Аннотация:
История проекта Московского храма.
***
Харе Кришна!
Дорогие вайшнавы, пожалуйста, примите мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!
Как вы знаете, в апреле 2017 я уехал из Москвы, думая, что мой отъезд будет недолгим, но состояние моего здоровья не позволило мне возвратиться в Москву. Сказалось напряжение последних месяцев и лет. Оказавшись в относительной изоляции, я очень много думал над тем, что делал до этого и над тем, чем мне следует заниматься в будущем. Возраст мой таков, что самое время подводить итоги, если не окончательные, то промежуточные. И так как, начиная с 1994 г., я большую часть своих сил уделял служению в Москве, мысли мои снова и снова возвращались к московской общине и проекту строительства храма.
Некоторые объявляют этот проект полностью неудавшимся и упрекают меня в многих ошибках, реальных и мнимых. Очень часто при этом искажаются факты. Обвинения эти болью отзываются в моем сердце – в конце концов, я вложил в это служение около двадцати лет своей жизни. Множество преданных вместе со мной трудилось над этим проектом, вкладывая в него свои силы и сердце. Хотя бы ради них я чувствую потребность кратко описать историю проекта, привести факты, отчитаться о том, что же Московская и российская общины вайшнавов получили в результате работы над этим проектом, попросить прощения за допущенные ошибки и еще раз поблагодарить всех вайшнавов, которые бок о бок трудились со мной.
Многие из вас не застали те времена, с которых мне хотелось начать свой рассказ. Непосредственная ответственность за развитие Московской ятры легла на мои плечи в 1998 году. Это был один из самых сложных этапов в жизни московской ятры и всего Российского Общества сознания Кришны. В тот год внезапно оставил свое служение Харикеша Свами. Он сложил с себя санньясу, отказался от положения гуру. Его личный вклад в развитие проповеди в бывшем Советском Союзе огромен. Практически все первые преданные Советского Союза были его учениками. Поэтому его уход из ИСККОН всеми преданными был воспринят очень болезненно. Многие преданные в то время ушли из Движения: кто-то последовал за ним, кто-то просто разочаровался, кто-то ушел в другие вайшнавские организации. Так уж получилось, что вся полнота ответственности легла на меня, и бремя это было очень тяжелым.
В результате всех этих событий у Московских преданных остался храм на м. «Беговая», находившийся в ветхом предназначенном под снос здании, оборудованный под храм пионерлагерь в Сухарево и разграбленное Российское отделение ББТ. Оба «храма» находились в краткосрочной аренде. Иногда я слышу упреки в том, что мы «потеряли» храм на «Беговой» и в Сухарево, а позже на «Динамо». Строго говоря, ни то, ни другое, ни третье владение никогда нам не принадлежали, так что потерять их было нельзя, мы просто переезжали из одного арендованного помещения в другое.
В то время у нас практически не было денег. Мы едва могли платить за аренду храма на «Беговой». Храм в Сухарево несколько раз оказывался на грани закрытия. Распространение книг почти прекратилось. Дух преданных был надломлен, в умах посеяны семена сомнений. Но, несмотря на все эти сложности, по милости Шрилы Прабхупады преданным удалось постепенно возродить из пепла наше Движение, сохранить его единство и целостность и вывести его на новый уровень.
История проекта Московского храма началась вскоре после этих событий в 2002-2003 г. Стоит с самого начала подчеркнуть, что проект этот, хотя и требовал больше всего усилий и был у всех на виду, был все же лишь одним из направлений нашего служения по восстановлению Московской ятры. Обо всех остальных направлениях нельзя забывать, иначе невозможно будет объективно оценить, что было сделано и какую конкретно роль сыграл этот проект, потому что работа над ним помогла нам восстановить и развить много других сфер миссии Шрилы Прабхупады.
Итак, в 2003 правительство Москвы стало настойчиво требовать, чтобы мы освободили предназначенное под снос здание на Беговой, таким образом, по сути, лишая нас плацдарма в столице. Мы стали работать над тем, чтобы сохранить свое присутствие в самом главном городе России. Своих ресурсов у нас не было. Мы надеялись, что кто-то из наших друзей поможет нам купить здание в Москве собственность. Деви-дева Прабху, ученик Шрилы Прабхупады, обещал нам в этом помочь, мы подыскали несколько очень хороших вариантов, но этому не суждено было сбыться, хотя с нашей стороны была проделана огромная работа.
В конце концов нам не оставалось ничего другого, как принять предложение правительства Москвы: взамен здания на «Беговой» (никогда не принадлежавшего нам) нам выделили землю в центре города, поблизости от метро «Динамо». Сложности были ясны всем с самого начала – мы знали, что идем на большой риск, но у нас было всего два варианта: или полностью отказаться от помощи Правительства Москвы и надолго исчезнуть с карты Москвы, или принять это предложение со всеми вытекающими из него последствиями. По сути, встав на этот путь, мы лишали себя возможности брать время на раздумье или пробовать другие варианты. Наше движение было подобно движению поезда, который едет по наклонной: рельсы обязательств не дают возможности свернуть, а набранная скорость делает безаварийную остановку невозможной.
Меня часто спрашивают: «Почему мы верили московским властям?» Вопрос достаточно умозрительный – а что нам еще оставалось делать? Кроме того, основания для этого были достаточно веские. Договоренности по строительству храма Кришны в Москве были достигнуты на уровне первых лиц страны и города. Вопрос о строительстве храма в Москве поднимал Премьер-министр Индии А.Б. Ваджпаи в ходе переговоров с Президентом России Владимиром Путиным в мае 2003 года, соглашение о строительстве храма Кришны было частью договоренностей между мэром Москвы Ю. Лужковым и главным министром Правительства (фактически, мэром) Дели госпожой Ш. Дикшит. Этот вопрос обсуждал и Премьер-министр Индии Манмохан Сингх на встрече с Владимиром Путиным в 2005 году и Посол Индии в России г-н П.Шукла на встрече с Ю. Лужковым в 2008 году. Все это давало нам надежду.
Одновременно с этим мы не покладая рук работали, получали разрешения и официальные подтверждения, находились в постоянном диалоге. За это время мы получили десятки, если не сотни разрешительных документов и экспертиз, пройдя бесконечные инстанции и выполнив огромное количество требований. Объем документации, полученной нами, составляет несколько увесистых томов, и за каждой из этих бумаг огромный труд. Одних только постановлений Правительства было выпущено пять. Иначе говоря, мы добросовестно выполняли все требования, и у нас были основания надеяться на то, что и Московское правительство выполнит принятые на себя обязательства. Мы были в шаге от начала строительства, когда вышло решение Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы от 04.04.2013 г. (после десяти лет работы над проектом!) о «нецелесообразности размещения храмового комплекса» на выделенном Правительством Москвы земельном участке. Никто не удосужился даже объяснить нам, почему этот проект вдруг потерял «целесообразность».
Мы всегда понимали, что это может произойти, хотя и надеялись на лучшее, поэтому все время старались следовать совету Шрилы Прабхупады: пытались «извлечь максимальную выгоду из невыгодной сделки». Трудясь в самых разных направлениях, мы достигли немалых результатов. Вот самые главные из них.
Что делать на этой земле дальше – вопрос открытый. Группа вайшнавов продолжает разработку проекта образовательного ретрит-центра «Гита-Нагари». Потребность в образовательном центре рядом с Москвой есть как у Московских вайшнавов, так и у вайшнавов России. Сейчас, чтобы получить очное вайшнавское образование (бхакти-шастры или бхакти-вайбхаву), вайшнавам из России приходится ехать во Вриндаван или Майяпур. Практические образовательные программы в таких сферах миссии Шрилы Прабхупады, как поклонение Божествам, распространение книг, воспитание детей, сельскохозяйственные общины, забота о преданных, тоже могли бы развиваться в этом центре.
— Основное помещение большое – 2900 м2, плюс техническое здание 70 м2;
— После реконструкции его полезную площадь можно увеличить в 1,5 раза;
— Прилегающая территория – 800 м2;
— Расстояние от метро «Нагорная» – 500 метров по прямой. Сама «Нагорная» расположена всего в трех станциях от «Кольцевой» линии метро;
— В зоне прямой видимости и слышимости нет жилых домов, школ и т.д. Это очень важно, так как их соседство накладывало бы серьезные ограничения;
— Здание имеет удачную планировку, можно сделать большую алтарную и спланировать помещения исходя из наших потребностей;
— Его рыночная стоимость уже существенно превышает стоимость покупки и будет увеличиваться по мере благоустройства и развития района.
Итак, сейчас реальная собственность Московской общины состоит из трех жилых и нескольких технических зданий под Москвой, большого участка земли и большого здания недалеко от центральной части города. Общая площадь всех этих помещений превышает 5000 м2. Еще раз хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, именно проект большого храма в Москве прямо или косвенно помог всем этим начинаниям возникнуть и окрепнуть.
Конечно же, было бы нечестно ограничиться перечислением достижений Московской ятры за это время, и ничего не сказать о допущенных ошибках. Я искренне считаю, что заслуга за все эти победы принадлежит в основном не мне, а другим вайшнавам, развивавшим миссию Шрилы Прабхупады во всех этих направлениях, тогда как отвественность за все допущенные ошибки, особенно в проекте, лежит лично на мне, хотя бы потому, что в это время я реально возглавлял этот проект и в сознании преданных олицетворял его. Без разбора этих ошибок и уроков нельзя перевернуть эту страницу. Вот некоторые из них.
Сейчас я, наверняка, действовал бы по-другому, не так опрометчиво. Да, нам нужно было бы тщательнее оценивать свои возможности. Но прошлое не знает сослагательного наклонения. Кришна реализовал через нас, людей, склонных к ошибкам, Свой совершенный план. Я благодарен Ему и Шриле Прабхупаде, что мог использовать свою энергию в служении им, каким бы несовершенным оно ни было.
Что касается конечного итога, то одно можно сказать определенно: если бы мы не замахнулись на такой большой храм, мы бы не имели всего того, что в результате все же удалось получить. Мы ставили очень высокую цель и потому, даже не достигнув ее, получили результат гораздо выше, чем если бы изначально планировали скромный проект.
Главное, что теперь в собственности Московской общины вайшнавов есть удобно расположенное с огромным потенциалом здание, большая земля под Москвой для развития, есть брахмачари, миссионерские и образовательные программы и, главное, энтузиазм. Лидеры и вся община вайшнавов в Москве теперь должны решать, что делать со всем этим дальше и как развивать миссию Шрилы Прабхупады в Москве.
Я извлек для себя из этой истории множество уроков. Прежде всего, я понял, что мне не следует занимать положение формального лидера. Я делал это в силу сложившихся обстоятельств, но я смогу принести гораздо больше пользы, если я, будучи санньяси, не буду иметь никакого отношения к оперативному управлению и финансам, а буду стараться больше времени уделять духовной практике, заботе об учениках, проповеди, книгам, образованию. В сентябре прошлого года я сложил с себя обязанности Джи-би-си и ушел со всех официальных постов. Это мое окончательное решение – обратного хода быть не может. За это время выросло множество новых лидеров, которые доказали свою компетентность. В частности, Ачьютатма Прабху разделил ответственность за развитие миссии в Москве с двумя другими Джи-би-си – Шрилой Ниранджаной Махараджем и Шрилой Гопала Кришной Махардажем. Шрила Прабхупада хотел изменить мир к лучшему, мы, его последователи, должны помогать ему в этом, но у каждого из нас есть свое место и своя роль. Поэтому, когда принималось решение о покупке здания под храм в Москве, я был единственным «воздержавшимся». Но не потому, что сомневался в нужности этого проекта, а чтобы обозначить свою позицию на будущее.
В Москву я, конечно же, буду приезжать, когда у меня будет больше сил и врачи разрешат длительные путешествия. В будущем, когда мое здоровье стабилизируется, планирую по мере сил заботиться об учениках, заниматься образованием, помогать ашрамам брахмачари. За это время я почти написал одну книгу, подготовил небольшие семинары и участвовал в нескольких образовательных проектах.
Я также понял, что не должен позволять проектам мешать моим отношениям с преданными, особенно близкими мне по духу. В этом мире нет ничего более ценного, чем отношения, основанные на любви, но чтобы развивать их, нужны время и силы. В своих попытках построить большой храм упустил отношения с некоторыми преданными, вольно или невольно причинил кому-то боль, не уделил достаточно внимания и времени, не оправдал чьих-то ожиданий. Я искренне раскаиваюсь в этом и прошу прощения у всех. Очень надеюсь, что еще смогу как-то послужить вам.
Я пользуюсь случаем, чтобы поблагодарить преданных, которые вместе со мной трудились над этим проектом. Команда, сложившаяся вокруг него, сделала очень много. Результаты их труда не пропали даром – они уже принесли свои всходы и еще принесут в будущем. Я реально не могу по заслугам отблагодарить каждого, поэтому мне остается молить Кришну об их духовном благополучии и счастье.
Я также хочу выразить благодарность всем нашим критикам, которые помогали лично мне и нашей команде не расслабляться и извлекать ценные уроки во всех сферах жизни. Благодаря им мы сделали меньше ошибок, чем могли бы.
Еще один большой урок для меня состоит в том, что любые проекты, которые мы затеваем, должны быть соразмерны нашим возможностям. Проекты — это способ задействовать энергию преданных, помочь им очиститься и усилить энтузиазм. Но они не должны становиться самоцелью. Сейчас в Москве много очень важных проектов – проект нового храма, действующий храм, три ашрама брахмачари, образовательный центр «Гита-нагари», центр Харинам, Бхакти-врикши, «Пища жизни» — все они открывают много новых возможностей для развития миссии. Ими руководят опытные лидеры, и я очень надеюсь, что они не превратятся в проекты ради проектов, а будут по-настоящему служить людям, помогая им менять свои сердца.
С благодарностью и любовью,
ваш слуга
Бхакти Вигьяна Госвами