Обращение к ученикам, Индия,17.03.2018 г.

Аннотация:

История проекта Московского храма.

***

Харе Кришна!

Дорогие вайшнавы, пожалуйста, примите мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

Как вы знаете, в апреле 2017 я уехал из Москвы, думая, что мой отъезд будет недолгим, но состояние моего здоровья не позволило мне возвратиться в Москву. Сказалось напряжение последних месяцев и лет. Оказавшись в относительной изоляции, я очень много думал над тем, что делал до этого и над тем, чем мне следует заниматься в будущем. Возраст мой таков, что самое время подводить итоги, если не окончательные, то промежуточные. И так как, начиная с 1994 г., я большую часть своих сил уделял служению в Москве, мысли мои снова и снова возвращались к московской общине и проекту строительства храма.

Некоторые объявляют этот проект полностью неудавшимся и упрекают меня в многих ошибках, реальных и мнимых. Очень часто при этом искажаются факты. Обвинения эти болью отзываются в моем сердце – в конце концов, я вложил в это служение около двадцати лет своей жизни. Множество преданных вместе со мной трудилось над этим проектом, вкладывая в него свои силы и сердце. Хотя бы ради них я чувствую потребность кратко описать историю проекта, привести факты, отчитаться о том, что же Московская и российская общины вайшнавов получили в результате работы над этим проектом, попросить прощения за допущенные ошибки и еще раз поблагодарить всех вайшнавов, которые бок о бок трудились со мной.

Многие из вас не застали те времена, с которых мне хотелось начать свой рассказ. Непосредственная ответственность за развитие Московской ятры легла на мои плечи в 1998 году. Это был один из самых сложных этапов в жизни московской ятры и всего Российского Общества сознания Кришны. В тот год внезапно оставил свое служение Харикеша Свами. Он сложил с себя санньясу, отказался от положения гуру. Его личный вклад в развитие проповеди в бывшем Советском Союзе огромен. Практически все первые преданные Советского Союза были его учениками. Поэтому его уход из ИСККОН всеми преданными был воспринят очень болезненно. Многие преданные в то время ушли из Движения: кто-то последовал за ним, кто-то просто разочаровался, кто-то ушел в другие вайшнавские организации. Так уж получилось, что вся полнота ответственности легла на меня, и бремя это было очень тяжелым.

В результате всех этих событий у Московских преданных остался храм на м. «Беговая», находившийся в ветхом предназначенном под снос здании, оборудованный под храм пионерлагерь в Сухарево и разграбленное Российское отделение ББТ. Оба «храма» находились в краткосрочной аренде. Иногда я слышу упреки в том, что мы «потеряли» храм на «Беговой» и в Сухарево, а позже на «Динамо». Строго говоря, ни то, ни другое, ни третье владение никогда нам не принадлежали, так что потерять их было нельзя, мы просто переезжали из одного арендованного помещения в другое.

В то время у нас практически не было денег. Мы едва могли платить за аренду храма на «Беговой». Храм в Сухарево несколько раз оказывался на грани закрытия. Распространение книг почти прекратилось. Дух преданных был надломлен, в умах посеяны семена сомнений. Но, несмотря на все эти сложности, по милости Шрилы Прабхупады преданным удалось постепенно возродить из пепла наше Движение, сохранить его  единство и целостность и вывести его на новый уровень.

История проекта Московского храма началась вскоре после этих событий в 2002-2003 г. Стоит с самого начала подчеркнуть, что проект этот, хотя и требовал больше всего усилий и был у всех на виду, был все же лишь одним из направлений нашего служения по восстановлению Московской ятры. Обо всех остальных направлениях нельзя забывать, иначе невозможно будет объективно оценить, что было сделано и какую конкретно роль сыграл этот проект, потому что работа над ним помогла нам восстановить и развить много других сфер миссии Шрилы Прабхупады.

Итак, в 2003 правительство Москвы стало настойчиво требовать, чтобы мы освободили предназначенное под снос здание на Беговой, таким образом, по сути, лишая нас плацдарма в столице. Мы стали работать над тем, чтобы сохранить свое присутствие в самом главном городе России. Своих ресурсов у нас не было. Мы надеялись, что кто-то из наших друзей поможет нам купить здание в Москве собственность. Деви-дева Прабху, ученик Шрилы Прабхупады, обещал нам в этом помочь, мы подыскали несколько очень хороших вариантов, но этому не суждено было сбыться, хотя с нашей стороны была проделана огромная работа.

В конце концов нам не оставалось ничего другого, как принять предложение правительства Москвы: взамен здания на «Беговой» (никогда не принадлежавшего нам) нам выделили землю в центре города, поблизости от метро «Динамо». Сложности были ясны всем с самого начала – мы знали, что идем на большой риск, но у нас было всего два варианта: или полностью отказаться от помощи Правительства Москвы и надолго исчезнуть с карты Москвы, или принять это предложение со всеми вытекающими из него последствиями. По сути, встав на этот путь, мы лишали себя возможности брать время на раздумье или пробовать другие варианты. Наше движение было подобно движению поезда, который едет по наклонной: рельсы обязательств не дают возможности свернуть, а набранная скорость делает безаварийную остановку невозможной.

Меня часто спрашивают: «Почему мы верили московским властям?» Вопрос достаточно умозрительный – а что нам еще оставалось делать? Кроме того, основания для этого были достаточно веские. Договоренности по строительству храма Кришны в Москве были достигнуты на уровне первых лиц страны и города. Вопрос о строительстве храма в Москве поднимал Премьер-министр Индии А.Б. Ваджпаи в ходе переговоров с Президентом России Владимиром Путиным в мае 2003 года, соглашение о строительстве храма Кришны было частью договоренностей между мэром Москвы Ю. Лужковым и главным министром Правительства (фактически, мэром) Дели госпожой Ш. Дикшит. Этот вопрос обсуждал и Премьер-министр Индии Манмохан Сингх на встрече с Владимиром Путиным в 2005 году и Посол Индии в России г-н П.Шукла на встрече с Ю. Лужковым в 2008 году. Все это давало нам надежду.

Одновременно с этим мы не покладая рук работали, получали разрешения и официальные подтверждения, находились в постоянном диалоге. За это время мы получили десятки, если не сотни разрешительных документов и экспертиз, пройдя бесконечные инстанции и выполнив огромное количество требований. Объем документации, полученной нами, составляет несколько увесистых томов, и за каждой из этих бумаг огромный труд. Одних только постановлений Правительства было выпущено пять. Иначе говоря, мы добросовестно выполняли все требования, и у нас были основания надеяться на то, что и Московское правительство выполнит принятые на себя обязательства. Мы были в шаге от начала строительства, когда вышло решение Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы от 04.04.2013 г. (после десяти лет работы над проектом!) о «нецелесообразности размещения храмового комплекса» на выделенном Правительством Москвы земельном участке. Никто не удосужился даже объяснить нам, почему этот проект вдруг потерял «целесообразность».

Мы всегда понимали, что это может произойти, хотя и надеялись на лучшее, поэтому все время старались следовать совету Шрилы Прабхупады: пытались «извлечь максимальную выгоду из невыгодной сделки». Трудясь в самых разных направлениях, мы достигли немалых результатов. Вот самые главные из них.

  1. Приняв предложение Правительства Москвы, мы в течение 10 лет, с 2004 по 2014 год, находились в самом центре города на выделенном нам участке, хотя официально лишились этого участка еще 2005 году. Благодаря этому мы смогли продолжать миссионерскую деятельность, проводить большие праздники и фестивали, на которые приходили тысячи людей. Московская община за это время не только успешно преодолела духовный кризис, но смогла значительно вырасти. Построенный на выделенной территории пандал только на воскресные программы собирал больше 1000 человек, а на Джанмаштами к нам приходило до 10 000 человек. Во временном храме на «Динамо» продолжалось поклонение Божествам, и все главные программы Шрилы Прабхупады. Московская община провела несколько больших фестивалей, посвященных юбилейным торжествам в честь основания ИСККОН в России. Здесь же на новый уровень вышли программа Харинам, «Пища жизни» и другие.

  1. Под руководством Даявана Прабху мы смогли сформировать полноценный ашрам брахмачари и поддерживать самую главную программу Шрилы Прабхупады – распространение его книг. Нужно отметить, что после 1998 года брахмачари практически исчезли из Москвы. Теперь этот ашрам процветает и развивается. В нем живет около 50 человек, они проводят фестивали санкиртаны и всероссийские съезды брахмачари, обмениваются опытом. Ашрам функционирует как центральный в России ашрам санкиртаны. Их силами уже распространено более 200 000 книг Шрилы Прабхупады. Они рассылают книги по России и странам СНГ как официальные представители BBT, обучают санкиртане (очно и онлайн), ведут сайт sankirtanam.ru.

  1. Помимо этого в Москве возник второй ашрам брахмачари. Это «Ашрам Бхактиведанты» (АБ), где в центр жизни брахмачари поставлено духовное образование и воспитание. Он специально предназначен для молодых людей, которые еще не определились со своим предназначением в жизни, чтобы они могли получить духовный опыт, который пригодится им в будущем. В АБ поклоняются Божествам Шри Шри Гаура-Нитай из храма в Сухарево. Этот центр играет очень важную роль в московской общине: преданные из АБ проводят Бхакти-шастры и другие образовательные программы, духовные ретриты для мужчин-грихастх, они курируют несколько ашрамов в России. По образцу этого ашрама открываются ашрамы в других городах (Краснодаре, Омске, Тюмени). Выпускники «Ашрама Бхактиведанты» становятся лидерами нашего общества и берут на себя все большую ответственность в самых разных сферах. Но для меня самый интересный и значимый итог – опыт сплетения воедино образования и наставничества, что позволяет студентам получать реальный духовный опыт в настоящих вайшнавских отношениях.

  1. Вокруг проекта строительства храма в Москве постепенно сформировалась большая, сплоченная и очень профессиональная команда. Именно силами этой команды сейчас в Москве осуществляется юридическое, экспертное и организационное сопровождение ныне действующих проектов, что в связи с законом Яровой стало особенно актуально. Никогда еще в Москвоской общине не был так хорошо налажен документооборот.

  1. Наши финансовые возможности очень сильно выросли за время работы над этим проектом. Число друзей нашего проекта за пределами Москвы серьезно увеличилось. Мы начинали с нуля, но за это время смогли создать не только материальную базу для двух ашрамов брахмачари (оба здания находятся в нашей собственности). После закрытия проекта мы смогли приобрести в собственность хороший участок земли размером в 3,5 гектара в ближайшем Подмосковье, где уже сейчас действует Ашрам Санкиртаны в здании около 750 м2. Для сравнения: в Молжаниново Правительством Москвы нам выделяли один гектар под застройку и еще один под высоковольтной линией электропередач – под благоустройство. И земля эта находилась дальше от Московской кольцевой дороги. И, что очень важно, сейчас вид разрешённого использования нашей земли может быть изменён на любой нужный нам.

Что делать на этой земле дальше – вопрос открытый. Группа вайшнавов продолжает разработку проекта образовательного ретрит-центра «Гита-Нагари». Потребность в образовательном центре рядом с Москвой есть как у Московских вайшнавов, так и у вайшнавов России. Сейчас, чтобы получить очное вайшнавское образование (бхакти-шастры или бхакти-вайбхаву), вайшнавам из России приходится ехать во Вриндаван или Майяпур. Практические образовательные программы в таких сферах миссии Шрилы Прабхупады, как поклонение Божествам, распространение книг, воспитание детей, сельскохозяйственные общины,  забота о преданных, тоже могли бы развиваться в этом центре.

  1. Под Москвой возник третий ашрам. Это заслуга Бхакти Ананта Кришны Махараджа, Акинчаны Кришны Прабху и Яшоматинанданы Прабху, которые сначала основали второй храм в Москве, а потом перенесли деятельность этого храма в здание ашрама в Коргашино. При этом команда «проекта храма» осуществляла организационную и юридическую поддержку новому проекту.

  1. Самое главное, в результате наших усилий по сбору средств благодаря дружеским и партнерским отношениям, которые возникли, а также крупному пожертвованию м. Гандхарвики, мы смогли приобрести здание в Москве. На его покупку были использованы остатки денег, собранных на храм в Молжаниново, в рекордно короткие сроки удалось собрать недостающую сумму (мало кто знает, чего нам это стоило). Но зато теперь у московской общины есть то, о чем вайшнавы мечтали долгие годы: свое большое удобно расположенное здание.

-        Основное помещение большое – 2900 м2, плюс техническое здание 70 м2;

-        После реконструкции его полезную площадь можно увеличить в 1,5 раза;

-        Прилегающая территория – 800 м2;

-        Расстояние от метро «Нагорная» – 500 метров по прямой. Сама «Нагорная» расположена всего в трех станциях от «Кольцевой» линии метро;

-        В зоне прямой видимости и слышимости нет жилых домов, школ и т.д. Это очень важно, так как их соседство накладывало бы серьезные ограничения;

-        Здание имеет удачную планировку, можно сделать большую алтарную и спланировать помещения исходя из наших потребностей;

-        Его рыночная стоимость уже существенно превышает стоимость покупки и будет увеличиваться по мере благоустройства и развития района.

  1. Финальной точкой эпопеи, наверное, можно назвать иск к Правительству Москвы, который мы подали по совету юристов. Мы просим возместить наши задокументированные траты на этапе проектирования (2,3 млн. долларов или около 140 млн. рублей по текущему курсу). Перспективы у этого иска, по словам юристов, есть, так как все работы выполнялись по указанию Правительства Москвы. Лично у меня сильной веры в успех нет, но это логичный шаг, с которым согласились все ключевые спонсоры проекта.

  1. Трудности с храмом помогли выдвинуться и проявиться новым лидерам, принявшим на себя большую отвественность. Так, благодаря стараниям Садху-прии Прабху мы имеем возможность продолжать служение Шри-Шри Доял-Нитай-Шачисуте, не снижая стандарты, и проводить различные духовные программы. Думаю, что появление этого места – часть плана Кришны.

  1. Для полноты картины следует перечислить успешные образовательные программы, которые тоже возникли в результате нашей работы над проектом храма в Москве. Мы понимали, что будущий храм нужно будет наполнить грамотными проповедниками и интересными программами. На этой волне возникли долгосрочные просветительские программы: «Бхакти Лата», «Школа джапа медитации», «Большой ведический практикум», «Школа Бхакти».

  1. Наконец, за это время была восстановлена работа издательства ББТ. Оно давно вышло на предкризисный уровень и даже превзошло его. Преданные по всей России и СНГ распространяют книги Шрилы Прабхупады миллионными тиражами. Была восстановлена материально-техническая база ББТ. Более того, сейчас работа этого издательства организована лучше, чем когда-либо.

  1. И последнее: в результате всех этих событий сформировался Региональный совет, состоящий из зрелых преданных,  принявших на себя ответственность за многие направления деятельности. Это, наверное, самый представительный коллегиальный управляющий орган из всех, которые были до этого в Москве.

Итак, сейчас реальная собственность Московской общины состоит из трех жилых и нескольких технических зданий под Москвой, большого участка земли и большого здания недалеко от центральной части города. Общая площадь всех этих помещений превышает 5000 м2. Еще раз хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, именно проект большого храма в Москве прямо или косвенно помог всем этим начинаниям возникнуть и окрепнуть.

Конечно же, было бы нечестно ограничиться перечислением достижений Московской ятры за это время, и ничего не сказать о допущенных ошибках. Я искренне считаю, что заслуга за все эти победы принадлежит в основном не мне, а другим вайшнавам, развивавшим миссию Шрилы Прабхупады во всех этих направлениях, тогда как отвественность за все допущенные ошибки, особенно в проекте, лежит лично на мне, хотя бы потому, что в это время я реально возглавлял этот проект и в сознании преданных  олицетворял его. Без разбора этих ошибок и уроков нельзя перевернуть эту страницу. Вот некоторые из них.

  1. Когда мы взялись за дело, мы, конечно же, во всех отношениях не были готовы к такому большому проекту – у нас практически не было никакой финансовой базы, не было квалифицированной профессиональной команды, не было никакого опыта ведения проектов такого масштаба и т.д. И, хотя за время работы мы сильно выросли, начинать такой большой и ответственный проект в таких условиях, строго говоря, было неразумно. Да, мы были вынуждены это сделать, но впредь нужно гораздо более трезво оценивать свои силы.

  1. Храм, построенный на земле, которую выделило правительство Москвы, фактически означал официальное признание Общества сознания Кришны. Мы хотели построить не просто храм, но визитную карточку нашего Общества и тем самым закрепить наше присутствие в сознании россиян. Именно поэтому мы замахнулись на такой большой храм. При этом мы попали в слишком сильную зависимость от властей города и лишились необходимой свободы – мы были вынуждены действовать в очень жестких условиях по срокам и другим требованиям, что служило источником постоянного стресса для всех членов команды.

  1. Оглядываясь назад, я понимаю, что правильнее было не замахиваться на такой большой храм. Мы реально могли бы построить здание площадью около 2000 м2. Возможно, тогда сопротивление наших недоброжелателей было бы меньше, проектные и работы проходили бы быстрее и проект потребовал бы меньших вложений и стал более реалистичным.

  1. Мне, как санньяси, не нужно было иметь непосредственного отношения к оперативному управлению проектом и финансам. Более того, мне надо было с самого начала настаивать на независимом финансовом аудите проекта. Внутренние аудиторские проверки, которые мы проводили, оказались недостаточны и дали повод для того, чтобы поставить их результаты под сомнение.

  1. Проект отнимал слишком много моих сил и времени, требовал непомерного напряжения. В результате пострадали другие сферы моего служения – на многое у меня просто не оставалось ресурсов.

  1. Мы слишком увлеклись проектом и, постоянно находясь под давлением обстоятельств, до какой-то забыли степени о самой главной нашей ценности, о людях, приходящих к нам. Мы, безусловно, старались так или иначе вкладываться в эту сферу, развивать разные программы духовной заботы, но моя чрезмерная занятость непомерно большим проектом мешала мне вкладывать больше своей энергии туда, куда действительно нужно вкладывать. У меня перед глазами пример Шрилы Радханатхи Махараджа, который развивает очень большие проекты, но все они возникают естественным образом, когда появляются достаточные ресурсы и квалифицированные люди. Мы, к сожалению, поставили телегу впереди лошади и подтягивали людей и ресурсы под амбициозный проект, который, с одной стороны, стимулировал и вдохновлял людей, но, с другой, подавлял их своим чрезмерным масштабом.

Сейчас я, наверняка, действовал бы по-другому, не так опрометчиво. Да, нам нужно было бы тщательнее оценивать свои возможности. Но прошлое не знает сослагательного наклонения. Кришна реализовал через нас, людей, склонных к ошибкам, Свой совершенный план. Я благодарен Ему и Шриле Прабхупаде, что мог использовать свою энергию в служении им, каким бы несовершенным оно ни было.

Что касается конечного итога, то одно можно сказать определенно: если бы мы не замахнулись на такой большой храм, мы бы не имели всего того, что в результате все же удалось получить. Мы ставили очень высокую цель и потому, даже не достигнув ее, получили результат гораздо выше, чем если бы изначально планировали скромный проект.

Главное, что теперь в собственности Московской общины вайшнавов есть удобно расположенное с огромным потенциалом здание, большая земля под Москвой для развития, есть брахмачари, миссионерские и образовательные программы и, главное, энтузиазм. Лидеры и вся община вайшнавов в Москве теперь должны решать, что делать со всем этим дальше и как развивать миссию Шрилы Прабхупады в Москве.

Я извлек для себя из этой истории множество уроков. Прежде всего, я понял, что мне не следует занимать положение формального лидера. Я делал это в силу сложившихся обстоятельств, но я смогу принести гораздо больше пользы, если я, будучи санньяси, не буду иметь никакого отношения к оперативному управлению и финансам, а буду стараться больше времени уделять духовной практике, заботе об учениках, проповеди, книгам, образованию. В сентябре прошлого года я сложил с себя обязанности Джи-би-си и ушел со всех официальных постов. Это мое окончательное решение – обратного хода быть не может. За это время выросло множество новых лидеров, которые доказали свою компетентность. В частности, Ачьютатма Прабху разделил ответственность за развитие миссии в Москве с двумя другими Джи-би-си – Шрилой Ниранджаной Махараджем и Шрилой Гопала Кришной Махардажем. Шрила Прабхупада хотел изменить мир к лучшему, мы, его последователи, должны помогать ему в этом, но у каждого из нас есть свое место и своя роль. Поэтому, когда принималось решение о покупке здания под храм в Москве, я был единственным «воздержавшимся». Но не потому, что сомневался в нужности этого проекта, а чтобы обозначить свою позицию на будущее.

 

В Москву я, конечно же, буду приезжать, когда у меня будет больше сил и врачи разрешат длительные путешествия. В будущем, когда мое здоровье  стабилизируется, планирую по мере сил заботиться об учениках, заниматься образованием, помогать ашрамам брахмачари. За это время я почти написал одну книгу, подготовил небольшие семинары и участвовал в нескольких образовательных проектах.

Я также понял, что не должен позволять проектам мешать моим отношениям с преданными, особенно близкими мне по духу. В этом мире нет ничего более ценного, чем отношения, основанные на любви, но чтобы развивать их,  нужны время и силы. В своих попытках построить большой храм упустил отношения с некоторыми преданными, вольно или невольно причинил кому-то боль, не уделил достаточно внимания и времени, не оправдал чьих-то ожиданий. Я искренне раскаиваюсь в этом и прошу прощения у всех. Очень надеюсь, что еще смогу как-то послужить вам.

Я пользуюсь случаем, чтобы поблагодарить преданных, которые вместе со мной трудились над этим проектом. Команда, сложившаяся вокруг него, сделала очень много. Результаты их труда не пропали даром – они уже принесли свои всходы и еще принесут в будущем. Я реально не могу по заслугам отблагодарить каждого, поэтому мне остается молить Кришну об их духовном благополучии и счастье.

Я также хочу выразить благодарность всем нашим критикам, которые помогали лично мне и нашей команде не расслабляться и извлекать ценные уроки во всех сферах жизни. Благодаря им мы сделали меньше ошибок, чем могли бы.

Еще один большой урок для меня состоит в том, что любые проекты, которые мы затеваем, должны быть соразмерны нашим возможностям. Проекты – это способ задействовать энергию преданных, помочь им очиститься и усилить энтузиазм. Но они не должны становиться самоцелью. Сейчас в Москве много очень важных проектов – проект нового храма, действующий храм, три ашрама брахмачари, образовательный центр «Гита-нагари», центр Харинам, Бхакти-врикши, «Пища жизни» – все они открывают много новых возможностей для развития миссии. Ими руководят опытные лидеры, и я очень надеюсь, что они не превратятся в проекты ради проектов, а будут по-настоящему служить людям, помогая им менять свои сердца.

С благодарностью и любовью,

ваш слуга

Бхакти Вигьяна Госвами

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы