у него было всего лишь на всего шестнадцать тысяч жен, и вошел Он одновременно во все дворцы лишь для того, чтобы запечатлеть в истории Земли, что ни один из людей, сколь бы могущественным он ни был, не может сравниться с Господом. Следовательно, никто не выше Господа и не равен Ему. Господь велик всегда и во всем. Бог велик – это вечная истина.
Итак, увидев издали своего мужа, долго отсутствовавшего из-за битвы на Курукшетре, царицы пробудились из медитационного сна и приготовились встретить своего любимого. Согласно религиозным наставлениям Йаджнавалкйи из «Дхарма-шастр», женщине, муж которой находится вдали от дома, ни при каких обстоятельствах не следует принимать участие ни в каких социальных функциях, торжествах, украшать свое тело, смеяться или посещать родственников. Таковы обеты женщины, чей муж находится вдали от дома. И в то же время говорится, что жене не следует показываться мужу в нечистом виде. Она должна надеть украшения и хорошее платье. В присутствии мужа жена всегда должна быть счастливой и радостной.
Жены Господа Кришны пребывали в медитации, размышляя о разлуке с Господом, и постоянно медитировали на Него. Преданные Господа не могут прожить ни мгновения, не медитируя на Него, и особенно это касалось цариц, так как все они были богинями процветания, которые приняли облик цариц, чтобы участвовать в лилах Господа в Двараке. Они всегда не разлучны с Господом, благодаря либо Его личному присутствию, либо трансу.
Гопи во Вриндаване не могли забыть о Господе, когда Он пас коров в лесу. Когда Господа, мальчика Кришны, не было в деревне, оставшиеся дома гопи с тревогой думали о том, как Он ступает по жесткой земле Своими нежными лотосными стопами. Думая об этом, они иногда впадали в транс, и сердца их замирали. Таково состояние чистых спутников Господа. Они всегда пребывают в трансе, и потому в отсутствие Господа царицы тоже находились в трансе.
Теперь же, завидев издали Господа, они сразу оставили все свои занятия и забыли обо всех упомянутых выше обетах. Как утверждает Шри Вишванатха Чакраварти Чхакур, это было нормальной психологической реакцией на такое событие. Хотя они жаждали увидеть своего мужа и вскочили со своих мест, их остановила женская стыдливость. Но глубокий экстаз помог им преодолеть эту слабость, и они стали представлять себе, как обнимут Господа. Размышляя об этом, они практически перестали воспринимать окружающее.
Эта начальная ступень экстаза заставила их забыть обо всех формальностях и социальных условностях. Тем самым они преодолели все препятствия на пути к Господу. Таково совершенство встречи с Господом души, Шри Кришной.
Шрила Прабхупада Ки!
 -Джай!
патнйах патим прошйа гриханупагатам
 вилокйа санджата-мано-махотсавах
уттастхур арат сахасасанашайат
 сакам вратаир вридита-лочанананах.
Харе Кришна!
Мы с Вами неторопливо изучаем первую песнь «Шримад-Бхагаватам» и дошли в своих попытках сделать это до 11 главы. В прошлый раз мы читали какие-то стихи из 10 главы первой песни «Шримад-Бхагаватам» здесь в Каргашино. И я решил взять один из центральных стихов этой главы для того, чтобы мы в целом посмотрели и попытались понять смысл и место этой главы в общей структуре, прежде всего первой песни «Шримад-Бхагаватам».
Глава эта очень любопытна, прежде всего, тем, что именно в ней находится один стих, а именно девятый стих из этой главы, который в высшей степени важен для нас Гаудия-вайшнавов. Практически никакая из других сампрадай, признающих «Шримад-Бхагаватам», не обращают особого внимания на этот, на первый взгляд, ничем не выдающийся стих.
Но для нас этот стих важен, потому что вслед за Господом Чайтаньей мы пытаемся проникнуть в тонкости и нюансы чувств или эмоций, которые испытывают, прежде всего, обитатели Вриндавана. Эти чувства или эмоции, как мы знаем, представляют собой могущественную, необоримую реку, подобную Ганге, которую невозможно остановить никакими плотинами, и река эта течет между двумя берегами. Один берег называется, как?
- Самбхога.
А другой?
- Випраламбха.
Два берега этой реки эмоций, духовных эмоций, которые, в конечном счете, по милости «Шримад-Бхагаватам», Шукадевы Госвами и других рассказчиков «Шримад-Бхагаватам», Шрилы Прабхупады в нашем случае, мы должны в какой-то момент почувствовать в своем сердце, они текут между двумя этими берегами или двумя этими состояниями. И река не может иметь один берег, у реки всегда должно быть два берега. И собственно эти две главы, десятая и одиннадцатая описывают разлуку и встречу.
Десятая глава описывает разлуку обитателей Хастинапура, одиннадцатая глава описывает встречу Кришны. И это фундаментальное положение нашей философии, сформулированное изначально Бхаратой Муни в «Натья-шастре» на вина випраламбхена самбхогах пуштим ашнуте Это очень важный афоризм из «Натья-шастры» Бхараты Муни на вина випраламбхена, без випраламбхи, без разлуки, самбхогах пуштим на ашнуте, встреча не будет «питаться», встреча не будет иметь той интенсивности чувств, которую она имеет после долгой разлуки.
И поразительная вещь, которая есть в нашей философии, Бхарата Муни сформулировал этот афоризм, он сказал: «На вина випраламбхена самбхогах пуштим ашнуте». Иначе говоря, по-настоящему человек не может быть счастлив при встрече, если до этого не было разлуки. Но Чайтанья Махапрабху также объясняет, что на каком-то уровне любви, когда эмоции достигают особой степени остроты, то тогда противоположное утверждение тоже правильно. В какой-то момент встреча начинает питать разлуку. И до этого Бхарата Муни не додумался потому, что это состояние, которое возможно только на очень высоких ступенях любви. И мы знаем это према-вайчиттъя знаменитая, когда достигнув состояние анураги, когда интенсивность бхавы или чувства внутри, эмоции внутри становятся такими сильными, что спутники Кришны, находясь рядом с Ним, начинают плакать от разлуки с Ним. Начинают бояться и переживать это состояние неминуемой разлуки. И, в конечном счете, мы знаем, что именно это, абсолютно парадоксальное состояние, заставило Кришну уйти из Вриндавана, потому, что Он в какой-то момент подумал: «Они мучаются потому, что они все время ожидают, когда Я уйду, может Мне уйти, и они не так мучиться будут? Может прекратить эту медленную пытку, потому что они предчувствуют эту разлуку?».
Иначе говоря, встреча в какой-то момент начинает «питать» разлуку, подобно тому, как разлука подготавливает встречу. И точно также встреча подготавливает разлуку, делает разлуку неизбежной. Это очень сложные вещи.
Для того, чтобы мы по-настоящему поняли это и до какой-то степени оценили, с самого начала «Шримад-Бхагаватам» Сута Госвами, который рассказывает эти главы, он дает нам некий превью, некий трейлер, некий рекламный ролик, что ли. Потому, что, в конечном счете, эти чувства они будут описаны во всей их полноте в десятой песне.
Но здесь на примере жителей Хастинапура и жителей Двараки, Шукадева Госвами и Сута Госвами, в данном случае, объясняют ту же самую динамику. И нам нужно попытаться понять смысл этой динамики, даже в этом предварительном варианте.
Очень часто люди поверхностны, они ценят встречу и думают: «Встреча – это хорошо, нужно говорить о встрече». Но мы знаем, и Шрила Прабхупада говорил, что наша преобладающая бхава, которую мы должны так или иначе холить и лелеять в своем сердце, бережно взращивать в своем сердце это настроение разлуки.
Потому что, во-первых, мы разлучены с Кришной, именно это настроение разлуки, когда оно достигнет определенной степени интенсивности, приведет к встрече.
Если мы не сможем это настроение почувствовать, то тогда встречи не будет. Мы будем оставаться теми же холодными чурбанами, которыми мы всегда были. И это состояние разлуки, когда слезы разлуки появляются у нас на глазах, оно в высшей степени важное, и «Бхагаватам» учит нас этому.
Когда мы читаем «Шримад-Бхагаватам» то некоторая тень этой бхавы в идеале должна коснуться нашего сердца и пробудить некое подобие этих самых эмоций.
И еще раз, разлука в высшей степени важна, именно поэтому даже в десятой песне «Шримад-Бхагаватам» большая часть посвящена разлуке. Сколько глав посвящено встрече? Не так много. Большая часть «Шримад-Бхагаватам»: Кришна ушел в Мадхуру, потом ушел в Двараку и даже пока Он был во Вриндаване, гопи вспоминали песнь Его флейты… И множество других описаний разных форм и нюансов разлуки содержатся там в десятой песне «Шримад-Бхагаватам».
Более того наши ачарьи объясняют, что именно потому, что та разлука, которую Господь испытывал, когда Он пришел в образе Рамачандры, была однообразной. Не была расцвечена всеми красками подлинных эмоций, подлинной любви. И Он пришел, как Кришна, чтобы наслаждаться этой разлукой. Наслаждаться всеми формами этой разлуки со Своими преданными.
Еще одну очень важную вещь мне хотелось сказать с самого начала, чтобы мы оценили по-настоящему разлуку – это то, что одно из важных положений, я буду рассказывать чуть позже «Гопал-чампу» Шрилы Дживы Госвами. И одно из важных положений «Гопал-чампу» Шрилы Дживы Госвами заключается в том, что «Гопал-чампу» Шрилы Дживы Госвами хочет доказать несколько вещей очень важных.
«Гопал-чампу» – это его пересказ, или скажем так, реконструкция Шрилы Дживы Госвами десятой песни «Шримад-Бхагаватам». И два основных положения, которые Шрила Джива Госвами хочет доказать, это то, что Кришна вернулся – таки во Вриндаван, хотя в десятой песне «Шримад-Бхагаватам» об этом не говорится.
А вторая вещь в высшей степени важная – это то, что лила Кришны, которую Он проводит здесь на Земле, Его пракат-лила, она более высокая, чем лила, которую Он совершает в духовном мире. Она доставляет Ему гораздо большее блаженство, чем даже лила в духовном мире. Это два очень нестандартных и очень парадоксальных положения, которые лежат в основе «Гопал-чампу».
И глава, которую мы читаем, как я уже сказал, с одной стороны она является практически единственным, более или менее прямым, хотя тоже косвенным доказательством того, что Кришна вернулся во Вриндаван. Есть прямое доказательство в Падма-пуране, а в «Шримад-Бхагаватам» есть один единственный намек на это (намеки есть, но они уж совсем косвенные). Более или менее прямой намек, если намек может быть прямым, содержится здесь в одиннадцатой главе, как я уже сказал в девятом стихе одиннадцатой главы, где обитатели Двараки говорят: «О лотосоокий Господь, всякий раз, когда Ты отправляешься в Мадхуру, Вриндаван или Хастинапур. То есть когда Кришна вернулся в Двараку, и выбежала огромная толпа обитателей Двараки для того, чтобы приветствовать Его, они стали пенять Ему, как бы укорять Его: «Что-то Ты слишком зачастил, слишком часто уезжаешь, то туда, то сюда, то еще куда-то, чтобы встретиться со Своими друзьями и родственниками. И каждое мгновение без Тебя тянется как миллион лет. О непогрешимый, наши глаза тогда становятся бесполезными, как будто у них отняли солнце».
То есть они описывают это состояние человека тоскующего в разлуке с Кришной, когда йугайитам нимешена чакшуша
правришайитам.  И состояние этой тоски мы все знаем, как иногда время тянется очень долго, например, в кабинете зубного врача или ночью, когда бессонница, время становится… Господи, как оно долго тянется. И они говорят: «Время тянется долго, а Ты все время уходишь куда-то. То к Своим родственникам Куру в Хастинапур поехал, то Ты в Матхуру отправился».
Но когда Дварака была основана Кришной в Мадхуре кто-то жил? Нет, в Матхуре никто не жил. Потому что Кришна, что сделал с обитателями Матхуры? Да, за одну ночь Он перенес их. И поэтому все ачарьи говорят: «Они говорили, что Он в Матхуру отправляется, а в Матхуру что значит? Матхура – мандала, то есть во Вриндаван. Они тут ясно говорят, что Кришна, Он периодически отправлялся, убегал тайком во Вриндаван.
То есть еще раз этот стих опять же о том, что всегда есть встреча и разлука, разлука и встреча. Это одна из вещей, и она тут как раз в этих главах описывается, эта динамика любви, которая течет между двумя берегами.
И вторая вещь, она очень важная потому, что второе положение, которое я сказал и которое Шрила Джива Госвами доказывает в «Гопал-чампу» – это то, что Бхаума-лила Кришны выше, чем Его лила на Голоке-Вриндавана. Она заключается в том, что на Голоке-Вриндавана разлуки-то нет настоящей, там есть только субъективное ощущение разлуки. И демонов там нет, и вообще чего не хватись, того нет там. А здесь у нас все настоящее, и разлука настоящая, когда Кришна уходит из Вриндавана и сначала поселяется в Матхуре, а потом отправляется в Двараку. И эта разлука, она в течение многих, многих лет питала эти удивительные эмоции, как Кришны, так и обитателей Вриндавана.
Из зала: « И демоны здесь настоящие?».
БВГ: И демоны настоящие, тут все у нас настоящее, и Кришна может сражаться с ними. И суть  то в чем? Послушайте внимательно, потому что это очень важная вещь или очень важное положение. В сущности Шримати Радхарани и другие ближайшие спутники Господа в духовном мире они тоже испытывают чувство разлуки, но здесь их эмоции, которые возникают у них в сердце под влиянием этой поразительной энергии хладини-шакти или даже не энергии хладини-шакти, а самой сути энергии хладини-шакти, энергии бхакти или любви к Кришне. Здесь они приобретают реальные формы, зримые формы, ощутимые формы. И мне именно это хотелось рассказать сегодня немного, рассказав какой-то небольшой отрывок из «Гопал-чампу».
 Это то, что я уже сказал, что иногда поверхностные люди думают: «Ну, вот Вриндавана-лила кончилась, самое важное кончилось». На самом деле, самое важное только начинается. Дварака-лила и Мадхура-лила для нас, последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, не менее важны, чем Вриндавана-лила, если мы их почитаем правильно, сквозь эту призму того, что это те лилы, в которых разлука в сердце Кришны становится все более и более интенсивной, и Его любовь становится все более и более сильной к обитателям Вриндавана.
Если мы посмотрим на эти лилы с этой точки зрения, что, в сущности, каждый день, и сейчас я расскажу поразительный совершенно отрывок из «Гопал-чампу», где Шрила Джива Госвами описывает это, он начинает собственно описание Дварака-лилы с этого. Если мы будем помнить о том, что Кришна внешне находится в Двараке, а сердце его где? Сердце Его там, сердце Его во Вриндаване.
 Если мы почувствуем этот внутренний план, а не просто будем поверхностно смотреть на какую-то канву событий, того что происходит там, тогда только «Шримад-Бхагаватам» откроется нам. И большая часть того, что описано в десятой песне станет понятной нам.
Шрила Джива Госвами описывает это, когда он переходит к Дварака-лиле (и мы с Вами в Двараке сейчас находимся). Кришна приехал в Двараку в одиннадцатой главе. Шрила Джива Госвами он описывает, что случилось, когда Кришна вдруг перенес всю Матхуру за одну ночь туда в Двараку.
 Во-первых, почему он это сделал? Да потому, что Он, в конечном счете, хотел защитить обитателей Вриндавана. Он все время думал: «Как бы им не пострадать от этого». В последний раз, когда огромная армия Калаяваны напала на Мадхуру вместе с армией Джарасандхи, то Нанде Махараджу пришлось паковать вещи и убегать куда-то. Нанда Махарадж стал беженцем вместе со всеми обитателями Вриндавана от того, что эти гигантские армии окружили Матхуру.
И Кришна думает о них только. Он не столько думает об этих Ядавах, которые живут в Матхуре, сколько пытается защитить обитателей Вриндавана от неминуемой опасности, которая грозит им, если Он остается совсем рядом поблизости потому, что Он знает, у Него огромное количество врагов. Эти враги будут нападать, они не будут давать Ему покоя, и Он думает: «Надо чтобы они были в безопасности».
Он переносит этот город, свою столицу туда, в Кунстхалле, на остров, отделенный океаном. И при этом обитатели Вриндавана никогда не узнают об том. Они с одной стороны радуются, они думают: «Он там будет в безопасности. Там в Двараке посреди океана Ему ничего не будет грозить». И потому они счастливы, они думают: «Кришна, ну, надо же, как Он все здорово придумал». А потом они думают: «Но пока Он был в Матхуре, мы могли каждый день получать новости оттуда (интернета тогда еще не было, на новостные сайты невозможно было заглянуть во Вриндаван, чтобы узнать, что там происходит). Они начинают думать: «Что делать?».
И мы знаем, что сразу, как только Кришна перенес столицу в Двараку, Нанда Махарадж послал туда гонцов, он дал самых лучших лошадей. Но беда заключалась в том, что самые лучшие лошади Нанды Махараджа могли проделать только двести миль. То есть они доскакивали до Двараки за пять дней. И пять дней нужно было возвращаться обратно. И Нанда Махарадж, когда он представил себе, что нужно будет десять дней находиться без всяких известий о Кришне, он подумал: «Лучше сразу умереть, как мы вынесем эти десять дней, когда мы не будем вообще ничего знать, что с Ним происходит?»
Он созвал совет, он позвал своего старшего брата Упананду, и он стал советоваться с ним. Он стал говорить: «Что делать, как мы выживем тут, если один раз в десять дней мы будем получать какие-то известия о нашем Кане? Прежде всего, умрет моя жена, а потом и все остальные, никто не вынесет». А Упананда говорит: «Зачем ждать десять дней?».
- Но как же, десять дней туда, десять дней обратно.
- А мы каждый день будем гонцов посылать, мы двести гонцов пошлем. И каждый день будем их посылать, и они каждый день будут приходить. Ну, да новости будут с запозданием в десять дней, но  мы каждый день будем знать что-то (это не будет в режиме онлайн, смех). Но, тем не менее, мы будем постоянно чувствовать…
И Нанда Махарадж стукнул себя по лбу: «Упананда, какой ты мудрый, как ты все придумал». И главное, что когда они послали гонцов, в то же самое время пришли гонцы из Двараки. Кришна послал Своих гонцов, и, конечно, сказал: «Я то, как буду здесь без известий о вас…».
И Нанда ему рассказал ему о своем плане. И Кришна опять через гонцов сказал: «Ваши лошади медленные, у Меня есть лошади, которые в пять раз быстрее могут скакать». И Кришна выделил особых лошадей. Короче говоря, связь была налажена, коммуникации были установлены. И когда эти самые первые гонцы прискакали из Двараки во Вриндаван, все обитатели Вриндавана собрались вокруг и с нетерпением, с волосами, вставшими дыбом, стали спрашивать: «Что, что, что там в этой Двараке? Что такое Дварака?»
А это был тот самый первый день, когда вообще кто-то из Вриндавана оказался в Двараке. Эти два гонца (они парами посылали гонцов туда и обратно) взахлеб стали рассказывать, что они увидели там: «Этот город, он окружен стенами, и его отделяют океаны, как-то мы добрались туда на этих лошадях (я уж не знаю как, видимо там были какие-то разводные мосты). Я там стал ходить, и я чего там только не увидел.
Там дворцы-небоскребы, многоэтажные дворцы (он ничего, кроме хижин Вриндаванских не видел, ему трехэтажный дом, это уже, наверняка, небоскреб). Я помню, как я первый раз в своей жизни на четвертый этаж забрался, у меня голова закружилась.
Он говорит: «Там все украшено драгоценными камнями, огромные драгоценные камни на стенах. И там такие сады, такая красота». И он стал говорить: « Там этот дворец Сударма, когда он у Индры был, это просто замухрышка какая-то была. Когда его перенесли сюда, вот это да! Это о-о-о!». И он стал дальше рассказывать: «Там каналы, и по ним лодки плавают, и чего только нет». И он стал еще что-то рассказывать (и айподы там есть, и айфоны там есть). И он стал рассказывать: «Я ходил по этому городу с открытым ртом».
Ну, представьте себе, деревенский житель попал в какую-то роскошную столицу. И вдруг он говорит: «Я услышал смех у себя за спиной, кто-то громко смеялся. Я оглянулся, это Кришна! Кришна у меня за спиной смеется, мне неловко стало, я рот-то закрыл». А Кришна говорит: « Ты, что рот раззявил? Что ты ходишь-то с открытым ртом? Ты что никогда этого не видел?». А я Ему сказал: «Откуда же я такие чудеса, где ж я такие чудеса мог увидеть, нигде таких чудес не видел».
А Кришна говорит: «Глупец, Вриндаван на самом деле гораздо лучше. Ты большие чудеса видел. Не помнишь что ли, как я показал вам Голоку, когда заставил вас окунуться в Брахма-даршайадйа в этом озере Ямуны, когда Нанду Махараджа украл Варуна». Ну, и, так или иначе, Кришна стал ему рассказывать и стал расспрашивать его: «Как там живут мои родственники, мои любимые?»
И в этот момент, слушайте, что случилось в этот момент, там вообще чудеса происходят. Все там уже собрались вокруг этого гонца, Нанда Махарадж,  и все с раскрытыми ртами слушают, чтобы не пропустить ничего. И в этот момент вдруг садовник прибежал, запыхавшись. Перед Кришной и говорит: « У вас тут в Двараке чудеса за чудесами. Только что мы сюда переехали, только что мы перенеслись, там за пределами Двараки, в лесу, за которым я ухаживал, это мой сад, я лесник, я за ним ухаживаю. Там вдруг появилось двое людей высоких, как пальма. Они стоят и осматриваются вокруг. И я подошел к ним и говорю: «Вам что тут нужно? (может демоны какие-то напали на нас, или еще что-то). А они говорят: «Нам Кришна нужен, позвать сюда Кришну». Я прибежал. Кришна, Тебя зовут, там большие люди пришли». Кришна сел на паланкин, посадил в этот паланкин гонца из Вриндавана, своего родственника, и они вместе помчались туда, за пределы Двараки. И когда они подошли, они увидели огромную толпу, гигантскую толпу (в Индии все, наверное, были, видели, если что-то происходит, сразу же толпа большая собирается), и все боятся,  представьте себе, шести-семи метровые люди стоят двое, и при этом там один мужик, а другая женщина. И женщина очень стеснительная, прячется все время, большая, но стеснительная, все время пытается так или иначе за спину спрятаться. И Кришна увидел, Он почувствовал эту толпу, в толпе все боялись, и не знали что делать. Они все как бы смотрели на это, но так на всякий случай на отдалении находились, кто-то за деревьями прятался, не зная, что там будет.
Что дальше произошло, Кришна сошел, а этот мужик  бух  сразу в дандават… А гонец-то рассказывает, что когда он-то увидел этих длинных всех, он говорит: « Я стал думать, это сколько же надо было расти, чтобы такими вымахать, сколько интересно они росли?» Деревенщина (смех). Шрила Джива Госвами потрясающие вещи рассказывал.
Гонец подумал: «Это сколько же им лет, что они такие высокие выросли?» И этот мужчина он упал в дандават перед Кришной. И Кришна ему тоже поклонился, все чин-чинарем. Потом Кришна посадил его прямо перед собой, и они стали разговаривать. И гонец говорит, что они стали разговаривать, и он (мужчина) стал говорить: «У меня долгая история, так или иначе, хотел найти мужа,  подходящего для своей дочери, но никого не мог найти. Решил посоветоваться с Брахмой, а он, как назло, танец у себя на Сатья-локе наблюдал. Мы тоже понаблюдали танец, и выяснилось, что поздно уже слишком, много калп прошло. Меня зовут Кокудни или Ревата, Ты, наверняка, знаешь мое имя. Но и я стал спрашивать у Брахмы, что делать? А он говорит: « Но вот есть там один Баларама, Он достойный супруг для твоей дочери. Вот поэтому я пришел сюда. И он сказал мне: «Ты там с Кришной посоветуйся, Кришна тебе поможет, Кришна всем помогает. Ты Его позови потому, что, если прямо к Балараме обратишься, шансов нет. Но если ты Кришну попросишь о помощи, Он тебе поможет. Я тогда спросил у Брахмы: « А как с размером быть? И Брахма мне сказал: «Они чего-нибудь придумают, ты не волнуйся раньше времени, это не такая большая беда».
И Кришна стал думать в этот момент. Потому что Кришна, когда Он приехал в Двараку, сначала, когда Он ушел из Вриндавана, Он дал обет, что Он останется брахмачарьи (брахмачарьи часто дают такие обеты) (смех). И Кришна, реально у Него в сердце даже не было мысли, что Он, так или иначе изменит обитателям Вриндавана. Он думал о них только, у Него не было никаких других чувств по отношению ни к кому еще. Он постоянно думал только о них.
И в Двараке, когда Он пришел, Он подумал: «Хорошо, я сейчас быстро закончу Свои дела и вернусь. И чтобы Мне вернуться, Я же должен оставаться брахмачарьи. Ну Я же не могу вернуться, если у Меня будет там ??? 1:00:38 своя, что Я там буду делать там во Вриндаване, как Я вернусь, если женюсь?» Кришна был решительно настроен не жениться.
Но когда Махараджа Ревата сделал Ему это предложение, от которого трудно было отказаться, говоря о старшем брате  Балараме, Кришна стал думать: «Ну, понятно, что Я не пойми кто. То ли я пастух, то ли Я кшатрий, тут можно сомневаться. Но Баларама то Он кто? Он-то ясное дело кшатрий. Тут ни у кого мыслей даже таких не появится, что Баларама не кшатрий. И в принципе, подходящая пара, немного по росту не подходят, но во всех остальных отношениях достойная, и просят они…».
И Кришна стал думать: «Ну, просят же, надо помочь беде, кто ее такую возьмет… Девушка достойная, Баларама кшатрий, и во всех отношениях хорошая идея». И Он сказал Махарадже Кокудни, Ревати: «Я уговорю Балараму» потому, что Баларама, когда он уехал из Вриндавана, он вслед за Кришной тоже дал обет: «Я тоже буду брахмачарья». Он тоже не думал о том, что Он когда-нибудь женится.
И Кришна пошел к Васудеве, Он стал уговаривать его, и Васудева обрадовался страшно. Васудева сразу подумал: «Если Баларама женится, то потом Кришна тоже женится». И когда, в конце концов, они вызвали к себе Балараму. Баларама сначала сказал: «Нет, ни за что, никогда». Но Кришна его уговорил, и Баларама сказал: «Ну, что же, что Я могу сделать, Ты мой Господин, Ты мой повелитель, и все то, что Ты скажешь Я, конечно же, сделаю».
И Джива Госвами говорит, что ночью он зашел к Ревати, которая спала, и сделал эту операцию  своим плугом, сократил ее до средних размеров, чтобы она подходила, так что она даже не заметила это. И так состоялась свадьба Баларама.
И тут Нанда спросил у этого гонца: «А нам, Он что-то написал? Ведь Он же был с тобой рядом, Он же знал, что мы отправимся…». Он сказал: « Написал, вот письмо». Он достал письмо и Нанда прочитал в этом письме. В этом письме Кришна пишет: «Нет ни одной секунды, чтобы Я не думал о вас, Я вернусь. Я очень скоро вернусь, Я обязательно вернусь. Тем временем, пожалуйста, позаботьтесь о моих самых любимых коровах: о Ганге, о Харини». И Он перечислил пять или шесть имен своих самых любимых коров. И Нанда, когда он услышал это, он стал плакать, слезы у него ручьями полились из глаз, он стал думать: «Он думает о нас, Он думает о коровах, Он постоянно думает…». И Нанда спохватился и сказал этому гонцу: «Когда ты обратно отправишься в Двараку, передай Ему, что сердце мое разбито, нет даже времени, чтобы подумать о Твоих коровах, а Ты думаешь о Своих коровах». И гонец сказал: «Пойдем к коровам, сейчас позаботимся об этих коровах, чтобы у них все было хорошо».
Следующая история она более печальная потому, что в следующей истории рассказывается как Кришна женился на Рукмини. Но там Джива Госвами говорит, что прежде чем жениться Кришна говорит: «Ну, надо спасти девушку, но когда Он женился, Он написал письмо Нанде Махараджу, и послал его с одним из гонцов и попросил у него разрешения: «Что Мне делать? Могу Я жениться или нет?
И когда первый гонец пришел к Нанде Махараджу, он стал спрашивать: «А Ему то, Кришне, что передать? Как Вы-то, без Него тут?»  И Нанда ему сказал: « Передай Кришне, что мы очень счастливы, ни в коем случае не говори, что мы страдаем. Пусть Он не думает, чтобы даже тени такой мысли не было. Мы знаем, что Он счастлив, мы знаем, что Он в новой столице. Передай Ему, что мы очень счастливы, потому, что Он счастлив, и нам ничего другого не нужно».
Я еще не коснулся этого стиха, который мы прочитали, не дошел до него, это было некое введение к этому стиху. Но смысл в том, что каждое мгновение Кришна и обитатели Вриндавана, те, кто любит Его, они думают друг о друге.
Я буквально два слова скажу, я не хочу задерживать ничего? Можно два слова договорить про это или нельзя? Буквально два слова я скажу, что тут происходит в этом стихе.
Тут в этом стихе Сута Госвами, он пытается передать нам  то, что происходило в сердце. Это очень сложно. Это сложно передать, эмоции нельзя называть прямо. Если бы он просто сказал: « И тут они почувствовали в сердце такую любовь, что прямо вот, ну, очень сильную». Практически невозможно напрямик эмоцию передать. Эмоцию можно почувствовать.
Я думал и хотел Вам стихотворение одно прочитать, не имеющее отношение к этому, но, тем не менее, просто оно показывает, каким образом поэты передают эмоции. И здесь Сута Госвами, он тоже самое передает, именно наоборот,  косвенными способами.
Это стихотворение, я знаменит этими странными вещами, но, тем не менее, я прочитаю это стихотворение.
Анна Ахматова
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор я как будто больна.
Еще раз, суть в том, чтобы чувства ощутить, нужно сказать что-то странное, что-то противоположное. Тогда до какой-то степени, что-то может передаться потому, что чувства вызывают очень сильные и порой парадоксальные мысли. И здесь Сута Госвами интересную вещь говорит. Он говорит: «Когда они увидели это санджата-мано-махотсавах, когда они увидели этот ходячий праздник, мано-махотсавах, праздник сердца. Когда Кришна зашел, они издалека увидели этот праздник.
Можете себе представить кто такой Кришна, он пытается объяснить, какое ощущение есть у людей, когда они видят Кришну: в сердце ликование начинается, восторг. Просто, даже если издалека, Кришна только, только приближается, все в этом восторге находятся  вилокйа санджата-мано-махотсавах . Они сразу же подскочили уттастхур, арат  издалека. Они вскочили с асаны, сахасасана и анашайат одновременно или с небольшим перерывом во времени произошли две вещи. Они вскочили с асаны, то есть со своего места, на котором они сидели и ашайат, ашайат, значит сердце, они буквально выскочили из своего сердца. Это то, что произошло с ними. Что это реально значит? Реально значит, Шрила Прабхупада объясняет это в комментарии, что сначала они встали с места, то есть они не смогли усидеть, прана внутри поднялась, они вскочили, и одновременно они вышли из того состояния, в котором они находились, из глубокого состояния медитации на Кришну.
И в этот момент другое объяснение, которое дает Вишванатха Чакраварти Тхакур, это то, что случилось с их сердцем, почему им нужно из сердца  выскочить? И что останется у человека, если он из сердца выскочил? То есть они соскочили со своего места и соскочили со своего сердца, суть в том, что с одной стороны у них появился этот импульс, они захотели броситься к Кришне, обнять Его. И поэтому они вскочили с места, но при этом в сердце у них сразу же появилось сдерживающее чувство или скромность, стыдливость.
Как у любой женщины, особенно воспитанной в традиционной культуре. Они не могут же внешне проявлять какие-то свои чувства. И это чувство, которое появилось в сердце, стало их сдерживать. И поэтому, что нужно сделать? Выскочить из сердца, чтобы не мешало ничего.
Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет этот стих: они вскочили с места, чтобы ринуться к Кришне, а в сердце возникло чувство, ограничивающее их. Они отбросили свой ум, ринулись к Кришне, и обняли Кришну своей душой.
Как Шрила Прабхупада объясняет здесь, это то, каким образом душа встречается с Господом души. Как эта тоска по Богу, достигая какой-то кульминации, и реально, что это значит? Реально это значит, что они практически упали в обморок потому, что они были не в теле, и ум переклинило потому, что в уме возникли эти противоречивые чувства. С одной стороны быть ближе с Кришной, с другой стороны, условности и невозможность этого делать, они практически лишились чувств от этих разрывающих их изнутри этих противоречивых эмоций, которые они почувствовали, когда издалека завидели, что Кришна входит в их дворец.
Причем, что очень важно, что Кришна зашел одновременно. Шрила Прабхупада объясняет, во все шестнадцать тысяч сто восемь дворцов. И все знают, что Кришна только вошел в Двараку, и каждая из жен думает: «Он пришел в мой дворец в первый, я самая любимая».Они же не знают, что Он… Это мы с Вами знаем, что Он распространил себя в шестнадцать тысяч сто восемь копий. Каждая думает: « Ко мне к первой пришел». Что бы Вы при этом подумали? Кришна идет к Вам к первому, к Шикшаштаке? (смех), всех остальных минуя…
Их охватили эти чувства, от которых они практически почти что упали в обморок, они были готовы упасть в обморок, и они вышли из медитации. И более того, тут дальше говорится еще очень интересная вещь. Они вскочили одновременно с места и вскочили из своего ума  сакам вратаир, они вскочили  со своих асан вместе со своими вратами.
Что это значит? Вместе со своими обетами, которые они соблюдали. Что это значит, что они с обетами вместе вскочили, а? (ответы из зала). Это значит, Шрила Прабхупада объясняет здесь в комментарии, что обеты, которые дает женщина, находящаяся в разлуке с мужем, не должна краситься, она не должна косметику наносить, она не должна никуда выходить, она должна сидеть дома и думать о нем. Но если муж тут, то женщина должна наряжаться.
И в принципе они знали, что Кришна тут¸ но то, что они вскочили вместе со своими обетами, означает, что они вскочили как были до этого, без всяких украшений, без всего. И здесь Сута Госвами говорит, что Кришна увидел, почувствовал в этом еще больше их любовь, их привязанность. И Его чувства тоже пришли к ним навстречу, когда Он увидел их вридита-лочанананах.
И при этом, одновременно с этим, они не могли прямо на Кришну смотреть потому, что целомудренная женщина не может смотреть на своего мужа прямо, она должна все время, опустив голову, смотреть в свои стопы. Они постоянно пытались увидеть Кришну, но условности мешали им сделать это. И здесь, таким образом, Сута Госвами пытается нам до какой-то степени передать ту интенсивность привязанности, которая у них была. И он объясняет нам, что произошло.
Это тоже очень важно, потому что последняя вещь, которую я скажу, потому, что до этого говорилось, как другие обитатели Двараки встречают Кришну. Там приводились четыре молитвы этих обитателей, и толпа обитателей, которая высыпала за пределы городских стен, чтобы встретиться с Кришной, они стали говорить: «О, Кришна! Ты наша мать и наш отец, и Ты наш господин, Ты еще кто-то такой». Но в сущности, что это значит? Если ты и отец, и мать, и племянник, и еще кто-то, и господин. Это что значит? Это значит, никто. Это шанта-раса. Когда нужно – мать, когда нужно – отец, когда нужно – еще что- то такое. Но, в принципе, никаких конкретных чувств нет.
Но когда речь зашла о женах Кришны, то тут-то есть очень конкретные вещи. И если мы хотим когда-то Кришну полюбить, то идеал, к которому «Шримад-Бхагаватам» нас подталкивает, это должны быть очень конкретные вещи потому что без конкретики не интересно жить. Мы не можем просто говорить: « Ну, да Кришна, я просто служу, некое общее среднеарифметическое служение. И делается это через наши отношения с преданными, через наши отношения с духовным учителем. С преданными, которые раскрывают перед нами «Шримад-Бхагаватам» и дают ключ ко всем этим эмоциям».
Ну, вот, собственно в двух словах то, что мы должны попытаться понять, когда мы читаем эту одиннадцатую главу. Это столкновение разлуки и встречи, как они переживаются великими вайшнавами.
Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы