«Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья-лила (2) 16.202. Алачуа. 07.09.2019(перевод)

Аннотация:

Стратегия Шри Чайтаньи Махапрабху по развитию движения санкиртаны в Навадвипе. Сарвабхаума Бхаттачарью обращают в вайшнавизм. Преданный Шри Чайтаньи Махапрабху Махараджа Пратапарудра. jayati te ‘dhikam jamnana vrajah. Самые великодушные — bhuri-da. Значение «Гопи-гиты». Практическое знание «Шримад-Бхагаватам». Самый драгоценный дар. История Шриваса Пандита — гуру и ученика Шри Чайтаньи Махапрабху. 

 

Мы читаем «Шри Чайтанья-чаритамриту», Мадхйя-лила глава 16, Попытка Господа отправиться во Вриндаван. Начиная с текста 202:

 

sei naukā caḍi’ prabhu āilā ‘pānihāṭi’

nāvikere parāila nija-kṛpā-sāṭī

 

Пословный перевод

сеи наука̄ чад̣и’ — сев в ту же лодку; прабху — Шри Чайтанья Махапрабху; а̄ила̄ — достиг; па̄ниха̄т̣и — деревни Панихати; на̄викере — лодочника; пара̄ила — Он одел; ниджа-кр̣па̄-са̄т̣ӣ — в собственную одежду, как знак особой благосклонности.

 

Перевод:

Добравшись до Панихати, Господь в знак особой благосклонности к лодочнику подарил ему одежду со Своего плеча.

 

Текст 203:

‘prabhu āilā’ bali’ loke haila kolāhala

manuṣya bharila saba, kibā jala, sthala

 

Перевод:

Деревня Панихати стоит на берегу Ганги. Узнав о прибытии Шри Чайтаньи Махапрабху, там на суше и в воде собралась огромная толпа людей.

 

Комментарий:

Деревня Панихати расположена на берегу Ганги недалеко от Кхардахи.

 

Текст 204:

rāghava-paṇḍita āsi’ prabhu lañā gelā

pathe yāite loka-bhiḍe kaṣṭe-sṛṣṭye āilā

 

Перевод:

В конце концов Шри Чайтанью Махапрабху встретил Рагхава Пандит. Дорогу запрудила толпа людей, поэтому добраться до дома Рагхавы Пандита Господу стоило больших трудов.

 

Текст 205:

eka-dina prabhu tathā kariyā nivāsa

prāte kumārahaṭṭe āilā, — yāhāṅ śrīnivāsa

 

Перевод

 

Господь провел у Рагхавы Пандита всего один день. На утро следующего дня Он отправился в Кумарахатту, где жил Шриваса Тхакур.

 

Комментарий:

Сейчас Кумарахатта называется Халисахарой. После того как Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу, Шриваса Тхакур, переживая разлуку с Ним, переехал из Навадвипы в Халисахару.

Из Кумарахатты Шри Чайтанья Махапрабху направился в Канчанапалли, или Канчарападу, где жил Шивананда Сен. Проведя два дня у Шивананды, Господь пошел к Ва̄судеве Датте. Оттуда Он отправился в деревню Видьянагар, расположенную в западной части Навадвипы. Из Видьянагара Господь отправился в Кулияграму и остановился в доме Мадхавы даса. Он провел там неделю и за это время даровал прощение Девананде и другим оскорбителям. Поскольку Кавираджа Госвами упоминает имя Шантипурачарьи, некоторые думают, будто Кулия — это деревня недалеко от Канчарапады. Вследствие этого заблуждения они назвали деревню, находившуюся поблизости, Новая Кулияра-Пата. В действительности такой деревни не существует. Покинув дом Ва̄судевы Датты, Шри Чайтанья Махапрабху пошел в деревню, где жил Адвайта Ачарья. Оттуда Он отправился в западную часть Навадвипы, в Видьянагар, где остановился в доме Видья-Вачаспати. Об этом рассказано в «Чайтанья-бхагавате», «Чайтанья-мангале», «Чайтанья-чандродая-натаке» и «Чайтанья-чарита-кавье». Шрила Кавираджа Госвами не стал подробно описывать Его маршрут, вот почему некоторые недобросовестные люди, основываясь на «Чайтанья-чаритамрите», назвали деревню, находившуюся близ Канчарапады, Кулияра-Пата.

 

Шрила Прабхупада Ки Джай!

 

Мы читаем описание путешествия Чайтаньи Махапрабху из Шри Джаганнатха Пури во Вриндаван, но насколько нам известно, в этот раз Шри Чайтанья Махапрабху не мог дойти до Вриндавана. В действительности главным его намерением было посетить Навадвипу. Именно в этом эпизоде Его жизни мы видим, как Его стратегия, которую он тщательно обдумывал, находясь в Навадвипе, сработала. Потому что, пока Шри Чайтанья Махапрабху находился в Навадвипе и начинал свою Харинаму Санкиртану, и его великолепная миссия дать людям любовь к Богу, в наиболее атеистическом месте в Индии на то время, которое наполняли всевозможные представители философии логиков того времени, по сути люди с очень атеистическим умом, богатые, могущественные, но напрочь лишенные преданности Богу, без малейшего намека на уважение преданности Богу.

И с одной стороны это был успех, потому что многие присоединились к Нему и киртаны наполнили город, но в то же самое время, Шри Чайтанья Махапрабху чувствовал, что глубоко укоренившаяся склонность к оскорблению. Эта склонность к оскорблению была очевидной, потому что до того, как Шри Чайтанья Махапрабху начал его движение санкиртаны, атеисты Навадвипы ненавидели вайшнавов. Они угрожали Шривас Тхакура сбросить его дом в Гангу. Эти нападки на вайшнавов были повсюду, они бросали мясо и поливали вином рядом с домом Шривас Тхакура. Общее настроение в Навадвипе не было приятным, совсем… Шри Чайтанья Махапрабху будучи самым великим пандитом того времени, начал своё движение санкиртаны, и враждебность к вайшнавам утихла до некоторой степени, она уже не была столь острой как прежде. До этого вайшнавы были меньшинством, большинство были шахтами и были заняты различной деятельностью, они были шахтами и тантриками. Они проводили различные тамасические ритуалы, чтобы увеличить их благосостояние и другие материальные блага. И Чайтанья Махапрабху, чья репутация была очень высокой, который стал гордостью города и Навадвипы, после Его победы над Кешава Кашмири, и каждый пандит в Навадвипе по сути боялся Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому, когда Он стал вайшнавом, настроение мягко стало меняться. Больше не было той злобы и ненависти, которая присутствовала до этого, эта злоба просто стихла немного. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху, который мог чувствовать, что Его миссия не полностью реализовывается в Навадвипе, он задумал стратегию. Нам всем знаком эпизод: в котором Он был оскорблен собственным учеником. Его ученик сказал Ему: «Ты что о себе думаешь? Ты повторяешь — гопи, гопи, гопи… Тебе следует повторять — Кришна… И так далее».

Чайтанья Махапрабху решил принять санньясу, потому что в те времена санньяси был высоким статусом, все уважали санньяси, и традиционно к ним относились с почтением. Другими словами Шри Чайтанья Махапрабху решил попытаться в другом месте. Таким же образом Шрила Прабхупада, когда его спрашивали: «Шрила Прабхупада, зачем Вы приехали в Америку? Почему Вы начали вашу миссию в Америке?»  И Шрила Прабхупада отвечал: «Мои духовные братья отправились в Германию, в Великобританию и они потерпели крах.. И я подумал, — а не отправиться ли мне в Америку? Если я потерплю неудачу, то это хотя бы будет в другом месте». И точно по той же логике, Шри Чайтанья Махапрабху решил начать все с нуля в другом месте, в Джаганнатха Пури. И в Джаганнатха Пури он достиг ошеломительного успеха. Царь Пратапарудра в Джаганнатха Пури. Во первых Шри Чайтанья Махапрабху начал свою миссию в Джаганнатха Пури с обращения Сарвабхаума Бхаттачарьи в вайшнава, что было непростым достижением. Сарвабхаума Бхаттачарья был практически шикша-гуру царя, его главным советником и самым известным пандитом города. Затем царь Пратапарудра сам был обращен в вайшнава. И не просто был обращён, царь Пратапарудра стал его ревностным преданным. Он настолько был предан Шри Чайтанье Махапрабху, что он по сути выпустил указ в городе, что в каждой деревне Орисы должен быть храм Шри Чайтаньи Махапрабху. Когда Шри Чайтанья Махапрабху оставил этот мир, Махараджа Пратапарудра был полностью сокрушен горем, что он в общем-то отказался от своего царства. Он пожелал моментально отправиться во Вриндаван, когда новости об уходе Шри Чайтанья Махапрабху дошли до него. Он упал на землю и начал кататься по ней и рыдать, и затем решил отправиться во Вриндаван. Он короновал своего сына на трон, облачился в самые простые одежды, взалкаю Божество Шри Чайтаньи Махапрабху и отправился в своё путешествие во Вриндаван. К сожалению он очень заболел  из за своего эмоционального состояния, и остановившись недалеко от Джаганнатха Пури, в последствии болезни через несколько лет оставил тело. Весь остаток своей жизни он всецело  поклонялся Шри Чайтанье Махапрабху в форме Его Мурти. И в «Шри Чайтанья-чаритамрите» описывается, что когда Махараджа Пратапарудра впервые увидел преданных Шри Чайтаньи Махапрабху, ещё до того, как он увидел самого Шри Чайтанья Махапрабху, лишь преданных Шри Чайтаньи Махапрабху, которые прибыли из Бенгалии. В этот период, когда Шри Чайтанья прибыл в Джаганнатха Пури, Махараджа Пратапарудра был занят войной с Империей Виджая-Нагар, с царем Кришна Дева Райа. Бои происходили на Юге из за каких-то территорий, и в общем-то, он потерпел поражение потому что Кришна Дева Райа использовал запрещённые методы ведения войны. В любом случае он был далеко, был занят этим интенсивным конфликтом, и по прошествии нескольких лет, он вернулся в Джаганнатха Пури и услышал от множества разных людей о Шри Чайтанье Махапрабху. И он очень хотел увидеть Его, и конечно же сам Сарвабхаума Бхаттачарья рассказывал ему, что это Сам Бог. «Господь Вселенной пришёл и поселился в твоём королевстве. Представь, насколько ты удачлив! Ты даже не можешь себе представить!». Пожалуйста, попытайтесь представить на минуту состояние Махараджи Пратапарудры. Если кто-то скажет вам, что Сам Господь живет в Алачуа, по великой удаче, вам возможно захочется Его увидеть..?

Но вначале он увидел всех преданных из Бенгалии, приехавших в Пури, и он очень хотел познакомиться со всеми преданными, он настолько предвкушал свою встречу с Чайтаньей Махапрабху, что хотел знать каждую деталь о спутниках Шри Чайтаньи Махапрабху. И с Сарвабхаума Бхаттачарья, Гопинатх Ачарьей, Рамананда Раем, он поднялся на крышу дворца и впервые царь Пратапарудра увидел Харинама-санкиртану. Он увидел это совершенно необычное шествие, потому то царь Пратапарудра тут говорит: «Я видел много разных вариаций поклонения Господу Джаганнатху», Господь Джаганнатха был очень популярен, со всей Индии люди поклонялись Ему различными способами. Как в индуизме — так много разным ритуалов, способов поклонения Богу», и царь Пратапарудра разумеется знал это, и мог наблюдать много раз различные киртаны, всевозможные способы поклонения Господу, но впервые он видел бенгальских последователей Шри Чайтаньи Махапрабху совершающих prem-sankirtan. Они шли по улицам Джаганнатха Пури все сияющие, бесконечно прекрасные и переполненные любовью. Они следовали за Шри Чайтаньей Махапрабху, повторяя святые имена с такой любовью, что стоящий на крыше своего дворца Махараджа Пратапарудра произнес: «Я никогда не видел таких сияющих, прекраснейших, танцующих, и никогда раньше не испытывал такой любви».

Это был его первый опыт, первое взаимодействие с преданными Шри Чайтаньи Махапрабху, и его предвосхищение  и ожидание возросло в сотни раз, он нестерпимо ожидал увидеть Шри Чайтанью Махапрабху, логически рассуждая, что если Его последователи так прекрасны, настолько полны любви и света, столь прекрасные танцоры, то каков должен быть их предводитель, сам Шри Чайтанья Махапрабху. В конечном счете он столкнулся со множеством проблем, когда Рамананда Рай и Сарвабхаума Бхаттачарья организовали их встречу. И Шри Чайтанья Махапрабху в какой-то момент обнял Махараджа Пратапарудру в саду Джаганнатха Бхалава. Махараджа Пратапарудра был одет в очень простые одежды и повторял шлоки из «Гопи-гиты»:

jayati te ‘dhikam janmana vrajah.

Он повторял эти шлоки, и в какой-то момент Чайтанья Махапрабху, отлично понимая что это Махараджа Пратапарудра, с которым ранее Он отказался встречаться, но в это мгновение, слушая эти шлоки «Гопи-гиты», Шри Чайтанья Махапрабху подскочил и принялся обнимать Махараджу Пратапарудру. Когда Махараджа Пратапарудра повторил девятую шлоку «Гопи-гиты»,

 

tava kathamrtam tapta-jivanam

kavibhir iditam kalmasapaham

sravana-mańgalam srimad atatam

bhuvi grnanti ye bhuri-da janah

 

Шлоку, которая описывает тех людей, которые bhuri-da, которые по настоящему великодушны, которые хотят сделать нечто хорошее всем людям, они бродят по миру и повторяют святое имя и рассказывают о Кришне, и они распространяют Кришна-катху. В это мгновение Шри Чайтанья Махапрабху не смог больше сдерживать себя, Он вскочил и начал обнимать Махараджу Пратапарудру bhuri-da janah, Ты— самый щедрый, самый великодушный человек в мире, потому что Ты дал мне эту любовь к Богу. И разумеется, у Шри Чайтанья Махапрабху была эта любовь к Богу в сердце, но в момент, когда Он обнимал Махараджу Пратапарудру, Махараджа Пратапарудра пережил необыкновенную интенсивность чувств, он наконец-то понял непосредственное значение и смысл «Гопи-гиты». Он повторял «Гопи-гиту», он знал «Гопи-гиту» наизусть. Он знал «Шримад-Бхагаватам». Говорится, что он был хорошо образованный, который знал наизусть весь «Шримад-Бхагаватам». Каждый день перед началом исполнения своих обязанностей, он повторял «Шримад-Бхагаватам» и «Sancipt Ramayan», такие у него были привычки. Перед боем, перед тем, как отправиться на поле сражения, он вначале повторял «Шримад-Бхагаватам» и «Рамаяну». Но то, что произошло, когда сам Чайтанья Махапрабху обнял его, он по настоящему понял о чем весь этот «Шримад-Бхагаватам». Потому что теоретически мы можем знать «Шримад-Бхагаватам», мы можем даже выучить его наизусть, но осознать это практически, значит полюбить Бога.

В этот момент Махараджа Пратапарудра стал полностью обращенным. Он стал 100 процентным преданным Шри Чайтаньи Махапрабху, и он понял, что это Сам Бог, никто другой не мог этого сделать. На самом деле, когда он спросил Сарвабхаума Бхаттачарью: «Кто это?», когда он впервые увидел это шествие санкиртаны последователей Шри Чайтанья Махапрабху. Он спросил: «Что это?». И Сарвабхаума Бхаттачарья ответил:

 

caitanyera sṛṣṭi — ei prema-saṅkīrtana

 

«Эти мелодичные духовные звуки суть особое творение Господа — према-санкиртана, или совместное пение в экстазе любви к Богу».

 

Он пережил эту прему, наиболее драгоценный дар, когда либо подаренный человечеству.

Так он стал ревностным последователем Шри Чайтаньи Махапрабху. Сам храм «Шри Джаганнатхи» единственный на сегодня храм, в котором люди поклоняются Шри Чайтанье Махапрабху как Господу. Среди прекрасно представленных древнейших индийских храмов, это единственных храм, который официально признаёт Шри Чайтанья Махапрабху, как реинкарнацию Бога.

И с тех пор Махараджа Пратапарудра объявил Шри Чайтанья Махапрабху Богом, он провозгласил об этом на всю Ориссу и установил этот закон, что в каждом городе и деревне должен быть храм Шри Чайтаньи Махапрабху, где все должны поклоняться Шри Чайтанье Махапрабху.

И эта новость достигла Навадвипы. Можете ли вы себе представить реакцию жителей Навадвипы? Во первых они были поражены. Если кто-нибудь из Алачуа поедет куда-то, и не куда либо, это — Джаганнатх Пури, духовный центр того времени, и там будет признан с таким успехом! И естественным образом люди стали гадать: «Возможно Он таки Бог. Мы не поняли этого, когда Он жил среди нас, Он был необычным, Он был высоким, Он знал шастры очень хорошо, Он мог победить каждого в дебатах. Возможно что Он был таки Богом. Интересная идея, любопытный разворот». И они вправду задумались над этим. И стали приходить новости все больше и больше. Бенгальские преданные возвращались в Бенгалию, и они рассказывали о том, что происходит в Ориссе. То уважение и почёт, которых удостоился Шри Чайтанья в Ориссе невозможно себе даже представить, потому что когда, как в этом эпизоде Его жизни, когда он отправился в Бенгальцию из Джаганнатха Пури, Махараджа Пратапарудра приказал, чтобы в каждой деревне, в которой остановится Чайтанья Махапрабху, специально для него отстроят отдельный дом, для его путешествия, который бы снабжался махапрасадом из храма Джаганнатхи, потому что Он не должен был есть ничего кроме махапрасада Джаганнатхи. Поэтому курьеры, посыльные ездили из Джаганнатха Пури во все маленькие деревни, в которых останавливался Шри Чайтанья Махапрабху. Когда наконец-то Шри Чайтанья Махапрабху достиг Каттака, который был столицей Ориссы в то время, сам Махараджа Пратапарудра лично приехал встретить Его. И когда Шри Чайтанья уезжал, Махараджа Пратапарудра  всех своих жён, которых у него было тридцать, некоторое количество жён, он всех их посадил на слонов, и все жёны вместе с самим Махараджем следовали за Шри Чайтаньей Махапрабху на большое расстояние чтобы продемонстрировать своё почтение и восхищение, почитая Шри Чайтанья Махапрабху таким образом. Шри Чайтанья Махапрабху пересёк всю Ориссу и в результате, как мы читаем в этих строках «Шри Чайтаньи-Чаритамриты»  он достиг Панихатти. Он шёл по побережью Ориссы, не точно по берегу, но следуя направлению побережья. Он дошёл до Ганги, где река Хугли, один из рукавов Ганги, где река Хугли впадает в океан, и Он начал подниматься вверх вдоль берега Ганги.

И это другая история, которую мы описывали ранее, это уже не Орисса. Это уже мусульманский штат, управляемый одним абсолютно сумасбродным управляющим, который был пьяницей. Мусульманином и пьяницей. Просто быть мусульманином это уже весьма опасно, но если сверх этого вы ещё и пьяница, это уже нечто сверх экстремально. И Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, что лишь услышав о Шри Чайтанье Махапрабху этот пьяница мусульманин был обращён, встретившись с Шри Чайтаньей, он сокрушался: «Зачем я родился мусульманином! Почему я не родился индусом?». Он начал сожалеть о своей вере. Таким было мощное влияние Шри Чайтаньи Махапрабху. Он обратил этого мусульманина ещё до того, как они встретились. Мусульманин лишь услышал от своего шпиона, что некто святой, который собирается посетить его царство, и только от этой новости о Чайтанье Махапрабху, услышанной от других людей, этот мусульманин стал преданным по сути. Он уже был готов обриться и сохранить шикху, он бросил пить, что для него было серьезным событием.

И конечно сплетни в те времена распространялись несмотря на отсутствие интернета, очень хорошо, и так все это стало известно жителям Навадвипы и не только. И первое место в которое заехал Чайтанья Махапрабху было Панихатти, и не по случайности. Всего несколько лет до того, всего два года до этого, Шри Чайтанья Махапрабху обратится к Нитьянанде Прабху и попросил его не приезжать: «Оставайся в Бенгали». Он сказал Ему очень решительно: «Не приезжай в Джаганнатх Пури, осядь в Бенгали — это твоя prabhudata-desh. Именно там тебе следует проповедовать». И Нитьянанда Прабху начал свою проповедническую миссию с Панихатти. Панихатти было первое место, которое полностью, целиком было обращено в Вайшнавское вероисповедание. В предверии в Ориссе и Бенгалии был распространён буддизм. Говорится, что в Саптаграмме, который неподалеку от Панихатти, место под названием суварна-ваникс, каста из которой происходит семья Шрилы Прабхупады, очень известное, они было обращены Нитьянандой Прабху в Саптаграм Он обратил 20.000 буддистских монахов, если я не ошибаюсь, и такое же количество буддистских монашек. То есть подчеркивается — огромное количество монахов и монашек. Было так много монахов и монашек, в этом городе Саптаграме. То есть там не было вайшнавов, там были разные буддисты, и другие… Но Нитьянанда Прабху начал свою проповедническую миссию в Бенгали из Панихатти. И Панихатти стала стопроцентно вайшнавские городом, городом последователей Гаудио-вайшнавизма. Представьте себе как они прославляли Шри Чайтанья Махапрабху, когда тот пришёл? По сути Нитьянанда Прабху, который был послан в Бенгалию проповедовать, приготовил все к приезду Чайтаньи Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху желал вернуться но в другом обличии. До этого Он был просто местным мальчишкой, особенный местный мальчик, но никто не особенный… Он стал так популярен в Ориссе, что бенгальцы очень гордились Им. Он стал местной гордостью. Став гордостью Бенгалии Он знал, что обрёл огромное влияние на местных жителей. До этого они не могли оценить Его. Они слышали Его киртан, когда он шагал по улицам Навадвипы, но никто особо не был впечатлён. Но в этот раз, Шри Чайтанья Махапрабху вернулся в Западную Бенгалию с очень определенной задачей — обратить всех этих очень убежденных атеистов в вайшнавов, и Он с ней справился. Даже. Панихатти, говорится в стихах, что они прославляли, что тысячи людей прославляли Шри Чайтанья Махапрабху, они заполняли побережье и входили в Гангу, чтобы Его поприветствовать, потому что на побережье уже не осталось места, такой была толпа встречающих. Шри Чайтанья Махапрабху приплыл в лодке и тысячи и тысячи людей приветствовали Его. И все повторяли: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе… и кричали: «Харибол!».

В одной из биографий Шри Чайтаньи Махапрабху говорится, что куда бы Чайтанья Махапрабху не направился, когда Он приплыл в Бенгалию, толпы были такими огромными, что Он был вынужден передвигаться с места на место по ночам, когда люди спали, и можно было тихо прошмыгнуть из дома и пойти в другое место. И когда люди обнаруживали Его новое местопребывание, они направлялись туда. Настолько Он был популярен и прославился своей миссией распространения любви к Богу. Таким образом Он путешествовал по Бенгалии.

С этого я начал свою лекцию, что стратегия, разработанная Шри Чайтаньей Махапрабху в Навадвипу доказала свой успех. Он действительно достиг своих целей и стал главной аттракцией города, вернувшись в Бенгалию. Но что интересно, как тут описывается, вначале Он пришёл в Панихатти и встретился с Рагхава Пандитом, который был очень продвинутым преданным вместе с его сестрой. У Рагхава Пандита Он гостил один день , и затем прямиком отправился в Кумарахатту. Кумарахатта было местом рождения Ишвара Пури. Как нам известно, Ишвара Пури духовный учитель, гуру Шри Чайтаньи Махапрабху. Говорится, что Он взял немного земли с этого места, и принимал его по чуть-чуть каждый день чтобы послушать энергию этого места. Я забыл упомянуть одну очень любопытную деталь: когда Шри Чайтанья Махапрабху начал своё путешествие из Джаганнатха Пури в направлении Бенгалии намереваясь затем отправиться во Вриндаван, Махараджа Пратапарудра приказал, чтобы в каждом месте остановки Шри Чайтаньи Махапрабху для омовения, чтобы установили особую колонны, как памятники, напоминающие, что в этом месте Шри Чайтанья Махапрабху принял омовение. И Махараджа Пратапарудра сказал: «Я лично приду в такое место и приму омовение чтобы очиститься».

Просто чтобы дать вам понять каков был почёт Шри Чайтанья Махапрабху в Ориссе. Конечно, в Бенгалии этот почёт не был менее значительным, благодаря проповеди Нитьянанды Прабху и других..

Но о чем я начал говорить, что Шри Чайтанья Махапрабху сразу же пошёл в Кумархатту. И в Кумархатта, месте рождения Ишвара Пури, Он оставался целую неделю. И он оставался там в доме Шриваса Пандита, как тут говорится.

Шриваса Пандит, мы, разумеется знаем, один из первых преданных Шри Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе. Собственно до того, как Шри Чайтанья Махапрабху стал преданным, когда он был ещё просто пандитом, вайшнавы очень боялись Шри Чайтанью Махапрабху. Им не нравилось с Ним связываться, потому что Он постоянно втягивал их в какие-то бесполезные дебаты и споры, поэтому они Его извергали. В какой-то момент, Шривас Пандит, который был вайшнавом, очень глубоким вайшнавом, он и его три младших брата переехали из Бангладеша в Навадвипу. Однажды он увидел Чайтанья Махапрабху, одержавшего победу в дебатах над одним очень гордым пандитом. И за Ним следовала группа учеников, и Он шагал гордо с книгами в руках… И Шривас Пандит поступил очень необычным образом. Он не мог удержаться, и он начал орать на Шри Чайтанья Махапрабху: «Глупый пандит! Ты думаешь, что изучив эту грамматику Ты станешь счастливым?! Это абсолютно бесполезно. Это Тебе не поможет, это не спасёт Тебя! Тебе бы следовало стать преданным!». И он начал проповедовать Ему в стиле ИСККОН.

Для Шри Чайтаньи Махапрабху это было неожиданным заявлением, потому что обычно  люди не смели бросать Ему вызов. Шри Чайтанья Махапрабху был слишком пугающей личностью для всех, и тут какой-то Шривас Пандит, он был пандитом, но все же он посмел бросить вызов Шри Чайтанье Махапрабху, таким необычным образом. И Шри Чайтанья Махапрабху остановился и посмотрел на Шриваса Пандита с огромной благодарностью и произнёс: «Возможно однажды Я стану вайшнавом, по милости и благословению такого вайшнава как ты, может быть и со Мной это тоже произойдет». По факту это был Шривас Пандит, тем кто благословил Его первым стать преданным. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху сразу направился в дом Шриваса Пандита, и оставался там всю неделю. И Шривас Пандит был так тронут, он не знал, что Чайтанья Махапрабху уже сказал пяти самым приближенный своим последователям, что собирается принять санньясу. Никто кроме них об этом ещё не знал. Конечно интуиция Шачимати подсказывала ей и Вишнуприи, что Он намерился принять санньясу. Но Шривас Пандит об этом не знал.

Ежедневно перед началом дневных обязанностей Шривас Пандит шёл в дом Чайтаньи Махапрабху, Нимаю пандиту, и просил Его благословений, принимал Его даршан. В то утро, когда Шри Чайтанья ночью покинул Навадвипу, отправляясь в Катву принять санньясу, Шривас Пандит пришёл в дом Шачимати. И увидев Шачимату он спросил: «Где Нимай пандит?». Шачимала безутешно рыдая от боли разлуки, она потеряла сознание. И через какое то время, придя в себя, она сказала: «Он ушел из дома навсегда. Он отправился принять санньясу. Он никогда не вернётся». И когда Шривас Пандит это услышал, он упал в беспамятстве. Теперь она брызгала его водой. И боль разлуки была такой нестерпимой, что он больше не мог продолжать жить в Навадвипе, не мог там больше оставаться. И за несколько дней он и три его брата собрали свои пожитки и отправились в Кумарахатту. Потому что это было слишком больно. Потому что куда бы в Навадвипе он не зашёл, все ему напоминало, что Нимая пандита здесь больше нет. Поэтому он переехал в Кумарахатту и жил всю оставшуюся жизнь там со своей женой и его тремя младшими братьями.

И затем, как тут говорится, Шри Чайтанья Махапрабху из Кумарахатта ушел вверх по течению Ганги в Шантипур, и Видьянагар. И там Он встретился с Девананда Пандитом. И там Он простил людям, просившим о милости все их оскорбления. Но это другая часть этой главы из «Шри Чайтанья-чаритамриты». Но я дальше не продолжу, и остановлюсь на этом. Большое спасибо.

Есть какие-то вопросы?

 

Вопрос:

(Не ясно)

 

Ответ Гурудева:

Его оскорбление было направлено на Шриваса Пандита. Девананда Пандит был выдающимся знатоком Вед в Навадвипе, великим знатоком «Шримад-Бхагаватам», и однажды он цитировал его студентам Бхагаватам, и Шривас Пандит проходил мимо и он услышал звуки «Шримад-Бхагаватам» и его так это впечатлило, что он вошел, сел и прислушался. Девананда Пандит цитировал «Шримад-Бхагаватам» и в какой-то момент Шривас Пандит начал кататься по земле и рыдать. И все ученики Девананды Пандита посмотрели на него с отвращением — «он всего лишь

мешает нашей лекции по «Шримад-Бхагаватам», что он о себе возомнил?». Они подняли его и вышвырнули на улицу. И он очень сожалел в сердце, и начал плакать, из-за этого унижения. Не потому что лично его оскорбили, он сожалел за этих глупых учеников, и глупого учителя, который их не обучил как следует. И Чайтанья Махапрабху очень серьезно отнесся к этому оскорблению Шриваса Пандита.

 

Вопрос:

Спасибо Вам за замечательную лекцию. За то как Вы все связали между собой. (Плохо слышно).

 

Ответ Гурудева:

Да, это именно так же как когда Шрила Прабхупада приехал в Америку. Он не был почитаем в Индии, но когда он прославился на Западе, то тогда он уже вернулся в Индию совсем иначе, и стал гордостью Индии.

 

Вопрос:

Шри Чайтанья Махапрабху до того, как осесть в Пури, Он побывал на Юге Индии, были ли на то какая-то особая причина или задуманная стратегия, по которой Он следовал?

 

Ответ Гурудева:

Да, с одной точки зрения в этом была стратегия… Потому что реальная причина, в соответствии с нашими ачарьями по которой Он отправился на юг — это встретиться с Рамананда Раем. Когда Он обратил в вайшнавизм Сарвабхаума Бхаттачарью в Джаганнатха Пури, Сарвабхаума Бхаттачарья сказал: «О, это тот самый Рамананда Рай, которого я слышал раньше, и я не удостоил его своим вниманием. Но встретив Тебя я понял, кем на самом деле является Рамананда Раи. Он — парамарасика вайшнава, и Ты пришёл встретиться с ним».

Так что настоящая причина похода Шри Чайтаньи Махапрабху на юг — это встретиться с Рамананда Раем. Потому что Рамананда Раи это сама Вишакха Деви, и Чайтанья Махапрабху одержим такими же сантиментами как Шримати Радхарани, и поэтому Ему необходим гуру. Так Рамананда Раи стал Его шикша гуру. В этом главная причина Его путешествия.

 

Вопрос:

Спасибо большое, махараджа за прекрасную лекцию, Вы говорите, что Пури было местом, которое признало Шри Чайтанью Махапрабху Богом. И что это месте, в которое очень известно своими стандартами на всю Индию. Почему тогда так много индийцев ничего не знают про Господа Чайтанью?

 

Ответ Гурудева:

Шри Чайтанья Махапрабху однозначно не очень известен в Индии, возможно потому что Майкл Джексон более популярен, благодаря влиянию интернета. Он был очень популярен в Индии, после своих путешествий и посредством влияния Махараджи Пратапарудры, который был очень могуществен и влиятелен. Но такова природа — люди забывчивы. Даже Сам Кришна говорит:

akalene hamahata nasta parantapa

под влиянием времени люди забывают.

Но все-таки Сачбуч храм там внутри храмовой двора Хакамада Джаганнатхи, где преданные Шри Чайтаньи Махапрабху поклоняются Сачбуч форме Шри Чайтаньи Махапрабху. И золотое Мурти Шри Чайтаньи Махапрабху установлено в главном Храме Джаганнатха Пури. Это беспрецедентно особенный статус. Несколько лет назад мне попался эпизод, современный царь Пури относится к Шри-Сампрадайе, поэтому на куполе Храма Джаганнатхи вы можете видеть вайшнавские тилак. До этого, цари Ориссы, после Шри Чайтаньи Махапрабху были гаудия-вайшнавами. Я думаю прадед настоящего царя Пури он стал шри-вайшнавом. Один из шри-вайшнава ачарьев пришёл к царю Ориссы, не к современному, но к его прадеду, который был официальным главным управляющим Храма. Он начал вести переговоры с ним и сказал: «Шри Чайтанья Махапрабху там в Кампауне, Ему поклоняются, почему бы нам не установить заодно и Мурти Рамануджачарье?». И царь решительно отверг его: «Нет! Даже если ты принесешь мне все богатства мира, этого не произойдёт! Чайтанья Махапрабху — сам Бог! Ему будут поклоняться. Рамануджачарья он — Ачарья, мы почитаем его».. Вот так.

 

Вопрос:

Махараджа Пратапарудра выполнял определенную садхану перед тем, как (неслышно).. И также и Вы, перед началом лекции прочитали молитвы, и некоторые ученики повторяли вместе с Вами. Что это за молитвы?

 

Ответ Гурудева:

Это

yo ’ntaḥ praviśya mama vācam imāṁ prasuptāṁ

Это первый стих Дхрувы Махараджа. Когда маленький мальчик Дхрува Махарадж встретил Вишну он хотел восхвалить Его. Но не мог, будучи маленьким мальчиком. Тогда Вишну дотронулся до его головы и благодаря этому соприкосновению все знание проявилось в его уме, и он начал прославлять Господа и говорить: «Когда я прославляю Тебя, Ты вошёл в меня и эти прославления сами льются из меня». Значение этой мантры в том, что «я не могу прославить Тебя, только если Ты войдешь в меня и осветишь все Твоим светом, я буду в состоянии произнести что-то достойное Тебя».

Это Четвёртая Песнь 9 глава шестой стих.

Большое спасибо. Шри Шри Гоур-Нитай, Шри Шри Радха-Шьямасундара Кришна Баларам Ки Джай!

 

 

 

 

 

 

 

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы