«О Карне», Рудра-праяг, 01.05.2017 г.

Аннотация: 
Гималаи – земля аскезы. Разные результаты аскезы Арджуны и Карны. Последнее пожертвование Карны. Обет Карны. Корень щедрости Карны.. Вьясадев объясняет смысл аскезы. Главное оружие Кришны – Колесо Времени. Признание Кунти Деви. Разговор Карны с Кришной. Предопределенный судьбой выбор Карны. Послание Кришны для нас. Наставление Махараджа паломникам.
 ***
Я думал немножко над тем, о чем рассказывать, потому что рассказывать про Карну можно очень долго, но, наверное, начну чуть-чуть раньше – не с Карны, а с Рудрапраяга и со всех этих Праягов. Вы едете по земле, которая называется тапа-бхуми. Индийцы, особенно индийские саддху, с большой гордостью говорят: «Наша земля – это земля тапасьи». Здесь люди все с самого детства понимают, что тапасья необходима, тапасья – это аскеза, это способ достичь чего-то в этой жизни, и особенно, Гималаи – это, безусловно, – тапа-бхуми. Они достаточно презрительно отзываются об остальном мире, называя его бхога-бхуми, или земля, предназначенная для наслаждения. Если мы посмотрим на этот маршрут, по которому вы проходите, мы увидим, что в каждом из Праягов кто-то совершал аскезу. В Девпраяге – замечательный храм Господа Рамачандры, Сам Рамачандра пришел, чтобы совершать аскезу там, и Он один, Лакшман остался в Ришикеше. Он сознательно замкнул Себя там для того, чтобы, скажем так, совершать Свою лилу, очищаясь от греха убийства брахмана Раваны. Потом дальше, чуть выше, Арджуна совершал аскезы. Я рассказывал немного вчера о его суровой аскезе. Я сказал, что он думал о Кришне, и это, безусловно, суть аскезы, но, помимо этого, он ел один плод в неделю, потом один плод в месяц, потом вовсе перестал питаться и питался одним воздухом.
В Рудрапраяге, где вы сейчас находитесь, Нарада муни совершал аскезу для того, чтобы очиститься от проклятия Дакши по одной из версий. И бесчисленные йоги до сих пор в этих местах совершают аскезы. И, наконец, в Карнапраяге, куда мы отправимся сегодня с вами, Карна совершал аскезы. Но аскеза Карны и аскеза Арджуны привели к разным результатам. Кришна очень хорошо объясняет это в «Бхагавад-гите» — для чего нужна аскеза. Он говорит в 4-ой главе «Бхагавад-гиты»
jñāna-tapasā pūtā mad-bhāvam āgatāḥ
vīta-rāga-bhaya-krodhā man-mayā mām upāśhritāḥ
bahavo jñāna-tapasā
– многие люди – puta – очистились. С помощью чего? – jnana и tapa – с помощью знания и аскезы. И, собственно, нам сейчас очень важно понять, в чем заключалась разница между аскезой Карны, которая привела его к гибели – сделала его сильным временно, но привела его к гибели, – и аскезой Арджуны. И то, и другое была суровая аскеза, более того, Карна поднялся даже выше в своем желании совершать аскезу, но у одного было знание, а у другого не было знания, один понимал для чего он совершает эту аскезу и какова цель аскезы, другой совершал аскезу ради достижения материальных целей. Поэтому Кришна говорит:
bahavo jñāna-tapasā pūtā mad-bhāvam āgatāḥ,
они пришли к Моей бхаве из любви ко Мне. И, если человек ставит перед собой эту цель, аскеза имеет смысл. Аскеза может быть суровой, может быть менее суровой, но главное понимать, для чего мы совершаем эту аскезу.
Мне хотелось рассказать эпизод из «Махабхараты», связанный с Карной, прежде чем я основную историю расскажу, который послужил поводом для того, чтобы Вьясадева объяснил смысл аскезы, раз уж мы заговорили с вами об аскезе. Этот эпизод, связанный с Карной. тоже в высшей степени важный для понимания того, что, собственно, привело его к гибели, что привело его к крушению всех его надежд и всех его планов.
Карна, мы все знаем, славился своей щедростью. «Махабхарата» рассказывает, что Индра и Сурья поспорили друг с другом в конце, и Сурья защищал Карну, а Индра нападал на Карну. И когда Карна уже лежал, смертельно раненый, умирая, Сурья и Индра в облике брахманов подошли к нему и попросили у него милостыни. Карна, у него был этот обет что он не дает исполнять любое желание брахманов, он заплакал, отдал свой нож, исполнить его желание, он же смертельно раненый на поле битвы, и сказал: «У меня ничего нет, у меня ничего не осталось». Тогда Индра в облике брахмана сказал: «У тебя есть еще золотой зуб». И в этот момент, не задумываясь, Карна взял камень и выбил свой золотой зуб и отдал его Индре. Сурья торжествующе поглядел на Индру. Но на самом деле за этой щедростью стоит неправильный мотив. Многие люди до сих пор прославляют Карну, считают его одним из величайших героев «Махабхараты», но мотив-то, он как раз раскрывается в этой маленькой истории, которую я хотел рассказать вначале.
Однажды, когда Пандавы находились в изгнании и совершали аскезу в течение 13-ти летнего изгнания, Дурьодхана провел роскошное жертвоприношение Раджасую, в результате которой он был коронован, как царь. И когда жертвоприношение завершилось успехом, все прошло самым отменным образом, Карна стал прославлять Дурьодхану, и стал говорить: «Ты стал великим царем». Дурьодхана был очень грустным, он сказал: «Я стану по-настоящему великим царем только в тот момент, когда я избавлюсь от этих злокозненных Пандавов. До тех пор, пока Пандавы находятся здесь на Земле, я не смогу почувствовать себя царем в полном смысле этого слова». И в этот момент, чтобы утешить Дурьодхану, и для того, чтобы его воодушевить, Карна похлопал его по плечу, сложил молитвенно руки и сказал: «О, мой господин! Я обещаю тебе, что я с этого момента буду исполнять любые желания брахманов, которые будут подходить ко мне. Если они подойдут ко мне утром во время моего утреннего поклонения, и буду давать им все, что бы они ни попросили ради того, чтобы убить Арджуну. Это мой обет тебе». С самого детства Карна возненавидел Арджуну. На самом деле в основе его щедрости лежало уязвленное самолюбие, не что-то еще. Когда маленький мальчик Карна подошел в поисках учителя военного искусства и обратился к Дроне, Дрона отослал его назад и сказал: «Ты не достоин учиться у меня. Я учу только кшатриев, а твое происхождение сомнительно». В этот момент Карна, очень уязвленный этим отказом, затаил обиду и месть по отношению к Арджуне, потому что он знал, что Арджуна любимый ученик Дроны. На самом деле он хотел отомстить Дроне, и Арджуна был всего лишь мишенью для того, чтобы отомстить Дроне. Эта обида, эта боль, которую он затаил, она, собственно, и послужила причиной и корнем его щедрости так называемой. Щедрость эта – сомнительная добродетель, потому что она росла из ядовитого корня его обиды и уязвленного самолюбия.
И что случилось дальше, почему я рассказываю эту историю? Потому что дальше Вьясадев объяснил смысл аскезы. Когда Пандавы узнали об обете, который дал Карна, – он дал суровый обет, еще какие-то условия там были помимо того, что он будет раздавать пожертвования любому брахману, который обратится к нему в этот момент, когда Пандавы узнали об этом, Арджуна рассмеялся, Бхима расхохотался, но Юдхиштхира очень сильно обеспокоился. Его снедала тревога и он целыми днями не находил себе места от тревоги, потому что Карна не просто какой-то слабый человек. Все знают, что он по своему военному искусству и по своей силе равен Арджуне, и этот обет означал очень многое, торжественный обет, который он дал в присутствии Дурьодханы. Пандавы пытались утешить Юдхиштхиру, но он был безутешен, эта тревога изнутри съедала его. В конце концов сам Вьясадев пришел и увидел, в каком состоянии находится Юдхиштхира. Он заплакал, потому что увидел, какая тоска гложет Юдхиштхиру, тревога, дурные предчувствия и все остальное. Вьясадев стал говорить очень важные вещи. Он не стал его утешать искусственным образом, он не стал говорить: «Вы наверняка победите, тебе нечего бояться, все хорошо». Он стал говорить Юдхиштхире очень важную философию, он стал говорить, что в жизни никогда все не бывает хорошо, что всегда что-то не так, как бы мы хотели, всегда что-то мешает нам, счастье никогда в этом мире не бывает безоблачным, и все наши попытки обрести безоблачное счастье в конце концов оканчиваются крушением, как бы мы не старались, потому что так устроен этот мир: всегда наше счастье будет что-нибудь, да отравлять. Счастье не бывает безоблачным никогда, ни при каких обстоятельствах. «Поэтому, – сказал Вьясадев, – разумный человек не пытается метаться между двумя этими крайностями, не пытается устроить свою жизнь так, чтобы все было хорошо. Все хорошо не бывает. Он совершает аскезу, и аскеза нужна для того, чтобы выйти за пределы хорошего и плохого. Смысл аскезы только в этом: в том, чтобы почувствовать свою связь с Кришной и понять, что все хорошее и плохое – это всего лишь иллюзия. Этого невозможно достичь, этот опыт невозможно получить без аскезы. Аскеза должна, естественно, сопровождаться знанием», —то есть, я понимаю, для чего я совершаю эту аскезу: аскеза для того, чтобы получить духовный опыт, не для чего-то еще. Иначе, если мы будем находиться в этом состоянии: я хочу, чтобы у меня все было хорошо и пользоваться Богом для того, чтобы Он устроил, чтобы у нас все было хорошо, мы все равно потерпим неудачу, и все наши аскезы будут напрасными.
Мне хотелось вначале, перед тем, как основной рассказ начать, касаясь Карны, рассказать эту небольшую историю, потому что Карна-то хотел, чтобы его аскеза сделала его счастливым самого. А нам нужно совершать аскезу для того, чтобы Кришна стал счастливым, для того, чтобы Кришна был доволен нами, для того, чтобы Кришна понимал, что мы здесь не ради своего собственного мелочного эгоистического счастья.
Я хотел рассказать пару историй про Карну. Наверное, начну с той истории, которую вы увидите изображенной в Карна-праяге. В Карна-праяге есть храм Вишну, и там изображена история о том, как Карна, могучий воин, силится поднять чакру, оторвать ее от пола. История эта имеет символический смысл: говорится, что перед началом битвы на Курукшетре Карна в своих приготовлениях к битве решил обезоружить Кришну. Он знал, что Кришна также следует кодексу чести кшатриев —  если у Него что-то просят, то Он обязательно исполняет эту просьбу. Поэтому однажды он улучил момент, когда Кришна Сам совершил поклонение. В книге о Кришне Шрила Прабхупада объясняет в 10-ой Песни «Шримад-Бхагаватам», что Кришна каждое утро тоже поклонялся, медитируя на Самого Себя. Это была особая форма поклонения. И после поклонения, когда положено исполнять просьбы, Карна пришел и попросил у Кришны Сударшану-чакру. Он сказал: «Если Ты хочешь исполнить мое желание, то отдай мне Сударшану-чакру». Кришна сказал: «Забирай ее, она мне не нужна. Вон она лежит там в углу». Карна, на радостях, думая, как обрадуется его господин и хозяин, которому он верно служил, Дурьодхана, когда он притащит ему Сударшану-чакру Кришны, подбежал к ней и попытался схватить ее сначала левой рукой, потом правой рукой, потом обеими руками, но так и не смог сдвинуть эту чакру ни на миллиметр. Понурив голову, пристыженный, он распрощался с Кришной и ушел, сказав: «Похоже, с Твоей чакрой не справиться». Символический смысл этой истории, очень важной для нас – это то, что каждый из нас пытается справиться с главным оружием Кришны. Главное оружие в руках Кришны, непобедимое оружие, это чакра, или Колесо Времени, и Колесо Времени кладет конец всему, что есть. Если мы просто пытаемся справиться с этим, пытаемся победить время, то в конце концов мы потерпим поражение. Если же мы примем волю Кришны, проявленную в этом мире через время, то тогда Сам Кришна спасет нас. И главное в этой истории, – именно этого хотел достичь Карна – он пытался воспротивиться воле Кришны.
И главная история, которую мне хотелось рассказать, связанная с Карной, я хотел рассказать о том, как Индра заполучил его панцирь, его серьги, но, наверное, уже нет времени для того, чтобы рассказывать эту длинную, хотя и поучительную историю, когда Карна все время повторял: «Лучше я погибну, но я не отступлю от своего обета, потому что это делает меня славным. Лучше слава, чем позорная смерть». В этой истории он снова и снова подчеркивал этот момент: что в конце концов ему нужна слава, ему не нужна истина, ему нужен какой-то почет и положение здесь, временное положение здесь, в этом мире.
Но история главная, которую мне хотелось рассказать, – это то, как сначала Кунти, а потом Кришна предлагали Карне уйти от Дурьодханы перед началом битвы на Курукшетре и присоединиться к Пандавам. И тут очень важный смысл почему Кришна, который понимал, что Карна откажется, тем не менее, сделал эту попытку. Кришна – Всеведающий, и, в общем-то не нужно быть даже Кришной для того, чтобы предсказать, что Карна откажется от этого предложения. Но тем не менее, Кришна сделал эту попытку, и в этой попытке Кришны содержится в высшей степени важный урок для нас с вами.
Это произошло во время посольства Бхагавана, когда Сам Бхагаван Кришна пришел в Хастинапур для того, чтобы передать Кауравам послание Махараджа Юдхиштхиры, когда Махараджа Юдхиштхира смиренно просил дать ему хотя бы небольшой участок земли для того, чтобы править. И Дурьодхана, мы знаем, тогда совершил страшную непростительную глупость — будучи атеистом, он попытался пленить Кришну, связать его веревками. И в этот момент Кришна показал Свою Вселенскую форму и все собравшиеся цари, включая Дхритараштру, видели эту Вселенскую форму Кришны, частью которой были братья Пандавы. Они увидели, что на руках Кришны находятся братья Пандавы, на руках Вселенской формы.
Перед самым Своим отъездом, в то утро, когда Кришна должен был покидать Хастинапур, Кунти, мучимая тревогой, жалостью и состраданием к Карне, своему старшему сыну, решила раскрыть перед ним секрет, который она хранила в течение всего этого времени, с того самого дня, когда Карна, сияя своим великолепием, выступил на арену, где происходило состязание между учениками Дроны. Это был выпускной экзамен учеников Дроны: Кауравов с одной стороны и братьев Пандавов с другой стороны. Каждый из мальчиков показывал свое искусство. В этот самый момент Карна вступил на эту сцену для того, чтобы бросить вызов Арджуне, и стал показывать чудеса воинского искусства еще похлеще, чем сам Арджуна. Кунти сразу узнала его, она сразу же поняла, что это ее старший сын, и в течение всех этих лет, наблюдая за тем, как Карна пытался вредить ее сыновьям, она хранила секрет, потому что, по крайней мере, Карна был в безопасности. Но сейчас, когда приближалась большая война, Кунти очень ясно поняла, что Карна погибнет, и чтобы как-то спасти его, она решилась на это последнее средство. Она пришла к нему, чтобы раскрыть свой позор и то, что он наверняка воспримет как жестокость ее сердца, потому что в течение всего этого времени она молчала. Она решила переступить через себя и попросить его о том, чтобы он присоединился к своим братьям, и таким образом сохранил себя. Она долго ждала, пока он на берегу Ганги совершал свое поклонение. Каждое утро Карна поклонялся Богу Солнца, и это поклонение занимало несколько часов. За час до восхода он приходил на берег Ганги вместе с брахманами, брахманы совершали огненное жертвоприношение, он тем временем читал гимны Вед, прославляющие Бога Солнца. При этом он не двигался с места, держа руки молитвенно сложенными над головой и прославляя Бхагавана Сурью, еще не зная, что Бхагаван Сурья и есть его отец.
Когда он закончил поклонение, он обернулся и неожиданно увидел Кунти в простом белом шелковом сари, одетую как вдова. Он очень удивился и спросил: «О благородная женщина, что привело тебя сюда? Сын Адиратхи и Радхи готов исполнить любое твое желание». И в этот момент у Кунти из глаз покатились слезы, и она сказала: «Ты не сын Адиратхи и Радхи, ты не сын простого возницы. Ты сын Самого Бога Солнца. Я родила тебя до того, как вышла замуж за Панду. Чтобы скрыть свой позор от своего мужа и не опозорить своего отца, царя Кунтибходжи, я все это время держала это событие в секрете, но теперь пришло время великой войны, и сердце мое сжимается от предчувствия боли и неминуемой разлуки. Все время я издалека наблюдала за тобой и гордилась тобой, твоими подвигами, твоими достижениями, твоей щедростью, но теперь пришло время открыть секрет. Пожалуйста, отвернись от Дурьодханы, и таким образом ты спасешь всех. Дурьодхана не осмелится вступать в эту войну, он заберет свои слова обратно, он вынужден будет помириться с Юдхиштхирой. Ты спасешь свою собственную жизнь, ты спасешь Пандавов, и ты спасешь Дурьодхану, которого ты любишь больше своей жизни». В этот момент у Карны зародилось сомнение: «А не хитрость ли это? Не говорит ли она это для того, чтобы отвратить меня от неминуемого сражения с ее сыновьями, где я убью Арджуну?». Но потом он посмотрел на нее и понял, что она не может лгать. Кунти славилась своей правдивостью. В этот момент он услышал слова, донесшиеся с неба, когда Сам Бхагаван Сурья подтвердил правдивость слов Кунти. Он сказал: «Ты – Мой сын, и она говорит истинную правду». И тогда у Карны все сложилось, вся картина его жизни, вся жизнь его проплыла у него перед глазами, и он, по идее, должен был исполнить просьбу Кунти, потому что Кунти пришла к нему как раз в тот момент, когда он завершил свое поклонение, и он по обету своему должен был исполнять любую просьбу людей, обращавшихся к нему, прежде всего, брахманов. Но Индра не был брахманом, но, тем не менее, он исполнил его просьбу. Однако Карна, сдерживая свои чувства и любовь к матери, он увидел, что это его мать и скупые воинские слезы потекли у него из глаз. Он хотел было ее обнять, но потом стал говорить: «О, жестокая женщина! Почему ты молчала все это время? У тебя не было сына все это время, и у тебя не будет сына. Что тебе с того, что я погибну? У тебя как не было этого сына, так и не будет его дальше. Но, тем не менее, я исполню твою просьбу с одним условием: я не буду сражаться с четырьмя другими твоими сыновьями. Единственный, кого я убью в этой битве, это Арджуна, или он убьет меня. Так что у тебя как было, так и останется пять сыновей». И как Кунти ни просила его, не пыталась его убедить, Карна был абсолютно непоколебим в своем решении продолжать сражаться и выступать на стороне Дурьодханы. Он обнял Кунти в конце концов. Кунти долго плакала, хотя она понимала, что, скорей всего, именно отказ будет, но она дала ему понять, что «мною движет только любовь к нему», причем Сам Сурья-Бхагаван подтвердил: «Если ты выполнишь ее просьбу, так будет лучше для всех, так будет лучше и для тебя, и для всех остальных». Но Карна был непоколебим, потому что, на самом деле, очень сложно преодолеть инерцию судьбы.
Дальше произошло самое важное, ради чего мне хотелось рассказать эту историю: Кришна условился с Карной, послал к нему во дворец гонца и попросил его встретиться наедине. И когда Кришна уже выезжал из Южных ворот Хастинапура, Его ждал Карна. Кришна пригласил его в Свою колесницу, которой правил Его возничий, Дарука, и стал разговаривать с Карной. Он сказал: «Карна, теперь ты знаешь все. Кунти рассказала тебе, кто ты на самом деле. Кунти открыла тебе твое истинное родство. Ты старший брат Пандавов и, в соответствии с шастрами, даже если женщина рождает ребенка до своего брака, ее первый незаконнорожденный сын считается сыном ее отца. Поэтому на самом деле ты – сын Панду, и мать твоя – Кунти, и как сын Кунти, ты – мой родственник, поэтому оставь Дурьодхану. С Дурьодханой тебя ничего, ровным счетом, не связывает. Стань на сторону Пандавов, и Дурьодхана вынужден будет помириться, потому что он осмеливается вступать в эту войну только благодаря тому, что ты на его стороне. Он знает, что у него нет никакой другой силы, кроме силы твоих рук и силы твоего оружия, и силы мантр, которые дал тебе Парашурама». Карна внимательно слушал Кришну, и в конце концов сказал: «Я – не сын Кунти, и я – не сын Панду. С любовью меня воспитала моя собственная мать. Ее звали Радха. С любовью меня воспитал мой отец – возница, сута, его звали Адиратхой. Я – их сын, и я – друг Дурьодханы. Я не имею к Тебе никакого отношения, я не связан с Тобой, и я не связан с Пандавами». Кришна стал говорить ему: «Если ты присоединишься к Пандавам, ты станешь царем, Пандавы будут уважать тебя и почитать, исполнять любой твой приказ. Ты станешь царем всего мира, а Юдхиштхира будет носить над тобой белый зонт – признак царского достоинства, и Я буду в твоей свите, потому что Я – твой вассальный царь, ты станешь императором всего мира. Я буду на твоей стороне, Карна». Но Карна даже бровью не повел. Он сказал: «Кришна, Ты знаешь все. Кришна, я знаю, что Ты знаешь все. Кришна, я одного не понимаю — зачем Ты просишь меня сделать это? Потому что Ты знаешь, что я никогда этого не сделаю. Я друг Дурьодханы, и даже если я вдруг стану царем всего мира, в тот же момент я подарю свое царство Дурьодхане, и Дурьодхана станет царем этого царства. Я не имею отношения ни к Тебе, ни к Пандавам, ни к Кунти».
И. собственно, в этих словах Карны и заключается самый большой урок его невежества. Как я говорил в самом начале, цитируя Кришну,
bahavo jñāna-tapasā pūtā mad-bhāvam āgatāḥ
– человек может очистить свое бытие, если его аскеза, которую он совершает, сопровождается знанием, а знание прежде всего понимание, пусть даже теоретическое вначале, того, что мы не принадлежим к этому миру, меня не связывают родственные узы с этим миром.
Карна в этой ответной речи Кришне говорит: «Я сын Адиратхи, потому что он воспитал меня, я сын Радхи, потому что она кормила меня своим молоком. И у меня есть братья, — у них, у этого возницы, после того, как они сделали Карну приемным сыном, появились другие сыновья, и — брат этих братьев. Они женили меня, и я муж этих жен. У меня есть сыновья, и я отец этих сыновей. И прежде всего, я друг Дурьодханы».
То есть здесь мы видим очень трагическую, очень сложную историю когда человеку предлагается выбор, и этот выбор между двумя личностями, между двумя идентичностями, между двумя природами: либо я – порождение этого мира, и я знаю, как быть здесь, в этом мире, у меня есть сила, у меня есть власть, у меня есть способность наслаждаться, есть понимание того, как защитить себя, либо я делаю шаг в неизвестность и пытаюсь так или иначе отождествить себя с духовной природой, с духовным миром, с Кришной, с Его ближайшими преданными. И людям очень сложно сделать этот шаг, какие бы блага он в конце концов не сулил. Сам Кришна говорит Карне: «Ты станешь царем всего мира, люди будут поклоняться тебе. Ты хочешь славы? У тебя будет слава. Все, что нужно, ты сможешь получить, если сделаешь этот шаг, потому что, в конечном счете, именно люди, которые сделали этот шаг, покрывают себя славой. И чем сложнее сделать этот шаг, тем большей славой они себя покрывают». Но Карна был непоколебим. Кришна, как я уже сказал в самом начале, знал, что он откажется, тем не менее, Он решил поговорить с ним для того, чтобы преподать урок нам. Очень важное послание, которое Кришна посылает нам этой историей  то, что никогда не поздно, даже в самый последний момент не поздно предаться Кришне. Даже в самый последний момент не поздно отказаться от своих материальных самоотождествлений, но нужно сделать этот шаг серьезно. Да, человек может в течение всей своей жизни лелеять какие-то свою гордыню, свои обиды и свою боль, материальное самоотождествление, но в какой-то момент, в любой момент на протяжении всей своей жизни он может сделать этот шаг навстречу Кришне. Кришна дает ему этот шанс, беда заключается в том, что, как и в случае в Карной, Кришна знает, что большая часть людей не сделают этот шаг, потому что это очень страшно предаться полностью, полностью отказаться от своей привычной материальной самоидентичности, понимания того кто я есть, и что мне нужно делать. Поэтому как правило, это требует времени, это растянутая во времени процедура, когда мы совершаем аскезу и при этом понимаем, для чего мы совершаем эту аскезу, понимаем, что мы совершаем эту аскезу для того, чтобы обрести свою вечную природу, отказавшись от временной природы.
Карна не смог этот шаг сделать, и его аскеза помешала ему в этом.
В Карна-праяге, куда вы отправитесь сейчас, на месте его аскезы можно медитировать именно на это, на то, как аскеза может помешать нам на духовном пути, и как та же самая аскеза, если она сопровождается знанием настоящим, может помочь нам на духовном пути, дав настоящий духовный опыт, опыт духовного счастья.
Вот, собственно, в двух словах то, что мне хотелось рассказать сегодня. Прошу прощения за то, что я слишком долго говорил. Я, пожалуй, еще буквально два слова в конце, да? Не устали еще?
В Рудрапраяге, где вы сейчас находитесь, есть знаменитый храм Дхари Деви, и с этим храмом связаны трагические события, когда в 2013 году неразумные люди, строившие плотину на реке Мандакини, решили перенести изображение Дхари Деви. Дхари Деви считается покровительницей четырех дхам Чхар-Дхам . Это естественное проявление Богини Кали, супруги Кадарнатха, Господа Шивы, и когда ее попытались перенести в другое место, то на следующее утро, после того, когда Божество сдвинули с места ее храма, разразились страшные дожди, которые не прекращались в течение шести дней. Эти страшные дожди смыли весь город Кедарнатх, все селение и унесли жизни сотен и сотен людей. Такого наводнения не знает современная история. Вода в Ганге поднялась на шесть метров, так что она затопила большую статую Шивы около Параматм Никетана в Ришикеше. Так была наказана эта неразумная Дхаридеви, разлученная со своим супругом Господом Шивой, Рудрой. Она, собственно, сделала это или сам Рудра – это были слезы Рудры, Рудра это тот, кто плачет. Потоки дождя были слезами Рудры, слезами гнева Рудры за то, что люди пытаются вмешиваться в какие-то Божественные дела.
Находясь там, на этой святой земле и, пожалуйста, будьте крайне осторожны и не позволяйте, чтобы какие-то оскорбительные мысли зародились в вашем сердце, или чтобы они пустили какие-то корни. Сразу же обрезайте любые оскорбления, которые возникают, и старайтесь с максимальным благоговением и почтением относиться ко всему, что вы видите, ко всем, кого вы повстречаете там. Это очень важный-важный урок, без всяких сомнений. Тогда паломничество по-настоящему принесет свои плоды, принесет успех. Спасибо.
Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы